Женское белье

Мечеть в царском селе. Павильон «Турецкая баня» в Пушкине. Фотографии интерьеров Турецкой бани

Мечеть в царском селе. Павильон «Турецкая баня» в Пушкине. Фотографии интерьеров Турецкой бани

Турецкая баня – это последняя постройка, выполненная на территории Екатерининского парка . Павильон был создан по образцу турецких мечетей города Адрианополя (сейчас это город Эдирне на севере Турции). Павильон представляет мемориал русско-турецкой войне 1828-1829 годов.

Для справки: Часто на покоренных территориях турки устраивали бани в церквях и строительство Турецкой бани стало своеобразным ответным ходом. В павильоне были размещены трофеи - подлинные мраморные детали, привезенные императору из сада дворца султана Эске-Сораль и бани турецкой султанши в Адрианополе: колонны, наддверные украшения и настенные доски, чаши фонтанов и другие предметы.

Для строительства сооружения Николай I пригласил Карла Росси, но проект архитектора императору не понравился и работа была поручена Ипполиту Монигетти.

Турецкая баня построена в 1850-1852 годах на небольшом рукотворном полуострове Большого пруда.

Павильон служил украшением парка, он строился без отопления и никогда не использовался по своему прямому назначению - лишь в летние дни во время прогулки в нем укрывались от жары.

Купол здания украшен рельефным орнаментом, а высокий минарет (башня, с которой мусульмане призываются на молитву), заканчивается шпилем с полумесяцем.

Внутренние помещения Турецкой бани оформлены в мавританском стиле (этот архитектурный стиль возник в эпоху Историзма и неостилей в конце XIX века).

В здании было шесть помещений - Сени и Раздевальня, Мыльня и Купольный зал с альковом, Шестигранная комната и служебное помещение.

  • Стены раздевальни украшены цветной мозаикой, лепкой и орнаментальной живописью, в нише устроен каскадный фонтан
  • Мыльня освещалась сверху, в ее стенах устроены две чаши для воды. Через полуциркульную арку можно пройти в роскошный Купольный зал
  • В середине Центрального купольного зала устроен бассейн из белого мрамора, в котором находился расписной позолоченный фонтан. Стены украшены мраморными досками с рельефными орнаментами и стихотворными текстами.

Во время Великой Отечественной войны от прямого попадания снаряда здание сильно пострадало. В 1953 году были восстановлены фасады и в павильоне разместилась лодочная станция. Павильон Турецкая баня был полностью восстановлен в 2005-2008 годах и сейчас в нем экспонируются предметы из собрания Государственного музея-заповедника Царское Село .

Режим работы Турецкой бани в 2019 г.

Стоимость билетов в павильон Турецкая баня в 2019 г.

  • Полный билет - 200 руб.
  • Льготный билет для учащихся (с 16 лет) и студентов - 100 руб.
  • Льготный билет для пенсионеров России и Белоруссии - 100 руб.
  • Посетители до 16 лет - бесплатно.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Расположена на рукотворном полуострове в юго-западной части Большого пруда Екатерининского парка . В солнечный день издали видно сияние ее золотого купола и нежных бело-розовых стен. И сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир арабского Востока.

Турецкая баня отражается в зеркале воды Большого пруда

История строительства Турецкой бани

Турецкая баня – последняя постройка на территории Екатерининского парка. Она была задумана как мемориальный памятник Русско-турецкой войны 1828-1829 годов. По указу императора Николая I в 1848 году разработка проекта была поручена К.Росси. Однако предложения прославленного архитектора не подошли, и работы возглавил архитектор И.А.Монигетти (1819-1878). Строительство продолжалось с 1850 по 1852 год. Руководил работами А.М.Камуцци.

В качестве образца были взяты турецкие мечети в Адрианополе (Эдирне, Турция). Это был своеобразный «ответный ход» — турки на покоренных территориях часто устраивали бани в церквях. Также в Турецкой бане были размещены трофеи – мраморные детали из султанского дворца Эске-Сораль в Адрианополе. Многие из них датируются XVI-XVII веками.

