Уход за ногами

SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Трагедия мрк “муссон”. новая версия. постскриптум Малый ракетный корабль муссон список погибших

SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Трагедия мрк “муссон”. новая версия. постскриптум Малый ракетный корабль муссон список погибших

16 апреля 1987 года в 18.41 по Владивостокскому времени в Японском море с ракетного катера РК-42 был произведен пуск ракето-мишени (РМ) РМ-15М по группе кораблей, выполнявших учебные стрельбы. Через одну минуту РМ попала в малый ракетный корабль (МРК) Муссон. Страшная трагедия привела к гибели 39 человек из 76 находившихся на борту. В 23.30, после взрывов погребов с боезапасом и сильнейшего пожара, МРК Муссон затонул в 33 милях от острова Аскольд на глубине 2900 метров (42 град. 11 мин. С.Ш, 132 град. 27 мин. В.Д), унося с собой останки погибших и тайну причин падения РМ на корабль.

Как свидетельствуют документы, злополучную стрельбу откладывали несколько раз. Она была запланирована на 26-27 марта, однако не состоялась, не то из-за неготовности зенитно-ракетных комплексов на МРК «Вихрь» и «Бриз», не то из-за погодных условий (при сильном волнении моря катера болтает как щепки, а углы качки доходят до критических, делая пуск мишеней невозможным).
В первые дни апреля стрельбу отложили, потому что в районе боевой подготовки оказались фрегаты ВМС США FF1067 Francis Hammond и FF1052 Knox.
7 апреля - не прибыл самолет обеспечения.
8 апреля - малая видимость и нахождение в районе рыболовецких судов.
11 апреля - перед выходом в море обнаружились неисправности на МРК «Вихрь» и на малом противолодочном корабле МПК-117.
И вот, наконец, 16-го апреля корабли прибыли в заданный район и начали построение в ордер. По первоначальным условиям стрельбы, атаку ракетных катеров РК-42 и РК-87 отражал ордер в составе МПК-117, МРК «Муссон» и МРК «Вихрь».
Атака закончилась тем, что ракета-мишень, пущенная с РК-42, поразила МРК «Муссон». В результате попадания обвалилась мачта и разрушилась ходовая, возникли короткие замыкания электропроводки. Крылатые ракеты самого «Муссона» с правого борта свалились за борт сразу; с левого - вскоре. Разлив ракетного топлива и окислителя из мишени вызвал объемный пожар. Загорелась цистерна с топливом.
В 18.55 - 19.20 оставшийся в живых личный состав МРК покинул корабль.
В 19.06 была объявлена тревога спасательному отряду кораблей (к 22.50 успел подойти только один!).
В 21.55 - на «Муссоне» взорвался ракетный боезапас зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Оса-М».
В 22.00 - второй взрыв, на этот раз в ракетном погребе.
В 22.34 - начали рваться 57-мм артиллерийские снаряды.
В 22.50 - подошел спасательный буксир СБ-408.
В 23.10 - верхняя палуба носовой оконечности достигла уровня воды.
В 23.30 - МРК «Муссон» затонул.

МРК «Муссон» - третий корабль проекта 1234, построенный Владивостокским судостроительным заводом (сейчас ОАО «Восточная верфь»). Он входил в состав Тихоокеанского флота. С 1982 года был передовым кораблем соединения, правофланговым социалистического соревнования. Корабль в 1987 году имел бортовой номер 414 и должен был принять участие в весенних учениях флота.
Корабли типа «Муссон» предназначаются для нанесения ударов по надводным целям и береговым объектам противника. Вооружение: 6 крылатых
противокорабельных ракет типа «Малахит» с дальностью стрельбы до 120 километров; зенитный ракетный комплекс «Оса-МА» и одна спаренная 57-мм артиллерийская установка АК-725 с радиолокационной станцией управления артиллерийской стрельбой «Барс». Кроме того, на МРК устанавливался новый радиолокационный комплекс целеуказания «Титанит».

http://personal.primorye.ru/musson/mrk.htm

Муссон
Четверг, 16 апреля 1987 года, выдался ясным весенним днем. После обеда отряд кораблей в составе МПК № 117 - малого противолодочного корабля, малых ракетных кораблей “Муссон” и “Вихрь”, а также двух ракетных катеров снялся с якоря в заливе Стрелок и взял курс в заданный район залива Петра Великого для отработки совместной стрельбы зенитно-ракетным комплексом.

Примерно часа через два они разделились, МПК № 117, “Муссон” и “Вихрь” образовали ордер, по которому ракетные катера должны были выполнить стрельбы ракетами-мишенями. Кораблям же ордера требовалось отбиться от них.

Шел седьмой час вечера, когда поступила команда и один из катеров пустил первую крылатую ракету-мишень по “Муссону” - ядру ордера. Обнаружив цель, “Муссон” ударил по ней двумя ракетами из зенитно-ракетного комплекса, которые и разорвались в зоне поражения ракеты-мишени. Выпущенная стреляющим катером следом вторая ракета-мишень пронеслась в свободном полете над “Муссоном”, так как на корабле было уже не до нее...

Пораженная первая ракета-мишень резко изменила траекторию полета, стала снижаться и спустя несколько мгновений вонзилась в надстройку “Муссона” - радиорубку. Пронизав ее, она взорвалась (горючее и окислитель ракеты) на главном командном пункте (ГКП) корабля. “Муссон”, содрогнувшись от удара и взрыва, загорелся. В ходовой рубке стреляющего катера по радиосвязям разнеслось: “Первый”, я “Третий” (позывной “Вихря”), во “Второй” (позывной “Муссона”) попало “изделие”. “Второй” горит. Люди покидают корабль...”

