Женское белье

Библейские сюжеты в русской живописи

 Библейские сюжеты в русской живописи

Православие - религия Пасхи. Важно не только то, что Бог воплотился, но и зачем. Св. Ириней Лионский сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Этот праздник указывает высоту, к которой должен стремиться человек. Русская иконопись, а за ней и живопись, подчеркивали светоносность, преображенность Христа и его последователей. В восточно-христианской традиции к теме Пасхи тесно примыкает сюжет Сошествия во ад, откуда Христос освободил праведников, что стало еще одним символом победы над смертью.

Сошествие во ад

Сошествие во ад.
Эскиз образа иконостаса храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас на Крови).
М. В. Нестеров. 1895 г.
Б. на к., темпера, тушь, бронза, соус, графитный карандаш. 40,4х51,2


Сошествие во ад.
Оригинал для мозаики иконостаса храма Воскресения Христова.
М. В. Нестеров. 1897 г. Холст, масло. 146,5х93.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Сошествие во ад.
В. М. Васнецов. 1896–1904 гг. Акварель.
Эскиз мозаики для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
, Москва


Сошествие во ад.
В. М. Васнецов. 1896–1904 гг. Холст, масло.
Запрестольный образ в правом приделе Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
Картина демонстрировалась в 2010 г. на выставке в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург


Сошествие во ад.
Николай Андреевич Кошелев. 1900 г. 200х350.
Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,
Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим
Источник: Википедия

Воскресение Христа


Воскресение Христово.
А. Л. Шустов. 1810 г.
Казанский собор, Санкт-Петербург


Воскресение Христа.
К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло.
Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора


Христос воскресший.
К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177х89.
Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве.
Замысел не осуществлен.


Иисус Христос.
В.Е Маковский. 1893 г. Холст, масло, 79x45.
, Санкт-Петербург


Иисус Христос.
В.Е Маковский. 1894 г.


Воскресение. Эскиз
А. А. Иванов


Воскресение Христа.
Алексей Егоров. 1823–24 гг. Голубая бумага, бистр, перо,графит.28,1х43,8.
Набросок для церкви штаба прусского короля в Кракове


Воскресение Христово.
Егоров А.Е. Иллюстрация для журнала "Нива"


Воскресение Христово.
Клавдий Васильевич Лебедев. 1901 г.


Воскресение Христово.
Билибин И. Я. Эскиз фрески для храма Успeния Богородицы в Ольшанах


Воскресение Иисуса Христа.
Валериан Степанович Крюков (1838-1916)


Воскресение.
М. А. Врубель. 1887 г. Бумага, акварель, графит, карандаш. 22,5х35,5.
Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Киевский музей русского искусства


Воскресение. Триптих.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
М. А. Врубель. 1887 г.


Воскресение.
Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
М. В. Нестеров. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40,9х34


Воскресение.
М. В. Нестеров. 1890 г.


Воскресение Господне.
Эскиз запрестольного образа левого придела Владимирского собора в Киеве
М. В. Нестеров. Нач. 1890-х. Холст, масло. 88,5х110,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Воскресение.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40 x 34.
Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14961


Воскресение.
Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г.
Роспись алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15219


Воскресение.
М. В. Нестеров. 1890-е. Бумага, акварель. 50,8х27,7


Воскресение Христа.
М. В. Нестеров. 1922 г. Дерево, масло. 120х77
Государственный музей истории религии


Воскресение.
Оригинал для мозаики южного киота храма Воскресения Христова
М. В. Нестеров. 1894 г. Холст, масло. 142х79
Государственный музей истории религии


Воскресение.
Мозаика южного киота храма Воскресения Христова.
М. В. Нестеров
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15088


Воскресение Христа.
По оригиналу М. В. Нестерова
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург


Воскресение Христово.
Нестеров Михаил Васильевич. 1895 г. Эскиз мозаики северного фасада храма Воскресения Христова
Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, гуашь, бронза. 37 x 63 см
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15209


Воскресение Христово.
Мозаика северного фасада храма Воскресения Христова.
Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942)
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15210


Воскресение Христово.
П. И. Бромирский. 1918 г.


Великое Воскресение.
Василий Кандинский. 1911 г. Темпера, глазурь, серебро на стекле, 24×24.

