Разные разности

Что такое молебен святому. Что такое заказная записка? о даровании детей

Что такое молебен святому. Что такое заказная записка? о даровании детей

Особенность жизни верующего, церковного человека заключается в том, что каждое в той или иной мере значительное событие он стремится освятить молитвой. Все свои начинания, просьбы и чаяния человек несет к Богу. В минуты радости — возносит Ему благодарение, в трудные минуты — обращается к Его Милосердию и Любви. Это стремление призывать Господа и святых в разнообразных жизненных ситуациях стало причиной появления молебнов.

Что такое молебен?

Молебном (или молебным пением) называется сугубое (внелитургическое) моление к Богу, Пресвятой Богородице, святым по какому-то специальному поводу, когда верующие просят о милости или благодарят за ниспосланные блага (просительные и благодарственные молебны).

Во время молебна Церковь освящает, призывает Божию благодать на все, что играет роль в жизни человека, — действия, события, время и пространство. Поводом для совершения молебна могут послужить какое-то начинание (строительство дома, открытие собственного дела, поступление в университет, начало путешествия), воспоминание о важном моменте жизни (годовщина брака, именины), религиозные события (церковные праздники, дни памяти святых) и многое другое.

Часто молебны служатся также в связи с печальными обстоятельствами жизни — как целого общества (неурожай, война, пожар, техногенная катастрофа, эпидемия), так и отдельных людей (болезни, потеря имущества и др.).

Чем отличается молебен от сорокоуста или проскомидии?

Молебен является отдельным, внелитургическим богослужением, в отличие, например, от проскомидии (которая входит в состав литургии) или сорокоуста (который представляет собой поминовение на проскомидии в течение сорока литургий).

Молебен может служиться либо в церкви, либо вне ее — в частных домах, квартирах или даже на улице. Во время престольных праздников молебны часто сопровождаются колокольным звоном и крестным ходом.

Какие бывают молебны

С точки зрения чина молебны представляют собой сокращенную утреню. Друг от друга они отличаются определенными особенностями структуры и продолжительностью. В обычный чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (чаще всего поются только припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому обращен молебен, иногда чтение акафиста.

Бывают также молебны без чтения канона (например, на Новый год, на начало учебного года, о воинах, о болеющих), а также без чтения Евангелия (чин благословения воинов, отправляющихся на войну, чин благословения колодца и др.).

По количеству участников молебны можно условно разделить на:

Общественные, которые совершаются на потребу большого количества людей (например, жителей деревни или города);

Частные, совершающиеся по просьбе или нужде отдельных людей, семей.

Кому можно служить молебен?

Молебны благодарственные адресуются только Самому Господу. Просительные же можно посвятить также Богородице и святым Православной Церкви.

Молебны Пресвятой Богородице

В церковной практике существует традиция соотносить содержание просьб с определенными иконами Божией Матери. Например, молебен перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» совершается о людях, страдающих от зависимостей (алкогольной, наркотической и других). Такое «тематическое» моление обусловливается либо историей создания или обретения иконы, либо преданиями об исцелениях и других чудесах, с ней связанных. (Часто эти истории упоминаются и в акафистах, посвященных той или иной иконе.) На практике происходит так: люди с общей проблемой и общей просьбой собираются вместе и приносят одно общее моление (например, об избавлении их родных от пагубной привычки). Часто для этого устанавливается определенный день недели. Другие прихожане могут присоединиться к этой группе молящихся, потому что, благодаря установившейся традиции, будут знать, о чем совершается данный молебен.

По такой же причине, в связи с преданием и традицией, перед иконой «Всецарица» совершаются молебны об исцелении от онкологических заболеваний. Именно поэтому образ «Всецарица» (и даже домовые храмы, освященные в честь него) очень часто присутствует в онкоцентрах и больницах.

Вышесказанное отнюдь не значит, что с такой же просьбой нельзя обратиться к Богородице перед другой Ее иконой.

Молебны святым

Очень часто просительные молебны посвящаются святым.

Вопрос почитания святых в Православной Церкви зачастую связывается с некоторыми заблуждениями и суевериями. Часто встречаются представления о том, что определенные святые «специализируются» на тех или иных прошениях, в связи с чем можно услышать вопросы: «От чего помогает тот или иной святой?» или «Какая молитва этому святому самая действенная?». Подобные слова являются проявлением суеверия разной степени осознанности.

