Уход за лицом: полезные советы

Испания. В. Шпаковский. Танки в Гражданской войне в Испании Бронетехника испании в гражданской войне модель

Испания. В. Шпаковский. Танки в Гражданской войне в Испании Бронетехника испании в гражданской войне модель

- Вот именно, - подтвердил командующий. - Значит, тем более в лоб не лезь, береги людей и машины! Ты мне в срок на заданную точку выйди, а цифрами нанесённых врагу потерь можешь меня не поражать. Танкистские цифры - дело ненадёжное.

- По-моему… - начал было Сарычев.

- По-твоему, - перебил его командующий, - где твой танк прошёл, там все умерло. А пехота, если она не дура, пересидела на дне окопа, да и снова взялась за винтовки. А у японцев она не дура.

К. Симонов «Товарищи по оружию»

Осенью 1936-го многим казалось, что спасти молодую испанскую республику может лишь чудо. Колонны мятежников при поддержке итальянской и немецкой техники приближались к Мадриду, буквально сметая на своём пути отряды республиканской милиции – по сути, слабо вооружённого, плохо организованного и необученного народного ополчения. Однако поступавшие из Германии депеши заставляли каудильо Франко торопить своих подчинённых – согласно добытой абвером информации, в Испанию вот-вот должны были прибыть советские суда с военной техникой.

Небольшой городок Сесенья был занят частями т.н. «кавалерийской» колонны полковника Монастерио. Фактически, как обычно бывает в ходе гражданских войн, это была сбродная солянка из эскадрона, двух рот морской пехоты с пулемётной командой и ещё нескольких частей, общей численностью примерно 700 человек. Командовал гарнизоном капитан Санчес Перес. В ночь на 28 октября франкисты получили подкрепление – секции 105-мм горных гаубиц и 65-мм итальянских горных пушек. В соседнем городке Эскивиас также находились части мятежников, в частности выделенная для подкрепления колонны Монастерио батарея 65-миллиметровок под командованием капитана Терлиззи и несколько итальянских танкеток Fiat CV-35. Также там расположилась сформированная накануне из трофейных 75-мм пушек батарея капитана Рикардо Архона.

Т-26 обр. 1933 года

Боевая масса, т

Экипаж, чел.

Размеры

Длина корпуса, мм

Ширина корпуса, мм

Высота, мм

Клиренс, мм

Бронирование

Лоб корпуса (верх), мм/град.

Борт корпуса (верх), мм/град.

Корма корпуса (верх), мм/град.

Днище, мм

Крыша корпуса, мм

Лоб рубки/башни, мм/град.

Маска орудия, мм/град.

Борт рубки/башни, мм/град.

Корма рубки/башни, мм/град.

Крыша башни, мм

Вооружение

Орудие

1 × 45-мм 20-К

Пулемёты

2 × 8-мм Fiat 35

1 × 7,62-мм ДТ

Мощность двигателя, л. с

Скорость по шоссе, км/ч

Запас хода по шоссе, км

130140

Итальянские танкетки в Испании

Возможно, кто-то из мятежников, имевший доступ к радио, сумел услышать накануне выступление лидера республиканцев Ларго Кабальеро:

…Слушайте меня, товарищи! Завтра, 29 октября, на рассвете наша артиллерия и бронепоезда откроют огонь по врагу. Наша авиация вступит в бой, засыпая противника бомбами и поливая его пулемётным огнем. Как только взлетят наши самолёты, наши танки ударят по самым уязвимым точкам в обороне противника и посеют панику в его рядах… Теперь у нас есть танки и самолёты. Вперёд, боевые друзья, героические сыны трудового народа! Победа будет за нами !

Однако вряд ли солдаты и офицеры в Сесеньи могли предположить, что Ларго Кабальеро не просто пытается поддержать обещаниями упавший дух своих войск – и тем более – что его слова имеют к ним самое непосредственное отношение.


Итальянские танкетки на марше под Гвадалахарой

Между тем, именно Сесенья была намечена одной из целей обещанного контрнаступления. По планам республиканцев, удар должен был быть нанесён на рассвете 29 октября, после авиационной и артиллерийской подготовки, силами 1-й бригады Энрике Листера. Поддерживать атаку должна была рота из 15 танков Т-26 под командованием майора Грейзе (советского офицера Поля Армана). Донесения немцев запоздали: советские танки прибыли в Испанию ещё 14 октября на пароходе «Комсомолец».

Как и намечалось по плану, артиллерийская и авиационная подготовка началась в 6.30 – однако на этом соответствие плану и закончилось. Удар пришёлся не по Сесеньи, а по расположенному неподалеку Торрехон-де-Веласко, где были разрушены несколько домов и купол местной церкви.

Выгрузка прибывших в Испанию Т-26

В 7.00 начали движение танки – три Т-26 были высланы в передовой дозор. Согласно отчёту Армана, в течение следующего часа он получил два донесения, где утверждалось, что Сесенья противником не занята и в неё вот-вот зайдёт или уже заходит республиканская пехота. В 8.00 оставшиеся 12 Т-26 подошли к Сесеньи. Дальнейшая сцена очень живо описана в воспоминаниях П. Армана :

Пройдя Сесинья, разведка по радио донесла, что противника в деревне нет. Но когда мы подошли к окраине селения, на дороге стояло орудие и послышалась резкая команда: «Огонь!»

– Отставить! Не стрелять! – кричу я. Возле орудия случилась заминка. Пользуясь ею, на полном ходу танк подлетает к орудию. Рядом с ним стоит расчёт и офицеры – лейтенант и капитан. Вокруг небольшие группы солдат – марокканцы! Ясно, что после прохождения нашей разведки мятежники заняли деревню.
– Кто тут безобразничает? Кто подал команду огонь? Кто приказал в меня стрелять? – кричу я. Капитан растерялся и не может понять, кто перед ним – на мне танковый комбинезон без знаков различия, снаряжение испанское, на боку висит револьвер «Кольт».
– Долго будете стоять, разинув рот? Убирайте орудие! В это время подходит испанский подполковник и спрашивает:

– Почему вы кричите на моих офицеров?

– Как не кричать на таких олухов, ведь они собирались в меня стрелять!

– Не повышайте тона, я подполковник!

– Вижу, но плевать мне на это. Вы воспитайте своих подчинённых так, чтобы они слушались начальников и не делали глупостей.

Подполковник растерялся.

– Кто вы такой? – спросил он.

– Как кто? Вы что не видите, что я командир танкового отряда?
А вот и отряд подходит. Действительно, танки подходили один за другим, и видя, что я разговариваю с противником, разворачивались в боевой порядок. Чтобы выяснить, кто перед ним, подполковник указал рукой на часовню у дороги и предложил:
– Может быть, вы слезете с танка и пройдёте ко мне в штаб? Там объяснимся.
Видимо, моё дерзкое поведение сбило подполковника с толку. Я вижу, что танки готовы к бою и ждут команды. Подаю сигнал «Вперёд!» и захлопываю над головой люк. Боевая машина с рёвом рвётся вперёд – через подполковника, двух его офицеров, орудие и артиллеристов. Танк весит 10 т, подполковник, хотя и тучный, значительно меньше, он не выдерживает тяжести танка. За ним под гусеницы следуют его офицеры и солдаты. В это время все танки роты открывают бешеный огонь по штабу и человек двести разлетаются в клочья. Навстречу идёт колонна грузовиков с солдатами. Танки без выстрелов налетают на неё, и под гусеницами в щепки разлетаются автомобили и в тесто превращаются сидящие в них. Пройдя через площадь, мы поворачиваем в узкую улицу. Она настолько узка, что по ней еле проходит танк, но она длинная – километра полтора. Я вижу, что навстречу по улице поднимается два эскадрона кавалерии, по три всадника в ряд. Приказываю остановиться и подпустить всадников поближе. Подойдя к нам, командир эскадрона видит окровавленный танк, начинает что-то кричать, делает какие-то знаки. Всадники сбиваются в кучу, получается каша. А чтобы каша была полная, я подаю команду «Вперёд!», и двенадцать танков прокатываются по двум эскадронам кавалерии. Немногие всадники, успевшие осадить коней и выскочить в поле, были перебиты пулемётным огнём…

С испанской стороны этот момент описан значительно менее красочно. Испанцы, ожидавшие подход итальянских танкеток, действительно в первый момент не разобрались, чьи танки появились перед ними в утреннем тумане – тем более что и республиканские танкисты, ожидавшие застать в Сесеньи свою пехоту, двигались «по походному», с открытыми люками и высунувшись из башен. Однако уже после первых фраз передовой танк открыл огонь – правда, слишком быстро (не дождался полного сведения, как сказали бы игроки WOT-а), и франкисты успели укрыться. Затем танки прошли городок насквозь, протаранив несколько импровизированных заграждений из грузовиков.


Танк Т-26, сопровождающий 11-ю интербригаду в бою под Бельчите

Согласно отчету Армана, танки вели бой в Сесеньи с 08.05 до 10.30 – сначала в самом городке, затем ведя обстрел с соседнего холма. Из города их вышло 11 – Арман в тот момент считал, что 12-й танк из-за неисправности остался на подходах к Сесеньи. На деле же этот танк – Т-26 лейтенанта Селицкого – вошёл в город, но франкистам удалось повредить его ходовую.

В 10.30 мы стремительным броском двинулись по дороге на Эскивиас (5 км) вдоль нашего переднего края, так как по обстановке казалось, что республиканская пехота заходит в Сесенья. После оказалось, что пехота не пошла за танками и, услышав впереди неожиданный для ней шум боя, отошла назад на 4–5 км к сев. и сев-востоку и залегла, не имея соприкосновения с противником .

По испанским данным, республиканская пехота атаковала Сесенью в 9.20 – но поскольку танки к этому времени уже ушли, гарнизон смог целиком сосредоточится на отражении атаки, «нанося им тяжёлые потери».


Республиканские танкисты

Тем временем танки Армана добрались до соседнего Эскивиаса, где, по испанскому описанию, "повторилось всё более-менее то же ". Танки ездили по улицам, давя автомашины и стреляя по лошадям, а укрывшиеся в домах кавалеристы стреляли по танкам, без всякого эффекта. Серьёзный бой завязался только на окраине, где находилось итальянское подкрепление. Отчёт Армана описывает это следующим образом:

Второй бой завязывается на вост.окраине Эскивиас в 11.00. Танки уничтожили артиллерию противника, пулеметные гнёзда и два танка «ансальдо», причём один из танков был сброшен лейтенантом Осадчим в ущелье. Уничтожив всю живую силу пр-ка, которую мы застали, двинулись на Борокс.

Участь двух итальянских танкеток подтверждается и испанскими данными – в них, правда, огнемётная танкетка героически атаковала превосходящего врага, прежде чем точный выстрел 45-мм разнёс её на куски. Зато в них присутствует весьма важное дополнение – один Т-26 был повреждён удачным попаданием 65-мм пушек и остался застрявшим в стене загона для скота. Выдвинувшаяся к месту боя батарея капитана Архона в течение получаса вела с ним перестрелку, пока, наконец, один из снарядов не попал под башню, перебив экипаж танка.

Тем временем Арман в 13.00 достиг намеченной зоны сбора и до 15.00 собирал отставшие танки, одновременно пытаясь выяснить общую обстановку и особенно – где находится республиканская пехота.


Огнемётная итальянская танкетка в бою

Не хватало 4 танков: лейтенантов Климова, Лобача, Селицкого и Соловьёва.

