Разные разности

Социальная политика государства в рыночной экономике. Государственная политика в рыночной экономике. Рис.18.2. Закон распределения Парето

Социальная политика государства в рыночной экономике. Государственная политика в рыночной экономике. Рис.18.2. Закон распределения Парето




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и понятие социальной политики

Важным элементом государственного регулирования на современном этапе развития является социальная политика. Механизм рынка не идеален и не может обеспечить решение социально-экономических вопросов.

Актуальность данной темы определяется необходимостью регулирования социально-экономических условий жизни общества, его стабильным развитием и движением к модели “социальной экономики”.

Цель темы – рассмотреть понятие, виды и функции социальной политики государства во взаимосвязи с поддержанием стимулов к эффективной экономической деятельности. Традиционные образовательные задачи дополняются воспитательными - формированием у студентов активной позиции по обеспечению субъекта различными видами доходов в процессе экономической деятельности.

Это достигается постановкой основной проблемы - как сочетать рыночные методы и социальные гарантии?

Понятие “социальный” (от лат. – общественный) характеризует все, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе, с их благосостоянием.

Либеральная рыночная экономика не обеспечивает гарантированного уровня благосостояния для всех членов общества, как говорят, не обладает “совестью”. Рынок - это социально нейтральный механизм распределения экономических ресурсов на основе законов спроса и предложения.

Проблема либеральной экономики – по мере роста богатства углубляется социальное неравенство , те существует дифференциация доходов различных групп населения.

В целях актуализации данного тезиса поставим вопрос о том, какие школы и направления в экономической науке акцентировали эту проблему.

Например, марксизм в XIX в., кейнсианское направление в 30-егг. XX века, как теоретическая основа осуществления экономической политики.

В статье 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948г., записано, что каждый человек имеет:

Право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи;

Право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Под влиянием демократической общественности во второй половине ХХ века государства начали более активно осуществлять экономическое регулирование, в том числе социальную политику. Рыночная экономика получила социальную ориентацию, сформировалась новая модель – смешанная экономика, предполагающая гарантированность стандарта благосостояния.

Социальная политика – вид государственного регулирования, включающий меры по обеспечению условий для повышения благосостояния общества и стабильности отношений между социальными группами.

В узком смысле, социальная политика состоит в перераспределении доходов различных групп общества. В широком смысле - это меры по созданию равных стартовых возможностей для граждан страны.

Государство через социальную политику трансформировало рыночную систему в социальное рыночное хозяйство, в частности в развитых странах.

Виды и функции социальной политики

Реализация социальной политики осуществляется в каждой стране исходя из ее экономических возможностей. Различия по странам определяются в основном уровнем показателя ВВП на душу населения, размером государственного бюджета.

Разные виды экономической политики требуют различных финансовых вложений.

Выделим наиболее важные виды социальной политики :

Регулирование доходов, создание условий для трудовой активности и занятости (рассчитано на экономически активное население);

Развитие социальной инфраструктуры в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной, спорта и культуры (для всех граждан страны);

Социальное обеспечение и социальная защита (в первую очередь, нетрудоспособных и малообеспеченных граждан).

С точки зрения сохранения рыночных стимулов развития, именно первый вид социальной политики является наиболее важным. Он включает:

Законодательное определение, гарантии условий труда и механизмы развития рынка труда, в том числе социальное партнерство, поддержка малого бизнеса.

Социальное партнерство - система взаимоотношений между властью, профсоюзами, работодателями для согласования интересов, смягчения конфликтов.

Поддержание уровня и эффективной структуры занятости (организация переквалификации, льготы на создание рабочих мест), программы уменьшения безработицы;

Создание центров занятости, оказывающих бесплатные консультационные, профориентационные услуги и помощь безработным гражданам;

Установление и гарантирование минимального размера оплаты труда (МРОТ) , периодический пересмотр его размера;

Создание условий для роста доходов (инновации, качественные рабочие места) с целью уменьшения их дифференциации, то есть различий в уровне дохода на душу населения,

Создание среднего класса (60-80% населения)

Второй вид социальной политики направлен на создание и развитие социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура представляет собой совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству всех сторон его жизни.

Развитие социальной инфраструктуры в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной, спорта и культуры направлено в первую очередь на развитие человеческого капитала всех граждан страны.

Человеческий капитал представляет собой накопленные человеком в результате обучения и трудовой деятельности знания и навыки, влияющие на уровень его зарплаты, характер трудоустройства и возможность реализации творческих способностей. Необходимо обеспечить заинтересованность людей в развитии своего человеческого капитала, увеличивать долю граждан, активно нацеленных на повышение качества своей жизни и благосостояния, то есть выбирающих активный путь борьбы с бедностью.

Наиболее затратным видом социальной политики является третье направление - социальное обеспечение и социальная защита. Именно это направление ассоциируется с понятием социальной политики в узком смысле слова. Оно направлено, в первую очередь, на организацию прямой поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных граждан за счет механизма перераспределения доходов, на борьбу с бедностью.

Официальный подход к определению бедности – сопоставление денежных доходов с региональным прожиточным минимумом.

