Разные разности

Соблюдение правил безопасности в складских помещениях. Основы безопасной работы на складе. Техника безопасности на складе в процессе работы

Соблюдение правил безопасности в складских помещениях. Основы безопасной работы на складе. Техника безопасности на складе в процессе работы

Двенадцать шагов к безопасному складу

Практические рекомендации по безопасности труда экспертов Комитета по охране труда и здоровья США

По материалам зарубежной печати подготовил С. Протасов

«Безопасность начинается с тебя» – этот банальный слоган часто служит отправной точкой при создании программ безопасности труда на складах. Однако не все специалисты, отвечающие за здоровье работников предприятий, с ним согласны. Во всяком случае, Национальный комитет по охране труда и здоровья США, считая этот лозунг довольно эффектным и хорошо запоминающимся по форме, категорически не согласен с его содержанием. По мнению инспекторов Комитета, безопасность не может начинаться с работника – обеспечить ее прежде всего должен сам работодатель. Руководители предприятий просто обязаны позаботиться о соответствующих учебных программах, культуре производства и создании обстановки, в которой труд человека был бы безопасным.

К сожалению, работодатели далеко не всегда уделяют мерам по безопасности труда должное внимание, находя этому множество оправданий. Кто-то жалуется, что ему не хватает на это времени или возможностей, другие просто пытаются сэкономить на здоровье подчиненных. При этом не учитывается, что в долгосрочной перспективе создание безопасной рабочей среды экономически выгодно, так как позволяет уменьшить количество невыходов на работу по болезни и из-за травм и ущерб, наносимый помещениям и оборудованию, а значит, снизить время простоев. При безаварийной безопасной работе улучшается и настроение отдельных людей, и атмосфера в коллективе в целом. Как результат повышается производительность. Чтобы добиться этого, совсем не обязательно вкладывать огромные средства. Приведем несколько очень простых практических рекомендаций по безопасности труда, которые, по утверждению экспертов Комитета по охране труда и здоровья США, без особых временны’х и материальных затрат может осуществить руководитель любого складского хозяйства.

Позаботимся об эргономике

Поскольку часть работ практически на любом складе все еще неизбежно выполняется вручную, одной из наиболее распространенных причин травматизма персонала, занятого на погрузочных работах, является травмирование в результате неудовлетворительной эргономики. Как считают специалисты, по степени тяжести такого рода травмы требуют больше всего средств и времени для восстановления работоспособности. Одна из самых простых мер, которую может предпринять любой руководитель складского комплекса, – постоянно и настойчиво пропагандировать и внедрять в практику приемы безопасного подъема грузов вручную. Это значит, что при подъеме тяжести рабочие должны держать спину прямо, груз – как можно ближе к телу и не поднимать, не тянуть и не толкать груз, находящийся выше плеч. Не следует поворачивать только верхнюю часть туловища – это следует делать сразу всем телом.


Не влезать в кузов грузовика без ведома водителя

Тяжелый несчастный случай может произойти в тот период времени, когда работники склада закончили погрузку автомобиля, а водитель еще не сел за руль, чтобы выехать из ворот. Известно немало случаев, когда грузчики залезали в кузов после окончания погрузки в то время, когда водитель оформлял документы в офисе. Вернувшись, водитель немедленно заводил двигатель и трогался с места, не поинтересовавшись, есть ли кто-нибудь в кузове. Люди выпадали из кузова и сильно травмировались. Есть два способа предотвратить такие трагедии: вешать цепь или табличку «Не входить» на кузов или двери фургона, указывающую, что работы закончены и доступ к грузу прекращен, либо забирать ключи у водителя и возвращать их только после того, как он оформит документы на вывоз и убедится в готовности автомобиля к рейсу.

Размечать площади склада

Разметка, т. е. нанесенные краской или обозначенные лентой границы участков склада, отведенных для различных работ, поможет избежать производственных травм. Разметка никогда не будет лишней, поскольку вносит порядок и дисциплину в складские работы, позволяя, например, отделить участки, по которым ездит погрузочный транспорт, от зон комплектации. Четкое обозначение производственных участков позволяет однозначно указать, где именно следует выполнять те или иные работы. Поскольку каждый день на складе производятся одни и те же операции, его площадь не должна быть похожа на огромный рабочий стол, где каждый «пристраивается» там, где найдет свободное место.


Учиться, учиться и еще раз учиться

Правильно разработанная программа повышения уровня техники безопасности должна основываться на эффективном обучении. В целом ряде американских компаний все вновь поступившие сотрудники проходят обязательное обучение в течение 3...5 дней или подробный инструктаж перед тем, как приступить к работе на складе. Затем их прикрепляют к опытным работникам, которые учат новых сотрудников всем секретам и тонкостям складских работ. Однако ограничиваться обучением исключительно одних новичков нельзя: надо постоянно повышать квалификацию всего персонала. Не следует принимать в расчет никаких отговорок опытных работников, не желающих проходить обучение, хотя бы для того, чтобы они не подавали дурной пример другим.

Как сделать учебу интересной для тех, кто думает, что все это они уже слышали раньше? Специалисты считают, что для этого она должна быть как можно более привязанной к реальной практике и наглядной. Первую половину занятия рекомендуется занять рассказом на выбранную тему, а вторую слушатели, разбившись на небольшие группы, обсуждают материал, задают и отвечают на вопросы, выполняют практические задания, чтобы лучше закрепить и усвоить услышанное. Рекомендуется проводить также контрольные работы или даже экзамены перед обучением и после него, чтобы оценить эффективность программы.

Обучение без исключений

Никто не сомневается, что операторы вилочных погрузчиков также должны проходить соответствующее обязательное обучение. Понятно, что оно будет полезней и эффективней, если проводится на погрузчиках тех же марок и моделей, на которых им предстоит работать.
Но обучать следует не только водителей. Необходимо проинструктировать всех, кто работает с ними в тесном контакте. Недостаточно просто предупредить работников, занимающихся подбором заказов, и других служащих, которые ходят по складу, об осторожности при работе возле погрузчиков или другой подъемно-транспортной техники и вблизи трасс движения. Чтобы сделать труд менее опасным, следует разделить зоны их работы. Если товары отгружаются и доставляются по одному и тому же проходу, лучше выделить для каждой операции отдельное время.

Не следует забывать об обучении правилам охраны труда и руководителей высшего звена. Эксперты по охране труда установили, что многие представители администрации никогда не обучались технике профессиональной безопасности и охраны здоровья, поэтому они могут даже не подозревать о том, насколько важно знать самые элементарные правила в этой области. Часто убедить их изменить свое мнение могут лишь наглядные доказательства того, как правильно организованная охрана труда помогает достичь успеха в бизнесе. «Выясните, как они представляют себе цели своей деятельности и что является для них критерием успеха, потому что не всегда это только деньги, – рекомендуют специалисты, – и тогда вы сможете выбрать правильные аргументы, которые поймут и примут руководители предприятия».

Выполняйте правила

По оценкам, приблизительно половина аварий и несчастных случаев происходит с участием сотрудников, которые не выполняли установленных правил, стандартов и норм. Если такое произошло, нельзя оставлять это без внимания: необходимо организовать обучение и принять другие меры, которое помогут исправить ситуацию и предотвратить возможности ее повторения в будущем. Специалисты рекомендуют ввести программу постепенно ужесточающихся мер дисциплинарной ответственности, если персонал продолжает нарушать правила техники безопасности. После того как работники уяснили правила безопасности, до них следует довести, что строгое их выполнение является непременным условием их работы. Соблюдение техники безопасности ни в коем случае не должно быть заботой только руководителей. В этом должен быть заинтересован каждый работник, потому что, если он не надел защитные очки, когда это требуется, если он работает с электропроводкой, не отключив напряжения, если слишком быстро мчится на погрузчике по узким проходам, не подавая звукового сигнала, наказание последует неотвратимо и он самое малое получит взыскание.

Премировать за безаварийную работу

Другим способом заинтересовать работников в соблюдении правил техники безопасности является денежное поощрение. В некоторых американских компаниях бригада не получает премии за тот день, когда случилась авария, даже если отгрузка выполнена успешно. Соблюдение правил безопасности учитывают при оценке эффективности работы служащих. Этим занимаются все руководители вплоть до бригадиров.

Назначьте ответственного

Еще одним эффективным способом повышения дисциплины и техники безопасности является поощрение докладов работников о нарушениях. В американских компаниях принято наделять некоторых работников правом останавливать работу, если техника безопасности нарушается. «Были случаи, когда назначенные работники останавливали производственные линии или звонили мне посреди ночи, когда их хотели заставить вдвоем выполнять работу, которую должны делать три человека, – рассказывает специалист по охране труда. – В таких случаях к работе подключался и я, и начальник участка, чтобы не сорвать выполнение срочного заказа и соблюсти правила техники безопасности».

Рекомендуется применять систему анонимных докладов, опрашивать рабочих, не были ли они свидетелями фактов несоблюдения правил безопасности. Если человек, например, работает возле лужи масла, следует разъяснить ему, что его долг – своевременно доложить об этом руководству и добиться устранения этой потенциальной причины несчастного случая.


Когда «чуть-чуть» считается

Следует обращать внимание не только на несчастные случаи, которые привели к ущербу для здоровья и потере трудоспособности, но и на происшествия, когда несчастье чуть-чуть не случилось. Анализ этих событий позволит своевременно выявить опасные тенденции и предотвратить травмирование людей или повреждение оборудования.

Представленные в этой публикации статистические данные зарегистрированы только Национальной комиссией по охране труда и здоровья США и учитывают лишь травмы, приведшие к утрате трудоспособности, а поэтому не дают общей картины несчастных случаев на производстве. Например, по оценкам некоторых специалистов, 7...10% всех травм составляют легкие поражения глаз, но большая часть их не приводит к временной утрате трудоспособности и, следовательно, не попадает в статистику Комиссии.

Не ослаблять контроль

Специалисты рекомендуют проверять состояния техники безопасности и охраны труда на производстве еженедельно или ежемесячно. Однако можно организовать контроль и на более высоком уровне, а именно проводить непрерывный мониторинг состояния техники безопасности. Не обязательно создавать громоздкую формализованную систему с персональными карточками на каждого работника, достаточно постоянно следить за порядком на производстве. И вот что можно возразить тем руководителям, которые утверждают, что у них нет времени заниматься этим: «Достаточно всего лишь пары минут, чтобы остановиться и понаблюдать, как несколько грузчиков поднимают ящик. Так же просто, проходя по помещению, убедиться, что аварийные выходы свободны, а огнетушители не заставлены оборудованием или металлоконструкциями. Не требует большого времени и проверка других средств безопасности».


Найти «свежий взгляд»

В комиссию, проверяющую технику безопасности, полезно включить человека со стороны. Это не обязательно должен быть представитель профессиональной консультационной фирмы, достаточно пригласить работника склада, подобного вашему, например ближайшего соседа. Эта «свежая пара глаз» может заметить существующие или потенциальные проблемы, которые ускользают от внимания своих работников. Польза от такого взгляда со стороны очевидна, поэтому обычно договориться с родственным предприятием о сотрудничестве и взаимном обмене проверяющими специалистами бывает совсем несложно.

Зри в корень

Проводя расследование несчастного случая, не следует сосредоточиваться только на конкретном виновнике – необходимо выяснить его причину. Нам привели такой пример. Допустим, рабочий поскользнулся в луже на полу. Вместо того чтобы просто объявить причиной травмы неосторожность, постарайтесь узнать, почему эта лужа образовалась на полу. Откуда вытекла жидкость? Это вода из протекающей крыши? Если это действительно так, недостаточно просто вытереть воду: при следующем дожде она натечет снова. А может, жидкость вытекла из вилочного погрузчика? Тогда нужно пройти по проходам склада – где-то еще могут быть еще такие же лужи.

И наконец, специалисты предупреждают: нельзя наказывать работников лишь за то, что они получили производственную травму или болезнь, не проведя глубокого расследования. Даже если кто-то четыре раза подряд брал больничный лист из-за производственных травм, неправильно будет просто наказать его за неосторожность, а важно выяснить, что привело к этим несчастным случаям. Наоборот, следует подвергнуть наказанию или взысканию того, кто нарушил правила техники безопасности или сделал что-либо опасное, даже если при этом никто не пострадал.

Безопасность труда – это спокойствие в обществе

Разработка обширных программ охраны труда может потребовать значительного времени и сил, но эти усилия не пропадут даром: последствия отсутствия культуры техники безопасности на складе могут быть очень серьезными, гораздо больше, чем потеря заказов и клиентов. Серьезная авария вызывает «всплеск эмоций» в обществе: нарушается атмосфера в компании, в городе и даже в семьях. А настроение людей стоит дорого.


Несчастные случаи в складских комплексах США

(источник – Бюро статистики по охране труда США)

К сожалению, случаи нарушения техники безопасности на складах даже такой «продвинутой» в отношении складских технологий страны нередки. Ниже представлены статистические данные по несчастным случаям, зарегистрированным на складах общего пользования США, и краткий обзор их причин.

Общее число несчастных случаев, повлекших гибель людей (2002 г.) – 21.

  • связаны с транспортом – 19%;
  • результат физического насилия и случаи насильственной смерти – 24%;
  • связаны с падением – 14%;
  • связаны с воздействием ядовитых веществ или неблагоприятных окружающих условий – 29%.

(Общее число происшествий не равно 100%, так как из них исключены случаи, причины которых не были установлены достоверно.)

Зарегистрированные несчастные случаи на производстве, вызвавшие временную потерю трудоспособности, но не повлекшие гибели людей (2001 г.):

  • растяжения связок и повреждения суставов – 2392;
  • переломы – 539;
  • порезы, разрывы мягких тканей, колотые раны – 290;
  • ушибы, контузии – 545;
  • тепловые ожоги – 54;
  • химические ожоги – 140;
  • множественные травмы разного типа – 229.

Источники поражения или травмирования:

  • контейнеры – 1072;
  • оборудование и вспомогательные детали, арматура – 158;
  • машины и механизмы – 122;
  • рабочие движения или положения – 594;
  • транспортные средства – 994.

Воздействия, приведшие к несчастному случаю:

  • удар, нанесенный объектом, – 458;
  • удар об объект – 316;
  • зацепление за объект, захват оборудованием – 288;
  • падение с высоты – 277;
  • перенапряжение при подъеме груза – 778;
  • возникшие при транспортировке груза – 646.

Создан: 2014-06-25 00:00:00

ИНСТРУКЦИЯ № 42

по охране труда при работе на складах материальных ценностей старшины

0-й ПЧ ФГКУ «0 ОФПС по Свердловской области»

Вводится в действие с «____» _______________2012г.

1. Общие требования охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

3. Требования охраны труда во время работы.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

5. Требования охраны труда по окончании работы.

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция составлена на основании «Типовой инструкции по охране труда для кладовщика» (ТИ РМ 038-2002), утвержденной Постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 24.05.2002 г. № 36 и распространяется на старшин, комендантов, начальников и работников складских зданий и помещений подразделений ФПС (далее кладовщики).

1.2. Кладовщикам необходимо соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка, график работы, режим труда и отдыха.

1.3. На кладовщика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: движущиеся машины; перемещаемые товары, тара; неустойчиво уложенные штабели складируемых и взвешиваемых товаров; пониженная температура товаров и воздуха рабочей зоны при работе в холодильных камерах; повышенная или пониженная влажность воздуха; повышенная подвижность воздуха; повышенный уровень запыленности воздуха рабочей зоны; повышенное напряжение в электрической цепи; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря, тары; пары и пыль химических веществ и материалов, физические перегрузки.

1.4. В соответствии с действующим законодательством кладовщику выдаются специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми отраслевыми нормами.

1.5. Кладовщик должен извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.6. Кладовщику, имеющему контакт с пищевыми продуктами, следует:

Оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

Перед началом работы мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду;

Работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;

Перед приемом пищи, после посещения туалета и любого загрязнения мыть руки с мылом;

Не допускать приема пищи на рабочем месте.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Застегнуть специальную (санитарную) одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор.

Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.

2.2. Подготовить помещение кладовой и пути транспортирования товаров для безопасной работы:

Проверить исправность вентиляционных установок;

Обеспечить наличие свободных проходов и проездов к местам складирования товаров и тары;

Проверить состояние полов (отсутствие щелей, выбоин, набитых планок, неровностей, скользкости и открытых неогражденных люков, колодцев), достаточность освещенности проходов, проездов, мест производства погрузочно-разгрузочных и складских работ;

Проверить состояние путей транспортирования грузов и устройств для переходов из транспортного средства на разгрузочную площадку, в склад (рампы, пандусы, переходные мостики, сходни, трапы и др.), перед началом погрузочно-разгрузочных работ в зимнее время своевременно принять меры к очистке их от снега и посыпке противоскользящим материалом (песком, шлаком, золой).

2.3. Проверить наличие и исправность необходимых для безопасной работы ограждений эстакад, отбойного бруса, охранного борта, деревянных слег с крючьями, тормозных колодок, роликовых ломов и других приспособлений для подъема и перемещения грузов.

2.4. Проверить внешним осмотром:

Отсутствие в помещениях для хранения товаров свисающих и оголенных концов электропроводки, наличие защитных колпаков на электросветильниках;

Устойчивость штабелей товаров;

Исправность стремянок и приставных лестниц, сроки их испытаний;

Целостность тары и отсутствие проливов хранящихся в ней масел, красок, жидких химических веществ.

2.5. При эксплуатации холодильных камер, не открывающихся изнутри, проверить исправность системы светозвуковой сигнализации "Человек в камере".

2.6. При подготовке к работе товарных весов проверить их устойчивость и горизонтальность установки с помощью отвеса, надежно установить наклонный мостик, удобно разместить гири. Прежде чем подключить товарные электронные весы к электросети, проверить надежность заземления корпуса весов изолированным проводом.

2.7. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки, освещения, ненадлежащего состояния полов в помещениях, путей транспортирования грузов и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение и инструктаж по охране труда.

3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.

3.3. Применять необходимое для безопасной работы исправное оборудование, а также оргтехнику, мебель; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.

3.4. Соблюдать правила перемещения в помещениях и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.

3.5. Содержать свое рабочее место и помещение кладовой (склада) в чистоте, обеспечивать своевременную уборку рассыпанных (разлитых) товаров.

3.6. Не допускать загромождения проходов и проездов между стеллажами, штабелями, проходов к пультам управления и рубильникам, путей эвакуации и других проходов порожней тарой, инвентарем, разгружаемым товаром.

3.7. Не находиться на опасном расстоянии от маневрирующего автотранспорта, внутри автомашины при разгрузке (погрузке), между ее бортом и эстакадой при движении автомашины задним ходом.

3.8. Принимать меры к устранению появившихся во время работы выбоин, щелей и других неисправностей полов в проходах и проездах.

3.9. Следить за:

Исправностью и своевременной очисткой стеллажей от грязи, остатков упаковки, не допускать их перегрузки;

Своевременным укрытием пылящих грузов брезентом, рогожей или другими материалами;

Наличием на таре с товаром бирок и наклеек с точным наименованием вредных и опасных веществ (кислоты, щелочи, растворители и т.п.);

Симметричным распределением груза на плоском поддоне (без выступания за габариты) относительно его продольной и поперечной осей;

Весом сформированного пакета, который не должен превышать грузоподъемность погрузочно-разгрузочного механизма;

Исправностью тары с грузом, поддонов и соблюдением других требований.

3.10. Требовать крепления покатов при разгрузке бочек с автомашины, следить, чтобы скатываемая бочка не сбрасывалась вниз, а удерживалась веревкой работником, находящимся в кузове.

3.11. Для предупреждения травматизма при приемке товаров следует:

Взвешивание бочек и других тяжеловесных грузов производить на товарных весах, установленных в приямке, или применять наклонный мостик;

Передвигать тележки, передвижные стеллажи, контейнеры в направлении "от себя";

Спуск товаров по загрузочному лотку производить по одной упаковке, а спускаемый груз убирать до начала спуска следующего;

Предупреждать находящихся рядом с конвейером или подъемником людей о предстоящем пуске оборудования;

Переносить товары только в исправной таре, не загружать тару более номинальной массы брутто;

При складировании бочек, уложенных "лежа", не использовать в качестве опорной стенки соседние штабели;

Не использовать для сидения случайные предметы (ящики, бочки и т.п.), оборудование;

При эксплуатации подъемно-транспортного оборудования соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации заводов-изготовителей оборудования;

Применять для вскрытия тары специально предназначенный инструмент (гвоздодер, клещи, сбойник, консервный нож и т.п.). Не производить эти работы случайными предметами или инструментом с заусенцами;

В холодильных камерах не размещать продукты на испарителях и не удалять иней с испарителей механическим способом при помощи скребка, ножа и других металлических предметов.

3.12. Во время складирования товаров соблюдать следующие требования охраны труда:

Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, укладывать в штабель вперевязку, с прокладкой реек между каждыми двумя рядами ящиков и прокладкой досок через каждые 5 рядов мешков (по высоте);

В нижние ряды штабеля укладывать более тяжелые грузы;

Ящики с товарами в стеклянной таре (бутылки, банки) укладывать в штабели высотой не более 2 м, а при складировании на поддонах - до 3,5 м в два яруса;

При установке бочек с товаром соблюдать разрывы между группами бочек не менее 1 м;

Мешки с мукой укладывать на специальные стеллажи секциями по три или пять мешков (тройками или пятерками) в перевязку;

При ручной укладке мешки укладывать в штабель высотой не более 8 рядов, а механизированным способом - не более 12 рядов;

Оставлять проходы шириной не менее 1,5 м для перемещения мешков с мукой на ручных тележках

Через каждые 12 м оставлять проходы между штабелями муки шириной не менее 0,75 м;

При укладке штабелей сахара соблюдать расстояния, которые не должны быть менее: 0,3 м - между штабелями, 1,0 м - между штабелями и конвейером; 0,7 м - от стен и выступающих конструкций до штабеля.

3.13. В случае обнаружения неправильно сложенного штабеля следует принять меры к его разборке и укладке вновь с устранением замеченного недостатка. Разборку штабеля, во избежание его разрушения, производить только сверху и равномерно по всей площади.

Российское законодательство уделяет особое внимание требованиям к охране труда на складе, так как означенная работа имеет определенные характерные черты и особенности, которые необходимо учитывать как работникам, так и работодателям. Правила охраны труда на складе могут серьезно отличаться в зависимости от того, как именно организован труд на данном объекте. Например – охрана труда на складе готовой продукции имеет свои характерные черты, а на складе временного хранения они могут быть иными.

Охрана труда на складе – общие нормативы и требования

Прежде, чем рассматривать непосредственные принципы охраны труда на складе, необходимо ознакомиться с общими требованиями российского законодательства, касающимися охраны труда в целом. Под охраной труда подразумевается комплекс нормативов, процедур и , обеспечивающих безопасность сотрудников. В общих случаях, охрана труда на предприятии включает в себя следующие меры:

Отдельные виды деятельности, а также конкретные условия труда, виды используемого в трудовом процессе оборудования могут предусматривать определенные отдельные требования в рамках охраны труда.

Правовое регулирование охраны труда обеспечивается преимущественно положениями следующих нормативных документов и актов:

  • Раздел X ТК РФ. Охрана труда является весьма важной составляющей Трудового кодекса и ей посвящено несколько отдельных глав в данном нормативном документе.
  • ПОТ РО 14000-007-98 от 25.02.1998. Данное положение по охране труда касается именно прямых требований обеспечения определенных, характерных для складской деятельности, правил охраны труда с точным рассмотрением большинства необходимых для работодателя и сотрудника аспектов деятельности.
  • ТИ Р М-001-2000. Это – типовая инструкция по охране труда для работников складских помещений, которая может быть использована для всех видов складов и содержит в себе все требования законодательства в вопросах складской, а также погрузочно-разгрузочной деятельности. Поэтому использовать её может практически любой работодатель.

Особенности обеспечения охраны труда на складе

Работодателям следует обращать внимание на следующие особенности деятельности:

Охрана труда на складе готовой продукции или временного хранения в законодательных нормативах общих правил охраны труда не отличается. Однако, как уже было упомянуто ранее, конкретные ее особенности будут зависеть и от характера продукции, и от обустройства самого складского помещения.

Правила охраны труда на складе и инструкции

Учитывая широкое разнообразие существующих нормативов и ограничений в сфере охраны труда на складе, работодателям и кадровым специалистам достаточно сложно разобраться в эффективном исполнении всех законодательных норм. Поэтому оптимальным решением, особенно для субъектов малого бизнеса, которые не занимаются специфической деятельностью, будет ознакомление с типовой инструкцией по охране труда на складах, и внедрение ее в неизменном виде на предприятии.

Типовые инструкции, предлагаемые Минтрудом – это не обязательные документы. Работодатель вправе самостоятельно разрабатывать инструкции по охране труда и технике безопасности в рамках своего предприятия, однако в такой ситуации ему необходимо обеспечить полное соблюдение всех многочисленных требований законодательства.

Основу же прямых требований законодательства содержат правила охраны труда на складе, упомянутые ранее. Но при этом работодателям следует иметь в виду, что определенное влияние на их деятельность могут играть и дополнительные нормативные и законодательные документы. В частности, общие требования охраны труда, рассматриваемые ТК РФ, являются обязательными для исполнения в любом случае, как и правила охраны труда на складах – для самих сотрудников этих складов. Однако региональное и отраслевое законодательство, равно как и иные дополнительные нормативные акты могут добавлять комплексности данному процессу. В этом случае необходимо помнить одно – требования охраны труда на складе не могут быть более мягкими и предусматривать меньший уровень защиты прав работника, чем предусматривается вышестоящими нормативными актами.

(наименование предприятия)

СОГЛАСОВАНО

Уполномоченное лицо
по охране труда работников
организации
_______ ___________________
_______________
(дата)

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель (заместитель
руководителя организации,
в должностные обязанности
которого входят вопросы
организации охраны труда)
предприятия
__________ ________________
(подпись)(инициалы, фамилия)
_______________
(дата)

ИНСТРУКЦИЯ №____
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ СКЛАДСКИХ РАБОТАХ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1.1.К выполнению работ на складе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение безопасным методам труда, проверку знаний, получившие вводный инструктаж по охране труда и первичный инструктаж на рабочем месте (далее - работники).

1.2. При производстве работ с опасными грузами перед их началом работник следует получить наряд-допуск и пройти инструктаж с указанием свойства опасных грузов, правил работы с ними, мер оказания первой доврачебной помощи.

1.3. Работник обязан:

1.3.1. выполнять только ту работу, которую ему поручили и по которой он проинструктирован по охране труда. При выполнении работы необходимо строго соблюдать принятую технологию переработки грузов. Не допускается применять способы, ведущие к нарушению безопасности;

1.3.2. соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка.

Не допускается употреблять, а также находиться на рабочем месте, территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Курить разрешается только в специально установленных местах;

1.3.3. отдыхать в специально отведенных местах;

1.3.4. знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

1.3.5. постоянно проверять исправность вентиляции и средств пожаротушения;

1.3.6. пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;

1.3.7. уметь оказывать пострадавшим первую доврачебную помощь;

1.3.8. выполнять правила личной гигиены;

1.3.9. сообщать руководителю о всех неисправностях машин, механизмов и оборудования. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, необходимо немедленно обращаться к лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов.

1.4. Не допускается:

1.4.1. применять неисправные грузозахватные приспособления и инструмент, тросы и цепи;

1.4.2. присутствие посторонних лиц в местах выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ.

1.5. В процессе работы на работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

Движущиеся машины;

Перемещающиеся и складируемые грузы;

Повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

Микроклимат;

Режущие и колющие предметы (выступающие гвозди, металлическая лента или проволока на таре).

При работе с кислотами и едкими веществами имеется опасность химических ожогов, отравлений.

1.6. Работники склада обеспечиваются средствами индивидуальной защиты по нормам согласно своим профессиям и должностям.

1.7. В зимних условиях при низкой температуре наружные работы и работу в неотапливаемых помещениях следует проводить с перерывами для обогрева.

1.8. За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь и при необходимости другие средства индивидуальной защиты (респиратор, очки и др.).

2.2. При работе на складах для хранения баллонов с горючими и негорючими газами и на складах с карбидом кальция спецодежда работников не должна быть промаслена.

2.3. Проверить наличие и исправность индивидуальных защитных средств, освещения, средств пожаротушения.

2.4. Осмотреть рабочее место, убрать с него все, что может мешать работе, освободить проходы и не загромождать их; если пол скользкий (облит водой, маслами и т.п.), то следует вытереть его или посыпать песком.

2.5. Прежде чем использовать в работе механизм или приспособление, необходимо убедиться в его исправности, при работе с электрооборудованием - в надежности защитного заземления.

2.6. Перед началом работы с тельфером необходимо проверить исправность действия тормозов, каретки, а также ограничителя высоты подъема. При обнаружении неисправности следует немедленно сообщить об этом руководителю работ и без его указания тельфер в работу не включать.

2.7. Перед началом работы на рольганговых столах необходимо проверить надежность боковых ограждений.

2.8. Перед началом работы машины непрерывного транспорта (конвейеры, элеваторы и др.) пускать ее без груза, т.е. вхолостую и только после проверки ее технического состояния и предупреждения соответствующим сигналом находящихся вблизи людей.

ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

3.1.Загрузке и разгрузке железнодорожных вагонов и автомобилей

3.1.1. Выполнять погрузочно-разгрузочные работы необходимо на специально отведенных участках, площадках. Не следует проводить их на пути движения железнодорожного транспорта, автомашин, тракторов, а также в местах переходов и переездов.

3.1.2. Во время маневрирования железнодорожного состава, при подаче вагонов к месту разгрузки или погрузки не допускается ездить на буферах, подножках головных автосцепок, переходить пути под вагонами, стоящими под погрузкой или выгрузкой.

3.1.3. При передвижении вагонов не допускается стоять на краю рампы, а также между рампой и движущимся вагоном.

3.1.4. Передвижение вагонов по фронту выгрузки с помощью простейших приспособлений (аншпуга и др.) допускается в исключительных случаях и только под непосредственным руководством ответственного лица.

3.1.5. При передвижении вагонов вручную рабочие должны находиться сбоку.

3.6. Железнодорожный транспорт (вагон, полувагон платформа), поставленный под погрузку (разгрузку), должен быть надежно заторможен с помощью тормозных башмаков, подкладываемых под колеса с обеих сторон.

3.1.7. Перед разгрузкой железнодорожного транспорта следует тщательно осмотреть состояние груза и при обнаружении неисправностей (перекоса, излома стоек, ненадежной увязки), не приступая к выгрузке, получить указания ответственного лица о способе разгрузки.

3.1.8. Перед разгрузкой вагона тщательно осмотреть состояние мостика и сходней для перехода из вагона. Они должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм, скреплены с нижней стороны металлическими или деревянными планками.

3.1.9. При погрузке и укладке в вагоны материалов и оборудования вблизи железнодорожных путей между грузами и ближайшими к ним рельсами должен быть оставлен свободный проход шириной не менее 2м.

Разгружать вагоны вдоль железнодорожных путей разрешается только на отведенных для этого местах.

3.1.10. Выгружать груз на рельсовые пути и между путями, а также загромождать их какими бы то ни было предметами не допускается. Выгруженные материалы следует немедленно перемещать на место их хранения.

3.1.11. При выгрузке из специальных вагонов непосредственно на рельсовые пути грузы необходимо немедленно убирать и перевозить на места хранения.

3.1.12. Ручную загрузку и разгрузку вагонов, автомобилей и других транспортных средств производить только с рамп или специально оборудованных площадок. Площадка рампы должна находиться на одном уровне с площадкой транспортных средств.

3.1.13. Во избежание ушиба грузом, который может выпасть из вагона при открывании и закрывании дверей, следует находиться на железнодорожном полотне правым боком к вагону и держаться только за дверные поручни, использовать специальные устройства для открывания дверей.

3.1.14. В случае загрузки листовых материалов на железнодорожные платформы с помощью погрузчика стоять вблизи платформы не допускается, так как при сбрасывании с вил погрузчика лист может соскользнуть и нанести травму.

3.1.15. При разгрузке вагонов разбирать груз следует уступами так, чтобы предупредить возможность падения отдельных ящиков или деталей.

3.1.16. Погрузку и разгрузку опасных и вредных грузов следует производить под руководством лица, ответственного за безопасность выполнения этих работ.

3.1.17. При разгрузке сыпучих грузов (гравия, песка, цемента и др.) из полувагонов (вагонов) люки должны открываться специальными приспособлениями, исключающими нахождение рабочего под люком во время его открывания.

3.1.18. При погрузке и выгрузке извести, цемента, песка и других пылящих грузов работники должны быть обеспечены респираторами, противопылевыми очками и соответствующей спецодеждой.

3.1.19. Не допускается производить рыхление слежавшихся сыпучих грузов через загрузочные и донные разгрузочные люки специализированных вагонов.

3.1.20. Не допускается ударять о стенки вагонов ломом, кувалдой и другими тяжелыми предметами при устранении зависания цемента, извести в вагонах.

3.1.21. При отсутствии средств механизации погрузку (разгрузку) длинномерных штучных грузов (рельсов, балок, бревен и т.п.) необходимо производить по слегам с помощью лебедок и канатов. Находиться между слегами или в зоне движения груза не допускается. Подъем, поправка или перекатка бревен должны осуществляться с помощью лаг.

3.1.22. Открывать борта автотранспортного средства, загруженного длинномерным штучным грузом, должны два работника, находящихся сбоку от бортов.

3.1.23. Лесоматериалы и другие длинномерные штучные грузы из кузова транспортных средств выгружают по наклонной плоскости, образуемой слегами из бревен диаметром не менее 0,15м. Количество слег должно быть не менее двух плюс по одной на каждые 2 м длины перемещаемых по ним материалов. Концы слег, располагаемые в кузове транспортного средства, должны быть оборудованы крючьями.

3.1.24. Укладку длинномерных грузов производить только после окончания выгрузки их из транспортных средств.

3.1.25. Нельзя находиться в зоне, где материал периодически перемещается по наклонной плоскости.

3.1.26. При выгрузке длинномерных штучных грузов из вагонов и автотранспорта краном не допускается подтаскивать их крюком и заходить в зону штабеля, над которым перемещается груз. При опускании пачки бревен следует находиться от места укладки на расстоянии не менее 15м.

3.1.27. После зацепки пачки из длинномерных штучных грузов крюком крана необходимо отойти в сторону, противоположную зоне ее перемещения, на расстояние не менее 15м, а затем подать сигнал крановщику.

Строповка следующей пачки длинномерных грузов допускается после того, как поднимаемый груз отведен на расстояние не менее 15-20 м от места строповки.

3.1.28. При одновременной укладке на автотранспортное средство длинномерных грузов различной длины более короткие необходимо располагать сверху.

3.1.29. Не допускается производить погрузку в автотранспорт длинномерных грузов, длина которых превышает длину кузова более чем на 2м. Такие материалы должны перевозиться на прицепах-роспусках.

3.1.30. При разгрузке и погрузке бочек и других грузов цилиндрической формы, если отсутствуют специальные механизмы, следует применять прочные канаты с крючками, а также тормозящие канаты с прочно закрепленными концами.

3.1.31. Высота груженого автотранспортного средства не должна превышать 4 м от поверхности дороги до высшей точки груза.

3.1.32. После погрузки длинномерных грузов на платформы автомобилей и прицепов следует прочно увязать их крепким исправным такелажем.

3.1.33. Разрешается устанавливать груз в стеклянной таре друг на друга (в два ряда) с применением прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от удара во время перевозки.

3.1.34. При погрузке, выгрузке и транспортировке баллонов со сжатым газом кузов автомобиля (прицепа) должен быть оборудован стеллажами с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком. Стеллажи должны иметь запорные приспособления, предохраняющие баллоны от соприкосновения друг с другом.

3.1.35. Стеклянная тара с агрессивными жидкостями (кислотой, жидкими химикатами и т.п.) должна устанавливаться в кузове автомобиля стоя, горловинами (пробками) вверх, и каждое место груза должно быть хорошо закреплено.

3.1.36. Не допускается совместная погрузка сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов, воспламеняющихся жидкостей с безводной кислотой, жидким воздухом, кислородом и азотом, поддерживающими горение веществами, ядовитыми веществами, азотной кислотой и сульфоазотными смесями.

3.1.37. Бочки, фляги, бутыли и т.п. с лакокрасочными материалами следует устанавливать в кузове автомобиля плотно, крышками и пробками вверх, в промежутки между грузами должны вставляться прочные деревянные прокладки и распорки.

3.1.38. Баллоны с фумигантами должны укладываться в автомобиль в горизонтальном положении колпаками в одну сторону и надежно закрепляться.

3.1.39. При погрузке и выгрузке железнодорожных контейнеров необходимо:

3.1.39.1. поднимать контейнеры захватом за все кольца одновременно;

3.1.39.2. ставить груженые или порожние контейнеры только в один ярус.

3.1.40. Грузить два контейнера одновременно допускается только при наличии грузозахватных траверс.

3.2. Требования безопасности при переноске грузов

3.2.1. Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать: для женщин при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) -10 кг; постоянно в течение рабочей смены - 7 кг; для мужчин старше 18 лет - 50 кг. Груз массой более 50 кг должны поднимать не менее двух работников (мужчин).

3.2.2. Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м вручную не допускается.

3.2.3. При одновременной переноске грузов расстояние между работниками (или группами работников), несущими единицу груза (ящик, мешок и т.п.), должно быть не менее 2м.

3.2.4. Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 50м. Опрокидывать и опускать носилки следует по команде работника, идущего сзади. Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается.

3.2.5. Переносить длинномерные материалы (бревна, трубы и т.д.) следует специальными захватами и приспособлениями. Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.

3.2.6. Тяжелые штучные грузы, затаренное оборудование кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений. Не допускается перекатывать и кантовать груз на себя.

3.2.7. При ручной переноске деталей машин, собранных в небольшие связки, необходимо сначала проверить прочность связки.

3.2.8. Переноску и погрузку антисептированных лесоматериалов допускается производить только в спецодежде (брезентовые куртки, брюки, рукавицы кожаные).

3.2.9. На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (бревен, балок длиной, превышающей 1/3 длины кузова автомобиля, тракторного прицепа и т.п.) необходимо выделять не менее двух человек, при этом они должны пользоваться канатами достаточной прочности.

3.2.10. Для переноски длинномерных грузов работникам следует надевать наплечники. При этом работники должны находиться с одной стороны переносимого груза.

3.2.11. При перекатывании бочек, колес и т.п. работник должен следовать за грузом и контролировать скорость его перемещения.

3.3. Требования безопасности при складской переработке грузов

3.3.1. Во избежание несчастного случая (придавливание ноги или руки к полу) и для обеспечения удобства последующей грузопереработки тяжелые предметы следует устанавливать на специальные подкладки.

3.3.2. Укладку грузов производить только на специально выделенных местах. Укладка грузов в проходах, проездах, возле электроустановок, электропроводов, рубильников, пожарных щитов и токопроводящей арматуры не допускается. Расстояние от стены склада до штабеля должно быть в пределах 0,6-1м.

3.3.3. После укладки груза с целью предупреждения его самопроизвольного перемещения необходимо установить специальные приспособления и устройства (боковые стойки, прокладки, подкладки, подпорки и т.д.).

3.3.4. На открытых площадках в зимнее время во избежание просадок и нарушения вертикального положения штабеля необходимо предварительно очистить площадку от мусора и снега.

3.3.5. Барабаны с кабелем, тросом и другие крупногабаритные предметы цилиндрической формы во избежание их раскатывания при укладке необходимо укреплять удерживающими приспособлениями (клиньями, рейками, досками и т.д.). При этом следует класть грузы только на плоские прокладки.

3.3.6. Детали машин с выступающими острыми рабочими органами укладывать в штабель или пакеты так, чтобы исключить возможность травмирования людей, соприкасающихся с ними во время работы.

3.3.7. В случае хранения в штабелях острых деталей машин и оборудования необходимо остерегаться обвалов штабелей во время их разборки.

3.3.8. При укладке в штабель длинномерных и тяжеловесных грузов необходимо использовать деревянные прокладки или стеллажи-подставки.

3.3.9. Шины автомобилей и тракторов укладывать на полки стеллажей только в вертикальном положении.

3.3.10. При формировании штабеля в нижние ряды целесообразно укладывать более тяжелые грузы.

3.3.11. При формировании штабелей из ящиков необходимо оставлять между ящиками зазоры по вертикали.

3.3.12. Пакеты из ящиков различных размеров можно укладывать в штабель только в тех случаях, если штабель получается устойчивым и ровным.

3.3.13. Штабелировать загруженные плоские поддоны допускается до высоты, при которой гарантируется сохранность тары нижних поддонов.

3.3.14. Перед укладкой товаров ячейки стеллажей должны быть очищены от грязи, остатков упаковки и консервации. Не допускается укладывать грузы на неисправные стеллажи и перегружать стеллажи.

3.3.16. Погрузку тракторов в транспортные средства следует производить специальными захватами, а тракторных прицепов - рамной траверсой. 5.17. Лесоматериалы следует укладывать в штабеля высотой не более 2 м на подштабельное основание толщиной не менее 0,35м.

Допускается высота штабелей более 2 м при условии, что ширина междуштабельного интервала будет не менее высоты штабеля.

3.3.18. Укладку проката следует производить так, чтобы концы торцевых сторон штабелей, расположенных у проходов, были выложены ровно, независимо от длины укладываемых прутков, труб и т.д.

3.3.19. При укладке металла в закрытых складах между торцом штабеля и стенкой должен быть обеспечен проход шириной не менее 0,7м.

3.3.20. Для безопасного перемещения транспортных и погрузочных средств, при укладке штабелей необходимо располагать их таким образом, чтобы расстояние между штабелями превышало ширину транспортных средств (погрузчиков, тележек и т.д.) не менее чем на 0,8 м, а при необходимости обеспечения встречного движения - двойную ширину транспортного средства плюс 1,2м.

3.3.21. При укладке штабеля пиломатериалов необходимо выполнять следующие требования безопасности:

3.3.21.1. отходить на 3 м от поднимаемого пакета в сторону, противоположную его движению;

3.3.21.3. снимать грузозахватные приспособления только после опускания их на штабель;

3.3.21.4. стропы из-под пакета вытаскивать вручную.

3.3.22. Не допускается становиться на край штабеля или на концы межпакетных прокладок, пользоваться краном для подъема на штабель или спуска с него.

3.3.23. Не допускается укладывать штабеля пиломатериалов под электрическими проводами. Расстояние от зданий до штабелей круглого леса и пиломатериалов должно быть не менее соответственно 15 и 30м.

3.3.24. Необходимо прекратить укладку и разборку штабелей при сильном ветре (6 баллов), ливневом дожде, снегопаде и густом тумане (видимость менее 50 м).

3.3.25. Покосившиеся штабеля разрешается разбирать только в дневное время в соответствии с предварительно разработанным способом ведения работ под руководством лица, ответственного за погрузочно-разгрузочные работы.

3.3.26. Не допускается проведение работ на двух смежных штабелях одновременно.

3.3.27. Не допускается загружать и отправлять потребителю материалы в нестандартной или неисправной таре.

3.3.28. При затаривании груза для отправки на дальние расстояния с перегрузками на различные виды транспорта, а также груза, масса которого превышает 20 кг, деревянные ящики с грузом необходимо укреплять путем обтяжки по торцам стальной лентой или проволокой.

3.3.29. Перед загрузкой контейнера необходимо проверить его исправность.

Укладывать детали в контейнер следует плотно, чтобы они не выпадали при открывании дверок. Нагрузка на пол контейнера должна распределяться равномерно.

3.3.30. Двери контейнера должны свободно закрываться, для этого при укладке груза в контейнер между грузом и дверью оставлять свободное пространство от 30 до 50мм.

3.3.31. После окончания загрузки контейнера необходимо проверить плотность закрытия его дверей.

3.3.32. Во избежание травмирования ног из-за выпадения деталей при открывании дверок контейнеров следует находиться сбоку.

3.3.33. При формировании стеллажа из небольших контейнеров не допускается держать открытыми одновременно несколько дверок контейнера, так как это может привести к травме работников, обслуживающих стеллаж.

3.3.34. Перемещать контейнеры по складу можно только на специально приспособленных погрузчиках, при этом контейнеры следует устанавливать на подкладках.

3.3.35. В зоне работы крана-штабелера присутствовать посторонним лицам не допускается.

Не допускается присутствия работников и посторонних лиц в зоне работы, выхода стеллажных кранов-штабелеров из стеллажей и в зоне передаточных тележек.

3.3.36. В зоне действия кранов-штабелеров должны быть надписи, плакаты, предупреждающие работников об опасности нахождения в зоне работы машин.

3.3.37. При обслуживании крана-штабелера следует быть осторожным и внимательным.

Надо помнить, что оператор крана-штабелера имеет ограниченную обзорность зон загрузки и разгрузки.

3.3.38. Транспортные средства, подаваемые в зону работы крана-штабелера, должны располагаться на специально обозначенной площадке.

3.3.39. Прежде чем транспортировать груз к крану-штабелеру, необходимо убедиться в том, что масса груза с учетом массы тары не превышает номинальную грузоподъемность крана-штабелера.

3.3.40. Не допускается находиться в зоне работы подвесного или щелевого транспортера.

3.3.41. С целью предотвращения раскатывания укладку труб следует производить горизонтальными рядами попеременно вдоль и поперек. Стальные и чугунные трубы больших диаметров с муфтами и раструбами следует укладывать на хранение на открытых площадках горизонтальными рядами. При этом ряды труб необходимо укладывать раструбами в противоположные стороны.

3.3.42. Мотки катаной проволоки, поступающие на склад в связках, следует укладывать на деревянный настил навалом высотой не более 1,6м.

3.3.43. Горячекатаную и холоднонатяжную ленты в бухтах при штабельном хранении следует укладывать на деревянные поддоны и устанавливать в штабеля высотой не более 2м.

3.3.44. Оборудование, приборы, материалы при их хранении должны укладываться следующим образом:

Кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один, без контейнеров - высотой не более 1,7 м;

Фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и прокладках;

Стеновые балки - в штабель в два яруса на подкладках и прокладках;

Стеновые панели - в кассеты или пирамиды;

Панели перегородок- в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках или прокладках;

Блоки мусоропроводов - в штабель высотой не более 2,5 м;

И колонны - в штабель высотой до 2 м на подкладках и прокладках;

Плиточные материалы (асбестоцементные плитки, листы асбестоцементные и плиты асбестоцементные плоские) - в стопы высотой до 1 м;

Плиты асбестоцементные полые - в штабель до 15 рядов;

Черепицу (цементно-песчаную и глиняную) - в штабель высотой до 1 м, уложенную на ребро с прокладками;

Мелкосортный металл - в стеллаж высотой не более 1,5 м;

Санитарно-технические и вентиляционные блоки - в штабель высотой не более 2,5м на подкладках и прокладках;

Нагревательные приборы (радиаторы и т.д.) отдельными секциями или в собранном виде - в штабель высотой не более 1 м;

Крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в один ряд на подкладках;

Битум - в плотную тару, исключающую его растекание, или в специальные ямы с устройством их ограждения;

Черные прокатные металлы (листовую сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовую сталь) - в штабель высотой до 1,5 м с подкладками и прокладками;

Теплоизоляционные материалы - в штабель высотой до 1,2 м с хранением в закрытом сухом помещении;

Трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках;

Трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок.

3.3.45. Перематывать и отматывать кабель и провод следует специальным отметочным механизмом. Перед обрезкой кабеля от места разреза в ту или другую сторону до 0,15 - 0,2 м его следует закрепить проволокой для исключения самопроизвольного раскручивания и нанесения травм.

3.3.46. Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, необходимо укладывать в штабеля в перевязку. Для устойчивости штабеля через каждые 2 - 3 ряда ящиков следует прокладывать рейки и через каждые 5 - 6 рядов мешков по высоте доски.

3.3.47. Разборку штабелей необходимо производить только сверху и равномерно по всей длине.

3.3.48. Для безопасного перемещения грузоподъемных механизмов при укладке штабелей необходимо располагать их таким образом, чтобы расстояние между штабелями превышало ширину груженого транспорта (погрузчиков, тележек и т.п.) не менее чем на 0,8 м, а при необходимости обеспечения встречного движения - ширину транспорта плюс 1,5м.

3.3.49. Бумагу в рулонах следует укладывать на высоту не более трех рядов с прокладками из досок между рядами. Крайние рулоны следует фиксировать упорами.

3.3.50. Пылевидные материалы хранят в силосах, бункерах, ларях и других закрытых емкостях, принимая меры против распыления в процессе погрузки и выгрузки. Загрузочные воронки должны быть закрыты защитными решетками, а люки в защитных решетках заперты на замок.

3.3.51. Силосы, бункера и другие емкости должны быть оборудованы устройствами для механического обрушения сводов (зависаний) материалов. В случае необходимости спуск работников в бункера и силосы может осуществляться по наряду-допуску в специальной люльке с помощью лебедки.

Для выполнения работ внутри силосов и бункеров следует назначать не менее трех работников, двое из которых, находясь на перекрытии силоса или бункера, должны следить за безопасностью работающих в бункере и в случае необходимости оказывать помощь.

Работники, находящиеся внутри бункера (силоса), должны быть обеспечены респираторами.

3.3.52. При хранении сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на площадках бочки, барабаны и бутыли следует устанавливать группами не более 100 штук в каждой, с разрывами между группами не менее 1м.

Бутыли должны быть защищены оплеткой, корзинами, деревянными обрешетками и т.п.

3.3.53. Хранение спецодежды, текстильных материалов и обуви вместе с кислотами и щелочами и горючими материалами не допускается.

3.3.54. При поступлении на склад спецодежды в большом количестве кипы и связки ее на плоских специальных или сетчатых поддонах необходимо укладывать в ячейки стеллажей или штабелем.

Спецодежду, поступающую на склад в небольшом количестве в мелких упаковках или поштучно, следует укладывать в ячейки стеллажа.

3.4. Требования безопасности при упаковке и распаковке тары, укладке грузов на поддоны

3.4.1. Дощатые ящики и другую тару допускается вскрывать только с помощью предназначенных для этой цели инструментов (гвоздодеров, клещей и др.).

3.4.2. Концы металлической обивки после вскрытия ящиков необходимо загибать вниз.

3.4.3. Доски от разобранных деревянных ящиков и других видов упаковки должны быть освобождены от металлических пластинок, проволоки и гвоздей.

3.4.4. Деревянные бочки следует вскрывать путем снятия упорного (верхнего) обруча и последующего освобождения остова от шейного (второго) обруча с одной стороны бочки. При снятии обручей необходимо пользоваться специальной набойкой и молотком. Слегка ударяя молотком по клепкам (вверх), нужно освободить дно и вынуть его с помощью стального клепа. Не допускается извлекать дно бочки ударами молотка или топора.

3.4.5. При вскрытии металлических бочек, имеющих пробки, применять специальный гаечный ключ. Отвинчивать пробки ударами молотка не следует. Пустые и заполненные бочки нельзя бросать и ударять одну о другую.

3.4.6. Захламлять территорию склада пустой тарой не допускается. Эту тару необходимо отправлять на хранение на специально отведенные для этой цели площадки.

3.4.7. Загрязненные поддоны следует мыть в специально оборудованных местах.

3.4.9. При формировании пакетов с грузом на плоских поддонах необходимо соблюдать следующие условия:

3.4.9.1. с целью обеспечения устойчивости пакета вес груза должен распределяться симметрично относительно продольной и поперечной осей поддона;

3.4.9.2. верхняя плоскость пакета должна быть ровной;

3.4.9.3. груз на поддоне не должен выступать за его края более чем на 50 мм;

3.4.9.4. вес пакета не должен превышать грузоподъемность погрузочно-разгрузочного механизма;

3.4.9.5. груз допускается укладывать в пакет только в исправной таре.

ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

4.1. Во время аварии необходимо:

4.1.1. прекратить проведение работ;

4.1.2. выключить электрооборудование;

4.1.3. сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов;

4.1.4. при несчастных случаях принять меры к извлечению потерпевшего из опасной зоны и оказать первую помощь потерпевшему.

4.2. При возникновении пожара:

4.2.1. прекратить работу;

4.2.2. выключить электрооборудование;

4.2.3. сообщить руководству и вызвать пожарную охрану;

4.2.4. приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1.Выключить используемое оборудование. Не оставлять груз в подвешенном состоянии.

5.2. Привести в порядок рабочее место; инструмент и приспособления убрать в отведенное для хранения место или сдать сменщику.

5.3. Снять средства индивидуальной защиты, убрать в шкаф.

5.4. Обо всех неисправностях, замеченных в процессе работы, доложить непосредственному руководителю работ.

5.5. По завершении всех работ следует вымыть теплой водой с мылом руки и лицо, при возможности принять душ.

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы охраны труда
(специалист по охране труда или
специалист, на которого
возложены эти обязанности)


Руководитель структурного
подразделения(разработчика)
_________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

На складских помещениях, как и на других рабочих местах, всегда безукоризненно должна соблюдаться техника безопасности. Вся ответственность за это лежит на плечах руководителя, ведь, как известно, любое дело необходимо начинать с себя.

Довольно часто персонал получает травмы при совершении работ вручную. Для того чтобы этого избежать руководители обязаны регулярно пропагандировать правила грамотного подъема грузов. Рядом со стеллажами желательно расклеить специальные плакаты, на которых наглядно показано, как следует снимать и поднимать тяжести:

  • С прямой спиной, товар необходимо держать близко к телу;
  • Не тянуть и не подталкивать груз, находящийся выше уровня плеч;
  • Поворот с ношей на руках необходимо осуществлять всем туловищем, а не верхней его частью.

На складах обязательно должна присутствовать разметка, выполненная либо краской, либо лентой. Она призвана ограничивать место проведения тех или иных работ. Например, в одной зоне осуществляются погрузочные мероприятия с использованием техники, в другой происходит комплектация товара и т. д. Четкое разграничение участков даст возможность каждому сотруднику работать на указанной зоне, а не там, «где было свободно».

Каждый груз должен храниться на своем месте, в зависимости от его особенностей. По возможности на полках следует развесить таблички с надписями о том, что здесь должно лежать и в каком количестве. Все стеллажи и штабеля должны быть устойчивыми и надежными, а также подвергаться регулярным проверкам на предмет своей безопасности.

Вообще, техническая оснащенность рабочего места имеет немаловажное значение в организации безопасного трудового дня. Так, в больших помещениях, где работает тот или иной вид транспорта просто необходимы отбойники для склада . Они будут защищать не только самих рабочих от ударов, но и углы строения от разрушения. Отбойники не допустят порчи автомобиля или погрузчика, если водитель, управляющий им, не впишется в поворот. Это позволит и усилить меры безопасности, и сэкономить финансы на ремонте складских помещений, а также техники.

Естественно, что освещение, отопление и вентиляция, установленная на складе должна отвечать всем необходимым требованиям. Что касается правил пожарной безопасности, то рабочие обязаны знать их наизусть, а на стенах иметься огнетушители, а также плакаты с изображением плана эвакуации и запасных выходов.

Во избежание несчастных случаев среди персонала руководителю следует позаботиться о знаках, указывающих на ту или иную опасность. На складах подобные таблицы могут располагаться вдоль колонн, стен, на стеллажных полках. Их основная задача - это привлечь внимание работников и помочь ориентироваться как в экстренных, так и в обычных случаях. Знаки бывают предупреждающими, запрещающими, эвакуационными и прочими. В зависимости от типа складского помещения, руководитель должен выбрать те или иные указатели.

Неплохо было бы перенять опыт иностранных коллег, касающийся обучения будущих рабочих технике безопасности. До того момента, пока сотрудник не пройдет полный курс и не сдаст соответствующий экзамен, к своему месту он не будет иметь допуска.

Также значение имеет и проведение инструктажей по технике безопасности, которые подразделяются на следующие виды: вводный, первичный, повторный, внеплановый, текущий и целевой. Дата и время осуществления данных бесед должны фиксироваться в специальных журналах и заверяться подписью организатора. Все виды инструктажей направлены на решение определенных задач, но основная цель - это обезопасить работников склада от несчастных случаев.

За соблюдение персоналом норм и правил безопасности обязан отвечать специалист, а руководитель должен непосредственно контролировать эту работу. К данному вопросу следует подходить серьезно и не ставить под угрозу здоровье, а может быть, и жизнь своих сотрудников.