Правила макияжа

Автоматическая и дискреционная фискальная политика кроссворд. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки. Государственный долг. Сущность, меры и виды фискальной политики

Автоматическая и дискреционная фискальная политика кроссворд. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки. Государственный долг. Сущность, меры и виды фискальной политики

Дискреционная гибкая налоговобюджетная политика – это сознательное манипулирование со стороны законодательной власти налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. Дискреционная стимулирующая налоговобюджетная политика предполагает рост государственных расходов и или снижение налоговых ставок. Дискреционная сдерживающая налоговобюджетная политика предусматривает снижение государственных расходов и или повышение налоговых ставок.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика.

Дискреционная (гибкая) налогово-бюджетная политика – это сознательное манипулирование со стороны законодательной власти налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорения экономического роста. Законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.д.

Допустим, что правительство в условиях спада экономики увеличило государственные закупки (G ) на 20 млрд рублей. Пусть MPC =0.8, соответственно MPS = 0.2. При этих условиях мультипликатор k =(1/ MPS =1/0.2)=5.

Прирост дохода составит:

∆ Y =∆ G * k (20*5)=100 млрд рублей.

При этом увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов, что приведет к соответствующему уменьшению доходов на 100 млрд рублей.

Можно также ввести налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Если уменьшатся доход (Y - T ), то сократятся и потребление, и сбережение.

В итоге доход уменьшится:

mT = -(MPC / MPS ) = -(0.8/0.2) = -4

20 * (-4) = 80 млрд рублей – уменьшение доходов.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и (или) снижение налоговых ставок.

Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предусматривает снижение государственных расходов и (или) повышение налоговых ставок.

– это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений.

Недискреционная налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных, стабилизаторов, т.е. таких механизмов в экономике, которые уменьшают влияние реального ВВП на изменения совокупного спроса.

Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Наклон ломанной кривой Т на каждом из её участков зависит от ставки налога (t ). Равенство расходов и доходов государственного бюджета наблюдается в точке Е. Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле Y * t = T .

По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются, т.к. с меньших доходов уплачивается меньший доход.

Во время подъема экономики налоговые поступления автоматически возрастают в связи с той же прогрессивной системой налогообложения.