В экономической науке разработана модель Кривая Лоренца, которая позволяет оценить уровень дифференциации доходов 20-процентных групп населения и более эффективно разрабатывать меры, регулирующие распределение доходов (график представлен на слайде презентации). При сопоставлении фактической кривой с линией полного равенства можно определить отклонение от состояния равновесия. Чем ближе индекс Джини к 1, тем меньшей долей дохода располагают беднейшие слои. Предполагается, что по мере повышения среднемирового благосостояния, коэффициент Джини в мире приблизится к среднему уровню развитых стран и составит 0,40.

Государство, реализуя функцию социальной защиты, создает систему социального обеспечения на основе принципов обязательного государственного страхования.

Социальное обеспечение - комплекс социально-экономических мер, включая, пенсионную систему; систему пособий и компенсаций лицам с низкими доходами, выплачиваемых взамен утраченного заработка; систему социального обслуживания определенных групп граждан.

Основные элементы финансовых источников социального обеспечения должны формироваться на основе взаимодействия:

Страхования (обязательное социальное; корпоративное). Принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным подходам, личному вкладу и ответственности субъектов.

Социальной помощи (комбинация бюджетных трансфертов и социальных услуг)

Попечительства.

Конкретная политика доходов, которая разрабатывается в разных странах на основе анализа модели, различна и зависит от многих факторов, в том числе от уровня социально-экономического развития, темпов производительности труда, социальной напряженности в обществе.

В статье 7, п.1 Конституции РФ записано: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В РФ с 90-х гг. началась разработка модели социальной политики.

В 90-гг. реализация этой модели ограничивалась скромными размерами общественного “пирога”, дефицитом государственного бюджета, олигархической структурой экономики. Так, в конце 90-х гг. в РФ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составлял 10-20% прожиточного минимума (МРОТ в 2000г. 132 руб., прожиточный минимум – 1210руб.). В результате проводимой политики обеспечения социального качества экономического роста к 2006г. МРОТ в РФ достиг 1100 рублей (33% прожиточного минимума, 3382 руб.), к 2009г. - 4330 руб. (более 50%). На 01.01. 2015гг. МРОТ составляет 5965 рублей. Последовательное ежегодное повышение размера МРОТ обеспечивает реализацию статьи 133 Трудового кодекса РФ о соответствии МРОТ и прожиточного минимума.

Справедливость и развитие

Понятие “социальная справедливость” имеет много аспектов, в первую очередь, морально-этический, и носит конкретно-исторический характер.

В исследовании ООН “Справедливость и развитие” справедливость оценивается с точки зрения равных возможностей. Необходимо выравнивать обстоятельства, над которыми субъекты не властны, их стартовые возможности, уменьшать негативные факторы, влияющие на достижение результата.

Необходимо компенсировать “пробелы” рыночной справедливости мерами государственной социальной политики.

Механизм социальных гарантий должен:

Обеспечить блага и услуги (бесплатно или со скидкой) на минимально достаточном уровне в целях выравнивания личных доходов и поддержания социального статуса;

Быть основан на сложившемся в обществе представлении о справедливости (уравнительность или индивидуальная дифференциация);

Минимизировать формирование пассивных, иждивенческих отношений, когда выгоднее не работать (антистимулы).

Примером активного подхода к борьбе с бедностью является деятельность лауреата Нобелевской 2006 года премии Мухаммада Юнуса, банкира из Бангладеш, которого называют “банкир для бедных”. В 1983 году он создал Грамин Банк (с бенгальского - сельский банк) с целью давать микро-кредиты (до 100 долларов) беднейшим семьям и продолжает делать это более тридцати лет. Его модель работает более чем в ста странах мира, помогая людям выбраться из бедности. У Грамин банка более 7 млн. заемщиков, что, по мнению Юнуса, поможет преобразовать экономику. 2005 год был назван ООН международным годом микрокредитования как составной части усилий по достижению целей развития.

Важным результатом социальной политики и проявлением выравнивания уровней жизни является формирование среднего класса, что способствует однородности общества, росту доли граждан, активно использующих “социальные лифты” и нацеленных на повышение качества своей жизни.

“Социальный лифт” - способы, позволяющие человеку подниматься по социальной лестнице, чтобы достичь высокого положения в обществе и благосостояния.

Существует несколько видов социальных лифтов: получение хорошего образования, карьера в государственном аппарате, успех в бизнесе, политическая карьера, участие в деятельности политических партий, научная деятельность, творческая литературно-художественная деятельность, спортивные достижения, привлечение к себе внимания средств массовой информации.

Важная задача современной политики РФ - создание условий для запуска новых социальных лифтов, для повышения равных возможностей по их использованию.

Эффективная социальная политика гарантирует стандарт благосостояния. Она исходит из принципа: “Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным”. В целях сохранения рыночных принципов и трудовой мотивации субъектов следует сочетать бюджетные трансферты и возможности социального партнерства.

В заключении приведу цитату лауреата премии А. Нобеля по экономике 1970 года Пола Самуэльсона: “Сплоченные общества, в которых различные группы избирателей обеспечивают население всеобъемлющей системой социального страхования на случай, если кто-либо может оказаться безработным, бедным, потерять здоровье, стать нетрудоспособным в старости, эти общества в конечном итоге одержат победу над обществом, состоящим из эгоистических одиночек, бросающих песок в сахар, если только они могут обманным путем всучить его на конкурентном рынке, над теми, кто озабочен в деловой жизни лишь своими собственными интересами.”

1. Конституция РФ, Статья 7

2. Всеобщая декларация прав человека.

3. Доклад ООН о мировом развитии 2006г. Справедливость и развитие. Пер. с англ. – М.: изд. “Весь мир”, 2006г. 685с.

4. Курс экономической теории: учебник. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– Киров: АСА, 2009г.-832с.

Приоритетные направления социальной политики государства

Социальная защита, гарантия и поддержка населения

Главные цели и приоритеты социальных реформ в РФ

В последние годы даже в некоторых развитых странах происходит углубление неравенства в распределении дохода. О России и говорить не приходится.

С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности. Можно ли определить бедность? Очевидно. Возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступать как мини ум материальной обеспеченности, или прожиточный минимум (так называемый порог или черта бедности). Более 30 % россиян находятся ниже черты бедности. Все группы населения, живущие ниже этой черты, являются бедняками.

Черту бедности в США определяет Министерство торговли, исходя з необходи ых объективных потребностей человека и стоимости жизни для определенного периода. Так, в 1990 г. черта бедности оценивалась для семьи из одного человека в 7740 долл. в год, из двух человек - 104 6 долл., из трех - 13078 долл., из четырех - 15730 долл.

по трудоустройству, обучению, переподготовке и условия труда;

по пользованию услугами учреждений связи и спортивно оздоровительных учреждений;

по получению услуг социального обслуживания, со иальной и юридической по ощи.

3) обеспечение безопасности окружающей среды и поддержание экологии на необходи ом уровне;

усилить адресность социальной поддержки нуждающихся гра дан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;

со дать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

повысить роль социального страхования как важне шего еханизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

Реформы в социальной сфере будут проводиться в тесной увязке с экономическими преобразованиями, намеченными в концепции среднесрочной программы Правительства Российской едерации на 1997 000 годы "Структурная перестройка и экономический рост". С учетом прогнозируемых показателей экономического развития в предстоящий период появятся реальные воз ожности для решения поставленных социальных задач.

Предус атривается ежегодное увеличение валового внутреннего про укта и инвестиций в основной капитал, рост объе а промышленного и сельскохозяйственного производства, дальнейшее снижение инфляции и дефицита бюджета, укрепление национальной валюты, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом валовом внутреннем продукте.

Намечен комплекс мер, направленных на осуществление институциональных преобразований, прогрессивных структурных сдвигов в производстве, реформирование налоговой системы, бюджетной и денежно кредитной политики. На этой основе будут формироваться благоприятные условия для развития современных конкурентоспособных производств и видов деятельности, в первую очередьвысокотехнологических и наукоемких отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, изменения отраслевой структуры производства и его территориального раз ещения, повышения качества выпускаемой продукции и эффективности производства, роста прои водительности труда, сокращения издержек производства, создания новых рабочих мест.

В результате будет создана надежная экономическая основа для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения объема средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы.

Вместе с тем более активное использование социальных факторов и намечаемые меры по улучшению материального положения людей, увеличению денежных доходов населения, обеспечению рациональной структуры занятости, повышению качества и конкурентоспособности рабоче силы создадут благоприятные условия для устойчивого развития экономики, увеличения объема производства, роста платежеспособного спроса на товары и услуги.

Исходя из прогнозируемых показателей социально-экономического развития Российской едерации на период до 2000 г. намеченные цели социальной политики могут быть реализованы поэтапно.

На первом этапе (1996-1997 гг.) в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.

Важнейшими среди этих мер являются:

ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий;

упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления;

формирование системы государственных минимальных социальных стандартов;

законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги;

предотвращение массового высвобождения работников с предприятий, находящихся в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

При проведении этих мер основной акцент будет сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетных финансовых источников.

Предстоит определить порядок взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, федеральными министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.

На втором этапе (1998-2000 гг.), когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается:

повысить минимальные государственные гарантии заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума, ввести новый социальный стандарт оплаты труда - часовую тарифную ставку;

внедрить механизмы тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе социального партнерства, пересмотреть Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, обеспечив при этом приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производственных отраслях;

пересмотреть систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения с целью более справедливого распределения доходов и уменьшения их дифференциации;

начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;

создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса;

приступить к широкомасштабной пенсионной реформе;

начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.

В последующем, на основе стабильного экономического роста и усиления ориентации экономики на более эффективное удовлетворение потребностей человека, предстоит создать прочные предпосылки для устойчивого социального развития, формирования общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в максимальной степени реализовать свой потенциал.

Содержание и цели социальной рыночной экономики

Социальная рыночная экономика - это такая экономика, которая сориентирована на человека и удовлетворение его потребностей, на необходимость приспособления экономической политики государства к человеку, а не, наоборот, человека - к экономической политике.

Такой путь ведет к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе. Правовое социальное государство должно обеспечивать в условиях социальной рыночной экономики хозяйственную свободу и социальную справедливость. Поэтому понятие социальной рыночной экономики должно отражать сочетание целей - свобода и справедливость .

Социальная рыночная экономика строится на конкуренции, частной инициативе, личном интересе и социальном прогрессе. Каждый член общества обладает фундаментальными правами: на благосостояние и свободное всестороннее развитие личности, на человеческое достоинство.

