Уход за лицом

Памятник царю в софии. Памятники софии. Александр II - Царь Освободитель Болгарии

Памятник царю в софии. Памятники софии. Александр II - Царь Освободитель Болгарии

В 1898 году по инициативе Организации ополченцев в Софии возникла идея создания такого памятника. Был объявлен международный конкурс по созданию проекта памятника. В конкурсе участвовали 31 претендент из различных стран. Победителем был объявлен, в то время никому неизвестный, флорентийский скульптор, талантливый Арнальдо Дзокки. Он являетя автором известных памятников в Болонье –Гарибальди, в Буенос-Айрессе –Колумбу, в Каире – Святому Франциска Ассизскому.

Памятник строился с апреля 1901 по сентябрь 1907 годов. На его строительство были привлечены средства муниципалитета Софии, часть средств выделил болгарский князь Фердинанд и остальные средства были собраны в виде пожертвований болгарского народа.

При создании памятника Царю-Освободителю Дзокки привлек литейщика, оказавшегося не соответствующим высокому классу. И уже через 35 лет на памятнике появились первые трещины. А во время бомбардировок Второй мировой войны — памятник сильно пострадал. С тех пор памятник не ремонтировался. Проводились небольшие работы по текущему ремонту, чтобы поддержать его, но серьезного ремонта не было.

Мэрия Софии еще в 2008 году хотела отремонтировать памятник, однако дело стояло на месте. Сейчас есть проект реставрации памятника болгарского архитектора Любомира Петрова. Стоимость работ 1,5 млн. лев. Работа началась при финансировании российского благотворительного фонда «Поколение», охраняющего историческое наследие. В работе по реставрации достопримечательности Болгарии — памятника Александру II — участвуют болгарские эксперты и русские реставраторы.

В феврале 1911 года вся Россия готовилась отметить 50-летие отмены крепостного права. Не осталось в стороне от этого юбилейного события и Козловское общество. Столь памятную дату на заседании Козловской городской Думы решено было ознаменовать постройкой памятника царю-освободителю Александру II. На основании этого решения Козловской городской управой было возбуждено ходатайство о разрешении открыть в пределах Тамбовской губернии подписку на добровольные пожертвования для сооружения в городе Козлове памятника императору Александру II. Памятник предполагалось установить в сквере против присутственных мест. (В наши дни здесь находится мемориал павшим борцам революции. Прим. автора). Ходатайство это 20 апреля 1911 года Высочайшею властью было удовлетворено.

На постройку памятника Александру II в Козлове сразу же начался сбор средств среди частных лиц и учреждений. 1 сентября 1911 года Козловская городская управа обратилась с ходатайством в уездное земское собрание с предложением «ассигновать какую-либо сумму на сооружение в городе Козлове вышеназванного памятника». Земство в стороне не осталось и выделило на постройку памятника 100 рублей.

В начале 1912 года уроженец города Козлова скульптор Валукинский, проживающий в то время в Киеве, предложил местной управе свои услуги. Он обязался вылепить для памятника царю-освободителю статую и представил соответствующие чертежи-эскизы вместе с пояснительной запиской. Эти документы и были рассмотрены Козловской городской думой 27 апреля 1912 года.

На том же заседании для рассмотрения проектов чертежей памятника и для сбора добровольных пожертвований было решено создать комиссию в составе городской управы, а также гласных Думы: Н.А. Углянского, Н.А. Верещагина, А.М. Курочкина, А.И. Кожевникова, А.И. Калабина, Н.С. Резникова, Н.Т. Богатырёва, М.Н. Кириллова, Д.А. Полянского и К.М. Ильина.

21 августа 1912 года на заседании Козловской городской Думы городской управой был представлен протокол комиссии по вопросу о сооружении памятника императору Александру II. При этом рассматривались три варианта монумента: бронзовая фигура с гранитным основанием и пьедесталом стоимостью 10500 рублей; из цинка с оксидировкой из меди и основанием из железобетона, отделанным под гранит или мрамор, стоимостью около 5000 рублей и отлитый из меди на железобетонном основании, отделанном под мрамор или гранит стоимостью около 7500 рублей. После недолгих прений члены комиссии изъявили желание приобрести памятник императору Александру II по третьему варианту.