Бюджетные дефициты оказывают стимулирующее, а бюджетные профициты – сдерживающее воздействие на экономику.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6972. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА 76.92 KB
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета а налоги являются основным источником его пополнения фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Основным источником доходов государственного бюджета служат налоги. Но налоги необходимо рассматривать не только с позиций общественных и государственных фискальных интересов. Рынок и налоги это чрезвычайно важная проблема для всех стран с рыночной экономикой поскольку налоги мощный инструмент...
7764. Государственный бюджет. Налоги. Налогово-бюджетная политика государства. 51.91 KB
Сущность функции и основные формы денег Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и предложение денег а также формирование равновесной цены денег. В странах мира в экономике применяются различные группировки денег. В экономике роль денег могут выполнять не только собственно деньги но и все то что может быть принято продавцом в уплату за проданный товар или услугу т. Денежные агрегаты Если мы говорим о количестве денег в обращении или величине обращающейся массы денег то речь идет обо всех видах...
8787. Финансово-бюджетная и денежно-кредитная политика 89.1 KB
Правовой основой бюджетной регуляции в Украине является Конституция Украины закон О бюджетной системе Украины и других нормативно правовых актах. В Украине этот баланс входит в состав ДПЕСР Украины и он вмещен в разделе Основные балансы национальной экономики. Возведен баланс финансовых ресурсов Украины складывается ежегодно таблица 1. Таблица 1 ВОЗВЕДЕН ГОДОВОЙ БАЛАНС ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ данные условны РЕСУРСЫ РАСХОДЫ № Источники поступлений Млн грн.
3010. Основные инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка. Сдерживающая и стимулирующая дискреционная кредитно-денежная политика 4.21 KB
Сдерживающая и стимулирующая дискреционная кредитноденежная политика. Кредитноденежная монетарная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Важнейшими инструментами кредитноденежной политика Центрального банка являются: операции на открытом рынке учетнопроцентная дисконтная политика регулирование обязательной нормы банковского резервирования.
8339. Бюджетная классификация 35.64 KB
Детализация группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных сопоставление смет однородных ведомств учреждений территориальных бюджетов за несколько лет определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения какихлибо потребностей. Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды облегчает их рассмотрение и экономический анализ упрощает контроль за исполнением бюджета за полной и своевременной аккумуляцией средств и использованием...
8523. Бюджет и бюджетная система 10.36 KB
Экономическая сущность и содержание бюджета В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата армии осуществления социальных мероприятий реализации экономических задач т. Распределительная функция бюджета основная. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную...
14818. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ПОЛЕЗНОСТЬ, ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ, БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ 159.34 KB
Полезность - понятие сугубо индивидуальное (полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого) и субъективное, поскольку полезность какого-либо продукта будет отличаться у разных людей. Бутылка водки может иметь достаточно большую полезность для пьющего человека и отрицательную полезность для человека, ведущего трезвый образ жизни.
18699. Кадровая политика 37.73 KB
Существующая в настоящее время система аттестации кадров не отвечает возросшим требованиям и должна быть существенно модернизирована. Общая цель реформирования аттестации заключается в том чтобы превратить ее из рутинной обременительной и отвлекающей от производительной работы процедуры направленной главным образом на вытеснение нежелательных или неэффективных работников в эффективное средство реализации социально-экономической стратегии предприятия и компании в целом. При этом результаты аттестации должны...
5878. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА 27.27 KB
Это система обеспечивающая доставку товара к местам продаж. Функции каналов распределения: транспортировка товара от места его производства к месту потребления; обеспечение доступности товара партиями таких объемов которые соответствуют потребностям конечных потребителей; хранение товара и обеспечение доступа покупателей к нему; формирование групп взаимодополняющих товаров; информирование потребителей и продвижение товаров; сбор маркетинговой информации информирование производителей о нуждах покупателей; разделение финансовых...
5875. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 27.71 KB
В русскоязычном маркетинге часто употребляется аббревиатура ФОССТИС то есть формирование спроса и стимулирование сбыта. далее Стимулирование сбыта. Стимулирование сбыта Стимулирование сбыта – это инструмент коммуникационной политики который представляет собой систему побудительных мер и приемов носящих как правило кратковременный характер и направленных на поощрение покупки товара. Стимулирование может применяться как к покупателям так и к посредникам.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

  • 1) стабильного экономического роста;
  • 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
  • 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • 1) государственные закупки;
  • 2) налоги;
  • 3) трансферты.

Различают фискальную политику дискреционную и (недискреционную ).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. инфляция дефицит фискальный налог

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

  • 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
  • 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
  • 3) пособия по безработице;
  • 4) пособия по бедности.

При дискреционной финансовой политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной финансовой политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице). Эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит - дефицит госбюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Циклический излишек - излишек госбюджета, вызванный автоматическим увеличением налоговых поступлений и уменьшением государственных трансфертов на фоне подъема деловой активности.

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета

  • 1. Монетизация бюджетного дефицита;
  • 2. Внешнее долговое финансирование;
  • 3. Внутреннее долговое финансирование.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

  • · Удается организовать концессионное финансирование;
  • · На внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
  • · Торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
  • · Первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

Первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в нацбанке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции.

Таким образом, дефицит бюджета возникает, когда ежегодные расходы бюджета превышают его ежегодные доходы. Для финансирования дефицита используют три основных способа: монетизация, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Каждый из способов несет в себе определенные положительные и негативные моменты.

Существует два типа фискальной политики.:

Дискреционная фискальная политика -- сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Основными механизмами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение.

Проиллюстрируем влияние государственных расходов на совокупный спрос. Поскольку в данном случае рассматривается лишь одна составляющая фискальной политики -- государственные расходы, будем исходить из того, что налоги равны нулю.

На оси абсцисс отложена величина ЧВП (чистый внутренний продукт), а на оси ординат -- совокупные расходы. Состояние, при котором вся величина ЧВП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под утлом 45°. Тогда в любой точке этой прямой совокупные расходы равны величине ЧВП в этой точке.

