Разные разности

Иннокентий анга. Культурно-просветительский центр святителя иннокентия открылся в анге. Просветитель и учёный

Иннокентий анга. Культурно-просветительский центр святителя иннокентия открылся в анге. Просветитель и учёный

В селе Анга Качугского района сохранился деревянный дом, в котором жил будущий церковный деятель

Святитель Иннокентий (Вениаминов, 1797-1879), митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки, оставил после себя заметный след как церковный, культурный и общественный деятель. Он прошел путь от сельского приходского священника в Иркутской епархии до кафедры московских святителей. 45 лет отдал святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края; крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы; составил грамматику и первый словарь алеутского языка. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Святитель Иннокентий Вениаминов был канонизирован Русской православной церковью в 1977 году по просьбе зарубежной Русской православной церкви в Америке, основателем и первым митрополитом которой он был.

Ваня Попов - Ангинский - Вениаминов

Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, а в детстве просто Ваня Попов), родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии, в семье пономаря. Рано оставшись без родителей - в 6 лет, Иван стал жить в Анге, в доме дяди Евсея. Мальчик рано освоил грамоту и с семи лет уже читал Апостол в церкви, а в девять с половиной поступил в Иркутскую духовную семинарию. Там мальчика стали звать Иван Попов-Ангинский, потому что многие дети священников носили тогда фамилию Попов. В 1814 году Ивану, как лучшему воспитаннику семинарии, дали фамилию Вениаминов - в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина. По окончании Иркутской духовной семинарии в 1817 году юноша получил посвящение в сан диакона, а четыре года спустя - священника. Три года он проходил священнослужение в Благовещенском храме в Иркутске, проявив себя ревностным и усердным пастырем. В 1824 году будущий святитель вместе с другими священнослужителями Иркутской епархии получил приглашение на миссионерское служение на Алеутские острова. Вместе с женой, тещей и детьми священник Иоанн Вениаминов отправился в семимесячное путешествие из Иркутска на северо-восток.

Священник, исследователь, писатель

На Алеутских островах и на острове Ситхе священник Иоанн Вениаминов провел 16 лет. Он выучил алеутский язык и различные наречия местных племен, крестил тысячи людей, перевел на алеутский язык Евангелие, катехизис и некоторые богослужебные книги. В редкие часы отдыха будущий святитель занимался метеорологическими наблюдениями, вел этнографические записи, описывал быт и нравы местных жителей. Эти труды были изданы в 1840 году в трех томах и назывались "Записки об островах Уналашкинского отдела".

В 1840 году священник Иоанн Вениаминов прибыл в Петербург, чтобы напечатать осуществленные им научные труды и переводы священных книг на алеутский язык. К этому времени он овдовел. По решению Святейшего синода он был пострижен в монахи и принял рукоположение во епископа Камчатского и Алеутского.

Еще 28 лет святитель Иннокентий трудился на огромных просторах Камчатки и Восточной Сибири, Амурского и Уссурийского краев, просвещая коряков и чукчей, тунгусов и якутов, ламут и юкагиров, а также другие народности, не приобщенные к христианской культуре и цивилизации. Под его руководством на якутский и тунгусский языки были переведены Евангелие и другие книги, составлены соответствующие словари и грамматика.

В 1854 году во время нападения англичан (в связи с Крымской войной) на наши дальневосточные владения святитель Иннокентий отправился на Амур через Аян, захваченный англичанами, и вел с ними переговоры. В сентябре-ноябре этого же года святитель Иннокентий познакомился с известным русским писателем Иваном Гончаровым, который завершил кругосветное путешествие на фрегате "Паллада" и находился в Якутске.

9 мая 1858 года святитель Иннокентий вместе с генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым прибыл в станицу Усть-Зейскую. Здесь по инициативе святителя был заложен храм Благовещения, а станица переименована в Благовещенскую. По замыслу святителя и генерал-губернатора Благовещенск должен был стать главным городом Приамурья. Туда перенесли кафедру святителя Иннокентия.

С января 1868 года святитель Иннокентий был уже митрополитом Московским и Коломенским, непосредственным преемником митрополита Филарета. Находясь на кафедре московских святителей, он учредил Православное миссионерское общество.

Святитель Иннокентий умер 31 марта 1879 года и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой лавры.

6 октября (23 сентября по церковному стилю) 1977 года определением Священного синода Русской православной церкви в ответ на просьбу Священного синода Православной церкви в Америке от 8 мая 1974 года митрополит Иннокентий, святитель Московский и апостол Америки и Сибири, был причислен к лику святых. Празднование его памяти установлено дважды в год - в дни кончины и прославления.

Музей в Анге

В селе Анга Качугского района сохранился деревянный дом, в котором маленький Иван Попов жил со своим дядей. Вот уже 11 лет в нем находится Музей святителя Иннокентия. История музея началась в 1986 году, когда американцы сделали запрос в администрацию Качугского района о возможности покупки этого домика и перевозки его на Аляску. Дом в это время стоял пустой, в относительной целости и сохранности, да и никто из жителей Анги не вспоминал о его давних жильцах.

Может, не все и знали, что дом этот особенный, - рассказала Ольга Сокольникова, младший научный сотрудник Музея святителя Иннокентия, - потому что святитель Иннокентий не так давно к лику святых причислен. Да и время-то какое было - советское. А когда американцы обратились - сразу заговорили, и руководители района (в то время Владимир Бутаков и Виталий Окунь) решили дом не отдавать. Дом находился в собственности у хозяев, администрация выделила деньги, и мы купили охранную грамоту - такую бумагу, по которой строение нельзя ни сносить, ни трогать. Так дом и стоял до 1995 года. Потом приехали сотрудники музея "Тальцы", перебрали дом дважды.

