Мода сегодня

Классный час я люблю учиться. Классный час Как полюбить себя. Вопросы для обсуждения

Классный час я люблю учиться. Классный час Как полюбить себя. Вопросы для обсуждения

Классный час

«Умею ли я любить?»

Цель классного часа: формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.

Задачи.

    Воспитывать уважительное отношение к себе и людям, которые тебя окружают.

    Развивать критичность мышления, делать выводы, высказывать свое мнение.

    Формировать умения переводить обсуждение темы на реальный собственный опыт.

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии.

Оборудование: проектор, экран, карточки с цветными сердечками, карточки с качествами личности, карточки в виде ромашек.

Ход классного часа.

Организационный момент. Приветствие детей.

Вводное слово учителя. В начале нашего классного часа я хочу предложить вам послушать одну из известных песен Владимира Высоцкого.

(Звучит «Баллада о любви» В.Высоцкого)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы учащихся)

И как вы поняли, речь сегодня пойдет о любви, о чувстве, которое заражает человека энергией, вдохновляет его на подвиги и помогает жить.

Формирование групп. Психологи считают, настроение человека можно отразить цветом. Например, красный выражает восторг, зеленый – спокойствие и т.д. На столе лежат сердечки разных цветов. Я предлагаю вам выбрать сердечко того цвета, который соответствует в данный момент вашему настроению.

    Красный (восторг)

    Оранжевый (радость, тепло)

    Желтый (светлое, приятное)

    Зеленый (спокойствие)

    Синий (грустное, неудовлетворенное)

    Фиолетовый (тревожное, напряженное)

    Черный (упадок, уныние)

(Учащиеся выбирают сердечки, рассаживаются по группам в соответствии с цветом).

Объявление темы классного часа. Итак, япредлагаю вам сегодня поговорить о любви. И не просто поговорить, а ответить на вопрос: «Умею ли я любить?» Так звучит тема классного часа. Поднимите, пожалуйста, руки, кто положительно ответил для себя на этот вопрос. Так давайте попробуем сегодня разобраться, что значит уметь любить.

Вопрос. А что такое любовь? Как вы понимаете это слово?

Работа в группах. Сформулировать определение слова «любовь». Аргументировать свой ответ.

Учитель . А вот как трактует это понятие философский словарь:

Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею.

Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-либо.

Учитель. Любовь многолика. Кого или что можно любить?

(Ответы учащихся: любовь между мужчиной и женщиной, любовь к Богу, любовь к матери, близким, любовь к Родине, любовь к природе, любовь к животным, любовь к искусству и др.).

Один из учеников фиксирует ответы остальных, записывает на табличках и вывешивает на доске.

Работа в группах. Расположите, пожалуйста, эти понятия по степени важности для вас. Аргументируйте.

Учитель. Д. Лихачёв так говорил: «Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразлично, кроме собственного покоя и удобства».

Совсем скоро в нашей школе пройдет традиционный 10-й юбилейный фестиваль искусств. Готовясь к нему, девочки наткнулись на одно стихотворение, которое очень подходит к теме нашего классного часа. Я прошу девочек прочитать сейчас это стихотворение. Думаю, что оно никого не оставит равнодушными.

Звучит стихотворение о маме.

Учитель. Я не буду вас спрашивать, любите ли вы свою маму. Я уверена, что все вы ответите «да» на этот вопрос. Мама – самый близкий и родной человек. Всегда хочется сделать для нее что-то хорошее, доброе. Но в повседневной суете это удается не очень часто. Я задам вам несколько вопросов. И хотелось бы, чтобы каждый из вас честно на них ответил. Вслух ничего говорить не надо.

Вы часто ссоритесь с мамой?

Вы всегда делаете то, что она просит?

Вы встречаете маму, когда она приходит с работы уставшая?

Вы находите с мамой общие темы для разговора?

Когда последний раз вы обнимали маму и говорили, что любите ее?

Я надеюсь, что ответы на эти вопросы заставили вас задуматься и может быть даже пересмотреть свое отношение к маме: быть более внимательными, заботливыми, стараться меньше огорчать родных и не стесняться проявлять свою любовь к самым близким людям.

У каждого человека есть мать – женщина, которая подарила нам жизнь. Но есть выражение Родина-мать . Должен ли человек любить свою Родину? (Ответы учащихся). Можно говорить о большой Родине, о стране, в которой мы живем. А можно говорить о малой родине. Что мы называем малой родиной? (Ответы учащихся). Относится ли школа, в которой вы учитесь к понятию малой родины? (Ответы учащихся). Следовательно, любить свою родину – это значит любить свою школу.

Работа в группах. Продолжить фразу «Мы любим свою школу, поэтому мы …» тветы зачитываются вслух и обсуждаются.

Учитель. Но, все-таки давайте поговорим о той любви, о которой слагают трактаты и поэмы, пишут романы и стихи, снимают фильмы и сочиняют музыку. Какая она – идеальная любовь, о которой мечтают все? Я попросила девочек провести небольшое исследование на тему «Лучшие фильмы о любви». Давайте познакомимся с результатами этого исследования.

Учащаяся, проводившая опрос среди учеников и родителей, рассказывает о результатах опроса.

В народе существует много пословиц, поговорок и высказываний о любви. Мне хотелось бы знать ваше мнение о некоторых из них.

Бьет - значит любит.

Любовь зла – полюбишь и козла.

С милым рай и в шалаше.

Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

В нашей стране в последние годы стало очень модно отмечать День святого Валентина. Это праздник пришел к нам из-за границы. В этот день все дарят друг другу «валентинки» в форме сердечек. Как вы считаете, является ли то, что вам подарили валентинку свидетельством того, что человек вас любит? (Ответы учащихся)

А ведь у нас есть свои традиции. 8 июля отмечается Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности. Сравнивая даже названия этих праздников (День всех влюбленных и День семьи, любви и верности) можно выделить основные ценности, нравственные приоритеты, которые ставятся во главу угла.

День семьи, любви и верности появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака.

Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Символом этого праздника является ромашка. И я вам предлагаю сейчас создать свою ромашку. У вас на столах лежат карточки с перечисленными на них положительными качествами людей. Вы должны выделить 5 качеств, которые более значимы и ценны для вас, которым вы отдаете предпочтение перед другими и что самое главное вы хотели бы видеть в своей половинке.

Работа в группах. Из перечисленных качеств отобрать наиболее значимые и выписать их на лепестках ромашек. Аргументировать свой выбор. Ромашки прикрепить на доске. По желанию учащиеся могут выполнять это задание индивидуально.

Учитель. А теперь ещё раз вспомните получившиеся списки и признайтесь, хотя бы перед самим собой, обладаете ли вы сами теми качествами, которых ждёте от других? То есть, по сути, способны ли вы любить по-настоящему? Если мы только ждём от любви привилегий и удовольствий для себя, то такая любовь не будет иметь успеха, и обречена на гибель.

Многие считают, что главное в любви – умение отдавать, забота не о себе, а о любимом, способность к самопожертвованию. Что же можно отдать любимому человеку, чем пожертвовать? (Учащиеся размышляют над поставленным вопросом).

Подведение итогов. Рефлексия. Так вернемся к теме сегодняшнего классного часа «Умею ли я любить?» Я надеюсь, что наш разговор поможет вам разобраться с этим непростым вопросом. Может быть, даже пересмотреть какие-то моменты в отношениях с другими людьми, задуматься над своим поведением, своими поступками. В начале классного часа вы выбирали цветные сердечки в соответствии со своим настроением. Скажите, у кого после нашего разговора настроение изменилось и если бы вам предложили сейчас выбрать цвет, то выбор был бы другим? Почему? С чем это связано? (Ответы учащихся)

Приложение 1.

Стихотворение о маме

В не раз уже заштопанном халате

Из яркого цветного волокна

В больничной переполненной палате

Стоит старушка, плачет у окна.

Ее уже никто не утешает

Все знают о причине этих слез.

Соседок по палате навещают,

А ей, лишь раз, сынок халат привез.

Про тапочки забыл, сказал смущенно:

Я завтра привезу… Потерпишь, мать?

Конечно, потерплю. Я ж не перинке

И в шерстяных носках могу лежать.

Куда мне тут ходить? Простора мало.

Покушать санитарки принесут.

Меня болезнь настолько измотала,

Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:

Тут… Понимаешь… Дело есть к тебе…

Всё это очень путано и тонко…

Но ты не думай плохо обо мне!

Квартира у тебя стоит пустая,

И мы с женой подумали о том,

Что ты то там, то тут… Одна… Больная…

Поправишься – к себе тебя возьмем!

И внуки будут рады, ты же знаешь!

Они души в тебе не чают, мать!

Всё! Решено! Ты к нам переезжаешь!

Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:

Я всё продумал, мне доверься, мам…

Как только мы увидим улучшенья,

Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…

А внуки – ради них и стоит жить!

И подписала, не подозревая,

Как всё на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели…

Сынка всё нет. И вряд ли он придет.

Старушку утешали и жалели…

Но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днем старушка всё слабеет

И по ночам всё чаще снится сон,

Как кашку по утрам сыночку греет,

Но плачет и не хочет кушать он.

И первые шаги сынка-малышки,

И слово, что сказал он в первый раз,

И первые царапины и шишки,

И детский сад, и школа – первый класс.

Врачи молчат, стараясь что есть силы.

Хоть как-то ей страданья облегчить.

А родственники строго запретили

Старушке про диагноз сообщить.

Она не знает, что больница эта –

Не городской простой стационар,

Что шансов на поправку больше нету…

Но, для нее незнанье – не кошмар.

Табличка «Хоспис» на стене у входа

Ей ни о чём плохом не говорит.

На странные слова давно уж мода

И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно

Звонит врачам, в неделю раза два:

Вы ж говорили – умирает… Странно…

Что до сих пор она еще жива…

Она жива. Она всё ждет и верит,

Что сын придет, обнимет, объяснит,

Откроются сейчас палаты двери,

Она же всё поймет и всё простит.

С последних сил встает она с кровати.

Держась за стенку, подойдет к окну.

Насколько ей еще терпенья хватит

Так верить безразличному сынку?

Она готова до конца стараться.

И сил, что нет, она должна найти.

Вдруг он придет? Она должна дождаться!

Придет… Ну как он может не придти?

Стоит и плачет… Ждет от сына вести…

На небо лишь посмотрит невзначай

И теребит рукой нательный крестик –

Мол, подожди, Господь, не забирай.

Классный час по теме «Учитесь дружить»

Цель: формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.

1. Учитель: Ребята, у нас интересная и серьезная тема классного часа. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться. Подсказка: к этому слову подходят определения «крепкая», «долгая», «настоящая». И это слово - (дружба)
- Сегодня наш классный час посвящен разговору о дружбе. А с чего начинается дружба? Об этом поётся и в песне о дружбе. (С улыбки) Слайд 2. Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К общению готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
- Сегодня наши улыбки должны светиться, как солнце. Эмблемой нашей встречи будет это красивое, доброе солнышко.

