Женское белье

Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль. Анализ налога на прибыль. Взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчётности, отражающих расчёты по налогу на прибыль

Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль. Анализ налога на прибыль. Взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчётности, отражающих расчёты по налогу на прибыль

Налог на прибыль

Определение 1

Налог на прибыль – это прямой налог, взимаемый с прибыли организации, компании, предприятия, банка, страховой организации и так далее.

Налог на прибыль является одним из весомых налогов в общей доли поступлений в бюджет Российской Федерации. Он составляет значимую часть бюджета не только государства, но и самой организации, являющейся налогоплательщиком налога на прибыль.

Для снижения своего налогового бремени организации необходимо использовать налоговые льготы по налогу, предоставляемые государством. На протяжении последних лет замечено нестабильное поступление налогов, как в Федеральный бюджет, так и в региональный бюджет. Это связано с ухудшением экономической ситуации в стране.

Замечание 1

Налог на прибыль предусмотрен гл. 25 НК РФ (Налоговый кодекс Российской Федерации), вступившей в силу с 1 января 2002 года.

Величина налога на прибыль напрямую зависит от конечного финансового результата деятельности организации. Из этого следует, что для целей исчисления налога на прибыль, объектом налогообложения является прибыль, возникающая в случае, когда доходы превысили расходы.

Ставка налога на прибыль

Базовая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, кроме иных случаев, предусмотренных НК РФ.

Ставка 20% разделяется по уровням бюджета:

    3% идет в федеральный бюджет, а 17% зачисляется в бюджет субъектов.

    Такое распределение установлено на период с 2017 до 2020 года. До 2017 года ставка налога в размере 20% распределялась следующим образом:

    2% - поступало в федеральный бюджет, а 18% - в региональный.

    Однако, для отдельных налогоплательщиков устанавливают пониженные ставки по налогу на прибыль, но не ниже 13,5%.

Налог на прибыль организаций наибольшее влияние оказывает на бюджеты субъектов федерации, так как на данный уровень бюджета уходит 18% от общей суммы налога, рассчитанной по ставке 20%. Но учитывая, что с 2017 года этот показатель снизился до 17%, то можно ожидать увеличение поступлений в федеральный бюджет.

Анализ поступлений налога на прибыль в различные уровни бюджета РФ

Возьмем для анализа поступления налога на прибыль 2015 – 2016 годы.

  • Консолидированный бюджет РФ составил в 2015 году - 2 372 842 854 рублей.
  • Федеральный бюджет РФ составил в 2015 году - 47456857,08 рублей. В 2015 году Федеральный бюджет РФ составлял – 2 %.
  • Бюджеты субъектов федерации - 427111713,7 рублей. В 2015 году бюджеты субъектов федерации составляли – 18 %.

    Консолидированный бюджет РФ составил в 2016 году - 2 598 848 206 рублей.

  • Федеральный бюджет РФ составил в 2016 году - 51976964,12 рублей. В 2016 году Федеральный бюджет РФ составлял – 2 %.
  • Бюджеты субъектов федерации - 467792677,1 рублей. В 2016 году бюджеты субъектов федерации составляли – 18 %.

Изменение за период 2015 – 2016 годов составило:

  • Консолидированный бюджет РФ составил – 226005352 рублей.
  • Федеральный бюджет РФ составил в 2015 году - 4520107 рублей.
  • Бюджеты субъектов федерации - 40680963 рублей.

Замечание 2

В процентном соотношение поступление налога на прибыль за 2016 год увеличилось на 9,52 % по сравнению с 2015 годом. Следовательно, государство может в большем объеме осуществлять целевое финансирование различных сфер жизни общества. Однако учитывая сложную экономическую ситуацию в стране государству необходимо разработать стратегию для защиты малых, средних, а также социально значимых предприятий.

Для этого государство создает различные льготы для предприятий, которые нуждаются в поддержке. В настоящее время разработано множество методов, позволяющих достигать разумных объемов налоговых платежей.

Для проверки правильности составления декларации по налогу на прибыль необходимо воспользоваться отчетом Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль.

Для примера возьмем организацию, занимающуюся выпуском продукции и продажей товаров.

В 3 квартале организация закупила материалы, выпустила продукцию и реализовала ее покупателю.

Купила и продала товар.

А также купила чай и сахар для сотрудников и списала их на прочие расходы, не принимая в налоговом учете.

