Уход за телом

Клематис генерал сикорский описание сорта. Тайна гибели генерала сикорского и причастные к нему лица. Что делать, если клематис плохо или совсем не цветет

Клематис генерал сикорский описание сорта. Тайна гибели генерала сикорского и причастные к нему лица. Что делать, если клематис плохо или совсем не цветет


При выборе декоративных растений для своего дачного участка нужно учитывать климат того региона. Поэтому клематисы для Подмосковья (сорта, их описание и фото дальше) должны отличаться устойчивостью к резким переменам погодных условий. Основная особенность этих тропических «обитателей» в том, что тепло- и светолюбивые. В умеренных широтах комфортно себя чувствуют лишь культивирование гибридные разновидности. Более того, они выбрасывают пышные и обильные цветения, не требуя при этом кропотливого ухода со стороны садовода.

Многие из них прекрасно адаптируются в разных условиях. Как и все культуры, эти растения нуждаются в правильной посадке и уходе. Полив, обрезка и подкормка способствуют активному развитию .

Подмосковье, встречай следующие сорта

Сверху такой нежный, а на самом деле – сильный и стойкий. Такое описание вполне подходит для этих декоративных лиан. В дикой природе их можно встретить где угодно. Это может быть:


  • скалистые склоны;
  • степь;
  • речные долины.

Перед туристом они предстают либо в виде вьющихся вертикальных «ковров», либо могучих кустарников. Такие дикорастущие виды имеют миниатюрные цветения. В то время как сорта клематисов для Подмосковья (фото с описаниями чуть ниже) отличают крупные цветы. Они могут быть всевозможных оттенков от белоснежного до черно-бордового тона. Есть разновидности, у которых цветки собраны в роскошные соцветия по 3-7 штук в пучке. Поражает форма каждого из них. Цветок может быть представлен:

  • полузонтиком;
  • метелкой;
  • щитком.

Любоваться этими прелестными бутонами можно уже в мае, а попрощаться с ними придется в сентябре. Основные стебли достигают около 5 метров в длину. Они изысканно украшены темно-зеленой листвой. Благодаря тому, что листья расположены попарно либо поочередно, растение имеет шикарный вид. На одном месте эти гибриды могут «прожить» более 30 лет. Однако нужно знать, что разновидности со стрежневой корневой системой пересаживать не рекомендуют.

Побеги могут очень интенсивно развиваться. Таким образом, в середине куста образовываются густые пучки, которые в итоге засыхают. Поэтому их нужно прореживать, а сам куст обрезать. Это никак не влияет на пышность цветения.

«Виль де Лион» – месье из Франции

Он прекрасно переносит холодные зимы средних широт, поэтому его ветви не нужно укрывать. Садовод может не беспокоиться, что листву и стебель поразят грибковые либо какие-либо другие болезни. Он обладает прекрасным «иммунитетом». Как и следовало ожидать, такой выносливостью может похвастаться только настоящий француз.

На протяжении всего летнего периода хозяева будут восхищаться его карминно-красными цветами, которые расширяются до 12-15 см в диаметре. Эти пестрые зонтики гармонично смотрятся на молодых коричневатых побегах (вырастают до 4 м). Насыщенно-красные лепестки клематиса «Виль де Лион» разрисованы легкой рябью. В то же время лохматая серединка добавляет некой экзотики в этот «ковер любви».

Для посадки подойдет ранняя весна либо осень. Желательно, чтобы уже миновала угроза ночных перепадов температуры.

«Джипси Квин» – голубых кровей

Этот сорта также называют «Королевой цыган». В самом деле, габаритные цветки пурпурно-фиолетового оттенка с прореженными лепестками (4-6 шт.) напоминают юбку романской девушки. В диаметре эти бархатистые зонтики могут быть как 11, так и 18 см. Украшением для них служат пурпурные пыльники, которые притрушены алой пыльцой. Клематис «Джипси Квин» многие дачники ценят за:

  • устойчивость к болезням;
  • пышное цветение, не выгорающее на солнце;
  • переносимость морозов (до -30°С);
  • способность пышно произрастать на затененных участках.

Период цветения начинается в 15 числах июля и продолжается до первого октябрьского заморозка. На молодых побегах (пяти верхних) распускаются роскошные бутоны. Всего на стебле может быть до 20 таких обворожительных «красавиц».

Выбор места очень важен. Участок должен умеренно прогреваться и освещаться солнцем. Излишняя тень и зной будут губительны для него. Сажать растение стоит в 20-35 см от стены/забора.

«Руж Кардинал» – особа духовного сана

В переводе с французского языка это название звучит, как красный кардинал. Растению оно вполне подходит. Крупные бархатные цветки имеет бордовый оттенок. Когда кустарник распускается весной, то внушает какое-то благоговение. Его зрелищный вид переносит наблюдателей в эпоху мушкетеров. Такое описание клематиса Руж Кардинал полностью оправдывает его название.

Молодые побеги вьющихся лиан необходимо подвязывать, чтобы кустарник разрастался в правильном направлении, приобретая желанную форму. В результате за летние месяцы он пустить от 3 до 5 побегов.

Для таких сортов не подходят засоленные, кислые, сырые и тяжелые виды почв. Показатель щелочности должен быть максимально низкий, нейтральный. Суглинистый удобренный грунт – идеальный вариант.

«Генерал Сикорский» – военачальник и политик в одном лице

Эта разновидность клематиса пришла в Россию из Польши. Именно здесь в 1965 году селекционеры вывели гибрид, устойчивый к резким перепадам температуры, а также к грибковым болезням. Яркие фиолетовые лепестки с синеватым оттенком превосходно плетутся по живым опорам из:

  • деревьев;
  • кустов;
  • фитостен.

Клематис «Генерал Сикорский» можно спокойно выращивать даже в контейнере. Его листва и цветения будут максимально пышными, густыми, если он посажен в полутени. Несмотря на такое громкое звание, этот сорт не переносит жару. Засушливое лето приводит к тому, что он быстро отцветает. При этом бутоны приобретают бледноватый оттенок.


После посадки саженец нуждается в подкормке. Азотсодержащие удобрения вносят в период вегетации, чтобы клематис пышно цвел. К концу весны добавлять в грунт золу или калийное удобрение. Органика и торф просто уничтожать молодой росток.

«Лютер Бербанк» – больше чем селекционер

В честь этого великого ученого был назван уникальный гибрид тропической лианы. В деле селекционирования этот человек был первопроходцем.

Фиолетовый навесной ковер из крупных цветов не оставит равнодушным ни одного прохожего. Такой роскошью можно наслаждаться целых полгода. Среди важных особенностей Лютер Бербанк можно выделить следующие:

  • стебель вырастает до 5 метров;
  • размер одного цветка – около 24 см в диаметре;
  • в одном кусте развивается до 10 лиан;
  • пыльники очень крупные.

На одном побеге можно найти до 12 цветков. Эллиптическая форма гофрированных лепестков создает эффектный вид.

В каждом последующем сезоне растение нужно углублять. Для этого можно просто засыпать корневую шейку еще одним слоем земли.

«Николай Рубцов» – лирическое отступление

Видимо необычайная расцветка этих цветов стала порталом вдохновения для многих поэтов. В связи с этим его и назвали в честь одного из них. Его описание достойно литературного произведения. На лиловых зонтиках клематиса Николай Рубцов кто-то будто кисточкой сделал оригинальные белые полосы. В середине над лепестками возвышается амфора из пыльников, которая напоминает какую-то драгоценную вазу эпохи Ренессанса. Ветки гибрида настолько плотно сплетаются между собой, что формируют пышный венок/тиару из ярких оттенков. На побегах бутоны держатся около месяца, а затем опадают.

