Уход за волосами

Чувашские народные приметы о погоде - Inf. Чувашские поверья и приметы Народные приметы чувашии

Чувашские народные приметы о погоде - Inf. Чувашские поверья и приметы Народные приметы чувашии

…Заглянув в кладезь национального фольклора… (Чувашские народные приметы о погоде) Старайся наблюдать различные приметы; Пастух и земледелец, в младенческие лета, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветер, и ясный день… А.С. Пушкин Краснова Нелли Анатольевна, учитель чувашского языка МОУ «Гимназия № 6» г. Новочебоксарск Актуальность проекта: Человек – дитя природы. Издавна человек не только созерцал природу, но и всегда стремился познать ее. Благодаря тысячевековому упорному и систематическому наблюдению за природой накоплены народные приметы для предсказания погоды. Они заботливо передавались из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Изучение богатого опыта народных наблюдений поможет развитию кругозора учащихся. Проект может быть использован в рамках учебного процесса в 5-6 классах на уроках чувашского языка и культуры родного края. Итоги анкетирования учащихся Знает ли кто-либо из ваших знакомых или из членов семьи народны приметы? Стоит ли, по вашему мнению, верить народным приметам? Иногда 19% 11% Знают в семье Друзья и 3% знакомые Никто не знает 86% Не знаю 4% Да 54% Нет 23% Слышите ли вы народные приметы о погоде в разговоре людей? Влияют ли народные приметы о погоде на ваше поведение или поведение близких? Иногда влияет на выбор одежды Нет 59% 60 50 40 30 20 10 0 Да 25% Иногда 16% Нет 69% Да 29% Не знаю 2% Когда летом трудимся в деревне, влияют на действия взрослых во время сенокоса Основополагающий вопрос: Можно ли доверять приметам о погоде? Проблемные вопросы: 1. Что является объектом наблюдений за изменениями погоды? 2. Каковы виды прогноза по приметам? 3. Объяснимы ли приметы с научной точки зрения? Цель: Ознакомить учащихся со своеобразием чувашских народных примет о погоде и выяснить, достоверны ли они с научной точки зрения. Задачи: 1. Ознакомить детей с наиболее распространенными приметами о погоде. 2. Научить школьников собирать, обрабатывать и анализировать информацию в результате наблюдений за явлениями природы и погодными изменениями. 3. Научить применять новые компьютерные технологии. Этапы проведения проекта Погружение в проект 1. Ознакомление с чувашскими народными приметами о погоде 2. Подбор естественнонаучной литературы Реализация проекта 1. Выступление группы исследователей 2. Составление кроссворда по теме 3. Составление буклета Подведение итогов 1. Презентация учащихся 2. Выполнение контрольного теста. Выводы Путь накопления чувашских народных примет о погоде с древних времен интересен и многогранен. Чуваши среди других народов издревле славились удивительными метеорологическими способностями. Объектами наблюдения за изменениями погоды являлись буквально все явления природы, многие окружающие живые существа и предметы. Часть примет достоверна и в сегодняшние дни, они объясняются с научной точки зрения. В основном это касается примет, содержащих краткосрочный прогноз. Однако многие оправдываемые в давние времена (более 200-300 лет назад) приметы в наши годы устаревают в связи с изменениями климата. Чувашские приметы могут помочь определить погоду своей местности. Желательно опираться на несколько примет, прежде чем составить окончательный прогноз погоды. Структура УМП: 1. Визитка 2. Работы учеников: презентация, буклет критерии оценивания презентации, критерии оценивания буклета 3. Дидактические разработки: тест, кроссворд 4. Веб-сайт 5. Используемые ресурсы Использованные ресурсы Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Ч., 2004. Смоленский А. В. Чувашские приметы о погоде и ее влияние на хозяйство. – Казань,1894. Чувашское устное народное творчество. Том V. Малые жанры. (На чувашском языке)/ Сост. Сидорова Е. С., Ендеров В. А. – Ч.: Чуваш. кн. изд-во, 1984. Чуваши. Этнографическое исследование. Часть II./ Сост. Научно-исследовательский институт при Совете Министров ЧАССР. – Ч., 1970 Патмар Э. И. Чувашский народный календарь. (На чувашском языке). Ч.: Чуваш. кн. изд-во, 1995. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. – М.: Агропромиздат, 1991. http://www.flirtdosug.ru http://www.ohotnikom.ru http://domovoy-v.narod.ru Контактная информация [email protected] Б.Зеленый 26,МОУ «Гимназия №6» 72-36-59 (рабочий телефон)

1 слайд

2 слайд

Старайся наблюдать различные приметы; Пастух и земледелец, в младенческие лета, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветер, и ясный день… А.С. Пушкин

3 слайд

Этапы реализации Исследовательский Практический Цель исследования: Собрать сохранившиеся в нашей местности приметы чувашского народа и создать брошюру «Çанталăка сăнама вĕренĕр»» для использования на уроках чувашского языка и КРК

4 слайд

Ожидаемые результаты: развитие познавательно-мыслительной активности формирование представлений об универсальной ценности родной природы, накопление знаний о растениях, птицах, насекомых, об их способности менять свое поведение в связи с предстоящей погодой, неживой природой - умение делать предположения о погоде при наблюдениях за природой на основе чувашских примет

5 слайд

Чувашские приметы могут помочь определить погоду своей местности. Выполнение различных видов упражнений помогут закрепить народные приметы и учат наблюдать за природными явлениями. С этой целью мы решили создать брошюру «Çанталăка сăнама вĕренĕр» для использования на уроках. Актуальность проблемы

6 слайд

7 слайд

Т=ман ум\н: Ула кураксемпе чанасем пÿрт-çурт тавра пух=наçç\. +сансем çÿлл\ хур=нсем çинчен ч=тл=ха в\çсе каяççĕ. Сив\тес ум\н: Кушак к=мака çумне т\рш\нет. Çерçисем й=вине мам=к й=таççĕ. Пакшасем х=в=ла пытанаççĕ те ш=т=кне пит\реççĕ.

8 слайд

«Растения-барометры» («Ÿсен-т=рансем – барометрсем») Если цветы календулы закрыты в бутон - будет дождь. Если уродилось много рябины- зима будет холодной. Листья осины лежат на земле кверху лицевой поверхностью - зима будет холодной, изнанкой- теплой, а если и той и другой- умеренной.

9 слайд

«Птицы-метеорологи» (Кай=ксем–метеорологсем») Если воробьи заходят в лужу - будет дождь. Синичка пищит с раннего утра - жди мороза. Ворона кричит зимой - будет метель; летом - к дождю. Сова кричит - жди похолодания. Воробьи в пыли барахтаются - к дождю. Ласточки летают низко – к дождю.

10 слайд

«Насекомые-предсказатели погоды» («Хурт-к=пшанк=сем – çантал=ка п\лтерекенсем») Муравьи прячутся в муравейнике - в ближайшее время будет ливень. Паук неподвижно замер в центре паутины - жди в ближайшее время ненастья. Паук прячется в угол паутины - будет дождь. Перед дождем пчелы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой - далеко в поле. Мухи кусаются - к дождю.

11 слайд

«Прогноз по неживой природе» («Ч\р\ мар ёут ёантал=к ёум=ра систерет») Облака идут низко - будет дождь. Облака идут против ветра - будет снег. Если солнце сразу после восхода уходит за тучи - будет дождь. Отсутствие росы в тихую светлую ночь предвещает ненастье. Чем обильней роса, тем жарче будет день.

12 слайд

«Животные-синоптики»(«Ч\р чунсем–синоптисем») Если кошка царапает ножку стола или стула - к ненастью, дождю. Кошка жмется к печке – к холоду. Белки прячутся в дупло и закрывают отверстие – к холоду. Лошадь часто скребет ногами – к дождю Свинья солому таскает – к буре.

13 слайд

Дым поднимается в небо столбом – к морозу. Лопаются сережки на березе – пора сеять пшеницу. Цветет калина – можно сажать огурцы. Листьев на березе еще мало – не бойся сеять. В доме свистеть нельзя – не будет денег. Если месяц всходит прямо, погода будет ясной, если рожками вверх, погода будет ненастной. Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу.

14 слайд

Первая группа «В доме свистеть нельзя – не будет денег». «Если услышишь первый гром, катайся по земле, кувыркайся через голову - так можно вырасти большим и сильным». Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу. Народные приметы различны и по происхождению, и по достоверности.

15 слайд

16 слайд

Третья группа Дым поднимается в небо столбом – к морозу. М=рьерен т\т\м çÿлелле х=парать – сивве. Собака валяется на снегу – к ненастью. Йыт= юр çинче й=валанать – çил-т=в=ла. К=макара вут= шартлатать – сивве.

Слайд 2

Старайся наблюдать различные приметы; Пастух и земледелец, в младенческие лета, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветер, и ясный день… А.С. Пушкин

Слайд 3

Этапы реализации Исследовательский Практический Цель исследования: Собрать сохранившиеся в нашей местности приметы чувашского народаи создать брошюру «Çанталăка сăнама вĕренĕр»» для использования на уроках чувашского языка и КРК

Слайд 4

Ожидаемые результаты: развитие познавательно-мыслительной активности формирование представлений об универсальной ценности родной природы, накопление знаний о растениях, птицах, насекомых, об их способности менять свое поведение в связи с предстоящей погодой, неживой природой - умение делать предположения о погоде при наблюдениях за природой на основе чувашских примет

Слайд 5

Чувашские приметы могут помочь определить погоду своей местности. Выполнение различных видов упражнений помогут закрепить народные приметы и учат наблюдать за природными явлениями. С этой целью мы решили создать брошюру «Çанталăка сăнама вĕренĕр» для использования на уроках. Актуальность проблемы

Слайд 6

Х\л т=манл= пулсан, çу çум=рл= пулать.

