Уход за ногами

Ядерный паритет. Ядерный паритет России и США: существует ли он? После распада ссср

Ядерный паритет. Ядерный паритет России и США: существует ли он? После распада ссср

Ракетные войска стратегического назначения были образованы 17 декабря 1959 года. Их штаб расположился в подмосковном Одинцове. В задачи новой структуры Вооружённых сил СССР входили эксплуатация баллистических ракет и пусковых установок, а также нанесение удара по противнику. РВСН формировались на основе артиллерийских и зенитных частей.

Первым командующим Ракетными войсками стратегического назначения стал Герой Советского Союза маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин. 24 октября 1960 года он трагически погиб во время неудачного пуска межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-16 на Байконуре.

В стадии перевооружения

В 1960 году РВСН состояли из двух армий со штабами в Виннице и Смоленске. В последующем количество ракетных соединений стремительно увеличивалось. В 1970-е годы в Ракетные войска стратегического назначения СССР входили 6 армий и свыше 50 дивизий.

В настоящее время в РВСН три ракетные армии со штабами во Владимире, Оренбурге и Омске. В их составе находятся 11 дивизий. Международный институт стратегических исследований (IISS) оценивает численность РВСН в 50 тыс. человек (около 6—7% от общей численности Вооружённых сил России).

  • Перед пуском межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 «Стилет», пусковая площадка №175 РВСН, Байконур
  • РИА Новости

В первые два десятилетия своего существования РВСН пребывали в стадии активного перевооружения в связи с постоянным поступлением новых, более совершенных ракет. С 1966 по 1978 год количество развёрнутых МБР выросло с 330 до 1360.

В начале 1970-х СССР разработал технологию производства подвижных (грунтовых) ракетных комплексов и специально оборудованных шахт. Таким образом, советские конструкторы значительно сократили время на подготовку МБР к пуску и улучшили показатели живучести пусковых установок.

В то же время Советский Союз уделял внимание развитию ракет средней и меньшей дальности, но их доля была относительно невелика (около 25—30% от общего числа ракет с ядерными боеголовками). В 1991 году все ракеты средней и меньшей дальности и пусковые установки были утилизированы от 8 декабря 1987 года.

На пути к пятому поколению

В интервью газете «Красная звезда» (номер от 15 декабря 2017 года) начальник РВСН Сергей Каракаев сообщил, что Ракетные войска стратегического назначения, как и прежде, примерно в равной степени используют потенциал комплексов мобильного и шахтного базирования.

«Конечно, высокая подвижность мобильных комплексов обеспечивает им значительно большую живучесть по сравнению со стационарными, координаты которых хорошо известны. Но это совсем не означает, что мы отдаём предпочтение мобильной составляющей. Повторю, что сегодня соотношение развёрнутых пусковых установок стационарного и мобильного типов базирования в группировке примерно равное», — пояснил Каракаев.

По его словам, в настоящее время в боевом составе РВСН находятся около 200 подвижных пусковых установок. Речь идёт о комплексах РТ-2ПМ «Тополь», РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и новейшем 15П155М с ракетой РС-24 «Ярс». Каракаев подчеркнул, что в настоящее время именно подвижные комплексы «Ярс» составляют основу мобильной группировки РВСН.

«По сравнению с предшествующим однотипным комплексом «Тополь» живучесть «Ярса» повышена в несколько раз. И это не единственное преимущество «Ярса». Данный комплекс обладает большей защищённостью, устойчивостью системы управления и менее заметен для технических средств разведки», — отметил Каракаев.

В группировке шахтного базирования преобладают комплекс Р-36М «Воевода» разработки КБ «Южное» (Днепропетровск), который на Западе прозвали «Сатаной», и УР-100Н «Стилет» ОКБ-52 (сейчас — НПО машиностроения, подмосковный Реутов). Оба комплекса будут находиться на вооружении несколько лет после 2020 года.

Как сообщил Каракаев, «Воевода» будет нести боевое дежурство до 2024 года с возможностью продления срока эксплуатации до 2025—2027 годов. По его оценке, это обеспечит «своевременное перевооружение ракетных полков на перспективный ракетный комплекс тяжёлого класса».

