Мода и стиль

Аль-Бируни — ученый энциклопедист. Аль-бируни биография Название труда аль бируни

Аль-Бируни — ученый энциклопедист. Аль-бируни биография Название труда аль бируни

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед aль-Бируни (Abu Arrayhan Muhammad ibn Ahmad al-Biruni) (973-1048) - среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма (ныне часть Узбекистана). Живя в условиях господства мусульманской религии, враждебно относившейся к науке, он смело выступил против религиозного миропонимания. Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. Постигнуть эти законы можно только с помощью науки. За свои передовые взгляды Бируни подвергался преследованиям и трижды вынужден был покидать родину и жить в изгнании.

Научные труды Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию. Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма - для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные - наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др.

Каждый народ отличился в развитии какой-нибудь науки или практики.

Аль-Бируни

А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой. Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков: самый крупный стенной квадрант - угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2`; самое точное определение наклона эклиптики к экватору и векового изменения этой величины; новый метод определения радиуса Земли - по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.

Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел - планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.

В самом первом сочинении "Хронология древних народов" (1000 г.) Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Астрономические исследования изложены им в "Книге истолкования основных начал астрономии" и в других научных трудах.

Учёный поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги.

Аль-Бируни

Аль-Бируни - фото

Аль-Бируни - цитаты

Учёный поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги.

«Индия» Бируни (973–1048) – замечательный памятник науки стран азиатского Востока, содержащий важнейшие сведения о народах Индии, их обычаях, религии и философских системах, изложенные с глубоким знанием дела и поразительной для того времени объективностью. Сведения, приводимые в книге, полностью сохраняют своё значение и в наши дни как ценный фактический (исторический, этнографический и географический) материал, во многом уникальный и вполне надёжный.

Русский перевод этой книги был выполнен по заказу Института востоковедения Академии наук Узбекской ССР и ранее опубликован в составе «Избранных произведений» Абу Райхана Бируни, выпущенных в Ташкенте. Естественно, тираж издания был невелик и почти целиком разошёлся в Узбекистане, за пределами которого книга осталась малоизвестной. Между тем перевод адресован не только специалистам, но и более широкой читательской аудитории. Теперь современный российский любитель истории, выросший уже после выхода ташкентского издания, сможет с ним ознакомиться.
Перевод, к счастью, не потребовал пересмотра. Он был выполнен по единственной критической публикации арабского оригинала, подготовленной в Европе на основе отлично сохранившейся рукописи середины XII века, которая прямо восходит к автографу Бируни. Со времени выхода в свет нашего издания не было обнаружено каких-либо материалов, кои могли бы его существенно уточнить. Поэтому в данный репринт внесены лишь несколько исправлений, устраняющих замеченные промахи и опечатки первого издания.
О самом произведении и его авторе подробно рассказывается в предисловии 1961 г. Заметим лишь, что истекший период ничего не изменил в понимании учёными «Индии». Согласно авторскому замыслу произведение было призвано служить мусульманам-интеллектуалам источником знания о духовной культуре, традициях и обычаях индийского народа.
Казалось бы, нынешним россиянам нет необходимости обращаться к средневековому арабскому источнику ради познания индийской культуры, ведь они располагают огромными, постоянно расширяющимися возможностями для получения любых сведений об Индии и её ближайших соседях (Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке, Мальдивах, Непале, Бутане), вместе с которыми эта страна делит великий южный субконтинент, собственно и имеющийся в виду, когда речь заходит об Индии в широком историческом контексте, как например в книге Бируни. Кроме того, современному русскоязычному читателю стали доступны многочисленные переводы с санскрита и других индийских языков, исследования отечественных и зарубежных индологов.
Тем не менее, труд Бируни сохраняет свое значение как уникальная сокровищница мысли и памятник литературы. Он вобрал в себя и запечатлел восприятие представителем иной, ближневосточной и среднеазиатской культурной традиции, мусульманином, неисчерпаемого индийского наследия. Критически мыслящий автор «Индии» то невозмутимо пересказывает известные ему факты, то излагает события с явным сочувствием и восхищением, то переходит к открытой полемике. Мы надеемся, что бессмертный труд Бируни не оставит равнодушным заинтересованного российского читателя.

Предисловие 7
Введение 57

Индия (Текст) 63
Глава I, в которой излагаются и устанавливаются общие сведения об индийцах до начала нашего рассказа о них.

Глава II, в которой излагается вера индийцев в бога, - хвала ему!

Глава III, где рассказывается о вере индийцев относительно разумных и чувственных созданий.

Глава IV - о причине действия и связи души с материей.

Глава V - о состоянии душ и их странствии в мире посредством переселения из одного тела в другое.

Глава VI, рассказывающая об иных мирах и местах воздаяния в раю и аду.

Глава VII - о том, как происходит избавление от бренного мира, и описание пути, ведущего к этому.

Глава VIII - о различных видах созданий и их названиях.

Глава IX, рассказывающая о кастах, которые индийцы называют "цветами", и более низких кастах.

Глава X - об источнике религиозных и светских законов индийцев, о пророках и о возможности отмены отдельных законов.

Глава XI - о начале поклонения идолам и о том, каковы эти идолы.

Глава XII, где рассказывается о Ведах, пуранах и религиозной литературе индийцев.

Глава XIII, где рассказывается о книгах индийцев по грамматике и поэзии.

Глава XIV, где рассказывается об индийских книгах по другим отраслям знаний.

Глава XV, в которой излагаются сведения об индийской системе мер, чтобы облегчить понимание встречающихся в этой книге мер.

Глава XVI, в которой излагаются сведения об индийском письме, арифметике и тому подобных предметах и некоторых индийских обычаях, которые могут показаться диковинными.

Глава XVII, где рассказывается об их науках, которые простирают крылья над горизонтом невежества.

Глава XVIII, содержащая различные сведения об их стране, реках, море и некоторых расстояниях между их областями и границами.

Глава XIX - о названиях планет, знаков зодиака, лунных станций и тому подобном.

Глава XX, в которой рассказывается о Брахманде.

Глава XXI - о форме земли и неба согласно религиозным представлениям, которые восходят к устным известиям и преданиям.

Глава XXII, где рассказывается о полюсе и преданиях о нем.

Глава XXIII, где рассказывается о горе Меру согласно представлениям, коих придерживаются авторы пуран и другие.

Глава XXIV, в которой подробно рассказывается о семи двипах по пуранам.

Глава XXV, где рассказывается о реках Индии, их истоках и их течении через различные области.

Глава XXVI - о форме неба и земли по учению индийских астрономов.

Глава ХХVII - о первоначальных двух движениях по учению индийских астрологов и авторов пуран.

Глава XXVIII - об определении десяти стран света.

Глава XXIX - об определении населенной части земли согласно представлению индийцев.

Глава XXX, в которой рассказывается о Ланке, известной под названием "Купол Земли".

Глава XXXI - о разнице расстояний между областями, которую мы называем "разностью двух долгот".

Глава XXXII, где рассказывается о длительности и о времени вообще, о сотворении мира и его гибели.

Глава XXXIII - о различных видах суток и о дне и ночи.

Глава XXXIV - о делении суток на меньшие части.

Глава XXXV - о различных видах месяцев и годов.

Глава XXXVI - о четырех мерах времени, которые называются мана.

Глава XXXVII - о частях месяца и года.

Глава XXXVIII - о том, что составляется из суток, включая длительность жизни Брахмы.

Глава XXXIX - о том, что превосходит длительность жизни Брахмы.

Глава ХL, в которой рассказывается о сандхи, то есть промежутке, соединяющем два отрезка времени.

Глава ХLI - о разъяснении терминов кальпа и чатур-юга и об определении одного из них посредством другого.

Глава ХLIІ - о делении чатур-юги на юга и о противоречивых мнениях по этому вопросу.

Глава ХLIII - об особых чертах, присущих четырем югам, и рассказ обо всем, что ожидается в конце четвертой из них.

Глава ХLIV, в которой рассказывается о манвантарах.

Глава ХLV, рассказывающая о созвездии Большой Медведицы.

Глава ХLVІ - о Нараяне, его появлении в разные времена и о его именах.

Глава ХLVІІ, рассказывающая о Васудеве и войнах Бхаратов.

Глава ХLVІІІ - о разъяснении меры акшаухини.

Глава ХLIХ - общие сведения об эрах [индийцев].

Глава L - о том, сколько звездных циклов входит в каждую кальпу и каждую чатур-югу.

Глава LI - об объяснении терминов адхимаса, унаратра и ахаргана, выражающих различные периоды, составленные из дней.

Глава LII - об общем объяснении вычисления ахарган, то есть обращении годов и месяцев в дни и обратном действии по переводу дней в годы.

Глава LIII - об обращении годов [в месяцы] частными действиями, применяемыми для некоторых подразделений времени [в эрах].

Глава LІV - о вычислении среднего положения планет.

Глава LV - о порядке, расстояниях и размерах планет.

Глава LVІ - о лунных станциях.

Глава LVІІ - о солнечных восхождениях звезд и рассказ о жертвоприношениях и обрядах индийцев в это время.

Глава LVІІІ - о последовательной смене прилива и отлива в водах океана.

Глава LIХ, рассказывающая о солнечном и лунном затмениях.

Глава LХ, где рассказывается о парване.

Глава LХI - о хозяевах времени с точки зрения религиозного закона и астрономии и о других примыкающих к этому вопросах.

Глава LХII - о шестидесятилетней самватсаре, называемой также шаштьябда.

Глава LХІІІ - о том, что особо касается брахманов, и о том, что они должны делать в течение своей жизни.

Глава LХІV - об обычаях, которым следуют на протяжении своей жизни представители других, кроме брахманов, каст.

Глава LХV, рассказывающая о жертвоприношениях.

Глава LХVІ - о паломничестве и посещении почитаемых мест.

Глава LХVІІ -о милостыне и о том, что следует с имущества.

Глава LХVІІІ- о том, что дозволено и запрещено для употребления в пищу и питье.

Глава LХІХ - о браках, месячных, о состоянии зародышей и о родах.

Глава LХХ - о судебных тяжбах.

Глава LХХІ - о наказаниях и искуплениях.

Глава LХХII - о наследствах и правах умершего на наследство.

Глава LХХІІІ - о выполнении долга по отношению к телу умершего и правах живых на свои тела.

Глава LХХІV - о посте и его разновидностях.

Глава LХХV - об определении дней поста.

Глава LХХVІ - о праздниках и увеселениях.

Глава LХХVІІ - об особо почитаемых днях, о счастливых и несчастливых моментах для достижения [небесной] награды.

Глава LХХVІІІ, где рассказывается о каранах.

Глава LХХІХ, рассказывающая о йогах.

Глава LХХХ, в которой рассказывается об основах юдициарной астрологии индийцев и дается краткое изложение их вычислений.

Добро пожаловать! Khush kelibsiz! Қош келдіңіз! Кош келдыныздер! Хуш омадед ! Hoş geldiňiz! !ترحيب


Гениальные люди не умирают. Потому что их интеллектуальная, эмоциональная и духовная Bселенная настолько богата, объемна, многогранна, что после их физической смерти мы ощущаем не только их влияние, но и незримое присутствие. Мы соотносим с ними свои поступки, советуемся, учимся. И поэтому из далеких веков великий учитель Беруни обращается к нам-сегодняшним.

Абу Райхан Беруни (Бируни; Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмад аль-Бируни) (973–1048). 75 лет


Выдающийся узбекский ученый-энциклопедист.

Родился 4 сентября 973 года в древней столице Хорезма – городе Кят. О ранних годах жизни Беруни известно очень мало, кроме того, что был он круглым сиротой. О своем происхождении он писал: "...не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему своего деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца!".
В детстве за большой нос он получил прозвище «Бурунлы» («носатый»). Но, кроме выразительной внешности, с детских лет Беруни отличался проницательным умом, прекрасной памятью и неодолимым стремлением к знаниям.
Гипотезу о происхождении Беруни из городских низов (уже почти утвердившуюся в научной литературе) справедливо поставил под сомнение крупнейший исследователь жизни и творчества Беруни П.Г. Булгаков. Такая гипотеза, по мнению П.Г. Булгакова, не объясняет, как Беруни еще ребенком очутился в дворцовых покоях династии Иракидов, где к нему, по его собственному признанию, относились как к родному сыну и где он получил блестящее образование; почему он «быстро приблизился к фигуре самого хорезмшаха».

Детство и юность Беруни прошли в доме двоюродного брата хорезмшаха Абу Абдаллаха из местной династии Иракидов – одного из выдающихся ученых-математиков Хорезма того времени – Абу Наср Мансура ибн Али ибн Ирака (ему принадлежит одно из первых доказательств теоремы синусов для плоских и сферических треугольников).
Абу Наср был искренне привязан к своему воспитаннику, и эту привязанность сохранил на всю жизнь, продолжая трогательно опекать его и давать наставления, даже когда научная слава ученика намного превзошла его собственную. С годами наставничество уступило место сотрудничеству, и духовная близость этих двух людей, поставивших выше всех земных благ бескорыстное служение истине, определит удивительную схожесть их человеческих путей – судьба, разлучавшая их часто и надолго, в конце концов сведет обоих в изгнании, где оба закончат свою жизнь, так и не увидев родной земли.

Любознательный Беруни с детства старался расширять сведения о мире, полученные им от воспитателя. В своем труде «Фармакогнозия в медицине» он писал, что по своей натуре смолоду был наделен чрезмерной жадностью к приобретению знаний. В качестве свидетельства этому Беруни приводит такой пример: когда ему было около семи лет, в их округе поселился один грек, которому он приносил разные зерна, семена, плоды, растения и прочее, расспрашивал, как они называются на его языке, и записывал названия. Потом грек познакомил Беруни с другим знающим человеком по имени Масихи, который рекомендовал ему необходимые для прочтения книги и объяснял непонятные вещи. Своё первое сочинение "Хронология древних народов", в котором он собрал и описал все известные в его время системы календарей, применявшиеся у различных народов, Беруни написал, когда ему исполнилось немногим более двадцати лет.

Удивительна также схожесть земного пути Беруни с судьбой другого величайшего его современника – Абу Али Ибн Сины , с которым они, кстати, активно обменивались письмами, обсуждая натурфилософские взгляды Аристотеля.
Как и Ибн Сину, судьба то возносила Беруни, то била его оземь: годы спокойной жизни, наполненной научными изысканиями и дворцовыми почестями, сменялись годами бедности и изгнания.
Беруни несколько раз пришлось пережить потерю всех своих рукописей, и все начинать с нуля на новом месте. Но сила духа и стремление к научному поиску не позволяли Беруни опускать руки даже в безнадежных ситуациях.

С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, Беруни жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. По принуждению султана Беруни участвовал в походах Махмуда в Индию, где и прожил вторую половину жизни. Об обстоятельствах его переезда в Газну ходит множество легенд. Добровольно ли он отправился в столицу султана Махмуда в поисках хорошего заработка или насильственно был уведен туда под стражей и в кандалах, как опасный преступник? Большинство исследователей склоняется ко второй версии: когда в 1017 году столица Хорезмийского княжества была разрушена, великий ученый попал в плен и «в качестве пленника-заложника он вместе с другими видными хорезмийцами был отведен в Газну» и был даже там посажен в тюрьму. После освобождения в Газне ученый вел замкнутый образ жизни, и только работа оставалась его единственной радостью.
Только в течение двух дней в году – в день Нового года и в праздник Михрджана – он отдавался заботам по приобретению запасов пищи и одежды, а в остальные дни года полностью посвящал себя науке.

Существует легенда, что однажды сам султан Махмуд вздумал испытать логику и знания Беруни. Для этого он устроил аудиенцию в большом зале своего дворца, в котором было четверо дверей. И повелел ему угадать, через которую из них он войдет в зал. Беруни тотчас попросил бумаги и чернил, и, написав записочку, в которой содержался ответ, спрятал ее под подушку, на которой обычно сидел султан. Тот приказал разломать часть стены в зале и вошел в этот пролом. Вынув же из-под подушки записку Беруни, нашел в ней ответ, что султан должен войти в залу через пролом в стене.
Разъяренный Махмуд приказал немедленно выбросить ученого в окно, но Беруни загодя велел подготовить под окном скат, по которому и скатился без всякого вреда для себя.

В старости Беруни потерял зрение, но до последней минуты своей жизни считал главным «механизмом» продолжения жизни бодрый дух. Умирая 9 декабря 1048 года в Газне, Беруни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вел беседы на научные темы. Прощаясь с друзьями, последнего он спросил: «Ах да, все хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счета неправедных прибылей?». Пораженный друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».

Беруни был энциклопедически грамотным человеком, с разносторонними интересами. Арабский язык, грамматику и стилистику Беруни выучил сам. Кроме того, он знал девять языков Востока (помимо хорезмийского и арабского), в том числе санскрит и хинди, а также греческий и латынь.

Всего он написал 45 трудов по разным дисциплинам: медицине, фармакологии, фармакогнозии, истории, географии, математике, астрономии, геодезии, филологии, минералогии. Он рассчитал радиус Земли, установил угол наклона эклиптики к экватору, описал лунные затмения с изменением окраски Луны при них, а также солнечные, проанализировав характер солнечной короны, высказал идею об огненной природе звезд и солнца, в отличие от планет.

В награду за составление звездных таблиц султан послал Беруни в дар слона, нагруженного серебром. Но ученый вернул дар казне, сказав: «Мне не нужно серебро, у меня есть высшее богатство – знания» .

Капитальный труд Беруни «Фармакогнозия в медицине» («Китаб ас–Сайдана фит–т–тибб») имеет большое значение и в настоящее время. В этой книге он подробно описал около 880 растений , их отдельные части и выделения; привел их точные описания, упорядочил терминологию. Описание растений сопровождается рисунками с их изображениями. «Сайдана» («Фармакогнозия») содержит также богатый материал о распространении лекарственных растений и их ареалах.

Беруни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских, и других названий растений . Эти синонимы до сих пор используются в современной фармакогнозии при расшифровке древних трактатов.


Для европейской науки «Сайдана» («Фармакогнозия») была неизвестной до 1902 г.

Афоризм Беруни: «Ученый поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги».

Еще один афоризм: «Ни один народ не избавлен от невежественных людей и руководителей, еще более невежественных ».


АСТРОЛОГИ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит

Величайший научный гений раннего Средневековья Бируни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом. Нередко историки науки всю первую половину XI века называют «эпохой Бируни». Его можно отнести к числу одного из первых в мире энциклопедистов, научный подвиг которого смогли повторить лишь очень немногие и гораздо позже. Но Бируни изучал и науку о звёздах и считался большим мастером хорарной астрологии. одним из наиболее его известных произведений является уникальный трактат «Книга наставлений по основам искусства астрологии».

История знает немало гениев, наделенных выдающимися способностями во всех областях человеческой деятельности. Такие люди составляют золотой фонд человечества.

При переходе от первого ко второму тысячелетию Восток преподнес миру целую плеяду мыслителей, чьи труды до сих пор входят в сокровищницу мировой культуры. Среди имен Ибн Сины, Ибн Рушда и Омара Хайама по праву выделяется аль-Бируни. Его фигура уникальна. Нередко историки науки всю первую половину XI века называют «эпохой Бируни» С полным на то основанием его можно от нести к числу одного из первых в мире эн циклопедистов, научный подвиг которого смогли повторить лишь очень немногие, и го раздо позже. Его творческое наследие насчи тывает более 150 сочинений по астрономии математике, географии, минералогии, химии этнографии, философии, истории, биологии медицине и астрологии.



Бируни (Абу-Райхан Мухаммад ибн Ахмад иль Бируни) родился 4 сентября 973 года в городе Кит, одном из городов древнего государства Хорезм (ныне город Бируни республики Узбекистан). Мы практически ничего не знаем о его детских и юношеских годах. Известно лишь, что он получил блестящее математическое и философское образование. Бируни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом.

Основная часть его жизни протекала при дворах правителей различных государств. Первоначально он жил при дворах правителей Кята и Кургана, а затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, где он создал и возглавлял одно из первых научных учреждений в мире - Академию Мамуна, ставшую крупнейшим центром пауки в Центральной Азии. О высоком уровне этой Академии свидетельствует то, чго в ней трудились такие учёные с мировым именем, как Абу-али-ибн Сина, более известный под прозвищем Авиценна и основатель алгебры Мухаммад ибн Муса аль Хорезми.

В 1017 году Хорезм был завоёван султаном Махмудом Газневидом, и по его приглашению Бируни жил в Газни при его дворе. В качестве учёного он принял участие в нескольких походов Махмуда в Индию, и несколько лет прожил в этой стране. В 1030 году им была завершена фундаментальная работа, явившаяся следствнем его путешествий по Индии «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых», известная больше под названием «Индия». В ней он дал подробное научное описание быта, культуры, истории и философии индусов.

Бируни ярчайший представитель знака Девы наряду с Солнцем и асцендентом находятся также Меркурий и Восходящий Лунный узел.


Во всем зодиаке Дева является единственным знаком, где её управитель - Меркурий находится одновременно и в обители, и в своей экзальтации. То есть человек, у которого в гороскопе Меркурий попадает в этот знак, как правило, отличается высоким интеллектом, упорядоченностью в приобретении информации, великолепной логикой, а также умением подмечать мелочи и их классифици ровать.

Но здесь Меркурий выделен особо, т.к. попадает в один градус с Восходящим Лунным узлом, т.е. все его качества усиливаются многократно и связаны непосредственно с эволюционным ростом человека.

Более того, характеристика этого 25 гра дуса Девы непосредственно указывает на большую умственную активность, и самое главное - удачу и везение, т.к. это королев ский градус.

В гороскопе Бируни знак Девы является ещё и Восходящим, что концентрирует внимание личности на точных науках. По сути дела, на чала современной математики неразрывно связаны с его именем. Именно он принес из Индии числа, которыми пользуется теперь вся цивилизация, получившие позднее название «арабских». Обладая глубокими познаниями в этой области, он предопределил ее будущее развитие, в частности, расширил понятия числа, создал теорию кубических уравнений, внес немалый вклад в сферическую тригонометрию и создание тригонометрических таблиц. Напомним также, что основатель алгебры Мухаммад ибн Муса аль Хорезми был его непосредственным его Учеником!

Высшая Дева - это энциклопедист, каковым несомненно и являлся Бируни. Однако он не только энциклопедист-теоретик, но и одновременно практик и эмпирик. В своих трудах он подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом и наблюдением, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. Им были разработаны астрономические методы геодезических измерений, усовершенствованы основные астрономические инструменты. Аль-Бируни собственноручно проводил наблюдения на построенном ан Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2". Этот квадрант для точных наблюдений солнца и планет в течение 400 лет был самым большим и точным в мире. Он установил также угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Многие проведённые им астрономические измерения оставались в течение нескольких веков непревзойдёнными по точности. Им был разработан точный метод определения радиуса Земли, исходивший из её шарообразной, а не плоской формы.
Интерес Бируни к астрономии вовсе не случаен. Управитель первого дома Прозерпина находится на куспиде XI дома в соединении с Сатурном, одним из сигнификаторов этого дома. Бируни внёс выдающийся вклад в развитие астрономии, и по праву считается одним из крупнейших астрономов мира. Более трети его обширного научного наследия (62 произведения!) связаны с этой наукой. В 1036-1037 годах он завершил работу над своим главным трудом по астрономии, широко известным среди астрономов мира - Каноном Масуда. В нём он подверг определённой критике господствующую в науке того времени геоцентрическую систему Птолемея, и впервые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии высказал идею о том, что земля движется вокруг солнца. В книге содержатся тригонометрические методы измерения географических долгот, а также изложены методики тригонометрических методов измерения расстояний, на 600 лет предвосхитившие открытия европейских учёных.
Бируни являлся также и выдающимся астрологом. 23 из его астрономических произведения связаны непосредственно с этой наукой. О его способности предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни. По одной из таких легенд султан Махмуд Газневи однажды решил испытать его астрологическое искусство. Он пригласил его во дворец и попросил предсказать - в какую из четырёх дверей приёмного покоя, расположенного на втором этаже, он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. После этого, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и он через неё выйдет». Уличённый в подстроенной ловушке, султан приказал выбросить Бируни из окна. Так и сделали, но на уровне первого этажа был натянут тент, спасший ему жизнь. Когда Бируни вновь привели к султану, тот воскликнул: «Но этого путешествия ты ведь не предвидел?» «Предвидел» - ответил Бируни и в доказательство попросил принести собственный гороскоп. В предсказании на этот день стояло: « Меня выбросят с высокого места, однако, я невредимым достигну земли и встану здоровым». Разгневанный султан приказал заточить Бируни в крепость, в которой он отсидел полгода и за время сидения написал сочинение «Наука о звёздах».

Именно благодаря его славе как астролога, и не только теоретика, но и как мастера хорарной астрологии, в 1017 году афганский султан Махмуд Газневи под угрозой вторжения потребовал от шаха Хорезма выдачи Бируни. Великий учёный был вынужден переехать в Газни, где 17 лет провел под фактическим домашним арестом.

На возможность ареста указывает и его натальная карта. На куспиде XII дома находится Крест Судьбы в соединении с Марсом и Венерой! Марс, малое зло, имеет к тому же негативный афетический статус.

Следует учесть, что гороскоп Бируни нами трактуется в системе Порфирия, именно в этой системе в то время трактовались на-тальные карты рождения. Это имеет свои основания, так как система домов, где сектора между главными угловыми точками поделены поровну, указывает на включенность человека в определенную жесткую систему взаимоотношений. Общество эпохи Средних Веков таковым и было, что резко отличает его от Новоевропейского времени, где человек (в определенной степени, конечно) является своим законодателем. В гороскопе, построенном по этой системе, куспид XII дома попадает в разрушительный 10 градус Льва, что опять же указывает на негативные проблемы, связанные с этим домом.

В XII доме тайны и изоляции находятся в соединении альмутен VIII (Марс) и IX домов
нение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Многие проведённые им астрономические измерения оставались в течение нескольких веков непревзойдёнными по точности. Им был разработан точный метод определения радиуса Земли, исходивший из её шарообразной, а не плоской формы.

Интерес Бируни к астрономии вовсе не случаен. Управитель первого дома Прозерпина находится на куспиде XI дома в соединении с Сатурном, одним из сигнификаторов этого дома. Бируни внёс выдающийся вклад в развитие астрономии, и по праву считается одним из крупнейших астрономов мира. Более трети его обширного научного наследия (62 произведения!) связаны с этой наукой. В 1036-1037 годах он завершил работу над своим главным трудом по астрономии, широко известным среди астрономов мира - Каноном Масуда. В нём он подверг определённой критике господствующую в науке того времени геоцентрическую систему Птолемея, и впервые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии высказал идею о том, что земля движется вокруг солнца. В книге содержатся тригонометрические методы измерения географических долгот, а также изложены методики тригонометрических методов измерения расстояний, на 600 лет предвосхитившие открытия европейских учёных.

Бируни являлся также и выдающимся астрологом. 23 из его астрономических произведения связаны непосредственно с этой наукой. О его способности предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни. По одной из таких легенд султан Махмуд Газ-неви однажды решил испытать его астрологическое искусство. Он пригласил его во дворец и попросил предсказать - в какую из четырёх дверей приёмного покоя, расположенного на втором этаже, он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. После этого, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и ого
(Венера). Это явное указание на то, что человек будет получать тайную, эзотерическую информацию в дальних странствиях, что в полной мере и проигралось у Бируни. Именно он, практически первым, получил доступ к сакральным знаниям древних индусов.

Солнце - управитель 12 дома - находится в 1 доме личности, значит, весь этот информационный пласт сокровенных знаний он обязательно должен проявить, открыть для человечества, и это совпадает с его эволюционной задачей, т.к. там же Восходящий Лунный узел.
В то время приобщиться к индийским научным познаниям было практически невозможно, - знание ведической математики, астрологии, самого санскрита, «божественного языка», по учению Вед, «млечхам», не индусам, «скотам в образе человека», ранее не передавалось. Даже семь столетий спустя на территории Индии британские ученые сталкивались с огромными трудностями в аналогичных исследованиях.

Вернемся еще раз к астрологическим работам аль-Бируни. Одним из наиболее его известных произведений является уникальный трактат «Книга наставлений по основам искусства астрологии». Интересно, что это произведение было практически единственным астрологическим трактатом, изданным на протяжении всей советской истории, причём в академическом издании (См Бируни, Абу Райхан. Избранные произведения. Т. VI. Ташкент: Фан, 1975).
Во вступлении к этой книге Бируни кратко обрисовал свой путь к астрологии: «...я начал с геометрии, затем перешел к арифметике и числам, затем к устройству Вселенной, а затем к приговорам звезд, ибо лишь тот достоин звания звездочёта, кто полностью изучил эти четыре науки».

В этом трактате Бируни краткое, но энциклопедически полное изложение самих основ астрологии, с необходимыми разделами в сопутствующих дисциплинах, необходимыми в работе астролога. Эта работа не потеряла своей актуальности до сих пор, и может быть рекомендована каждому, кто хочет освоить основы классической астрологии.

В заключении отметим, что судьба этого выдающегося ученого носила во многом мистериальный характер. Он жил в конце Х-го, начале XI-го веков. По авестийскому учению, как раз в это время произошел переход человечества к микроциклу Девы в рамках 12 000-летнего цикла, учитываемого авестийской системой.

Это сакральный цикл Земли, связанный с владычеством определенного знака Зодиака над земным полюсом (не надо путать его с циклом прецессии). В свою очередь, он делится также на 12, и каждое тысячелетие проходит под определенным знаком Зодиака. Последние 1000 лет - это совпадение большой и малой эпох Девы. Она была связана с эпохой раздробления, т.к. ее управитель Прозерпина, планета анализа, мелочей, раздробления и трансмутации, в это время зародилась и получила глобальное развитие технократическая и сциентистская цивилизация.

Бируни жил в самом начале этой эпохи, связанной символически с 1-ым градусом Девы, где у него находился Плутон. Показательно, что, являясь выдающимся астрологом, он в то же время выступает и как критик астрологической науки, и эта осторожная критика, впоследствии современными учёными была доведена до абсурда, до полного отрицания астрологии.

Но недавно мы вступили в Новую эпоху, и в это новое время искусство астрологии должно получить свое второе рождение.

www.zoroastrian.ru/node/1196

Мудрецу аль-Бируни принадлежат слова:

«...наслаждения телесные тому, кто испытывает их, оставляют после себя страдания и приводят к болезням. И это в противоположность наслаждению, которое испытывает душа, когда она что-нибудь познает, ибо такое наслаждение, начавшись, все время возрастает, не останавливаясь у какого-либо предела».

Достижения аль-Бируни огромны, отметим важнейшие:

Изготовил один из первых научных глобусов, на котором были отмечены населенные пункты, так что можно было определять их координаты;
- сконструировал несколько приборов для определения географической широты, которые описал в «Геодезии»: широта Бухары, по его данным, 39° 20", по современным - 39° 48"; широта Чарджоу соответственно 39° 12" и 39° 08";
- тригонометрическим способом определил радиус Земли, получив примерно 6403 км (по современным данным - 6371 км);
- определил угол наклона эклиптики к экватору, установив его вековые изменения. Расхождения между его данными (1020 г.) и современными составляют 45"";
- оценил расстояние до Луны как 664 земных радиуса;
- составил каталог 1029 звезд, положения которых вычислил заново из более ранних арабских зиджей;
- считал Солнце и звезды огненными шарами, Луну и планеты - темными телами, отражающими свет; утверждал, что звезды в сотни раз больше Земли и подобны Солнцу;
- заметил существование двойных звезд;
- создал шаровую астролябию, что позволило следить за восходом и заходом звезд, за их движением на разных широтах и решать большое число задач.

Аль-Бируни научился определять неприступные расстояния, и его способом пользуются до сих пор. Рассмотрим этот способ.

Чтобы определ ить ширину оврага ВС, аль-Бируни предлагает построить два прямоугольных треугольника АВС и ACD с общей стороной АС. Наблюдатель в точке А при помощи астролябии измеряет угол ВАС и строит такой же - САМ. Точку на отрезке АМ закрепляет вехой. После этого, продолжив направление прямой ВС в с торону вехи М, отыскивает точку D, которая лежит на пересечении ВС и АМ. Теперь измеряет DC, это расстояние равно искомому расстоянию ВС.

Измерить радиус Земли аль-Бируни удалось во время поездки в Индию. Угол «понижен ия горизонта» a он определил с помощью астролябии, а высоту горы, с которой производил измерения, - с помощью сконструированного им высотомера. Пусть h = AD - высота горы, AB и AM - касательные к поверхности Земли, OD - радиус Земли, CMB - видимый горизонт.

Из рисунка видно, что R = (R+h) cosa,

Заслугой аль-Бируни является определение удельных весов (плотностей) драгоценных камней и металлов. Для измерения объема им был сконструирован отливной сосуд. Изм ерения отличались высокой точностью (сравните данные аль-Бируни и современные в г/см3):

Золото: 19,05 и 19,32;
- серебро: 10,43 и 10,50;
- медь: 8,70 и 8,94;
- железо: 7,87 и 7,85;
- олово: 7,32 и 7,31.

Бируни выяснил, что удельные веса холодной и горячей, пресной и соленой воды различны, и измерил их. В Европе аналогичные измерения были проведены в эпоху Возрождения, после того как Галилей соорудил гидростатические весы.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».

Памятник аль-Бируни в Тегеране от Ольги ампель

Памятник аль-Бируни, украшающий юго-западный вход парка Лале в Тегеране (Иран)

По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц. Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Похоронен в городе Гянджи на юге Афганистана

: 1-202. . Excerpt from page 7:

  • Richard Frye: «The contribution of Iranians to Islamic mathematics is overwhelming. ..The name of Abu Raihan Al-Biruni, from Khwarazm, must be mentioned since he was one of the greatest scientists in World History»(R.N. Frye, «The Golden age of Persia», 2000, Phoenix Press. pg 162)
  • M. A. Saleem Khan, «Al-Biruni’s discovery of India: an interpretative study» , iAcademicBooks, 2001. pg 11:
  • H. U. Rahman. A Chronology of Islamic History: 570 – 1000 CE (англ.) . Mansell Publishing (1995). Дата обращения 16 июля 2017.
  • Al-Bīrūnī (2007). Encyclopædia Britannica . Retrieved 22 April 2007;
  • David C. Lindberg, Science in the Middle Ages , «University of Chicago Press (англ.) русск. », p. 18:
  • L. Massignon, «Al-Biruni et la valuer internationale de la science arabe» in Al-Biruni Commemoration Volume, (Calcutta, 1951). pp 217-219.
  • Gotthard Strohmaier, «Biruni» in Josef W. Meri, Jere L. Bacharach, Medieval Islamic Civilization: A-K, index : Vol. 1 of Medieval Islamic Civilization: An Encyclopedia , Taylor & Francis, 2006. excerpt from page 112: «Although his native Khwarezmian was also an Iranian language, he rejected the emerging neo-Persian literature of his time (Firdawsi), preferring Arabic instead as the only adequate medium of science.»
  • D. N. MacKenzie, Encyclopaedia Iranica, «CHORASMIA iii. The Chorasmian Language». Excerpt: «Chorasmian, the original Iranian language of Chorasmia, is attested at two stages of its development..The earliest examples have been left by the great scholar Abū Rayḥān Bīrūnī.»
  • A.L.Samian, «Al-Biruni» in Helaine Selin (ed.), "Encyclopaedia of the history of science, technology, and medicine in non-western cultures «, Springer, 1997. excerpt from page 157: „his native language was the Khwarizmian dialect“
  • D.J. Boilot, „Al-Biruni (Beruni), Abu’l Rayhan Muhammad b. Ahmad“, in Encyclopaedia of Islam (Leiden), New Ed., vol.1:1236-1238. Excerpt 1: He was born of an Iranian family in 362/973 (according to al-Ghadanfar, on 3 Dhu’l-Hididja/ 4 September - see Eduard Sachau, Chronology, xivxvi), in the suburb (birun) of Kath, capital of Khwarizm». Excerpt 2:"was one of the greatest scholars of mediaeval Islam, and certainly the most original and profound. He was equally well versed in the mathematical, astronomic, physical and natural sciences and also distinguished himself as a geographer and historian, chronologist and linguist and as an impartial observer of customs and creeds. He is known as al-Ustdadh, «the Master»
  • J.L. Berggren, Jonathan Borwein, Peter Borwein. (англ.) . Springer (2014). Дата обращения 16 июля 2017.
  • BĪRŪNĪ, ABŪ RAYḤĀN ii. Bibliography.
  • Бируни // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • S.H. Nasr, «An introduction to Islamic cosmological doctrines: conceptions of nature and methods used for its study by the Ikhwān al-Ṣafāʾ, al-Bīrūnī, and Ibn Sīnā», 2nd edition, Revised. SUNY press, 1993. pp 111:

    «Al-Biruni wrote one of the masterpieces of medieval science, Kitab al-Tafhim , apparently in both Arabic and Persian , demonstrating how conversant he was in both tongues. The Kitab al-Tafhim is without doubt the most important of the early works of science in Persian and serves as a rich source for Persian prose and lexicography as well as for the knowledge of the Quadrivium whose subjects it covers in a masterly fashion»

  • , с. 26.
  • Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. 4. Ред. IV т. Г. В. Церетели . М.-Л.: Издательство Академии наук СССР , 1957. С. 245.
  • «He was born of an Iranian family» - Boilet D. J. Al-Biruni // Encyclopaedia of Islam , Vol. I, ed. H. A. R. Gibb , J. H. Kramers, E. Levi-Provencal , J. Schacht (англ.) русск. . Brill (англ.) русск. , 1986. - P. 1236.
  • Yano, Michio, «al-Bīrūnī » Encyclopaedia of Islam, THREE .
  • Наука и жизнь // Изд-во "Правда" . - 1973. - С. 52 .
  • Фролова Е. А. Арабская философия: прошлое и настоящее . - М. : Языки славянских культур, 2010. - С. 173. - 461 с.
  • Рыбаков Б. А. Культура народов Средней Азии // История СССР / Гл. ред. академик