Уход за руками

Николай цискаридзе каким он будет отцом. Николай цискаридзе - биография, информация, личная жизнь

Николай цискаридзе каким он будет отцом. Николай цискаридзе - биография, информация, личная жизнь

Уникальный танцовщик Николай Цискаридзе, по мнению многих, обладает сложным характером, и не любит рассказывать о своей личной жизни. Чтобы сразу отсечь все наводящие вопросы, он говорит, что жена Николая Цискаридзе – понятие чисто теоретическое и жениться он пока не собирается. Возможно, это происходит из-за того, что он полностью поглощен работой, и на личную жизнь времени совсем не остается.

По словам Николая Максимовича, у него нет возможности длительно ухаживать за девушками, назначать им романтические свидания, но он не отрицает, что романы в его жизни случаются периодически. А то, что в светских новостях не появляется информации о той или иной потенциальной жене Николая Цискаридзе знаменитый танцовщик объясняет тем, что не афиширует своих отношений и умеет хорошо маскироваться. В любом случае, он бы не хотел, чтобы на всеобщее обозрение и обсуждение выносились подробности, касающиеся только его лично.

На фото - Николай Цискаридзе

Но Николай Максимович совсем не против того, что когда- нибудь он станет отцом семейства, но расставаться с холостяцкой жизнью не спешит. Цискаридзе считает себя очень ответственным человеком во всем, в том числе и в создании семьи, о которой он собирался подумать где-нибудь после сорока лет. В этом году Николаю исполнится сорок один год, так что время, о котором он упоминал, уже приближается, и, вполне возможно, что в его личной жизни что-нибудь изменится.

Цискаридзе сложно найти спутницу жизни – запросы у него очень высокие. Николай Максимович ищет девушку красивую не только лицом, но и душой, и поиски эти пока не увенчались успехом. Ему было бы скучно жить с красивой пустышкой, поэтому будущая жена Николая Цискаридзе должна быть не только красивой, но и мудрой, самодостаточной девушкой, не для выхода в свет, а для долгой семейной жизни, и найти такую сейчас, по его мнению, очень сложно, тем более такому занятому человеку.

В свое время, когда Николай Цискаридзе был артистом балета, все его время занимали репетиции и спектакли, а сейчас он вышел на другой уровень, став ректором Академии русского балета им. Вагановой. Новая должность требует от Николая Максимовича огромной ответственности и еще больше времени, которое опять же будет украдено у личной жизни этого замечательного артиста и интересного человека. Тем не менее, хочется надеяться, что он встретит ту единственную, которая составит его счастье.

Ректору Вагановской академии Николаю Цискаридзе сегодня исполняется 44 года. Он один из самых известных российских артистов балета, премьер Большого театра на протяжении 20 лет,вплоть до 2013 года.

Цискаридзе исполнял главные партии в балетах «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Собор Парижской Богоматери» и других. Артист много гастролировал с труппой Большого, выступал на сценах ведущих театров мира, таких как «Ла Скала» в Милане, Новый национальный театр в Токио, Театр Елисейских полей в Париже.

После ухода из ГАБТа - ректор Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.

Цискаридзе регулярно появляется на телевидении, участвует в проектах телеканала «Культура» («Шедевры мирового музыкального театра» и другие программы). Член жюри телепроектов «Танцы со звездами», «Танцы на льду» и «Синяя птица».

Мама танцовщика Ламара Цискаридзе посвятила свою жизнь обучению и карьере сына. Она умерла рано, в 1994 году. Артист рассказывал: «Ради моей учебы в Московском хореографическом училище мама оставила дом, рассталась с отчимом, который не захотел уезжать из Тбилиси (его тоже уже нет в живых), и вообще бросила свою привычную благополучную тбилисскую жизнь. …Сначала мы жили у маминой сестры, потом на съемных квартирах. Работы у мамы не было. Жили на пенсию и деньги от тбилисской квартиры, которую мама сдавала. Очень трудно стало после дефолта. Спасибо, мне платили стипендию - она выручала ».


