Мода и стиль

Джакомо Кваренги - архитектор: биография, самые известные работы. Академия наук Джакомо антонио доменико кваренги здание смольного института

Джакомо Кваренги - архитектор: биография, самые известные работы. Академия наук Джакомо антонио доменико кваренги здание смольного института

Кваренги Джакомо (1744-1817), итальянский архитектор.

Родился 20 или 21 сентября 1744 г. близ Бергамо. В молодости много странствовал по Италии, делая обмеры и зарисовки античных памятников и построек архитектора А. Палладио, что оказало огромное влияние на его последующее творчество.

На родине деятельность Кваренги ограничивалась ландшафтной архитектурой, сопровождением туристов на экскурсиях по Риму и выполнением небольших заказов. В 35 лет мастер приехал в Россию, с которой связан важнейший период его жизни. Первые годы здесь он посвятил глубокому изучению русского зодчества, освоению его основных приёмов. Во многом благодаря этому искусство Кваренги органично вписалось в русскую культуру.

Большинство его проектов предназначалось для Петербурга и его окрестностей. Немало делал архитектор и в Москве, а также в городах и усадьбах России и Украины.

В 80-х гг. XVIII в. он построил дворец П. В. Завадовского в Ляличах на Черниговщине, Ассигнационный банк в Петербурге на Садовой улице (1783- 1790 гг.), здание Академии наук (1783-1789 гг.), «Лоджии Рафаэля» и Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), Английский дворец в Петергофе (1781- 1789 гг.), дворец Юсуповых на Фонтанке и дом Салтыковых на набережной Невы, павильон «Концертный зал» в Екатерининском парке Царского Села (1782- 1788 гг.).

Крупнейшим произведением Кваренги первой половины 90-х гг. является Александровский дворец в Царском Селе. К 90-м гг. относится и Мальтийская капелла во дворе петербургского дома М. И. Воронцова, проекты дворцов для А. А. Безбородко и для Шереметевых в Москве. Кроме того, для Шереметевых Кваренги частично переработал созданный Е. С. Назаровым проект Странноприимного дома в Москве.

В первое десятилетие XIX в. Кваренги создал торговые ряды на углу Невского и набережной Фонтанки, Смольный и Екатерининский институты, Конногвардейский манеж, больницу на Литейном проспекте и большую усадьбу в Хотени на Украине.

Для творчества зодчего 10-х гг. XIX в. наиболее характерны монументы, посвященные Отечественной войне 1812 г.: Триумфальные ворота у Нарвской заставы в Петербурге (1814 г.) и храм-памятник в Москве, проект которого не был осуществлён.

  1. Архитекторы
  2. Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века -…

  3. Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт. Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал…

  4. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920 х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность - с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных…

  5. Пожалуй, ни одна творческая личность в истории советской архитектуры не привлекала такого пристального внимания, не вызывала столь противоположных мнений, яростных споров и противоречивых оценок, как личность Жолтовского. Его называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем, у него желали учиться и потом…

  6. Американский архитектор Луис Генри Салливен стал одним из пионеров рационалистической архитектуры 20 го столетия. Его работы в области теории зодчества еще более значительны. Салливен ставил перед собой грандиозную утопическую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и повести его к гуманистическим целям. Теория…

  7. Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески. Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во…

  8. Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных…

  9. Деятельность Фельтена пришлась на годы, когда барокко уступало место классицизму, ставшему вскоре главным направлением искусства. Наследие зодчего сфокусировало признаки архитектуры переходного времени. Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился в 1730 году. Отец его Матиас Фельтен 12…

  10. Исследуя "феномен Стерлинга" и подчеркивая его несомненную творческую самобытность, Дж. Саммерсон поражается славе мастера, "учитывая, что, вероятно, не более трех четырех его осуществленных зданий (ни одно из них не собор и не дворец вице короля) известно сколько нибудь значительной части населения".…

  11. Бове прошел большой творческий путь - от безвестного ученика Кремлевской экспедиции до "главного архитектора" Москвы. Он был тонким художником, умеющим простоту и целесообразность композиционного решения сочетать с изысканностью и красотой архитектурных форм и декора. Зодчий глубоко понимал русскую архитектуру, творчески относился…

  12. Замечательный проектировщик и практик строитель, превосходный художник, теоретик искусства и педагог И.А. Фомин, оказал огромное влияние на творчество многих архитекторов. С его именем связано представление о зодчем мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти…

  13. В первой половине и середине 17 го столетия Франция переживает своего рода "возрождение Возрождения". Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар. Мансар не только оставил образцы зодчества, ставшие очень скоро объектом поклонения и паломничества архитекторов. Он еще закрепил…

  14. Иоганн Бальтазар Нейман родился в 1687 году. Он вырос в немецкой части Богемии, где имел хорошую возможность ознакомился с церквами в стиле итальянского барокко. Бальтазар происходил из буржуазной семьи - его отец был коммерсантом. Нейман получил разностороннее образование, повидал свет и…

  15. В итальянской архитектуре Гварини занял особое положение. Ему удалось внести в общий тон трезвой рациональности туринской архитектуры контрастную ноту. Именно в годы пребывания в столице Савойского герцогства Гварини создал свои главные произведения. Гварино Гварини родился в Модене 7 января 1624 года.…

  16. Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения. "Должен был…

  17. "У архитектора две задачи: оберегать ценности и создавать новые ценности", - писал Карлос Рауль Вильянуэва. С его именем связан резкий подъем архитектуры в Венесуэле в послевоенные годы. Никогда ранее венесуэльская архитектура, пожалуй, не создавала произведений, представляющих интерес в мировом масштабе. Вильянуэва…

  18. Посохин справедливо может быть причислен к тем мастерам, которые прокладывали пути развития отечественной архитектуры. У него счастливо сложилась творческая жизнь, и большая часть его идей осуществилась. Архитектор имел шестое чувство - он чуял, что грядет завтра, и потому всегда "бил в…

  19. Многословие и измельченность неоготических построек не соответствовали возникшему в конце XIX века стремлению к композиционной целостности и обобщенности архитектурных форм. Это стремление выразилось в широком распространении неороманских построек во многих европейских странах и США. Наиболее крупной фигурой "романского возрождения" был выдающийся…

  20. (ок. 1415 - ок. 1486) Длинна череда архитекторов иноземцев, нашедших вторую родину в нашей стране, вложивших знания, мастерство, силы в развитие российской архитектуры, но Фьораванти был первым. Аристотель, сын Фьораванти ди Ридолфо, родился около 1415 года. Его семья принадлежала к категории…

  21. Браманте открыл краткий период так называемого римского классического искусства. Донато ди Аньоло ди Паскуччо, прозванный Браманте, родился в Монте Асдруальдо, близ Урбино, в 1444 году. Родители его были людьми бедными. Тем не менее в детстве он обучался не только читать и…

  22. Когда говорят, что Микеланджело - гений, не только выражают суждение о его искусстве, но и дают ему историческую оценку. Гений, в представлении людей XVI века, являл собой некую сверхъестественную силу, воздействовавшую на человеческую душу, что в романтическую эпоху будет называться "вдохновение".…

ДЖАКОМО КВАРЕНГИ


«ДЖАКОМО КВАРЕНГИ»

20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д′Иманья, входящего в провинцию северо итальянского города Бергамо.