Экономическая хозяйственная свобода включает в себя:

1. Свободу потребителей покупать по своему усмотрению товары и услуги, которые являются частью социального продукта (свобода потребления).

2. Свободу владельца средств производства использовать рабочую силу и деньги, ресурсы и имущество, а также предпринимательские способности по собственному усмотрению (свобода промысла, свобода выбора профессии и рабочего места, свобода пользования собственностью).

3. Свободу предпринимателей производить и продавать товары по личному желанию (свобода производства и торговли).

4. Свободу каждого продавца и покупателя товаров или услуг добиваться своей цели (свобода конкуренции).

Рассмотрим на примере Германии, каким образом социальная справедливость реализуется через главные цели социальной рыночной экономики. К этим целям относятся:

1. Обеспечение максимально высокого уровня благосостояния.

Средства достижения: экономическая политика, сориентированная на экономический рост, на повышение уровня и качества жизни народа; установление экономически рационального порядка и конкуренции; полная занятость населения; экономическая свобода хозяйственных субъектов; свобода внешней торговли и т.д.

2. Обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы и в особенности обеспечение стабильности общего уровня цен.

Средства достижения: существование независимого Центрального эмиссионного банка; "стабильность" государственного бюджета; выравнивание платежного баланса и равновесия во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, справедливость и социальный прогресс (защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества).

Средства достижения: производство в максимальном объеме социального продукта; государственная корректировка первоначального распределения национального дохода; установление социальных стандартов; отлаженная система социальной помощи и т.д.

Одним словом, социальная рыночная экономика должна опираться на свободу конкуренции, частного предпринимательства и на государственное регулирование экономики.

Государственная политика обеспечения полной занятости

Лучшей гарантией от риска безработицы является государственная политика занятости населения. Успех политики полной занятости в народнохозяйственном аспекте означает производство общественного продукта в большем объеме, что значительно расширяет базу для достижения результативности социальной политики государства. С точки зрения работающих по найму эта политика оказывает положительное влияние на их текущие доходы. Такая гарантия доходов имеет многократный эффект:

она снимает необходимость предоставления пособий по безработице, социальной помощи и других видов вспомоществования;

постоянная забота о трудовом доходе вынуждает прежде всего лично заботиться о собственных жизненных благах, а также членов своей семьи;

уменьшается экономическая зависимость от государства.

Все это в совокупности порождает веру в жизнь и надежду на реализацию своих потребностей за счет участия в экономической сфере. Полная занятость оказывает к тому же длительное воздействие на рынок труда (рабочей силы) и на условия занятости:

для полной занятости, как правило, характерно состояние всеобщего быстрого роста трудовых доходов (на рынках труда сокращается предложение на большинство профессий и видов деятельности; создаются благоприятные условия для переговоров с работодателями при участии профсоюза и т.д.);

полная занятость повышает взаимозависимость рынка труда (исчерпание резервов рабочей силы на региональном и профессиональном рынке труда), воздействует на спрос рабочей силы на других рынках труда.

В целях привлечения рабочей силы с других рынков работодатели должны (вынуждены) улучшать условия труда. Местные работодатели из-за опасности оттока рабочей силы также вынуждены идти на дополнительное улучшение условий труда и повышение заработной платы.

Литература

2. Закон РФ "Об основах социального обслуживания населения в РФ".

3. Программа социальных реформ в РФ на период 1996-1997 годы.

4. Программа Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годы".

5. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. - М., 1996.

6. Введение в рыночную экономику/ Под ред.А. Лившица и И. Никулиной. - М., 1994, гл.13.

7. Основы рыночной экономики. Под ред. В. Камаева и Б. Домненко. - М., 1991, гл. 19.

8. Рыночная экономика. Учебник. - М.: Соминтэк, 1992, т.1, гл.14.

9. Учебник по основам экономической теории. - М., 1994, гл.16.

10. Рыночная экономика. Учебник. - М., 1993, гл. 19.

В предшествующем разделе было показано, что ускорение или замедление темпов экономического роста оказывает влияние на объем занятости и уровень жизни населения. Экономическая деятельность людей в конечном счете имеет це- лью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Однако рыноч- ный механизм не может автоматически решить все социальные проблемы, поэто- му государство осуществляет коррекцию рынка с помощью социальной политики. В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредствен- но относится к обществу, людям, их жизни.

15.1. Сущность и основные направления социальной политики

Социальная политика - система мероприятий, осуществляемых государ- ством для решения социальных проблем, связанных с удовлетворением потребно- стей людей.

Однако это общее определение нуждается в конкретизации и уточнении. Всякое общество состоит из разнообразных социальных групп, каждая из которых обладает своими интересами, ценностями и потребностями. Социальные блага - материальные и духовные - дефицит, их не хватает для удовлетворения потреб- ностей всех. В результате создается конкуренция между группами за овладение источниками социальных благ, в том числе за право установления правил их рас- пределения. Главным же рычагом реализации интересов общественных групп яв- ляется власть, которая дает возможность одним социальным группам навязывать свою волю остальным группам через государственные институты.

Социальная политика охватывает социальную сферу:

    материальные условия внепроизводственной жизнедеятельности челове- ка - жилье, услуги, здравоохранение, образование, торговлю, общественное пита- ние, общественный транспорт, материальную базу культуры и спорта и т.п.;

    нематериальные блага - совокупность разнообразных видов духовной деятельности, включая самоорганизацию и самоуправление.

