Правила макияжа

Библейское учение о гневе божьем. Условность выражения «гнев Божий». Источник промыслительного наказания – любовь Божия

Библейское учение о гневе божьем. Условность выражения «гнев Божий». Источник промыслительного наказания – любовь Божия

"В наши дни мало кто проповедует о Божьем гневе – этого стыдятся даже многие хорошие проповедники. Теперь чаще раздаются слезливые, сентиментальные слова о любви и доброте, и мало где слышны предостережения и увещевания. Но если мы хотим, чтобы человеческие души действительно спасались, мы должны говорить о гневе Господнем прямо и открыто". Чарльз Сперджен

"Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых" (Екклес. 7:9). В последние годы в повседневной жизни мы все чаще и чаще встречаемся с проявлениями людской злобы, нетерпимости, гнева. Нет, безусловно, эти явления властвуют на земле уже более 6000 лет, но все же, если мы внимательно всмотримся в них, то увидим, что сегодня они имеют свои принципиальные особенности. Так, еще совсем недавно, 30- 40 лет назад, не говоря уже о более ранней истории, гнев, нетерпимость имели, если так можно сказать, свое обоснование. Обоснование, разумеется, с человеческой точки зрения. Так пролетариат ненавидел буржуев, потому что они богаты. Знатные фамилии поливали друг друга грязью, потому что боролись за власть. Папство гнало с нечеловеческой злобой реформаторов, потому что они обличали его лжеучения, и т. д.

В наши же дни проявления злобы и гнева носят, в основном, немотивированный, даже с человеческой точки зрения, извращенной грехом, характер. Для подтверждения этого достаточно, хотя бы, проанализировать преступность, при анализе которой выясняется, что значительнейший процент преступлений носят немотивированный характер. Типичными примерами этого служат такие случаи, ставшие, к сожалению, сегодня массовыми. Группа молодежи, идя вечером по улице, просто так убила встречного прохожего, которого они видели первый раз и у которого даже ничего не взяли. На вопросы следователей, чем были вызваны эти действия, совершенные ими в трезвом, совершенно осмысленном состоянии, они ответить ничего не смогли. Просто убили, было скучно, не понравилась его одежда, взгляд или походка. А какое проявление гнева и злобы встречает сегодня элементарно сделанное замечание или случайное задевание кого-то в транспорте, или даже просто вопрос о чем-то. С одной стороны, это, вроде бы, мелочи, но ведь именно эти мелочи и наполняют всю нашу жизнь, так отравляя её, приводя к стрессам, к смерти.

Некоторые эксперты пытаются объяснить эти немотивированные проявления злобы плохой экономической ситуацией в республиках бывшего СССР. Но, во-первых, эта злоба сегодня встречается и в странах Европы и США. А во-вторых, наша страна переживала куда более тяжелые времена, такие как блокада Ленинграда, Гражданская война, голодоморы 1930-х годов, и тогда всего этого не было. Напротив, горе и нужда тогда объединяли людей. Итак, немотивированное проявление гнева - это первая особенность наших дней.

Вторая, не менее примечательная особенность состоит в выявлении основных причин гнева. Исследуя древние летописи, читая жизнеописания великих деятелей истории и сцен из повседневной жизни разных эпох, мы видим, что одной из ведущих причин гнева была борьба за дело, за идеи. Гнев на врагов, обрушивающихся на родную землю, гнев против предателей страны, гнев против лжесвидетелей. Сегодня эти проявления гнева почти ушли в прошлое...

В наши дни главная причина гнева состоит в том, что задевают лично меня, мои интересы. При этом высокие идеалы, порядочность уже, к сожалению, устарели. Мы, если так можно сказать, благодушно дремлем, когда бесчестят страну, какие-то принципы, других, но сразу оживаем, когда задевают нас. Мы сразу исходим «праведным» гневом вне зависимости от того, правы мы или нет. Подобное мы наблюдаем, порой, и среди верующих, которые забывают слова Христа: «ревность по доме Твоем снедает Меня...» (Ин. 2:17). Нет, ревность по Доме Божьем, по Его делу уже не беспокоит. Нет гнева против греха, порока. Нет гнева, когда другие незаслуженно обижают твоего брата, это все не интересует, не трогает. Мы предпочитаем не вмешиваться в это. Но зато, когда хотя бы чуть-чуть затрагивают интересы нас самих или наших близких, то мы выступаем сразу. Мы готовы уничтожить всякого, кто делает это. Мы уже не молчим на членских собраниях или в совете. Ведь задели-то нас! Но Христос и апостолы всегда вели себя по иному.