«Ниобе» – вызвала неодобрение богов

Селекционеры решили дать этому прекрасному клематису имя Ниобе, поскольку его багряные цветы напоминают им историю горюющей матери. В один миг она лишилась 14 детей, казненных по воле безжалостной Дианы и Аполлона. Именно темно-красный оттенок волнистых лепестков свидетельствует о ее горе. Все же это только миф.

Кустарник разрастись до 1 метра вширь, а в высоту – до 2,5 метров. Весной на побегах можно наблюдать бутоны черного цвета с легким отливом красноватого оттенка. Со временем они светлеют.

Хотя гибрид считается морозостойким, тем не менее агрономы рекомендуют плотно укутывать ветви на зиму.

«Нелли Мозер» – ах, какая женщина

Впервые увидев эти бело-розовые зонтики, многие готовы воскликнуть эту фразу. В центре каждого из 9-11 белоснежных лепестков нарисована широкая розовая полоса. В отличие от всех остальных сортов клематис Нелли Мозер имеет уникальное строение чашелистика. Лепесточки расположены в два ряда, в шахматном порядке. Благодаря такой структуре они выглядят необычайно эффектно. При выращивании растения стоит учесть такие моменты:

  • цветение выгорает на палящем солнце;
  • первые бутоны появляются на старых ветках к концу весны;
  • осенью их можно наблюдать и на молодых побегах.

При засушливой погоде растение следует поливать чаще, чем 1 раз в неделю. После этой процедуры важно взрыхлить землю, убрав все сорняки с грядки.

«Балерина» – изящество в каждом контуре

Внешний вид этой «красавицы» многим напоминает невесту. Однако багряная слегка мохнатая серединка сразу разрушает эту иллюзию. Именно выдающаяся актриса балета Майя Плисецкая стала музой, вдохновившей ботаников на создание этого чуда.

Стебель клематиса «балерина» плетется медленно. Он вытягивается всего до 3-х метров. На зеленом полотне листьев ярко выделяются великолепные белые цветения (диаметр каждого – 15 см). Куст имеет настолько эффектный вид, что на его фоне блекнут даже . Бутоны распускаются как на прошлогодних (в июне), так и на молодых (в июле) стеблях.

За 3-5 часов до посадки корень саженца необходимо замочить. В ямке первым делом стоит уложить дренаж, засыпать его землей (слой 5 см) и аккуратно расправить корни растения.

«Надежда» никогда не умирает

Бесспорно, это имя сразу говорит всем о советской женщине. В 1969 году сорт был выведен простой любительницей цветов, которая решила увековечить память своей сестры, назвав его клематис «Надежда».

Два раза в сезон (летом и осенью) этот уникальный экземпляр выбрасывает крупные нежно-розовые цветения. На лепестках изящно смотрится яркая лиловая полоска. В то время как желтоватые пыльники восхитительно сочетаются с раскидистыми лепестками.

Стебель следует обрезать в конце октября или начале ноября.

Из детального описания и ярких фото десяти сортов клематиса, предназначенных для Подмосковья, каждый садовод может выбрать сразу несколько. Они без проблем растут по соседству друг с другом, создавая изумительные живые портьеры на даче.

Удивительные клематисы Подмосковья - видео


В июле 1943 года над морем в районе Гибралтара потерпел аварию самолёт, в котором летел глава правительства Польши в изгнании генерал В. Сикорский со свитой, который незадолго до этого после известий о катынском расстреле, разорвал отношения с руководством СССР. Выжил только летчик. До сих пор не ясно, кто виноват? Но версии происшедшего есть.

Вероятно, читатель разочарован. Артур Дуглас Доддс-Паркер, изменявший ход всемирной истории в пользу британской короны в чехословацких и французских главах цикла "Их борьба", в его испанской части так и не появился. Однако не спешите делать выводы. Ещё не все интересы старой доброй Англии соблюдены, ещё не все её противники повержены, а значит, сэру Дугласу пока рано покидать страницы "Богемских манускриптов". Серии этого цикла связаны между собой большим количеством нитей, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы продолжить рассказ, мне придётся вернуться к чехословакам. Точнеe, вывести на сцену ещё одного чеха, до сего момента остававшегося в тени.

Эдуард Максимилиан Прхал родился в 1911 году в семье владельца похоронного бюро в Дольних Бржежанах (это селениe находится рядом с Прагой; сейчас там живyт почти четыре тысячи человек, в начале прошлого века их было около восьмисот). В 1930 году Прхал поступил на службу в военную авиацию, закончил унтер-офицерскую школу, освоил все типы состоявших на вооружении чехословацких ВВС самолётов и провёл в воздухе свыше тысячи часов. В 1937 он вышел в отставку и налетал ещё 1200 часов как пилот компании "Батя". После оккупации Чехословакии немцами Эдуард Прхал через Польшу выбрался во Францию и 2 сентября 1939 был принят во французскую авиацию. Во время битвы за Францию он cбил три немецких самолёта, а 22 июня 1940 года сумел эвакуироваться в Англию (кстати, фамилия Прхал дословно означает "Бежал").

Эдуард Максимилиан Прхал как пилот чехословацкой эскадрильи Королевских военно-воздушных сил во время битвы за Англию.

Во время битвы за Англию Прхал служил в истребительной эскадрилье, сбил ещё трёх немцев и сам был однажды сбит над Ла-Маншем, но выжил. Потом он перешёл в транспортную авиацию и в 1942 году участвовал в ночном снабжении Мальты. Наконец, Прхала перевели в 511 транспортную эскадрилью, специализировавшуюся на перевозке важных персон. Особое значение имело, что этот чех стал одним из пяти британских пилотов, имевших право на ночные взлёты и посадки в Гибралтаре.

В конце июня 1943 года Прхал получил приказ переправить в Великобританию премьер-министра польского правительства в изгнании генерала Владислава Сикорского, совершавшего инспекционную поездку по войскам, дислоцированным на Ближнем Востоке. 3 июля Прхал и Сикорский прибыли из Каира в Гибралтар. 4 июля 1943 года, в 23:07, Эдуард Прхал поднял в воздух самолёт Consolidated B-24 Liberator, на борту которого находился премьер-министр Сикорский со свитой. Полёт длился 16 секунд, после чего Либерeйтор рухнул в море. Из семнадцати пассажиров и членов экипажа в живых остался только Прхал. Его обнаружили в океане в бессознательном состоянии, одетого в спасательный жилет (до этого oн был известен как человек, из суеверия никогда не надевавший жилет перед полётом).

Прхал два месяца провёл в госпитале, а сразу после выписки женился на Долорес Шперковой, офицере британских спецслужб чешского происхождения. При Королевских ВВС была создана структура, называвшаяся WAAF (Women"s Auxiliary Air Force - Женский вспомогательный корпус). В корпусе состояли 180 тысяч женщин, занимавшихся укладкой парашютов, обслуживанием радаров, обеспечением телефонной и телеграфической связи, шифровкой и дешифровкой сообщений, сбором и анализом разведданных и т.д. Долорес Шперкова служила в разведке WAAF.