Православные люди должны понимать, что молитвы — не заклинания. Святые — это люди, своей жизнью и поступками угодившие Господу, которые сейчас находятся у Престола Божия и молятся о нас — и вместе с нами. Когда мы обращаемся с молитвой к тому или иному святому, мы просим его помолиться о нас Богу. Вопрос «Какому святому молиться для того-то и того-то?» — это проявление магического сознания, демонстрирующее непонимание духовного смысла священных действий, в частности молебна.

Традиция соотносить те или иные просьбы и жизненные нужды с определенными святыми (как и с иконами Божией Матери) зачастую связаны либо с содержанием житий святых, либо с преданиями о чудесах, которые Господь являл по их молитвам. Так, например, мы знаем, что великомученик Пантелеимон, святые бессребреники Косма и Дамиан во время земной жизни были врачами. Именно поэтому на молебнах, адресованных этим святым, люди просят об исцелении от болезней (и не только телесных, но и духовных). Из жития святой Ксении Петербургской известно, что блаженная несколько раз пророчески указывала девушкам на их будущую брачную жизнь. В связи с этим святой Ксении молятся о счастливой семейной жизни. Святителю Спиридону Тримифунтскому (из жития которого известно, как святой помогал многим простым людям в их бытовых нуждах) молятся об устроении бытовых, жилищных дел.

Молебны о здравии

Наиболее часто совершаемыми являются молебны о здравии. Они могут быть адресованы Господу, Богородице или святым.

Святитель Феофан Затворник, отвечая на просьбу некоей женщины помолиться о ее больной дочери, говорит, что ни молебен, ни проскомидия, ни какая-либо молитва о здравии не будет действенной, если человек, который ее заказывает, сам не вздыхает о своем близком: «молебны потрещат, а молитвы о болящей не будет».

Молитва совершается в человеческом сердце. Поэтому, заказав молебен в храме, мы должны и сами присутствовать на богослужении и вместе со служителями просить Господа об исцелении души и тела нашего близкого.

Молебны об упокоении

Отдельный вид молебна — об упокоении — называется панихидой. Панихида служится на третий, девятый, сороковой день после дня преставления, а также в связи с годовщиной смерти. Существуют также установленные Церковью дни вселенского поминовения усопших. Это родительские субботы во время Великого поста, суббота мясопустной седмицы, Радоница, суббота накануне Троицы.

Что такое молебен с водосвятием?

Водосвятием в Православии называется обряд призывания Божиего благословения на воду, в результате которого вода приобретает особые благодатные свойства. Освященную воду именуют «агиасмой» («святой водой»).

Водоосвящение символически соотносится с Крещением Иисуса Христа в реке Иордан, когда освятилась вся водная стихия. Кроме великого водосвятия существует также малое, имеющее свой символический исток в освящении ангелом Силоамской купели, о котором рассказывают евангелисты. Большая часть песнопений в обряде водоосвящения адресуется Богородице, Которую исконно именуют Живоносным Источником. Малое освящение не имеет регламентированного времени и места: его совершают как в церкви, так и в частных домах или же под открытым небом — по определенным праздникам или же по прошению прихожан (например, во время чина освящения нового дома, квартиры).

Ежегодно малое водосвятие совершается 1 августа — в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также в четвертую среду после Пасхи — праздник Преполовения, который означает середину пути между Пасхой и Пятидесятницей.

Во всех храмах освящение воды осуществляется в престольные праздники для окропления.

Как заказать молебен?

Заказать молебен вы можете в любом православном храме. Для этого нужно указать в записке вид молебна (благодарственный, о воинах, о начале учебного года) и кому он совершается (Святителю Николаю, Пресвятой Богородице, блаженной Ксении Петербургской и т. д.). Далее следует перечислить имена людей, за которых вы просите помолиться. Имена указываются в полной форме, в родительном падеже (например, «О здравии Николая, Анатолия, Людмилы...»).

Важно! В записках на молебен можно указывать лишь имена христиан, крещенных в Православной Церкви. Не следует вписывать имена иноверцев, инославных, атеистов, а также людей, которые ушли из жизни в результате самоубийства.

В нашем монастыре подать записки на молебен можно несколькими способами:

Через монастырскую лавку;

Через сестер милосердия, которые несут послушание в монастырских киосках в городе;

Молебен представляет собой богослужение, в котором испрашивается у Бога, Богородицы, святых или ангелов помощь в различных житейских нуждах. По сути молебное последование представляет собой особую молитву верующего человека с определенным прошением. Так, молебны могут заказываться о болящих, перед отправлением в путешествие. Существуют специальные благодарственные молебны, молебны о помощи в учебе, семейных делах, помощи в торговле. Список отнюдь не исчерпывающий.


Молиться на можно как Господу, так и святым или Богородице. При этом необходимо указывать кому именно заказывается молебен для того, чтобы хор спел определенные тропари, а священнослужитель произнес молебные запевы.


Прежде чем заказать молебен, полезно знать в какое время совершается. В небольших приходах (где богослужение отправляется по субботним, воскресным дням и великим праздникам) молебны чаще всего служатся утром по окончании литургии. В больших соборах молебные последования вполне могут совершаться ежедневно, кроме нескольких установленных уставом дней (например, Страстной седмицы или заупокойных суббот).


Для того, чтобы заказать молебен необходимо обратиться к сотруднику храма, принимающему церковные записки. Подобно тому, как человек заказывает поминовение на литургии или совершается и запись имен на молебное последование. Стоит помнить, что молебны можно заказывать о живых крещенных людях. Молебнов об упокоении в православной Церкви не существует (для этого устав предполагает совершение панихид).


Если человек заказывает молебен какому либо святому, то стоит сотруднику храма, принимающему записки сказать, какому именно подвижнику. Это же касается и практики молебного обращения ко Господу или Богородице. Имена на молебны записываются в родительном падеже.


Можно заказать молебен в храме в любое время, когда Дом Божий открыт для верующих людей. В таком случае имена будут поминаться на предстоящем молебном пении. Кроме этого, молебен заказывается и непосредственно в день его совершения, например, перед божественной литургией.


Православный человек должен особо понимать что сама по себе запись имен на молебен не является неким мистическим действом сродни заговору. Молебны для того и совершаются в храмах, чтобы верующие люди совершали молитву за своих родственников и близких во время этой церковной службы. Поэтому при заказывании молебна хорошо и самому побыть на богослужении. Правда, существует традиция заказывать молебны при паломнических поездках: в монастырях или святых местах. В таком случае человек сам не может присутствовать на молебнах, совершаемых в конкретном месте. Однако это не должно оправдывать отсутствие клейной молитвы или молитвы в храме за людей в другое время и в другом месте.


Иногда стоит заказать молебен заранее. Например в тех случаях, когда известно, что в приход пребывает святыня ( икона или мощи). Обычно на такие молебны стекается много народа, поэтому непосредственно перед началом богослужения можно не успеть записать имена и простоять в очереди всю службу. Поэтому стоит заблаговременно заказать молебен накануне события или же прийти в храм заранее перед началом богослужения для того, чтобы во время самого молебна уже не отвлекаться от самой церковной службы.

Молебном называют краткое богослужение, суть молебна - сугубое обращение к Богу, Богородице или определённому святому, а состав - сокращённая утреня.

Структура молебна состоит из тропарей, канона, Евангелия, ектении, молитвы.

Все молебны делятся на прошения (просительные молебны) и благодарности (благодарственные молебны). Прошения заказывают и совершают, когда возникает какая-либо нужда - в церковной, общественной, личной жизни человека. Такие молебны совершают и в храмах, и на дому у христиан, и в местах общественных, природных.

Причиной молебна могут стать важные изменения в жизни, например - отправление в путешествие, начало какого-то ответственного дела, борьба с болезнью, стихией (например - с засухой или огнём), эпидемии, неурожаи и прочее.

Подавая записку о молебне, в ней указывают:

— вид молебна - о упокоении раба Божьего или здравии его;


— к кому обращать молебен - к Господу Иисусу Христу, святому, Богородице;

— молебен с водосвятием или без;

— за кого проводить молебен.

Записку с именами подавайте до Литургии, вечером или ранним утром. В записке указывайте крещёных людей, записывая имена чётко, в родительном падеже, числом до десяти. Когда есть нужда и желание помянуть больше человек, подайте множество записок.

В записке нужно писать имена в церковном их написании и в полном варианте. Социальные приметы - гражданство, степень родства, фамилию, звание писать не нужно - перед Господом все едины и равны. Но можно указать на нужду, страдание, испытание человека - «болящего Георгия», «воина Николая».

Детей до 7 лет нужно вписывать как младенцев.

Водосвятными молебнами называют молебны, в которые включён чин водосвятия, или освящения воды.