2. Прошу выйти в круг. Стоя, приветствуем друг друга.
Здравствуй друг! (правая рука вперед)
Как дела? (правая рука на плечо соседу)
Где ты был? (правая рука за ухо соседа)
Я скучал! (обнять себя)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо? (обняться)

3. - О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». (Слайд 3) И мы с вами тоже говорили уже о дружбе, а сегодня мы этот разговор продолжим.
Слайд 4. Представьте, что вы идете по дороге и на пути стоит камень, на котором написано:
«Налево пойдешь - дружбу найдешь. Направо пойдешь - друга потеряешь».
В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выберете вы?
Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба не нужна», на другом - «Дружба нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и доказать ее.

Слайд 5. – Возьмите бережно дружбу в ладошки и передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба
- на ощупь;
- на вкус;
- какого она цвета;
- с какой погодой её можно сравнить.
Выводы детей записываю на доске.

Вывод: дружба дарит нам приятные ощущения.

5. Слайд 6. Игра «Найди себе подобного»
Ученики встают в круг. Прошу их закрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Прикалываю им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Задание: найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Обращаю внимание, что один ученик остался.
- Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?

Есть старая, но верная пословица: «Для того чтобы иметь друзей, надо быть другом». Действительно, очень важно самому уметь дружить. Об этом мы сегодня с вами и будем говорить.

6. Актуализация знаний и представлений по теме.
- Итак, ключевое слово нашего разговора - дружба. Запишите его в своих тетрадях.

Итак, мы выяснили, что нужна. Хочется, чтобы люди дружили друг с другом, понимали друг друга и были счастливы. Вопросы дружбы всегда волновали людей на Земле, поэтому даже появился Международный праздник День друзей, который ежегодно празднуется 9 июня (Слайд 7). Это еще молодой праздник. Не все люди знают о нем. Но каждый год все больше и больше людей отмечают этот день. Что можно сделать в День друзей? (В День друзей можно позвонить другу, написать ему письмо, навестить друга, подарить ему подарок.)
- Чтобы вы не забыли об этом важном празднике, в ваших тетрадях есть напоминалочка.
Знакомство с понятием «дружба».
- Для того чтобы говорить о дружбе, надо понимать, что такое дружба (Слайд 8). Люди уже давно задумывались над этим вопросом и выяснили, что дружба - это. Попробуйте совместными усилиями внутри своей группы закончить данное высказывание.
Мозговой штурм:
Дружба – это ______________________________________________________

Послушаем, что у вас получилось.
- А теперь сравните свои высказывания с толкованием данного слова из Толкового словаря С. И. Ожегова (Слайд 9, щелчок)

«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
С. И. Ожегов «Толковый словарь»

Вывод: Вы не ошиблись в своих суждениях. Прекрасно, что вы понимаете, что такое дружба.

Понятие «настоящий друг».
- Итак, ребята, мы выяснили с вами, что такое дружба. Но без кого дружба состояться не сможет?
- Конечно, дружбы не бывает без друзей. Каким должен быть настоящий друг? Вот в чем вопрос? Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм. (Слайд 10)
- Как вы думаете, главный герой фильма – настоящий друг? (Нет, он только пользовался другом, а настоящий друг должен отдавать, а не брать).
- Каким же должен быть настоящий друг? (Слайд 11) Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение, чувство юмора, чуткость, доброта, уважение, сострадание и т.д. Приобретите те качества, которые, по-вашему, должны быть в настоящем друге.
- Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.
- В ваших тетрадях есть макеты сердечек. Вы теперь знаете, какими качествами должен обладать настоящий друг. А какие из этих качеств есть у вас. Запишите, пожалуйста. (Слайд 12)
Обсуждение: « Я могу быть настоящим другом, потому что я ».
- В каждом из вас есть качества, присущие другу. Именно поэтому у нас в классе дружные отношения. Но в волшебной лавке остались качества (вывешиваю на другую сторону доски), которые вы не выбрали. Почему? (Такими качествами не должен обладать настоящий друг).
- На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши записи предназначены только для вас, их никто читать не будет.
- Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе. (Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну).
7. Слайд 13. Творческое задание «Ищу друга»
- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то – множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.
Сейчас я стану редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас поместит туда объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Но следует только позаботиться о том, чтобы именно ваше объявление привлекло внимание среди других.
Возьмите листы бумаги, ручки, карандаши и приступайте к своему объявлению. Время на подготовку – 5 минут.
Объявления подписывать не нужно.
- Время истекло. Кто хочет прочитать своё объявление? Уходя с нашей встречи, повесьте, пожалуйста, свои объявления на «Доску объявлений».
- Все ли объявления понравились?
- Трудно было писать о себе?
- Время истекло. Выложим наши объявления на стол. Теперь каждый молча читает их и на понравившихся 1-2 объявлениях, которые привлекли ваше внимание, и вы готовы связаться с его подателями, ставит галочку сбоку.
8. Игры.
Слайд 14. Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга (свою подругу)?» В игре участвует пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Любимое занятие. (Чем любит заниматься в свободное время?)
Какой кружок, секцию посещает?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Какой урок нравится в школе?
Какие книги любит читать?
Какое животное хотел бы иметь (имеет) дома?
- Ну, что ж, мы видим, хорошо знает, чем живёт его друг, какие у него интересы. Проверим, как обстоят дела у.
Энергизатор «Узнай друга»
Дети образуют 2 круга. Взявшись за руки, движутся в разные стороны с закрытыми глазами. По команде «Стоп» тот, кто стоит внутри круга, должен угадать имя того, кто стоит против него в другом кругу, не касаясь его руками, а по голосу. (Необходимо произнести фразу « Дружба всякому важна».
9. Правила дружбы
- Ну что ж, мы очень хорошо потрудились, мы уже многое узнали. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если мы сами не будем выполнять определенные правила, законы дружбы (Слайд 15). Что же люди должны соблюдать, как должны относиться друг к другу? Давайте составим свод основных законов дружбы.
- Для этого познакомьтесь с перечнем правил и выберите те, которые вы считаете необходимо выполнять, соблюдать, чтобы быть хорошим другом, а дружба - настоящей.
Напишите их на ладошках.
Законы дружбы
Помогай другу в беде.
Не смейся над недостатками друга.
Не обманывай друга.
Будь вежлив.
Будь аккуратен.
Останови друга, если он совершает дурной поступок.
Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.
Не будь жадным.
Не будь предателем.