«Мне кажется, она стольким пожертвовала в своей жизни ради меня, в первую очередь потому, что надеялась обеспечить мне благополучную жизнь, ведь в те годы профессия артиста балета считалась очень престижной. Маме хотелось, чтобы я получил возможности, которых сама она была лишена. Например, ее мечта о поездках за рубеж, чтобы своими глазами посмотреть мир, так и не осуществилась. И когда я с Московским хореографическим училищем стал выезжать за границу, мама каждый раз говорила: "Посмотри там за меня одним глазком" », вспоминает Цискаридзе.

«Я никогда не видел маму в халате, я никогда не видел, как она красится - когда я просыпался, мама уже была одета и накрашена, когда я засыпал, мама еще была одета и накрашена. Даже не то, что накрашена, а прибрана. Это были женщины, которые три раза в неделю посещали парикмахерскую, причесывались, делали маникюр, педикюр, и так далее. Это был стиль их жизни, они по-другому не знали, как жить. И я помню очень хорошо, когда мы ходили в театр с мамиными тетями или знакомыми, это всегда были дамы с вуалетками, которые ходили весной и летом под зонтиками, у всех были перчатки и лайковые, и кружевные », продолжает Николай.

Цискаридзе признается, что не большой знаток грузинского языка. Когда он с мамой жил в Москве, она старалась хотя бы изредка говорить с ним по-грузински. И когда мамы не стало, он купил кассеты с грузинскими фильмами. «Фильмы понимаю, а вот новости по грузинскому каналу понимаю с трудом, особенно, когда говорят о политике - так быстро и такие слова дикторы употребляют, которых я не знаю », признается артист.

«Балет это армия. Даже хлеще, чем армия. Но дисциплина работает на результат. Чем строже педагог, тем большего в будущем добьются его ученики. Демократии никогда не было в нашем искусстве. Демократии в искусстве быть не может вообще - в нем может быть только абсолютистская монархия. Повезло вам с "императором-батюшкой" - значит, все у вас будет хорошо. Во главе дурак? Будет так, как сейчас обстоит дело во многих знаменитых театрах », отмечает Цискаридзе

«Когда мне было лет 15, я жалел, что пошел в балет. Но у меня был с мамой немножко спор, она говорила: ""Я же говорила, что ничего не выйдет"". Я сказал: ""У меня не выйдет? У меня выйдет!"". В принципе, не могу сказать, что я сейчас жалею, но - когда я вижу свои фотографии балетные, я не воспринимаю себя на них как себя. …Все говорят: ""Ты никогда не сможешь без этого"". А у меня нет этого сумасшествия. Другое дело, что я могу приносить пользу в этом деле очень большую. Но если жизнь скажет, что надо выучиться чему-то другому, ты не представляешь, как быстро и с какой легкостью я это сделаю. Пойду вышивать. Я так это делаю, что могу зарабатывать хорошие деньги, haute couture очень дорого стоит », рассказывает Николай.

Сейчас жизнь Цискаридзе очень поменялась. По сути, он поменял профессию. «Сейчас выходить на сцену - мое хобби. Любая серьезная театральная профессия должна быть хобби, которое становится призванием и смыслом жизни. А сегодня я выхожу на сцену, чтобы получить удовольствие. …Конечно, сейчас моя жизнь резко поменялась: из человека, который постоянно сдавал экзамены, ведь любой спектакль - это очень крупный экзамен, я превратился в человека, который экзамены принимает », цитирует Цискаридзе polit.ru

Кстати, фамилия Цискаридзе происходит от грузинского слова «цискари» - в переводе на русский это либо «небесные врата», либо «первая звезда на небе». Благодаря няне-украинке Николай вырос в украинских традициях. «Весь наш жизненный уклад, кухня, быт были украинскими. Вообще семья у нас получилась интернациональная: я с детства говорил на русском, украинском, грузинском и армянском языках », - рассказывал танцовщик.


