Правила макияжа

Как одевались древние греки. Одежда древних греков. Древние Греки. Эллины

Как одевались древние греки. Одежда древних греков. Древние Греки. Эллины

Как в быт древних греков вплеталась забота о красоте и здоровье? В древности придавали большое значение внешней гармонии и красоте человека, любовались ей и знали в ней толк. Хорошо выглядеть хотели и мужчины, и, конечно же, древние гречанки.

Бесконечная погоня в поисках эликсира идеальной красоты и молодости знакома каждой женщине. До появления косметики представительницы прекрасного пола изобрели множество эффективных способов ухода за собой.

Секреты красоты древних греков

Женщины Древней Греции гордились своей внешностью и знали секреты, которые спустя века доступны любой современной красавице.

Водным процедурам гречанки уделяли особое внимание. Каждый день начинался с ванны и добавления масел в воду, что успокаивало и благоприятно сказывалось на коже. и мёд активно использовались для увлажнения тела, кожи лица и поддержания хорошего состояния волос.

В древности длина волос говорила не только о предпочтениях человека, но и о его социальной принадлежности: короткие стрижки носили только рабы. Древние гречанки предпочитали, чтобы их длинные волосы имели золотой оттенок, что достигалось с помощью уксуса, а для блеска использовался воск.

Уже в древности женщины знали, что мужчин привлекают волосы, которые оставляют ароматный шлейф, и гречанки нашли выход. Они собирали травы, цветы и специи, а затем делали отвар с добавлением оливкового масла.

Однако от моды не отставали и мужчины: так, например, в 6-м веке до н.э. в моде были мужские прически с длинными локонами. Позже, после , локоны стали носить более короткие. И вообще, в древних Афинах длинная ухоженная шевелюра считалась признаком аристократизма. Ликург утверждал, что длинные волосы делают красивого мужчину ещё более красивым, а некрасивого — ещё более непривлекательным.

Древние парикмахеры занимали важное место в обществе — они болтали со всеми клиентами и были в курсе всего, что происходит вокруг. Говорят, что когда македонский царь Архелай пришел к парикмахеру и тот спросил, как его постричь, Архелай ответил: «Без лишних разговоров». 🙂

Многие музеи Греции демонстрируют небольшие сосуды, предназначавшиеся для хранения мазей и самодельных кремов. Эти средства имели разное предназначение: избавляли от сыпи, ожогов, травм или просто успокаивали кожу.

Смеси лекарственных порошков готовили из сока алоэ, корицы и мёда. Всё это не только наносили на кожу, но и принимали внутрь после купания. Если кожа нуждалась в очищении, помогало следующее средство: столовая ложка густых сливок смешивалась с чайной ложкой морской соли, смесь наносилась на кожу лица и смывалась после массирования.

Гиппократ хоть и не был женщиной, но радовал своими открытиями не только древних, но и современных дам. В его трактатах о медицине отдельные труды были посвящены косметологии. И по сей день многие благодарны врачу за описание удивительных свойств глины. Белая глина помогает избавиться от прыщей, усиливает кровообращение и укрепляет волосы. Синяя глина уменьшает глубину морщин, очищает кожу, помогает в борьбе с аллергией, обладает противовоспалительными свойствами.

“А как ухаживать за веками и нежной кожей под глазами?” – этот вопрос действительно волнует женщин. У древних гречанок был действенный способ. Зону вокруг глаз они смазывали тёплым оливковым маслом и массировали, а через полчаса смывали. Ежедневное повторение этой процедуры позволяло разгладить морщины.

Для поддержания идеального состояния кожи тела гречанки тоже создали особенное средство. На 400 г лепестков роз брали 500 г оливкового масла, настаивали эту смесь в течение недели, процеживали и добавляли несколько ложек в ванну. Этот рецепт гарантированно позволял придать коже эластичность и мягкость.

Во все времена люди одинаково стремились к идеалу, но добивались желаемого разными способами. Античные красавицы обладали красотой и знали множество рецептов достижения этой красоты, поэтому современные женщины не имеют основания не доверять им.

Древнегреческое слово ψιμυθίασις означало «макияж», и происходило от слова «румяна». Древние гречанки активно применяли краски для лица. Вот что пишет один древний писательпо имени Исхомахос:

«Я заметил, что моя жена прихорошилась: намазала лицо свинцовыми белилами, чтобы оно казалось белее, чем на самом деле, нарумянила щеки, чтобы они казались розовее, чем на самом деле, и одела сандалии на каблуках, чтобы казаться выше, чем есть на самом деле…»

Вот так, дорогие мужчины иронизировали по поводу наших попыток приукраситься ещё несколько тысяч лет назад! 🙂

О быте древних греков мы ещё поговорим, все-таки он значительно отличался от современного. Возможно, стоит что-то взять у древних полезного!

Елена Метелева

В основе миропонимания древних греков лежала красота. Они считали себя красивым народом и без стеснения доказывали это соседям, которые чаще всего верили эллинам и со временем, порой не без борьбы, перенимали их представления о прекрасном. Поэты классического периода, начиная с Гомера и Еврипида, рисуют героев высокими и светловолосыми. Но то был идеал. Кроме того, что в понимании человека того времени высокий рост? Какие локоны считались золотыми? Рыжие, каштановые, русые? На все эти вопросы нелегко найти ответы.

Когда географ Дикеарх из Мессены в ГУ в. до н. э. восхищался светловолосыми фиванцами и восхвалял мужество белокурых спартанцев, он лишь подчёркивал редкость светловолосых и светлокожих людей . С многочисленных изображений воинов на керамике или стенной росписи из Пилоса и Микен на зрителя смотрят бородатые мужчины с чёрными вьющимися волосами. Также тёмные волосы у жриц и придворных дам на дворцовых фресках Тиринфа. На египетских росписях там, где изображены народы, живущие «на островах Великой Зелени», предстают люди небольшого роста, стройные, с кожей более светлой, чем у египтян, с большими, широко открытыми тёмными глазами, с тонкими носами, тонкими губами и чёрными вьющимися волосами.

Это древний средиземноморский тип, который до сих пор встречается в данном регионе. Золотые маски из Микен показывают некоторые лица малоазийского типа - широкие, с близко посаженными глазами, мясистыми носами и сходящимися у переносицы бровями. При раскопках встречаются и костяки воинов балканского типа - с удлинённым торсом, круглой головой и крупными глазами. Все эти типы перемещались по территории Эллады и смешивались друг с другом, пока, наконец, не сложился тот образ эллина, который зафиксировал римский писатель Полемон во II в. н. э: «Те, кто сумел сохранить ионийскую расу во всей её чистоте, - мужчины довольно рослые и широкоплечие, статные и довольно светло-кожие. Волосы у них не совсем светлые, относительно мягкие и слегка волнистые. Лица широкие, скуластые, губы тонкие, нос прямой и блестящие, полные огня глаза».

Изучение скелетов позволяет сказать, что средний рост эллинских мужчин составлял 1,67-1,82 м, а женщин 1,50-1,57 м. Зубы почти у всех погребённых прекрасно сохранились, что не должно удивлять, поскольку в тс времена люди питались «экологически чистой» пищей и умирали сравнительно молодыми, редко перешагивая за 40-летний юбилей.

Психологически эллины представляли собой довольно любопытный тип. Помимо черт, присущих всем средиземноморским народам: индивидуализма, вспыльчивости, любви к спорам, состязаниям и зрелищам, греки были наделены любознательностью, гибким умом, страстью к приключениям. Их отличали вкус к риску и тяга к путешествиям. Они пускались в дорогу ради неё самой. Гостеприимность, общительность и драчливость также были их свойствами. Однако это лишь яркий эмоциональный покров, скрывающий глубокую внутреннюю неудовлетворённость и пессимизм, присущий эллинам.

Раздвоение греческой души давно отмечено историками искусства и религии. Тяга к веселью, стремление вкусить жизнь во всей её полноте и скоротечности призваны были лишь заглушить тоску и пустоту, разверзавшиеся в груди у эллина при мысли о нематериальном мире. Ужас от понимания, что земная жизнь - лучшее, что ожидает человека, был неосознанно велик. Дальше путь человека лежал в Тартар, где иссушенные жаждой тени скитаются по полям и лишь на мгновение обретают подобие речи и разума, когда родные приносят поминальные гекатомбы, изливая жертвенную кровь. Но и в солнечном мире, где человек ещё мог наслаждаться, пока ходил по земле, его ожидали тяжкий труд, эпидемии, войны, скитания, тоска по родным местам и потери близких. Обретённая с годами борений мудрость говорила эллину, что вечное блаженство вкушают только боги, они же заранее распоряжаются судьбой смертных, их приговор не изменить, как ни старайся. Таков вывод из популярнейшего, наделённого философским значением мифа об Эдипе.

Эдипу было предсказано, что он убьёт родного отца и женится на своей матери. Разлучённый с семьёй, юноша вернулся на родину через много лет и по незнанию совершил оба преступления. Ни его благочестие перед богами, ни справедливое правление в качестве царя Фив не отменили предопределения. Настал роковой час, и всё начертанное судьбой исполнилось. Эдип выколол себе глаза в знак слепоты, на которую человек обречён бессмертными богами, и отправился скитаться.

Ничего нельзя сделать, а потому радуйся, пока можешь, и вкушай полноту жизни, которая утекает между пальцами, - таков внутренний пафос греческого мироощущения. Эллины в полной мере осознавали себя участниками огромной трагедии, разворачивавшейся на подмостках мира. Гражданские свободы полисов не компенсировали душе отсутствие свободы от предопределения.

Итак, эллин - смеющийся пессимист. Ему становится тоскливо на весёлом пиру, он может в порыве минутного помрачения убить товарища или близкого или по воле бессмертных отправиться в странствие, не ожидая за совершённые подвиги ничего, кроме каверз небожителей. Если же человеку повезло пожить у родного-очага с милой семьёй, он станет таить счастье, не выставляя напоказ, ибо боги завистливы.

Древние греки возводили красоту здорового тела в культ. В эпоху процветания этого государства считалось, что грубый физический труд портит фигуру, так как от однотипной нагрузки мускулатура развивается диспропорционально. Одежда была призвана подчёркивать стройность тела. Главным способом выигрышно обрисовывать силуэт служили искусно уложенные складки материи. Этому процессу богатые люди уделяли довольно много времени.

Первоначально ткани делались из шерсти овец, затем изо льна. Впоследствии из стран Востока начали привозить хлопок. Он стоил очень дорого, и одежда из него была по карману лишь очень состоятельным господам.

О том, что представлял собой гардероб древних греков, мы можем судить лишь по сохранившимся памятникам зодчества, по рисункам на посуде и стенах домов, а также из литературного наследия.

Фибулы

Фибула - это брошь, или заколка. Она была неотъемлемым аксессуаром одежды древних греков. Ею скрепляли полотнища платья, так как ткани сшивать было не принято - они свободно перекидывались через одно или оба плеча и фиксировались фибулами.

Фибулы изготавливались из металла и украшались камнями, жемчугом, перламутром. На них делали узоры зернью, чеканкой или литьём. Размер фибул варьировался от одного сантиметра - для скрепления полотнищ тонкого ионического хитона, до десятисантиметрового диска - для скрепления и украшения мужского наряда из тяжёлой ткани.

По виду фибулы судили о положении человека в обществе и о его материальных возможностях.

Пояса

Пояса носили все греки, за исключением танцовщиц, которым он мешал красиво двигаться и сковывал движения.

Эллины придавали большое значение виду и качеству материала, из которого делался пояс. Он мог быть кожаным с различными застёжками или завязками, матерчатым или сплетённым из металлических колец.

Пояс должен был соответствовать цвету одежды и демонстрировать статус своего владельца. Часто вокруг талии завязывали не один, а несколько поясов.

Ткани для одежды

Для одежды использовалась лишь самая лучшая шерсть - ткани получались лёгкими и прекрасно драпировались. В шерстяной одежде из тонкой и мягкой ткани летом не жарко, к тому же она не сшивается по бокам и даёт возможность ветру охлаждать тело. Повседневная женская одежда изготавливалась из тонкого льна.

Традиционные рисунки

В качестве украшения по одной стороне ткани могли делать вышивку гладью или крестом, а также наносить печатный узор из тонких золотых пластинок. Самыми традиционными узорами были пальметта - стилизованное изображение листьев пальмы, жимолости или цветка аканта, керикион - жезл Гермеса, розетка - круг из распустившегося цветка, меандр - непрерывная ломаная линия, состоящая из расположенных под прямым углом друг к другу отрезков, критская волна, бусы и плетёнка.

На платье такой рисунок располагался сбоку или по верхней, отворачивающейся части. Подол, как правило, не украшался - горизонтальная линия внизу уменьшает рост и искажает пропорции. Вертикальное же расположение рисунка делает рост выше, а полоса на уровне плеч или груди визуально расширяет эту часть тела.

Цвет

Цвет платья в культуре Древней Греции имел особенно важное значение. Одежду окрашивали пигментами растительного и животного происхождения. Самой престижной считалась одежда белого цвета, потому что осветление шерсти и льна было процессом длительным и трудоёмким.

В торжественных случаях богатые мужчины наряжались в пурпурные одеяния. Этот пигмент добывали из раковин моллюсков-наутилусов. Более дешёвый аналог этого цвета получался из цветов марены, сафлора или некоторых лишайников.

Тёмно-зелёный, чёрный и серый цвета означали траур. Рабы также носили одежду невыразительных оттенков.

Женский костюм Древней Греции отличался яркими оттенками жёлтого, красного и синего цветов. Зелёный, но только светлого оттенка, также был приемлемым для повседневного ношения.

Хитон

В наше время под хитоном иногда понимают любое свободное платье прямого силуэта с вертикальными складками на плечах. Это лишь подобие настоящего греческого хитона, который был универсальным одеянием для греков обоих полов и всех сословий. В переводе с греческого слово «хитон» означает «одежда».

В зависимости от назначения хитона различались требования к его длине, ширине и драпированию складок. Постепенно первоначальный, примитивный, хитон усложнялся, в результате на его основе появились другие виды одежды с новыми названиями.

Воины носили короткие, до бёдер, хитоны, а священнослужители, чиновники и актёры трагического жанра - длинные.

Женщины делали себе хитоны средней, наиболее выигрышной для фигуры, длины. Ширина полотнища зависела от толщины кошелька его владелицы и от качества ткани. Самые тонкие полотнища достигали двухметровой ширины. Это давало возможность создавать очень красивые драпировки на плечах, груди и талии.

Для придания фигуре скульптурности, в углы и по краям хитона вшивали маленькие грузики (монеты или плоские камни). Они создавали дополнительные вертикальные линии. Таким способом можно было подчеркнуть выпуклости отдельных частей тела и скрыть недостатки фигуры.

Хитон представляет собой прямоугольный отрез ткани, который на плечах скалывается фибулами, а на талии перевязывается поясом.

Шов делался только по низу хитона - не подвёрнутый подол был признаком траура, а также обличал принадлежность к низшему сословию.

Дорийский хитон

Дорийский хитон - одежда первого периода античности и прародитель всех последующих модификаций. Он долгое время оставался единственной одеждой женщин Спарты. Этот вид короткого хитона представляет собой отрез ткани, размером 2 м на 1,8 м.

Дорийский хитон представляет собой единое полотнище ткани, сложенное пополам. Сгиб приходится на левый бок, а кромки ткани - на правый и, соответственно, на низ и на верх. Фибулами скрепляются точки на плечах на расстоянии, примерно, 30-50 см друг от друга - чтобы на груди образовался небольшой каскад из материи, но ткань не спадала с плеч. Свободные части ткани свисают под руками по бокам. На талии завязывается пояс.

Иногда верхний край ткани отворачивался на несколько десятков сантиметров - тогда получалось подобие кофточки, пелерины или свободного воротника, типа хомут.

Ионийский хитон

Ионийский хитон также был в числе предметов женского гардероба. Он появился позднее дорийского.

Ионическое платье состояло из двух полотнищ ткани. Их ширина минимально составляла две длины руки до запястья и ширину плеч. Длина зависела от роста женщины. Ионийский хитон был ниже колен. Его носили с поясом, делая большой напуск. Также верхний край, сантиметров на 50-70, иногда отгибался. В любом случае, длина отреза на два полотнища такого хитона должна быть около 4 метров, а ширина - около 2 м.

Полотнища хитона от плеч до локтей скреплялись фибулами. В эти заколки ткань собиралась складками - получались красивые драпировки, особенно, если ткань достаточно тонкая. На талии повязывался пояс, украшенный золотыми нитями и кистями.

Пеплос, хлайна и диплакс

Пеплос - одежда греческих женщин. Его надевали поверх хитона. Длина пеплоса незначительно больше длины хитона. Ткань более грубая и имеет кайму по бокам и верхнему краю, цвет более насыщенный и глубокий. Назначение пеплоса не только в том, чтобы защищать от непогоды - его использовали в качестве подстилки для отдыха, клали на дно повозки, использовали как штору или балдахин. В некоторых преданиях пеплос богинь крепили к мачтам кораблей в качестве парусов.

Хлайна - укороченный пеплос. Она представляет собой равносторонний прямоугольник и позволяет увидеть нижний хитон. Драпировалась хлайна по подобию дорийского хитона, но носилась без пояса.

В холодное время года женщины закутывались в диплакс - большой шерстяной платок. Им покрывали голову наподобие капюшона.

Гиматий

Костюм Древней Греции невозможно представить без гиматия. Это мужской плащ, надеваемый поверх хитона. Гиматий никогда не скрепляли фибулами, а укладывали глубокими складками на плечах. Это делали специально обученные рабы. Гиматий предполагал скупые движения и слабую жестикуляцию. Распавшиеся во время беседы складки свидетельствовали о плохом воспитании говорящего и были признаком дурного тона. Чтобы гиматий крепче держался на плечах, по его краю пришивали небольшие свинцовые колечки.

Гиматий - обязательная принадлежность представителей высшего сословия, поэтому внешнему виду данного предмета гардероба придавали очень большое значение. Ткани брали только самые дорогие и тяжёлые, окрашивали натуральным пурпуром, кайму отделывали широкой полосой золотой вышивки.

Ширина гиматия - 1,7 м, а длина - 4 м. Один длинный край иногда делали закруглённым.

Хламида

Хламида, или хламис - мужской плащ. В отличие от гиматия, он довольно короток и предназначался для молодых мужчин не старше 20 лет. Хламис - неотъемлемая часть одежды воинов. Его использовали и как накидку, и как подстилку для сна во время привалов.

По форме хламис напоминает овал или прямоугольник со срезанными углами. Его накидывали на плечи и застёгивали крупной фибулой на груди. В другом случае - пропускали под мышкой левой руки и застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Повсеместно хламис стали носить после того, как хитон перешёл в разряд нижнего платья.

Экзомис

В качестве повседневной домашней одежды древние греки использовали короткие накидки, типа хитона, которые назывались экзомисами. Воины и свободные граждане носили экзомисы с несколькими складками, идущими от плеча, и фиксирующимися фибулами.

В экзомисе было неприлично появляться на людях, так как эта одежда считалась принадлежностью гардероба бедноты и надевалась для работы, а культура Древней Греции была такова, что простой физический труд, направленный на осуществление утилитарных нужд, был презираемым.

Крестьяне, ремесленники и рабы делали экзомис из овечьих шкур или тканей грубой фактуры. Обе руки в нём оставались свободными, что давало простор для движений. Его часто носили в качестве набедренной повязки.

Обувь

Греческая обувь отличалась большим разнообразием. Разновидностей одной только женской обуви учёные насчитали 94 типа. И это притом что обувь древние жители Пиренеев носили только вне дома.

Самыми распространёнными были сандалии-карбатины. Они представляли собой кусок толстой воловьей кожи, вырезанный по форме ступни, и имеющий по всему периметру небольшие отверстия для шнурков, которыми карбатины прочно привязывались к ногам.

Знаменитые высокие греческие сандалии, котурны, первоначально были обувью знати, а потом перешли в число театральных аксессуаров. Их высокая пробковая или деревянная подошва делала актёров более заметными для зрителей из дальних рядов.

На античных вазах можно увидеть богов в сандалиях с подошвой из толстой кожи, имеющих по периметру ступни небольшие бортики. Это эндромиды. Они были очень удобными, так как кроились по форме ступни. Пальцы в них были открытыми. Шнуровка доходила почти до колен и украшалась подвесками.

Крепиды - также делались из кожи, но шнуровались ниже, чем эндромиды.

Помимо кожаной обуви, греки носили мягкие сапоги из войлока. Они предназначались для холодного времени года.

Богатые женщины носили низкие туфли, напоминающие современные мокасины.

Головные уборы

В Древней Греции внешнему виду придавали очень большое значение. Различные венки из листьев лавра, оливы, мирта, сосновых веток, плюща, сельдерея и цветов имели символическое значение и надевались в торжественных случаях.

Головные уборы греки носили редко, а рабам они были вообще не положены.

Ремесленники носили войлочные колпаки - пилосы, крестьяне, кожаные - кюне, а купцы выделялись низкими шляпами с круглыми или квадратными полями - петасами. Бог Гермес, покровитель торговли, нередко изображается в петасе, завязанном тесёмками под подбородком.

Женщины меньше, чем мужчины нуждались в головных уборах, так как большую часть времени проводили дома, однако, отправляясь в путешествие, они надевали петас. В случае необходимости выйти на улицу в жаркое время дня, они защищали голову и лицо соломенными шляпами с широкими полями - фолиями. В остальное время голову защищали краем пеплоса или тонким шарфом - калиптрой.

Украшения

Если об одежде древних греков мы можем судить лишь по изображениям и описаниям, то ювелирные украшения и аксессуары сохранились очень хорошо. В музеях античного искусства, в частности, в одном из залов Государственного Эрмитажа, представлены коллекции, найденные при раскопках греческих поселений.

Жители Эллады любили украшать себя браслетами, кольцами, ожерельями, серьгами и венками. Их делали из золота, серебра, жемчуга и полудрагоценных камней.

В Спарте к аксессуарам относились более утилитарно. В этой области Греции мужчинам было запрещено украшать себя чем-либо, кроме воинских доспехов.

Наследие античности до сих пор вдохновляет художников для создания новых коллекций одежды и обуви. Греческий костюм, узоры, силуэты и аксессуары не перестают удивлять красотой и изяществом. Большое уважение вызывает мастерство древних выполнять очень тонкую работу, будучи весьма ограниченными в технических средствах.

Нет никаких сомнений, что Древняя Греция является важной частью истории человеческой цивилизации, давшей многое для будущих поколений. Ведь именно там и тогда закладывались основы современных знаний о математике, политике, культуре, медицине, философии.

Сама Древняя Греция оставила нам немало мифов о богах и героях. Но даже и вокруг истории и культуры той цивилизации существует немало заблуждений. А ведь мы верим в эту правду, которая на самом деле не имеет под собой никаких оснований. В истории Древней Греции есть некоторые заблуждения, которые настала пора развенчать.

Мифы о древних греках.

Троянская война. Эта история воспета знаменитым Гомером. Кто же не наслышан о знаменитой войне греков с троянцами, в которых проявили себя Ахилл и Гектор. Даже боги приняли участие в той эпопее, разделив симпатии. Само же понятие «троянский конь» стало известным афоризмом, означающим подарок со скрытым тайным смыслом. Да и легенда об ахиллесовой пяте появилась именно отсюда. Только вот кто сказал, что такая война вообще была? Ученые долгое время вообще не могли обнаружить . Когда же остатки предположительно этого древнего города и были найдены, стало ясно, что его в какой-то момент действительно атаковали и разграбили. Но были ли это греки с их огромным войском? Исторических подтверждений всей этой истории и рожденных ею мифов попросту нет. Троя, возможно, осаждалась кем-то, только это и можно точно сказать.

Битва при Фермопилах. Подвиг трехсот спартанцев мы все изучали в школе. А благодаря появившемуся недавно творению Голливуда люди смогли и увидеть, как это примерно было. Но этот кинофильм еще больше укрепил историческую неправду. Ошибкой будет считать, что горстка спартанцев защитила проход и тем самым спасла всю Грецию. Войска Ксеркса в результате битвы действительно были остановлены на какое-то время. Тем не менее захватчики нанесли Греции большой ущерб, отойдя лишь после поражения в морском сражении. Ошибкой будет считать, что именно триста спартанцев сражались против целой армии. На самом деле к началу битвы силы обороняющихся состояли из семи тысяч человек. В последний же день сражения осталось тысяча четыреста человек, триста были действительно спартанцами, но ведь четыреста воинов представляли Фивы, было восемьдесят микенцев и семьсот феспийцев. Никто не отрицает боевую доблесть именно спартанцев, просто не стоит преувеличивать их заслуги и значение.

Воины-спартанцы. Сегодня мы знаем, что спартанские воины были какими-то супер солдатами. Породила этот миф в том числе и вышеупомянутая история. Нам кажется, что все мужчины в Спарте ничего не делали, кроме как тренировались, готовясь к сражениям. Домой же эти воины возвращались или со щитом, или на щите. О какой-то иной жизни в молодости, любви к женщинам и речи быть не могло. На самом деле это - миф. Молодые спартанцы действительно часть своего времени отдавали военному делу, зато остальное время проводили вместе с ровесниками и ровесницами. Воины-спартанцы не только тренировались, но еще и выступали в пьесах, пели и танцевали. А когда солдаты становились такими старыми, что уже не могли сражаться, то они начинали обучать подрастающее поколение. Так что не стоит думать, что в Спарте мужчины только и делали, что воевали.

Женщины-спартанцы. На фоне предыдущего мифа кажется, что женщины должны были находиться чуть ли не положении рабынь у таких сильных воинственных мужчин. Но в Спарте дела обстояли совсем иначе. Пока мужчины воевали, женщины выполняли практически всю работу. Поэтому этот труд очень ценился в спартанском обществе. Даже Аристотель говорил о высоких местах женщин в Спарте и даже об их праве владеть землей. «Слабый пол» нес практически полную ответственность в вопросе воспитания детей, общество поощряло умственные занятия и упражнения в искусстве. И да, именно женщины и владели большей частью земли. Есть даже легенда, что однажды женщины в Афинах спросили спартанскую королеву, почему той дозволяется править мужчинами. На что правительница Спарты ответила, что именно в этом городе женщины рожают настоящих мужчин.

Греция и гомосексуализм. Считается, что Греция является не только родиной искусств, но и различных форм любви. Греков и особенно афинян обвиняли в том, что они активно культивировали гомосексуализм, занимаясь сексом с юношами и мальчиками. Мужчины Древних Афин стали прочно ассоциироваться для многих с педофилей. На самом деле это довольно сложный вопрос, тут нельзя пытаться четко выяснить - было это или нет. В те времена педерастия или интимные отношения между опытным мужчиной и молодым подростком носили интеллектуальный характер. Так учитель более откровенно и глубоко мог наладить отношения со своим учеником. Взрослые мужчины в итоге помогали молодежи найти свое место в обществе. Говорить же о массовой и поощряемой педерастии вовсе не приходится. Некоторых особенно рьяных поклонников тесного общения с учениками даже судили.

Древнегреческий театр. Нам кажется, что древнегреческий театр являлся местом, куда приходили большие группы людей, чтобы отметить какой-то праздник. О том, какими на самом деле были древние драмы, вообще мало кто имеет представление. Театральные постановки в Древней Греции были весьма символичными. Чтобы понять пьесу, надо было иметь определенные знания о том, какие мифы лежат в основе каждой части диалога, понимать все используемые символы. Зачастую в постановке принимали участие и сами зрители, как это принято в современном стенд-апе. А театральные постановки вообще первоначально были частью религиозных обрядов.

Олимпийские игры. Традиция проводить зародилась в Греции. Эти масштабные состязания были настолько популярными, что проводятся и сегодня, просто изменив свой формат на современный. Но и касательно истории Олимпийских игр люди имеют различные заблуждения. Прежде всего ошибочно считать, что Олимпиады проводились только в древности. Эта традиция сохранялась на протяжении многих лет, даже во времена правления римлян. Только Феодосий покончил с Олимпиадами, в целях окончательного утверждения христианства, как официальной религии на всей территории Римской империи. Известно, что женщинам строго-настрого запрещалось присутствовать на Олимпийских играх. Но были и исключения - жрицы Деметры. А чтобы женщины не проникали на арену в мужских нарядах, олимпийцы со временем стали соревноваться полностью обнаженными. К тому же атлеты намазывали себя оливковым маслом, что помогало им улучшить качество кожи и сделать ее блестящей, привлекательной чисто визуально.

Греческие статуи. Сегодня во многих музеях мы любуемся блестящими мраморными древними статуями. В свое время англичане вывезли немало ценных экспонатов в свои музеи, попросту отобрав их у греков. Происходило это на протяжении XIX века. Неосторожная транспортировка, военные действия или просто время испортили многие шедевры античного искусства. Вспомним хотя бы Венеру Милосскую с отсутствующими руками. Но и тут присутствует миф - нам кажется, что образцы греческой архитектуры и статуи в те времена блестели мрамором на солнце. На самом деле и храмы, и статуи вовсе не были белоснежными в те времена - они покрывались краской. Со временем она просто стерлась. Можно только представить, какими яркими и красочными были статуи столетия назад. К тому же многие из них имели еще и бронзовые приложения. В статуи часто инкрустировали черный камень, которые позволяли эффектно выглядеть глазам героев.

Греческие технологии. Мы знаем, что древние греки хорошо разбирались в искусстве, математике, философии и других жизненных сферах. А вот в том, насколько они были технически развитыми, часто забывается. В начале XX века один дайвер, изучавший дно рядом с островом Андикитира, нашел несколько позеленевших каменных глыб. Оказалось, что они были частью некоего механического устройства. Ученые назвали его «Антикитерский механизм». Оказалось, что этот удивительный прибор мог делать довольно интересные вещи. Устройство могло предсказывать солнечные затмения и следить за циклами Олимпиады. Механизм обладал сложным циферблатом, который синхронизировался с Луной и Солнцем. По сути, это был первый в истории компьютер. По некоторым данным создателем этого устройства вполне мог быть Архимед, чей математический гений не подвергается сомнению.

Афинская демократия. Сегодня современную демократию называют наследницей греческого устройства общества. На самом деле это мнение ошибочно - не греки придумали современную демократию, как считают многие. А афинская демократия заметно отличается от любого современного демократического института. Та древняя форма правления была одним из немногих в истории образцов прямой демократии. Все политические вопросы должны были выноситься на голосование, в котором принимали участие все граждане Афин. Правда, не стоит спешить считать такую форму общества разумной, ведь права голоса лишены были женщины и рабы. Не могли голосовать также те граждане, которые появились на свет за пределами города. Хотя формально бедняки имели права голоса, фактически мало кто из них мог оставить свои дела, чтобы повлиять на политические дела. Так что фактически в голосовании принимали участие только взрослые и свободные афиняне, относительно богатые. Интересов всего населения они, естественно, представлять просто не могли. Да, у этой формы правления были свои плюсы, особенно с учетом тирании, которая была во многих городах Греции. Но сам факт того, что принятия важнейших для города решений не обходилось без простых людей, стал важным политическим нововведением. Теперь судьбу Афин определяли не только богачи или аристократы.

Одной из характерных черт древнегреческого общества является полное отсутствие крупного рабовладения. Именно это повлияло на развитие демократии в этом государстве. Величайшая древнегреческая культура - это культура свободного гражданина. Костюм древних греков не мог не унаследовать эту черту. Кроме того, свобода граждан нашла свое отражение не только в их одежде, но и в прическе, и в украшениях. Ниже будет кратко изложена история одежды древней Греции.

Костюм древней Греции

Культивируемая тяга к простоте привела к тому, что одежда в древнем государстве была, пожалуй, одним из немногих способов на фоне других людей и выделиться из толпы. Необходимо заметить, что древнегреческое платье только кажется естественным и простым. Хотя, на первый взгляд, что может быть проще - сложить пополам и завернуть вокруг тела пару кусков ткани? Однако же на самом деле мода древней Греции заключалась во всевозможном скалывании, драпировке и разнообразной манере ношение одной и той же вещи. Это считалось настоящим искусством, которое с малого возраста воспитывалось в семье. Кроме того, подобное умение являлось частью хорошего тона и этикета.

Цвет и ткань

Древние греки, одежда которых ранее состояла только из кусков ткани, сравнительно рано стали шить костюмы по меркам. Ионийский лен вскоре вытеснили шерстяные нити, привнесенные дорийцами. Их красили в голубой, фиолетовый, красный и желтый цвета. Сложного разноцветного орнамента можно было добиться с помощью тканья нитками иного цвета либо вышиванием по основному фону. Как правило, греческий хитон по кайме расшивался геометрическим орнаментом, а на поле могли вышить листья, звезды или цветы. Кроме того, имели место разнообразные фигурки богов и животных, сцены битв и охоты.

Особой популярностью в древней Греции пользовались одежды розового или белого цветов, которые окантовывались контрастной красной или черной каймой.

История одежды рассказывает, что в ранний период эллины отдавали предпочтения крупному рисунку. Однако, начиная с рубежа 5-4 века до нашей эры, в гардеробе греков начала преобладать однотонная ткань. Зачастую костюм древней Греции имел либо коричневый, либо был украшен голубой или желтой каймой, а также орнаментом, который представлял собой ломаную линию с завитками. Она называлась меандром.

Хитон

Основная одежда древних греков, название которой - хитон, как уже было сказано, отличалась простотой и удобством. Хитон - главный предмет одежды грека. Это был кусок ткани, у которого с одной стороны имеется отверстие для руки, а с другой он крепился на плече с помощью пряжки или застежки. Реже его просто сшивали. До начала войн с персами в древней Греции было принято туго стягивать талию. Пояс играл особую роль в древнегреческом костюме.Он имел две функции: во-первых, подобрать хитон, а во-вторых, сделать его необходимой длины. Короткий вариант - до колен - больше любили дорийцы, а ионийцы предпочитали носить хитон до пят. Чуть позже мода изменилась, поэтому даже афиняне стали носить укороченный дорийский вариант этой одежды.

Рабов в Греции было мало, однако для них существовал особый вариант хитона: он отличался тем, что правое плечо раба всегда оставалось открытым.

Гиматион

Гиматий, или гиматион - просторный плащ, который поверх хитона набрасывали древние греки. Одежда закреплялась на груди чуть ниже левого плеча, а потом ткань просто закидывали за спину.

Гиматион надевали и женщины, когда выходили из дома. Край этого плаща они могли набросить на голову. Терракотовые фигурки и множественные рисунки на вазах демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматиона. Если на улице стояла жаркая погода, то он служил не более чем шарфом, который перекидывали назад через согнутые в локтях руки. Но при желании девушка легко могла закутаться в него целиком таким образом, что даже часть лица оказывалась скрытой от глаз.

Хламида

Кроме длинного плаща - гиматиона, у древних греков был и короткий плащ, который назывался хламидой. Она скреплялась с помощью застежки на шее. Хламиду носили в дороге, во время войн или охоты древние греки. Одежда в Афинах полагалась только молодым парням, а в Спарте хламиду можно было носить только взрослым горожанам.

Туника

Женщины в древней Греции знали сотни способов, как превратить простую одежду - такую же, как и у мужчин - в изысканный и оригинальный костюм. Одна из разновидностей хитона - туника, она ниспадала до пят и изготавливалась из мягкой, но в то же время тяжелой шерстяной ткани. В большинстве случаев она была белого цвета с цветной каймой. Драпируемые множеством способов складки на тунике удерживал стягивающий одежду пояс. С помощью утюгов и крахмала складки тщательно фиксировались. Необходимо заметить, что девушки носили пояс на талии, а вот замужним женщинам надо было носить его под грудью.

Большой простор для всевозможных женских уловок по моделированию фигуры предоставлял именно свободный фасон одежды. Обыкновенно под тунику могли подшить специальные матерчатые вставки, чтобы сделать грудь пышной, а бедра более округлыми. Полосами льняного холста можно было туго перетянуть выпуклый живот. Женщины, которые были высокого роста, носили обувь на очень тонкой подошве, тогда как низкие девушки, напротив, на толстой.

Веера в форме листа лотоса пользовались у гречанок популярностью. Обычно они выкрашивались в голубой цвет.

Прически в древней Греции

Прически жителей Греции, которые запечатлены на вазах и фресках, поражают своим многообразием. Ассирийские моды господствовали во времена архаики. Волосы в этот период также предпочитали не стричь, а тщательно завивать, а потом переплетать между собой. По критской моде, юноши предпочитали носить волосы, которые разделяли на пряди, по длине доходившие до локтей.

Мужчины Греции носили длинные и густые бороды. Они шли от висков к щекам и сильно выступали вперед, оставляя полосу вокруг рта свободной. Зачастую бороду выстригали так, чтобы она топорщилась книзу гребешком, и завивали. Густая борода у греков считалась признаком мужественности ее носителя. Однако после Греко-Персидской войны ее начали несколько укорачивать, а с периода Александра Македонского греки вообще предпочитали бриться. Впрочем, эллинам бритва была известна еще с микенского периода. Позже некоторые афинские модники, еще во времена Перикла, выщипывали или брили волосы, за что и подвергались осмеянию горожанами.

Долгое время длинные волосы считались признаком знатного происхождения. Однако к 4 веку до нашей эры мужское население стало остригать волосы сравнительно коротко так, чтобы они могли лежать вокруг головы естественными кудрями. Локоны оставляли только детям, а пока юноша обучался в гимназии, короткая прическа была обязательна. Позднее, когда он становился гражданином, в его воле было выбирать любую длину, и в большинстве случаев останавливались на средней.

В Греции существовало множество вариантов женской прически. После войн с персами они утратили ту громоздкость, которой славились на востоке. Спартанские девушки носили длинные волосы, не заплетенные в прическу, но в день свадьбы им приходилось обривать голову. В иных регионах волосы завязывали на затылке узлом, зачесывали наверх, укрепляя венком или несколькими витками ленты, укорачивали сзади и прятали в некоторое подобие сетки или сумки.

С помощью растительных веществ волосы красили и осветляли в золотистый цвет. Редко достижимым идеалом были белые локоны. Однако большинству греческих модниц приходилось быть довольными тем или иным цвета волос. Для завивки использовали щипцы.

Как показывают раскопки, в Афинах было множество парикмахерских. Там волосы не только красили, стригли и завивали, но и душили. Кроме того, могли заказать парик или же прикрепить к прическе искусственные пряди. Чужие локоны - один из самых ходовых товаров всей Греции, кроме Спарты. Там женщины славились своими густыми прическами.

Головные уборы

Древние греки, одежда которых проста, но необычна, в городах не покрывали голову. А вот в дороге или же в сельской местности от солнца защищала маленькая войлочная шапочка, которая не имела полей. Она называлась пилосом. Могли, наоборот, надеть широкополую шляпу, изготовленную из соломы и войлока.

Древнегреческая обувь

Жители Греции в большинстве случаев ходили босиком, поэтому древнегреческие сандалии пользовались огромной популярностью. Интересно то, что женщину считали настоящей искусницей, если она умела так зашнуровать свою обувь, чтобы ножка казалась окружающим почти голой. Однако в этой стране имели место и башмаки на толстенной кожаной подошве, и сапоги из кожи, шнуровавшиеся ремнями спереди, доходившие владельцу до середины голени. Подобную грубую обувь в большинстве случаев использовали для езды на лошади.

Косметические средства в древней Греции

В классической Греции было чрезвычайно развито искусство парфюмерии. Растительные белила, румяна, воск - все это входило в состав греческих Из всех благовоний более всего ценился нард. Египетские карандаши использовались для подводки глаз, гречанки также знали помаду и пудру. Многочисленные «обличья мужей» дошли и до наших дней. В них призывали появляться «в приличном и простом виде».

Беспрекословному осуждению подвергалось подобное поведение, так как считалось, что оно ведет к изнеженности, и, кроме того, в недалеком будущем сулило падение нравственности. Шкатулки с модными безделушками и румянами представлялись как настоящие ящики Пандоры, их которых прямо на глазах строгих мужей уже вылезают многочисленные беды и несчастья. Главное из них - подражание варварам и стремление к роскоши - подвергалось особому порицанию. Но чем больше и шире становился греческий мир, чем теснее он сплетался с культурами других народов, тем сложнее было противостоять появлению установившихся там модных и бытовых тенденций. Ювелирное искусство - это то, где подобное проявилось особенно ярко.

Ювелирные украшения в древней Греции

Изготавливать элегантные и в тоже время сложные украшения древним греками позволяло развитое Как для местной продажи, так и для экспорта в варварский мир, например, скифам, ювелирам-ремесленникам приходилось угождать вкусам покупателей.

Были весьма сдержанны в выборе украшений. Им было свойственно почти не носить украшений. Камень с гравировкой в простейшей оправе - вот максимум их воображения и фантазии. Оттиск подобной резной печати воспринимали как подпись его владельца. В лавках Афины невозможно было найти ни одного мужского браслета или ожерелья.

Однако совершенно противоположная картина раскрывалась в колониях, которые соприкасались с варварским миром. Там богатые горожане, уроженцы Оливии и Пантикапея, под влиянием местной культуры могли без зазрений совести поддаться желанию выглядеть столь же импозантно, как и заезжие царьки-кочевники. В свою очередь пограничники были не прочь перенять греческую культуру, но при этом не отказываться от страсти к ювелирным изделиям.

Что касается греческих женщин, то они в любой точке страны, будь то столица или провинция, отличались неудержимым деланием купаться в драгоценностях. Они носили изящные серьги, браслеты, пояса, цепочки, диадемы и шпильки для волос.