Относись к людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Умей признавать свои ошибки и не обижайся на справедливую критику.
Не завидуй.
Умей хранить секреты.
Береги друзей.
Умей прощать.
Старайся быть искренним.
Будь терпимым к людям не похожим на тебя.
- Послушаем, какие правила вы выбрали для себя. (Дети зачитывают выбранные правила).
- Вывод: Остальные правила вам тоже пригодятся. Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друга. А чтобы эмблема нашего классного часа светилась дольше от улыбок, которые мы дарили друг другу во время общения, прикрепите к солнышку вашу «руку дружбы». (Слайд 16)

Заключительная часть.
- Вот и подошёл классный час к концу. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются только настоящие друзья.
А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

2. Рефлексия. Подведение итогов работы
Слайд 16. Рефлексия « Всё в твоих руках»
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой –для меня тема была важной и интересной –красным.
Указательный –узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

Оцени себя. Процесс самопознания.
- Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Мы знаем, что такое дружба, кто такой «настоящий друг», мы вывели формулу дружбы, составили свод законов дружбы. Нам осталось выяснить, а можем ли мы быть настоящими друзьями (слайд 9).
- На ваших партах есть солнышко с лучами. В центре мы видим надпись «Я могу». Подумайте, что вы можете сделать для своего друга. Напишите об этом в лучике. Личики прикрепите к солнышку, получится ваш собственный портрет. (Дети заполняют лучики, прикрепляют их с помощью двухстороннего скотча на лист с солнышком, озвучивают свои ответы).

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715

[Введите текст]

Учись учиться

Цели и задачи:

    обратить внимание детей на то, что учёба - это труд;

    развивать уважение к любому труду;

    вырабатывать алгоритм успешной учёбы;

    развивать стремление у детей к самосовершенствованию, саморазвитию.

Оборудование:

  • Видео-караоке от music-fantasy.ru песен «Наша школьная страна» Ю. Чич кова, М. Пляковского; «Я хочу узнать» Ю. Чичкова, М. Пляковского; Если б не было школ... Слова Юрия Энтина, музыка Владимира Шаинского.
    Песня из фильма «Утро без отметок».

  • листы для выполнения теста;

Ход классного часа

    Видео-караоке от music-fantasy.ru на школьную песню к 1 сентября. Звучит песня « Не крутите пёстрый глобус ».

Не крутите пёстрый глобус -
Не найдёте вы на нём
Той страны, страны особой,
О которой мы поём.
Наша старая планета
Вся изучена давно,
Но страна большая эта -
Словно белое пятно.

Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда,
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.


Страна эта в сердце всегда!

В новый класс, как в новый город,
Мы приходим каждый год -
Племя юных фантазёров,
Непоседливый народ.
Значит, вновь лететь и плыть нам
По бескрайней той стране,
К неожиданным открытьям,
К выпускной своей весне.

Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда,
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.
В стране этой звонкой, весёлой
Встречают нас, как новосёлов.
Страна эта в сердце всегда!

Здесь нам слышится порою
В тихом шелесте страниц
Шум далёких новостроек,
Голоса цветов и птиц.
Ветер странствий крутит глобус,
Машет нам своим крылом
В той стране, стране особой,
О которой мы поём.

Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда,
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.
В стране этой звонкой, весёлой
Встречают нас, как новосёлов.
Страна эта в сердце всегда!

Учитель: Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на классном часе?

Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День Знаний. Сегодня у нас радостный праздник - первый школьный день после каникул. Мы собрались всем классом на этот замечательный праздник – День знаний. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу.

Скажите, зачем нам нужны знания, если их порой так нелегко получать?
А где можно получать знания после школы?

Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.
Все известные, великие люди получили прекрасное образование, обучаясь в институтах, университетах или даже в академиях.

Обсуждение притчи «Всё в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Вопрос учителя: Что значит для вас смысл высказывания Мастера «Всё в твоих руках». (Обсуждение высказывания Мастера).

Учитель: Ребята, а что значит учиться?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно г оворят многие из вас, что учёба - это прежде всего труд. Ученикам необходимо умение слушать и запоминать, делать, всё точно и аккуратно, интересоваться окружающим, надо иметь привычку планировать своё время, чтобы всё успевать.

Но наверняка часто так бывает, что, получив очередную двойку или тройку, вы решаете, что вот сейчас приду домой и «возьмусь за ум», начну всё учить, читать дополнительную литературу. Но приходите из школы - хочется полежать, посмотреть телевизор, а там друг или подруга позвонили, нужно идти гулять. Приходите вечером, опять усталые, нужно поужинать, опять отдохнуть, а тут интересная передача да ещё компьютерная игра. И остаётся на домашнюю работу совсем немного времени, ну прямо-таки чуть-чуть, а нужно сделать и математику, и русский язык, выучить стихотворение, прочитать параграф по окружающему миру и ответить на вопросы. А глаза уже слипаются, сил нет. И утром опять идёт такой ученик в школу без желания: уроки сделаны кое-как, а значит, будет соответствующий результат. Что же делать?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Послушайте, как справился с похожей ситуацией один ученик.

Я с утра учу таблицу.

Я замучился совсем:

Дважды девять - 18,

Трижды девять - 27.

Не смотрю я передачи,

Даже мультики - ни-ни!

Всё учу её, таблицу,

Даже в выходные дни!

Не гонял я мяч с друзьями,

Телевизор не смотрел.

Но зато - ура! - таблицу

Я, ребята, одолел.

(Из материалов к урокам Л. С. Серебренниковой)

Как мальчик справился со своей проблемой?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Почему же один ученик может «взять себя в руки» и выполнить то, что он задумал, а другой предпочтёт развлечения делу?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Действительно, одно из составляющих любой успешности - умение отказать себе в удовольствиях. А для этого нужно волевое усилие или сила воли. Что такое воля? Это умение человека регулировать своё поведение, управлять им. Как только перед человеком встаёт выбор - полежать или выполнить какую-либо работу, срабатывает механизм волевой регуляции. Один идёт к цели, преодолевая себя, а другой тормозит на этом пути. Каждое преодоление препятствия укрепляет волю, человек становится сильнее. А идущий на поводу своих желаний человек, забыв про чувство долга, как правило, стоит на месте. Про таких говорят «он плывёт по течению», он «овощ».

Но ведь всё, что мы делаем сейчас, все наши поступки «делают» наше будущее.

Расскажите, каким вы видите себя в будущем, через 20- 25 лет.

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Совершенно точно, что все хотят быть успешными людьми - иметь любимую работу и хорошую зарплату. Но почему для одних это так и остаётся мечтами, а другие действительно добиваются того, чего хотят и даже больше?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Сейчас мы проведем путешествие по некоторым континентам Планеты знаний, названия которых зашифрованы в загадках. Давайте их разгадаем.

Загадки о школьных предметах:

1. Нужная наука, для ума гимнастика,

Нас научит думать….(математика)

2. Грамотным будет любой ученик,

Если он знает …(русский язык)

3. Хочешь ездить по разным странам,

Нужно знать язык …(иностранный)

4. Книжки полюбим, повысим культуру

Мы на уроках …(литературы)

5. Укрепит мускулатуру всем детишкам…(физкультура)

6. Чтоб найти таланты у детей вокальные,

Им нужны уроки …(музыкальные)

7. Картины, краски, высокие чувства –

Этому учит … (изобразительное искусство)

8. Мастерить, работать с увлечением –

Для этого нужно … (трудовое обучение – технология)

9. Далекое прошлое, древние территории –

Это изучает наука … (история)

10. Знать и любить природу научит …(природоведение)

«Талант - это труд и ещё раз труд». Некоторые из вас, наверное, думают: «Да вот, я ещё маленький, вот в классе 10...» На самом деле начинать надо сейчас. Знания, которые даёт начальная школа, создают фундамент интеллекта. Представьте, тот, кто учит уроки регулярно и старательно, создаёт прочный фундамент, такой, который выдержит любое потрясение. В любом классе и в институте он сможет воспользоваться этими знаниями. Ведь даже самые трудные теоремы по математике опираются на те знания, которые вы получаете сейчас.

А тот, кто не старается, делает уроки кое-как, не сможет создать прочного фундамента. Его дом знаний в любой момент может дать трещину, а то и совсем рухнуть.

Вспомните и расскажите, бывали ли у вас такие моменты, когда вы преодолевали свои желания погулять, поиграть в компьютер, чтобы выполнить домашние задания.

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Волю, как и любое качество характера, можно развивать. Как вы думаете, какие качества присущи волевому человеку?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, это и настойчивость, и решительность, и самостоятельность, и инициативность, и целеустремлённость.

А сейчас вспомните и назовите героев литературных произведений, которые обладают этими качествами.

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить тест и определить, насколько у вас развита воля. Постарайтесь честно ответить самому себе на следующие вопросы.

    Ученики отвечают на вопросы теста, записывая ответы на листках «да» или «нет».

Учитель: Будьте внимательны.

    Способен ли ты, если надо, рано утром встать с постели, как бы рано это ни было?

    Каждое утро ли ты делаешь зарядку?

    Стремишься ли ты соблюдать режим дня?

    Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на уроках не отвлекаться и делать то, что требуется?

    Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или пропускает уроки, мешает на них другим?

    Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не самостоятельно?

    Читаешь ли ты дополнительную рекомендованную литературу?

    Выполняешь ли ты поручение, которое тебе не совсем приятно?

    В конфликтной ситуации, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не делать?

    Всегда ли ты выполняешь домашние задания без напоминания?

    Есть ли такие дни и часы, в которые ты любишь заниматься одним и тем же делом?

    Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это неинтересно, доведёшь ли начатое до конца?

    Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?

    Всегда ли ты выполняешь свои обещания?

    Задумываешься ли ты о своём поведении, поступках, делаешь ли ты из этого выводы?

1

Интерпретация теста. За каждый ответ «да» - поставить себе 2 балла, за ответ «нет» - 0. Подсчитайте свои баллы. Их сумма будет свидетельствовать о том, насколько развита у вас воля.

Если набралось от 22 до 33 баллов - вас можно поздравить - с силой воли всё в порядке. На вас можно положиться, вы не подведёте. Но иногда ваша твёрдая позиция неприятна окружающим. Научитесь считаться с ними.

Если набралось от 13 до 21 балла, сила воли развита средне. Если вам поручают что-то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берёте. Вы не всегда тверды и упорны в достижении цели. И чётких целей пока нет.

Если набралось 12 и менее баллов, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям вы относитесь «спустя рукава», делаете лишь то, что легче и интереснее.

У вас наверняка много неприятностей и дома и в школе. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте своё поведение, поступки, постарайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, и станете более волевым человеком.

(По книге Е.И. Рогова «Эмоции и воля»)

Учитель: А какие бы ещё советы вы бы дали тем, кто хочет укрепить волю?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Любые свои способности можно развивать. Конечно, большой друг нам в этом - спорт. Постарайтесь выработать для себя режим дня и неукоснительно его соблюдайте. Чаще анализируйте свои поступки, смотрите на себя как бы со стороны. Задумайтесь о том, каким вас видят близкие люди, друзья. Подумайте о том, что вам пригодится в будущем, какие качества вам необходимы.

Помните!

Добивается успеха не тот, кто считает, что он сделал лучше из того, что мог, а тот, кто каждой мыслью и каждым действием стремится к чему-то большему.

Делайте больше, чем можете: «Если вы устали, пройдите ещё одну милю», - говорят американцы. Это касается всех сфер жизни.

Успех приходит к тем, кто не концентрируется на неудачах, а идёт дальше. Когда вы концентрируетесь на неудачах, вы притягиваете их к себе. Когда вы концентрируетесь на успехах, вы притягиваете успех.

Человек способен достигнуть всего, во что он может поверить. Это ключ к той силе разума, которая обращает идеи в реальность. Главное - верить в себя, в собственные силы.

А главное - действовать, идти вперёд, выбирать главное для себя и сосредоточиться на этом.

Слушание и обсуждение песни

Послушайте шуточную песню и подготовьте ответ на вопрос: «Есть ли в этой шутке доля правды?»

Если б не было школ

Если б не было школ,

До чего человек бы дошёл!

До того б человек докатился:

До того б человек докатился:

В дикаря бы опять превратился.


Если б не было

Если б не было

Если б не было школ!

Если б не было

Если б не было

Если б не было школ!

Если б не было школ,


До чего человек бы дошёл:

Ел руками бы мясо сырое

И на первое, и на второе!

Ел руками бы мясо сырое

И на первое, и на второе!

Если б не было

Если б не было

Если б не было школ!

Если б не было

Если б не было

Если б не было школ!

Если б не было школ,

До чего человек бы дошёл:

Он явился бы в гости... с дубиной!

Весь лохматый и в шкуре звериной,

Он явился бы в гости... с дубиной!!

Учитель: Ну, вот и закончилось наше путешествие по некоторым континентам Планеты знаний. А чтобы глубоко исследовать каждый континент, у нас впереди целый учебный год! В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами (рисунок 1). Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.

Рисунок 1

Эти карточки я сохраню, мы будем на них отмечать, как изменяется ваше отношение к учению с каждым годом.

Заключение

Что такое ЗНАНИЕ?

Для чего нужны знания?

Кем бы вы хотели стать в будущем? Как этого добиться?

Напишите пожелание друг другу на сердечках и обменяйтесь. Успехов!

ЛИТЕРАТУРА

Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы сост. М.А. Козлова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.

Соловейчик С. Час ученичества. М.: Детская литература, 1986

Е.И. Рогов «Эмоции и воля»

Классный час «Учимся любить себя»

Цель: побуждение школьников к осмыслению своих возможностей, качеств и места среди людей.

Задачи: Уяснение сущности понятия «самооценка». Выявление школьниками собственных противоречий и проблем на пути к обретению адекватной самооценки.

Моделирование действий по осуществлению реальной самооценки.

Форма проведения: проблемный диалог.

Этап подготовки.

Формирование вопросов для обсуждения:

  • Как вы понимаете, что такое самооценка?
  • Почему оценивать себя - это важно?
  • Считаешь ли ты, что твоя собственная оценка самого себя совпадает с мнением окружающих?
  • В чем опасность: а) заниженной; б) завышенной самооценок?
  • Мнение кого о самом себе ты считаешь наиболее значимым?
  • Как повысить самооценку?

Формирование банка проблемных ситуаций.

Разработка совместно с учащимися ситуативных заданий и подготовка диагностических материалов в поддержку процесса моделирования их действий по осуществлению реальной оценки своих возможностей.

Цитата на доску: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает». (Л.Н. Толстой)

Этап проведения

Классный руководитель: Дорогие ребята, возраст, в котором вы сейчас находитесь, очень важен и вместе с тем труден. Годы между детством и молодостью называются подростковым возрастом. Появляются новые ощущения, меняется мировоззрение, возникают новые проблемы. Мы часто торопим время: скорее бы стать взрослыми, самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, создать свою семью, самостоятельно принимать решения, стать независимыми. Но нельзя вдруг стать взрослыми. Процесс превращения ребенка во взрослого человека длиться годы – в среднем с 12 до 20 лет. И это время дается для того, чтобы мы многое поняли, многому научились, многое пережили и в результате обрели все качества, присущие взрослому человеку.

Вступая в мир взросления, нужно быть готовыми к тем трудностям, с которыми вам придется столкнуться. Нужно научиться справляться с этими трудностями. И если вы будете знать, что можно ожидать от этого мира, то он вам покажется удивительным и прекрасным.

Если во время приятного путешествия на вашем пути встречается пропасть, нет необходимости падать в нее. Пропасть можно объехать. Но для этого надо знать объездные пути. Так же и в жизни: невозможно совсем избежать пропастей-проблем, но их можно решить разумно, избежав серьезных ушибов. Давайте перефразируем известную всем поговорку: «Умный учится на своих ошибках, а мудрый – на чужих». Попытаемся с вами быть не только умными, но и мудрыми. Неразумно всем наступать на одни и те же грабли и страдать от поражения.

Какие же это опасности-пропасти, в которые падает большинство подростков на пути к взрослению?

Самая опасная и глубокая пропасть – чувство неуверенности в себе, или даже чувство собственной неполноценности. Ужасно ощущать себя хуже других, ощущать, что ты никому не нравишься, что ты неудачник, невезучий, что у тебя отвратительная внешность, что у тебя нет таких способностей, как у других. Многие подростки считают, что они вообще ничего не стоят как люди. Гнетущее чувство неполноценности – это и есть та глубокая пропасть, в которую падают многие подростки. Эта проблема порождает множество других проблем.

Прежде всего, давайте уясним себе: нет людей без недостатков, и нет людей совершенных. В каждом человеке есть плюсы и минусы. Всегда можно найти к чему придраться, над чем посмеяться, равно и то, чем гордиться, за что уважать.

Этап первый . Диагностика.

Классный руководитель : Для начала я предлагаю вам небольшой тест «Довольны ли вы собой?» (сначала раздается тест с вопросами, а по завершении работы с ним - «ключ» для самооценки результата).

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

10.

Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму.

Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Думается, однако, что вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке. Попытайтесь разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.

От 60 до 120 баллов. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности.

Менее 60 баллов. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и наберитесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите - не исключено, что вы себя просто недооцениваете.

Классный руководитель : Полученный каждым из вас результат - это отправная точка нашего общения. Сегодня мы должны обсудить следующие вопросы (обращает внимание на написанное на доске).

  • Как и из чего складывается уверенность человека в себе?
  • Почему есть люди, уверенные в себе, и не очень или совсем неуверенные?
  • Как это может отразиться на жизненном успехе?
  • Это предмет нашего сегодняшнего общения.

Этап второй . Определение понятия.

Классный руководитель : Для того, чтобы осмыслить любое понятие, его следует попытаться определить. Попробуем это сделать вместе в режиме «открытого микрофона».

Возможные варианты суждений: «Это какое-то мнение о себе», «Это заниженное или завышенное ощущение своей значимости», «Это - палочка-выручалочка в трудных ситуациях», «Это способ защиты от мнений окружающих», «Это трамплин для успеха».

Классный руководитель : Спасибо, суждения очень интересные. А вот в психологическом словаре самооценка трактуется как совокупность трех компонентов (перечисляя их, одновременно формирует на доске схему):

Самом себе

Самооценка -

Месте среди людей это мнение Своих возможностях и

Человека о качествах

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу неудачи у людей с низкой самооценкой - «Ну что я мог поделать?». И в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Падая с «пьедестала», возведенного самому себе, человек может очень сильно разочароваться и обидеться на весь мир.

Этап третий. Выявление проблем.

Классный руководитель : Почему же мы себе не нравимся?

Причина первая: 80% подростков недовольны своей внешностью.

Они кажутся себе непривлекательными и отталкивающими. Они считают себя или слишком худыми, или слишком толстыми, им не нравятся их слишком тонкие губы или слишком длинный нос. Они думают об этом большую часть времени.

Чаще всего недовольными своей внешностью бывают девочки. И вот идет такая девочка по улице: брови нахмурены, губы поджаты, плечи опущены, взгляд исподлобья. У кого возникнет желание общаться с ней?

Если у тебя есть привычка таким образом демонстрировать пренебрежение к своей личности, попробуй почувствовать силу преображения.

Встань перед зеркалом, расправь плечи, подними подбородок, встряхни волосами, сбросив с себя все неприятные ощущения, и улыбнись себе.

Найди в своей внешности привлекательные черты – а они обязательно есть – и радуйся тому, что имеешь: добрый взгляд, обаятельную улыбку, карие глаза, легкую походку. Что может быть глупее, чем переживания из-за того, что твои ресницы не такие густые, как у соседки? Стоит ли переживать и сходить с ума, мечтая о том, чтобы твой нос стал на пару миллиметров короче? Чрезмерная озабоченность своей внешностью может сделать вас чересчур стеснительным или, наоборот, слишком грубым. Но вам легче будет пережить это состояние, если вы будете точно знать, что большинство ваших сверстников испытывают в меньшей или большей степени те же самые чувства по отношению к себе, и что это состояние скоро пройдет. Если только вы не будете на нем «зацикливаться».

Причина вторая: многие молодые люди чувствуют себя неумными.

Это тоже вызывает отрицательное отношение к себе. Многие школьники из-за неуверенности в себе не могут преодолеть страх и предпочитают промолчать, когда их спрашивают на уроке, даже если знают правильный ответ.