Так Моисей проявил гнев, когда увидел грех народа. «Но Моисей сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих. Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исх. 32:18-20); Неемия также, когда увидел грех: «И сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев. Были такие, которые говорили: нас, сыновей наших и дочерей наших много; и мы желали бы доставать хлеб и кормиться и жить. Были и такие, которые говорили: поля свои, и виноградники свои, и домы свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода. Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших; у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других. Когда я услышал ропот их и такие слова, я очень рассердился. Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание» (Неем. 5:1-7). Давид, узнав об истории, рассказанной Нафаном: «Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это» (2Цар. 12:5). Они защищали не себя, а других. Мы встречаем Христа, Который с праведным гневом обличает лицемерие духовенства, опрокидывает столы меновщиков в храме, но нигде не читаем, чтобы Он с гневом защищал Себя. Он защищал других и дело Божье.

ГНЕВ БОЖИЙ - ЭТО СВЯТОЕ НЕГОДОВАНИЕ НА ЗЛО.

"И, воззрев (Он) на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их..." (Мк. 3:1-5). Мы же его превратили в проявление плотской натуры, вызванное уязвленным самолюбием, своевольной мстительностью, упрямством...

Третьей особенностью, связанной с гневом в наши дни, является отношение к Божьему гневу.
Писание говорит и учит нас, что те народы, которые отвергли Божье прощение и спасение, которые закоснели в своих грехах, отдавшись всецело злой силе, постиг гнев Божий, Его Суд. Ассирия, Вавилон, Мидия, Рим испытали это на себе. Недаром Моисей предупреждал и израильский народ, говоря: «Ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли» (Втор. 6:15). Да, люди грешили во все века, но никогда так открыто в людях не был потерян страх Божий. Даже язычники Ниневии трепетали пред Божьим Судом, Его праведным гневом... Порой само понятие Бога, Божьего суда заставляло если и не исправиться, то, по крайней мере, смириться человека. Безусловно, в этом страхе перед Божьим гневом была не только искренняя любовь и почтение к Господу. В значительной степени присутствовал суеверный ужас. Но в любом случае страх пред Божьим именем был.

Ничего даже отдаленно подобного мы не наблюдаем в наши дни новейшей истории, когда сокрушались храмы, убивали священнослужителей, сжигали Библии, высмеивали библейских героев и истории. Ещё ужаснее то, что сегодня осквернение идет, порой, и из недр самой церкви. Так при богослужениях во многих церквях исполняется с целью завлечения молодежи сатанинская рок-музыка, оглашая своими бесовскими ритмами чертоги храмов. В церковных киосках продается вино «Кагор», якобы, для причастия. А внешний вид пришедших на поклонение Богу напоминает более пляжный или клубный. С одной стороны, это деталь, но деталь весьма примечательная, ибо к высокому начальнику в таком виде на прием никто не придет. А к Богу можно! Это отношение поддерживает и укрепляет современная христианская идеология многих церквей, учащая тому, что по Своей сути Бог не способен на суд, Он всех прощает и даже дьявол, в конечном счете, будет прощен. Не важно, как ты живешь, что делаешь, Бог все равно тебя любит и прощает, гнев не присущ Ему. Десятисловный закон отменен на Голгофе и теперь - время полной благодати.

Безусловно, человек спасается верой. Но судим он будет не по убеждениям, а по делам.
И Библия в целом, и книга Откровение, повествующая о грядущих событиях на земле, много говорит о гневе Божьем. «И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:16,17); «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия» (Откр. 14:19); «И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр. 16:1); «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откр. 19:15); «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков...» (Откр. 20:9,10). Такова участь нечестивых...

Такова участь тех, которые отвергли Бога, попрали Его закон, отдали себя в руки злой силе. Но еще больший вопрос возникает тогда, когда мы знаем все это, знаем Истину. Знаем о гневе Божьем, уничтожившем в свое время Содом, Ниневию, Вавилон. Знаем о гневе Божьем, рассеявшем за отступления избранный народ. Знаем о гневе Божьем, который уничтожит нечестивых в конце времени. Знаем, что вызывает гнев Божий: попрание Его Закона, Истины, нелюбовь к ближнему. И вот, зная все это, мы продолжаем сплетничать, клеветать, тайно прелюбодействовать, злорадствовать, прикрываясь внешней маской христианства. Но ведь Бог знает все это. И эта маска не может уберечь нас от Его гнева. И даже, более того, только усилит его. Ибо, как верно отметил еще в XI веке епископ Титмар Мерзебургский, «лицемерная праведность - это не праведность, а двойное нечестие». Так о чем же говорить, когда мы, зная, делаем все же это.

Не говорит ли это о том, что, забыв о страхе Божьем, мы забываем и о Боге вообще, представляя Его каким-то очень далеким от нас. А может, мы и вовсе потеряли или теряем веру в Него. Безусловно, вера не должна зиждиться на страхе перед Божьим гневом, но, в то же время, мы должны принимать все проявления Бога, одним из которых является и праведный гнев, что мы часто не желаем. Мы не принимаем Бога, как Личность, как истинно Живого Бога... Итак, не стали ли мы верующими атеистами? Верующими атеистами, забывшими о гневе Божьем, но зато культивирующими свой плотской человеческий гнев...

Сравнительная характеристика Божьего и человеческого гнева.

Божий гнев вызван нарушением правды, истины.
Человеческий гнев вызван личной обидой.

Божий гнев направлен против греха.
Человеческий гнев направлен против человека.

Божий гнев действует открыто.
Человеческий гнев действует в основном, скрытно.

Цель Божьего гнева - спасти.
Цель человеческого гнева - погубить.

Срок действия Божьего гнева - пока человек живет.
Срок действия человеческого гнева - пока не исправится человек или как окончательный приговор.

Методы Божьего гнева - обличение и суд.
Методы человеческого гнева - расправа.

Итог Божьего гнева - торжество Истины.
Итог человеческого гнева - убивает самого гневающегося.

Плотский гнев убивает и делает безумным самого гневающегося, во-первых, потому, что отдав себя этому чувству злобы и мести, человек поступает под полный контроль злых сил, которые и ведут его к гибели. А во-вторых, это чувство гнева лишает человека возможности адекватно и критически мыслить, что не позволяет ему вырваться из рук бесов и остановиться перед катастрофическими шагами, куда его те толкают. Недаром говорят, что во гневе человек подобен пьяному. Гнев убивает человека и физически. Ибо во гневе человек переживает страшный стресс. А учитывая, что, как мы видели, это чувство лелеется, порой, годами, то и стресс приобретает хронический характер. Под действием же стресса - перевозбуждается кора больших полушарий мозга, начиная через нервные и гуморальные пути стимулировать выработку различных биологически активных веществ, многие из которых (в частности, адреналин) в больших дозах действуют как яд, и, кроме того, нарушают работу внутренних органов и систем организма, приводя к инфарктам, инсультам, астенизации, неврозам и психозам. Вполне понятно, что детям такого человека уготована незавидная участь. "Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность.
Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его. Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда..." (Иов 5:2-6).

«Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда...» Всему есть свои причины.
Ничто не возникает просто так. На пустом месте ничего не вырастает. Здесь невольно вспоминается место из «Собачьего сердца» М. А. Булгакова, где профессор Преображенский, обращаясь к своему ассистенту Борменталю, говорит, что «разруха - это не старуха с клюкой, которая выбила все стекла. Разруха - прежде всего в головах людей!». Есть и интересная поговорка, что каждый доволен своим умом, но не каждый доволен своим состоянием. И действительно, кого мы всегда обвиняем в своих бедах, неудачах, проблемах? Многих…, но не себя. Мы менее всего склонны задумываться над своей духовной жизнью, взаимоотношениях с Господом, Великой борьбе, которая сегодня идет на земле, о страхе Божьем, о котором мы говорили выше. А ведь именно эти факторы как раз, в основном, и предопределяют нашу жизнь.

Когда люди грешат – это очень огорчает Бога, и вызывает Его справедливый гнев.
Великая любовь переполняет Иисуса-Судию, но наступит День оный, страшный и ужасный, и тогда огонь ярости Его истребит нечестивых. Библия говорит о том, что страшен лев рыкающий, но еще страшнее гневающийся Агнец. При Своем Первом пришествии Иисус Христос стоял в синагоге, взирая поочередно на каждого из собравшихся вокруг. В синагоге важно восседали книжники и фарисеи. Он стоял, взирая поочередно на каждого из них и Его взгляд выражал гнев и скорбь, негодование и душевную печаль. "Воззрев на них с гневом, скорбел об ожесточении сердец их..." (Мк. 3:5).

Неужели мы будем колебаться, пока гнев Божий не сразит нас окончательно?..
Неужели мы будем пренебрегать милостью Божьей, пока Его суд не поразит нас?..
Соф. 2:1-3 -- "Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение - день пролетит как мякина - доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева
Господня".

Гнев Божий - есть отношение Бога ко греху, Его реакция на грех. Говорить о грехе очень неприятно, но говорить о гневе Божьем еще более неприятно.

Понятие "гнев Божий" для многих христиан сегодня кажется неуместным. Говорить о Боге и о гневе Божьем сегодня не принято, немодно. Бог и идея гнева просто несовместимы. Христианам нравиться говорить о Боге, как о Боге любви, о Боге любящем (притча о блудном сыне). В этой притче совсем не говорится о гневе отца на провинившегося сына, в ней говорится только о любви. Читая учебники по систематическому богословию, книги посвященные доктрине о Боге и спасения Божия, можно заметить, что само это понятие "гнев Божий" в них почти не встречается.

С другой стороны, мы видим, что гнев Божий, как идея, как понятие присутствует чуть ли не на каждой странице Библии. В Священном Писании около 600 выражений, говорящих о гневе Божьем.

В Ветхом завете мы встречаем более 20 слов, обозначающих гнев Божий. Вот некоторые из них: "anaph " () в переводе с еврейского означает "фыркать, храпеть ". Это слово показывает внешнюю физическую или эмоциональную сторону гнева. Ис.12:1, Втор.1:37. "Charah " ()- подчеркивает идею огня или возгорания. Пс.105:40.

В греческом языке слова, передающие идею возгорания гнева Божия - это "тюмос" (Qumo,j) и "орге" (orgh). Ин.3:36, Римл.1:18, Откр.6:16. (Тюмос, в отличие от орге, это гнев, выраженный приступообразно, неожиданно, эмоционально. Орге - это гнев, как определенное состояние человека, как вынашивание чувства отмщения).

Что же такое гнев Божий?

Каковы характеристики гнева Божия?

В первую очередь, следует сказать, что гнев Божий не имеет ничего общего с гневом человека. Божий гнев не связан, как у человека, с раздражительностью, с яростью, с потерей самообладания. Гнев Божий - это не какой-то эмоциональный всплеск .

Концепция гнева Божия присутствует, как в Ветхом Завете, так и в Новом. Это означает, что представление о Боге в Ветхом Завете, как Боге гневающимся, карающем, а в Новом, как о Боге любящем и милующем - это представление ошибочно, оно не библейское. Бог Ветхого и Бог Нового Заветов - один и тот же Бог. В Новом Завете существует целый ряд мест, повествующих о гневе Божьем, более того, о гневе Агнца. (Откр.6:16).

В отличие от человеческого гнева, который всегда непредсказуем, Божий гнев всегда абсолютно оправдан и предсказуем. Язычники, поклоняясь своим богам, никогда не знали, как их боги среагируют на то или иное проявление в их жизни. Они никогда не были уверены в том, что их боги не раздражены. Древние же евреи всегда знали и могли предсказать когда Бог Израиля - Яхве - гневается. Гнев Бога живого и истинного всегда предсказуем и оправдан.

Единственное, что вызывало гнев Бога - это грех .

К примеру, в Ветхом Завете гнев Божий всегда воспылался на: идолопоклонство (Исх.32:8-10), на прелюбодеяние (Иез.23:27), на притеснение вдов и сирот (Исх.22:22-24), на алчность и ложь (Иер.6:11-15),на насилие (Иез.8:17-18) и на другие преступления против Бога, против Его закона и против ближнего.

Итак, гнев Божий всегда был связан с грехом. То же самое мы видим и в Новом Завете (Римл.1:18, 2:8, Ин.3:36).

Гнев Божий является важной и неотъемлемой чертой характера Божия . Гнев присущ Богу. Мы не можем отрывать понятие гнева от Бога, как это делают современные богословы. Наш Бог истинный, любящий, но Он же и Бог гневающийся.

Гнев Божий - есть святая реакция на горе и страдания , вызванные восстанием против Бога. Бог не проявляет Свой гнев там, где нет греха. Гнев Божий возгорается, потому что Ему небезразлично Его творение, потому что Он видит, что грех губителен, он разрушает жизнь, мир и радость Его детей.

Гнев Божий не противоположен Его любви. Скорее, он является естественным плодом Его любви . Чем больше Бог любит, тем больше Он негодует на грех, гневается. Антиподом любви является не грех, как многие считают, а безразличие.

Гнев Божий и милосердие Иисуса Христа не противопоставляются одно другому. Гнев Божий выражается в милосердии. Реакцией Бога на грех является Его суд над грехом. Бог осуждает грех и, в конечном итоге, искоренит его. Эта реакция на грех, выраженная в суде над грехом, составляет истинный смысл библейского гнева. Не гневающийся Бог - это Бог, которому все равно, такой Бог не может быть любящим.

"Отрицать гнев Божий , - пишет Макдональд в своей книге "Искупление в смерти Иисуса Христа" (84), - значит считать, что Бог потерял всякий интерес к человеку, созданному для общения с Ним, и не заботится о поддержании Им же установленного нравственного порядка во вселенной ".

Добрая весть Священного Писания заключается не в том, что Бог не гневается, а в том, что Господь Иисус понес на Себе наказание греха (Божий суд над грехом). Римл.5:9, Ин. 3:36, 1-Фес. 5:9-10.

Является ли гнев Божий пассивным, то есть проявляется ли он в последствиях человеческого греха или гнев Божий активен? Гнев Божий - это преимущественно эсхатологическое явление . Но существует много примеров того, как гнев Божий проявлялся в истории народа Божьего в прошлом. Бог вмешивается в ход истории, причем часто, как Бог гневающийся.

Как понимать проявление гнева Божия в истории? Является ли гнев Божий безличностным, естественным следствием греха или его проявление является личностным и Бог активно проявляет себя? Многие современные богословы либерального направления считают, что гнев Божий, о котором очень много говорится в Библии, есть ни что иное, как следствие людского греха. То есть здесь срабатывает закон причины и следствия. Человек нарушает закон Божий и сам же от этого страдает. Что посеял, то и пожинает. Очень показательным примером может служить СПИД. Кто виноват в том, что человек заболевает СПИДом? Человек сам заражается этой болезнью, ведя беспорядочный образ жизни. Он сам виноват в столь халатном отношении к собственной личности.

Некоторые современные богословы считают, что с развитием религии представление о гневающемся Боге постепенно отмирает. По их мнению, гнев Божий - это безличностная, неизбежная, причинно-следственная связь в нравственной вселенной. Одним словом, гнев Божий пассивен. Человек сам страдает от своих же грехов. Определенная доля истины в этом есть, но понятие безличностного гнева Божия не исчерпывает всей глубины вопроса. В Библии есть очень много примеров (событий), явно указывающих на личностный, активный характер гнева Божия (Содом и Гоморра, потоп, земля, поглотившая мятежников Корея, Дафана и Авирона, поражение проказой царя Озии и т.д.)

Эсхатологическое проявление гнева Божия, когда Бог явится во славе Своей, когда нечестивые будут бежать к горам и камням (Откр.6 гл.) - тоже будет активным проявлением гнева Божия. Гнев Божий - это личная реакция Бога на грех , это не просто следствие человеческого греха.

Итак, в Библии гнев Божий также реален, как грех.

Эмиль Бруннер прав, когда пишет: "Бог реагирует на гнев, и в Библии эта божественная реакция названа гневом Божьим". (См. Emil Brunner, The Mediator , 518,519).

Знаменитая книга Джона Буньяна «Путешествие пилигрима в небесную страну» начинается с описания переживаний человека, охваченного сильной тревогой. Он прочел в Библии страшную для себя новость, с которой поделился с семьей:

„О, милая моя жена и возлюбленные дети, я, друг ваш, вне себя от горя, от тяжелого бремени, которое сильно меня гнетет. Притом я узнал достоверно, что наш город будет сожжен небесным огнем, и мы все погибнем неминуемо, если не найдем пути, которого я пока еще не знаю, но по которому только и возможно спастись от ужасной смерти».

Домашние «пытались заглушить его расстроенное воображение разными жесткими упреками, потом старались рассеять пустой болтовней; там опять принимались его бранить и, наконец, стали избегать всякого с ним сообщения».

Этот человек решил бежать из дома, но не знал, в какую сторону направиться, пока евангелист не указал путь к спасению.

Необходимость спасения от Божьего гнева дала импульс для развития драматического сюжета о путешествии пилигрима в небесную страну. Отнимите этот импульс, и книга рассыплется: будет непонятно, для чего страннику понадобилось претерпеть столько бед. Да и не только знаменитая книга Буньяна окажется непонятной, но и Библия, и наша земная история с ее страшными катаклизмами.

По сути, Божий гнев - одна из главных тем Библии, каждый человек должен помнить о нем и стремиться спастись от него. Гнев Божий грядет, и горе тому человеку, который не найдет от него избавления! Такому лучше не родиться!

Многим людям кажется, что гнев не свойственен Богу, исполненному любви, мудрости, красоты и силы. Они думают, что гнев портит красоту Божьего лика, словно синяк под глазом. По их мнению, как океан спокойно принимает в себя бросаемые людьми камни или мусор, так Бог спокойно принимает человеческие чудачества. Ведь в сравнении с громадной вселенной, тем более в сравнении с Богом люди — едва приметная пыль на ее задворках. Стоит ли беспокоиться о ней, когда есть дела поважнее?

Этой конфеткой можно было бы утешиться, если бы факт Божьего гнева не был провозглашен Библией и не установлен человеческой историей. Разрушение Иерусалима, рассеяние евреев, падения тиранов, смерть, с которой мы постоянно сталкиваемся при чтении новостей или посещении траурных мероприятий, громко говорят, что мы живем под гневом Бога.

