Я самая красивая

Образ богородицы прибавление ума. Молитва пресвятой богородице о прибавлении ума

Образ богородицы прибавление ума. Молитва пресвятой богородице о прибавлении ума

Празднование иконы Божией Матери, именуемой «Прибавление ума» («Подательница ума»), внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 20 декабря 2016 года (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 15 августа (по ст. стилю)).

Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его - держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темнооливковом фоне в лучах Божественного света. Особенность иконы - своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ - далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы - лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их - три Серафима, в подножии - Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение названия иконы: “В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума»”.

В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Никодим Павлович Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем сходно с иконой «Прибавление ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер»».

В конце XX столетия выводы А.А Титова получили новые подтверждения трудами многих итальянских историков, археологов и искусствоведов. Паломники к Святому Дому в Лорето теперь могут увезти с собой такую же картонную иконку «Прибавление ума», какая продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».

На Руси самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в Ярославской обласи в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев).

Чудотворный образ «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московском Тихвинском храме в Алексеевском.

Перед этой иконой обращаются с молитвой к Богоматери и Ея Богомладенцу как к источнику высшей мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.

Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Прибавление ума», глас 4

О Преславная Мати Христа Бога нашего, благих Подателя, милостию Своею всю вселенную сохрани, даруй нам, рабом Твоим, премудрость и разум, светом Сына Твоего души наша просвети, едина Всепетая, от Херувим и Серафим славимая.

Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Прибавление ума», глас 2

Я ко умом Христовым нас просвещающую, хвалим Тя, Пречистая Мати Господа, всю вселенную держащаго, Красоты мира видимаго и невидимаго, лучами Жизни нас озаряющая.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Прибавление ума»

Б огородице Пречистая, Доме, Егоже созда Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов честнейши и Серафимов славнейши сущая. Мы же, дивная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


2 Сентября 2018

Богоматерь премудрая

Перед чудотворным образом «Подательница ума» молятся об успехах в учебе школяров и просвещении разума взрослых.

Разума много не бывает

С незапамятных времен православные свято чтут образ Божией Матери «Прибавление ума» (или иначе «Подательница ума»), хотя в наши дни икону с таким необычным названием редко встретишь в храмах. Ее происхождение связано с глубокой верой русских людей в Пресвятую Богородицу – ходатаицу перед Сыном Своим о даровании духовных благ, главным среди которых является озарение ума и сердца Божественной Истиной.

«Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло», – наставлял преподобный Антоний Великий. Рассказывают, что в старину к иконе «Подательница ума» приходили душевнобольные, и многие из них по своей вере получали от Пресвятой Богородицы исцеление.

Издавна родители, замечавшие у детей слабый ум или трудности в овладении грамотой, неизменно обращались за помощью к Богородице. И сегодня любящие матери молятся перед этим образом о просвещении своих детей.

«Подательница ума» считается и «профессиональной» покровительницей студентов – неудивительно, что празднование ее совершается 28 августа, накануне учебного года. Впрочем, многим взрослым тоже не мешает помолиться о прибавлении ума: как говорится, мудрости много не бывает.

Необычная икона

Среди других православных образов Божией Матери икона «Прибавление ума» выглядит весьма непривычно: Богоматерь и Христос вместе облачены в один длинный колоколообразный плащ-далматик красного цвета, расшитый золотыми крестами, украшенный драгоценными камнями. Общее одеяние символизирует неразделимость служения Богоматери и Ее Сына. В верхних углах иконы изображены лампады с языками пламени, под аркой портика сверкает звездное небо, внизу виднеется город, символизирующий Небесный Иерусалим. Над головами Богородицы и Младенца Христа, увенчанных царскими венцами, парят три Серафима, у подножия – Херувим с распростертыми крыльями, с обеих сторон – Ангелы с зажженными свечами.

Необычна не только иконография, но и история образа. Считается, что его создал в XVII веке иконописец, который во время церковного раскола долго не мог понять смысла реформы Патриарха Никона. Он так мучился в стремлении определить, какие богослужебные книги верны – старые или новые, что боялся потерять рассудок, поэтому стал просить Богородицу о вразумлении. Молитвы помогли ему получить ответ, а он исполнил обещание, данное Пресвятой Деве, и написал ее в том образе, в котором Она ему явилась.

Назарет – Лорето – Москва

В начале ХХ столетия русский ученый-этнограф, археограф, писатель Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из итальянского города Лорето. Он писал: «В Лорето находится Святой Домик, или Святая Хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем, сходно с нашей иконой ”Прибавление ума”, которая западного происхождения, только переделана на ”московский манер”»

Когда-то Лоретская статуя Богоматери хранилась в маленьком домике в Назарете, где родилась и жила Пресвятая Богородица. В XIII веке, когда турки стали завоевывать восточные земли, множество христианских святынь было перенесено с Востока в Западную и Центральную Европу. Епископу города Лорето явилась в видении Царица Небесная, сказавшая ему: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега». Так и случилось: и Святой Дом, и кедровая статуя переехали в Лорето. Место было выбрано не случайно: историки свидетельствуют о том, что в этом итальянском городе еще за столетие до перенесения Дома Богоматери находилась церковь «Святой Марии в лавровой роще».

Святой Дом в Лорето имеет три стены, в его восточной части расположен алтарь, где за престолом под аркой установлено изваяние Богоматери с Младенцем. На их головах – драгоценные короны; правой рукой Христос благословляет, а в левой руке сжимает державу – символ царской власти. На Руси первые образы Лоретской Богоматери появились в XVI веке, вскоре после посещения Святой Хижины русскими паломниками. Сохранились документальные подтверждения переписки папы Римского Климента VII с Великим князем Василием III, который направил в Италию для переговоров Еремея Трусова «со товарищи». Гостеприимный папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето и осмотреть древние христианские святыни. Описание этого путешествия под заголовком «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны» вскоре распространилось в многочисленных списках по всей Руси, а затем было воплощено и в красках.

Гости города Лорето, посетившие Дом Святого Семейства, получают в дар картонную иконку «Прибавление ума», на которой под итальянским образом добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».

Рассказывают, что в старину к иконе «Подательница ума» приходили душевнобольные, и многие из них по своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление.

В Москве этому чудотворному образу Богородицы можно помолиться в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, рядом со станцией метро «ВДНХ». По преданию, нарядную церковь в стиле «узорочье» построили в 1676–1682 годах как часть комплекса «путевых дворцов» царя Алексея Михайловича на пути в Троице-Сергиеву Лавру. Молельные комнаты царя и царицы сохранились в храме до наших дней. Образ «Прибавление ума», подаренный храму в XVIII веке неким архимандритом, размещен у южной стены храма.

К радости православных, в России есть храм, где находится самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума». В Ярославской области, в 370 километрах от Москвы, на берегах Волги расположен старинный город Тутаев (Романов-Борисоглебск) – безусловная жемчужина русской провинции. Первое упоминание о церкви Покрова Божьей Матери, в просторечье Покровки, относится к XVII столетию. Именно здесь, в приземистом одноэтажном храмовом здании трапезного типа сохранилось несколько чудодейственных икон, в том числе и образ Богородицы «Прибавление ума».

«Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло», – наставлял преподобный Антоний Великий. «Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сир. 1,1), – гласит Священное Писание. Царь Соломон просил Господа даровать ему «сердце разумное, чтобы… различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3,9). Бесспорно, кроме человеческого интеллекта Соломон обладал еще и Божественной мудростью: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря» (3 Цар. 4, 29). «Будь осторожен: береги свой ум», – этими словами выразил праведный Иоанн Кронштадтский сущность святоотеческого учения об «умном делании» и хранении ума.

Икона Божией Матери «Подательница ума» издавна считается
«профессиональной» покровительницей студентов

…Многие паломники, приезжающие поклониться святыням в Лорето, Москву или Романов-Борисоглебск, не раз возвращаются туда, для того чтобы поблагодарить Божию Матерь за повышение интеллектуальных способностей и просвещение ума.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Подательница ума»

Богородице Пречистая, Доме, Егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред Пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им союз любве нерушимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов честнейши и Серафимов славнейши сущая. Мы же, дивная дела и многоразумную Премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва первая

О Пресвятая Дево! Ты - Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.

Молитва третья

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая

Премудрости Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави, ко Христу молящи усердно. Ты даждь ми слово, рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Местночтимая

_________________________________________________________

Образ весьма редкой иконографии. Фигуры Богородицы и Богомладенца покрыты колоколоподобным одеянием с крестами в качестве орнамента, что символизирует скорбь и прославление. Фигуры расположены на фоне портала райского входа, с восседающими на облаках ангелами со светильниками в руках, символизирующими свет истины. У подножия райского входа в виде миниатюрных домиков изображён Небесный Иерусалим.

Символика иконы Богоматери «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА» отражает идею искупительной жертвы Иисуса Христа, открывающей верующим дорогу в Небесный Иерусалим. Так же как и перед иконой «КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ» .

Перед иконой «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА» молятся Богородице о вразумлении детей, подвизающихся в учении.

__________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Прибавление ума»

Молитва первая перед иконой Прибавление ума

О Пресвятая Дево! Ты - Невеста Бога От­ца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спа­сение людей, обличительница грешников и наказательница бого-отступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнив­ших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие дру­гие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило ду­ши наша, и теперь теснят сердце всякаго ро­да печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все на­ши согрешения и послать к нам Духа Утеши­теля, как послал Он Его на апостолов, да уте­шенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Прибавление ума

Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, увра­чуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надеж­ды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость при­бегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.

Молитва третья перед иконой Прибавление ума

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Сера­фимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

_____________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Прибавление ума»

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери, Небеси и земли Царице, врачевство духовное всему миру подающей, благодарственная пения приносим о да­ровании Божественнаго сокровища, чудотворныя иконы Ея, «Прибавление ума» нареченныя, еюже ограждаеми, радуемся светло и с любовию взываем: Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Икос 1

Ангел предстатель послан бысть во град Назарет к чистей Отроковице Ма­рии рещи: радуйся, егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея. Архангела благовестие слышавши, Пречистая Дева во смирении сердца отвеща: се, Раба Гос­подня, буди Мне по глаголу твоему. Мы же грешнии, благоговейне чтуще Матерь Христа Бога нашего, яко Ангелом научихомся, тако со умилением вопием Благо­датней: Радуйся, Благословенная в женах; радуйся, у Господа обретшая благо­дать. Радуйся, силою Всевышняго осенен­ная; радуйся, Духом Святым освященная. Радуйся, верная Рабо Господня; радуйся, Богоизбранная Отроковице. Радуйся, Спасителя мира рождшая; радуйся, Мати Света, всех просвеща­ющая. Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы. Радуйся, Небеси и земли Царице; радуйся, яко Тя ублажают вси роди. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 2

Видящи, Всенепорочная, желание лю­дей новопросвещенных, благослови еван­гельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистаго лика Твоего изображение, и на него зрящи, глаголала еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила да будет. Темже благоговейне покланяющеся пред святыми иконами Твоими, имиже весь мир христианский украсила еси, благодарственно вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный открывающе, Пречи­стая Дево, благоизволила еси познати всем верным, яко есть воля Божия, бла­гая, угодная и совершенная, и всяк ум превосходящая. Призри на нас, Всепетая Богородице, озари светом истины, утеши нас, яко Мати, настави нас на путь правды, да возопиим моляще Тебе тако: Радуйся, Божию Силу и Божию Пре­мудрость, Христа породившая; радуйся, Бога с Человеком соединив­шая. Радуйся, светом разума души наша просвещающая; радуйся, неизреченныя славы Божия вместилище. Радуйся, почитания святых икон освя­щение; радуйся, духовных сокровищ Пода­тельнице. Радуйся, честным Твоим иконам бла­годать даровавшая; радуйся, яко на иконы Твоя взирающе, Самой Тебе покланяемся. Радуйся, во всем мире исцеления от святых икон Твоих подающая; радуйся, к Небесем умы и сердца наша возводящая. Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озарившая; радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 3

Силою благодатною осеняеми, благочестивии людие во град Назарет приидоша и обретоша тамо дом Богородичен, идеже Пречистая Дева родися и благовестие Архангела прият, и пренесоша дом той в землю Италийскую, во град Лорето. Верху же дома онаго доныне есть икона Богородична, от древа сотворена, юже ангельския Небесныя Силы невидимо окружают и благолепно чествуют, радостно вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи к роду христианскому матер­нее милосердие, вси концы земли ко спа­сению призывавши, Пречистая, темже убо народи разноязычнии от многих стран приходят в дом Твой и пред иконою Твоею исповедуют грехи своя. Того ради от востока до запада прославлена бысть икона Твоя, и избавленнии от болезней, скорбей и напастей людие приносят Ти благодарения, взывающе: Радуйся, Доме, Егоже созда Себе Пре­мудрость Божия; радуйся, граде Божий иже от малаго града Назарета произыде. Радуйся, дом Божий явлением Своим освятившая; радуйся, Святая Святых большая. Радуйся, с Предвечным Богомладенцем в Назарет пришедшая; радуйся, таинству спасения рода человеческаго послужившая. Радуйся, лествице, Еюже восходим от земли на Небо; радуйся, всему миру предивный по­крове. Радуйся, яко с верою покланяемся пречистаго лика Твоего изображению; радуйся, яко от него приемлем благодатныя дары во спасение душ наших. Радуйся, дивная знамения иконами Твоими совершающая; радуйся, державная Заступнице рода христианскаго. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 4

Бурею скорби велия одержимь бе изограф некий, в помрачении разума от земных врачей никоеяже пользы получивый. Тогда Пречистая Мати Господа явися болящему и заповеда икону написати, иже дом Ея во граде Лорето освящает. Сия исполнив, изограф исцелися и от того дне икону новописанную «Прибавление ума» нарече, поя пред нею хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше людие земли Русския, яко благоизволи Пресвятая Богородица дати им в радость и утешение икону Свою, «Прибавление ума» нареченную, многи­ми списками ея украсиша храмы и домы своя, от нихже дивная знамения и чудеса обильно содеваются всем притекающим с верою и поющим Преблагословенней таковая: Радуйся, образ Твой честный во уте­шение и освящение нам даровавшая; радуйся, болезни душевныя и телесныя иконою Твоею скоро врачующая. Радуйся, землю Русскую покровом милости Твоея осенившая; радуйся, любящия и чтущия Твой об­раз от всяких бед избавляющая. Радуйся, со иконами Твоими благо­датными невидимо в домы наша вхо­дящая; радуйся, благословение и радование тем приносящая. Радуйся, оставленных врачами на Свои всемощныя руце приемлющая; радуйся, иждившим от недуга ум исце­ление подающая. Радуйся, безнадежных Надеждо; радуйся, умов наших Просвещение. Радуйся, познания истины чистое зер­цало; радуйся, яко от востока и до запада имя Твое ублажается. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 5

Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Богомати: страну бо нашу Россий­скую и грады ея освящает, сущих во тьме невежества светом боговедения озаряет, разум наш, грехми помраченный, просве­щает, заблуждающихся же на путь дела­ния заповедей Сына Твоего и Бога настав­ляет, Емуже благодарственне вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Божественное сокровище - дивную икону Богоматере, к нейже усерд­но притекающе, в недузех исцеление, в скорбех утешение, в бедах избавление приемлем и радостно поем Заступнице нашей: Радуйся, явлением иконы Твоея вер­ных осиявшая; радуйся, яко Тобою во тьме возсия Солнце Правды, Христос Бог наш. Радуйся, Мати Света умнаго, благодатию всю вселенную озарившаго; радуйся, зарями благодати нас про­свещающая. Радуйся, светом Твоим мрак неведе­ния нашего разгоняющая; радуйся, Дево, яко Тобою свет боговедения всем возсия. Радуйся, свеще неугасимая, свет веры воспламеняющая; радуйся, добродетели путь освещаю­щая. Радуйся, святыни источниче; радуйся, от бед и напастей крепкая наша Хранительнице. Радуйся, любве Божественныя светильниче неугасимый; радуйся, сиянием чудес Твоих весну спасения нам возвещающая. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 6

