Женское белье

Ученический коллектив, методика его создания и развития. Пути формирования ученического коллектива

Ученический коллектив, методика его создания и развития. Пути формирования ученического коллектива

Формирование ученического коллектива первоклассников

Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. Для первоклассников понятия «школа», «школьная жизнь» связаны с довольно узким кругом явлений: учитель, одноклассники, класс. Поэтому характер взаимоотношений ученика и учителя, особенности межличностных отношений первоклассников, способность ребенка проявлять индивидуальность, желание и умение сотрудничать на уроке и во внеурочное время - все это играет особую роль в формировании ученического коллектива.

Наиболее подробно и глубоко вопросы теории коллектива разработаны в трудах Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко.

Н. К. Крупская дала педагогическое обоснование детского коллектива как могучего фактора коммунистического воспитания. Она призывала педагогов научить детей жить и работать в коллективе.

Приступая к сплочению коллектива, учитель прежде всего должен знать, каким путем он может решить эту задачу. Этот вопрос был разработан А. С. Макаренко и проверен практикой работы многих школ. Опыт учреждений, руководимых С. Т. Шацким, А. С. Макаренко и другими педагогами, рассматривается в современной педагогической литературе как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Многие 6-7-летние дети испытывают трудности при построении межличностных отношений с одноклассниками. Назовем их:

1.Ссоры с одноклассниками на переменах. Например, ребенок начинает громко кричать или толкаться, если кто-то из одноклассников, проходя мимо, случайно уронил его карандаш или книгу на пол.

2.Отсутствие друзей и приятелей в классе. Такой ребенок на вопрос, есть ли у него друзья, назовет ребят не из класса, или скажет: «Я дружу со всем классом», - или прямо ответит: «У меня в классе пока не нашлось друга (подружки)».

3.Негативное отношение к окружающим:

·к учителю (например, когда ребенок с хорошими способностями к учению упрямо не выполняет инструкции педагога, это может сопровождаться подчеркнутым игнорированием взрослого или плачем, истерикой);

·к одноклассникам (чаще всего - в виде физической агрессии на переменах).

4.Повышенная тревожность, неуверенность в своих силах проявляется в том, что ребенок долго присматривается к учителю, одноклассникам.

А между тем перед учениками и учителем стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое здоровье первоклассников.

Поскольку деятельность учения носит коллективный характер, для успешной работы в школе у первоклассника должны быть сформированы соответствующие качества и умения. Кратко обозначим их.

1.Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности:

¾желание участвовать в ней, позитивные переживания в процессе совместной деятельности;

¾уверенность в успехе;

¾ощущение положительных эмоций от удачной совместной работы;

¾адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неуспех своей (товарища) деятельности;

¾желание предложить свою помощь, а также принимать ее от других.

2.Деловые отношения:

¾умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней: понимать цель деятельности как ее результат, адекватно реагировать на

¾умение взаимодействовать: планировать совместно общую деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнера, принимать участие в сравнении цели и полученного результата.

3.Наличие новых социальных ролей, связанных с реализацией деловых межличностных отношений, проявляется в том, что у первоклассника формируется понимание важности коллективного познания для себя и других, желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместным формам работы.

4.Умения «презентовать» себя: рассказывать о себе, о своих возможностях, объективно их оценивать, выслушивать чужое мнение и адекватно реагировать на критику своей работы, выражать мнение о полученном результате деятельности.

Становится очевидным, что вышеперечисленные качества и умения первоклассников являются показателями степени сформированности коллектива.

Как классный руководитель (учитель) может помочь детям благополучно пережить процесс вхождения в новую социальную ситуацию, принять нормы и требования школьной жизни, успешно сформировать качества, свойственные ученику?

Как преодолеть нежелание (неумение) некоторых детей общаться с одноклассниками?

Как решать возникающие трудности общения?

Как использовать потенциальные возможности учебных предметов для формирования межличностных отношений в учебном процессе?

Как классные руководители (учителя) могут повысить свой уровень компетентности в проблеме формирования ученического коллектива?

В данном проекте отражены некоторые эффективные пути решения этих вопросов.

Коллектив первоклассников, пути его формирования

ученический коллектив первоклассник индивидуальность

Коллектив - это группа людей (детей или взрослых), являющихся частью общества, объединенная общей целью совместной деятельности, подчиненной целям общества.

Формирование коллектива - это сложный и довольно длительный процесс. Условно его можно подразделить на три стадии. В основу деления процесса развития коллектива по стадиям берется отношение воспитанников к педагогическим требованиям.

На первой стадии классный руководитель (учитель) имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы воспитателя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований классных руководителей.

Вторая стадия начинается тогда, когда создан актив класса, и он включается в работу, активно поддерживая требования классного руководителя (учителя).

На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Высшим этапом А. С. Макаренко считал умение каждого воспитанника предъявлять требования к себе.

Такое деление процесса формирования коллектива на отдельные стадии является условным, но оно помогает любому воспитателю с определенной меркой подойти к уровню развития коллектива и наметить правильную методику работы с ним в зависимости от стадии развития коллектива.

Классный руководитель (учитель) при всех обстоятельствах выступает в качестве организатора детского коллектива. Эта его функция особенно ярко проявляется в работе с младшими школьниками. Связи и отношения, возникающие в коллективах начальных классов, являются непрочными, младшие школьники имеют незначительный опыт коллективной жизни, у них слабо развиты организаторские умения. В то же время именно в начальных классах у детей наиболее интенсивно формируются отношения к людям, к коллективу. Этим объясняется особое значение учителя начальных классов как организатора коллектива детей.

В первые дни работы с классом классный руководитель (учитель) не может опереться ни на общественное мнение, ни на общественный долг детей. Каждый ученик стремится показать себя.

Главная особенность первоклассников - острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект - субъект в его связях с окружающим миром. Утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я» - лейтмотив поведения первоклассника. Это стремление использую на первой стадии развития коллектива и ставлю следующие задачи:

1.Формирование образа- «я - школьник», «я - ученик», «я могу …».

2.Освоение норм поведения в школе.

.Приспособление к новым условиям умственного труда, режиму дня, незнакомым людям.

Приступая к формированию коллектива, классный руководитель (учитель) прежде всего должен знать, каким путем он может решить эту задачу. Этот вопрос был разработан А. С. Макаренко и проверен практикой работы многих школ.