Цель социальной политики - достижение социальной справедливости и уменьшение социального неравенства. Категории "социальная справедливость" и "социальное равенство" не тождественны. Нельзя считать, что наличие соци- ального неравенства означает социальную несправедливость, что достижение со- циальной справедливости устранит социальное неравенство.

Социальное неравенство есть неравное положение в социальной сфере, выражается оно в том, что одни группы населения потребляют больше, чем дру- гие, играют большую роль в управлении, например, производством, имеют боль- шие возможности в проведении досуга и т.д. Справедливо это или нет? Такой во- прос в абстрактной форме не имеет смысла. Оценка справедливости зависит от норм и ценностей конкретного общества, от состояния массового и группового сознания в конкретное историческое время. То, что считается справедливым в данном обществе, в прошлом могло восприниматься как несправедливое, и на-

оборот. Значит, и социальная политика имеет исторический характер, со време- нем видоизменяется.

В принципе социальная справедливость в обществе с рыночной экономикой связывается с распределением благ в соответствии с достигнутым уровнем эф- фективности труда и производства. В ряде развитых стран в последнее время со- циальная справедливость предполагает обеспечение достойного уровня жизни каждому гражданину, выравнивание уровня жизни людей.

Появление тенденции к социальному выравниванию в развитых странах выражается в формировании так называемого среднего класса, к которому отно- сят ту часть населения, которая имеет стабильный и относительно высокий уро- вень доходов. Например, в США средний класс составляет примерно 70% всего населения.

Рыночная экономика предполагает наличие и сохранение социального нера- венства, поскольку в ходе конкурентной борьбы одни хозяйствующие субъекты достигают высокого уровня эффективности и доходов, а другие, действуя менее удачно, несут потери или даже разоряются. В конечном счете это неравенство оп- ределяется различиями участников рынка по их способностям, знаниям, умениям.

Однако на более высокой фазе своего развития рынок дает условия для со- циального выравнивания, но лишь в определенных пределах. Этому есть два объ- яснения:

    рынок по своей природе - форма компромисса между его участниками. Его результаты могут реализовываться только при условии обоюдного, встречно- го удовлетворения потребностей;

    на более высокой ступени развития, при насыщенности рынка и острой конкуренции участники сбыта заинтересованы в высоких доходах потребителей.

В некоторых случаях противоречия между общественными группами могут быть настолько велики, что функция рынка социального выравнивания может быть стерта, тогда необходима сильная государственная социальная политика.

В нормальных условиях государство лишь осуществляет коррекцию рын- ка. Она заключается в выработке и реализации определенных принципов.

1. Определение степени свободы. Государственная политика должна исхо- дить из предоставления свободы деятельности, самореализации групповых инте- ресов, но в рамках принятых законов. Свобода и права одних граждан ограничи- ваются свободой и правами других граждан.

2 Решение социальных проблем государством, путем согласования интере- сов различных общественных групп, нахождение компромисса между ними.

3. Совместная ответственность социальных групп по отношению к тем гра- жданам страны, которые слабы или ограничены в своих трудовых возможностях.

Основные задачи социальной политики:

формирование у различных групп населения таких уровней благосостояния, дифференциация которых не противоречила бы принципам социальной справед- ливости;

создание в обществе таких механизмов формирования благосостояния, ко- торые бы стимулировали население к эффективному труду, развитию экономики;

удовлетворение разумных материальных потреОностей всех членов общест- ва в размерах, максимально способствующих развитию человеческой личности.

Показатели результативности социальной политики - уровень и ка- чество жизни населения. Качество жизни характеризует общие условия, в кото- рых живут люди, весь диапазон ее свойств, отражает степень удовлетворения по- требностей людей, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособ- ленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность

Понятие "уровень жизни" в большей степени характеризует количествен- ную меру благосостояния людей, уровень потребления материальных благ. Для оценки уровня жизни используются такие показатели, как потребление основ- ных продуктов на душу населения или на одну семью, которые затем сравнива- ются с нормативами потребления. Важное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (для продуктов питания, предметов длительного пользования, услуг и т.д.).

К числу широко распространенных общепринятых показателей уровня жиз- ни относятся денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью.

Социальная политика включает в себя две основные части: политику дохо- дов и политику занятости.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема государственного вмешательства в экономику является, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить? " одной единственной формой собственности государственной, а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. Государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны, как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

А) Меркантилисты.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство" (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО N11, 1992г., стр.131).

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

В) Кейнсианская теория.

В 30е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые понастоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитноденежная политика, новая бюджетнофинансовая политика и др. Гибкая кредитноденежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетнофинансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

Высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

Создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

Широкое использование бюджетнофинансовых и кредитнофинансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был, опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неконсервативная модель регулирования.

Г) Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социальноэкономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

А) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

Б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетноналоговую и кредитноденежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

В) социальноориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

Г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антитрестовское регулирование.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какойлибо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научнотехническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

3. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и госу1дарственное предпринимательство.

Государственные расходы. 0считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д.). Трансфертные платежи это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг).

Одна из основных проблем справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии 2прогрессивности 0налогообложения отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода:

Пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

Регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

Прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).

Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.

Задача государства собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает 3честное 0предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.

Государственное регулирование. 0призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала(инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 510 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночных ценах.

Государственное предпринимательство. 0осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социальноэкономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научнотехнического прогресса и т. д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научнотехнического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Я считаю, что государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, что по сравнению с частными государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т. д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т. д.).

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т. д.

Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

4. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т. д.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

Дерегулирование и приватизация

Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N. Y. 1987, P.422).

В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о дерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США в 80е годы дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате снизились цены, и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 3963 млрд. дол., 15 млрд. дол. и 915 млрд. дол. в год (Economic Report of the President, Wash., 1989. P. 188).

Приватизация продажа государственных предприятий частным лицам или организациям направлена на повышение хозяйственной рациональности. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для предпринимателя одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.

Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи.

Государственное регулирование в сельском хозяйстве

В современной западной экономике сельское хозяйство одна из важнейших сфер активного вмешательства. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменим. Правда, и государственное вмешательство далеко не панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.

Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокой производительности труда производство аграрной продукции значительно превышает потребности населения.

Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают:

А) повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы;

Б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;

В) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;

Г) гарантированное снабжение внутреннего рынка;

Д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным ценам". (В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве» МЭиМО,1992г., N 11, стр.139.)

Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет.

Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примере рынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочная цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширению производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается государством по так называемой "интервенционной цене" в неограниченных количествах.

Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.

Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения экспорта. Это означает, что при ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.

Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами.

Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного регулирования. Однако, повидимому, положение дел в сельском хозяйстве останется неизменным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70х начале 80х годов. Изза слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

8. К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", Таллинн, 1993.

9. В. Максимова, А. Шишов "Рыночная экономика. Учебник", Москва, СОМИНТЕК, 1992.

В рыночной экономике, как известно, каждый хозяйствующий субъект преследует свои цели: фирмы стремятся к максимизации прибыли, домохозяйства – к максимально возможному удовлетворению своих потребностей. Цели эти противоречивы, но могут быть обеспечены только из одного источника – результата производственной деятельности в форме ВВП, а потому достижение конкретных целей одних субъектов наталкивается на противоположность целей других субъектов. Например, противоположностью максимизации прибыли является минимизация заработной платы, что может вызвать трудовой конфликт, остановить производство и снизить, а не повысить прибыль. Противоположностью максимизации выпуска продукции, повышающей прибыль фирмы, может стать чрезмерное загрязнение окружающей среды, ухудшающей условия жизни людей, протесты которых могут привести к остановке предприятия. Очевидно, что каждый хозяйствующий субъект для достижения своих целей должен считаться с целями других субъектов. Стремление одних экономических субъектов добиться своих целей, за счет ущемления интересов других субъектов, может привести к ухудшению общих условий жизни в обществе. Хотя экономические цели у всех хозяйствующих субъектов разные, они могут быть достигнуты без каких-либо социальных потрясений только при общем улучшении условий жизни в обществе.

Исходя из этого можно сказать, что конечной целью эффективной экономической деятельности людей в самом широком смысле является создание материальной базы для улучшения условий жизни каждого человека. А согласованная деятельность всех экономических субъектов по обеспечению благоприятных условий жизни населения выражает содержание социальной политики. Социальную политику, следовательно, могут проводить: на микроуровне – фирмы и муниципалитеты, создавая благоприятные условия труда и жизни для работающего персонала и жителей соответствующих поселений; на макроуровне – региональные и федеральные органы власти. Материальная обеспеченность социальной политики не складывается сама по себе, автоматически, а базируется на определённых правилах и нормативах. Координирующую роль в такой деятельности всех экономических субъектов выполняет государство, определяющее направления и источники формирования материальной обеспеченности социальной политики.

Основными направлениями социальной политики являются:

– повышение благосостояния всех членов общества;

– улучшение условий труда и жизни людей;

– осуществление принципов социальной справедливости в сочетании с экономической эффективностью.

Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Под уровнем жизни понимают степень обеспеченности населения экономическими благами. Для количественной оценки уровня жизни используют такие показатели, как потребление основных продуктов питания (хлеб, картофель, овощи, фрукты, мясо и т.п.) и предметов личного потребления (одежды, обуви, гигиены и т.п.) в расчёте на одного работника или одного жителя страны, или обеспеченность предметами длительного пользования (мебель, холодильники, телевизоры и т.п.) в расчёте на 100 семей.


Для оценки реального уровня жизни необходимо иметь эталон или стандарт, с которым сравнивается фактический уровень потребления. В качестве такого эталона используют "потребительскую корзину", включающую установленный набор товаров и услуг. Сравнение фактического уровня потребления с "потребительской корзиной" и оценивает реальный уровень жизни. "Потребительская корзина", используемая для оценки уровня жизни, может быть рациональной, минимальной и физиологической. Приближение фактического уровня потребления к набору товаров и услуг соответствующей "потребительской корзины" характеризует соответственно рациональный, минимальный и физиологический уровень потребления.

Наполняемость рациональной "потребительской корзины" определяется, исходя из удовлетворения разумных и научно обоснованных потребностей человека. Входящий в неё набор товаров и услуг обеспечивает полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие человека, а фактическое потребление, приближающееся к рациональному, характеризует рациональный уровень потребления.