Слева: Эдуард Прхал, лётчик RAF. Справа: его супруга Долорес Шперкова, известная как Долли С., офицер WAAF

Прхал продолжил службу в 511 эскадрилье, а после войны вместе с Долорес вернулся в Чехословакию, где устроился пилотом Чехословацких авиалиний. Но в 1948 году к власти пришли коммунисты. Сосуществовать с красными трудно даже обычным людям, а уж у ветеранов некоммунистического Сопротивления после Победоносного Февраля появились особые экзистенциальные проблемы, вплоть до посадок и расстрелов. 30 сентября 1950 года Прхал и ещё два бывших королевских лётчика - Кауцкий и Ржехка - похитили транспортный самолёт и улетели на нём в Англию (вмeсте с семьями их было восемь человек). Пилотировал угнанный самолёт Прхал.

В 1952 году наш герой перебрался в Соединённые Штаты и стал зарабатывать на жизнь, преподавая чешский язык в военном училище. Свою карьеру он закончил библиотекарем в Сан-Хосе, штат Калифорния, и умер в 1984 году. Oн прожил весьма насыщенную жизнь, но в историю вошёл не тем, что служил в авиации трёх государств, сбил шесть неприятельских самолётов и перелетел через Железный занавес, а тем, что пилотировал самолёт, на котором погиб Сикорский.

Это была одна из тех смертей, причины которых всем понятны, но не могут быть признаны официально. Едва ли у кого-то есть сомнения, что англичане ликвидировали Сикорского из-за Катынского дела. В апреле 1943 года германское радио сообщило, что под Смоленском обнаружено захоронеение тысяч расстрелянных НКВД польских офицеров, вскоре созданная немцами международная комиссия подтвердила этот факт, и в англо-польско-советских отношениях начались сложности. Генерал Сикорский мешал британско-советскому союзу, а такие помехи англичане обычно устраняют.

Cуществуют различные версии гибели поляков у Гибралтара, вплоть до откровенно безумных. Например, в 60-х годах некий немец написал пьесу о смерти Сикорского, в которой англичане и Прхал перед полётом зарубили поляков топорами. Прхал подал на немца в суд (тот не знал, что чех ещё жив) и, естественно, выиграл дело. Один поляк создал теорию, согласно которой дочь Сикорского Софья Лесньовская не погибла вместе с отцом, но была похищена русскими и содержалась в ГУЛАГе. Кажется, чел даже строил планы по её освобождению... Если отбросить откровенный бред, то останется несколько более-менее правдоподобных версий, вероятность каждой из которых я бы оценил следующим образом.

Высказывались мнения, что Сикорского могли убрать немцы, советские или даже поляки генерала Андерса (у Андерса с Сикорским были свои конфликты). На каждый из этих варинтов я бы отвёл по одному проценту. Официальная версия гласит, что причиной аварии стала техническая неполадка. В литературе можно встретить утверждение, что руль высоты самолёта был случайно заклинен почтовой сумкой. В принципе, такие вещи иногда случaются, и я бы оценил возможность несчастного стечения обстоятельств в три процента. На Пиренеях действовало множество британских спецслужб. Например, контрразведку MI-6 на полуострове возглавлял Ким Филби (кстати, получивший от Франко Крест Военных заслуг и вроде бы готовивший на этого самого Франко покушение). Примерно с четырёхпроцентной вероятностью Сикорского могла убрать одна из этих структур.

Остаётся девяностопроцентная вероятность, что за устранением польского премьера стояла служба, созданная именно для решения подобных задач - Управление специальных операций. А где УСО, там и Доддс-Паркер. Помнится, в своё время, узнав, что ликвидацию рейхспротектора Гейдриха и адмирала Дарлана организовал один и тот же человек, я подумал: "Интересно, а Сикорского - тоже он?" Вопрос был в том, как это проверить. Гейдрих был военным преступником из стана противника, Дарлан - политиком, менявшим стороны в разгар мировой войны, но Сикорский считался в лагере Союзников рыцарeм без страха и упрёка. B убийстве таких людей не признаются, единственным документом об их смерти неизменно оказывается официальное заключение, согласно которому во всём виноваты почтовая сумка и заклиненный руль высоты.

Оказалось, что всё предельно просто. В 1943 году полковник Доддс-Паркер отвечал за все операции УСО в Западном Средиземноморье (включая Испанию и Гибралтар), и под его началом были две с половиной тысячи агентов. Независимо от того, кто из них и каким именно образом ликвидировал Сикорского (договорившись о чём-то с Прхалом, положив почтовую сумку в нужное место и т.д.), куратором операции по долгу службы был Артур Дуглас Доддс-Паркер. А посколькy вероятность того, что акцию осуществило именно Управление специальных операций, кажется мне чрезвычайно высокой, я возьму на себя смелость включить генерала Владислава Сикорского в список охотничьих трофеев офицера неджентльменской войны полковника Доддс-Паркера.

Слева: Рейнхард Tристан Ойген Гейдрих, начальник Главного управления имперской безопасности Германии, протектор Богемии и Моравии, † 04.06.1942. Справа: Жан Луи Ксавье Франсуа Дарлан, адмирал флота, командующий вооружёнными силами Франции, † 24.12.1942.

Слева: Владислав Эугениуш Сикорский, командующий вооружёнными силами и премьер-министр Польши, † 04.07.1943. Справа: Артур Дуглас Доддс-Паркер, чистильщик

Впоследствии Доддс-Паркер вёл переговоры с маршалом Бадольо и королём Виктором-Эммануилом, касавшиеся выхода Италии из войны, и осуществил ещё нескольком операций в Афинах, в Восточной Европе и в других местах, но их подробности мне, увы, неизвестны. Войну он закончил в Париже, в штабе Главного командования союзных сил, будучи уже кавалером Ордена Почётного легиона.

В 1946 году полковник женился на американке, вдове своего кузена, павшего во время высадки в Нормандии. Он занимался то политикой, то бизнесом, служил в министерстве иностранных дел, был депутатом Палаты Общин. В 1964 году Доддс-Паркер стал заместителем председателя консервативной партии Великобритании, в 1965 - делегатом Совета Европы и Североатлантической Ассамблеи, в 1972 возглавил первую после кoммунистической революции делегацию парламентариев в Китай, в 1973 отправился в Страсбург в качестве депутата первого соcтава Европейского парламента, в том же году был посвящён в рыцари. В 1975 году Доддс-Паркер отошёл от активной политики. Он возглавил клуб ветеранов Специальных сил и поддерживал дружеские отношения с ветеранами движения Сопротивления во многих странах.

Сэр Артур Дуглас Доддс-Паркер умер в 2006 году, в возрасте 97 лет. Он был последним участником операции Антропоид. В 2016 году на экраны вышел голивудский фильм "Антропоид", а в ближайшие дни появится ещё одна посвящённая ликвидации Гейдриха картина, на этот раз французская (по-французски она называется "HHhH", по-английски "The Man with the Iron Heart", по-чешски "Smrtihlav", a как по-русски, к сожалению, не знаю.) 27 мая отмечалась 75-летняя годовщина покушения на Гейдриха, и чешская пресса называла это событие вершиной национальной истории (прежде так говорили об эпохе Яна Жижки).

ПРОЛОГ
Поздним вечером 4 июля 1943 года в Гибралтаре потерпел крушение тяжелый бомбардировщик дальнего действия Б-24С «Либерейтор» производства американской компании Consolidated Aircraft Corporation . На его борту находился премьер-министр польского эмиграционного правительства и главнокомандующий войсками РП генерал Владислав Сикорский, его дочь Зофья, начальник польского Генштаба генерал Тадеуш Климецкий, а также несколько пассажиров. Спасти удалось только первого пилота. До сих пор обстоятельства катастрофы не удается внятно сформулировать, несмотря на выводы двух официальных расследований. Более того, все документы обеих комиссий закрыты в Британском военном архиве и не подлежат вскрытию до 2033 года. Вот уже 75 лет эта катастрофа продолжает будоражить умы…


ЧАСТЬ 1

Итак, что известно о катастрофе? Накануне, после инспекции II Польского Корпуса на Ближнем Востоке, генерал Сикорский вылетел из Египта в Лондон, сделав краткую остановку в Гибралтаре. В Египте к нему присоединились три польских офицера во главе с Тадеушем Климецким, его дочь Зофья Леснёвска и британский связной — полковник Виктор Казалет. В последний момент добавились еще три пассажира (из них один в Гибралтаре). Таким образом, на борту самолета B-24C Liberator AL523 находились:

ПАССАЖИРЫ
Генерал ВЛАДИСЛАВ СИКОРСКИЙ
Премьер РП и Главнокомандующий

ЗОФЬЯ ЛЕСНЁВСКА, его дочь
Комендант Женской Вспомогательной службы
Тело не найдено

Генерал-майор ТАДЕУШ КЛИМЕЦКИЙ
Начальник Генштаба польской армии

Полковник АНДЖЕЙ МАРЕЦКИЙ
Начальник оперативного отдела Генштаба

Лейтенант Юзеф ПОНИКЕВСКИЙ
Адъютант по морским делам

АДАМ КУЛАКОВСКИЙ
Личный секретарь генерала Сикорского

Полковник ВИКТОР КАЗАЛЕТ
Офицер Британской военной полиции, связной

Бригадир Дж. П. УАЙТЛИ
Офицер Британской военной полиции

«Мистер У. Х. ЛОК»
Агент британской разведки, данные пока засекречены
Тело не найдено

«Мистер ПИНДЕР»
Шеф ближневосточного отдела британской разведки
Его должность Сикорскому не была известна

Полковник-бомбардир ЯН ГРАЛЕВСКИЙ
Курьер Армии Крайовой
Сел на самолет в Гибралтаре.

ЭКИПАЖ
Капитан авиации ЭДУАРД МАКС ПРХАЛ (чех)
1-ый пилот

Майор авиации УИЛЬЯМ С. ХЕРРИНГ
2-ой пилот
Тело не найдено

Уоррент-офицер Л. ЗАЛЬСБЕРГ
Штурман

Сержант Ф. КЕЛЛИ
Бортинженер

Летный сержант ДЖ.Б. ГЕРРИ
Стрелок-радист

Летный сержант Д.ХАНДЕР
Стрелок-радист
Тело не найдено

Примечание: Воинские звания обоих пилотов приведены в примерном соответствии с общеармейскими. Реальные звания следующие. Прхал — Flight Lieutenant, Херринг — Squadron Leader

«Либерейтор» АL523 взлетел ровно в 23.07. Погода стояла отличная, почти безветренная. Было известно, что взлетная полоса аэродрома королевских ВВС чрезвычайно коротка. Самолет достиг высоты 50 метров и скорости около 200 км в час. Как вдруг произошло крушение. Через несколько минут после взлета «Либерейтор» рухнул в море. Первый пилот остался в живых, но никто из пассажиров не спасся.

Взлет самолета наблюдал дежуривший в ту ночь связист Дуглас Мартин. Из его показаний можно установить следующую картину. «Либерейтор» с ревом мчался к точке отрыва. И все двигатели работали исправно. Полоса была короткой, но взлет состоялся задолго до ее конца. Самолет поднялся на 50 метров (выше Гибралтарского взгорья) и должен был выпрямить полет. Однако, для такой высоты с сильными встречными ветрами скорость была явно недостаточной. Пилот опустился чуть ниже, чтобы набрать 248 км в час. Так часто делалось в случае перегрузки на «Либерейторах». Но, как позже показал Прхал, штурвал внезапно заклинило. Пилот только успел крикнуть: «Экстренная посадка!», как самолет стремительно, под углом 15 — 20 градусов, начал падать. Упав в воду, он переломился пополам.

Сразу же к нему устремились спасатели. Какое-то время, примерно 7 минут, «Либерейтор» оставался на поверхности. Но внезапно перевернулся и стал медленно тонуть. Спасателям удалось вытащить из кабины пилота Прхала — единственного выжившего в этой катастрофе. Затем из воды подняли еще 4 погибших. Один, с ранением в голову, одетый в рубашку и брюки хаки — генерал Владислав Сикорский, погибший сразу при падении самолета. Тело его дочери Зоси так и не было обнаружено. Также не нашли тел второго пилота Уильяма Херринга, второго радиста Хандера и некоего «мистера Лока». Впоследствии, это сыграло определенную роль в версиях крушения.

Немедленно после катастрофы было проведено два официальных расследования — британское и польское. Однако, ни та, ни другая Следственные комиссии так и не смогли определить вероятную причину трагедии. Найдя только, что «самолет стал неуправляем по причинам, установить которые не представляется возможным». Опираясь на показания первого пилота и техническую экспертизу, комиссии пришли к выводу, что неуправляемость самолета была вызвана неисправностью руля высоты. Однако, расследование так и не ответило на вопрос — почему руль оказался неисправен. Зато полностью исключило версию саботажа. Следствие также установило, что самолет был чрезмерно перегружен. Дело в том, что в Англии в то время остро ощущалась нехватка продуктов. В особенности, овощей и фруктов. Вот, почему все возвращающиеся в Лондон пассажиры, как поляки, так и англичане, везли огромные чемоданы, набитые колониальными товарами. Весь этот багаж был впихан в грузовой отсек самолета еще в Египте. Но и в пассажирском отсеке также находился груз — коробки с апельсинами.

ЧАСТЬ 2
Сразу же поползли слухи о преднамеренном устранении Сикорского. И основаны они были не на пустом месте. Политический контекст происшедшего, наличие некоторых странных и любопытных обстоятельств — все это заставляло предполагать, что генерал мог пасть жертвой вовсе не несчастного случая, а в результате хорошо спланированной акции. Которая, в свою очередь, явилась следствием британского, советского и даже польского заговора.

В 1940 году Сикорского пытались убить в Париже. В 1941 — на лондонской улице. 21 марта 1942 года генерал вылетел с докладом к Рузвельту, чтобы рассказать ему о положении поляков и их нестабильных отношениях с СССР. Но на полпути пассажиров охватила паника — на борту была обнаружена бомба, которая должна была взорваться сразу же после посадки. Бомбу быстро обезвредили. Сначала предположили, что это случайность, но затем последовало еще несколько подобных тревожных инцидентов.

Через 7 месяцев, 30 ноября 1942 года Сикорский вновь вылетел в США. На этот раз он летел на двухмоторном самолете «Локхид-Хадсон». Целью визита к Рузвельту было обсуждение все тех же сложных польско-советских отношений. Стартовав на монреальском аэродроме Дорвал, самолет взлетел благополучно, но на высоте 30 метров внезапно отказали оба двигателя. Пилот, однако, сумел посадить машину в Монреале. Ее протащило 200 метров, но пассажиры не пострадали. Теперь уже никто не считал это случайностью. Та же история произошла 12 января 1943 года на аэродроме Гэндер в Ньюфаундленде на пути обратно в Великобританию.