Как писал позднее сам зодчий, он "с детских лет показывал самое искреннее призвание к художествам", однако родители готовили ему другую карьеру. В семье существовал давний обычай: в случае, если родятся три сына, два из них должны принять сан священнослужителя, а так как Джакомо был из трех сыновей вторым, то родители настаивали на соблюдении устоявшейся традиции и рассчитывали на то, что он обязательно облачится в рясу. Начальное образование Джакомо получил в самом значительном и известном в Бергамо коллеже "Милосердие". Отец настоял, чтобы он изучил философию и юриспруденцию. Кваренги вспоминал: ":не могу достаточно выразить отвращение, с которым я предавался таким занятиям. Но не буду отрицать, что в курсе риторики я чувствовал особенную склонность к поэзии и что мне до крайности нравились три изящнейших латинских поэта - Катулл, Тибулл и более всех Вергилий, из которых я перевел в итальянских стихах несколько произведений: но наклонность, сильно влекшая меня к художествам, не позволявшая, чтобы я стал ни поэтом, ни философом, ни духовным лицом, была причиною того, что я извлек мало или совсем не извлек плодов из таких упражнений".

Видя увлеченность сына изобразительным искусством, отец Кваренги решил предоставить сыну возможность учиться рисованию у лучших художников города Бергамо - Паоло Бономини и Джованни Раджи. Однако Кваренги был недоволен их руководством, считая их манеру устаревшей.

В это время юноша попал под влияние нежелательной, по мнению отца, компании. Стремясь изолировать сына от дурных друзей, родители стали оказывать на него сильное давление, добиваясь даже того, чтобы он удалился в монастырь Сан Кассино.

Но, в конце концов, сдался отец. Он согласился с настойчивым желанием сына. Кваренги уехал в Рим. Там в течение первых четырех пяти лет он неоднократно менял творческие мастерские и не получил систематических знаний ни по живописи, ни по архитектуре, однако, как можно понять из его слов, архитектурные мастерские были удобным местом для рисования. Именно рисунок являлся той главной областью его творчества, которую Кваренги непрестанно развивал.

Полный сомнений относительно правильности методов изучения архитектурного искусства, преподносимых его римскими учителями, Кваренги натолкнулся однажды на знаменитый трактат архитектора Андреа Палладио "Четыре книги об архитектуре". Он нашел близкую и созвучную его мировоззрению методику творчества и раскрытие тектоники зодчества.

В конце 1760 х годов от ирландского скульптора Кристофера Юкстона, совершенствовавшегося в Риме, Джакомо получил заказ на проекты двух особняков "для английских господ" и выполнил поручение с успехом "к удовольствию названных господ". После этого он разработал проекты каминов, а также таких утилитарных зданий, как склады, тоже для англичан. Вскоре Кваренги получил признание и у итальянских заказчиков.

В письме к Маркези Кваренги писал: "Более значительным по сравнению с проектом для Англии было задание, которое я получил в 1770 году от монахов бенедиктинцев и в котором они просили обновить их старую церковь Санта Сколастика.


«ДЖАКОМО КВАРЕНГИ»

Я должен буду преодолеть большие трудности, прежде чем прийти к какому либо решению, поскольку мне было поставлено условие не трогать ни одного камня прежней постройки, хотя во всей церкви не было ни одной части, которая соответствовала бы другой. После тщательного изучения постройки и большого количества потраченных усилий я, наконец, составил проект новой церкви внутри старой".

Кваренги, которому было тогда около двадцати девяти лет, должен был решить поистине одну из самых трудных в архитектуре задач, связанную с реконструкцией существовавшего средневекового здания. И он ее выполнил умело. Первый камень был заложен 3 мая 1770 года, а закончилась стройка осенью 1773 года.

Кваренги был удовлетворен своим первым осуществленным замыслом. ":Благодаря усидчивому изучению и труду я справился с делом и построил по плану новую церковь внутри старой", - писал он. По мнению итальянского историографа Джованни Петрини, "интерьер церкви Св. Сколастики является одним из первых и самых ценных примеров неоклассицизма: богатого мотивами художественного и исторического значения: единственным в Лациуме".

Бракосочетание Джакомо Кваренги и Марии Фортуна Маццолени состоялось в Бергамо в церкви Санта Агата дель Кармино 31 июля 1775 года. Спустя короткое время супруги приехали в Рим. В следующем году у них родилась дочь, названная по католической традиции несколькими именами - Теодолинда Камилла Джельтруда Луиджи.

Достаточно длинный перечень архитектурных работ Кваренги говорит о его признании как архитектора заказчиками - соотечественниками и иноземцами. Он работал и для Рима, и для Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию; в конце 1770 х годов он был вхож в круги римской знати. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое после женитьбы было упрочено. И сам Кваренги, и его жена были представителями влиятельных на севере Италии и обеспеченных семейств.

Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. Здесь он надеялся широко использовать свои знания и способности. В январе 1780 года зодчий приехал в Москву.

По своему служебному положению "архитектора двора ее величества" Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II. Первой работой зодчего в Москве была перестройка императорского, так называемого Екатерининского дворца на Яузе. К этому времени Екатерина II уже успела оценить по достоинству выдающиеся способности архитектора, и в феврале 1782 года поручила ему разработку проекта всего внутреннего убранства московского дворца, "а равно и фасад, по колику можно поправить".

Архитектору пришлось разрабатывать свои предложения, не ознакомившись воочию с московским зданием и только изучив находившийся в Петербурге старый проект, который был уже в основном осуществлен. В этих условиях для Кваренги оставалась возможность лишь "причесать" по новому готовую постройку.

Зодчий с честью вышел из этого трудного положения. Он предложил акцентировать центральные части продольных фасадов протяженными колоннадами большого ордера. Антаблемент этого ордера он продолжил по периметру всего дворца и завершил его балюстрадой вдоль края крыши. Лаконичными приемами Кваренги добился подчеркнуто горизонтальной системы архитектурного оформления.

В 1780 е годы Кваренги работал не покладая рук. Сам зодчий сообщал Маркези, что построил к 1785 году уже пять церквей - "одна в Славянке, одна в Пулкове, одна в Федоровском посаде, одна на Софийском кладбище для погребения:".


«ДЖАКОМО КВАРЕНГИ»

Пятой церковью Кваренги считал мавзолей Ланского.

Одним из самых значительных сооружений Кваренги является простое, но величественное здание Академии наук на набережной Невы. Его строительство было вызвано отсутствием резиденции, приличествующей престижу учреждения, олицетворявшего русскую науку и культуру. Работы начались в 1783 году.

Здание с восьмиколонным портиком ионического ордера и фронтоном, в проекте украшенным статуями, поднято на цокольный этаж. Оно было поставлено на самой кромке невского, тогда еще не обработанного берега реки, что и заставило архитектора наружную парадную лестницу развернуть по фронту на два схода. Этот храм науки поражает и ныне ясностью образа и сильной пластикой главного фасада, несомненно, рассчитанного на восприятие с другого берега реки от Сенатской площади.

В связи с перепланировками Зимнего дворца театр с ярусами лож, оказавшийся в окружении дворцовых покоев, стал неудобным, и 3 сентября 1783 года появился указ о начале постройки "при эрмитаже каменного театра: по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия".