Детский коллектив создастся в процессе общей деятельности, общего труда. Планируя работу коллектива, учителю приходится думать над тем, как увлечь общей деятельностью детей. А для этого очень важно учитывать их интересы. Существенный вклад следует ожидать от уроков окружающего мира. Одной из ведущих целей его изучения является социализация младшего школьника, то есть введение его в систему отношений с окружающей действительностью, раскрытие роли и места человека в природе и обществе. Что же я делаю?

  • Знакомлю ребят друг с другом: о каждом рассказываю что-то положительное, даю возможность каждому ученику рассказать о себе и своих друзьях.

Создаю атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Использую групповые, парные, коллективные формы работы, которые способствуют развитию общения детей на уроке, установлению отношений взаимопомощи в группе, формируют групповую сплоченность, принятию сверстника вне зависимости от его учебных успехов.

Таким образом, благодаря организации совместной деятельности на уроке разрешается противоречие между желанием детей общаться, взаимодействовать со сверстниками и несформированностью этих умений в новой (учебной) деятельности.

Но наряду с учебой необходимо вовлечь детей в другие виды деятельности и добиться прочных коллективных связей между учащимися.

Вот некоторые из них:

·Ознакомление учащихся с правилами школьной жизни, с режимом дня первоклассника. Классный час «Наш класс - наш второй дом» (сентябрь)

·Организация межличностного знакомства учащихся в классе («Утренний круг», игры на переменах, экскурсии). Праздник «Посвящение в ученики» (сентябрь)

·Организация наблюдений за учащимися во время и вне учебных занятий (сентябрь-май)

·Родительское собрание: «Мой ребёнок-ученик». Анкетирование. Рекомендации по организации учебной деятельности дома (сентябрь)

·Праздник Урожая. Инсценирование сказки «Колобок и репа» (сентябрь)

·Конкурс поделок из овощей и фруктов (сентябрь)

Не менее важное значение имеет такая организация деятельности коллектива, при которой каждый ребенок становится ее активным участником. Участие каждого в общем деле усиливает принадлежность к коллективу и вызывает стремление активно действовать.

Очень многое в плане формирования межличностных отношений зависит от классного руководителя (учителя).

Какого классного руководителя (учителя) хотел бы видеть перед собой первоклассник?

На этой стадии характер требований классного руководителя (учителя) должен быть самым категорическим. Не следует заискивать перед детьми. Однако это не значит, что на первой стадии учитель только требует. Он использует все средства влияния на детей.

Отношение классного руководителя (учителя) к ребенку (замечания, оценка, отчитывание, похвала и пр.) - пример отношения к нему его одноклассников и в конечном счёте положение первоклассника в ученическом коллективе. От отношения учителя к ученикам на данном этапе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения «учитель - ученик».

Систематическое наблюдение за детьми позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений и в соответствии с этим наметить приемы индивидуального подхода. Ребят, которые чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость проявлять на нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Дети замкнутые, молчаливые требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, так как они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное, в работе с таким детьми - теплый, ласковый тон воспитателя, его заботливое, внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребенка со сверстниками.

Встречаются дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты с товарищами. Как же у этих ребят воспитывать выдержку, умение подчинить свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед коллективом за порученное дело? Только в индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых. Но в каждом ребенке есть что-то свое, особенное и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности. Выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребенка способствует организации дружного коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений. Дети учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованиям товарищей и в то же время отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с окружающими, радоваться общим успехам.

На этой же стадии наряду с требованием с большим эффектом может быть использовано и соревнование. Оно также пока что будет опираться на стремление детей показать классному руководителю (учителю) на что они способны. Важно постепенно на этой основе формировать у детей чувство чести коллектива, чувство ответственности перед коллективом и его органами.

Если педагогическое требование довольно ярко выступает на первой стадии формирования коллектива, то не менее важным является также педагогический контроль. Предъявил определенные требования - проверь, как они выполняются учащимися, доведи до их сведения свои решения по результатам проверки - таково общее правило в работе с коллективом на первой стадии его развития.

Но уже на первом этапе жизни коллектива важно сочетать педагогический контроль с общественным контролем, т. е. поручать проверку выполнения отдельных требований дежурным. Форма просьбы («Миша, ты поможешь мне следить за порядком в классе?») От общественного контроля можно постепенно идти к взаимоконтролю. Такова общая линия развития системы контроля в работе с коллективом.

Надо, чтобы уже на первой стадии формирования коллектива педагогические требования не оставались чисто внешними, а постепенно превращались во внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к собственному поведению.

На второй стадии огромное значение приобретает организация общей деятельности коллектива. Если педагог не находит учащимся дела по душе, они сами ищут его. Это стремление использую на второй стадии развития коллектива и ставлю следующие задачи:

1.Совместное планирование общей деятельности.

2.Выборы актива, создание ученических групп - звёздочек.

.Умение слышать и слушать друг друга.

Четко организованная, до деталей продуманная классным руководителем жизнь коллектива, его общая деятельность - это кузница характера нового человека, коллективиста, творца.

Важным путем сплочения коллектива является наличие у него общей цели. А. С. Макаренко подчеркивал, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способ его организации. Постановка цели перед коллективом, организация завтрашней радости для детей не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд.

Перспективы могут быть ближними, средними и дальними. Ближняя перспектива - завтрашняя радость. В работе с первоклассниками обычно использую ближние перспективы: увлекательную совместную прогулку, поход, коллективные игры. Такие перспективы воспринимаются как интересные события почти всеми первоклассниками и вызывают у них радостные переживания.

Однако это не значит, что ближняя перспектива должна быть обязательно развлекательной. Для ее осуществления надо предусмотреть пусть небольшую, но совместную деятельность. По мере развития коллектива характер перспектив меняется, они становятся более отдаленными по времени и богатыми по содержанию. Вот некоторые из них:

Классное собрание: «Выборы классного актива и организация самоуправления в классе» октябрь

Практикум «У кого в порядке сумки и тетрадки?» октябрь

Посещение кружка «Театр кукол» октябрь

Классный час «Вежливые слова» октябрь

День именинника ноябрь

Классное собрание «С дружбы всё начинается» ноябрь

Классный час «Будем делать хорошо и не будем плохо» ноябрь

Классное собрание «Мы и наши поручения»ежемесячно

При всех условиях необходимо воодушевить перспективой всех учащихся, заинтересовать их, добиться того, чтобы эта цель была обязательно достигнута. Только при этом условии работа по осуществлению перспектив приведет к росту коллектива и развитию личности. А перспективы могут быть осуществлены лишь в том случае, если классные руководители определят их с учетом зрелости коллектива.

Коллектив сплачивается при наличии хорошо организованного и подготовленного актива. Актив - ядро коллектива, верная опора педагога в руководстве коллективом. Так в октябре провожу классное собрание, где первоклассники сами выбирают актив класса.

Так у классного руководителя (учителя) появляются помощники, единомышленники, формируется ядро коллектива, его актив. В процессе разнообразных дел к активистам начинают присоединяться другие дети. Их увлекают общие интересные дела.

Важным путем сплочения коллектива является накопление положительных традиций. Интересные традиции сложились и у первоклассников: праздничные дни рождения, капустники, приглашение родителей на праздники, исполнение любимой песни класса на каждом классном часу и соблюдение ритуала класса.

В общей деятельности возникает новая система отношений между учениками. Если раньше все они отвечали только перед учителем, то теперь появляются такие признаки коллектива, как взаимная ответственность, формируются и новые качества, которые становятся руководящим началом в поведении детей: общественное мнение, общественный долг, честь коллектива. Идет развитие мотивов поведения от интереса, который был основным стимулом на первой стадии, к общественному долгу и чести коллектива.

Чтобы оценить поведение товарища, ученик должен проделать большую работу над собой. А для этого необходимы определенные условия и время. Поэтому с первоклассниками ежедневно провожу «капустники» в конце рабочего дня, где каждый ученик оценивает свою работу и поведение за учебный день. И выбирает то солнышко, которое он заслужил. Тут учитывается мнение товарищей и учителя.

старался, всё получилось, и слушался товарищей

Старался, чуть не получилось, и слушался товарищей


не старался и не слушался товарищей


Такая работа формирует следующие межличностные отношения в коллективе, а именно:

-обеспечивает развитие общения детей (умение слушать, договариваться о совместной деятельности, выражать свои мысли, чувства, эмоции, понимать другого и т.д.);

-создает условия для «презентации» своего «я» сверстникам, что в значительной степени способствует формированию адекватной самооценки и поиска своего места в коллективе сверстников;

имеет диагностико-коррекционную функцию, так как в ходе совместной деятельности детей отчетливо проявляется картина межличностных отношений;

дифференцирует процесс обучения с разными темпами обучаемости детей.

На третьей стадии развития коллектива позиция классного руководителя (учителя) претерпевает дальнейшие изменения. Она становится подвижной. Учитель меньше контролирует и чаще направляет деятельность коллектива. На этой стадии открываются большие возможности для нравственного просвещения учащихся.

Коллектив вырос, он стремится к дальнейшему совершенствованию, и ставятся следующие задачи:

1.Развитие умения детей взаимодействовать с одноклассниками и классным руководителем (учителем)

2.Воспитывать ответственность за свои действия и поступки.

.Формировать привычку оказывать помощь товарищам в учении, в труде,в повседневных делах.

На третьей стадии особенно большое значение приобретает налаживание дружеских отношений между воспитанниками. Во многом характер этих отношений зависит от отношения педагога к детям. Когда коллектив достигает высокого уровня развития, важно, чтобы отношение педагога к детям больше, чем ранее, было дружеским, сердечным. Тогда учитель будет знать, чем живут воспитанники, каково их душевное состояние. Вот он замечает, что один из его воспитанников стал очень обидчивым.

Оказалось, что у него дома неблагополучно. Как быть? Только ли предъявить требование или проявить по отношению к нему определенную заботу, внимание, чуткость? Видимо, в данном случае и коллектив должен позаботиться о своем товарище.

Коллективные связи возникают в ходе совместной деятельности при следующих условиях:

-когда дети вместе переживают какое-то событие, а не просто являются свидетелями его;

-складывается заинтересованность коллектива судьбой каждого его члена.

В формировании коллективных связей большое значение имеют чувства учащихся. Если коллективные связи базируются на чувствах взаимной симпатии, взаимной заинтересованности членов коллектива друг в друге, они ведут к расцвету личности. Наоборот, если в основе коллективных связей лежит чувство страха, круговой поруки, они приводят к подавлению личности.

Влияние коллектива на личность зависит также и от положения ученика в коллективе. Он по-разному вписывается в коллектив в зависимости от уровня знаний, умственного развития, характера, состояния здоровья и многих других причин. Одни дети без труда входят в жизнь, коллектива, другие долго не находят себе соответствующего места и глубоко переживают это. Воспитатель не может в данном случае занимать позицию стороннего наблюдателя. В зависимости от характера отношений ученика с коллективом он действует по-разному. Иногда бывает достаточно внести незначительный корректив в жизнь коллектива, и положение ученика нормализуется. В других случаях приходится проводить работу и с коллективом, и с учеником. Работая с коллективом, воспитатель не может забывать и упускать из виду каждого отдельного воспитанника.


Оценка сформированности ученического коллектива


Классный руководитель (учитель) играет особую роль и в формировании взаимоотношений между учащимися в коллективе. Его отношение к детям, к их родителям, к своим коллегам в значительной степени определяет характер отношений детей друг к другу.

Влияние на взаимоотношения детей в коллективе немыслимо без глубокого и постоянного изучения характера отношений, их динамики.

Оценка сформированности классного коллектива классным руководителем характеризуется

Сплоченность;

Организованность;

Сформированность общественного мнения;

Связь с общешкольным коллективом;

Участие в общественно полезном труде;

Участие в общественной деятельности;

Уровень сознательной дисциплины

Оценивается через:

Й этап - анализ анкет, опроса классных руководителей. Данные можно свести в одну таблицу.

Й этап - беседы с ученическим коллективом.

Примерный перечень вопросов:

Выяснение уровня сформированности классного коллектива по самооценке ребят.

Занятость учеников в кружках (творческих объединениях), секциях по интересам и т.д.

Система работы с общественными поручениями, сложившаяся в классе: кто имеет поручение, кто его дал, по желанию или нет, где и перед кем отчитывался последний раз, как коллектив оценил выполнение поручения и т.д

Самоуправление в классном коллективе, роль классного руководителя, оценка самостоятельности и т.д

Самооценка поведения.

Самооценка отношения к учебному труду.

Главная черта классного коллектива и т.д

Большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов ребят призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом или группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д), их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь их реализовать.

Личные отношения, как показывают исследования, наблюдаются уже в коллективах первоклассников. В зависимости от характера личных отношений дети могут занимать различное место в коллективах, а от этого во многом зависит формирование личности школьника. На основе личного общения в коллективах возникают малые группы. Они могут быть неустойчивыми или, наоборот, очень прочными, устойчивыми и в зависимости от этого по-разному влиять на микроклимат коллектива.