В перспективе комплекс «Стилет» будет заменён на «Ярс» шахтного базирования, а «Воевода» — на РС-28 «Сармат», первые бросковые испытания которого запланированы на конец декабря 2017 года.

Ожидается, что боеголовки обоих новых комплексов смогут преодолеть даже самую мощную систему ПРО. При этом наиболее революционной разработкой эксперты и военные называют «Сармат».

«Сармат» — жидкостная межконтинентальная ракета, которая несёт достаточно большой объём полезной нагрузки, имеет дальность пуска, сопоставимую с «Воеводой», но при этом затрачивает меньше времени на преодоление активного участка траектории за счёт очень хорошей энергетики. Средствам ПРО потенциального противника придётся гораздо тяжелее», — заявил в октябре замминистра обороны Юрий Борисов.

  • Пусковой грунтовый ракетный комплекс «Ярс» выезжает из бокса на территории Тейковского ракетного соединения
  • РИА Новости

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев полагает, что некоторая часть «Сарматов» будет оснащена управляемыми гиперзвуковыми боевыми блоками Ю-71 (изделие 4204). В беседе с RT он отметил, что технические характеристики новейшего оружия засекречены.

Однако экспертное сообщество уверено, что Ю-71 созданы для гарантированного преодоления перспективной системы ПРО США.

«Думаю, что до конца года, как и обещает Минобороны, мы увидим бросковый пуск «Сармата». Вероятно, будет испытан первый прототип тяжёлой жидкостной баллистической ракеты. В конце 2018 года или в начале 2019 года «Сармат» может выйти на лётное испытание», — предположил Корнев.

Плановые темпы

По информации Минобороны России, в новой госпрограмме вооружения до 2027 года первостепенное внимание будет уделено Стратегическим ядерным силам, 60% боевой мощи которых составляют РВСН. В военном ведомстве неоднократно подчёркивали, что ядерное оружие — «главный сдерживающий фактор возможной агрессии против России».

Сергей Каракаев убеждён, что объёмы финансирования до 2020 года «позволяют сохранить плановые темпы перевооружения войск». По его словам, «выполнение запланированных на 2017 год мероприятий по перевооружению соединений и воинских частей РВСН позволило повысить до 66% долю современных образцов ракетного вооружения».

  • Запуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М «Тополь»
  • РИА Новости

Как отметил Каракаев, помимо ракет и пусковых установок, в ближайшие годы в РВСН будут поступать «подвижные и стационарные командные пункты, машины обеспечения боевого дежурства, машины инженерного обеспечения и маскировки, боевые противодиверсионные машины «Тайфун-М», машины дистанционного разминирования и другие».

«У меня нет сомнений, что перевооружение РВСН будет успешно завершено. На это брошены основные ресурсы государства. Другое дело, что это не быстрый процесс. Акцент будет сделан на противодействии американской ПРО, хотя и в современном виде наши шахтные и грунтовые пусковые установки являются эффективным оружием сдерживания», — сказал Корнев.

Эксперт прогнозирует, что наряду со Стратегическими ядерными силами Россия в перспективе может обрести инструмент неядерного сдерживания США. Корнев полагает, что основу новейшего оружия составят гиперзвуковые управляемые боевые блоки.

По его мнению, Российская Федерация будет развивать военные технологии на базе Ю-71 с целью обеспечения гарантированного поражения, в том числе неядерного.

Возможность поддержания паритета по отдельным видам вооружений и, в частности, в области нестратегического (по американской терминологии – «тактического») ядерного оружия (НСЯО) зависит от современного и прогнозируемого состояния военной безопасности, которая является комплексным понятием и предполагает необходимость анализа соотношения различных видов вооружения и военной техники сторон.

В части американского ядерного арсенала отметим следующее. В США приняты четыре категории готовности ядерных боеприпасов (ЯБП) к применению :

1. «Оперативно-развернутые» – ЯБП, установленные на носителях или содержащиеся на складах при авиабазах базирования самолетов-носителей.

2. «Оперативного хранения» – ЯБП, находящиеся на хранении и полностью готовые к применению. Они содержатся в готовности к установке на носители и, при необходимости, могут быть установлены (возвращены) на ракеты и самолеты. Сроки развертывания определяются временем доставки ЯБП к носителям и выполнения комплекса работ по их установке на носитель. Фактически они представляют «возвратный потенциал».