Для водосвятия ставят стол, на него - чашу с водой и Крест с Евангелием, зажигают свечи. Далее читают псалмы, поют тропари, крестят воду, произносят ектению, совершают каждение воды и далее согласно обряду.

Когда молебен водосвятия закончен, тот, кто заказал его, получает святую воду.

Молебен о здравии заказывают, когда есть необходимость в помощи ныне живущим - в борьбе с болезнью, душевными недугами, искушениями, грехами. Заказывая молебны о здравии, мы просим и об их успехах - в учёбе, работе, предпринимательстве. Мы также просим об утешении врагов своих, когда вместо зла и обиды подаём записку с их именами для молебна.

На заказной обедне о здравии диакон оглашает имена поминаемых на ектений, потом их священник поминает перед престолом, а после Литургии звучит молитва с их именами на молебне.

Молебен за упокой - ещё одна молитва о даровании покоя душе усопшего. Нужно помнить, что чем более молитв творится по смерти человека для жизни земной, тем легче и благодатнее душе в мире ином.

Записку о молебне за упокой подают аналогично той, что подаётся о здравии, однако к имени добавляют «новопреставленный» (на протяжении 40 дней по смерти), или «приснопамятный» (если этот день для усопшего имел особое значение). Допустимо написать перед поминаемым «убиенный», если человек погиб, исполняя долг или помогая людям в беде.


Молебны о упокоении проводят не только в частном порядке, но и общественные. Это происходит по инициативе группы людей или одного человека, когда умершие оказались людьми известными, смерть их была трагической или по другим важным для общества причинам. Такие молебны служат не только душе умерших, но и живым, объединяя их.

Как правильно подавать записки ",О здравии", или ",Об упокоении",

Что такое помянник и церковная записка?

Церковная записка, подаваемая ",О здравии", или ",Об упокоении", - это сравнительно недавнее явление.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.


Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме?

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.
Церковная молитва - эта та молитва, о которой Господь сказал: ",Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них", (Мф. 18, 19-20).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм - дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.
В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо ",Христос умер за грехи наши", (1 Кор. 15, 3). ",Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира", (1 Ин. 2,2).
Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров - хлеба и вина, - Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.
Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва - святое Причастие.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу .

",Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим Апостолам, - чтобы. чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам", (Ин. 15, 16).
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего. ",совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков", (1 Тим. 2,1).
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: ",Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним", (Иак. 5, 14).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.
- Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец Иоанн.
- Помолитесь, - продолжала просить женщина. - Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.
Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
- Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.
Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
- Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.
Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

Кого нужно и можно поминать в записках?

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами,
- ",О здравии", .

Понятие ",здравие", включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: ",молитесь друг за друга", (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от ",здравия", которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним - Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.
Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: ",прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины", (1 Тим. 2, 1-4).
Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: ",Поминайте наставников ваших", (Евр. 13,7).
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи. ",Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного", (1 Тим. 5,8).
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: ",отдавайте всякому должное. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон", (Рим. 13,7-8).
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас", (Мф. 5, 44).
Молитва за врагов, за враждующих - великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем - и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, - ",Об упокоении", .

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших - и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: ",Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы", (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу - Господа Иисуса Христа. ",Живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми", (Рим. 14, 8-9).
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии?

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?
Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия - это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.
В переводе с греческого это слово означает ",принесение", - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.
Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.
Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба - этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, ",агничная", полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.
Из второй просфоры, ",богородичной", священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.
Из третьей просфоры, ",девятичинной", вынимаются девять частиц - в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.
После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых - о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших - Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
На дискос укладываются и эти вынутые частицы - сначала за живых, ниже - за усопших
Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.
В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: ",Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя) ",.
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
Это - первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.
Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.
Это - великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.
",На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная. Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!",
Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.
Это - заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.
Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения ",Святая Святым", эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.
Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.
Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: ",Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде. Кровию Твоею Честною",.
Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии - ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.
Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу - и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Что такое заказная записка?

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.

Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.
Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке - после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой - и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Сорокоусты - это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
",Сорокоусты, - пишет св. Симеон Солунский, - совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу - ред. ). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом",.
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Молебен - это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т.д.
Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен - в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, - или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц . на полугодие . на год .
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.
Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения - общий вопль к Богу, троекратное ",Господи, помилуй!",
Диакон призывает: ",Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!",
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: ",Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. - Помилуй нас, Боже. ",
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей ",во Христе братии нашей", о властях и воинстве.
Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости.
Плодоносящие и доброделающие - это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.
В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен - ",диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших",. Диптихи - это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой - усопших.