Импрессия VI (Воскресенье)
Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло,107×95.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Жены-мироносицы у Гроба


Мироносицы.
Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893)


Жены-мироносицы.
Мария Башкирцева. Эскиз. 1884 г. Холст, масло. 46х38,5.
Саратовский музей им. Радищева


Вестники Воскресения.
Николай Николаевич Ге. 1867 г.


Жёны-мироносицы у Гроба Господня.
А.Л. Витберг. 1811 г. Холст, масло.
Из собрания Государственного музея истории религии


Жены-мироносицы.
М. В. Нестеров. 1889 г. Холст, масло. 73х38.
Эскиз одноименной картины, впоследствии уничтоженной автором
Государственная Третьяковская галерея
Инв. номер: 27820
Поступление: Приобр. в 1947 у Елизаровой


Жены-мироносицы
М. В. Нестеров. Холст, масло.
Сумский художественный музей


Воскресение (Утро Воскресения). Триптих.
М.В. Нестеров 1908-1909 гг. Бумага, гуашь. 49 x 55.
Эскиз к росписи южной стены церкви Покрова Богородицы
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15151


Воскресение.
М. Нестеров. 1910 г.
Роспись южной стены церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители


Ангел, сидящий на гробе.
М. В. Нестеров. 1908 г.
Фрагмент композиции Воскресение в Покровском храме Марфо-Мариинской обители в Москве


Жены-мироносицы у гроба Господня (Воскресение Христово).
М. В. Нестеров. 1899-1900 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, бронза. 31x48.
Эскиз росписи южной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15178


Ангел отваливает камень от гроба
А. А. Иванов. 1850-е. 26х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Евангелие от Матфея


Явление Христа Марии Магдалине.
А. Е. Егоров. 1818 г.


Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения.
А. А. Иванов. 1835 г. 242х321.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. Евангелие от Иоанна

Картина повергла в восхищение Академию. «Какой стиль!» – изрек перед нею почтенный профессор Егоров. Больше ничего говорить и не надо было, все стояли в восхищении. Это был единственный общественный успех в жизни Иванова, доставивший ему известность. Ему было присуждено звание академика, что открывало блестящие возможности для карьеры. Неофит.ру


Иисус Воскресший и Мария Магдалина.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА


Явление Христа Марии по Воскресении.
Михаил Васильев (?). Втор.пол. XIX века. Масло, картон, 67,5x43.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Галина Толова

Евангельские сюжеты в зеркале искусства

Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь - алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!
В.Я.Брюсов

Страсти Христовы
Воскресение
Сошествие в загробный мир

Страсти Христовы как страдания, испытания, ниспосланные Иисусу в жизни земной, должны были бы закончиться с его погребением. Однако последующие эпизоды (Сошествие в ад и Воскресение из мертвых) богословы традиционно включают в страстной цикл. Христианство трактует Сошествие в ад одновременно как предел уничижения Спасителя и завершающий этап его искупительной миссии, а Воскресение - как победу над смертью.

«Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (Пет.3:19-20).

В евангелиях не описан сам момента Воскресения, ибо оно было сокрыто даже от стражников, охранявших гробницу. Вот почему ранние христианские авторы обходили этот эпизод, ограничиваясь символическим воспроизведением креста с триумфальным венком и заключенной в нем монограммой «ХР». Позднее возникает изображение восстающего из гроба Христа. Один из первых примеров подобного воплощения сюжета Воскресения содержится в Оттоновском Евангелии (ок.1000 г.), где Иисус показан стоящим в саркофаге с крестом в руке. На протяжении веков образ исходящего из гроба Христа, демонстрирующий его телесность, был редкостью, но к XIII-XIV векам стал привычным.

Эпоха Возрождения обратила взоры от небес к миру дольнему, ее мастера в первую очередь стремились подражать природе. Ориентированные на земное, человеческое они даже Христа воспринимали сквозь призму истории его земной жизни. В искусство входит «очеловеченный» образ Иисуса (в его земной ипостаси). Это видно, например, в «Воскресении» Пьеро делла Франчески. Итальянский живописец точен в передаче известных обстоятельств и бытовых деталей: кроме Христа (центральной фигуры как в семантическом, так и в композиционном отношении) изображены стражники, спокойно спящие и не замечающие великого таинства воскрешения Иисуса.

Пьеро делла Франческа. Воскресение. XV в.

Работа Пьеро делла Франчески может показаться реалистической зарисовкой, примером «обытовления» теологической формулы. Художник использует линейную перспективу: точка схода закрыта основной фигурой, но размер деревьев уменьшается пропорционально удалению в глубину картины. Между тем при внимательном рассмотрении прежде всего верхней части картины (фигура Спасителя с флагом в центре, противопоставление сухих и зеленеющих деревьев на заднем плане) становится очевидно ее религиозно-символическое содержание.

Другой художник эпохи Возрождения - Рафаэль Санти, мастер точного, легкого рисунка и уравновешенной композиции, в «Воскресении Христа» создает почти декоративное панно, где фигуры людей и ангелов (их направленная жестикуляция) организуют ритмическое обрамление центральной фигуры.

Рафаэль Санти. Воскресение Христа. XVI в.

Живописные эффекты возникают благодаря сочетанию основных цветов - синего, красного и охры. Рафаэль библейские сюжеты трактует мажорно. Впечатление ясности и спокойствия производит эта картина, однако ее «идеальная выстроенность», яркость и блеск придают ей некоторую искусственность и нарочитость.

«Воскресший Христос» Матиаса Грюневальда является частью знаменитого Изенгеймского алтаря. Иконография картины необычна: в отличие от традиционного изображения Воскресения как уже свершившегося факта, художник показывает сам процесс Воскресения в его экспрессии и динамике.

Матиас Грюневальд. Воскресший Христос. XV - XVI в.

В образе Иисуса, в белоснежных ризах и ярком свечении на фоне ночного неба воспаряющего над разверстой гробницей, Грюневальд передает стремительность и торжество Христа, побеждающего смерть. Солдаты-стражники повержены и ослеплены неземным светом, исходящим от Иисуса. Исследователи не раз обращали внимание на то, что одежды солдат свидетельствуют об их принадлежности к армиям разных государств той эпохи, когда создавался алтарь. Так художник осовременивает библейские события, адресуя свое произведение всем, кто, стоя перед алтарем, надеется обрести веру и надежду.

Для позднеренессансного искусства характерны субъективность восприятия мира и творческое самовыражение художника. Подобное субъективно-эмоциональное начало сформировало художественную манеру испанского живописца (грека по происхождению Доменико Теотокопули) - Эль Греко. Его темперамент, безудержная фантазия, соседствующие с анализом и расчетом, ощущаются во всех работах, в том числе связанных с религиозной тематикой. Им присущи неожиданные ракурсы, намеренное искажение пропорций и масштабов, вытянутые фигуры, придающие изображению выразительность, духовную содержательность.

«Воскресение» Эль Греко далеко от устоявшихся представлений о церковном искусстве. Спиритуализм, тяга к ирреальному, к ассоциативной образности выражаются в особой системе художественных средств, которыми пользуется живописец. Экспрессия рождается метафоричностью передачи пространства, движения, ритма, цвета, освещения.

Эль Греко. Воскресение. XVII в.

Вертикальный формат вытягивает изображение, искажает пропорции, утрированно деформирует фигуры, что обостряет ощущение напряженности и драматизма. В изображении Христа Эль Греко более сдержан и тяготеет к классическому воспроизведению анатомии человеческого тела, что подчеркнуто и цветом. Прозрачный холодный колорит, контрасты темного и светлого, аккорды красного, синего и желтого, беспокойные рефлексы - всё способствует созданию впечатления призрачности и восторженности, драматического единства и завершенности.

В России иконографический канон (кого, где, каким цветом, в каких одеждах и позах изображать) был относительно гибким, благодаря этому, начиная с XVII века, русская религиозная живопись испытывала влияние западной традиции. Субъективно-личностный подход расшатывал традиционные иконописные принципы перспективы, изображения ликов, цветовой символики.

В XIX веке в искусстве сосуществовали тенденции академизма и бытового натурализма, против которых на рубеже XIX - XX веков выступили художники, тяготевшие к стилизации и условности. В искусстве модерна очевидна связь с традиционными формами церковного искусства (фреска, мозаика), с древней иконописью. Художники модерна стилистически не зависели от предмета изображения: даже сакральные сюжеты пропускались ими сквозь призму светского мировидения, что меняло настрой религиозной живописи. Строгий язык иконописной изобразительности уступил место картинной красоте, декоративности, орнаментальности и другим «вольностям». Историк и писатель П.Гнедич, оценивая работы Виктора Васнецова, называл их «суммой болезненно-страстных религиозных фантазий христианских художников всех времен и народов. Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые московского письма иконы». Нечто похожее можно было бы сказать и по поводу живописи Михаила Нестерова, работавшего совместно с Васнецовым над росписями Владимирского Собора в Киеве. Его стиль сформировался под сильным воздействием русской иконописной школы и одновременно - под влияния европейских художественных новшеств.

Нестеровское «Воскресение» выполнено в необычной для религиозной живописи манере. Художник по-своему воплощает духовный смысл Воскресения: идея неизобразимости самого события заставляет отказаться от фигур стражников и поместить за спиной Христа свидетеля - Ангела.

Михаил Нестеров. Воскресение. XX в.

Он смещает линию горизонта, придав фигуре Иисуса монументальность, и одновременно лишает ее известного пафоса торжества: воздвигнутая вверх правая рука с крестом контрастирует с левой - безвольно опущенной. Христос окружен лилиями, традиционно олицетворявшими чистоту и целомудрие, а для стиля модерн являющимися излюбленным цветком, визуально воплощавшим интерес к линеарности, и на уровне семантическом отражавшим тягу к уподоблению, стремление подчеркнуть бесконечное разнообразие, движение, самообновление жизни.

Декоративный орнамент на стене также маркирует изображение как принадлежащее модерну. Голубовато-жемчужный колорит картины, сиреневатое свечение и блики подчеркивают спокойную радость, задумчивую отрешенность от страстей мира.

Современные художники (за исключением сохраняющих верность многовековой традиции церковной живописи), знакомые с достижениями модернистского и авангардного искусства, часто используют особую форму представления реальности, основанную на замещении предмета его иллюзорным изображением. Однако иллюзия не скрывает, что она иллюзия (сон, идея, мечта, призрак и т.п.) и не обладает истинностью. Вот почему на первый план выходит свободное и безудержное воображение.

Патрик Девонас. Аллегория Воскресения Христа XXI в.

Картина американского художника Патрика Девонаса называется «Аллегория Воскресения Христа». Можно попытаться расшифровать некоторые аллегорические детали и атрибуты, но вряд ли это многое прояснит. Образ, созданный художником, призрачен, располагается между реальным миром и миром идей, а потому неопределенен. Библейский сюжет - всего лишь отправной момент для свободной сюрреалистической фантазии, на которую современный живописец имеет право.

Совсем другое дело - икона: отличие иконы от картины - в структуре образного языка. Икона является посланием, знамением, средством передачи божественного откровения. Образ Воскресения Христова сложился в Византии к VI веку, в Западной Европе изображение исходящего из гроба Христа появилось примерно в XI веке. В Россию этот образ пришел гораздо позднее - с XVII века и лишь в XIX стал популярен. Ранее (с XI века) в православной иконографии, в связи с непостижимостью для смертных тайны Воскресения, культивировалось замещение этого сюжета другим: Сошествием Господа в ад еще до Воскресения, разрушение его и выведение оттуда пророков и праведников.

Некоторые различия в интерпретации заключительных эпизодов Страстей, существующие в католической и православной традициях (например, в вопросе о том, кто был выведен Христом из ада и полностью ли Сошествие уничтожило смерть), сформировали разные подходы к воплощению этих сцен в изобразительном искусстве.

Европейские художники чаще изображают Христа, исходящего из гроба, русские - Христа, восставшего и воспарившего. Западная традиция склонна акцентировать идею страдания, видя в Богочеловеке прежде всего - человека. Восточно-христианская ветвь в страстях и уничижении подчеркивает торжество и величие Христа, в связи с чем формируется канон Страстных икон и их эмоциональная составляющая. Русская икона торжественна и сдержанна, празднична и величественна.

Христос представлен в окружении священного сияния в форме овала или окружности, символизирующих его Славу и подчеркивающих его духовность.

Считается, что традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа, при этом надпись на некоторых иконах (например, представленных выше) говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа». Икона не просто представляет сцену исхождения Христа из гроба, а связывает Воскресение Иисуса с идеей спасения людей. Распятый в пятницу и воскресший в воскресение Христос в субботу спускается в ад, чтобы спасти людей. Христос, сойдя в ад, уничтожил и его, и смерть. В православном понимании уничтожил полностью (но злая воля людей возрождает их), а в понимании западном - нанес урон, но не уничтожил. Православие подчеркивает, что Христос - не только Воскресший, но и Воскреситель.

Вот почему тема Воскресения в православии тесно связана с темой сошествия в ад, и порой эти темы трактуются синонимически , а пасхальной иконой считается икона «Сошествие во ад».

В Европе же сюжет нисхождения в преисподнюю существовал обособленно от сюжета Воскресения. Примером могут являться работы Х.Серра и Е.Босха.


Хайме Серра. XIII в. Иеронимус Босх. XV - XVI в.

Ад представлялся в виде чудовища с разверстой пастью (Х.Серра), куда бесстрашно ступает Спаситель или откуда выводит людей, среди которых чаще всего изображались Адам и Ева.

Своеобразно развивает эту тему И.Босх. Причудливая демонологическая образность питалась преимущественно средневековой аллегорикой животного мира, воплощавшей идею материально-низменного как области дьявольского.

Сравнение европейских картин с канонической иконой обнаруживает различия как в замысле, так и в его художественном воплощении. Согласно византийской традиции, иконописцы были строги в подходе к сакральным изображениям, поэтому иконы при всей выразительности менее фантазийны, более сдержанны. Обычно находящийся в центре композиции, окруженный сиянием Христос попирает сокрушенный им ад, напоминающий разлом земли. Главные фигуры композиционно составляют напряженный и гармонический треугольник, количество второстепенных персонажей варьируется.

Безусловно, данный сюжет ярко свидетельствует о победе Иисуса над мраком греха и бездной отчаяния. Спаситель сокрушает адские врата и попирает сатану, открывая людям путь к Свету и Истине. Нисходя - восходит; воскреснув - воскрешает. По мнению А.Кураева, «предельная точка Божественного нисхождения оказывается начальной опорой человеческого восхождения. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».

Иконография Воскресения продолжает развиваться и сегодня. Поскольку смысл самого события Воскресения глубок и однозначно невыразим, варианты его художественного воплощения не могут быть ограничены. Художник и писатель Е. Горбунова-Ломакс справедливо заметила: «Верность канону - существеннейшая характеристика иконы. Но верность эту следует понимать не как вечное и общеобязательное цитирование одних и тех же раз навсегда установленных образцов, а как любовное и свободное следование традиции и живое её продолжение».

Пасха в картинах русских художников // Easter paintings in Russian art


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954) — Канун Пасхи в старину // Ivan Goriushkin-Sorokopudov — Easter Eve in the old days


Николай Кошелев — Дети, катающие пасхальные яйца, 1855 г. // Nikolai Koshelev — Children rolling Easter eggs, 1855


Илья Репин — Крестный ход в Курской губернии, 1883 г. Холст, масло. 175×280см. Государственная Третьяковская Галерея // Ilya Repin — Religious procession in Kursk province, 1883. State Tretyakov Gallery, Moscow


Василий Перов — Сельский крестный ход на Пасхе, 1861 г. Холст, масло, 71,5×89. Государственная Третьяковская галерея // Vasiliy Perov — Religious procession in a village at Easter, 1861. State Tretyakov Gallery, Moscow


Константин Юон — Праздничный день, 1903 г. // Konstantin Yuon — Easter Day, 1903


Николай Рерих — Русская Пасха, 1924 г. Холст, темпера // Nicholas Roerich — Russian Easter, 1924. Tempera on canvas. Baroda Museum and Art Gallery, Vadodara, India


Степан Федерович Колесников (1879-1955) — Перед службой // Stepan Kolesnikov — Before the service


Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894) — Пасха, 1885 г. // Illarion Pryanishnikov — Easter, 1885


Илларион Прянишников — Крестный ход, 1893 г. Русский музей, Санкт-Петербург // Illarion Pryanishnikov (1840-1894) — Easter Procession, 1893. State Russian Museum, St. Petersburg, Russia


Гермашев (Бубело) Михаил Маркианович (1867 – 1930) — Вечер перед Пасхой // Mikhail Germashev (Bubelo) — Easter Eve


Кузенкова Юлия — Пасха, 2002 г. // Julia Kuzenkova — Easter, 2002


Борис Кустодиев — Пасхальный обряд (Христование), 1916 г. // Boris Kustodiev — Easter Greeting, 1916


Борис Кустодиев — Крестный ход, 1915 г. Холст, масло. 20×28,5см. Третьяковская Галерея, Москва // Boris Kustodiev — Easter Procession, 1915. Oil on canvas, 20×28.5cm. Tretyakov Gallery, Moscow, Russia


Борис Кустодиев — Крестный ход, 1915 г. // Boris Kustodiev — Easter Procession, 1915


Фаддей Антонович Горецкий — Христосование, 1850 г. Государственный Русский Музей, г. Санкт-Петербург // Faddey Goretsky — Easter Greetings, 1850. State Russian Museum, Saint-Petersburg, Russia


Федор Сычков — Пасхальная игра в Кучки. Дореволюционная открытка // Fedot Sychkov — Playing kuchki (sand hills), 1904-1914


Павел Рыженко — Пасха, 1970 г. // Pavel Ryzhenko — Easter, 1970


Гермашев (Бубело) Михаил Маркианович (Россия, 1867 – 1930) — Пасха. Утро на позиции // by Mikhail Germashev


Александр Алексеевич Бучкури (1870 – 1942) — Пасхальное утро // Alexander Buchkuri — Easter Morning


Борис Кустодиев — Встреча (Пасхальный день), 1917 г. // Boris Kustodiev — Meeting (Easter day), 1917


Милорадович Сергей Дмитриевич (1851-1943) — Приготовление к Пасхе, 1910 г. // Sergei Miloradovich — Preparation for Easter, 1910


Борис Кустодиев — Канун Пасхи // Boris Kustodiev — Easter Eve


Михаил Маркианович Гермашев (Бубело) (1867-1930) // by Mikhail Germashev



Павел Рыженко (1970-2015) — Пасха в Париже // Pavel Ryzhenkov — Easter in Paris


Виктор Кудрин (1925-1999) — Пасха // Viktor Kudrin — Easter

Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы отдать свою жизнь за наши грехи, Он был распят ужасным образом и пережил невероятные физические и душевные страдания.

Его сняли с креста и погреби в новой каменной гробнице, но на этом Его история жизни на земле не заканчивается. После 3 дней пребывания в могиле происходит невероятное событие, которое Иисус предсказал еще при своей жизни - Христос воскрес! Как же это было? Мы попытаемся передать в картинках основные события из жизни Христа после Его распятия. Картинки сопровождаются оригинальными текстами из Библии.

Из-за поспешного погребения Иисуса перед субботой, женщины, близкие Христу, не успели помазать тело ароматными мазями, и потому, как только прошла суббота, они пришли ко гробу, думая, кто же отвалит им камень от гроба. Кроме того, на камень была наложена печать, срывание которой сурово каралось, и к тому же возле пещеры была выставлена стража. На что рассчитывали эти женщины?

(Картинка воскресение Христа №1)

Св. Евангелие от Матфея 28:2-4

"И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3. вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4. устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые…"

(Картинка воскресение Христово №2)

Св. Евангелие от Луки 24:1-53

"В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;
но нашли камень отваленным от гроба."

(Картинка воскресение Христово №3)

Удивительное дело, во-первых вся стража позорно сбежала, кроме того камень, которым был завален вход в пещеру могилы Христа, весил несколько тонн, он был отвален.

"И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса."

(Картинка воскресение Христа №4)

"4. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих."

(Картинка воскресение Христа №5)

"И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим."

(Картинка воскресение Христа №6)

"То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему."

(Картинка воскресение Христа №7)

"В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус 14. и разговаривали между собою о всех сих событиях. 15. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними."

(Картинка воскресение Христа №8)

"Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. 27. И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. 28. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. 29. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними."

(Картинка воскресение Христа №9)

"И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. 31. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. 33. И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34. которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.35. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. 36. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам."

(Картинка воскресение Христа №10)

"Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. 38. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? 39. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 40. И, сказав это, показал им руки и ноги."

(Картинка воскресение Христа №11)

"45. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. 46. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47. и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему."

(Картинка воскресение Христа №12)

"50. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. 53. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь."

Вот еще несколько эпизодов явления Иисуса ученикам после Своего Воскресения.

Фома, один из учеников Христа, не верил другим свидетелям воскресения Христа, но хотел сам убедиться в этом на своем личном опыте. Иисус милостиво явился ему.

(Картинка воскресение Христа №14)

Св. Евангелие от Иоанна 20:26-28

"После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!"

Когда Петр и другие ученики, после всех лет вместе со Христом, решили вернуться к старому образу жизни, к ловле рыбы, Иисус является им на берегу моря, производит чудо улова множества рыбы и ведет личную беседу с Петром.

(Картинка воскресение Христа №15)

Св. Евангелие от Иоанна 21:1

"После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так..."

Мария Магдалина, которую Иисус простил и вырвал из греховной жизни, не увидев Иисуса в гробе, думает, что его тело украли, она плачет, и в это время ей являются ангелы, а после и Сам Иисус является ей

(Картинка воскресение Христа №16)

Св. Евангелие от Иоанна 20:14-16

"Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. 16. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель!.."

А верите ли вы в воскресение Христа? Кто Он для вас, нравственный учитель, который, когда-то умер, или Воскресший Господь, Спаситель души?

Православие - религия Пасхи. Важно не только то, что Бог воплотился, но и зачем. Св. Ириней Лионский сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Этот праздник указывает высоту, к которой должен стремиться человек. Русская иконопись, а за ней и живопись, подчеркивали светоносность, преображенность Христа и его последователей. В восточно-христианской традиции к теме Пасхи тесно примыкает сюжет Сошествия во ад, откуда Христос освободил праведников, что стало еще одним символом победы над смертью.

Сошествие во ад

Сошествие во ад.
Эскиз образа иконостаса храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас на Крови).
М. В. Нестеров. 1895 г.
Б. на к., темпера, тушь, бронза, соус, графитный карандаш. 40,4х51,2


Сошествие во ад.
Оригинал для мозаики иконостаса храма Воскресения Христова.
М. В. Нестеров. 1897 г. Холст, масло. 146,5х93.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Сошествие во ад.
В. М. Васнецов. 1896–1904 гг. Акварель.
Эскиз мозаики для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
, Москва


Сошествие во ад.
В. М. Васнецов. 1896–1904 гг. Холст, масло.
Запрестольный образ в правом приделе Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
Картина демонстрировалась в 2010 г. на выставке в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург


Сошествие во ад.
Николай Андреевич Кошелев. 1900 г. 200х350.
Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,
Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим
Источник: Википедия

Воскресение Христа


Воскресение Христово.
А. Л. Шустов. 1810 г.
Казанский собор, Санкт-Петербург


Воскресение Христа.
К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло.
Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора


Христос воскресший.
К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177х89.
Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве.
Замысел не осуществлен.


Иисус Христос.
В.Е Маковский. 1893 г. Холст, масло, 79x45.
, Санкт-Петербург


Иисус Христос.
В.Е Маковский. 1894 г.


Воскресение. Эскиз
А. А. Иванов


Воскресение Христа.
Алексей Егоров. 1823–24 гг. Голубая бумага, бистр, перо,графит.28,1х43,8.
Набросок для церкви штаба прусского короля в Кракове


Воскресение Христово.
Егоров А.Е. Иллюстрация для журнала "Нива"


Воскресение Христово.
Клавдий Васильевич Лебедев. 1901 г.


Воскресение Христово.
Билибин И. Я. Эскиз фрески для храма Успeния Богородицы в Ольшанах


Воскресение Иисуса Христа.
Валериан Степанович Крюков (1838-1916)


Воскресение.
М. А. Врубель. 1887 г. Бумага, акварель, графит, карандаш. 22,5х35,5.
Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Киевский музей русского искусства


Воскресение. Триптих.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
М. А. Врубель. 1887 г.


Воскресение.
Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
М. В. Нестеров. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40,9х34


Воскресение.
М. В. Нестеров. 1890 г.


Воскресение Господне.
Эскиз запрестольного образа левого придела Владимирского собора в Киеве
М. В. Нестеров. Нач. 1890-х. Холст, масло. 88,5х110,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Воскресение.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40 x 34.
Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14961


Воскресение.
Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г.
Роспись алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15219


Воскресение.
М. В. Нестеров. 1890-е. Бумага, акварель. 50,8х27,7


Воскресение Христа.
М. В. Нестеров. 1922 г. Дерево, масло. 120х77
Государственный музей истории религии


Воскресение.
Оригинал для мозаики южного киота храма Воскресения Христова
М. В. Нестеров. 1894 г. Холст, масло. 142х79
Государственный музей истории религии


Воскресение.
Мозаика южного киота храма Воскресения Христова.
М. В. Нестеров
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15088


Воскресение Христа.
По оригиналу М. В. Нестерова
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург


Воскресение Христово.
Нестеров Михаил Васильевич. 1895 г. Эскиз мозаики северного фасада храма Воскресения Христова
Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, гуашь, бронза. 37 x 63 см
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15209


Воскресение Христово.
Мозаика северного фасада храма Воскресения Христова.
Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942)
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15210


Воскресение Христово.
П. И. Бромирский. 1918 г.


Великое Воскресение.
Василий Кандинский. 1911 г. Темпера, глазурь, серебро на стекле, 24×24.

Импрессия VI (Воскресенье)
Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло,107×95.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Жены-мироносицы у Гроба


Мироносицы.
Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893)


Жены-мироносицы.
Мария Башкирцева. Эскиз. 1884 г. Холст, масло. 46х38,5.
Саратовский музей им. Радищева


Вестники Воскресения.
Николай Николаевич Ге. 1867 г.


Жёны-мироносицы у Гроба Господня.
А.Л. Витберг. 1811 г. Холст, масло.
Из собрания Государственного музея истории религии


Жены-мироносицы.
М. В. Нестеров. 1889 г. Холст, масло. 73х38.
Эскиз одноименной картины, впоследствии уничтоженной автором
Государственная Третьяковская галерея
Инв. номер: 27820
Поступление: Приобр. в 1947 у Елизаровой


Жены-мироносицы
М. В. Нестеров. Холст, масло.
Сумский художественный музей


Воскресение (Утро Воскресения). Триптих.
М.В. Нестеров 1908-1909 гг. Бумага, гуашь. 49 x 55.
Эскиз к росписи южной стены церкви Покрова Богородицы
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15151


Воскресение.
М. Нестеров. 1910 г.
Роспись южной стены церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители


Ангел, сидящий на гробе.
М. В. Нестеров. 1908 г.
Фрагмент композиции Воскресение в Покровском храме Марфо-Мариинской обители в Москве


Жены-мироносицы у гроба Господня (Воскресение Христово).
М. В. Нестеров. 1899-1900 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, бронза. 31x48.
Эскиз росписи южной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15178


Ангел отваливает камень от гроба
А. А. Иванов. 1850-е. 26х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Евангелие от Матфея


Явление Христа Марии Магдалине.
А. Е. Егоров. 1818 г.


Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения.
А. А. Иванов. 1835 г. 242х321.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. Евангелие от Иоанна

Картина повергла в восхищение Академию. «Какой стиль!» – изрек перед нею почтенный профессор Егоров. Больше ничего говорить и не надо было, все стояли в восхищении. Это был единственный общественный успех в жизни Иванова, доставивший ему известность. Ему было присуждено звание академика, что открывало блестящие возможности для карьеры. Неофит.ру


Иисус Воскресший и Мария Магдалина.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА


Явление Христа Марии по Воскресении.
Михаил Васильев (?). Втор.пол. XIX века. Масло, картон, 67,5x43.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург