Уход за лицом

Внутри танка первой мировой войны. Американские танки первой мировой войны

Внутри танка первой мировой войны. Американские танки первой мировой войны

Первая мировая война отличалась от всех предыдущих войн обилием новшеств – военной авиацией, подводной войной, химическим оружием и, конечно же, танками, которые вывели сражения из тупика окопной войны.

Танки Великобритании

Самый первый танк в войне был построен 9 сентября 1915 года в Великобритании. Сначала он получил название «Little Willie», но после доведения до ума и вывода в серию ему присвоили имя « ». 15 сентября 1915 года танки этого типа впервые были применены в бою, во Франции, во время битвы на Сомме.


Mark I

Первое боевое применение танков показало – конструкция Марка I несовершенна. Танки ломались, легко пробивались, медленно ездили – все эти недостатки приводили к огромным потерям. В итоге машину было решено существенно изменить. У нее убрали хвост, поменяли глушитель, реконструировали выхлопные трубы, увеличили толщину брони – и в итоге изменения привели к появлению сначала Марка IV, а затем и – последнего британского танка Первой мировой войны.


Mark V

Параллельно с «Марками» в 1917 году англичане строили скоростной танк Уипетт, или Марк А – достаточно быстроходную и надежную машину, которая неплохо показала себя в боевых действиях. Уипетт сильно отличался от других английских танков, но основные машины по-прежнему были ромбовидными – к изготовлению танков нового формата англичане приступили уже после Первой мировой войны.


Уипетт

Танки Франции

Первыми французскими танками стали «Шнейдер» и «Сен-Шамон», сконструированные в 1917 году. Эти машины имели целый ряд недостатков, однако были достаточно эффективны при массированном применении. В итоге танки переделали в бронетранспортеры – для этих целей их конструкция оказалась подходящей.


Сен-Шамон
Шнейдер

Гораздо большую роль в развитии мирового танкостроения сыграл французский танк Renault FT-17 – первый в мире серийный легкий танк, первый танк с классической компоновкой и первый танк с вращающейся башней. Идея его разработки пришла полковнику Этьену в 1916 году, когда он решил, что армии очень нужен тип танка для сопровождения пехоты. В итоге было решено создать небольшую дешевую машину, идеальную для массового производства. Таких машин планировалось выпускать по 20-30 в день, что позволило бы полностью оснастить французскую армию танками.

Разработкой новой машины занялся конструктор-фабрикант Луи Рено. В итоге в 1917 году на свет появился Renault FT-17 – результат долгих проб и ошибок.


Renault FT-17

Сразу после выхода на поле боя танки получили мировое признание. Их поставляли в Россию (затем – в СССР), Польшу, США, Японию, Италию, Румынию, Китай и ряд других стран. Машину долгое время совершенствовали, и после войны она осталась на вооружении у многих стран, а во Франции по-прежнему была основным танком. Некоторые экземпляры Renault FT-17 дожили аж до , причем принимали участие в боевых действиях на начальном ее этапе.

В итоге именно конструктивные особенности Renault FT-17 стали основой для дальнейшего танкостроения.

Танки России

Еще до Первой мировой войны в России был проект танка, созданный сыном Д. И. Менделеева Менделеевом Василием Дмитриевичем. К сожалению, проект танка так и не реализовали.


Бронеход Менделеева

Уже в Первую мировую войну Николай Лебеденко разработал первый российский танк – «Царь-танк». Эта огромная машина с экипажем в 15 человек и длиной корпуса 17,8 метров была вооружена мощными орудиями и поражала своими размерами. Был построен опытный образец, однако на ходовых испытаниях он почти сразу застрял колесом в небольшой ямке, и мощности двигателей не хватило, чтобы вытащить машину. После такого провала работы над этим танком были завершены.


Царь-танк

В итоге во время Первой мировой Россия не производила свои танки, а лишь активно использовала импортную технику.

Танк Германии

В Германии роль танков в войне поняли слишком поздно. Когда немцы осознали мощь танков, у германской промышленности не было ни материалов, ни людских ресурсов для создания боевых машин.