Слайд 7

Т=ман ум\н: Ула кураксемпе чанасем пÿрт-çурт тавра пух=наçç\. +сансем çÿлл\ хур=нсем çинчен ч=тл=ха в\çсе каяççĕ. Сив\тес ум\н: Кушак к=мака çумне т\рш\нет. Çерçисем й=вине мам=к й=таççĕ. Пакшасем х=в=ла пытанаççĕ те ш=т=кне пит\реççĕ.

Слайд 8

«Растения-барометры» («Ÿсен-т=рансем – барометрсем») Если цветы календулы закрыты в бутон - будет дождь. Если уродилось много рябины- зима будет холодной. Листья осины лежат на земле кверху лицевой поверхностью - зима будет холодной, изнанкой- теплой, а если и той и другой- умеренной.

Слайд 9

«Птицы-метеорологи» (Кай=ксем–метеорологсем») Если воробьи заходят в лужу - будет дождь. Синичка пищит с раннего утра - жди мороза. Ворона кричит зимой - будет метель; летом - к дождю. Сова кричит - жди похолодания. Воробьи в пыли барахтаются - к дождю. Ласточки летают низко – к дождю.

Слайд 10

«Насекомые-предсказатели погоды» («Хурт-к=пшанк=сем – çантал=ка п\лтерекенсем») Муравьи прячутся в муравейнике - в ближайшее время будет ливень. Паук неподвижно замер в центре паутины - жди в ближайшее время ненастья. Паук прячется в угол паутины - будет дождь. Перед дождем пчелы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой - далеко в поле. Мухи кусаются - к дождю.

Слайд 11

«Прогноз по неживой природе» («Ч\р\ мар ёут ёантал=к ёум=ра систерет») Облака идут низко - будет дождь. Облака идут против ветра - будет снег. Если солнце сразу после восхода уходит за тучи - будет дождь. Отсутствие росы в тихую светлую ночь предвещает ненастье. Чем обильней роса, тем жарче будет день.

Слайд 12

«Животные-синоптики»(«Ч\р чунсем–синоптисем») Если кошка царапает ножку стола или стула - к ненастью, дождю. Кошка жмется к печке – к холоду. Белки прячутся в дупло и закрывают отверстие – к холоду. Лошадь часто скребет ногами – к дождю Свинья солому таскает – к буре.

Слайд 13

Дым поднимается в небо столбом – к морозу. Лопаются сережки на березе – пора сеять пшеницу. Цветет калина – можно сажать огурцы. Листьев на березе еще мало – не бойся сеять. В доме свистеть нельзя – не будет денег. Если месяц всходит прямо, погода будет ясной, если рожками вверх, погода будет ненастной. Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу.

Слайд 14

Первая группа «В доме свистеть нельзя – не будет денег». «Если услышишь первый гром, катайся по земле, кувыркайся через голову - так можно вырасти большим и сильным». Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу. Народные приметы различны и по происхождению, и по достоверности.

Слайд 15

Вторая группа «Если убить лягушку, будет дождь».

Слайд 16

Третья группа Дым поднимается в небо столбом – к морозу. М=рьерен т\т\м çÿлелле х=парать – сивве. Собака валяется на снегу – к ненастью. Йыт= юр çинче й=валанать – çил-т=в=ла. К=макара вут= шартлатать – сивве.

Слайд 17

Краткосрочные прогнозы погоды Для предсказания погоды по местным народным признакам необходимы два условия: во-первых, внимательно наблюдать за погодой; во-вторых, понимать движения и изменения, происходящие в атмосфере, которые ведут к перемене погоды.

Слайд 18

В результате исследования было выяснено, что не все приметы погоды сбываются. Часть примет достоверна и в сегодняшние дни, они объясняются с научной точки зрения. В основном это касается примет, содержащих краткосрочный прогноз.

Слайд 19

В ходе исследования нами была составлена брошюра «Çанталăка сăнама вĕренĕр»» для использования на уроках чувашского языка и КРК. Ёантал=ка с=нама в\рен\р

Слайд 20

Библиографический список Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Ч., 2004. Смоленский А. В. Чувашские приметы о погоде и ее влияние на хозяйство. – Казань,1894. Чувашское устное народное творчество. Том V. Малые жанры. (На чувашском языке)/ Сост. Сидорова Е. С., Ендеров В. А. – Ч.: Чуваш. кн. изд-во, 1984. Чуваши. Этнографическое исследование. Часть II./ Сост. Научно-исследовательский институт при Совете Министров ЧАССР. – Ч., 1970 Патмар Э. И. Чувашский народный календарь. (На чувашском языке). Ч.: Чуваш. кн. изд-во, 1995. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. – М.: Агропромиздат, 1991. http://www.flirtdosug.ru http://www.ohotnikom.ru http://domovoy-v.narod.ru

Посмотреть все слайды