Разные разности

Классный час на тему умение любить. Классный час на тему "учись учиться". Человек должен учиться, потому, что он человек

Классный час на тему умение любить. Классный час на тему

Открытый классный час

«Учимся любить ….»

Учитель. Каждому из вас хочется сказать такие слова: «Поверь в себя, полюби себя, и если ты будешь любить себя много, ты дашь себе столько любви, что уже не надо будет тянуть с других, и ты сам сможешь ее щедро раздавать».

Разрешите себе полюбить себя . Любовь к людям начинается с любви к себе.

Попробуйте каждое утро просыпаться со словами: "Я - хороший, славный, любимый и замечательный". Это очень приятно. Тот, кто не верит, может попробовать и убедиться.

На плакате цитата: «Любовь к людям начинается с любви к себе...»

Учитель. Я прошу вас сейчас закрыть глаза и поднять руки тех, кто сам себе нравится.

Подростки выполняют задание. Учитель сообщает результат опроса: сколько рук было поднято и сколько человек руки не подняли.

Очень сложный и неоднозначный вопрос: нужно ли любить себя? Если да, то до какой степени? Сегодня мы с вами поговорим о любви. О любви к себе и окружающим нас людям. Для начала предлагаю поиграть.

Игра «Познакомьтесь – это я». Начинает игру учитель: «Меня зовут.... Я всегда выполняю свои обещания, у меня красивые волосы. А кто ты?» При этом учитель, а затем и остальные участники игры по очереди обращаются к одному из присутствующих. Тот к кому обратились, должен назвать свое имя и два своих достоинства: одно – положительная черта характера, другое – то, что ему нравится в своей внешности. Если подросток затрудняется сказать что-то хорошее о себе, ему помогают одноклассники.

Позвольте дать вам еще несколько советов.

Совет 1. Осознай, что ты не одинок.

1 ученик . Понаблюдайте за окружающими, и вы увидите, что многие люди испытывают скрытое чувство неуверенности.

2 ученик . Это чувство может маскироваться и проявляется в виде застенчивости или злобы и грубости; в виде глупого поведения или отказа участвовать в игре, в общественном деле; в виде гордыни и заносчивости или способности краснеть по любому поводу.

3 ученик. Поймите – вы не одиноки. Все боятся смущения и насмешек, все испытывают те же проблемы, что и вы.

Стихи читают ученики

1 . Если где-то на земле
Кто-то помнит о тебе,
Помнит, как бы ни был ты далёк,
Если в день и час любой
Кто-то мысленно с тобой –
Значит, в мире ты не одинок.

2. Если где-то в час ночной
Путеводною звездой
Для тебя не гаснет свет во мгле,
Если кто-то у окна
Ждёт тебя в ночи без сна,
Значит, не один ты на земле.

3. Если греет чей-то взгляд,
Если слышать кто-то рад
Каждый телефонный твой звонок,
Если кто-то без тебя
Загрустит на склоне дня,
Значит, в мире ты не одинок .

Совет 2. Найди «корень зла» и вырви его.

Учитель. А теперь ребята! Закройте глаза и сосредоточьтесь на проблемах, которые угнетают вас, отравляют вам жизнь, не дают вам покоя ни днём, ни ночью.

    Запишите все эти проблемы на двух листах бумаги. На первом листе – проблемы, которые невозможно исправить, которые не зависят от вашей воли (невысокий рост, длинный нос, низкий голос, слишком высокий лоб, редкие волосы, маленькая квартира, низкая зарплата родителей и т.п.)

    На втором листе – проблемы, которые исправить можно – это, прежде всего, недостатки вашего характера, поведения и привычек. (Я слишком вспыльчив, я не умею ясно и коротко выражать свои мысли, я слишком стеснителен, я чересчур медлительна, я неприветлив с людьми, и т.д.)

В первую очередь запишите проблемы, которые волнуют вас больше всего. Ничего не утаивайте в этом письменном признании. (Ученики выполняют письменно)

Обычно, чтобы выговориться, я звоню подругам или встречаюсь с ними лично. И они меня всегда выслушают и помогут советом. Так же и я, в свою очередь, выслушиваю их при необходимости.

( Ребята рассуждают)

    Если у тебя есть надежный взрослый друг, в котором ты уверен, которому ты доверяешь, и с которым ты можешь быть откровенен, поделись с ним.

    Это должен быть взрослый человек: кто-то из родителей, мамина сестра, папин друг, учитель.

    Обсуди с этим старшим товарищем свои проблемы, обсудите список, составленный тобой.

    Возможно, ты слишком придирчив к себе, и многое из твоего списка окажется мыльным пузырем.

    А вот с теми проблемами, которые окажутся действительно существующими, постарайтесь разобраться.

    Попроси подсказать тебе, как с ними справится.

    Если у тебя нет такого друга – ничего страшного – решай проблему самостоятельно. Это непросто, но возможно.

Совет 4. Прими себя таким, какой ты есть.

Учитель. Ребята, как вы понимаете этот совет?

    Всегда есть то, что мы не в силах изменить. Это относится и к внешним обстоятельствам, и частично к нашей внешности.

    Частично, потому что некоторые недостатки мы все же можем скрыть, сделать менее заметными. Возможно, какие-то пункты из первого списка перекочуют во второй.

Учитель. Но как быть с теми проблемами, которые мы не можем изменить? Это те проблемы, которые вы написали на первом листе.

    ученик . Просто нужно научиться принимать то, что не зависит от нашей воли.

    ученик . ( читает слайд ) По-настоящему счастливы не те, у кого нет проблем, а те, кто научился жить с тем, что их не совсем устраивает.

Учитель . В последний раз прочитайте свой первый список неразрешенных проблем. Порвите его и навсегда забудьте о них.

1-2. ученики вместе. Любите себя такими, какие вы есть.

Совет 5. Работай над собой. Сотвори себя сам.

Учитель . Теперь у нас остался список проблем, которые исправить возможно. С этим списком следует поработать.

1 ученик. Конечно, полностью исправить характер человека, приблизив его к некоему эталону, нельзя.

2 ученик. Да и не нужно. Иначе мы будем все похожи друг на друга, как роботы, и жить будет нам очень скучно.

3 ученик. Но есть такие черты характера, которые мешают нам жить, приносят неудобства, дискомфорт и даже горе нам и окружающим нас людям (вспыльчивость, упрямство, грубость, эгоизм, лень и т. д.).

4 ученик. От таких личностных качеств надо избавляться вовсе или хотя бы учиться держать их под контролем.

1 ученик. В отличие от первого, второй список вам нужно сохранить. А еще лучше, если вы его напечатаете на хорошей цветной бумаге под заголовком «Я работаю над собой».

2 ученик. Если вы серьезно решили заняться самовоспитанием, попросите своих родных и близких друзей назвать черты вашего характера, которые им особенно не нравятся в вас, и дополните ваш список.

3 ученик. Теперь у вас есть четкий план действий. Дерзайте. Работайте. Совершенствуйтесь.

4 ученик. Идите четко по пунктам. Не хватайтесь за все сразу. Избавившись от одного недостатка, закрепите результат, и только потом приступайте к работе над следующим.

Учитель. Вы увидите, как с каждой очередной победой вы будете чувствовать себя увереннее и увереннее, вы увидите, как будет меняться отношение окружающих к вам. Постепенно вы станете лучше относиться к себе. Если вы будете нравиться себе, вы начнете нравиться другим.

Будьте готовы к мелким ошибкам и временным поражениям, но ни в коем случае не сдавайтесь, не опускайте руки. Успех ждет вас!

Одновременно развивайте те способности и положительные качества, которые у вас уже есть. А они обязательно есть.

Совет 6. Заведите настоящих друзей. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

1 ученик. Необязательно быть сверхкрасивым, умным или богатым, чтобы нравиться другим людям.

2 ученик. Для того чтобы обрести хороших друзей, надо самому научиться быть хорошим другом.

Ученики читают стихотворения

Когда Печаль Приходит Вдруг
С Дождливою Грозой...
Ты Помни То, Что я Твой Друг
Что я Всегда С Тобой...

Когда Метель Заполнит Дом
И Холод Зимних Вьюг...
И Днём, И Ночью Помни То
Что У Тебя Есть Друг...

Какая Б Не Была Беда
С Тобой В Который Раз...
я Буду Рядом Навсегда
И Завтра, И Сейчас...

Когда Тоска В Глазах Мелькнёт
И Помрачит Тебя...
Не Вешай Носа! (ё-моё)
Ведь У Тебя Есть я...

Какая Б Ни Была Фигня
Не Кипятись, Постой...
Ты только Вспомни Про меня...
я Друг Твой На Всё 100

1 ученик. Все начинается с любви...

2 ученик. Необходимо поверить в себя, полюбить себя. Если мы полюбим себя, мы дадим себе столько любви, что уже не надо будет тянуть с других, и мы сами сможем ее щедро раздавать.

3 ученик.

4 ученик. Что еще очень важно – обратная связь – такого человека начинают любить другие.

5 ученик. Твердая уверенность, ощущение в том, что я - достойный и интересный человек, убеждает в этом людей без всяких слов - на подсознательном уровне.

6 ученик. Как вы к себе относитесь, так и к вам будут относиться другие.

7 ученик. Душевно здоровый человек знает, что всегда достоин безусловной любви и уважения. Его любят хотя бы потому, что любить его легко, он открыт для добрых отношений.

8 ученик. Любовь к людям начинается с любви к себе...

9 ученик. Это вовсе не значит, что любящие себя люди лишены самокритичности. Доказано, что они не боятся ставить себе низкие оценки.

10 ученик. «Да, это у меня получилось плохо, и это не вышло. Но в следующий раз я обязательно постараюсь сделать лучше!»

11 ученик. Не отягощенный неврозами, искренне любящий себя человек не имеет препятствий в любви к другим.

12 ученик. Любовь к людям начинается с любви к себе...

13 ученик. Правда, есть одно существенное дополнение.

14 ученик . Я самый умный, я самый красивый, я самый лучший... мне хорошо... Вас ничто здесь не смущает?

15 ученик. Да, явная переоценка себя опасна. Но любовь к себе и переоценка себя – разные вещи.

16 ученик. Каждый интересуется в первую очередь собой и заботится о себе. Полностью преодолеть это невозможно, но скорректировать необходимо.

1 ученик. Чтобы со мной никому не было плохо, мне нужно стать еще и цивилизованным. Поведение цивилизованного человека всегда основано на принципе: «Я вижу и уважаю тебя как человека».

2 ученик. Начните с малого, проявите добрый интерес к людям. Вместо того чтобы сосредотачивать внимания на себе, оглянитесь вокруг.

3 ученик. Что за люди живут рядом со мной, чем они дышит? В чем нуждаются?

4 ученик. За этим непременно следует готовность понять и помочь другому.

5 ученик. Научитесь привлекать свое внимание к окружающим, тогда окружающие непременно обратят внимание на вас.

6 ученик ( читает цитату на плакате ). «Нравитесь вы кому-то или нет - неважно. Главное, чтобы люди нравились вам».

7 ученик. Опережающая доброжелательность создает положительный настрой во взаимоотношениях, недоброжелательность - отрицательный.

Учитель . Из ростка любви вырастает любовь. Из ростка агрессии вырастает агрессия. Ростки чего вы носите в своей душе?

(Ц.Тимур читает стихотворение)

Любовь – вот главное из чувств.

Любовь – искусство из искусств.

Никто не скажет, как любить,

Любовь ведь надо заслужить.

Любовь бывает озорной,

Любовь бывает и слепой.

Любви начало не сыскать,

Любви конца не увидать.

Как удивительный цветок

Растет в душе любви росток.

Он нежен, хрупок и раним,

Нельзя жестоким, злым быть с ним.

Погибнет он – умрет любовь,

Лишь сердце будет вновь и вновь

Грустить о том, что нет любви.

Она умчалась… Там вдали,

За горизонтом, может быть,

Она сумеет вновь ожить

И вновь одарит нас теплом,

Чтоб не грустили мы о том,

Что нет любви, что мир так пуст.

Любовь – искусство из искусств

Учитель.

ЛЮБОВЬ ПОДОБНА ЦВЕТАМ

А сейчас Эльдана прочитает нам притчу

Притча

У великого короля было три сына, и он хотел выбрать одного в наследники. Это было очень трудно, потому что все трое были очень разумными и храбрыми. Невозможно было решить, кто достойнее. Тогда король обратился к великому мудрецу за советом, и тот дал ему идею. Король вернулся домой и попросил всех троих сыновей прийти. Он дал каждому сумку цветочных семян и сказал, что собирается совершить паломничество: «Оно займет несколько лет – это испытание для вас. Отдайте мне семена, когда я вернусь. И тот, кто лучше сохранит их, тот станет моим наследником». И король отправился в паломничество.

Первый сын подумал: «Что мне делать с семенами?». Он стал держать их в железном сейфе – когда отец вернется, они будут такими, как были.

Второй сын подумал: «Если я буду хранить их так, как это делает мой брат, они умрут. А мертвые семена вообще не семена». Он пошел в магазин, продал их и получил деньги. И при этом подумал: «Когда придет мой отец, я пойду в магазин и куплю новых семян, я дам их отцу лучшими, чем они были».

А третий сын пошел в сад, посеял семена, и стал ухаживать за ростками, пока из них не выросли прекрасные цветы.

Через три года, когда отец вернулся, первый сын открыл свой сейф. Семена умерли и высохли. Отец сказал : «Что это? Разве эти семена я дал тебе? Они должны быть способны расцвести цветами и дать прекрасный аромат – а эти семена абсолютно сухие! Это не мои семена!» Сын возразил, что это те же самые семена, но отец сказал: «Ты – материалист».

Второй сын бросился в магазин, купил семян, вернулся домой и преподнес их отцу. «Это не те же самые семена!… Твоя мысль лучше, но все же это не то качество, которое я хотел бы видеть в тебе . Ты – психолог».

Он пошёл к третьему сыну в большой надежде и страхе одновременно: «Что он сделал?». Третий сын повел отца в сад, где цвели миллионы цветов вокруг. И сын сказал: «Это те семена, что ты дал мне. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе. Отец сказал: « Ты – мой наследник. Вот так и нужно было поступать!»

Учитель. Запасающий ум не понимает жизнь, подсчитывающий ум теряет ее, но только творящий ум может понять ее суть. В этом красота цветов – они не могут быть запасены. Они олицетворяют истину, а ее нельзя накопить. Они символизируют любовь, а любовь нельзя сохранить.

Это не случайно, что цветы являются символом любви – во все века, во всех странах, в любых обществах. Любовь подобна цветам – если она зацвела в тебе – тебе нужно делиться ею, отдавать ее. И чем больше ты ее отдаешь, тем больше она растет в тебе. Если ты продолжаешь отдавать, придет день, когда ты станешь неизменным, бесконечным источником любви.

Научитесь так же видеть себя со стороны. «А что бы мне понравилось или не понравилось во мне, если бы это был не я? Что бы я ему пожелал?» О чем-то догадаетесь сами, о чем-то надо спросить.

Любовь к себе – это постоянная работа над собой, желание быть лучше, желание нравиться другим, желание радовать своим присутствием других.

Учитель. У каждого из нас есть . Разница лишь в том, как мы к ним относимся и что извлекаем из них. Оказывается, их можно превратить в достоинства. Об этом повествует . (показ слайдов)

Трещина в кувшине Притча о наших недостатках

Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече.

У одного из них была трещина, в то как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды.

В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину.

В течение 2-х лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.

Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан.

Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине:

- Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода.

Старая женщина усмехнулась.

- Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет. На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке.

Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол.

Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нам. Каждый человек имеет свои странности, изюминки и . Эти особенности и трещинки делают нашу жизнь интересной и неповторимой.

Просто воспринимайте каждого (в том числе и себя) таким, какой он и вы есть, находите хорошее. Умейте этому радоваться и тогда благоухающие цветы будут сопровождать все ваши тропинки и дороги жизни!

Иногда ваш внутренний голос будет нашептывать вам: «Ты неудачник, ты ничего не стоишь, все смеются над тобой, вечно у тебя ничего не получается, ты не красивый, ты не такой как все, ты всю жизнь будешь неудачником...» Не верьте этому!

Не копите вашу любовь и не считайте ее. Не будьте скупыми, иначе все потеряете. Наоборот, позвольте вашей любви цвести, делитесь ею, раздавайте ее, пусть она растет.

Любите себя и окружающих людей!

Сказка о любви

Мы знаем множество произведений, посвященных любви, но ни одно из них так не трогает душу, как повесть-феерия А. Грина «Алые паруса».

Умением самоотверженно любить обладает далеко не каждый. Это чувство только тогда дает росток и расцветает во всей своей красе, когда в душе человека нет злобы, жадности, подлости, расчетливости и лживости.

Таков моряк Лонгрен. Потеряв жену, он сосредоточил «все

помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе» - своей дочери. Ассоль росла, окруженная вниманием и лаской отца, чьи забота и мудрые советы помогали ей преодолеть различные жизненные препятствия.

Постоянно сталкиваясь с непониманием сверстников, их жестокими насмешками, девочка не раз задавалась вопросом: почему меня не любят? Все ее попытки сблизиться с ребятами «оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения». Проблему Ассоль разрешил отец, уверенный, что жители рыбацкого поселка лишены любви: «Э, Ассоль... разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они и не могут».

Неизвестно, как сложилась бы судьба маленькой героини, если бы однажды в ее жизнь не вошла сказка, наполненная ожиданием чудесной и счастливой любви. Не желая становиться такой, как все, не приемля серость, однообразие и приземленность, Ассоль сумела сохранить веру в чудо. Однако ее мечта никогда не осуществилась бы, не появись человек, который разделил веру девушки в чудо.

Им стал Артур Грэй - молодой капитан «с живой душой». С детства он был не похож на других, отличаясь богатым внутренним миром, мечтательностью, состраданием. Даже мать отмечала «прекрасную обособленность» сына. Решительность и сила воли позволили ему отказаться от обеспеченной, но скучной жизни в родовом замке, а целеустремленность, выносливость и смекалка помогли быстро добиться поставленной цели - стать капитаном корабля.

Встреча с Ассоль пробудила в сердце Грэя любовь. Узнав о предсказании Эгля, он решил подарить девушке сказку о корабле с алыми парусами, потому что понял нехитрую истину: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Повесть «Алые паруса» оставляет светлое чувство радости и ощущение счастья. Мне хочется, чтобы на земле было больше таких счастливых людей, как Ассоль и Грэй, потому что искренняя любовь способна превратить жизнь в настоящее чудо.

Значение слова Любовь по словарю Ушакова:
ЛЮБОВЬ . Любовь к родине. Братская любовь. Любовь к людям. Материнская любовь.. Любовь к искусству. Любовь к работе.

любить

- быть довольным тем, что нравится, что (кто) приходится по вкусу
Пример: Л. красивые вещи. Он любит лесть ( предпочтительных условиях
Пример: Цветы любят (чтобы было тепло).
***
3. - иметь склонность, пристрастие к чему-нибудь
Пример: Л. музыку. Л. читать.
***
4. - испытывать любовь N1 к кому-чему-нибудь
Пример: Л. родину. Л. детей. Л. женщину. Учитель любим и уважаем.

Классный час по теме «Учитесь дружить»

Цель: формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.

1. Учитель: Ребята, у нас интересная и серьезная тема классного часа. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться. Подсказка: к этому слову подходят определения «крепкая», «долгая», «настоящая». И это слово - (дружба)
- Сегодня наш классный час посвящен разговору о дружбе. А с чего начинается дружба? Об этом поётся и в песне о дружбе. (С улыбки) Слайд 2. Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К общению готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
- Сегодня наши улыбки должны светиться, как солнце. Эмблемой нашей встречи будет это красивое, доброе солнышко.

2. Прошу выйти в круг. Стоя, приветствуем друг друга.
Здравствуй друг! (правая рука вперед)
Как дела? (правая рука на плечо соседу)
Где ты был? (правая рука за ухо соседа)
Я скучал! (обнять себя)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо? (обняться)

3. - О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». (Слайд 3) И мы с вами тоже говорили уже о дружбе, а сегодня мы этот разговор продолжим.
Слайд 4. Представьте, что вы идете по дороге и на пути стоит камень, на котором написано:
«Налево пойдешь - дружбу найдешь. Направо пойдешь - друга потеряешь».
В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выберете вы?
Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба не нужна», на другом - «Дружба нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и доказать ее.

Слайд 5. – Возьмите бережно дружбу в ладошки и передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба
- на ощупь;
- на вкус;
- какого она цвета;
- с какой погодой её можно сравнить.
Выводы детей записываю на доске.

Вывод: дружба дарит нам приятные ощущения.

5. Слайд 6. Игра «Найди себе подобного»
Ученики встают в круг. Прошу их закрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Прикалываю им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Задание: найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Обращаю внимание, что один ученик остался.
- Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?

Есть старая, но верная пословица: «Для того чтобы иметь друзей, надо быть другом». Действительно, очень важно самому уметь дружить. Об этом мы сегодня с вами и будем говорить.

6. Актуализация знаний и представлений по теме.
- Итак, ключевое слово нашего разговора - дружба. Запишите его в своих тетрадях.

Итак, мы выяснили, что нужна. Хочется, чтобы люди дружили друг с другом, понимали друг друга и были счастливы. Вопросы дружбы всегда волновали людей на Земле, поэтому даже появился Международный праздник День друзей, который ежегодно празднуется 9 июня (Слайд 7). Это еще молодой праздник. Не все люди знают о нем. Но каждый год все больше и больше людей отмечают этот день. Что можно сделать в День друзей? (В День друзей можно позвонить другу, написать ему письмо, навестить друга, подарить ему подарок.)
- Чтобы вы не забыли об этом важном празднике, в ваших тетрадях есть напоминалочка.
Знакомство с понятием «дружба».
- Для того чтобы говорить о дружбе, надо понимать, что такое дружба (Слайд 8). Люди уже давно задумывались над этим вопросом и выяснили, что дружба - это. Попробуйте совместными усилиями внутри своей группы закончить данное высказывание.
Мозговой штурм:
Дружба – это ______________________________________________________

Послушаем, что у вас получилось.
- А теперь сравните свои высказывания с толкованием данного слова из Толкового словаря С. И. Ожегова (Слайд 9, щелчок)

«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
С. И. Ожегов «Толковый словарь»

Вывод: Вы не ошиблись в своих суждениях. Прекрасно, что вы понимаете, что такое дружба.

Понятие «настоящий друг».
- Итак, ребята, мы выяснили с вами, что такое дружба. Но без кого дружба состояться не сможет?
- Конечно, дружбы не бывает без друзей. Каким должен быть настоящий друг? Вот в чем вопрос? Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм. (Слайд 10)
- Как вы думаете, главный герой фильма – настоящий друг? (Нет, он только пользовался другом, а настоящий друг должен отдавать, а не брать).
- Каким же должен быть настоящий друг? (Слайд 11) Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение, чувство юмора, чуткость, доброта, уважение, сострадание и т.д. Приобретите те качества, которые, по-вашему, должны быть в настоящем друге.
- Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.
- В ваших тетрадях есть макеты сердечек. Вы теперь знаете, какими качествами должен обладать настоящий друг. А какие из этих качеств есть у вас. Запишите, пожалуйста. (Слайд 12)
Обсуждение: « Я могу быть настоящим другом, потому что я ».
- В каждом из вас есть качества, присущие другу. Именно поэтому у нас в классе дружные отношения. Но в волшебной лавке остались качества (вывешиваю на другую сторону доски), которые вы не выбрали. Почему? (Такими качествами не должен обладать настоящий друг).
- На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши записи предназначены только для вас, их никто читать не будет.
- Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе. (Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну).
7. Слайд 13. Творческое задание «Ищу друга»
- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то – множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.
Сейчас я стану редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас поместит туда объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Но следует только позаботиться о том, чтобы именно ваше объявление привлекло внимание среди других.
Возьмите листы бумаги, ручки, карандаши и приступайте к своему объявлению. Время на подготовку – 5 минут.
Объявления подписывать не нужно.
- Время истекло. Кто хочет прочитать своё объявление? Уходя с нашей встречи, повесьте, пожалуйста, свои объявления на «Доску объявлений».
- Все ли объявления понравились?
- Трудно было писать о себе?
- Время истекло. Выложим наши объявления на стол. Теперь каждый молча читает их и на понравившихся 1-2 объявлениях, которые привлекли ваше внимание, и вы готовы связаться с его подателями, ставит галочку сбоку.
8. Игры.
Слайд 14. Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга (свою подругу)?» В игре участвует пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Любимое занятие. (Чем любит заниматься в свободное время?)
Какой кружок, секцию посещает?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Какой урок нравится в школе?
Какие книги любит читать?
Какое животное хотел бы иметь (имеет) дома?
- Ну, что ж, мы видим, хорошо знает, чем живёт его друг, какие у него интересы. Проверим, как обстоят дела у.
Энергизатор «Узнай друга»
Дети образуют 2 круга. Взявшись за руки, движутся в разные стороны с закрытыми глазами. По команде «Стоп» тот, кто стоит внутри круга, должен угадать имя того, кто стоит против него в другом кругу, не касаясь его руками, а по голосу. (Необходимо произнести фразу « Дружба всякому важна».
9. Правила дружбы
- Ну что ж, мы очень хорошо потрудились, мы уже многое узнали. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если мы сами не будем выполнять определенные правила, законы дружбы (Слайд 15). Что же люди должны соблюдать, как должны относиться друг к другу? Давайте составим свод основных законов дружбы.
- Для этого познакомьтесь с перечнем правил и выберите те, которые вы считаете необходимо выполнять, соблюдать, чтобы быть хорошим другом, а дружба - настоящей.
Напишите их на ладошках.
Законы дружбы
Помогай другу в беде.
Не смейся над недостатками друга.
Не обманывай друга.
Будь вежлив.
Будь аккуратен.
Останови друга, если он совершает дурной поступок.
Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.
Не будь жадным.
Не будь предателем.

Относись к людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Умей признавать свои ошибки и не обижайся на справедливую критику.
Не завидуй.
Умей хранить секреты.
Береги друзей.
Умей прощать.
Старайся быть искренним.
Будь терпимым к людям не похожим на тебя.
- Послушаем, какие правила вы выбрали для себя. (Дети зачитывают выбранные правила).
- Вывод: Остальные правила вам тоже пригодятся. Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друга. А чтобы эмблема нашего классного часа светилась дольше от улыбок, которые мы дарили друг другу во время общения, прикрепите к солнышку вашу «руку дружбы». (Слайд 16)

Заключительная часть.
- Вот и подошёл классный час к концу. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются только настоящие друзья.
А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

2. Рефлексия. Подведение итогов работы
Слайд 16. Рефлексия « Всё в твоих руках»
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой –для меня тема была важной и интересной –красным.
Указательный –узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

Оцени себя. Процесс самопознания.
- Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Мы знаем, что такое дружба, кто такой «настоящий друг», мы вывели формулу дружбы, составили свод законов дружбы. Нам осталось выяснить, а можем ли мы быть настоящими друзьями (слайд 9).
- На ваших партах есть солнышко с лучами. В центре мы видим надпись «Я могу». Подумайте, что вы можете сделать для своего друга. Напишите об этом в лучике. Личики прикрепите к солнышку, получится ваш собственный портрет. (Дети заполняют лучики, прикрепляют их с помощью двухстороннего скотча на лист с солнышком, озвучивают свои ответы).

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715

[Введите текст]

Классный час на тему: «Познай самого себя».

Цели : познакомить детей с некоторыми приёмами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Оборудование . У каждого ученика – альбомные листы, тетрадные листы.

План классного часа.

  1. Вступительное слово.
  2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
  3. Определение знаний детей о себе:

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Создание автопортретов;

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини – лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов.

Ход классного часа .

  1. Вступительное слово.

Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди?Этот процесс называется самопознанием.

  1. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание».

Как вы думаете, знаете ли вы себя?

Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы: самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку.

  1. Определение знаний детей о себе.

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Включается тихая музыка. Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответы.

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов.

Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листе.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я?». «Какой я?»

Напишите слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопрос «Кто я?», «Какой я?» Это может быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается тихая музыка. Дети работают 3-5 минут. Затем в группах рассказывают о себе.

  1. Мини – лекция «Что такое самооценка?

Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

  1. Тест «Самооценка».

Мы сегодня учимся оценивать самих себя. Пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого на парте лежит листок бумаги. Нарисуйте на нём 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Быстро напишите букву «я»в

любом кружочке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

  1. Подведение итогов .

Подведём итоги нашего классного часа:

Была ли интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового вы узнали о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение за собой?

Понравился ли вам классный час?

Вывод: узнали о том, что пока у некоторых не такая самооценка, как вам хочется. Нужно оценивать себя правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. Необходимо изучать себя, чтобы верно оценивать свои силы.

Классный час

«Умею ли я любить?»

Цель классного часа: формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.

Задачи.

    Воспитывать уважительное отношение к себе и людям, которые тебя окружают.

    Развивать критичность мышления, делать выводы, высказывать свое мнение.

    Формировать умения переводить обсуждение темы на реальный собственный опыт.

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии.

Оборудование: проектор, экран, карточки с цветными сердечками, карточки с качествами личности, карточки в виде ромашек.

Ход классного часа.

Организационный момент. Приветствие детей.

Вводное слово учителя. В начале нашего классного часа я хочу предложить вам послушать одну из известных песен Владимира Высоцкого.

(Звучит «Баллада о любви» В.Высоцкого)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы учащихся)

И как вы поняли, речь сегодня пойдет о любви, о чувстве, которое заражает человека энергией, вдохновляет его на подвиги и помогает жить.

Формирование групп. Психологи считают, настроение человека можно отразить цветом. Например, красный выражает восторг, зеленый – спокойствие и т.д. На столе лежат сердечки разных цветов. Я предлагаю вам выбрать сердечко того цвета, который соответствует в данный момент вашему настроению.

    Красный (восторг)

    Оранжевый (радость, тепло)

    Желтый (светлое, приятное)

    Зеленый (спокойствие)

    Синий (грустное, неудовлетворенное)

    Фиолетовый (тревожное, напряженное)

    Черный (упадок, уныние)

(Учащиеся выбирают сердечки, рассаживаются по группам в соответствии с цветом).

Объявление темы классного часа. Итак, япредлагаю вам сегодня поговорить о любви. И не просто поговорить, а ответить на вопрос: «Умею ли я любить?» Так звучит тема классного часа. Поднимите, пожалуйста, руки, кто положительно ответил для себя на этот вопрос. Так давайте попробуем сегодня разобраться, что значит уметь любить.

Вопрос. А что такое любовь? Как вы понимаете это слово?

Работа в группах. Сформулировать определение слова «любовь». Аргументировать свой ответ.

Учитель . А вот как трактует это понятие философский словарь:

Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею.

Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-либо.

Учитель. Любовь многолика. Кого или что можно любить?

(Ответы учащихся: любовь между мужчиной и женщиной, любовь к Богу, любовь к матери, близким, любовь к Родине, любовь к природе, любовь к животным, любовь к искусству и др.).

Один из учеников фиксирует ответы остальных, записывает на табличках и вывешивает на доске.

Работа в группах. Расположите, пожалуйста, эти понятия по степени важности для вас. Аргументируйте.

Учитель. Д. Лихачёв так говорил: «Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразлично, кроме собственного покоя и удобства».

Совсем скоро в нашей школе пройдет традиционный 10-й юбилейный фестиваль искусств. Готовясь к нему, девочки наткнулись на одно стихотворение, которое очень подходит к теме нашего классного часа. Я прошу девочек прочитать сейчас это стихотворение. Думаю, что оно никого не оставит равнодушными.

Звучит стихотворение о маме.

Учитель. Я не буду вас спрашивать, любите ли вы свою маму. Я уверена, что все вы ответите «да» на этот вопрос. Мама – самый близкий и родной человек. Всегда хочется сделать для нее что-то хорошее, доброе. Но в повседневной суете это удается не очень часто. Я задам вам несколько вопросов. И хотелось бы, чтобы каждый из вас честно на них ответил. Вслух ничего говорить не надо.

Вы часто ссоритесь с мамой?

Вы всегда делаете то, что она просит?

Вы встречаете маму, когда она приходит с работы уставшая?

Вы находите с мамой общие темы для разговора?

Когда последний раз вы обнимали маму и говорили, что любите ее?

Я надеюсь, что ответы на эти вопросы заставили вас задуматься и может быть даже пересмотреть свое отношение к маме: быть более внимательными, заботливыми, стараться меньше огорчать родных и не стесняться проявлять свою любовь к самым близким людям.

У каждого человека есть мать – женщина, которая подарила нам жизнь. Но есть выражение Родина-мать . Должен ли человек любить свою Родину? (Ответы учащихся). Можно говорить о большой Родине, о стране, в которой мы живем. А можно говорить о малой родине. Что мы называем малой родиной? (Ответы учащихся). Относится ли школа, в которой вы учитесь к понятию малой родины? (Ответы учащихся). Следовательно, любить свою родину – это значит любить свою школу.

Работа в группах. Продолжить фразу «Мы любим свою школу, поэтому мы …» тветы зачитываются вслух и обсуждаются.

Учитель. Но, все-таки давайте поговорим о той любви, о которой слагают трактаты и поэмы, пишут романы и стихи, снимают фильмы и сочиняют музыку. Какая она – идеальная любовь, о которой мечтают все? Я попросила девочек провести небольшое исследование на тему «Лучшие фильмы о любви». Давайте познакомимся с результатами этого исследования.

Учащаяся, проводившая опрос среди учеников и родителей, рассказывает о результатах опроса.

В народе существует много пословиц, поговорок и высказываний о любви. Мне хотелось бы знать ваше мнение о некоторых из них.

Бьет - значит любит.

Любовь зла – полюбишь и козла.

С милым рай и в шалаше.

Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

В нашей стране в последние годы стало очень модно отмечать День святого Валентина. Это праздник пришел к нам из-за границы. В этот день все дарят друг другу «валентинки» в форме сердечек. Как вы считаете, является ли то, что вам подарили валентинку свидетельством того, что человек вас любит? (Ответы учащихся)

А ведь у нас есть свои традиции. 8 июля отмечается Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности. Сравнивая даже названия этих праздников (День всех влюбленных и День семьи, любви и верности) можно выделить основные ценности, нравственные приоритеты, которые ставятся во главу угла.

День семьи, любви и верности появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака.

Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Символом этого праздника является ромашка. И я вам предлагаю сейчас создать свою ромашку. У вас на столах лежат карточки с перечисленными на них положительными качествами людей. Вы должны выделить 5 качеств, которые более значимы и ценны для вас, которым вы отдаете предпочтение перед другими и что самое главное вы хотели бы видеть в своей половинке.

Работа в группах. Из перечисленных качеств отобрать наиболее значимые и выписать их на лепестках ромашек. Аргументировать свой выбор. Ромашки прикрепить на доске. По желанию учащиеся могут выполнять это задание индивидуально.

Учитель. А теперь ещё раз вспомните получившиеся списки и признайтесь, хотя бы перед самим собой, обладаете ли вы сами теми качествами, которых ждёте от других? То есть, по сути, способны ли вы любить по-настоящему? Если мы только ждём от любви привилегий и удовольствий для себя, то такая любовь не будет иметь успеха, и обречена на гибель.

Многие считают, что главное в любви – умение отдавать, забота не о себе, а о любимом, способность к самопожертвованию. Что же можно отдать любимому человеку, чем пожертвовать? (Учащиеся размышляют над поставленным вопросом).

Подведение итогов. Рефлексия. Так вернемся к теме сегодняшнего классного часа «Умею ли я любить?» Я надеюсь, что наш разговор поможет вам разобраться с этим непростым вопросом. Может быть, даже пересмотреть какие-то моменты в отношениях с другими людьми, задуматься над своим поведением, своими поступками. В начале классного часа вы выбирали цветные сердечки в соответствии со своим настроением. Скажите, у кого после нашего разговора настроение изменилось и если бы вам предложили сейчас выбрать цвет, то выбор был бы другим? Почему? С чем это связано? (Ответы учащихся)

Приложение 1.

Стихотворение о маме

В не раз уже заштопанном халате

Из яркого цветного волокна

В больничной переполненной палате

Стоит старушка, плачет у окна.

Ее уже никто не утешает

Все знают о причине этих слез.

Соседок по палате навещают,

А ей, лишь раз, сынок халат привез.

Про тапочки забыл, сказал смущенно:

Я завтра привезу… Потерпишь, мать?

Конечно, потерплю. Я ж не перинке

И в шерстяных носках могу лежать.

Куда мне тут ходить? Простора мало.

Покушать санитарки принесут.

Меня болезнь настолько измотала,

Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:

Тут… Понимаешь… Дело есть к тебе…

Всё это очень путано и тонко…

Но ты не думай плохо обо мне!

Квартира у тебя стоит пустая,

И мы с женой подумали о том,

Что ты то там, то тут… Одна… Больная…

Поправишься – к себе тебя возьмем!

И внуки будут рады, ты же знаешь!

Они души в тебе не чают, мать!

Всё! Решено! Ты к нам переезжаешь!

Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:

Я всё продумал, мне доверься, мам…

Как только мы увидим улучшенья,

Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…

А внуки – ради них и стоит жить!

И подписала, не подозревая,

Как всё на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели…

Сынка всё нет. И вряд ли он придет.

Старушку утешали и жалели…

Но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днем старушка всё слабеет

И по ночам всё чаще снится сон,

Как кашку по утрам сыночку греет,

Но плачет и не хочет кушать он.

И первые шаги сынка-малышки,

И слово, что сказал он в первый раз,

И первые царапины и шишки,

И детский сад, и школа – первый класс.

Врачи молчат, стараясь что есть силы.

Хоть как-то ей страданья облегчить.

А родственники строго запретили

Старушке про диагноз сообщить.

Она не знает, что больница эта –

Не городской простой стационар,

Что шансов на поправку больше нету…

Но, для нее незнанье – не кошмар.

Табличка «Хоспис» на стене у входа

Ей ни о чём плохом не говорит.

На странные слова давно уж мода

И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно

Звонит врачам, в неделю раза два:

Вы ж говорили – умирает… Странно…

Что до сих пор она еще жива…

Она жива. Она всё ждет и верит,

Что сын придет, обнимет, объяснит,

Откроются сейчас палаты двери,

Она же всё поймет и всё простит.

С последних сил встает она с кровати.

Держась за стенку, подойдет к окну.

Насколько ей еще терпенья хватит

Так верить безразличному сынку?

Она готова до конца стараться.

И сил, что нет, она должна найти.

Вдруг он придет? Она должна дождаться!

Придет… Ну как он может не придти?

Стоит и плачет… Ждет от сына вести…

На небо лишь посмотрит невзначай

И теребит рукой нательный крестик –

Мол, подожди, Господь, не забирай.