Если функция совокупного спроса AD1 = С+ I дает равновесный ЧВП1, то функция совокупного спроса АD2 = С+ I + G дает его более высокий уровень -- ЧВП2.

Государственные расходы подобно инвестициям обладают эффектом мультипликации. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает равновесный ЧНП в результате роста государственных расходов: k = ДЧВП/ДG .

Иными словами, государственные расходы в случае своего роста, подобно инвестициям, могут вызывать значительный рост равновесного объема ЧВП. В случае же сокращения государственные расходы приводят к значительному сокращению равновесного ЧВП. Подобный механизм влияния государственных закупок на объем национального производства предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для увеличения выпуска продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции. Наименьшими мультипликативными свойствами обладают закупки продуктов сельского хозяйства, добывающей промышленности и первичной обработки сырья, а наибольшими мультипликативными свойствами -- закупки оборудования, машин, техники. В практике промышленно развитых стран макроэкономическое регулирование через государственные закупки чаше всего осуществляется через военные заказы и строительные контракты.

Рассмотрим теперь влияние налогов на объем национального производства. Налоги выполняют в экономики три функции: фискальную (основной источник бюджетных доходов), перераспределительную (корректировка неравномерного первичного распределения доходов), регулирующую (средство воздействия государства на экономику). С фискальной точки зрения, повышение налогов приведет к пополнению государственной казны. С перераспределительной точки зрения, имеет смысл высокое налогообложение доходов богатых слоев общества с целью пополнения доходов малообеспеченного населения. С точки зрения регулирования, государство стремится не столько увеличивать налоговые ставки, сколько использовать их для позитивного воздействия на ход экономической деятельности. Все эти функции надо совместить так, чтобы получить наилучший общий результат.

Введение налога приводит к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков. Сокращение доходов налогоплательщиков, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережений при каждом уровне ЧВП. Размер этого сокращения определяется величиной Предельной склонности к потреблению (MPC) и предельной склонности к сбережению (MPS). Изменение величины потребительских расходов вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ДС= ДT x МРС. Аналогично, изменение величины сбережений вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ДS = ДT x MPS. Воздействие роста налогов на равновесный ЧВП продемонстрировано на рисунке ниже.

При постоянных инвестиционных и государственных расходах введение налога приводит к сокращению совокупного спроса и, следовательно, сокращению равновесного ЧВП. Противоположная картина будет наблюдаться при сокращении налогов.

Налоги, подобно инвестициям и государственным расходам, обладают мультипликационным эффектом. Однако мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, так как, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ЧВП. Изменение налоговых ставок может использоваться либо для стимулирования экономического роста в фазе спада (кризиса), либо, наоборот, для сдерживания роста производства и предотвращения чрезмерного повышения цен в фазе подъема.

Недискреционная фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Встроенные (автоматические) стабилизаторы -- автоматически действующие нормы, которые вступают в действие без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Иными словами, необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Дело в том, что многие законы по структуре налогообложения и затратных механизмов сформулированы так, что бюджетно-налоговая политика при перемене экономических условий изменяется автоматически. Это так называемая автоматическая, или встроенная, стабильность. Автоматический стабилизатор -- любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

Основными автоматическими стабилизаторами являются трансфертные платежи и налоговая система, прежде всего прогрессивные налоги. Социальные выплаты (трансферты) -- платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров или услуг. Трансфертные платежи (выплаты пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам) сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства. Налоговые платежи ведут себя прямо противоположно. Налоги -- обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц. Почти все налоги увеличивают налоговые поступления по мере роста ЧВП. Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения -- увеличение налоговой ставки по мере роста дохода. Так, налоги на прибыль корпораций и на личные доходы чаще всего рассчитывается по прогрессивной шкале. И напротив, в случае падения ЧВП налоговые поступления от всех этих источников будут падать.

Тенденция налогов автоматически изымать часть каждой дополнительной денежной единицы ЧВП означает, что величина мультипликатора сокращается. Любое падение инвестиций, благодаря автоматическим стабилизаторам, ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину, т. е. сокращение инвестиций будет оказывать уменьшенное влияние на экономическую систему. Однако не следует преувеличивать роль встроенных стабилизаторов. Они только ограничивают размах или глубину экономических колебаний, но не могут преодолеть эти нарушения на 100 %. Остальная часть нарушений устраняется дискреционной фискальной и кредитно-денежной политикой.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета (разность между поступлениями и доходами и отчислениями и расходами) в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику

Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Сразу отмечу, что в России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

В мировой же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Обычно в государственном долге видят две опасности: во-первых, возможность банкротства нации, и, во-вторых, опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.

По поводу первой «опасности» можно отметить следующее: никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования (при наступлении срока погашения облигаций правительство продает новые облигаций и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций); взимания новых налогов (с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых денег.

Что касается второй «опасности», то специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе; В большинстве случаев - внутренний долг это только отношения между гражданами страны. Он является одновременно и государственным кредитом.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Дефицит госбюджета - показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

реструктуризация государственного внешнего долга;

усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

упорядочение действующей системы социальных льгот.

Профицит бюджета

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ - К > РБ - ОГД,

ДБ - доходы госбюджета;

К - кредиты и займы;

РБ - расходы госбюджета;

ОГД - обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное, сознательное изменение государственных расходов и налогов со стороны государства в целях изменения национального объема производства, занятости, ускорения экономического роста.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – предполагает изменение государственных расходов и налогов в результате циклических колебаний совокупного спроса.

Встроенные стабилизаторы: прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Они нивелируют циклические колебания совокупного спроса.

Фискальная политика будет экспансионистской , если приводит к росту совокупных расходов. Это происходит, когда государство:

1. увеличивает расходы,

2. сокращает чистые налоги.

Фискальная политика будет рестриктивной , если она ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда:

1. снижаются государственные расходы,

2. увеличиваются чистые налоги.

Бюджетный дефицит. Государственный долг.

Дефицит бюджета наблюдается тогда, когда расходы бюджета превосходят доходы. Существует три способа его финансирования:

1. монетизация (т.е. финансирование за счет включения печатного станка);

2. выпуск займов (эмиссия государственных ценных бумаг). В противном случае возникает так называемый эффект вытеснения ;

3. прирост налоговых поступлений в бюджет.

Государственный долг – это временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска государственных ценных бумаг. Увеличение государственной задолженности является важным источником государственных расходов.


Тема 8. Деньги, денежное обращение. Кредитная система государства.

Введение

Основные вопросы:

1. Деньги и их функции. Структура денежной системы.

2. Кредитная система государства.

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, М. «Дело и Сервис», 2005, глава 7, стр. 147–149, глава 8, стр. 168–169.

В данной теме студенту необходимо акцентировать свое внимание на следующих понятиях:



· функции денег;

· денежные системы;

· натуральные деньги;

· символические деньги;

· инструменты кредитного рынка;

· инструменты финансового рынка;

· основные и производные инструменты финансового рынка;

· денежное обращение.

Теоретический материал.

Чтобы идти дальше в построении полной модели равновесия, отражающей взаимодействие трех совокупных рынков – товарного, финансового и ресурсного, необходимо рассмотреть функционирование финансового рынка. Финансы в узком смысле это денежные средства общества, находящиеся в руках различных институциональных собственников . Не всякие деньги являются финансами, но всякие финансы выступают в форме денег. Деньги становятся финансами в результате общественных отношений по их сбору в особые фонды с каким-либо целевым назначением. Например, деньги, собираемые домохозяйством для покупки автомобиля, не являются финансами, а деньги, собираемые в госбюджет для нужд государства, выступают финансами.

Движение финансовых средств между различными субъектами образует финансовый рынок. Финансовый рынок – это механизм перераспределения денежного капитала между кредиторами и заемщиками, между собственниками денежных средств и предпринимателями, вкладывающими их в бизнес.Финансовый рынок олицетворяет совокупность рыночных институтов, направляющих потоки денежных средств от кредиторов к заемщикам.

Финансовый рынок может быть разделен на две относительно самостоятельные части – рынок денег как таковых, т.е. денежный рынок, и рынок капиталов. На денежном рынке осуществляется движение краткосрочных средств, а на рынке капиталов – долгосрочных.