Из опроса бойцов установил, что Селицкий с танком остался в Сесенья в расположении противника. Решил идти прямо на север для присоединения к своей пехоте и в дальнейших совместных действиях с нею выручить Селицкого и найти оторвавшихся Лобача, Климова и Соловьёва.

К этому моменту гарнизон Сесеньи давно уже закончил отбивать атаки пехоты республиканцев и приготовился к новой встрече с танками. Главным «противотанковым» средством гарнизона должно было стать оружие, которое несколькими годами позже и на много километров к северу от Испании назовут «коктейлем Молотова» – бутылки с бензином. Одну из них бросили на танк Армана, но, к счастью, танкистам удалось потушить пламя. Сильно обгорел командир танка Лысенко, получил ожоги и сам Арман.

Идущие сзади танки сбили балкон с поджигателями осколочными снарядами и видели танк Селицкого, почерневший от огня, а лейтенанта Селицкого, мехводителя Мозылева и к-ра башни – испанца убитыми.

В метрах 500 от вост.окраины селения нашли танк лейтенанта Соловьёва, врезавшийся в канаву. Соловьёв в течение 2 часов отбивался от яростных атак марроканцев. При подходе наших танков часть марроканцев успела убежать, а около 200 чел. мы уничтожили. После этого сосредоточили весь огонь 11 танков по Сесенья и уничтожили все огневые точки и живую силу противника .

К этому стоит добавить, что, по испанским данным, потери гарнизона Сесеньи составили 13 убитых и 60 раненых. Также в ходе боя погибло 3 и было ранено 7 местных жителей. Более существенными стали потери в технике – уничтоженными или повреждёнными у мятежников оказались 16 автомашин и 12 орудий.


Трофейный Т-26 у франкистов

Сам Поль Арман в заключительной части отчёта высоко оценил как героизм своих танкистов, в течение 10 часов сражавшихся в рейде по вражеским тылам, так и франкистов:

Противник показал поразительные упорство и стойкость, быстроту реагирования на танки… Противник прячется в домах, на смену убитым у орудия упорно лезут новые номера… Окружения марроканцы не боятся и способны упорно защищаться. В первый же день боя фашисты смогли изобрести противотанковое средство; не имея ПТО, они применяли поджигание танков…

Опыт боя под Сесенья показал, что испанские деревни недоступны для танков при наличии активного противника (узкие улицы, стены домов до 2 метров толщиной).

Итог республиканского наступления трудно назвать успешным – Сесенья, как и другие намеченные цели, осталась у противника, и в последующие дни войска Франко продолжили наступление на Мадрид. Впрочем, ни осенью 1936, ни позже взять столицу республики каудильо так и не удалось. Роль в этом советских танков и экипажей трудно переоценить.

Командир 122-й танковой бригады, Герой Советского Союза Поль Матисович Арман погиб 7.08.1943 у деревни Вороново, поднимая залёгшую пехоту 165-й стрелковой дивизии.

Поль Матисович Арман, настоящее имя - Пауль Тылтынь.

3 января 1937 г. мятежники возобновили наступление на Мадрид. Командование республиканцев отдало приказ о подтягивании к Мадриду резервов, а том числе и 1 -й Бронетанковой бригады Д.Павлова, насчитывавшей 56 танков Т-26 и 10 бронеавтомобилей ФАИ и БА-6. Организационно бригада состояла из четырех батальонов танков и роты бронеавтомобилей и была полностью укомплектована советскими экипажами. Под Мадрид она прибыла 6 января 1937 г. и готовилась принять участие в контрнаступлении республиканских войск в полном составе. С 6 по 10 января в оборонительных боях вместе с правительственными войсками участвовал 1-й танковый батальон капитана В.Баранова. Здесь
хорошо показали себя броневики БА-6, которые подбили несколько танков противника. 11 января бригада 2-м и 3-м батальонами атаковала укрепленные позиции франкистов. Во время этой атаки республиканские танки уничтожили до 450 вражеских солдат, шесть полевых орудий, одно орудие ПТО, 30 пулеметов, десять автомашин.

В этом сражении советские танкисты проявляли чудеса храбрости. Так, В.Новиков, после того как его танк был подбит, а экипаж погиб, продолжал вести огонь по врагу из горящей машины до тех пор, пока не потерял сознание. Ночью комиссар батальона и несколько офицеров попытались его спасти. Однако, потеряв много крови и сильно обгорев, он плохо видел и открыл стрельбу из пистолета по своим, пока вновь не потерял сознание. Товарищи завернули его в одеяло и осторожно вытащили из танка. Очнулся Новиков только на госпитальной койке... Позже Василий Новиков стал Героем Советского Союза.

В феврале 1937 г. бригада вместе с отдельной танковой ротой участвовала в сражении на реке Харама, Батальоны и роты танков, приданные стрелковым подразделениям, отбивали атаки лучших частей противника — марокканской пехоты и Иностранного легиона. Так как обе стороны готовились к наступлению, бои за удержание плацдармов на берегах реки и за господствующую высоту Пингаррон были очень кровопролитными. Атаки мятежников отбивались пулеметным огнем и короткими контратаками пехоты и танков, которые предпринимались многократно, не менее пяти-шести раз. Республиканские танки буквально сметали пехоту противника, а немецкие танки Pz. 1 и танкетки CV 3, принадлежащие мятежникам и имевшие лишь пулеметное вооружение, не могли оказать достаточной помощи своей пехоте, поскольку они были бессильны против Т-26. 28 февраля обе стороны перешли к обороне, не добившись каких-либо стратегических преимуществ.

К началу марта 1937 г. военная обстановка сложилась для республиканцев неблагоприятно. Итальянский экспедиционный корпус после удачной операции на Южном фронте, рвался в бой. Со взятием г. Малаги генерал Манчини — командующий итальянскими войсками в Испании — говорил: -Фашизм идет вперед, а вы, его вооруженные авангарды в борьбе за идеал, выразили его дух и проявили на деле...»