Внутренняя отделка выполнена в «мавританском» стиле, одном из направлений историзма, популярного в середине XIX столетия (подробнее о том, какие стили были популярны в XIX веке, вы можете прочитать в статье ). В Турецкой бане шесть помещений: Сени, Раздевальня, Мыльня, Купольный зал с альковом, Шестигранная комната и служебное помещение. Отопления в ней не было. Она практически не использовалась по прямому назначению. Во время прогулки по парку летом в ней можно было укрыться от жары.

После революции она была законсервирована и открыта в конце 1930-х годов как музей. В годы войны Турецкая баня серьезно пострадала от артобстрелов. В 1948 году в ней была устроена лодочная станция. В ходе реставрации 1953 года были восстановлены только стены. В 2006-2009 годах была проведена широкомасштабная реставрация, благодаря которой удалось вернуть зданию его первоначальный облик. Многие детали, как например, двусторонний каскадный фонтан, пришлось собирать буквально из осколков.

Стоимость билета: 100 рублей, льготный 50 рублей, школьный 30 рублей. Также в билетной кассе можно взять аудиогид и прослушать экскурсию.

Фотографии интерьеров Турецкой бани

Вот такой удивительный павильон есть в Екатерининском парке Царского Села.

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.


Турецкую баню строили как ванну без отопления. По прямому назначению ее не использовали, однако две умывальные чаши все же были оборудованы кранами для горячей и холодной воды. Об этом упоминается даже в одном историческом путеводителе. Больше никаких документальных подтверждений не было. Скорее всего это так и останется загадкой павильона.

Вход в сени, ведущие в раздевальню, открывал богато орнаментированный портал; стены ее в нижней части покрыты разноцветной мраморной мозаикой, а в верхней части украшены лепкой и рнаментальной живописью. Каскадный фонтан устроен в нише, отделяющей раздевальню от мыльни; ниша резная из олонецкого мрамора с позолотой, которая вообще обильно применена во всей отделке. Мыльня имеет верхний свет и такую же орнаментировку, как раздевальня, в ее стену вмонтированы две чаши с кранами для теплой и холодной воды.

Отсюда арка ведет в круглый самый эффектный , иллюминаторы пропускают ровный свет. Павильон декорирован в модном тогда мавританском стиле: мозаики на стенах с восточными орнаментами и узорчатые арки. Главное сокровище – Украшен он был турецкими мраморами, некоторые из которых датируются XVI – XVII столетиями.

Россия. Санкт-Петербург Гальванопластическое и литейное заведение герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Бронза, эмаль; золочение, окрашивание, роспись.

В декабре архитектор лично едет в Москву для закупки там «мелочных вещей к омеблировке Турецкой бани», поскольку, «ка полагает он, настоящие турецкие [вещи. - А. Т.] в Москве - по ценам гораздо выгоднее, чем делать по заказу». Монигетти приобретает деревянные, инкрустированные перламутром, костью и черепахой комодик, столик с ящиком и табуреты; фарфоровые и медные золоченые сосуды и чашки; медный золоченый кальян и курильницу; кокосовые ложки, отделанные кораллом чубуки с хрустальными мундштуками, палки самбукового дерева и перламутровый веер. В рапорте Царскосельскому дворцо вому правлению он пишет: «Зная в точности по бытности моей в прежнее время заграницею и в самом Константинополе, какая употребительнейшая в Турции мебель и какими вещами украшают внутренность здания подобно выстроенному по моему проекту, я всемерно заботился о приискании точно таких вещей. [...] Все мною искупленное вполне согласуется с характером здания и смею заверить, как художник, к которому Правление, возлагая порученность эту должно иметь и доверие, что в достоинстве вещей никто не усумнится».

Обстановка нового павильона увлекла самого императора: на выставке произведений Императорских фарфорового и стеклянного заводов в Зимнем дворце Николай I присмотрел люстру «в мавританском вкусе» и «изволил назначить» ее в Турецкую баню взамен предложенной Монигетти, а также отправил туда «для помещения на столе [...] голубой суконный шитый золотом и шелками ковер, поднесенный [...] от графини Киселевой».

Последующие капитальные ремонты памятника и ориентиры времени превратили его в , что явно не способствовало сохранности художественного облика павильона в течение последних 30-40 лет.

1956 год, газета "Вперед":"Приобретено свыше 30 новых лодок. Всего на лодочной станции теперь более 100 лодок."

Современная реставрация

Павильон в 2006 году

В 2002-2003 гг разработан проект и техническая часть тендерной документации реставрации павильона Турецкая баня. Проектом предусматривался ремонт конструкций, гидроизоляция подвала, реставрация фасадов и интерьеров, инженерное оборудование здания, подсветка здания, ремонт наружных инженерных сетей и благоустройство прилегающей территории. В 2005 г организован и проведен конкурс по отбору подрядных организаций и фирм на выполнение работ по реставрации объекта. Заключен контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ с консорциумом в составе ООО ПСП Рест-Арт и ООО Рест-Арт-Проект. В декабре 2008 г в соответствии с Контрактом генеральным подрядчиком завершены работы по реставрации. Выполненные работы приняты Комиссией по приемке работ, назначенной приказом Министра культуры Российской Федерации.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ "Царское Село: "В процессе работ выяснилось, что в аварийном состоянии находился минарет, он отклонялся от оси. Не хотелось его разбирать, но конструкторы настояли. Минарет выложили заново. Восстановили купол с накладным золоченым декором. Павильон засиял. Очень долго Турецкая баня в парке служила лодочной станцией. Ее стены внутри были закрашены краской. Когда краску сняли, под ней обнаружился искусственный мрамор, следы росписи. Ждут очереди на реставрацию мраморные фонтаны, вывезенные из Турции для Екатерины. Это большие чаши XVI – XVII веков для фонтанов, большие рельефы с надписями турецкой вязью. Архитектор Монигетти использовал мраморы, которые были вывезены из Турции, вмонтировал их в стену, обыграл. Мраморные панели старше Царского Села и Петербурга, они на учете как музейные экспонаты. Фонтаны будут функционировать, к ним сделана подводка. Живопись, которую нашли на куполах и сводах, отреставрируем за счет федерального бюджета. Проект получается совместным".

После реставрации павильон используется в теплое время года как музейный, позволив увеличить число и протяженность туристических маршрутов по Екатерининскому парку.

Источники:

  1. Яковкин И. "Описание Села Царского", 1825, КОЛО, СПб, 2008
  2. Вильчковский С.Н. "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  3. Листов В. Н. Ипполит Монигетти. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1976. - 144 с., ил.
  4. Тоесева А. Монигетти. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб.: Аврора, 2010. - 303 с.
  5. Семенова Г.В. "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  6. Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  7. Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, 2003
  8. Цылов Н.И. "Атлас города Царского Села", 1857, репринтное издание, 2007
  9. Письма А. Кучумова

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

Проект павильона Турецкая баня. Этот проект не был осуществлён. Николай I решил осуществить намерение бабушки-императрицы, украсив парк павильоном, посвящённым победам русской армии над турками, но уже в ходе другой победоносной для России войны с Турцией в 1828-1829 годах и заключённому по её итогам Адрианопольскому мирному договору .

Первоначально проект павильона был подготовлен в 1848 году архитектором Карлом Росси . Он воспользовался как образцом зарисовками бани гарема Старого дворца в Адрианополе, сделанными в 1829-1830 годах по распоряжению Николая I библиотекарем императора Карлом Седжером (1788-1840) и художником-баталистом Августом Дезарно (1788-1840). Мраморные детали её отделки, вывезенные в Россию, предполагалось использовать в интерьере бани .

Проект Росси был отклонён самим Николаем I , но его рисунки в феврале 1848 года были направлены главному архитектору Императорских царскосельских дворцов Ипполиту Монигетти (ему в то время было только 29 лет). Архитектору предлагалось составить свой проект, но обязательно использовать мраморные детали, вывезенные из Адрианополя . Монигетти сам бывал в Турции и в качестве прототипа павильона использовал собственное акварельное изображение адрианопольской мечети. Место для постройки павильона (на полуострове Большого пруда) также определил император 30 апреля. В середине мая 1848 года архитектор представил Николаю I свой вариант будущего павильона. Предполагалось построить турецкую баню-хаммам с Кофейной, Диванной (с фонтаном посередине и балконом), Раздевальной, Большой баней, которую должен был представлять круглый зал с куполом (он был обязательным элементом хаммама, позволяющим каплям воды, которую образовывал пар, стекать по стенам) и нишей с переходом в Малую баню и Горячую баню (с различными температурами). В первоначальном проекте предполагались резервуар для воды и топка. Павильон должен был напоминать мечеть с куполом и минаретом . Проект Монигетти был утверждён в апреле 1850 года .

После представления архитектором сметы на постройку павильона 28 августа 1848 года строительство было отложено из-за отсутствия денег. Только 11 апреля 1850 года император утвердил проект Монигетти, но приказал строить павильон без отопления и сократил смету. 6 мая 1850 года Монигетти представил новый вариант сметы, уже без отопления, на общую сумму 37 838 рублей и 12 1/2 копеек серебром. Министр императорского двора и уделов П. М. Волконский ответил архитектору:

На сию постройку назначено Государем Императором тридцать тысяч рублей серебром… сию суммою должно изворотиться, стараясь делать всевозможную экономию, ибо Его Величество не намерен на сей предмет сделать прибавки.

10 июня Царскосельское дворцовое правление объявило торги на постройку Турецкой бани по утверждённому проекту, однако желающих взять на себя подряд с такой сметой не нашлось. Монигетти настоял отдать подряд архитектору Агостино Камуцци, давшему согласие придерживаться данной сметы ещё до объявления торгов. Камуцци руководил строительством в течение двух лет. В октябре 1852 года строительство Турецкой бани было завершено. Ландшафтными работами руководил старший садовый мастер И. Ф. Пипер .

Монигетти представил на утверждение Николая I собственные эскизы мебели и украшений, которые он предполагал разместить в Турецкой бане (21 предмет), на общую сумму 4000 рублей. Император утвердил эскизы и смету, металлическая мебель была заказана в Гальванопластическом заведении принца Лейхтенбергского, деревянная мебель - у придворного мастера Готлиба Якобса, а мягкая - у французского мастера Филиппо. Часть предметов была приобретена через магазины в Москве для сокращения затрат (деревянные, инкрустированные перламутром , костью и черепаховым панцирем комод , столик, табуреты, фарфоровые и медные позолоченные сосуды, кальян , курильницу, кокосовые ложки, украшенные кораллом чубуки с хрустальными мундштуками, перламутровый веер) .

К осени 1853 года отделка интерьеров Турецкой бани была закончена. По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка .

После Октябрьской революции 1917 года павильон был законсервирован, а в 1941 году открыт в качестве музея. Во время Великой Отечественной войны павильон сильно пострадал. В ходе реставраций 1949 и 1953 годов был восстановлен фасад здания. Оно было превращено в подсобное помещение лодочной станции, стены внутри здания были закрашены краской. После реставрации 2006-2008 годов, когда был восстановлен интерьер, павильон используется в тёплое время года как музейный павильон .

История строительства павильона «Турецкая баня»

Павильон «Турецкая баня» был возведен по проекту архитектора И. Монигетти в 1852 году по указу императора Николая I и расположен на искусственном полуострове на Большом пруду. Павильон «Турецкая баня» является памятником Русско-Турецкой войне 1828-1829 годов.


Здание построено в виде мечети, и это не случайно. По свидетельствам участников войн, турки на захваченных русских территориях устраивали бани в церквях.Царскосельская Турецкая баня устроена в виде мечети и символизирует ту «баню», которую русское войско устроило противнику во время войны 1828-1829 гг.


Архитектурные особенности павильона «Турецкая баня»

Здание увенчано круглыми куполами и минаретами, высокий минарет венчает шпиль с полумесяцем, интерьеры его выполнены в «мавританском» стиле и украшены трофейными мраморными деталями, вывезенными во время войны из бани турецкой султанши.


Внутреннее убранство поражало великолепием: стены были покрыты позолотой и лепными орнаментами, на полах лежали турецкие ковры, стояли турецкие диваны. Турецкую баню строили как памятник и как украшение Екатерининского парка и по прямому назначению не использовали, хотя бассейн и умывальники были установлены, а два из них оборудованы кранами для горячей и холодной воды Павильон был последней постройкой в этом парке.


Современное время

  • Во время войны павильон «Турецкая баня» был почти полностью разрушен прямыми попаданиями артиллерийских снарядов.
  • В последующие годы восстановили только фасады, а помещение использовали под лодочную станцию.


  • В настоящее время основная часть реставрации павильона завершена и он предстает перед нами почти в первозданном виде.
  • Сейчас в павильоне выставлены предметы из собрания ГМЗ «Царское Село».