Перед зодчим была поставлена трудна задача - разместить театр в очень стесненном месте - во дворе Малого Эрмитажа, над конюшенным корпусом. Это обстоятельство предопределяло относительно небольшие размеры сооружения и, быть может, его конфигурацию.

В 1787 году в Петербурге появилось роскошное издание с гравированными чертежами только что выстроенного Эрмитажного театра и с описанием на французском языке, выполненным самим Кваренги. Он писал, что "старался дать театру античный вид, согласуя его в то же время с современными требованиями: Все места одинаково почетны, и каждый может сидеть там, где ему заблагорассудится: На полукруглой форме театра я остановился по двум причинам: во первых, она наиболее удобна в зрительном отношении и, во вторых, каждый из зрителей со своего места может видеть всех окружающих, что при полном зале дает очень приятное зрелище. Я старался дать архитектуре театра благородный и строгий характер. Поэтому я воспользовался наиболее подходящими друг к другу и к идее здания украшениями. Колонны и стены сделаны из фальшивого мрамора. Вместо завитков я поместил в коринфских капителях сценические маски, следуя образцам различных античных капителей:"

В конце 1780 х годов Кваренги участвовал в небольшом закрытом конкурсе, объявленном графом Н.П. Шереметевым. Дом на Никольской не был построен. Граф решил ограничиться перестройкой своей загородной резиденции в Останкино. Для участия в этой работе он пригласил несколько зодчих, в том числе и Кваренги. Проектирование домашнего театра Шереметева было особенно приятно для Кваренги, потому что он был лично знаком с П.И. Ковалевой Жемчуговой, ведущей актрисой этой группы, в прошлом крепостной, а затем женой графа Шереметева.

Процесс проектирования знаменитого Александровского дворца и поисков его окончательного решения занял у Кваренги всего лишь один год, так как уже 5 августа 1792 года были начаты торги на постройку.

Невозможность из за местности, отведенной для дворца, получить необходимый фронт для раскрытой композиции заставила Кваренги отказаться от создания широкого пространственного ансамбля. Служебный кухонный П образный корпус он разместил асимметрично, ближе к улице со стороны бокового фасада, вне композиционной связи с дворцом.

Александровский дворец - свободно стоящее в парке открытое сооружение, композиционно единое с регулярной частью Нового сада, - предстал как антитеза замкнутому ансамблю Екатерининского дворца Растрелли.


«ДЖАКОМО КВАРЕНГИ»

Ансамбли Екатерининского и Александровского дворцов стали ярким воплощением двух архитектурных мировоззрений: барокко - с замкнутыми ансамблями и классицизма - с открытыми ансамблями, формирующими окружающее пространство.

Как писал сам Кваренги, в его творчество часто вмешивалась Екатерина II: "Ее величество иногда берет на себя труд набрасывать мне свои замыслы и собственноручные эскизы и желает при этом, чтобы я имел полную свободу и возможность привлекать к работе всех тех художников, которые мне нужны как исполнители". Такое вмешательство ставило зодчего порой в затруднительное положение, однако его непререкаемый авторитет, завоеванный им у императрицы трудолюбием и блестящим воплощением всех ее требований и собственных замыслов, позволял ему обходить острые углы и вводить в правильные архитектурные рамки все даваемые ему предначертания. Кваренги сумел сохранить высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а затем и у императора Александра I, чему немало способствовало успешное завершение нового дворца в Царском Селе.

После окончания строительства Эрмитажного театра зодчий просил разрешения "ввиду: многочисленной семьи и бед, вызванных болезнями", поселиться в одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву. Разрешение было получено. Там он и жил до конца своих дней.

До 1793 года спутницей жизни Кваренги оставалась Мария Фортуната. Их первенец - дочь Теодолинда оставалась в Италии и воспитывалась в одном из миланских монастырей. Из детей, родившихся в Петербурге, две девочки умерли во время эпидемии 1788 года. В следующем году родился сын Федерико, а еще год спустя - Джулио, который, как и отец, стал архитектором и сыграл важную роль в популяризации его произведений.

В 1793 году в семье Кваренги произошла трагедия: во время родов скончалась его жена, оставив на руках беспомощного отца новорожденную девочку и еще четырех малолетних детей. К уходу за ними, по его словам, Кваренги "был совершенно не приспособлен". Соболезнования друзей, знакомых, сотоварищей по работе и даже самой императрицы мало облегчали участь овдовевшего Кваренги. Он решил вместе с детьми поехать в Бергамо, чтобы быть ближе к родным и семье Маццолени. Зимой 1793-1794 годов зодчий покинул Петербург.

Осенью 1796 года Кваренги вернулся. Он вступил во второй брак с Анной Катериной Конради. Анна Конради была лютеранкой, и потому к этому браку родственники в Италии отнеслись отрицательно. Кваренги с новой женой в Италию так и не поехал.

К тому времени известность Кваренги как выдающегося архитектора двора Екатерины II вышла за пределы России. Это выразилось в том, что 26 января 1796 года он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Высокое избрание было осуществлено не без участия его шведских друзей - скульптура Т. Сергеля и архитекторов Ф.М. Пипера и Ф. Блома. Кваренги часто посылал им свои чертежи и рисунки, держа их тем самым в курсе своих работ.

Официальное признание зодчего санкт петербургской Академией художеств, как ни странно, произошло значительно позднее. Только 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании академии Кваренги был избран в "почетные вольные общники".

В первые годы нового века Кваренги проектировал и строил почти одновременно два значительных здания учебно воспитательного назначения. Одно из них - Екатерининский институт - существует и ныне. Оно выстроено в 1804-1807 годах на набережной Фонтанки. Постройка другого началась в 1806 году, и через два года уже велись отделочные работы.


«ДЖАКОМО КВАРЕНГИ»

Это - широко известное здание Смольного института.

Участок, где предполагалось разместить здание Екатерининского института, был занят обширным садом, принадлежащим так называемому Итальянскому дворцу. Имея в своем распоряжении большое пространство запущенного сада и ветхий дворец, Кваренги спроектировал обширный замкнутый ансамбль из четырех корпусов, охватывавших квадратный двор, в центре которого разместил круглую купольную церковь, связанную крытыми переходами с двумя боковыми корпусами.

Проект оказался чрезмерно дорогим, и архитектор представил новый вариант в виде одного корпуса, поставленного вдоль набережной. На оси здания в саду Кваренги предусмотрел невысокую купольную ротонду церкви и две одноэтажные бытовые постройки. Затем зодчий сделал еще один вариант главного фасада, обогащенного за счет фронтонного портика из восьми полуколонн коринфского ордера, поднятых на аркаду первого рустованного этажа. В отличие от предыдущих вариантов в проекте, утвержденном в июне 1804 года, не была предусмотрена церковь.

Проект здания Смольного института Кваренги разрабатывал в конце 1805 - начале 1806 года, а в мае этого года уже состоялась торжественная закладка. Понимая необходимость войти своим зданием в ансамбль со Смольным монастырем Растрелли и Александровским институтом Фельтена, расположенным по другую сторону монастыря, Кваренги сделал достаточно точный чертеж существующих строений, и в их ансамбль гармонично ввел запроектированное здание института. Главным фасадом Смольный развернут на запад - в ту же сторону, куда были обращены и вход в монастырь, и главный фасад Александровского института.