3. «Длительного хранения» – резервные ЯБП, хранящиеся, в основном, на военных складах в собранном виде, но из них удалены узлы, содержащие тритий, и нейтронные генераторы.

4. «Стратегического резерва» – ЯБП, снятые с вооружения и ожидающие своей очереди на демонтаж, а также первичные ядерные инициаторы и агрегаты второй (термоядерной) ступени зарядов.

Американский арсенал ЯБП для НСЯО составляют :

- примерно 300 ядерных боевых частей (ЯБЧ) для крылатых ракет морского базирования (КРМБ) Tomahawk, в том числе 100 ЯБЧ W80-2 «оперативного хранения» и 200 ЯБЧ W80-0 «длительного хранения» (все содержатся на территории США);

- примерно 800 ядерных авиабомб (ЯАБ) свободного падения (В61-3, В61-4, В61-10), в том числе 200 «оперативно-развернутых», 200 «оперативного хранения» и 400 – на «длительном хранении».

«Оперативно-развернутые» ЯАБ (В61-3, В61-4) размещены на складах ВВС США при шести авиабазах в пяти европейских странах НАТО – Бельгии, Италии, Нидерландах, Турции, ФРГ. Они предназначены для применения самолетами тактической авиации Объединенных Военно-воздушных сил (ОВВС) НАТО. Около 200 авиабомб «оперативного хранения» (В61-3, В61-4) и 400 авиабомб (В61-3, В61-4, В61-10) «длительного хранения» находятся на территории США.

Основную часть тактического ядерного арсенала США составляют авиабомбы В61 .

Возврат ядерных боеприпасов в «активный арсенал» из категории «длительного хранения» теоретически возможен, но весьма затруднен и требует существенных затрат времени, а из категории «стратегического резерва» практически невозможен. Поэтому количество тактических ЯБП, которое может быть реально применено, определяется объемом «активного арсенала» .

Соединенные Штаты располагают примерно 500 ЯБП «активного арсенала» для НСЯО. У России, по оценкам зарубежных аналитиков, боеприпасов такого предназначения имеется 2000-2500 единиц.

Согласно ядерной стратегии США (2011 г.) все ЯБЧ для КРМБ Tomahawk в среднесрочной перспективе будут ликвидированы, а все 400 тактических ядерных бомб В-61 «активного арсенала» прошли модернизацию с продлением срока службы до 2040 г. Планируется на основе В61-4 к 2018 г. создать новую модификацию – В61-12, которая с 2020 г. может стать основной (или единственной) тактической ЯАБ ВВС США. При этом количество тактических ЯАБ «активного арсенала» не изменится.

Распад Организации Варшавского договора (ОВД) и СССР, а также расширение НАТО на восток привело к значительному превосходству альянса над Россией в силах общего назначения . Этот дисбаланс в перспективе будет лишь усиливаться хотя бы только потому, что общий военный бюджет стран НАТО в 12 раз больше российского в сопоставимых ценах .

Многие военные и политические деятели в США не раз отмечали, что с конца ХХ века в мире нет и в обозримом будущем не будет военных угроз, с которыми Америка не могла бы справиться без применения ядерного оружия.

Военно-политическое руководство США считает, что именно ядерный потенциал России, включая НСЯО, представляет угрозу национальным интересам США. Поэтому, под видом обоснованного взаимного сокращения ядерного оружия (ЯО), США стремятся добиться абсолютного военного превосходства над пока еще потенциально опасной для них Россией, сохраняющей статус мощной ядерной державы.

Это в полной мере отражают слова Збигнева Бжезинского: «План уничтожения ядерного оружия – это план создания мира, в котором Соединенные Штаты смогут безопасно вести обычную войну ». В США разработаны и пропагандируются варианты сокращения НСЯО, предполагающие включение его в общий зачет сокращаемых вооружений совместно со стратегическим ЯО. В частности, заместитель госсекретаря Роуз Геттемюллер заявила, что после вступления в силу Договора СНВ-3 США будут добиваться дальнейших сокращений ядерных вооружений (совокупно стратегических и нестратегических).

Штаб-сержант ВВС США Сара Кэрон занимается обслуживанием ЯАБ В61 на авиабазе Шпангдалем в Германии.