Замалчивать гнев Бога так же преступно, как преступно замазывать знаки, предупреждающие людей о смертельных опасностях. Гнев Божий сгущается над планетой, и без осознания его неотвратимости не возникнет в сердце спасительного желания его избежать

Мы поговорим о четырех гранях этой темы: характеристиках, причинах, проявлениях Божьего гнева, а также о том, как его избежать.

I. ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЖЬЕГО ГНЕВА

У гнева Божьего четыре характеристики.

Во-первых, Божий гнев абсолютно справедлив . Именно это имел в виду псалмопевец: «Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня» (Пс.118:75) . Если бы Бог не наказывал мир, Он бы уже давно превратился в ад.

Во-вторых, Божий гнев контролируем. Не гнев управляет Богом, а Бог управляет им: «Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей» (Пс.77:38). Всякий грех вызывает Божий гнев, но Бог не всегда выражает его. Он проявляет к нам колоссальное терпение.

В-третьих, Божий гнев вынужден

Как преступник сам идет к наказанию, так и грешник, зная о гневе Бога, тем не менее сам избирает его поражающее воздействие. «…по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5).

Трудно найти в Писании слова, которые так же передавали бы сожаление Бога о людях, подвергших себя наказанию: «Вот, слышу вопль дщери народа Моего из дальней страны: разве нет Господа на Сионе? разве нет Царя его на нем? — Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами, чужеземными, ничтожными?» (Иер.8:19) .

Божье «зачем?» показывает, что Ему не доставляет удовольствия карать людей. Он не хочет смерти грешника. Человек сам избирает для себя страшную участь пить чашу гнева Божьего.

4. Божий гнев в вечности нестерпимо ужасен

Книга Откровения не скрывает:

«И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:15-17).

Люди пожелают принять любые муки и самую страшную смерть, лишь бы избежать Божьего гнева, ибо он - самое страшное, что только есть на свете. Но это им не удастся.

Характеристики Божьего гнева должны изгнать из наших умов лукавые помыслы о «жестокости» Бога. Мы можем радоваться, что имеем дело с Богом, любящим добро и справедливость.

Ужасно иметь дело с антиподом Бога - дьяволом, который неизменно стремится обмануть, украсть и погубить. В своей гибели человеку придется обвинять только себя!

Однажды один молодой человек решил наловить рыбы с помощью электричества. Для этого он набросил провод на высоковольтную линию и опустил его конец в воду. По трагической случайности он сам попал в свою ловушку вместо рыбы – подвергся воздействию тока и погиб. Но я не слышал, чтобы кто-нибудь обвинил электросети в смерти юноши. Нет! Винили молодого человека. Электричество давно уже стало необходимостью для людей: оно несет свет и тепло, оживляет бытовую технику. Однако если обходиться с ним небрежно, оно становится смертоносным.

Так и гнев Бога поддерживает в мире порядок, и потому свят и благословен в глазах церкви и небожителей. Но он смертоносен для тех, кто «замыкает» его на себя своими грехами.

Нельзя обвинять Бога за гнев, как нельзя обвинять электричество за его силу и тело за иммунитет.

II. ПРИЧИНЫ БОЖЬЕГО ГНЕВА

Я приведу библейские примеры, показывающие, на что гневается Бог.

Пусть Дух Святой укажет вам, нет ли в вашей жизни причин для Божьего гнева, дабы вы избавились от грозящей опасности.

1. Пренебрежение священным

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18).

Словом «нечестие» в древности обозначали отсутствие почтения к - Богу или религиозным святыням. Так Бог «поразил жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим. И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?» (1Цар.6:19,20).

Бедой жителей города было легкомысленное отношение к святыне Израиля – ковчегу завета. Даже язычники, захватившие его, не дерзнули заглянуть в него, а народ Божий не удержался от греховного любопытства. Гнев Божий вновь научил их чтить святыни.

Мы должны знать, что в падшем и грешном мире есть святыни Божии, к которым мы должны относиться с уважением, чтобы не навлечь на себя неприятности:

  • Святая Троица

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7).

Напрасно - значит для связки слов, для подчеркивания своей набожности, для ложной клятвы. Имя Бога следует произносить только при поклонении, чтении Писания, молитве и свидетельстве.

Мы не имеем права также искажать образ Бога неверным суждением об Его качествах и деяниях, как это сделали три друга Иова.

«И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов.42:7).

Елифаз и его друзья сгущали краски, рисуя образ Бога. В их представлении Бог - всем недовольная личность: «Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его» (Иов.15:15). «Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его (Иов.25:5). «Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?» (Иов.22:2,3).