Часть экспонатов для нашего музея предоставил музей "Тальцы", часть собрали школьники, что-то приносили жители села. Например, здесь есть ведомости святителя, ксерокопии его прошений.

В музее хранится икона из разрушенной Ангинско-Ильинской церкви. Белокаменную церковь строили братья Воробьевы и Ольшанские, в советские времена ее разобрали, а из этого камня в селе построили водонапорную башню, которая стоит до сих пор.

Экскурсии в музее бывают как минимум раз в неделю. На каникулах здесь "аншлаг" - приезжают школьники со всей области. Ольге Сокольниковой помогают местные краеведы - ребята-старшеклассники сами проводят экскурсии для сверстников. А если в районе бывают высокие гости, то без посещения музея не обходится ни одна делегация. Приезжают и посетители из-за рубежа - Америки, Аляски, даже с Ситхи. Из наиболее дорогих гостей называют праправнука святителя Иннокентия, владыку Анатолия из Лондона, губернаторов области.

В апреле прошлого года управление Иркутской епархии сообщило, что в селе Анга Качугского района предполагается создать Духовно-просветительский центр имени святителя Иннокентия.

С такой инициативой выступили архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим и писатель Валентин Распутин.

Заслуги святителя Иннокентия таковы, что Русская церковь в связи с празднованием 200-летия со дня рождения угодника Божия учредила орден Святителя Иннокентия. Награда вручается за первосвятительские труды на благо Русской церкви. Ордена Святителя Иннокентия I степени удостоен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Начало сентября в Иркутской области прошло под знаком 220-летия со дня рождения и 40-летия канонизации Святителя Иннокентия Вениаминова (Иркутского) - одного из наиболее почитаемых в Сибири православных миссионеров, просветителей и духовных учителей.

Именно к этим большим юбилеям на родине Святителя - в посёлке Анга Качугского района был построен и открыт новый храмовый комплекс - Культурно-просветительский центр. В минувшие выходные в честь этого события в посёлке прошёл большой праздник с экскурсиями и концертом «Ангинский хоровод», в котором приняли участие народные коллективы. Какие раритеты можно увидеть в центре, к каким святыням прикоснуться, а главное, станет ли он точкой притяжения для паломников - разбирался корреспондент «АиФ в ВС».

Просветитель и учёный

Святитель Иннокентий - фигура знаковая не только для Иркутской области. Родился будущий митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки 26 августа 1797 года в селе Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье пономаря Евсевия Попова и при рождении получил имя Иван. Уже в девять лет его определили в иркутскую духовную семинарию, где он и получил новое имя в честь епископа Иркутского Вениамина. В возрасте 27 лет начался его сложный путь служения людям, когда он добровольцем отправился на Алеутские острова для проповеди христианства среди туземцев.

По существующим данным, он окрестил около 10 тысяч человек, проживающих в Сибири и Якутии, а также в Русской Америке - на Аляске. Вклад Вениаминова в развитие культуры, истории и географии неоценим: строитель храмов, составитель словарей, крупный учёный-натуралист и мореплаватель. Принимал непосредственное участие в исторических сплавах графа Н.Н. Муравьёва-Амурского по Амуру и в подготовке Айгунского договора, который закрепил границы между Российской империей и цинским Китаем по реке Амур в 1858 году.

Граф Муравьев-Амурский и Святитель Иннокентий. Картина Алексея Авдеева из Хабаровска. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Особо почитаем Иннокентий Вениаминов в связи с тем, что во время своего служения он много времени посвятил изучению якутского и алеутского языков, составлению их алфавита и переводам на них текстов священного писания.

В 1977 году Святитель Иннокентий был причислен к лику святых при активном содействии иерархов Православной церкви в Америке.

Возвращение храма

Идея создания храмового комплекса на родине Святителя возникла четыре года назад. В 2013 году проект «Путь Святителя Иннокентия» включили в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Чуть позже правительство Иркутской области заявило о намерении создать в Анге культурный православный центр, который может не только объединить вокруг себя верующих, но и стать одним из туристических маршрутов региона.

Чудом сохранившийся дом дяди Святителя Иннокентия дал начало всему комплексу. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Сердцем комплекса, его духовным оплотом стал , в котором он провел своё детство. Удивительно, но этот дом получил известность только в 1976 году, благодаря исследованиям академика Окладникова. Родительский дом Святителя не уцелел: его снесли в начале 1980-х годов. Дом дяди Вениаминова уцелел лишь чудом, и отчасти благодаря американцам. В 1986 году иностранцы обратились в администрацию Качугского района с просьбой купить дом Святителя и перевезти его на Аляску. За усадьбу давали несколько тысяч долларов - неслыханные по тем временам деньги. Однако сделка не состоялась: несмотря на уговоры сельчан, тогдашний председатель исполкома Владимир Бутаков в продаже отказал, рассудив, что подобные объекты не следует «разбазаривать».

Убранство дома переносит в те далекие времена, когда святой был еще ребенком. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Дальновидный поступок помог сохранить дом для потомков и в 1997 году устроить в нём первый музей Святителя. Сейчас дом полностью отреставрировали, внутри его устроена экспозиция, рассказывающая о жизни нашего земляка и быте того времени. А рядом с ним выросла новая красивая Свято-Иннокентьевская церковь. Построили её из круглого бруса на самом высоком месте исторического комплекса. Внутри храма строители решили сохранить фактуру дерева, которая даёт особый теплый свет. В этом храме будет уютно всем прихожанам. Рядом расположилась библиотека и воскресная школа для детей.

Иконостас Свято-Иннокентьевской церкви. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Место для строительства комплекса выбрали отнюдь не случайное. Новая церковь, музей и другие объекты возведены на территории старинной Ильинской церкви, возведённой в 1804 году и полностью разрушенной в 1929 году. Во времена своего расцвета этот приход был главным для всех окрестных деревень. Выполнена церковь была в стиле позднего сибирского барокко. В память о разрушенном храме рядом с расчищенным фундаментом старинной церкви сейчас возвели часовню и звонницу. Жители посёлка очень надеются, что новая церковь положит начало возрождению села.

