Уход за лицом

После 1945 года социалистический строй установился в. Мировая система социализма. Начало процессов глобализации в Европе и мире

После 1945 года социалистический строй установился в. Мировая система социализма. Начало процессов глобализации в Европе и мире
Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень Волобуев Олег Владимирович

§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны

Установление просоветских режимов

Освобождение советскими войсками стран Восточной Европы от фашистов привело к тому, что здесь началось формирование новых органов власти. Правительства восточноевропейских государств, заметную роль в которых играли местные коммунисты и их союзники, начали ориентироваться на Москву. Руководящие посты в компартиях, за редким исключением, занимали политики, прошедшие школу Коминтерна. Сильное влияние левых партий в Восточной Европе объяснялось их активным участием в движении Сопротивления, ослаблением правых сил после разгрома фашизма, а также поддержкой со стороны Советского Союза.

Сначала коммунистические партии входили, как правило, в состав широких общественно-политических объединений (фронтов). Представители компартий получали министерские портфели в коалиционных правительствах. Постепенно влияние коммунистов усиливалось. В частности, их авторитет возрос после проведения в восточноевропейских странах аграрной реформы, сопровождавшейся уничтожением крупного землевладения. С этого момента поддержку компартиям стали оказывать не только рабочие, но и многие крестьяне. К концу 1940-х гг. коммунисты вытеснили из правительств представителей других партий, установив контроль над государствами Восточной Европы. Почти повсеместно переход власти был осуществлён невооружённым путём при видимом сохранении демократических процедур.

Демонстрация в Праге. Конец 1940-х гг.

В послевоенные годы восточноевропейские социалистические страны добились значительных успехов. При активной помощи СССР был восстановлен их экономический потенциал. Если до войны только Чехословакия обладала развитой промышленностью (восточные районы Германии, вошедшие в состав ГДР, были менее развитыми, чем западные), то во второй половине XX столетия современная промышленность была создана во всех странах Восточной Европы. Даже такие традиционно аграрные страны, как Болгария и Румыния, уверенно вступили на путь индустриального развития. Однако по темпам роста экономики и жизненному уровню уже с 1960-х гг. Восточная Европа стала резко отставать от Запада. Неэффективность советской модели экономики, принятой восточноевропейскими коммунистами, стала одной из причин кризисов в странах социализма.

Югославская модель социализма

Единственным восточноевропейским государством, оказавшимся после войны вне сферы влияния СССР, была Югославия. Коммунистическое руководство этой страны, декларировавшее приверженность курсу на строительство социализма, вступило в острый конфликт со Сталиным. Причиной конфликта стало нежелание югославской компартии, и прежде всего её лидера И. Броз Тито, слепо выполнять распоряжения «товарищей» из Москвы. В отличие от руководителей компартий других восточноевропейских стран, он пришёл к власти без серьёзной помощи со стороны СССР. Советских войск после окончания войны в Югославии не было, и в этих условиях Тито начал проводить самостоятельную политику.

В конце июня 1948 г. состоялось совещание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформа) – международного объединения, пришедшего на смену Коминтерну. С подачи Кремля участники совещания обвинили «клику Тито» в отходе от идей марксизма-ленинизма. Они потребовали от югославских коммунистов «выдвинуть новое интернациональное руководство партии». В Югославии произошёл раскол. Тито жестоко подавил сопротивление: более 16 тыс. просоветски настроенных членов партии были заключены в концлагеря.

Сталин, в свою очередь, организовал показательные судебные процессы над рядом коммунистических руководителей стран Восточной Европы. Они были обвинены в пособничестве «клике Тито».

Советский Союз разорвал договор о безопасности и сотрудничестве, подписанный с Югославией ещё в годы Второй мировой войны, и начал подготовку к осуществлению военной интервенции в Югославию. Однако этим планам помешала сначала война в Корее, а затем смерть Сталина.

Королева Великобритании Елизавета II и президент Югославии И. Броз Тито

Руководство Югославии было вынуждено переориентироваться в своих экономических связях и внешней политике на страны Запада. Внутри страны Тито взял курс на строительство особой «югославской модели» социализма, основанной на отказе от форсированных темпов индустриализации, сохранении частных хозяйств в аграрном секторе, передаче предприятий в руки трудовых коллективов, допущении частного предпринимательства в сфере обслуживания и торговле, отсутствии твёрдых плановых заданий. Это позволило избежать тех экономических трудностей, которые испытывали большинство восточноевропейских стран в 1960-1970-х гг. Советско-югославские отношения после смерти Сталина нормализовались. Однако руководство КПСС продолжало считать «югославскую модель» ошибочной, югославских коммунистов по-прежнему обвиняли в ревизии марксизма-ленинизма. Тито парировал эти обвинения остроумной фразой: «Наши критики любят посещать наши магазины».

Германия: разделённая нация

Особое место среди социалистических государств Восточной Европы занимала Германская Демократическая Республика. Решения Потсдамской конференции о сохранении единой демократической Германии не были реализованы.

Обе половины разделённой «железным занавесом» нации создали в 1949 г. собственные государства. Вдоль их границ пролёг «фронт» двух военно-политических блоков. Здесь находились противостоящие друг другу мощные группировки советских и американских войск.

Германия не раз становилась ареной острых конфликтов. Первый раз это произошло в 1948 г., когда в ответ на проведение оккупационными властями союзников сепаратной денежной реформы советское руководство блокировало транспортные магистрали, ведущие из западных зон оккупации в западные секторы Берлина. В советскую оккупационную зону хлынул поток обесцененных денежных знаков, возникла угроза экономического хаоса. Для обеспечения снабжения Западного Берлина американская и британская транспортная авиация установила эффективный воздушный мост. Только через год блокада Западного Берлина была снята.

Новый кризис разразился в 1953 г. После смерти Сталина в ГДР вспыхнули беспорядки, переросшие в восстание против просоветского режима. Это стало ответом восточных немцев на снижение жизненного уровня. Положение коммунистического руководства ГДР осложнялось тем, что в «другой» Германии – ФРГ – благодаря реформам экономическая ситуация улучшалась. Коммунистическая верхушка ГДР не справилась с кризисом собственными силами. В Берлин были введены советские войска, восстание подавлено.

Вид Берлинской стены и Бранденбургских ворот

Новому руководителю страны Вальтеру Ульбрихту удалось стабилизировать положение в стране. Однако со временем ГДР стала всё больше проигрывать Западной Германии в темпах роста экономики и уровня жизни. Жители ГДР, преимущественно квалифицированные работники, покидали страну и перебирались в ФРГ. В этих условиях власти ГДР решили закрыть границу с Западным Берлином и ФРГ. В августе 1961 г. была построена Берлинская стена. Протянувшись более чем на 150 км, она «по живому» разделила город. Это сооружение стало символом «холодной войны» и раскола германской нации.

События 1956 г. в Польше и Венгрии

Критика в адрес Сталина, прозвучавшая на XX съезде КПСС, и призыв Н. С. Хрущёва учитывать национальные особенности разных стран в ходе социалистического строительства привели к неожиданным для советских руководителей последствиям. Осуждение сталинизма переросло в отрицание «социалистических завоеваний» и коммунистической идеологии. Результатом этого процесса стали социально-политические кризисы в Польше и Венгрии.

В июне 1956 г. на некоторых предприятиях Польши начались забастовки, быстро переросшие во всеобщую стачку. Рабочих поддержали студенты и либерально настроенная интеллигенция. Однако благодаря позиции руководителя польской компартии Владислава Гомулки удалось избежать вмешательства советских войск, расквартированных в Польше, и стабилизировать ситуацию в стране.

Польские события эхом отозвались в Венгрии, где коммунистическое руководство оказалось неспособно покончить со сталинскими методами управления государством. В сложившихся условиях в компартии усилилось реформаторское крыло во главе с Имре Надем. Росли оппозиционные настроения среди интеллигенции. Взрыв общественного недовольства разразился в октябре 1956 г. Вышедшие на улицы Будапешта демонстранты потребовали назначить Надя премьер-министром и вывести из Венгрии советские войска. Власти применили оружие, тем самым спровоцировав восстание, в ходе которого повстанцы захватили ключевые объекты в городе. Надь был назначен председателем правительства. Новый кабинет объявил Венгрию нейтральным государством, заявил о выходе из Организации Варшавского договора (ОВД) и подтвердил требование о выводе частей Советской Армии. Компартия была распущена. После того как советские войска покинули венгерскую столицу, здесь начались жестокие расправы над коммунистами и сотрудниками органов госбезопасности.

Восставшие в Будапеште сжигают портрет Ленина. 1956 г.

В условиях потери влияния в одной из социалистических стран и установления здесь прозападного режима руководство СССР встало на путь вооружённого свержения правительства И. Надя. В начале ноября на контролировавшейся советскими войсками территории была воссоздана просоветская венгерская компартия, новым руководителем которой стал Янош Кадар. Он обратился к Москве за помощью. В ночь на 4 ноября советские танковые соединения вошли в Будапешт. В ходе тяжёлых уличных боёв повстанцы были разгромлены. Западные страны, вопреки ожиданиям И. Надя, не осмелились вмешаться в венгерские события. После подавления восстания Надь и его ближайшие соратники были казнены.

«Пражская весна»

Во второй половине 1950-х – 1960-е гг. в большинстве государств Восточной Европы, в том числе в Венгрии, были предприняты шаги по либерализации экономических и политических основ жизни общества. В народнохозяйственных планах существенное внимание уделялось производству предметов потребления. Там, где отсутствовали необходимые сырьевые ресурсы и не хватало людей, были пересмотрены темпы промышленной модернизации. Стали более разнообразными формы производственной и потребительской кооперации. Расширилась доля частного сектора в торговле и сфере услуг. Реабилитация жертв репрессий конца 1940-х – начала 1950-х гг. сопровождалась «оттепелью» в сфере идеологии и культуры.

Особенно значительные изменения произошли в Чехословакии. В январе 1968 г. лидер реформаторского крыла компартии Александр Дубчек стал первым секретарём ЦК компартии. Программа действий реформаторов предусматривала большую идеологическую открытость общества, создание механизмов для обеспечения плюрализма мнений. Как только оппоненты коммунистов получили возможность открыто пропагандировать свои идеи, многие коммунистические постулаты оказались поколебленными. Либерализация общественной жизни в Чехословакии получила название «Пражская весна».

Рассчитывая удержать ускользающую из рук власть, консервативная часть руководства компартии Чехословакии обратилась к советскому лидеру Л. И. Брежневу с просьбой защитить «завоевания социализма» в стране. Получив формальное приглашение вмешаться в ход событий, СССР, Польша, ГДР, Венгрия и Болгария 21 августа 1968 г. ввели в Чехословакию свои войска. Интервенция стран ОВД привела к тому, что консервативные силы внутри чехословацкой компартии получили возможность освободить её ряды от реформаторов. Менее чем через год от демократических надежд граждан ЧССР ничего не осталось. Чехословакия вернулась в ровный строй социалистических государств, согласовывавших с Москвой каждый шаг.

На улицах Праги. 1968 г.

Поражение «Пражской весны» вновь продемонстрировало готовность руководства СССР подавить (если надо – военной силой) любую попытку той или иной страны выйти из зоны советского влияния. Верхушка КПСС присвоила себе право вмешиваться во внутренние дела восточноевропейских союзников с целью защиты ценностей социализма. Подобные действия стали называться «доктриной Брежнева».

Однако во время нового политического кризиса, разразившегося в 1980–1981 гг. в Польше, советские руководители уже не решились на прямую интервенцию. Недовольство поляков снижением уровня жизни вызвало всплеск рабочего движения, массовые забастовки и создание независимого от властей профсоюза «Солидарность», одним из лидеров которой был рабочий Гданьской верфи Лех Валенса. Задачу подавления оппозиции польские власти решали силами собственной армии, объявив в стране военное положение. Этот шаг на время отсрочил падение коммунистического режима в Польше.

После Второй мировой войны в государствах Восточной Европы к власти пришли коммунистические правительства, опиравшиеся на поддержку СССР. Несмотря на отдельные успехи в развитии экономики, политика правительств социалистических стран приводила к острым социально-политическим кризисам. Власть коммунистов сохранялась благодаря вмешательству СССР в дела восточноевропейских союзников.

Вопросы и задания

1. Какими методами сталинское руководство добилось установления просоветских режимов в государствах Восточной Европы?

2. Как внутриполитические изменения в СССР сказывались на политических процессах в социалистических странах?

3. В чём и каких успехов добились социалистические страны Европы?

4. Какими обстоятельствами были вызваны кризисные явления в государствах Восточной Европы?

5. Почему Польше, в отличие от ГДР, Венгрии и Чехословакии, удалось избежать вмешательства советских войск во внутренние дела?

6. Ориентировавшиеся на советскую модель социализма деятели компартии Чехословакии так обосновывали необходимость введения советских войск в страну:

«Наш, по существу, здоровый демократический процесс, исправление ошибок и недостатков прошлого и общее политическое руководство обществом постепенно вырываются из рук Центрального Комитета партии. Печать, радио и телевидение, которые практически находятся в руках правых сил, настолько повлияли на общественное мнение, что в политической жизни страны сейчас без сопротивления общественности начинают принимать участие элементы, враждебные партии. Они развивают волну национализма и шовинизма, вызывают антикоммунистический и антисоветский психоз. Руководство партии уже не способно успешно защищаться перед атаками на социализм, не способно организовать против правых сил ни идеологического, ни политического отпора. Само существование социализма в нашей стране стоит под угрозой. Политические средства и средства государственной мощи в нашей стране в настоящее время уже в значительной степени парализованы. Правые силы создали благоприятные условия для контрреволюционного переворота».

Каких изменений, происходивших в Чехословакии, больше всего опасались авторы этого документа?

Почему они смогли восстановить свой контроль над страной только при помощи советских войск?

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны Установление просоветских режимов. Освобождение советскими войсками стран Восточной Европы от фашистов привело к тому, что здесь началось формирование новых органов власти.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Ислам после второй мировой войны Ситуация резко изменилась лишь с середины XX в., после второй мировой войны и крушения системы колониализма. Эти события послужили толчком, резко усилившим весь ход общественной жизни, политическую активность масс, культурные и прочие

Из книги Вопросы и ответы. Часть I: Вторая мировая война. Страны-участницы. Армии, вооружения. автора Лисицын Фёдор Викторович

Страны-участницы Второй мировой войны. Нейтральные

автора

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть2 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Партизанство [Вчера, сегодня, завтра] автора Боярский Вячеслав Иванович

Глава 11 Использование опыта вермахта после Второй мировой войны «Мы видели, как дорого заплатили немцы за то, что заблаговременно не создали организацию для борьбы с партизанами... Мы должны учиться на ошибках немцев и извлекать пользу из их опыта». Ч.Диксон, О.Гейльбрунн,

автора Ткаченко Ирина Валерьевна

16. Какие были итоги Второй мировой войны? Какие изменения в Европе и мире произошли после Второй мировой войны? Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины ХХ в.В ходе войны были погублены 60 млн жизней в Европе, к этому следует добавить многие

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

20. Какие были основные тенденции развития стран Восточной Европы после Второй мировой войны? Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

21. Как происходило развитие США после Второй мировой войны? США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Президентом США стал Г. Трумэн, занявший этот пост в 1945 г. в связи со смертью Ф. Рузвельта.Переход экономики и

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

22. Каковы особенности развития Великобритании после Второй мировой войны? Великобритания вышла из Второй мировой войны победительницей, как одна из участниц антигитлеровской коалиции. Ее людские потери были меньше, чем во время Первой мировой войны, но материальный

автора Феденко Панас Васильевич

3. Международное положение после второй мировой войны Свою беспомощность авторы Истории КПСС проявляют особенно, перейдя к описанию международного положения после второй мировой войны. По их словам, после войны создался «реакционный империалистический лагерь», цель

Из книги Новая «История КПСС» автора Феденко Панас Васильевич

VI. После второй мировой войны - до смерти Сталина 1. Коренное изменение международного положения XVI глава Истории КПСС охватывает период времени с конца второй Мировой войны до смерти Сталина в 1953 г. С большим удовлетворением авторы констатируют коренное изменение

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

99. ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР После окончания Второй мировой войны соотношение сил между ведущими державами принципиально изменилось. Значительно усилили свои позиции США, в то время

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Ближний Восток: война и политика автора Коллектив авторов

Борьба за нефтяное могущество после Второй мировой войны Послевоенный период во многом стал переломным в истории нефтяной промышленности. С 1950 г. вследствие беспрецедентного роста темпов развития мировой экономики и промышленного производства, повышается и важность

Из книги От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке автора Григорьев Протоиерей Дмитрий

В послевоенное время СССР нуждалось в союзниках среди социалистических стран, поэтому было очень важно наладить с ними дружественные отношения. Одним из важнейших итогов победы во второй мировой войне явилось создание благоприятной обстановки для борьбы трудящихся масс за социализм. В результате успешного осуществления революций в ряде стран Европы и Азии, а впоследствии и на Кубе возникла мировая социалистическая система. Это стало крупнейшим событием истории после победы Октября 1917 г. С образованием мировой системы социализма соотношение политических и классовых сил на международной арене коренным образом изменилось в пользу мира, демократии и социального прогресса.

Социалистический лагерь, термин, которым после второй мировой войны 1939-1945 гг. в СССР обозначались государства, пошедшие по пути строительства социализма. К нему причислялись СССР и государства Восточной Европы, в которых у власти утвердились коммунисты, Китай после завершения гражданской войны (1949), затем Северная Корея и Северный Вьетнам. Противостояние двух лагерей (социализма и капитализма) рассматривалось как важнейшая черта мирового развития. Социалистический лагерь с первых лет существования столкнулся с серьёзными проблемами. В 1948 г. конфликт между И.В. Сталиным и И.Б. Тито, выдвинувшим свою модель социалистического общества, привёл к разрыву межгосударственных и межпартийных связей СССР и Югославии. В 1955 г. отношения были восстановлены; руководство СССР признало, что в Югославии сложилась самобытная модель социализма. Будучи одним из лидеров Движения неприсоединения, эта страна не присоединилась к советской системе союзов, не вошла в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и в Организацию Варшавского договора (ОВД). Термин "социалистический лагерь" постепенно вышел из употребления, особенно после ухудшения советско-китайских и советско-албанских отношений (1960-е гг.). Его сменили термины "социалистическое содружество", "мировая социалистическая система". К социалистическим странам относили: Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Кубу, Монголию, Польшу, Румынию, Чехословакию.

Важное внимание новое советское руководство уделяло вопросам дружеских взаимоотношений со странами социалистического лагеря. Укреплялись связи с Китаем. 15 мая 1953г. было подписано соглашение об увеличении поставок оборудования для строящегося в Китае с советской помощью 141 предприятия и о строительстве дополнительно 15 новых предприятий. Осенью 1954 г. во время визита в Пекин Н.С. Хрущева, Н.А. Булганина и А.И. Микояна была достигнута договоренность о выводе из Порт-Артура советских войск и передачи этой военно-морской базы в полное распоряжение КНР. Вывод войск был завершен в мае 1955 г.

Непросто проходил процесс урегулирования отношений с Югославией. В мае-июне 1955 г. состоялся визит Н.С. Хрущева, Н.А. Булганина и А.И. Микояна в Белград. Н.С. Хрущев выразил "искреннее сожаление" по поводу имевших место разногласий, ответственность за которые он возложил на осужденных руководителей органов госбезопасности, сфабриковавших материалы против югославских руководителей. В ходе переговоров Н.С. Хрущев по всем вопросам поддержал И. Тито. 2 июня 1955 г. была подписана совместная декларация, одним из важнейших положений которой было признание Советским Союзом за Югославией права выбора той или иной модели социализма, оставаясь при этом нейтральной страной и получая значительную советскую экономическую помощь. Значение белградской декларации трудно переоценить. СССР отказывался в отношении Югославии от насаждения советской модели социализма.

Начали развиваться торгово-экономические отношения между Вьетнамом и Советским Союзом 18 июля 1955 г., когда было подписано первое соглашение между правительствами. При техническом содействии СССР во Вьетнаме было построено около 300 предприятий в таких отраслях, как горнодобывающая, машиностроительная, химическая, пищевая промышленность, производство стройматериалов, транспорт.

В первые годы после окончания войны взаимоотношения между СССР и Албанией носили характер односторонней помощи Албании со стороны Советского Союза.

Еще до установления дипломатических отношений между сторонами, летом и осенью 1945 г., в Москве побывало несколько албанских делегаций, проводивших переговоры по различным экономическим вопросам. В ходе переговоров речь шла о разнообразной помощи. Разрушенному войной народному хозяйству требовалось много запасных частей и оборудования -- для нефтепромыслов, промышленности и транспорта. Ощущалась острейшая нехватка кадров специалистов в нефтяной и горнорудной промышленности, сельском хозяйстве, финансах. В первом послевоенном году над страной нависла угроза голода: с февраля не было осадков.

Правительство СССР предприняло ряд шагов по оказанию помощи Албании. Так, несмотря на крайне тяжелое положение, которое сложилось к тому времени в Советском Союзе, 22 сентября 1945 г. в Москве было подписано первое официальное советско-албанское соглашение о поставках в сентябре-декабре этого года зерна и химических удобрений на условиях кредита на сумму 1.5 млн. американских долларов. Погашение кредита предполагалось в течение двух лет товарными поставками (табак, медная руда, кожсырье).

Через несколько дней после подписания соглашения в порт Дурре-с прибыл первый пароход с зерном (15 тыс. т. пшеницы, 5 тыс. т. кукурузы и др.) из Советского Союза. Позднее, выступая на Московском 1960 г. совещании коммунистических и рабочих партий, Э. Ходжа так охарактеризовал эту помощь братской страны: "В 1945 г., когда нашему народу угрожал голод, товарищ И.В. Сталин изменил курс судов, груженных зерном, которые были предназначены для советского народа, который сам страдал в то время от нехватки продовольствия, чтобы направить их тотчас албанскому народу.

В письме делегации албанского правительства наркому иностранных дел СССР от 21 июля 1945 г. содержалась просьба обеспечить настоятельные потребности албанской армии, экономики, финансов и потребности в области культуры. Советское правительство в июле того же года откликнулось на эту просьбу. В постановлении "Об оказании помощи правительству Албании", подписанном Председателем ГКО И.В. Сталиным в Албанию направились специалисты по нефти, хрому, меди, железу, асфальту, финансам, сельскому хозяйству, образованию. В высших учебных заведениях выделялось 20 мест для граждан Албании.

Сегодня при упоминании всесторонней советской помощи нельзя не отметить двух важных моментов.

Во-первых, албанцы (в основном молодежь), не сидели, сложа руки. В стране наблюдался мощный патриотический подъем. Каждый день народ трудился на восстановительных работах. Благодаря этим усилиям в течение каких-нибудь двух лет ожили еще вчера казавшиеся мертвыми фабрики и заводы, шахты и мастерские. В короткий срок силами молодежи была построена шоссейная дорога Куке-с--Пешкопия, восстановлены сооружения в морских портах Дурре-с и Влера на Адриатике и Сарандо на Ионическом море.

Во-вторых, албанский народ в те дни выражал глубокую признательность и искренность к советским людям, а руководство Албанского государства выступало с СССР на международной арене единым блоком. Так, Э. Ходжа был приглашен по настоянию И.В. Сталина и В.М. Молотова на Парижскую мирную конференцию (июль-октябрь 1946 г.), где выступил на русском и французском языках с резким осуждением политики западных держав и поддержкой СССР по всем вопросам.

Конспект по истории России

Внутренние преобразования в государствах Восточной Европы происходили при непосредственном участии СССР. В них оставались советские войска. Догматически, без учета местных условий, насаждался здесь социалистический опыт. Принимаемые Москвой решения были обязательны для всех социалистических стран.

В 1947 году оформление режимов "народной демократии" вступило в свою вторую фазу: власть переходила к коммунистам. В Румынии король Михай отрекся от престола в пользу народной республики. В Болгарии, где бывший руководитель Коминтерна Димитров, вернувшись из СССР, создал в ноябре 1946 года правительство с коммунистическим большинством, летом 1947 года была принята Конституция, скопированная с советской. В конце августа был казнен лидер Партии болгарских крестьян Петков, герой антифашистского Сопротивления. В Польше сформированное в 1945 году коалиционное правительство ушло в отставку после выборов в январе 1947 года; коммунист Берут стал Президентом республики, а Гомулка занимал пост Генерального Секретаря Коммунистической партии. Выборы в Венгрии (август 1947 года), искусно проведенные коммунистом-министром внутренних дел Райком, завершились поражением крестьянской партии. Коммунисты решили, что полученные на выборах 22% голосов, сделавшие их первой партией в стране, дали им право захватить все ключевые посты в правительстве, что они и сделали.

Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Так, чтобы помочь установлению «народной» власти в Чехословакии, туда в феврале 1948 г. вновь были введены советские войска; из-за противодействия советской армии не переросла в крупное восстание тлевшая с 1944 г. в Польше гражданская война. В 1953 г. были подавлены антиправительственные выступления в ГДР.

С 1949 г. экономические отношения социалистического лагеря координировались Советом экономической взаимопомощи (СЭВ) , в который первоначально входили СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия. Создание СЭВ вовсе не означало, что СССР грабил своих союзников. Скорее наоборот, пытаясь компенсировать недостаток политической свободы, Сталин старался предоставить некоторые экономические выгоды союзникам, введя в их пользу неэквивалентный обмен. По образцу Советского Союза в этих странах проводились не только экономические реформы (индустриализация, коллективизация), но и политические репрессии.

В мире, развивавшемся, казалось, в сторону создания монолитных "блоков", внезапный разрыв между СССР и Югославией, о котором стало известно весной 1948 года, выявил наличие сильной напряженности и расхождения интересов внутри "социалистического лагеря". Советско- югославское согласие, очень тесное в момент окончания войны, символизировавшееся Договором о дружбе и взаимопомощи от 11 апреля 1945 года, с конца 1947 года начало давать трещины. Важную роль в этом сыграли личные отношения Сталина и Тито, их амбиции и претензии на лидерство. В результате в 1949 г. дипломатические отношения между Югославией и СССР были разорваны, Советский Союз отозвал оттуда своих специалистов. Советско-Югославский конфликт стал одной из причин, приведших к репрессиям против национальных коммунистических кадров.

С 1949 по 1952 годы в странах народной демократии под контролем или при прямом участии "советников" из сталинского МГБ прошли две волны чисток .

Первая была направлена против "национальных" политических лидеров, замененных людьми, своим прошлым более тесно связанными с СССР.

Вторая, в которой "космополитизм" был главным критерием для осуждения и арестов, ударила по коммунистам преимущественно еврейской национальности; их основное преступление состояло в том, что, будучи в прошлом членами интербригад или работая в Коминтерне, они были свидетелями сталинских методов "чистки" конца 30-х годов, примененных теперь в коммунистических партиях восточноевропейских стран.

Какую политику вел послевоенный СССР в отношении Восточной Европы и Китая

В октябре 1949 года на политической карте мира возникло два новых государства. После многолетней гражданской войны 1 октября было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). А 7 октября советская зона оккупации была преобразована в суверенную Германскую Демократическую Республику (ГДР). Часто эти события представляют как проявление коммунистической экспансии, направляемой из Кремля. Между тем, сам Кремль тогда воспринимал процесс образования новых, социалистических государств без особого восторга. Вообще, «коммунизация» Восточной Германии, Восточной Европы и Китая рассматривалась как вынужденная мера, обусловленная холодной войной.

1. Особый путь

Советские руководители 1940-х годов уже не были какими-то зашоренными фанатиками, желающими навязать советскую модель всему миру. Они отлично понимали, что европейские страны не готовы к строительству социализма под руководством местных коммунистических партий. В 1945-1946 годах Сталин и его окружение считали необходимым делать главную ставку на социально-патриотические, но в то же время некоммунистические партии. Так, в качестве лидера новой Чехословакии рассматривался патриот-центрист Э. Бенеш, который ратовал за немарксистский вариант социализма («национальный социализм»). Аналогичное отношение у Сталина было к таким немарксистским и «нелевым» политикам, как О. Ланге (Польша), Г. Татареску (Румыния), З. Тильза (Венгрия), Ю. Паасикиви (Финляндия).

Что же до коммунистических партий, то Сталин выступал за их переформатирование. Г. Димитров вспоминает о таких вот сталинских рекомендациях: «Вам необходимо создать в Болгарии лейбористскую партию (трудовую партию). Объедините в такую партию вашу партию и другие партии трудящихся (например, партию земледельцев и пр.) Невыгодно иметь Рабочую партию и при этом называться коммунистической. Ранее марксисты должны были обособлять рабочий класс в отдельную рабочую партию. Тогда они были в оппозиции. Сегодня вы участвуете в управлении страной. Вам нужно объединить рабочий класс с другими слоями трудящихся на основе программы-минимум, а время программы-максимум еще придет. На рабочую партию крестьяне смотрят, как на чужую партию, а на трудовую партию будут смотреть, как на свою партию. Я очень советую сделать так. Трудовая партия или рабоче-крестьянская партия подходит для такой страны, как Болгария. Это будет народная партия».

По сути, Сталин требовал превращения коммунистической партии в общенародную, то есть национальную, да еще и выдавал это за применение марксизма в современных условиях.

Судя по всему, в 1945-1946 гг. он пытался отработать в Восточной Европе модель национального социализма (не путать с нацизмом!), которую можно примерно свести к следующему - ведущая роль государства в экономике и демократия без крупного капитала. «Коммунизации» же Сталин всячески пытался избежать. В мае 1946-го на встрече с польскими лидерами он сказал: «Строй, установленный в Польше, это демократия, это новый тип демократии. Он не имеет прецедента. Ни бельгийская, ни английская, ни французская демократия не могут браться вами в качестве примера и образца… Ваша демократия особая… Вам не нужна диктатура пролетариата потому, что в нынешних условиях, когда крупная промышленность национализирована и с политической арены исчезли классы крупных капиталистов и помещиков, достаточно создать соответствующий режим в промышленности, поднять ее, снизить цены и дать населению больше товаров широкого потребления, и положение в обществе стабилизируется. Количество недовольных новым демократическим строем будет все уменьшаться, и вы приблизитесь к социализму без кровавой борьбы. Новая демократия, установившаяся в Польше… является спасением для нее… Режим, установленный ныне в Польше, обеспечивает ей максимум процветания без эксплуатации трудящихся. .» . (Т.В. Волокитина, Г.П. Мурашко, А.Ф. Носкова, Т.А. Покивайлова «Москва и Восточная Европа. Становление политических режимов советского типа. 1949-1953. Очерки истории»).

Порой советские администраторы вступали в острый конфликт с местными «р-р-революционерами». Например, политический советник Союзной контрольной комиссии в Венгрии Г.М. Пушкин жаловался руководству на то, что ему постоянно приходится «выправлять» левый уклон тамошних коммунистов. Он убеждал «венгерских товарищей» в том, что их левизна ведет к изоляции компартии - в то время как успеха можно достичь только в условиях широкого демократического блока, организованного «на мирной основе». (Е.И. Гуськова «Послевоенная Восточная Европа: Сталин и Тито»).

В Германии Сталин также не торопился с проведением социалистических преобразований. В январе 1947 года на встрече с лидерами Социалистической единой партии Германии (СЕПГ, образовалась после объединения коммунистов и социал-демократов), вождь предложил им подумать о том, чтобы восстановить деятельность социал-демократической партии в советской зоне оккупации. «…Фактически, это грозило распадом СЕПГ, - отмечает А. Филлитов, - на что потрясенные гости не преминули указать; ответом была рекомендация… вести получше пропаганду». («СССР и германский вопрос: поворотные пункты (1941-1961 гг.)»

Порой Сталин вынужден был сдерживать левацкие загибы, присущие части лидеров СЕПГ. В руководстве этой партии очень многие не хотели воссоединяться с Западной Германией. Весной 1947 года лидер СЕПГ В. Ульбрехт высказался против того, чтобы участвовать в общегерманском совещании министров-президентов всех немецких земель. Пришлось осадить не в меру «принципиального» товарища.

Вообще, Сталин был готов отказаться от идеи строительства социализма в Восточной Германии и предложил Западу создать единую и нейтральную Германию — по типу послевоенной Финляндии. В марте-апреле 1947 года на встрече четырех министров иностранных дел (СССР, США, Англии, Франции) В. М. Молотов показал себя решительным поборником сохранения национального единства Германии. Он предложил сделать основой ее государственного строительства положения конституции Веймарской республики.

Кстати, надо отметить, что советская оккупационная политика в отношении Германии отличалась несомненно большим гуманизмом, чем соответствующая политика, проводимая сверхдемократическими США. Американцы относились к мирному населению крайне враждебно, рассматривая всех немцев как потенциальных противников. «Первая после окончания войны антифашистская демонстрация, организованная 20 мая 1945 года в Кёльне бывшими заключенными концентрационных лагерей, была разогнана военной полицией, - сообщает Ф. Рут. - Американцы опасались любых проявлений общественной жизни. В каждой политической организации они видели замаскированных фашистов... В одном из американских документов, датированном 18 мая 1945 года, были такие строки: «Немецкий антифашисты - это волки в овечьих шкурах...» («Вервольф. Осколки коричневой империи»)

Американские военные и полицейские обращались с мирным населением неоправданно жестоко. Так, в Северном Бадене американцы, в ответ на вылазку СС-«вервольфов», сровняли с землей город Брухзаль. Были и другие, многочисленные случаи массового террора в отношении мирного населения.

В то же время «советская сторона при подавлении нацистского подполья делала ставку не только на силовые методы, но и на поддержку местного населения». Советская администрация «никогда не говорила о коллективной ответственности немцев, а потому к 1945 году перестала рассматривать их как единого врага». Поэтому она «раньше западных оккупационных администраций стала налаживать сотрудничество с местными антифашистами, постепенно передавая власть в их руки». («Вервольф»)

Сталин, очевидно, вовсе не намеревался «коммунизировать» страны, которые очутились под советским контролем. Все изменила «холодная война», развязанная Западом. Советское руководство было вынуждено «коммунизировать» Восточную Европу, чтобы не потерять ее. Именно с этой целью и были созданы политически монолитные режимы.

Возникает вопрос – а, может быть, все-таки стоило отдать Западу Восточную Европу, которая в дальнейшем доставила нам столько проблем? Однако, это означало бы признать свою слабость и деморализовать миллионы советских солдат, проливавших свою кровь за границами СССР. Прозападная Восточная Европа стала бы мощным плацдармом США и их союзников в его геополитической борьбе против России.

Конечно, лучшим выходом было бы создание нейтральной Восточной Европы. И в этом плане показателен пример превосходных отношений с нейтральной послевоенной Финляндией.

(В Москве резко отрицательно относились к проектам создания коммунистической Финляндии. А это было вполне возможно. Коммунистическая партия там была очень сильна и даже контролировала министерство внутренних дел. Причем сам министр Урйо Лейно занимал весьма жесткие позиции и даже стал потихоньку арестовывать «врагов народа». Тем не менее, из Москвы пришла команда «нажать на тормоза».) Но, увы, советско-финские отношения были счастливым исключением из общего правила. А так – возможностей для возникновения нейтральной Восточной Европы не было. Запад продолжал извечное геополитическое наступление на Россию-СССР.

2. «Балканский Ленин»

При этом Сталин исключил из восточноевропейского монолита коммунистическую Югославию. Он обоснованно опасался того, что ее лидер - И.Б. Тито – попытается создать второй полюс внутри социалистического лагеря. Югославский лидер пытался представить себя как истинного продолжателя дела Ленина, сторонника большевизации и советизации Югославии. Уже в 1945 году Тито заявил, что его страна «крепко шагает по пути социалистического развития». Югославский народный фронт коммунисты рассматривали в качестве некоего «народного движения», но ни в коем случае не как блок различных партий. К началу 1946 года все некоммунистические партии перешли под полный контроль коммунистов или же были запрещены. Представитель Компартии Югославии (КПЮ) при ЦК ВКП (б) Б. Зихерл писал: «Слово «партия» в Югославии имеет то же самое значение, как и в СССР: народ в нем подразумевает исключительно только компартию. Компартия крепко держит в руках все командные позиции в армии, в аппарате государственной безопасности, в аппарате народного хозяйства, в профсоюзах и других массовых организациях… Рано или поздно придется перешагнуть этап Народного фронта и заняться созданием единой партии трудящихся…»

Со временем Тито стал воспринимать себя в качестве «балканского Ленина», а Югославию – как некое региональное подобие СССР . Белградский лидер подумывал о том, чтобы создать федерацию с Болгарией. Более того, в его планы входило присоединение к этой федерации Албании. Он хотел заключить с албанцами секретное военное соглашение, разработать единый план обороны. Тито думал, что ему удастся включить Албанию в югославский пятилетний план. А военный бюджет этой страны предполагалось включить в бюджет югославской армии.

Сталину это, конечно же, не могло понравиться. Собственно происходило то, чего он всегда боялся – более-менее сильная страна, в которой у власти находится компартия, стала воспринимать себя как альтернативный центр социалистического лагеря.

Тем не менее, отношения между двумя странами еще можно было поправить. «Тито готов был признать и исправить ошибки, ведь югославы были лучшими учениками в сталинской школе… - пишет Е.И. Гуськова. – В Югославии широко отмечалась 30-я годовщина Октябрьской революции в России, портреты Сталина и хвалебные речи в его адрес не сходили со страниц югославских газет. Поэтому казалось, что любые противоречия можно преодолеть, недоразумения обговорить и уладить. Но диалога не получилось. В марте 1948 г. Тито узнает, что Советский Союз отказывается заключить с Югославией торговое соглашение. 18 марта 1948 г. СССР сделал заявление об отзыве из Югославии советских специалистов и военных советников ввиду проявления недружелюбия в отношении СССР. Тито непонятна такая позиция… Он пытается выяснить ситуацию, но Москва на разъяснения не идет». («Послевоенная Восточная Европа. Сталин и Тито»)

Многие исследователи, с некоторым изумлением, отмечают, что Сталин как будто бы нарочно заострил разногласия с югославским руководством, сделав разрыв с ним неизбежным. В самом деле, Иосиф Виссарионович намеренно отталкивал Белград и от Москвы, и от Восточной Европы. Ему был совершенно не нужен этот очаг «самостийности» внутри «лагеря народной демократии». А последний было легче сплотить, используя такой жупел, как «югославский ревизионизм». Против этого самого ревизионизма полагалось вести беспощадную борьбу, а не присматриваться к его опыту. Е.И. Гуськова замечает: «Создавалось впечатление, что Сталин сознательно не шел на примирение, а использовал пример Югославии для консолидации всех других стран в едином блоке под руководством СССР и ВКП (б). Необходимость высказывать свое отношение к ошибкам Югославии и Тито заставляла национальные компартии бороться с антисоветскими тенденциями, укреплять свои ряды по схеме, предложенной Москвой… Сталин жертвовал Югославией, но получал взамен спаянный лагерь единомышленников, верных СССР».

В дальнейшем с ортодоксальным коммунистом Тито произошла весьма показательная метаморфоза – он стал «коммунистом-демократом», настроенным на сближение с Западом.

Кого-то эта метаморфоза может удивить, но все логично донельзя. Для того, чтобы обособиться от Москвы, Тито нужно было сблизиться с Западом, заручиться его поддержкой. Ну, а такое сближение предполагало проведение реформ в «нужном», социал-демократическом направлении. Их Тито и провел.

3. Красный Китай – не нужен

Не менее показательна политика Сталина на восточном направлении. Он был категорически против коммунистической революции в Китае.

Вот один из примеров. В декабре 1936 года против лидера китайских националистов Чан Кайши выступил один из его военачальников - Чжан Сюэлян. По сути, это был удачный мятеж. Чан был взят в плен и от него потребовали изменения политики (потом высокопоставленного пленника все же отпустили). В стане китайских коммунистов началось ликование, причем красные требовали казни Чан Кайши. Однако, в Кремле рассудили иначе. Сталинское руководство расценило мятеж как «очередной заговор японских милитаристов, ставящих перед собой цель помешать объединению Китая и подорвать организацию сопротивления агрессору». Все были в недоумении, ведь получалось, что СССР становится на сторону националистов - злейших врагов китайской компартии. «Значительно позже вскрылись истинные причины такого шага Москвы, - сообщает биограф Мао Цзедуна Ф. Шорт. - В ноябре - и Мао никак не мог тогда знать об этом - Сталин решил предпринять новую попытку превратить гоминьдановское правительство в своего союзника... В Москве уже шли секретные консультации по подготовке советско-китайского договора безопасности. Арест Чан Кайши смешивал Сталину все карты. Для Сталина сомнения КПК ровным счетом ничего не значили: интересы первого в мире государства победившего социализма были превыше всего (выд. – А. Е.) ». («Мао Цзедун»)

После войны Сталин советовал Мао придти к мирному соглашению с националистами Чан Кайши.

Он даже настоял на том, чтобы лидер китайских коммунистов поехал в город Чунцин на встречу с генералиссимусом Чаном (с которым СССР демонстративно подписал договор о дружбе и сотрудничестве 15 августа 1945 года). А вот с самим Мао Сталин встречаться упорно не хотел. И принял он его только после того, как тот пришел к власти и стал государственным деятелем.

Но военно-политической победы китайских коммунистов Сталин не хотел ни в коем случае. В ноябре 1945 года, когда возобновились стычки между КПК и Гоминьданом, советское командование потребовало от коммунистической армии оставить все контролируемые ею крупные города. И даже весной 1949 года, когда Мао успешно громил Гоминьдан, Сталин настоятельно рекомендовал ему ограничиться контролем над северными провинциями Китая.

Американцы же, напротив, сделали очень многое для победы китайской компартии. Еще в 1944 году Мао вел активные переговоры с представителями США (миссия генерала П.Дж. Хэрли), выражая готовность к сотрудничеству. Вождь китайских коммунистов какое-то время даже подумывал о том, что сменить название своей партии - с «коммунистической» на «демократическую» (в Штатах тогда как раз правила именно Демпартия). А в январе 1945 года начались секретные переговоры КПК с представителями Госдепа США, во время которых Мао прощупывал возможность личной встречи с Ф.Д. Рузвельтом.

В дальнейшем «штатники» очень даже основательно помогли маоистам. В декабре 1945 года Дж. Маршалл, сменивший Хэрли на посту главы американской миссии в Китае, вынудил Чан Кайши пойти на перемирие с коммунистами. А ведь армия националистов успешно громила коммунистические войска Мао. Тем самым американцы спасли КПК от полного военного разгрома.

Дальше - больше. «Полугосударственная организация – Институт тихоокеанских отношений – практически определяла американскую политику в Китае в течение пятнадцати лет, - пишет И.Р. Шафаревич. - Это влияние значительно способствовало поражению Чан Кайши. Например, в правительственные круги передавалась информация, изображавшая китайских коммунистов как демократов и «сторонников земельной реформы». В результате Чан Кайши было предложено ввести в состав правительства коммунистов. Когда он отказался, полностью были прекращены поставки из США. Разработанная институтом финансовая политика вызвала колоссальную инфляцию в Китае и массовое недовольство населения режимом Чан Кайши. Эта политика поощрялась министерством финансов под руководством Уайта и представителя этого министерства в Китае, Соломона Адлера…». («Была ли перестройка акцией ЦРУ?»)

Для чего же американцам понадобилось помогать коммунистам? Все просто – им нужно было создать в социалистическом лагере некий второй полюс силы, который бы постоянно ослаблял СССР. Собственно говоря, в 60-е годы «красный Китай» как раз и стал таким вот полюсом . Дело чуть было не дошло до войны между двумя социалистическими державами. А уже в 70-е годы Мао пошел на открытое сближение с США. Сталин все это предвидел , вот почему он насколько можно саботировал победу китайской революции (хотя в то же время и был вынужден оказывать маоистам некоторую помощь – иначе его не поняли бы руководители зарубежных компартий).

Факты свидетельствуют о том, что в послевоенный период Сталин проводил сугубо прагматическую политику и руководствовался исключительно государственными интересами СССР. И эта политика менялась в зависимости от перемены международного климата.

Специально для Столетия

  • 7.2. Экономическое развитие вXi-vIвв. До н. Э.
  • 7.3. Греческая экономика классического периода (V-iVвв. До н. Э.)
  • 7.4. Экономическое развитие в эпоху эллинизма (конецIv-Iвв. До н. Э.)
  • 8. Экономика Древнего Рима
  • 8.1. Экономика в Царский период
  • 8.2. Экономика в период Республики
  • 8.3. Экономика в период Империи
  • II. Средневековье (V-XVII вв.)
  • 9. Основные черты феодальной экономики. Типология развития феодализма
  • 9.1. Общая характеристика феодализма
  • 9.2. Ранний феодализм – время формирования феодального способа производства (V- конецXвв.)
  • 9.3. Период развитого феодализма (XI-xVвв.)
  • 9.4. Период позднего феодализма (конецXv- серединаXviIвв.)
  • 10. Экономика средневековой Франции
  • 10.1. Возникновение и развитие феодальных отношений во франкском обществе
  • 10.2. Франкское государство вVii-iXвв.
  • 10.3. Экономическое развитие Франции вX-xVвв.
  • 10.4. Экономическое развитие Франции на этапе разложения феодализма
  • 11. Экономическое развитие Англии и Голландии
  • 11.1. Экономическое развитие Англии вXi-xVвв.
  • 11.2. Экономика Англии вXvi-xviIвв.
  • 11.3. Экономика Нидерландов (Голланлии) вXvIв.
  • 11.4. Голландия как «образцовая» капиталистическая странаXviIв.
  • 12. Экономика Германии
  • 12.1. Эпоха раннего феодализма (V-Xвв.)
  • 12.2. Эпоха расцвета феодализма (XI- конецXVвв.)
  • 12.3. «Второе издание» крепостничества
  • 13. Хозяйство Киевской Руси (IX-xiIвв.)
  • 13.1. Образование древнерусского государства
  • 13.2. Развитие сельского хозяйства
  • 13.3. Развитие ремесел и городов
  • 14. Экономика Руси в период феодальной раздробленности (XII-xVвв.)
  • 14.1. Причины феодальной раздробленности
  • 14.2. Экономическое развитие Русских земель вXii-xVвв.
  • 14.3. Завершение объединения Русских земель вокруг Москвы.
  • 15. Экономическое развитие Руси в период образования единого централизованного государства (XV-xviIвв.).
  • 15.1. Экономика Руси в период завершения объединения вокруг Москвы
  • 15.2. Особенности экономического развития России вXvIв.
  • 15.3. Экономика России на пороге Нового времени (xviIв.)
  • 16. Экономическое развитие стран Востока
  • 16.1. Экономика Индии на раннем этапе феодализма
  • 16.2. Экономика Индии в период Делийского султаната (XI-xVвв.)
  • 16.3. Экономика Индии в эпоху Могодьской империи (XVI-xviiIвв.)
  • 17. Экономика средневекового Китая
  • 17.1. Экономика в эпоху раздробленности
  • 17.2. Экономика Китая в Имперский период (конецVi-xiiIвв.)
  • 17.3. Закат Китайской империи
  • 18. Экономика средневековой Японии
  • 18.1. Рождение государства
  • 18.2. Развитие экономики Японии вViiixiIвв.
  • 18.3. Экономика Японии в эпоху зрелого феодализма (XII-xVвв.)
  • III. Новое время (XVIII - XIX вв.)
  • 19. Экономическое развитие ведущих стран вXviiIв.
  • 19.1. Общая характеристика эпохи
  • 19.2. Англия - родина промышленной революции
  • 19.3. Особенности социально-экономического развития Франции
  • 19.4. Причины экономического отставания Германии
  • 20. Экономическое развитие ведущих стран Европы в эпоху формирования индустриальной цивилизации (xiXв.)
  • 20.1. Особенности социально-экономического развития Англии
  • 20.2. Особенности социально-экономического развития Франции
  • 20.3. Особенности социально-экономического развития Германии
  • 21. Экономика России вXviiIв.
  • 21.1. Эпоха Петра Великого
  • 21.2. Экономика России в послепетровский период
  • 21.3. Начало разложения крепостнического хозяйства (вторая половинаXviiIв.)
  • 22. Экономическое развитие России вXiXв.
  • 22.1. Общая характеристика эпохи
  • 22.2. Состояние сельского хозяйства
  • 22.3. Промышленное развитие
  • 22.4. Торговля
  • 22.5. Транспорт
  • 22.6. Финансовая система. Налогообложение
  • 23. Образование сша, их экономическое развитие вXiXв.
  • 23.1. Война за независимость. Образование сша
  • 23.2. Экономическое развитие сша в первой половинеXiXв.
  • 23.3. Промышленный переворот в сша
  • 23.4. Гражданская война и ее последствия
  • 24. Экономическое развитие ЯпонииXviii-xiXвв.
  • 24.1. Экономика Японии вXviiIв.
  • 24.2. Экономика Японии вXiXв.
  • 24.3. Экономика Японии при переходе к империализму
  • 25. Экономика стран Востока в эпоху колониализма
  • 25.1. Исторические формы колониализма
  • 25.2. Колониализм вXvi-xviIвв.
  • 25.3. Колониализм периода промышленного капитализма
  • 25.4. Развитие экономики колоний
  • IV. Новейшее время
  • 26. Вторая научно-техническая революция и развитие мировых производительных сил (конецXix- началоXXвв.)
  • 27. Выдвижение сша, Германии и Японии в ведущие страны мира
  • 27.1. Экономическое развитие сша
  • 27.2. Экономическое развитие Германии
  • 27.3. Экономическое развитие Японии
  • 28. Мировая экономика в 1914-1959 гг. Становление системы регулируемого капитализма
  • 28.1. Периоды процесса этатизации
  • 28.2. Экономическое развитие крупнейшей индустриальной страны – сша.
  • 28.3. Экономика Великобритании
  • 28.4. Экономическое развитие Франции
  • 28.5. Экономика Германии
  • 28.6. Экономическое развитие Италии и Японии
  • 29. Особенности экономического развития ведущих стран мира после Второй мировой войны
  • 29.1. Возрастание экономической мощи сша
  • 29.2. Динамика и формы развития ведущих стран
  • 29.3. Процессы интеграции
  • 30. Опыт строительства социализма в странах Восточной Европы, Азии и на Кубе.
  • 30.1. Экономическое развитие
  • 30.2. Экономическое развитие социалистических стран на втором этапе (1950-1960)
  • 30.3. Проблемы хозяйствования в социалистических странах на третьем этапе (1960-1970)
  • 30.4. Экономика социалистическихстран на четвертом этапе (1970 - середина 80-х гг.)
  • 30.5. Страны социалистической системы во второй половине 80-х-90-е годы
  • 31. Экономическое развитие стран, освободившихся от колониального господства
  • 31.1. Развивающиеся страны как фактор роста всемирного хозяйства
  • 31.2. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран
  • 31.3. Интеграционные процессы в развивающихся странах
  • 32. Экономика России в 1900-1917 гг.
  • 32.1. Экономические кризисы началаXXв.
  • 32.2. Промышленное развитие России в 1909-1915 гг.
  • 32.3. Развитие сельского хозяйства
  • 32.4. Экономика России в годы Первой мировой войны
  • 33. Смена социально-экономической системы в России, ее хозяйственное развитие в 1917-1941 годах
  • 33.1. Революционные преобразования
  • 33.2. Период «военного коммунизма»
  • 33.3. Восстановление хозяйства, переход к нэПу
  • 33.4. Народное хозяйство ссср в период довоенных пятилеток
  • 34. Экономика страны в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1985 гг.)
  • 34.1. Экономика ссср в период Великой Отечественной войны
  • 34.2. Послевоенное восстановление народного хозяйства
  • 34.3. Развитие экономики ссср в 50-80-е годы
  • 35. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования
  • 35.1. Попытки перестройки хозяйственного механизма
  • 35.2.Реформы в России и переход к рыночной экономике
  • 35.3. Факторы, повлиявшие на углубление кризиса
  • Литература
  • Даты важнейших событий истории мировой экономики
  • Античные государства Древняя Греция
  • Античный Рим
  • Средневековье
  • Новое время (вторая пол. XVII - последняя треть XIX вв.)
  • Новейшее время (XX в.)
  • Содержание
  • 30. Опыт строительства социализма в странах Восточной Европы, Азии и на Кубе.

    В результате Второй мировой войны в нескольких странах Европы (Польша, Югославия, Болгария, Албания, Чехословакия, Румыния, Венгрия, ГДР), а также Вьетнаме, Корее, Китае, Кубе были установлены новые политические режимы и провозглашен курс на социализм. Выбор политической системы определял характер и направленность экономических преобразований. Странам предлагалось использовать опыт строительства основ социализма в СССР.

    План строительства основ социализма предусматривал проведение пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах; сосредоточение в руках власти ключевых позиций в экономике (национализация промышленности, транспорта и связи, недр земли, лесов и вод, финансово-кредитной системы, внешней и оптовой внутренней торговли, а также большей части розничной торговли); индустриализация; преобразование мелкой крестьянской собственности в кооперативную, т. е. создание крупного обобществленного производства; культурная революция.

    В развитии экономики большинства стран обычно выделяется несколько этапов.

    30.1. Экономическое развитие

    В эти годы в странах Восточной Европы произошли изменения в политических режимах, приведшие к смене социально-экономической ориентации. Одновременно с восстановлением пострадавшего от войны хозяйства началась перестройка экономической структуры при активном политическом и материальном содействии СССР.

    Албания

    Албания была полностью освобождена 29 ноября 1944 г. и в стране установился строй народной демократии. Однако еще в ходе войны были приняты решения об аннулировании всех экономических и политических соглашений, заключенных правительством короля Зогу. Была провозглашена национализация иностранных концессий, нефтяных промыслов, шахт и рудников, а также ликвидация феодально-помещичьего землевладения. В 1945 г. началась аграрная реформа (законы от 25 августа 1945 г. и 27 мая 1946 г.). Помещичье землевладение упразднялось и заменялось крестьянским землевладением. У помещиков было конфисковано свыше 170 тыс. га земли (примерно 70% всей пахотной земли в стране), 16 тыс. га наделов получили через крестьянские комитеты 70,2 тыс. безземельных и малоземельных крестьян.

    В 1946-1947 гг. проводилась национализация промышленности, в ходе которой все промышленные предприятия, кроме мелких кустарных мастерских, перешли к государству. В 1946 г. были национализированы транспорт, внешняя торговля и оптовая внутренняя торговля, средства связи, Албанский банк, преобразованный в Государственный банк.

    В 1946 г. уже был фактически достигнут довоенный уровень промышленного производства и сельского хозяйства (посевные площади в стране были больше довоенных на 19%, а поголовье скота - на 14%). Был разработан первый годовой план развития народного хозяйства на 1947-1948 гг. Фактически началась индустриализация страны при расширении поставок комплектного оборудования из СССР (официально курс на индустриализацию был провозглашен в 1948 г.). Началось сооружение социалистических стран на первом этапе (1945-1949) гидроэлектростанции им. В. И. Ленина близ Тираны. В эти годы в сельском хозяйстве появились первые сельскохозяйственные производственные кооперативы. В 1948 г. функционировало 56 кооперативов, имевших 10 тыс. га земельной площади.

    В июле 1949 г. был утвержден двухлетний план развития народного хозяйства страны на 1949-1950 гг., в соответствии с которым началось строительство текстильного комбината, сахарного завода, нескольких гидроэлектростанций, трех железных дорог, предприятий нефтяной и угольной промышленности; начиналась реконструкция основных портов страны. В итоге валовая продукция страны выросла к 1950 г. почти в два раза по сравнению с 1947 г., а удельный вес промышленности в валовой продукции народного хозяйства поднялся до 40,6%.

    Продолжало развиваться кооперирование крестьянских хозяйств. В 1950 г. насчитывалось 90 кооперативов и 14 государственных хозяйств, которые вместе занимали около 9% посевных площадей. Сельскохозяйственная техника поставлялась главным образом из СССР.

    Болгария

    В Болгарии смена политического режима произошла 9 сентября 1944 г. 15 сентября 1946 г. Болгария была провозглашена народной республикой. В собственность государства перешли все железные дороги, почта, радио, телеграф, телефон, почти все банки, электростанции и шахты, предприятия, являвшиеся ранее собственностью буржуазного государства, а также предприятия, конфискованные у военных преступников или приобретенные после 1935 г. незаконным путем. На всех частных предприятиях был введен рабочий контроль.

    12 марта 1946 г. Народным собранием был принят закон о трудовой поземельной собственности, ограничивающий частное землевладение во всей Болгарии площадью 20 га, а в Южной Добрудже - 30 га. В результате около 130 тыс. малоземельных и безземельных крестьянских хозяйств получили 140 тыс. га земли.

    Довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1946 г. Национализация промышленности была осуществлена в декабре 1947 г. На основе закона о национализации в собственность государства перешло около 6000 предприятий, за исключением кустарных и кооперативных. Почти одновременно была осуществлена национализация банковского дела, а в марте 1947 г. проведена денежная реформа. Считается, что восстановительный период в Болгарии закончился к концу 1948 г.

    Промышленное производство более чем на 71% превысило уровень 1939 г. В сельском хозяйстве получили развитие простейшие формы кооперации крестьянских хозяйств - потребительская, снабженческо-сбытовая, кредитная.

    V съезд Болгарской коммунистической партии (1948) определил задачи строительства основ социализма и принял первый пятилетний план развития народного хозяйства на 1949- 1953 гг., который предусматривал проведение индустриализации и электрификации страны, кооперирование сельского хозяйства, ограничение и вытеснение капиталистических элементов в городе и деревне.

    В результате досрочного выполнения задач пятилетки Болгария стала индустриально-аграрной, поскольку продукция промышленности составляла 56% валовой продукции всего народного хозяйства.

    Венгрия

    Венгрии 22 декабря 1944 г. в Дербецене образовалось Временное национальное правительство. В ходе освобождения Венгрии от фашистских захватчиков войсками Советской Армии (завершено 4 апреля 1945 г.) правительство 15 марта 1945 г. приняло закон об аграрной реформе. Согласно закону конфискации подлежала земельная собственность активных фашистов и военных преступников, а также все земли размером свыше 100 хольдов (в районе Будапешта - свыше 50 хольдов). В результате было конфисковано более 1/3 всей земельной площади страны. Землю получили 650 тыс. малоземельных крестьян и батраков. Часть конфискованной земли осталась у государства - на ней были организованы государственные хозяйства и опытные животноводческие и растениеводческие станции.

    Кооперирование крестьянства началось еще в 1945 г., когда в кооперативы различных типов вошло около 1 млн. крестьян. В 1948 г. начало развиваться производственное кооперирование, и к концу 1949 г. производственные кооперативы обрабатывали около 8% пашни страны.

    Национализация промышленности проводилась в несколько этапов в 1945-1949 гг. Банки и все финансово-кредитные учреждения страны были национализированы в ноябре 1947 г. В августе 1946 г. проведена денежная реформа, которая способствовала ограничению инфляции. Внешняя и оптовая внутренняя торговля Венгрии была национализирована в 1948 г. К концу 1949 г. национализация была в основном завершена. Одновременно было завершено восстановление хозяйства: довоенный уровень промышленного производства был превышен на 28%.

    Восточная Германия была провозглашена демократической республикой (ГДР) 7 октября 1949 г. До этого времени преобразования на этой территории страны проводились под контролем военной советской администрации.

    Осенью 1945 г. в Восточной Германии были изданы законы об аграрной реформе, на основании которых конфисковывались все земли и сельскохозяйственный инвентарь военных преступников и активных нацистов, а также все помещичье-юнкерское землевладение размером свыше 100 га. Всего с 1945 по 1950 гг. около 1/3 всей полезной сельскохозяйственной площади страны получили 500 тыс. крестьянских хозяйств. На части конфискованной земли были образованы государственные хозяйства - народные имения.

    На основе решений Потсдамской конференции 1945 г. была конфискована промышленная собственность монополистов, военных и нацистских преступников. Всего в Восточной Германии было конфисковано 9281 предприятие, в том числе около 5 тыс. крупных. Позднее они были национализированы.

    По уровню индустриального развития ГДР превосходила другие страны Восточной Европы, поэтому вопрос об индустриализации здесь не стоял. Но после раздела Германии обострились межотраслевые диспропорции, особенно в части сырьевой базы.

    В восстановительный период (1945-1950) отдельным предприятиям или даже отраслям промышленности давались производственные задания, содержавшие контрольные цифры. Принятый в 1948 г. двухлетний план восстановления и развития экономики на 1949-1950 гг. определял в качестве важнейшей задачи завершение восстановления народного хозяйства при уделении особого внимания тяжелой промышленности. План был выполнен к августу 1950 г. Большая роль в восстановлении промышленности Германии принадлежала СССР.

    Польша

    22 июля 1944 г. Комитетом национального освобождения было провозглашено создание народно-демократической Польши.

    Аграрная реформа в Польше осуществлялась на основе декрета Польского Комитета национального освобождения (6 сентября 1944 г.), согласно которому помещичье землевладение в стране ликвидировалось и вводилась система крестьянского землевладения. Все земельные владения, имеющие свыше 50 га пахотной земли, а на воссоединенных западных землях - свыше 100 га, подлежали конфискации и безвозмездному распределению среди беднейшего крестьянства, которое получило 6,1 млн. га земли. Было создано 814 тыс. новых крестьянских хозяйств.

    Как и в других государствах социалистической ориентации, в Польше проводилась национализация, которая фактически была завершена в 1945 г., но законодательно оформлена декретом о национализации, принятым 3 января 1946 г. В собственность государства переходили все крупные и средние промышленные предприятия, все банки и страховые компании, транспорт и средства связи. Была введена монополия внешней торговли, национализирована почти вся оптовая внутренняя торговля, а также часть розничной.

    В целях скорейшего восстановления народного хозяйства был разработан трехлетний план на 1947-1949 гг., одновременно ставший и планом начального этапа индустриализации, поскольку особое внимание в нем уделялось развитию отраслей промышленности, производящих средства производства.

    План восстановления народного хозяйства был выполнен досрочно. Довоенный уровень промышленного производства был превзойден почти на 70%. Особенно значительный рост производства наблюдался в тяжелой индустрии.

    Большие капиталовложения были направлены в годы трехлетки на восстановление промышленности воссоединенных западных земель, особенно сильно пострадавшей в ходе войны.

    Значительные успехи в этот период были достигнуты и в области сельского хозяйства. Стоимость продукции сельского хозяйства увеличилась почти вдвое. В польской деревне этих лет интенсивно создавались кооперативы простейших типов: снабженческо-сбытовые, кредитные, потребительские, специализированные.

    В 1950 г. Сейм принял закон о шестилетнем плане хозяйственного развития и строительства основ социализма на 1950- 1956 гг. Главная задача плана состояла в построении основ социализма на базе социалистической индустриализации и коллективизации, ограничения и вытеснения капиталистических элементов из всех отраслей народного хозяйства. В области индустрии важнейшей задачей стало обеспечение развития металлургии, горнодобывающей, энергетической, химической промышленности, машиностроения.

    Румыния

    В марте 1945 г. в Румынии было образовано демократическое правительство, а 30 декабря 1947 г. была провозглашена народная республика. Первые преобразования новой власти были во многом схожи с другими странами. 22 марта 1945 г. правительство обнародовало закон о земельной реформе. Помещичья земля конфисковывалась и подлежала разделу между крестьянами на правах частной собственности. Часть земли передавалась государственным предприятиям. В результате реформы 1945 г. свыше 1 млн. га помещичьей земли было передано 400 тыс. безземельных и 500 тыс. малоземельных крестьян. Таким образом ликвидировались натуральная рента, ипотечная и иная задолженность. В 1947 г. была произведена конфискация фондов румынского Национального банка и проведена денежная реформа. Правительство сосредоточилось на решении следующих проблем:

    1) восстановление разрушенного в годы войны производственного аппарата промышленности, транспорта, связи, а также перевод предприятий с военного на мирное производство, загрузка имеющихся в стране производственных мощностей и возможное увеличение на этой основе выпуска промышленной продукции;

    2) помощь крестьянству в обработке земли, в преодолении последствий двукратной засухи, доведение посевных площадей, урожаев и численности скота по возможности до уровня довоенного периода;

    3) увеличение вывоза промышленных товаров, которые могли бы возместить потери, вызванные временным сокращением экспорта хлеба и нефти;

    4) сбалансирование государственных расходов и доходов по бюджету на основе новой прогрессивной системы налогообложения;.

    5) ликвидация острейшего процесса инфляции, стабилизация национальной валюты и цен. Одновременно с восстановлением экономики проводились и меры антикапиталистического характера - был взят под контроль государства ряд отраслей экономики, национализирована часть предприятий и т. п.

    Весной 1947 г. СССР предоставил Румынии ссуду хлебом в количестве 60 тыс. т, а до этого освободил ее от продовольственных поставок, предусмотренных условиями перемирия.

    11 июня 1948 г. в Румынии был принят закон о национализации. К государству перешло 1609 промышленных предприятий. Необходимо учесть, что раньше в ведении государства находился ряд металлургических, металлообрабатывающих, химических заводов и других предприятий. Поэтому после И июня 1948 г. в распоряжении народа оказались не только все крупные предприятия (с числом рабочих 51 и выше), но и значительное число средних предприятий с числом рабочих от 21 до 50. В некоторых отраслях национализация охватила все без исключения предприятия (цветная металлургия, производство целлюлозы, бумаги, хлопчатобумажной и шелковой пряжи, цемента. Кроме того, было национализировано десять частных железных дорог, четыре пароходных общества. После национализации государственный сектор в промышленности стал преобладающим. Это позволило провести в 1949 г. налоговую реформу, снизившую налоговое обложение трудящихся. В мае 1948 г. были созданы государственные торговые общества для заготовок сельскохозяйственных и промышленных товаров для оптовой и розничной торговли, а к концу 1950 г. вся оптовая торговля перешла к государству.

    Чехословакия

    В 1949 г. в стране был принят первый народнохозяйственный план, который сыграл важную роль в ускорении восстановления экономики. Уже к концу первого квартала 1950 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойден на 60%. Первый пятилетний план (1951-1955) определял в качестве одной из основных задач развитие тяжелой промышленности (индустриализацию). Разгром фашистской Германии привел к победе национально- демократической революции в Чехословакии. 29 августа 1944 г. началось восстание против гитлеровских оккупантов в Словакии, переросшее в мае 1945 г. в общенародное. В апреле 1945 г. было образовано правительство Национального фронта, которое начало проводить национализацию крупной промышленности, акционерных банков и страховых обществ. В собственность государства перешли вся энергетическая, горная, металлургическая и военная промышленность, а также предприятия электротехнической и металлообрабатывающей промышленности с числом рабочих и служащих свыше 500, предприятия текстильной и кожевенной промышленности с числом рабочих свыше 400, деревообрабатывающей промышленности с числом рабочих свыше 300, строительных материалов с числом рабочих свыше 150. К началу 1948 г. в государственный сектор перешло 2/3 всей промышленности, все банки и страховые общества.

    Аграрная реформа проводилась в три этапа. На первом этапе декретом от 21 июня 1945 г. были конфискованы земли немецких и венгерских помещиков, а также чешских и словацких землевладельцев, сотрудничавших с оккупантами с передачей их крестьянам из расчета 8-12 га на каждую семью. Второй этап начался в июне 1947 г., когда Национальное собрание приняло закон, по которому у чехословацких помещиков было отчуждено несколько сот тысяч гектаров земли для дополнительного распределения.

    Для быстрейшего восстановления и развития народного хозяйства был разработан двухлетний государственный план на 1947-1948 гг., рассчитанный на восстановление наиболее крупных заводов и фабрик, которые были разрушены англо-американской авиацией за 14 дней до окончания войны. В результате выполнения двухлетнего плана промышленное производство страны в 1948 г. превысило уровень 1937 г. на 10%. 9 мая 1948 г. была принята новая конституция, которая определила целью развития страны социализм.

    К 1950 г. была завершена национализация промышленности (предприятия, на которых работало более 50 человек), оптовой торговли и установлена государственная монополия внешней торговли. Начался третий этап аграрной реформы. Согласно принятому в марте 1948 г. закону, все владения, превышавшие 50 га, подлежали изъятию и передавались беднякам и середнякам. Всего в ходе аграрной реформы было отчуждено свыше 4,4 млн. га земли, на части их были организованы государственные хозяйства. Одновременно разворачивался процесс кооперирования крестьянства (в феврале 1949 г. принят закон о единых сельскохозяйственных кооперативах).

    Поскольку буржуазная Чехословакия являлась промышленно развитой страной (удельный вес промышленности в общем объеме национального дохода составлял 53%, а по валовому производству важнейших видов промышленной продукции и по их производству на душу населения входила в десятку наиболее развитых капиталистических государств), задача индустриализации не ставилась - необходимо было видоизменить отраслевую структуру и размещение производительных сил в пользу Словакии. Основными задачами первого перспективного плана 1949-1953 были реконструкция и дальнейшее развитие промышленности, изменение ее структуры путем преимущественного развития тяжелой промышленности, в особенности машиностроения, расширение сырьевой и энергетической базы промышленности.

    Югославия

    Оккупация Югославии фашистскими захватчиками нанесла значительный урон экономике страны (46,9 млрд. долл., в ценах 1938 г.).

    К 15 мая 1945 г. освобождение Югославии завершилось. 29 ноября 1945 г. Учредительная скупщина упразднила монархию и приняла декларацию о провозглашении Югославии федеративной народной республикой. 31 января 1946 г. была утверждена конституция, согласно которой Югославия была провозглашена государством рабочего класса и трудового крестьянства. Поскольку еще в ходе народно-освободительного движения в Югославии был издан закон о конфискации промышленных предприятий, принадлежащих немецкой и итальянской буржуазии, то уже в середине 1945 г. 75,5% всех предприятий находилось в руках государства. В октябре 1946 г. был принят закон о национализации крупных банков, а в декабре - закон о национализации крупных и средних промышленных предприятий. К 1947 г. национализация была практически завершена.

    Неотъемлемой частью преобразований стала аграрная реформа. Площади земельных наделов ограничивались (25-35 га обрабатываемой земли). Вся земля сверх этого максимума изымалась; в результате было конфисковано свыше 1566 тыс. га земли. Основным источником формирования земельного фонда (около 90%) стала конфискация земель, принадлежащих крупным помещикам, немцам, церквям и банкам. Земля передавалась в частную собственность. Государство сохранило за собой земли промышленного и коммунального значения, недра земли, леса и воды, а также земли, предназначенные для государственных сельскохозяйственных имений (госхозов), составившие 18,1% всего земельного фонда. Началась повсеместная организация трудовых крестьянских кооперативов. Восстановление народного хозяйства страны проходило достаточно быстро и в 1947 г. промышленное производство на 21% превысило уровень 1939 г.. В 1948 г. валовая продукция сельского хозяйства превысила уровень 1939 г. на 7%, а посевные площади увеличились на 2%.

    Важную роль в восстановлении народного хозяйства Югославии сыграло ее экономическое сотрудничество с СССР (по договору 1945 г.) и странами народной демократии. Однако в 1948 г. эти отношения были нарушены. В 1949 г. СССР разорвал Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном восстановлении. Отношения между двумя странами были восстановлены лишь в 1955-1956 гг.

    В 1946 г. была создана система государственных плановых органов, которые разработали первый перспективный план развития народного хозяйства Югославии на 1947-1951 гг. На основе индустриализации планом намечалось увеличить промышленное производство в пять раз, а сельскохозяйственное - в полтора раза по сравнению с довоенным уровнем.

    Китай

    1 октября 1949 г. Китай был провозглашен народной республикой. Первыми в ряду реформ были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. В 1949 г. правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии; началась подготовка к индустриализации. В 1956 г., когда социалистический, т.е. государственный, сектор занял доминирующее положение в народном хозяйстве страны, официально была провозглашена генеральная линия на строительство социализма.

    Создание СЭВ

    1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи, (СЭВ) как отмечалось в Уставе этой организации, для содействия организации планомерного экономического и культурного сотрудничества. В СЭВ вошли Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Советский Союз, Чехословакия, Албания (с конца 1961 г. не участвовала в работе СЭВ). В последующем организация была расширена за счет ГДР (1950), Вьетнама (1978), Монголии (1962) и Кубы (1972).

    СЭВ был призван облегчить переориентацию внешней торговли стран Восточной Европы, главным партнером которых до 1939 г. была Германия, и служил каналом экономической помощи менее развитым в экономическом отношении социалистическим странам со стороны Советского Союза - в противовес плану Маршалла.

    Создание СЭВ мотивировалось и политическими соображениями - он должен был цементировать взаимозависимость стран Восточной Европы и СССР.