Важное значение в коллективе имеют деловые взаимоотношения, или, как их называл А. С. Макаренко, отношения ответственной зависимости. Они возникают в процессе осуществления общих целей коллектива. Деловые отношения по-разному влияют на формирование коллектива и личности. Если отношения в малых группах основаны на взаимной симпатии и поэтому эмоционально привлекательны для детей, то деловое общение становится эмоционально привлекательным, если в коллективе обеспечивается активная творческая позиция каждому ученику и достигается равноправное положение всех учащихся в коллективе.

В установлении связей нельзя положиться на детскую общительность и пустить их формирование на самотек. Коллективные связи возникают в ходе совместной деятельности при следующих условиях:

-когда первоклассники вместе переживают какое-то событие, а не просто являются свидетелями его;

-когда они вместе действуют во имя желаемой для них цели;

когда обсуждают волнующие всех вопросы и с полным сознанием ответственности принимают решение.

Следует помнить известное высказывание К. Маркса о зависимости богатства личности от богатства ее отношений. Связи и отношения создают атмосферу жизни коллектива. Она будет благоприятной, если:

-все члены коллектива заинтересованы в решении общих задач;

-в коллективе господствуют отношения доброжелательности;

складывается заинтересованность коллектива судьбой каждого его члена.

При соблюдении этих условий коллектив будет оказывать сильное влияние на личность, так как она будет дорожить им, его отношением к ней, оценками со стороны коллектива ее поведения.

Итак, развитие коллектива - это процесс организации коллективной деятельности, процесс формирования изменения отношений, это процесс развития мотивов поведения.

Приложение №1


Права школьника


Право на учёбу

Право на каникулы

Право на занятиях в кружках и секциях

Право на общение друг с другом

Право на помощь в учёбе


Приложение №2


Школьник не имеет права:


·опаздывать без уважительной причины;

·не выполнять домашние задания;

·плохо учиться;

·пропускать уроки без уважительной причины;

·врать;

·обижать младших и своих сверстников;

·драться;

·молчать, если его обижают.

Приложение №3


Ритуалы класса


Справляться о здоровье и настроении друг друга, учителя.

Помогать в трудную минуту, поддерживать в беде и горе, во время болезни.

Делиться друг с другом печалями и радостями, самым необходимым.

Поздравлять друг друга с днем рождения.


Приложение №4

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основная закономерность развития самоуправления - гар­монизация общих целей, содержания деятельности и ценност­ных ориентации учащихся, позволяющая сделать результаты участия в управлении достоянием каждого. Эта закономерность позволяет обосновать основные требования к развитию учени­ческого самоуправления.

Требования социально значимой доминанты предполагают мобилизацию коллектива вокруг единой цели, сплачивающей

участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и ставятся в зависимость от реа­лизации основной цели, стоящей перед коллективом на дан­ном этапе его развития. Каждый коллектив имеет специфичес­кую цель в различный период времени.

В одной и той же школе различные цели могут быть в каче­стве доминирующих у органов самоуправления школы и клас­са. Доминирующие цели выступают в качестве «особых звень­ев» в организации деятельности учащихся.

Единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся предполагает обеспечение непротиворечи­вости целей всех актуальным целям каждого. Особенно на пер­вом этапе становления ученического самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятель­ности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам.

Обеспечить включенность учащихся в решение управленчес­ких задач возможно лишь при их позитивном отношении к де­ятельности. Учащиеся, выступающие в роли лидеров-органи­заторов, должны учитывать в своей работе оценку, которую им дают товарищи.

Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности учащихся; содержание этих целей посто­янно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед ученическим коллективом.

Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные поло­жениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом предусматривается также изменение функций постоян­ных органов в зависимости от изменений стратегических за­дач.

Реализация данного требования предполагает состязатель­ность и добровольность в формировании органов самоуправле­ния, педагогическое стимулирование лидерства учащихся.

Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагает, что отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обес­печивается наличием принятых как педагогами, так и учащи­мися определенных правил (норм) отношений, делегировани-

ем учащимся реальных управленческих отношений, создани­ем обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и ученического коллектива друг к другу.

На организационно-методическом уровне педагоги и учащи­еся участвуют в работе органов самоуправления, вырабатыва­ют общую программу действий, информируют друг друга о сво­ей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам ученического самоуправления, представляет им пра­во обсуждения любых вопросов жизни коллектива, определе­ния основных задач и принятия решений.

На социально-психологическом уровне педагоги и учащие­ся устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог, пред­упреждать и преодолевать конфликты. При этом важно создать такую атмосферу, в которой и педагоги и учащиеся, сопережи­вая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.

Одним из существенных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организатор­ской деятельности. В этой подготовке можно выделить три глав­ных структурных компонента.

Первый компонент - информационный. Учащимся в раз­личной форме сообщается разнообразная информация, необхо­димая для их участия в решении организаторских задач. Осво­ение учащимися организаторских функций может осуществ­ляться как в процессе изучения факультативного курса «Орга­низаторская работа», так и на основе межпредметных связей в процессе преподавания других предметов, а также во внеучебное время.

Второй компонент - операционный. Он включает в себя фор­мирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Это осуществля­ется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем.

Третьим компонентом (практическим) является управлен­ческая практика, в процессе которой закрепляются приобре­тенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.

Еще одним условием развития ученического самоуправле­ния является педагогическое стимулирование лидерства. Важ­но формировать у детей готовность к проявлению лидерских

качеств, однако проявление психолого-педагогической готов­ности быть лидером - необходимое, но недостаточное условие обеспечения педагогического стимулирования лидерства. Внут­ренняя готовность лидера может быть блокирована отсутстви­ем ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Созда­ние педагогами ситуации (внешней и внутренней), стимулиру­ющей проявление лидерского потенциала воспитанников. - своеобразное «поле лидерства», понимаемое как особое интегративное свойство, создаваемое педагогом для стимулирова­ния лидерского потенциала воспитанника.

Важнейшими компонентами поля лидерства являются:

Стиль отношений, складывающийся в группе, морально-психологический климат, в котором проходит жизнеде­ятельность воспитанников;

Конструирование ситуаций, способствующих максималь­ному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа воспитанников.

Перечисленные принципы и организационно-педагогичес­кие условия позволяют сделать процесс развития самоуправ­ления в коллективах школ непрерывным и существенно влия­ющим на социальное становление учащихся.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается коллектив от других групп школьников?

2. Как коллектив воспитывает школьников?

3. Что такое ученическое самоуправление?

4. Каковы критерии развития самоуправления?

5. Какие требования предъявляются к деятельности педагога для развития самоуправления?

Гуманистические идеи великих педагогов гуманистов актуальны и в наши дни, поскольку основаны на вечных ценностях: добре, справедливости, уважении к личности ребенка и преподавателя.

Я.М. Неверов, выдающийся педагог-гуманист, отдавший развитию образования на Ставрополье много лет, оставил педагогам и воспитанникам «Нравственный кодекс», не утративший значения доныне. «Кодекс» предусматривает разумные, педагогически обоснованные требования к ученикам, воспитывающие сознательную дисциплину, учит нормам общечеловеческой морали, вменяет в обязанности наставников направлять подопечных по пути добра и гуманности, поощрять к труду, внушать любовь ко всему благому и прекрасному. И сам Януарий Михайлович показывал примеры нравственной чистоты и благородства.

Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью. Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

Методика создания и развития ученического коллектива

Практически каждый учитель стремится к созданию в классе интеллектуально и духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в классном сообществе. Однако не всем удается построить такие отношения в классе, так как иногда у педагога отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива. Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направление совместной деятельности может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Выбор приоритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, особенностей воспитательной работы предыдущего классного руководителя, типа учебного заведения. Нередко увлеченность классного руководителя спортом, танцами, путешествиями перерастает в общее увлечение членов классного сообщества, и на этой основе создается воспитательная система класса, формируется его индивидуальность. Наряду с приоритетными и другими видами деятельности классному руководителю необходимо представить пути, формы и способы совершенствования общения членов классного сообщества. У нас в школе сложилась добрая традиция: уже в 4 классе дети и их родители знают, кто из учителей старшего звена возьмёт классное руководство в следующем году. А так как я преподаю иностранный со 2 класса, то имею достаточно времени для наблюдения и изучения классного коллектива, для построения парадигмы воспитательной работы с моими будущими воспитанниками.

Классному руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе. Необходимо, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребенка.

В последние годы педагоги стали больше уделять внимания деловому и неформальному общению учащихся, развитию коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогащает воспитательный процесс, но и способствует повышению его эффективности.

Большое место в деятельности классного руководителя должно быть отведено моделированию образа учащегося класса, образа жизнедеятельности классного сообщества, построению в нем деятельности, общения и отношений, представлениям о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности. Очень часто приходится замечать: если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащиеся класса отличаются активностью и самостоятельностью. Поэтому система воспитательной работы имеет зачастую и личностную характеристику педагога.

Сплочение коллектива, выступающее не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей, реализуется через ученическое самоуправление. В органы самоуправления должен быть внесён и классный руководитель, так как является членом коллектива. Он также имеет свои обязанности, права, проявляет свою активность, творчество. Развитие навыков самоуправления может осуществляться через систему чередования творческих поручений, которые согласуются с основными видами воспитательной деятельности. Каждый ученик отвечает за работу одного из центров, координирует и направляет работу которых командир, староста класса и классный руководитель. Практическая деятельность в одном из 6 центров способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

Через принцип личностно-ориентированного подхода происходит формирование в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся. А совместная деятельность и общение членов классного коллектива способствуют возникновению и развитию той неповторимой внутриколлективной атмосферы, того особого психологического климата, благодаря которым отношения между членами ученического коллектива, их взаимопонимание, «чувство локтя» сохраняются на долгие годы. Они расширяют круг знаний учащихся в тех или иных областях науки, помогают формировать определённые отношения к объектам окружающей действительности, вырабатывать материальные и духовные ценности, а также оказывают реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников.

Пристальное внимание важно уделять классным часам. Я их называю «Часом для души». Это определение было дано одним из моих выпускников, который отличался непростым характером. И это особенно ценно. Ведь именно на классном часе можно поговорить на самые разные темы, выслушать другого. На классный час мы приглашаем гостей, готовим викторины, поднимаем и обсуждаем актуальные вопросы …

Учитывая основы гуманистической педагогики, современные требования к воспитанию подрастающего поколения, целью моей воспитательной деятельности является управление процессом развития образованной, целеустремлённой личности, способной к самопознанию, самовыражению, самореализации, к человеколюбию на основе взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Каждый участник воспитательного процесса выполняет свою функцию для достижения единой цели. Здесь может возникнуть вопрос: а согласуется ли гуманистическая педагогика со словом «управление». Управлять для меня значит не руководить, а направлять, оказывать помощь и поддержку. Ведь место педагога внутри воспитательной системы, а не снаружи. И ученик, и учитель определяются активными субъектами воспитательной деятельности. Цели и задачи воспитательной деятельности я реализую, работая по собственной программе «Я - Человек», при помощи которой формирую отношения ребёнка к своему Я: Я - человек. Какой? С какими ценностями? Что мне дорого? Что я могу? Как я могу? Что я должен сделать, чтобы стать лучше, чтобы я был ценен?

Реализация программы подчиняется четырём правилам:

· Не забывай, что ты Человек и ценен прежде всего этим!

· Старайся увидеть в другом Человека в любом его проявлении!

· Помогай другому оставаться Человеком в любых ситуациях!

· Не оценивай что-либо выше Человека!

Ребёнок живёт среди людей и должен быть настроен на волну добра и дружбы, честности и сострадания, толерантности и порядочности. Руководствуясь в своей деятельности принципами гуманистической педагогики, главным для себя считаю - личный пример. Пример активности и тёплого отношения, положительной самооценки и жизнерадостности, сложившейся личности, порядочности, пример отношения к другим. Необходимо также доверие к ребёнку, способность понимать его внутренний мир, его состояние. И всё это в сочетании требовательности к ребёнку, но не жёсткой, а направленной, прежде всего, на саму себя.

Среди задач в работе с классом, направленных на становление и развитие сплоченности детского коллектива я выделяю следующие:

· укрепление классного содружества, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

· создание условий для интеллектуального, нравственного и культурного воспитания учащихся;

· оказание помощи ребёнку в раскрытии его индивидуальности;

· создание атмосферы доверия, оказание помощи в преодолении чувства страха, неуверенности в себе.

От личности способной к самоопределению, самовыражению и самореализации моя задача - развить личность ребёнка до взаимодействия, взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоуважения с каждым членом классного коллектива.

В своей деятельности я стремлюсь воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителям других стран, так и участливое отношение к делам и заботам родных, близких и просто живущим рядом людей, одноклассников.

Послесловие

Любая профессия накладывает свой отпечаток на внешний облик человека, на его поступки и дела, на его характер. Человек жестокий, властный, эгоистичный не может быть учителем. Но им не может быть и сухой, пассивный, замкнутый только на себе, на своих интересах человек. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что воспитание - это отношения. От того, как они сложатся с воспитанниками, от того, какую роль будет играть классный руководитель в жизни ребёнка и зависит успешность его деятельности, результативность его воспитательной системы. Взрослея, мы часто забываем своё детство, юность и как следствие перестаём понимать детей, не умеем поставить себя на их место, оценить их точку зрения, привыкнуть к их вкусам. Видя это, дети отдаляются и уже не подпускают к себе. Чтобы этого не произошло надо ставить во главу угла не только своё «Надо», но и «Понимаю». Дети должны чувствовать уважение к их потребностям, интерес к их увлечениям, им нужна не столько опека, сколько дружеские советы, умное руководство, стремление к сотрудничеству, взаимопонимание и духовная поддержка.

Часто класс сравнивают с маленьким оркестром, в котором каждый играет на своём инструменте, каждый имеет свою партию. От того, насколько профессионально классный руководитель исполнит свою роль дирижёра, зависит слаженность работы ученического коллектива и успех. Необходимо быть наблюдательными и внимательными к особенностям характера и поведения учащегося. изучать его как личность, преумножать его достоинства и работать над его недостатками.

Сегодняшнее поколение находится на ступеньку выше предыдущего. Оно более эрудированно, на «ты» с компьютером, с меньшим количеством комплексов. Наши дети другие. Они по-другому выглядят, по-другому ведут себя, по-другому относятся к учебе. И чтобы не возник вечный спор «отцов и детей» важно идти в ногу со временем, применять в своей работе передовой опыт учителей-новаторов, создавать свою систему воспитательной работы с учётом реалий 21 века. Мы должны помочь учащимся найти себя, добиться достойной жизни.

Надежда Константиновна Крупская писала: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек». Но любимым учителем может быть только учитель любящий. Любите детей. Проявляйте чуткость и душевную открытость. А самое главное - будьте личным примером для них, образцом нравственности и порядочности.

Тема 1.4. Формирование ученического коллектива.

Коллектив (от лат. Collectives – «собирательный») рассматривается как социальная общность людей, объдиненных на основе общественно значемых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Коллектив как психолого – педагогическое явление в научной и методической литературе имеет разные трактовки: в одном случае коллектив – это любое организованое объдинение людей, в другом – высокая степень развития группы.

Главными функциями коллектива являются: предметная функция – непосредственное осущетвление той или иной задачи, достижение той иной цели, ради которой возник и существует коллетив; социально – воспитательная функция – обеспечение сочетания общественных и индивидкальных интересов на основе сполочения членов коллектива вокруг общей идеи и предоставление каждому свободы волеизъявления и активного учатия в принятии коллективных решений. В педагогической литературе коллективом называется объдинение воспитаников (участников), отличающееся рядом важных признаков:

- Общая социально значимая цель . Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поодерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и закон государства.

- Общая совместная деятельность для достижения поставленой цели, общая организация этой деятельности. Люди объдиняются в колективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определеной цель. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместнеой деятельности, должна бять общая организация деятельности.

- Отношения отвественой зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабоче сполчение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

- Общий выборый руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Оргнаны упраления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов колектива.

Ученический коллектив это группа учеников, объединенная общей социально значимой цлью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченостью, общей ответственостью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Первичный коллектив – колектив, в котором воспитаники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. Различают постоянные и временные формы первичного колектива. По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить на органихованные на основе разнообразной деятельности (классы, отряды, группы); организованные на основе какого – то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные.

Органы управления коллективом.

Успешное функционирвание ученического колектива требует наличия в нем органов, координирующих и напрвляющих деятельность членов колектива по достижению общих целей. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается старосто и профорг. Они составляют ядро группы.

Староста учебной группы избирается собранием группы сроком на один учебный год из наиболее авторитетных учащихся и утверждантся директором учебнеого заведения. Староста работает под руководлством мастера производственного обучения и о своей работе отчитывается перед общим собрание группы. На старосту группы возлагаются следующие обязанности: оказание помощи мастеру и преподователям в подготовке и проведении занятий; обеспечение соблюдения учащимся правил внутренего распорядка. Вместе с профоргом группы староста проводит работу по воспитанию и сплочению ученического колектива.

Актив группы решает следующие задачи: повышения успеваемости, оказания помощи отстающим, подготовка к экзаменам, укрепление дисциплины, благоустройство учебного заведения, проведение культурно – массовых мероприятий, подготовка к общим собраниям, работа стенной печати и др. Создание актива – это первый шаг на пути организации крепкого, сплоченого ученического коллектива.

Образовательное учреждение не может не учитывать влияние на воспитание учащихся различных социальных институтов. Среди них особое место занимают объединения учащихся: любителей музыки, участников художественной самодеятельности, членов спортивных секций, клубов по интересам и т. д. Объединение классифицируются по времени существования (временые и постоянные), по форме управления (неформальные объдинения, клубы, юношеские организации) и по содржанию деятельности общественно – политические, религиозные, патриотические, позновательные и др.). По содержанию объединения могут быть, например, трудовыми , решающими задачи зароботка. Досуговыми объединения прелполагают решение задач развития способностей и склонностей обучающихся, предоставления им возможгности для общения, самовыражения и самоутверждения.

В развитии воспиательного коллектива А. С. Макаренко закономернын считал переход от категорического требования педагога к членам коллектива до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе развития коллектива в качестве средства, спалачивающего учащихся, должно выступать единичное требование педагога.

На втором этапе основные требования доджен предъвлять актив. Педагогу на этом этапе необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, напрвлеными непосредственно к каждому воспитанику.

На третьем этапе требования предъявляет поддерживаемый активом и педагогом сам коллектив, инициирующий собственное развитие и развитие своих членов.

Педагогическое руководство ученическим коллективом

Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Упралять ученическим коллективом – это значит управлять процессом его функционирования, испоьльзовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на котрой он находится. Управление будет тнм эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А. Т. Куракин)



В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости. Желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело напрвлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними.

2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не млжет остоваться неизменым. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общственное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотуднечества с воспитаниками.

3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллеектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотруднечество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

4. Формализм – злейший враг воспитания. Перестройка управления колективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективистского воспитания, которые обретают личностную направленость, но также и в смене объекта педагогического управления.

5. Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класа. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитаник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выроботать необходимую линию общественного поведения.

6. Демократизация воспитания не означает упразнения контроля за выполненем членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытания в учебных заведениях вертикально – горизонтальная структура контроля и коррекции.

1.Роль коллектива в развитии личности.

2.Понятие о коллективе, его сущность.

3.Стадии формирования коллектива.

4.Пути и средства развития коллектива.

5. Взаимоотношения личности и коллектива.

6. Педагогическое руководство коллективом.

На роль коллектива в развитии личности существуют разные точки зрения:

– коллектив имеет огромное влияние на развитие и формирование личности;

– коллектив не оказывает влияния на развитие личности;

– коллектив отрицательно влияет на развитие личности, так как подавляет её;

– коллектив оказывает незначительное влияние.

Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом советской педагогики, а формирование коллектива целью воспитательной работы. Данный принцип в период отхода от социалистического общества подвергался критике. Его связывали с авторитаризмом, социализмом и советским государством. У Маяковского есть слова: «Единица – ноль, единица – вздор». Критике подвергались и идеи А.С. Макаренко, который внес существенный вклад в развитие теории и практики коллективного воспитания. Начиная с 90-х годов прошлого столетия, произошел решительный отход от идей коммунистического воспитания: прекратили свое существование пионерская и комсомольская организации, различные формы детского самоуправления, школьники меньше стали участвовать в общественно полезном труде. Набиравшая авторитет концепция личностно ориентированного образования многими теоретиками декларировалась как свободная от идей коллективного воспитания, а коллективизм противопоставлялся развитой индивидуальности.

Однако педагогическое наследие А.С.Макаренко является достоянием мировой педагогики. В 1991 году была создана Международная ассоциация Антона Макаренко. В Германии при Марбургском университете с 1968 года работает научно-исследовательская лаборатория «Макаренко-реферат», где изучается его педагогическая деятельность и теоретическое наследие. Немецкие педагоги, вопреки примитивным представлениям, что все сторонники коллективного воспитания – апологеты тоталитаризма, не противопоставляют ценности демократии и коллективные принципы воспитания детей. Более того, они считают, что идеи А.С.Макаренко и сейчас помогают в борьбе против школы, где «демократия доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка, до превращения учителя в своеобразного Петрушку, который должен развлекать ленивых лоботрясов и даже угодничать перед ними – не дай бог пожалуются на авторитарность.

В США, где свобода и индивидуализм считаются важнейшими ценностями, большое число педагогов обеспокоены атмосферой, царящей в государственных школах, в которых обычным делом стало насилие и унижение слабых, издевательство над учителями, грабежи и даже убийства. Американский педагог Джеймс Каунтс сетует, что американская школа всеми способами культивирует «чувство соревнования», соперничество, стремление к лидерству и расплачивается за это. В поисках преодоления этих проблем американские педагоги приходят к мысли, что в школах необходимо создавать организованные на добровольных началах сообщества, которые объединяли бы школьников на основе совместной деятельности, общих интересов и даже соседства. Отношения должны строиться на основе заботы.

Современные исследования западных экономистов установили, что жизнь в эгоцентрическом обществе дороже, чем в солидарном. В эгоцентрическом обществе меньше помогают слабым, и поэтому больше людей попадают в беду или становятся на преступный путь. Те, у кого в жизни все сложилось хорошо, должны дорого платить за свою безопасность. Общество, культивирующее индивидуализм неизбежно зайдет в тупик.

В условиях нарастающих процессов глобализации все отчетливее видны контуры «сетевого общества».

Коллектив – необходимый фактор воспитания. С развитием общества по пути гуманизма значение коллективных способов сотрудничества людей, их общечеловеческой солидарности будет возрастать. Коллектив, по выражению А.С. Макаренко, – своеобразный «гимнастический зал» для обретения и оттачивания опыта гражданского поведения. Реальная производственная деятельность детей и подростков, когда они станут взрослыми, потребует взаимной зависимости и ответственности в экономических ситуациях, проявления деловитости, организованности, способности согласовывать свои действия с партнерами, управлять трудовым коллективом.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Почему в воспитании необходимо говорить о коллективе?

Человек существо общественное, только в обществе он может развить свою природу. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей, строить с ними нормальные отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений. Возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и торможения негативного.

Ученический коллектив является формой сообщества сверстников, которая наилучшим образом решает воспитательные задачи, т.е. стимулирует развитие личности школьника.

Педагогику интересует вопросы создания коллектива и использовать его возможности для всестороннего развития личности.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун (1905-1911). Одной из таких школ-колоний «Бодрая жизнь» руководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил его действенность.

Особый вклад в разработку теории и практики воспитания в коллективе внес А.С.Макаренко. Он обосновал концепцию воспитательного коллектива. Последовательное развитие этих идей получило в трудах и опыте В.А.Сухомлинского.

«Для того,чтобы работать с отдельной личностью, нужно её знать и её культивировать. Если в моем представлении отдельные личности будут насыпаны как отдельные горошины, без коллективного масштаба, если я буду подходить к ним без этой коллективной мерки, я с ними не справлюсь» (А.С.Макаренко «Проблемы школьного воспитания»).

«Я глубоко убежден, что цель коммунистического воспитания – человек, а коллектив лишь средство в достижении цели» (В.А.Сухомлинский «О воспитании»).

«Ответственность перед коллективом нельзя привить словами, она воспитывается делами. Чем больше сделает коллектив для ученика, чем острее переживет школьник чувство благодарности за оказанную помощь, тем глубже он ощутит свою связь с товарищами, свою ответственность перед ними. Не добьется успеха тот учитель, который попытается воспитать у учащихся чувство долга перед коллективом только критикой, «прорабатыванием». Критика со стороны воспитателя, товарищей, не будучи подкреплена заботой, помощью, нередко лишь ожесточает школьника» (В.А.Сухомлинский «О воспитании»).,

«Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему» (А.С.Макаренко).

Ребенок при поступлении в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может игнорировать, потому что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение, эффективно осуществлять свою деятельность. Это не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся отношениям.

Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. Это приводит к формированию таких качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение.

Важна роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. Она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи, чувство коллективного сопереживания.

Дети и подростки естественно объединяются в различные общности в игре, спорте, школьном и дворовом общении. В социальной психологии такие объединения получили название – самовозникающие группы. Основа отношений в них – межличностное общение. В них всегда ярко выделяется лидер. Такие группы легко распадаются, если пропадает общий интерес, иссякают общие разговоры и др. Воспитатель не должен игнорировать такие группы. Но самовозникающие группы не являются коллективом. Детский коллектив – явление педагогическое. Он создается и управляется по определенным педагогическим законам.

Коллективус – (лат.) собирающий, объединяющий– объединение, группа.

Используются два понятия: 1) любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); 2) высокоорганизованная группа людей (в педагогике).

Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива.

В Российской педагогической энциклопедии дается следующее определение: коллектив – социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Уманский Л.И. выделяет критерии коллектива: содержание нравственной направленности группы (единство целей, ценностных ориентаций, мотивов); организационное единство; психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).

В педагогической литературе коллектив – это объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков:

1. Общая социально значимая цель (полезная людям, значимая для других людей), её последовательное развитие.

2. Общая совместная деятельность по достижению общественно значимой цели.

3. Коллективные отношения или отношения взаимной ответственности (органы самоуправления, система поручений и обязанностей, коллективная дисциплина).

4.Демократическое самоуправление, общий выборный руководящий орган – актив.

5. Сплоченность.

6. Взаимопомощь, взаимоответственность, требовательность, доверие, положительные традиции и др.

Эти признаки возникают не сразу и не автоматически. Наращивание их и есть главный предмет заботы классного руководителя по созданию и развитию коллектива. Только высокоорганизованный коллектив успешно выполняет свои социальные функции.

Ученический коллектив, как система, – это часть более сложного объединения воспитательного коллектива. Он включает помимо детского и коллектив педагогов – воспитателей. Это автономная система, которой свойственны процессы самоорганизации, самоуправления. Коллектив выступает субъектом воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

К органам, координирующим и направляющим деятельность коллектива на достижение общих целей, является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается староста. Для осуществления мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы).

Макаренко разработал технологию поэтапного формирования коллектива, определил пути развития коллектива. Сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива; остановка – форма его смерти. Ввел принцип параллельного действия.

Коллектив явление динамичное. Он находится в постоянном развитии. Каждый этап в развитии коллектива отличается рядом признаков. Меняется позиция воспитателя, отношения друг к другу, к общей деятельности и др.

Выделяют стадии развития. По А.С.Макаренко: 1 стадия первоначального сплочения. Организатор коллектива – педагог. В качестве средства, сплачивающего детей выступают единоличные требования педагога. Главные задачи воспитателя – сблизить воспитанников, найти интересные и нужные дела, «проявить» актив, каждому найти поручение. 2 стадия – когда требования педагога поддерживаются активом, помогающим в их реализации. Актив является основным проводником требований к личности. 3 стадия – «расцвет коллектива», когда требует коллектив, складывается система самоуправления, действует общественное мнение, традиции. Коллектив – субъект воспитания. 4 стадия – продолжение третьей стадии (описан в исследованиях Л.И.Новиковой, И.П.Иванова, О.С.Газмана и др.), когда каждый предъявляет наивысшие требования к самому себе. Коллектив превращается в инструмент развития каждого из его членов. Этап гуманистических отношений.

Другой подход разработан А.Н.Лутошкиным, считавшим самым главным свойством коллектива способность к саморазвитию. Для каждой стадии он определил свой образ – символ, отражающий социально-психологическую характеристику межличностных и деловых отношений: «песчаная россыпь» (каждая песчинка сама по себе), «мягкая глина» (материал легко поддающийся воздействию), «мерцающий маяк» (правильно выбран курс, готовность помочь), «алый парус» (устремленность вперед, преданность делу «Один за всех и все за одного», «горящий факел» (живое пламя дружбы, взаимопонимания, ответственность друг за друга).

Л.И.Новикова выделяет следующие стадии: 1. Группа – конгломерат (группа ранее незнакомых детей); 2. Группа – ассоциация (единая жизнедеятельность группы, начало коллектива); 3. Группа – кооперация (организационная структура, сотрудничество, деловое общение); 4. Группа – автономия (внутренне единство, идентификация с группой). Группа – автономия может уйти в сторону к группе – корпорации (лжеколлектив). Противопоставление себя другим группам, достижение цели любой ценой даже за счет других групп. 5. Группа – коллектив.

Развиваясь, коллектив не всегда поступательно идет вперед, он может останавливаться в своем развитии и даже деградировать. Для развития коллектива важное значение имеют обоснованные Макаренко система перспективных линий (ближняя, средняя, дальняя перспективы).

По мере развития коллектива меняется позиция педагога от авторитарно-декларативной до подлинно-демократической, доверительной, позиции старшего друга, советчика, наставника, коллеги по общему делу.

Пути и средства развития коллектива:

1) В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Важно организовать её так, чтобы деятельность сплачивала и объединяла воспитанников.

2) Важнейший фактор становления коллектива – педагогическое требование. Оно вносит дух организованности в деятельность учащихся.

3) Общественное мнение – совокупность общественных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Для выработки общественного мнения – налаживание практической деятельности, проведение организационно-разъяснительных мероприятий.

4) Перспективы: цели и задачи, стоящие перед коллективом. Близкие, средние, дальние (оперативные, тактические, стратегические).

5) Организация самоуправления.

6) Традиции.

7) Принцип параллельного действия.

8) Гласность.

9) Мажорный стиль и тон.

Коллектив может иметь двойную структуру: формальную и неформальную. Задача педагога, работающего с детским коллективом внедрять в сознание и поведение детей идеи толерантности – терпимого отношения к мнениям, взглядам, оценкам, поступкам, образу жизни своих сверстников, соприкасающихся с ними взрослых людей. И самому педагогу быть толерантным. Для этого обеспечивать каждому достойного места в коллективе, подходить с оптимистической гипотезой, сочетать уважение и требовательность, оказание психолого-педагогической поддержки в решении проблем ребенка.

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых. Как сложатся отношения личности и коллектива зависит как от самой личности, так и от коллектива (уровня его развития). Процесс включения ученика в систему коллективных отношений зависит от индивидуальных особенностей и от индивидуального социального опыта, от отношения учащихся к коллективу и его воздействиям.

Психологи подразделяют людей на две категории: коллективистов и индивидуалистов. Надо ли переделывать природу человека?

В любом коллективе есть группы, связанные с неформальными отношениями. Они также влияют на коллектив. Если позитивные социальные ценности, то способствуют развитию личности. Если негативные, то необходимо координация их влияния на личность. Внимание к коллективу должно быть усилено, так как он среди других средств остается наиболее влиятельным и управляемым.

Педагог должен обеспечить такое взаимодействие ребенка и коллектива когда происходит идентификация его в коллективе (быть со всеми) и обособление (оставаться самим собой).