Почему надо молиться об усопших?

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.
Наши молитвы об усопших - это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.
Церковь - это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос.
К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере.
Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение, - ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма.
Наша обязанность - заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.
Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.
Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них - домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы на божественной литургии.
",Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?", - пишет святитель Иоанн златоуст.
Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что ",милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех", (Тов. 12, 9).
Святитель Иоанн Златоуст советует: ",Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук",.
Преподобная Афанасия, сказав, что ",если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов", добавляет: ",если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям",.
Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва.
Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву, пресуществляются в Плоть и Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.

Как правильно поминать усопших?

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной.
С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой .
Таким образом, поминовение усопших - это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются . Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.
Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.
В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.
Молитвы возносятся о людях ",от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере",.

Три субботы Великого Поста - субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста - установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название ",радуница", или ",радоница",.

Троицкая родительская суббота - в этот день (в субботу перед днем Святой Троицы - А.Л. ) Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит ",упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших",.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю (8 ноября по новому стилю - А.Л. )). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа (11 сентября по новому стилю - А.Л. ), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи .

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин .
Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок ",Об упокоении", такие же, как и записок ",О здравии",.
",На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою, а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений", - писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.

Как часто следует подавать записки для поминания?

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет ил святой долг .
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь - в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

ПАМЯТКА
для желающего подать записку
о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете - это уже молитва .
3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос ",кого?",).
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан - например, ",о здравии", епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
5. То же относится и к запискам ",об упокоении", - например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец - младенца Иоанна.
9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть ",болящего", ",воина", ",путешествующего", ",заключенного",. Не пишут в записках - ",страждущего", ",озлобленного", ",нуждающегося", ",заблудшего",.
10. В записках ",Об упокоении", усопший в течение 40 дней по кончине именуется ",новопреставленный",. Допускается в записках ",Об упокоении", написание перед именем ",убиенный", ",воин", ",приснопамятный", (день смерти, день именин усопшего).
Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Записки ",О здравии",

Записки ",о здравии", подаются в церковный киоск на православных (Некрещёный - для Бога не рождённый!). Кроме имени, можно указать священный сан, воин (если это профессия или человек находится на действительной срочной службе), младенец (если ребёнку нет 7 лет), отрок (от 7 до 14 лет), болящий.
Все имена пишутся разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (кого?). Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти. Имена пишутся в канонической форме. Ваша записка должна выглядеть примерно так:

иерея Николая
иеромонаха Илии
инокини Александры
младенца Виктории
отрока Илии
Наталии
болящей Марии
воина Василия
болящей Варвары
и всех сродников.

Прежде чем продолжить рассказ, сделаем небольшое отступление. Наверное, все посещающие Богослужения слышали, как батюшка на молебнах читает по листочкам имена. Но многие не знают, что есть службы, на которых имена вслух не оглашаются. Эти имена священник поминает во время молитвы в алтаре, совершая Таинство Проскомидии. Чтобы не было недоразумений, ниже по тексту мы будем уточнять, на каких службах имена оглашаются, а на каких нет.
Записки можно подать на обедню или Литургию (оглашаются), на Проскомидию (не оглашаются), на полгода (не оглашаются), на год и более (не оглашаются).
Записку о болящем лучше подать на Литургию (то же самое, что обедня) (оглашаются), написав только одно имя, например: болящего Кирилла.
Подавая записку в киоск, нужно сказать, на какую службу вы подаёте записку или на какой срок (сорокоуст - 40 дней).
Кроме перечисленных выше, можно заказать заздравный молебен (оглашаются) или акафист (оглашаются). Акафист можно заказать Святой Троице, Божией Матери, святым. (Акафист - название особенных хвалебных, благодарственных песнопений).
Молебны бывают не только ",О здравии", но и на начинание всякого доброго, Богоугодного дела и благодарственные - по завершении дела. Благодарственный молебен нужно заказывать Святой Троице.
Уезжая куда-либо, закажите молебен о путешествующих. Можно заказать молебен всем святым или кому-либо из святых лично.
Есть молебны ",по частным нуждам",. Это название чисто условное, собирательное. К архангелам, святым и иконам Божией Матери можно обратиться за помощью о врачевании недугов, о наставлении в учении, о избавлении от винного запойства, утешении в бедах и тому подобном.

Записки ",Об упокоении",

Записки ",об упокоении", подаются в церковный киоск на крещёных, православных, в праведном духе скончавшихся, т.е. умерших естественной или случайной смертью, но не оставивших жизнь по своему желанию (самоубийцы). Кроме имени, можно указать священный сан, отношение к армии на момент смерти, младенец (если ребёнок умер до семилетнего возраста), отрок (от 7 до 14 лет). Все имена нужно писать разборчиво, лучше печатными буквами, в родительном падеже (кого?).

инокини Ольги
воина Иоанна

Илии
Марии
Владимира
Екатерины
Гавриила
младенца Георгия и всех сродников.

Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти. Имена пишутся в канонической форме. Подавать записки нужно до начала службы, но лучше это сделать заблаговременно на определённое число или на какой-то определённый срок: на сорок дней (сорокоуст), на полгода, год. В этом случае ваши родные будут поминаться в течение указанного срока на каждой заупокойной службе, панихиде.
С подачей записки желательно сделать приношение в церковь или поддержать неимущих.
В киоске есть книжечки ",Поминовение",. Можно купить их, заполнить и подавать в киоск по надобности. В раздел ",о упокоении", вписываются имена на основаниях, указанных выше, но с условием: отпетые по кончине в церкви . Эти усопшие поминаются священником в алтаре во время совершения им Таинства Проскомидии. (В этом случае имена вслух не оглашаются).

В каждом храме есть свои нюансы. Где-то принимают просто ",заказные", и ",простые", и более не ломают головы. Уточните в киоске, где принимают записки, как Вам лучше поступить.

С.Ч. Почему в записках о здравии и упокоении Церковь требует указывать только православные имена?

Алексий Второй: Православная церковь по преимуществу молится о своих чадах, живых или усопших. Есть разные мнения о том, можно ли молиться о неправославных христианах. Наверное, большого греха в этом нет, особенно если человек принадлежит или принадлежал к одной из церквей, крещение в которых мы признаем за таинство. Однако о некрещеных живых молиться нужно частным образом, прося Господа привести их к вере, а усопшие нехристиане, даже если мы вверяем их загробную судьбу в руки Божии, не могут быть поминаемы за богослужением. Ведь человек, не бывший частью Церкви на земле, не может войти и в Церковь Небесную.

Нельзя подавать записки о самоубийцах. Если же это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
Внесение имени живого человека в записку об упокоении никоим образом этому человеку не вредит.

Согласно преданию, Иисус Христос излечил нескольких прокаженных. Они вернулись к нему с благодарностью и восхвалениями. Так появился благодарственный молебен.

  1. Виды молебнов.
  2. Где и когда проводится молебен?
  3. Кто его может заказать и в какие дни?
  4. Как правильно заказывать благодарение к господу?
  5. Как проходит молебен.

Виды молебнов

Молебен может различаться не только по способу проведения, о котором мы упомянем ниже, но и по видам. Так, в благодарении к господу выделяют следующие виды молебнов:

  • Молебны, проводимые по инициативе Церкви и церковнослужителей. Сюда относятся все те благодарения, которые не предусматривают специальных заказов. К таковым относятся следующие подвиды:
  1. Молебен к празднику храма.
  2. Благодарственный молебен для защиты от засухи или военных нападений. Он обычно проводится в совокупности с крестовым ходом.
  3. Благодарение к Новому году.
  4. Молебен благодарственный к Великому посту.
  • Служба, проводимая по личной просьбе христианина. Она может проводиться в различных помещениях, и посвящена разным обрядам. Но среди них одинаково то, что все они проводятся для получения Божьего благословения:
  1. Использование определенной вещи или предмета;
  2. Работа в новом помещении или учеба в заведении;
  3. Дальняя поездка в другой город или на войну.

Таким образом, видно, что служение и прочтение молебна может быть посвящено не только праздникам, но и личным причинам.

Где и когда проводится молебен?

Благодарственный молебен – это благодарение к господу, которое может проводиться одним из двух способов:

  1. В общей толпе. В таком случае батюшка проводит благодарение к господу перед всеми верующими. Обычно это происходит на особо крупные праздники – например, 9 мая в России или в конце года в Киеве. Кроме того, молебны, также могут проводиться и на различные священные праздники. К таким можно отнести воскресение Господне или Пасху.
  2. В уединенном месте. К таковым можно отнести проведение молебна к господу в поле или дома. К первому варианту относится просьба о богатом урожае или же проливных дождях. Что касается второго варианта, то очень часто данная церемония проводится наряду с водоосвящением. Благодарственный молебен в домашней обстановке проводится в случае сильной болезни человека или при желании очищения от всяческой скверны.