Часовня и звонница построены рядом с фундаментом разрушенной Ильинской церкви. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Новая жизнь старинного села

Удивительно, но даже на первых этапах строительства храмового комплекса в Ангу, которой в этом году исполнилось 335 лет, стали приезжать паломники. По словам представителей местной власти, только иностранных гостей село принимает до тысячи человек в год. Верующим не терпится увидеть возрождение православия на этой земле. Сейчас для тех, кто захочет посетить комплекс, литургии и приобщиться к духовному пути Святителя Иннокентия, созданы прекрасные условия для проживания. Специально для паломников в культурно-просветительском центре построили гостиницу со светлыми комнатами-кельями, в которых можно жить одному или вместе с семьёй. Всего в гостинице может разместиться 35 человек.

Интересен комплекс и для светских экскурсий. На территории есть несколько выставочных экспозиций, рассказывающих о жизни Святителя. Здесь можно увидеть старинные книги, издания словарей и духовных текстов, предметы быта и культа.

Главная выставка расположилось в духовно-просветительском центре на первом этаже. Один зал отведён под экспозицию картин, подаренных центру художниками из разных уголков России. Во втором можно посмотреть впечатляющую интерактивную выставку, повествующую о ключевых этапах служения Святителя Иннокентия.

Под самым потолком установлена парусная лодка, как напоминание о морских путешествиях Святителя. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Здесь всё - от стен до пола - несёт смысловую нагрузку. Под самым потолком плывёт парусная лодка, напоминая о морских путешествиях Святителя. Пол удивительным образом стал старинной картой Сибири и Дальнего Востока. По этой карте можно проследить за перемещениями святого и наглядно увидеть, как далеко простирался путь просвещения и миссионерства Иннокентия Вениаминова.

Журналисты и гости Центра остались под большим впечатлением от главной экспозиции. Фото: АиФ/ Роман Сизых

«Всю жизнь прожил в Анге и не ожидал, что вдруг здесь появится такой современный центр, - поделился своими впечатлениями житель села Иван Владимирович. - Стройка практически из окна моего была видна. С сельчанами, можно сказать, на экскурсию ходили смотреть, как дела продвигаются. Когда наконец на церкви маковки засверкали - радовались. Были, конечно, сомнения: всё ли получится, станут ли сюда люди приезжать? Живём-то не близко! Но сегодня видим, что это надолго, что теперь будет служба в церкви идти, детишки будут учиться, а значит - село наше ещё поживёт».

Владыка Вадим освятил культурный центр. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Ангинский хоровод

Освящение нового Свято-Иннокентьевского храма совершили митрополит Иркутский и Ангарский Вадим, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Якутский и Ленский Роман, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан, епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий.

Такого количества гостей, как в день открытия Культурно-просветительского центра, в Анге, наверное, не было никогда. Поклониться памяти выдающегося человека приехали жители Иркутской области, Бурятии, Республики Тува и других регионов.

«Мы очень ждали этого путешествия, - рассказывает иркутянка Ольга. - В нашем храме было объявление о паломничестве в Ангу, и мы сразу приняли решение поехать семьёй. Очень приятно, что проезд был бесплатным. Вот только, к сожалению, не всем мест хватило. Но поехать всё равно все смогли: паломники добирались на своих авто и брали с собой тех, кто без колёс. В день выезда мы встали ещё затемно, чтобы занять своё место и не пропустить поездку».

Экскурсии в день открытия проходили в режиме нон-стоп. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Экскурсии для гостей работники комплекса проводили в режиме нон-стоп с утра и до самого позднего вечера. Что уж говорить про литургию, которую прошлось служить на улице, ведь небольшая Свято-Иннокентьевская церковь не смогла вместить всех желающих послушать проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима.

После торжественной литургии и освящения Свято-Иннокентьевской церкви, на сцене рядом с храмом заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) зачитал приветствие патриарха Кирилла. А митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнёс в дар приходу икону Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, с частицей его святых мощей.


  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • © АиФ / Роман Сизых

  • ©

Культурно-просветительский центр святителя Иннокентия торжественно открылся в селе Анга Кучугского района. Как 8 сентября 2017 года сообщила пресс-служба Законодательного собрания региона, торжества в честь 220-летия со дня рождения святителя и 40-летия его канонизации Русской Православной церковью посетил председатель областного парламента Сергей Брилка.

Мероприятия начались в девять утра с литургии и освящения Свято-Иннокентьевской церкви. Она построена на том месте, где раньше стояла старинная Ильинская церковь, возведенная в 1804 году, она долгое время являлась главной для православных верующих большого прихода окрестных деревень. Выполненная в стиле позднего сибирского барокко, церковь была непосредственно связана с именем святителя Иннокентия, но до наших дней постройка не сохранилась – от здания, которое было разрушено в 1930-е годы, остался только фундамент.

После литургии прошел крестный ход, а затем торжественное открытие культурно-просветительского центра им. святителя Иннокентия. Его строительство, также как и возведение других юбилейных объектов в Анге находилось на парламентском контроле Законодательного Собрания области и лично Сергея Брилки, который регулярно посещал стройплощадки, общался с подрядчиками. «Сегодня мы можем воочию наблюдать результаты нашей совместной деятельности: восстановлен сельский дом святителя, неподалёку от того места, где раньше стояла старинная Ильинская церковь, разрушенная после революции, построена Свято-Иннокентьевская церковь, здание культурно-просветительского центра, после капитального ремонта сдана в эксплуатацию дорога Качуг – Мыс – Кузнецы», – подчеркнул Сергей Брилка.

Завершит мероприятия в Анге церемония открытия международного этнокультурного фестиваля «Ангинский хоровод». По словам Сергея Брилки, эти торжества – только начало новой вехи в увековечивании памяти о Святителе, как о миссионере, просветителе и государственном деятеле в умах и сердцах жителей области, и все эти объекты сделаны для того, чтобы каждый человек мог прикоснуться к земной жизни Иннокентия Вениаминова, к его истокам.

«Это большой праздник для ангинской и качугской земли, – сказал спикер. – Когда ты соприкасаешься с судьбой этого человека, душа невольно замирает. Это был человек огромной духовной силы. У святителя Иннокентия, которого при рождении звали Иван Попов, дед и отец служили в церкви. Он унаследовал их призвание, ему была поручена тяжелейшая миссия. В ходе своих странствий он и замерзал, и тонул, но вынес все испытания и стал апостолом Сибири и Америки. Но он был не только церковным деятелем, но также и государственником. Святитель участвовал в важнейшем событии – вместе с генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым принимал участие в подписании Айгунского договора о границах Китая и России, был крупнейшим просветителем, стал одним из основателей города Благовещенска».

В этот день в село Анга приехало огромное количество гостей со всей Иркутской области и из других регионов страны, деятелей культуры, духовных лиц. На церемонии открытия фестиваля был зачитан приветственный адрес от министра культуры России Владимира Мединского. Для гостей были организованы выставка декоративно-прикладного искусства народных умельцев и выставка-ярмарка Качугского района, где посетители могли ознакомиться с достопримечательностями района и продукцией местных производителей. Подарком для гостей стал праздничный концерт.

Фото с сайта Законодательного собрания Иркутской области.


А.К. Нефедьева (Иркутск)

Первое упоминание о домике в Анге митрополита Иннокентия Вениаминова в советское время появилось в 1976 г. в шестом номере журнала «Вопросы истории». Статья принадлежала известному архе­ологу Сибири, академику А.П. Окладникову, перед тем побывавшему на Аляске. Там, видимо, А.П. Окладников открыл для себя знамени­того до революции по всей России миссионера, этнографа, лингвиста, естествоиспытателя, строителя и художника, впоследствии митропо­лита Московского и Коломенского Иннокентия Вениаминова.

Пораженный величием этой фигуры, разносторонностью его интересов, величиной его деяний и той памятью о себе, которую оставил миссионер на Аляске, А.П. Окладников по возвращении домой дваж­ды публикует его биографию: первый раз - в журнале, второй - в книге «Первопроходцы» из серии «Жизнь замечательных людей». В обеих статьях Окладников указывает, что «в родном селе митрополи­та Анге до сих пор чудом сохранились два дома. Один - священни­ческий, второй - причетчика, построенный, видимо, в первой поло­вине XVIII в., рубленный топором, с потолком из круглых бревен (не умели еще в ту пору пилить доски). В нем, должно быть, и родился Вениаминов-Попов» .

Хочется отметить, что уже в ту пору, в середине 1970-х гг., в Анге не смогли точно указать А.П. Окладникову, какой из этих домов был домиком Вениаминова, хотя до революции о нем знали все жители села. На их глазах домик с 1913 по 1915 г., по решению миссионерского комитета, реставрировался, для чего были выделе­ны деньги в сумме 1500 руб. .

После реставрации в домике Вениаминова для жителей села устраивались религиозно-воскресные чтения, в нем учителя проводили уроки для детей по биографии знаменитого земляка, здесь же совер­шались ежегодные литии по усопшему.

Однако статьям А.П. Окладникова о святителе Иннокентии и о домиках XVIII в. в Анге, связанных с его именем, не было уделено должного внимания ни со стороны государственных органов, ни со стороны общественности. По-настоящему интерес к дому великого ангинца проявился в 1987 г.

В этом году отец Каллиник, благочинный селений Верхней Лены, пригласил с собой в очередную поездку на Лену писателя и редактора газеты «Литературный Иркутск» Валентину Васильевну Сидоренко. Церквей в Качугском районе почти не было, и батюшка, проинспектировав их, поехал в Ангу поговорить с председателем сельсовета о возможности строительства в Анге церкви.

Человек в рясе, явление в те годы довольно редкое, привлек к себе внимание жителей села, и когда он и В.В. Сидоренко останови­лись на месте уничтоженной в 1929 г. церкви, к ним подошла ста­рушка и в разговоре сообщила о домике, в котором, по ее утверж­дению, когда-то проживал Иннокентий Вениаминов. Свидетельство старушки подтвердила и председатель сельсовета Ольга Георгиевна Сокольникова. По ее словам, «половина жителей села считают, что дом, сохранившийся в Анге, имел отношение к Поповым (Вениами-нову)».

Сообщение, что в Анге сохранился дом святого Иннокентия, взвол­новало В.В. Сидоренко, и она обратилась в епархию с предложением купить домик и сделать в нем мемориальный музей Святителя.

Предложение В.В. Сидоренко заинтересовало епархию. С 1989 г. началось изучение истории дома. К этому был привлечен Центр сохранения историко-культурного наследия (ЦСН). От епархии ку­рировала данную работу В.В. Сидоренко. К изучению истории дома привлекли также двух известных специалистов города - этнографа О.В. Бычкова и архитектора В.Т. Щербина.

В результате проведенных исследований домик в Анге был признан родительским домом Иннокентия Вениаминова, в котором он родился и прожил первые пять лет до переезда после смерти отца Евсея Попова в дом дяди - Дмитрия Попова, проживавшего также в Анге. Эти выводы были основаны на фотографиях дома Вениаминова, сделанных священником Н. Пономаревым в 1913 г. до реставрации дома и обнаруженных О. Ремезовой - сотрудником ЦСН , в Иркутском архиве, а также на публикации М.К. Азадовского, побывавшего в Анге в 1916 г. «Реставрация, - писал Азадовский, - изменила прежний вид и дает скорей представле­ние о типе старинного дома» . Это сообщение Азадовского поз­волило исследователям (О.В. Бычков) объяснить несоответствия, наблюдаемые в сохранившемся домике в Анге и на фотографиях, реставрацией .

Заключение, выданное ЦСН по домику в Анге, послужило обоснованием для решения Иркутского облисполкома отнести дом в Анге к памятникам местного значения, и епархия приобрела дом в свою собственность. В 1991 г. дом был закуплен у гражданки Неча­евой, владевшей им с 1958 г.

Итак, исследование дома завершилось, но у куратора епархии В.В. Сидоренко сохранились сомнения: слишком большая разница была между фотографиями дома Евсея, отца Вениаминова, и сущес­твующим домиком. В 1996 г. к работе по исследованиям дома были привлечены сотрудники АЭМ «Тальцы».

Первый осмотр дома позволил выявить малозаметные метки в углах дома, сделанные топором, не замеченные прежними исследователями. Метки свидетельствовали о том, что дом переносился. Дальнейшее изучение уже просмотренных и вновь обнаруженных архивных материалов и свидетельств очевидцев об ангинском доме привело нас к неожиданным выводам. Но все по порядку.

Ссылка предшественников на публикацию М.К. Азадовского об изменениях дома Евсея Попова, вызванных реставрацией, показалась нам неубедительной. М.К. Азадовский не сообщал, в чем конкретно произошли изменения, его фраза «Вид дома дает скорей представление о типе старинного дома» позволяет предположить, что основные изменения были связаны с внутренней планировкой дома, в частности, была убрана капитальная стена, отделяющая сени от избы. Только при внутренних изменениях внешне дом мог иметь «вид старинного дома». Наше предположение подтверждает­ся назначением дома после его реставрации. Он стал общественным зданием, но не музеем, а «избой-читальней», «клубом». Вспомним, что там проводились лекции, занятия с учениками, общественные поминальные службы. В маленькой избушке, каким был дом Вениаминова (об этом свидетельствуют все воспоминания очевидцев; сам митрополит называл свой домик не иначе, как «хижина» ) и в котором к тому же почти половину занимала русская печь, разместить народ для слушания лекций без переделки было невозможно. Соединение сеней в одно целое с избой значительно увеличивало внутреннюю площадь жилища.

Что касается фотографий дома Вениаминова, то надо при­знать, что они являются пока единственным достоверным свидетельством, как выглядел дом Вениаминова до реставрации. Оста­новимся подробно на их описании. Фотографий дома Вениамино­ва три. На первом снимке дом виден с главного фасада. Мощный сруб переходит в самцы, удерживающие кровлю. Во втором от охлупня самце прорублены два маленьких окошечка для провет­ривания и освещения чердака. Главный фасад имеет два неболь­ших окна и еще одно, совсем маленькое. Дома с подобной плани­ровкой окон на Лене называли «дом в два с половиной окошка». Рублен он «в обло», с большим остатком, концы неровные. Две другие фотографии дают представление о боковых фасадах дома. На одном фасаде видны два спаренных окна, равные по разме­рам окнам главного фасада. На этой же стороне - дверь в сени, ведущие в дом, и маленькое окошечко. С другой стороны глухая стена прерывается маленьким окном и выступами капитальной стены, отделяющей сени от дома, что говорит о том, что это был дом-пятистенок.

Сравнивая сохранившийся домик в Анге с фотографиями, замечаем, что они сильно разнятся. У главного фасада существующего домика два окна, маленького нет. На боковом фасаде два раздель­ных окна, дверь в прируб и маленькое окошечко. С другой сторо­ны маленькое окошечко и в прирубе большое окно позднего про­исхождения. Если мы не будем обращать внимание на уже явную несхожесть дома на фотографиях с существующим домом в Анге, отнеся это к издержкам реставрации, и далее, для более удобного сравнения домов условно развернем их главным фасадом в запад­ном направлении, то при этом боковой фасад с двумя спаренными окнами дома на фотографии выйдет на север. У существующего же дома два раздельных окна при такой ориентации выходят на юг. Соответственно этому глухая стена на фотографии выйдет на юг, а существующего дома - на север. Подобное расхождение реставра­цией объяснить невозможно, а потому следует признать, что это два разных дома.

Данный вывод подтверждается и подоконниками ныне существующего ангинского домика. На фотографии дома Вениами-нова видно, что два спаренных окна поставлены на один сплош­ной подоконник и разделяет их перекладина, упирающаяся в верхний косяк окна и нижний - подоконник. Значит, при рес­таврации, если окна решили разделить стенкой, подоконники должны были поставить новые. В существующем же домике все подоконники, за исключением прируба, старые, с очень большим износом. Такой износ подоконников встречен был нами лишь в домах АЭМ «Тальцы», датированных архитекторами Г.Г. Оранс­кой и А.А. Субботиным как дома XVIII в. В других домах, даже первой половины XIX в., подобного явления не наблюдается. Объяснить этот факт, видимо, можно только тем, что окна в XVIII в. затягивались бычьим пузырем или слюдой, они давали мало света и потому многие работы в доме, особенно зимой, ве­лись на подоконнике. Принимая во внимание все изложенное, мы, таким образом, окончательно приходим к выводу, что дом Вениаминова на фотографии и ныне существующий дом в Анге - разные дома.

Версию, что данные фотографии не являются фотографиями дома Вениаминова, надо, видимо, сразу отбросить. Начиная с 1896 г. внимание церкви к домику Вениаминова в Анге усиливается. К столетнему юбилею со дня рождения Святителя в церковной печа­ти систематически появляются публикации о деяниях миссионера, о его сохранившемся домике. Поступают разные предложения по его использованию, предлагается также снести домик и на этом месте поставить часовню или школу для ангинских детей, присво­ив ей имя Иннокентьевской . Закончились эти де­баты в 1913 г. началом реставрации домика Вениаминова. Распо­ряжение, как реставрировать дом митрополита, отдал священнику Кокоулину, служившему в Ангинской церкви, епископ Киренский Евгений. При приезде епископа Евгения в 1913 г. в Ангу и были сделаны снимки домика Иннокентия священником Пономаревым, сопровождавшим епископа в поездке по ленским селам. Вместе с другими снимками эти фотографии хранились в его альбоме. Все подписи под фотографиями сделаны одной рукой, что позволяет предположить, что их подписывал сам автор. И поскольку все под­писи совпадают с известными объектами, то сомневаться в подпи­сях под фотографиями домика Вениаминова мы, видимо, просто не вправе.

Обратимся теперь к существующему ангинскому домику. По исторической справке о нем, составленной О. Ремезовой со слов хозяина этого дома до 1958 г. Скорнякова Георгия Данилови­ча, ныне умершего, этот дом принадлежал роду Скорняковых с начала XIX в. . Участок первоначального нахождения дома считался «поповским имением», «поповскими утугами» (поливаемыми, удобряемыми сенокосными угодьями при усадьбе). Дед Георгия Даниловича, Артемий Иванович, вернувшись в Ангу пос­ле службы в армии, перенес в 1876 г. дом с «поповского имения» на место, на котором он теперь стоит (ул. Школьная). Следы ме­ток, необходимых при разборке дома, как уже отмечалось, видны до сих пор. Они сделаны топором, на избе - на углах, на прирубе - по центру бревна, разметки на прирубе явно современные. В 1929-1930 гг., это уже сохранилось в памяти Георгия Данилови­ча, была перебрана крыша. При этом элементы кровли - курицы (конструкции, удерживающие потолки) с потоками (выдолблен­ными полубревнами, в которые вставлялись концы досок кровли и по которым при дожде сбегала вода) - были уничтожены. В 1950-1952 гг. холодные сени были утеплены и изменена кровля на прирубе, она стала отдельной. Для увеличения площади в доме была переделана печь, ранее она имела классическое расположе­ние - лицом к фасаду.

В 1932 или 1933 г. в дом Скорняковых приезжал сын или внук Вениаминова. Скорняковы говорили: «попов сын», «архимандритов сын». Он тоже был священнослужителем. Семейное предание о доме, сообщенное Георгием Даниловичем Скорняковым, для нас очень важно, так как оно подтверждает, что дом этот имел прежде отношение к семье Вениаминова и непосредственно к самому мит­рополиту. Это будет понятно, если мы подробнее рассмотрим био­графические данные, связанные с семьей Попова (первоначальная фамилия Вениаминова). Эти данные стали известны недавно, благо­даря труду протоиерея Льва Лебедева, опубликовавшего в Монреале в 1991 г. книгу «Колумбы Российские» . В ней, касаясь биографии Вениаминова, он указывает, что «митрополит Иннокентий Вениаминов происходил из потомственного духо­венства. Дед его, Иоанн Попов, был назначен в 1738 г. священником с. Ангинское». Позднее двое его сыновей стали: Дмит­рий - дьяконом, Евсей, отец Иннокентия, - по­номарем этой же церк­ви. Третий сын Иоанна, Алексей Попов, в конце XVIII в. заменил отца. Запись о рождении Ивана Попова, его племянника и будущего митрополита,

в метрической книге с. Ангинского за 1797 г. сделана рукой Алексея Попова. К тому времени он был уже священником Ангинский Ильинской церкви .

Старшим сыном Иоанна был Дмитрий , по существовавше­му обычаю он должен был жить в доме отца. Для Евсея, среднего сына Иоанна, имевшего к тому же большую семью - двух дочерей и двух сыновей, Ивана и Стефана, был построен новый дом - ря­дом с отцовским - близ церкви, вошедший в историю как «свя­щеннический дом» . Оба эти дома когда-то стояли на так называемых поповских утугах, в «поповском именьице», и когда в 1803 г. от болезни умер Евсей, отец мальчика Вани Попова, дядя Дмитрий забрал его к себе. Мальчик жил в его доме до 1808 г., до отъезда на учебу в Иркутскую семинарию. Вскоре после отъ­езда Ивана в Иркутск у Дмитрия умерла жена. Оставшись один, он в 1811 г. подал в епархию прошение о переводе его в монахи . Прошение было удовлетворено. В этом же году он переехал в Иркутск на жительство монахом при архиерей­ском доме. Поэтому факт, сообщенный Г.Д. Скорняковым, что его предки поселились в этом доме в начале XIX в., вполне реален. В доме Евсея после его смерти, на наш взгляд, поселился младший сын Иоанна Алексей, который был священником Ангинской цер­кви недолго, его сменил сын Георгий, а Георгия в 1827 г. - сын Алексей, двоюродный племянник митрополита, прослуживший в ней до 1860-х гг. Обнаруженная летом 1997 г. на развалинах взо­рванной церкви надгробная плита свидетельствует, что он умер в 1864 г. Опрос жителей села в апреле 1997 г. ситуацию с домами не прояснил. Никто из них не знает ни Вениаминова, ни историчес­ких мест, с ним связанных. Старожилы села помнят только, как в 1929 г. была взорвана каменная Ангинская церковь, в которой мальчиком Ваня Попов (Вениаминов) помогал родным вести служ­бу, исполняя обязанности причетчика. Несколько ранее, в 1970-е гг., при опросах, произведенных А.П. Окладниковым, этот дом старожилы называли священническим.

В народной памяти второй дом Поповых (Вениаминова) сохранился как дом причетчика, что также легко объяснимо. Отец Геор­гия, Даниил Скорняков, часто читал псалмы в церкви, был знаме­нитым звонарем.

Подводя итог сказанному, мы должны отметить, что сохранившийся в Анге домик действительно постройки первой полови­ны XVIII в., как писал и А.П. Окладников. Это подтверждается не только легендой дома, но и наличием архаических форм в нем. По­толок из накатанных бревен пропазен, что обнаружилось при спе­циально проведенных исследованиях дома, в частности при очистке потолка от земли. Для проведения визуального обследования жи­лища бревна внутри дома были очищены от многолетней побелки, что позволило выявить классическое внутреннее устройство дома, характерное для первой половины XVIII в.: расположение печи ли­цом к фасаду в правом углу сразу при входе; наличие гобца, выяв­лены зарубки для него, остатки старого отверстия для вывода трубы печи, при этом бревна потолка были также прорублены топором; наличие двух полок-воронцов; самцовая крыша. Все это и к тому же сильная изношенность подоконников позволяет отнести дом к середине XVIII в. Дом в 1876 г. при перевозке на новое место пере­бирался, поэтому замена некоторых бревен в нем естественна, что привело к появлению в срубе пиленых бревен. Дом стоял в «по­повской усадьбе» - бесспорное свидетельство принадлежности его одному из детей священника, на наш взгляд, Дмитрию, и в нем с 1801 по 1808 г. жил Иван Попов (Вениаминов). Косвенно этот вывод подтверждается проживанием в этом доме в 1932 или 1933 г. сына или внука Иннокентия Вениаминова.

Таким образом, существующий ныне домик в Анге имеет пря­мое отношение к митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию Вениаминову, в 1977 г. причисленному Русской православ­ной церковью к лику святых .

В этом доме он провел свое раннее детство, покинув его в одиннадцатилетнем возрасте для учебы в Иркутской семинарии. Дядя его, Дмитрий, заменив Ване отца, учил его грамоте, готовил к се­минарии, а позднее, в Иркутске, будучи уже монахом, пристрас тил мальчика к механике. В свободное время они вместе мастерили часы, терпеливо, вручную, вытачивая многочисленные шестеренки. Вспоминая свое детство, митрополит отмечал, что именно это за­нятие способствовало выработке в нем таких черт характера, как усидчивость, трудолюбие и целеустремленность. Все эти качества, приобретенные с помощью дяди, позволили Ивану Попову в буду­щем стать тем, кем он стал: апостолом Аляски, известным ученым в области этнографии, лингвистики. И ныне существующий дом в Анге, без сомнения, может быть мемориальным домом митрополита Иннокентия Вениаминова.

Второй дом, так называемый священнический, был, на наш взгляд, родительским домом митрополита Иннокентия, и только отсутствие у А.П. Окладникова фотографий дома Вениаминова (он о них не знал) не позволило ученому опознать его. Дом был сломан в начале 80-х гг. XX в. И в этом в какой-то степени нами усматривается Провидение Божье. Митрополит Иннокен­тий, посетив в последний раз в 1868 г. Ангу и «свою хижину», нашел ее уже в чужих руках. Он предложил продать ему дом, но владелец отказался. Тогда Иннокентий просил его «насколь­ко это возможно сохранить дом в его первоначальном виде» . Это желание митрополита не было выполнено, так как реставрация дома производилась с учетом будущего использования здания как аудитории для воскресных чтений и религиозных собеседований, и дом по этой причине был сильно изменен.

Господь же, всей душой любя чад своих, которые искренне и самоотверженно любят его, служат ему, выполнил желание митропо­лита Иннокентия, сохранив для потомства ангинский домик, в ко­тором он жил и в котором изменения произошли незначительные.

Дом дает верное представление о начальном периоде жизни Иннокентия, об истоках неприхотливости и безграничного самоотрече­ния от житейского благополучия, бескорыстной любви к ближнему, которые были так характерны для Святителя.

Источники и литература

1. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 1133, 8560; Ф. 2732. Оп. 1. Д. 2.

2. Азадовский М.К. Сибирские страницы. Иркутск, 1988.

3. Александров М.К. Русское жилище Восточной Сибири XVII-XVIII вв. // Советская этнография. 1960. № 2.

4. Ащепков Е.И. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М., 1953.

5. Бычков О.В. Справка по результатам визуального изучения дома Вениаминова, проведенного 2 августа 1989 года // Архив ЦСН, 1989 г.

6. Голубев Л.И. Свято-Троицкий мужской Киренский монастырь. Ир­кутск, 1894.

7. Громов. Припоминания современника о высокопреосвященном Ин­нокентии. Иркутск, 1879.

8. Дневники священника Иннокентия Вениаминова // Полярная звез­да. 1996. № 2.

9. Иркутские епархиальные ведомости. 1868. № 29; 50; 1896. № 13; 1897. № 16; 24; 1914. № 23.

10. Лебедев Л. Российские Колумбы. Монреаль, 1991.

11. Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний. Иркутск, 1892. Т. 2, вып. 6.

12. Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVII - первая половина XIХ в. Иркутск, 1996. С. 131.

13. Нефедьева А.К. Ангинские корни св. Иннокентия Вениаминова // Тальцы. 1999. № 1.

14. Нефедьева А.К. Реставрация ангинского дома свт. Иннокентия и создание мемориальной экспозиции // Тальцы. 1999. № 1.

15. Окладников А.П. Первопроходцы. М., 1983.

16. Окладников А.П. Удивительная судьба Ивана Попова // Вопросы истории. 1976. № 6.

17. Православные святые. М., 1996.

18. Ремезова О. Исторические сведения, записанные со слов Скорня-кова Г.Д., проживавшего в доме до 1958 г. // Архив ЦСН, 1989 г.

19. Сибирский архив. 1916. № 1.

20. Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Иркутск, 2001. Т. 1.

21. Щербин В.Т. Заключения по дому митрополита Иннокентия Вени­аминова в с. Анга Качугского района Иркутской области // Архив ЦСН, 1989 г.