Спустя время от добровольных жертвователей стали поступать средства. Так, в декабре 1912 года на устройство памятника по сто рублей перечислили известные горожане В.П. Калмыков, Д.И. Умрихин, Я.Н. Стрельников, И.Я. Кожевников и С.Н. Курьянов, а также торговый дом Курочкиных и акционерного товарищества «Полянского сыновья». По 50 рублей передали козловские купцы М.Н. Курьянов и К.М. Ильин, по 25 – граждане Н.А. Углянский и А.Н. Дорохов.

Конечно же, это только малая часть имён жертвователей. Несомненно, их было гораздо больше. Судя по всему, поступления шли довольно хорошо, так как вскоре представители городского самоуправления озаботились воплощением проекта памятника в жизнь.

20 мая 1913 года на заседании Козловской городской Думы городской управой был представлен на рассмотрение собрания протокол комиссии по вопросу о сооружении и постановке в городе Козлове памятника императору Александру II. В нём говорилось: «По открытии заседания г-н председатель сообщил о своей поездке в Москву и переговорах с некоторыми фирмами, изготовляющими различные памятники и монументы, предложил вниманию комиссии имеющийся в деле управы проект на предполагаемое сооружение названного памятника. Заслушав это сообщение, дума после обмена мнений постановила: «Поручить заместителю городского головы Д.И. Умрихину, гласному Н.Т. Богатырёву и городскому инженеру М.В. Дёмину одновременно с поездкою в Москву по вопросу о приобретении двигателя Дизеля (для городской электростанции. Прим. автора) войти также в окончательные с соответствующими московскими фирмами переговоры по приобретению памятника императору Александру II в пределах суммы 7000 рублей».

18 июня 1913 года городской управой на имя Э. Виллера было отправлено письмо следующего содержания: «Милостивый государь Эрих Эдуардович. Городская управа просит Вас поспешить в возможно скорейшем времени высылкою в трёх экземплярах проекта, заказанного Вам Козловскою городскою комиссиею, памятника императору Александру II с приложением к нему объяснительной записки. Проект этот должен представлять точную копию самой фигуры царя-освободителя, постамента, фундамента и ограды, а объяснительная записка точно указывала бы о том, из каких металлов будет изготовлен этот памятник включительно до фундамента и ограды. Завтра (19 июня) управа сделает на Ваше имя перевод в сумме 2000 рублей. Независимо от сего управа просит сообщить о том, приступите ли Вы к литью памятника теперь же или выждете, пока последует утверждение проекта министерством. При сем прилагается переводный билет Козловского отделения Русского торгово-промышленного банка на 2000 рублей».

Ответ в Козловской городской управе был получен 8 июля 1913 года. «Милостивые государи. Мы получили 20 июня Ваше заказное письмо с вложением перевода на сумму 2000 руб. и получили в Русском торгово-промышленном банке деньги, что настоящим имеем честь подтвердить Вам. Мы тотчас по получении Вашего письма приступили к исполнению заказа и просим Вас отсрочить нам его сдачу на 5 дней, т.к. перевод Ваш мы получили на пять дней позднее обещанного. Что касается испрошенного Вами от нас чертежа, то мы таковой изготовляем и вышлем его Вам для руководства на следующей неделе».

Хочется отметить, что к 50-летнему юбилею отмены крепостного права памятники Александру II устанавливались повсеместно как в крупных городах, так и в селениях. На заводе Э. Виллера по этому случаю стали отливать в большом количестве скульптуры императора. Права на изготовление её были приобретены у скульптора А.М. Опекушина и повторяли статую Александра II, установленную в Московском Кремле. Император был изображён в полный рост, в мантии, держащим в левой руке скипетр, а в вытянутой правой руке свиток манифеста. Вообще фирмой Виллера было сооружено более 500 памятников императору Александру II по всей России.

К сожалению, со временем сбор пожертвований стал менее активным, и строительство памятника, а также его открытие, первоначально намеченное на 1913 год, стали откладываться. Не был открыт памятник и в 1914 году.

