Уход за лицом

История развития столярного дела на руси. Столярные изделия – реалии современного производства. Выдающиеся люди данной профессии

История развития столярного дела на руси. Столярные изделия – реалии современного производства. Выдающиеся люди данной профессии

Каждый дом, квартира, магазин и муниципальное здание не обходится без предметов интерьера, мебели, лестниц – из дерева. На самом деле, это не простые деревянные изделия, а большой и кропотливый труд, особенно когда работа выполняется вручную, индивидуально и согласно эксклюзивному дизайну.

Столярное производство – считается одной из самых интересных сфер деятельности человека. Именно здесь из обычного бруска дерева может получиться великолепный предмет. Нас много окружает изделий из различных пород дерева, ведь столярное производство это и двери, и шкаф, и, конечно же, мебель для кухни, спальни, ванной, гардеробной.

Наше столярное производство вот уже на протяжении нескольких лет работает для вас и, сегодня, мы постараемся раскрыть всю сложность, суть и историю технологий деревообработки.

История столярного производства

История возникновения столярного производства уходит в глубокую древность. Изготовление из древесины первоначально было направлено на орудия труда, а затем и предметов домашнего обихода. Данная тенденция возникало повсюду, где развивалась человеческая культура и слагалась оседлая жизнь человеческих общин.

Древесина - материал, который плохо сопротивляется пагубному воздействию времени. Лишь немного памятников этого производства дошло до нас из глубокой древности. Однако, ученым известно о высоком развитии столярного дела еще в древнем Египте, Риме, Греции и Византии. Высокой степени мастерства достигало и столярное ремесло в древней Руси, где оно развивалось параллельно с деревянным зодчеством.

Излюбленным приемом архитектурного оформления мебели у русских мастеров служила резьба и роспись по дереву, часто достигавшие высокой степени технического совершенства и художественной выразительности.

Наряду со столярным ремеслом в России развивались и столярные производства, но и они носили полу-ремесленный характер. Господствовал ручной труд высококвалифицированных столяров. Механизмы находили применение только в операциях, где требовалась сложная механическая обработка деталей и, как правило, занимали они незначительную долю в общем объеме затрачиваемого на изделия труда.

Разделение столярного производства по направлениям

Характерным для прошлых лет являлось разделение столярных работ на белодеревные и краснодеревные.

К первым относили сравнительно грубые, не требующие высокой точности работы по изготовлению окон, дверей и дешевой мебели из хвойных пород древесины. К краснодеревным работам относились работы, где требовалась особая точность и изготовление деталей, ценной мебели из древесины твердых пород. В результате получались разнонаправленные предметы, музыкальные инструменты и другие изделия, требующие значительно более высокой квалификации и мастерства от исполнителей. Соответственно, на столяров-белодеревцев и краснодеревцев они и разделялись.

Глобальная индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, создание новых отраслей промышленности, рост благосостояния населения города и деревни, а также возросший спрос на предметы мебели, строительные детали и другие изделия создали условия для коренной перестройки столярного производства.

Изменился характер мебельных фабрик, превращенных из полукустарных в современные механизированные предприятия.

Создан новый, неизвестный до революции тип столярно-механических предприятий в виде комплексных деревообрабатывающих комбинатов, позволяющих наиболее полно использовать древесину.

Сильным толчком для развития столярно-механических производств явилось создание в СССР таких новых отраслей промышленности, как автомобилестроение, самолетостроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. Деревообрабатывающие и столярно-сборочные цеха таких предприятий являются высокоразвитыми производствами, оснащенными современным высокопроизводительным оборудованием, и базируются на последних научных достижениях в области механической деревообработки.

Столярное производство превратилось в столярно-механическое направление, являющееся самостоятельной отраслью промышленности.

Отличительными особенностями современного столярно-механического производства являются высокая механизация операций механической обработки древесины и распространение механизации на сборочные и отделочные операции. В организации труда характерны расчленение процесса на ряд мелких операций, планирование производства, включающее новые методы оперативного учета и управления, широкое применение стахановских методов труда и организации рабочих мест.

В целом, достигнутые советской промышленностью успехи в области техники деревообработки вообще и столярно-механического производства, в частности, ставят столярно-механическое производство на высочайшую степень. Здесь были приняты во внимание успешность работы всего предприятия, его качественные и количественные показатели определяются высоким мастерством, как исполнителей, так и правильным построением технологического процесса производства. Немаловажен факт и степени механизации операций, правильностью настройки оборудования, четкой организацией труда и безусловным соблюдением технологической дисциплины.

Промышленный век в столярном производстве

В настоящее время мы способны показать новые способы в деревообработке. Столярное производство компании Массив Плюс это высокотехнологичные цеха, станки, профессионалы краснодеревщики. Мы постоянно развиваемся, изучаем, внедряем, успешно используем новые типы древесины, технологии и способы реализации любых идей нашего клиента. Благодаря богатому опыту и нашим возможностям можно полностью отойти от привычных, банальных и малофункциональных предметов мебели. Наше столярное производство готово пойти на самые смелые идеи в мебельной отрасли, мы разработаем или дополним ваш эксклюзивный дизайн, сделав любой предмет из дерева неповторимым, уникальным, красивым, модным и практичным.

Затем древние египетские столяры обстругивали доски теслом, сделанным из меди (в те времена еще не было железных инструментов). Тесло заменяло древним мастерам рубанок. Тесло крепилось к деревянной рукоятке кожаным ремнем или веревкой.

Широко применялась технология деревянных шипов, которыми соединялись деревянные элементы. Использовались трубчатые сверла, но вот столярный верстак и тиски не были известны мастерам Древнего Египта. Использовалось шлифование деревянной поверхности с помощью мелких камней.

В столярном ремесле Древнего Египта умели делать настоящую фанеру, что известно благодаря находке деревянного ящика из саркофага 3 династии. Ящик составлен из нескольких слоев разных сортов древесины, каждый из слоев составлял порядка 5 мм, скреплены они были деревянными шипами.

Также в гробницах Древнего Египта была обнаружена и дворцовая мебель, например в известной гробнице царицы 4 династии Хетепхерес. В ее усыпальнице были обнаружены такие высокостатусные столярные изделия как кровать, кресла, стулья, балдахин и носилки. Эти предметы позволили современным ученым восстановить технологии столярного ремесла тех времен. Так например стало известно, что помимо шипов использовалось соединение с помощью кожаных ремешков, которые пропускали через специальные просверленные отверстия, и деревянные элементы стягивались между собой.

Очень широко в столярном ремесле Древнего Египта использовалась резьба, во многих музеях мира можно встретить предметы деревянного интерьера тех времен, покрытые замечательной резьбой, делавшей эти прдеметы мебели настоящими произведениями искусства еще в те времена.

Разумеется, что со временем способы обработки дерева совершенствовались, так во время Среднего Царства технологии улучшались, и ко времени Нового Царства столярное ремесло достигло уже просто замечательных результатов. Так лезвия инструментов изначально были медными, затем бронзовыми и, соответственно, железными. Сами инструменты совершенствовались и заметно видоизменялись.

Стволы дерева при обработке всё так же тесали металлическим теслом, которое заменяло столярам рубанок, а вот при шлифовке деревянной поверхности стали уже использовать плоский камень песчаника. Более мелкие элементы и ножки мебели изготавливали с помощью долота-стамески. До сих пор не решен вопрос о моменте появления в столярном ремесле токарного станка, так как некоторые историки полагают, что он появился уже в более поздний период - во времена Древней Греции, но часть ученых считает, что такой станок появился уже в Древнем Египте.

Известно, что впервые фанеровать мебель стали в Древнем Египте. Тонкую фанеру стали изготавливать еще в Древнем Царстве, а с Нового царства её стали наклеивать на более дешевую древесину, что и стало первым примером использования шпона в производстве дорогой мебели из массива. Для склейки использовали клей, изготовленный из костей и кожи животных.

В качестве материала мастера использовали акацию, можжевельник, рожковое дерево (кароб), и другие местные породы древесины, также имело место использование черного (эбенового) дерева, которое доставляли с юга - из глубины Африки, ель и пихта доставлялась из Сирии.

Широко было распространено изготовление из дерева колесниц, причем самым сложным было изготовление круглых колес, ведь их форма должна была быть по-настоящему идеальной.Также столяры занимались и изготовлением оружия - луков, дротиков, стрел, предметов культа для храмов и изготовлением музыкальных инструментов для придворных музыкантов.

Профессия

Дом мастера

Древесина с давних пор широко используется в строительстве как материал, обладающий многими ценными качествами: высокой механической прочностью, низкой теплопроводностью, небольшим объемным весом, легкой обрабатываемостью и гвоздимостью, химической стойкостью к воздействию кислот, солей и масел.

При нормальной эксплуатации конструкции из древесины сохраняются много лет. Примером этого может служить монастырь, построенный из древесины под г. Новгородом в 1198 г. и простоявший до 1941 г. (во время войны был разрушен немецко-фашистскими захватчиками).

Работы, связанные с использованием древесины, делятся на плотничье и столярные . К плотничным относят устройство стен, перегородок, перекрытий стропил, ферм, балок, обрешеток, полов, опалубки и др., а к столярным - изготовление окон, дверей, панелей, мебели.

Столяр занимается обработкой древесины, изготовлением изделий из нее (обработка фанированием или полированием), при необходимости монтажом их на строительных объектах. Существуют белодеревные (хвойные и мягкие лиственные породы) и краснодеревные (твердые ценные виды лиственных пород дерева) работы, в зависимости от пород дерева.

История профессии

Профессия столяр - одна из древнейших профессий в мире, а обработка дерева - одно из первых ремесел, которым овладевал человек.

Наиболее древним образцам мебели, сохранившимся еще со времен Древнего Египта и Месопотамии, несколько тысяч лет.

Изображения различных производств предметов встречаются впервые на древнеегипетских памятниках, относящихся к Новому царству. Присутствуют изображения столяров, писцов, живописцев, камнетесов, колесничников, башмачников, а также изображения ремесленных инструментов. Сложнее и совершеннее остальных были плотничьи и столярные инструменты. Они включали в себя различного вида топоры, круглые, плоские и остроконечные долота, большие и малые пилы, линейка, угольник, отвес, разновеликие резцы, небольшие клещи и других мелкие инструменты. (источник: Вейс Г. История материальной культуры: Глава 1. Египтяне, С. 97. Энциклопедия материальной культуры. Герман Вейс, электронная версия).

На протяжении тысячелетий развивалось столярное мастерство. В работе мебельщиков отражалась материальная культура времени, проявлялись производительные силы общества. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (источник: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005»), дает следующие определения профессии:

  • СТОЛЯР – рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.
  • БЕЛОДЕРЕВЕЦ и БЕЛОДЕРЕВЩИК, – столяр, специалист по изготовлению простых изделий, без полировки, фанеровки.
  • КРАСНОДЕРЕВЕЦ и КРАСНОДЕРЕВЩИК – столяр, специалист по дорогим, сложным изделиям (первонач. по изготовлению мебели из красного дерева).

Россия издревле славилась мастерами-столярами и декоративным убранством жилищ, как ажурной резьбой на фасадах построек, так и многочисленными украшениями на предметах мебели.

Профессия в современности

Столяр – многопрофильная профессия. Столяр изготавливает мебель (мягкую, корпусную, офисную), принимает участие в строительстве: изготовление и монтаж дверей и окон, мебели, которая встраивается, монтаж перегородок, врезка замков и ручек, облицовка стен деревянными панелями, а также изготовление разнообразных изделий из дерева: беговых лыж, вешалок, карнизов, подсвечников и всевозможных декоративных предметов.

Столяр работает не только с деревом, а и с материалами, которые заменяют дерево, с различным способом крепления и монтажа продукции, металлическими шурупами, скобами, гвоздями, клеями, материалами, необходимыми для облицовки, обтягивания, обработки, деревянных изделий (пленками, лаками, красками, тканями).

Токарный станок

Условия труда столяра разнообразны в зависимости от вида выполняемых работ. Если столяр участвует в изготовлении изделия, то, как правило, он работает в помещении - в мастерской или цехе. Рабочее место столяра - чаще всего верстак или современные его модификации. Столяр закрепляет деревянные заготовки, производит разметку и обработку изделия по имеющемуся чертежу. Способы обработки древесины: пиление отделка, сборка. Каждая из этих операций может производиться как вручную и при помощи традиционных инструментов (пилы, рубанка, фуганка, долота, сверла, стамески), так и на специальных станках. Рабочим местом столяра являются те объекты, на которых производится монтаж, и инструмент ему приходится почти всегда носить с собой.

Cтолярный верстак

Столяр по изготовлению художественной мебели работает на различных местах, однако их традиционным рабочим местом является столярный верстак, поскольку на многих стадиях процесса изготовления мебели применяется высококвалифицированный ручной труд .

Мебель - особое произведение искусства. Постоянно находясь в жилище человека, она исподволь формирует вкусы людей. Попав в наш дом, мебель остается там десятки, а порой и сотни лет. Но как часто модные новинки в мебели в течение каких-нибудь нескольких лет безнадежно устаревают, в то время, как действительно художественная мебель не стареет совсем. Поэтому в последнее время все больше появляется мебели, выполненной «под старину» и художественной мебели современных форм.

Рубанки, рашпиль, напильники, ножовка…

Для тонкой и тщательной обработки древесины вручную служит столярный инструмент . Несмотря на развитие современных деревообрабатывающих станков, поточных и автоматических линий, он представляет наиболее широкие возможности для обработки древесины, позволяя производить самые различные операции.

Выдающиеся люди данной профессии

Василий Ворносков

Плоскорельефная резьба по дереву существовала в России еще в IX-X веке. Она называется сейчас абрамцево-кудринской по имени села-усадьбы Абрамцево и соседней с ним деревни Кудрине, где она получила новую жизнь в конце XIX века. У истоков современной абрамцево-кудринской резьбы находилась Е. Д. Поленова - сестра известного русского художника В. Д. Поленова. Она возглавила Абрамцевскую столярную мастерскую, где деревенские мальчики обучались бесплатно три года, а потом по образцам Поленовой делали резные по дереву полочки, шкафчики, кресла, шкатулки, рамки, столы. Самым способным из учеников оказался Василий Ворносков, он создал стиль, который теперь называется ворносковским. Он открыл школу-мастерскую для обучения крестьянских детей в Кудрине. А в 1922 году уговорил возвратившихся с фронта мужиков организовать артель «Возрождение». Появились артели и в других деревнях.

Недалеко от платформы Абрамцево по Ярославской железной дороге; она напоминает высокий древнерусский терем, в городке Хотькове, стоят двухэтажные светлые строения Абрамцевского художественно-промышленного училища, из которого уже многие десятки лет по России растекаются мастера-художники кудринской резьбы.

Уникальные стороны профессии

Важный раздел столярного искусства - умение выбирать материал и правильно его отделать, чтобы изделие приносило эстетическое наслаждение людям. Совершенства мастер достигает далеко не сразу, лишь в результате значительной практики человек начинает хорошо чувствовать дерево, соразмерять силу и направление движения инструмента с твердостью древесины и направление ее волокон.

Профессия столяра способствует развитию эстетического вкуса, воображения и мышления. Формирование психологически важных качеств могут затруднить бедность воображения, неразвитость эстетического вкуса, неуравновешенность и нетерпение, недостаточная степень настойчивости и старательности, малый объем двигательной памяти.

Минусом профессии является высокий уровень шума в помещениях, деревянная стружка и пыль, сильные запахи обрабатывающих растворов (лаки, воск, краски, клеи и др.), а также возможность получения травмы.

Степень востребованности в нашем (своем) регионе

Издавна эта профессия пользуется высоким престижем. Дом современного человека трудно представить без окон, дверей и мебели, а значит всегда будет потребность в плотниках и столярах.

Деревообрабатывающие ремесла (ДР) - наиболее древние, возникли в начале человеческой истории вместе с изготовлением примитивных орудий труда. В богатой лесом Беларуси каждую археологическую эпоху дерево, наряду с камнем, костью, позже – железом, было важнейшим материалом для изготовления предметов домашнего обихода, оружия, разнообразных устройств, мебели, транспортных средств.

Целенаправленная деревообработка (выдалбливание, точение, сверление, выжигание, плетение, отсекание, раскалывание, затачивание) известно со времен палеолита. С появлением железных орудий существенно усовершенствовалась технология деревообработки. Во время археологических раскопок на детинца Гродно найдено много деревянных изделий: клепки разной величины от ведер, кадок, бочек, ушатов, маслабоек; днища различных диаметров, резной ковш, точеные миски, чашки, детали кросен, обувные колодки. Вскрыты жилые хозяйственные постройки, 2 уличные мостовые, частоколовые ограждения, деревянные срубы из брусьев и т.д. В зависимости от особенностей ремесленной техники и номенклатуры изделий среди ДР можно выделить плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьбу по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.

Плотничество - одно из самых древних ремесел, существующих в синхроничном единстве со столярным ремеслом: оба ремесла были целенаправлены на создание жилищных условий и обустройство жилищной среды, каждый плотник, как правило, был хорошим столяром, оба пользовались почти одинаковыми инструментами, разница была только в частоте их применения и специализации производственного процесса. К плотничеству относятся плотничные работы по установке деревянных фундаментов, стен, пола, перегородок, перекрытий (балок, настилов), вспомогательных конструкций (лесов, помостов) и др. Испытанные народными плотниками-зодчими оптимальные формы и решения успешно используются и в настоящее время в деревянных конструкциях общественного и промышленного строительства.

Столярное ремесло - производство разнообразных изделий из дерева - орудий труда (вилы, цепы, грабли, лопаты, сохи, бороны, ступы, ткацкие станки), предметов домашнего обихода (полки, посудники, вешалки), мебели (сундук, буфет, шкаф, диван, кровать, стул, стол), прикладных элементов жилья и хозяйственных построек (двери, оконные рамы). Сегодня пытается оживить традиции свислочский мастер С. Т. Полуэктов .

Бондарство - изготовление посуды из клепок - трапециевидных или овальных (параболическо-округлых) по краям деревянных плашек, стесанных до необходимой толщины. Бондарные изделия можно объединить в несколько следующие групп: посуда для воды и жидких веществ (бочка для подвоза воды, водянка, ведра, баклага, бочонок, кадочка с крышкой, кружка с ручкой); сосуды для хранения сельскохозяйственных продуктов (бочка для зерна, кадушка или кадка, бочонок с одним днищем для квашеных овощей, моченых яблок и др., бочонок двудонный для напитков, полубочонок, кадка с крышкой или сальник для мясных продуктов); посуда для разнообразных домашних нужд (бочонок или бадья для одежды, бук или тренога для вымачивания белья в зольном растворы, лохань для стирки белья и купания, дежа или квашня, подойник, маслобойки, ушат или шайка, лоханка); меры емкости (осьмина, шеснастка, или пудовка, четверть). Традиции бондарства в Понеманье продолжают , .

Искусство изготовления телег, саней – это несколько разнообразных производственных процессов, которые отличались по технологии и ремесленной технике: термомеханическая обработка (распарка) древесины, изготовление кругов, дуг, санных полозьев, экипажей, грузовых саней, колясок, санок, ярм и др. Декоративные экипажи и колеса производит сегодня .

Долбежное ремесло – одно из самых древних среди деревообрабатывающих. Тесло, резец, пешня, скобла, топор, долото, стамеска позволяли сделать колодный улей, кухонный шкаф, долбленка для зерна, фаску или кадку для меда и кваса, солонку (солоницу), корец, корыто, комягу (колоду, корыто) для водопоя, находившихся обычно рядом колодцем, корыто (корытца) для стирки белья, пыланки (полушки, корытца) для провеивания (пылания) обдирной крупы. Определенные элементы долбежного ремесла просматриваются в творчестве народного мастера С. Н. Лещука .

Токарное ремесло тесно связано с резьбой по дереву, токарь и резчик связаны одинаковыми номенклатурными изделиями: посуда столовая - блюда, чаши, миски, ступки, терки, солонки, ковшики, черпаки, ложки; бытовые предметы и принадлежности - подсвечники, вазы, пепельницы, трубки, табакерки, игрушки и др.; прикладные элементы и детали к мебели, экипажей, карнизы, наличники для украшения жилищ, культовых предметов; производственные устройства - самопрялки, веретена, детали для кросен.

Изготовление и плетение из луба, лозы, соломы и камыша различных предметов хозяйственного пользования: коробки для белья, лукошка, колыбели, кувшины, корзины, ящики, гарнцы и т. п., а также украшения (пауки, звездочки).

Производство кровельных материалов - изготовление доски, щепы, гонт.

С эволюцией общества и совершенствованием ремесленной техники углублялась производственная специализация, что обусловило дифференциацию деревообрабатывающих ремесел на относительно самостоятельные производственные занятия. Так, в плотницком деле выделилось изготовление кровельных материалов, строительство мостов, оборонительных объектов, в столярном - изготовление прикладных элементов жилья (окон, дверей и др.), мебели, сельскохозяйственных орудий, в искусстве изготовления саней, телег - производство рабочих повозок, карет, колесное, санное, дуговое ремесло и др. В 17 в. в Беларуси существовало около 30 ремесленных профессий, связанных с обработкой дерева. Уже в XVI веке в городах ремесленники одной или нескольких смежных специальностей образовывали свои корпоративные объединения - братства, или цеха. Например, в Гродно каретники входили с 1570 г. в цех, объединявший кузнецов, котельщиков, мечников, слесарей, а с 1639 г. были созданы самостоятельные цехи указанных ремесел. В 1593 г. организован объединенный цех домников, кровельщиков, каменщиков, гончаров, плотников. В 1699 г. Август II пожаловал грамоту цехам бондарей и плотников. Среди 15 цехов в 1777 г. были цеха плотницкий, бондарский, столярный, ямщицкий. Наиболее распространены деревообрабатывающие ремесла были в сельской местности. В средневековье почти каждая крестьянская семья строила жилье, изготавливала сельскохозяйственные орудия, транспортные средства, предметы обихода, посуду, простую мебель. Сельские мастера обычно не имели специального помещения; во дворе под навесом стоял верстак, находились простые производственные приспособления и инструменты. Зимой в доме делали посуду, плели лапти, корзины и др. Часть изделий предназначалась для односельчан, жителей соседних деревень или сбывалось на местных ярмарках. Часть сельских ремесленников несла службу при замках, трактах, фольварках и жила отдельными дворами или поселками. Известны службы плотницкая, зодческая, колесная, бондарная и др. Вторая часть сельских мастеров освобождалась от постоянной службы и платила оброк. С развитием капиталистических отношений и оживлением торгово-экономических связей деревообрабатывающие ремесла приобретали форму отходных промыслов. Некоторые мастера-хозяева имели учеников и подсобных рабочих, которых отправляли в соседние деревни ремонтировать телеги, делать бочки, ушаты, кадки, точить веретена и др. Многие плотники и столяры ходили на заработки в отдаленные места. В первой половине XIX в. значительное количество бревен, досок, дубовой клепки, гонт, брусьев, корабельного леса производилась для внешней торговли. По Неману ежегодно вывозились указанные изделия в Ригу, а оттуда - в Англию, Бельгию, Францию, Голландию и др. страны. Социалистическая реконструкция и развитие крупной промышленности привели к сокращению спроса на деревянные изделия мастеров, работающих своими силами, увеличилось количество металлической и стеклянной посуды. В настоящее время деревообрабатывающие ремесла существуют в форме индивидуальной трудовой деятельности как народное умение и вспомогательный промысел в сельскохозяйственном производстве.