На примере рассмотрим принцип работы с отчетом.

Работать будем в программе бухгалтерия предприятия редакция 3.0

Для корректной работы отчета необходимо провести закрытие всех месяцев, входящих в период отчета.

После этого можно переходить непосредственно к анализу.

Переходим в меню Отчеты - Анализ учета по налогу на прибыль.


При открытии отчета выводится структура налоговой базы по налогу на прибыль. С ее помощью можно перейти к интересующему разделу учета.

Основным принципом работы с отчетом для выявления ошибок является движение по разделам "от конца к началу".

Сначала проанализируем данные раздела "Налог" .


Если данные всех видов учета по объекту учета согласуются между собой, то выполняется правило: БУ = НУ + ПР + ВР.

Особое внимание следует уделить блокам, обведенным красной рамкой. Это сигнал о возможной ошибке в учете. Для ее выявления в отчете предусмотрена возможность навигации по графической схеме и расшифровки данных.


Перейдем внутрь блока, чтобы посмотреть из чего складываются Расходы. На схеме состава расходов видим, что есть два источника постоянных разниц и блок с возможной ошибкой.


Существуют две основным причины возникновения ошибок при анализе учета по налогу на прибыль, это ошибки в первичных документах и не корректные ручные операции.

Рассмотрим сначала блок, в котором возникают отрицательные временные разницы. Переходим внутрь блока, здесь снова отражена графическая схема, на которой показатели группируются по экономическому содержанию.


Продолжаем переходить в блоки источники потенциальной ошибки, пока не дойдем до отчета по сводным проводкам (оборотам), сформировавшим показатели блока.

Ставим флажок "По документам", нажимаем "Сформировать" и видим первичные документы, сформировавшие показатели блока.


Так же можно воспользоваться кнопкой Еще - Сформировать только ошибки - для просмотра проводок, не прошедших контроль.


В нашем примере контроль не выполняется в регламентной операции, поскольку она была сформирована при закрытии месяца, вернемся к отчету со всеми документами и посмотрим, какие из первичных документов могли стать причиной ошибки.


Предполагаем, что за ошибку ответственна ручная операция. Сразу из отчета двойным щелчком по строке с названием документа переходим в него.


Видим, что при выполнении операции списания материалов на расходы не была указана сумма по кредиту счета 10.01. Вносим исправления и проводим документ.


После этого, необходимо перезакрыть месяц, в документы которого вносились изменения.

Вернуться в раздел Структура налоговой базы и снова зайти в раздел Налог.


Видим, что источник ошибки был определен нами верно.

Однако, в разделе расходов присутствуют постоянные разницы. Необходимо разобраться с причиной их возникновения.

Переходим в блок Расходы и видим, что источником постоянных разниц является блок Прочие расходы по реализации товаров, а так же блок Прочие расходы не учитываемые в НУ.

Сначала проверим прочие расходы по реализации.


Продолжаем движение по блокам источникам, до отчета о проводках.

Переформируем его, чтобы увидеть документы.

Постоянные разницы возникают при закрытии месяца.


И связано это с производством продукции.

Вернемся к структуре налоговой базы и перейдем непосредственно в раздел производство.

Сразу видим, что затраты на производство не были приняты в налоговом учете, из-за этого и возникли постоянные разницы.


Перейдем к отчету по проводкам, чтобы определить первичный документ.


Из отчета переходим к документу и на закладке Материалы, видим, что неверно указана статья затрат.

Вносим исправления. Проводим документ.


Возвращаемся к разделу Расходы, чтобы разобраться с расходами, не учитываемым в НУ. Доходим до отчета и стоим его по документам.


Определяем документ для проверки и переходим в него. Видим, что было выполнено списание Чая и сахара для сотрудников, мы не можем обосновать это списание для налогового учета и не принимаем расходы в НУ. Этот документ оформлен верно, и в исправлениях нет необходимости.



Теперь нужно перезакрыть месяц и проверить результаты расчета налога на прибыль.


Налогоплательщики стремятся снизить налоговое бремя, сотрудники ИФНС - повысить уровень собираемости налогов. Главным инструментом инспекторов является проверка.

В их распоряжении два вида . Основные опасности доначисления налога на прибыль подстерегают организацию во время выездной проверки, когда налоговики ищут любые способы не только не признать расходы, но и доначислить доходы. Но решение о назначении выездной проверки инспекция чаще всего принимает по результатам камеральной.

По новым правилам камеральной проверки налога на прибыль организаций (ст. 88 НК РФ) инспектору нельзя запрашивать у проверяемого дополнительные документы, если декларация составлена безупречно. Значит, чтобы снизить риск, нужно уделить особое внимание правильности отчета. Для этого необходимо знать, как инспектор , чтобы отобрать кандидата на выездную проверку.

Проверка контрольных соотношений и связь с бухгалтерским отчетом

Сначала инспектор анализирует показатели декларации на выполнение контрольных соотношений (связь отдельных данных между собой). Одновременно отдельные показатели он проверяет на соответствие гл. 25 Налогового кодекса России.

Если будет обнаружено несоответствие или отсутствие логической связи между показателями налоговой и (или) бухгалтерской отчетности, у компании запросят пояснения о порядке формирования отдельных сумм доходов и расходов, а также операций, финансовые результаты которых учтены при расчете налоговой базы. Если у инспектора появятся основания предполагать, что налоговая база занижена, он затребует первичные документы.

Налоговая инспекция обязательно потребует пояснений, если в налоговой декларации будут заявлены:

Льготы и пониженные ставки;

Убыток от финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по отдельным операциям, финансовый результат которых определяют по особым правилам;

Средства целевого финансирования.

Из перечисленного главным критерием для назначения выездной проверки является наличие убытка. Поэтому стоит планировать свою деятельность так, чтобы всегда иметь прибыль - небольшую, но стабильную.

В пояснительной записке к годовому отчету разъясните порядок применения льгот по налогу. Расшифруйте отдельные прибыли и убытки, указав на то, как рассчитывали налог в этих случаях.

Заметим, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя.

Например, амортизационная премия (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). В бухгалтерском учете ее не применяют (ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н). Но если в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5) колонка "Поступило" не заполнена, а в декларации амортизационная премия заявлена (строка 044 Приложения 2 к листу 02), вопросы обязательно будут: ведь в такой ситуации ей взяться неоткуда.

Пояснения запросят и в случае, если показатели прибыли в бухгалтерской и налоговой отчетности существенно расходятся или если в бухгалтерской отчетности отражена прибыль, а в налоговой декларации - убыток. Если компания применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н), причины этих отклонений можно увидеть и в бухгалтерском балансе, и в отчете о прибылях и убытках. А в пояснительной записке к годовому отчету лучше сразу расшифровать перечень отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов, постоянных налоговых обязательств.

Анализ показателей декларации

Затем налоговики проводят экономический анализ показателей декларации по налогу на прибыль. По его результатам окончательно отбирают фирмы для выездной налоговой проверки.

Основные показатели - это обороты по реализации, сумма доходов и расходов. На этом этапе проверки налоговики сопоставляют показатели, отраженные в декларации по налогу на прибыль, с данными бухгалтерской отчетности в динамике, например за последние три года. Так они отслеживают тенденции в формировании доходов и расходов, влияющих на налог на прибыль.

Если расходы (как прямые, так и косвенные) возрастают, а выручка остается прежней или возрастает незначительно, есть повод для выездной проверки. Кроме того, у компании запросят первичные документы, подтверждающие приведенные в декларации суммы.

Расхождения между показателями выручки в бухгалтерском и налоговом учете могут быть вызваны рядом причин. Это может быть:

Наличие производства с длительным циклом;

Пересчет выручки по правилам ст. 40 Налогового кодекса России;

Переоценка стоимости имущества;

Положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;

Стоимость безвозмездно полученного имущества от учредителей, доля которых в уставном капитале компании более 50%;

Стоимость у арендодателя неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором, и др.

Предварительная оценка налоговой базы

На основе анализа доходной и расходной частей декларации по налогу на прибыль инспектор сопоставляет налоговые базы по различным налогам. Например, если в декларации заявлена значительная доля расходов на оплату труда, то должны быть значительны и суммы начислений ЕСН.

Если компания заявила значительные суммы НДС к возмещению за счет поставок продукции на экспорт, инспектор может "прикинуть" порядок доходов этой компании исходя из уровня мировых цен на экспортируемые товары.

Кроме того, интерес проверяющих вызовет существенное отличие показателей декларации вашей организации по сравнению с показателями компаний, ведущих аналогичную деятельность. Их сопоставляют как по внутренним данным инспекции, так и на основании просьб других налоговых инспекций о представлении информации.

И если компания, работая в высокодоходной сфере, является убыточной или малоприбыльной, вероятность выездной проверки возрастает. Поэтому если это отличие показателей можно объяснить какими-либо объективными причинами, то отразите свои аргументы в пояснительной записке к годовой отчетности.

Обоснованность убытка

Убытки могут быть вызваны разными обстоятельствами. Чтобы доказать их обоснованность, стоит запастись дополнительными документами. Главное, чтобы из них следовало, что убытки возникли в результате хозяйственной деятельности, направленной на получение будущего дохода. Такими доказательствами могут быть исследования, оценки, расчеты, бизнес-планы и т.д. Все это - информация о развитии деятельности компании. Если такой информации нет, то судьи вряд ли поддержат убыточную компанию (Постановления ФАС Московского округа от 20 декабря 2006 г. по делу N КА-А40/11661-06-П; ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 января 2007 г. по делу N А33-5877/05-Ф02-7258/06-С1).

Расскажем, какие документы нужно иметь в отдельных случаях.

Новая деятельность

Практически все компании на этапе становления бизнеса терпят убытки. Отдача от первоначальных инвестиций, как правило, наступает через несколько лет.

Основной документ, который поможет в этой ситуации, - это бизнес-план. Из него должно быть видно, что убытки в первые несколько лет запланированы изначально и приведены четкие сроки, когда первоначальные капиталовложения начнут окупаться.

Если бизнес-план не выполняется и компания не смогла получить прибыль от своей деятельности, нужно исследовать причины подобной ситуации и зафиксировать результаты в документальном виде. Например, это может быть отчет комиссии, созданной по приказу руководителя для установления причин убытков, или отчет планово-экономического отдела компании.

Продажа товаров ниже себестоимости

Реализация по цене ниже себестоимости бывает в работе любой организации. Вот причины, по которым это может произойти:

Продукция не пользовалась спросом и морально устарела;

Товары (сырье, материалы) были приобретены для нужд предприятия, но надобность в них отпала. Выгодного покупателя не нашли;

Истек срок годности товара;

Заказчик отказался от произведенной по его заказу специфической продукции. Другого покупателя не нашли;

Товарные остатки распродавались из-за реорганизации, ликвидации, смены местонахождения или из-за изменения направления деятельности фирмы.

Подтвердить обоснованность затрат во всех таких случаях можно актом инвентаризационной комиссии и изданным на его основании приказом руководителя о снижении цен.

В акте нужно указать:

Характеристику, свойства и качество товара;

По каким причинам его невозможно продать с прибылью;

Выводы комиссии о снижении цены на товар.

Крупные единовременные расходы

Например, компания провела дорогостоящий ремонт офисных помещений и сразу учла его стоимость в составе затрат (ст. 260 НК РФ). В этой ситуации нужно иметь:

Приказ руководителя о необходимости ремонта;

Утвержденную руководителем смету расходов на ремонт;

Документы, подтверждающие понесенные затраты.

Поставщик изменил цены

Если поставщик по долгосрочному договору неожиданно увеличил цены на товар, покупатель может получить убыток.

Почему данный договор не был расторгнут? Веская причина - потеря крупного покупателя, что принесло бы еще большие убытки. А если договор содержит еще и крупные штрафы поставщику при его досрочном расторжении, то убытки из-за них тоже могли бы превысить уже полученные.

Демпинг

Зачастую, неся временные убытки, фирма получает выгоду в будущем. Например, фирма расширяет рынок сбыта, вытесняя конкурентов с помощью заниженных цен. Очевидно, что это увеличит объем реализации в будущем. А подтвердить экономическую обоснованность текущих убытков поможет утвержденный руководителем бизнес-план, план развития рынков сбыта и маркетинговая политика (здесь ожидаемый экономический эффект от демпинговой кампании нужно показать в цифрах).

Итак, чтобы уменьшить вероятность проведения в компании выездной налоговой проверки, надо:

Проанализировать причины различий между показателями налоговой декларации и всегда иметь готовые объяснения;

Проверить наличие всех первичных документов утвержденной формы по каждой сумме расходов;

Проанализировать экономическую оправданность наиболее крупных сумм расходов, заявленных в налоговой декларации;

Уметь объяснить причину убыточности компании и документально подтвердить ее обоснованность.

Тем не менее от выездной проверки не застрахована ни одна фирма. Причиной может послужить и то, что ее просто давно не проверяли.

Кроме того, важно следить за судебными процессами, в которых участвует ваша налоговая инспекция. Тогда вам будет известно, какие вопросы для вашего налогового органа уже "наработаны", какие предъявляются претензии, какие были рассмотрены документы.

Заметим, что всякое "искусственное" занижение доходов или завышение расходов налоговикам вычислить не составит большого труда. Поэтому для оптимизации налога на прибыль и снижения налоговых платежей в бюджет рекомендуем использовать законные положения гл. 25 Налогового кодекса России.

Анализ налогов, вносимых в бюджет из прибыли, целесообразно начинать с рассмотрения их состава и структуры.

Таблица 2.7 - Анализ состава и структуры налогов предприятия, млн. руб.

Данные таблицы 2.7 показывают, что налоги из прибыли увеличились по сравнению с прошлым годом на 29,5%, а по сравнению с планом - на 7,9 %. Несколько изменилась и структура налогов: доля налога на имущество уменьшилась, а доля налога на прибыль увеличилась. Налоги от прибыли в общей её сумме составляют около 34 %, что на 1 % ниже прошлого года.

Налог на доходы зависит также от суммы налогооблагаемых доходов и ставки налогообложения. Чтобы рассчитать влияние данных факторов на изменение суммы налога, необходимо изменение величины каждого вида или общей суммы налогооблагаемого дохода умножить на плановую ставку налогообложения, а изменение уровня последней - на фактическую сумму налогооблагаемого дохода.

Сумма налога на прибыль (Hn) может изменяться за счёт величины налогооблагаемой прибыли (Пн) и ставки налога на прибыль (Сн):

Hn = Пн * Сн / 100 (2)

Изменение суммы налога за счёт первого фактора рассчитывается по формуле:

ДHn = Д Пн * Сн0 / 100 (3)

Влияние второго фактора устанавливается следующим образом:

ДHn = Д Пн1 * Д Сн / 100 (4)

Если известно, за счёт каких факторов изменилась налогооблагаемая прибыль, то влияние их на сумму налога можно определить умножением её прироста за счёт i - го фактора на плановую (базовую) ставку налога:

ДHn = Д Пнхi * Д Сн0 / 100 (5)

По данным следующей таблицы 2.8 произведём расчёт влияния факторов на изменение суммы налогов на прибыль по приведённой выше формуле.

Таблица 2.8 - Расчёт влияния факторов на изменение суммы налога на прибыль

Фактор изменения налогооблагаемой прибыли

Расчёт влияния

Изм. суммы налога, млн., руб

1. Изменение балансовой прибыли

1.1 Прибыль от реализации продукции

1.1.1. Объём реализации продукции

1.1.2. Структура продукции

1.1.3. Средние цены реализации

1.1.4. Себестоимость продукции

роста ресурсоёмкости

Продолжение таблицы 2.7

роста ресурсоёмкости

1.2 Прибыль от прочей реализации

1.3. Внереализационные финансовые результаты

1.3.1. От ценных бумаг

1.3.2 От сдачи в аренду основных средств

1.3.3. Штрафы и пени

1.3.4 От списания долгов

2. Изменение суммы прибыли в результате её корректировки для нужд налогообложения

Из таблицы 2.7 видно, какие факторы оказали решающее влияние на изменение суммы налогооблагаемой прибыли и величину налогов на прибыль.

Один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы - это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов, но не определены ни временные, ни нормативные рамки этого процесса.

Нуждается в уточнении и само понятие «налоговая нагрузка». Одно из мнений заключается в том, что это комплексная характеристика, которая включает:

  • - количество налогов и других обязательных платежей;
  • - структуру налогов;
  • - механизм взимания налогов;
  • - показатель налоговой нагрузки на предприятие.

Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Налоговая нагрузка на предприятие в немалой степени определяется самим механизмом взимания налогов. Так в условиях непрекращающегося платежного кризиса в РФ очень болезненным оказался переход к международной практике определения реализованной продукции по факту ее отгрузки покупателю. Эта практика, несомненно, ужесточает налоговый режим. Но все дискуссии о налоговой нагрузке на предприятия останутся беспредметными до тех пор, пока не будет достигнуто согласие в вопросе о методике расчета сводного показателя, характеризующего эту нагрузку.

Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия.

Одна из наиболее распространенных предполагает использование формулы (6):

HH = Hn / Вр (6)

Hn - сумма налогов, уплачиваемых предприятием,

Вр - выручка от реализации продукции (работ) и оказания услуг.

HH = 4440 / 17900 * 100 %

Также для отдельного плательщика показатель налоговой нагрузки может быть исчислен по формуле:

HH =Hn / CИ (7)

СН - сумма налогов, уплачиваемых предприятием,

СИ - сумма источников средств для уплаты налогов.

В перечень уплачиваемых налогов входят все без исключения налоги и обязательные платежи предприятия в бюджет и во внебюджетные фонды. Иногда предлагают исключить из расчета налоговой нагрузки такие платежи как НДС, акцизы, отчисления во внебюджетные социальные фонды. Аргументом здесь служит характеристика этих налогов как транзитных, нейтральных для предприятия. Но абсолютно нейтральных для предприятия налогов просто не существует: они реально уплачиваются за счет текущих денежных поступлений, а степень их «перелагаемости» непостоянна и осуществляется не в полном объеме. Эта «перелагаемость», как известно, зависит от эластичности спроса на соответствующую продукцию. При устоявшемся уровне цен и высоких ставках косвенного налогообложения их дальнейшее повышение приведет к существенным по-терям доходов у товаропроизводителей.

Рассматривая состав источников средств для уплаты налогов (СИ), необходимо прежде всего отметить их возможное несовпадение с налогооблагаемой базой (например по имущественным налогам). Источником уплаты может быть только доход предприятия в его различных формах, а именно:

  • - выручка от реализации продукции (работ, услуг) - для НДС и акцизов;
  • - себестоимость продукции с последующим покрытием расходов из выручки;
  • - от реализации - для земельного и социального налогов;
  • - прибыль предприятия в процессе ее формирования - для налога на имущество и налогов с оборота;
  • - прибыль предприятия в процессе ее распределения - для налога на прибыль;
  • - чистая прибыль предприятия - для экономических санкций, вносимых в бюджет, некоторых местных налогов и лицензионных сборов.

Частные показатели налоговой нагрузки для отдельных налогов целесообразно рассчитывать по названным группам налогов к соответствующему источнику средств по формуле (6).

Для расчета общего показателя налоговой нагрузки для всех налоговых платежей следует применять формулу (5). Этот показатель не только суммирует доходы предприятия, но и сопоставим с валовым внутренним продуктом страны, на основе которого определяется общая налоговая нагрузка.

Теперь перейдем к анализу деятельности ООО «Б-52» и практики налогообложения на предприятии.

ООО «Б-52» уплачивает в республиканский бюджет налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, местные налоги и сборы. НДС в настоящее время является основным косвенным налогом.

Объектом налогообложения для ООО «Б-52» признается производство и реализация товаров на территории РБ.

НДС взимается по ставке 18 % в соответствии с законодательством РБ. Объектом обложения налога на прибыль является прибыль отчетного года. Для расчёта налога на прибыль необходимо рассчитать налогооблагаемую базу. Для этого из прибыли отчетного года отнимают дивиденды и доходы облагаемые налогом на доходы, налог на недвижимость, льготы. Ставка налога на прибыль - 24 %.

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные:

предприятиями сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;

на благотворительные цели;

предприятиям на финансирование жилищного строительства.

Подоходный налог взимается ежемесячно по месту работы физического лица. ООО «Б-52» акцизы не уплачивает

Отчисления в фонд социальной защиты населения. Объектом начисления являются все виды оплаты труда. Ставка для ООО «Б-52» составляет 24 %. Страховые взносы выплачиваются раз в месяц в день, установленный для получения заработной платы за предыдущий месяц. Расчёты подаются ежеквартально не позднее 12 числа.

Таким образом, основным фактором роста прибыли явилось увеличение выручки на 22561 тыс.руб., негативно на прибыли отчетного года отразилось увеличение убытка по внереализационным операциям на 1373 тыс.руб.и снижение положительного сальдо от операционной деятельности на 89 тыс.руб., негативно на чистой прибыли сказалось и увеличение налогов из прибыли на 898 тыс.руб.

Таблица 2.9 - Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2007 г. по сравнению с 2006 г., тыс. руб.

Таким образом, основным фактором роста прибыли явилось увеличение выручки на 22561 тыс. руб., негативно на прибыли отчетного года отразилось увеличение убытка по внереализационным операциям на 1373 млн.руб.и снижение положительного сальдо от операционной деятельности на 89 тыс.руб., негативно на чистой прибыли сказалось и увеличение налогов из прибыли на 898 тыс.руб.

Таблица 2.10 - Анализ изменения налоговой нагрузки ООО «Б-52», тыс. руб.

Данные же для расчета налоговой нагрузки возьмем на основании приложений. На основании полученных данных видно, что по сравнению со средними показателями по РБ (48,5%) данная нагрузка в 2007 году несущественно увеличилась, однако если вместо выручки использовать добавленную стоимость или же чистую прибыль, данный показатель поможет раскрыть сущность налогообложения в нашей стране, то есть оно имеет открыто фискальный характер и не о какой стимулирующей функции речи и быть не может.

Сравнив сумму полученной чистой прибыли с общей суммой налоговых платежей, получим, что предприятие отдает более, чем в 3 раза больше государству, чем зарабатывает сам.

На основании полученных и данных приложений рассмотрим структуру налогообложения по источникам уплаты в табл. 2.11.

Таблица 2.11 - Структура налогообложения по источникам уплаты, тыс. руб.

На основании данной таблицы можно сделать вывод, что основная доля налогов приходится на налоги из прибыли, в первую очередь налог на прибыли, который вырос на 320 тыс.руб., и налог на недвижимость, который вырос на 724 тыс.руб. в связи с обновлением и переоценкой основных фондов. Кроме того, как видно из таблицы и специфики деятельности предприятия налоги тесно связаны с фондам оплаты труда, часть отчислений от которого включается в себестоимость, а часть уплачивается из заработной платы. Значительную часть занимают также налоги из выручки, что связано с высоким уровнем косвенного налогообложения.

Рис. 2.5 - Динамика налогов в 2005-2007 гг.

Рис. 2.6 - Соотношение налогов в 2005-2007 гг.

На вопрос какой должна быть оптимальная налоговая нагрузка единый ответ еще не найден. Налогоплательщик обычно считает справедливой налоговую нагрузку до 30%, тяжело воспринимает нагрузку в 40% и не приемлет ее, когда она больше 50%, то есть в описанном выше примере предприятие несет еще довольно сносное бремя.

Чрезмерная же налоговая нагрузка подрывает саму налоговую базу, снижает общую сумму налоговых поступлений. В ситуации, когда сумма налоговых выплат очень высока, предприятия предпочитают отсрочить свое возможное банкротство из-за неплатежей в бюджет против вполне реальной перспективы немедленного прекращения деятельности при переключении скудеющих денежных потоков на расчеты с бюджетом.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: руководителям предприятий необходимо досконально знать налоговую систему и в частности ее раздел касающийся экономии для максимального снижения суммы налогов, а значит и налоговой нагрузки. В свою очередь государству, ради своей же выгоды, следует принять все возможные меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия.

Налог на прибыль - источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости и источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов.

Рассмотрим в таблице 5 динамику платежей по налогу на прибыль ИФНС №43 по г. Москве

Таблица 5

Динамика платежей по налогу на прибыль ИФНС №43 по г. Москве

Как видим из таблицы, налог на прибыль, полученный ИФНС №43 по г. Москве, растет, это говорит об эффективной работе инспекции.

В 2012 году налог на прибыль составил 354,38 млн. руб., что по сравнению с 2010 годом больше на 208,2 млн. руб. или на 242,44%.

Рассмотрим на рис.1 динамику налога на прибыль графически.

Рис. 1

Бесспорно, что существует динамика увеличения налоговых платежей в бюджеты, что может быть связано с ростом налоговой базы по налогу и всевозможных проверках бухгалтерской документации.

Чаще всего могут быть нарушения в ходе выездных проверок ИФНС № 43 по г. Москве по контролю налога на прибыль:

Непредставление налоговой декларации в определенные законом сроки;

Не введение в налоговую базу по НДС всех доходов от реализации товаров (услуг) (п.2 ст.153 НК РФ);

Отражение в счетах-фактурах ложных сведений (п.5 ст.169 НК РФ);

Снижение ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, за счет неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п.3 ст.243 НК РФ);

Невыполнение обязанности налогового агента по всесторонности перечисления налога (п.6 ст.226 НК РФ).

Налоговые санкции за нарушения налогового законодательства используются в соответствии с проводимыми проверками налоговыми органами документов налогоплательщиков, объеденных с исчислением и уплатой налогов, исследований (на основании установленных правил) любых производственных, торговых, складских и прочих помещений налогоплательщиков, связанных с получением прибыли (дохода).

При проверке верности расчета организациями налога на прибыль налоговые инспекторы следуют Временным указаниям «О порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от видов работы и формы собственности (в том числе организации особого режима работы), по соблюдению налогового законодательства, точности исчисления, полной своевременной уплаты в бюджет налога на прибыль, назначающими порядок проверки, применение документов, верность расчета частей налогооблагаемой базы».

На основании НК РФ могут быть применены определенные санкции к налогоплательщику за ошибки в исчислении налога на прибыль:

Запоздалое представление расчета по налогу на прибыль сроком до 180 дней. На основании ч. 1 ст. 119 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащего уплате на базе декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 25% данной суммы;

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налоговой системы. Если эти действия произведены в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 5 тыс. руб. Если эти действия произведены в течение более одного периода, то размер штрафа составит 15 тыс. руб.;

Нарушение правил составления расчета по налогу на прибыль, проявившееся в неуместном отображении в нем доходов и расходов. Взыскание штрафа - 3 тыс. руб.;

Нарушение правил составления расчета по налогу на прибыль, т.е. неотражение или неполное отражение, т.е. ошибки, способствующие к снижению размера налога. Взыскание штрафа - 5 тыс. руб.;

Неуплата или неполная уплата суммы налога на прибыль в результате занижения налоговой базы или неточного расчета размера налога по итогам налогового периода, обнаруженные при выездной проверке. Взыскание штрафа в размере 20% неуплаченного размера налога; те же действия, свершенные умышленно, повлекут взимание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога;

Невыполнение налоговыми агентами, возложенными на них законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщиков и перечислению в бюджет налога на прибыль. Взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и перечислению;

Непредставление налоговой инспекции документов, необходимых для проверок правильности исчислений налога на прибыль, либо представление документов с заведомо ложными сведениями. Взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.;

Отказ от представления документов по запросу налогового органа, достаточных для выяснения верности исчисления налога на прибыль, или же непредставление их в установленный срок. Взыскание штрафа в объеме 5 тыс. руб.

Первопричины, по которым допускаются отмеченные нарушения, могут быть разными. Как правило, это запутанность налогового законодательства, малоопытность бухгалтеров фирм, арифметическая оплошность или же предумышленное несоблюдение.

Технические причины ухода от налогообложения заключаются в несовершенстве формы и методов контроля. Налоговая инспекция не в состоянии проверять все хозяйственные операции и контролировать точность всех бухгалтерских документов. Финансовые взыскания за данные нарушения используются идентичные.

Выявленная налогоплательщиком и внесенная в бюджет сумма налога обязательно засчитывается при составлении расчета по налогу от фактической прибыли следующего отчетного периода (нарастающим итогом с начала года). В случае, когда налогоплательщик обнаруживает занижение прибыли за предыдущие годы или истекшие периоды отчетного года, то он обязан представить в налоговую инспекцию информацию о размере заниженной прибыли, уточненный расчет налога на прибыль за предыдущие годы или истекшие периоды отчетного года, не ожидая срока представления расчета за отчетный период.

К уголовной ответственности привлекают должностных лиц налогоплательщиков, виновных в сокрытии прибыли (дохода) в крупных или особо крупных размерах, а также в уклонении от явки в органы ФНС России для дачи объяснений или отказ от дачи объяснений источников прибыли (доходов) и реальном их объеме, а равно за непредставление документации и иной информации о работе предприятий по требованию органов МНС России.

Налогоплательщики при несогласии с решением налоговой инспекции имеют право обращаться в Арбитражный суд Российской Федерации. Этот способ урегулирования конфликта с налоговой инспекцией сравнительно часто используется в нынешней практической работе, и можно отметить, что достаточно удачно в обоих направлениях.

Часто несовершенство в законодательстве и низкая компетенция налоговой инспекции является мотивом для обращения в суды, где принимаются решения необходимые для урегулировани.