И итальянцы пошли вперед. 9 марта 1937 г. итальянский моторизованный корпус начал наступление на Гвадалахару. Со стороны мятежников в операции участвовало 60 000 солдат, 222 орудия, 108 танков и 32 бронеавтомобиля. 12-я дивизия республиканцев, прикрывавшая этот участок, насчитывала не более 4300 человек и двух десятков орудий. Ей были приданы шесть танков Т-26, пять из которых к вечеру были потеряны. В помощь отходящим войскам выделили пять танков Т-26 из состава роты капитана А.Войновского, только что прибывшей на гвадалахарский участок Мадридского фронта. Но из-за постоянных дождей к месту назначения прибыло только две машины (остальные застряли в пути), которым была поставлена задача во чтобы-то ни стало задержать итальянцев... До вечера 10 марта продолжался бой двух республиканских Т-26 против дивизии итальянской пехоты, поддерживаемой 20 танкетками CV3. Когда один танк был подбит, другой взял его на буксир с целью использовать пушку последнего. Спаренные таким образом машины продолжали вести боевые действия и задержали наступление противника на несколько часов.

10 марта с харамского участка Мадридского фронта начала прибывать 11-я и 12-я интербригады и танковый батальон майора М.Петрова (20 Т-26), а затем испанский танковый батальон (советник П.Липин). Переброска производилась в большой спешке, 12-ю интербригаду, например, перевезли в район боевых действий на пассажирских автобусах. С утра обе бригады развернулись по фронту и в течение дня стойко отражали атаки итальянцев. Танки повзводно и поротно распределили между подразделениями для поддержки пехоты. Среди танкистов были не только советские, но и испанские экипажи. Так, командир танкового взвода испанец Эрнесто Феррер, с двумя Т-26 в течение 10 марта подбил 25 итальянских танкеток "Ансальдо».

11 марта 1937 г. впервые во время войны в Испании итальянцы применили против 11-й интербригады огнеметные танкетки и прорвали фронт у Трихуэке. Но на следующий день республиканцы, сосредоточив 10 000 солдат, 21 орудие и 60 танков 1-й Бронетанковой бригады, перешли в контрнаступление.

Основной удар танкистов был нанесен группой в составе 20 машин Т-26 с советскими экипажами. Встав в засаду, эта группа спокойно выждала благоприятный момент для атаки и, выдвинувшись по пешеходным тропинкам через труднопроходимую лесистую местность, атаковала во фланг и тыл итальянскую дивизию «Литторио». Эта дивизия уже потеряла около полка пехоты от ударов республиканской авиации и подошла к полю боя морально потрясенная. Появление 20 танков противника на фланге и в тылу дивизии вызвало панику среди итальянцев. Действуя смело и решительно, танкисты уничтожили несколько сот пехотинцев и несколько артиллерийских батарей.

19 марта после нескольких дней упорных боев итальянский корпус начал отход. Испанская пехота вместе с 45 танками Т-26 осуществляла преследование. Только 21 марта итальянцам удалось стабилизировать фронт на рубеже Аламинос-Подилья-Миральрио.

В тяжелых боях под Гвадалахарой итальянцы потеряли 45 танков (десять досталось республиканцам], 43 пушки, 170 грузовиков, 35 самолетов и несколько тысяч человек убитыми. Потери республиканцев составили всего 400 человек, семь танков и пять пушек. Гвадалахарская операция стала первой крупной победой правительственных сил, резко повысившей боеспособность и моральное состояние республиканских войск. К лету 1937 г. армия Республики была существенно реформирована. По примеру франкистов добровольный принцип комплектования был заменен всеобщей мобилизацией, а все части свели в бригады и дивизии. Республиканские танковые части насчитывали более 160 танков и около 150 броневиков. Такое количество боевых машин позволило сформировать, помимо танковой, еще бронеавтомобильную бригаду и несколько подвижных броневых отрядов. К середине 1937 г. на заводах Валенсии было налажено производство бронеавтомобилей UNL-35 и ААС-1937. Кроме того, в Бильбао началось изготовление легких танков «Трубиа» модели 1936 г. До момента захвата Бильбао франкистами, 20 июня 1937 г., там изготовили 16 машин. Кроме того, летом 1937 г. республиканское правительство сумело приобрести 16 танков "Рено» FT в Польше и несколько (по разным данным от двух до четырех) двухбашенных шеститонных «Виккерсов» в Парагвае.

В это же время в Испанию прибыла первая (и последняя) партия советских танков БТ-5 — 50 машин. В конце августа 1937 г. из них сформировали Интернациональный танковый полк. В его составе было три танковых роты, автотранспортный батальон, медицинский, хозяйственный, саперный и мотоциклетный взводы Командиром полка назначили полковника С.Кондратьева, его заместителями — майоров П.Фотченкова и А.Ветрова, начальником штаба — майора В.Кольнова, командирами рот капитанов П.Сиротинина, Н.Шатрова, И.Губанова, командиром автотранспортного батальона — испанского капитана Л.Сантес. Механиками-водителями и радистами танков стали советские специалисты, а наводчиками и заряжающими — иностранные добровольцы и обстрелянные испанские танкисты. Таким образом, каждый экипаж состоял из представителей двух-трех стран, что создавало определенные трудности в боевых условиях.

6 сентября 1937 г., совершив 500-км марш на колесах по шоссе, полк выдвинулся на Арагонский фронт. До 10 октября он находился в резерве и готовился к боям. 12 октября командиру полка С.Кондратьеву был передан приказ командования о поддержке танками атаки испанской пехоты под Фуэнтес-де-Эбро.

Оборону в этом районе несли обстрелянные и хорошо вооруженные войска франкистов. С помощью немецких инженеров фортификаторов здесь была создана система оборонительных позиций с окопами полного профиля, железобетонными блиндажами, минными полями и разного рода противотанковыми препятствиями. Многие каменные дома были превращены в доты.

13 октября 1937 г. в 12 ч дня танки сосредоточились в исходном районе в 30 км юго-восточнее Сарагосы. В трех километрах впереди боевых машин в неглубоких окопах расположились бойцы 15-й интербригады. По настоянию испанского командования на танки посадили стрелков-десантников из 24-го испанского батальона. Советские военные советники возражали против такого решения, так как даже в СССР этот вопрос не был полностью изучен, однако« испанские товарищи» все же поступили по-своему.

В атаке участвовало 48 танков. После жестокого боя они прорвали все три линии укреплений, а отдельные машины прорвались к Фуэнтес по бездействующему каналу искусственного орошения. Однако противник взорвал дамбу и, пустив на прорвавшиеся танки воду, вынудил их отойти. Так как танковый десант большей частью разбежался при обстреле, а интернационалистов было недостаточно для удержания захваченной территории, боевые машины стали возвращаться на исходную позицию. Потери полка были огромны. Из боя не вернулись 16 танков и 37 танкистов. Более половины личного состава 15-й интербригады (1500 человек) было убито или ранено в этом бою.

В начале декабря, после приведения матчасти в порядок, полк направили на теруэльский участок Восточного фронта. Город-крепость Теруэль был хорошо укреплен, а его гарнизон насчитывал 20 тысяч человек.

Наступление на Теруэльский выступ предполагалось проводить силами пяти армейских корпусов республиканской армии. Пехоту поддерживал Интернациональный танковый полк (42 танка БТ-5 с советскими экипажами), усиленный батальоном бронемашин (30 бронеавтомобилей БА-6 с испанскими экипажами), и несколько рот Т-26 (всего в операции участвовало 92 танка и 60 броневиков).

Глубокой ночью 14 декабря 1937 г. без предварительной артиллерийской и авиационной подготовки, войска республиканцев неожиданно начали общее мощное наступление с севера, юго-востока и юга, 16 декабря Теруэль был окружен. 11-я и 64-я дивизии заняли оборону на внешнем полукольце окружения, 34-я дивизия должна была захватить город. В этих боях активно участвовал и Интернациональный танковый полк. Вторая и четвертая танковые роты взаимодействовали с 34-й дивизией, первая танковая рота и батальон бронемашин под общим командованием полковника С.Кондратьева наступали на Теруэль вдоль западного берега реки Турия, а третья танковая рота поддерживала наступление частей 68-й дивизии. Бои шли в условиях жестоких морозов (-20" С), а слой снега достигал 30-40 см. Одетые по-летнему, республиканцы отвоевывали у мятежников метр за метром.

20 — 21 декабря республиканские подразделения в сопровождении танков ворвались на окраины города. В бой ввели свежую 70-ю дивизию, которая вместе с бронетанковой группой Кондратьева должна была овладеть городом. Через сутки эту задачу выполнили, однако сам С.Кондратьев был тяжело ранен, поэтому командование принял на себя майор В.Кольнов. Танки и бронеавтомобили в составе смешанных танко-стрелковых групп втянулись в уличные бои, в ходе которых боевые машины понесли большие потери. 27 декабря пал последний оплот франкистов — здание банка, и операция по взятию города блестяще завершилась. Но вместо того чтобы продолжить преследование противника и отодвинуть фронт на 50 — 60 км западнее Теруэля, операцию объявили законченной.

Генерал Франко тут же воспользовался пассивностью республиканского командования. Он беспрепятственно подтянул резервы и утром 30 декабря 1937 г. войска мятежников перешли в наступление. Однако республиканские части при активной поддержке Интернационального танкового полка смогли удержать противника на подступах к городу. Сопротивление продолжалось два месяца и лишь 22 февраля 1937 г. мятежники вновь вошли в Теруэль. Длившиеся в течение двух с половиной месяцев бои сильно подорвали боеспособность Интернационального танкового полка. Из 42 танков и 30 бронеавтомобилей кое-как передвигались 15 до предела изношенных танков и восемь броневиков. Не хватало запасных частей, боеприпасов и горючего, а из специальных и транспортных автомобилей уцелели лишь единицы. Потери в людях достигали 60%.Впоследствии Интернациональный танковый полк сражался под Монтальбаном на Восточном фронте (март, 1938), вел тяжелые бои с частями марокканского корпуса в районе Каспе, Ихар, Альканык, поддерживал республиканские части под Андоррой и Алькорисой. Понесший в этих боях большие потери, 30 марта полк был выведен в резерв, затем укомплектован испанцами и переформирован в танковую бригаду.

С 22 по 26 марта марокканский корпус, сломив сопротивление республиканцев к северу от р. Эбро, вышел к средиземноморскому побережью, разрезав территорию республиканской Испании на две части.

Последней крупной операцией республиканцев стало сражение на р. Эбро (июль — ноябрь, 1938), ставившее целью соединить Центральный сектор с Каталонией. Для этого привлекались все интербригады и значительные бронетанковые силы, которые к лету 1938 г. были реорганизованы в две бронетанковые дивизии: 1-я (Каталония) в составе двух смешанных бригад (150 танков и броневиков) и 2-я (зона «Центр-Юг») в составе двух танковых и одной бронеавтомобильной бригад (210 танков и броневиков). Кроме того, в составе республиканской армии была 4-я учебная бронетанковая бригада.

Подбитый Т-26

Несмотря на самоотверженность танкистов и иностранных добровольцев, операция была неудачной. Советский Союз постепенно сворачивал свою помощь, понимая неспособность республиканского правительства выиграть гражданскую войну. После репатриации иностранных добровольцев в сентябре 1938 г. советская военная помощь была практически прекращена. С разгромом Каталонского фронта, в единственном контролируемом республиканским правительством секторе "Центр-Юг» (25% территории страны) на конец февраля 1939 г. оставалось 70 танков, 140 броневиков и 11 бронепоездов в составе одной танковой дивизии. Единственным советником в этом соединении был майор Ф.Я.Яборов, по-видимому, последний советский специалист-танкист в Испании.

Всего же за годы гражданской войны СССР поставил республиканской Испании 297 танков Т-26 (только однобашенные танки с цилиндрической башней, двухбашенный вариант машины в Испанию не отправлялся), 50 танков БТ-5, 120 бронеавтомобилей (80 БА-6, 33 ФАИ, 7 БАИ), более 300 танковых двигателей, а также направил в Испанскую народную армию 351 специалиста-танкиста.

М.Коломиец, И.Мощанский

Одному из самых массовых советских танков Т-26 было суждено впервые вступить в бой задолго до немецкого вторжения на территорию СССР. В июле 1936 года в Испании начался фашистский мятеж против республиканского правительства под руководством генерала Франсиско Франко. На его сторону встала большая часть армии и за две недели войска Франко установили контроль над половиной страны. Однако сопротивление республиканцев не было сломлено и в стране разгорелась крупномасштабная гражданская война. Германия и Италия поддержали мятеж Франко и на помощь франкистам прибыли немецкие и итальянские войска. Советский Союз, который в середине тридцатых годов проводил жесткую антифашистскую политику не мог остаться в стороне и по просьбе республиканского правительства в Испанию были отправлены советские легкие танки Т-26 с обученными экипажами.

В сентябре в полыхающую войной Испанию прибыла первая группа советских танков Т-26 в количестве 15 штук. Мятеж Франко набирает обороты - уже идут бои за испанскую столицу Мадрид. 1 ноября советские танки Т-26 впервые вступают в бой с противником в рядах республиканских войск. С декабря 1936 года советская помощь республике усиливается. Благодаря советской военной помощи республиканская армия к середине 1938 года формирует две бронетанковые дивизии, на стороне республики воюют кадровые советские танкисты и военные советники. На стороне мятежников генерала Франко советским танкам Т-26 противостояли немецкие пулеметные танки Pz.I и итальянские танкетки. Их пулеметное вооружение было бессильно против Т-26, имеющего противоснарядную броню, которая однако не спасала его от огня противотанковых пушек франкистов, из-за чего в полосе сильной противотанковой обороны противника применять его было очень трудно.

Советский танк Т-26 показал в гражданской войне в Испании как сильные, так и слабые стороны. Мятежники Франко не имели танков, способных пробить броню Т-26, что иногда оборачивалось для них тяжелыми потерями. Так в сражении под Гвадалахарой всего два республиканских Т-26 в одном бою уничтожили 25 итальянских танкеток. Были случаи, когда советские танки Т-26 тараном выводили из строя технику противника. Во время боя под селением Эскивиас один Т-26 с советским экипажем тараном сбросил итальянскую танкетку CV3 в ущелье. Легкие танки Т-26 хорошо показали себя в боях середины 30х, однако из-за их слабого бронирования уже в ходе гражданской войны в Испании они не могли дейсвовать в зоне сильной противотанковой обороны противника. В дальнейшем Совесткий Союз обзаведется более совершенными танками, однако Т-26 останется в истории как самым массовый советских танк в предвоенные годы

Когда испанская армия закупила во Франции 24 БА Шнейдер-Крезо. Это были весьма крупногабаритные БА, изготовленные на шасси парижских автобусов. Машины имели бензиновый двигатель мощностью 40 л. с. и карданный привод на задние колеса. Сами колеса - стальные, с литыми шинами, передние - одинарные, задние - двойные. Толщина брони составляла всего 5 мм, крыша для большей защищенности имела А-образный наклон бронелистов.

По хорошей дороге машина могла развивать скорость до 35 км/ч. Запас хода составлял 75 км. Постоянное вооружение не устанавливалось. Просто этот броневик имел по 6 больших люков-амбразур с каждого борта, служивших также для вентиляции, позади которых могли ставиться пулеметы, либо находиться стрелки со своим личным оружием, поэтому экипаж машины мог состоять из 10 человек! Эти броневики неплохо показали себя во время войны на территории Испанского Марокко, а после были использованы даже в гражданской войне.


Также испанцы получали танки из Франции. Вначале это были танки «Шнейдер» CAI, поступившие в Испанию после Первой мировой войны, а затем и знаменитые «Рено» FT-17, поставляющиеся с пулеметным и пушечным вооружением, в литых и клепанных башнях. Получила испанская армия и танки управления - FT-17TSF, с радиостанцией в рубке корпуса. Испанцы относились к этим машинам бережно, поэтому до роковой схватки сумели дожить даже такие танки, как «Шнейдер».

В 20-е г. испанцы закупили во Франции экспериментальные колесно-гусеничные танки «Сен-Шамон», колесно-гусеничные броневики «Ситроен Кегресс-Шнейдер» Р-16 мод. 1929, несколько опытных танкеток «Карден-Лойд» в Англии, танки Фиат-3000 - в Италии. В 1928 г. в Испании была построена бронемашина, которая могла иметь пулеметное и пушечное вооружение. С 1926 г. на государственном заводе «Трубиа» под руководством капитана Руиса де Толедо были начаты работы по созданию собственного испанского танка, который получил официальное обозначение «быстроходный танк пехоты», или же «Модель „Трубиа“. Серия А».

Первоначально планировалось, как и у французов, выпускать его в двух вариантах - пулеметном и пушечном, причем, рассчитывали использовать пушку собственного производства калибра 40 мм, с дальностью стрельбы 2060 м и начальной скоростью снаряда 294 м/с. Однако пушечный вариант не удался и танк был изготовлен с тремя 7-мм пулеметами Гочкис под маузеровские патроны (7х57).

Танк этот внешне слегка походил на «Рено», однако имел и целый ряд «национальных» отличий. Так, в двухъярусной конической башне с независимым вращением каждого яруса было два пулемета, по одному в каждом ярусе, причем находились они в шаровых установках, что позволяло менять сектора обстрела без поворота самой башни. Кроме того, для наблюдения за полем боя на крыше башни помещался стробоскоп. Прибор этот представлял собой два цилиндра, которые вставлялись один в другой, причем внутренний был неподвижен, а внешний вращался с большой скоростью. Поверхность внешнего цилиндра покрывали вертикальные щели шириной меньше диаметра пули, тогда как на внутреннем имелись смотровые окна, закрытые пулестойким стеклом. Когда внешний цилиндр начинал быстро вращаться, срабатывал стробоскопический эффект и окружающая наблюдателя бронировка как будто «таяла».



Легкий танк «Трубиа» 75НР. Серия А. Образца 1926 г.

Тяжелый танк «Шнейдер» СА.1. Образца 1916 г. Толедо. 1936 г.

Полугусеничный бронеавтомобиль «Ситроен Кегресс-Шнейдер Р-16» М29.

Стробоскопы обеспечивали обзор на 360°, но требовали хорошей освещенности и специального привода, который на танках нередко выходил из строя. На этот случай предусмотрели специальные смотровые лючки на башне танка, которые можно было одновременно использовать для стрельбы из личного оружия. Поверх стробоскопа сделали броневой колпак, служивший для вентиляции. Третий пулемет устанавливался в носовой части танка и еще имелись две стрелковые амбразуры по бортам.

Носовая часть корпуса в отличие от «Рено» выступала за гусеницы, поэтому конструктор оснастил ее узким катком для преодоления вертикальных препятствий. Сзади на «Трубиа» стоял традиционный «хвост». Ходовая часть была полностью забронирована, да еще и закрывалась надгусеничными полками со скосами, впоследствии демонтированными. Гусеница имела весьма оригинальную конструкцию. Внутренняя часть траков скользила по направляющим полозьям внутри бронированного обвода, а внешняя часть каждого второго трака охватывала эту бронировку снаружи!

Таким образом, ходовая часть танка была хорошо защищена от попадания в нее пуль и осколков снарядов, а также от грязи и камней, однако отсутствие подрессоривания делало ее весьма ненадежной. Не было на траках гусениц и развитых грунтозацепов, что отрицательно сказывалось на проходимости. Танки «Трубиа» в Испании применялись в боях, например, при обороне Овиедо и у Эстремадуры, причем для боев в городских условиях их пулеметного вооружения оказалось вполне достаточно. Однако их было так мало, что говорить о каком-то реальном значении этих машин не приходится: с таким же успехом испанцы могли бы их и вовсе не иметь .



Легкий танк «Рено» FT-17. Вооруженные силы франкистов. Agrupacion de Carros de Combate. Арагонский фронт. 1937 г.

Уже в ходе войны на базе артиллерийского трактора «Ландеса», имевшего сходную с «Трубиа» ходовую часть, была предпринята попытка создать «боевой пехотный танк» - танк «Трубиа» мод. 1936, или «Трубиа-Наваль», по названию финансирующей организации, хотя среди республиканцев этот танк был известен и под другим названием - «машина Эускади».

Танк получился совсем маленьким, очень легким, однако экипаж состоял из 3 человек и почему-то вооружался 2 пулеметами «Льюис» калибра 7,7 мм в шаровых установках, хотя по проекту и должен был иметь орудие в башне. Танк довольно широко применялся в боях, но опять-таки их было очень мало.

В 1937 г. специалистам этого же завода командованием националистов было поручено создать собственный пехотный танк, который бы превосходил как советские машины, так и машины итало-германских союзников. Броня должна была защищать от бронебойных пуль калибра 7,92 мм, а вооружение - эффективно поражать пехоту и танки. Новый танк получил обозначение C.C.I. «Тип 1937» - «боевой танк пехоты», причем заказ предусматривал выпуск серии из 30 машин.

Конструкторы позаимствовали ходовую часть от итальянской танкетки CV 3/35, вооружив машину спаркой 7,92-мм пулеметов Гочкис справа от водителя, но при этом установили еще и башню с 20-мм автоматической пушкой Бреда мод. 35–20/65, эффективность которой в боевых условиях была опробирована на германских танках Т-1А, где она устанавливалась вместо пулеметов. Танк развивал скорость 36 км/ч и оказался достаточно удобен для непосредственной поддержки пехоты и для борьбы против танков противника. К тому же, в отличие от бензиновых на всех остальных, танк имел дизельный двигатель.

Следующей, чисто испанской машиной оказался танк, существовавший, впрочем, только на уровне прототипа: «пехотный танк» Вердеджа, названный так в честь его конструктора капитана артиллерии армии националистов Феликса Вердеджа. К разработке машины приступили в октябре 1938 г., и уже весной 1939 г. ее начали испытывать. Ходовая часть напоминала ходовую часть танка Т-26, однако моторно-трансмиссионное отделение располагалось целиком спереди, а механик-водитель сидел за ним, как и на современных израильских танках «Меркава». Вооружение танка, состоявшее из советской 45-мм пушки и германского пулемета «Дрейзе» МГ-13, располагалось в башне в задней части корпуса.



Легкий танк «Трубиа-Наваль». Вооруженные силы франкистов. Образца 1936 г.

Опытный легкий танк СС.1. Вооруженные силы франкистов. Образца 1937 г.

Опытный легкий танк «Вердеджа». Вооруженные силы франкистов. Январь 1939 г.

Судя по фотографиям, танк имел башню германского танка Т-1, но с увеличенной бронемаской, в которой закреплялись цапфы орудия. Еще на одном снимке на танке стоит уже цилиндрическая башня, с боковыми двустворчатыми дверцами по обеим ее сторонам. Танк получился примерно на четверть ниже советского Т-26. Толщина брони башни составляла 16 мм, лобовой бронеплиты корпуса - 30 мм.

Танк был продемонстрирован генералу Франсиско Франко, однако поскольку война к этому времени уже завершилась, налаживать его производство не стали.

Танкам «Виккерс 6 т» тоже довелось повоевать в Испании. В 1937 г. президент Парагвая продал республике значительное количество вооружения и в том числе танки этого типа, захваченные в ходе войны Парагвая с Боливией. Три танка типа «А» - пулеметные и один - тип «В» - пушечный. Интересно, что среди наших советских Т-26, отправленных в Испанию, тоже было несколько экземпляров двухбашенных пулеметных машин.

Что же касается самого массового испанского бронеавтомобиля периода гражданской войны, то им оказался «Бильбао», названный так по имени города на севере страны, где находился завод-изготовитель. В 1932 г. он был принят на вооружение корпусом карабинеров и широко применялся обеими воюющими сторонами. Всего было произведено 48 таких автомобилей на шасси коммерческого грузовика «Форд» 8 мод. 1930, которые выпускались в Барселоне.



Бронеавтомобиль «Лянча IZM». Образца 1917 г. Малага. 1937 г.

Бронеавтомобиль «Бильбао». Республиканские вооруженные силы. Мадрид. 1937 г.

Гусеничный тягач «IGC Садурни». Образца 1937 г.

Кроме 3 членов экипажа, внутри машины помещалось еще 5 стрелков, но вооружена она была слабо: одним пулеметом «Гочкис» калибра 7 мм, не считая личного оружия стрелков. В конце войны этих машин осталось всего 7, а до настоящего времени «дожил» всего лишь один «Бильбао».

Вторым по массовости стал созданный уже в ходе войны бронеавтомобиль UNL-35 или «Юнион-Наваль де Леванте Т-35» по названию завода, где он выпускался с января 1937 г. В создании этого БА важную роль сыграли советские специалисты: инженеры Николай Алимов и Александр Воробьев. Машины выпускались на шасси коммерческих грузовиков «Шевроле»-1937 и советского ЗИС-5, в связи с чем они отличались размерами, имели разную скорость и запас хода. Однако по бронированию и вооружению оба этих образца были идентичны: республиканцы ставили на них по два 7,62-мм пулемета «Напо», а националисты - два «Дрейзе» МГ-13 . Машины этого типа широко применялись во время боевых действий в Леванте, на Центральном и Южных фронтах и получили высокую оценку командования националистов, для которых они в качестве трофеев всегда были желанным приобретением. О высоких боевых качествах этих БА свидетельствует то, что они состояли на вооружении испанской армии вплоть до 1956 г.



Гусеничный тягач «Ландеса».

Гусеничный тягач с бронированным корпусом «Трубиа Ландеса».

Гусеничный тягач «Secn-Навалъ». Образца 1937 г.

Совершенно особую главу в истории бронетехники гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. вписали самодельные БА, которых там применялось великое множество. Дело в том, что практически каждый город или даже небольшой поселок в Испании постарался обзавестись в это время большим или меньшим количеством самодельных БА, которое зависело от их экономических возможностей. Хотя бы как-то систематизировать их и описать оказалось не по силам даже самим испанским историкам, так много их выпустили и так мало сохранилось о них какой-либо информации за исключением фотографий.

Чаще всего это были кустарные БА, бронированные «котельным железом», безбашенные, с амбразурами для стрельбы из ручного оружия.

Несколько более совершенными являлись машины, бронировавшиеся на отдельных крупных заводах и верфях. Тут имела место даже некоторая «серийность» их выпуска, причем на многих из них вооружение устанавливалось в башнях. Есть фотографии, на которых можно увидеть весьма совершенные БА с башнями в виде купола и даже с башнями от наших танков Т-26 и БТ-5. Где и кем строились такие машины, к сожалению, неизвестно, хотя, судя по фотографиям, они принадлежали франкистам и участвовали в посвященном их победе параде в Севилье в 1939 г. Интересной особенностью этих БА являлись колеса, внешние из которых были меньшего диаметра и, видимо, предназначались для повышения проходимости на сыпучих грунтах и в грязи.

Следует отметить, что командование националистов в целом импровизированные БА не одобряло, а если и использовало их в начале войны, то только наиболее совершенные или же однотипные. В частности, на базе машины «Форд Таймс» 7V националистами был выпущен БА, который применялся в качестве самоходного миномета. На нем имелся открытый сверху бронекузов, в котором располагался 81-мм миномет, забронированные капот и кабина. Пулемет мог также устанавливаться, а со снятым минометом эту машину использовали для перевозки солдат. В составе подразделений, куда входила различная боевая техника, эти машины себя неплохо зарекомендовали.

Сами испанцы все эти импровизированные БА называли «тизнаос» (серые), хотя судя по фотографиям многие из них раскрашивались весьма прихотливым камуфляжем. Очевидно, все дело в том, что по инструкции 1929 г. все бронемашины испанской армии должны были краситься в «артиллерийский серый» (средне-серый цвет) . «Бильбао» тоже называли «тизнаос», поскольку и они, и самодельные БА в начале войны окрашивались точно так же. Интересно, что по этой же инструкции все образцы бронетехники должны были нести на бортах деревянные панели размером 70х35, выкрашенные в черный цвет, на которых белыми буквами писалась их армейская принадлежность, например, «Артиллерия» или «Инфантерия», а также должен был указываться номер машины. Позднее этого правила уже не придерживались, но что касается импровизированных БА, то многие из них кроме раскраски несли на себе еще и множество надписей и сокращенных названий синдикалистских организаций - UHP, UGT, CNT, FAI, которым они принадлежали. Иногда на одной машине было по несколько подобных обозначений, что свидетельствовало о «единении» этих организаций к моменту постройки данной бронемашины. Эти импровизированные бронеавтомобили, бронированные тракторы и танки «Шнейдер» СА1 чаще всего использовались для патрулирования улиц и других вспомогательных действий.