Мода сегодня

Тема 1 типологии современной семьи. Типологии семей. Объект и предмет исследования

Тема 1 типологии современной семьи. Типологии семей. Объект
и предмет исследования

Рассматривая типы семей, обратимся к самой распространенной современной семье – семье, состоящей из многих поколений. В ней живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений.

Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются с родителями, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью, чувством единства, хотя могут жить отдельно.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В ней изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве.

Типология

Неполная семья – это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. Эти семьи нуждаются в государственной поддержке. И в самом тяжелом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.

Внебрачная семья , возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Нередко в такой семье отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Когда рождается желанное дитя, она старается отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для брака. Отец в такой семье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.

Семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Подобные браки в XIX в. Были редки, но в XX в. Они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибокпервого брака, поэтому супруги более сплочены. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. Стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о свидании бывшего супруга с детьми, с бывшими родственниками, дедушками и бабушками. Эти ситуации требуют помощи социального педагога. Для работы с такой семьей необходима психологическая, клиническая, образовательная и социальная программы. Важно помнить, что в этой семье идет процесс приспособления к новой жизни, новым отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей в семье, на проблемы каждого члена семьи и всей семьи. Работая с супругами этой семьи, социальный работник обращает внимание на распределение времени, места и денег, затраты и отношения с приемными детьми. Так как приемные дети требуют особого внимания, то с ними требуется и особая образовательная и воспитательная программа, в которой бы учитывалась их материальное и духовное состояние в новой семье.

В результате гибели одного из родителей возникает осиротевшая семья . Семейное горе часто сплачивает семью, формирует заботу друг о друге. Забота ребенка о близких влияет на воспитание у него положительных качеств. Важно, чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образцом для ребенка в его воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем родителе.

Данная типология является наиболее распрастранненой в современной науки.

Функции семьи.

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная функция, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

Воспитательная – социализация молодого поколения;

Хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

Духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

Социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

Досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

Эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Социальная функция семьи.

В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности.

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают. В младшем возрасте его кормят, с ним занимаются. В дошкольном (3-7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее.

В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.

Стадий развитие семьи .

Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия – это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

Забота о престарелых или больных родителях – главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению.

Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом, где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета. Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи – труд всех взрослых.

Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи является ее функции, стабильность и динамика.

Функция семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов. Соловьев: «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».

  • 1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
  • 2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.
  • 3. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.
  • 4. Функция духовная (культурная) общественная - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.
  • 5. Функция первичного социального контроля - беспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.
  • 6. Сексуально-эротические функции - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища - места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.

По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много, а именно:

направленность на другого (умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать его вкусы, интересы и желания);

нормальное, бесконфликтное общение;

доверительность и симпатия;

понимание друг друга;

нормальная интимная жизнь;

наличие Дома (место, где может отдохнуть от сложностей жизни семья в целом, и каждый из её членов в отдельности).

Социологи определили следующие условия семейного благополучия:

  • 1. Взаимопонимание между супругами.
  • 2. Отдельная квартира.
  • 3. Материальное благополучие.
  • 4. Дети.
  • 5. Уверенность в прочности брака.
  • 6. Интересный досуг в семье.
  • 7. Интересная работа.
  • 8. Соответствующее образование.
  • 9. Хорошее положение на работе.
  • 10. Хорошие друзья.
  • 11. Самостоятельность супругов.

Анализ общественного мнения показал, что главными условиями для семейного счастья являются 1,2,3,4,7 годы. Практичные мужчины на первое место ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следует взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины отдают пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом - отдельная квартира, материальное благополучие и интересная работа.

Стадии развития семьи. В первый "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.

Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению В. Л. Психа, на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

2 стадия. Формирование семьи.

Основная задача - приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.

Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

Начало её - отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание - смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.

Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

В. А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:

  • 1. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.
  • 2. Молодые: 5-9 лет.
  • 3. Средние: 10-19 лет.
  • 4. Пожилые: 20 и более.

Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.

В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65% разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В. А. Сысенко, это характерно для "совсем молодых" браков.

Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и осмысление взаимных действий супругов в плане "для семьи - против семьи", а также последовательное и целеустремленное слияние двух "я" в одно "мы", слияние, при качественном улучшении "мы" идет на пользу каждому из "я".

Кризисы жизни семьи. Э. Г. Эйдемиллер считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.

Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

Б). Между 17-м и 25-м годами.

Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.

Характеристика современной семьи.

Семья-это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Типология семей

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

  • 1. Патриархальная (традиционная) семья - большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально - экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Такие семьи сохранились в сельской местности, в малых городах.
  • 2. Нуклеарная семья - состоит преимущественно из двух поколений - из супругов и детей - до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых обычно принято не допускать подобные отношения. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из - за отсутствия собственного жидья.
  • 3. Неполная семья - возникшая в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка.
  • 4. Материнская (внебрачная) семья - мать не состоит в браке с отцом своего ребенка, таким образом по статистике рождается каждый шестой ребенок. Часто матери всего 15 - 16 лет, когда она еще не в состоянии самостоятельно ни содержать своего ребенка, ни воспитывать его. Такие семью создаются не только молодыми девушками, но и зрелыми женщинами, которые сознательно делают такой выбор.
  • 5. Промежуточная семья - такая семья в любой момент может принять какую - то окончательную форму: развалиться или будет закреплена документально.

Функции современной семьи

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие - либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологическое воспроизведение и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п.

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов.

Воспитательная функция - важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:

  • 1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей.
  • 2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
  • 3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию.

В современном мире нет единого типа семьи. По критерию управления выделяют:

-тотемический клан, характеризующийся верой в общего предка, сохранением группового брака, отсчетом происхождения по матери;

-домовая община - проживание совместно нескольких поколений под женским или мужским управлением;

-патриархальная семья – глава, которой (чаще старший мужчина, но бывают и исключения) является единственным владельцем имущества и поэтому распорядителем и управителем всей жизни семейной общины, объединяющей под одной крышей несколько поколений. Функциональные обязанности в такой семье четко определены и традиционны, поэтому такую форму семьи называют также «традиционной»;

-неотрадиционная семья – это трансформация патриархальной в современных условиях. Она отличается от традиционной патриархальной тем, что сохраняется установка на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд;

-эгалитарная семья – это уже реальная, но пока не доминирующая форма управления современной семьи. Для такой семьи характерны следующие черты:

а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи;

б) взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем («ролевая симметрия»);

в) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

г) эмоциональная насыщенность отношений.

По критерию структуры выделяют семьи:

-расширенная семья включает представителей не менее трех поколений родственников: прародители – дедушка и бабушка, родители – отец и мать, дети (внуки) – сыновья и дочери (внуки и внучки), иногда бывают правнуки, реже и праправнуки. Неполная расширенная семья чаще всего образуется после смерти одного из старших родителей, когда оставшийся одиноким объединяется с семьей сына или дочери.

-нуклеарная (лат. Nucleus- ядро). состоит из двух поколений – родителей и детей. В Европе нуклеарных семей около 80%, в России – около 60%.

-неполной называют семью без одного из родителей. Чаще всего это послеразводная семья, но очень распространенным явлением в 20-м веке стала семья матери-одиночки.

По критерию детности выделяют:

Семьи бездетные – это молодые семьи до рождения первенца, а также супружеские пары не имеющие возможности иметь детей или не желающие ими обзаводиться. Таких в России в настоящее время более 15%, но есть тревожные данные о росте этой категории.

-однодетные семьи – также трудная проблема для любого общества, поскольку такие семьи не обеспечивают даже простое воспроизводство. В России таких семей около половины, что и является основной причиной начавшейся в 90-е годы депопуляции. -малодетными называют семьи с двумя детьми. Это вторая по величине группа российских семей. Что касается семей

-многодетных, то есть разные мнения о точке отсчета количества детей для причисления к этой категории. Одни считают, что многодетность начинается с трех детей, а администрация некоторых городов даже выдает таким семьям удостоверение о многодетности и назначает некоторые льготы. Если считать по этой методике, то многодетных в России больше 10%. Однако большинство исходит из установленного еще в Советском Союзе критерия многодетности – пять и больше, за что мать в те времена награждалась медалями и орденами. Этому показателю соответствует чуть больше 1% семей.

По критерию социального положения супругов, семьи могут быть:

- гомогенными (гомогамными), где супруги имеют одинаковое социальное происхождение и социальное положение;

- гетерогенными (гетерогамными), если брак был неравным - по возрасту, этнической, конфессиональной принадлежности или другому социально значимому признаку.

Социологи также делят семьи на родительские, т.е. семьи происхождения и прокреационные, т.е. созданные взрослыми детьми, отделившимися от родителей.

В современной статистике семьи подразделяются на типы по демографическому основанию - пол, возраст, отношения родства, а также по числу занятых, по социальной и национальной принадлежности и другим показателям. Эта классификация позволяет вычислить некоторые обобщающие показатели:

Долю неполных семей;

Долю семей простых и сложных,

Семьи бездетные и многодетные, что важно при разработке социальных программ и социальной политики в целом.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

Функции семьи не являются чем-то неизменным, раз и навсегда установленным. Некоторые их них можно рассматривать как причину самого возникновения семьи, с ними семья началась и они будут существовать пока существует семья. Другие возникают на определенном этапе развития семьи и со временем могут заметно изменяться в зависимости от изменений в самом обществе. Из достаточного многообразия можно выделить некоторые функции присущие современной семье независимо от уровня развития и особенностей разных обществ. К универсальным функциям семьи относятся:

- репродуктивная функция – рождением детей семья поддерживает биологическую непрерывность не только самой себя, но и общества. Сбой в выполнении этой функции приводит к прекращению существования семьи и вымиранию общества;

- социализации личности (воспитательная функция) – семья поддерживает культурную непрерывность общества. Она осуществляет социализацию молодого поколения, дает социальное положение своим детям, определяет жизненную карьеру ребенка. Педагоги и психологи утверждают, что формирование гармоничной личности требует наличия стабильной семьи. Социологи выделяют несколько стереотипов семейного воспитания:

- детоцентризм – ложно понимаемая любовь к детям, потакание их капризам, что приводит к избалованности, отсутствию понимания запретов и обязанностей, чувства долга, в том числе перед родителями. Чаще всего – это семья с одним ребенком, которого родители, дедушки-бабушки оберегают от трудностей и неприятностей

-профессионализм – свои обязанности родители сводят к материальному обеспечению ребенка. Воспитывать, по их мнению, должны профессионалы педагоги и воспитатели (в детском саду и в школе). Результат такого подхода – выключенность из жизни друг друга, взаимное непонимание, а часто и нежелание понимать друг друга;

-прагматизм – ориентация личности ребенка на достижение жизненного успеха любыми средствами, выработка у детей навыков практичности, умения устраиваться в жизни. В условиях перехода к рыночным отношениям существует опасность преувеличения привлекательности такого подхода и усиления такой прагматической тенденции в семейном воспитании, когда именно эта модель начинает расцениваться на уровне обыденного сознания как наиболее адекватная новым условиям, как стратегия выживания.

Можно упомянуть также о четырех тактиках семейного воспитания: диктаторской, невмешательской, избыточной опеке и сотруднической, которые выделяются смежной социологии наукой – педагогикой.

- хозяйственно-экономическая (экономическая и хозяйственно- бытовая) функция включает прежде всего совместное производство материальных благ и услуг семейным коллективом. Однако, в современных условиях эта часть функции наблюдается только у незначительной части семей, а именно тех, которые имеют семейный бизнес – торговый, фермерский, ремесленный и т.д. Большинство трудоспособных граждан зарабатывают средства к жизни трудом в общественном (государственном или частном) секторе и тогда экономическая функция сводится к составлению и выполнению семейного бюджета, организации семейного потребления. Хозяйственно-бытовая функция заключается в распределение домашнего труда, уход за жилищем, другие стороны организации быта;

- рекреативная функция (лат. recreatio – восстановление) подразумевает восстановление физических и духовных сил, взаимопомощь членов семьи друг другу, поддержание здоровья, организация отдыха, удовлетворение эмоциональных потребностей, предотвращая тем самым дезинтеграцию личности. В современных условиях, когда индивид часто оказывается в стрессовых ситуациях, получая запредельные эмоциональные и психические нагрузки, только семья способна снять напряжение, выполняя психотерапевтическую роль;

- регулятивная функциясостоит в обеспечении и гарантии первичного социального контроля – моральной и социальной регламентации поведения членов семьи, а также реализации власти и авторитета в семье.

- социально-статусная функция обеспечивает воспроизводство социальной структуры общества и семьи. Каждый индивид получает в качестве предписанного статуса такие позиции как национальность, социальное происхождение, что в большой степени влияет на выбор жизненной карьеры. То есть семья обязательно формирует стартовую позицию каждого в соответствии с устоявшимися в ней стандартами и имеющимися у неё возможностями.

Кроме этих всеобщих и универсальных функций некоторые авторы выделяют:

-медицинская функция, смысл которой, в профилактике заболеваний, соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков (другие считают все это частью рекреационной функции); -досуговая функция состоит в организации рационального использования свободного времени в интересах гармонического развития всех членов семьи. Речь идет о совместном отдыхе в выходные и праздничные дни, в период отпусков и каникул, а также о сформированной эстетической потребности - посещение музеев, театров и др., а не диван, телевизор и пиво. В большинстве схем это тоже часть рекреационной функции;

-гедонистическая функция (греч.hedone – удовольствие) – то счастье, удовольствие, наслаждение, любовь, которые человек получает в семье. Это и любовь между молодыми людьми, приводящая к созданию семьи, и любовь между супругами, семью укрепляющая, и рождение желанных и любимых детей, и радость от общения с ними.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ.

Семья как социальный институт – изменчивая общность, проходящая ряд этапов своего развития от начала времен до современности. Но и отдельная семья проходит ряд этапов от своего образования до прекращения существования. Временное измерение семьи обозначается понятием «жизненный цикл семьи». Обычно жизненный цикл измеряют начиная с момента образования семьи, заключения брака в той или иной форме. Однако, по мнению некоторых социологов-фамилиеведов, семейная жизнь – это вершина огромных усилий, предпринимаемых супругами задолго до заключения брака. Семья – это не начало, а середина пути семьи.

Появлению семьи предшествует более или менее длительный процесс «примерки», моральной подготовки к семейной жизни, накопление жизненного опыта. Поскольку в наше время женятся-выходят замуж чаще после 20 – 25 лет, то времени от подросткового возраста, когда пробуждается осознанный интерес к противоположному полу, до создания семьи проходит достаточно много.

Начинается этот путь со знакомства . Существует три основных формы знакомства:

1) самостоятельно, по данным опросов ВЦИОМ знакомятся с будущими спутниками жизни около 60%;

2) через формальных посредников (брачное агентство) знакомятся менее 1%;

3) через неформальных посредников (родители, друзья – ок.10%, сослуживцы – 9%, свахи – 5%).

Где происходит самостоятельное знакомство:

Совместная работа – 15%,

Совместная учеба - 11%,

Совместный отдых и развлечения – в походе 13%, на юге -8%; в баре, на дискотеке, в парке – 7%;

В транспорте – 7%,

На свадьбах, юбилеях, поминках - 5%.

В европейских стран, где брачное знакомство – дело личное и есть заметное влияние родственников и сотрудников-сослуживцев. На Востоке наиболее популярным, во всяком случае до недавнего времени, был институт брачных посредников профессионалов (сваха-ханума), проверенный веками и тысячелетиями. Дело в том, что на Востоке выбирают всегда родители, поскольку это слишком серьезное дело, чтобы доверить его молодому, часто неопытному во всех смыслах жениху. На Западе, не только жених, нои невества может искать, выбирать, просить познакомить.

Ухаживание в русской и западноевропейской европейской традиции играет важную роль в укреплении взаимных чувств. Оно выражается в оказывании внимания возлюбленной, чтобы добиться еще большего расположения. Это самый романтический этап совместной жизни. Его часто вспоминают престарелые супруги. Как правило, ухаживание снижается после первых месяцев супружества, а через несколько лет вообще сходит на нет. Ухаживание выполняет несколько функций, в этот период молодые люди узнают друг друга, учатся делать взаимные уступки, контролировать свои эмоции, мириться после ссоры, оказывать знаки внимания.

Роль социальной практики ухаживания социолог С.Голод объясняет так: «Распространение ухаживания явилось и причиной, и следствием эмансипации детей от родителей». Надо, правда, признать, что ухаживание юноши за девушкой – это процесс ассиметричный (девушка не ухаживает за юношей) и альтернативныйинституту сватовства (при выборе избранницы родителями). Возникновение ухаживания свидетельствует о значительном продвижении общества от традиционного к современному.

Следующий этап в добрачном поведении – сватовство (не как знакомство через посредника, а как обряд предложения брака). Обычно жених сам, реже с родителями или с ближайшим другом, наносит визит родителям своей избранницы. По такому случаю полагается надеть праздничный костюм и явиться с цветами. Жених говорит родителям невесты о своих чувствах и «просит её руки». Если родители согласны на брак, то отец невесты соединяет руки дочери и будущего зятя. Далее договариваются от объявлении помолвки.

Помолвка - это обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой. Помолвленные обменивались кольцами. С момента помолвки девушка – теперь невеста могла появляться со своим женихом в обществе, не боясь пересудов. Женихмог приходить в дом невесты в любое время беспрепятственно. В этот день родители жениха и невесты договариваются о проведении предстоящей свадьбы. Раньше большую часть расходов несли родители невесты. В наше время решают в соответствии с возможностями каждой семьи.

По старинному обычаю накануне свадьбы устраиваются девичник и мальчишник – вечер перед свадьбой, когда невеста с подругами, а жених с друзьями прощаются с холостяцкой жизнью.

Свадьба. По российским обычаямв день свадьбы жених приезжает за невестой, но требуется заплатить « выкуп» младшим родственникам невесты – конфетами, деньгами. Затем следует регистрация в ЗАГСе, после чего жених с невестой могут ехать в одной машине, совершают круг почета по городу, возложение цветов к какому-нибудь мемориалу и приглашают на свадебное застолье. Возможны другие детали и варианты в разных регионах, но везде на свадьбах произносят тосты и дарят подарки молодоженам и их родителям.

Итак, семья родилась и начинается жизненный цикл семьи как последовательность социальных и демографических состояний от момента образования до прекращения её существования.

Типичная семья в течение своей жизни проходит несколько качественно различных стадий. Социологи предлагают разные классификации жизненного цикла. Дж.Бернард и Л.Томпсон выделяют 8 стадий:

1) начало семьи, семейная пара без детей 2 года;

2) рождение детей и уход за ними 2,5 года;

3) семья с дошкольниками 3,5 года;

4) семья с детьми-школьниками от 6 до 13 лет 7 лет;

5) семья с подростками 7 лет;

6) семью покидают дети, создающие свои семьи 7 лет;

7) «пустое гнездо» - до выхода на пенсию 13 лет;

8) пожилая семья (оба пенсионеры) 16 лет и более, до смерти супругов.

Самые напряженные и интенсивные – 2 и 3 стадии (мать с детьми). На поздних стадиях на первый план выходит забота стариков о своем здоровье и проблемы физической усталости.

Другие социологи выделяют всего 4 -5 стадий. Например, Н.Римашевская:

1) рост семьи (от заключения брака до момента рождения последнего ребенка). Делится на два полупериода: а) от начала брака до рождения первенца (2,5 года) и б) от рождения первого до момента рождения последнего (2,5 – 12 лет);

2) период «стабильности» - от рождения последнего ребенка до выделения одного из взрослых детей (12 – 17 лет);

3) период «зрелости» - от выделения первого до отделения младшего (17 – 30 лет);

4 – период «затухания» - от выделения последнего из взрослых детей до смерти обоих супругов. Здесь снова два полупериода – «до» и «после» смерти одного из супругов (30 лет и более).

Чаще других предлагается упрощенный вариант:

1-я стадия – «бездетная»;

2-я «дошкольная» - от рождения первенца до его поступления в школу.

3-я «школьная» – от поступления в школу первого до её окончания последним.

4 -я«затухание» – выделение из семьи детей.

5-я «пустое гнездо» - от выделения из семьи последнего из детей до смерти супругов.

Понятно, что эти схемы – не более чем ориентир, поскольку любой из этапов может быть большим или меньшим по продолжительности, некоторые вообще могут отсутствовать, если, например, семья будет бездетной, или взрослые дети в патриархальной семье не отделяются от родителей.

По данным социологических исследований, до 80% первых детей появляется в семье в первые два года её существования, а еще 10 – 12% в последующие 3 – 4 года. В целом процесс деторождения занимает от 5 лет (у 1/3 семей) до 10 лет у большинства семей. В демографической структура семьи 32% составляют бездетные, в том числе молодые, только что созданные семьи; те, в которых супруги не могут иметь детей по состоянию здоровья; а также семьи, которые осознанно отказались обзаводиться детьми.

К характеристикам жизненного цикла семьи относится также показатель обеспеченности семьи на разных этапах её существования:

1-я фаза (0 – 17 лет) делится на две – а) высокий статус и доход, складывающийся за счет заработков родителей, которые компенсируют временное выбытие женщины из производства при рождении ребенка и б) снижение статуса и дохода, поскольку родители уже выбыли из общественного производства, а женщина не всегда включилась в него.

2-я фаза – рост социального статуса (17 – 22 года) – активное включение в производство не только женщины, но и взрослых детей.

3-я фаза – снижение социального статуса (семье 22 – 35 лет) по причине выбывания взрослых детей, образующих свои семьи, помощь родителей этим детям (см. 1-ю фазу), выход на пенсию.

4-я фаза - затухание трудовой активности (35 лет и далее).

В современном российском обществе заметно усилилась роль родителей в формировании молодой семьи и поддержания ее материального положения. Часто родители превращаются в кормильцев молодых супругов, так как доход родителей в полтора – два раза выше заработка молодых супругов. Более половины семей начинает жизнь не в собственном жилье, а в родительском доме, еще значительная часть в съемных квартирах, которые оплачивают родители. Улучшение жилищных условий происходит к 10 – 15 годам брака, когда семья, наконец строит или покупает отдельную квартиру.

Несмотря на то, что семья является самой древней и наиболее широко распространенной социальной группой, знания о ней у большинства людей ограничиваются лишь разделением семей на хорошие (благополучные) и плохие (неблагополучные). Однако для того, чтобы лучше ориентироваться в решении многих семейных проблем, такого, явно поверхностного, представления о разновидностях (типах) семьи, конечно, недостаточно. Наличие системы знаний о видах, формах, типах семей и особенностях отношений внутри каждой модели брачного союза позволяет более «профессионально» взглянуть на собственную семью, внимательнее относиться к возникающим в ней проблемам. Кроме того, различные типы семьи по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Использование многообразных типологий помогает получить более полную, многоцветную картину важнейших характеристик семьи в социальном и научном плане: брачности, разводимости, рождаемости, влияния семьи на вос­питание детей и т.п.

К тому же в определенной форме семейно-брачного союза возможно появление сходных (типичных) проблем, предположительное знание которых может оказаться существенным подспорьем в организации необходимой социальной или психологической помощи такой семье.

На сегодняшний день ученым пока не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. В списке различных форм современных семей насчитывается более сорока их разновидностей. В книге дается семейная классификация с учетом тех моделей, которые являются общими для большинства культур и при этом широко представлены в современной российской действительности. В качестве основания для предлагаемой типологии взяты существенные критерии, позволяющие выделить ту или иную форму семейной организации с учетом ее структуры, динамики и выполняемых функций. Как известно, нет семьи вообще. Есть семьи конкретные: городские и сельские, молодые и пожилые; семьи, принадлежащие к различным образовательным и социальным группам, и т. д. Важность выделения определенных типов семей объясняется также тем, что, несмотря на общность внутренних отношений, в них имеется своя специфика, обусловленная национальными, культурными, религиозными, возрастными, профессиональными и другими различиями.

Чем больше таких групп удается выделить, тем более обстоятельно и научно обоснованно исследуется семья, что, в свою очередь, позволяет людям избегать многих ошибок в построении своей семейной жизни, делать ее психологически комфортной и более счастливой.

Каждое общество предъявляет разные требования к характеру отношений между супругами, способам проявления заботы о нетрудоспособных членах семьи, участию людей в труде, организации быта, обеспечению безопасности членов семьи, проведению досуга и т. д. В зависимости от того, соблюдаются или не соблюдаются семьей эти требования, семейный союз отличается определенными особенностями, что, естественно, сказывается на семейной атмосфере в целом и психологическом благополучии каждого члена семьи.

Первоосновой современной моногамии (единобрачия) является патриархальная семья, которая характеризуется главенствующим положением мужчины в семейных отношениях.

Первоначально патриархальная семья была довольно многочисленной: она включала в себя родственников и потомков одного отца с их женами, детьми и родственниками, рабов, в том числе, и наложниц. Латинское слово «фамилия» в древние времена означало совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Такая семья иногда насчитывала сотни человек. В различных модификациях патриархальная семья существовала у разных народов. На Руси она имела форму возглавляемой мужчиной большой семьи, состоящей из нескольких поколений ближайших родственников, которые жили под одной крышей и вели совместное хозяйство.

В период становления капиталистического способа производства на смену традиционной патриархальной пришла нуклеарная семья (от латинского «нуклеус» - ядро). Впервые название «нуклеарная» применительно к семье ввел в научный обиход американский социолог Ж.П. Мурдок в 1949 году. Та­кого рода семья состоит только из самых необходимых для ее образования членов - мужа и жены; она может быть как бездетной, так и включать сколько угодно детей.

Современная моногамная семья может иметь несколько видов, которые отличаются между собой по определенным признакам.

1. По родственной структуре семья может быть нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (супружеская пара с детьми и кто-либо из родственников мужа или жены, проживающих с ними в одном домохозяйстве).

2. По количеству детей : бездетная (инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная семья.

3. По структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одними из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) с детьми; с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками; прочие семьи.

4. По составу: неполная семья, отдельная, простая (нуклеарная), сложная (семья нескольких поколений), большая семья.

5.По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах и в районах Крайнего Севера).

6.По однородности социального состава : социально гомогенные (однородные) семьи (имеется схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов); гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации.

7.По семейному стажу: молодожены; молодая семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старший супружеский возраст; пожилые супружеские пары.

8. По типу ведущих потребностей , удовлетворение которых определяет особенности социального поведения членов семейной группы, выделяют семьи с «физиологическим», или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на духовную жизнь; семьи с промежуточным типом потребления.

9.По особенностям существующего семейного уклада и организации семейного быта: семья - «отдушина» (дает человеку общение, моральную и материальную поддержку); семья детоцентрического типа (дети в центре интересов родителей); семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба (много путешествуют, много видят, умеют, знают); семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.

10. По характеру проведения досуга: семьи открытые (ориентированные на общение и индустрию культуры) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).

11.По характеру распределения домашних обязанностей: семьи традиционные (обязанности в основном выполняет женщина) и коллективистские (обязанности выполняются совместно или по очереди).

12.По типу главенства (распределению власти) семьи могут быть авторитарными и демократическими.

Авторитарная семья характеризуется строгим, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Муж (а иногда - жена) является монопольным главой, деспотичным хозяином. Демократическая семья основана на взаимном уважении членов семьи, на распределении семейных ролей в соответствии потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни, на совместном принятии всех важных решений.

13. В зависимости от особых условий организации семейной жизни: студенческая семья и «дистантная» семья (раздельное проживание брачных партнеров из-за специфики профессии одного из них или обоих: семьи моряков, полярников, космонавтов, геологов и т.д.).

14.По качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная (супруги и другие члены семьи высоко оценивают друг друга, высок авторитет мужа, конфликтов практически нет, есть собственные традиции и ритуалы), устойчивая (практически имеют те же особенности, что и благополучные семьи), педагогически слабая низкие воспитательные характеристики, предпочтение отдается физическому состоянию и самочувствию ребенка); нестабильная семья (высокий уровень неудовлетворенности обоих супругов семейной жизнью, включая свою роль и положение в семье, что приводит к непредсказуемости поведения); дезорганизованная (проявляется выраженное отставание семейных отношений от общего уровня развития общества: пьянство, архаичные отношения грубого диктата; внутреннего единства и контактов между членами семьи практически нет); социально-неблагополучная (низкий культурный уровень членов семьи, употребление алкоголя одним или обоими родителями); проблемная (отсутствие взаимности у супругов и неумение сотрудничать); конфликтная (наличие психологической несовместимости у супругов или членов семьи); распадающийся семейный союз (чрезмерно обострившаяся конфликтная ситуация в семье, фактически брак уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что считается наибольшим психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии его личности); распавшаяся семья (ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но в какой-то мере сохраняет контакты с прежней семьей и исполняет еще часть функций).