Уход за лицом: жирная кожа

Использование компьютера на уроках биологии. Применение онлайн-тестирования и электронных интерактивных рабочих листов на уроках биологии и при подготовке к огэ и егэ Пути эффективного применения тестирования на уроках биологии

Использование компьютера на уроках биологии. Применение онлайн-тестирования и электронных интерактивных рабочих листов на уроках биологии и при подготовке к огэ и егэ Пути эффективного применения тестирования на уроках биологии

Выступление на заседании МО естественно-математического цикла по теме:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

Современное общество, которое характеризуется стремительными темпами развития, информатизацией среды предъявляет особые требования к выпускнику. Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования, необходимо применять активные формы и методы обучения, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Цель биологического образования: повысить качество обучения биологии путем применения интерактивных средств, средств современных информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся. Изучение биологии направлено на формирование у учащихся биологической культуры.

Задачи курса с точки зрения компетентностного подхода:

    формирование у учащихся представлений о живой природе в единой картине мира, многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, общих закономерностях развития живой материи;

    изучение закономерностей организации, функционирования и развития живых систем разного уровня, формирование системы биологических знаний о живой природе;

    формирование умений применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организмов; использовать информацию о современных достижениях в области биологических наук;

    приобретение навыков анализа учебной и научно-популярной литературы, работы с приборами, инструментами, справочниками, определителями, планирования и проведения опытов, наблюдений за биологическими объектами, состоянием окружающей среды, самонаблюдения за состоянием собственного организма;

    воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения в природе;

    использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни, для сохранения собственного здоровья (оказание первой помощи, соблюдение норм здорового образа жизни, профилактика заболеваний, травматизма, вредных привычек);

    применение полученных знаний для объяснения процессов и явлений живой природы, соблюдения правил личной гигиены, охраны объектов живой природы, рационального использования природных ресурсов.

Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.

Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия, специальные и общеучебные умения и навыки.

Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности учеников на уроке.

Самообразование на уроках естественнонаучного цикла - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.

Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.

Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.

Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.

Особенности содержания предметов естественнонаучной направленности, учебно-воспитательных задач, вызвало к жизни большое разнообразие уроков. Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности и в первую очередь натуральной.

Интерактивный метод обучения

В педагогике различают несколько методов обучения:

1) пассивный - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активный - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивный – взаимодействие.

(моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

Интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Меняется и позиция учителя, он вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность обучения уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока.

Таблица 1. Структура интерактивного урока

Этап урока

Методическая цель

Примерные методики

1 этап. Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

«Блиц-опрос»,

«Мозговой штурм», «Микрофон»

2 этап. Озвучивание темы и задач

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока.

Через эпиграф, слово, название.

3 этап. Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания. Презентация домашнего задания. Ознакомление с раздаточным материалом.

Мини-лекция

4 этап. Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

«Аквариум», «Пресс»,

«Дебаты» ,«Семинар», «Снежный ком»,

«Микрофон»,

«Защита проекта», Работа в малых группах.

5этап. Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

«Большой круг»

«Неожиданное» предложение”

“Снежный ком”

“Творческое задание”

“Проект”

“Пресс”

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

К методам интерактивного обучения

относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

- «Мозговой штурм» (атака)

Мини-лекция

Контрольный лист или тест

Ролевая игра

Игровые упражнения

Разработка проекта

Решение ситуационных задач

Приглашение визитера

Дискуссия группы экспертов

Интервью

Инсценировка

Проигрывание ситуаций

Выступление в роли обучающего

Обсуждение сюжетных рисунков и др. (Приложение 1)

Игровые технологии. Я согласна с мнением об игре В.Ф. Шаталова: «Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок».

Мы все любим играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие.

О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат.

Схема 1. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.

Игровые формы


ролевые дидактические имитационные организационно

Деятельностные

Игры - упражнения могут проводиться как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснения пословиц и поговорок о растениях и животных. (Приложение 2)

Когда нужно решить сложные проблемы коллективно, хорошие результаты дает работа в малых группах. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. Объединять учеников нужно в группы из трёх- пяти человек. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). Каждая группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников. (Приложение 3).

Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может быть обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.

Организовать групповое взаимодействие можно на каждом этапе урока через учебную дискуссию. Наибольшую активность учащиеся проявляют, если и здесь используется элемент игры: «судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), «заседание экспертной группы», «ролевая игра».

Для проверки объёма и глубины знаний с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы или вопроса очень эффективным является метод «Карусели». Технология проведения этого мероприятия заключается в размещении детей в два круга (внутренний и внешний), между представителями этих кругов и происходит обсуждение вопросов. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Ученики заранее готовят вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры.

Учение с увлечением – это активные формы уроков. Вот некоторые из них:

Уроки - путешествия – это могут быть уроки закрепления, обобщения знаний, а могут и раскрываться новые знания.

Уроки – смотр знаний. На этих уроках развиваются умения коллективной работы, любознательность, творческие способности.

Урок – праздник. «Прощание с ботаникой».

Интегрированные уроки . Цель их с различных сторон раскрыть тему, углубить её понятия и экономия времени. Такие уроки можно проводить с учителями физики, геометрии, географии, литературы и др.

LearningApps.org- это прекрасный сервис для разработки электронных обучающих ресурсов, а конкретно – для разработки тестовых заданий. На сайте десятки шаблонов,позволяющих создавать тестовые задания любой структуры, включая в них не только текст, но и картинки, аудио- и видеоролики. Сервис ориентирован на школьный возраст.

Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. Создав задание, вы можете тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования.

Можно создать аккаунты для своих учеников и использовать свои ресурсы для проверки их заданий прямо на этом сайте. У LearningApps.org предусмотрена возможность подключения к разработке заданий - приложений самих учеников.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что "не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает" (К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1967,с. 208).

Организуя процесс обучения, необходимо учитывать, что каждый учащийся обладает индивидуальными особенностями и необходимо найти оптимальные варианты организации учебно-познавательной деятельности каждого ученика.

Дидактические основы активизации учения школьников

Как отмечает В.В. Пасечник: «…важно определить психолого-

педагогические условия, позволяющие учителю организовывать и управлять познавательной деятельностью учащихся, добиваясь при этом высокой эффективности учебного процесса при обучении биологии» .

По результату познавательной деятельности учащихся, мы можем судить о правильности выбранной методики организации этой деятельности.
Учение рассматривается как вид деятельности учащихся в процессе обучения, при взаимодействии двух субъектов – учителя (обучающая деятельность) и обучаемого (обучаемая деятельность). От того, как учитель организует в процессе обучения познавательную деятельность учащихся, зависит эффективность этого процесса. .

Задачей каждого преподавателя является научить учащихся учиться самостоятельно, заинтересовать учащегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, учащиеся могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства. Для этого методы и организационные формы учебной работы должны быть такими, чтобы они могли бы создавать условия для активизации познавательной деятельности учащихся. О.В. Муртазина отмечает в своей работе: «Под активизацией учебно-познавательной деятельности учащихся мы понимаем совокупность принимаемых преподавателем мер, которые направлены на формирование и использование в учебном процессе методов и средств обучения с целью повышения устойчивого интереса к знаниям, творческой активности и самостоятельности учащихся, реализации приобретенных умений и навыков в измененных и новых ситуациях».

Методы активизации познавательной деятельности

Не секрет, что сделать процесс обучения эффективным и радостным

можно лишь тогда, когда ученик и учитель как бы дополняют друг друга. Это возможно при использовании активных форм обучения.

Современная педагогика, ведущие учёные методисты И. Д. Зверев и А.Н. Мягкова предлагают использовать проблемно – поисковые варианты словесных, наглядных и практических методов. . Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объёма учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания. А, следовательно, повышает качество знаний.

Продуктивным приёмом являетсяхудожественное слово, классическая музыка, песни, репродукции картин.Вчитываясь и вслушиваясь в живое вдохновенное слово поэта или писателя о природе, ученик испытывает эмоциональные переживания, которые, характеризуясь устойчивостью, способствуют формированию активного отношения к наблюдаемым явлениям, развитию познавательного интереса.

«Природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть», - писал Сухомлинский.

Подводя итог, можно сказать, что задачей каждого преподавателя является научить учащихся учиться самостоятельно, заинтересовать учащегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, учащиеся могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства

Для этого методы и организационные формы учебной работы должны быть такими, чтобы они могли бы создавать условия для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения устойчивого интереса к знаниям, творческой активности и самостоятельности учащихся, реализации приобретенных умений и навыков в измененных и новых ситуациях.

Роль средств современных ИКТ для организации познавательной деятельности учащихся

Очевидно, что в настоящее время средства современных ИКТ активно и прочно входят в среду обитания человека, изменяя его образ жизни, поведение и сознание. По определению И.В.Роберт, ИКТ – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей, в том числе и глобальных. К ним относятся телевидение, радиовещание, компьютеры, звуковая и видеотехника, электронные носители информации, программные комплексы, устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы в цифровую и обратно. Многие учителя использует в обучении компьютеры последних поколений, интерактивные доски и современное программное обеспечение.

Информационные технологии предоставляют возможность :

1.Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

2.Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

3.Значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

Однако, несмотря на то, что требования современного общества диктуют необходимость воспитания информационной грамотности, нельзя преувеличивать роль средств современных ИКТ в учебном процессе. Необходимо их разумное сочетание с традиционными средствами обучения.

На сегодняшний день имеет место недостаточная разработанность проблемы применения средств современных ИКТ в учебных целях. Е. А. Марон считает, что основная причина этого лежит, прежде всего, в отсутствии адекватных методик применения компьютеров в целях обучения и массового опыта использования персонального компьютера как средства развития самостоятельности.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Использование икт на уроках биологии

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по- настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

Информатизация современного общества и тесно связанная с ней информатизация образования характеризуются совершенствованием и массовым распространением информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Они широко применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современной системе образования.

Важно донести до будущих и уже работающих педагогов, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей.

Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

С помощью методов и средств информатизации будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

В данной работе попытались обобщить работу по информатизации школы и сделать выводы по обоснованному и эффективному использованию средств ИКТ в обучении школьников. В работе рассмотрены общие вопросы информатизации образования, целесообразность и эффективность использования средств информатизации, технические аспекты их функционирования. При введении новых информационных технологий в начальную школу необходимо, на наш взгляд, поставить следующие задачи:

1. Ознакомление учителей с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и коммуникационных технологий в начальном и общем среднем образовании;

2. Формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе;

3. Формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения средств ИКТ;

4. Формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения в сфере начального образования технологий создания, обработки, представления, хранения и передачи информации;

5. Ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, вне учебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений системы общего среднего образования; 6. Формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам ИКТ; 7. Выработка у педагогов устойчивой мотивации к участию в формировании и внедрении информационной образовательной среды; 8. Обучение формирующемуся языку информатизации образования; 9. Предоставление учителям дополнительной возможности пояснить школьникам роль и место информационных технологий в современном мире; 10. Выравнивание возможностей разных педагогов в области использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности.

С каждым годом развивается образовательный сегмент глобальных телекоммуникационных сетей. В нем появляется все больше образовательных электронных ресурсов. И каждый педагог в своей профессиональной деятельности, так или иначе, может столкнуться с разработкой небольших авторских или даже солидных профессиональных образовательных электронных изданий и ресурсов.

Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами (знания, умения, навыки) составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг, необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроках биологии.

Приложение 1

«Аквариум»

– это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

Преимущества метода:

* Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.

* Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.

* Стимулирует участников к практической работе.

«Шесть шляп мышления»
(методика Эдварда де Боно): - технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию.

Почему шляпы?

Во-первых , каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

- Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Во-вторых , шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций.

В-третьих , «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.

Самое главное преимущество: с помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».

Синквейн

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Практикуется использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Приложение 2

С целью быстрейшего овладения учащимся материалом по систематике растений и животных можно использовать игру «Найди родственников». Вызванный ученик получает карточку и подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, отряду, семейству растение или животное. Например, если на карточке изображено растение пшеницы, то ученик подбирает ряд других представителей семейства злаковых, и даёт общую характеристику семейства. После дополнительного вопроса по учебному материалу, он получает оценку.

При повторении пройденного материала, а также на обобщающих уроках целесообразно использовать ботаническое или зоологическое лото. В 7-ом классе занятие можно построить так: ученик берёт карточку, на которой изображено взрослое насекомое и оставлены пустые клетки. Отдельно нарисованы схемы, показывающие различные стадии развития насекомых. Отвечающий ученик должен выбрать те изображения, которые относятся к данному насекомому, и рассказать о его биологических особенностях, значение в природе и народном хозяйстве. Игры-упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Можно предложить им закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатого на уроке. Или самостоятельно подобрать пословицы, поговорки, шарады, ребусы к следующему уроку. Большинство ребят увлекается такой работой, она их не утомляет и в то же время заинтересовывает, даёт возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество и даже эстетический вкус.

Приложение 3

Дерево решений” - класс делится на группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем “дереве” (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Поиск информации” - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале и определяется время.

Прием “Ожидания” применим в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске надпись “Ожидания”. Детям предлагается после сообщения темы высказать свои ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме учитель - ученики на данном этапе: сформулировать цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего. Записываются на доске и сообщаются конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже учтено при обозначении целей. Анализируя “Ожидания” учитель может:

Узнать, какие вопросы интересуют детей по теме урока;

Выявить первоначальное представление ребенка по теме;

Получить информацию о способностях детей, для того, чтобы знать, какие сложности в обучении можно ожидать;

Помочь детям понять свою мотивацию;

Почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;

Сравнить достигнутые результаты с “Ожиданиями”;

Разделить с детьми ответственность за результат.

Учащиеся при применении на уроке этого элемента имеют возможность рефлексировать по поводу того, что знают и думают.

Приложение 4

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа должна быть четко сформулирована проблема. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Учитель биологии И.В.Перепелица

ЗДУВР Ю.С.Твердун

Использование компьютера на уроках биологии

ВВЕДЕНИЕ

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании биологии.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой. Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что мы "должны создать современную школу, такую школу, которая способна раскрыть личность ребёнка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе; способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой". Поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, среди которых информационные технологии.

Требуется большее количество времени, чем при "традиционном" изложении материала учителем. Ученик должен обладать определѐнной системой знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

Глава 1. Использование современных педагогических технологий на уроках биологии

На этапе объяснения нового материала целесообразно использовать следующие виды учебной деятельности:

Цветные рисунки и фото. Учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т. к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала.

Слайд-шоу - сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.

Видеофрагменты - выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень.

Видеофрагменты с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на уроке.

Анимации - аналоги традиционных фрагментов "мультфильмов", включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе и микромира. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.

Интерактивные модели и рисунки, схемы.

Интерактивные модели - анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы, в которых фрагменты могут "оживать" в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей.

Мультимедийные презентации.

Создание уроков-презентаций требует умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности.

На этапе объяснения нового материала презентация играет роль сопровождения объяснения нового материала. При составлении презентации я придерживаюсь следующих требований к презентациям:

слайды не должны быть перегружены текстом, лучше разместить короткие тезисы, даты;

иллюстрации должны быть реалистичными;

наиболее важный материал выделяю ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;

при длительном объяснении можно для релаксации включить заставку с изображением природы, тихую музыку, видеофрагмент;

слайды не должны быть перегружены анимацией, так как это отвлекает внимание учащихся.

Использование компьютера на этапе закрепления полученных знаний.

На этом этапе я предлагаю учащимся ряд индивидуальных (групповых) заданий и задач разного типа. Среди них могут быть тестовые задания; теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала. Этот этап требует тщательной подготовки дифференцированных заданий и бланков для оформления отчетов о проделанной работе, так как на "бумажную" работу у учащихся может не остаться ни времени, ни желания. Следует также продумать эффективную и прозрачную, понятную для учащихся систему оценивания результатов их работы, и сделать ее известной для учеников до начала выполнения работы.

На этапе закрепления материала я использую следующие виды учебной деятельности.

Работа с заданиями с выбором ответа.

Компьютерные технологии позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты. Выполнение учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому материалу. Применение электронных образовательных ресурсов для закрепления материала позволяет сделать этот этап более привлекательным для учащихся и удобным для меня.

Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов.

Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.

Работа с интерактивными заданиями - задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа. Интерактивные задания могут содержать фото-, видео- и анимационные объекты. Такие задания переводят эти объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах.

Интерактивные таблицы - данный вид работы очень удобен при наличии интерактивной доски. При заполнении таких таблиц один учащийся выходит к доске, а остальные фиксируют таблицу в тетрадь. Интерактивные таблицы также можно использовать для фронтальной работы, в этом случае заполнение таблицы происходит устно.

Работа с биологическими лабиринтами - позволяют в игровой, привлекательной для учащихся, форме отработать и закрепить знания по предложенной теме. Учащимся предлагается задание: "Приглашаем Вас в увлекательное путешествие по биологическому лабиринту. Изучив тему, Вы всегда найдете выход. Прочитав утверждение, выберите "Да", если согласны, или "Нет", если не согласны. Лабиринт заканчивается, если Вы находите выход или попадаете в тупик. Нажав на кнопку "Карта", Вы всегда сможете посмотреть свои ответы и текущее положение в лабиринте".

В процессе работы с лабиринтами у учащихся развивается алгоритмическое мышление, способность правильно ориентироваться в информации, вырабатывать навыки работы в группах. Лабиринты вносят в урок игровой момент, что позволяет привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу.

Глава 2. Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса

В настоящее время обществу необходимы творческие, самосовершенствующиеся, конкурентноспособные личности. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личности. В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений. Использование информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе отражено в Федеральной программе экономического развития Российской Федерации, Федеральной программе развития образования Российской Федерации, Федеральной программе "Развитие единой образовательной среды". Таким образом, информационные технологии становятся базой современного образования.

Информационные и коммуникационные технологии, входящие в жизнь каждого человека, способствуют качественному решению задачи подготовки личности, востребованной обществом. Это возможно только при важном условии: педагог, владеющий ИКТ - компетенциями организует учебную деятельность учащегося и управляет ею. Основная роль педагога для успешного решения образовательных задач, овладения учащимися профессиональными знаниями сводится к созданию необходимых условий для достижения поставленной цели.

Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся. У нас в школе проходят заседания научного экологического общества "Зеленый мир", кружков "Экология здоровья". Учащиеся с увлечением участвуют в проектной деятельности, обязательно используя компьютерные технологии. У всех школьников, участвовавших в проектной деятельности, значительно возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали более высокие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся. Мною было отмечено, что значительно увеличилось число учащихся, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности. Учащиеся, принявшие участие исследовательской работе, бережнее относится к окружающей природе, и можно говорить о повышении культуры топоса. (Ученица 7 класс Расчетнова Виктория разработала проект декоративной клумбы. Данный проект может быть реализован на школьной дворе). Для дополнительной внеклассной работы использую программу POWER POINT.

Процесс обучения биологии в современных условиях требует нового типа организации образования, а значит, изучения тех инновационных процессов, которые опираются на гуманизацию, демократизацию, технологизацию и реализацию инновационных стратегий в ситуации компьютерного обучения.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.

На уроках биологии применяю программу POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроке. Компьютерная лекция, разработанная средствами POWER POINT, - это тематическая и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Наиболее удачным кажется применение компьютерных презентации при проведении уроков изучения новой темы и при закреплении пройденного материала. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации, которые можно применить практически на всех этапах урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных разнообразной информацией. Например, в 11 классе проводим урок - презентация на тему: "Возникновение и развитие жизни на Земле", "Заповедная Россия"; в 6 и 7 классах уроки "Красная книга Московской области", "Многообразие птиц (на примере птиц Московской области)".

Также при изучении биологии большую помощь оказывает применение электронных и информационных ресурсов с аудиоинформацией записи звуков живой и неживой природы.

На некоторых уроках биологии демонстрирую мультимедиа-учебники - набор интерактивных средств обучения, которые содержат помимо гипертекста, высококачественную графику, слайды, видео-ролики и звуковое содержание. Такое использование компьютера позволяет прививать учащимся навыки исследовательской деятельности, формировать познавательный интерес, повышать мотивацию, развивать научное мышление. Например: контрольно-обобщающие уроки по темам: "Химическая организация клетки"; "Наследственная информация и реализация ее в клетке"; "Беспозвоночные животные"; "Возникновение и развитие человека".

На уроках биологии в школе применяются учебные мультимедиа-издания:

"Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы", Виртуальная школа Кирилла и Мефодия;

Биология, 6-11 класс, лабораторный практикум;

Биология. 9 класс.

Важно отметить, что я использую на уроках биологии и традиционные методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Содержание учебного материала некоторых тем по биологии предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, беседы, диспуты. Виртуальные лабораторные работы создают условия моделирования, но они не могут заменить реальность настоящих лабораторных и практических работ, когда дети всё выполняют своими руками, всё наблюдают своими глазами. Кроме того, виртуальные лабораторные работы не дают возможность приобретения учащимися практических навыков.

Известно, что современные технологии должны и регламентированы гигиеническими нормами. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика, возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия учебного материала, отвлечению внимания и привыканию. Поэтому важно использовать здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, изменение мизансцены урока, негромкую классическую и релаксирующую музыку). Информационные технологии должны использоваться как элементы на уроке. И далеко не все уроки целесообразно проводить с использованием мультимедийных презентаций.

Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их. Поэтому необходимо комплексное использован средств обучения. Использование инновационных технологий на уроках биологии это средство повышения эффективности образовательного процесса.

Глава 3. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Социальный заказ предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе.

Согласно государственному стандарту нового поколения, изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях;

о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

культуры поведения в природе;

формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;

оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет усвоение предмета биологии школьниками.

Таким образом, в преподавании биологии возникают определенные противоречия:

Особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям, особенно с низкой познавательной активностью. В то же время предмет биологии достаточно сложен, а базисный учебный план определяет время для изучения биологии в размере 2 часов в неделю.

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий и СМИ в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Но в современном информационном пространстве количество информации огромно, а содержание не всегда соответствует действительности

Цель инновационного опыта: создание оптимальных условий для повышение качества обучения учащихся по предмету "биология" посредством новизны деятельности, повышения интереса к работе с компьютером; формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике и распространение среди учителей биологии.

Задачи: 1. Изучить и проанализировать имеющийся опыт отдельных педагогов, использующих интерактивные способы, формы, средства обучения, определить преимущества интерактивного обучения в обучении биологии

Теоретически освоить инновационные интерактивные технологии

Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации посредством ЦОРов

Формировать у учащихся информационную компетенцию, умения работать с различными источниками информации.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Цифровые образовательные ресурсы позволяют интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы, наглядно представить материал; дают возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Существуют методы активного обучения, которые побуждают школьников стать активными участниками учебного процесса, а не только пассивно впитывать получаемую от учителя информацию. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии.

Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:

коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

педагогический урок биология мультимедийный

Глава 4. Использование компьютерных технологий на уроках биологии

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

В трактовке И. В. Роберта под информационными технологиями понимаются "программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации".

Цели использования информационных технологий:

1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

.Мотивация учебно-воспитательного процесса.

Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка - естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре.

Информационные технологии предоставляют возможность:

·сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

·вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

·значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А. В. Дворецкой) :

1.Презентации - это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио-, видеофрагменты, элементы интерактивности. Презентации может создать любой учитель, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации могут использоваться учениками для представления их проектов.

2.Электронные энциклопедии - это аналоги обычных энциклопедий, словарей, справочников. В отличие от бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, используется удобная система навигации на основе гиперссылок, может включать в себя аудио-, видео фрагменты.

.Дидактические материалы - сборники задач, упражнений, примеры рефератов.

.Программы-тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

.Системы виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие проводить эксперименты в "виртуальной лаборатории". Главное преимущество таких лабораторий - они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам, недостаточности химических реактивов.

.Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. С помощью их можно быстро, автоматизировано обработать результаты.

.Электронные учебники и учебные курсы - объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.

.Обучающие игры или развивающие программы - это интерактивные программы с игровым сценарием.

По способу использования информационных технологий выделяют несколько типов уроков:

1.Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме - один компьютер на учительском столе + проектор.

2.Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме - урок в компьютерном классе без выхода в Интернет.

.Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме - урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Из перечисленных компьютерных средств на уроках биологии мной в основном используются презентации, при создании которых большое внимание уделяется иллюстративному материалу. Очень интересны презентации по курсу биологии "Многообразие организмов", где рассматривается биологическое разнообразие животного и растительного мира. Учащимся очень нравятся такие презентации, так как они могут хорошо рассмотреть то или иное растение или животное, особенно вызывает восторг материал, который касается животных или растений других стран и континентов. На уроках биологии использовались и другие компьютерные средства: электронные учебники, программы-тренажеры, тесты и кроссворды.

На уроках биологии мною активно используются кроссворды, составленные в программе Excel (приложение 1 <#"justify">1.способствует повышению познавательного интереса к предмету;

2.содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

.позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

.формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

.способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Для учителя ИКТ дают:

1.экономию времени на уроке;

2.глубину погружения в материал;

.повышенную мотивацию обучения;

.интегративный подход в обучении;

.возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

Заключение

Таким образом, компьютерные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно приводит к повышению эффективности обучения.

Направления использования ИКТ на уроках биологии.

Работа с программными продуктами:

проведение виртуальных опытов,

работа с интерактивным текстом,

эксперименты, которые невозможно провести в условиях школьной лаборатории.

Компьютерные программы на уроках биологии я использую при проведении демонстрационных опытов. Эта работа позволяет учащимся не только самостоятельно проделать опыт, и сделать выводы, но и сравнить полученные результаты с правильными, что поможет учащимся адекватно оценить свою работу (например, демонстрация опыта, который доказывает испарение воды листьями рис.1).

Про самостоятельном изучении того или иного материала на уроке я использую не только материал учебника, но и компьютерную программу, в которой воздействуя на интерактивные точки можно изучать строение различных объектов (например, строение пыльцы сосны) рис.2.

Кроме этого наши учащиеся выполняют такие эксперименты, которые невозможно провести в условиях школьной лаборатории (например, изучение микропрепаратов под электронным микроскопом) рис.3.

Программированный контроль знаний:

промежуточный контроль,

актуализация знаний (проверка домашнего задания),

Как показывает мой опыт, компьютерные программы целесообразно использовать для проверки полученных знаний. Это можно делать в процессе актуализации знаний (то есть при проверке домашнего задания), при промежуточном контроле на уроке. Многие дети с особенностями в развитии не могут сразу же запомнить большой объем материала.

Поэтому, бывает необходимо после объяснения отдельного вопроса провести в качестве закрепления небольшую самостоятельную работу (рис.4.) Эта работа позволяет ученику лучше усвоить новые знания, а мне сделать вывод, насколько точно и полно был понят материал.

·Если учащиеся хорошо усваивают новый материал, то можно использовать такие задания и в конце урока, при закреплении полученных знаний. Контрольные задания с электронных изданий можно включать в обобщающие уроки.

·Используя компьютерную программу, дети наблюдают за физиологическими процессами, происходящими в организмах растений и животных (например, процесс двойного оплодотворения у цветковых растений) рис.6. Это анимация, которая позволяет проследить в динамике этот процесс. А как гласит пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"

Хочется отметить, что использование ИКТ в обучении детей с особенностями в развитии, дает положительные результаты:

·вызывает интерес детей к изучению биологии,

·помогает обеспечивать на уроке активную самостоятельную деятельность учеников,

·помогает постоянно следить за усвоением знаний, и своевременно оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся, так как компьютерная программа предусматривает выполнение заданий различных уровней сложности,

·при надомном обучении - незаменимый инструмент для проведения лабораторных работ, демонстрации, наблюдений.

Литература

1. Борис С.И., Ханнаннов Н.К. Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии/ Газета "Биология", № 6, 2005 год, с. 18-25. Издательский дом "Первое сентября" .

Козленко А.Г. Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии/ Газета "Биология", № 17-24, 2008 год. Издательский дом "Первое сентября"

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Семенова Н.В. 1 , Рябцов С.Н. 2 ,Рябцова Ю.А. 3

1 К.п.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ, Оренбургский государственный педагогический университет, 2 К.б.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ, магистрант 2 курса, Оренбургский государственный педагогический университет, 3 Социальный педагог МОАУ «СОШ №69» г. Оренбург, магистрант 2 курса

ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ РАБОЧИХ ЛИСТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ И ЕГЭ

Аннотация

Применение ИКТ на разных этапах урока позволяет углубить знания учащихся, а также создаёт наиболее оптимальные условия для получения и усвоения знаний. Использование ИКТ в педагогической практике дает возможность саморазвития учащегося, что является одной из самых главных задач в образовательном процессе. При современных темпах жизни и загруженности учителя, информационно коммуникационные технологии позволяют в значительной степени разгрузить учителя, а также повысить интерес учеников к предмету и разнообразить формы обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, информационный рабочий лист, показатель успешности.

Semenova N.V. 1 , Rabtsov S.N. 2 , Ryabtsova Y.A. 3

1 PhD in Pedagogy, Associate Professor of General biology, ecology and mob, Orenburg state pedagogical University, 2 PhD in Biology, Fssociate Professor of General biology, ecology and mob, the 2-year student, Orenburg state pedagogical University, 3 Social teacher MOAU SOSH №69, the 2-year student

THE USE OF ONLINE TESTING AND ELECTRONIC INTERACTIVE WORKSHEETS IN BIOLOGY LESSONS AND IN PREPARATION FOR OGE AND EGE

Abstract

The use of ICT at different stages of the lesson helps to deepen students knowledge and creates the optimal conditions for the acquisition and assimilation of knowledge. The use of ICT in teaching practice enables student self-development, which is one of the most important tasks in the educational process. The modern pace of life and workload of teachers, information and communication technologies would greatly relieve the teachers, and to increase the interest of pupils to the subject and to diversify forms of training.

Keywords: information technology, information worksheet, the rate of success.

Новые информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь и в образовательный процесс. Использование информационно коммуникационных технологий открывает перед нами целый ряд возможностей, которые были недоступны нам при использовании традиционных методов и средств обучения.

При современных темпах жизни и загруженности учителя, информационно коммуникационные технологии позволяют в значительной степени разгрузить учителя, а также повысить интерес учеников к предмету и разнообразить формы обучения.

Применение ИКТ на разных этапах урока позволяет углубить знания учащихся, а также создаёт наиболее оптимальные условия для получения и усвоения знаний.

Использование ИКТ в педагогической практике дает возможность саморазвития учащегося, что является одной из самых главных задач в образовательном процессе.

Большое внимание применению ИКТ уделялось в ходе педагогической практики со студентами, проходившей на 3 и 4 курсах в МОБУ СОШ города Оренбурга №52. Уроки проводились в 8 «А» классе на 3 курсе и в 9 «А» классе на 4 курсе.

В ходе проведения уроков применялись как уже всем привычные и широко распространённые средства, как например презентации, так и малоиспользуемые в рамках урока – онлайн-тестирование.

На 3 курсе была проведена контрольная работа по теме «Внутренняя среда организма», где ученикам предлагалось пройти её в форме онлайн-тестирования. Для работы использовалась платформа «Мастер-Тест», описание которой располагается ниже. Занятие проходило в компьютерном классе. Перед началом работы был проведён инструктаж. На выполнение контрольной работы было выделено 30 минут. Как только ученики завершали решение работы, они видели свой результат. Одновременно результат работы выводился и в профиле преподавателя, что позволило учителю сразу видеть проверенные работы учеников, и в оставшееся время на уроке провести анализ контрольной работы, указав и разъяснив наиболее часто допускаемые ошибки.

После окончания занятия ученикам было предложено оценить такую форму проведения контрольной работы, ответив на вопрос: «Является ли данная форма тестов более удобной перед традиционным (бумажным) вариантом» Для ответа было предложено четыре варианта ответов:

1) Всё понравилось;

2) Не увидел (а) разницы;

3) есть недостатки;

4) Не понравилась.

По результатам опроса было выявлено, что 16 учащимся 8 «А» класса такая форма тестирования показалась более удобной, 4 ответили, что в такой форме есть свои недостатки, 3 ученика не заметили разницы, и лишь 1 ученику не понравилось.

Таким образом, такая форма проверки знаний показала себя с положительной стороны и имеет ряд плюсов:

– автоматизированная проверка и выдача результатов

– экономия времени на уроке и использование оставшегося времени для анализа результатов

– экономия ресурсов, электронные тесты являются менее, экономически затратными, чем бумажные.

На 4-м курсе в ходе педагогической практики было решено использовать положительный опыт применения онлайн-тестов и был разработан курс по подготовки к ОГЭ для 9-го класса.

На сегодняшний день подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ – одна из важных задач школы, которая становится особенно актуальна в старших классах. Всем известны проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при непосредственной сдаче ЕГЭ и при подготовке к нему и одна из главных заключается в нехватки учебного времени. В связи с этим возникают проблемы с поиском альтернативных способов подготовки помимо уроков. Как показала практика, наиболее удобным способом является применение online-тестирования.

Существует два основных способа работы с онлайн-тестами.

Первый заключается в использование сайтов, где уже разработаны готовые онлайн-тесты и автоматизированная проверка. Наиболее популярными и надёжными являются такие, как:

– Решу ЕГЭ (reshuege.ru/)

– Открытый банк заданий ЕГЭ от ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege)

– ЕГЭ-портал (http://4ege.ru/)

– ЕГЭ РУ (http://ege.ru/)

Данные сайты обладают целым рядом достоинств, среди которых можно выделить:

– Огромная база заданий, как по ЕГЭ, так и по ОГЭ

– Автоматизированная проверка

– Широкий выбор тем и параметров сложности

– Постоянно пополняющаяся база заданий

Однако, при использование этих сайтов учитель не может контролировать учеников, кроме как с его слов, что значительно затрудняет работу с этими источниками. Именно поэтому данные сайты лучше всего использовать для самопроверки.

Для более эффективной работы существуют сервисы, которые позволяют самостоятельно разрабатывать свои тесты. Вот некоторые из них:

– Банк Тестов (http://www.banktestov.ru/)

– QUIZLET (https://quizlet.com/)

– Google формы (https://drive.google.com)

– Мастер-Тест (http://master-test.net/)

Для работы на практике были выбраны последние две платформы.

Мастер-Тест является наиболее удобным и больше остальных подходит для учебных целей.

Сайт позволяет возможность создания двух профилей – «учитель» и «студент».

Профиль учителя имеет возможность создания тестов для проверки знаний учащихся по своему предметы. На сайте есть возможность «привязки» учеников к определённому преподавателю, что позволяет давать доступ к заданию только необходимому кругу людей. Помимо этого есть обратная связь, что позволяет решить проблему связи с учеником и учителем. Также на сайте выводится статистика, которая показывает всех учеников и их результаты.

Профиль учащихся позволяет видеть доступные ему тесты и решать их, а также статистику и рейтинг по сравнению с другими учениками.

Мастер-Тест при создание тестов позволяет выбирать следующие параметры для создания тестов:

  1. Тип вопроса.

Выделяют такие типы, как:

– однозначный ответ – вопрос с несколькими вариантами ответа, на который есть только один верный вопрос

– множественный ответ – на один вопрос может быть два и более правильных ответов

– слово – используется при создание заданий, где требуется ответ в одно слово или вставить пропущенный фрагмент в предложение

– номер – применяется в заданиях, где ответ необходимо записать в числовом формате

– сопоставления – удобен при заданиях, в которых необходимо сопоставить какие-либо явления, процессы и объекты

  1. Добавление мультимедиа (добавление изображения)

Этот параметр особенно актуален в рамках предмета биологии, где наглядность является одной из главных задач

  1. Вес вопроса

Количество баллов за один вопрос от 1 до 10

  1. Время

Общее время на прохождение всего теста, а также начало прохождения теста.

  1. Результат

Позволяет выбрать какие параметры результата будет показываться при прохождение теста, можно выбрать следующее

– Задать текст, отображаемый, если будет получено определенное количество баллов

– Отображать процентное соотношение набранных баллов к максимальному количеству балов

– Отображать количество набранных баллов

– Отображать правильные ответы после прохождения теста

– Отображать количество правильных ответов

После создания теста можно провести тестирование одного или нескольких студентов, опубликовать тест или скачать как текст, что бы использовать без доступа к интернету.

Для работы с учениками в рамках курса по подготовке к ОГЭ было разработано 10 тестов, вводный, 8 тематических и один итоговый:

  1. Вводное тестирование
  2. Клетка
  3. Бактерии
  4. Грибы и Лишайники
  5. Органы растений
  6. Многообразие растительных организмов
  7. Беспозвоночные и хоровые животные
  8. Человек и его здоровье
  9. Эволюционное учение
  10. Итоговое тестирование

Так, как приступать к прохождению тестирования нельзя без подготовки и разбора темы, перед тем, как проходить тесты с учениками проходило занятие по данной теме, где разбирались все необходимые аспекты данной темы. Также после каждого занятия ученикам в электронном виде на почту присылалась вся необходимая информация, необходимая для усвоения той или иной темы. Лишь после изучения теоретических аспектов, ученики проходили тестирование через приложение Мастер-Тест. Сразу после прохождения его результаты были доступны как ему самому, так и учителю.

После прохождения каждого теста, проводился его анализ, и в случае допущения ошибок на почту ученика отправлялся их разбор с указанием правильного решения ситуации.

По окончанию курса был проведён итоговый тест, для того, что бы оценить насколько был повышен уровень знаний по сравнению с вступительным. Данные представлены ниже в виде диаграммы:

Средний показатель успешности выполнения теста вводного тестирования 60,6 %, а уровень итогового тестирования 74,5 %. Таким образом, уровень знаний учеников повысился на 13,9 %, что говорит об успешности данной формы занятий.

Тесты это прекрасная удобная форма контроля, не требующая много затрат, однако она не всегда является удобной. Например, при помощи тестирования невозможно подготовиться к части С, им именно здесь нам поможет сервис Coogle Формы и Coogle Диск. Этот сервис удобно использовать для создания электронных дидактических материалов по биологии в виде так называемого интерактивного рабочего листа. Под электронным дидактическим материалом понимают документы, целенаправленно разработанные для использования в учебном процессе с помощью прикладных программ общего назначения (или учебных программных сред) и построенные в соответствие с содержанием учебной темы и методикой преподавания учебного предмета.

Создание таких интерактивных рабочих листов удобно реализовывать через приложение Гугл Диск.

Гугл Диск – облачное хранение данные принадлежащие компании Google Inc., Позволяющее пользователям хранить свои данные на сервисах в облаке и делиться с ними с другими пользователями в интернета.

Разработанные идеи Интерактивно рабочего листа (ИРЛ) как электронный рабочий лист, созданный учителем предназначен в большей степени не для повторения пройденного материала, а овладение новым способом действием, направленным на преобразование исходного листа, актинию работу ученика с ним. Как и любой дидактический материал, интерактивный рабочий лист должен содержать рабочую часть и инструкцию для работы с ним.

Учитель, работая с интерактивным листом, должен содержать инструкцию и рабочую часть.

Информационный рабочий лист был дополнением к тестовой форме проверки знаний и являлся также обязательной частью. После выполнения заданий информационного рабочего листа с ним проводились аналогичное действия, что и с тестом – анализ и разбор ошибок на электронную почту ученика.

В случае необходимости и серьёзных затруднений при выполнение заданий ученик мог воспользоваться онлайн-консультацией с преподавателем посредством скайп, где пользуясь режимом «показать рабочий стол» учитель мог видеть действия ученика непосредственно при выполнение заданий и давать необходимые пояснения.

Литература

  1. Зенкина С.В., Борис С.И. Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии. // Биология в школе. – 2010. – №2.
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.2011 – 112 с.
  3. Суматохин С.В. Новые информационные технологии в общем биологическом образовании. // Биология в школе. – 2008. – №4.
  4. Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья или враги? // Биология в школе. – 2010. – №4.

References

  1. Zenkin S. V., Boris, S. I. Interactive objects in e-learning resources in biology. // Biology at school. – 2010. – No. 2.
  2. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Theory of learning in the information society. M. 2011 – 112.
  3. Sumthin S. V. New information technologies in General biological education. // Biology at school. – 2008. – No. 4.
  4. Timofeev A.V. Information technology – friends or enemies? // Biology at school. – 2010. – No. 4.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

В трактовке И. В. Роберта под информационными технологиями понимаются "программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации".

Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса.

Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка - естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре.

Информационные технологии предоставляют возможность:

· сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

· вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

· значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А. В. Дворецкой) :

1. Презентации - это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио-, видеофрагменты, элементы интерактивности. Презентации может создать любой учитель, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации могут использоваться учениками для представления их проектов.

2. Электронные энциклопедии - это аналоги обычных энциклопедий, словарей, справочников. В отличие от бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, используется удобная система навигации на основе гиперссылок, может включать в себя аудио-, видео фрагменты.

3. Дидактические материалы - сборники задач, упражнений, примеры рефератов.

4. Программы-тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

5. Системы виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие проводить эксперименты в "виртуальной лаборатории". Главное преимущество таких лабораторий - они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам, недостаточности химических реактивов.

6. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. С помощью их можно быстро, автоматизировано обработать результаты.

7. Электронные учебники и учебные курсы - объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.

8. Обучающие игры или развивающие программы - это интерактивные программы с игровым сценарием.

По способу использования информационных технологий выделяют несколько типов уроков:

1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме - один компьютер на учительском столе + проектор.

2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме - урок в компьютерном классе без выхода в Интернет.

3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме - урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Из перечисленных компьютерных средств на уроках биологии мной в основном используются презентации, при создании которых большое внимание уделяется иллюстративному материалу. Очень интересны презентации по курсу биологии "Многообразие организмов", где рассматривается биологическое разнообразие животного и растительного мира. Учащимся очень нравятся такие презентации, так как они могут хорошо рассмотреть то или иное растение или животное, особенно вызывает восторг материал, который касается животных или растений других стран и континентов. На уроках биологии использовались и другие компьютерные средства: электронные учебники, программы-тренажеры, тесты и кроссворды.

На уроках биологии мною активно используются кроссворды, составленные в программе Excel (приложение 1, приложение 2, приложение 3), при завершении изучения отдельных тем дети самостоятельно составляют кроссворды. Кроссворды теперь это не только развлечение, но и способ проверки знаний или развития творчества. Эти удивительные задания развивают память, образное и логическое мышление (ведь приходится анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать нужное слово), творческое воображение, и, конечно, улучшают словарный запас ребенка, учат запоминать слова правильно.

Использование разных форм ИКТ в систему уроков биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

1. способствует повышению познавательного интереса к предмету;

2. содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

3. позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

4. формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

5. способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Для учителя ИКТ дают:

1. экономию времени на уроке;

2. глубину погружения в материал;

3. повышенную мотивацию обучения;

4. интегративный подход в обучении;

5. возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.