Мода сегодня

Человек люди ребенок дети русский язык. Шокирующие реальные истории про одичавших детей, выросших среди животных. Значение социального развития ребенка

Человек люди ребенок дети русский язык. Шокирующие реальные истории про одичавших детей, выросших среди животных. Значение социального развития ребенка

Все молодые родители и родственники семьи в первое время после родов сильно озабочены вопросом, на кого похож ребенок. Одни видят в нем больше черт отца, другие - матери. Но новорожденные быстро меняются, поэтому окончательная схожесть с тем или иным родителем проявляется только в более-менее взрослом возрасте. На протяжении всего этого процесса формирования нового человека старшие члены рода не устают задаваться вопросом, почему же малыш вобрал в себя столько черт одного, а не другого родителя.

Такие разные гены

Всё - внешние черты, характер, даже то, как человек будет принимать важнейшие в жизни решения - очень сильно зависит от генов, которые ему достались. 50% из этого генетического материала малыш получает от матери, вторые 50% - от своего отца. Но и каждый из родителей в свою очередь унаследовал по 50% генов от своих родителей, а те - от своих и так далее. В результате этих постоянных смешений (как говорят генетики, «скрещиваний») в клетке каждой человеческой особи содержится целый генетический коктейль.

Гены по доле своего участия в строении нового организма делятся на доминантные и рецессивные.

К доминантным вообще в человеческой популяции относятся гены нормального зрения и слуха, праворукости, среднего роста, нормального усвоения глюкозы, темных волос и еще тысяч других особенностей. Большая часть людей соответствует этим признакам, отсортированным эволюцией за миллионы лет.

Рецессивными считаются гены слепоты и глухоты, леворукости, аномально высокого или низкого роста, склонности к сахарному диабету, блондинистых волос и др. Люди с такими признаками в популяции представлены в меньшинстве. Все эти гены - рецессивные и доминантные - и определяют черты каждого нового поколения.

Сочетаемость генов и внешность детей

Но и у каждой ветви (рода) людей есть свои доминантные и рецессивные гены. В роду отца, например, могут быть доминантными гены рыжих волос и конопатости. Если в ДНК матери есть такой же рецессивный ген, но он не проявился в ее внешности (например, женщина - блондинка с чистой кожей), то большинство детей этой пары наверняка будут рыжими и конопатыми.

Блондины с чистой кожей будут в абсолютном меньшинстве. Также велика вероятность появления рыжеволосых младенцев без конопушек. Отец будет очень гордиться, что отпрыски все, как один, пошли в него. На самом же деле, просто встретились соответствующие гены родителей.

Но даже в том случае, если у матери нет гена «рыжести и конопатости», как минимум, один из четырех ее детей будет точной копией рыжеволосого отца. Тут действует еще один закон генетики: доминантный ген каждого из родителей проявляется в соотношении 1:2:1 (в любой последовательности). Выражается это приблизительно так: один потомок будет блондином, другой - рыжим и конопатым, а еще двое будут иметь смешанные признаки обоих родителей. Причем, засчитываются все попытки: даже если мать решила не рожать ребенка и сделала аборт, скрещивание уже произошло и «коктейль» генов образовался. Следующая беременность, которая закончилась родами либо выкидышем, является вторым вариантом скрещивания. И так до будет продолжаться до тех пор, пока пара будет зачинать детей.

Нельзя забывать и о том, что доминантных и рецессивных генов в каждой ДНК множество, поэтому всевозможных сочетаний может быть масса. Только «самые сильные» проявятся и будут заметны во внешности и характере ребенка. опубликовано

фото © Yulia Taits

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Современные родители в большинстве случаев воспитывают детей иначе, чем 20 или 30 лет назад. Но, как и раньше, они хотят, чтобы их дети были счастливы, не имели проблем, хорошо учились и чтобы у них успешно сложилась жизнь.

сайт узнал, чем похожи родители, у которых получилось воспитать счастливых и успешных детей.

У большинства родителей сегодня действительно очень плотное расписание. Конечно, когда устал, легче всего включить ребенку телевизор. Но ведь можно проводить время с детьми так, чтобы было интересно и им, и вам. Дети забудут, что вы им купили, а время, приятно и с пользой проведенное вместе, - никогда .

Доказано, в частности, что теплые отношения с отцом увеличивают шансы ребенка, уже будучи взрослым, создать крепкие отношения и быть счастливым в паре.

