Разные разности

Методы и техники гештальт-терапии. В чем заключается роль гештальт-терапевта. Откуда взялось это странное слово гештальт

Методы и техники гештальт-терапии. В чем заключается роль гештальт-терапевта. Откуда взялось это странное слово гештальт

Название: Практика Гештальт-терапии.

Фриц С.Перлз – основатель гештальттерапии, одного из ведущих направлений современной гуманистической психологии. Он родился в Берлине в 1893 г. Получив медицинское образование, он в 1926 г. стал ассистентом известного гештальтпсихолога Курта Гольдштейна. Одновременно Перлз присоединяется к психоаналитическому движению; его учителем и аналитиком был Вильгельм Райх, с ним работали также Карен Хорни, Отто Фенихель и др. В середине 30-х годов Перлз эмигрировал в Южную Африку (где основал психоаналитический институт), потом в Соединенные Штаты. В начале 40-х годов Перлз порывает с психоаналитическим движением. Его первая книга – "Эго, голод и агрессия" – в первом издании носила подзаголовок "Пересмотр теории и метода Фрейда", во втором – "Введение в гештальттерапию". Первому формулированию основ нового психотерапевтического подхода, переплавившего в себе задачи психоанализа, прозрения гештальтпсихологии, откровения философии экзистенциализма и феноменологии, посвящена книга "Гештальттерапия: возбуждение и рост в человеческой личности", первую часть которой мы предлагаем читателю.

Первоначально это была рукопись Фредерика С. Перлза. Рэлф Хефферлин разработал практическую, Пауль Гудман развил и дополнил теоретическую часть.
Так что в своем нынешнем виде это результат совместных усилий трех авторов, и каждый несет за нее равную ответственность.
У нас была одна общая цель – создать теорию и метод, которые позволили бы расширить возможности и применимость психотерапии. Мы не считали нужным вежливо скрывать друг от друга многочисленные расхождения во взглядах, и открытое их обсуждение не раз приводило нас к результатам, которых ни один из нас не мог предполагать заранее. Многие идеи первоначальной рукописи в этой книге сохранились, но многое, благодаря совместным усилиям, добавлено и, что еще более важно, многое приобрело новое значение в контексте получившегося целого.

Оглавление
От переводчика
Введение
ОРИЕНТИРОВАНИЕ
ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ
КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМ
Эксперимент 1: Ощущение наличной действительности
Эксперимент 2: Ощущение противоположных сил
Эксперимент 3: Внимание и сосредоточение
Эксперимент 4: Дифференцирование и объединение
МЕТОДИКА СОЗНАВАНИЯ
Эксперимент 5: Вспоминание
Эксперимент 6: Обострение ощущения тела
Эксперимент 7: Переживание непрерывности эмоций
Эксперимент 8: Вербализация
Эксперимент 9: Интегрирующее сознавание
НАПРАВЛЕННОЕ СОЗНАВАНИЕ
Эксперимент 10: Превращение слияния в контакт
Эксперимент 11: Превращение тревоги в возбуждение
МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОБОЙ
ИЗМЕНЕННАЯ СИТУАЦИЯ
РЕТРОФЛЕКСИЯ
Эксперимент 12: Исследование ложнонаправленного поведения
Эксперимент 13: Мобилизация мышц
Эксперимент 14: Выполнение обращенного действия
ИНТРОЕКЦИЯ
Эксперимент 15: Интроецирование и еда
Эксперимент 16: Избавление от интроектов и их переваривание
ПРОЕКЦИИ
Эксперимент 17: Выявление проекций
Эксперимент 18: Присвоение проекций
ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД И СВИДЕТЕЛЬ ТЕРАПИИ
Предисловие
Введение
ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД
ОСНОВАНИЯ
Гештальтпсихология
Гомеостаз
Холистическая доктрина
Контактная граница
НЕВРОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
Рождение невроза
Интроекции
Проекция
Слияние
Ретрофлексия
НЕВРОТИК И ТЕРАПЕВТ
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
ОЧИСТКА ЛУКОВИЦЫ
ЧЕЛНОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПСИХОДРАМА И ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО
КТО СЛУШАЕТ?
СВИДЕТЕЛЬ ТЕРАПИИ
От редактора
ГЕШТАЛЬТ В ДЕЙСТВИИ
Что такое гештальт
Сознавание
Брак
Гештальт-молитва
Пары № 1
Пары № 2
Философия очевидного
Сон Мейдлайн
Все есть процесс сознавания
Мир дураков
Фриц и Фрейд

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практика Гештальт-терапии. Перлз Ф. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Гештальт-терапия – это один из методов психотерапевтического консультирования, возникший в середине 20-го столетия. Его основополагающие принципы, идеи и приемы разработали Пол Гудман, Фредерик и Лаура Перлз. Центральные принципы гештальт-терапии заключаются в стремлении к формированию и расширению осознания, актуальности, принятии ответственности за все происходящее с собой. Основной целью и средством гештальт-терапии является «сознательное осознание». Данное определение подразумевает под собой проживание конкретной ситуации «здесь и теперь», а также осознанное присутствие в таком проживании. Работа в гештальте всегда ведется только лишь с теми проблемами, переживаниями, которые являются актуальными для пациентов именно «здесь и теперь».

Гештальт-терапия в современной психотерапии выстраивается, базируясь на основе опыта постигающего сознания и выделения сущностных черт в нём (философская феноменология) и гештальт психологии.

Теория гештальт-терапии

Основатели гештальт-терапии видели данный метод психотерапии глубоко практическим, не подлежащим теоретическому исследованию. Однако со временем объём информации и постижение опыта гештальт-терапии потребовали систематизации теории и анализа. Теоретическим систематизированием и анализом впервые занялся П. Гудмен. Именно он первый построил кривую цикла-контакта. Именно Гудмену современная психотерапия обязана за введение большинства терминов гештальт-терапии.

Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на способности психики к в процессе единства всех функций организма и психики, на умении организма творчески адаптироваться к среде.

Теория гештальт-терапии также базируется на ответственности личности за собственные поступки, цели и ожидания. Главная роль психотерапевта заключается в фокусировании внимания пациента на осознании свершающегося «здесь и сейчас».

С. Гингер утверждал, что все происходящее с субъектом – это события, которые проистекают на границе-контакт. Другими словами, граница-контакт одновременно задействует обособление личности от среды и потенциальную возможность взаимодействия с такой средой. В гештальт-терапии подход к сопротивлению радикально отличается от подхода исследовательских направлений.

Гештальт-терапия представляет сопротивления в качестве приемов взаимодействия организма индивида со средой, ранее обладающие высокой эффективностью с целью взаимодействия, однако в актуальном настоящем или неуместные совсем, или единственно доступные пациенту способы взаимодействия. Так, например, для наркозависимого клиента характерным приемом взаимодействия будет слияние организма со средой, которое считается вполне органичным при взаимодействии малыша и матери. Отсюда следует, что сопротивления пациента, естественно показываемые им в процессе взаимодействия с психотерапевтом, употребляются в качестве основы результативного поиска потребностей, неосознаваемых пациентом.

Гештальт-терапия практика сфокусирована также на выведении клиента на осознание собственных подлинных потребностей. Гештальт теория, прежде всего, рассматривает рубежи контакта организма индивида и его окружения. Важнейшим значением в этой теории обладает практический опыт. По сути, любые ситуации гештальт видит через призму опыта при этом, стремясь к абстрагированию от каких-либо мнений, предшествующих переживаемому опыту.

В гештальт-терапии в отличие от психиатрической практики главное место принадлежит экспериментальному анализу и действию, которое должно привести к творческой адаптации, восприятию нового, пробуждению и росту.

С точки зрения антропологии гештальт-терапия рассматривает организм в целом, индивид для нее является целостностью. А разные методы взаимодействия со средой, такие как эмоции, мышление, являются функциями от целого. Данная теория исходит из концепции животной природы индивида, в соответствии с которой, он не может отделиться от среды и принужден постоянно адаптироваться к ней ради собственного выживания.

С позиции гештальт-терапии личность на каждом этапе своего развития живет в неком поле, которое объединяет в себе ее прошлый опыт, представления о себе, убеждения, ценности, установки, надежды, перед будущим, значимые отношения, карьеру, окружение, материальную собственность и культуру.

Гештальт-терапию считают концепцией поля, так как она утверждает, что с целью понимания поведения личности следует рассматривать полностью конфигурацию взаимоотношений в ее жизни. Такая конфигурация охватывает прошлый опыт личности, ее воззрения и ценности, желания и ожидания, актуальные потребности, современное устройство жизни, определяемое ее местом жительства, работой, родственными связями, те непосредственные обстоятельства, в которых она сейчас пребывает. Термин гештальт обозначает конфигурацию связанных воедино частей.

Состояние каждой части поля в некоторой степени обусловлено его взаимно направленным действием с другой частью. Поле включает в себя также биологическое состояние индивида в данный момент, его актуальные «на сейчас» желания и потребности, непосредственные обстоятельства. Поступки и переживания будут определяться в каждый конкретный момент взаимодействием всех этих частей. Так как в какой-то части этого поля всегда будут проистекать определенные трансформации, т.е. индивид никогда не сможет оставаться таким же, каким он был прежде.

Гештальт-терапия выдвигает на передний план осознание происходящего в настоящий момент на различных уровнях, неразрывно объединенных между собой – телесном уровне, эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Все происходящее «здесь и сейчас» является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм в единстве, а также состоит из воспоминаний, предшествующих опыту, фантазий, незавершенных ситуаций, предвосхищений и намерений.

Цель гештальт-терапии не заключается в оказании помощи пациенту в разрешении конкретной проблемы, которая его тревожит и с которой он пришел к психотерапевту. В соответствии с гештальтом, имеющаяся жалоба служит определенным сигналом или является симптомом привычного стиля жизни, представляющего собой истинную проблему. Гештальт-терапия сфокусирована на повышении способности индивида поддерживать полноценный контакт и увеличении осознания того, что происходит, вследствие чего свершается обретение индивидом способности делать эффективный выбор. Однако следует понимать, что гештальт не подразумевает под «увеличением осознания» достижение инсайта. Суть гештальт-терапии заключается в повышении умения клиента оставаться центрированным на актуальном настоящем моменте и в обучении осознавать его.

Гештальт-терапия Перлза

Гештальт дословно в переводе с немецкого языка обозначает образ, форму. Теория гештальта утверждает, что индивид функционирует, базируясь на принципе саморегуляции. Личность поддерживает свой гомеостазис (динамический баланс) с помощью постоянного постижения таких потребностей, которые формируются в нем и порождаются средой, и удовлетворения этих потребностей постепенно по мере их появления, наряду с этим, все оставшиеся объекты или события, не имеющие связь с этим процессом, отходят на задний план.

Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на пяти стержневых теоретических определениях: отношение фона и фигуры, осознание и концентрация на актуальном настоящем, противоположности, ответственность и зрелость, функции защиты.

Одним из центральных определений в теории гештальт-терапии является отношение между фоном и фигурой. Саморегуляционные процессы организма приводят к образованию фигуры – гештальта. Понятия «гештальт» следует понимать как паттерн или форму – особую организацию деталей, составляющих определенное единое целое, которую невозможно трансформировать без того, чтобы не разрушить ее. Гештальт образования зарождаются только с конкретным задним планом или на определенном фоне. Для фона индивид выбирает то, что для него важно или имеет значимость, и это важное для него или интересное становится гештальтом.

После удовлетворения потребности, гештальт завершается. Другими словами, гештальт теряет свою актуальность и важность. Он отходит на задний план при этом, освобождая место для образования нового гештальта. Такой ритм вырабатывания и окончания гештальтов является нормальным ритмом жизнедеятельности человеческого организма.

В случае если потребность невозможно удовлетворить, то гештальт остается незавершенным.

С целью иметь возможность и способность вырабатывать и завершать гештальты, индивид должен всецело осознавать себя в данный момент времени. Осознание и концентрация на актуальном настоящем являются центральными понятиями гештальт-терапии. Для удовлетворения собственных потребностей людям необходимо быть постоянно в контакте с областями своего внутреннего «Я» и внешнего окружения. Внутренняя область осознания охватывает процессы и явления, происходящие в теле человека. Люди отвечают собственным внутренним потребностям в случаях, когда, например, надевают свитер при ощущении холода. Внешняя область объединяет в себе совокупность внешних явлений, поступающих человеческое сознание в качестве воспринимающих сигналов. Данные, поступающие от внутренних и внешних областей, практически не подвергаются оценке и не трактуются.

Помимо внутренних и внешних областей, имеется еще и средняя область. Данную область Перлз называл зоной фантазии, в которой содержатся мысли, фантазии, убеждения, связи и прочие интеллектуальные, мыслительные процессы. Он считал, что неврозы появляются вследствие склонности к концентрации на средней области по причине исключения из сознания явлений внутренних и внешних областей. Такая склонность конфликтует с природным ритмом процессов организма. В основном, значительная часть частного и культурного опыта людей возникает в ходе совершенствования процессов средней области. Люди учатся аргументировать собственные мысли, обосновывать убеждения, защищать отношения и совершать оценку других.

Перлз утверждал, что причины аномальных состояний заключаются в людских стремлениях фантазировать и осмысливать при трактовке того, что они осознают. Когда индивид находится в средней области, то он главным образом работает со своим прошлым или будущим: вспоминает, планирует, отчаивается и надеется. Люди не живут в актуальном настоящем и неизменно не уделяют внимания надобности осознания процессов, проистекающих во внешних и внутренних областях. Саморегуляция организма имеет зависимость от осознания актуального и от умения жить по принципу «здесь и сейчас» в полной мере.

Противоположностью Перлз называл единичное оценивание или же совокупность таких оценок. Так, например, оценки «плохо» или «хорошо» являют собой два противоположности такой совокупности. Согласно с гештальт-терапией люди формируют собственное восприятие мира посредством подобных противоположностей. Перлз полагал, что личность формируется по таким же принципам. В течение всей жизни субъекты ощущают противоположные эмоции. Каждый день в человеке господствуют попеременно, то ненависть, то любовь, то счастье, то расстройство. Так, например, на протяжении жизни индивид любит и ненавидит собственных родителей, жен или мужей, детей. Важным считается понимание того, что такие противоположности не представляют собой непримиримые противоречия, а являют собой различия, способные сформировывать и завершать гештальт.

К функционированию личности можно также применить понятие противоположностей. Личность трактуется в качестве некоего целостного образования, объединяющего в себе две составляющих: «Я» и «Оно». В случаях, когда индивид действует согласно побуждениям из сферы своего «Я», он способен отграничивать себя от других. Такая граница «Я», появляется с целью ощущения собственной неповторимости, несхожести с остальным миром. В случаях, когда индивиды действуют согласно побуждениям из сферы «Оно», тогда они оказываются тесно взаимосвязанными с собственным окружением, барьер «Я» трансформируется в расплывчатую и гибкую грань. Иногда даже появляется чувство тождества (идентичности) с внешним миром. Данные аспекты функционирования личности, взаимодополняющие друг друга, отвечают за выработку и завершение гештальтов. Устремления из сферы «Я» помогают выделить четкий образ из фона. Другими словами они образуют образ, а стремления из сферы «Оно» завершают гештальт с последующим возвращением образа в фоновое окружение.

Психика индивида на угрозу или стрессовые факторы отвечает уходом от проблем, вырабатыванием невосприимчивости к болевым ощущениям, а иногда галлюцинациями или бредом. Такие реакции называются функциями защиты. Они способны исказить или прерывать контакт индивида с угрожающей ситуацией. Однако когда опасность воздействует на субъекта в течение длительного промежутка времени или индивид подвергается одновременно множеству опасностей, вследствие чего мозг его будет ограждать даже от обычного чиханья без использования защиты. Результатом этого будет усвоение индивидом того, что контакт со средой небезопасен, вследствие чего он будет прибегать к предохраняющим реакциям в любых ситуациях даже, когда опасность не угрожает.

В гештальт теории оптимальное здоровье считается зрелостью. Для достижения зрелости субъект должен справиться со своим стремлением получать помощь извне. Вместо этого ему необходимо научиться находить новые источники помощи в себе. Если индивид не является зрелым, то он скорее будет склонен к манипулированию окружением с целью удовлетворения желаний, потребностей, чем брать ответственность на себя за собственные разочарования, неуспехи. Зрелость приходит только тогда, когда индивид мобилизует собственные ресурсы с целью преодоления состояния и страха, которые появляются вследствие отсутствия помощи извне и неадекватности самопомощи. Обстоятельства, при которых индивид не может воспользоваться помощью извне и опереться на себя являются тупиком. Зрелость представляет собой умение рисковать для того, чтобы выкарабкаться из тупика. В случаях, когда индивид не рискует, у него обновляются поведенческие ролевые стереотипы, которые позволяют ему манипулировать другими людьми.

Перлз полагал, что взрослая личность должна старательно, шаг за шагом, проработать все собственные невротические уровни с целью принятия ответственности за себя и достижения зрелости. Первый уровень носит название уровень «клише». На данном уровне люди действуют стереотипно. Следующий уровень – это «искусственный» уровень, в котором господствуют роли и игры различной направленности. Здесь они манипулируют другими при этом, пытаясь получить помощь, в которой нуждаются по их мнению. За «искусственным» уровнем идет уровень «тупика», характеризующийся отсутствием помощи извне и неадекватностью самопомощи. Индивиды сторонятся данного уровня точно так же, как сторонятся любой боли, так как в ситуациях «тупика» чувствуют себя фрустрированными, потерянными и обманутыми. Затем наступает уровень «внутреннего взрыва». Достигнув этого уровня, люди затрагивают свое настоящее «Я», собственную личность, которая ранее была как бы «похоронена» под защитами различного характера.

Чаще всего гештальт-терапия практика сфокусирована на переживаниях «тупикового» уровня. Терапевтическое воздействие создает неопасную критическую ситуацию, а группа обеспечивает безопасную атмосферу, которая способствует принятию рискованных решений.

Техники гештальт-терапии

Для адекватного взаимодействия личности с окружающей средой, остальными индивидами и собой должна всегда соблюдаться так называемая «контактная граница». Ее размытие, нарушение ведет к неврозам и другим проблемам психологического, личного и эмоционального характера. Это может проявляться после прекращения контакта без правильного его завершения. Не завершение контактов в последствие может закрепляться в поступках индивида и приводить к невротизации.

При помощи техник гештальт-терапии, индивид может реставрировать контактную границу, сплотить собственные чувства, мысли и реакции, тем самым освободив себя от психологических проблем.

Техники, применяемые в гештальт практиках, объединены вокруг двух ключевых направлений работы: принципов и игр. Принципы используются на начальном этапе терапии. Основными принципами в гештальт-терапии являются принципы: «здесь и сейчас», «я — ты», субъективизации высказываний и континуум сознания.

Принцип «здесь и сейчас» является функциональной концепцией происходящего в данный момент. Так, например, сиюминутные воспоминания из детства будут относиться к принципу «здесь и сейчас», а происходящее пару минут назад, не будет.

Принцип «я — ты» демонстрирует устремленность к открытому и естественному контакту между человеческими индивидуумами.

Принцип субъективизации высказываний заключается в трансформации субъективных утверждений в объективные. Например, фразу «что-то давит в грудной области» следует заменить на «я подавляю себя».

Неотъемлемой составляющей всех техник гештальт практик и одним из центральных понятий является континуум сознания. Он также может применять и в качестве отдельной методики. Континуум сознания – это фокусирование на самопроизвольном потоке сути переживаний, способ подведения индивидуума к естественному волнению и отречению от вербализаций и трактовок.

Технические приемы носят название гештальт игры, заключающиеся в разнообразных действиях, выполняемых клиентами по заданию психотерапевта. Они способствуют более естественной конфронтации с существенным содержанием и переживаниями. Игры дают возможность проведения экспериментов с самим собой или другими участниками группы.

М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2004

ПРАКТИКУМ ПО ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ

От переводчика Введение

Ориентирование

    ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ

    КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМ

Эксперимент 1: Ощущение наличной действительности Эксперимент 2: Ощущение противоположных сил Эксперимент 3: Внимание и сосредоточение Эксперимент 4: Дифференцирование и объединение

    МЕТОДИКА СОЗНАВАНИЯ

Эксперимент 5: Вспоминание Эксперимент 6: Обострение ощущения тела Эксперимент 7: Переживание непрерывности эмоций Эксперимент 8: Вербализация Эксперимент 9: Интегрирующее сознавание

    НАПРАВЛЕННОЕ СОЗНАВАНИЕ

Эксперимент 10: Превращение слияния в контакт Эксперимент 11: Превращение тревоги в возбуждение

МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОБОЙ

    ИЗМЕНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

    РЕТРОФЛЕКСИЯ

Эксперимент 12: Исследование ложнонаправленного поведения Эксперимент 13: Мобилизация мышц Эксперимент 14: Выполнение обращенного действия

    ИНТРОЕКЦИЯ

Эксперимент 15: Интроецирование и еда Эксперимент 16: Избавление от интроектов и их переваривание

    ПРОЕКЦИИ

Эксперимент 17: Выявление проекций Эксперимент 18: Присвоение проекций

ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД И СВИДЕТЕЛЬ ТЕРАПИИ

Предисловие Введение

Гештальт-подход

    ОСНОВАНИЯ

ГештальтпсихологияГомеостазХолистическая доктринаКонтактная граница

    НЕВРОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Рождение неврозаИнтроекцииПроекцияСлияниеРетрофлексия

    НЕВРОТИК И ТЕРАПЕВТ

    ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

    ОЧИСТКА ЛУКОВИЦЫ

    ЧЕЛНОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПСИХОДРАМА И ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО

    КТО СЛУШАЕТ?

Свидетель терапии

От редактора

    ГЕШТАЛЬТ В ДЕЙСТВИИ

Что такое гештальт Сознавание Брак Гештальт-молитва Пары № 1 Пары № 2 Философия очевидного Сон Мейдлайн Все есть процесс сознавания Мир дураков Фриц и Фрейд

Perls, R.Hefferline & P.Goodman. Gestalt therapy: Excitement and growth in the human personality. NY: Julian Press, 1951

От переводчика

Фриц С.Перлз – основатель гештальттерапии, одного из ведущих направлений современной гуманистической психологии. Он родился в Берлине в 1893 г. Получив медицинское образование, он в 1926 г. стал ассистентом известного гештальтпсихолога Курта Гольдштейна. Одновременно Перлз присоединяется к психоаналитическому движению; его учителем и аналитиком был Вильгельм Райх, с ним работали также Карен Хорни, Отто Фенихель и др. В середине 30-х годов Перлз эмигрировал в Южную Африку (где основал психоаналитический институт), потом в Соединенные Штаты. В начале 40-х годов Перлз порывает с психоаналитическим движением. Его первая книга – "Эго, голод и агрессия" – в первом издании носила подзаголовок "Пересмотр теории и метода Фрейда", во втором – "Введение в гештальттерапию". Первому формулированию основ нового психотерапевтического подхода, переплавившего в себе задачи психоанализа, прозрения гештальтпсихологии, откровения философии экзистенциализма и феноменологии, посвящена книга "Гештальттерапия: возбуждение и рост в человеческой личности", первую часть которой мы предлагаем читателю.

Своеобразие изложения определяется здесь дополнительной задачей. Методы гештальттерапии излагаются в расчете на самостоятельную работу читателя. Впоследствии установка на аутотерапию не получила развития в гештальттерапевтическом движении, оформившемся скорее как психотерапевтическая школа в более традиционном смысле слова. Однако основное содержание понятий и методов, развитых в этой книге, продолжает оставаться фундаментом гештальттерапии и в ее современных вариантах.

Современная экзистенциальная психотерапия имеет множество направлений, одним из которых является Гештальт терапия.

Целью данной терапии является осознанность личности в стремлении повышения самооценки, наполненности и осмысленности жизни, повышение действий, которые направлены на улучшение общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Жизненные ситуации

Чтобы понять суть данной концепции, можно взять за пример жизненные ситуации, которые могут встречаться у каждого человека:

  • Женщина проводит все свое время на работе, и даже дома все разговоры связаны с ее деятельностью. Мужа обижает такая ситуация.
  • Мать, которая постоянно занята проблемами своих детей, отвлекаясь на посторонние мысли, допустила ошибку в рабочей документации.
  • В прогулке по улице ваша голова занята мыслями заняты о разбитых чувствах или упущенном романе, не заметив сигнала светофора, вы идете на красный свет.

Таким образом человек, живя внутренним миром, думая о ненужном для него, проживает постороннюю жизнь. Его воспоминания и мысли не дают находиться в реальном времени, проживать настоящие эмоции.

Или же наоборот повседневная суета отдаляет человека от его мечты или поставленной цели. Вместо того, чтобы сосредоточиться на этом, мы совершаем ненужные, суетные поступки.

Мы живем либо в воспоминаниях, которые порой приносят нам страдания, либо гонимся за фантомом – мечтой, которая вряд ли осуществиться. Как итог — это приводит к разводам, инфарктам, болезням, язвам или увольнению с работы. Освоив технику гештальт терапии, вы сможете фильтровать ненужные для вас ситуации.

Историческая справка

Данное учение было разработано Фрицем Перлзом (1893-1970). Он был психиатром с большим стажем, разрабатывал методику лечения людей с психическими заболеваниями. Но уже при жизни ученого и по настоящее время гештальт терапия из психотерапевтического учения выросла во что-то большее. Сейчас данную терапию применяют во всех сферах жизни, так как она помогает разрешить тяжелые ситуации в жизни.

Сам Фриц Перлз утверждал, что человек — это целостное создание, а не собранные его части. Физические, духовные и социальные аспекты должны сливаться в единую личность.

Каждая проблема должна решаться исходя не из причины, а из ее осознания. Стоит задавать вопрос о том, что чувствует человек в данный момент и как это можно изменить, а не искать виноватых и не задумываться, почему так произошло. Терапия Перлза направлена на осознание жизни в данную минуту, здесь и сейчас, жить полноценной жизнью в настоящий момент, а не прошлым или будущим.

В 1951 году Фриц Перлз с двумя своими коллегами Полом Гуденом и Ральфом Хефферлином пишет свой труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности». В 1952 был учрежден Гештальт институт в американском городе Нью-Йорке. Еще в 1913 году ученый начинает изучать медицину с философской точки зрения. Настольной книгой у Фрица Перлза была «Психоалнализ» Фрейда.

Что такое Гештальт терапия?

Занимается ею гештальттерапевт. Путем внушения он фокусирует пациента на состояние «здесь и сейчас», обращая его в каждый момент настоящего. Человек начинает осознавать себя в реальном времени, у него появляется чувство ответственности, он начинает переживать чувства и эмоции сейчас и здесь.

Основные методы Гештальт терапии при работе с клиентами:

  • Фокусировка энергии.
  • Осознание ответственности.
  • Арт-терапия. Применение творчества и искусства в данном лечении.
  • Монодрама. Здесь используются ролевые игры, постановки, что позволяет человеку прожить драматические ситуации по-новому.
  • Пересечение работы с другими видами психотерапии, например техника «горячий стул».
  • Гештальт-молитва и др.
  • Телесно-ориентированная терапия. Она позволяет познать свое тело и понять, что душа и тело — это единое целое.

Существуют и другие способы работы с пациентами, но выше были представлены основные методы техники гештальт терапии.

Принципы данной методики

Основу данного учения составили следующие понятия и принципы:

  • Целостность. Стоит понимать, что человек — это целостное создание. Деление его на психику, душу и тело не способно помочь ему в осознании своего внутреннего мира.

  • Принцип создания и разрушения структур гештальт терапии. Он основан на потребностях и желаниях человека. Когда цель достигается, то происходит разрушение гештальта.
  • Смысл назакоченного гештальта, методы и техники терапии. Существуют в жизни людей и незавершенные жизненные ситуации, которые негативно сказываются на их психике. На сеансах гештальт терапевт помогает пациенту осознать свое незавершенное дело, мысленно его завершить или приблизить к завершению. Данный опыт человек переносит на повседневную жизнь, что позволяет ему справиться со множеством негативных ситуаций.
  • Контакт и его граница. У человека постоянно осуществляется контакт с видимыми вещами — окружающей средой, людьми, животными и т.д. Существуют и невидимые контакты — энергетические, биоэнергетические, психологические поля, наличие разной информации в жизни. Место соприкосновения человека со всеми этими видами называется границей контакта. Задача существующей терапии — создать благоприятные условия именно на границе таких контактов.
  • Осознание действительности. Здесь имеется в виду не то, что человек знает свою природу и окружающий мир. А осознание того, что он находится здесь и сейчас. Осознавать это не умом, а чувствами. Жить не с механическим сознанием, когда все ситуации и эмоции происходят неосознанно, а двигаться исходя из своего внутреннего содержания.
  • Нахождение здесь и сейчас. Понимать, что все важные моменты в жизни происходят именно сейчас. Находясь умом в прошедшем или будущем, мы упускаем настоящий момент. Прошлое уже далеко, а будущее еще не настало, поэтому человек пребывает в иллюзиях, забывая о настоящем.
  • Понятие ответственности. Это важное качество индивида, которое происходит из его осознанности. Если люди начнут осознавать настоящую действительность, то и чувство ответственности у них будет развито. Очень важно принять ответственность именно на себя, а не сваливать ее на других.

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга начиналась как рукопись Фредерика С. Перлза. Материал был развит и разработан Паулем Гудменом и получил практическую разработку у Ральфа Хефферлина. В том виде, в каком эта книга существует сейчас, - это результат совместных усилий трех авторов.

Общей была у нас одна цель: развить теорию и создать методики, которые расширили бы границы и область применения психотерапии. У нас было много разногласии; обсуждая их, вместо того, чтобы вежливо скрывать, мы не раз приходили к решениям, которых ни один из нас не мог предвидеть. Многие идеи первоначальной рукописи сохранились, но столь же многое добавилось в результате совместных усилий трех авторов и, что еще важнее, многое получило новое значение в контексте книги в ее окончательном виде.

* * *

Первая половина этой книги приглашает вас погрузиться в себя и предлагает технику для того, чтобы это осуществить. Что может получиться из этой затеи - вот вопрос, который вы сразу зададите; но ответ на него нельзя поднести вам на словесном блюдечке с каемочкой. В действительности наиболее существенная часть ответа невербальна, и такой она и должна оставаться. Если вы получите этот ответ, то лишь проделав такую работу, как здесь описано. Но поскольку мы не можем ожидать от вас, что вы приметесь за работу, которая требует времени и усилий, поверив, что в конце концов овчинка стоит выделки, то попытаемся в этой книге описать общую человеческую ситуацию, а также показать, почему мы уверены в том, что можем дать что-то важное каждому, кто действительно хочет улучшить себя и свое положение.

То, что мы предлагаем вам сделать для самих себя, на первый взгляд может напоминать избитые истины, так как мы хотим помочь вам открыть себя, свою самость и мобилизовать её, сделать более эффективной в удовлетворении своих потребностей в качестве биологического организма и общественного человеческого существа.

Открытие себя может напомнить кому-нибудь старую историю о «вытаскивании самого себя за волосы». Но, как мы понимаем данный термин, - это трудный процесс. Далекий от внезапной вспышки озарения, этот процесс более или менее постоянен и кумулятивен - и не прекращается, пока человек жив. Он предполагает принятие особого отношения к себе и рассмотрения себя в действии. Для того чтобы рассматривать себя в действии - то есть рассматривать себя как действие, требуется техника, совершенно отличная от той, которую вы, может быть, уже испробовали и признали недостаточной - техника интроспекции.

Если открытие себя кажется небесполезным, но пугающим, мы не будем спорить с такой реакцией. Предположение, что у вас есть некое тайное или скрытое «я», что оно значительно хуже вас и лучше оставить его в покое, - не всегда у вас было, и вряд ли стоит навсегда его сохранять. Оно происходит от того, что в прошлом, в момент стресса, вы отвергли некоторую часть себя, доставлявшую вам слишком много беспокойства. В тогдашних обстоятельствах эти части вас были худшими, и чтобы жить в той ситуации, вам надо было от них избавиться. Это похоже на то, как ведет себя дикий зверь, попавший лапой в капкан. В таких условиях лапа становится угрозой и иногда зверь отгрызает ее, чтобы спастись, хотя и остается калекой.

Ваша жизнь сейчас может быть совершенно иной, чем тогда, когда вы отвергли часть себя, но в отличие от лапы зверя, эта часть может быть возвращена. Все ли еще существуют первоначальные причины, по которым вы ее отвергли, или они давно исчезли? Это, по меньшей мере, заслуживает рассмотрения. Мы предлагаем вам метод систематического рассмотрения и реконструкции вашей нынешней ситуации. Вы можете двигаться в своем собственном темпе. Процедуры организованы так, что каждая предыдущая составляет необходимую основу для последующей. Какую работу вы можете проделать за определенный интервал времени, зависит от того, какую часть себя вы отбросили и какова ваша нынешняя жизненная ситуация. В любом случае вы не сделаете ни одного шага быстрее или больше того, что сами хотите.

Мы не предлагаем вам ни «легкого пути к мастерству», ни программы морального усовершенствования, ни правил, обеспечивающих разрушение дурных привычек, которые вы на самом деле хотите сохранить. Мы вообще не собираемся ничего за вас делать. Мы предлагаем вам инструкции, с помощью которых вы - если захотите - можете отправиться в личное приключение и в процессе этого вы, своими собственными активными усилиями, можете сделать что-то для себя, для своей самости - открыть ее, организовать и направить на конструктивное использование в проживании своей жизни.

Парадоксы в этих утверждениях мы разъясним позже. Пока достаточно сказать, что, говоря «Ваше я», вместо того, чтобы просто сказать «Вы», мы бы хотели подчеркнуть особый смысл обладания, кроющийся в притяжательном местоимении «вам»: это ваше «я». Заметьте также, что «Вы», о котором идет речь, - то самое «Вы», которому предстоит делать открытия в течение Вашего «путешествия», и, одновременно, это составная часть «Вашего я». Эта та часть, которая читает эти строки, скорее все-го, проговаривая их про себя.

Не предполагается, что это предприятие будет легким. Может показаться, что выполнить указания легко - так легко, что вполне возможно, к концу вы решите: в этом ничего нет; вы проскочите все это, не получите никаких результатов, которых бы не предвидели заранее, и на этом остановитесь. Если же, с другой стороны, вы более тесно соприкоснетесь с экспериментальными ситуациями, которые создадите, то можете обнаружить, что в некотором смысле это самая трудная и раздражающая работа из всех, с какими вы сталкивались, - но и наиболее удивительная.

На этих страницах мы стараемся разговаривать с вами, как будто мы находимся лицом к лицу. Разумеется, у вас нет возможности, как в обычном разговоре, взять слово - ответить, задать вопрос, добавить подробности относительно своей личной ситуации; и мы, к сожалению, не знаем вас лично. Если бы мы знали касающиеся вас подробности - возраст, пол, образование, работу, ваши успехи и неудачи, ваши планы и ваши страхи, мы кое-что сократили бы или, наоборот, развили подробнее, где-то, может быть, переставили бы акценты, поменяли порядок; но это не изменило бы фундаментальным образом то, что мы хотим передать. Мы полагаем, что практически все, с чем мы будем иметь дело, применимо в той или иной степени, в том или ином отношении, к каждому человеческому существу, живущему в наше время в условиях западной цивилизации. Применить то, что соответствует вашей ситуации, и так, как это вам подходит, - это ваша работа в нашем совместном предприятии.