В школе Николай хорошо учился, «очень быстро все воспринимал, поэтому все думали, что он будет учиться в МГУ. «А я всех обманул и ушел в балет », продолжил Николай. Он никогда не пытался разыскать родного отца: «А вот с его родственниками недавно довелось пообщаться. Узнал от них, что этот человек давно скончался. Рад, что у них все хорошо ».

Цискаридзе близорук: «зрение упало на втором курсе, но линзы специально не стал носить, чтобы не видеть никого в кулисе. Мне было все равно, что бы там ни происходило, - я всегда жил в своем иллюзорном мире ».

В ноябре 2012 года ряд деятелей культуры направили президенту Владимиру Путину письмо с просьбой назначить Цискаридзе директором ГАБТа вместо Анатолия Иксанова. Через год Большой театр покинули и Цискаридзе, и Иксанов.

Николай Цискаридзе не женат, у него нет детей, всю свою жизнь и энергию Народный артист посвятил балету.

Николай Цискаридзе - выдающийся российский артист балета, экс-премьер Большого театра , педагог, телеведущий, народный артист РФ, многократный лауреат «Золотой маски » и Государственной премии РФ .

Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси . Его отец Максим Николаевич Цискаридзе был скрипачом, но воспитывал мальчика отчим – педагог по профессии. Мать Николая Ламара Николаевна также была учителем, преподавала математику и физику в школе. Большое влияние на мальчика оказала его няня-украинка, которая проводила с ним много времени. Чтобы расширять культурный горизонт ребенка, его с малых лет водили в музеи, театры. Неизгладимое впечатление на Николая произвел балет «Жизель », увидев его, он влюбился в искусство балета. Родители были против увлечения сына, мама ждала, что он пойдет по ее стопам и станет учителем. Но однажды Николай увидел объявление о наборе в Тбилисское хореографическое училище и самостоятельно написал туда заявление о приеме и прошел отбор. Только когда его приняли, он рассказал об этом дома. Мама сначала была категорически против, но преподаватели училища убедили ее, что у мальчика есть талант, и его надо развивать.

Так в 1984 году Николай Цискаридзе начал заниматься балетом. Прогресс ученика был настолько очевиден, что родителям рекомендовали продолжать обучение в Москве. В 1987 году он поступил в Московское академическое хореографическое училище , в класс П.А. Пестова . Он окончил училище в 1992 году, будучи лучшим учеником класса. Свое образование Николай продолжил в Московском государственном хореографическом институте , педагогический факультет которого окончил в 1996 году.

После окончания училища на просмотре в Большом театре на Николая Цискаридзе обратил внимание Юрий Григорович , который настоял, чтобы талантливого юношу взяли в труппу. Свои первые роли в Большом он готовил с Галиной Улановой и Николаем Симачевым , в дальнейшем его репетиторами были Марина Семенова и Николай Фадеечев .

По традиции начинал Николай Цискаридзе с выступлений в кордебалете. В 1992 году он получил роль Конферансье в «Золотом веке », в 1993-м – дона Хуана в балете «Любовью за любовь », Французской куклы в «Щелкунчике », принца Фортюне в «Спящей красавице », Меркуцио в «Ромео и Джульетте ».

Уже в 1995 году он танцевал главную партию в «Щелкунчике », Джеймса в «Сильфиде », Паганини в «Паганини ». В «Спящей красавице » Николай Цискаридзе начинал с Голубой птицы, в 1997-м получил роль принца Дезире. В «Баядерке » он сначала исполнял роль Золотого божка, а с 1996 года – Солора. С этой ролью он в 2001 году дебютировал на сцене Парижской национальной оперы .

В 2001 году в «Лебедином озере» в постановке Юрия Григоровича Николай Цискаридзе начал исполнять обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения.

В том же году французский балетмейстер Ролан Пети утвердил Цискаридзе на главную роль в «Пиковой даме » в своей постановке на сцене Большого театра. После этой совместной работы Пети предложил Николаю Цискаридзе выбрать следующий проект, и тот неожиданно остановился на роли Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери » на музыку Жаppa .

В 2002 году Николай Цискаридзе вместе со Светланой Захаровой танцевал в гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева на сцене «Ла Скала » в Милане . В 2004 году он выступал в «Московской оперетте » в роли Смерти в мюзикле «Ромео и Джульетта ». В 2005-м Николай Цискаридзе принял участие в проекте Андриса Лиепы – постановке «Синего бога » Скрябина на сцене Государственного Кремлевского дворца .

Николай Цискаридзе , Итан Стифел , Йохан Кобборг и Анхель Корейя стали в 2006 году первыми участниками проекта «Короли танца », гастролировавшего в Нью-Йорке и Калифорнии . В 2008-м он вновь танцевал в Нью-Йорке в рамках проекта «Звезды XXI века ».

На концертах он также танцует «Видение Розы » в постановке Фокина , «Нарцисс » Голейзовского , па-де-де из балетов «Корсар », «Фестиваль цветов в Джензано ».

В 1995 году Николай Цискаридзе получил серебряную медаль на Международном конкурсе артистов балета в Осаке и премию «Восходящая звезда» от журнала «Балет». В 1997 году он стал обладателем первой премии и золотой медали на Московском Международном конкурсе артистов балета. В 1999-м на фестивале «Бенуа де ля данс» он был назван лучшим танцовщиком года. Трижды, в 1999, 2000, 2003 годах, Цискаридзе получал премию «Золотая маска». В 2001 и 2003 годах он становился лауреатом Государственной премии Российской Федерации. В 2001-м получил звание Народного артиста Российской Федерации.

Каждый год в свой день рождения 31 декабря Николай Цискаридзе выходит на сцену Большого в балете «Щелкунчик ». Как признался артист, для него это лучший способ отметить день рождения, потому что с детства «Щелкунчик » ассоциируется с праздником.

В 1998 году Николай Цискаридзе участвовал в показе Вивьен Вествуд в Нью-Йорке .

На гастролях в Париже Николай Цискаридзе получил травму колена, во время осмотра врачи обнаружили серьезную травму крестообразной связки в коленном суставе, с которой артист полтора года танцевал, не замечая боли.

Всероссийскую известность Николай Цискаридзе получил благодаря телевидению. В 1997 году он стал героем ток-шоу «Моя профессия ». Когда появился телеканал «Культура », он стал вести балетный раздел программы «Шедевры мирового музыкального театра ». На канале «Россия » он участвовал в популярных шоу «Танцы на льду » и «Танцы со звездами » в качестве члена жюри.

Николай Цискаридзе о «Танцах со звездами»: «Там участвовали выдающиеся спортсмены. В первом составе – почти все олимпийские чемпионы. Было интересно с ними познакомиться. Телевидение – это совсем другая жизнь, для меня это всё равно что на курорт съездить. Кроме того, работа на телевидении очень хорошо оплачивается. За одну съемку мне платили в два, а то и в четыре раза больше, чем за месяц очень тяжелой работы в Большом театре».

С 2004 года Николай Цискаридзе преподает в Московской академии хореографии и ведет класс в Большом . В 2011-м он оказался в центре скандала, когда выступил с критикой реконструкции Большого театра .

«Мне кажется, что эта абсолютно чудовищная ситуация планомерно поощрялась руководством Большого театра. Случившийся международный скандал, который быстро привлек всеобщее внимание, нанес значительный ущерб не только театру, но и правовой системе России. И, в первую очередь, самой России».

Спустя несколько месяцев администрация театра объявила, что досрочно расторгает контракт на работу педагогом-репетитором. После того как Цискаридзе назвал решение незаконным и пообещал подать в суд, его восстановили до истечения срока контракта – 30 июня 2012 года.

Но спустя год Николай Цискаридзе был уволен из Большого. Еще в марте 2013 года Цискаридзе отмечал, что опасается увольнения, так как на него наложено два строгих выговора за нарушение трудовой дисциплины. Один из этих выговоров, за интервью газете «Московский комсомолец» в апреле 2013 года был снят. Цискаридзе не раз допрашивали в связи с покушением на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина - ему плеснули в лицо кислотой. По мнению Цискаридзе, пресс-служба и руководство театра использовали ситуацию с покушением, чтобы надавить на неугодных.

Конфликт с руководством, тянувшийся несколько лет, окончился увольнением именитого танцовщика, уволили Цискаридзе также и с должности педагога-репетитора. В Большом театре Николай Цискаридзе проработал более 20 лет.

Ольга Шаблинская, «ПРО Здоровье»: Талия у вас по-прежнему 66 см?

Николай Цискаридзе: Ой, теперь уже не 66, и слава богу. Сейчас могу есть всё, что хочу. Я так счастлив от этого. Когда началась травля на меня и все стали говорить: «Вы посмотрите, как он увеличился», - я ничего не отвечал. Что значит «увеличился»? Костюм как застёгивался на мне 20 лет назад, так и застёгивается. Другое дело, что юноша в 20 лет и мужчина, даже если он худой, в 40 не могут выглядеть одинаково. Несмотря на то что размер сохраняется, земное притяжение никто не отменял.

- Помню, вы раньше мне говорили, что едите эклеры после сковородки картошки.

Это я ел до 33 лет. Потом уже вечерами не ел. А сейчас стараюсь держать себя в форме, чтобы размер одежды оставался прежним. У меня много красивых вещей, которые надо будет выбрасывать. Больше меня ничего не волнует. Меня никогда не волновало, как я выгляжу в жизни, для меня главное было - результат на сцене. А сейчас для меня главное - как дети выглядят на смене, во что они одеты, чтобы они не сели на холодный пол, чтобы везде лежали ковры.

Я прочитал очень хорошую фразу: не надо воспитывать детей, воспитывайте прежде всего себя. Когда ты ребёнку говоришь «не кури», но сам при этом не выпускаешь сигарету изо рта, грош цена твоим словам. Поэтому я в последнее время очень много занимаюсь самовоспитанием.

«Не буду старым принцем»

Сегодня вы исполняете только острохарактерные небольшие партии. А почему перестали выходить на сцену в крупных ролях?

Я давно сказал: никогда не буду старым принцем. Это трагично, когда дяденька старше 40 лет бегает и изображает из себя юношу. Движения-то он делает, но бег уже немолодой. Я остановил это сознательно, на пике. Всегда смотрел на «умирающего лебедя» и думал: «Какой класс! Ходишь из угла в угол и «падебуришь». Вот бы мне такую роль простую». И теперь она есть - Фавн, например. (Смеётся.)

Николай Цискаридзе в роли Фавна. Фото: www.russianlook.com

Ваши воспитанники недавно с триумфом выступили в Кремле. Когда приступали к ректорской работе в академии, верили, что удастся достичь такого успеха?

Абсолютно был уверен. Я знаю, как умею работать. И потом, видел тот материал, с которым мне повезло встретиться. Это выступление - совместный труд и мой, и всего педагогического состава. Мы целый год работали. Такого сложного р-епертуара, который показали в этом году, ещё нигде и никогда не было. Первый акт - «Спящая красавица». Это наше всё, Петипа. Далее - хореография одного из выдающихся выпускников академии, Джорджа Баланчина, на музыку Глазунова - вариация на тему «Раймонды». Балеты Баланчина в академиях не танцевали никогда. Были разные номера, но так, чтобы целиком балет, - нет.

В Мариинском театре мы показали выпускной спектакль три раза, и выступление имело грандиозный успех. И я счастлив, что переполненный 6-тысячный зал Кремлёвского дворца съездов 20 минут стоя приветствовал учащихся академии!

- По работе вы большую часть времени проводите в Санкт-Петербурге. Чувствуете себя уже питерцем?

Я живу в Москве, а служу в Питере. Я родился в Тбилиси, но вырос в Москве. Москвичом по воспитанию и менталитету навсегда и останусь. Для меня станция метро «Фрунзенская» - это мой дом. Поэтому не мыслю жизнь в другом месте.

Я в детстве понял, что не хочу никуда уезжать. У меня были такие предложения! Я был очень способным ребёнком в своей профессии. Но для меня были Большой театр и Москва самыми главными. Я летел со всех концов мира, если у меня стоял в афише спектакль в Мариинке или Большом. Никогда в жизни не отменял ни одного представления. И мне было безразлично, откуда лететь - из Нью-Йорка или из Токио.

- Многие считали ваше судейство в таких проектах, как шоу «Танцы со звёздами», красивым пиар-ходом...

О каком пиаре идёт речь? Помните, раньше в каждом киоске «Союз-печати» продавались открытки, постеры, календари с фотографиями всех звёзд Большого театра? Их популяризировали, как космонавтов. Артисты балета и оперы участвовали в таких передачах, как «Утренняя почта», «Кинопанорама», «Музыкальный киоск». Странно, почему все считают, что им было можно, а нам нельзя?!

Сейчас у многих артистов есть пресс-агенты, которые обзванивают ТВ и радио, просят: «Пригласите в программу». Я никогда за свои годы служения в Большом не позвонил ни на один канал и не сказал: «Пригласите меня». Или «Почему вы не пустили сюжет со мной, а пустили с Иваном Ивановичем?». В отличие от очень многих людей, которые меня окружают. Моё появление на ТВ - это всегда инициатива со стороны программ. Допустим, те же «Танцы со звёздами». Когда шоу делали первый раз, меня уговаривали принять участие. Я отказался: у меня были так подписаны контракты, что я не попадал под их расписание. Когда делался первый «Лёд», мне сказали: «Поставьте дни, когда вы можете, и дальше мы со всеми другими членами жюри будем вести переговоры».

Судьи проекта «Танцы со звездами». Фото: Кадр youtube.com

«Нынешние дети очень отличаются от нас»

Николай, многие мэтры культуры говорят: современное молодое поколение родилось с долларами в глазах, а в советское время, мол, было служение идее, патриотизм… На ваш взгляд, нынешняя молодёжь отличается от вашего поколения?

Очень сильно отличается прежде всего получением информации и обработкой её. Не надо забывать, что сейчас дети имеют такой быстрый доступ к любой информации, о которой мы не могли никогда даже мечтать. Для того чтобы нам выяснить что-либо, надо было бежать в библиотеку и искать, в какой книге это написано. А им надо взять и открыть, как я говорю, старика Вики-педа. Вот и всё. И это совершенно меняет жизнь.

Мы стояли часами у проходной для того, чтобы нас пропустили, - два человека из всей школы счастливчиков. Посмотреть какой-нибудь спектакль. А мы потом рассказывали друзьям. А им не надо никуда бежать - они сели и в YouTube вечером посмотрели всё. Колоссальное изменение в миро-воззрении произошло. И я считаю, что это к лучшему.

В пальто на сцену не входить!

Николай, не могу не спросить. Сегодня вы - ректор Академии балета в Питере. И всё же, только честно, вам не обидно от того, как вас некрасиво «ушли» из Большого?

Я очень счастлив, что это произошло именно так. Если вы возьмёте любого большого артиста, который являлся театральной эпохой (перечислять можно долго: Карпакова, Вишневская, Светланов, тот же Горский, Плисецкая), то заметите: все из этого театра уходили так. Это главный признак твоей исключительности, того, что ты был «лица не общим выраженьем».

Я уверен, что история циклична. Многое из того, что происходит сейчас, практически один в один написано в мемуарах Шаляпина. Начало ХХI века. Но всё то же самое... Он тоже говорит о том, что менеджер не может руководить таким коллективом, как Большой театр. Человек, который учился тому, чтобы сводить дебет с кредитом, не может влиять на художественную политику.

- Допускаете, что пойдёте в Большой театр как зритель?

Конечно, если будут показывать что-то интересное. Например, если Маша Гулегина (оперная певица, сопрано. - Ред.) приедет. Я точно знаю, что эта опера будет первоклассной. Но то, что иногда поёт рядом или как звучит оркестр, - у меня это вызывает удивление. Я вырос в другом Большом театре, где было всё на высшем уровне.

Я стараюсь не давать оценки происходящему в Большом. Всего, чего добивался, достиг сам. Я шёл по честному пути. И Захарова, и Лопаткина шли по честному пути. Они не просто так номер 1.

Но моё отношение к Большому никогда не изменится. Для меня это мой дом и храм. Клянусь вам: я мог за шиворот выбросить человека, который входил в верхней одежде на сцену. Потому что для меня это святое место.

Николай Цискаридзе стал гостем программы «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым на телеканале «Россия 1». Народный артист России поведал о покойной матери, которая полностью посвятила себя сыну. Ламара Николаевна оставила устроенный быт в Тбилиси, хорошую работу, бросила мужа - все ради того, чтобы любимый сын смог учиться в Московском хореографическом училище.

Цискаридзе рассказал, что никогда не знал родного отца. Мальчика воспитывали мама, которая привила Николаю любовь к балету, и няня. Ламара Николаевна не скрывала от сына подробности его судьбы, поэтому он никогда не назвал отчима папой.

«Отчим появился в моей жизни, когда я еще не разговаривал. Мне сразу объяснили, что я родился от другого мужчины. Как это случилось, мама, конечно, не говорила. Она с такой легкостью умела перевести разговор... Я же у нее появился, когда ей было 43 года. Она меня приучила с детства к дорогим вещам. Мама хотела быть всегда молодой, поэтому я называл ее по имени. В семье все работали, все пахали с утра до вечера. Так как я родился поздно, бабушки умерли, меня воспитывала няня. Это была фантастическая женщина. Уже повзрослев, я понял, что она мне не родная. Няня была настоящей киевлянкой, мой первый язык - украинский», – поделился Николай.

Цискаридзе рассказал, что советские врачи ставили Ламаре Николаевне диагноз «бесплодие». Она уже отчаялась родить, пока не сходила в храм.

«Как-то мама пришла в церковь, она была очень верующая, там какая-то бабушка рассказала ей, что в горах есть разрушенный храм, состоящий из одной стены, на ней - изображение девы Марии», – объяснил Цискаридзе.

Пожилая женщина наказала Ламаре Николаевне отправиться к стене и попросить у высших сил ребенка. «Она туда пошла, попросила... Потом мамин гинеколог меня все время называла чудом», – добавил артист.

Николай отметил, что мама обладала необычными способностями, она умела гадать. По словам артиста, сам он скептически относился к предсказаниям Ламары Николаевны, однако перед экзаменами во время учебы в училище всегда спрашивал у нее номер билета. Мама звезды ни разу не ошиблась.

Дату своей смерти Ламара Николаевна также знала заранее. Последние месяцы она провела в больнице: у нее случился инсульт. Николай настоял, чтобы родительница прошла полное обследование в клинике. Женщина разговаривала с сыном перед уходом. Артист поведал, что его шокировало, когда он увидел маму в морге.

«У нее был свежий маникюр. Я тогда подумал: «Господи, какие услуги в морге?!» Оказывается, мама знала, что она на днях уйдет и попросила санитарок позвать маникюршу в реанимацию… Сделать ей маникюр и педикюр. Я ни разу не видел маму без макияжа или с неухоженными руками. Поэтому я всегда первым делом, знакомясь с человеком, смотрю на его руки», – отметил Николай.