Ученые пришли к выводу, что регулярные семейные обеды напрямую связаны с более низкими показателями депрессии и суицидальных мыслей у подростков.

Дети, которые регулярно ужинают со своими родителями, также имеют более позитивный взгляд на будущее по сравнению с их сверстниками, которые не едят в кругу семьи. Совместные приемы пищи здорово объединяют, важно только не контролировать детей и отключать в это время телевизор.

Детям важна возможность заботиться о других, умение благодарить людей , которые вносят вклад в их жизнь. показывают: люди, которые привыкли выражать благодарность, более склонны оказывать поддержку другим, более сострадательны и легче прощают, у них реже бывают проблемы со здоровьем, и они ощущают себя счастливее.

Исследователи Университета Пенсильвании и Университета Дюка изучили 700 детей. Первая часть исследования проводилась, когда дети ходили в детский сад, вторая - когда исследуемым исполнилось 25 лет. Оказалось, что коммуникабельные дети , которые сотрудничали со сверстниками, гораздо чаще получали высшее образование и работали полный рабочий день.

Те, кто имел ограниченные социальные навыки, чаще совершали преступления и употребляли алкоголь.

Привычка влиять на поведение ребенка шлепками и затрещинами не приводит к желаемому поведению. Вместо этого дети будут придумывать разные способы, чтобы не попасться в следующий раз. Все это может привести к тому, что ребенок вырастет хитрым и изворотливым . Дети, которые не испытывают эмоционального насилия в семье, лучше контролируют свои эмоции и не подвержены депрессии , у них лучше развита память .


Ребенок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.

Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию, чем грубое и жестокое обращение с ребенком.

Необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не поступками ребенка, а усталостью взрослых, неприятностями и неудачами, раздражением. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Главное – это любовь мамы и папы к своему ребенку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

Ребенок, окруженный разумной родительской любовью, растет чаще всего дружелюбным и приветливым по отношению ко всему окружающему миру.

Детей учит то, что их окружает …

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждат ь .

Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться .

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким .

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым .

Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым .

Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе .

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать .

Фото-проект, посвящённый современным маугли — детям, выросшим среди животных, — стал одним из самых громких и потрясающих проектов, созданных лондонским фотографом немецкого происхождения Джулией Фуллертон-Баттен. Эти постановочные фотографии вскрывают жуткие проблемы современного общества, в котором, к сожалению, и до сих пор есть место таким анти-социальным явлениям, как детская беспризорность.

В основе фото-проекта лежат реальные истории детей, которые когда-то потерялись, были украдены или просто брошены своими родителями на произвол судьбы.

1. Лобо, девочка-волк, Мексика, 1845-1852

В 1845 году эта девушка была замечена бегающей на четвереньках вместе со стаей волков, атаковавших стадо коз. Год спустя она была замечена едящей козу вместе с волками. Девушку удалось поймать, но она сбежала. В 1852 году она снова была замечена — на этот раз сосавшей волчицу, но ей снова удалось убежать в лес от пытавшихся поймать её людей. Больше её никогда не видели.

2. Оксана Малая, Украина, 1991

Оксана была найдена живущей с собаками. Ей было 8 лет, и с 6 лет она жила с животными. Родители девочки были алкоголиками и однажды просто забыли её на улице. Трёхлетняя девочка в поисках тепла пробралась в загон с животными, где и уснула среди беспородных собак, которые тогда и спасли ей жизнь. Когда девочку нашли, она вела себя скорее как собака, чем как человеческий ребёнок. Она бегала на четвереньках, высунув язык, скалилась и лаяла. Из всех человеческих слов она понимала только «да» и «нет». Интенсивная терапия помогла вернуть Оксане социальные и вербальные навыки, но только на уровне пятилетнего ребёнка. Теперь она живёт в клинике в Одессе и ухаживает за животными на ферме при учреждении.

3. Шамдео, Индия, 1972

Этот четырёхлетний мальчик был обнаружен в лесах Индии, играющим с волчатами. У него была тёмная кожа, заострённые зубы, длинные крючковатые ногти, спутанные волосы и мозоли на ладонях, локтях и коленях. Ему нравилось охотиться на кур, он мог есть землю, имел тягу к крови и скитался с бездомными собаками. Его удалось отучить есть сырое мясо, но он так никогда и не заговорил, просто приучившись немного понимать язык жестов. В 1978 году его отдали в приют-хоспис Матери Терезы для нищих и умирающих в Лакхнау, где он получил новое имя — Паскаль. Он умер в феврале 1985 года.

4. Права (мальчик-птица), Россия, 2008

Права, 7-летний мальчик, найденный в двухкомнатной квартире своей 31-летней матери. Малыш был заперт в комнате, сплошь уставленной птичьими летками с десятками декоративных птиц, среди корма и помёта. Мать обращалась со своим сыном как с одним из домашних питомцев. Она никогда не причиняла ему физических страданий, не била его, не оставляла голодным, но никогда и не разговаривала с ним, как с человеком. Мальчик общался только с птицами. Он не умел говорить, зато умел щебетать. Когда его не понимали, он начинал махать руками, будто птица крыльями.

Права был перемещён в центр психологической помощи, где проходит реабилитацию.

5. Марина Чапман, Колумбия, 1959

Марина была похищена в 1954 году из отдаленной деревни в Южной Америке, в возрасте 5 лет и брошена её похитителями в джунглях. Она жила с семьей маленьких обезьян-капуцинов в течение пяти лет, прежде чем была случайно обнаружена охотниками. Девочка питалась ягодами, кореньями и бананами, которые роняли обезьяны; она спала в дуплах деревьев и передвигалась на четвереньках. Однажды девочка получила пищевое отравление. Старая обезьяна привела её к луже воды и заставила пить до тех пор, пока ту не вырвало, после чего девочке стало лучше. Марина подружилась с маленькими обезьянками, благодаря которым научилась лазить по деревьям и распознавать, что безопасно употреблять в пищу.

Девочка полностью утратила способность говорить к тому времени, как была найдена охотниками. К сожалению, ей и после этого пришлось не сладко, так как охотники продали её в бордель, откуда она сбежала, после чего долго скиталась по улицам. Потом она попала в рабство к семье, промышлявшей тёмными делами, и пробыла там до тех пор, пока её не спас сосед, отправивший её жить к своей дочке и зятю в Боготу. Новая семья удочерила девочку, и та стала жить вместе с их пятью родными детьми. Когда Марина достигла совершеннолетия, ей предложили функцию экономки и няни для семьи родственников. В 1977 году вместе со своей новой семьёй Марина переехала в Брэдфорд (Великобритания), где она живёт и сегодня. Она вышла замуж и родила детей.

Вместе со своей младшей дочерью Марина написала книгу о своём непростом детстве, проведённом в диком лесу, и обо всём, что ей пришлось пережить впоследствии. Книга называется «Девушка без имени».

6. Мадина, Россия, 2013

Мадина жила с собаками с рождения и до тех пор, пока ей не исполнилось 3 года. Она ела с собаками, играла с ними и спала с ними вместе в холодное время года. Когда в 2013 году социальные работники нашли её, девочка передвигалась на четвереньках, была совершенно голой и рычала, как собака. Отец Мадины бросил семью вскоре после её рождения. Её 23-летняя мать стала злоупотреблять алкоголем. Она всегда была слишком пьяна, чтобы заботиться о ребёнке, и часто исчезала из дома. Также часто мать выпивала и пировала с собутыльниками в то время, как её малолетняя дочь грызла кости на полу, вместе с собаками.

Когда мать злилась на неё, девочка убегала на улицу, в соседние дворы, но никто из детей не играл с ней, потому что она не умела разговаривать и только рычала и дралась со всеми. Со временем собаки стали лучшими и единственными друзьями девочки.

По словам врачей, несмотря на всё это, девочки физически и умственно здорова. Есть достаточно высокие шансы, что она сможет вести обычную жизнь после того, как научится говорить и приобретёт необходимые для своего возраста человеческие навыки.

7. Дженни, США, 1970

Когда Дженни была ребёнком, её отец решил, что она умственно-отсталая, поэтому постоянно держал её на детском стульчике-горшке в одной из маленьких комнаток дома. Более 10 лет девочка провела в этой «одиночной камере». Ей даже спать приходилось на этом стуле. Дженни было 13 лет, когда её мать пришла с ней в социальную службу и соцработники заметили странности в поведении девочки. Она всё ещё не была приучена к обычному туалету и имела довольно странную походку. Также она не умела разговаривать или издавать какие-либо членораздельные звуки. Девочка всё время плевалась и царапала себя.

В течение довольно долгого времени Дженни была объектом исследования. Специалисты обучали её, и она даже выучила несколько слов, но не была способной собрать их в единую грамматическую конструкцию. Со временем девочка научилась читать короткие тексты и приобрела минимальные навыки социального поведения. Ей довелось ещё немного пожить с её матерью, а потом она жила в разных приёмных семьях, где, к сожалению, прошла через унижения, домогательства и насилие.

После всего перенесённого, девочку удалось вернуть в детскую больницу, где врачи констатировали явный регресс в её развитии — она снова вернулась в прежнее молчаливое состояние. В 1974 году финансирование на лечение и исследование Дженни прекратилось, и довольно долгое время ничего не было известно ни о ней, ни о её местонахождении. Многое время спустя частному детективу удалось найти её в одном из медучреждений для умственно-отсталых взрослых.

8. Мальчик-леопард, Индия, 1912

Этого двухлетнего мальчика утащила в джунгли самка леопарда. Три года спустя охотник убил её и обнаружил в логове трёх детёнышей, одним из которых был пятилетний мальчик. Ребёнка вернули индийской семье в отдалённой заброшенной деревушке, из которой он был похищен. Когда мальчика впервые поймали, он мог бегать на четвереньках так же быстро и ловко, как может бегать на своих двоих обычный взрослый человек. Колени мальчика были покрыты грубыми мозолями, пальцы рук были согнуты практически под прямым углом (для более удобного вскарабкивания на деревья). Он кусался, рычал и дрался со всеми, кто пытался к нему подойти.

Впоследствии мальчика удалось приучить к человеческому поведению, и он даже стал ходить вертикально. К сожалению, немногим спустя он практически полностью ослеп из-за катаракты. Болезнь была наследственной в его семье и никак не была связана с его «приключениями» в джунглях.

9. Суджит Кумар (мальчик-курица), Фиджи, 1978

Родители запирали мальчика в курятнике за дисфункциональное поведение, которое он демонстрировал, будучи ребёнком. Мать Кумара покончила жизнь самоубийством, а отец был убит. Ответственность за ребёнка взял на себя его дедушка, но и он тоже продолжал держать мальчика запертым в курятнике.Ему было 8 лет, когда соседи увидели его на дороге, клюющим что-то в пыли и кудахтающим. Его пальцы рук были скрючены наподобие куриных лапок.

Социальные работники отвезли мальчика в местный дом престарелых, но там, из-за агрессивного поведения, он был привязан к кровати и провёл в таком положении более 20 лет. Сейчас ему уже за 30, и за ним ухаживает Элизабет Клейтон, некогда спасшая его из дома.

10. Камала и Амала, Индия, 1920

Камала, 8 лет, и Амала, 12, были найдены в 1920 году в логове волков. Это один из самых известных случаев, связанных с «дикими детьми». Предположительно, они были найдены преподобным Джозефом Сингхом, который прятался на дереве над пещерой, где были замечены девочки. Когда волки покинули логово, священник увидел две фигуры, выходящие из пещеры. Девочки выглядели ужасающе, передвигались на четвереньках и совсем не были похожи на людей.

Мужчине удалось схватить девочек, когда они спали, свернувшись вместе калачиком. Девочки срывали с себя одежду, которую на них надевали, они царапались, дрались, выли и не ели ничего, кроме сырого мяса. За время пребывания с волками, все их суставы деформировались и конечности больше походили на лапы. Девочки не демонстрировали никакого интереса в общении с людьми. Но их зрение, слух и обонятельные способности были просто потрясающими!

Амала скончалась через год после того, как девочки начали жить среди людей. Камала научилась произносить несколько фраз и ходить на двух ногах, но в возрасте 17 лет тоже умерла от почечной недостаточности.

11. Иван Мишуков, Россия, 1998

Мальчик подвергался насилию со стороны своих родителей и убежал из дома, когда ему было всего 4 года. Он был вынужден скитаться по улицам и попрошайничать. Он подружился со стаей бродячих собак и вместе с ними слонялся по улицам и делил с ними свою еду. Собаки приняли мальчика, стали уважительно к нему относиться и, в конечном итоге, он даже стал кем-то вроде их вожака. Два года Иван прожил вместе с собаками до тех пор, пока него не обнаружили и не отдали в приют для беспризорных детей.

Тот факт, что мальчик находился среди животных сравнительно не долгое время, положительно сказался на его способности к восстановлению и социализации. Сегодня Иван живёт обычной жизнью.

12. Мари Анжелика Мемми Ле Блан (дикая девушка из Шампани), Франция, 1731

Кроме периода детства, история этой девушки из 18 века, на удивление, хорошо задокументирована. За 10 лет скитаний она в одиночку прошла тысячи километров по лесам Франции, питаясь кореньями, растениями, лягушками и рыбой. Вооружённая только дубинкой, она отбивалась от диких животных, в основном от волков. Когда её поймали люди (в возрасте 19 лет), девушка была совершенно темнокожей, со спутанными волосами и твёрдыми скрюченными когтями. Когда девушка опускалась на четвереньки, чтобы попить воды из реки, она постоянно была в боевой готовности и озиралась по сторонам, будто ожидая внезапного нападения. Мари не знала человеческую речь и могла общаться только при помощи рычания или воя.

В течение многих лет она так и не прикасалась к приготовленной пище, предпочитая есть сырых куриц и кроликов. Её пальцы оставались скрюченными и она использовала их для выкапывания кореньев или лазанья по деревьям. В 1737 году королева Польши, мать французской королевы, будучи на пути к Франции, взяла Мемми с собой на охоту, где девушка показала себя по-прежнему способной бегать по-звериному — достаточно быстро, чтобы поймать и убить диких кроликов.

Однако и восстановление девушки от последствий её десятилетнего пребывания в дикой природе были замечательными. У неё появилось несколько богатых покровителей, она научилась читать, писать и свободно говорить по-французски. Она скончалась в Париже в 1775 году, в возрасте 63 лет.

13. Джон Ссебунья (мальчик-обезьяна), Уганда, 1991

В возрасте 3 лет мальчик сбежал из дома, увидев, как его отец убил его мать. Малыш спрятался в джунглях и прижился в семействе диких обезьян. В 1991 году, когда ему было 6 лет, мальчика случайно обнаружили охотники и отдали в приют для сирот. Когда его там отчистили и отмыли от грязи, оказалось, что тело ребёнка полностью покрыто жёсткими волосами.

Рацион мальчика в джунглях составляли в основном коренья, листва, батат, орехи и бананы. Он также был заражён опасными кишечными червями, длина которых достигала до полу-метра.

Джон сравнительно легко поддался обучению и воспитанию, научился разговаривать и даже показал талант к пению! Благодаря этому впоследствии он даже гастролировал по Великобритании с мужским хором.

14. Виктор (дикий мальчик из Аверона), Франция, 1797

Виктор впервые был обнаружен в конце 18-го века в лесах Св. Сернен-сюр-Ранс, на юге Франции. Он был пойман людьми, но каким-то образом ему удалось снова сбежать. В января 1800 года мальчик был вновь пойман. Ему было около 12 лет, его тело было полностью покрыто шрамами, и ребёнок был не в состоянии произнести ни слова. Считается, что он провёл в дикой природе около 7 лет.

Испытывая способность мальчика переносить низкие температуры, французский профессор биологии отправлял Виктора раздетым гулять по улицам в снег. Как ни странно, мальчика это совершенно не удручало, и он чувствовал себя на удивление спокойно даже в таких условиях.

Однако при попытках научить парня разговаривать и вести себя, как подобает в обществе, все учителя терпели фиаско. Возможно, мальчик был способен слышать и разговаривать до того, как оказался в дикой природе, но после возвращения в цивилизацию он больше никогда не был на это способен. Он умер в одном из парижских научно-исследовательских институтов в возрасте 40 лет.

Пять лет назад в России был взят курс на инклюзивное образование, и сегодня ребенок с синдромом Дауна или ДЦП может учиться в одном классе с обычными, условно нормативными детьми. Однако нередко эта инклюзия встречает сопротивление - подчас даже агрессивное - со стороны остальных учеников.

Во многом это неприятие связано с тем, что дети просто не знают, как общаться с теми, кто хоть немного отличается от них самих : тема инаковости в обществе не то чтобы табуирована, но дискурс еще не оформился до конца, и родителям бывает сложно подобрать правильные слова. Как научить своего ребенка принимать других такими, какие они есть, и чему разные дети могут научить друг друга, рассказывает психолог и колумнист «Летидора» Ольга Маховская.

Дети могут достаточно долго не замечать, что кто-то из их окружения чем-то выделяется - просто потому, что первые годы жизни их мир полностью эгоцентричен, и все люди делятся на тех, кто может быть полезен (с кем можно играть, кто может помочь, кто умеет то, что пока не умеют они), а кто нет. Поэтому примерно до 3-4 лет они просто не воспринимают индивидуальные - не имеющие пока для них основополагающего значения - особенности других людей. Ощущение значимости сверстника нарастает постепенно и формируется примерно к пяти годам. Кроме того, к этому времени постепенно оформляется определенный тип мышления, необходимый для понимания абстрактных понятий.