Бывший сотрудник совета национальной безопасности и посол США на Украине Стивен Пайфер предложил установить для США и РФ ограничение на общее количество ядерных боезарядов для стратегических и нестратегических носителей в 2500 единиц у каждой стороны. Прорабатываются также предложения по ограничению количества ЯБП для НСЯО уровнем 400-500 единиц у каждой стороны.

В современных условиях роль НСЯО в системе американских военно-силовых мер снижается в связи с приоритетным развитием в США обычного высокоточного оружия (ВТО) . И если паритетное сокращение НСЯО соответствует интересам США, то для России в современных условиях такой подход неприемлем вследствие необходимости компенсировать превосходство НАТО в обычных силах и средствах . Тем более он неприемлем в условиях опасности распространения ядерных оружейных технологий, нарастания конфликтного потенциала в Азии, включая Дальний Восток, где у Японии существуют территориальные претензии к России. Также в перспективе нельзя исключать и вероятность того, что Китай попытается разрешить спорные вопросы с отдельными государствами силовым путем.

Позиция России должна основываться не на достижении паритета по НСЯО с США или даже с НАТО (включая французское нестратегическое или «субстратегическое» ядерное оружие), а на принципах обеспечения равной безопасности сторон, основанной на оборонной достаточности с учетом ядерных и обычных вооружений (в том числе у сил передового базирования США).

Основные ограничения обычных вооруженных сил в Европе определены Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который был заключен в Париже в 1990 года 22 государствами, из числа которых 16 входили в НАТО, а шесть – в ОВД. Основа Договора – количественные ограничения на пять основных категорий обычных вооружений в зонах действия Договора, которыми является Европейская территория стран-участниц, включая Закавказье и азиатскую часть Турции.

Летом 1991 года ОВД прекратила свое существование. После распада СССР его квота по Ташкентскому соглашению от 15 мая 1992 г. была распределена между новыми суверенными государствами постсоветского пространства, а блок НАТО расширился за счет бывших советских республик и государств-союзников СССР. Они были приняты в НАТО вместе с квотами, которые, по сути, принадлежали ОВД.


На Стамбульском саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе 19 ноября 1999 г. было подписано соглашение об адаптации ДОВСЕ, учитывающее новые реалии. Но ратифицировали его лишь четыре страны из 30 подписавших – Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина . Предложения России по восстановлению жизнеспособности Договора страны НАТО отвергли, что вынудило Москву ввести мораторий на действие ДОВСЕ в 2007 г.

Авиабаза Клейн Брогель в «безъядерной» Бельгии – один из пунктов, где сосредоточено американское НСЯО .

Если сравнить квоты обычных вооружений России и стран НАТО в Европе, то их соотношение составляет 1 к 3-4 в пользу альянса. Такое превышение военного потенциала НАТО требует (по всем канонам военной науки) принятия мер для предупреждения угрозы возникновения военного конфликта, поскольку устойчивость обороны может быть обеспечена при превосходстве сил и средств противника не более чем в 2-3 раза.

Однако руководство Североатлантического альянса утверждает, что превышение по квотам является виртуальным, что расширение блока на восток, как и реализация планов США по размещению войск в Болгарии и Румынии, не направлены против РФ и что НАТО не представляет никакой военной угрозы ни одному европейскому государству, в том числе и России. Чего стоят подобные заявления, ярко иллюстрирует неспровоцированная агрессия НАТО против Югославии в 1999 г. Да и весь ход истории неукоснительно подтверждает актуальность изречения Отто фон Бисмарка «…в расчет должны браться не намерения, а возможности », и уж тем более, добавим от себя, не слова.

Соотношение сил и средств с НАТО складывается не в пользу России, и оно даже существенно хуже, чем по квотам ДОВСЕ. Сравнение в таблицах 5 и 6 возможных составов противостоящих группировок, развертываемых сторонами на театрах войны (военных действий), дает более реальную картину соотношения сил, чем сравнение составов ВС. Состав группировок принят следующий :

На Западе :
— от НАТО – группировка Объединенных Вооруженных сил (ОВС), формируемая из передаваемых в ее состав контингентов национальных ВС стран блока;
— от ВС России – основные силы Западного и Южного военных округов, включая Северный, Балтийский и Черноморский флоты, а также часть сил Центрального ВО.

На Востоке : с одной стороны коалиционная группировка ВС США и Японии; с другой – противостоящая ей группировка ВС России, включающая часть сил Восточного ВО, в том числе Тихоокеанский флот.


Можно заключить, что на основных стратегических направлениях группировки, противостоящие Вооруженным Силам России, обладают подавляющим превосходством :

На Западе группировка ОВС НАТО превосходит группировку российских ВС в 9 раз по танкам, в 5 раз по самолетам, в 6 раз по кораблям, а также обладает абсолютным превосходством по крылатым ракетам большой дальности различного базирования и в целом по ВТО;

На Дальнем Востоке коалиционная группировка ВС США и Японии превосходит создаваемую на Приморском направлении группировку российских ВС в 5 раз по кораблям, самолетам, танкам, в 7,5 раз по боевым вертолетам, а также обладает абсолютным превосходством по крылатым ракетам большой дальности различного базирования и в целом по ВТО.

На направлениях главных ударов противостоящая сторона сможет создать количественное превосходство над группировками Вооружённых сил России до 8-12 раз.

Американское НСЯО, размещенное в Европе, однозначно классифицируется как стратегическое, поскольку оно может быть применено по всей европейской части России , в то время как российское НСЯО не может быть применено по территории США. Поэтому было бы объективно оправданным включение американского НСЯО в Европе в зачет стратегических наступательных вооружений.

Оставив в стороне политические заявления о «консолидирующей блок НАТО роли американского НСЯО в Европе», попробуем определить, зачем содержится значительный запас американских ядерных авиабомб в Европе? Возможность «выборочного» применения в борьбе с «международным терроризмом» весьма сомнительна. Поражение стационарных объектов, прикрытых системой ПВО, ракетами Tomahawk и Trident эффективнее, чем неуправляемыми ЯАБ с пилотируемых самолетов.

С военной точки зрения наиболее правдоподобным объяснением является то, что они предназначены преимущественно для воздействия по подвижным объектам, уничтожение которых зачастую требует доразведки. Такими объектами, наиболее вероятно, могут быть войсковые формирования, полевые пункты управления, а также подвижные пусковые установки ракет (тактических и оперативно-тактических).

Позиционные районы подвижных грунтовых ракетных комплексов РВСН находятся в восточных районах европейской части России, то есть почти на пределе досягаемости тактической авиации ОВВС НАТО с передовых аэродромов. Представляется, что позиционные районы РВСН – как важнейшие стратегические объекты – будут надежно прикрываться от ударов средств воздушного нападения. Поэтому подвижные пусковые установки стратегических ракет могут быть целями для ядерных ударов тактической авиации, скорее всего, в случае завоевания объединённых ВВС НАТО подавляющего превосходства в воздухе над всей европейской частью России.

Бомбардировщик В-2 может нести 16 бомб В61.

Исходя из этого, можно предположить, что американские ЯАБ рассматриваются руководством НАТО, в первую очередь, как средство сдерживания России от применения своего НСЯО в ходе отражения агрессии альянса, а также как «оружие поля боя» при перерастании агрессии блока в ядерную войну .

Учитывая превосходство НАТО в силах общего назначения над любыми другими государствами и коалициями в Европе, НСЯО США играет, судя по всему, также роль своеобразной «подстраховки» ударов и наступательных операций ОВС НАТО с применением обычных средств поражения. Поэтому наличие ЯАБ США в Европе является косвенным подтверждением имеющихся у альянса планов возможного силового разрешения противоречий с другими государствами региона (Россией и Белоруссией – в первую очередь) и, соответственно, фактором, негативно влияющим на стратегическую стабильность.

Принятие паритета по НСЯО без учета превосходства США и НАТО в силах общего назначения в условиях развертывания глобальной и европейской систем ПРО-ПВО обеспечит США и их союзникам снижение эффективности российской политики ядерного сдерживания на региональном уровне . При отражении агрессии ядерные силы Российской Федерации (особенно при их дальнейшем сокращении) уже на начальном этапе военных действий могут понести значительные потери, не позволяющие в полном объеме выполнить задачу сдерживания. Такое развитие событий будет представлять серьезнейшую угрозу национальной безопасности России и увеличивает вероятность ее вынужденного перехода к применению ядерного оружия.

Официальные лица и отдельные политические деятели США пытаются убедить мировую общественность в том, что установление паритета между США и РФ в области НСЯО будет способствовать укреплению стратегической стабильности в мире. Но очевидно, что это путь подрыва стабильности, поскольку при уравнивании потенциалов по НСЯО нарушается военно-стратегическое равновесие суммарных потенциалов ядерных и обычных вооружений, а США и НАТО приобретают абсолютное некомпенсируемое военное превосходство по силам общего назначения.

Можно констатировать, что паритет с Соединенными Штатами Америки по НСЯО в современных условиях для Российской Федерации НЕДОПУСТИМ , а переговоры между США и РФ об установлении ограничений на уровни нестратегических ядерных вооружений могут стать возможными для России только при выполнении следующих условий:

1. Вывод из Европы американских ЯБП на национальную территорию США, то есть Соединенные Штаты, а также «неядерные» Бельгия, Нидерланды, Германия, Италия и Турция должны выполнить требования первых двух статей Договора о нераспространении ядерного оружия.

2. Обязательный учет влияния ядерных и обычных вооружений других стран на стратегическую стабильность в регионах, прилегающих к территории России, при определении минимально допустимого объема российского арсенала ЯБП для НСЯО.

/Владимир ДЬЯЧЕНКО – к.т.н., старший научный сотрудник, полковник запаса;
Владимир МУСОРИН – полковник в отставке ;
Игорь ОСТРОУХОВ – к.т.н., старший научный сотрудник, профессор АВН, полковник в отставке ;
Михаил СОСНОВСКИЙ – к.в.н., профессор АВН, полковник в отставке, oborona.ru /

См. Военно стратегический паритет … Военный энциклопедический словарь

Ядерный паритет - примерное равенство ядерных вооружении противостоящих сторон (СССР и США, ОВД и НАТО). Принцип Я. п. был заложен в ряде заключённых между СССР и США соглашений, однако США, по существу, отказались от соблюдения этого принципа и развернули гонку… … Словарь военных терминов

- (от лат. paritas равенство) равенство двух или более сторон взаимоотношений по каким либо параметрам. Может означать состояние относительного равновесия сил, равноценности целей, эквивалентности платёжных средств, равенства прав и… … Википедия

ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ - – обладание противостоящими друг другу государствами (их коалициями) схожими боевыми возможностями стратегических ударных (наступательных – по терминологии США) ядерных и стратегических оборонительных сил, а также средств обеспечения их… … Война и мир в терминах и определениях

- … Википедия

Ядерное вооружение США История … Википедия

См. также: Баланс сил (геополитика) Стратегический паритет состояние международных отношений, обеспечивающее равную вероятность победы в случае вооруженного конфликта для потенциально конфликтных сторон, война между которыми неизбежно вызывает… … Википедия

Ядерный паритет обладание противостоящими государствами (и их союзами) сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил. Это явление лежало в основе холодной войны, и, соответственно, большей части мировой политики второй половины XX… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Холодная война (значения). Холодная война Дата 5 марта 1946 1991 Место Мир Прич … Википедия

Книги

  • Космос - моя судьба (+ DVD; количество томов: 2) , Бакланов Олег Дмитриевич , В настоящем - третьем издании публикуются дневниковые записи Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Олега Дмитриевича Бакланова (1932), которые он вёл в камере следственного… Категория: Дневники. Письма. Записки Серия: Издатель: Общество сохранения литературного наследия (ОСЛН) ,
  • Атомный конструктор № 1 , Кремлев Сергей , Страна знает имена выдающихся конструкторов ракет, самолётов, танков и артиллерийских орудий… Но имя атомного конструктора СССР №1 Давида Абрамовича Фишмана (1917-1991), известно лишь… Категория:

На вопрос Что такое ядерный паритет? заданный автором Посольство лучший ответ это ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ – обладание противостоящими друг другу государствами (их коалициями) схожими боевыми возможностями стратегических ударных (наступательных – по терминологии США) ядерных и стратегических оборонительных сил, а также средств обеспечения их оперативного применения, защиты, маскировки и эксплуатации. Характеризуется идентичным потенциалом для осуществления ядерного нападения и нанесения неприемлемого ущерба противнику, отражения его ударов и снижения их эффективности.
Обеспечивается примерным равенством:
1 - числа стратегических баллистических ракет наземного базирования, ракетных подводных лодок со стратегическими баллистическими ракетами, стратегических крылатых ракет и ракетоносцев-бомбардировщиков, стратегических ядерных боеприпасов всех видов и назначений;
2 - степени оперативности и точности их ударов по целям, а также защищенности ракетных стартов;
3 - информационных и боевых характеристик систем предупреждения о ракетном нападении, а также систем противоракетной, противосамолетной, противокосмической обороны.
Стратегический ядерный паритет, достигнутый в мирное время, преднамеренно может быть нарушен как до начала войны - в результате технологического прорыва в создании новых видов стратегических вооружений, так и во время войны, особенно обычной, - за счет упреждающего разрушения стартовых позиций СЯС высокоточными и другими дальнобойными высокоточными неядерными средствами.
Стратегический ядерный паритет не означает наличие зеркального совпадения всех компонент «триады». Недостаток в одних средствах может компенсироваться превосходством в других. Важно обеспечить примерно равные возможности по реакции СЯС на превентивный (внезапный, разоружающий, упреждающий) удар противника, а также по вводу стратегических ядерных сил в ответные (ответно-встречные) действия и примерно равный уровень их суммарных поражающих возможностей.
В конце ХХ века военные эксперты чаще стали использовать понятие «минимального уровня стратегического ядерного паритета». Оно обозначает низший предел необходимого примерного равенства в количестве и качестве стратегических ядерных боеприпасов, средств их доставки (носителей) и систем управления. Их наличие обеспечивает каждой стороне (при осуществлении разоружающего, ответно-встречного или ответного удара) нанесение противнику гарантированного (заданного) «неприемлемого ущерба». Этот уровень должен рассчитываться и обеспечиваться с учетом имеющихся у сторон средств противоракетной обороны, оперативной готовности, мобильности и боевой устойчивости ударных (наступательных) средств всех видов базирования, боевой живучести ядерных средств и их средств боевого управления.

Ответ от Игорь Долгих [гуру]
Ядерный паритет - это обладание противостоящими государствами (и их союзами) сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил. Это явление лежало в основе холодной войны, и, соответственно, бо́льшей части мировой политики второй половины XX века. Ядерный паритет и схожие понятия по-разному отражались в военных доктринах ядерных держав в разное время.

ГЛАВА 11. ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВ И СТРАТЕГИЯ СДЕРЖИВАНИЯ

11.9. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ – обладание противостоящими государствами (их коалициями) стратегическими ядерными силами , а также средствами обеспечения их оперативного применения, защиты, маскировки и эксплуатации с примерно равными боевыми ударными (наступательными – по терминологии США) и оборонительными возможностями. Характеризуется способностью осуществления сокрушительного ядерного нападения или нанесения агрессору неприемлемого ущерба.

Обеспечивается примерным совпадением:

  • числа стратегических баллистических ракет наземного базирования , ракетных подводных лодок со стратегическими баллистическими ракетами, стратегических крылатых ракет и ракетоносцев-бомбардировщиков, стратегических ядерных боеприпасов всех видов и назначений;
  • степени оперативности и точности их ударов по целям, а также защищенности ракетных стартов;
  • информационных и боевых характеристик систем предупреждения о ракетном нападении, систем противоракетной, противосамолетной, противокосмической обороны .
  • Стратегический ядерный паритет, достигнутый в мирное время, преднамеренно может быть нарушен как до начала войны - в результате технологического прорыва в создании новых видов стратегических вооружений, так и во время войны , особенно обычной, - за счет упреждающего разрушения стартовых позиций СЯС высокоточными и другими дальнобойными неядерными средствами.

    Стратегический ядерный паритет не означает наличие зеркального совпадения всех компонент «триады». Недостаток в одних средствах может компенсироваться превосходством в других. Важно обеспечить примерно равные возможности по реакции СЯС на превентивный (внезапный, разоружающий, упреждающий) удар противника, а также по вводу стратегических ядерных сил в ответные (ответно-встречные) действия и примерно равный уровень их суммарных поражающих возможностей.

    В конце ХХ века военные эксперты чаще стали использовать понятие «минимального уровня стратегического ядерного паритета». Оно обозначает низший предел необходимого примерного равенства в количестве и качестве стратегических ядерных