Постепенно они начинают думать, что все считают их глупыми. Чем чаще ученик получает плохие отметки в школе, тем больше он отчаивается и замыкается. Получается замкнутый круг. Отказ от ответов на уроке приводит к еще большей неуспеваемости. Из-за чего над ним еще больше смеются в классе. А это отбивает последнее желание стараться. Что приводит к еще большей неуспеваемости. В конце концов, человек начинает считать себя никчемным и ни к чему не способным, и что он останется неудачником на всю оставшуюся жизнь.

А чувство неуверенности и собственной неполноценности обязательно сделают человека неудачником.

Прежде всего запомните вот что: по-настоящему глупый человек никогда не осознает своей глупости и поэтому никогда не будет комплексовать по этому поводу. Следовательно, если вы сомневаетесь в собственных способностях, значит вы уже не глупы. А объем знаний будет зависеть от вашего усердия и любознательности. Не хотите выглядеть глупо – больше читайте, смотрите развивающие и образовательные передачи по телевидению, общайтесь с умными и интересными людьми. Если у вас низкая самооценка и вы только тем и заняты, что постоянно себя ругаете, разве вам хватит внимания и энергии для решения стоящих перед вами задач?

Никогда не обижайся на человека, который назовет тебя глупым. Такой человек может быть глупее тебя. В ответ спокойно, с улыбкой, скажи: «Куда уж мне до тебя!» Пусть думает, что ты этим хотел сказать.

Родители тоже могут нечаянно назвать тебя не очень умным. Не обижайся на них и не принимай эти слова близко к сердцу. Взрослые тоже люди, они устают и теряют терпение. Твоя неуспеваемость может расстроить их и вывести из себя.

К тому же большинство родителей хотят видеть своих детей самыми умными и самыми способными. А такое, как вы понимаете, невозможно. Попробуйте их порадовать чем-то еще: помогите на кухне, помойте обувь или вытрите пыль с подоконников.

Еще одна причина, вызывающая чувство неполноценности у подростков – деньги. Считается, что богатая семья лучше бедной. В молодежной среде сильно развит культ вещей. Чтобы быть популярным, нужно одеваться определенным образом, иметь определенные вещи. Эта проблема остается актуальной для современного общества. Дети из бедных семей часто чувствуют себя неуверенно.

Красота, ум и деньги – это три качества, наиболее ценимые в современном обществе. Отсутствие хотя бы одного из этих составляющих благополучия приводит подростков в отчаяние. Жизнь кажется неудавшейся, счастье невозможным.

Человек не нравится себе не потому, что он плохой, а потому, что он не умеет себя принимать таким, какой он есть. Человек, не научившийся жить в мире с собой, начинает конфликтовать со всем миром.

Как полюбить себя?

Тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Г. Филиппова)

Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера):

Составьте два столбца по 10-20 слов в каждом. В первый столбец - назовем его «Мой идеал» - поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй - назовем его «Антиидеал» - слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен. Из первого и второго рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

Обработка результатов и вывод

Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критично себя воспринимаете.

Таким же образом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице - о заниженной, к 0,5 - нормальной.

Игра…Похвали меня

Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».

Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева

Сердце класса

Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.

Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».

Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

  1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да - 4, нет -16).
  2. Есть ли у вас хобби? (Да - 18, нет - 5).
  3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»? (Да - 6, нет - 12).
  4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да -16, нет - 2).
  5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да - 3, нет - 12).
  6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, Что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (Да -18, нет - 5).
  7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия? (Да - 2, нет - 16).
  8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею? (Да - 6, нет - 20).
  9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приобрели какую-то дорогую вещь? (Да - 1, нет - 12).
  10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
    слушателей? (Да - 16, нет - 3).

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

  1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да - 4, нет -16).
  2. Есть ли у вас хобби? (Да - 18, нет - 5).
  3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»? (Да - 6, нет - 12).
  4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да -16, нет - 2).
  5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да - 3, нет - 12).
  6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, Что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (Да -18, нет - 5).
  7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия? (Да - 2, нет - 16).
  8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею? (Да - 6, нет - 20).
  9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приобрели какую-то дорогую вещь? (Да - 1, нет - 12).
  10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
    слушателей? (Да - 16, нет - 3).

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Этап второй. Определение понятия Самооценка – это мнение человека о Самом себе Своих возможностях и качествах Месте среди людей

Этап третий. Выявление проблем 1. 80% подростков недовольны своей внешностью. 2. Многие молодые люди чувствуют себя неумными. 3. Деньги.

Упражнение «Моя самооценка» Число положительных черт, которые вы себе приписываете, по­делите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критично себя воспринимаете. Таким же образом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом « Анти­идеал ». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышен­ной самооценке, к единице - о заниженной, к 0,5 - нормальной.

Иногда ваш внутренний голос будет нашептывать вам: «Ты неудачник, ты ничего не стоишь, все смеются над тобой, вечно у тебя ничего не получается, ты не красивый, ты не такой как все, ты всю жизнь будешь неудачником...» Не верьте этому!

Стихотворение Р. Киплинга «Если» О, если ты покоен, не растерян, Когда теряют головы вокруг, И если ты себе остался верен, Когда в тебя не верит лучший друг. И если ждать умеешь без волнения, Не станешь ложью отвечать на ложь, Не будешь злобен, став для всех мишенью, Но и святым себя не назовешь. … И если сможешь быть в толпе собою, При короле с народом связь хранить И, уважая мнение любое, Главы перед молвою не клонить, И если будешь мерить расстоянье Секундами, пускаясь в дальний бег, - Земля – твое, мой мальчик, достоянье! И более того, ты – человек!