Уход за ногами

Древние Кельты. Кельтская культура. Кельт - это кто такой? История кельтов Где жили кельты

Древние Кельты. Кельтская культура. Кельт - это кто такой? История кельтов Где жили кельты

Древние кельты были одной из ветвей индоевропейцев, в которую входили также германцы, славяне, греки, индо-иранцы и т.д. Версий их происхождения и расселения много, я изложу ту, которая мне больше нравится))))), она выглядит очень стройной. Прото-индоевропейской родиной кельтов были причерноморские и прикаспийские степи, откуда они и отправились покорять Европу, Центральную и Южную Азию примерно в 4000-х годах до н.э. В это время на Северном Кавказе уже наступил бронзовый век и индоевропейцы были довольно продвинутыми в смысле технологий того времени.

Кельтская принцесса Тара, статуэтка из костяного фарфора, скульптор Питер Холланд, фото отсюда

Прото-кельты прибыли на Балканы и в Центральную Европу около 2500 до н. Европа того времени не знала лошади и колеса, все это, включая металлическое оружие, давало кельтам преимущества и они быстро завоевали Западную Европу от Иберии до Британских островов. Классическая кельтская культура образовалась в Центральной Европе в районе современной Австрии, Баварии и Швейцарии. Самые ранние кельтские поселения (с 1200 г до н.э.) найдены в Верхней Австрии, в районе Хальштата. Продолжающая хальштатскую культура Ла-Тен распрострнялась от Альп по всей Западной и Центральной Европе между 600 и 400 гг до н.э. Люди на этой территории говорили на близких языках, имели близкие религиозные представления, традиции и искусство. Расселившиеся на большой территории племена, конечно, приобретали со временем больше различий, например, дома в Великобритании и Ирландии у кельтов были круглые, а в Галлии (современная Франция) - прямоугольными.

Великобритания, Уэльс, Пембрукшир, Castel Henllys, реконструированный кельтский укрепленный "населенный пункт". На фото круглый дом железного века. Восстановлен на оригинальных фундаментах. По сравнению с аналогичными большими крепостями в Англии, таких как Мэйден-Касл, укрепление небольшое, занимает всего 1 акр. Подобные укрепления на вершинах холмов были построены по всей Великобритании.

Термин "кельт" происходит от греческого Keltoi или галаты (Galatian) и Латинской Celtae или Галли (галлов). Неизвестно, как они себя называли, но это, вероятно, было слово, напоминающее современное слово гаэль (Gael) . Хотя кельты не имели своей письменности (или в зачаточном состоянии, как предполагают некоторые исследователи), найдено много надписей на кельтском языке, сделанных с помощью латинского и греческого алфавитов. Кельтские языки постепенно исчезли в средние века - сегодня осталось очень мало людей, говорящих на них - в Уэльсе, Бретани и западной Ирландии. Генетические исследования выявили широкое распространение кельтских генов у европейских народов. Кельтов считают основными распространителями гена рыжих волос:)) Поэтому на карте гены рыженькие))

Карта кельтских отцовских линий (Y-хромосома ДНК)

Общество, культура и образ жизни

- Кельты активно торговали со Средиземноморским миром, в частности, меняя железные орудия труда и оружие на вино и керамику. Cами они пили пиво, но впоследствии достигли высокого уровня в виноделии. Они также импортировали янтарь из Прибалтики, перепродавая его римлянам и грекам.

Кельтский мир был децентрализован по сравнению с римским, но, по крайней мере, десяток кельтских городов обладали высокими каменными стенами, и могли соперничать с Римом. Самая длинная стена была в 5 км длиной.

Чаша Шварценбах. Кельты имели вкус к красивым вещам и стремились украсить стишком тривиальные, на их взгляд, предметы импорта. Так, греческую керамическую миску кельтский мастер из рейнской области покрыл ажурной золотой сеткой. Диаметр 12,6 см, 4 в до н.э., Берлинский музей

Недавние исследования показали, что кельты были более развиты, чем римляне в некоторых научных и экономических вопросах. Кельтский календарь был гораздо более точным, чем римский и даже, возможно, более точным, чем григорианский календарь, использующийся в настоящее время.

Каждое племя состояло из 4-х кланов, которые управлялись главой с двумя помощниками и судьей. Центральная святыня называлась Drunemeton.

Кельты были очень богаты. Сейчас хорошо известно, что главная причина, побудившая Юлия Цезаря завоевать Галлию, заключалась в желании наложить руки на кельтское золото. Более 400 кельтских золотых рудников находились только во Франции. У римлян золота было мало.

Кельтское дворянство было чисто выбритым и носило стрижки в соответствии с модой того времени. В археологических раскопках найдены пинцеты (а также скальпели, с помощью которых выполнялись даже операции на глазах).

Внешняя сторона британского бронзового зеркала с кельтским орнаментом, 50 год до н.э. - 50 год н.э.

В древнем кельтском обществе женщины были более свободными, чем в римском и греческом, где они могли претендовать только на роль домохозяек. Кельтские женщины могли быть лидерами племени и даже участвовали в войнах.

Кельтское военное дело и технологии

Кельты изобрели кольчугу (около 300 г. до н.э.) и шлемы, которые позже стали использовать римские легионеры. Кельтские мечи и щиты были, по крайней мере, не хуже римских.

Оформление кельтского оружия, колесниц и других артефактов во многом превосходят аналогичные из многих средиземноморских культур.

Кельтский меч и ножны, 60 г до н.э., Музей Метрополитен

Использование железного оружия давало кельтам большое преимущество перед соседями.

Кельты у греков и римлян имели репутацию грозных варваров. Около 400 г. до н.э. они захватили территорию между Аппенинами и Альпами (Северную Италию) и в 390 г.до н.э. разграбили Рим. Даже Александр Великий постарался избежать войны с кельтами, охотно подписав мирный договор с ними в 335 году до н.э., прежде чем приступить к завоеванию Персии. После его смерти кельты снова стали угрозой для греков. Привлеченные богатствами, накопленными в греческих храмах, галатийские кельты вторглись в Македонию в 281 году до н. э. и разрушили храм в Дельфах в 279 году до н. э.

Кельтский шлем Ватерлоо, найден в Темзе (Лондон), Железный век, 150-50 гг до н.э., Британский музей

Кельты проиграли римлянам, главным образом, из-за разобщенности и внутриплеменной борьбы.

Предполагается, что Юлий Цезарь уничтожил 1 из 10 миллионов кельтов в Галлии и еще миллион угнал в рабство. В современных терминах это можно было бы назвать геноцидом.

Религия и убеждения

Как и у греков, римлян, германцев и индусов, у кельтов существовало многобожие - они были язычниками. Религиозные представления вариьировались от одного региона к другому, но некоторые боги, такие как Луг, бог солнца, признавались во всем кельтском мире. Как и римляне, кельты, не колеблясь, чтили чужих богов.

Котел из Гундеструпа - серебряный, по всей видимости, ритуальный сосуд, датированный 1 в до н.э., относится к поздней латенской культуре. Найден в торфяном болоте в Дании разобранным на пластины. Хранится в Национальном музее Дании. Диаметр 69 см, высота 42 см. Изображения на котле, по всей видимости, иллюстрируют какой-то кельтский миф, возможно о Кернунне.

Друиды были не только священниками, прорицателями и астрономами, они также были судьями, посредниками и политическими советниками, они играли большую роль в решениях, связаных с объявлением войны или мира. Чтобы стать друидом нужно было учиться 20 лет. Как и христианское духовенство в средние века, друиды, как правило, были из благородных семей и их обучением занимались с детства. Крупные друидические центры находились на территории Великобритаии и в центральнй частии Галлии (территория Франции).

В кельтской религии первостепенное значение имели дубы. Друиды ритуально отрезали омелы от дубов. Слово "друид" связано с кельтским словом, обозначающим дуб, а место сбора галатийских друидов называли Drunemeton , буквально "дубовое святилище". "Неметон" - чаще всего интерпретируется как священная роща. Неметоны встречаются по всему кельтскому миру - в Испании, Шотландии, Центральной Турции и т.д. Слово связано с племенем неметов, жившем на Рейне между Пфальцем и Боденским озером, их богиню звали Неметоной.

Кельты практиковали ритуальные человеческие жертвоприношения богам, как правило, рядом с водой (озеро, река) и / или в лесных рощах. Жертвы чаще всего были военнопленными или преступниками. Друиды могли быть и судьями и священниками, то есть выносить решения о гражданских и военных казнях, которые сопровождались чествованием богов.

Кельты не верили в рай или ад, но верили в реинкарнацию на Земле, независимо от своих поступков в жизни. Кельтские воины обезглавливали пораженных врагов после битвы, и брали головы домой в качестве трофеев. Иногда они заменяли людей огромными амфорами с вином и имитировали обезглавливание, отсекая верхнюю часть амфоры с мечом. Разлившееся вино символизировало кровь.

Один из самых известных богов в Галлии - Lug(us), в ирландской мифологии - Lugh. Главное его святилище находилось в Лугдунуме (современный Лион). Этот бог был покровителем торговли и коммерции, покровителем путешественников, изобретателем всех искусств, его атрибуты позволяют идентифицировать его как эквивалента римского бога Меркурия и греческого Гермеса. Его праздник отмечался 1 августа, покровитель - ворона.

Кельты по сравнению с греками и римлянами

Греко-римские авторы, как правило, ужасались варварской кельтской практике жертвоприношений, однако сами они организовывали игры, в которых люди сражались на аренах до смерти ради удовольствия зрителей. Кроме того, римляне казнили через распятие политических противников и скармливали заключенных заживо диким зверям на аренах. Так что, в целом, кельтские религиозные жертвоприношения были даже менее жестокими, чем римские.

Кельты, особенно северные, были крупными и высокими, римляне же были невысокого роста, Юлий Цезарь при росте 170 см считался высоким для римлянина. Кельты были примерно на голову выше римлян.

Кельты не разбавляли вино водой, что рассматривалось римлянами и греками как варварская практика, хотя в наше время это вовсе не считается варварством.

Умирающий галл. Римская мраморная копия с пергамского оригинала, вероятно бронзового, изготовленного по заказу царя Аттала I в память о его победе над кельтами-галатами. Скульптор, возможно, Эпигон. Галл лежит на щите, он полностью обнажен, на шее торквес. Капитолийский музей.

Племена и топонимы

Память о кельтах сохраняется во многих современных топонимах. Богемия получила свое название по племени бойев, живших на ее территории, Бельгия - по племени белгов. Древнее название Швейцарии, Гельвеция, от кельтских гельветов, иногда используется до сих пор. Париж назван в честь племени паризи, а Лион - искаженное Лугдунон, в честь самого важного кельтского божества.

Этот список очень большой, добавлю только, что особенно много рек обязано своими названияи кельтам. Кельтское слово "дану", которое означает "течь", является корнем некоторых из самых длиных рек Европы, таких как Дунай, Дон, Днепр и Днестр. Кельтское происхождение имеют также Дора в Иберии, Дордонь, Луара, Маас, Рона, Сена и Темза))

Добавлю только, что Дану - это еще и имя древней богини-матери в кельтской мифологии. К загадкам, которые я, в ощем-то, загадала себе сама, относятся найденные на территории Великобритании идолы, напоминающие идолы-"бабы" кочевников, установленные по всей Евразии, топоры-кельты (там же), меч короля Артура, который вызывает в памяти обычаи воинственных азиатских кочевников устраивать алтари для своих ритуалов, вонзая в землю меч. Находки ритуальных котлов, азиатские зеркала, образ дракона в символике тоже могут говорить в пользу кочевников. Не говоря уже о домах, которые похожи не то на юрты, не то на вигвамы)) Конечно, между хальштатским горным рабочим, воином-галлом и ирландским монахом пропасть различий) И тема эта очень большая, с большим количеством белых пятен))

Интересуясь любой религией я говорю себе "ищите женщину" (не французские ли галлы придумали сие крылатое выражение?)) Богиня-мать - самая древняя составляющая часть любых религиозных представлений, а сам факт того, что в кельтском обществе женщина обладает большими правами, говорит о сохранившихся у кельтов древних религиозных представлениях эпохи богини-матери (все пытаюсь избежать слова матриархат, ну да пусть будет) . Собственно, во всем этом, возможно, и заключена разгадка рыжих ирландских независимых колдуний, у которых, наверное, сохранились кое-какие древние приемчики по наследству))

На случай, если возникло желание продолжить знакомство с кельтским миром, добавляю фильм))

В настоящее время в мировой культуре трудно проследить наследие какого-то одного народа. Да и вообще термины народа и народности прослеживается весьма относительно, с поправкой на наше возможное незнание и прежде всего с допущением того, что имеющиеся у нас данные достоверные. Таким образом, можно лишь говорить о том, каким в нашем представлении является деление населения Земного шара на отдельные этнические группы, какова их роль в историческом процессе и, как следствие, в формировании современных цивилизаций. Древние народы представляют очень интересный объект для изучения, ведь многие из них были разбросаны по огромной площади и привнесли значительный вклад в историю целого ряда современных стран. Их религия, культура, традиции передавались через века, менялись и не раз переплетались, придавая своеобразные оттенки и привкусы устоям соседних племен.

Одним из самых распространенных народов были кельты. Следы их существования обнаружены по всей Европе, побережью Средиземного моря, западных частых Азии — ориентировочно от 1/13 о 1/10 частей суши. А всё потому, что они вели в основном кочевой образ жизни, постоянно завоёвывали и разведывали новые территории. Всё это было бы невозможно без четкой иерархии в обществе, которая позволила одним управлять, другим подчиняться. В отличие от соседней Римской империи, где социальная пирамида держалась на преданной царю армии, у кельтов основную роль играла религия и мифология. Их хранили и воплощали в жизнь друиды, иными словами жрецы. Чтобы понять это, необходимо сперва разобрать, кто такие кельты и какова их история.

ИСТОРИЯ КЕЛЬТСКИХ ПЛЕМЁН.

В первой половине последнего тысячелетия до н. э. из массы безыменных первобытных народов на территории севернее от Альп первыми выделились кельтские племена, начальные страницы писаной истории которых были отмечены кровавыми битвами и опустошительными набегами на богатейшие центры того времени, что привело в смятение остальную Европу. Образованный южный, в частности греческий и римский мир, которому мы обязаны первыми сведениями по древнейшей истории Европы, до той поры о кельтах ничего не знал. А между тем на северо-запад от Альп в сложном процессе рождалась общность этого удивительного народа, который первым из варваров, как их любил называть южный мир, стал классическим представителем «варварского» мира. Народ этот сблизил Среднюю Европу с южной средой и благодаря своим творческим способностям завершил развитие первобытной цивилизации на территории севернее от Альп.

К этому времени, т. е. примерно к концу VI-V вв. до н. э. в кельтской среде уже произошли важные экономические и общественные перемены, общественное расслоение, вызванное в первую очередь местными условиями и предпосылками. Возникли многочисленные центры власти местной племенной знати, о которых южный мир узнавал тогда, когда для него было экономически выгодно поставлять им свои изделия, помогая таким образом повышать жизненный уровень и блеск господствующего слоя. И вдруг хорошо вооруженные группы кельтов дерзко и отважно напали на важнейшие центры образованного юга, вторглись в Северную Италию, заняли даже Рим и проникли далеко к самой Сицилии; в то же время другая волна направилась в Карпатскую котловину, на Балканы и даже в Малую Азию. Южный мир был ошеломлен их упорством в бою, их отвагой, мужеством и жадностью. Только теперь он оказался лицом к лицу с неприятным фактом, что за Альпами вырос многочисленный народ, который в течение следующей половины тысячелетия европейской истории стал важным военным и политическим фактором.

Поэтому уже в IV в. кельты считались одним из крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. Кроме того, они не всегда поддерживали враждебные отношения с соседями. Были и отдельные поселения, которые постепенно смешались с другими этническими группами — скифами, например, проживающими на территории современной России. Так что присутствие кельтской крови у наших предков несомненно. И все-таки этот народ не достиг полного этнического единства и не создал единого государственного образования, державы, которая объединила бы различные племена в единое организованное и устойчивое целое. Народ этот был раздроблен на множество более или менее крупных племенных образований, говоривших на разных, хотя и родственных диалектах, большинство которых исчезло в более позднее время.
Греческий мир называл их «Keltoi», кельты. По всей вероятности это название распространилось именно в кульминационный период расцвета центров власти господствующего слоя, если не ранее, то, во всяком случае, не позже VI в., и, не исключено, что первоначально это было название одного из племен, а возможно и лишь господствующего рода, которое затем было присвоено всему народу. Было бы, однако ошибкой предполагать, что существовал какой-то пракельтский язык, как первоначальный, послуживший основой всех позднейших диалектов. Существовал ряд различных диалектов, как существовало в древнее время сплетение культур и культурных групп, которые позже послужили объединяющей основой кельтской культуры и единого стиля.

Название «Keltoi» стало известно остальному миру раньше других. Римляне, однако, называли кельтский народ «галлами» (Galli) и от этого слова позже произошли названия Цисальпинская Галлия (Gallia Cisalpina) в северной части современной Италии, Нарбонская Галлия (Gallia Narbonensis) в южной Франции и Трансальпийская Галлия (Gallia Transalpina) в центре современной Франции, хорошо известная по «Галльской войне», которую в последнем столетии до нашей эры вел римский военачальник Г. Ю. Цезарь. Позже, опять-таки в те времена, когда старые центры гальштаттской культуры уже давно пришли в упадок, появляется название Galatae, галаты. В Малой Азии утверждают, что их язык был родственен языку треверов, то есть кельтов, живших в области нынешнего Трира. Но все эти названия представляют собою более или менее синонимы. Диодор Сицилийский, объездивший большую часть Европы, и Цезарь, долгое время воевавший в Галлии, говорят, что названия Galli и Galatae относятся к тому же народу, который называется Keltoi, по латыни Celtae; Диодор считает название «кельты» более правильным. Подобное толкование мы находим и у историков и географов более позднего времени. Только в Британии, как кажется, это название не было столь обычным.

Начиная с V в до н. э., название «кельты» быстро распространялось по тогдашней Европе. Но то, что было до V в., долго оставалось загадкой. С конца XVIII в. под влиянием романтизма возрастает интерес к прошлому кельтов, проявлявшийся уже ранее в Западной Европе и на Британских островах, где жило много потомков этого народа. Этот интерес превратился в настоящую кельтоманию, в результате чего, часто без какого-либо критического подхода, собирались подлинные и мнимые свидетельства о славном прошлом кельтов. Еще с XVII в. существовало мнение, что кельты на западном побережье Франции и Англии были строителями мегалитических сооружений, возведенных из крупных каменных глыб, как менгиров (высоких стоячих монолитов) и дольменов (похоронных камер из крупных камней), так и длинных каменных аллей или кругообразных сооружений (Stonehenge), которые считаются астрономическими обсерваториями и местами культа. Романтики считали кельтов древнейшим народом, отождествляли их с потомками библейских персонажей и часто на основе произвольных этимологических сравнений приходили к выводу, что кельты были расселены почти по всей Европе.

Представления о высоком уровне развития кельтов подкреплялись также литературными фальсификатами. Самыми известными из них являются эпические произведения шотландского поэта Д. Макферсона, относящиеся к 1760—1763 гг., которые автор выдавал за перевод с кельтского творений Оссиана, кельтского барда, жившего в III веке. Отголоски пустого этимологизирования удержались очень долго, по существу до нашего времени, и в течение всего этого процесса самые разнообразные археологические находки без разбора приписывались кельтам. Еще в конце прошлого века наблюдались панкельтские тенденции как противовес воинствующему германизму или английскому империализму и до того же времени считались подлинными бретонские народные песни, повествующие о сопротивлении друидов христианству или о борьбе с франками; в действительности же это были произведения Эрсарта де ла Виллемарке, изданные в 1839 г. Это лишь один из известных нам фактов фальсификации, на самом же деле сегодняшняя история кельтов сильно искажена, поскольку единственным способом копирования книг была перепись, где никак нельзя исключать «авторских поправок» и самобытных мнений. Придворная перепись контролировалась, а вот весь остальной поток информации представляет собой хоть и сомнительную, но никак не проверяемую информацию.

На западе, следовательно, кельтские традиции были очень сильны и поддерживались самыми разнообразными источниками и памятниками: сообщения древних писателей, рассказывающих о жизни кельтов и их воинственности; литературные памятники галльско — римской эпохи, в особенности надписи на надгробных камнях и подобных сооружениях; этимологическая связь в названиях рек, местностей и возвышенностей; кельтские монеты, находки которых быстро множились; предметы кельтского искусства и материальные памятники в природе; и, наконец, случайные антропологические исследования. Всё это понемногу приоткрывает историю кельтов, правивших Европой многие века подряд и давшей ростки в современную культуру.

ДРУИДЫ.

Наиболее достоверно об иерархии кельтского общества пишет Юлий Цезарь в своей «Галльской войне». Он выделяет в обществе галлов три основных сословия — druides, equites и plebs, выполняющих три функции — жреца, воина и домохозяина. Другими словами это друиды, всадники и народ. Иногда всадники под именем «филе» (filed) исполняли ещё и обязанности судей.

Жреческое сословие друидов представляло собой замкнутую аристократическую корпорацию, которая ведала не только делами религии, но и пользовалась большим политическим влиянием, гораздо большим, чем слой всадников. Этот институт был общекельтским, известным на британских островах и в Галлии, и, очевидно, имел в течение определенного периода влияние и в Средней Европе; только в Испании и в северной Италии о нем нет ни письменных упоминаний, ни археологических данных. Мнение Цезаря, что этот институт возник первоначально на британских островах, является лишь его личным предположением. Древние источники (Цезарь, Плиний) приписывают друидам очень обширную сферу деятельности, но в настоящее время трудно проверить, насколько это соответствовало действительности.

Какова была сущность их учения, философских и религиозных представлений, нам известно лишь отчасти. Они верили в бессмертие души, смерть, по их представлениям, означала не конец, а лишь середину долгой жизни. Под их покровительством находились священные дубовые рощи, и само название их возникло якобы от слова «дуб» («дрис»). Жертвы (например, белые быки) не приносились без ветви этого дерева, так как все, растущее на дереве, они считали даром небес, а производимые в связи с этим действия — указаниями богов. Большим почетом пользовались также лунные эмблемы, так как галлы исчисляли время не по дням, а по ночам, и приносили священные жертвы ночью при свете луны. Кроме совершения жертвоприношений, иногда якобы и человеческих, друиды предсказывали будущее; они оказывали давление путем неблагоприятных предсказаний и определяли, какое время более подходит для решения важных вопросов — это позволяло им удерживаться на верхушке иерархической пирамиды. Кельты явно воспринимали сверхъестественное как основную, базовую сторону их жизни, а потусторонний мир как превалирующий.

Друидам также поручалось воспитание мальчиков, из которых и выбирались достойные для пополнения их собственных рядов. Обучение длилось около двадцати лет и заключалось в изучении наизусть тайн вековой мудрости и знаний друидов. Письмом они не пользовались и оставили ничтожно малое количество письменных памятников: все обучение велось устно.
В более поздний период друиды уже не были ни столь замкнутой кастой, ни чисто жреческой корпорацией. В начале римской оккупации друидизм был еще в полном расцвете, позже настал его упадок. Друиды боролись с романизацией, участвовали в восстаниях, и потому римская власть была особо заинтересована в ликвидации этого института. Особенно долго этот институт удержался в Ирландии. Преемниками друидов там были «filed», основатели постоянных средневековых школ.

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ.

Как уже было сказано, религия занимала одно из ведущих мест в общественной жизни кельтов. Доходя подчас до мистицизма, она прочно держала сознание всех верующих и делала их гибким материалом в руках правящих слоёв. Религия дала ростки во всевозможные культы, обряды, обычаи, традиции, мифы и эпос.
Основные положения о боге можно найти в триадах ирландских бардов. В них постулируются основные положения мировоззрения кельтов относительно многих вопросов. Есть триады о человеке и его будничности, существах вообще и, конечно, о боге. Итак, что же понимали под этим словом кельты?

·Существуют три первичных единства, и каждое из них возможно лишь единым: единый Бог, единая Истина и одна точка Свободы, т. е. точка равновесия всех противоположностей.

·Символом этого равновесия были так называемые качающиеся камни, которые при огромном весе могли быть сдвинуты простым прикосновением рук.

· Три вещи проистекают из трех первичных единств: всякая Жизнь, всякое Благо, всякое Могущество.

· Бог необходимо троичен: Он составляет бoльшую часть Жизни, бoльшую часть Знания, бoльшую часть Могущества, и не может в нем быть больше этой бoльшей части каждой вещи.

· Три Божьих величия: совершенная Жизнь, совершенное Знание, совершенное Могущество.

· Три вещи обязательно возобладают: высшее Могущество, высший Разум, высшая Любовь Бога.

· Три гарантии того, что Бог делает и совершит: Его бесконечное Могущество, Его бесконечная Мудрость, Его бесконечная Любовь, так как нет ничего, что не могло быть свершено, стать истинным и не быть волнимым этими тремя атрибутами.

· Три вещи, которыми Бог не может не быть: тем, в чем должно заключаться совершенное Благо; тем, что должно желать совершенное Благо; и что должно выполнить совершенное Благо.

· Три вещи, которые Бог не может не совершить: самое полезное, самое необходимое, самое прекрасное для каждой вещи.

· Три главные цели деятельности Божества, как творца всякой вещи: уменьшить зло, усилить добро, сделать явным всякое различие таким образом, чтобы дать возможность узнать то, что должно быть и чего быть не длжно.

· Три Божьих необходимости: быть бесконечным в самом себе, быть конечным по отношению к конечному, быть в согласии со всяким видом.

Очень удобная религия. Как иначе можно управлять варварами? Никак! Человечаская сила может вызвать сопротивление, мудрость - непонимане, любовь вообще не годится для управления древними народами. А вот Бог, носитель бесконечного могущества, разума и любви (в лице друидов), являясь к тому же невидемым объектом бесприкословного поклонения на протяжении многих поколений, для этой цели очень подходит. Ведь верить может каждый. Любое благо - от Бога, как же не поклоняться хотя бы за это? Однако нельзя требовать сверхъествственного - на самое полезное, необходимое и прекрасное Он не способен. Но Бог может помочъ достичъ этого - потём уменьшения зла, усиления добра и прозрения - но опять-таки не у всех, а лишь у друидов. Сложность формулировок к тому же оставляла за друидами возможность словесных прений для доказательства правоты и поддержания веры.

Другие триады так же тесно связаны с Богом, что говорит о глубоком проникновении религии в другие сферы жизни. Ниже приведена часть триад «О существах вообще».

· Три вещи Бог дал всякому существу: полноту его собственной природы, полное выявление (отличительно) его Индивидуальности и самобытность его Авен (Эго). В этом заключается действительное и полное определение личности каждого существа.

· Три круга бытия: круг пустоты (Cylch y Ceugant), где кроме Бога нет ничего ни живого, ни мертвого, и никто, кроме Бога, не может его пройти; круг перевоплощения (Абред), где всякое одухотворенное существо рождено смертью, и человек проходит его; круг блаженства (Гвинфид), где всякое одухотворенное существо рождено жизнью и человек пройдет его в небе.

· Три необходимые фазы всякого существования по отношению к жизни: начало в Аннвфн (Annwfn — бездна), перевоплощения в Абреде и Полнота в небе или круге Гвинфид; без этих трех фаз нет жизни — кроме как у Бога.

Вот ещё один важный момент учения: Бог даёт жизнь, наделяет тело душой (индивидуальностью, самобытностью) и после смерти тела берет все обратно. Об этом же пишет Цезарь в «Галльской войне». Друиды доказывают, что души не погибают и после смерти они переходят из одного тела в другое — они думают, что этот взгляд пробуждает в людях смелость, заставляя их презирать страх смерти. Это было просто необходимо для кочевых воинственных племен.

· Три силы бытия: не иметь возможности быть другим, не быть обязательно другим, и не иметь возможности быть лучшим по немыслимости этого. В этом заключается совершенство всякой вещи.
В этом месте видно, как с помощью религии пытались усмерить животрепещащую тему классового неравенства. Да, фраза туманная, но основная мысль мне кажется следующей: будь тем, кем уже являешься и не помышляй о лучшем — и будешь совершенен. В своей посредственности? Неважно, исходная формулировка слух не режет, даже наоборот. А тем временем ещё один кирпичек заложен в сознание.

После жизни человек попадает на круг перевоплощения, соответственно есть триады о нахождении человека на круге Абред.

Вот некоторые из них:

·Три вещи с каждым днем усиливаются вследствие возрастающего к ним стремления: Знание, Любовь, Справедливость.

· Три вещи постоянно уменьшаются: Мрак, Заблуждение, Смерть.

И, наконец, две триады о нахождении человека на круге Гвинфид.

· Три главные преимущества круга Гвинфид: Отсутствие зла, отсутствие нужды, отсутствие смерти.

· Три полноты счастья в Гвинфиде: участие во всяком качестве с особым совершенством; обладание всякой гениальностью с гениальностью исключительной; охватывает все существа чувство любви, обладая вместе с тем любовью единичной — любовью к Богу. И в этом заключается полнота неба Гвинфид.

Так вот зачем эти два круга: там каждый обретет всё то, что не получил от жизни. Будучи совершенным, человек отдаёт душу в круг Абред. Там к нему сами собой приходят в полной мере знание, любовь и справедливость. Интересно было бы знать мнение авторов оригинала по первому пункту: знание чего? Уж не ужели того, что двух остальных пунктов не было? А в круге Гвинфид исчезают зло, нужда и смерть. Раз исчезают, значит, они были. Всё, о чем прямо говорится в триадах, так это о том, что была смерть — иначе на эти два круга не попасть. Но выходит, что было и зло, и нужда. Такое чувство, что Абред и Гвинфид - оправдание религии, почему же надо верить. Как было показано, триады «О Боге» указывают лишь на Его существование, и что все ему обязаны своим настоящим и будущим. Так вот, круг Гвинфинд наделяет человека особым совершенством, исключительной гениальностью и любовью к Богу - за столь щедрый дар. Реальность уравновешивается вымыслом, дополняется обрядами, традициями, мифами и плотно занимает сознание кельтов.

Практически каждое сословие обширно практиковало большое количество всевозможных обрядов, причем эти обряды явно выходили за рамки чисто практических земледельческих или иных действий. Это скорее было нечто более общее, и, вероятно, кельты воспринимали это не иначе как поддержание миропорядка. Именно это — тот ключевой пункт, который принципиально выделяет кельтское сакральное мировоззрение из других сходных концепций, придает ему такое общественное значение и определяет многие характерные особенности кельтской мифологии. В целом можно сказать, что эта особенность мировосприятия кельтов проявлялась не только в магии и обрядовых действиях.

Кельты остро ощущали связь цивилизации с природой практически во всех сферах своей деятельности. Так, в частности, ирландский эпос описывает теснейшую взаимосвязь королевской власти и общего миропорядка, а также большое количество знамений, прямо связанных с этим. Правление незаконного короля вызывает тотальный неурожай, камень Фаль — одно из сокровищ племен богини Дану — вскрикивает под истинным королем и т. д. Король имел наибольшее количество разнообразных «гейсов» — сакральных запретов, и нарушение их именно королем считалось наиболее тяжким.

Одна из ключевых ирландских саг «Разрушение дома Да Дерга» дает подробное описание трагического исхода нарушения всех гейсов королем Конайре. Также в сагах часто встречается столь характерный для индийской мифологии мотив огромной силы Правды. Это также в первую очередь касалось именно короля, он был связан этим как никто другой, и в сагах неоднократно встречаются описания несчастий, обрушивающихся на страну в случае нарушения королем этого принципа. С этим напрямую перекликается и другая ирландская традиция — ужасные последствия сатиры друида, а позже — поэта, следующей за любым несправедливым решением какого-либо вождя, а прежде всего опять же короля. Также можно отметить два важнейших обряда, с которых начиналось правление короля. Tarbfeis. Праздник быка, заключался в том, что специально отведенный человек вкушал крови и мяса ритуального быка, погружался в пророческий сон и в нем видел будущего короля. Другой ритуал — обряд лошади - протекал по схожей схеме.

В некоторых областях кельтского мира иногда встречается особый культ отрезанных голов. По древним представлениям голова символизировала всего человека, и, вероятно, на основе этих представлений возник жестокий культ голов; воин привозил домой на шее своего коня отрезанную голову побежденного врага, как военный трофей, и прибивал ее к стене своего дома. Головы знатных лиц даже бальзамировались, а потом показывались гостям, как осязаемое доказательство храбрости хозяина.

Огромное значение имел культ пяти священных древ мира, напрямую соотносившимися со своими культурными аналогами — центральными столбами Bruiden (пяти пиршественных зал), а также и с другими мотивами (пятью частями Ирландии, пятью волнами завоеваний и др.). Залы Bruiden — самое явное обрядовое воплощение идеи миропорядка, с мировым древом в центре и горизонтальной проекцией вокруг него. Наибольшее число королевских гейсов было связано именно с Bruiden.

Центральный праздник кельтов — Самайн- заключался в ежегодном ритуальном разрушении и возрождении миропорядка в образе Bruiden.
Этот список можно продолжать, но несомненно одно — кельты воспринимали окружающий их мир как нечто цельное (без разделения на природу и культуру), гармоничное и уравновешенное. И именно поэтому огромное внимание уделялось ненарушению этого равновесия, поддержанию этого миропорядка. И именно такое гармоническое и уравновешенное существование воспринималось кельтами как единственный путь, не ведущий человека к катастрофе.

В старые кельтские верования в значительной степени проникали римские представления, для старых кельтских богов находились соответствующие им боги в римском пантеоне, их имена отождествлялись и смешивались. Под влиянием римской среды и в кельтском мире появляется также храмовая архитектура более четкого типа. С того времени, как начало сказываться непосредственное римское влияние, начиная с рубежа старой и новой эр, а затем и в эпоху Римской империи, воздвигаются многоугольные или круглые храмы, обычно с внешней галереей. Они воздвигались в стороне от поселений, что говорит о старых религиозных представлениях, о священных местах на вершинах холмов, у истоков рек или на перекрестках. Центром этих святилищ являлось небольшое помещение часто овальное, диаметром лишь 5-10 м; вокруг этого центрального помещения шла терраса, с внешней стороны открытая или с колоннадой. Эти святилища были местами культа кельтских божеств, в их устройстве перемежаются кельтские и римские элементы. Некоторые исследования, например в Трире, дают возможность предполагать, что в более старое время такие постройки воздвигались из дерева, но уже в I веке появляются каменные постройки на известковом растворе, как многоугольные, которые часто считаются более древним типом, так и круглые.

Как видно, религия кельтов очень разнообразна и противоречива, поэтому ключевые моменты вызывает столько вопросов, ответами на которые могут служить лишь догадки. Примеры банальны: стоит для этого хотя бы сопоставить высокое учение, изложенное в триадах, с ужасными обрядами, совершившимися у кельтов, и в особенности с человеческими жертвоприношениями, когда жертва распиналась, убивалась стрелами, или с ночными вакханалиями, когда жрицы, совершенно нагие и выкрашеные в красный цвет, передавались всяким неистовствам с пылающими факелами в руках. Неизгладимый след, производимый всем этим действом, безраздельно овладевал людьми, заставляя повиноваться и идти по воле жрецов.

НАСЛЕДИЕ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ.

Кельты занимали средиземноморское побережье Африки, западную часть Евразии и Англию, смогли открыть Гренландию, и, не исключено, что достигли берегов Америки. Безусловно, они внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации, в частности, евроазиатских культур. Отголоски традиций, эпоса и символики существуют у многих современных народов.

Во Франции названия многих племен перешли в названия городов, гор и рек. Главным оплотом кельтских традиций и кельтского наследия являются британские острова, особенно Ирландия и Шотландия. Там процесс развития ничем не нарушался и в то время, когда кельтская Галлия уже подвергалась глубокой романизации, почти в течение всего I века н. э. В особенно выгодном положении находилась Ирландия, где не удалось укрепиться ни римской, ни позже англосаксонской власти; она осталась культурным и религиозным центром кельтского мира, сохранив свой кельтский характер вплоть до нового времени. Но и Шотландия имела возможность сохранять кельтские традиции. Шотландцы, ирландские захватчики и поселенцы в северной Британии, проникали туда еще во 2 веке, а в 4 веке н. э. о них уже прямо говорят источники. Они основали шотландское государство, поглотившее коренных пиктов, каледонцев и умножившее кельтское население в Уэльсе, Корнуэлле и на острове Мэн. Старые кельтские традиции держались там очень упорно. Еще в 1249 г. там происходило торжественное возведение в должность шотландского короля. Король после церковной коронации в храме приводился в процессии к священному камню, где ему читалась вся его родословная на гэльском языке, а народ воздавал ему почести.

Кельтский дух снова ожил в Европе, когда с II века бродячие певцы распространяли во Франции и Германии старые кельтские легенды, а придворный эпос облачал старый мир древнекельтских сказаний в новое, воспевая короля Артура, Персифаля и Тристана. Во время крестовых походов в эти древнекельтские отзвуки вплетались многие восточные элементы. Когда под влиянием романтизма в XVIII веке снова возрос интерес к древнему прошлому народов, то именно кельтская среда и кельтское наследие и послужили богатейшим источником, вдохновлявшим выдающихся представителей европейской культуры: Гердера, Гете, Шатобриана, Р. Вагнера и др.

Ирландский народ — единственный народ, который наиболее полно сохранил свой кельтский характер. До настоящего времени существует и кельтское литературное творчество, в котором отражается глубокая любовь к природе, так прочно заложенная в религии. С произведениями некоторых поэтов нашего времени (Груффилд в Кардифе, Ропер Эр Марсон).

Культура германцев очень сильно изменилась под влиянием кельтов. Еще во 2 веке они переняли из много технических навыков в производстве, в изготовлении украшений (особенно фибул) и керамики. Иногда весьма трудно отличить, что является в материальной культуре германцев их собственным творчеством, а что возникло под кельтским влиянием. Производство украшений и особенно фибул во всем дунайском бассейне исходит из позднелатенских форм, в художественных ажурных и других работах постоянно используются мотивы кельтской орнаментики, богато используемой при украшении храмов и писаний. Это можно отметить и для всей Европы, особенно в эпоху возрождения, когда была очень популярна готика - при написании картин, построении зданий.

Некоторые обычаи киммерийцев, древних жителей Крыма, имеют определенное сходство с тем, что практиковалось у балтийских галлов. К числу этих обычаев он относит гадания по внутренностям человеческих жертв, а также любовь окружать свои жилища головами убитых врагов, натыканными на шесты. Интересно, что в наших народных сказках так описывается жилище Бабы- Яги. В Галлии красили волосы в красный цвет — обычай, существовавший и у наших отдаленных предков, как о том свидетельствуют многие из найденных в южной России черепов (имеются в Киевском музее). Наконец, благородные брились, сохраняя лишь длинные усы и предоставляя ношение бороды одним простолюдинам. Можно еще найти несколько кельтских слов, как gora — высокое место (русск. гора); liun, leun — одеяло, плащ (русск. лень), которые с полным основанием могут дать повод к некоторым сближениям и на почве языковедения. Пока же имеются только исторические следы, что часть кельтов около 631 г. до Р. Х. с равнин Днестра были отброшены скифами к Дунаю и Рейну.

Значение кельтов для европейской цивилизации не имеет аналогов в древнейшей истории Европы. В древнее время им принадлежит заслуга сближения «варварской» Европы с источниками развитой южной культуры и цивилизации рождающегося античного мира. Позже кельты использовали свои организаторские способности, свои технические достижения и содержание художественных произведений и создали ту экономическую и торговую базу, основные черты которой наложили свою печать на среду в целом. Они завершили в Средней Европе древнейшее развитие цивилизации.

Позже, в конце последнего столетия до нашей эры, сжимаемые Римской империей с юга и германцами с севера, они потеряли свои политические и экономические позиции, и кельтская религия, став уже достоянием истории, переросла в иную форму, по частям распределившись в культуре различных государств. Кельтское наследие сделалось богатейшей сокровищницей европейской культуры, из которой черпали ее выдающиеся представители. Современный мир часто даже не сознает этого.

Кельты - один из самых известных и загадочных древних народов. Было время, когда сфера их военной активности охватывала большую часть Европы, но уже к началу новой эры независимость сохранила лишь крохотная часть этого народа на самом северо-западе континента. В период максимального могущества древних кельтов их речь звучала от Испании и Бретани на западе до Малой Азии на востоке, от Британии на севере до Италии на юге. Кельтская культура относится к базовым основаниям ряда культур современной Западной и Центральной Европы. Некоторые из кельтских народов существуют и сегодня. Своеобразное искусство кельтов до сих пор поражает и профессиональных искусствоведов, и широкий круг ценителей, а религия, воплотившая их тонкое и сложное мировосприятие, остается загадкой. Уже после того как единая кельтская цивилизация ушла с исторической сцены, ее наследие в разных формах не раз переживало возрождение.

Кельтами звали этих людей , римляне именовали их галлами (петухами), а как величали они себя сами, да и было ли у них единое имя - неизвестно. У древних греческих и латинских (римских) авторов о кельтах, пожалуй, написано больше, чем о других народах Европы, что вполне соответствует значению этих северных соседей в жизни античной цивилизации.

Карта. Кельты в Европе в I тысячелетии до н.э.

Выход кельтов на историческую арену

Первые известия о древних кельтах в письменных источниках встречаются около 500 г. до н. э. Там говорится о том, что этот народ имели несколько городов и были воинственными соседями лигуров - племени, жившего около греческой колонии Массалия (ныне французский город Марсель).

В труде «отца истории» Геродота, законченном не позднее 431 или 425 г. до н. э., сообщалось, что кельты населяли верховья Дуная (причем, по мнению греков, исток этой реки находится в Пиренейских горах), упомянуто их соседство с кинетами, самым западным народом Европы.

Около 400 г. до н. э. племена этого народа вторглись в Северную Италию и заняли ее, подчинив живших здесь этрусков, лигурийцев, умбров. Около 396 г. до н. э. кельтыинсубры основали город Медиолан (ныне итальянский Милан). В 387 г. до н. э. кельтский народ во главе с Бренном разгромили римское войско при Алии, а затем . Правда, городской кремль (Капитолий) так и не смогли захватить. С этим походом связано происхождение римской поговорки «Гуси Рим спасли ». По преданию, кельты ночью двинулись на штурм Капитолия. Римская стража спала. Но захватчиков заметили гуси из храма богини Весты. Они подняли шум и разбудили стражу. Нападение отбили, и Рим был спасен от захвата.

В те годы кельтские набеги доходили до юга Италии, пока им не положил предел Рим, стремившийся к гегемонии в Италии и опиравшийся на реформированную армию. Встретив такой отпор, некоторые группы в 358 г. до н. э. переселились в Иллирию (северо-запад Балканского полуострова), где их движение натолкнулось на встречный натиск македонцев. И уже в 335 г. до н. э. кельтские послы вступили в переговоры с Александром Македонским. Вероятно, заключенный договор о разделе сфер влияния позво-лил македонцам и грекам отправиться в 334 г. до н. э. на завоевание Персии, не опасаясь за свой тыл, а кельтам дал возможность утвердиться на Среднем Дунае.

С 299 г. до н. э. возобновилась военная активность кельтов в Италии, им удалось разбить римлян у Клузия, присоединить ряд племен, недовольных Римом. Однако уже через четыре года, в 295 г. до н. э., взяли реванш римляне, объединившие и подчинившие значительную часть Италии. В 283 г. до н. э. они оккупировали земли кельтов-сенонов, отрезав прочим их соплеменникам выход к Адриатическому морю. В 280 г. до н. э. нанесли североитальянским кельтам с союзниками сокрушительное поражение на Вадимонском озере.

Тогда же усилилась военная экспансия кельтов на юго-востоке Европы. Возможно, именно отток сил в этом направлении ослабил их натиск в Италии. К 298 г. до н. э. относятся сведения об их проникновении на территорию современной Болгарии, правда неудачном. В 281 г. до н. э. многочисленные кельтские отряды наводнили ряд областей Балканского полуострова, а 20 ом тысячное войско кельтов-галатов нанял Никомед I, царь Вифинии (на территории современной Турции), для войны в Малой Азии. Огромная армия кельтов под предводительством Бренна в 279 г. до н. э. , разграбив кроме прочего особо почитаемое греками святилище в Дельфах. И хотя варваров удалось вытеснить из Греции и Македонии, они остались господствующей силой в более северных областях Балкан, основав там несколько царств. В 278 г. до н. э. Никомед I вновь пригласил галатов в Малую Азию, где они укрепились, учредив в 270 г. до н. э. в районе современной Анкары федерацию под управлением 12 вождей. Федерация просуществовала недолго: после поражений 240-230 гг. до н. э. она утратила самостоятельность. Эти же или какие-то другие галаты во второй половине III или в начале II в. до н. э. фигурируют среди племен, угрожавших Ольвии на северном берегу Черного моря.

В 232 г. до н. э. опять вспыхнул конфликт и кельтами в Италии, а в 225 г. до н. э. местные галлы и призванные ими из-за Альп сородичи были жестоко разбиты. На месте битвы римляне построили мемориальный храм, где и много лет спустя благодарили богов за победу. Это поражение стало началом заката военного могущества кельтов. Карфагенский полководец Ганнибал, двигавшийся в 218 г. до н. э. из Африки через Испанию, юг Франции и Альпы на Рим, рассчитывал на союз с кельтами в Италии, но последние, ослабленные предшествующими поражениями, не смогли помочь ему в той мере, как тот рассчитывал. В 212 г. до н. э. восстания местного населения положили конец кельтскому господству и на Балканах.

Закончив войны с Карфагеном, на кельтский народ. В 196 г. до н. э. разгромили инсубров, в 192 г. до н. э. - бойев, а их центр Бононию (современная Болонья) разрушили. Остатки бойев ушли на север и обосновались на территории нынешней Чехии (от них произошло название одной из областей Чехии - Богемии). К 190 г. до н. э. все земли к югу от Альп захватили римляне, позднее (82 г. до н. э.) учредив здесь провинцию Цизальпинская Галлия. В 181 г. до н. э. недалеко от современной Венеции римские коло-нисты основали Аквилею, ставшую опорным пунктом для расширения римского влияния в Подунавье. В ходе еще одной войны к 146 г. до н. э. римляне отняли у карфагенян владения в Иберии (нынешняя Испания), а к 133 г. до н. э. окончательно подчинили жившие там кельто-иберийские племена, взяв их последний оплот - Нумацию. В 121 г. до н. э. под предлогом защиты Массалии от набегов соседей Рим оккупировал юг современной Франции, покорив местных кельтов и лигуров, а в 118г. до н. э. там была создана провинция Нарбонская Галлия.

В конце II в. до н. э. римские историки писали о натиске на кельтов со стороны их северо-восточных соседей - германцев. Незадолго перед 113г. до н. э. бойи отразили нападение германского племени кимвров. Но те продвинулись на юг, объединились с тевтонами (которые, вероятно, были кельтами), разгромили ряд кельтских племен и римских армий, однако в 101 г. до н. э. кимвров практически полностью уничтожил римский полководец Марий. Позднее другие германские племена все же вытеснили бойев из Чехии в придунайские области.

К 85 г. до н. э. римляне сломили сопротивление живших в устье Савы скордисков, последний оплот кельтов на севере Балкан. Около 60 г. до н. э. даками под предводительством Буребисты были почти уничтожены тевриски и бойи, что, вероятно, является частью событий, связанных с экспансией фракийских племен,сокрушившей кельтское господство на территории к востоку и северу от Среднего Дуная.

Незадолго до 59 г. до н. э., воспользовавшись междоусобицами в Галлии, свевы и некоторые другие германские племена во главе с Ариовистом захватили часть территории секванов, одного из сильнейших кельтских племен. Это послужило поводом для вмешательства римлян. В 58 г. до н. э. Юлий Цезарь, тогда проконсул Иллирии, Цизальпинской и Нарбонской Галлии, разгромил объединение Ариовиста, а вскоре в основном взял под контроль и остальную, «косматую», Галлию. В ответ восстали древние кельты (54 г. до н. э.), но в 52 г. до н. э. пала Алезия, база самого активного вождя восставших - Верцингеторикса, а к 51 г. до н. э. Цезарь подавил сопротивление кельтов окончательно.

В ходе ряда кампаний с 35 по 9 г. до н. э. римляне утвердились в правобережье Среднего Дуная, покорив кельтские и другие местные племена. Позднее здесь возникла провинция Паннония. В 25 г. до н. э. Галатия в Малой Азии подчинялась Риму, утратив остатки самостоятельности, но потомки кельтов продолжали жить на этих землях, сохраняя свой язык на протяжении еще нескольких столетий. В 16 г. до н. э. частью Римского государства стало «царство Норик», объединявшее их владения в Верхнем Подунавье, в 16 г. н. э. здесь образовались римские провинции Норик и Рэция.

Следуя за волнами кельтских переселенцев, римляне пришли и в Британию. Юлий Цезарь побывал там в 55 и 54 гг. до н. э. К 43 г. н. э., при императоре Калигуле, римляне, подавив упорное сопротивление кельтов, захватили Южную Британию, а к 80 г., в правление Агриколы, оформилась граница римских владений на этих островах.

Таким образом, в I в. кельты оставались свободными лишь на территории Ирландии.

Здравствуйте, Друзья!

Добре пожаловать в Мир Кельтов. Меня зовут Сурен Исраилян, я из Болгарии и являюсь председателем Болгарского Общества „Кельтское Наследство ”.

Главная цель Общества – познакомить нашу публику с тысячелетними Кельтскими обычаями и праздниками. А почему бы и не праздновать их вместе с Вами?


Вы может быть не знаете, что на территории сегодняшней Болгарии существовало Кельтское Царство „ТИЛЕ ” в III веке до н.е. Мы хотим воссоздать празднование Восьми Кельтских праздников, реализовать идею , а также популяризировать Кельтские Блюда и Музыку.

История кельтов

Кельты – это, вероятно, одна из самых старых паневропейских цивилизаций, а Кельтские обычаи и божества имели существенное влияние на раннее христианство.

Принято датировать появление Кельтов VIII-VII веками до н.э. , но есть доказательства и о более ранним их присуствие в Европе. Есть даже археологические доказательства присуствия Кельтов на территории сегодняшней Франции и западной Германии около 1200 лет до н.э., но большинство археологов считают, что „первые Кельты” были найдены во время раскопок в местности Hallstatt в Австрии.

Римляне называли Кельтов - „Галлы ”, греки - „Келтои ”, но и в обоих языках это переводится как „варвары”. В V-III веках до н.э. Кельты непобедимы, они завоевывают большую часть Европы, особенно северную часть (над Альпами), а в III веке до н.э. устремляются на юг.

Около 281 г. до н.э. Кельтское войско достигает земель сегодняшней Болгарии и основывают Царство, которое называют Тиле (Thile), потом продолжают поход на юг и в землях сегодняшней Турции, в Анадоле, основывают самое южное Царство - Галатия (Galatia). Галатия просуществовала более 300 лет (по некотором источникам – даже дольше), но Тиле явно очень мешала фракам и они уничтожили это Кельтское Царство около 218 г. до н.э.

Влияние и сила на Кельтов показано на этой карте III века до.н.е.:

  • желтый цвет : Греция и греческие колонии.
  • темно-зеленый : Эллинистические культуры.
  • зеленый : Этруски.
  • бордо : ранняя Римская империя.

Считается, что Кельты появились на Британских островах около V-IV века до н.э. В это время основная часть Кельтов жило на материке, но с восходом Рима и военных походов Римских легионов, Британские острова и провинция Бретань во Франции остались наиболее безопасными местами. Римляне нападали острова несколько раз и когда Англия (England) была завоевана, кельтские кланы переместились к районам „на периферии” – в Ирландию, Уелс и Шотландию.

В этих землях Кельтское влияние практически никогда не прерывалось, поэтому сегодня большая часть ирландцев считают, что у них есть Кельтские корни. Много современных жителей Ирландии, Уэльса, Шотландии и Бретани (Франция) говорят на кельтских диалектах.

Кельтские языки

Кельтские языки входят в Индо-Европейскую группу и в настоящий момент используются на территории так называемых „Шести Кельтских Наций”.

По данным организации „Кельтская Лига” около 3 миллионов человек понимают или говорят на кельтских диалектах. Эти факты очевидно доказывают, что кельтские языки и культура не мертвы, а являются совсем активными факторами, которые развиваются, хотя и в региональном маштабе.

Где живут потомки Кельтов сегодня?

В наше время люди, которые считают себя потомками Кельтов, живут в следующих регионах:

  • Республика Ирландия (Ireland), по-кельтски – “Eire”.
  • Остров Мен (Isle of Man) – самостоятельна общность в составе Великобритании.
  • Графство Корнуолл (Cornwall), Южная Англия. По-корнуольски (кельтский диалект) – Kernow.
  • Шотландия (Scotland), на шотландском кельтском - Alba.
  • Уэльс (Wales), по-уэльски (кельтский диалект) – Къмри (Cymru).
  • Провинция Бретань (Brittany), Франция, по-бретонски (кельтский диалект) – Breizh.

Что оставили Кельты Европе и миру?

Любовь к „Матери Природе” (Mother Nature)

Каждый из Восьми Кельтских празников (Имболг, Остара, Белтен, Лита, Лунасах, Ламас, Мейбон, Сауин и Юл) содержит ритуалы почитания к „Матери Природе”. На празнике Белтен, Бог Бел одет в тунику с зелеными листьями и его называют „Зеленый Джак” (Green Jack).

Даже гороскоп Кельтов связан с деревьями: знаки зодиака названы различными именами деревьев и меняются каждые 10 дней.

Равенство мужчин и женщин

По Кельтской мифологии жизнью руководит „Тройное Божество” : Девушка, Мать и Бабушка, которые являются символами Жизни, Смерти и Перерождения . По этой причине, вероятно, у Кельтов соблюдалось первое в Европе равенство полов.

Современники Кельтов с удивлением описывают Кельтских женщин-полководцев, женщин-торговок и собственниц недвижимости, даже женщин-друидов.

Предметы из железа

Плуг. Когда Кельты не воевали, они были хорошими фермерами, настолько хорошими, что могли иметь на поле до 8 волов одновременно. Поэтому они изобрели метальный плуг, который в комбинации с упряжкой волов был намного эффективнее.

Меч, кольчуга. В Къркбуме (Kirkburn – Восточный Йоркшир) был найден меч, который собирается из 70 различных частей (вероятная причина – тайный перевоз меча). Меч и ножны собираются из 70 отдельных частей, что говорит о высоком мастерстве Кельтских оружейников.

А вот еще более впечатляющий факт – около III в. до н.е. Кельтские мастера изобрели кольчугу (Chain Mail), которая известна и до сегодняшнего дня. Римские современники пишут, что Империя скопировала кольчуги с тел убитых Кельтов и, таким образом, этот атрибут распространился по Европе.

Друиды

Друиды были самыми уважаемыми людьми в Кельтском обществе. Они были лечителями, проповедниками, судьями, учеными и учителями. В определенных случая (например, при внезапном вражеском нападении) у них было больше прав, чем даже у короля. На практике они связывали Кельтские кланы в одну общность. Друидство волновало людей во все времена, даже в XVII веке оно было возрождено как традиция (Druid Revival). Влияние Друидов на Кельтское общество было настолько сильным, что римляне при нападении Кельтских поселений в первую очередь убивали Друида.

Вот одна из трактовок Философии Друидов – так называемые Семь Талантов Друидства :

  • Первый Талант - философия, которая утверждает, что жизнь – это святой дар и подчеркивает роль человека в ее создании.
  • Второй Талант - близость с Природой, синхронизация нашей жизни с естественными циклами Природы, а оттуда и развитие чувства общности со всеми живыми существами.
  • Третий Талант - исцеление с помощью опыта, который помогает лечению и омоложению вместе с душевными и физическими методами здоровья и долголетия.
  • Четвертый Талант - восприятие нашей жизни, как путешествия через юношество, брак и смерть в имя наших детей.
  • Пятый Талант - открытие Новых реальностей, Нового сознания, Нового Мира, в которые будут построены на Кельтских и Друидских образах и традициях.
  • Шестой Талант - развитие наших возможностей как путь к самоусовершенствованию, раскрытию наших творческих сил, психических качеств и интуиции, развитие интелектуальных и духовных сил.
  • Седьмой Талант - Магия, которая учит тому, как идеи становятся реальностью, как открывать, развивать и изпользовать силу духовного импульса, который Друиды называют Awen (просветление, вдохновление).

Кельтские праздники - Колесо Года

Колесо Года – это Кельтское понятие цикла сезонов жизни. Все праздники сильно связаны с природными циклами – солнцестоянием, равноденствием, „четвертями” (датами в середине между солнцестоянием и равноденствием).

Каждый из этих праздников имеет собственную энергию и в тоже время связан с другим, а вместе они образуют вечный цикл жизни.

Кельтское Колесо вводит нас циклы роста, уборки урожая, отдыха и обновления. Каждый цикл важен и не может существовать без другого.

Кельты жили и работали по этим циклам жизни, чтобы было больше „взаимопонимания и успехов”. Они верили, что если отмечают циклы сезонов и руководствуются ими, могут открыть много тайн жизни, земли и магии.

Кельтские праздники:

Даты Кельтских праздников не фиксированы, потому что каждая Кельтская общность их праздновала, по различным источникам, от нескольких дней до 2 недель.

♦ Рубрика: .