Объём минимальной "потребительской корзины" рассчитывается, исходя из экономически возможного набора товаров и услуг, сокращение которого социально неприемлемо. Структурно такая корзина учитывает потребности неквалифицированного работника и его иждивенцев и включает товары и услуги первой необходимости. Стоимость набора товаров и услуг минимальной "потребительской корзины", исчисленная по самым низким ценам, используется для определения прожиточного минимума. Прожиточный минимум характеризует минимальный уровень потребления.

Физиологический уровень потребления определяется таким набором товаров и услуг, ниже которого человек не может существовать физически. С ним связано состояние бедности населения. Бедность – это такое положение жителей страны, при котором они не располагают средствами существования на минимальном уровне для данного общества и в данное время. Иначе говоря, бедность – это пограничное состояние между минимальным и физиологическим уровнем потребления. Абсолютная бедность определяется как минимальный уровень стоимости жизни, исчисленный на базе физиологических потребностей людей в продуктах питания, жилье, одежде, удовлетворяющих основные потребности человека.

Наиболее полно, или всесторонне, результативность социальной политики проявляется в качестве жизни людей. Под качеством жизни понимается степень обеспеченности населения не только экономическими благами, но и благами неэкономического порядка, включающими довольно широкий круг конкретных потребностей и интересов:

– условия труда и отдыха;

– социальная обеспеченность и социальные гарантии;

– охрана правопорядка и соблюдение прав личности;

– наличие свободного времени и возможности его рационального использования;

– природно-климатические условия и состояние окружающей среды;

– ощущение стабильности и комфортности во всех сферах жизни.

Основными индикаторами качества жизни населения, позволяющими оценить его уровень в стране и сравнить с другими странами, являются:

· индекс развития человеческого потенциала;

· индекс интеллектуального потенциала общества;

· человеческий капитал на душу населения;

· продолжительность предстоящей жизни людей.

Индекс развития человеческого потенциала представляет собой среднюю арифметическую из трёх индексов: 1) ожидаемой продолжительности жизни; 2) уровня образования; 3) ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности национальной денежной единицы). Индекс развития человеческого потенциала определяется ООН с 1990 г. В настоящее время он варьирует от 0,25 в Эфиопии до 0,96 в Канаде. В России он составляет 0,76.

Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояние науки в стране. При его расчёте учитываются: 1) уровень образования взрослого населения; 2) удельный вес студентов в общей численности населения; 3) доля расходов на образование в ВВП; 4) доля занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых; 5) доля затрат на науку в ВВП. По оценкам специалистов, за время рыночных реформ в России интеллектуальный потенциал общества снизился с 0,71 в 1989 г. до 0,37 в 2003 г.

Человеческий капитал на душу населения отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы на душу населения. Оценить его величину довольно трудно, но чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его доля в структуре всего капитала.

Самым простым и одновременно обобщающим показателем качества жизни является продолжительность предстоящей жизни людей . Средняя продолжительность жизни людей в развитых странах мира в 2005 г. составляла от 70 до 80 лет, а разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин от 2 до 6 лет. В России средняя продолжительность жизни в 2005 г. составляла 65,3 г., в том числе: мужчин – 58,9 г., женщин – 72,4 г. Разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин в 13,5 лет свидетельствует об угрозе сохранения генофонда нации.

18.2. Доходы населения в рыночной экономике и принципы
их распределения. Измерение неравенства в распределении доходов

Одним из основных направлений социальной политики государства является разработка и проведение в жизнь правил (юридических норм и нравственной среды), на основе которых происходит формирование доходов в обществе.

Доходы населения – это деньги или материальные ценности, поступающие в распоряжение домохозяйства (семьи или гражданина) из различных источников и используемые на удовлетворение текущих потребностей и накопление сбережений.

Формирование целенаправленной политики доходов предполагает систематический анализ их динамики по разным признакам.

По источникам получения доходы делят на факторные и трансфертные.

Факторные доходы (они же первичные или прямые) получают домохозяйства от переработки или продажи каких-либо ресурсов, принадлежащих им, или от какого-либо вида деятельности. Результатом такого использования ресурсов или вида деятельности являются дополнительно произведённые продукты и услуги, часть выручки от продажи которых собственники ресурсов получают в виде заработной платы, прибыли, процента, ренты, дивидендов, арендной платы.

Трансфертные доходы (они же вторичные или косвенные) – это выплаты органами власти или фирмой домохозяйству денег (или предоставление товаров и услуг), взамен которых их получатель не производит дополнительной продукции и не оказывает дополнительных услуг. Трансфертные доходы выплачиваются в виде пенсий, стипендий, пособий на детей, по безработице, временной нетрудоспособности или инвалидности.

В зависимости от материального содержания все доходы делят на натуральные и денежные , а в зависимости от способа получения – на легальные, нелегальные и криминальные.

Независимо от вида, материальной формы и способа получения доходы оцениваются в номинальном и реальном исчислении. Номинальный доход – это сумма денег, полученных человеком, за определённый период времени. Реальный доход – это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальный доход при данном уровне цен. Для сравнения величины номинального дохода за разные периоды времени, его пересчитывают в реальный доход, учитывая характер изменения цен по формуле

Д р = Д н / И ц,

где Д р и Д н – величина дохода реального и номинального в рублях; И ц – индекс цен за соответствующий период времени.