За шесть недель до крушения, когда генерал сделал остановку в Гибралтаре на пути из Лондона в Египет (напомню, что он разбился на обратном пути), министр Народной обороны генерал Мариан Кукель и его заместитель генерал Изидор Модельский получили по телефону сообщение неизвестного лица. Которое утверждало, что самолет с Сикорским разбился в Гибралтаре. При этом все пассажиры и экипаж погибли. Взволнованные генералы потребовали подтверждения. И узнали, что на самом деле «Либерейтор» благополучно прибыл в Каир. До сих пор так и не известно, что, собственно, означало данное сообщение о гибели Сикорского. Чья-то глупая шутка? Или кто-то просто поторопился? Замечу, что Кукель и Модельский находились в состоянии затяжного и серьезного конфликта, в который были вовлечены и другие сотрудники министерства. Не исключено, что это была попытка вывести конфронтацию генералов на новый виток…

Возникает, однако, вполне естественный вопрос. Ну, допустим, Владислав Сикорский погиб в результате покушения. Но кому выгодна была его смерть? Уже с самой минуты после трагедии назывались три фамилии. И первая из них — Черчилль. Недовольство британского премьера политикой Сикорского достигло своего апогея именно к лету 1943 года. И прежде всего, по причине резкого осложнения польско-советских отношений. Надо сказать, что, в принципе, Владислав Сикорский симпатизировал СССР. За что, кстати, неоднократно подвергался критике со стороны своих политических противников. Сначала маршала Юзефа Пилсудского. Затем — генерала Владислава Андерса. Тем не менее, замечу, что Сталин лично ненавидел Сикорского еще с 1920 года. Впрочем, как политика, личность Сикорского в качестве премьера его, в общем-то, устраивала. Однако, со временем, их отношения значительно ухудшились, о чем генерал постоянно информировал союзников. Причин было несколько. Это и непонятно куда исчезнувшие тысячи польских военнопленных. И многочисленные препоны в формировании воинских подразделений из поляков, находившихся в СССР. И прочее, и прочее.

К ноябрю 1942 года отношения польского правительства и СССР подошли к точке максимального накала. Такими сложными (но, все-таки, терпимыми) они продолжались три месяца. И вдруг, в феврале 1943 года все рухнуло — немцы раскопали (в прямом смысле) Катынь. Сикорский был вне себя. Он потребовал самого тщательного расследования и анализа пулевых отверстий. Катынь поставила на грань разрыва всю союзническую коалицию. Особенно тяжелой она оказалась для Черчилля, который признался, что не может занять позицию в конфликте между Польшей и СССР. Это поставило на грань развала весь союзнический альянс.

Генерал объявил о разрыве отношений со Сталиным. В ответ на это последний создал другое польское правительство. А в противовес Армии Крайовой — прокоммунистическую Гвардию Людову. Со своей стороны британский премьер отчаянно пытался исправить ситуацию и отвлечь разгневанных поляков. Черчилль попросил Сикорского навестить все польские подразделения и успокоить своих людей. В мае 1943 года ему предоставили бомбардировщик «Либерейтор» для поездки на Ближний Восток. Генерал летел по маршруту Лондон — Гибралтар — Каир.

В Каире генерал посетил части, которые доблестно сражались при Тобруке и должны были высадиться вместе с союзниками в Италии. Здесь же он встретился с командиром польского II Корпуса и своим давним соперником генералом Владиславом Андерсом. После выполнения своей миссии Сикорский вместе с дочерью собирался вернуться в Лондон с остановкой в Гибралтаре. Он летел обратно тем же самолетом, с тем же пилотом. К полету присоединились также и новые пассажиры. Вечером 4-го июля генерал Сикорский попрощался со своим личным другом, губернатором Гибралтара генерал-лейтенантом сэром Мэйсоном Макфарлейном, гостем которого он был, и поднялся на борт. Вылетели с задержкой, так как первый пилот Эдуард Прхал был озабочен перегрузкой и потребовал выгрузить часть багажа. В 23.07 диспетчер дал разрешение на взлет.

Что же заставило британское руководство засекретить до 2050 года все материалы расследования по крушению «Либерейтора»? Известно также, что после катастрофы подводники тщательно обследовали затонувший самолет. Они нашли личный портфель Сикорского и передали его губернатору. С тех пор этот портфель больше никто не видел.
В недавно рассекреченном письме сэра Робина Купера, бывшего пилота Кабинета министров, сэру Берку Тренду, секретарю Кабинета, говорится о том, что «меры безопасности в Гибралтаре носили случайный характер». И что «имелось много возможностей для саботажа, пока самолет находился там». Сам Купер сомневался, что имела место диверсия или преднамеренная акция со стороны пилотов. Однако, счел нужным добавить, что если это и покушение, то британцы не имеют к нему никакого отношения. В то же время, подчеркнул Купер, не исключается возможность убийства Сикорского неизвестными лицами.

В 1968 году вышла пьеса немецкого драматурга Рольфа Хоххута, в которой он прямо обвиняет Уинстона Черчилля в организации покушения на генерала Сикорского. А в начале 1969 года британский премьер Гарольд Вильсон, который был знаком со всеми материалами дела, скрытыми от широкой публики, заявил в Палате Общин: «Во всем этом нет никакой ясности, в связи с чем имеются серьезные основания для повторного расследования». Почти одновременно с пьесой Хоххута, скандально знаменитый историк и журналист Дэвид Ирвинг, известный своими симпатиями к нацистским лидерам (и их биограф), выпустил книгу «Смерть генерала Сикорского», где также обвинил Уинстона Черчилля. А непосредственным исполнителем он назвал пилота Эдуарда Прхала. Надо сказать, что чех, единственный выживший после крушения, сразу же вызвал серьезные подозрения.

Спасение Прхала объяснялось наличием у него спасательного жилета «Мэй Уэст».
Знаменитый жилет В-4 изобретен Джеймсом Ф. Бойлом и в годы Второй мировой войны получил имя популярной голливудской актрисы и секс-символа той эпохи. Ее фамилия хорошо рифмуется со словом vest (жилет) «Mae West life vest» (спасательный жилет Мэй Уэст). Однако, чешский летчик был известен тем, что никогда не надевал спасательных жилетов. И, каким-то чудесным образом, оказался в нем именно в этот роковой вечер. Сам пилот все отрицал. А позже, уже спустя годы, ссылался на амнезию, вызванную ударом при крушении. Книга Ирвинга вызвала у него ярость. При поддержке внука Черчилля он подал на писателя в суд за клевету и выиграл. Это заставило сторонников «черчиллевской» версии несколько приумолкнуть. Но версия английского следа жива и поныне…

ЧАСТЬ 3
Вторая фамилия, называвшаяся в качестве одной из версий — это, конечно, Иосиф Сталин. Действительно, уж у кого-кого, а у него были весьма веские основания убрать генерала. Тем более, что и сам подобный метод подобного устранения политических противников был очень мил его сердцу («есть человек — есть проблема…»). Как раз тогда, после Сталинграда, когда уже всем стало ясно в скором крахе фашистской Германии, Сталин стал всерьез задумываться о послевоенном устройстве Европы. Где Польше, по его замыслу, отводилась весьма важная роль. Главным препятствием к этому, несомненно, являлся Владислав Сикорский. За которым обязательно пойдет большая часть поляков. Не говоря уже о поддержке со стороны США и Англии. Вопрос о большевизации Восточной Европы уже давно заботил Черчилля. При этом Сталин ясно отдавал себе отчет, что генерал не простит Катыни. Всего этого было вполне достаточно для устранения Сикорского. Однако, возникает вопрос — каким образом советским агентом удалось провести подобную операцию? И имеется ли этому подтверждение?

В то самое время, когда Сикорский прибыл в Гибралтар, произошла серьезная дипломатическая неувязка — сюда же прибыл посол СССР в Великобритании Иван Майский. Оба хорошо знали друг друга и неоднократно встречались в Лондоне. Там же вместе подписали Пакт о формировании в СССР польских воинских подразделений. Однако, сейчас, после разрыва отношений между РП и СССР, было совершенно очевидно, что они не могли вместе гостить у губернатора. С огромным трудом последнему удалось решить эту сложную проблему. Обе делегации поселились у губернатора. Но их соседство было слишком плотным. А самолеты делили общую взлетную полосу. «Либерейтор» Сикорского охранялся как снаружи, так и внутри, где постоянно дежурил солдат охраны. Тем не менее, самолет оставался уязвимым.

Иван Майский направлялся в Москву с заходом в Каир. Как правило, летящие из Гибралтара в Каир самолеты совершали по дороге одну посадку. И была она на аэродроме Кастель-Бенито, возле Триполи. Майский, однако, приземлился в пустыне на военном аэродроме. Это произошло примерно в 18.00 4 июля 1943 года. Согласно Майскому, его самолет вновь вылетел где-то после полуночи и достиг Каира к 7.00 5 июля. Это представляется весьма сомнительным. Маршрут от военного аэродрома в Ливийской пустыне до Каира занял бы 31 час (при том, что он вообще технически ненадежен). Вот, почему многие эксперты полагают, что Майский вылетел из Гибралтара не в воскресенье 4 июля, а в понедельник, 5-го. То-есть, уже после катастрофы.

В своем интервью, сделанном в 1966 году, бывший посол отрицает, что проживал вместе с Сикорским в губернаторском дворце. Более того, он заявил, что вообще не знал о присутствии генерала. По его словам, губернатор Макфарлейн не любил его и, чтобы предотвратить любой дипломатический инцидент, не сообщил ему о Сикорском. Как уже было сказано выше, оба самолета, посла Майского и генерала Сикорского на аэродроме Гибралтара стояли рядом. Это привело к тому, что вокруг крутилась, по меньшей мере, дюжина чиновников и военных, личность которых до сих пор не установлена. Это делало диверсию вполне реальной. А заклинивший штурвал — явный ее признак.

Но самое интересное другое. Шефом британской контрразведки на Пиренейском полуострове в 1941 — 1944 годах был никто иной, как Ким Филби. Дезертировавший в 1963 году и заявивший о том, что уже с 1940 года он работал на СССР. То-есть, являлся двойным агентом. А до 1941 года Филби служил инструктором в отделе «Специальных операций», занимавшимся диверсиями и саботажем во вражеском тылу. Так вот, уже после войны неожиданно выяснилось, что как раз тогда, 4 июля 1943 года он находился в Гибралтаре. Этому факту не придали особого значения. Однако, после его побега взглянули уже в ином свете. Тут, правда, возникает одно «но». Если Филби организовал данную катастрофу (что для него, понятно, не представляло особого труда), то на кого он работал тогда? Чей приказ исполнял — Сталина или Черчилля?

Есть и еще одна версия, прочно укладывающаяся в «советский след». Еще тогда, сразу же после катастрофы, высказывались предположения, что генерал Сикорский, возможно, погиб и не на борту самолета. А был убит вместе с дочерью и офицерами в своей резиденции еще до полета. Сторонники этой версии утверждают, что на теле генерала не имелось никаких ранений, а только признаки удушения. Описание же раны на голове уже вписано в протокол осмотра позднее. Иными словами, протокол фальсифицирован. И не только он. Есть также предположение, что британские подводники, если и нашли что-либо, подтверждающее «русскую» версию, то, в любом случае, скрыли находку, чтобы не разрушить хрупкий союзнический альянс. Но, возможно и другое. Одним из подводников был Лайонел Крэбб. Через 13 лет он загадочно исчез прямо под советским военным кораблем в британских водах. Но «исчезнуть» он мог только перейдя на судно. Это дало основание полагать, что Крэбб уже давно работал на СССР.

Как известно, четыре тела так и не были обнаружены. А из найденных не все удалось идентифицировать. Это дало основание подозревать, что, возможно, они и выжили, но были похищены советскими агентами. Среди предположительных жертв и дочь Сикорского. В начале войны Зофья стала одним из инициаторов создания польских элитных коммандос — «Тихотемных». Известный польский политик Ян Козловский (из отцов-основателей «Солидарности») в своей статье пишет о том, что в 1945 или 1946 году один из «тихотемных» Тадеуш Кобылинский набрал группу добровольцев из своих однополчан — с целью попытаться вызволить Зофью из Гулага. Однако, на границе они были захвачены пограничниками, и больше о них никто не слышал.

ЧАСТЬ 4
Новое исследование, проведенное в лондонском Государственном архиве, показывает, что к гибели генерала Сикорского может быть причастна и некая 3-я сторона. Найден отчет полковника Холла, британского офицера связи при штабе генерала Андерса. По мнению Холла, большинство поляков на Ближнем Востоке считает своих лидеров в Лондоне соглашателями. Их не устраивает позиция правительства в отношении Сталина. И они требуют решительных действий по вопросу Катынской трагедии. Все это привело к падению боевого духа, что сказалось на последующих кампаниях.

Холл сообщает также, что Андерс знал о том, что в первых числах марта Сикорский встречался со своими приближенными. На встрече обсуждался вопрос о смещении генерала Андерса и аресте некоторых польских военнослужащих. Далее следует самое главное. Холл отмечает, что недовольство правительством Сикорского в частях Андерса настолько велико, что последний сделает все возможное для его замены. А если легальный путь не даст результатов, то найдутся и другие средства воздействия. По существу, это прямая угроза со стороны Андерса. До сих пор не совсем понятна история с двумя офицерами британской разведки Пиндером и Локком, севшими в самолет Сикорского в Каире. Не исключается, что они работали на Андерса. После смерти Владислава Сикорского его вдова Хелена официально обвинила генерала Андерса в смерти мужа. Однако, спустя какое-то время (вероятно, под давлением) она отозвала свое обвинение.

Нельзя сказать, что и официальная версия — «трагическая случайность» — не находит подтверждения. Много лет спустя появился еще один свидетель — Патрик Бронте-Херн, служивший тогда связистом в Гибралтаре. Он находился в море в момент взлета «Либерейтора» и отчетливо видел все происходящее. Патрик считает, что виной всему — короткая взлетная полоса. И что двигатели самолета просто не успели набрать полную мощность.

К тому же, помимо людей, самолет Сикорского вез также и мешки с почтой. Некоторые из них, полупустые, были потом найдены на взлетной полосе. Почти сразу же после посадки носовые люки задраили. А боковые не запирались, так как их часто открывали для вентиляции на стоянке. А также входа и выхода солдат охраны. При предвзлетной проверке вполне могли забыть запереть один из них. Поскольку взлетная полоса находилась в плохом состоянии, самолет, несомненно, трясло при разгоне. Вероятно, из-за этого открылся незапертый боковой люк.

В открытый люк ворвался ветер, который неизбежно должен был столкнуться с полупустыми мешками для почты и протолкнуть их вдоль салона. Возможно, часть из них и выпала через открытый боковой люк. Скорее всего, один из них при падении застрял между рулем высоты и стабилизатором, находящимся в хвосте самолета. Этого могло быть вполне достаточно, чтобы нарушить работу штурвала. Прхал пытался разогнаться с помощью легкого снижения. Но застрявший штурвал не позволил ему сесть. Секунды спустя самолет упал в море. Замечу, что и в технической стороне далеко не все согласились с выводами комиссий. Например, вес самолета перед стартом по всем расчетам должен был составлять примерно 55200 — 55400 фунтов. Что не превышало допустимой нормы. Впрочем, перегрузку самолета следует рассматривать в комплексе — с несущей силой крыла, стартовой скоростью, направлением ветра и так далее.

Польские исследователи разбились на две группы. Тех, кто считает, что это — покушение. И сторонников версии «несчастный случай». В 1992 году по инициативе известного историка и журналиста Дариуша Балишевского в варшавском Политехе на кафедре авиатехнике под руководством профессора Ежи Мариняка была проведена компьютерная симуляция полета «Либерейтора» AL523. Эта экспертиза не подтверждает британские результаты исследования. И полностью опровергает утверждение пилота Прхала, что самолет после старта набрал высоту 150 футов (или 300 футов, согласно его более поздним показаниям), после чего заклинило штурвал. Симуляция на компьютере показала, что самолет поднялся только на 30 футов (или 9 метров). Вновь на поверхность всплыла версия о причастности Эдуарда Прхала к крушению самолета. Некоторые авторы, кроме того, не исключают и участия в покушении второго пилота Уильяма Херринга, тело которого так и не было найдено. На результаты компьютерного симулирования ссылается и Тадеуш Киселевский, автор известной книги «Покушение — по следам убийц генерала Сикорского».

Однако же и сами выводы компьютерной экспертизы тоже подверглись резкой критике. Чтобы такой крупный самолет, тяжелый бомбардировщик, после старта не смог подняться на высоту выше 9 метров? Что ж это за старт такой? Более того, версии о причастности пилотов, прямо скажем, весьма сомнительны. Ведь в подобном покушении они неминуемо подвергают и свою жизнь смертельной опасности. Правда, сторонники данной гипотезы утверждают, что падение самолета в воду при скорости 260 км в час не может причинить ему особого вреда. Скорость, мол, не достаточно велика. И в доказательство указывают на Прхала — все погибли, а он целехонек. При этом они забывают, что первого пилота буквально выбросило из кабины через плексигласовое окно. Он сломал ногу выше колена и получил серьезные ранения. Не утонул пилот только потому, что имел при себе спасательный жилет (с которым, правда, не все понятно). Что до Херринга, то все разговоры о том, что он спасся и, будучи организатором катастрофы, просто поспешил исчезнуть, пока не подтверждаются фактами.

ЧАСТЬ 5
Уже много лет внимание исследователей Гибралтарской трагедии привлекает тот самый единственный пассажир, что поднялся на борт непосредственно перед катастрофой — некий , курьер варшавского подполья. Который жил в Польше под псевдонимом Павел Панковский («Панкрац»), а в Испании — Ежи или Павел Новаковский. Курьер выехал из Варшавы 8 февраля 1943 года, а в Гибралтар прибыл 24 июня. Вот, что пишет Дариуш Балишевский: «…4 июля в Гибралтаре находилось аж три человека, выдававших себя за Гралевского и представлявшихся курьерами из Польши, которые…старались находиться как можно ближе к Сикорскому». Одному из них Сикорский приказал лететь с собой в Лондон.

Согласно найденному дневнику Новаковского, пишет Тадеуш Киселевский, он прибыл в Гибралтар 23 июня. Однако, подпоручик Людвик Любенский, глава тамошней польской морской миссии, показал, что Гралевский появился у него только в ночь с 3 на 4 июля. Следовательно, либо информация в дневнике ложная, либо курьер АК все это время скрывался где-то в Гибралтаре. В любом случае, утром 4 июля Любенский препроводил курьера к Сикорскому. В беседе с генералом Гралевский заявил, что при нем находятся важные документы, зашифрованные кодом АК. Поскольку расшифровать их в Гибралтаре возможности не было, Сикорский решил привезти курьера в Лондон. В самолете курьер занял место Любенского, который (на свое счастье) остался в Гибралтаре.

Правда, не совсем понятно, зачем везти курьера, если можно было просто взять документы. Впрочем, мы не знаем, для чего Сикорскому нужен был сам Гралевский. Может, он хотел его использовать в качестве своего личного курьера. Может, хотел побеседовать об обстановке в Польше, а в Гибралтаре для этого не хватало времени. Ясно одно. Инициатива исходила от самого генерала. Гралевский по одному только своему желанию ни в коем случае не
мог оказаться в самолете. Около полуночи с 4 на 5 июля, спустя минут сорок после взлета «Либерейтора» на взлетной полосе было обнаружено тело Яна Гралевского с пулей в голове. Его личные вещи, опознанные женой, Алицией Иваньской, были выловлены после крушения самолета. Значит, он либо уже находился в нем, либо готовился сесть.

Дальше — больше. 24 июня в Гибралтар прибыла группа 95 польских солдат, интернированных ранее в испанском лагере Миранда-дель-Эбро. С ними находился мужчина, называвший себя Ежи Новаковским (интернированный с 27 мая). Т.е. так же, как и курьер АК. Около полудня, навестив освобожденных из лагеря солдат, Сикорский узнал Новаковского и заявил, что берет его с собой в Лондон. Несколько странное решение генерала. Ведь, чтобы освободить место для Гралевского, он оставил в Гибралтаре Любенского. Получалось, что он берет в Лондон сразу обоих. И Гралевского, и выдающего себя за него «мирандца». Для которого уже не оставалось места. Можно предположить, что дошло до конфронтации. В ходе которой настоящий Гралевский был застрелен. Или наоборот. Иными словами:

1) Настоящий полковник Гралевский погиб в самолете (тело выловлено 8 июля, но опознать его не удалось)

2) Настоящий полковник Гралевский найден с пулей в голове на взлетной полосе. Вечером 9 июля он был похоронен в Гибралтаре, между Скалой и аэродромом.

3) Оба тела принадлежат фальшивым Гралевским. Судьба настоящего остается неизвестной.

Можно согласиться с Тадеушем Киселевским, когда он считает, что ключ к разгадке гибели генерала Сикорского кроется в установлении истины вокруг личности Яна Гралевского. Писатель предлагает эксгумировать тело, похороненное в Гибралтаре, чтобы идентифицировать его, применив самые современные методы. Но вряд ли на это пойдут англичане, заперевшие всю информацию на сто с лишним лет. До сих пор так до конца и не ясно, сколько же людей находилось на борту «Либерейтора». По официальным данным — 17 человек. Однако, имеются свидетели, видевшие, как на борт поднялись 20 — 24 человека. Время вылета также колеблется от 23.00 до 23.24.

Страница паспорта Яна Гралевского. Экспертиза установила, что ни паспорт, ни его владелец не могли находиться на борту самолета

ЧАСТЬ 6
В 1993 году в связи с 50-летней годовщиной гибели генерала Владислава Сикорского министр иностранных дел Кшиштоф Кубишевский от имени польского правительства подал запрос правительству Великобритании о возможности эксгумации тела генерала и перезахоронении его в Польше. Просьба была удовлетворена. Эксгумация в Ньюарке прошла в соответствии с официальными договоренностями, а также тайными соглашениями. По необъясненным причинам британская сторона запретила присутствие представителя польской судебной медицины. Осмотр тела был выполнен британским судебным медиком. Один из свидетелей эксгумации, нынешний посол Польши в Ирландии Тадеуш Шумовский сказал в одном из интервью: «Во время эксгумации я очень тщательно рассмотрел его тело. Единственные повреждения, которые были видны, это сломанные ноги»…

17 сентября 1993 года в присутствии последнего Президента РП на Западе Рышарда Качоровского и первого Президента посткоммунистической РП останки генерала Владислава Сикорского были захоронены в склепе Св. Леонарда в кафедральном соборе Св. Станислава и Вацлава на Вавеле.

Постановлением катовицкого прокурора из Особой комиссии по расследованию преступлений против польского народа 3 сентября 2008 года начато следствие по делу о преступлении сталинского режима , заключавшегося в организации авиакатастрофы 4 июля 1943 в Гибралтаре с целью лишения жизни премьера и главнокомандующего вооруженными силами РП генерала Владислава Сикорского, результатом которой стала катастрофа самолета «Либерейтор» AL 523, принадлежавшего 511 дивизиону британских королевских ВВС, в результате чего погибли генерал Владислав Сикорский и сопровождающие его граждане РП .

Еще ранее Президент РП Лех Качиньский высказался за эксгумацию останков генерала Сикорского. Его поддержал и премьер РП Дональд Туск. Согласилась на эксгумацию и ближайшая родственница Сикорского (внучка его сестры) Эва Войтасик. Ее решение повлекло и согласие краковского кардинала Станислава Дзивиша. Помимо Эвы имеются также и другие родственники — правнучка и праправнуки брата Сикорского. Однако, именно Эва Войтасик является представителем семьи, и только она присутствовала при захоронении тела генерала на Вавеле.

Родился 20 мая 1881 года в селе Тушов-Народовы Подкарпатского воеводства в Галиции на территории Австро-Венгрии. Учился в Жешуве, закончил гимназию во Львове. В 1902 году поступил на факультет дорог и мостов Львовского политехнического института. В 1908 году Сикорский стал одним из создателей львовского Союза Активной Борьбы, затем в 1910 году - председателем местного военизированного союза польских граждан «Стрелец». С 1914 года член галицийского Главного Народного комитета, с 1916 года начальник его военного отдела. В этот период начался серьёзный конфликт между ним и Юзефом Пилсудским: в отличие от Пилсудского, Сикорский выступал за воссоздание польского государства под эгидой Австро-Венгрии. В 1916-1918 Сикорский занимался вербовкой поляков в австрийскую армию.

С ноября 1918 года Владислав Сикорский в составе Войска Польского: начальник штаба войсковых групп «Восток» в Галиции, командующий группой «Бартатув» и «группой полковника Сикорского».

Во время Советско-польской войны 1919-1921 годов Владислав Сикорский командовал 9-ой дивизией пехоты и Полесской группой войск в Киевской операции, 5-ой армией в варшавской операции, а также 3-ей армией в боях за Замостье. Во время битвы за Варшаву частям под командованием Сикорского удалось остановить большевистские войска к северу от польской столицы, что дало время Пилсудскому для проведения победоносной контрнаступательной операции. За участие в битве за Варшаву Сикорский был награждён самым почётным польским военным орденом «Virtuti Militari». В апреле 1921 года Сикорский сменил Юзефа Пилсудского на посту главнокомандующего польской армии и возглавил Генеральный Штаб.

Премьер-Министр

16 декабря 1922 года после убийства Президента Габриэля Нарутовича маршал (председатель) Сейма Мацей Ратай предложил кандидатуру главнокомандующего польской армии Владислава Сикорского на пост Председателя Совета Министров, одновременно исполняющего обязанности министра внутренних дел. Сикорский занимал эту должность до 26 мая 1923 года. Правительство Сикорского сумело восстановить внутреннюю стабильность и добиться от стран Запада признания польских восточных границ.

В составе Войска Польского

В 1923-1924 годах Сикорский являлся генеральным инспектором пехоты. В 1924-1925 годах Сикорский - военный министр во втором правительстве Владислава Грабского. В 1925 году он возглавил 6-ой округ Войска Польского во Львове. Очередной конфликт с Юзефом Пилсудским вынудил его оставить этот пост в 1928 году.

Майский переворот

Во время Майского переворота 1926 года Сикорский не покинул командование военного округа во Львове, но и не оказал никакой помощи правительству, чем значительно облегчил задачу мятежникам во главе с Юзефом Пилсудским.

Лучшие дня

В 1928 году эмигрировал во Францию, где находился в оппозиции к польскому правительству. До 1939 года числился в распоряжении военного министра, не занимая никаких официальных постов. Учился во Франции в Высшей военной школе.

Вторая мировая война

Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года нападением Германии и Словакии на Польшу. С началом войны генерал Сикорский пытался добиться от маршала Эдварда Рыдз-Смиглы назначения на фронт, но ответа не получил. Снова выехал во Францию, где 28 сентября приступил к формированию польской армии в эмиграции.

30 сентября 1939 года Сикорский стал премьер-министром польского эмиграционного правительства (и оставался им до гибели в 1943 году). 7 ноября указом Президента Республики Польской Сикорский был назаначен Генеральным инспектором (главнокомандующим) вооруженных сил. Созданная им во Франции армия насчитывала 84 тысячи человек. После вторжения немцев во Францию поляки вместе с французами и англичанами активно участвовали в боях. После разгрома Франции уцелевшие польские подразделения переправились в Англию в Дюнкерке и 5 сентября 1940 года влились в состав вооруженных сил Великобритании

Армия Андерса

После германского вторжения в СССР 30 июля 1941 года Сикорский подписал с И. М. Майским, советским послом в Англии, договор с СССР о возобновлении дипломатических отношений и пакт о создании польской армии на Востоке. В 1941-1942 годах он участвовал в создании Польской армии Андерса, формировавшейся в районе Бузулука и впоследствии переброшенной на Ближний Восток.

Однако вскоре обнаружение и обнародование немцами Катынского захоронения привело к разрыву Сикорского с Москвой. В апреле 1943 года эти отношения были формально разорваны правительством Сталина после того как Сикорский потребовал расследования Катынского расстрела польских военных.

Катастрофа в Атлантике

В связи с обнаружившимися в апреле 1943 года фактами Катынского расстрела Сикорский выступил с резкими обвинениями в адрес СССР, в частности требуя от Черчилля разрыва отношения с СССР. Спустя несколько недель Генерал Владислав Сикорский и его дочь Софья погибли в авиакатастрофе 4 июля 1943 года близ Гибралтара. Некоторые современные историки утверждают что это скорее всего не было случайностью. Английский пилот, который никогда не надевал спасательный жилет, именно в этом полете надел его и остался живым. До конца не выясненное происшествие породило множество слухов, догадок и версий. В ноябре 2008 года его тело было эксгумировано и проверено польскими экспертами с целью подтверждения версии о причастности к его гибели советских спецлужб, но никаких фактов обнаружено не было. Про то, кто действительно виновен в гибели генерала Сикорского, можно прочитать в книге Г.Дуглас «Шеф гестапо Генрих Мюллер. Вербовочные беседы.» Генерал был с почестями, в присутствии премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, похоронен на кладбище польских летчиков в Ньюарке около Ноттингема (графство Ноттингемшир). 17 сентября 1993 года его прах был перевезен в Польшу и захоронен на Вавеле в Кракове.

Награды

Орден Белого орла,

Командорский крест со звездой ордена «Virtuti Militari»

Серебряный крест ордена «Virtuti Militari»

Орден «Крест Грюнвальда» 1 степени (2.VII.1946)

Кавалер Большого креста ордена «Возрождения Польши»

Командор ордена «Возрождения Польши»

Крест Храбрых

Золотой Крест Заслуги

Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона