Уход за руками

Неформальные группы в воинском коллективе. Понятие о воинском коллективе. Разные степени развития

Неформальные группы в воинском коллективе. Понятие о воинском коллективе. Разные степени развития

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

4.4.1. Сущность воинского коллектива и стадии его развития

В коллективе происходит гармонизация личных и коллективных, социально ориентированных целей. Развитие каждого члена коллектива основано на разрешении противоречий между общими и индивидуальными целями. Задачи воспитания военнослужащих реализуются в единстве развития личности и раскрытия ее индивидуальности.

Конструктивную роль при этом коллектив играет тогда, когда обеспечивается равноправие командиров и подчиненных перед законом, защищенность прав личности, демократический характер самоуправления, превращение каждого члена коллектива в активного субъекта своей и коллективной жизни, участием в постановке целей, планировании, обсуждении и реальной практике.

Процессы развития воинского коллектива и личности каждого его члена тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, развитие личности военнослужащего во многом зависит от характера официальных и межличностных отношений, от уровня воинского коллектива в целом. С другой стороны – от степени активности военнослужащих, их способностей, индивидуального развития зависит сила воспитательного воздействия коллектива. Чем активнее отдельные члены участвуют в общественной жизни воинского подразделения, чем полнее в ней они реализуют свои индивидуальные стремления и интересы, тем большей сплоченностью отличаются коллективные отношения.

Понятие «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus – «собирательный».

В педагогике под коллективом понимается социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

В отличие от малых групп для коллектива характерны следующие признаки:

стоящая перед коллективом социально значимая цель осознана и принята всеми его членами, прилагающими максимум своих усилий в ее достижении и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности;

в коллективе должны присутствовать наиболее ценные типы межличностных отношений: доверие, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность и другие, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость;

коллектив должен возглавлять руководитель-лидер, т. е. лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.

Сущность коллектива детально определял А. С. Макаренко, который отмечал, что нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, поскольку у него есть органы, полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, это просто толпа или сборище. Если исходить из такого определения, то становится понятным: создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.

В повседневной воинской деятельности принято называть коллективом в широком смысле слова всякую группу военнослужащих с общей положительной социальной направленностью (коллектив воинского подразделения, части, соединения и т. д.). Однако такие группы иногда лишь внешне кажутся высокоорганизованными, поскольку в них имеются распределение функций, должностная иерархия, отношения субординации. При более тщательном изучении нередко оказывается, что межличностные отношения в этой группе конфликтны, она дробится на изолированные группировки, в ней нет единства мнения, имеют место негативные внутригрупповые традиции и т. п. В таком случае командиру любого уровня еще предстоит большая работа по организации личного состава, изменению межличностных отношений, воспитанию общих ценностных ориентаций, чтобы такая внутренне разрозненная группа военнослужащих превратилась в настоящий воинский коллектив.

Таким образом, понятие «коллектив» указывает на объединение людей, на социальную значимость их деятельности, общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в воинском подразделении можно выделить деловые (формальные) и личные (неформальные) отношения. Деловые отношения основываются на совместном решении задач воинской деятельности, на поддержании и соблюдении уставных правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

Деловые отношения отнюдь не исключают личных симпатий. Наоборот, они становятся прочнее, если подкрепляются последними, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между военнослужащими складывались хорошие, товарищеские отношения. Поэтому один из основных признаков коллектива – налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между военнослужащими. Круговая порука и всепрощение, которые чаще всего вызваны личными, узкогрупповыми симпатиями и антипатиями, считаются антиподом коллектива и коллективизма.

Итак, под воинским коллективом следует понимать высокоорганизованную группу дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, боевые и другие задачи. Хорошо организованная и социально ценная деятельность воинского подразделения способствует формированию опыта участия в коллективных формах взаимодействия военнослужащих. Воинская служба требует от всех участников совместной деятельности взаимной зависимости и ответственности в различных ситуациях, проявления деловитости, организованности, терпения, способности планировать и согласовывать свои действия с сослуживцами, а часто и управлять коллективом.

Воинский коллектив также способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск истинных ценностей и смысла жизни невозможен в уединении от товарищей, без проявления своего индивидуального своеобразия, отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора.

Воинский коллектив выполняет следующие функции:

организационную – становится субъектом управления своей общественной деятельности;

воспитательную – в нем военнослужащие предстают участниками определенных идейно-нравственных отношений;

стимулирующую – способствует регулированию поведения своих членов, определяет характер их отношений.

Особую важность приобретают вопросы формирования коллективов в воинской среде, где от степени сплоченности подразделения во многом зависит не только исход боя, но и вопросы сохранения жизни. Специфика воинской деятельности накладывает соответствующие отпечатки на процесс формирования и развития воинских коллективов.

В социальной психологии отмечается, что группа в своем развитии последовательно достигает наивысшей стадии, проходя ряд ступеней от малоорганизованного конгломерата людей до хорошо сплоченного коллектива, преследующего общественно значимые цели. Командиру как организатору важно представлять психолого -педагогическую сущность процесса формирования воинского коллектива, чтобы оценить степень сплоченности подразделения и оперативно принимать решения, направленные на его дальнейшее развитие.

В военной психологии и педагогике выделяют следующие этапы развития воинского коллектива:

социальное единство;

войсковое товарищество;

социальную и боевую зрелость.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

На этапе социального единства сплачивает категоричное требование командира-единоначальника, основанное на соблюдении положений уставов, норм морали и права. Командир как воспитатель начинает формирование воинского коллектива в неорганизованной группе военнослужащих, где уже возникли и действуют неформальные межличностные отношения. Среди них есть и дружеские компании, и враждующие «группировки», и обособленные интересы.

Руководитель напрямую взаимодействует с каждым подчиненным. Это обусловлено недостаточным развитием у них первоначальных переживаний общности цели, опыта коллективной деятельности. Командир берет на себя управление развитием воинского коллектива: объясняет и ставит перед военнослужащими общественно значимые цели, добивается их принятия каждым из военнослужащих, сам распределяет поручения, контролирует их выполнение, подводит итоги. Это необходимо для того, чтобы между подчиненными возникли отношения организованной зависимости как прообраз будущих коллективных отношений.

Предъявляя жесткие требования, командиру необходимо сочетать их с уважением чести и личного достоинства военнослужащих, проявлять заботу о подчиненных. Они должны быть категоричными, но не унизительными и не оскорбительными. Нельзя сразу требовать слишком многого и невыполнимого. Здесь должен соблюдаться принцип дифференцированности и индивидуальности в воспитании. К различным категориям военнослужащих в зависимости от уровня их подготовленности следует предъявлять и разные по сложности требования.

От умелого их предъявления непосредственно каждому военнослужащему во многом зависит успешность деятельности командного состава по сплочению воинских коллективов. Поэтому командиру подразделения важно начинать их объединение с четкого, без излишней назидательности и жесткости определения норм и правил поведения. Систематическая разъяснительная работа помогает подчиненным ознакомиться с уставными правилами поведения, осознать те противоречия, которые существуют между наличным и необходимым уровнем их развития. Все это заставляет их задуматься и вызывает потребность в улучшении своего поведения, стимулируя их к нравственному развитию и преодолению имеющихся недостатков.

Командирам нужно не только требовать, но и приучать военнослужащих к дисциплинированному поведению, строгому выполнению мероприятий, предусмотренных распорядком дня, бережному отношению к военному и личному имуществу, соблюдению правил воинской вежливости и т. д. Учить нужно практически всему. Если же подобного не осуществляется, словесные требования не дают должного эффекта.

Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы с военнослужащими организует их поведение, способствует улучшению работы и, таким образом, вносит в деятельность воинского коллектива элементы сплоченности и единства устремлений.

Постепенно слабо сплоченная группа начинает интегрироваться вокруг командира. Показателями этого процесса становятся появление мажорного тона и стиля работы, повышение качественного уровня во всех видах воинской деятельности, выделение реально действующего актива.

Командир на этом этапе развития коллектива решает следующие задачи:

выявление актива среди личного состава подразделения – тех воинов, которые больше других принимают участие в общественно значимой деятельности, более увлеченно участвуют в обшей работе, кто всегда приходит на помощь другим, кто жизнерадостен и с кем интересно общаться;

сближение военнослужащих, оказание им помощи в изучении и познании друг друга за более короткий срок (выявление интересов, способностей, умений, характера и привычек);

вовлечение военнослужащих в нужные общественные дела, которые оказались бы по силам всем подчиненным и одновременно были бы достаточно увлекательны, чтобы все приняли в них участие и выразили себя;

определение индивидуальных поручений каждому воину для создания реальной возможности действовать в коллективе и т. д.

Успех и продолжительность первого этапа зависят от личной примерности и правильного понимания командиром всех степеней своих основных задач, от обладания им необходимыми педагогическими умениями для реализации этих задач. Здесь главное внимание обращается не на мероприятия, а на реализацию триединства – деятельность, общение, отношения. Это очень ответственный и одновременно сложный этап в жизни воинских подразделений, поскольку он реализуется в ограниченные сроки в условиях напряженной воинской деятельности.

На втором этапе – войскового товарищества – у воинского коллектива появляются первые признаки субъекта воспитания: к проведению требований командира среди военнослужащих подключается актив как орган самоуправления, возникают отношения ответственных зависимостей. Командир на этом этапе опосредует педагогическое взаимодействие, ограничивая количество требований, направленных напрямую к каждому подчиненному. В коллективной деятельности он целенаправленно опирается на группу активно поддерживающих его военнослужащих.

Сначала руководитель «заражает» актив участием в общественной деятельности, делает активистов своими единомышленниками, помогает им организовать свою деятельность, распределять поручения, подводить итоги, оценивать результаты. При этом актив должен получать реальные полномочия и задачи, находящиеся в его компетенции. После этого командир может определить часть обязанностей для него и предъявить к нему требования. Через требовательность активистов происходит параллельное, опосредованное воздействие на каждого члена коллектива. На этом этапе категоричное требование командира становится и коллективным. Если это условие не выполняется, то нельзя говорить о формировании воинского коллектива в полном смысле этого слова.

На данном этапе командный состав воинских подразделений решает основные задачи: воспитание актива и первичных воинских коллективов.

Для оперативного решения задач воинского коллектива избирается актив , который служит организующим и сплачивающим центром. Через него осуществляется преемственность поколений в коллективе, поддерживается мажорный тон, передаются традиции. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением военнослужащие. Члены актива равномерно распределяются между первичными воинскими коллективами, а при необходимости их число в отстающих подразделениях может и увеличиваться. В зависимости от уровня сплоченности коллектива актив избирается или назначается на общем собрании военнослужащих.

Актив становится реальным помощником командира в том случае, если его члены не только эмоционально и на словах разделяют его мнение, но и самостоятельно организуют коллективную деятельность своих сослуживцев. Требования к членам актива должны предъявляться более серьезные, чем к остальным членам воинского коллектива. Они выступают для остальных членов коллектива ориентирами, образцами в боевой учебе и повседневной жизни. Игнорирование или ослабление таких требований может привести к распаду актива, а также и всех коллективных отношений. «…Гниение начинается с пользования привилегиями, с уклонений, с барского тона», – отмечал А. С. Макаренко.

Первичные воинские коллективы не должны существовать как серая масса исполнителей под руководством актива. Поэтому к коллективной деятельности важно привлекать всех военнослужащих, регулярно чередуя индивидуальные поручения с отчетом, анализом и оценкой результатов. Накоплению коллективного опыта способствуют временные активы, создающиеся для решения конкретных общественных поручений, служебных, учебно-боевых, спортивных, культурно-досуговых и других задач.

Важный этап в формировании актива воинского коллектива – изучение деловых и личных качеств всех членов коллектива и их положения в системе межличностных отношений. Это позволяет также правильно подобрать активистов.

Активисты должны получать от командиров поддержку их авторитета в глазах товарищей, доказательства их доверия, проявления к ним уважения. Немаловажное значение для ускорения формирования актива играет привлечение в его ряды и активное участие в его работе неформальных лидеров, что создает условия сближения официальной и неофициальной структур взаимоотношений военнослужащих.

Необходимая предпосылка хорошей работы активистов – четкое знание ими своих обязанностей и задач воинского коллектива. В работе с активом успешно используются специально организованные сборы по обучению методике проведения различных воспитательных мероприятий, систематические совещания по обмену опытом работы активистов подразделений, беседы командиров с активом, в процессе которых воспитатель постоянно может общаться с активистами как со своими единомышленниками. Также применяются и другие формы работы: разъяснение прав, обязанностей и задач коллектива, инструктирование перед проведением конкретных воспитательных мероприятий, оказание помощи в определении направленности общественной деятельности коллектива, контроль над выполнением поручений и т. д.

Если подобная работа становится системной и содержательной, члены актива деятельно поддерживают порядок и дисциплину в воинских коллективах, оказывают положительное влияние на других военнослужащих.

Главный неофициальный орган коллектива – общее собрание военнослужащих, которое проводится с определенной периодичностью. Основная цель собраний – направлять общую работу на достижение целей, стоящих перед коллективом, ориентируя на это всю организацию его жизнедеятельности. На них решаются текущие и перспективные учебно-боевые, служебные и общественные задачи, заслушиваются отчетные доклады общественных органов и проводятся выборы их членов, обсуждаются вопросы состояния боевой подготовки, воинской дисциплины и т. д. На собрании создается открытая обстановка для обсуждения любым членом коллектива вопросов повестки дня.

Таким образом, второй этап характеризуется формированием относительно высокой сплоченности личного состава, своеобразного самосознания коллектива, успешным решением учебных, боевых и других задач, привлекательной для всех деятельностью, осуществлением активного, творческого, делового общения военнослужащих.

Третий этап – социальной и боевой зрелости – органичное продолжение двух предыдущих. Воинский коллектив сам начинает формулировать и предъявлять требования, основанные на нормах морали и права, что свидетельствует о сложившейся системе самоуправления. Коллектив становится активным субъектом воспитания военнослужащих, раскрывая в полной мере свои воспитательные возможности по осуществлению «педагогики параллельного педагогического действия». Целенаправленное педагогическое влияние в этих условиях опосредуется.

Именно осуществляя параллельное воспитательное воздействие, воинский коллектив становится полноценным субъектом воспитания. Военнослужащие живут, выполняют служебные и функциональные обязанности, сообща занимаются спортом. Такое «параллельное педагогическое действие» обеспечивает каждому члену коллектива в совместной деятельности позицию субъекта.

Основные направления коллективной жизни воинского подразделения:

самоутверждение личности военнослужащего;

освоение личным составом различных видов воинской деятельности;

открытие каждым военнослужащим своей личности и индивидуальности через взаимоотношения с сослуживцами в различных сферах деятельности.

На этой стадии происходит объединение интересов, знаний, убеждений, действий, ценностей, взаимоотношения в основном бесконфликтны, отличаются взаимопомощью, взаимной поддержкой. Усиливается действие общественного мнения – особой формы коллективного требования, которое принимается всеми членами коллектива как неоспоримое и само собой разумеющееся. Активно развиваются традиции в воинском коллективе, отражающие уровень сформированности коллективных отношений. Происходит гармонизация формальной и неформальной структур отношений в коллективе: появляется стремление к общению и интерес к деятельности других воинских коллективов, в межличностных отношениях преобладают внимание друг к другу и готовность помочь, уменьшается проявление «звездности» и «отверженности» отдельных военнослужащих. Следует отметить, что данной стадии достигают не все воинские подразделения.

На этапе социальной и боевой зрелости развитие воинского коллектива не останавливается, и командир не должен успокаиваться. Воинский коллектив не может находиться без движения к цели. Если это условие не выполняется, то возможно возвращение на низшие этапы развития. Поэтому командирам необходимо ориентировать личный состав на решение перспективных задач повышения боевой готовности и совершенствования своего мастерства.

Таким образом, воинский коллектив развивается как социально-педагогический феномен: с одной стороны, формально направляемый влиянием командира как воспитателя и организуемым им педагогическим взаимодействием с военнослужащими; с другой – неформальными процессами самоорганизации, самоуправления.

Психология воинского коллектива - это раздел военной психологии, изучающий социально-психологические явления, проявляющиеся в процессе совместной жизни и деятельности военнослужащих подразделения.

Коллектив - это объединение людей, связанных единством деятельности, ее целей, средств и организации, общностью взглядов, норм и правил поведения, единой волей и общим руководством.

Воинский коллектив - это высокоорганизованная общность дисциплинированных военнослужащих, объединенных для совместного решения задач овладения военным делом, поддержания постоянной боевой готовности в интересах защиты Отечества; - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Он представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности.

Особенности воинского коллектива:

Специфичность целей и деятельности;

Деятельность строится на основе уставной организации, а также специфических норм правил поведения;

В бою выполняет свои задачи силой оружия, насилием по отношению к врагу;

Стабильность, относительная длительность и непрерывность пребывания личности в одном коллективе;

Специфическая разнообразность личного состава;

Специфичность оплаты за деятельность.

Такие общности образуются в рамках организованной структуры подразделений с их системой управления, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха. Но сама по себе эта организованная структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми, включенными в нее, образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности и создающий необходимые условия для всестороннего развития личности каждого отдельного воина.

Психология и поведение отдельного человека существенно зависит от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения называемые группами.

Признаки коллектива:

Организация, наличие органов управления, руководства;

Общественно-значимая цель деятельности;

Длительность совместного пребывания;

Определенный уровень сплоченности и дисциплины;

Общая психология.

Основой для возникновения и проявления всех социально-психологических явлений в коллективе является совместная деятельность и общение военнослужащих. Носителем психологии коллектива выступает весь коллектив или его большая часть, но не отдельная личность.

Объективные условия, в которых находится воинский коллектив, представляет широкие возможности для формирования психологии коллектива.

Социально-психологические явления коллектива являются важным фактором формирования и воспитания личности, проявления ее качеств и черт в процессе общения и выполнения определенной социальной роли.

Психология воинского коллектива, как и любого другого, составляют разнообразные социально-психологические процессы и явления, характеризующие содержание и состояние реального сознания данного коллектива.

В структуре воинского коллектива могут выделяться подструктуры, компоненты по степени устойчивости и подвижности.

Исходя из вопроса, следует вывод что, изучив воинский коллектив и зная его особенности, можно более эффективно использовать подразделение при решении поставленных задач, и на порядок уменьшить количество нарушений воинской дисциплины.

Вывод по главе: изучить психологические характеристики личности воина и воинского коллектива, играющие важную роль в поведении военнослужащего, а также духовный мир своих подчиненных - значит установить особенности направленности, характера, способностей и темперамента каждого из них, уяснить закономерности проявления их в поведении, эффективно построить деятельность подразделения, а также быть в состоянии прогнозировать будущее поведение военнослужащих, в том числе и в условиях боевой обстановки.

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Воинский коллектив

Группа военнослужащих, объединённых по формальному признаку (отделение, расчёт, взвод, рота), связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли и руководства. Военнослужащие в В.к. живут и действуют в непосредственных межличностных контактах, и, в силу этого, достигают более высокого уровня развития групповых отношений за счёт высокой степени сплочённости, слаженности и взаимопомощи.

Деятельность В.к. носит совместный, групповой характер, в процессе которой создаётся особая коллективная психология (дух товарищества, братства), которая регулирует совместную жизнь и деятельность военнослужащих. Формирование коллективных отношений чаще всего является результатом умелых действий компетентных, высоко подготовленных офицеров-руководителей, владеющих теорией и практикой обучения и воспитания, и обладающих высокой личной психолого-педагогической культурой. Однако В.к. является не только объектом психолого-педагогического влияния, но и сам является целостным субъектом воинского труда и субъектом влияния на своих членов коллектива при нарушении ими внутригрупповых норм. Дух В.к. выражают понятия «воинское братство», «ротная семья».

Элементами психологической структуры коллектива являются: система межличностных отношений участников во всём многообразии содержательных феноменов (качество этих отношений, взаимную приязнь и приемлемость, признание, статусность, ролевые позиции, уровень конфликтности и др.); коллективные традиции (как сложившиеся внутри группы, так и принятые, привнесённые в неё извне); коллективные настроения (характеризующие эмоциональный настрой членов группы на решение стоящих задач); коллективное мнение (система совпадающих оценочных суждений, сложившихся в коллективе в отношении событий, фактов, отдельных лиц); коллективные устремления (совокупность идей, взглядов, целей, которые определяют избирательную активность деятельности всех членов коллектива и мотивируют к достижению значимого результата).

Военная психология и педагогика исследует элементы психологической структуры В.к. с учётом специфики воинской деятельности и условий военной службы.

В РВСН, с учётом выраженной специфики воинского труда ракетчиков, работа по сплочению В.к. является приоритетной задачей командиров, штабов и органов воспитательной работы, так как решение задач по предназначению во многом зависит от слаженной коллективной работы всех военнослужащих. Работа по формированию воинского коллектива на уровне взвод (рота) является приоритетной задачей и начинается в период ввода в строй молодого пополнения. Формирование сплоченных офицерских коллективов является залогом успешного решения задач боевого дежурства в РВСН.

В условиях воинской деятельности роль коллектива чрезвы­чайно высока. В сложной и трудной обстановке выполнения слу­жебных и боевых задач воинский коллектив представляет собой испытанную форму организации не только боевого взаимодейст­вия, но и самоотверженной товарищеской помощи, взаимовыручки и т.д.

Воинский коллектив - это организованное в соответствии с воинскими уставами объединение военнослужа­щих на основе единства нравственных позиций, совместной служ­бы и учебно-боевой деятельности.

Основой для формирования воинского коллектива является подразделение. По прибытии в подразделение военнослужащие всту­пают в контакты между собой, в определенные отношения друг с другом и уже затем осуществляют совместную воинскую деятельность.

Процессы развития групп военнослужащих в воинские коллек­тивы - типичные практические ситуации в деятельности офицера. Комплектование и формирование подразделений и боевых расчетов, создание различных сводных команд для выполнения специальных работ - все это задачи, которые приходится решать офицеру посредством преобразований порой разрозненной массы в дееспособные воинские коллективы.

Особенно актуальным может оказаться решение таких задач в условиях боевой обстановки, действий диверсионно-разведыва­тельных групп противника, применения противником оружия мас­сового поражения и т.д.

Следовательно, офицер должен иметь знания и опыт в создании коллектива, его боевом слаживании и сплочении, а если потребу­ется, то и в восстановлении его структуры и дееспособности.

Воинский коллектив является разновидностью трудовых коллективов, и ему присущи все особенности и признаки этих коллективов.

Вместе с тем воинский коллектив имеет ряд особенных черт, присущих только ему. К ним относятся:

1. Высокая значимость цели и задач воинской деятельности. Главной отличительной характеристикой их является четко опре­деленная задача - защита Отечества.

2. Выполнение боевых задач осуществляется посредством са­мой передовой и совершенной техники и средств управления. Ос­новным содержанием деятельности воинских коллективов является освоение передовых, наиболее эффективных способов и методов применения техники и вооружения, поддержание постоянной боевой готовности.

3. Высокая боевая готовность, способность в кратчайшие сроки выполнить боевую задачу в любых условиях обстановки.

4. Специфика условий служебной и особенно боевой деятель­ности воинского коллектива, наличие реальной опасности для жизни личного состава, работающего на современной технике, постоянный жесткий лимит времени в деятельности всех катего­рий военнослужащих. В боевых условиях - изменчивость обстанов­ки, противоречивость, наличие постоянного воздействия со сто­роны сильного, коварного, хорошо подготовленного противника.

5. Своеобразные нормы и правила поведения, вытекающие из объективных потребностей несения дежурства, четкая регла­ментация взаимоотношений.

6. Своеобразный быт во всех сферах деятельности, обще­ния, питания, досуга, семейно-бытовых условий. Вещевое и пи­щевое довольствие унифицированы, здесь широко применяется принцип уравнительного распределения. Регламентирован досуг, в быту - самообслуживание. Специфичны и формы поощрения за ратный труд - преобладают моральные стимулы.

Важной особенностью коллективов войск является их многонациональный состав. Их отличают:

а. недостаточность жизненного опыта у молодых воинов, в том числе в сфере межнациональных отношений;

б. возросшая роль языка межнационального общения;

в. влияние элементов национальной духовной культуры;

г. развитие национального самосознания личности;

д. перенос на национальную почву межличностных конфлик­тов.

Эти особенности воинских коллективов необходимо учитывать в практической деятельности офицеров. Следует помнить, что здоровый воинский коллектив дисциплинирует человека, приучает соблюдать моральные нормы. Он обеспечивает общий психоло­гический подъем, атмосферу энтузиазма, повышает активность всех членов.

Воинский коллектив, как высшая форма объединения военнослужащих выполняет важные социальные функции.

Основными из них являются:

ü боевая;

ü организующая;

ü мобилизирующая;

ü воспитательная.

1. Боевая. Она связана с ведущей деятельностью и предназначением воинского коллектива. В процессе учебно-бое­вой деятельности у воинов формируются такие качества, как осо­знание высокой личной ответственности за выполнение боевых за­дач, дисциплинированность, войсковое товарищество, воинская честь, высокая активность, стойкость, выносливость, мужество, храбрость, исполнительность, решительность, самообладание, инициатива, находчивость и т.д.

2. Организующая. Сущность этой функции заключается в обеспе­чении воли и действия всего личного состава подраз­деления, направленного на обеспечение полного и качественного выполнения боевых задач. Важная роль в осуществлении этой функ­ции принадлежит работе командира по мобилизации личного состава на качественное выполнение боевых задач, по­вышение организованности и дисциплины.

3. Мобилизующая. Особенностью этой функции является то, что своей деятельностью воинский коллектив всег­да обеспечивает дополнительный запас нравственной энергии, ко­торый позволяет воинам, коллективу постоянно совершенствовать боевое мастерство, энергично выполнять служебные и боевые за­дачи, стойко переносить трудности, поддерживать высокую бое­способность и боеготовность. Правильно используя эту функцию, командиры добиваются высоких показателей в учебе, службе и боевой деятельности подразделений.

4. Воспитательная функция воин­ского коллектива. Ее следует выделить особо. Сущность этой функции выражается в воспитывающем влиянии кол­лектива на воинов и формировании у них научного мировоззрения, беспредельной преданности Родине и сознательного отношения к своему служебному долгу, патриотизму, коллективизму. Воспи­тательные возможности воинского коллектива широки и многооб­разны. Он не располагает административной властью, не имеет средств правового принуждения, но, выступая как носитель вы­сокой организованности, нравст­венности и нетерпимости к антиобщественным поступкам, оказы­вает огромное влияние на личность.

Используя механизм психологического воздействия - убежде­ние, принуждение, пример, внушение,- коллектив формирует в сознании каждого своего члена правильные мотивы поведения, социальные ориентации и установки, которые определяют социаль­ные качества личности. Но личность испытывает не только мо­ральные воздействия, она непосредственно включается в практи­ческую деятельность, в процессе которой формируются и закреп­ляются нравственные, боевые и психологические качества, необ­ходимые каждому воину.

Роль воинского коллектива как воспитателя в современных условиях постоянно возрастает. Это связано как с дальнейшим расширением демократии, гласности, прав и обязанностей вои­нов, так и с изменениями в жизни Вооруженных Сил - появлени­ем новых видов коллективного оружия, качественными изменения­ми в личном составе.

Для того, чтобы коллектив активно реализовывал воспита­тельную функцию, он должен обладать рядом черт. К ним отно­сятся:

1. Направленност ь. Она отражает меру осознания всеми членами коллектива значимости целей коллективной деятельности, их общественной необходимости, а следовательно, и внутренней готовности к их реализации.

Цели деятельности, обусловленных требованиями общества, официально выражены в законах, уставах, приказах и директи­вах командования, планах боевой и общественно-гуманитарной подготовки. Цели должны быть восприняты и усвоены каждым воином, нравственно мотивированы, эмоционально пережиты как актуальная задача практической деятельности. Тогда они ста­новятся элементом направленности коллективного сознания и воли.

Направленность коллектива интегрирует устремление воинов, направляет их в общее русло совместных переживаний и деятель­ности. В конечном счете, направленность способствует форми­рованию коллективной установки на успешное решение задачи. Она побуждает каждого воина исходить в своих действиях из общеколлективного интереса.

2. Требовательность . В высокотребователь­ном коллективе не находят место благодушие и самоуспокоенность, в нем крепче дисциплина, выше боеготовность. Воспитательная ценность коллектива оценивается по одному из самых существен­ных педагогических признаков - по развитию требовательности в нем.

А.С. Макаренко установил следующие этапы в становлении кол­лектива как воспитателя в зависимости от развития требователь­ности:

ü командир предъявляет требования к членам коллектива. Весь личный состав выполняет их;

ü требования командира принимаются и поддерживаются акти­вом;

ü требования командира и актива принимаются и становятся мнением всех. Коллектив может их применить к каждому своему члену;

ü требования командира становятся внутренней потребностью каждого члена коллектива, которые он применяет к самому себе.

Требовательность, как и другие черты коллектива, форми­руются командирами всем офицерским составом в процессе пов­седневной деятельности.

3. Самостоятельность . Самостоятельность коллектива выражается в праве, возможности и способности кол­лектива самому решать определенный круг задач, прежде всего воспитательных. Она способствует развитию требовательности, повышению профессиональной, боевой и воспитательной активнос­ти коллектива.

Самостоятельность коллектива усиливает ощущение причаст­ности личности к нему, повышает эффективность побуждающих, поощряющих и принуждающих стимулов, которыми располагает кол­лектив.

4. Боевая слаженность . Она порождает у воина чувства гордости за свой коллектив, единства и неот­делимости от него, высшую степень товарищеской спайки.

В большинстве наших частей командиры правильно и умело направляют работу на развитие направленнос­ти, требовательности, самостоятельности и боевой слаженности коллективов подразделений. Постоянная забота лучших офицеров-воспитателей о коллективе подразделения исходит из того, что коллектив формирует личность. Он воздействует на личность во­ина всей силой своего влияния. Поэтому офицер должен идти не от индивидуума к коллективу, а от коллектива к каждому солда­ту, сержанту, офицеру, и именно коллектив должен быть первой целью настоящего воспитания. А.С. Макаренко писал: "Не метод парного влияния от случая к случаю..., а организация коллек­тива, организация требований к человеку, организация реальных живых, целевых устремлений человека вместе с коллективом, вот что должно составить содержание нашей воспитательной ра­боты...".

Формирование коллектива-воспитателя - сложный и трудный процесс, требующий от офицера серьезной, напряженной органи­заторской и воспитательной работы.

Успешность ее в значительной степени зависит от глубины знаний офицером психологии воинского коллектива.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Воинский коллектив - это высокоорганизованная общность вооруженных людей, объеди­ненных для совместного решения задач овладения военным делом, поддержания постоянной боевой готовности в интересах защиты Отечества.

Настроение коллектива является показателем различных сторон их совместной жизни и деятельности.

2. В современных условиях роль воинских коллективов в ре­шении задач боевой готовности неизмеримо возрастает. Характер воинской деятельности и организационная структура подразделе­ний, специфика боевой службы, жизни, быта людей и система вза­имоотношений между военнослужащими - все это обусловливает роль и значение воинского коллектива в решении учебно-боевых и воспитательных задач.

3. Свою воспитательную роль коллектив выполняет лишь тог­да, когда ему присущи такие черты, как направленность, требо­вательность, самостоятельность, слаженность. Воспитательная сила коллектива в значительной степени определяется зрелостью и сплоченностью. Воспитательные возможности коллектива приво­дятся в действие не автоматически, а в результате целенаправ­ленной деятельности командира, подразделения.

4. Для успешного выполнения задач, стоящих перед подраз­делением, командир должен постоянно изучать коллектив, знать закономерности функционирования основных социально-психологи­ческих явлений в коллективе, уметь своевременно, грамотно воз­действовать на него з целях сплочения.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Военная психология как наука

На сайте сайт читайте: "военная психология как наука"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» № 12.2005 г. (стр. 52-54)

Первичный воинский коллектив как социальная организация

Заместитель начальника ВА РВСН им. Петра Великого по воспитательной работе полковник К. П. ВЕЛИЧКО

ВОИНСКИЙ коллектив представляет собой основную ячейку, которая непосредственно связывает личность воина с армией и обществом в целом, включая ее в систему общественных отношений и социального взаимодействия, открывая широкие возможности для проявления творческой активности в труде и общении. К тому же воинский коллектив выступает как важный фактор воспитательного воздействия на личность воина, формируя ее морально-психологические и нравственные качества. Тем самым коллектив - это та среда, где развертываются разнообразные социальные процессы, организуется повседневная служебная, учебная, боевая деятельность военнослужащих, удовлетворяются их многообразные материальные, духовные потребности и интересы, складываются и закаляются морально-боевые, профессиональные и социально-нравственные качества.

Предмет социального анализа коллектива составляют социальная структура и функции коллектива, явления, процессы и механизмы, социальные микрогруппы в коллективе и отношения между ними, статус и роли различных типов военнослужащих, их социальная мобильность, адаптация личности в коллективе.

Воинский коллектив - сложная целостная социальная организация, в которой функционирование элементов осуществляется не по жестко и однозначно определенной схеме, а подчинено стохастическим закономерностям, имеющим вероятностный характер.

Одним из элементов иерархической многоуровневой армейской системы является первичный воинский коллектив (ПВК). Его организационные пределы - это взвод, рота или равные им подразделения в структуре Вооруженных Сил. Рассматривая первичный воинский коллектив как социальную организацию, следует отметить следующее. ПВК как организация находится в определенной среде. Такой непосредственной средой для него является воинская часть, в которой ПВК выступает в качестве сложной организации, - т. е. ПВК как целое состоит из частей (элементов), его образующих. К этим частям можно отнести так называемые «малые группы» и отдельных военнослужащих. В свою очередь, «малые группы» можно разделить на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Структурно эти «малые группы» ПВК состоят из нижестоящих элементов, в качестве которых как окончательные компоненты малых групп выступают отдельные военнослужащие.

Основополагающими понятиями при рассмотрении первичного воинского коллектива как социальной структуры являются «организация» и «социальная организация». Особенность «организации» заключаются, прежде всего, в иерархичности ее элементов, т. е. это пирамидально построенная система. Другие социальные системы такими не являются, хотя и могут приобретать в ряде случаев некоторые черты иерархичности. Кроме того, «организация» - это целевая социальная система. Цели «организации» могут задаваться как извне, так и вырабатываются внутри нее. В любом случае «организация» строится в расчете на достижение определенных целей. Таким образом, «организация» есть не что иное, как иерархическая целевая система. Ее элементами являются люди, взаимосвязанные на основе иерархии социальных статусов и социальных ролей. «Социальной организацией» является целевая общность, иерархическое соединение элементов которой обусловливается достижением совместной (групповой) цели. Иными словами, это объединение людей ради такой цели, которая не может быть достигнута никем из них порознь, хотя и важна для каждого. Достижение этой цели вынуждает их распределиться по ролям, целям («горизонтально») и руководству, подчинению, статусам («вертикально»).

Социальные связи, на основе которых формируются отношения между элементами в «организациях» и «социальных организациях», приобретают специфику, характерную для каждой конкретной формы «организации». Все многообразие социальных связей и отношений в «организациях» охватить и контролировать невозможно, да в этом и нет необходимости. «Организация» выделяет только те из них, которые связаны с реализацией ее целей. При этом она не учитывает индивидуальные особенности входящих в нее людей. Более того, она дает санкцию только на проявление определенных индивидуальных особенностей, тем самым, раскрывая собственную функцию социального института.

Для познания ПВК важно установить связи и отношения между подсистемами (элементами), существующими в той или иной системе. Исходя из этого, приступим к анализу структуры первичного воинского коллектива.

Вначале следует отметить, что в жизнедеятельности воинского коллектива выделяют три основные сферы: служебно-функциональную (сфера, в которой военнослужащие реализуют учебно-боевую и служебную деятельность), общественно-организационную (сфера общественной и спортивно-массовой работы) и социально-бытовую (сфера досуга, быта, дружеских контактов и связей военнослужащих).

В определении данных сфер не может найти отражение сразу вся гамма оттенков и граней взаимоотношений. По этой причине в каждой из этих сфер определяют относительно самостоятельные виды социальных отношений: военно-служебные (отношения, связанные непосредственно с воинской службой, выполнением учебно-боевых и служебных задач); общественно-организационные (отношения в системе общественной и спортивно-массовой работы); бытовые (отношения, контакты и связи военнослужащих в сфере досуга и быта); культурно-духовные (отношения, связанные с удовлетворением культурных и духовных потребностей, интересов); социально-управленческие (отношения, связанные с регулированием, контролем, воспитанием, координацией совместной деятельности) и пр. Данные отношения составляют социальную структуру воинского коллектива. Ее анализ дает возможность глубже уяснить функциональные связи и объективные механизмы внутреннего взаимодействия между военнослужащими.

Каждый человек, вступая в постоянное взаимодействие с другими членами коллектива, включается в систему внутриколлективных отношений. Его положение в социальной структуре коллектива определяется позицией, т. е. местом, обусловленным возложенной на него функцией, и вытекающими из нее обязанностями и правами. Ожидаемый соответственно занимаемой позиции образ действий поведения человека характеризует его социальную роль, т. е. некий устойчивый стандарт, нормативно одобренный образ поведения личности, занимающей определенное место в коллективе. В этой роли отражаются социально-типичные черты взаимоотношений человека с окружающими людьми, выполняющими смежные или соподчиненные функции. Следовательно, сгруппировав исходные единицы анализа по одному или нескольким системообразующим признакам, мы сможем представить различные уровни системы социальных отношений, а значит, получить их в виде неких обобщенных социологических моделей - функциональных, ролевых, позиционных. Таким образом, социальная структура ПВК представляет собой сложную систему социальных отношений, которые объединяют воинов в различных сферах совместной воинской деятельности и общения.

При этом следует заметить, что структура воинского коллектива теснейшим образом связана с функциями, которые он выполняет в повседневной деятельности войск. Остановимся на некоторых основных функциях (способах, механизмах поведения и пр.) данной системы, т. е. осуществим структурно-функциональный анализ ПВК как социальной системы.

Функция отражает движение объекта-системы. Иными словами, если до этого мы вели разговор о ее «статических» компонентах (элементах, структурах и пр.), то теперь необходимо проанализировать «динамический» компонент социальной организации - поведение. Здесь функция представляет собой отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого. Приведем краткие характеристики функций ПВК.

Первая. Военно-служебная функция отражает содержание деятельности воинского коллектива. В боевой обстановке он представляет собой не что иное, как форму социальной организации личного состава для совместного ведения вооруженной борьбы с противником. В условиях мирного времени эта же функция воинского коллектива обеспечивает планомерную подготовку военнообучаемых контингентов из числа призываемой в армию молодежи на основе всеобщей воинской обязанности или контракта.

Вторая. Социалъно-интегративная (общественно-организационная) функция обеспечивает духовную сплоченность его членов на основе органического сочетания интересов личности и общества, всестороннего вовлечения личности в общественно-полезную деятельность, прежде всего в сфере решения основных задач, стоящих перед коллективом.

Третья. Социально-коммуникативная функция направлена на обеспечение многообразных форм социального общения личного состава в условиях коллективной деятельности.

Четвертая. Социально-управленческая, воспитательная функция направлена на организацию, регулирование и совершенствование социальных отношений, сплочение членов коллектива, упрочение взаимопомощи и сотрудничества, социально-психологических контактов и связей в. интересах успешной реализации стоящих перед коллективом целей деятельности и конкретных задач.

Безусловно, структурно-функциональный анализ открывает большие возможности исследования не только структуры ПВК, но и социальных процессов, протекающих в нем.

Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. С. 69.

Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. С. 69-70.

Социология. М.: Мысль, 1990. С. 68-69, 72. 122.

Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1989. С. 719.

Ковалев В. Социалистический воинский коллектив: Социологический очерк. М.: Воениздат, 1980. С. 57-60.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте