Уход за лицом: полезные советы

Беседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группе. Беседа в детьми подготовительной группы. Дикие животные зимой

Беседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группе. Беседа в детьми подготовительной группы. Дикие животные зимой

Тематическая беседа для детей: "Как зимуют животные?".

Описание работы: Данная статья знакомит с жизнью диких животных зимой. Материалы будут полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован для оформления стенгазет, папок-передвижек, информационных бюллетеней. Отдельные части текста можно использовать для занятий с детьми.

Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по - разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.

Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.

Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.

Мигрирующие животные.

Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.
«Разве у нас такие водятся?» - спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»

Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.

Что же это за животные такие?

Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.

Зимняя спячка.

Зимняя спячка - это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных - это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.

Медведь - это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.

Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.

Не спящие зимой дикие животные.

Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.

Лось - это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.

Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры - большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух

Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца - это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима - это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.

Цель: познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы; с красной книгой, её предназначением.

Задачи:

  • уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются;
  • учить распознавать следы зверей и птиц;
  • развивать мышление, речь; умение делать краткие сообщения о животных, о содержании книги;
  • упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, употреблении дательного падежа существительных;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, картинки животных, книги детей, сделанные своими руками, шишки, снежинки, детские рисунки, бумага, бумажные салфетки.

ХОД

Актуализация знаний по теме.

Разгадывание загадки.
Слайд №1

Назовите-ка, ребятки
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега
Снегопады и метели
На Катайск наш налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
Это … Зимушка-Зима

Слайд №2

Беседа «Месяцы зимы»

— Давайте вспомним, как называются зимние месяцы (слайды№3,№4,№5,№6,№7,№8). Почему вы решили, что эти месяцы зимние? Как погода?

Сюрпризный момент.

— Мы сегодня не зря вспомнили о зиме. К нам пришло письмо от Снегурочки.

Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание Деда Мороза, то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.

Беседа «Поведение животных зимой»

  • А вы знаете, как зимуют животные в лесу?
  • А откуда вы об этом узнали?

Правильно, из книг, журналов, телепередач. Мы с вами недавно ходили в библиотеку, там вас познакомили с писателями, которые пишут о природе, о животных. Назовите их. (слайд№9)

  • Каких животных зимой можно встретить в лесу?

Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.

Экологическая беседа «Правила поведения в лесу».

Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?
В лесу нужно не ломать веток, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.

А очутиться в зимнем лесу нам помогут волшебные снежинки, какой же зимний лес без снега, вьюги.

Дети дуют на снежинки и под песню «Сказки зимнего леса (видеоклип) идут в лес.

Рассматривание иллюстраций.

— Вот мы и пришли (слайд№10). Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. Может быть, в лесу никого нет. Поля и лесные поляны теперь, как чистые страницы, какой-то большой книги. Кто пройдёт по ним, всяк распишется.

Кто был? Что делал? Давайте посмотрим (слайд№11).
Снег укрыл следы и грядки, на снегу следы загадки.
Эта снежная страница, а прошла по ней лисица (слайд№12)

Презентация книжки.

— Давайте послушаем Лику Л. Что же интересного она узнала о лисе, когда с мамой составляла книжку-малышку. Лика рассказывает о том, почему лису зовут Патрикеевна (слайд№13).

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

— Давайте расскажем, где зимуют животные.

«У лисы в лесу глухом есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочки в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждую строчку)

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.
(удары ладонями и кулачками)

Разгадывание загадки.

— Послушайте загадку Антона С.
«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа. Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается, под кустом спасается.
Часто волку серому в зубы попадается».

Ох, как заяц напетлял, от лисы он убегал.
Волку недостался, и живым остался (Слайд№14.)

Презентация книжки.

— Лиза Бронникова с мамой составляла книжку-малышку про зайчика.

А где же у зайки домик? (слайд№15)
Чем он питается зимой?
Почему он ходит в белой шубке?

Лиза смастерила вот такого зайчонка. Расскажи, как ты это делала и из чего.

Описание этапов выполнения поделки.

Лиза: «Ватные диски я в руки взяла, и фантазировать начала. Круглые, белые, словно снежок. Кто из них получиться бы мог? Может котёнок, что белый, как снег. Иль снеговик, что приснился во сне. Нет, это зайка белой зимой. Наклею кружочки, и он будет мой.»

Если вы захотите, Лиза вас научит делать таких зайчат.

Практическая работа «Украсим елочку».

— А нам с вами нужно тоже потрудиться. Когда мы с вами шли в лес, я видела. Что маленькая ёлочка стоит без снега. Давайте укроем её снежными комочками.

Дети сминают лист бумаги и салфетку.

— Что легче сминать?
Куда положим комочки из салфеток?
А почему комочки из бумаги кладём под ёлочку, а не на ветки?

Разгадывание загадки.

— А кто ещё свои следы оставил вы узнаете, если загадку отгадаете.

Алина Х: « Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы»

Вот следы пушистой белки, весело играть в горелки
Могут целый день они, эти шустрые зверьки (слайд № 16).

Ознакомление детей особенностями зимовки белочки.

Лиза Касаткина вместе с белочкой расскажут нам, как белки зимуют (слайд№17)

А ещё Лиза сочинила сказки о белочке и её друзьях, а мама записала их в книжку-малышку.

Белка оставила шишки, давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика.

«Белка шишки подарила и в корзинку положила (зажимаем шишку в кулачке).
С шишкой ловко поиграем, по ладошке покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз, влево- вправо, влево- вправо прокатись.
А теперь катись по кругу, раз, два, раз, два, очень нравится игра.
Пальцами возьмись за шишку, покажи её детишкам.
Взгляд за шишкой проведи и на шишку погляди (поворачивают руку влево и вправо)».
А сейчас шишки уберём в корзинку и оставим их белке.

Разгадывание загадки.

— Загадка Владика поможет узнать, кто ещё оставил в лесу свои следы.
Владик: «Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?
На собаку он похож, что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть».

А возле этой ёлки бродили злые волки (слайд № 18)

Презентация книжки о волке.

— Егор вместе с родителями нашли много интересного для книжки о волке. Егор рассказывает о книге, о волках (слайд 19)

Беседа «Рысь».

— А сейчас послушайте загадку Максима (слайды №20, №21)
Правильно, это рысь оставила здесь следы.
Чем питается рысь?
Что она умеет делать?

Я знаю, что звери, как и вы любят делать зарядку.

Динамическая пауза

«Звериная зарядка».
Раз- присядка, два — прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть, и легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

Игра «Угадай, чьи следа».

— Давайте поиграем и узнаем, сможете ли вы угадать, чьи это следы (слайды № 22- №27).
А чьих следов мы не увидим зимой? (слайд № 28)

Презентация книги о ежике.

— Почему ёж спит зимой? Расскажи нам Ксюша. В книге Ксюши есть интересная игра «Что ёж сможет унести на своих иголках?»

Дидактическая игра «Кому этот подарок и для чего?».

— Я предлагаю вам тоже поиграть в игру « Кому этот подарок и для чего?»

Беседа и презентация книги о медведе.

— Отгадав Каринину загадку, вы узнаете, кто ещё спит зимой.
«Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу» (слайд №29)

Чем питается зимой медведь?
Почему медведь лапу сосёт?

Поля расскажи о своей книжке.

Прослушивание песни.

— Я предлагаю вам послушать шуточную песенку, про то почему медведь спит зимой (слайды №30- №36)

Заключительная часть.

— Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, путешествуя по лесу, знакомясь с книгами детей. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки. А нам пора возвращаться из зимнего леса, подуйте на свои волшебные снежинки и в путь.

Звучит песня «Сказки зимнего леса».

— Из книг мы можем узнать много интересного. Писатели пишут умные, добрые книги.

Знакомство с Красной книгой.

— А я хочу познакомить вас с тревожной книгой. Она называется красной книгой (слайд № 37). Красный цвет предупреждает об опасности, как красный свет светофора. В эту книгу поместили животных, птиц, растения, которые исчезают с нашей планеты Земля, или их осталось мало. Страницы в книге разного цвета (слайды № 38-№ 42)

А от чего погибают животные? (слайд №43)

И хотя вы ещё дети, вы тоже можете охранять лес и его обитателей. Для этого нужно выполнять такие правила (слайд № 44)

Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, гуляя по лесу, слушая рассказы детей. Вы познакомились с красной книгой. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки.

Подведение итогов.

— Главное вы никому не причинили вреда. Вы настоящие друзья природы.

Ведь все на свете животные, птицы, рыбы, насекомые нужны. Я надеюсь, что вы никогда не будете их обижать.

Я хочу вам вручить эмблемы друзей природы.

Звучит видеоклип « Все на свете нужны».

Конспект НОД по реализации ОО "Познавательное развитие" для детей с ОНР в подготовительной группе беседа на тему "Дикие животные зимой"


Автор: Фомина Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 21", г. Снежинска Челябинской области
Описание работы: Предлагаю конспект НОД с детьми подготовительной группы "Дикие животные зимой". Данная разработка будет интересна педагогам коррекционных дошкольных учреждений, которые работают с детьми с нарушениями речи.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
Уметь различать хищных и травоядных животных.
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Образовательная область «Речевое развитие»
Активизировать словарь по данной теме
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.
Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель: - Сядет тот, кто правильно ответит.
Воспитатель:- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый?
Дети: - Заяц
Воспитатель:- Бурый, косолапый, неуклюжий?
Дети:- Медведь
Воспитатель:- Серый, злой, голодный? (как догадались?)
Дети:- Волк
Воспитатель:- Хитрая, рыжая, ловкая?
Дети:- Лиса
Воспитатель:- Проворная, запасливая, рыжая или серая?
Дети:- Белка
Воспитатель:- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
Дети:- Еж

2. Основная часть.

Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу

Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель:- Кого же мы можем встретить в зимнем ле¬су, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель: - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зи¬мой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых вет¬вей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще ста¬новится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети: - Дупло
Воспитатель: - Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Воспитатель: - Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети:- Заяц.
Воспитатель: - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?
Дети:- Серого
Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Воспитатель: - Послушайте и отгадайте, чей это голос?
Дети: - Это лиса
Воспитатель: - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: - А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель: - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.
Воспитатель: - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.
Воспитатель: - Послушайте еще один голос.
Воспитатель: - Кто это?
Дети:- Волк.
Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.
Воспитатель: - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?
Дети: – В логове
Воспитатель: - Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
Воспитатель: - Жилище у бобров называется так интересно - хатка

Воспитатель: - Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные.
Воспитатель: - А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
Воспитатель: - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите на слайд, вы его узнаете.
Воспитатель: - Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.
Воспитатель: - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель: - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
Дети:- Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель: - Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах?
Дети:- Копыта
Воспитатель: - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.

Физминутка.

Воспитатель: - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?
Воспитатель: - А почему?
Воспитатель: - Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.
Воспитатель: - А вот еж тоже не делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны. Белый снежок покрывалом укроет норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. Вы запомнили любимые лакомства ежа?
Воспитатель: - И сейчас я вам предлагаю собрать картинки.
Воспитатель: - Давайте расселим ваших животных по домам.
Воспитатель: - Где живет волк?
Дети:- В логове
Воспитатель: - С кем он живет?
Дети:- С волчатами.
(по каждому животному)Воспитатель:- О ком мы сегодня говорили?
- Почему их называют дикими?
- А кто зимой впадает в спячку?
-Назовите жилище диких животных?
- Что интересного вы еще узнали?

Беседа с учащимися начальной школы «Дай, Джим, на счастье лапу мне»

При разработке классного часа использован материал книги: Все обо всем. Я и моя собака. - М.: Астрель, ACT, 2002.

Цели: познакомить учащихся с информацией о собаках (происхождение, особенности воспитания и различия, способности); помочь осознать, что появление щенков в доме - большая ответственность; воспитание чувства ответственности за тех, «кого приручили».

Ход беседы

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Учитель . «Дай, Джим, на счастье лапу мне» - так обратился когда-то к собаке по кличке Джим русский поэт Сергей Есенин. И посвятил этому псу целое стихотворение.

Во многих семьях живут четвероногие питомцы. В домах, где люди живут дружно и мирно, где царит лад и любовь, - всем тепло и уютно. В таких семьях домашние питомцы становятся членами семьи.

Есть ли домашние питомцы в вашем доме? Назовите их имена.

Дети называют своих домашних животных, их клички.

Учитель . Оказывается, что в домах учащихся нашего класса - очень разные животные нашли себе приют. Но наш разговор сегодня - о собаках. Хочется, чтобы он был полезен и для тех, кто только мечтает об этом четвероногом друге, и для тех, для кого эта мечта уже сбылась.

II. Основная часть.

Помогать мне сегодня будут эксперты - ребята, которые уже имеют достаточный опыт общения с собаками и воспитания их. Думаю, они с радостью поделятся этим опытом. Пожалуй, с помощью экспертов мы узнаем много интересного и полезного.

1. Происхождение собак.

Эксперты (выступают с сообщениями). Все собаки - от карликового пинчера до силача-ротвейлера - произошли от волков. Доказательства происхождения неоспоримы.

Собаки любят много двигаться; волки находятся в движении целый день.

Собакам, как и волкам, нужен вожак. В волчьей стае - это самый сильный и умный волк. Вожак собаки - человек, хозяин.

Если собаку потревожить во время еды, она начинает рычать. То же самое делает волк, если у него отнимают добычу. Такое поведение расценивается учеными как сигнал из прошлых времен, напоминающий о родственной близости с волками.

Скорее всего, предками домашних собак были волки некрупной породы, непохожие на большого, страшного серого зверя, проглотившего Красную Шапочку и ее бабушку. Когда-то в древности эти звери следовали за первобытными людьми - охотниками и собирателями кореньев. Они подбирались к их кострам и похищали остатки добычи.

Дружба между человеком и собакой началась примерно 12000-15000 лет назад. Судя по наскальным изображениям, первые собаки помогали людям охотиться и охранять детей. Полуприрученная собака держалась рядом с человеком, ведь он кормил ее и давал место у огня.

Со временем собака подчинилась человеку. Он стал ее вожаком (подобно вожаку волчьей стаи), обладающим исключительным правом на принятие решения.

Прошло еще несколько тысяч лет, прежде чем собаки-волки превратились в прирученных домашних животных. Понятие «порода» применительно к древним собакам не употребляется.

Начиная со Средневековья человек целенаправленно занимается разведением собак. Именно он определяет, какими качествами должны обладать те или иные породы собак. Так, например, охотничьим собакам необходимо острое обоняние, со- бакам-пастухам - быстрые ноги и умение направлять стадо.

2. Сколько существует пород собак и какие наиболее популярные?

Всего в мире известно около 400 пород собак; 250 из них считаются распространенными. Одновременно много собак можно увидеть на выставках. Они регулярно проводятся во многих городах России. В крупнейших выставках участвуют до 1500-1700 собак самых разных пород.

Какие же собаки наиболее популярны в семьях, какими особенностями они обладают?

Немецкая овчарка. Чистокровные собаки появились на свет исключительно от предков одной и той же породы. Например, к ним относится немецкая овчарка, занимающая вторую позицию в списке самых популярных собак. Среди немецких овчарок есть превосходные няньки и просто друзья малышей. И все же эта собака - не для забавы. Смысл своего существования овчарка видит в работе. Не будет преувеличением сказать, что овчарка вытеснила все другие породы собак из военной, милицейской и хозяйственной служб. Овчарке нельзя сидеть без движения. Подумай, сможешь ли ты дать такой собаке настоящее дело или хотя бы активную дрессировку, участие в соревнованиях, словом - спорт? Два часа прогулок в день - самое меньшее, что нужно этой мощной, крупной, до 65 см в холке, собаке.

Такса - идеальный напарник для игр и развлечений. Она радостно носится повсюду - маленькая, ласковая, но в то же время своенравная собачка. Редкий хозяин устоит перед невинным, преданным взглядом этой хитрющей особы. Воспитывая таксу, нельзя быть уступчивым и покладистым, иначе твоя любимица быстро научится использовать твои «слабости» в своих интересах. Таксы отлично подходят для небольших квартир, но из-за вытянутого тела не приспособлены для восхождений по лестницам.

Фаворитами среди собак считаются дворняжки. Почти каждая вторая собака унаследовала внешность, характер и поведение от разных предков. Популярность дворняжек объясняется легко: они неприхотливы и покладисты.

С пуделем тебе не придется скучать: он всегда полон желания прыгать, резвиться и осваивать новые трюки. Эта собака прямо-таки создана для цирка! В городских условиях удобно содержать маленькие породы пуделей. Их тоже надо часто выгуливать. Ведь пудель не сидит без движения и всегда рад тому, кто хочет поиграть с ним. Густую шерсть необходимо расчесывать каждый день независимо от того, какой это пудель - карликовый (до 35 см в холке), средний (до 45 см в холке) или королевский (55-60 см в холке). Чтобы пудель выглядел ухоженным, почаще води его на стрижку.

Среди терьеров наиболее известен йоркширский терьер. Представьте себе, что лет 15 назад в Шотландии эта миниатюрная собачка, едва достигающая 25 см в холке, использовалась для борьбы против крысиных набегов. Четвероногие малютки с густой шерстью до сих пор считаются отважными собаками. В играх йоркширские терьеры проворны и самоуверенны. Они совсем не похожи на тихих комнатных собачек, день и ночь сидящих в четырех стенах. Резвясь с такой крошкой, будь осторожным и внимательным, чтобы не причинить ей вреда.

Тот, кто хоть раз ощутил на себе взгляд черных кнопочных глаз уэст-хайленд-уайт-терьера, не может остаться к нему равнодушным. Уэст-хайленд-уайт-терьер - как и большинство других терьеров - родом из Англии. Точнее говоря, из Шотландии. Суровый климат сделал его неприхотливым и послушным. Первоначально уэст-хайленд-уайт-терьера использовали как охотничью собаку, но постепенно он стал любимцем семьи, приводящим все вокруг в движение благодаря неугомонному темпераменту. Ласковый и резвый друг, уэст-хайленд-уайт- терьер всегда на страже дома. Его способности как охранной собаки совсем не зависят от размеров и возраста. Даже будучи щенком, он защищает хозяев лаем, рычанием, а если понадобится, то и острыми зубами.

У спаниелей, размером до 40 см в холке, всегда было много поклонников. Коккер-спаниель известен неутолимым желанием резвиться. Он может часами гоняться за палкой и мячом, возвращаться с добычей в зубах, размахивая на бегу разлетающимися в стороны ушами. Уши - краса и гордость спаниеля, а потому их необходимо регулярно расчесывать.

У спаниеля только один недостаток; он очень прожорлив. Нельзя пасовать перед его жалобным, просящим взглядом. Не мешает предупредить и соседей, так как коккер-спаниель не стесняется выпрашивать лакомые кусочки у чужих дверей.

Героиня фильма «Лесси» - пожалуй, самая известная собака породы колли. Несмотря на крупные размеры, до 60 см в холке, колли считается идеальной собакой для семьи, ласковой, преданной, покладистой. Внешность колли - само очарование: изящная форма головы, длинная шелковистая шерсть, не требующая особого ухода (многие владельцы чистят своих колли... пылесосом!).

Десятую строчку среди самых популярных собак занимает неугомонный шпиц. Самые преданные и верные из шпицев - карликовые - имеют всего 22 см в холке.

к) Всех шнауцеров легко узнать по бороде, мохнатым бровям и выразительным глазам. Их шерсть густая и жесткая. В зависимости от размеров шнауцеров разделяют на ризеншнауцеров (до 70 см в холке), миттельшнауцеров (около 50 см в холке) и цвергшнауцеров (30-35 см в холке). Все шнауцеры любят игры с детьми. Они степенны и спокойны, но, почуяв опасность, мгновенно превращаются в отчаянных смельчаков.

Примечание. При рассказе о каждой породе эксперты должны демонстрировать фотографию собаки.

3. О чем нужно подумать, прежде чем завести дома собаку?

Учитель. Собака в доме - не только большая радость, но и серьезная ответственность. Вот почему подходить к решению взять в дом щенка нужно тоже ответственно.

Ответьте на вопросы теста (на каждый вопрос следует ответить: «да» или «нет»):

У моих родителей (у мамы/петы) в детстве была собака.

Мы любим путешествия и приключения, охотно выбираемся на природу.

Дома постоянно кто-то остается, так что наша собака окажется в одиночестве.

Я люблю проводить свободное время на воздухе, даже когда не очень хорошая погода.

Уезжая в отпуск или на каникулы, мы бы непременно взяли собаку с собой.

Если на время нашего отсутствия собака останется дома, она будет окружена вниманием и заботой.

Несмотря на занятия в школе и спортивные увлечения, у меня найдется достаточно времени для собаки.

Я думаю, что собака - товарищ по играм, а не игрушка.

Если хотя бы шесть ответов на вопросы - утвердительные, твоя семья может смело заводить собаку.

4. Что собаке нравится, что не нравится?

Эксперт . Собака очень любит своего хозяина. Есть замечательное произведение: «Синяя птица». Его автор - Морис Метерлинк. Герои этой истории обладают удивительным алмазом, который позволяет увидеть и услышать то, что прежде они не видели и не слышали. Главный герой, мальчик по имени Тиль- тиль благодаря чудесному алмазу слышит своего пса и узнает о том, как тот любит своего хозяина.

Пес . Мое маленькое божество!.. Здравствуй, здравствуй, мое маленькое божество!.. Наконец-то, наконец-то мне можно говорить! Мне столько нужно сказать тебе!.. Напрасно я лаял и вилял хвостом - ты не понимал меня!.. Но теперь!.. Здравствуй! Здравствуй!.. Я люблю тебя... Я люблю тебя!.. Хочешь, я выкину что-нибудь из ряда вон выходящее?.. Хочешь, покажу фокус?.. Хочешь, пройдусь на передних лапах, попляшу на канате?..

Эксперты (выступают по очереди с сообщениями). Для собаки ее хозяин - пожалуй, главное, что есть у нее в жизни. Собака чувствует, когда тебе грустно: она начинает ласкаться и пытается тебя успокоить. Собака понимает, когда тебе нужны тишина и покой, например, во время выполнения домашнего задания. Она устроится поудобнее где-нибудь поблизости от тебя и подождет, пока ты сделаешь уроки и пойдешь с ней гулять.

Собаке нравится жить в семье. Чем больше людей заботятся о питомце, тем лучше. «Любви никогда не бывает слишком много» - это высказывание справедливо не только для нас, людей, но и для собаки. Когда тебя нет рядом, другие члены семьи накормят, погуляют с ней и приласкают ее. Любой собаке приятно, когда ее чешут за ушками, у шеи, груди и живота.

Собака любит двигаться, лучше всего - весь день, с утра до вечера. Она всегда готова порезвиться, поиграть с мячом, побегать за палкой. Многие обожают плавать и не пропустят ни одного ручья, чтобы не искупаться в нем. Разумеется, имеет смысл разрешать собакам плавать только в тех местах, где это позволено.

Есть вещи, которые собак раздражают. Собака терпеть не может неразбериху. Если сегодня от собаки ожидают одного действия, а завтра в таком же случае - иного, она будет вести себя беспокойно, неуверенно и, что опаснее всего, станет неуправляемой. Собака должна четко понимать, что от нее требуется. Нельзя сегодня запрещать ей делать то, что было разрешено вчера.

Собака не любит, когда ее злят. Нельзя тянуть ее за уши или хвост, бесцеремонно будить или тревожить в минуты сладкой дремоты. Ни в коем случае нельзя донимать собаку за едой у миски: в этом случае даже самая ласковая и воспитанная собака может огрызнуться.

Нужно обращаться со своей собакой так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой. Собака - не игрушка, которую повсюду таскают за собой. Это живое существо, бесконечно преданное человеку и заслуживающее бережного, уважительного отношения и обращения.

5. Как следует воспитывать собаку?

Эксперты (выступают по очереди с сообщениями).

При воспитании собаки необходимо соблюдать следующие правила:

Начинай воспитывать собаку с раннего возраста, если не хочешь, чтобы взрослая собака делала все что ей вздумается.

В воспитании следует быть последовательным. Терпение - это спокойный голос. Нельзя кричать, раздражаться по каждому пустяку, в противном случае собака превратится в истеричную, несдержанную особь.

Похвала - главное условие воспитания собаки. Никогда не нужно забывать хвалить ее за самую маленькую победу.

Нельзя наказывать щенка поводком. Поводок, как и рука хозяина, не должен вызывать отрицательных эмоций.

Как только щенок появляется в доме, его нужно приучать к аккуратности.

Кормить щенков нужно всегда в одно и то же время в строго отведенном месте. Щенков надо кормить не менее 6 раз в день, небольшими порциями, молодых собак - 3 4 раза в день, взрослых собак (начиная от года) - 2 раза.

Собака не должна получать со стола ни крошки. Хитрая собака мгновенно усваивает трюк: она усаживается возле обеденного стола и взирает на всех несчастными глазами. Через пару минут находится добрая душа, которая кидает псу что-нибудь вкусненькое. Бедная собака! Обычная пища человека для нее слишком соленая, слишком острая, слишком сладкая и, наконец, слишком жирная. Есть только одно средство противостоять обжорству попрошайки: проявить твердость и не давать ни крошки! Скоро собака потеряет интерес к трапезе хозяев и удалится. Четвероногому питомцу будет легче отказаться от попрошайничества со стола, если кормить его до того, как хозяева сядут есть.

Есть породы собак более или менее миролюбивые. Но к какой бы породе ни принадлежал ваш пес, не забывайте, что очень важно, в какой атмосфере он воспитывался. Даже самую добродушную собаку можно превратить в злую грубостью и жестокостью.

6. Как понять, о чем думает собака?

Эксперты (выступают по очереди с сообщениями). Многие породы собак обладают выразительной мимикой. Некоторые могут собирать морду в складки (например, таксы). Но есть и другие общие для собак признаки, позволяющие понять собаку:

Уши торчком, хвост поднят, шерсть дыбом - пес занял угрожающую позицию. Если к тому же оскалена пасть, значит, собака не на шутку раздражена.

Уши плотно прижаты к голове, хвост опущен - это признаки страха. Человеку нужно быть осторожным: находясь в та

ком состоянии, пес может наброситься и укусить без видимых причин.

Если хвост приподнят вверх и медленно раскачивается туда-сюда, значит, собака чувствует себя неуверенно и не знает, как себя вести.

~г Собака лает и машет хвостом - это сообщение о возможной опасности.

Если лай переходит в рычание, значит, собака не хочет, чтобы незнакомец приближался.

Если собака принадлежит к породе со стоячими ушами (овчарки, доги, боксеры), по положению ушей хозяин может определить ее настроение: уши стоят прямо - собака сосредоточена, ничего не ускользнет от ее внимания; уши торчком - последнее предупреждение; уши, заведенные назад - признак неуверенности.

7. Возможности собак.

Эксперты (выступают по очереди с сообщениями).

Зрение. Собака видит вдаль хуже человека. Весь мир представляется ей в черно-белых красках. Однако с наступлением темноты собака обгоняет человека в способности видеть. Даже если давно стемнело, собака все еще различает движение.

У собаки больший угол зрения, чем у человека. Ей не нужно поворачивать голову, чтобы увидеть, что происходит справа и слева. Породы собак с маленькими головами (например, борзые), не оборачиваясь, могут видеть то, что у них за спиной.

Память. Собаки обладают превосходной памятью. Они наверняка отыщут дорожки, по которой бежали хотя бы один раз. Спрятанную на «черный день» кость собака найдет даже через три года.

Обоняние . Любая собака распознает запахи в сто раз лучше, чем человек.

Служебная собака, состоящая на службе в милиции, обнаруживает присутствие разыскиваемого человека по мельчайшим следам.

По реакции собаки охотник замечает, есть ли поблизости дичь. Собака улавливает ее запах еще задолго до того, как дичь появится в поле зрения человека.

Поисковая собака чувствует присутствие пострадавших даже на глубине 7 метров под снегом.

Собака понимает, нравится ли она присутствующим или нет. Не сомневайся - твоя собака всегда догадается, когда тебе грустно или страшно.

Если ты понаблюдаешь за собакой на улице, то сразу заметишь, как важно для нее обоняние. Она тщательно обнюхивает фонари, углы зданий, деревья. Обнюхивание для собаки составляет не меньший интерес, чем для нас - чтение газеты. Нос собаки сообщает животному новости, например: «Ага, здесь побывала чужая собака».

Слух. Собачье ухо воспринимает звуки на высоте, недоступной для человеческого уха. Собака слышит даже во сне! При этом она отличает «нормальный» шум (например, когда кто-то из домашних открывает ночью холодильник) от попытки проникновения в жилище чужака.

О приходе гостей собаке известно задолго до того, как прозвенит звонок, а знакомых людей собака определяет по их шагам. Вот почему, когда хозяева возвращаются домой, она уже сидит в ожидании перед дверью.

Ученые установили, что собака может «отключать» свой слух, пропуская «мимо ушей» те звуки, которые она не хочет слышать. Телевизор разрывается от оглушительной музыки, а собака спокойно дремлет на ковре.

Учитель. Подошел к концу наш разговор о самых преданных друзьях человека - собаках. Думаю, он был полезен для всех. Очень хочется верить, что вы, дорогие ребята, будете хорошими (умными, терпеливыми, добрыми и ответственными) хозяевами своих питомцев. Не забывайте о том, что вы в ответе за тех, кого приручили.

Приложение 1. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СОБАКАХ

Собаки и кошки говорят на разных языках?

У кошек размахивание хвостом означает: «Убирайся!» Если кошка поднимает лапу, то тем самым она говорит: «Не приближайся, поцарапаю!» У собак эти же движения обозначают совсем противоположное: «Хочу познакомиться, давай поиграем!» Кошек и собак принято считать врагами, но они прекрасно уживаются друг с другом, если живут вместе с раннего возраста.

Существуют собаки с фиолетовым языком?

Да, но не потому, что они постоянно едят чернику, а потому что имеют такой язык с рождения. Это собаки породы чау-чау, родом из Китая. У нас они известны всего лишь один век, а в Китае - на протяжении двух тысячелетий.

Жару с начета июля до середины августа иногда называют «собачьей»?

К настоящим собакам это не имеет никакого отношения. В стародавние времена люди полагали, что жара наступает в период особого расположения звезд в созвездии Гончих Псов.

Есть собаки, которые как угорелые носятся по кругу за своим хвостом?

На первый взгляд, это забавное зрелище, по причина его очевидна - бедняге скучно. Собака пытается разнообразить свою невыразительную жизнь подобным нехитрым развлечением.

Собаки - лучшее охранное устройство?

Больше всего грабители боятся шума. Собака непременно устроит «скандал», если в жилище попытается проникнуть чужак. Даже самые маленькие собаки ведут себя самоотверженно, когда требуется защитить свою семью и дом.

Приложение 2

ТЕСТ ОТ ЭКСПЕРТОВ

1. Борзые собаки носятся со скоростью ветра. Л какая это скорость?

б) 60 км/ч. +

в) 100 км/ч.

2. Все ли собаки умеют плавать с рождения?

б) Нет, они учатся плавать у своей матери.

3. Сколько зубов в пасти взрослой собаки?

4. Почему собаки трутся носами?

а) Они хотят узнать, могут ли они подружиться, понюхав друг друга. +

б) Так приветствуют друг друга влюбленные собаки.

в) Этот жест - тереться носами - собаки подглядели у эскимосов.

5. Против чего необходимо регулярно прививать собаку?

а) Против гриппа.

б) Против бешенства. +

в) Против выпадения шерсти.

6. Что такое помесь?

а) Порода собак.

б) Синоним слова «дворняжка». +

7. Почему кобель поднимает ногу у каждого дерева?

а) Он так часто вынужден ходить в туалет.

б) Тем самым он говорит другим собакам: «Принюхайтесь, это.моя территория!». +

8. Когда началась дружба между человеком и собакой?

а) Примерно 100000 лет назад.

б) 12000 лет назад. +

в) В Средневековье.

9. Как часто нужно выводить собаку на прогулку?

а) Утром, в обед к вечером минимум по полчаса. +

б) Утром и вечером, столько, сколько захочет собака.

в) Утром, в обед и вечером по десять минут.

Приложение 3

ТЕКСТ

(фрагмент повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Фрагмент может быть использован для беседы о преданности собаки человеку и об ответственности человека.

«Бим долго бежал. И наконец, еле переводя дух, пал между рельсами, вытянув все четыре лапы, задыхаясь и тихонько скуля. Надежды не оставалось никакой. Не хотелось никуда идти, да он и не смог бы, ничего не хотелось, даже жить не хотелось.

Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно - тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных им. Не дело Бима и не в его способностях понять, что если бы не было надежды совсем, ни одной капли на Земле, то все люди тоже умерли бы от отчаяния. Для Бима все было проще: очень больно внутри, а друга нет, и все тут.

Нет на Земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча.

Ах, если бы Биму сейчас несколько глотков воды! А так, наверно, он не встал бы никогда, если бы...

Подошла женщина. Сильная, большая женщина. Видимо, она сперва подумала, что Бим уже мертв, - наклонилась над ним, став на колени, и прислушалась: Бим еще дышал. Он настолько ослабел со времени прощания с другом, что ему, конечно, нельзя было устраивать такой прогон, какой он совершил за поездом, — это безрассудно. Но разве имеет значение в таких случаях разум, даже у человека!

Женщина взяла в ладони голову Бима и приподняла:

Что с тобой, собачка? Ты что, Черное ухо? За кем же ты так бежал, горемыка?

У этой грубоватой на вид женщины был теплый и спокойный голос. Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос. Бим лизнул воду. Потом, в бессилии закачав головой, вытянул шею, лизнул еще раз. И стал лакать. Женщина гладила его по спине. Она поняла все: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути - провожать навсегда, это все равно что хоронить живого.

Она каялась Биму:

Я вот-тоже... И отца, и мужа провожала на войну... Видишь, Черное ухо, старая стала... а все не забуду... Я тоже бежала за поездом... и тоже упала... и просила себе смерти... Пей, мой хороший, пей, горемыка...

Бим выпил из рукавицы почти всю воду. Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. И лизал, лизал ее грубые, в трещинах, руки, слизывая капельки, падающие из глаз. Так второй раз в жизни Бим узнал вкус слез человека: первый раз - горошинки хозяина, теперь вот — эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо просоленные неизбывным горем.

Женщина взяла его на руки и снесла с полотна дороги под откос:

Лежи, Черное ухо. Лежи. Я приду, - и пошла туда, где несколько женщин копались на путях.

Бим смотрел ей вслед мутными глазами. Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрел за нею. Га оглянулась, подождала его. Он приплелся и лег перед нею.

Хозяин бросил? - спросила она. - Уехал?

Бим вздохнул. И она поняла».

Беседа в детьми подготовительной группы. Дикие животные зимой

Конспект НОД по реализации ОО "Познавательное развитие" для детей подготовительной группе беседа на тему "Дикие животные зимой"

Ход непосредственно образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Ребята, сейчас я буду описывать животных, а вы должны будете отгадать о ком я говорю.
Воспитатель:- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый?
Дети: - Заяц
Воспитатель:- Бурый, косолапый, неуклюжий?
Дети:- Медведь
Воспитатель:- Серый, злой, голодный? (как догадались?)
Дети:- Волк
Воспитатель:- Хитрая, рыжая, ловкая?
Дети:- Лиса
Воспитатель:- Проворная, запасливая, рыжая или серая?
Дети:- Белка
Воспитатель:- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
Дети:- Еж

2. Основная часть.

Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу

Воспитатель:- Почему их называют дикие животные?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Животные - это часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель:- Кого же мы можем встретить в зимнем лесу, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель: - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети: - Дупло


Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети:- Заяц.
Воспитатель: - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?
Дети:- Серого
Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.


Воспитатель: - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: - А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель: - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.
Воспитатель: - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.


Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.
Воспитатель: - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?
Дети: – В логове
Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.
Воспитатель: - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель: - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
Дети:- Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель: - А что у лося на ногах?
Дети:- Копыта
Воспитатель: - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.