Тем не менее, в ноябре 1916 года инженеру Фольмеру приказали спроектировать и построить первый немецкий танк. Танк был представлен в мае 1917 года, но не удовлетворил командование. Был отдан приказ спроектировать более мощную машину, но работы над ней затянулись. В итоге первый немецкий танк А7V появился только в 1918 году.


А7V

Танк имел одну существенную особенность – защищенные гусеницы, которые были так уязвимы у британских и французских машин. Однако машина обладала слабой проходимостью и в целом была недостаточно хороша. Практически сразу же немцы создали новый танк, А7VU, по форме больше похожий на английские танки, и эта машина применялась уже более удачно, став прародительницей будущих тяжелых танков.


А7VU

Кроме танков А7V в Германии было построено два сверхтанка «Колоссаль», которые весили около 150 т. Эти самые крупные в мире танки так и не приняли участия в боях, а после войны их уничтожили по Версальскому договору.

Мировой войны никто не ждал, к ней не готовились, и тем более трудно было предвидеть характер грядущих битв.

Задача - прорыв обороны

Уже осенью 1914 года Суинтон, офицер британской армии, откомандированный во Францию, начал понимать, что главной проблемой наступающей пехоты будет преодоление расстояния между передними краями атакующих и обороняющихся сил. Идти в полный рост на противника, укрытого за брустверами окопов полного профиля и вооруженного скорострельными пулеметами, трудно, а к концу этого пути от любого подразделения останется не более половины личного состава. Чем-то солдатские тела нужно прикрыть, и для выполнения этой задачи он предложил простейшее решение. Нужно взять обычную сельхозмашину, трактор марки «Холт», произведенный в США, и обшить его броней. Интересно, что такие первые танки Первой мировой войны вынужденно были воспроизведены в 1941 году при их называли «НИ» ("на испуг").

Идея была не очень удачной, так как требования к ходовой части при проектировании сельскохозяйственной техники не соответствовали сложности пересеченной местности, по которой предстояло двигаться во время наступлений. Но задача от этого не потеряла актуальности, просто решать ее нужно было иначе.

Первые - англичане

Главное, что учли конструкторы Несфильд и Мэкфи, проектируя принципиально новый образец боевой техники - это способность преодолевать широкие рвы и траншеи. Известный по фильмам о ромбовидный силуэт бронированных чудовищ как раз и стал проявлением оригинальности инженерного мышления английских изобретателей. Первые танки Первой мировой войны и назывались «Большой Вилли» и «Марк», их отличительной чертой, помимо характерной трапециевидной формы бронекорпуса, стало расположение вооружений по бокам, в специальных выступах. Тогда же и возникло название нового вида бронетехники (англ. "Tank"), в переводе означающее «бак» или «чан».

Франция не сдается!

Французские танки времен Первой мировой войны проектировались с большим разнообразием технических решений и фантазии. Первоначально их собирались строить как тихоходные подвижные артиллерийские мини-батареи, своим силуэтом защищающие пехоту и оказывающие ей огневое содействие. Однако вскоре конструкторы пришли к выводу о необходимости постройки относительно легких машин, способных к быстрому маневру. «Рено - ФТ17» в наибольшей степени соответствует современным представлениям об этом классе вооружений, хотя бы потому что имеет поворотную артиллерийскую башню, расположенную над бронекорпусом. Подобные машины королевской румынской армии участвовали в нападении на СССР в 1941 году, когда два FT-17, сохранившиеся со времен Гражданской, давно стали экспонатами советских музеев.

Немцы наседают

Что касается боевых качеств, которыми обладали Первой мировой войны, то их характерным отличием было мощное артиллерийское вооружение, ставшее впоследствии визитной карточкой германской бронетехники. Главный образец, A7V, был огромен, в него следовало заходить как в вагон бронепоезда, через дверь. За работой двигателей постоянно следили два механика, кроме них внутри корпуса находился артиллерийский расчет. Командир, пулеметчики и водитель составляли вместе с ними многолюдный экипаж. Машина была неповоротливой и тихоходной.