При анализе динамики доходов очень важно различать функциональное и персональное их распределение. Функциональное распределение означает разделение национального дохода между собственниками различных факторов производства. В этом случае определяется, какая доля национального дохода присваивается собственниками каждого вида ресурса – труда, капитала, земли, предприимчивости.

Персональное распределение – это распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцем каких факторов они являются или, напротив, не являются. В данном случае определяется доля национального дохода, приходящаяся, например, на 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан страны.

В связи с этим в проблеме распределения возникает дилемма эффективности и справедливости. Суть её заключается в том, что стремление к большему равенству (справедливости) может обернуться для общества потерями в эффективности. Так, например, растущее финансирование социальных программ, с целью поддержания равенства и справедливости, требует повышения налогов и их перераспределения. Если таким образом часть дохода, скажем Иванова, через налог получит в виде пособия Петров, то это снизит стимулы к труду у обоих. Для Иванова – зачем много работать, если значительную долю заработка придётся отдать в виде налога, а для Петрова – зачем много работать, если есть приличное пособие. Возникает опасность подрыва стимулов к эффективной деятельности, что может повлечь за собой снижение производственной активности и уменьшение национального дохода, подлежащего распределению. Кроме того, в процессе перераспределения доходов возникают потери, которые называют "дырявыми вёдрами" социальной помощи. Это потери, связанные с дорогостоящей бюрократической системой управленческого аппарата социальных органов. По подсчётам известного экономиста Оукена, из 350 дол., взятых у богатых в виде налогов, 250 дол. теряются в процессе передачи бедным. А это очень большая плата за равенство.

Со стремлением разрешить дилемму эффективности и справедливости связан поиск принципов справедливого распределения, который ведут учёные на протяжении нескольких столетий. За это время предлагались разные концепции распределения, но практически значимыми оказались уравнительная и рыночная, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Уравнительная концепция не предлагает делить национальный доход поровну между всеми членами общества, а предлагает положить в основу распределения равный для всех принцип: за одинаковый трудовой вклад – равное вознаграждение. Трудноразрешимой для данной концепции стала проблема определения равноценности трудового вклада разных видов труда или труда одного вида, но разного качества. Поэтому принцип "равное вознаграждение за одинаковый труд" не исключает неравенства в распределении национального дохода.

Рыночная концепция считает справедливым распределение доходов, основанное на конкурентном механизме спроса и предложения на разные ресурсы и виды деятельности. Такой способ распределения никем не придумывался и специально не создавался, а возник в процессе эволюции товарных форм организации производства, обеспечивая только равенство возможностей. При этом равенство возможностей сохраняется лишь в условиях свободной конкуренции. Между тем, развиваясь, свободная конкуренция формирует условия для своего собственного отрицания, порождая монополию и олигополию, вместе с которыми утрачивается равенство возможностей и порождается неравенство.

Неоспоримым фактом рыночной экономики является неравномерность распределения доходов, для измерения степени которой используются графики и коэффициенты. Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является кривая Макса Лоренца (рис. 18.1)

Рис. 18.1. Кривая Лоренца

На рисунке линия ОА, являющаяся биссектрисой прямого угла, показывает абсолютное равенство распределения доходов, так как точки, лежащие на ней соответствуют равным долям населения и доходов. Кривая, расположенная под биссектрисой, называется кривой Лоренца и показывает фактическое распределение доходов, которое является неравномерным. Степень неравномерности распределения доходов будет тем больше, чем дальше кривая Лоренца отклоняется вниз от биссектрисы.

Количественно степень неравномерности распределения доходов на основе кривой Лоренца измеряется с помощью коэффициента Джини , или индекса концентрации доходов, величина которого определяется по формуле

Коэффициент Джини Площадь сегмента под биссектрисой

или индекс = -------------------.

концентрации доходов Площадь треугольника ОАБ

В странах с развитыми рыночными отношениями коэффициент Джини находится на уровне 0,35. В России в 1991 г., т.е. в год начала рыночных реформ, коэффициент Джини был равен 0,26, а в 2005 г. – 0,405. Это значит, что за годы рыночных преобразований в экономике неравномерность распределения доходов выросла в 1,6 раза.

Наиболее распространённым измерителем степени неравномерности распределения доходов является децильный коэффициент , или коэффициент дифференциации доходов , величина которого определяется по формуле

Децильный коэффициент Доходы 10% населения с высшими доходами

или коэффициент = ───────────────────────────────.

дифференциации доходов Доходы 10% населения с низшими доходами

Для стран с развитыми рыночными отношениями значение децильного коэффициента находится в пределах 6-8 кратной величины. В России величина децильного коэффициента выросла с 13,5 в 1995 г. до 15 в 2005 г. и, к сожалению, продолжает расти.

Зависимость между величиной дохода и количеством получающих его лиц выражает и закон распределения Парето , графическая интерпретация которого показана на рис, 18.2.

Рис.18.2. Закон распределения Парето

Согласно закону распределения Парето, по мере роста абсолютной величины дохода относительно уменьшается число лиц, получающих максимальный доход. Закон Парето часто называют "законом 80/20", так как 80% ВВП присваивают примерно 20% населения.

Неравномерность распределения доходов, присущая рыночной экономике, вынуждает государство как субъекта, целью которого является создание условий благоприятных для развития общества, проводить политику регулирования доходов.