Было 18 часов 36 минут.

Получив трагическую весть, стреляющие катера полным ходом пошли к месту бедствия “Муссона”. В 19 часов 13 минут катера и корабли были в сборе и рассредоточились примерно в 2 кабельтовых от “Муссона”, надстройка которого была объята сильным пламенем.

Руководитель стрельб - командующий объединением контр-адмирал Л. Головко, находящийся на ПМК, пресек попытки некоторых командиров кораблей подойти к “Муссону” и помочь ребятам, призывно размахивающим руками. Он приказал не приближаться к горящему кораблю во избежание новой беды, ибо тот был загружен артбоезапасом и зенитными ракетами. Не предвещали ничего хорошего и крылатые ракеты на борту “Муссона”.

Корабль был полностью обесточен, вследствие чего вышли из строя все системы пожаротушения и связь. Часть спасательных средств сгорела, другие от моряков отрезал огонь. Надстройка и другие конструкции корабля, выполненные из алюминиево-магниевых сплавов, от высокой температуры горения плавились как пластилин. Этой лавой и дымом закрыло контейнеры с крылатыми ракетами по левому борту (они сгорят дотла не взорвавшись). Поэтому находящиеся на “Муссоне” и на окружающих кораблях не видели и не знали, что с ними. С правого же борта контейнеры с ракетами встали “на попа” и, свалившись в воду, затонули.

Командир “Муссона” капитан 3-го ранга В. Рекиш, 1-й заместитель командующего объединением капитан 1-го ранга Р. Темирханов и ряд других офицеров, мичманов, старшин и матросов погибли сразу же после взрыва. За старшего на объятом пламенем “Муссоне” остался помощник командира корабля капитан-лейтенант Игорь Голдобин. Получив при взрыве травму позвоночника, перелом ноги и ожог руки, он тем не менее остался в строю, возглавив вместе с замполитом старшим лейтенантом Василием Загоруйко сначала борьбу с огнем, а затем и организацию спасения оставшихся в живых людей.

Во избежание преждевременного взрыва морякам удалось приоткрыть крышки погреба с зенитными ракетами, чтобы снизить внутреннее давление. Они пытались подозвать к себе другие корабли, пусть не помочь, а чтобы хотя бы с них перебросили на “Муссон” пожарные шланги, ведь голыми руками и даже огнетушителями разбушевавшуюся огненную стихию не укротишь. Однако оттуда ответили, что командование не дает “добро” на сближение. Морякам “Муссона” оставалось рассчитывать только на себя.

Проверив температуру переборок в районе 33-го шпангоута, за которыми находились старшинский кубрик и погреб с зенитными ракетами, и убедившись, что переборки уже горячие и пламя вот-вот перебросится на старшинский отсек, поняли, что благие надежды тщетны: кораблю уже ничем не помочь. Тем более если учесть, какую угрозу могут представлять ракеты по левому борту, о состоянии которых ничего известно не было. И капитан-лейтенант Голдобин отдал приказ всем покинуть корабль. Тех, кто был тяжело ранен или не умел плавать и боялся прыгать в воду, хотя только что проявлял мужество на горящем корабле, облачали в спасательные жилеты и выбрасывали за борт в ледяную воду. Жестоко? Наверное, все-таки нет. В сложившейся ситуации это был единственный шанс выжить. Вслед им бросили плотик, сооруженный из контейнеров из-под зенитных ракет. Последними с гибнущего корабля спустились в воду по якорной цепи, цепляясь за нее обожженными руками, помощник командира Игорь Голдобин и замполит Василий Загоруйко...

Часы показывали 19 час. 20 мин. по местному времени.

Подобрав из воды ребят, корабли отошли, ожидая взрывов и наблюдая, как догорает в ночи их боевой собрат. Около полуночи, после того, как рванули артиллерийские снаряды и зенитные ракеты, “Муссон” затонул на глубине около 3 тысяч метров, унеся с собой в морскую бездну обгоревшие тела 39 человек: матросов, старшин, мичманов и офицеров из экипажа малого ракетного корабля вместе с его командиром, а также нескольких офицеров проверяющих-наблюдателей из штаба и курсантов школы техников ВМФ и мореходки, проходивших стажировку на “Муссоне”.

Произошло это в географической точке с координатами 42 градуса 08 минут северной широты, 132 градуса 22 минуты восточной долготы в 33 милях от острова Аскольд.

В базе отряд кораблей и катеров, поредевший на одну боевую единицу, встречали высокое флотское начальство, представители прокуратуры и особого отдела.

Так в чем же причина трагедии? Как же так случилось, что ракета-мишень поразила корабль, вместо того, чтобы после подрыва сразу же упасть камнем в море? Однозначного ответа на сей счет не дали ни оставшиеся в живых муссонцы, ни их сослуживцы с других кораблей, на глазах у которых все произошло.

По мнению одних, нелепая трагическая случайность: при поражении ракеты-мишени в ней заклинило руль, и так как мишень, хоть и посеченная осколками зенитной ракеты, оставалась объектом целостным, она продолжила полет прямо в надстройку корабля, а малая дистанция уже не позволяла ее добить.

Другие склонны считать, что если бы “Муссон” не застопорил ход (некоторые утверждают, что корабль был на малом ходу), то подбитая ракета-мишень никогда бы не попала в него. У некоторых же специалистов сложилось впечатление, что головка самонаведения ракеты-мишени не была отключена. Об этом говорили траектория полета ракеты и ее “поведение” на конечном отрезке, а в итоге - попадание в зону наибольшего радиолокационного отражения на корабле - радиорубку. Мол, если бы ракета-мишень после подрыва падала без включенной головки самонаведения, то давно свалилась бы в море, а не летела еще несколько километров так целенаправленно. Отсюда делались выводы: на базе подготовки ракет-мишеней допустили преступную халатность, позабыв отключить головку самонаведения...

Официальную версию служебного расследования, как говорили офицеры и мичманы, им никто не посчитал нужным сообщить, как не пожелал спустя несколько лет после катастрофы встретиться с журналистом “В” руководитель тех трагических учений контр-адмирал Л. Головко, у которого не оказалось “оснований и желания” говорить с репортером о былой трагедии, хотя, безусловно, у него и “имеется несколько иное мнение” о случившемся, чем “у некоторых официальных и неофициальных лиц”.

А между тем комиссия под руководством 1-го заместителя главкома ВМФ СССР адмирала флота Н. Смирнова в ходе расследования ЧП, не сбрасывая со счетов все вышеназванные моими собеседниками факторы, в конце концов пришла к выводу, что произошло роковое стечение обстоятельств, базирующихся на непродуманности действий и преступной халатности должностных лиц во время учений, стремлении флотских начальников пустить пыль в глаза вышестоящему командованию и заработать во что бы то ни стало высокую оценку за стрельбы, для чего были изменены и до минимума упрощены условия учений. В том числе дистанцию стрельбы и скорость кораблей спланировали в конце концов так, чтобы, не дай бог, не промахнуться...

Какой ценой пришлось заплатить за попытку очковтирательства - известно...


ТРАГЕДИЯ мрк “МУССОН”. НОВАЯ ВЕРСИЯ. ПОСТСКРИПТУМ.
Владимир Ульянич, капитан 1 ранга запаса.

***
В сентябре 2012 года на форуме интернет-журнала “Военное обозрение” я разместил свою статью “ЭПИЛОГ. ТРАГЕДИЯ МРК “МУССОН” ГЛАЗАМИ И СЕРДЦЕМ ОФИЦЕРА ПОХОДНОГО ШТАБА.”
За прошедшие 2,5 года с момента публикации было отмечено 3200 просмотров данного материала. А вот в графе “Обсуждение” стояло гордое “ноль”. Мне это было совершенно непонятным, и я решил написал короткий комментарий. Но – вот незадача! – размещать его оказалось негде. По ссылке http://forum.topwar.ru/topic/2995-трагедия-мрк-муссон-новая-версия/ высвечивалось: “страница, которую вы пытаетесь просмотреть, не найдена. Код ошибки 2F173/1.”
Куда делась страница и весь старый форум “Военного обозрения” мне там так и не ответили. Это значило, что эта статья исчезла из интернет-поисковиков, а значит, по запросу “мрк “Муссон” читателю вновь будут предлагаться десятки инсинуаций Пасько и Ко и их перепечатки.

Черновик того моего короткого комментария сохранился. Цитирую:

Дорогие друзья! Два с половиной года назад был размещён этот материал, где опровергаются выводы комиссии по расследованию причин гибели мрк “Муссон” и ВСЕХ других авторов, кто публично высказывался по этой теме. Я был готов к самым жёстким словам и высказываниям в свой адрес, так как называл конкретные фамилии, опровергал факты, поддерживаемые многими. Ждал этого и был готов к этому, так как всё приближало к главной цели – разгадке причин трагедии и установлению истины. Но за два с половиной года - при количестве просмотров 3200! - комментариев по этим выводам не оказалось. А как живо годами обсуждались ничем не подкреплённые измышления Пасько и Ко, военных “экспертов”, выдавших желаемое за действительное! Неужели нет темы для обсуждения? Неужели эта трагедия – ещё свежая и кровоточащая - не достойна серьёзного анализа флотских историков и исследователей? На Флоте и сейчас эксплуатируются системы “Оса-М” и “Оса-МА”, “Монолит”, “Термит”. А значит, есть и специалисты, что-то в этом понимающие. На современном ВМФ двумя флотами командуют бывшие командиры ракетных катеров 2 гднрка 165 бррка, которые бок-о-бок тёрлись на пирсах с живыми и погибшими участниками трагедии. У них нет желания дать команду своим специалистам проверить изложенные факты, назначить срок и заслушать доклад о проделанной работе?
Я не профильный специалист по вооружению и системам, отмеченным в этой трагедии. Поэтому любую критику в любой форме и в любом тоне принимал и собираюсь принимать благодарно и с уважением, расценивая её, как ещё один шаг к постижению истины. Мы же проходили на втором курсе один из основных законов диалектики – переход количества в качество. Если мне докажут аргументированно мои заблуждения, я приму это благодарно и безропотно.
Ни к кому не собираюсь лезть в душу и не жажду ничьей (даже виртуальной) крови. Готов к общению со всеми, кто выразит любой интерес к теме.
Чем больше общаюсь со свидетелями трагедии, тем больше вскрывается невостребованных фактов, лежащих на поверхности. А вот почему эти факты оказались невостребованными – это уже другой разговор. Анализируя подобное, невозможно бывает абстрагироваться от мысли, что все материалы расследования – это дымовая завеса, за которой спрятаны очевидные причины, которые расследовались параллельно. Иголку в стоге сена не спрячешь, и она периодически напоминает о себе то там, то сям. Но это всё лирика. Когда эта иголка выйдет наружу – а это обязательно случится! – тогда и поговорим конкретно.

А пока есть очевидные факты. Во всяком случае, для меня. Это:
– две фотографии ИКО и дисплея РЛК “Монолит”;
– это фотография с положением ПУ ЗИФ-122 в момент попадания РМ в борт;
– это показания рулевого “Вихря” матроса Сергея Баркова;
– это показания, сидевшего за приборами в стрелявшей “Осе-МА”, которого никто никогда ни о чём не спрашивал;
– это записи в вахтенных журналах р-42 и р-87.

Фотография, на которой зарегистрировано положением ПУ ЗИФ-122 на момент попадания РМ в борт, молча опровергает абсолютно всё, что было написано о стрельбе “Осы” по РМ. В соответствии с циклом своей работы ПУ ни при каких условиях не может находиться в таком положении при официальной дальности встречи второй ЗУР залпа на Д-2,5 км. Эта фотография для посвящённых - вообще полный ребус! Хотелось бы услышать авторитетное мнение "Осистов", что бы это значило.

И последнее… Очень не хочется, чтобы в очередную годовщину трагедии, снова и снова различные издания писали, что повреждённая ЗУРами ракета-мишень, выпущенная с р-42, изменила направление и попала в борт мрк…
Я утверждаю, что в борт мрк "Муссон" попала РМ-15 с высотой маршевого полёта 200 м, выпущенная с ракетного катера р-87.
Я утверждаю, что РМ-15 не была поражена ЗУР "Оса-МА", подрывов ЗУР 9м-33 не было. Следовательно, РМ-15 не изменяла траекторию движения от подрывов ЗУР.

Ракета-мишень РМ-15М с ракетного катера р-42 прошла над мрк "Вихрь"...”

Будет ли ещё и ПОСТПОСТСКРИПТУМ? Возможно…

А пока позволю себе ещё раз предложить публикацию, размещённую два с половиной года назад. Только для этого и завёл себе ЖЖ.
(нашёл в Сети ещё две ссылки на перепечатку указанного материала:
http://sevastopolnashgorod.starbb.ru/viewtopic.php?id=11699#p113338)
http://www.murm.severm.net/print.php?plugin:content.130

Владимир Ульянич.

ЭПИЛОГ. ТРАГЕДИЯ МРК “МУССОН” ГЛАЗАМИ И СЕРДЦЕМ ОФИЦЕРА ПОХОДНОГО ШТАБА .

“Иди за тем, кто ищет истину.
Беги от того, кто её нашёл.”
(Конфуций.)

Предлагаю читателям развитие своего взгляда на катастрофу 16.04.1987г. Предупреждаю, что основная фабула тех событий, сформировавшаяся в умах на протяжении четверти века выводами комиссии по расследованию, СМИ и Интернет-изданий, будет опровергаться и признаваться несостоятельной. Основой для такого вывода послужат только зафиксированные документально цифры и фотоснимки ИКО РЛК “Монолит” ракетного катера р-42. Никаких предположений, обобщений и ссылок на авторитетные мнения, в какой бы форме они не выражались.
Заранее приношу извинить тех, для кого изложенные в конце выводы – секрет Полишинеля.

А пока позволю себе введение в основную часть.
Семь лет назад в Интернете был размещён мой материал “Трагедия мрк “Муссон глазами и сердцем офицера походного штаба”. (http://kreisers.narod.ru/Ulanich_M.htm)
В нём я честно и подробно рассказал о том, в чём принимал участие, что знал, что видел, что чувствовал, что думал. Писал, во многом, сверх-эмоционально, потому что всё внутри бурлило от бездонной мути бездоказательной лживой информации о катастрофе 16.04.2012г., подписанной журналистами Г.Пасько, Е.Шолохом, В.Голодным и другими.
Позволю себе длинную цитату из той публикации:
“Обвинительная часть акта комиссии по расследованию причин катастрофы никого не удивила. Это не значит, что с ней были согласны. (Как и с выводами комиссии Уоррена). Даже в глубоко неформальной обстановке мне не встретился никто из людей, заслуживающих уважения, кто хотя бы частично разделял выводы комиссии по причинам катастрофы и её виновникам. Это не говорит о том, что их не было. Дело в другом: ОНИ НЕ ВЫЯВЛЕНЫ. Есть ли другие варианты? Есть.

Например:
а) кто-то знает, но хранит тайну;
б) кто-то даже не догадывается, что он что-то сделал не так;
в) другие (но тоже!) домыслы, догадки и предположения.
Вывод комиссии, на мой взгляд, должен был быть честным и лаконичным:
“В результате работы комиссии, причины, приведшие к катастрофе, и лица, виновные в ней,
НЕ УСТАНОВЛЕНЫ“.
Повторюсь: это не значит, что их не было. Это значит, что они не установлены.
Далее в частном определении могли быть перечислены выявленные недостатки в деятельности сил и органов управления при подготовке и проведении практических стрельб и принятые меры с наказанием виновных.

Я и сейчас не отказываюсь ни от единого слова, написанного выше.
Мне казалось, что кто-то, прочтя моё мнение о тех событиях, будет более тщательно обходиться с фактами, взвешивать оценки и не торопиться с однозначными выводами.
Что же изменилось за прошедшие семь лет? Тайна осталась тайной, но вместе с растиражированной по другим сайтам и форумам ложью в популярных газетах, в Интернете появились новые публикации. То, что продолжал писать Г.Пасько, воспринималось мной, как данность. Он не постеснялся даже включить в свою очередную статью отрывки моего текста – своего ярого оппонента – от своего имени. Ну, да ладно!
Появилось искреннее желание больше не принимать участие в этой публицистической тризне.
Но когда увидел и прочитал то, что вынесли на читательский суд не журналисты, а специалисты-ракетчики Г.Антонов, В.Михайлов, член комиссии по расследованию катастрофы А.Головачёв, понял: молчать нельзя. Даже сами нескромные претенциозно-лубочные заголовки: “А город подумал – ученья идут”, “Безопасность ниже ватерлинии”, “Фарс и трагедия “Муссона” вызывали внутреннюю боль, которая не позволяла останавливаться и требовала дальнейших поисков для установления истины, опровержения обвинений в адрес конкретных офицеров – погибших и живых.

(Мою реакцию на статью Г.Антонова в газете “Совершенно секретно” можно прочитать по ссылке http://sevastopolnashgorod.starbb.ru/viewtopic.php?id=11564)

Кто-то спросит: “А как же поиски виновных?” Но об этом, в моём понимании, нельзя даже заикаться до установления неопровержимых причин катастрофы.
А разве не было нарушений при проведении совместных РС? Конечно, были! И даже серьёзные. Но ни по одному из них – как по конкретному, так и в анализе комплекса нескольких нарушений – доказанных причинно-следственных связей нет ни у комиссии под руководством адмирала Смирнова, ни у перечисленных выше специалистов. Комиссия назвала виновных (как ей и положено), назвала массу недоказанных причин катастрофы (а что делать?), а вот в выводах, тем не менее, прозвучала фраза: “Стечение случайных обстоятельств и непредвиденных трагических факторов, приведших к катастрофе.”
Упомянутые выше офицеры-ракетчики этот тезис рассматривают, как ширму для вывода ответственных “из-под удара” и в прямой постановке бездоказательно формулируют для тысяч читателей свои однозначные выводы по причинам трагедии и её виновникам. Вот уж, действительно, снова хочется обратиться к эпиграфу.
Московская комиссия не выполнила поставленной задачи. Хотя, не исключаю, что кто-то знал достоверно о причинах катастрофы. А может, и – нет. Во всяком случае, член комиссии А.Головачёв точно не знал.
Не в моей компетенции - да и в манере тоже - кого-то осуждать за это на основании предположений. Факты, как понятно теперь, лежали на поверхности. Но их или не увидели, или…

Последние семь лет я регулярно возвращался к теме “Муссона”, как самостоятельно, так и в дискуссиях с коллегами. Спасибо тем, кто делился материалами, своими знаниями, тратил драгоценное время на ознакомление с моими длинными письмами и присылал свои. Спасибо и тем, кто резко высказывался о моём подходе к расследованию. Это тоже помогало и подвигало не останавливаться. Если кого обидел – извините…
Точно не скажу, но, по-видимому, года два назад само собой наступило состояние предполагаемого озарения. Это было так мучительно и страшно. Хотелось, ну, пусть хоть кто-то доказательно опровергнет парадоксальные находки, потому что сам не мог. А когда со всеми фактами и выводами остался один на один, понял: чтобы предложить это к широкому рассмотрению, нужно знать тонкости, знать предполагаемые вопросы и уметь на них отвечать. Вот на это и ушло два года.

Меня мучил главный вопрос, к которым я обратился ко всем: нужно ли всё это снова ворошить через 25 лет? Член первого экипажа “Муссона”, мнением и отношениями с которым я очень дорожу, позвонил и сказал, что это необходимо делать. И обосновал – почему. Я тоже считаю, что нужно.

Значит, переходим к содержательной части , которая будет значительно короче вступления.
Я не считаю возможным и нужным публиковать выписки из навигационных журналов, фотографии ИКО, построенные на их анализе схемы, таблицы, логику своих рассуждений.
Только пара пояснений.
По фотографии ИКО и дисплея РЛК “Монолит” (она есть в Интернете) видно, что на момент пуска РМ-15м с р-42 “Муссон” уже был поражён.
И ещё. Всего лишь две цифры, записанные в навигационных журналах стреляющих катеров, напрочь опровергают официальную версию катастрофы и версии всех публиковавшихся исследователей.
Дпуска Р-42 – 21 км.
Дпуска р-87 – 136 кбт. Но это же целых 25,2 км!

А теперь желающие на листе бумаги могут попытать изобразить строй тактической группы стреляющих катеров, где первым стреляет катер с Д-21 км , а вторым через минуту другой катер с Д-25,2 км.

ИТАК.
1. Тактическая группа ракетных катеров р-42 и р-87 16.04.1987г. выполняла ракетную стрельбу РС-21 по назначенному времени “Ч” – 18ч.42м.
Точкой прицеливания был назначен мрк “Муссон”.
Первым пуск произвёл р-87 с Д-136 (25,2 км) кбт по П-171град. в 18ч.41м.
2. С приходом р-42 на Д-24км от мрк “Муссон” (назначенную планом дальность пуска) был произведён пуск РМ-15м.
В результате (скорее всего) ошибки (она зафиксирована на снимке ИКО РЛК “Монолит”) в приборы управления стрельбой “Коралл” были введены данные по мрк “Вихрь” П-176град, Д-21 км, куда и полетела РМ-15м. Её и видели очевидцы, пролетающей над “Вихрем”, когда “Муссон” уже горел.
Отсюда делаем выводы:
1. Абсолютно всё, что написано о причинах и последствиях попадания РМ-15м с ракетного катера р-42 в мрк “Муссон”, должно быть признано недействительным и, если бы это было возможным, удалено со страниц прессы и Интернета. В этом случае о трагедии 16.04.1987г. можно было писать и рассуждать с чистого листа.

2. Названные в акте расследовании причин катастрофы одними из виновников Капитан 1 ранга Тимирханов Р., капитан 2 ранга Кимасов Н., капитан 3 ранга Рекиш В. таковыми не являются. Это подтверждается теми доказанными фактами, которые имеются на настоящее время.

3. Дальность стрельбы при выполнении РС-21 16.04.1987г. не изменялась в меньшую сторону ни в плане, ни при выполнении фактической стрельбы.
Пуск РМ-15м произведён по времени, когда дальность до “Муссона” составляла 24 км, т.е. была плановой. Почему ракета-мишень полетела на “Вихрь”, находящийся на Д-21 км – это уже другой вопрос, и я о нём написал.

4. Табличное время подлёта РМ-15 к цели с Д-136 кбт (25,2 км) – 85 секунд.
Следовательно, при пуске РМ-15 в настоящее место цели, имеющей ход 9 узлов, обеспечивался параметр безопасности Р–394м.
Да, это не 1600м, но и не “ноль”, согласитесь.

Ситуации, при которой, по словам находящихся в посту системы управления ЗРК “Оса-МА” мрк “Муссон”, РМ на сопровождении летела с курсовым параметром “ноль”, может быть только два объяснения:
– cамонаведение;
– пуск РМ произведён в упреждённое место цели.

Всё это требует дальнейшего исследования, где не может быть мелочей. Со слов мы знаем, что на р-87 была загружена РМ-15 с установленной высотой маршевого полёта 200м. Но этого мало. Необходимо точно знать: какая ракета и с какими установочными данными была переделана в РМ и загружена на катер для стрельбы.
Ждёт дальнейшего исследования вопрос не поражения (или поражения) РМ ЗУРами и артиллерией “Муссона”.
Мы с товарищами подробно и долго обсуждали все эти вопросы. Имеются версии, подкреплённые расчётами и схемами. Конечно, и я имею свой взгляд по главному вопросу трагедии. Но это не предмет обсуждения на форумах.

Хочется надеяться, что факты, изложенные здесь, заинтересуют соответствующие структуры действующего ВМФ, ВУНЦ ВМФ, ТОФ. В случае подтверждения моей информации, по-видимому, необходим официальный документ с официальными выводами.
Наш офицерский и человеческий долг – раскрыть тайну гибели мрк “Муссон” и 39-ти членов его экипажа, сколько бы лет не прошло со времени трагедии.
Вечная память “Муссону”.

________________________________________ ______

Сентябрь, 2012г.
[email protected]

Четверг, 16 апреля 1987 года, выдался ясным весенним днем. После обеда отряд кораблей в составе МПК № 117 - малого противолодочного корабля, малых ракетных кораблей МУССОН и ВИХРЬ, а также двух ракетных катеров снялся с якоря в заливе Стрелок и взял курс в заданный район залива Петра Великого для отработки совместной стрельбы зенитно-ракетным комплексом.

Примерно часа через два они разделились, МПК № 117, “Муссон” и “Вихрь” образовали ордер, по которому ракетные катера должны были выполнить стрельбы ракетами-мишенями. Кораблям же ордера требовалось отбиться от них.

Шел седьмой час вечера, когда поступила команда и один из катеров пустил первую крылатую ракету-мишень по “Муссону” - ядру ордера. Обнаружив цель, “Муссон” ударил по ней двумя ракетами из зенитно-ракетного комплекса, которые и разорвались в зоне поражения ракеты-мишени. Выпущенная стреляющим катером следом вторая ракета-мишень пронеслась в свободном полете над “Муссоном”, так как на корабле было уже не до нее…

Пораженная первая ракета-мишень резко изменила траекторию полета, стала снижаться и спустя несколько мгновений вонзилась в надстройку “Муссона” - радиорубку. Пронизав ее, она взорвалась (горючее и окислитель ракеты) на главном командном пункте (ГКП) корабля. “Муссон”, содрогнувшись от удара и взрыва, загорелся. В ходовой рубке стреляющего катера по радиосвязям разнеслось: “Первый”, я “Третий” (позывной “Вихря”), во “Второй” (позывной “Муссона”) попало “изделие”. “Второй” горит. Люди покидают корабль…”

Было 18 часов 36 минут.

Получив трагическую весть, стреляющие катера полным ходом пошли к месту бедствия “Муссона”. В 19 часов 13 минут катера и корабли были в сборе и рассредоточились примерно в 2 кабельтовых от “Муссона”, надстройка которого была объята сильным пламенем.

Руководитель стрельб - командующий объединением контр-адмирал Л. Головко, находящийся на ПМК, пресек попытки некоторых командиров кораблей подойти к “Муссону” и помочь ребятам, призывно размахивающим руками. Он приказал не приближаться к горящему кораблю во избежание новой беды, ибо тот был загружен артбоезапасом и зенитными ракетами. Не предвещали ничего хорошего и крылатые ракеты на борту “Муссона”.

Корабль был полностью обесточен, вследствие чего вышли из строя все системы пожаротушения и связь. Часть спасательных средств сгорела, другие от моряков отрезал огонь. Надстройка и другие конструкции корабля, выполненные из алюминиево-магниевых сплавов, от высокой температуры горения плавились как пластилин. Этой лавой и дымом закрыло контейнеры с крылатыми ракетами по левому борту (они сгорят дотла не взорвавшись). Поэтому находящиеся на “Муссоне” и на окружающих кораблях не видели и не знали, что с ними. С правого же борта контейнеры с ракетами встали “на попа” и, свалившись в воду, затонули.

Командир “Муссона” капитан 3-го ранга В. Рекиш, 1-й заместитель командующего объединением капитан 1-го ранга Р. Темирханов и ряд других офицеров, мичманов, старшин и матросов погибли сразу же после взрыва. За старшего на объятом пламенем “Муссоне” остался помощник командира корабля капитан-лейтенант Игорь Голдобин. Получив при взрыве травму позвоночника, перелом ноги и ожог руки, он тем не менее остался в строю, возглавив вместе с замполитом старшим лейтенантом Василием Загоруйко сначала борьбу с огнем, а затем и организацию спасения оставшихся в живых людей.