Общие пороки разных конструкций

Все первые танки Первой мировой войны обладали серьезным недостатком: в них практически нельзя было долго находиться из-за сильной загазованности и высокой температуры, создаваемой работой двигателя, находящегося в одном пространстве с экипажем. Еще не были созданы мощные моторы, а технологии сборки не предполагали других способов сочленения деталей, кроме клепки. Бронирование выдерживало попадание пули, иногда легкого снаряда, действие же любой полевой артиллерии калибра свыше трех дюймов оказывало губительное действие на технику и личный состав.

В России танки начали строить позже, чем в других промышленно развитых странах, но добились в этом деле очень серьезных успехов. Но это уже другая история…

Привет друзья. В свете большого интереса к истории Первой мировой в последнее время, вашему вниманию небольшая статья о зарождении танковой эпохи. Первая Мировая война стала изломом двух эпох. Изменила карту Европы, безвозвратно унесла жизни около 10 млн. чел., перевернула все такие привычные представления о тогдашнем мире, да пожалуй, и сам мир.

В нашей истории эта война отмечена во многом еще и тем, что в этот период при ведении боевых действий впервые были использованы два новых вида оружия – химическое и танковое. Это новейшее оружие перестроило всю военную теорию и практику, сделало обычаи тогдашней войны ещё более жесткими, а новые возможности человека по уничтожению себе подобных ещё более ужасающими.

В самый разгар этой войны, зимой 1916 г. штабы объединенных армий Антанты приступили к разработке совместной кампании, призванной раз и навсегда взять всю стратегическую инициативу в свои руки и привести войну к победному завершению. Было принято стратегическое решение для ведения главных операций использовать максимум имеющихся сил и средств, в том числе и находящихся на стадии внедрения. Основной задачей намечаемого наступления объявлялся захват всех немецких узлов связи и перемещение зоны боевых действий на побережье Франции.

Местом основной совместной операции Англии и Франции была выбрана р.Сомма. Условия местности были плохими для маневров – возвышенности и неровности, но союзники рассчитали, что численное превосходство над противником позволит им преодолеть все негативные факторы. Для обеспечения полного успеха операции привлекалось 6 кавалерийских и 32 пехотных дивизии. Сильную огневую поддержку операции обеспечивали 2,2 тыс. орудий, 1,2 тыс. минометов, 300 самолетов. И главное, впервые намечалось применить новый вид тяжелого сухопутного вооружения – танки.

Операция состоялась 1 июля и продолжалась вплоть до 18 ноября 1916 г. Немцы были хорошо подготовлены, и победы союзников стали неоднозначным. Наступление англичан было отбито, французы же за два дня захватили несколько населенных пунктов и пару позиций. Но германская армия под руководством К. фон Бюлова в самые краткие сроки смогла организовать оборону и стянула дополнительные резервы.

К 12 сентября союзники опрокинули рубеж немцев, но на то, чтобы развить основное наступление, сил у них уже не хватило. Тогда на помощь пришел никогда ранее не использовавшийся, новый вид вооружения. Ровно 97 лет назад, 15 сентября 1916 года, британцы провели самую первую в истории человечества танковую атаку. Правда, за недостатком опыта экипажи машин были еще очень слабо подготовлены. А сами танки были совершенно не маневренны, громоздки и медленны. Ночью к фронту выступили 49 машин, из них только 32 выдвинулись на исходные позиции. В поддержке атаки приняли участие приняли только 18 танков, остальные, несмотря на устрашающий внешний вид, просто не смогли преодолеть природных препятствий. Но и это, относительно небольшое количество оказало мощное влияние на развитие сражения. Благодаря танковой поддержке английские силы на фронте длиной почти в 10 км продвинулись вглубь на 5 км. На всю операцию ушло почти 5 часов. Потери живой силы англичан стали гораздо ниже, по сравнению с более ранними операциями.

При проведении своей атаки англичане использовали машины Mk.1, опытная модель которого была создана в 1915 году. Создатели назвали этот танк «Little Willie». После нескольких испытаний машина была признана годной к боевым действиям. Первые действующие образцы этого танка выпустили в 1916 году, одновременно с этим стал осуществляться заказ английского командования на сто аналогичных машин. Танк Mk.1 выпускался в двух основных модификациях: «Male» («мужской» танк имел пулемет и две 57-мм пушки) и «Female» («женский» был оснащен только пулеметным вооружением). Броня составила 6-10 мм, она выдерживала осколки и пули, но прямое попадание снаряда было для нее фатально. Весила эта махина 30 т, длина была 10 м, а скорость – 6 км/ч, мог преодолевать окопы и проволочные заграждения. В состав экипажа входило восемь человек, в одном корпусе с экипажем находился и двигатель. Температура внутри железного зверя порой доходила до 50 градусов. В снаряжение экипажа обязательно входил противогаз, так как экипаж терял сознание от малого количества кислорода и ядовитых газов.

Следующее крупное использование танков британскими войсками случилось 20 ноября 1917 г. в районе города Камбре. Это была первая, по настоящему массовая, танковая атака.


Mk1

В этом наступлении принял участие весь третий танковый корпус, укомплектованный 476 бронированными «мострами». По составленному плану операции ожидалось, прорвав германскую оборону, захватить Камбре и войти в Бельгию.
Утром танковый корпус нанес удар по немецким позициям. Внезапная атака большого количества бронированных машин сработала, скорее как оружие деморализации. Ошеломленный таких раскладом противник почти не оказывал сопротивления – обороняющиеся не имели ни опыта борьбы с танками, ни соответствующего оружия, и главное – находились в состояние шока. Танки производили на немцев жуткое впечатление, вызывая неподдельный ужас и панику. Вечером 20 ноября танки, в сопровождении пехоты, продвинулись на 10 км и направились к Камбре. Всего было захвачено 8 тыс. пленных, около 100 орудий и сотни пулеметов. Но немного позже стала ясна несогласованность в действиях пехоты и танков, и британская атака приостановилось. И уже к 29 ноября остановилось совсем. 30 ноября германское командование начало мощное контрнаступление и вскоре утраченные участки фронта были возвращены. Тогда англичане ввели в бой еще 73 танка. Танки наступали малыми группами по 3 машины, в форме треугольника, за ними тремя линиями следовала пехота: первая захватывала траншеи, вторая уничтожала пехоту врага, а третья обеспечивала тыл.

Первое танковое сражение с использованием танков с обеих сторон случилось под самый конец войны, 24 апреля 1918 г. Это сражение между британскими танками Mk.1 и германскими танками A7V у деревни Виллер-Бретонне. Артиллерия и пехота в этом бою никакого участия вообще не принимали. Благодаря более высокой маневренности машин и лучшей слаженности работы экипажа, англичане победили.


A7V

Заказ на начало производства этих боевых машин в Германии получил Йозеф Фольмер. Они должны были отвечать целому ряду требований: надежный двигатель, минимальный шум, возможность восполнения боекомплекта в течение нескольких часов, относительно небольшой силуэт, герметизация и быстрая замена двигателя.

Созданный Фольмером танк был назван LK-I («легкий танк»), в то же время были готовы к выпуску и более тяжелые танки LK-II. Предусматривалось сделать одну треть танков только с пулеметным оснащением, а все остальные – с пушечным. Принять участие в боевых действиях им довелось не сразу – война уже закончилась раньше, чем танки были произведены. Вышел своего рода парадокс – Германия, имела возможность делать танки, не уступавшие противнику, остановила их производство по причине малой гибкости промышленности. Если бы у Германии было достаточное количество более легких танков, то неизвестно, как развернулся бы ход войны.


LK-I

В битвах Первой Мировой войны танки наглядно продемонстрировали свои основные возможности. Кроме значительного физического урона, они вносили сильное психологическое смятение в ряды обороняющихся. Становилось понятно, что огромному потенциалу новой боевой машины еще только предстоит раскрыться в ближайшие десятилетия.