Вопрос 1.

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Деньги это такое финансовое средство, которое используется для покупки других товаров. Рынок невозможен без денежного обращения. Обращение денег – это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг на всех трех рынках.

Деньги выполняют три очень важные функции :

· функцию средства обращения – выступают посредниками при обмене товаров;

· функцию меры стоимости – позволяют выразить стоимость всех товаров в едином масштабе, в качестве которого выступает национальная денежная единица (франк, доллар, рубль);

· функцию сохранения стоимости (накопления) – деньги выступают здесь в роли отложенного на будущее платежеспособного спроса.

Деньги в качестве покупательного средства возникли в глубокой древности. Долгое время в качестве денег выступало золото и другие благородные металлы. Поскольку в функции средства обращения деньги выступают мимолетным посредником, но в процессе обращения значительно изнашиваются, возникла идея замены их в обращении денежными знаками из более дешевых материалов. К середине 18 столетия в Европе, Северной Америке, России (с 1769 г.) появилисьбумажные деньги. Они прошли несколько этапов в своем развитии.

Современные бумажные деньги – кредитные деньги, они представляют собой долговые обязательства государства и в отличие от золотых монет не имеют внутренней стоимости.

Покупательная способность современных денег, не имеющих внутренней стоимости, определяется соотношением стоимости товарной массы и массы покупательных средств. В качестве покупательных средств выступают не только наличные деньги, но и безналичные.

Безналичные деньги – это особые инструменты расчетов, производимых банками, когда покупатель с помощью чеков, кредитных (пластиковых) карточек и иных средств поручает банку перевести определенную сумму денег со своего счета на счет продавца или выдать ему наличные.

Совокупность наличных и безналичных платежных средств, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство, образует денежную массу .

Кроме этого в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые непосредственно не используются как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на расчетных счетах, в сберегательных вкладах, депозитных сертификатах и т.п. Такие компоненты денежного обращения общепринято называть «квазиденьгами» (от латинского quasi – «как будто», «почти»). Экономисты называют их ликвидными активами.

Ликвидность какого-либо имущества или активов означает возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Самым ликвидным видом активов являются деньги, они обладают абсолютной ликвидностью. Квазиденьги относятся к ликвидному виду богатства, но разные их виды обладают разной степенью ликвидности.

С учетом выше изложенного в структуре денежной массы выделяют денежные агрегаты , различающиеся по степени ликвидности . В разных странах по-разному производится агрегирование: выделяют два, три и более агрегатов. В РФ принята следующая система денежных агрегатов:

М0 – наличные деньги;

Н – денежная база; она включает в себя М0 плюс обязательные резервы коммерческих банков, плюс средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ;

М1 = Н плюс средства предприятий на текущих счетах в КБ, плюс депозиты населения до востребования, плюс средства страховых компаний;

М2 = М1 плюс срочные депозиты;

М3 = М2 плюс депозитные сертификаты, плюс некоторые виды государственных ценных бумаг.

Наиболее значимыми для анализа являются агрегаты Н и М2 .

Необходимо обратить внимание, что в состав денежной массы не включаются наличные деньги, находящиеся в сейфах банков.

Денежная масса возрастает за счет двух факторов:

а) выпуск в обращение Центральным банком дополнительного количества денег (денежной эмиссии),

б) расширение кредитов коммерческих банков.

Вопрос 2.

В рыночной экономике время от времени складывается ситуация, когда у одних субъектов возникают временно свободные денежные средства, в то время как у других возникает временная потребность в дополнительных средствах. Кредитная система позволяет взаимовыгодно разрешить данное противоречие.

Кредитная система государства это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредитная система складывается из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. К небанковским кредитно-финансовым институтам относятся инвестиционные, финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, разного рода сберегательные кассы, кассы, ломбарды и пр.

Банковская система , как правило (в том числе и в России), имеет двухуровневое строение. Верхний уровень банковской системы образует государственный центральный банк (или совокупность банковских учреждений с полномочиями центрального банка). Нижний уровень при двухуровневой системе образует совокупность коммерческих банков, среди которых могут быть как частные, так и государственные.