РУССКАЯ АМЕРИКА
Материалы III Международной научной конференции
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.)

Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы

Дата празднования 220-летия со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова ) и 40-летия его канонизации, которое состоится в посёлке Анга Качугского района, утверждена – это 8 сентября. Об этом на заседании рабочей группы по организации и проведению мероприятия сообщил Губернатор Сергей Левченко .

На 8 сентября назначены важные события, которые будут проходить одновременно во всех субъектах Российской Федерации, которые принимают участие в долгосрочном национальном проекте «Путь святителя Иннокентия». Основные торжества состоятся на родине святителя Иннокентия в посёлке Анга Качугского района. Подготовка к ним началась еще в прошлом году. На это были выделены федеральные и областные деньги, привлечены спонсоры из числа крупных предприятий Иркутской области, - сказал Губернатор Сергей Левченко.

Святитель Иннокентий вёл миссионерскую деятельность в Сибири , на Дальнем Востоке и на Аляске (США ). Отмечать юбилей будут во всех регионах, где он работал. В России на федеральном уровне под руководством первого заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова создан комитет по организации празднования. Главные мероприятия пройдут в посёлке Анга, где родился святитель. Это место много лет привлекает паломников из России и других стран. Именно поэтому к юбилею святителя там создают культурно-просветительский комплекс. О подготовке к его открытию рассказала министр культуры и архивов Иркутской области Ольга Стасюлевич.

8 сентября состоится освящение Свято-Иннокентьевской церкви, затем - открытие культурно-просветительского центра. Эти объекты сейчас строятся. Специалисты Иркутского областного краеведческого музея разрабатывают экспозицию. Её основной темой станет миссионерская деятельность Русской православной церкви, которую в том числе вёл святитель Иннокентий (Вениаминов). О его жизни и деятельности посетителям будут рассказывать в пяти павильонах общей площадью 100 кв.м. Будет предусмотрена мемориальная зона – домик святителя, в часовне разместят экспозицию о его родословной. Сейчас идёт активная работа по сбору предметного ряда и документов, создаётся необходимый видеоматериал. Оформлением экспозиции специалисты займутся сразу после завершения работ по строительству культурно-просветительского центра. На его открытие пригласят членов федерального оргкомитета празднования, представителей законодательных и исполнительных органов власти Иркутской области и регионов, в которых работал святитель Иннокентий, представителей Русской православной церкви, научной общественности.

Финальным мероприятием празднования станет Международный этнокультурный фестиваль «Ангинский хоровод - 2017». Участие в нём примут творческие коллективы из регионов, где работал святитель. Это Республики Саха (Якутия ), Камчатский,

Хабаровский, Приморский, Забайкальский края, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ, а также коллективы из Южной Кореи , Китая , Монголии , Японии , Аляски. Участниками фестиваля также станут творческие коллективы коренных малочисленных народов Севера из Иркутской области.

Мероприятия, посвящённые юбилею святителя Иннокентия, пройдут в муниципальных образованиях Иркутской области. В Иркутском, Боханском, Осинском, Качугском, Слюдянском районах пройдут показы документального фильма «Святитель Иннокентий (Вениаминов). Имя славное и почтенное», который снял Иркутский областной кинофонд. В Куйтунском краеведческом музее будет работать передвижная планшетная выставка о святителе Иннокентии. В школах запланированы открытые уроки, классные часы, посвященные жизни и деятельности святителя. Для них Иркутский областной краеведческий музей выпустил методические материалы.

В Иркутске в областном театре юного зрителя им. А. Вампилова состоится показ спектакля «Иннокентий» по пьесе В. Хайрюзова. 7 сентября в рамках фестиваля «Звезды на Байкале » состоятся концерты духовной музыки. Один концерт даст художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии Юрий Темирканов в Иркутском областном музыкальном театре. Другой концерт Губернаторского симфонического оркестра состоится в этот же день в Иркутской областной филармонии. В Доме кино будут демонстрировать документальный фильм о святителе. 9-10 сентября запланировано проведение международной научно-практической конференции «Святитель Иннокентий (Вениаминов) и научно-просветительская деятельность православного духовенства в Сибири и на Дальнем Востоке». Свое согласие на участие в конференции уже подтвердили: потомок святителя Иннокентия Игорь Курляндский, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории (Москва ), научный сотрудник Государственного исторического музея Надежда Полунина , епископ Уссурийский Виталий (Ерохин ) и другие.

Ход работ на площадке, где ведется строительство культурно-просветительского центра имени Святителя Иннокентия в селе Анга Качугского района, накануне оценил Губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Сейчас реализуется второй этап работ, на котором приступили к непосредственному строительству надземной части здания КПЦ, дома для паломников, благоустройству всей территории. Также выполняется капитальный ремонт дороги, ведущей к культурно-просветительскому центру.- Объект очень трудоемкий, много разных видов работ. К сожалению, проекты оставляют желать лучшего, поэтому идет параллельное проектирование, строители предлагают свои варианты, здесь же проектировщики и заказчики их согласовывают, но на это требуется время. С моего последнего приезда здесь сдвинулось достаточно много: храм практически готов - с внутренней и внешней отделкой, сейчас необходим внутренний интерьер. В течение двух недель будет закончен контур по культурно-просветительскому центру, параллельно идет благоустройство. Я думаю, что основные работы, касающиеся всех объектов на территории, и благоустройство, будут закончены к концу июля. Останется месяц на то, чтобы все остальное доделать. На дороге к центру начали асфальтирование, выходят на проектную мощность асфальтовые заводы, которые сюда привезли. Но работы по дороге еще предстоит много. В целом, здесь видно, что стройка идет активно. Строители умеют сдавать такие объекты, здесь собраны опытные строители, я уверен, что все будет сделано, - сказал Губернатор.