Мода и стиль

Абу симбел большой храм рамзеса. Храм Рамзеса II в Абу-Симбел. Как добраться и что посмотреть. История памятника Абу-Симбел

Абу симбел большой храм рамзеса. Храм Рамзеса II в Абу-Симбел. Как добраться и что посмотреть. История памятника Абу-Симбел

В 1958 году 27 декабря Египет и СССР заключили договор о строительстве Асуанской плотины и ГЭС. Проект предусматривал образование за плотиной огромного озера, названного впоследствии “озеро Насер” в честь президента Египта.

Согласно проекту, храмы Абу-Симбел должны были оказаться под водой, и через 100-200 лет все иероглифы на стенах стерлись бы, а статуи превратились в обмылки.

В 1959 году началась масштабная компания по сбору средств на спасение памятника. Предлагались несколько проектов. Был даже один очень экстравагантный план – оградить Абу-Симбел дамбой, создав вокруг храмов озеро с чистой водой, так как чистая вода не причинит вреда статуям и барельефам. Если бы этот план Уильяма Маккуити был реализован, туристы бы сейчас смотрели храмы Абу-Симбел сквозь стекло подземного туннеля.

Но в итоге приняли план перемещения комплекса на искусственный холм на 65 метров выше и 200 метров дальше от реки Нил. В этом месте храмы Абу-Симбел были в безопасности. С 1964 по 1968 года их распиливали на кусочки, перевозили на новое место и там собирали обратно.

Это была титаническая работа археологов и инженеров со всего мира. Блоки весили до 30 тонн, а проект стоил 40 миллионов долларов – астрономическую по тем временам сумму. Благодаря этой уникальной археологической операции, мы сейчас можем видеть воочию храмы Абу-Симбел.

Что смотреть – Фасад большого храма

Главные элементы фасада – это четыре огромные статуи Рамсеса II высотой около 20 метров. На голове фараона корона Верхнего и Нижнего Египта, которая называется “пшент”. Общая ширина фасада составляет 35 метров.

На фасаде есть еще одна очень интересная деталь, которую большинство туристов просто не замечают. На самом верху находятся 22 небольшие статуи обезьян-бабуинов, которые молятся солнцу. Их сложно увидеть, можете попробовать разглядеть на фото справа.

Сейчас многие читатели спросят: “А причем тут вообще бабуины? Что в них особенного?”

Эти животные почитались в древнем Египте. Бабуинов считали предвестниками рассвета, разгоняющими тьму. Один из богов по имени Хапи изображался с головой бабуина. Этот бог был охранником трона Осириса. Главное, не путать его с другим богом Хапи – покровителем Нила. У этих двух богов имена совпадают.

Одна из статуй слева от входа была сильно повреждена землетрясением, ее ноги на месте, но верхняя часть тела и голова обрушились. Эти торс и голова все еще лежат у входа, можно на них посмотреть.

И один из самых узнаваемых памятников. Два массивных скальных храма-близнеца на западном берегу озера Насер известны своими огромными статуями у входа. Помимо этого, историческим событием стало также перемещение этих сооружений на новое место в связи со строительством Асуанской плотины на реке Нил. Абу-Симбел входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Огромный храм на холме возвышается над окружающим ландшафтом на западной стороне озера Насер. Вырезанный на склоне горы примерно в 1244-1224 гг. до н.э. по приказу фараона Рамзеса II в честь победы над хеттами, храм Абу-Симбел был данью Рамзеса и его жены Нефертари богам, а также призван запугать и произвести впечатление на нубийский народ на юге Египта. Имя Рамзеса II, долго правящего фараона в древнем Египте, указано практически в каждом египетском путеводителе. Он правил 67 лет, мумия фараона в настоящее время находится в Египетском музее в Каире.

В 1960 году была построена Асуанская плотина, образовав известное сегодня озеро Насер. Когда вода в озере Насер поднималась, храм Абу-Симбел был под угрозой затопления и международными усилиями были проведены работы по укреплению и сохранению сооружения. Оба храма были перенесены выше: их разрезали на блоки весом до 30-ти тонн, перенесли на новое место и собрали заново. Поскольку храм изначально был вырезан в скале, была построена искусственная гора за храмами, чтобы завершить вид.

Что посмотреть

Абу-Симбел состоит из двух храмов. Более известный и крупный - это четыре колоссальные статуи Рамзеса терпеливо, но строго, судя по его лицу, восседающего на троне. Статуи высотой с 5-этажное здание. Все они идентичны, за исключением одной, поврежденной в результате землетрясения. У подножия больших статуй стоят статуи жены Рамзеса II и их детей. Этот храм посвящен богам Амону-Ра, Птаху и самому Рамзесу, который считался божеством. Внутри храма находится четыре зала, последовательно уменьшающиеся в размерах. Первый зал достаточно высокий и просторный. Стены храма расписаны текстами и украшены цветными рельефами.

Дважды в год во время весеннего и осеннего равноденствия, лучи солнца сквозь отверстие в храме светят в самую глубину последнего зала, являющимся святилищем, освещая статуи Рамзеса и Амона-Ра. Птах остается в тени, так как он бог подземного мира.

Меньший храм в Абу-Симбел посвящен богине Хатхор и Нефертари, жене Рамзеса. Здесь находятся шесть статуй, охраняющих этот храм: четыре статуи Рамзеса и две - Нефертари. Хотя эти статуи значительно меньше по размеру, чем в большом храме, их уникальность в том, что король и королева изображены одинаковой высоты.

Разговаривая про достопримечательности Египта обычно вспоминают Пирамиды Гизы, Сфинкса ну возможно еще долину Царей, музей в Каире.. А вот про этот знаменитый памятник ушедшей цивилизации лично я слышу первый раз. Буду исправлять свой пробел в знаниях, а кому интересно – присоединяйтесь.Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.

Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.

Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.

Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.

Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…

Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» – здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.


Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».

Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.

Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.

Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.

Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…

Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.

Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Новое местоположение храмов - в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

Большой храм Абу Симбел был построен в честь царя Рамзеса Великого, малый – в честь его первой супруги, царицы Нефертари. Оба сооружения великолепно сохранились. Первый храм венчает вход с четырьмя высеченными в скале колоссами, изображающими сидящего царя. Высота каждого – примерно 20 метров. Второй храм украшен шестью высеченными горельефом статуями в виде царя и царицы.
Филэ – остров на реке Нил, «священная земля» в древние времена. По преданиям, здесь был погребен Осирис, и жить на такой земле могли только жрецы. При Нектанебе I на острове был возведен храм, посвященный богине Хатхор. При Юстиниане, уничтожавшем все языческие памятники, это святилище не тронули – его считали построенным в честь Изиды, которую в поздние античные времена приближали к Богородице. Тогда его переосвятили в Богородичную церковь – это сохранило внешний облик, но часть фресок и рельефов была полностью уничтожена церковниками.
Строительство Асуанской плотины поставило под угрозу существование этих уникальных сооружений – поднимающиеся воды Нила могли уничтожить их, т.к. группа скал Абу Симбел расположена на его побережье, а остров Филэ мог быть полностью затоплен. Благодаря кампании, начатой ЮНЕСКО в 1959 году, памятники спасли, переместив их на новое место. Для этого пришлось разрезать храмы в Абу Симбел на блоки средним весом 20 тонн, переместить их в безопасную зону и собрать заново. Святилище Изиды перенесли по каменным блокам из Филэ на остров Агилика, где его восстановили по фотографиям.
Все эти объекты были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.
Абу-Симбел - скала на западном берегу Нила, именно в ней были высечены два знаменитых древнеегипетских храма примерно в XIII веке до нашей эры.
Один из них, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамсеса II, а второй, меньший, - в честь его первой жены, царицы Нефертари. Рамсес II приказал построить большой храм в честь его победы над хеттами. В первом храме, отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, т. е. его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. Поскольку войскам царя покровительствовали
три бога Амон, Ра и Птах, Рамсес велел изобразить их, а заодно и себя в фасадных статуях, причем придать богам собственный облик. Статуи достигают 20 м в высоту. В 60-х годах была проведена уникальная операция - храмы Абу-Симбеле были аккуратно распилены перенесены на новое, более высокое, место - сейчас они стоят на 64 м. выше и на 180 м. дальше от берега, - ибо иначе их поглотило бы водохранилище им. Насера, созданное с возведением Асуанской плотины. 22 сентября 1968 года храмы в Абу-Симбеле вновь были открыты для всеобщего обозрения.
Данный храм был включен в список Всемирного культурного наследия не только как произведение древнего искусства, но и как представление инженерной мысли того времени.
Таким образом, храм Рамсеса II, также остальные памятники Древней Нубии, представляют собой грандиозный комплекс сооружений, представляющих культуру того времени. По данному комплексу можно составлять суждения о культуре, религии древних египтян, о влиятельности и могуществе Древнего Египта, в том числе и его царей.
Объекты ЮНЕСКО в Древней Нубии в целом несут колоссальное значение для мировой культуры человечества.


Город:
Категория: архитектура

Памятники Нубии - это комплекс грандиозных сооружений, в полной мере представляющие культуру древней и великой цивилизации. По нему можно судить о религиозных и культурных обычаях древних египтян, о могуществе и влиянии Египта и его правителей.

Город Абу-Симбел и остров на Ниле - Филэ сохранили исключительные памятники прошлого: храм Рамзеса второго и святилище богини Хатхор.

Эти исключительные археологические достопримечательности прекрасно сохранились и представляют огромный интерес для историков, археологов и людей, интересующихся культурой и искусством.

В скале Абу Симбел рядом с большим храмом, построенным в честь Рамзеса Великого, находится малый храм, сделанный в честь царицы Нефертари, первой супруги Рамзеса. Эти два знаменитых храма высечены в скале примерно в XIII веке до нашей эры. Колоссального размера статуи украшают вход в большой храм, а перед малым стоят 6 статуй: 4 статуи царя и 2 царицы. Их размеры и величие поражают воображение.

На острове Филэ, в давнее время плотно застроенном зданиями из гранита, многие из которых сохранились, был возведен храм богини Хатхор. Это языческое святилище не было разрушено пришедшими сюда христианами, так как его приняли за храм Изиды, приравнивавшейся в христианских традициях к Богородице. Такая путаница спасла внешний облик храма, но фрески и рельефы все же были частично уничтожены.

Город Абу-Симбел