Показательны результаты социального эксперимента, который проводился в Москве и Воронеже несколько лет назад. Детям в возрасте от 4 до 6 лет показывали фотографии ребенка с особенностями развития, и ни один из участников эксперимента не мог сказать, чем тот отличается от них.

Это говорит о том, что изначальная установка у всех детей, независимо от интеллектуального потенциала и социального происхождения, максимально нейтральная, поэтому, подобрав правильные слова и обеспечив здоровую среду, легко можно воспитать в ребенке толерантность, эмпатию и способность сопереживать.

В 6 лет дети быстро усваивают новую информацию, поэтому здесь так важна роль родителей - именно от них зависит, как ребенок всю последующую жизнь будет относиться к особенным людям. Детям необходимо объяснить, что все люди разные, и у этого конкретного ребенка есть такая отличительная черта, но она ни в коем случае не делает его хуже - наоборот, она делает его особенным.

Полезно также обратить внимание, что не нужно относиться к человеку с чрезмерной жалостью и излишне опекать - достаточно просто немного помочь.

Лучше всего подобрать понятные и близкие ребенку примеры: «Помнишь, как ты недавно болел или не мог достать чашку с верхней полки? Ничего страшного же не случилось, ты не стал хуже от того, что тебе понадобилась помощь». Можно объяснить и на примере книг или мультфильмов, где есть особенные герои, причем необязательно люди, а любые персонажи, которые не вписываются в общепринятую картину мира, как в мультсериале «Банникула. Кролик-вампир». Он выходит по будням в 18:55 на Boomerang, а сюжет его строится вокруг приключений необычного кролика Банникулы: семья отказалась от него, заперла в подвале и предпочла забыть навсегда. Банникулу спасает маленькая девочка Мина, которую совсем не смущает, что кролик не похож на других - вместе со своими другими питомцами она принимает Банникулу в семью, а он, в свою очередь, учит их быть терпеливее и отзывчивее.

Такое обращение к общечеловеческому стремлению помогать слабым не только позволяет постепенно формировать способность к сопереживанию, но и чрезвычайно укрепляет внутреннюю уверенность самого ребенка.

Он обнаруживает, что сам становится сильнее и счастливее, когда поддерживает другого человека - это помогает преодолеть чувство детской беспомощности.

Кроме того, он будет знать, что, если с ним что-то произойдет, ему тоже протянут руку помощи, он не останется один. Подкрепляется базовое доверие к миру, и усиливается посыл «Тебе всегда помогут. Ты пришел в мир, чтобы быть счастливым».

С детьми постарше можно применить другой подход - акцентировать внимание на том, что все люди интересны, прежде всего, своими желаниями, фантазиями и устремлениями, а не физическими или психологическими особенностями. Отлично сработают наглядные примеры из жизни - истории параолимпийских чемпионов, Альберта Эйнштейна или какого-то знакомого человека, который не опустил руки и добился успеха в жизни. Люди, у которых есть какие-либо ограничения, обычно очень творческие, созидающие, у них удивительно дерзкий полет фантазии - они в хорошем смысле слова обречены на эту дерзость. Прыгнуть выше головы - их закон выживания, поэтому им редко характерен низкий уровень притязаний. Они много читают, много знают и стремятся быть в эпицентре событий.

И если человек в инвалидном кресле или слабослышащий мечтает полететь в космос или покорить Эверест - это может вдохновить обычного ребенка мыслить совсем другими категориями и произвести переоценку собственных возможностей: «Если мой друг не теряет надежды, почему тогда я мечтаю о чем-то малосущественном?».

В этом плане особенные дети могут сыграть роль позитивных провокаторов - тех, кто будет заряжать и потрясать своей энергией, не даст остановиться, будет стимулировать каждый день становиться в чем-то лучше.

Однако если ребенок отказывается общаться со сверстником, у которого есть особенности развития, нельзя в ультимативном порядке навязывать ему эту дружбу. Насильно мил не будешь, дружба - живой процесс, подчиняющийся законам симпатии. Но стоит убедиться, что ребенок отталкивает другого не потому, что тот не такой как все, а потому что, например, ему просто скучно, у них разные интересы.