Во избежание преждевременного взрыва морякам удалось приоткрыть крышки погреба с зенитными ракетами, чтобы снизить внутреннее давление. Они пытались подозвать к себе другие корабли, пусть не помочь, а чтобы хотя бы с них перебросили на “Муссон” пожарные шланги, ведь голыми руками и даже огнетушителями разбушевавшуюся огненную стихию не укротишь. Однако оттуда ответили, что командование не дает “добро” на сближение. Морякам “Муссона” оставалось рассчитывать только на себя.

Проверив температуру переборок в районе 33-го шпангоута, за которыми находились старшинский кубрик и погреб с зенитными ракетами, и убедившись, что переборки уже горячие и пламя вот-вот перебросится на старшинский отсек, поняли, что благие надежды тщетны: кораблю уже ничем не помочь. Тем более если учесть, какую угрозу могут представлять ракеты по левому борту, о состоянии которых ничего известно не было. И капитан-лейтенант Голдобин отдал приказ всем покинуть корабль. Тех, кто был тяжело ранен или не умел плавать и боялся прыгать в воду, хотя только что проявлял мужество на горящем корабле, облачали в спасательные жилеты и выбрасывали за борт в ледяную воду. Жестоко? Наверное, все-таки нет. В сложившейся ситуации это был единственный шанс выжить. Вслед им бросили плотик, сооруженный из контейнеров из-под зенитных ракет. Последними с гибнущего корабля спустились в воду по якорной цепи, цепляясь за нее обожженными руками, помощник командира Игорь Голдобин и замполит Василий Загоруйко…

Часы показывали 19 час. 20 мин. По местному времени.

Подобрав из воды ребят, корабли отошли, ожидая взрывов и наблюдая, как догорает в ночи их боевой собрат. Около полуночи, после того, как рванули артиллерийские снаряды и зенитные ракеты, “Муссон” затонул на глубине около 3 тысяч метров, унеся с собой в морскую бездну обгоревшие тела 39 человек: матросов, старшин, мичманов и офицеров из экипажа малого ракетного корабля вместе с его командиром, а также нескольких офицеров проверяющих-наблюдателей из штаба и курсантов школы техников ВМФ и мореходки, проходивших стажировку на “Муссоне”.

Произошло это в географической точке с координатами 42 градуса 08 минут северной широты, 132 градуса 22 минуты восточной долготы в 33 милях от острова Аскольд.

В базе отряд кораблей и катеров, поредевший на одну боевую единицу, встречали высокое флотское начальство, представители прокуратуры и особого отдела.

Так в чем же причина трагедии? Как же так случилось, что ракета-мишень поразила корабль, вместо того, чтобы после подрыва сразу же упасть камнем в море? Однозначного ответа на сей счет не дали ни оставшиеся в живых муссонцы, ни их сослуживцы с других кораблей, на глазах у которых все произошло.

По мнению одних, нелепая трагическая случайность: при поражении ракеты-мишени в ней заклинило руль, и так как мишень, хоть и посеченная осколками зенитной ракеты, оставалась объектом целостным, она продолжила полет прямо в надстройку корабля, а малая дистанция уже не позволяла ее добить.

Другие склонны считать, что если бы “Муссон” не застопорил ход (некоторые утверждают, что корабль был на малом ходу), то подбитая ракета-мишень никогда бы не попала в него. У некоторых же специалистов сложилось впечатление, что головка самонаведения ракеты-мишени не была отключена. Об этом говорили траектория полета ракеты и ее “поведение” на конечном отрезке, а в итоге - попадание в зону наибольшего радиолокационного отражения на корабле - радиорубку. Мол, если бы ракета-мишень после подрыва падала без включенной головки самонаведения, то давно свалилась бы в море, а не летела еще несколько километров так целенаправленно. Отсюда делались выводы: на базе подготовки ракет-мишеней допустили преступную халатность, позабыв отключить головку самонаведения…

Официальную версию служебного расследования, как говорили офицеры и мичманы, им никто не посчитал нужным сообщить, как не пожелал спустя несколько лет после катастрофы встретиться с журналистом “В” руководитель тех трагических учений контр-адмирал Л. Головко, у которого не оказалось “оснований и желания” говорить с репортером о былой трагедии, хотя, безусловно, у него и “имеется несколько иное мнение” о случившемся, чем “у некоторых официальных и неофициальных лиц”.

А между тем комиссия под руководством 1-го заместителя главкома ВМФ СССР адмирала флота Н. Смирнова в ходе расследования ЧП, не сбрасывая со счетов все вышеназванные моими собеседниками факторы, в конце концов пришла к выводу, что произошло роковое стечение обстоятельств, базирующихся на непродуманности действий и преступной халатности должностных лиц во время учений, стремлении флотских начальников пустить пыль в глаза вышестоящему командованию и заработать во что бы то ни стало высокую оценку за стрельбы, для чего были изменены и до минимума упрощены условия учений. В том числе дистанцию стрельбы и скорость кораблей спланировали в конце концов так, чтобы, не дай бог, не промахнуться…

Какой ценой пришлось заплатить за попытку очковтирательства - известно…

«Курск», «Комсомолец», «Адмирал Нахимов», «Эстония» – об этих трагедиях минувшего века знают многие. Не так давно я рассказал вам о катастрофе . А вот о гибели малого ракетного корабля (МРК) «Муссон» известно даже не всем профессионалам – так ее в свое время засекретило военное руководство СССР. Причина была более чем уважительная: «Муссон» сгубила ракета со своего же корабля!