На очередном заседании Козловской городской думы 16 июля 1914 года рассматривался протокол комиссии по вопросу сооружения памятника, после чего городской управе было поручено обратиться к Козловскому уездному и Тамбовскому губернскому земствам с ходатайством о дополнительном ассигновании на сооружение в городе Козлове памятника императору Александру II. В том же протоколе городская дума обращалась и к местным жителям с просьбой о сборе пожертвований.

Начавшаяся Первая мировая война отложила строительство памятника на неопределённый срок. Однако, несмотря на трудности военного времени, пожертвования продолжали поступать.

Газета «Тамбовский листок» от 14 августа 1915 года информировала читателей о том, что «постройка памятника-монумента, заложенного в сквере против полицейского управления, постепенно продвигается, и к октябрю месяцу предполагается его открытие». Но и в том году открытие памятника не состоялось. Не был открыт памятник и в 1916 году.
Косвенное подтверждение о том, что памятник императору Александру II всё-таки был установлен, мы находим в заметке, опубликованной в «Козловской газете» от 22 июня 1916 года. Речь в ней шла об очередном заседании городской Думы, где гласные, познакомившись с планом нового здания мужской гимназии, озаботились тем, что двор нового учебного заведения вплотную подойдёт к скверику, где установлен памятник. (Выделено автором этих строк). Сей примечательный факт вызвал в думской среде тревогу и продолжительные прения. Но не будем торопить события, надеюсь, что со временем и на этот вопрос найдётся ответ. А сегодня будем опираться лишь на имеющиеся факты.

Согласно воспоминаниям современников лишь к концу 1917 года памятник царю-освободителю был окончательно готов. Фигуру императора поставили на место и временно закрыли деревянным шатром. На следующий, 1918, год было назначено его открытие. Однако события октября 1917 года изменили отношение к нашему прошлому.

В козловской газете «Голос народа», вышедшей в воскресенье, 12 мая (29 апреля) 1918 года, была помещена заметка под заголовком «Упразднение памятника». Вот её содержание: «Советская власть решила упразднить памятник Александру II, сооружённый на бульварике против присутственных мест. Выполнение этого постановления, как нам передавали, назначено на сегодня».

По словам очевидца событий И. Нестерова, «Статую Александра II свалили с пьедестала и бросили сначала в пожарный сарай, а затем в железнодорожных мастерских, бронзу употребили на производство деталей к паровозам».

От памятника царю-освободителю оставлен был пьедестал, на который водрузили обтянутый красным материалом деревянный трапециевидный четырёхгранник, увенчанный пятиконечной звездой, высотой пять метров.

Открыли новый памятник 1 мая 1918 года в торжественной обстановке после парада красных партизан и частей РККА, а также демонстрации трудящихся и митинга. Но это уже другая история…

А много ли столиц на свете, где увековечен русский император?

Памятник Александру II стоит в самом центре Софии, напротив здания парламента. И адрес у монумента подходящий: "бульвар Царя-Освободителя". И весь этот квартал туристы часто называют русским. Напротив памятника императору грандиозный храм Святого Александра Невского - кафедральный патриарший собор Болгарской православной церкви (вмещающий более 5000 человек!), возведенный в 1912 году по проекту русского архитектора А. Померанцева в честь победы в войне 1877-1878 годов. По соседству - церковь святителя Николая Чудотворца (является подворьем Русской православной церкви).Чуть подальше - обелиск в знак победы русского оружия. Да и ближайшая улица квартала названа Московской...

Я много лет работал корреспондентом в Болгарии. И мне не очень приятно задавать этот вопрос: почему в современной России так несправедливы к памяти императора Александра? Одна-единственная скульптура в Москве, возле храма Христа Спасителя, работы Александра Рукавишникова - откуда такая скупость на похвалу человеку, сделавшему неизмеримо много для нас, россиян? Понимаю, коммунистические идеологи вычеркнули из российской летописи много славных страниц. Но сегодня-то кто не велит вспомнить об Освободителе и Реформаторе и достойно увековечить нашу память о нем не только в столице?

Флорентийский скульптор, гениальный Арнальдо Дзокки изваял Александра на высоком (12 метров!) гранитном постаменте. Государь изображен верхом на скакуне - дань тогдашней европейской традиции - в гордой (царственной, конечно же) позе. Александр, по утверждению мемуаристов, лихим наездником не был, но на театре военных действий часто садился в седло. Как и его брат, великий князь Николай, главнокомандующий русских войск, как и трое сыновей, которые на той войне командовали отрядами...