Во время прочтения молебна возможно упоминание имен близких и родных с просьбой о ниспослании им всех благ. Одним из общественных молебнов будет видео, которое можно посмотреть, перейдя вот по этой ссылке:http://youtu.be/35h0bst2tck . В нем рассказывается в новостях о проведении благодарственного молебна в священный праздник.

Кто его может заказать и в какие дни?

Заказать молебен может абсолютно любой человек, независимо от пола и возраста. Главное, чтобы он, при этом, сам был верующим. Однако совершать благодарственный ритуал можно отнюдь не всегда. Например, его нельзя совершать в подготовительные дни перед Великим постом, а также сразу после литургии, так как остается мало времени священнику на ознакомление с именами. Именно потому, лучше всего, записки подавать накануне или перед началом общей утренней службы.

Как правильно заказать благодарение к Господу

Каждый желающий заказать молебен, должен знать основные правила по составлению записки и то, куда ее относить. Для начала остановимся на том, как правильно писать записку.

Записка пишется на большом листе формата А4. Ее можно оформить как дома, так и в самом храме. В самом ее верху рисуется изображение креста, а посреди листа, также сверху, пишется одна из нескольких надписей: «О здравии или упокоении». В некоторых случаях, в церкви могут потребовать писать «Молебен благодарственный».

  1. В каждой записке должно быть не больше 10 имен. Если их намного больше – следует писать несколько бумажек.
  2. Все имена указываются в родительном падеже. Это необходимо для удобства прочтения священником. Также следует писать печатными буквами, чтобы батюшка смог с легкостью их прочитать.
  3. Начинать список следует с церковных служителей, а уже потом писать свое имя и далее – по порядку.
  4. Сначала пишутся имена мужчин, затем – женщин, следующие – юноши, девушки, девочки, а в конце – младенцы. К последним относятся все лица, не достигшие 7 лет. Можно, также, упомянуть об определенных статусах: отрок, болящий и так далее.
  5. Все имена указываются так, как были указаны при крещении. В случае, если человек не крещен, он не вносится в общий список. Кроме того, не следует указывать клички животных или надпись «раб Божий».
  6. Данное правило не распространяется на тех, кто окончил жизнь самоубийством. О таких положено молиться дома, так как они считаются грешниками, не имеющими вход в священный дом или Рай даже после смерти.

После того, как записка составлена, она отдается до начала службы. Ее следует передать служительнице, продающей свечи и все церковные принадлежности, вместе с небольшим пожертвованием. Еще одним плюсом в пользу просящего будет служить покупка свечи и ее установка перед иконой Спасителя перед молебном.

На данной картинке изображены люди, совершающие пожертвование и устанавливающие свечи перед молебном. Каждый из них поочередно подходит к специальному ящику для пожертвований, а затем проходит к иконостасу.

Чем должен обладать человек, участвующий или заказывающий благодарение?

Каждый, пришедший на молебен благодарственный, должен не только быть христианином и вносить пожертвования, но и обладать следующими качествами:

  • Ответственность и личное присутствие. Только тот, кто сам пришел за покаянием имеет возможность получить покаяние. Данное правило не распространяется только на тех, кто не может прийти в силу своих ограниченных физических возможностей. К таким недужным относятся парализованные или смертельно больные люди, прикованные к кровати.
  • Пунктуальность. Не следует опаздывать на молебен. Он начинается сразу после утренней службы. Священник читает текст и только потом переходит к прочтению записки.
  • Соучастие в процессе. Не следует считать, что одно только ваше присутствие вполне достаточно для того, чтобы поприсутствовать на молебне. Необходимо еще и читать текст вместе со священником, а также вслушиваться в его речи и кланяться вместе со всеми. Только таким образом будет видно искреннее раскаяние во всех грехах, а также истинная вера в Господа Бога.
  • Терпимость. Не следует ругаться и устраивать разборки, если вы сразу не услышали имен, которые были написаны в ваших записках. Дело в том, что общественный молебен, даже заказанный вами, включает в себя перечисление сразу всех имен, которые были в подаваемых записках.