Проповедует мир весь милости Твоя, Мати Господа нашего, во мнозех бо градех и весех земли Русския икона Твоя «Прибавление ума» лучами чудес сияет, просвещающи души наша светом Божия благодати и подвизающи пети прославльшему Тя Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в честней иконе Твоей, Богородице, свет спасения всем, блужда­ющим во тьме грехов и страстей, и всем молящимся пред нею с верою и благого­вением скорая помощь подается. Умов наших омрачение светом Твоим отжени, Всепетая, и даруй Истинный Свет узрети всем, с любовию вопиющим Ти сице: Радуйся, звездо незаходимая, Солнце Правды в мир вводящая; радуйся, Мати Света Истиннаго, души верных просвещающаго. Радуйся, благодатнаго учения Настав­нице; радуйся, яко светлым покровом ум наш омраченный осеняеши. Радуйся, заре невечерняя, мглу наших грехов разгоняющая; радуйся, тьмы и вечных мук нас избав­ляющая. Радуйся, от сетей вражиих свобождающая; радуйся, безумие мира побеждающая. Радуйся, душевредных учений низло­жение; радуйся, душеполезных знаний даро­вание. Радуйся, иконою Твоею нас утешаю­щая; радуйся, светом радости души ободря­ющая. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 7

Хотяй всем человеком спастися и в разум истины прийти, премилосердый Гос­подь и Создатель наш образ Пречистыя Матере Своея «Прибавление ума» даровал есть нам, да вси с верою молящиися пред ним, крепость слова, и разум, и мудрость ума приимше, в тишине помыслов Царю и Богу нашему поют: Аллилуиа.

Икос 7

Новая и преславная чудеса являвши, Мати Божия, верным людем святою ико­ною Твоею: силою благодати Христовы помраченныя умом просвещаеши, от без­умия отвращаеши, разслабленныя укрепляеши и всем притекающим к целебному Твоему образу скорую помощь подаеши, подвизающи пети Тебе таковая: Радуйся, из глубины неведения извлачающая; радуйся, многи в разуме просвещаю­щая. Радуйся, слово премудрости просящим дарующая; радуйся, несмысленных разумны содевающая. Радуйся, греховныя помыслы отгоня­ющая; радуйся, сердца ожесточенная умяг­чающая. Радуйся, ум к Богу возвышающая; радуйся, немудрыя умудряющая. Радуйся, ко благочестию наша Настав­нице; радуйся, одевающая нас вечною радостию. Радуйся, к Сыну Твоему и Богу мо­литвы верных приносящая; радуйся, и Сама непрестанно у Пре­стола Вседержителя о всех молящаяся. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 8

Странно есть видети икону Твою, Пречистая Богородице Дево, на досце написанную, духов тьмы прогоняющую силою Твоею Божественною и разум по­дающую немощию ума одержимым и всем неудобь учащимся; и нас, во гресех поги­бающих, молим со слезами, избави от враг видимых и невидимых, от тьмы неразумия, да всегда поем Спасителю и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 8

Вся земля Русская преисполнена, яко звездами богосветлыми, чудотворными иконами Твоими, Богородице Дево, в нейже и сия икона Твоя, «Прибавление ума», благодатию сияет и согревает оледене­лая сердца наша знаменьми милости Твоея к нам грешным. Сего ради пред ликом Твоим святым преклоньше колена, вос­певаем Тя, Всепречистая Мати наша, тако: Радуйся, скорби наша в радость пре­творяющая; радуйся, от разжженных стрел лукаваго нас защищающая. Радуйся, младенцев воспитание и бла­годатное хранение; радуйся, юности Охранительнице и Наставнице премудрая. Радуйся, детем неудобь учащимся разум подающая; радуйся, вражия сети разрушающая. Радуйся, верных разум просве­щающая; радуйся, неверныя посрамляющая. Радуйся, помрачением ума одержимых исцеляющая; радуйся, яко благодатию от иконы Твоея демони прогоняются. Радуйся, Мати милосердия и щедрот; радуйся, надеждо вечнаго нашего спа­сения. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское благого­вейно Тебе служит, Небеси и земли Ца­рице, человеческий же род хвалы Тебе приносит и Твою святую икону почитает, сию бо во отраду и утешение даровала еси нам. Научи нас, о Всеблагая, достой­но славити Тя и воспевати рождшемуся от Тебе Спасителю мира: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии человечестии недоумевают познати тайну служения Твоего роду хрис­тианскому, Богородице, ниже могут изъяснити силу чудотворную, от икон Твоих происходящую на всяку пользу душевную и телесную человеком. Мы же, православнии, со слезами радости пред иконою Твоею святою предстояще, прославляем Тя, Благодатная, и глаголем: Радуйся, Ангелов радование; радуйся, от Архангел покланяемая. Радуйся, Юже на воздусе сретают Херувими; радуйся, Ейже похвальная приносят Серафими. Радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя украшение; радуйся, всех Небесных Сил вышшая. Радуйся, от воинств Небесных почи­таемая; радуйся, всех земнородных славо. Радуйся, образом Твоим умы наша к Горнему возводящая; радуйся, Путеводительнице наша к Небесному Отечеству. Радуйся, сиянием души Твоея всю землю просвещающая; радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 10