Здание имеет ясную планировку и простую по композиции, но нарядную по формам архитектуру главного фасада с совершенной колоннадой композитного стиля; она гордо поднята на высокую аркаду портика. Торжественный характер архитектуры Смольного института и решение его в ансамбле с архитектурой соседних строений и берегом Невы позволяют видеть в нем явление высокого классицизма и ставят в ряд лучших произведений этого стиля, возведенных в Петербурге.

В те же годы Кваренги создал великолепное монументальное здание Конногвардейского манежа на ответственнейшем месте в центре Петербурга. Здание включалось в комплекс казарм конногвардейского полка и торцевым фасадом с глубоким портиком замкнуло далекую перспективу на запад от формирующейся площади перед Зимним дворцом. Постройка манежа в 1804-1807 годах явилась важным звеном в коренном преобразовании центра столицы.

Известно, что Кваренги был человеком честным, доброжелательным и отзывчивым. В одном из писем он пишет о своем чересчур горячем характере, от которого он, прежде всего, сам и страдал: "При всей своей вспыльчивости я отходчив и не могу обидеть даже мухи. И если представляется возможность обеспечить какие либо выгоды тем, кто работает со мною, я этого никогда не упускаю".

В другом письме он писал: "Здесь достаточно много людей, которые находились в тяжелом положении, и вытащенных мною из крайней нищеты. Но эти же самые люди готовы разорвать меня на части и представить меня таким, каким я не являюсь. Но я не очень обращаю внимание на выходки этих людей. Наоборот, я мщу им только тем, что делаю добро, когда мне представляется возможность".

Второй брак Кваренги длился около десяти лет. В 1811 году Кваренги снова приехал на короткий срок в Италию, чтобы уладить дела с недвижимым имуществом и присутствовать на бракосочетании любимой дочери Катины.

Там же летом он вступил в третий брак с Марией Лаурой Бьянкой Соттокаса. Ему тогда было шестьдесят семь лет. А. Мацци в биографии зодчего пишет, что "Соттокаса вышла замуж не за красивую внешность Кваренги. Можно думать, что она решилась на этот шаг, надеясь жить в том же дворце, где жила царская семья самого большого государства в Европе, и пользоваться теми же самыми благами". После женитьбы Кваренги возвратился в Петербург и вскоре "понял, что ошибся и не последовал вовремя советам своих друзей не заключать этого необдуманного брака". Брак со стороны жены был по расчету.

Много огорчений причинили Кваренги и его дети. В 1812 году он писал дружески расположенному к нему шведскому посланнику в России Стедингу: "Мое путешествие в Италию было для меня фатальным не только из за полного крушения всех моих дел, но в особенности из за дурного поведения детей моих, которые продали и рассеяли всю коллекцию моих старинных рисунков, а также книг, а Катина, которая подавала такие надежды и так была хорошо воспитана, тоже ничего не сделала и вышла замуж, будучи весьма осведомленной. Слишком преувеличенная моя деликатность и романтичность были причиной моей привязанности и моего выбора, который она не заслуживала".

Кваренги стал утрачивать веру даже в близких людей. В том же письме он сетует и на петербургское окружение: "Несмотря на всю доброту е. в. ко мне, все его окружение думает иначе, и зависть приводит к тому, что они мне всюду служат дурную службу и до сих пор я не нашел никого, кто бы решился сообщить е. и. в. о моем состоянии дел: Надо быть готовым ко всяким неприятностям со стороны всяких возвысившихся людей". Пессимизм объяснялся, с одной стороны, тем, что состарившийся зодчий, действительно, все больше уступал место в творческой жизни столицы архитекторам нового поколения, а с другой - драматическими событиями, происшедшими в Италии и коснувшимися его лично.

Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов.

Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект "Храма в память 1812 г." для постройки в Москве!

Но построить ему помешала смерть. 2 марта 1817 года он скончался в Санкт Петербурге и был похоронен на Волковом кладбище. В 1967 году останки перезахоронены в некрополе XVIII века Александро Невской Лавры. В том же году в его честь был установлен памятник перед зданием Ассигнационного банка.

Важную часть наследия Кваренги составили тонированные акварелью рисунки с видами Москвы и Петербурга, а также проекты мебели и утвари.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Дж. Кваренги. Проект здания Академии наук. Фасад и план. 1783 г.

Помимо работы над зданием Академии наук Екатерина II поручила Кваренги выполнить проект астрономической обсерватории на Пулковской возвышенности. По замыслу зодчего двухэтажное здание в виде замкнутого полукруга с трехярусной башней в центре оригинально совмещало помещения для научной работы с жилыми апартаментами императрицы.

Основанная в 1724 году Петром I Академия наук в течение длительного времени не имела собственного здания. Первые научные заседания проходили в доме барона Шарифова на Березовом острове, затем использовались помещения на Васильевском острове: дворец царицы Прасковьи Федоровны, дома барона Строганова и Лопухиных. Пятидесятилетие Академии пришлось на время правления Екатерины II. Отсутствие в столице храма науки не устраивало просвещенную императрицу, к тому же празднование юбилея привлекло широкое внимание к Академии наук и ускорило принятие решения о возведении в Петербурге здания для ее размещения. Однако работы, порученные придворному зодчему Кваренги, начались только в 1783 году.

Академия вписана архитектором в уже существовавшую застройку набережной Невы от Дворцового моста в сторону дворца Меншикова. Она расположилась между строениями первой трети XVIII века - Кунсткамерой и зданием Двенадцати коллегий. Последнее - протяженное сооружение Д. Трезини, развернутое торцом к береговой линии, - организовало обширное пространство пустующей части Васильевского острова в излучине между Большой и Малой Невой. Свободно стоящее здание Академии главным фасадом ориентировано на Большую Неву, а противоположным - на образовавшуюся перед корпусами Двенадцати коллегий просторную площадь. В то время на нее с набережной выходили широкие проезды, к которым были обращены боковые фасады сооружения. Угловое положение постройки обеспечило возможность трехмерного восприятия ее монументальных архитектурных форм.

Академия наук. Гравюра.

Четкая, ясная, геометрически выверенная композиция здания довольно проста и выражена единым компактным объемом, вытянутым вдоль набережной. Цоколь мощного портика и примыкающий к нему выступ наружной лестницы с двумя сходами по фронту вынесены за пределы основной линии фасада с нарушением общей границы застройки. При обзоре с близкого расстояния здание слишком рельефно выступает на тротуар и выделяется своей массой среди более ранних соседствующих построек. Его пропорции, масштаб, поэтажное членение и фасадная композиция абсолютно не согласованы с архитектурой Кунсткамеры и здания Двенадцати коллегий. Кваренги скорее противопоставил свое классицистическое детище находящимся поблизости творениям в стиле зодчества петровского времени, нежели связал его с ними. Поэтому великолепное само по себе здание Академии выглядит достаточно обособленно, несколько нарушая пространственный ансамбль.

Лестница главного входа, поднимающаяся двумя маршами с разных сторон на площадку при основании колоннады, выглядит несколько архаично. Подобного типа, но не столь массивные, лестницы были характерны для жилой застройки Петербурга более ранней поры.

Но пространственное положение здания заставило Кваренги пойти на уступку прошлому

Академия наук

Портик главного фасада.