С четырех сторон постамента - скульптуры поменьше, сюжеты Освободительной войны. Генералы Скобелев и Гурко, граф Игнатьев, битва при Старой Загоре, подписание Сан-Стефанского мирного договора, созыв Учредительного собрания. По периметру - благодарное население. И надпись, не поблекшая за столетия: "Царю-освободителю - Признательная Болгария".

В 1892 году с идеей создания памятника русскому императору выступил Второй конгресс поборническо-ополченского корпуса. Был объявлен международный конкурс на лучший проект, участвовал 31 претендент. Детище победителя-итальянца Дзокки возводилось с апреля 1901 года по сентябрь 1907го. Средства на строительство дал муниципалитет Софии, часть денег выделил болгарский князь Фердинанд, остальные были собраны пожертвованиями болгарского народа...

Судьбу памятника - как и его прототипа - легкой не назовешь. Во время Второй мировой войны он сильно пострадал в ходе абсолютно бессмысленной американской бомбежки. Со временем были проведены реставрационные работы, а в 2013 году памятник приобрел свой первозданный вид. Финансирование обеспечил российский благотворительный фонд "Поколение", а в работе вместе с русскими реставраторами участвовали болгарские эксперты...

Что меня подкупает в неустанной работе рядовых болгар по сохранению памяти Александра Второго и других героев Русско-турецкой войны, так это их рассудительность и взвешенность. Недавно Балканский институт восстановления и развития предложил по случаю 140-й годовщины Освобождения Болгарии установить в центре небольшого придунайского города Свиштов памятник императору Александру II работы российского скульптора Зураба Церетели. Городской совет единодушно поддержал идею, а вот жители города решили не торопиться.

Нет, они не против установки памятника (80 процентов горожан проголосовали "за"). Но давайте подумаем, сказали рассудительные свиштовцы, куда памятник поставить. Дело в том, что высота скульптуры - 8 метров! Согласитесь, в центре маленького города, застроенного невысокими домами, монумент будет выглядеть просто-таки гигантом. Между тем неподалеку есть мемориальный комплекс "Памятници", именно в этой географической точке началось победное шествие русских войск, когда солдаты под водительством генерала Михаила Ивановича Драгомирова форсировали реку.

Перед началом операции генерал обратился к воинам: "На нас смотрит вся Россия. Для нас нет флангов, нет тыла. Есть только фронт! Или за Дунай или в Дунай!". После успешной операции Свиштов стал первым освобожденным от ига болгарским городом. И не логичнее ли, предложили горожане, установить памятник Освободителю именно в этом месте?

Привычный, как солнце, как ветер,
Как в небе вечернем звезда,
Как будто над городом этим
Вот так и стоял он всегда.

Константин Ваншенкин написал эти строки о солдате другой освободительной войны. О памятнике Алеше, что возвышается над Пловдивом. Обо всех памятниках. О нашей памяти.

Меткий на прозвища русский народ дал этому императору прозвище Миротворец. За то, что главной особенностью его правления было полное отсутствие каких бы то ни было войн. Речь идет об императоре Александре III. Стоит упомянуть и о том, что при нем были проведены весьма значительные политические и экономические реформы: отмена подушной подати, обязательный выкуп земли, понижение выкупных платежей. Кроме того, народ уважал своего самодержца за его глубокую религиозность и патриотизм на благо России. Все это стало причиной того, что сразу же после смерти императора Александра III было принято решение об установке ему памятника в Москве.

Памятник императору Александру III около Храма Христа Спасителя

В год смерти - 1894 - была объявлена всенародная подписка на сбор средств для создания памятника Александру III. Работа над монументом длилась почти 18 лет и завершилась в 1912 году, за это время было собрано 2 миллиона 388 тысяч 586 рублей, исключительно только народных денег. Таково глубокое уважение русского народа к императору из Дома Романовых (что старательно пытались закамуфлировать в советское время историки от коммунистической идеологии). Памятник символизировал единение православной России и русского Самодержавия. "Это была статуя, изображавшая русского императора как помазанника Божия ", – писал американский ученый Ричард Уэртман.

Вид на Храм Христа Спасителя и памятник Александру III с Москвы-реки

Автором памятника императору Александру III стал знаменитый скульптор, действительный член Академии художеств, А.М.Опекушин, известный по монументу А.С.Пушкину на Страстном бульваре в Москве. Так же в соавторстве с ним работали известный московский зодчий А.Н. Померанцев и инженер-архитектор К.А. Грейнерт. Памятник, выполненный из бронзы, изображал Императора сидящим на троне при всех царских регалиях: со скипетром, державой, короной и мантией монарха. Мантия спускалась одним концом на пьедестал из красного гранита. Гранитный пьедестал покоился на таком же гранитном постаменте. На уступе цокольной части помещались четыре бронзовых двуглавых орла в коронах с распростертыми крыльями. На пьедестале была высечена надпись:

Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему

Александру Александровичу всея России

1881-1894

Первоначально памятник планировалось установить в Кремле, но затем решено было поменять место и выбрана была площадка перед Храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной, лицом к Москве-реке, как более выгодная с точки зрения архитектурной перспективы.


Императорская чета - Николай II и Александра Федоровна -

На открытии памятника царю Миротворцу

Открытие памятника состоялось 30 мая 1912 года. Церемониал торжеств представлял скромную копию ритуала освящения Храма Христа Спасителя. В 8 часов утра пятью пушечными выстрелами с Тайницкой башни Кремля возвестили о начале торжества. Около памятника выстроились войска. К 10 часам к памятнику прибыла императорская чета: Николай II и Александра Федоровна. Их сопровождала свита в лице членов Государственного Совета, Государственной Думы, сенаторов, генералов и адмиралов, фрейлин и статс-дам, разнообразных губернских и уездных предводителей. Крестный ход из Храма во главе с Митрополитом Владимиром и царствующими особами сопровождался колокольным звоном близлежащих церквей. У памятника состоялось благодарственное молебствие с коленопреклонением. После 360 выстрелов салюта и исполнения Преображенского марша с памятника было снято покрывало, и Митрополит Владимир окропил монумент святой водой. Вечером город и памятник были иллюминированы. За московский памятник Александру III император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей.



Снос памятника императору Александру III летом 1918 года

Памятник просуществовал лишь шесть лет. Летом 1918 года он был разрушен во исполнение декрета "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". В пункте первом этого декрета в частности было написано следующее: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера." Таким образом опекушинский монумент был признан толпой малообразованных людей, захвативших власть, не представляющим интереса и не имеющим художественной ценности. Чуть позже таким же способом они будут "признавать и оценивать" ценности Эрмитажа, Русского музея, Кремля и т.п. хранилищ искусства, как не представляющие интереса для России и распродавать их направо и налево за бесценок ценителям настоящего искусства за рубежом...

Памятник Царю-Освободителю находится в самом центре Софии и является одной из важнейших исторических достопримечательностей города. Возведен в честь императора Российской империи Александра II, который в ходе русско-турецкого противостояния 1877-1878 годов освободил Болгарию от османского гнёта. Монумент многими признается одним из лучших произведений известного итальянского скульптора Арнольдо Цокки.

Построенный из полированного гранита, этот памятник состоит из пьедестала, средней части со скульптурами и массивным карнизом в стиле ренессанс. Венчает памятник статуя восседающего на коне императора Александра II. В основании монумента находится изготовленный из бронзы венок – это подарок Румынии, сделанный в память о погибших за освобождение Болгарии румынских солдатах.

Работа над его созданием была начата в конце апреля 1901 года и закончена 15.09.1903 г. Торжественное открытие произошло 30.08.1907 г., на нём присутствовали царь Болгарии Фердинанд, сын Александра II великий князь Владимир Александрович со своей семьей, известные российские, болгарские генералы и сам скульптор – Арнольдо Цокки.

К сожалению, в период Второй мировой войны памятник серьезно пострадал от бомбардировок и не ремонтировался с 1944 г. В настоящий момент находится на реставрации. Планируется, что церемония повторного открытия памятника состоится уже в 2013 году.