Сначала вкратце о самом корабле. МРК проекта 1234 (шифр «Овод», НАТОвская классификация – «Nanuchka») относится к классу ракетных кораблей и предназначен для уничтожения крупных надводных целей и наземных объектов. Основное оружие – 6 крылатых ракет комплекса П-120 «Малахит» (дальность стрельбы до 150 км), размещаемых в транспортно-пусковых контейнерах в средней части корабля (по 3 побортно). Для защиты от воздушных целей корабль оснащен спаренной 57-мм артустановкой АК-725 и пусковой установкой ЗРК «Оса-М». Полное водоизмещение корабля – 700 т, стандартное – 610 т; длина – 59,3 м, ширина – 11,8 м, осадка – 3 м. Мощность дизельной установки – 3x10 000 л.с., скорость полного хода составляет 35 узлов, а дальность плавания 18-узловым ходом –1500 миль. Экипаж корабля - 60 человек.

Старт ПКР П-120 «Малахит» с МРК проекта 1234

Схема МРК проекта 1234

МРК «Муссон» был заложен на стапеле Владивостокского судостроительного завода 14 июля 1975 года и уже через шесть лет был спущен на воду. 9 февраля 1982 года корабль был зачислен в боевой состав Тихоокеанского флота, а еще через пять лет – 16 апреля 1987 – года ушел на дно Японского моря, унося с собой 39 матросов из 76 находящихся на борту…

Малый ракетный корабль «Муссон»

Так что же случилось в тот злополучный день? Солнечным весенним днем отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе малого противолодочного корабля №117, МРК «Вихрь» и «Муссон» и двух ракетных катеров вышел в море для отработки стрельб ЗРК. Первоначально стрельбы были запланированы еще на 26 марта, но несколько раз переносились, в чем некоторые усматривают чуть ли не вмешательство потусторонних сил – дескать, само провидение стремилось уберечь «Муссон» от гибели…

Прибыв в назначенную точку, корабли перестроились в ордер для стрельбы. Первоначально предполагалось, что ракетные катера дадут залп по МПК, а «Муссон» и «Вихрь» будут на достреле. Но, как часто бывает, этот план неоднократно менялся и в окончательном варианте выглядел следующим образом: «Муссон» движется малым ходом (есть данные, что он вообще застопорил ход), а один из ракетных катеров с дистанции всего чуть более 11 миль производит залп двумя ракетами. Почему план изменили, думаю, объяснять не надо – очень уж кому-то хотелось заработать хорошую оценку.

Ракета-мишень РМ-15М «Термит-Р»

В 18.36 катер РК-42 выпустил первую ракету-мишень РМ-15М «Термит-Р». Цель тут же была взята на автосопровождение и сразу после ее входа в зону поражения обстреляна ЗРК «Оса-М». А вот дальше произошло невероятное: несмотря на то что ракеты разорвались в зоне поражения, цель продолжила полет, более того, она изменила траекторию и понеслась на «Муссон»! К чести «муссоновцев», они еще успели дать по ней очередь из зенитного автомата. Но помочь это уже не могло – ракета врезалась в надстройку. И все бы ничего, ведь обстреляли же как-то россияне украинский траулер (никакой политики, просто факт), а закончилось все несколькими ушибами да переломами. Вся беда была в том, что из-за малой подлетной дистанции в ракете оставалось приличное количество топлива и окислителя. Вот они-то и полыхнули. Корабль был обречен…

Спросите: почему это обречен? Всего и делов - потушить пожар! Так то оно так, но дело в том, что в то время во всех конструкциях кораблей и даже подводных лодок активно использовались алюминиево-магниевые сплавы (АМг). Я думаю, нет нужды рассказывать об их высокой горючести. Многие, наверное, готовили в детстве кустарную пиротехнику из смеси алюминиевых и магниевых опилок. Так экономическая выгода производства перевесила вопросы безопасности...

Хотелось бы сразу предупредить - не стоит винить только советское руководство в пренебрежении жизнями своих моряков: примерно двумя годами ранее, во время Фолклендской войны погиб краса и гордость британского флота, эсминец УРО «Шеффилд». От одной единственной авиационной ПКР «Экзосет», выпущенной устаревшим истребителем французского производства «Супер Этандар». Во многом трагедии «Шеффида» способствовало откровенное разгильдяйство бритов, но и обилие конструктивных элементов из АМг со счетов сбрасывать не стоит. По крайней мере британское правительство урок учло и применение АМг в конструкции кораблей запретило. Советское, на сколько мне известно - нет.

Тонущий эсминец УРО «Шеффилд» после поражения ПКР «Экзосет»

Но вернемся к «Муссону». Однажды довелось мне прочитать, что во время пожара конструкции из АМг плавились, как пластилин. Но так не бывает. АМг не плавится, он горит! Горит как электросварка, распространяя едкий дым! Кроме того, ракета рванула прямо в ГКП, погиб командир МРК капитан 3 ранга В. Рекиш, корабль был обесточен, лишился хода и связи, да и системы пожаротушения были разрушены. Другие корабли тоже не могли ничем помочь: чтобы передать с них пожарные рукава, необходимо было стать борт о борт с «Муссоном», но в любой момент мог рвануть боезапас. Пытались, правда, поливать с расстояния, но все было бесполезно: вода испарялась, так и не попав на горящий корабль...

В результате принявший на себя командование помощник командира старший лейтенант И. Голдобин и замполит корабля старший лейтенант В. Загоруйко приняли решение эвакуировать личный состав. Они же, по старой офицерской традиции, последними и покинули обреченный корабль. Было 19.20 по местному времени. А в 21.55 на горящем корабле стали рваться артиллерийские снаряды и зенитные ракеты...

В 23.30 «Муссон» затонул на глубине 2900 метро в 33 милях от острова Аскольд в точке с координатами 42°11′ с. ш. 132°27′ в. д.

Мемориал погибшим морякам «Муссона»