Уход за лицом: полезные советы

Типы неформальных молодежных групп. Формальные и неформальные группы, их характеристика. Кое-что о неформалах

Типы неформальных молодежных групп. Формальные и неформальные группы, их характеристика. Кое-что о неформалах

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.

Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

Музыкальные неформальные молодёжные организации.

Главная цель таких молодёжных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные - «Ария» и т.д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.

Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ.break-dance- особый вид танца, включающий разнообразные спортивно- акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование-в одном из значений брейк означает “изломанный танец” или “танец на мостовой”.

Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.

Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.

В тот же раздел попадают и битломаны -течение, в рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам - Полу Маккартни и Джону Ленону.

Неформальные организации в спорте.

Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т.д.

Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами “своих” клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокеры. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты - мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно- транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.

Философствующие неформальные организации.

Интерес к философии - один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

Выделяются среди них хиппи. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда-крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль “Битлз” и особенно его песня “Земляничные поляны навсегда”. Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе - вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан».

Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».

Новое поколение тех, кто разделяет философские поиски хиппи, часто именует себя “системой” (системные ребята, пиплз, пиплы). “Система” - это не имеющая чёткой структуры неформальная организация, в которую входят люди, разделяющие цели “обновления человеческих отношений” через добро, терпимость, любовь к ближнему.

Хиппи делятся на «старую волну» и «пионеров». Если старые хиппи (их ещё называют олдовые) в основном проповедовали идеи социальной пассивности и невмешательства в общественные дела, то новое поколение склонно к достаточно активной социальной деятельности. Внешне они стараются иметь «христианский» облик, походить на Христа: ходят по улицам босиком, носят очень длинные волосы, подолгу не бывают дома, ночуют под открытым небом. Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека.

Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность. Красота и свобода тождественны, их реализация -чисто духовная проблема; все, кто разделяет сказанное, образует духовное сообщество; духовное сообщество-идеальная форма общежития. Помимо христианских идей. Среди «философствующих» неформалов распространены также буддистские, даосистские и иные древневосточные религиозно - философские учения.

Политические неформальные организации.

В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.

Среди политически активных молодёжных группировок выделяются пацифисты, нацисты (или скинхэды), панки и другие.

Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

Панки - относятся достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определённую политическую окраску. По возрасту панки-преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвие бритвы.

Панки делятся на «левых» и «правых» и пропагандируют цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе».

Неофашисты (скинхэды).

В 20-30-х годах 20 века в Германии появилось то, что погубило миллионы людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей

Германии и извиняться за грехи предков перед целыми народами. Имя этому чудовищу - фашизм, названный историей «коричневой чумой». Случившееся в 30-40-е годы настолько чудовищно и трагично, что некоторым из молодых людей иногда даже трудно поверить в то, что им рассказывают жившие в те годы.

Прошло более 50-ти лет, и история сделала свой новый виток, и настало время повторения ее. Во многих странах мира появляются молодежные организации фашистского толка или, так называемые, неофашисты.

«Скинхэды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов.

Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках. К 1972 г. мода на «скинхэдов» пошла на убыль, но неожиданно возродилась спустя 4 года. Новый виток развития этого движения был обозначен уже бритыми наголо головами, армейскими ботинками и нацистской символикой. Английские «бритоголовые» стали чаще вступать в драки с полицией, фанатами футбольных клубов, такими же «скинхэдами», студентами, гомосексуалистами, иммигрантами. В 1980 г. «Национальный фронт» проник в их ряды, привнеся в их движение неонацистскую теорию, идеологию, антисемитизм, расизм и т.д. На улицах появились толпы «скинхэдов» с татуированной свастикой на лицах, скандирующие «Зиг, хайль!» С 70-х годов осталась неизменной униформа «скинов»: черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках, армейский ремень с железной пряжкой, тяжелые армейские ботинки (типа “GRINDERS” или “Dr.MARTENS”).

Практически во всех странах мира «скины» предпочитают заброшенные места. Там «бритоголовые» встречаются, принимают новых сочувствующих в ряды своей организации, проникаются националистическими идеями, слушают музыку. Об основах учения «скинов» говорят и надписи, весьма обычные в местах их обитания:

Россия - для русских! Москва - для москвичей!

Adolph Hitler. Mein Kampf.

У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» - продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» это в основном подростки 16-19 лет. Любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен.

Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэдами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита - люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации. В тридцатых годах такие же идеи двигал с трибуны Геббельс, но только речь шла об арийцах.

Функции молодежных организаций.

Разговор о неформальном движении молодежи будет не полон, если не коснуться вопроса о том, какие функции выполняют самодеятельные объединения в развитии общества.

Прежде всего, сам слой «неформальности» как не зарегулированной общественной активности никогда не исчезнут с горизонтов развития человеческого сообщества. Общественный организм нуждается в своего рода живительной подпитке, которая не позволяет социальной ткани иссушаться и становится для человека непроницаемым, обездвиживающим футляром.

Правильно оценивать состояние неформального движения молодёжи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Тогда реальная картина современной, как и ушедшей в прошлое общественной жизни будет, определятся не только по процентам выполнения производственных заданий, но и потому, сколько детей брошено родителями, сколько лежит в больнице, совершают правонарушений.

Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

Важнейшая функция молодёжного движения - стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма.

Молодёжные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром - основными социально- экономическими и политическими структурами.

Влияние молодёжных группировок на личность подростка.

Многие из неформалов - люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Ради чего они стали неформалами? ј - т.к. деятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна.1/5 - т.к. официальные учреждения не помогают в их интересах. 7% - т.к. их увлечения не одобряются обществом.

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное - условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

Неформальные объединения молодежи

это несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых, традиционных представлений о престижном и полезном. Неформальные объединения молодёжи исторически возникают вместе с выделением молодёжи в отдельную социально-демографическую группу, расширением границ молодёжного возраста, с ростом многообразия форм её воспитания и образования. Неформальные объединения молодёжи образуют особый молодёжный социум или молодёжную субкультуру, в которой выражаются как специфически молодёжные интересы (спорт, мода, секс и т.д.), так и своеобразно понимаемые молодёжью традиционные формы деятельности (политика, искусство, бизнес и т.д.).

В качестве неформальных объединений молодёжи выступают разного рода инициативные группы, клубы по интересам, "группы риска" и т.д. Хотя во всех такого рода молодёжных объединениях господствует спонтанное, неформальное общение, они имеют вполне определённую внутреннюю структуру. Для всех неформальных объединений молодёжи характерно наличие неформальных лидеров, идентификационных символов и ритуалов, особого языка (слэнга). Сверх того, многие молодёжные группы располагают своими рабочими и печатными органами. Все неформальные объединения молодёжи условно можно подразделить на объединения молодёжной субкультуры и молодёжные группы социально-политических инициатив. На Западе неформальные объединения молодёжной субкультуры громко заявили о себе несколько десятилетий назад, в виде движения битников, хиппи, новых левых и т.д. Эти движения стали культурно-идеологической почвой для политических движений "гражданских инициатив" 60-ых годов, а позднее для "новых социальных движений" 80-90 годов. В нашей стране неформальные объединения молодёжи периода 60-80 годов имели прозападную ориентацию и квалифицировались властями как диссидентские. Среди инициативных движений современной западной молодёжи наиболее влиятельными являются экологическое движение, феминизм, а также различные группы право- и левоэкстремистской направленности. С началом перестройки в СССР неформальные объединения молодёжи получили широкое развитие в составе "народных фронтов", а также в форме разнообразных групп молодёжной субкультуры. В современной России неформальные объединения молодёжи носят в основном неполитический характер. Но независимо от своей политической или иной ориентации, неформальные объединения молодёжи выступают важной частью демократического, плюралистического общества. В отличие от консервативно мыслящих "отцов", молодёжь смело проигрывает принципиально новые стратегии и стили жизни, выступая важнейшим источником социально-политических инноваций. Посредством своих неформальных объединений молодёжь достигает самоидентификации по отношению к старшему поколению, приобщаясь - зачастую в конфликтной форме - к активной политической жизни и содействуя социальному контролю над властью.

Поцелуев С.П.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Неформальные объединения молодежи" в других словарях:

    Неформальные объединения молодёжи асоциальной направленности - Противостоящие обществу и представляющие для него опасность социальные группы с криминальной ориентацией. Социальные предпосылки их возникновения: кризис общества и семьи, социальная несправедливость, бюрократизм государственных. и общественных… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Неформалы социальная группа; общее название для представителей различных субкультурных молодёжных движений в СССР 80 90 х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи»,… … Википедия

    Синягина, Наталья Юрьевна Наталья Юрьевна Синягина (род. 16 … Википедия

    Конфликты этнические: технологии разрешения - Отеч. и зарубеж. учеными выявлено неск. технологий разрешения этнич. конфликтов. Наиболее известными стали след. технологии, применяемых в разных странах для разрешения межнацион. и этнич. конфликтов. 1. «Переориентировка агрессии». В случаях… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Кибер готы Субкультура (лат. sub под и cultura культура; подкультура) понятие (термин) в со … Википедия

    СУБКУЛЬТУРА - (от лат. sub под и культура), совокупность специфич. социально психол. признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и… … Российская педагогическая энциклопедия

    Неформалы социальная группа; общее название для представителей различных молодёжных движений в СССР и России c 1980 х годов по настоящее время. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в… … Википедия

    Новейший философский словарь

    СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).… … Социология: Энциклопедия

    Народный депутат, член Совета Республики Верховного Совета РФ (1990 1993), был членом Комитета Верховного Совета по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления, член фракции "Родина", принимал участие в работе… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих , А. В. Мудрик. В живой форме диалога со старшеклассниками автор поднимает многие проблемы, особенно актуальные в ранней юности (поиск своего "Я", одиночество, смысл жизни, выбор профессии, любовь,…
  • Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения , Косарецкая Снежанна Вячеславовна, Синягина Наталья Юрьевна, Косарецкий Сергей Геннадьевич. В пособии рассматриваются социокультурные и психологические аспекты становления и деятельности неформальных объединений молодежи, даются характеристики современных подростково-молодежных…

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем. Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

На основании психолого-педагогических критериев подростковые неформальные формирования можно условно разделить на музыкальные, спортивные, философствующие, политические :

Музыкальные неформальные молодёжные организации.

Главная цель таких молодежных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Айрон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные - «Ария» и т.д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.

Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ. break-dance - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование - в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.

Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.

В тот же раздел попадают и битломаны - течение, в рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам - Полу Маккартни и Джону Ленону.

Неформалы в спорте.

Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т.д.

Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокеры. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты - мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.

Философствующие неформальные группировки.

Интерес к философии - один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

Выделяются среди них хиппи. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Битлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда». Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе - вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».

Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека. Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность.

Политические неформальные организации.

В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.

Среди политически активных молодёжных группировок выделяются пацифисты, скинхеды и панки.

Пацифисты одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

Скинхеды - агрессивное течение неформальных молодежных организаций. Они считают себя истинными патриотами родины, ведут непримиримую войну с людьми другой расы, устраивают погромы. Скинхеды носят черную одежду, кованые армейские ботинки с белой шнуровкой, нацистские символики, коротко стригут волосы.

В настоящее время в России действует около 300 неформальных организаций общей численностью около 3 миллионов человек. По данным Генпрокуратуры, из них около 200 объединений экстремистского характера численностью до 10 тысяч человек. Основную массу из их участников составляют молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений.

Неформальные молодежные объединения: субкультура граффити

Неформальные объединения

В настоящее время при описании неформальных молодежных объединений используются различные термины, взятые из области права, культурологии, биологии, социологии и со-циальной психологии или просто из средств массовой информации. В такой ситуации одни и те же термины нередко имеют разное значение, особенно если отсутствует их юридическое определение.

"Неформальные объединения" - это неюридическое понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес "формальным", то есть официально определенным (зарегистрированным) организациям. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать как формирования, объединяющие в себе молодежь по признаку субкультуры.

"Неформальные объединения" (социол.) - вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которого является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом неинституциональной (т.е. не зафиксированной в государственных, общественных традиционно сложившихся институтах) сферы, которая основана на принципах самодеятельности.

Все неформальные движения могут называться движениями только условно, так как в общепринятом юридическом понимании ни движениями, ни объединениями они не являются. Единственным признаком, объединяющим входящих туда подростков является субкультура - то есть, прежде всего, специфическая внешняя символика и атрибутика, во вторую очередь - нормы поведения, и только в третьих - какая-либо идеология и мораль. К примеру, скинхедами являются не те, кто имеет пронацистскую идеологию, а те, кто бреет голову и имеет иную внешнюю атрибутику скинов.

Всем этим неформальные движения отличаются от незарегистрированных политических и религиозных радикальных формирований, которые, хотя и могут принадлежать к какой-либо субкультуре, однако имеют свое объединение, нередко даже с персональным членством.

В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей.

Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу. Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении.

Для того чтобы понять подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю возникновения и развития этих групп, их современные виды, причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воздействия.

Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в настоящее время. Возникновение их связано с неприятием подростков и молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования.

Культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы принято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодежные и др.

Субкультура – это понятие, которое можно рассматривать как: совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; особую форму организации людей (чаще всего молодежи), автономное це лостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску.

В педагогическом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать с позиции появления, формирования и функционирования неформальных молодежных объединений, работы педагогов и специалистов группы поддержки с ними.

Под неформальными объединениями принято понимать социальные объединения различных категорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанно складывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной организации, а результатом самодеятельности.

Каковы же основные характеристики молодежной субкультуры? Ее главной характерной особенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности.

Третьей характерной особенностью молодежной субкультуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.

Неформальное молодежное движение существует как стихийный, не управляемый государством процесс, обособленный и противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин.

Неформальные молодежные движения дискретны и могут состоять из нескольких неформальных групп молодежи, часть групп может объединяться в группировки, крылья, течения, движения.

Отдельные неформальные группы, активно взаимодействуя друг с другом, формируют группировку, которая может стать ядром неформального молодежного движения.

Условия жизни в целом создают предпосылки для организации молодежи в более или менее крупные группы, движения, объединения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия социально-культурных ценностей.

Основной причиной возникновения неформальных молодежных групп является нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде. Сам факт появления этих групп – процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный асоциальную. Большинство молодых людей объединяются в группировки различной асоциальной направленности.

В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразные родоплеменные отношения.

Присущую им символику можно рассматривать не только как явление эстетическое, социальное, психологическое, но и как этнографическое способ выживания и самоорганизации большого числа людей.

Каждая субкультура явление архаичное по своей организации и всегда постмодернистское по содержанию. Это своеобразная игра культурными контекстами.

По социально-правовому признаку выделяют следующие неформальные объединения:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

Увлечение современной молодежной музыкой;

Устремление к правопорядковой деятельности;

Активно занимающиеся определенными видами спорта;

Околоспортивные

Различныефанаты;

Философско-мистические;

Защитники окружающей среды.

Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).

Гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

Криминальные("гопники","люберы")

Анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1)со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2) с социальной позицией - экокультурные;

3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;

4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Лично я считаю, что молодежные движения можно разделить на такие группы:

Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.

Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.объединениях . Их сплачивает страх одиночества и отчуждения... , которые увлекались брейк-дансом, граффити или рэпом. Молодежные субкультуры , создают собственную культуру, которая...

  • Молодежные субкультуры - причины формирования и основания для типологии

    Реферат >> Социология

    Изучены конкретные формы неформальных молодежных объединений , которые позволили провести типологизацию молодежных субкультур по различным... хобби Субкультуры , сформировавшиеся благодаря хобби: Байкеры - любители мотоциклов Райтеры - поклонники граффити ...

  • Молодежные субкультуры в современной России

    Реферат >> Государство и право

    Этого явления представлены в работах по молодежным субкультурам . Граффити (ит. graffito - «нацарапанный») - вид художественного... Перумов». В целом мифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена по конфигурации романтизированного и более...

  • Влияние политической обстановки в стране на формирование молодежной субкультуры

    Курсовая работа >> Социология

    Организованную в движения и объединения часть молодежной субкультуры . Чаще всего вторую составляющую относят к неформальным молодежным объединениям . Неформальные объединения - это явление... направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе...

  • В статье дается характеристика неформальных молодежных объединений, действующих в РФ в настоящее время, их особенности, классификация, атрибутика и символика, предпосылки формирования.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ»

    Шадрина Н.Г., методист

    МБУ ДО «Центр художественных ремесел»

    г. Дзержинска Нижегородской обл.

    Сегодня, когда терроризм становится угрозой всему миру, когда забота о будущем подрастающего поколения особенно актуальна, педагогам необходимо быть ориентированными в том, каким образом дети не только учатся, но и проводят свой досуг. Хорошо, если ребенок посещает организации дополнительного образования или включен в деятельность официальных детских общественных объединений. Но очень часто ни учителя, ни родители не замечают, как подросток попадает под влияние неформальных молодежных структур и сам становится активным участником неформального объединения.

    В нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности, за деятельностью которых невозможно проследить. Отношение к неформальным молодежным объединениям неоднозначное. Об атрибутах уличной субкультуры, о риске, который несёт в себе эта самая субкультура для нравственности и жизни детей, много говорят и пишут, даются советы, как взаимодействовать с неформальными молодежными объединениями. Почти все существующие неформальные подростково - молодежные объединения (за исключением радикалов) можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных на свободное времяпрепровождение.

    Досуг - время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей. Жизнь молодежи организована главным образом вокруг досуга. В значительной мере формы такого досуга обусловлены культурным потенциалом подростков и молодежи.

    О больших потенциальных возможностях использования самодеятельных объединений в целях гражданского становления молодых говорит тот факт, что на практике они порой достаточно успешно участвуют в социальной реабилитации так называемых «трудных», в том числе представителей спонтанных подростковых и молодежных группировок. Весьма принципиален вывод о том, что при правильном влиянии неформальные объединения являются для молодого человека своего рода школой социального творчества, благодаря возможности систематического воспитывающего воздействия на личность. Одновременно они способствуют развитию коллективизма, формированию социально-психологической общности людей. Наконец, участие в объединениях дает дополнительную возможность для самореализации личности. Это особенно важно для тех молодых людей, у которых отсутствует по разным причинам подобная возможность в школе, то есть при правильной организации работы с неформальными объединениями мы можем в ряде случаев говорить и о компенсаторной функции подобных объединений. Дети находятся в постоянном поиске способов удовлетворения своих потребностей.

    Умение сотрудничать с неформальными объединениями предполагает, прежде всего, способность найти точную меру своей активности по отношению к участникам этих объединений. Д.В. Ольшанский предлагает следующую формулу неформального сотрудничества: «Понять - помочь - не мешать». В работе с неформальными объединениями главной причиной конфликтов между педагогами и неформалами является элементарное незнание предмета молодежных увлечений, некомпетентность и незаинтересованность.

    Неформальное молодежное объединение - своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер.

    Неформальные объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели. Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных. Различные неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т. п. Неформальные молодежные объединения следует отличать от таких смежных образований, как неформальная группа, неформальная группировка и неформальная организация.

    Неформальная группа - группа, деятельность, которой определяется, прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Как отмечает В.В. Воронов, чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Обычно неформальная группа насчитывает от 3-5 до нескольких десятков человек. Контакты ее членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами ее сплочения служат симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет одного или нескольких неформальных лидеров. Основной формой деятельности является общение членов группы, которое удовлетворяет потребности в психологическом контакте. Как правило, школьники общаются в небольших контактных группах в 5-10 человек, часто относят себя к сторонникам того или иного течения, которые характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью.

    Так, по направленности группы бывают просоциальными, асоциальными, антисоциальными. Для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т.д. Асоциальные группы стоят в стороне от общественных проблем. Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора: употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой и т. п. Антисоциальные - это криминальные, агрессивно-националистические группы. Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций - либо неформальных, либо прячущихся за вывеской «патриотической» деятельности. Принадлежность к той или иной неформальной группе - часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Общеизвестно, что дети, подростки и молодежь, в силу различного рода причин не имевшие возможности постоянного общения со сверстниками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в отдаленном от людей месте, т.п.), в более позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в отношениях с сослуживцами, внутриличностные проблемы и т.д. По замечанию В.Д. Ермакова, большинство членов неформальных объединений, в отличие от своих сверстников, не входящих в подобные объединения, характеризуются зрелостью в социальном отношении. Они менее подвержены юношескому инфантилизму, самостоятельно определяют истинность общественных ценностей, более гибкие в своем поведении в конфликтных ситуациях, обладают волевым характером. Процесс вхождения подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу является процессом последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении, общении и самореализации. Неформальная среда общения порой является для подростка (особенно для подростка «группы риска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной. Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воздействия воспитательных мер на трудного подростка: в его сознании совершенное им негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зрения референтной группы (например, грубость по отношению к педагогу в школе расценивается им не как нарушение норм поведения, а как подвиг, который будет поддержан и одобрен сверстниками). Неформальные объединения влияют на социализацию подростков и молодежи в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное − от меры значимости для того или иного их члена.

    И.П. Башкатов выделяет четыре вида неформальных объединений.

    I вид : социально нейтральные (озорные) группы общения. Основными типами этих групп являются самовозникающие «озорные» группы детей и подростков, сформировавшиеся по домовому, дворовому или уличному принципу по месту жительства. Основная цель деятельности этих групп - удовлетворение потребности в интимно-личностном общении со сверстниками, чаще всего выражающееся в играх, в разговорах о чем угодно. Характерной особенностью этих групп является то, что взаимоотношения подростков в них фактически не опосредуются совместной деятельностью. Подготовленность к групповой деятельности отсутствует. Аморальные действия и проступки совершаются отдельными членами внезапно по инициативе наиболее подвижных и деятельных членов стихийно возникшей группы. Внутригрупповой структуры тоже нет. Интересы, нормы и ценности существуют только на личностном уровне и могут быть как позитивной, так и негативной направленности. Общая направленность деятельности и общения в этих группах носит социально нейтральный характер, с тенденцией развиваться в асоциальном направлении. Многое зависит от прежнего опыта каждого подростка, от его включенности в социально полезную деятельность. Хорошо, если подростки в таких неформальных объединениях будут включены в позитивную общественно значимую деятельность, если же дворовые, уличные компании подростков оказываются вне контроля взрослых, школы и общественных организаций, а представлены сами себе, то с уверенностью можно сказать, что они будут развиваться по криминогенному пути.

    II вид : предкриминальные или асоциальные группы подражания. Это асоциальные группы подростков и юношей, которые сформировались на основе подражательного интереса к зарубежной рок-музыке, «тяжелому металлу» - группы «металлистов»; технике - группы «ночных мотоциклистов-рокеров»; политизированной моде - группы «хиппи», «панков», «чернорубашечников» и «коричневорубашечников»; группы спортивных болельщиков-«фанатов» и другие. Характер их групповой деятельности асоциален и имеет интимно-личностный уклон. Главное для подростков заключается в том, чтобы их заметили, выделили из среды взрослых и сверстников. Поэтому каждый, в меру своих сил и возможностей, старается выделиться, обратить на себя внимание: кто одеждой, кто прической, кто поведением, кто знанием техники, музыки и т.д. Чаще всего их совместная деятельность носит хулиганский характер, выражающийся в нарушении общественного порядка. Отдельные члены групп могут совершать более серьезные преступления: употребление, сбыт и хранение наркотических веществ, хищения личной и государственной собственности и т.д. Но эти преступления не являются групповыми, так как совершаются не всей группой, а только отдельными ее членами. Отклоняющееся от нравственных норм поведение, асоциальная ориентация во взглядах на жизнь свидетельствуют о том, что эти группы находятся на подступах к противоправной деятельности. Если своевременно не принимать профилактических мер, направленных на предупреждение возникновения предкриминальных групп, то в скором времени они перерастают в неустойчивые криминальные группы.

    III вид : неустойчивые криминальные или антиобщественные группы. Основными типами этих групп являются группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов, токсикоманов и др. Утилитарные интересы и склонности, низменные потребности членов группы удовлетворяются антиобщественным или преступным путем. Члены таких групп уже в полном составе совершают преступления и сразу распадаются. Но со временем группы могут собираться вновь. Четко выделяется лидер и антиобщественное ядро группы, вокруг которых сплачиваются остальные члены. Заметно распределение прав и обязанностей. Характерным видом деятельности является антиобщественное поведение и совершение различных преступлений с целью удовлетворения низменных личных интересов и потребностей. Если неустойчивые криминальные группы не будут своевременно выявлены и к ним не будут применены пресекающие меры исправительно-трудового и медицинского воздействия, то они могут перерасти в устойчивые криминогенные группы.

    IV вид : устойчивые криминальные или преступные группы. Это устойчивые объединения подростков, которые, как правило, хорошо организованы. Успешному совершению преступлений способствует высокая подготовленность преступных групп к противоправным действиям. В них просматривается четкая организационная структура. Количественный состав устойчивых криминальных групп более или менее постоянный. Выделяется «руководящий центр» - лидер, предпочитаемые и исполнители. В этих криминальных группах есть свои «законы», нормы и ценности, которые тщательно скрываются от окружающих. Несоблюдение или нарушение этих «законов» ведет к распаду группы, поэтому нарушители преследуются и караются. В группах всегда царит жестокая зависимость членов друг от друга, круговая порука. Деятельность такой группы носит явно негативный антисоциальный характер.

    Существует большое количество классификаций неформальных подростково - молодежных объединений по различным признакам. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. В связи с этим наиболее приемлемой является классификация предложенная В.Т. Лисовским. На основании психолого-педагогических критериев, подростковые формирования делятся им на антисоциальные и просоциальные, асоциальные .

    Под антисоциальным или деликвентным (лат. «delinquo» - совершать проступок, провиниться) поведением подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть наказуемых согласно действующего законодательства. Основной чертой такого поведения являются совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей. В медицине антисоциальное поведение рассматривается в рамках «антисоциального нарушения личности». Признаки его проявляются уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость проявляемая к животным и более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия, пропускают занятия в школе, бродяжничают, совершают мелкие кражи. Антисоциальные подростки раздражительны, импульсивны, склонны к агрессии, что особенно часто проявляется в условиях дома (избиение животных, младших сверстников и др.).

    К просоциальным относятся клубы социальной помощи, экологические, этнические, историко-патриотические объединения и иные формирования.

    Из просоциальных, с точки зрения общественного спокойствия, интерес представляют только движения и формирования, реализующие просоциальную деятельность в экстремистских формах.

    Молодежные движения и формирования делятся также в соответствии с существующим социальным расслоением, проявляющимся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. В плане такого разделения наиболее характерным движением у неимущих подростков стали панки, а наиболее показательным движением подростков из среднего класса стали рэпера.

    Для целей профилактики и коррекции асоциального поведения подростков наиболее удобной оказалась классификация, берущая за основу вопросы агрессивности и интеллектуализированности формирований.

    Агрессивные формирования - те, которые представляют физическую опасность для личной безопасности граждан. Агрессивные подростковые формирования социально опасны, но конкретной самостоятельной цели - «избивать и грабить» людей - у них нет.

    Экстремисты (радикалы) пытаются изменить ситуацию (реально негативную, либо негативную в их групповом понимании). Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные, и/или незаконные методы они собираются использовать.

    Экстремистские (радикальные) формирования могут иметь агрессивную направленность, а могут и не иметь.

    К примеру, экологические экстремисты (вопреки штампам, насаждаемым художественными фильмами) неагрессивны. Они не нападают на улице на людей. В тоже время, скинхеды (бритоголовые), часто совмещают в себе качества агрессивного движения и экстремистского формирования. Имеются также формирования, такие как «сатанисты», которые сложно относить к категории агрессивных либо неагрессивных движений. Собственную специфическую субкультуру имеют также ряд молодежных формирований третьего сектора (неправительственные организации), такие, к примеру, как «зеленые».

    Имеются также радикальные и радикально-криминальные подростково - молодежные формирования: скинхеды (бритоголовые), мимикранты - дьяволопоклонники; политические радикалы: «Национал большевистская партия» Э. Лимонова, молодежные группировки РНЕ и Партия Свободы, относящая себя к молодежным организациям.

    Для интеллектуализированных движений протест выражается в философии, социальной активности (как в просоциальной, так и в антисоциальной) и богемном образе жизни. Причем от этих факторов во многом зависит статус подростка в иерархии группы. Для участников иных движений статус во многом зависит от физической силы и криминализации.

    Предпосылки образования неформальных молодежных формирований

    Для детского и подросткового возраста характерно появление такого свойства как эмансипация. Эмансипация - стремление освободиться от руководства, опеки, противопоставить себя старшим по возрасту. В случае психологической оппозиции ко всему «старшему», неблагополучия в семье и (или) невысокого уровня интеллекта «отравление свободой» может осложняться асоциальным поведением. Последнее может включать в себя совершение противоправных действий, злоупотребление психоактивными веществами, бродяжничество и половую распущенность в их различных комбинациях.

    Неформальные группы выполняют ряд важных функций:

    адаптируют подростка к обществу;

    присваивают первичный статус;

    облегчают потерю связей с родительским домом;

    передают специфические для подросткового возраста и данного молодежного социокультурного слоя ценностные представления;

    удовлетворяют потребность в сексуальных контактах.

    Социально-психологический механизм становления неформальных молодежных объединений примерно одинаков и мало зависит от направленности деятельности объединения. А также от социокультурной среды. В протестных подростковых движениях «протест» обычно выражается в форме маргинализма и пермиссивности (вседозволенности). Маргинализм- (от латинского «марго») - край, черта, то есть «находящийся за чертой». Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлением выйти из-под контроля общественных институтов. Маргинализм зародился в глубинах леворадикального течения. Он осуждает в капиталистической системе все - официальную культуру, культ труда и семейный деспотизм, консервативные догмы, структуры чистогана многонациональных корпораций, урбанизм для рабов. Уход из социума приводит к созданию собственной субкультуры, собственных норм поведения, нравственности и морали. При этом сформированная в движении культура может носить какие-либо специфические особенности (субкультура), либо носить бунтарский характер, противоставляя себя общепринятой культуре (контркультура). Пермиссивность - от английского «пермишен» - дозволение.

    Наркомания. В настоящее время выясняется, что для подростков, когда не нужно выражать свою позицию перед взрослыми, отношение к потреблению наркотиков колеблется от нейтрального до плохого. Для них - это не преступление, как для взрослых, а просто нехороший поступок. При этом отдельно выделяется категория «попробовать наркотик», при котором употребление наркотика один (первый и последний) раз часто вообще не рассматривается как осуждаемый поступок.

    Молодежная субкультура развивается сама собой. Для каждой из субкультур свойственен свой стереотип злоупотребления психоактивными средствами. Так, например, хиппи - сторонники «свободной любви» - предпочитали алкоголю гашиш и галлюциногены. «Панки», наряду с алкоголизацией склонны к злоупотреблению лекарственными препаратами (транквилизаторы, циклодол). Ценители современной поп-музыки склонны к употреблению галлюциногенов и психостимуляторов. Фанаты футбольных команд злоупотребляют алкоголем. Существуют такие движения как кислотники (рэйверы), для которых определенные наркотики (ЛСД) являются культовыми, а их употребление и обмен наркотическим опытом - основным занятием. В других молодежных движениях даже с безобидной идеологией (рэпера, металлисты) наркотики просто бытуют, как нормальный элемент жизни.

    Токсикомания - потребление токсичных веществ, для достижения одурманиявания (близкого к алкогольному). В доперестроечный период среди подростков - выходцев из рабочих слоев, была распространена токсикомания бензином. В дальнейшем большую популярность завоевали хлорорганические растворители и пятновыводители (типа производимого в Прибалтике в 70-х годах пятновыводителя «СОПЛС» на четыреххлористом углероде - сильнейшем печеночном яде). Изредка использовался дихлофос, который добавлялся в пиво. В 90-х годах из ингаляционных видов токсинов были наиболее распространены клей «Момент» и «Спрут». «Момент» был настолько популярен среди подростков, что вошел в наименование детей-токсикоманов: «моментщики». После 1998 года, когда производитель клея «Момент» изменил его рецептуру, изъяв из состава толуол, «Момент» перестал представлять интерес для токсикоманов. Они перешли на клеи «Спрут», «88» и бензин. Начиная с 2001 года наибольшее распространение получила крем-краска для обуви «Карат».

    Сексуальная свобода. Во всем мире возраст между 14 и 16 годами сексуально активен. Подростковая гиперсексуальность - универсальное биологическое явление. Никакими запретами с ней не справиться. 14-15-летние подростки не только имеют определенно выраженные сексуальные интересы, но и сами проявляют в этом отношении инициативу. Внешние проявления гиперсексуальности подростка выражаются в поведении: грубость, хамство, нецензурная брань и прочее. Традиционная педагогика, как правило, старается отвлечь подростка от мыслей о сексе. Чаще всего это сводится к тому, чтобы тщательно обходить стороной любые вопросы, касающиеся вопросов пола, чтобы «не возбуждать нездорового интереса» у подростков. Информационно-просветительские кампании в области секса с начала 90-х годов были весьма агрессивными. Следует отметить, что все функции сексуального просвещения в настоящее время взяла на себя порно-секс-индустрия, которая вообще не признает каких-либо морально-этических ограничений. Серьезную конкуренцию ей могла бы составить школа и церковь. Сдвиги, произошедшие в сфере сексуально-эротических ценностей в результате «сексуальной революции»: более раннее сексуальное созревание и пробуждение эротических чувств у подростков; более раннее начало сексуальной жизни; социальное и моральное принятие добрачной сексуальности и сожительства; сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике; рост терпимости по отношению к необычным, вариантным и девиантным формам сексуальности, особенно гомосексуальности (преимущественно среди более молодых - 18-24 года); увеличение разрыва между поколениями в сексуальных установках, ценностях и поведении - многое из того, что было абсолютно неприемлемо для родителей, дети считают нормальным и естественным.

    Сейчас сложно прогнозировать, в каких направлениях будет развиваться молодежная сексуальная революция. Однако, возможно предположить: во-первых, уже сейчас наметилась декриминализация педофилии, те дети и подростки до 14 лет уже не считают чем-то ужасным половые отношения со взрослыми. И, хотя юридически это будет оставаться уголовно наказуемым деянием, можно ожидать заметный рост педофилии. Во-вторых, наиболее вероятно, что со стороны самих детей будут попытки вступления в сексуальные отношения в еще более раннем возрасте. К примеру6, в Лос-Анджелесе существует общество Рене-Гуньона, действующее под девизом: «Секс начинается с 8 лет, иначе будет слишком поздно». Цель этой организации - узаконить сексуальные отношения между взрослыми и детьми. В-третьих, подростки очень часто делают своим идеалом преуспевающего «нового русского». При этом появляется идеализированный суммарный образ такого «нового русского», которому они пытаются подражать.

    Имеет место также тенденции к увеличению популярности садомазохизма с ориентацией на садизм. Постепенно становится нормой в молодежной среде и сексуальное насилие. Большого распространения это еще не нашло. Однако массовость такого насилия внутри подростковых групп настолько велика, что вопрос о «приемлемости» насилия в собственной среде - вопрос только времени.

    Символика и атрибутика в молодежных неформальных объединениях

    Отношение к какому-либо молодежному движению понимается подростками прежде всего как сумма внешних признаков, как мода.

    Именно поэтому участники различных молодежных движений придают такое большое значение прическам, покрою одежды и всевозможным украшениям. Формирование, начиная с ассоциации, зримо обрастает атрибутами, получившими название «центры объединения». Это места встречи, характерные детали внешнего вида, символика, специфические слова и выражения, условные знаки - все то, что на внешнем уровне отличает данное формирование от прочих.

    Атрибутика является средством коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа, украшения) или слышимые (язык, музыка) знаки служат молодому человеку средством показать, кто он такой и распознать «своих». Кроме того, это средство приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладение ими становится обязательным и служит способом самоутверждения. Для каждой молодежной субкультуры характерен свой специфический набор атрибутики. Причем именно сочетание нескольких атрибутов показывает отношение подростка к конкретному движению.

    К примеру, у скинхедов, несмотря на кажущееся (исходя из названия: skin - «кожа» и head - «голова») обязательное наличие бритой головы, допускается «ежик» или любая промежуточная прическа. А вот наличие светлых джинсов или военных штанов, закатанных или заправленных в высокие военные ботинки Dc. Martens (или подобные) обязательно.

    Характерный на Западе атрибут панка - гребень из волос на голове с выбритыми висками, в России оказался мало распространен среди панков, а среди андеграундных панков - почти полностью отсутствует. Зато наших панков легко перепутать с нашими же не совсем обритыми скинхедами. Здесь различия проводятся по наличию/отсутствию пирсинга. Скинхеды в России (в отличие от их западных коллег) идеологически не приемлют пирсинг, в том числе и в ушных раковинах. У панков же пирсинг поголовен.

    В качестве символики обычно выступают специфические символы (логотипы, лэйблы) различных рок-групп, группировок, общественных объединений, политических и не политических движений. Особенность общемолодежной атрибутики - обозначить отличие от взрослых. Причем каждый возрастной слой подростков пытается сформировать собственную молодежную моду, отличающую его от предыдущего возрастного слоя. Это приводит к очень быстрой динамике изменения общепринятых молодежных атрибутов на каждый конкретный период времени.

    Общемолодежная атрибутика активно вбирает в себя традиционные элементы атрибутики молодежных субкультур. Все это затрудняет возможность четкого различия по внешним характеристикам представителей неформальных движений и лиц, не имеющих к ним отношения.