Ризалит - выступающая часть фасада здания по всей его высоте. Составляет единое целое с основной массой здания.

Академия наук представляет собой прямоугольное в плане сооружение с двумя симметричными ризалитами. Центральная часть главного фасада акцентирована стоящим на невысоком цокольном основании восьмиколонным портиком колоссального ионического ордера с фронтоном. Здесь Кваренги использует палладианский прием сочетания пластики колонного портика с гладью стены, имеющей лишь горизонтальные членения в виде промежуточных тяг и оконные проемы без обрамлений. В обработке цокольного этажа и наружных лестниц применен натуральный камень. Выбор этого материала обусловлен не только близостью постройки к Неве и опасностью подъема уровня воды. Гранит цоколя и лестниц наравне с лаконичностью фасада подчеркивает монументальный характер здания.

По проекту Кваренги, портик, отмечающий главный вход, и группировка оконных проемов главного фасада здания позволяли судить о планировочном решении его внутренних пространств. В центральной части располагались парадные помещения, занимавшие второй и третий этажи. Наружная лестница вела с набережной Невы в главный вестибюль, который с двух сторон фланкировался просторными комнатами. Через вестибюль три широкие двери вели в двусветный зал заседаний с полукруглым завершением в торцах. Объем этого зала был выявлен выступом на противоположном фасаде, соответствующим портику главного. Другая гранитная наружная лестница, устроенная со стороны заднего фасада, позволяла попасть в зал заседаний непосредственно с площади перед зданием Двенадцати коллегий. Внутренние двухмаршевые лестницы вели на верхний этаж угловых ризалитов. Планировка расположенных там помещений предполагала вариативное их использование. Они могли стать как служебными комнатами для размещения Управления делами Академии, так и квартирами для ее членов.

Капитель ионического ордера

Фрагмент ордерной композиции главного фасада

Вид с Невы на здания Двенадцати коллегий и Академии наук.

Известный современник Кваренги И. Г. Георги в 1794 г. писал о здании Академии наук: «Хотя оное поныне еще внутри не совершенно отделано, однако помещены уже в оном Академическая канцелярия, книжная лавка, книжные магазины, инструментальная, словолитная и слесарная палаты и многое число мастеровых людей, к оным палатам принадлежащих».

В процессе возведения здания Академии наук у архитектора возникли серьезные разногласия с ее президентом - княгиней Е. Р. Дашковой. Ее не удовлетворяли излишне строгие архитектурные формы, и она пожелала внести в проект Кваренги собственные коррективы. Предлагаемые Дашковой изменения в корне противоречили творческому замыслу зодчего, и он решительно им воспротивился. Кваренги писал: «Я имею честь доложить Вам, что в утвержденном проекте нет никаких окон венецианского типа и что таковые там не могут быть сделаны без искажения интерьеров здания. Поэтому, если постройка будет закончена согласно утвержденного проекта, то - это одно дело, если же проект должен быть изменен в соответствии с Вашими идеалами, то я не смогу продолжать эту работу».

Постоянное вмешательство президента Академии в строительство в итоге вынудило архитектора отказаться от руководства им. Здание было завершено с многочисленными искажениями в планировке, а также, частично, в решении фасада, обращенного к площади. Если снаружи оно почти полностью отвечает проекту Кваренги, то перепланировку парадных помещений начали производить еще при жизни зодчего. К сожалению, торжественный зал заседаний в высоту двух этажей был заменен меньшим, устроенным на третьем. В связи с этим последовала значительная переделка прекрасного вестибюля: в нем соорудили одномаршевую лестницу для подъема в зал. Эти и прочие изменения осуществлялись без участия Кваренги. Но в целом архитектору удалось реализовать проект здания Академии, задуманного им как храм науки в стиле строгого классицизма. Изучая архивные записи, историки архитектуры пришли к выводу, что средства на постройку Академии наук отпускались нерегулярно и достаточно скудно. Вероятно, именно поэтому ее внутренняя отделка даже в 1789 году еще не была доведена до конца.

Эрмитажный театр.

Устройство общественных театров в Петербурге началось еще при Петре Великом, когда в 1723 году появился указ о возведении специального здания на берегу Мойки. В 1760-х годах был создан театр (Оперный дом), который размещался в Зимнем дворце. 3 сентября 1783 года Екатерина II подписала указ о строительстве Эрмитажного театра. Приступая к работе над его проектом, Кваренги обратился к главному источнику своего творчества - наследию А. Палладио. Он использовал композиционные и пространственные характеристики его единственного театрального здания - «Олимпико» в Виченце. Следуя идеям великого зодчего, Кваренги спроектировал театр согласно античным образцам, но при этом сумел создать вполне современное для своей эпохи сооружение.

Первоначально перед Кваренги стояла сложная задача - расположить достаточно масштабную постройку во дворе Малого Эрмитажа, возведенного для Екатерины II Ж. Б. Валлен Деламотом и Ю. М. Фельтеном. Выделенный участок жестко ограничивал размеры будущего здания, что лишало архитектора возможности спроектировать необходимую широкую сцену и просторный зал. Вскоре императрица отменила решение о размещении придворного театра в столь неудобном стесненном пространстве, и строительство перенесли на место Зимнего дворца Петра I на берегу Невы, у Зимней канавки.

Угловая часть здания театра на пересечении Зимней канавки с Дворцовой набережной

Реконструированный фрагмент фасада Зимнего дворца Петра I

Здание продолжило сплошной фронт застройки Дворцовой набережной от Зимней канавки в сторону Летнего сада. С 1760-1770-х годов до момента создания Эрмитажного театра здесь последовательно появлялись дворцовые постройки, и архитектурный облик главной набережной Петербурга приобретал заметные классицистические черты.

Угловое пространственное положение театра позволило Кваренги подчеркнуть его единые по высоте объемы призмы (угол здания) и четвертного цилиндра (выступ зрительного зала). Возможность трехмерного, а не только фасадного восприятия сооружения тем самым отличает его от расположенных поблизости Малого Эрмитажа, Старого Эрмитажа, Мраморного дворца и других. При этом пропорции, членения и даже несвойственный зодчеству Кваренги насыщенный пластический декор гармонично сопряжены с архитектурой уже существующих зданий. Смягченность контуров фасада Эрмитажного театра прекрасно согласуется с гибкими линиями Эрмитажного моста и арки-перехода через Зимнюю канавку, созданной Ю. М. Фельтеном в 1783 году.

Главный фасад Эрмитажного театра обращен к Неве и решен как дворцовый. Его особенностью является отсутствие парадного входа, так как фасадная плоскость - лишь декорация набережной. Чертежи дают представление о творческом поиске архитектора в работе над фасадной композицией. Известны несколько ее вариантов, в одном из которых фасад был значительно акцентирован классическим портиком с фронтоном, сильно выделяя театр из общей застройки береговой линии. В итоге Кваренги отказался от задуманного образа Эрмитажного театра как «храма искусств». Фасад трехэтажного здания архитектор представил двухъярусной композицией, состоящей из зоны рустованного цоколя и колоссальной ордерной постановки. Десять полуколонн коринфского ордера фланкированы ризалитами. Центральную часть здания и ризалиты венчает единый антаблемент. Поэтажное деление подчеркивают тяги, указывая на приоритет горизонтального членения фасада. Простенки между окнами первого этажа основной фасадной плоскости равны высоте проема и имеют форму квадрата. Над ними находятся небольшие термальные окна, украшенные маскаронами. Оконные проемы второго этажа обрамлены профилированными наличниками, над которыми изящные модульоны поддерживают сандрики в виде треугольных фронтонов.

Фасады и боковые плоскости ризалитов на уровне второго этажа декорированы полуциркульными нишами с аллегорическими статуями, а на уровне последнего - почти круглыми нишами с бюстами греческих поэтов.

Вид на корпус Лоджий Рафаэля в сторону фельте-новской арки-перехода над Зимней канавкой

Внутреннее пространство Эрмитажного театра Кваренги в целом решил аналогично театру «Олимпико». Он повторил полукруглую форму зала со ступенями сидений для зрителей и глубокую сценическую коробку, завершил зону подъема ступеней полукруглой ордерной декорацией. При этом архитектор творчески переработал идею своего «учителя», внеся необходимые изменения с учетом всех требований к современному театральному сооружению. В отличие от Палладио Кваренги соорудил кулисную сцену, приспособленную для регулярной смены декораций и оборудованную передовой для того времени театральной техникой. Сцена и зрительный зал дополнены многочисленными служебными помещениями: мастерскими для работы театральных художников, хранилищем сменных декораций, репетиционными залами и актерскими уборными. Специфика решения театра как придворного (с залом, рассчитанным на зрителей, приближенных к императорскому двору) обусловлена включением здания в дворцовый комплекс. Обитые зеленым сукном скамьи для зрителей располагались амфитеатром в пять ступеней. Перед ними ставили кресла для Екатерины II и ее ближайшего окружения. Сам архитектор об этом писал так: «Я сделал амфитеатр полукружием по двум причинам. Во-первых, потому что каждый из зрителей удобней видит сцену, во-вторых, потому что зрители хорошо видят друг друга и доставляют прекрасную картину глазам, когда театр бывает полон».

Термальное (палладианское) окно - мотив палладианской архитектуры, представляющий собой полуциркульное окно с двумя вертикальными перемычками. Их считают происходящими из архитектуры древнеримских терм, отсюда и название. Термальные окна получили широкое распространение в архитектуре русского классицизма.

Маскарон - применяемая в архитектуре в качестве декора рельефная скульптурная деталь в виде головы или маски.

Профилировка - использование архитектурных обломов (профилей) для оформления элементов фасадов и интерьеров зданий (карниза, архивольта, базы колонн и т. д.).

Наличник - декоративное обрамление оконного проема.

Модульон - архитектурная деталь, поддерживающая выносную плиту карниза коринфского или композитного ордера; может являться просто декоративным элементом.

Сандрик - архитектурная обработка стены над оконным или дверным проемом: в виде небольшого карниза, малых фронтонов и т. п.

Все, кто интересуется историей архитектуры или принимает активное участие в создании архитектурных шедевров, слышали о таком замечательном человеке, настоящем мастере своего дела, как Джакомо Кварнеги. Этот человек не прожил свою жизнь напрасно. Он оставил огромнейший след на Земле. О жизни этого прекрасного архитектора и его творениях пойдет речь в статье.

Биография

Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился в провинции Бергамо, маленьком селении Италии, в довольно обеспеченной семье. Живописцами были и его дедушка, и отец, причем очень известными. От них Джакомо досталась тяга к прекрасному и талант художника. Природа рвалась наружу, и мальчик демонстрировал желание творить, рисовать, но у родителей был задуман для него совсем другой путь: в монастырской школе он учился языкам, литературе, философии, юриспруденции. Кваренги говорил, что изучение последних двух наук вызвало в нем только отвращение. Впрочем, впоследствии Джакомо настоял на своем, став учеником художников Раджи и Бономини. Те обнаружили в нем выдающийся талант и посоветовали не сходить с выбранного пути.

В 1861 году Джакомо Антонио Кваренги отправился в Рим, где завел много полезных знакомств: его учителями и друзьями стали А. Менгс, С. Поцци, В. Бренна. Именно последний подал Джакомо идею стать архитектором, и так Кваренги увлекся до конца жизни, постепенно став настоящим знатоком темы. Он начал знакомиться с историей архитектуры, трудами архитекторов Рима, вдохновенно зачитывается трактатами зодчих Ренессанса, особенно близкими ему стали идеи Андреа Палладио.

Известность не заставила себя долго ждать: аббат Торп познакомил Джакомо с К. Редзонико. Этот меценат, в то время бывший очень знаменитым, заказал у Кваренги крупный проект церкви в Субиако. Сложность заключалась в том, что церковь надо было переделать, но старое здание изменять нужно было по минимуму. Так архитектору фактически пришлось создать новый храм внутри старого. Уже в этом проекте можно было разглядеть стиль Кваренги, которому присуща строгость и лаконичность. После выполнения этого первого крупного заказа к архитектору посыпались предложения со всей Европы.

1775 год подарил Джакомо Антонио Доменико Кваренги семейное счастье - жену и дочь.

Приглашение из России было для Кваренги следующим важнейшим этапом в жизни и карьере. До этого он лишь выполнял перестройки и небольшие случайные проекты, крупных самостоятельных проектов у него не было, как и не было полного чувства собственной самореализации. Поэтому архитектор Джакомо Кварнеги сразу же согласился отправиться в Россию, где подписал контракт с Екатериной II, став ее придворным архитектором. Это произошло в 1780 году.

Начало работы Кваренги в России было положено дворцом в Петергофе, который не только украсил природный ландшафт, но и впоследствии стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. По проектам Кваренги были построены беседки и павильоны, церкви в Царском Селе и имения высокопоставленных особ. Он стал буквально нарасхват среди русских аристократов того времени, здесь его талант и познания в архитектуре наконец раскрылись в полной мере, внесли в городской облик штрихи классицизма. Екатерина всегда контролировала работу архитектора, общаясь непосредственно с ним, иногда даже принимала участие в разработке эскизов, но, бывало, слишком торопила в сроках осуществления проектов, о чем он сетовал в письмах.

Как бы то ни было, императрица всегда была весьма довольна работами архитектора, обновленные интерьеры в Зимнем дворце и все остальные постройки Кваренги были поистине грандиозными. Стабильность в работе не покинула придворного архитектора и после смерти Екатерины. С наступлением XIX столетия Джакомо Кваренги, постройки которого признаны шедеврами, стал проектировать больницы, институты. Смольный институт он сам даже называл лучшим из своих творений.

Проект Эрмитажного театра обеспечил архитектора квартирой неподалеку и персональной ложей. Вдохновением для создания послужил театр «Олимпико» А. Палладио. Джакомо Кваренги, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, спроектировал театр очень продуманно, так что он был комфортен для посетителей, а акустика там была потрясающая. Архитектор писал, что стремился совместить в проекте античный вид и современные решения.

Хотя со временем у архитектора и погибли две дочери и две жены, у него осталось еще пятеро детей. Он остался в России до самой смерти, эта страна стала его второй родиной. Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге в 1817 году, причиной послужила банальная простуда.

Современники о Кваренги

Архитектор был человеком заметным, о нем много говорили, писали, рисовали карикатуры, так как внешностью он обладал запоминающейся.

  • Екатерина II писала, что архитектор «делает нам восхитительные вещи» и его работы «так хороши, что лучше и не может быть», а также что он намного лучше французских архитекторов, с которыми ей приходилось сотрудничать до него, их работы она называла дрянными.
  • И. Грабарь говорил, что благодаря Кваренги архитектура вернулась на ту дорогу, что «ведет от Греции через Рим к Палладио и которая, конечно, у ворот его вилл еще не пресекается».
  • Ф. Вигель отмечал, что работы Джакомо Кваренги «более всего красят Петербург». Он также много шутил на тему непропорциональных размеров носа архитектора.

Джакомо Кваренги: достопримечательности

Абсолютно все проекты Кваренги сочетают в себе лаконичность композиции, строгий классический вид и одновременно пропорциональность, придающую им изящную аристократичность. Строения, созданные этим архитектором, ни в коем случае не перегружены излишествами и декором, их акценты не кричат, а лишь слегка намекают на изысканность. Джакомо Кваренги, биография которого насыщенна интересными фактами, проектировал не только сами здания, но и интерьеры, мебель, поэтому все убранство гармонично сочеталось между собой.

Проект Холодной бани, Кухня-руина, Концертный зал в Екатерининском парке и мост около него, храм на Кузьминском кладбище, казармы на Кадетском бульваре, множество мостов, Александровский и Константиновские дворцы, Серебряный кабинет во дворце Екатерины - это лишь некоторые примеры работ Джакомо Кваренги.

Институт Склифосовского

Интересна история создания Института Склифосовского в Москве, в проектировании которого принимал непосредственное участие Д. Кваренги. Института бы сейчас не было, если б не давняя любовь графа Шереметьева к Прасковье Жемчуговой, по просьбе которой тот создал в Сухаревке Странноприимный дом для бедных и страждущих. К сожалению, любимая женщина умерла, не дожив до открытия, и граф обратился к Кваренги, ее другу, за помощью в перестройке. Здание построено в форме полукруга и напоминает храм с куполом и колоннами. Впоследствии Странноприимный дом стал Шереметьевской больницей, но не все знают, что это своего рода символ любви.

Круглый рынок

Здание можно отнести к числу старейших рынков, построено было в 1790 г. Автор проекта - Кваренги. Здесь бывал А. С. Пушкин, некоторое время он жил рядом с рынком. Планировка рынка вовсе не круглая, а треугольная, но с закругленными краями, отсюда и название. Занимает постройка целый квартал. В основном на рынке торговали продовольственными товарами, но были и складские помещения.

Английский парк

Джакомо Кварнеги создал его летом 1781 г. Он стал самым первым пейзажным парком Петергофа и самым большим из них. Интересно то, что при планировании композиции парка в основу были положены естественные очертания водоемов. На берегу пруда был возведен трехэтажный Английский дворец. Парк и дворец не пережили Великую Отечественную войну, сохранились лишь руины.

Летний дворец Павла I

Кваренги был не единственным архитектором, работавшим над проектом дворца. Павловский дворец строили на протяжении полувека, строительство было завершено в 1786 г. В числе соавторов проекта были К. Росси, Ч. Камерон, А. Воронихин, В. Бренна.

Мариинская больница

Здание было построено в 1803 г. по инициативе Марии Федоровны. Главным архитектором проекта был Джакомо Кваренги. Больница имеет строгую симметричную планировку, вход украшен колоннадой. В основе плана лежит усадебная схема, палаты располагаются по обе стороны коридора, проходящего через все здание. В каждой палате не боле 15 кроватей, разделены они достаточно толстыми стенами, чтобы больные не беспокоили друг друга.

Триумфальные ворота

Знаменитые Нарвские триумфальные ворота - тоже проект авторства Кваренги. Были возведены в 1814 году всего за месяц в спешном порядке, чтобы русские войска вернулись с победой и прошли через них. Колоннада с возвышающимися над ней всадниками и богиней Славы выглядела необычайно торжественно. Однако материалы были, мягко говоря, не самыми долговечными (дерево и алебастр), так что в дальнейшем ворота были отстроены заново, но уже из камня и металла.

Университет экономики и финансов

Здание было создано в 1799 г. До университета в здании находился Ассигнационный банк, на время ВОВ учебное заведение было эвакуировано, с 1944 заработало вновь. Основой для построения плана послужили палладианские постройки, Кваренги во многом использовал наследие этого итальянского зодчего, но не путем слепого копирования, а добавляя свои идеи. Одним из принципов Кваренги было убеждение в том, что рабское следование теориям великих мастеров ведет к созданию посредственных сооружений.

Фасад здания с одинаковыми окнами выглядит уравновешенно, они образуют четкую геометрическую сетку. Классическая композиция, выверенность линий дарят архитектурному сооружению респектабельность и внушительность. Львиные маски придают фасаду нарядность, той же цели служат античные статуи на фронтоне и шесть колонн коринфского ордера. Впоследствии прямо перед фасадом был установлен памятник - бюст Д. Кваренги.

Александровский дворец Джакомо Кваренги

Этот дворец - признанный шедевр мировой архитектуры, яркий пример строгой классики. Историк искусства И. Грабарь говорил, что есть дворцы более крупного размера, но нет таких, которые превзошли бы Александровский в архитектуре. Здесь много времени проводила императрица Екатерина II, здесь проводились грандиозные празднества: балы с фейерверками, маскарады.

Проект Александровского дворца был готов в 1792 году, однако после этого неоднократно дополнялся и дорабатывался по пожеланиям императрицы. В итоге здание идеально вписалось в ансамбль парка, не выбиваясь, а как бы растворяясь в нем. Все части здания соразмерны, великолепие и роскошь достигаются не обилием золота, барельефов, живописных деталей и орнаментов, а лишь богатством и разнообразием архитектурных приемов. Дворец производит впечатление простоты и легкости, изящности и элегантности. Большое влияние на Кваренги оказало творчество итальянского архитектора А. Палладио, что сказалось и на облике Александровского дворца.

Двухэтажное здание выполняло функцию летней резиденции царской семьи. Кваренги безошибочно просчитал освещение дворца, и, несмотря на недостаток солнца в России, все залы светлые. Фасад здания украшен колоннадой, придающей ему торжественный и гостеприимный вид. Окна, ротонды расположены так, чтобы подчеркивать пейзаж парка, чтобы можно было любоваться чудесным видом на пруд и растительность вокруг него. Что немаловажно, элегантность и великолепие дворца сочетались с удобством внутреннего убранства, так что не одно поколение высокопоставленных персон прожило там с полным комфортом.

Смольный институт

В письмах Екатерины II то здесь, то там можно встретить искреннее восхищение работами Джакомо Кваренги, в том числе Смольным институтом. Мастер и сам признавал этот проект наиболее значимым в своем творчестве.

Название «Смольный» происходит от смоляного двора, который был создан близ Адмиралтейской верфи. Так бочки со смолой для обработки кораблей дали название дворцу, монастырю и институту. Как и все сооружения Кваренги, Смольный институт отличается сдержанностью, монументальностью, классической уравновешенностью, идеальной вписанностью в ландшафт. Здание Смольного Джакомо Кварнеги состоит из трех корпусов: главного и двух боковых, но производит впечатление единого. Каждый корпус при этом имеет отдельные входы.

Главный акцент в архитектурном оформлении фасада - портик из восьми колонн. Также здесь можно увидеть лепное изображение герба России. Внутри Смольного института располагается актовый зал, учебные и жилые помещения. Актовый зал выглядит очень торжественно: сквозь большие оконные проемы льется свет, белые колонны делят его на три части, висячие светильники, статуи, изразцовые печи, лепнина дополняют общую картину.

  • За три года до собственной смерти (в 1814 г.) он стал почетным обладателем ордена Святого Владимира I степени, а также российского дворянства.
  • При планировке Смольного института Кваренги разместил его немного позади от Смольного монастыря, будто признавая его значимость и отдавая поклон предшественнику.
  • Один из астероидов носит имя Кваренги (32807 Quarenghi).
  • Первый в России чугунный мост был построен именно благодаря ему.
  • Сейчас местом захоронения архитектора является Лазаревское кладбище, однако первоначально он был похоронен на Волковом.
  • На петербургской улице Садовой можно найти бюст Джакомо Кваренги.
  • Телеканал «Культура» снял фильм об архитекторе под названием «Красуйся, град Петров!»
  • Свой характер Кваренги описывал как «вспыльчивый, но отходчивый».
  • В 2012 году тиражом 1,5 тысячи штук была выпущена именная монета Джакомо Кваренги номиналом 25 рублей, на ней архитектор изображен с макетом и чертежами в руках.
  • В 2017 году в Санкт-Петербурге на углу Почтамтского переулка и ул. Якубовича поставили горку высотой под два метра в виде носа Кваренги, приурочив появившийся арт-объект к 200-летию со дня смерти архитектора.
  • В Пушкинском музее можно найти портрет знаменитого смешного носа Кваренги работы художника Орловского.
  • Институт Склифосовского, здание Старого Гостиного двора сохранились и по сей день.
  • Младшую дочь архитектора звали так же, как и императрицу, - Екатерина.
  • В Санкт-Петербурге есть переулок, названный в его честь.

Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. В январе 1780 года зодчий приехал в Москву. По своему служебному положению "архитектора двора ее величества" Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II.


20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио.

Начальное образование Джакомо получил в самом значительном и известном в Бергамо коллеже "Милосердие". Видя увлеченность сына изобразительным искусством, отец Кваренги как художник решил предоставить сыну возможность учиться рисованию у лучших художников города Бергамо - Паоло Бономини и Джованни Раджи. Однако Кваренги был недоволен их руководством, считая их манеру устаревшей. Полный сомнений относительно правильности методов изучения архитектурного искусства, преподносимых его римскими учителями, Кваренги натолкнулся однажды на знаменитый трактат архитектора Андреа Палладио "Четыре книги об архитектуре". Он нашел близкую и созвучную его мировоззрению методику творчества и раскрытие тектоники зодчества.

В конце 1760-х годов от ирландского скульптора Кристофера Юкстона, совершенствовавшегося в Риме, Джакомо получил заказ на проекты двух особняков "для английских господ" и выполнил поручение с успехом. После этого он разработал проекты каминов, а также таких утилитарных зданий, как склады, тоже для англичан. Вскоре Кваренги получил признание и у итальянских заказчиков.

В 1770 Кварнеги получил заказ от монахов-бенедиктинцев, в котором они просили обновить их старую церковь Санта-Сколастика, при условии не трогать ни одного камня прежней постройки, хотя во всей церкви не было ни одной части, которая соответствовала бы другой. Кваренги, которому было тогда около двадцати девяти лет, должен был решить поистине одну из самых трудных в архитектуре задач, связанную с реконструкцией существовавшего средневекового здания. И он ее выполнил умело. Первый камень был заложен 3 мая 1770 года, а закончилась стройка осенью 1773 года.

Достаточно длинный перечень архитектурных работ Кваренги говорит о его признании как архитектора заказчиками - соотечественниками и иноземцами. Он работал и для Рима, и для Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию; в конце 1770-х годов он был вхож в круги римской знати. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое после женитьбы было упрочено.

Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. В январе 1780 года зодчий приехал в Москву. По своему служебному положению "архитектора двора ее величества" Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II. Первой работой зодчего в Москве была перестройка императорского, так называемого Екатерининского дворца на Яузе. К этому времени Екатерина II уже успела оценить способности архитектора, и в феврале 1782 году поручила ему разработку проекта всего внутреннего убранства московского дворца.

В 1780-е годы Кваренги работал не покладая рук. Сам зодчий сообщал Маркези, что построил к 1785 году уже пять церквей - "одна в Славянке, одна в Пулкове, одна в Федоровском посаде, одна на Софийском кладбище для погребения...". Пятой церковью Кваренги считал мавзолей Ланского.

Одним из самых значительных сооружений Кваренги является простое, но величественное здание Академии наук на набережной Невы. Его строительство было вызвано отсутствием резиденции, приличествующей престижу учреждения, олицетворявшего русскую науку и культуру. Работы начались в 1783 году.

В связи с перепланировками Зимнего дворца театр с ярусами лож, оказавшийся в окружении дворцовых покоев, стал неудобным, и 3 сентября 1783 года появился указ о начале постройки "при эрмитаже каменного театра... по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия".

В 1787 году в Петербурге появилось роскошное издание с гравированными чертежами только что выстроенного Эрмитажного театра и с описанием на французском языке, выполненным самим Кваренги. Процесс проектирования знаменитого Александровского дворца и поисков его окончательного решения занял у Кваренги всего лишь один год, так как уже 5 августа 1792 года были начаты торги на постройку.

Александровский дворец - свободно стоящее в парке открытое сооружение, композиционно единое с регулярной частью Нового сада, - предстал как антитеза замкнутому ансамблю Екатерининского дворца Растрелли. Как писал сам Кваренги, в его творчество часто вмешивалась Екатерина II. Такое вмешательство ставило зодчего порой в затруднительное положение, однако его непререкаемый авторитет позволял ему обходить острые углы и вводить в правильные архитектурные рамки все даваемые ему предначертания. Кваренги сумел сохранить высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а затем и у императора Александра I, чему немало способствовало успешное завершение нового дворца в Царском Селе.

В 1793 году в семье Кваренги произошла трагедия: во время родов скончалась его жена, оставив на руках беспомощного отца новорожденную девочку и еще четырех малолетних детей. Он решил вместе с детьми поехать в Бергамо, чтобы быть ближе к родным и семье Маццолени. Зимой 1793-1794 годов зодчий покинул Петербург. Осенью 1796 года Кваренги вернулся. Он вступил во второй брак с Анной Катериной Конради. К тому времени известность Кваренги как выдающегося архитектора двора Екатерины II вышла за пределы России. Это выразилось в том, что 26 января 1796 году он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Официальное признание зодчего санкт-петербургской Академией художеств, как ни странно, произошло значительно позднее. Только 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании академии Кваренги был избран в почетные вольные общипки.

Проект здания Смольного института Кваренги разрабатывал в конце 1805 - начале 1806 года, а в мае этого года уже состоялась торжественная закладка. В те же годы Кваренги создал великолепное монументальное здание Конногвардейского манежа на ответственнейшем месте в центре Петербурга.

Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов. Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект "Храма в память 1812 г." для постройки в Москве! Но построить ему помешала смерть. В 1817 году он скончался.