Центральные банки (ЦБ) выполняют ряд очень важных для экономики функций, среди которых могут быть выделены следующие:

· эмиссия национальных денежных знаков;

· контроль и общий надзор за деятельностью кредитных учреждений;

· хранение государственных золотовалютных резервов и ведение счетов правительства;

· кредитование коммерческих банков и хранение их резервных фондов;

· денежно-кредитное регулирование экономики.

Центральный банк полностью свободен в своей деятельности и подотчетен только Парламенту.

Коммерческие банки (КБ) выполняют разнообразные операции, всю совокупность которых можно подразделить на пассивные (привлечение средств) иактивные (размещение средств). Кроме того, банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами клиента).

Цель коммерческого банка состоит в максимизации прибыли, нераспределяемая часть которой служит увеличению собственного капитала банка, что способствует обогащению его владельцев.

Для поддержания своей ликвидности, под которой понимается способность банка выполнить свои обязательства перед вкладчиками , он должен постоянно иметь определенный резерв денежных средств. Центральный банк государства устанавливает для коммерческих банков норму обязательных резервов, которая представляет собой отношение величины обязательных резервов к обязательствам банка по бессрочным (а иногда и по срочным) вкладам. Величина этого норматива зависит от конкретной экономической ситуации и стоящих перед ЦБ задач, но она одинакова для всех коммерческих банков страны.

Норму обязательных резервов следует отличать от их суммы , при уменьшении объема депозитов будет сокращаться и сумма обязательных резервов при той же норме.

Разница между суммой депозитов и суммой обязательных резервов образует избыточные резервы (свободные ресурсы) банка, которые банк может выдавать в кредит.

Политика КБ проявляется в управлении банковским портфелем , включающим активы и пассивы банка.

Активы банка в балансовом отчете всегда показываются с левой стороны (кредит) и включают в себя:

Ø кассовую наличность банка;

Ø выданные ссуды;

Ø ценные бумаги, недвижимость и др. объекты «реальной» собственности, которыми владеет банк.

Пассивы банка в балансовом отчете всегда показываются с правой стороны (дебет) и представляют собой все требования к банку (кроме требований самих владельцев), важнейшие среди них банковские депозиты (вклады).

Большая доля банковских операций в странах с развитой рыночной экономикой приходится на так называемые забалансовые операции. Такое название они получили потому, что не относятся ни к активным, ни к пассивным и не находят отражения в балансовых счетах. В некоторых странах доля прибыли банков от забалансовых операций достигает 30–40% от общего ее объема. Кроме ранее названных посреднических и доверительных операций к забалансовым операциям относится:

· лизинг (приобретение по заявкам клиентов с последующей сдачей им в аренду движимого и недвижимого имущества);

· факторинг (выкуп банком долговых обязательств);

· консалтинг (продажа консультационных услуг коммерческим предприятиям).

Кроме этого еще можно назвать такие виды забалансовых операций, как обмен иностранных валют, обслуживание операций по кредитным карточкам, предоставление банковских гарантий, брокерские операции. Но основным (родовым) видом деятельности банков все же остается кредитование.

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента. Ставка процента (банковская процентная ставка) устанавливается на основе соотношения спроса и предложения и представляет собой выраженное в процентах отношение платы за кредит к сумме предоставленного банком кредита.

Кредит выполняет важные функции в рыночной экономике:

Во-первых , кредит позволяет существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые бы определялись размерами собственного денежного капитала каждым предприятием (фирмой).

Во-вторых , кредит выполняет перераспределительную функцию, обеспечивая возможность направлять временно свободные денежные средства предприятий, государства и домохозяйств в наиболее прибыльные сферы экономики.

В-третьих , кредит содействует экономии издержек обращения.

В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные формы, основными из которых являются коммерческий и банковский кредит.

Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу.

Банковский кредит это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями любым хозяйственным субъектам в виде денежных ссуд. Банковский кредит подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Особый вид долгосрочного кредита – ипотечный кредит . Он предоставляется в виде долгосрочных ссуд (от 10 до 30 лет) под залог недвижимости.