На самом деле, Бог доверяет святым, радуется о Своем творении, и получает удовольствие, когда видит Своих детей, ходящих в непорочности.

Если бы художник, рисуя ваш портрет, исказил бы некоторые пропорции лица, сказали бы вы ему за это спасибо? Будем же осторожны в наших рассуждениях о Боге, чтобы не исказить Его характер и не навлечь на себя Его гнев.

  • Священное Писание

Царь Иосия только в восемнадцатый год своего царствования в возрасте 26 лет впервые взял в руки Писание. Прочитав его, он впал в отчаяние: «…велик гнев Господа, который воспылал на нас за то, что не соблюдали отцы наши слова Господня, чтобы поступать по всему написанному в книге сей» (2Пар.34:21). Он понял, что пренебрежение этой святыней навлекло на него и на народ великий гнев, и даже его успешная борьба с идолопоклонством не отменяла сурового возмездия. Как обстоят дела с Писанием у нас? Не пренебрегаемая ли это святыня?

  • Человеческая личность

«…кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:6).

Христос сказал, что даже унижение человека словом «дурак» приговаривает любителя неизящной словесности к геенне огненной. Но стоит взглянуть, в каких выражениях общаются некоторые христиане в социальных сетях, то создается впечатление, что они и не собираются на небеса, ибо с такой лексикой там делать нечего. После отпусков они без малейшего стыда размещают на своих страничках фото самих себя… слегка одетых, то есть в весьма откровенных купальных костюмах… Неужели они думают этим угодить Богу?

  • Церковь

«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы» (1Кор.3:17). Пренебрегать церковью — значит не посещать богослужения, не участвовать в ее жизни или, еще хуже, — творить разделения. Все это вызывает гнев Божий.

Пророк Аггей провозгласил, что между засухой и небрежным отношением к дому Божьему прямая связь: Это «…за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому». (Агг.1:9-11).

Каково наше отношение к дому молитвы, который был посвяшен Господу и является Его собственностью? Не прогневим ли мы Создателя, если превратим его в место мирских по духу развлечений? Он должен быть домом молитвы, а не домом моды или танцулек.

  • Господни установления - молитва, крещение, хлебопреломление, материальное служение

Царь Езекия, возобновивший служение в храме, наставлял людей: «Теперь у меня на сердце — заключить завет с Господом Богом Израилевым, да отвратит от нас пламень гнева Своего. Дети мои! не будьте небрежны, ибо вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему» (2Пар.29:10,11) .

  • родители

«Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем» (Лев.20:9).

Слово «злословить» имеет широкий диапазон значений: унижать, презирать, пренебрегать, проклинать. Молодежь, вы не имеете права унижать родителей за то, что они непонятливы или не могут предоставить вам вожделенные жизненные блага. Вы не имеете права пренебрегать заботой об их душевном и материальном благополучии, если не хотите иметь дело с гневом Бога!

  • супружество

«Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4). Слово «честен» имеет значение почтение. Мы должны чтить Брак, как святыню, как Божье изобретение. Чтить брак — значит хранить верность своей половинке.

Бог ненавидит внебрачные отношения и развод. Он ненавидит ссоры и отчужденность между супругами! О, сколько гнева собрали люди на свои головы, опошляя и разрушая брак!

  • Дети

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева»

(Пс.126:3). К детям следует относиться как к Божьей драгоценности.

«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали»

(Кол.3:21). Не раздражать — означает не доводить до гнева и уныния своей руганью, придирками, наказаниями по любому поводу.

  • государственная власть

«…существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1,2).

Не всегда власть творит дела, угодные Богу. Но, тем не менее, любая власть – это Божье установление, и должна почитаться нами. Христиане не должны погружаться в дебри политики или записываться в штурмовые отряды.

Вот какие святыни мы имеем. И когда ими распоряжаются безответственно - игнорируют или уничтожают, это вызывает Божий гнев.

Я уже читал следующий ответ: http://www.. Из ответа я сделал вывод: автор хотел сказать что Бог гневаться не может, а в каждом месте Писания где говорится о негативе от Бога, речь идет о сатане. Помогите разобраться"

Доброго вам времени суток, Михаил!

Давайте разбираться.... Представим, что вы, человек из века науки, хорошо образованный, много знающий, оказались среди людей, которые живут где-то в джунглях, носят набедренные повязки и разговаривают на очень бедном плохоразвитом языке. И вот вам надо умудриться как-то рассказать им о мире, в котором вы живёте. Как это сделать?