Спасти хотя мир от безумия и прелести вражия, Человеколюбец Господь чуд­ную икону Твою, Богомати, дарова, пред неюже помраченнии умом исцеляются, беснующиися от демонов свобождаются, скорбящии утешение и радость обретают. Темже прославляюще Бога, подающаго нам таковыя милости, вопием Ему благодарне: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая и Покров буди нам, Всенепорочная, сопротив ополчений ви­димых и невидимых враг, ограждающи нас от всяких бед и болезней. Сего ради припадающе к иконе Твоей «Прибавле­ние ума», с верою в помощь благодатную и врачевство всем недугом душевным и телесным, радостно вопием Ти сице: Радуйся, от путей погибельных нас удаляющая; радуйся, на всяку истину верных на­ставляющая. Радуйся, духа болезни и уныния отгнание; радуйся, духа разума и крепости стя­жание. Радуйся, врагов силою Божиею по­срамляющая; радуйся, советы нечестивых разоряю­щая. Радуйся, беснующимся здравие пода­ющая; радуйся, вся лютыя недуги врачую­щая. Радуйся, от смерти духовныя нас из­бавляющая; радуйся, слезами Твоими грехи наша омывающая. Радуйся, радостию духовною нас див­но насыщающая; радуйся, и в будущем веце вечныя радости нас сподобляющая. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 11

Пение благодарственное приносим пред пречистым образом Твоим, Пренепорочная, за неизреченное Твое милосер­дие и молимся, о Богоблагодатная: огра­ди ум наш и сердце от тлетворных уче­ний, неверия и суеверия, сохрани страну нашу Российскую от всяких нестроений, врагами веры во Отечестве нашем воздвизаемых, и сподоби нас чистым сердцем славити Создателя нашего, поюще песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светоприемную свещу зрим ико­ну Твою, Богомати, сиянием чудес землю нашу просвещающую, на путь спасения нас наставляющую и сердца наша любовию воспламеняющую к Тебе, Пречистей Матери Господа. Мы же, ведуще силу благодати Твоея, песньми радостными прославляем Тя сице: Радуйся, премудрости Соломоновы превышшая; радуйся, сокровенныя тайны Божия верным открывающая. Радуйся, любомудрыя немудрыя яв­ляющая; радуйся, молние, души просвещающая. Радуйся, суетную мудрость века сего посрамляющая; радуйся, ослепленных ею на путь пра­вый наставляющая. Радуйся, искренне молящимся ум об­новляющая; радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая. Радуйся, Премудрости и благости Божия откровение; радуйся, Горняго мира Красото. Радуйся, явившая нам дивную икону Твою, яко дар небесный; радуйся, источниче радости непрестанныя. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси у Сына Твоего и Бога, о Всеблагая, подай нам руку помощи, да не погибнем без покаяния; покрый нас любовию Твоею, очисти умы наша от греховных помыс­лов, просвети сердечныя очи наша к зре­нию спасения и сподоби нас в жизни сей и в Царстве Небеснем воспевати Творцу и Создателю нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса, от иконы Твоея явлен­ная, Владычице, хвалим, славим и велича­ем Тя, честнейшую воистинну Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Призри с Небесе, Богородице, на предстоящия пред святою иконою Твоею и благодать Твою низпосли нам, избави от всяких бед и искушений вражиих всех воспевающих Тя, яко Заступницу и Хра­нительницу нашу: Радуйся, молитвами Твоими весь мир спасающая; радуйся, нынешняго скорбнаго века утешение. Радуйся, Мати Света, светом чистоты Твоея всех просвещающая; радуйся, воли Господни тайны нам открывающая. Радуйся, страну Российскую в жре­бий и достояние Себе избравшая; радуйся, явлением чудотворных икон Твоих землю Русскую благословившая. Радуйся, чудесы от образа Твоего к Свету Истины нас возводящая; радуйся, незримо нас 6лагодатию осе­няющая в образе Твоем. Радуйся, радость благодатную в сердца боголюбивая изливающая; радуйся, двери милосердия Божия ходатайством Твоим отверзающая. Радуйся, дары Духа Святаго стяжати нам помогающая; радуйся, едина Чистая и Благословен­ная в женах. Радуйся, Всемилостивая Владычице, премудрость и разум верным людем Твоим дарующая.

Кондак 13

О Всепетая Мати Присносущнаго Света и Отчия Премудрости, Ты еси свет омраченных, прибавление ума и радость сердец наших; услыши и приими моле­ние нас грешных, умудри нас неразумных и настави на пение и молитву пред иконою Твоею, «Прибавление ума» наре­ченную. Не престай молити о нас, недо­стойных рабех Твоих, славящих Тя и поющих Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

«Приобретай мудрость, всем имением твоим приобретай разум» - так говорил библейский царь Соломон. По преданию, перед началом царствования, Соломон просил у Господа не богатств и власти, а разумения. За этот выбор Бог благословил его и сделал мудрейшим из правителей, что принесло ему богатство и славу.

Важно! Христиане имеют великую Заступницу перед Богом за человеческий род - Богородицу. Она усиливает слабую веру и неумелую молитву, донося их до Бога. Милость Божией Матери является посредством Её образов. Один из них - икона «Прибавление ума» - напоминает христианину о главном богатстве, выборе царя Соломона.

Этот редкий и странный по написанию образ заставляет задуматься над его смыслом, показывает несовершенство человеческого ума в познании Бога. Молитва иконе «Прибавление ума» творит тихие чудеса: человек прозревает умом и начинает видеть главное - собственные грехи.

Два предания о происхождении образа

По преданию, «Богородица Премудрая» появилась в России в XVII в. после раскола, произошедшего в результате исправления церковных книг патриархом Никоном. Неизвестный художник долго размышлял над старыми и новыми текстами, какие из них правильные?

Икона «Прибавление ума»

Однажды, молясь Богородице о вразумлении, он увидел дивный Её образ. Вслед за этим Владычица повелела художнику написать икону, изображающую видение. Долго не мог он воспроизвести удивительный сюжет, забывая разные детали. Явление Божией Матери повторилось несколько раз, пока работа не была закончена.

Помолившись перед новым образом, художник почувствовал ясность ума, что позволило ему разобраться в мучившем его вопросе. Так была явлена редкая икона «Прибавление ума», имеющая также другие названия: Подательница ума или Филафета (греч. Правдолюбие).

Прообраз иконы в Италии

Исторические исследования приводят другие обстоятельства происхождения образа. Источником «Филафеты» могла быть католическая статуэтка Девы Марии, хранившаяся в г. Лорето (Италия). Деревянная фигурка Богоматери с Младенцем помещена в «Святом домике» - каменной хижине, где жила Мария. Сама хижина была разобрана и перенесена из Назарета в Италию греческой семьей, спасавшей святыню от нашествия арабов.

Статуэтка Девы Марии с младенцем

Скульптура изображает стоящую Богородицу с Христом на руках. Вся она так завешана украшениями, что открытыми остались только головки Марии и Младенца Иисуса. Жемчужные бусы покоятся на сшитом из ткани далматике - плаще без рукавов, надетом на статую. По мотивам скульптуры была написана икона Богоматери Лоретской, где Она вместе с Иисусом укутана драгоценной фелонью (плащ, принадлежность священнического облачения). При первом взгляде на Лоретскую икону видно её сходство с русской «Подательницей ума».

Читайте об отношении православия к другим религиям:

Образ Богоматери отправляется в Россию

В начале 16 века Василий III имел тесные контакты с Италией. В то время Православная и Католическая Церкви уже разъединились, и папы римские стремились взять Русскую Церковь под свою власть, предлагая Василию экономические и политические выгоды. Для этого нужно было лишь изменить некоторые догматы - основы православной веры.

Замысел пап не имел успеха, но Василий III всё же отправил послов на переговоры. Тогда уже было известно, что в Италии стоит «Дом Богородицы» и послы пожелали его увидеть. Папа Климент IV пригласил их в Лорето в надежде, что почитание общехристианских святынь сблизит православных с католиками.

Базилика Святого Дома в Лорето

Посетив святыню и услышав рассказы служителей Дома Богородицы, послы вернулись на родину и составили «Сказание о храме Святыя Богородицы», дошедшее до наших дней. Тогда же был сделан список Лоретской Девы, который распространился в России в виде иконы «Прибавление ума».

Обе истории дополняют друг друга. Божия Матерь пришла на русскую землю Своим «Умным Образом» в трудный период, когда каждый верующий должен был разобраться во множестве разногласий, вызванных церковной реформой.

Современным итальянцам так полюбился русский вариант Лоретской Богоматери, что и сейчас маленькие образки «Прибавления ума» раздаются у «Дома Богородицы» в Лорето.

Значение изображений

Самые древние образы выполнены на холсте, вопреки православной традиции писать иконы на досках. Происхождение странной формы одеяния Богородицы объяснено выше. Кроме того, здесь изображены:

  1. звёздное небо - символ рая, Небесного Царства. Святая Дева с Младенцем Христом стоит у райских врат и только через Её молитвы открывается человеку этот путь;
  2. белые здания под ногами Богоматери - Горний, Небесный Иерусалим. Также они могут изображать города, где пребывал «Дом Богородицы» во время своего путешествия из Палестины в Италию;
  3. серафимы - три шестикрылых Ангела над головой Богородицы и один - у ног. Серафимы - исполнители воли Божией. Большое количество крыльев означает их быстроту, а положение на образе - наибольшую близость к Богу;
  4. четыре ангела в апостольских одеждах со свечами изображают четырёх Евангелистов, несущих свет истины. Также они представляют четырёх главных Архангелов;
  5. две горящие лампады у райских врат - «светильники мудрых дев» из евангельской притчи, повествующей о девах, ожидающих Жениха. Мудрые девы взяли достаточно масла, чтобы их светильники горели до утра, а неразумные не имели запаса и опоздали на пир, пока искали, чем поддержать огонь.

Обычаи, связанные с образом «Прибавление ума»

В прошлые века в народе существовал благочестивый обычай помещать в церкви «обетные иконы». Иконописцу заказывали изготовление образа Божией Матери с определёнными святыми, к которым заказчики имели особое усердие в молитве. Икону жертвовали в храм, молясь об успехе какого-либо важного дела.

В качестве обетных икон писались и образа «Прибавление ума», причем сюжет мог меняться. Известен образ, где Богомладенец восседает на правой руке Богородицы, держа в руках символы царской власти. На обратной стороне доски написаны святые, помогающие в борьбе с блудом и пьянством.

Икона Божией Матери «Прибавление Ума», 1738 год. Иконописец игумен Савватий

На другой обетной иконе, из Рыбинска, кроме обычных изображений, приписан священномученик Антипа, к которому молятся при зубной боли. Есть сведения об иконе «Прибавление ума», написанной в XVIII в в молитве о построении храма. На ней написаны святые, которым посвящалась будущая церковь.

Еще о христианских обычаях:

К сожалению, большинство старинных списков было утеряно после революции.

Чтимые иконы в России

  • г. Тутаев (Романов-Борисоглебск) на берегах Волги украшен Свято-Покровским храмом, в котором находится чтимая икона «Прибавление Ума» XVII в. Икона признана чудотворной. К ней притекают за помощью учащиеся и одержимые слабоумием. Однажды священник храма, отвечая на вопрос прихожанина, произнёс, что обращение к Божией Матери помогает нам обрести истинный, божественный разум. Присутствовавшая здесь же бесноватая женщина вдруг промолвила не своим голосом, с трудом, как бы не по своей воле: «Это ты правильно сказал!»

Традиционно икону привозят из Тутаева в Ярославль к началу учебного года.

  • Покрово-Тервенический монастырь в Ленинградской области имеет часовню, где помещена единственная в России статуя Лоретской Богоматери. Здесь её называют «Прибавление Ума».
  • Московская Тихвинская церковь в Алексеево. Здесь находится старинная чудотворная икона XVII в., подаренная храму в то же время.
  • В музее г. Рыбинска хранится древний образ «Прибавление ума», выполненный в живописном «католическом» стиле. Вместо четырёх Ангелов на ней изображено два, один из них - с крестом. До революции икона хранилась в Спасо-Преображенском соборе города.

Посмотрите видео об Акафисте и истории иконы