Сначала, конечно же, вы изучите их язык, потому что они пока не заинтересованы в понимании вашего языка, тем более, что в вашем лексиконе есть огромное количество слов, значение которых они сейчас вообще не способны понять. Итак... вы перенимаете их весьма бедный язык и уже на этой основе начинаете строить свои объяснения об устройстве вашего мира. Как вы объясните им, что такое «компьютер» или хотя бы «самолёт»? Они живут в джунглях и даже представить себе не в состоянии, что какая-то «что-то» (в их лексиконе нет даже слова «машина») может возить в себе по небу 10, 20, 700 человек.

Конечно, после многих стараний вы найдёте самые подходящие слова, но всё равно, образ, сформировавшийся в их голове, будет сильно отличаться от того, что вы вообще-то хотели сказать, и будет основан не на ваших знаниях, а на том, как их собственный язык смог это выразить.

Так вот это именно та проблема, которая возникает перед нами, когда мы берём в руки Библию.

Мы перед Богом - те самые из джунглей. Бог пытается объяснить нам Самого Себя... но не на Своём бесконечно прекрасном и многогранном языке, а на нашем очень бедном, ограниченном наречии. Он не ждёт от нас, чтобы мы все сели за парты и начали бы учить Его язык, Он снисходит к нам туда, где мы, рассказывает нам о Себе в тех словах, которые мы можем сейчас понять.

Библия говорит нам о том, что Бог гневается. Это правда. И для человека, который, хотя пока и не знает Божьего наречия, но выбрал доверять Богу , правда о гневе Бога звучит совершенно нормально и успокаивающе.

Во-первых, она помогает ему держать под контролем свои похоти, ведь понятное дело, что Бог гневается на грех ().

Во-вторых, она позволяет ему успокаиваться в знании о том, что Бог не оставит без наказания всё плохое, что когда-то было сделало по отношению к нему. Даже если сейчас Бог по какой-то причине медлит с наказанием по отношению к насильникам, убийцам и пр, то я, зная про гнев Божий, могу спокойно продолжать жить, отдав все свои обиды в Его руки ().

Наши с вами проблемы в понимании того, что обозначено словами «гнев Бога» начинаются тогда, когда мы пытаемся рассмотреть их, понять их, прочувствовать их, сравнивая с тем, что в нашем лексиконе обозначено как «гнев человека».

Кто из нас никогда не гневался? Что мы при этом испытываем? Кровь приливает к голове, давление повышается, происходит выброс адреналина, в глазах - тьма, хочется крушить, рвать, метать, уничтожать. В этом состоянии можно кого-то покалечить или даже убить. И вот когда мы приравниваем это хорошо знакомое нам состояние к тому, что обозначено как «гнев Бога», нам становиться не по себе. Неужели Бог такой же? И счастлив тот человек, который понимает, что Бог - другой, что не надо сравнивать Его с собой и думать, что Он чувствует и ведёт себя так же, как и падший человек.

Библия однозначно осуждает любые проявления человеческого гнева и призывет к тому, чтобы мы силою Христа, преодолевали их, побеждая. Я сейчас процитирую для вас некоторые её стихи и прошу вас обратить особое внимание не то, в ряду каких слов стоит слово «гнев».

А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших...

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения...

Не дерзок, не гневлив, не пьяница, не драчлив, не корыстолюбец...

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.

Думаю, что вы увидели, что человеческий гнев всегда сопровождается злобой, сквернословием, распрей, бесчинством, сомнениями.... А всё это даже рядом не стояло с именем Бога. Просто Бог, когда пытается объяснить нам Себя, использует наш несовершенный язык.

Каков же гнев Бога? Совсем другой. В нём нет эмоции злобы, нет попыток крушить направо и налево. Его гнев праведен, т. е. творит правду и восстанавливает справедливость, когда каждый получает то, о чём просил и чего искал, когда поступал так или иначе:

Который воздаст каждому по делам его:

тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое...Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе... Ибо нет лицеприятия у Бога. ()

В новозаветных книгах есть стих, который очень хорошо показывает, что испытывает Бог, когда гневается на людей:

«И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит...» ()

Понимаете? В основе гнева Вседержителя - скорбь о погибающих. Не просто печаль, а глубокая, разрывающая сердце скорбь!

Вот и получается, что Бог, действительно, не может гневаться КАК ЧЕЛОВЕК . Бог гневается, как Вседержитель. Судя по тому, что я сейчас вижу в Библии, это происходит так: Бог, после многочисленных предупреждений (!), убирает с человека или народа Свою защищающую руку, а это означает, что сатана может приблизиться и заняться своим делом, и люди будут пожинать плоды своих действий, которые они совершают в его компании.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":