Уход за лицом: жирная кожа

Механизмы защиты психики. Психологическая защита: защитные механизмы психики личности человека. которые стоит прочитать

Механизмы защиты психики. Психологическая защита: защитные механизмы психики личности человека. которые стоит прочитать

Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит .

Психологическая защита - это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства) между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику .

При этом конфликт между потребностью и страхом человек может выражать разными способами:

Посредством психических перестроек;

Посредством телесных нарушений (дисфункций), проявляющихся в виде хронических психосоматических симптомов ;

В форме изменения способов поведения.

Впервые термин «психологическая защита» был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом .

Начиная с З. Фрейда и в последующих работах специалистов, изучавших механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит.

Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений - когнитивных, эмоциональных, поведенческих - с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию . По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие - на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация).


Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

Они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

Они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты - обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.

Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна «передышка» для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Механизмы психологической защиты:

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Фрейд подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение и б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Первая комбинация способствует возникновению фобических реакций, вторая - образует основу истерических реакций.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки).

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей.

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двухступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Защитные механизмы человеческой психики направлены на уменьшение отрицательных и травматичных переживаний и проявляются на бессознательном уровне. Этот термин был введен Зигмундом Фрейдом , а затем более глубоко разработан его учениками и последователями, в первую очередь Анной Фрейд . Попробуем разобраться, когда эти механизмы полезны, а в каких случаях они тормозят наше развитие и лучше реагировать и действовать осознанно.

сайт расскажет о 9 основных видах психологической защиты, которые важно вовремя осознать. Именно этим и занимается большую часть времени в своем кабинете психотерапевт - помогает клиенту осмыслить защитные механизмы, которые ограничивают его свободу, спонтанность реагирования, искажают взаимодействие с окружающими людьми.

1. Вытеснение

Вытеснение - это устранение из сознания неприятных переживаний. Оно проявляется в забывании того, что причиняет психологический дискомфорт. Вытеснение можно сравнить с плотиной, которую может прорвать - всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу. И психика затрачивает огромное количество энергии на их подавление.

2. Проекция

Проекция проявляется в том, что человек неосознанно приписывает свои чувства, мысли, желания и потребности окружающим людям. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.

3. Интроекция

Это склонность неразборчиво присваивать чужие нормы, установки, правила поведения, мнения и ценности без попытки разобраться в них и критически переосмыслить. Интроекция похожа на заглатывание огромных кусков пищи без попытки ее разжевать.

Все образование и воспитание построено на механизме интроекции. Родители говорят: «Не суй пальцы в розетку, не выходи на мороз без шапки», - и эти правила способствуют выживанию детей. Если же человек во взрослом возрасте «заглатывает» чужие правила и нормы без попытки понять, насколько они подходят лично ему, он становится не способен различить, что действительно чувствует и чего хочет сам и чего хотят другие.

4. Слияние

В слиянии отсутствует граница между «я и «не-я». Есть только одно тотальное «мы». Наиболее четко механизм слияния выражен в первый год жизни ребенка. Мать и дитя находятся в слиянии, что способствует выживанию маленького человека, потому что мама очень тонко чувствует потребности своего ребенка и реагирует на них. В данном случае речь идет о здоровом проявлении этого защитного механизма.

А вот в отношениях мужчины и женщины слияние тормозит развитие пары и развитие партнеров. В них сложно проявлять свою индивидуальность. Партнеры растворяются друг в друге, и из отношений рано или поздно уходит страсть.

5. Рационализация

Рационализация - это попытка подобрать разумные и приемлемые причины возникновения неприятной ситуации, ситуации провала. Целью этого защитного механизма являются сохранение высокого уровня самооценки и убеждение себя в том, что мы не виноваты, что проблема не в нас. Понятно, что более полезным для личностного роста и развития будет взять ответственность за произошедшее на себя и извлечь уроки из жизненного опыта.

Рационализация может проявляться как обесценивание. Классический пример рационализации - басня Эзопа «Лиса и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, объясняя это тем, что виноград «зеленый».

6. Отрицание

7. Регрессия

Регрессия позволяет приспособиться к травмирующей ситуации за счет неосознанного возвращения к привычным с детства формам поведения: плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Мы на бессознательном уровне усвоили, что такие формы поведения гарантируют поддержку, безопасность.

Регрессия дает возможность сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве за многое отвечали родители. Злоупотребление регрессией приводит к отсутствию успешной жизненной стратегии, сложностям в отношениях с окружающими людьми и появлению психосоматических заболеваний.

8. Сублимация

Сублимация проявляется в том, что в попытке забыть о травмирующем событии мы переключаемся на деятельность, приемлемую для нас и окружающих: начинаем заниматься творчеством или спортом. Сублимация - это продуктивный защитный механизм, давший миру огромное количество произведений искусства.

Гораздо полезнее и для себя, и для общества написать стихи, нарисовать картину или просто нарубить дров, нежели напиться или отлупить более удачливого соперника.

9. Реактивное образование

В случае с реактивным образованием наше сознание защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: сначала неприемлемый импульс подавляется, а затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный, при этом достаточно гипертрофированно и негибко.

Вопрос № 28 . Защитные механизмы личности и их характеристика.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые «защитные механизмы». Впервые этот термин был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом. Более полно концепция механизмов психологических защит представлена Анной Фрейд, в частности в ее работе "Психология Я и защитные механизмы". Она считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:

    блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;

    искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

В отечественной психологии Ф.С. Бассивный рассматривал психологическую защиту как важнейшую форму реагирования сознания индивида на психическую травму. Б.Д. Карвасарский рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию.

Психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Все ЗМЛ обладают двумя общими характеристиками:

    они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

    они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Функции психологических защит , с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Защитные механизмы личности можно условно поделить на три группы:

I . "естественные" - входящие в нее психологические защиты опосредуют и формируют перцептивные процессы личности, особенности восприятия различной информации о себе и об окружающем мире. Общим для этой группы защит является невостребованность анализа содержания информации. Здесь главное – блокирование информации, бессознательное исключение ее из сферы сознания.

Вытеснение – Фрейд рассматривал вытеснение как наиболее прямой путь ухода от тревоги. Вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание. Вытесняя человек перестает осознавать причины, вызывающие тревогу, а также не помнит трагических прошлых событий.

Подавление - более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации. Подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находятся в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения. Одним из вариантов развития подавления является аскетизм. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.

Аскетизм - был определен А.Фрейд, как отрицание и подавление всех инстинктивных побуждений. Данный механизм характерен в большей степени для подростков, примером которого является недовольство своей внешностью и стремление к ее изменению. Негативные переживания по этому поводу могут быть «сняты» с помощью аскетизма.

Н игилизм - отрицание ценностей. Подход к нигилизму как одному из механизмов психологической защиты основывается на концептуальных положениях Э.Фромма. Развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению.

II . "интегративные" – входящие в эту группу защитные механизмы связаны с бессознательной оценкой содержания неугодной для личности информации, ее изменением, неадекватностью оценки. Искажение, трансформация информации могут осуществляться различными способами с использованием: генерализации, опущения, категоризации и др. В результате действия этих защит личность начинает обладать неадекватной реальности информацией и жить в мире иллюзий.

А грессия возникает, когда человек не может преодолеть барьеры на пути к свей цели и переживает фрустрацию. Она принимает форму прямого нападения на других людей, а иногда выражается в грубости, угрозах, враждебности. Виды агрессии:

а) Прямая агрессия – как правило, обращена на других. Может проявляться в поведении (драка, убийство) или в вербальной форме (брань, сарказм, грубые замечания). Возможно обращение агрессии на себя (аутоагрессия): самообвинения, глубокое переживание вины, самоубийство, измождение себя голодом, "умерщвление плоти".

б) Косвенная (смещенная) агрессия – направлена не непосредственно на нежелательный или неприятный объект (лицо), а на доступный объект. Человек может просто "вылить" плохое настроение на первое попавшееся лицо.

в) Вымещение – ЗМЛ, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Этот механизм создает как бы "замкнутый круг" взаимовлияния людей друг на друга.

г) Пассивная агрессия . В этом случае субъект объединяет себя с внешним агрессором и "принимает на себя" его роль. Пример этой разновидности агрессии – измена, предательство или "потакание" жестокостям другого.

Десакрализация - ЗМЛ описан А. Маслоу. При десакрализации личность скептически соизмеряет и не хочет видеть свое предназначение, возможности в самореализации и самоактулизации. Путь снятия этой защиты – ресакрализация - желание и готовность посмотреть на Человека "глазами вечности".

Идеализация - связана, прежде всего, с завышенной эмоциональной самооценкой или оценкой другого лица. Идеализация связана и с процессом формирования персонального идеала. К. Хорни отмечала, что защитный механизм идеализации выполняет ряд важных для личностной стабильности функций:

Заменяет реальную уверенность человека в свои силы;

Создает условия для чувства превосходства, ощущения того, что он лучше, достойнее других; подменяет подлинные идеалы;

Отрицает наличие внутрипсихических конфликтов (отвергает все, что не входит в созданный им самим образ поведения);

Порождает в личности новую линию расколов, образовывая барьер к ее подлинному развитию, формирует отчуждение от самой себя, создает новые жизненные иллюзии – такой защитный механизм личности, который служит основанием для дальнейшего развития идентификации и самоидентификации.

П роекция - ЗМЛ, связанный с восприятием созданного личностью психического образа как объективной реальности, с помощью которого неосознаваемые персональные характеристики (влечения, потребности и др.) проецируются на другие объекты. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Трансформация - форма психологической защиты, при которой вытесненные негативные черты характера в сознании человека превращаются в позитивные.

И дентификация - осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом. Она сопровождается стремлением человека походить на того, кого он любит.

И грание роли - в основе лежит установление контроля над окружающими с целью снятия с себя ответственности, получения определенной выгоды (награды), повышения собственной значимости и обеспечения собственной безопасности и спокойствия с помощью установления шаблона поведения, который не изменяется в новых условиях.

(женщина в роли Жены Алкоголика сколько бы раз не выходила замуж, все равно будет жить с алкоголиком). Играние роли позволяет человеку использовать внешний ресурс для защиты внутренней проблемы с целью обезопасить себя и даже получить определенную выгоду, когда индивид идентифицирует себя с выполняемой ролью. (Э. Берн считает, что у каждого человека есть свой набор определенных поведенческих схем (ролей), который соотносится с психическим состоянием человека (Взрослый, Родитель, Ребенок)).

И нверсия - ЗМЛ, базирующийся на проявлениях "обратных процессов". Такие тенденции проявляются в различных сферах личности – поведении, мотивации, мышлении, аффективной области. Для всех психологических защит личности, основанных на инверсии, характерно наличие тенденции фиксированного "поворота", обращение той или иной направленности психической деятельности в какую-то иную сторону, обычно прямо противоположную первоначальной. Выделяются различные виды инверсионных защитных механизмов:

1. Р еактивное образование одна из форм психической установки или привычки, противоположной вытесненному желанию, реакция на него, хотя объект, вызвавший негативные эмоции остается прежним (в отличие от проекции, где меняется сам объект), но здесь изменяется отношение к нему.

2. О братное чувство - один из способов проявления обращения влечения в свою противоположность; это процесс, при котором цель влечения преобразуется в явление с обратным знаком, а пассивность сменяется активностью.

3. Ф ормирование реакции - защита, с помощью которой вместо вытесненной в бессознательное неприятной информации проявляются и воспринимаются прямо противоположные представления. Мальчик всячески обижает девочку, к которой испытывает симпатию. Происходит это неосознанно. Не сумев добиться взаимности, мальчик испытывает чувство обиды. Он вместе с чувством симпатии вытесняется в бессознательное и вместо этого в сознании возникает чувство неприязни, которое проявляется в соответствующем поведении.

4. М артиризация - психологический механизм, с помощью которого личность добивается желаемых результатов путем драматизации ситуации, плача, стонов, припадков, вызывания жалости у окружающих, "работая на публику". Одним из примеров крайних случаев проявлений мартиризации является так называемый ложный суицид.

5. О бразование симптомов - ЗМЛ, характеризующется возникновением различных симптомов психосоматических расстройств, активирующихся во время действия психотравмирующих факторов. Например, молодой человек устраивается на работу, побеждая в большом конкурсе. Но у него нет опыта работы. Это, естественно, волнует и беспокоит его. Накануне выхода на работу еще с вечера он чувствовал себя нормально, но ночью заболело горло, поднялась температура, появился озноб – все признаки психосоматического заболевания. Но все эти симптомы исчезли, когда он пришел на работу, и там все складывалось благоприятно.

Юмор - защитный психический механизм, проявляющийся как скрытие индивидом от себя и окружающих вытесненных в бессознательное недостигнутых целей.

Э моциональное выгорание - Выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Он проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением, которое снижается за счет формирования личностью стереотипа эмоционального поведения. Нередко эмоциональное сгорание рассматривается как следствие феномена профессиональной деформации в сфере профессий человек-человек.

О бесценивание – защитный механизм личности, основанный на снижении ценности целей, достижений других людей и собственных неудач во избежание неприятных переживаний.

Р ационализация – форма психологической защиты, при которой неприемлемые для морали действия индивид объясняет ложными мотивами, которые приветствуются в обществе. При этом сохраняется самоуважение, чувство самостоятельности, и не возникает тревога

К омпенсация – механизм психологической защиты, направленный на исправление или восполнение собственной реальной или воображаемой физической или психической неполноценности. Автором описания защитных механизмов компенсации и гиперкомпенсации является А. Адлер. Ощущение неполноценности по разным причинам может стать чрезмерным. В ответ на чувство неполноценности у индивидуума появляются две формы защитных механизмов: компенсация и гиперкомпенсация. Гиперкомпенсация проявляется в том, что человек старается развить те данные, которые у него слабо развиты. Компенсация же проявляется в том, что вместо развития недостающего качества человек начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Этот вид компенсации называют косвенным, снижающим остроту неприятных переживаний. Одни авторы в качестве косвенной компенсации рассматривают несколько ее видов:

1. С ублимация - защитный механизм психики, с помощью которого вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности превращается в другую активность путем изменения ее направленности.

2. Субституция - изменение объекта приложения энергии (не поступив в одно учебное заведение, человек поступает в другое; не получив приглашение на значимую вечеринку, устраивает свою и т.д.). Отличие субституции от сублимации в том, что здесь происходит смена объекта, способного удовлетворить влечение. Например, явление смещенной агрессии. При субституции, если человек испытывает агрессию и не может ее реализовать на объект, вызывающий ее (на этого человека), он "выльет" ее на другого человека.

3. Фасад, маска, экранирование - защита, с помощью которой личность закрывает внутреннюю пустоту внешним импозантным фасадом (не любит читать, но собирает библиотеку, приобретает дорогие вещи, машину, коттедж, стремится занимать высокие должности и т.д.), что обычно связано с деперсонализацией личности.

Интеллектуализация - ЗМЛ, основанный на вербализации человеком собственных эмоций и противоречий, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и переживания. Интеллектуализацию часто сравнивают с рационализацией, так как оба являются следствием интеллектуальных процессов. Но интеллектуализация – это нейтрализация эмоции, а рационализации – это псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы личности потерей самоуважения.

И нтроекция - ЗМЛ (ассимиляция), который включает в структуру "Я" без критической проверки и усвоения внешние стандарты, ценности, отношения, концепции с целью снижения угрозы негативных переживаний.

Р етрофлексия - ЗМЛ, способствующий прекращению индивидом попыток повлиять на окружающих путем возврата чувств назад в замкнутую внутриличностную систему и точно против себя.

III . «ретро-защиты» - эта группа объединяет те механизмы психологических защит, которые базируются и используют механизмы, возникшие в детстве, практически без их изменения. Прибегание к этому типу защит косвенно свидетельствует о некой личностной и социальной инфантильности человека, личностной незрелости.

О тступление - механизм освобождения личности от травмирующих негативных переживаний путем отказа от деятельности при невозможности достичь желаемую цель. Выход из поля деятельности сопровождается обычно отказом от активности, что может проявляться в разных формах, например, снижение (или отказ) от коммуникаций, аккумулирование поведения, способствующего символическому сведению на нет предыдущего действия, что обычно сопровождается сильным беспокойством, чувством вины и др.

Самозамыкание – ЗМЛ, близкий к отступлению, но имеющий несколько другой источник. Он связан с нонконформизмом, а не с конформизмом, как при отступлении, с направленностью "от". Связь нонконформизма с внушаемостью дает порой парадоксальный эффект – проявляется индивидуальная склонность к отшельничеству, аскетизму, нигилизму, реактивному образованию.

Д ефлексия - особый вид психологической защиты, связанный с уходом личности как от прямого контакта с собой (т.е. от своих собственных сильных переживаний), так и от контактов с окружающими.

Окаменение - защитное отсутствие внешнего проявления чувств, "онемение души" с относительной ясностью мысли, сопровождающееся нередко переключением внимания на явления окружающей действительности, не имеющих отношения к травмирующему событию. Этот механизм внешне проявляется соответствующими масками лица.

Уход в виртуальную реальность/виртуальность - механизм психологической защиты, когда индивид неосознанно избегает психотравмирующей ситуации. В литературе этот тип защиты иногда называют "страусиным". Уход от психотравмы дает личности кратковременное облегчение, но при этом существенные потребности и желания остаются неудовлетворенными, цели – не реализованными, что и составляет причину дальнейших душевных исканий и переживаний.

Комплекс Ионы - характеризуется боязнью собственного величия, уклонением от своего предназначения, бегством от своих талантов, страха успеха.

Регрессия - процесс, механизм, результат возвращения человека к ранее пройденным (возможно, детским) этапам, состояниям, формам и способам функционирования эмоциональной и интеллектуальной деятельности, объектных отношений, моделей поведения, психологических защит. З. Фрейдом выделял три вида регрессии:

1. топическую , обусловленную функционированием психического аппарата;

2. временную , при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;

3. формальную , заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными.

Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной позиции и свидетельствует о неуверенности в принятии собственных решений. В этом случае регрессирует именно личностное Я, демонстрируя ее слабость и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур. Примером регрессии являются примитивные механизмы :

Отрицание - Одна из наиболее распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей. Болея человек может отрицать этот факт. Тем самым, он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.

Расщепление - З. Фрейд употреблял этот термин для обозначения своеобразного явления, когда внутри личностного Я сосуществуют две парадоксальные психические установки по отношению к внешней реальности: первая учитывает реальность, вторая – ее игнорирует.

Проективная идентификация защитный механизм, изученный М. Кляйн. Расщепление на "хорошее Я" и "плохое Я", начиная с младенческого возраста, есть попытка защитить свои хорошие части от плохих, избавиться от непереносимых качеств собственного Я, обратить их в собственных "преследователей". В повседневной жизни это может проявляться в ситуации экзамена в виде страха перед преподавателем, во враждебности представителей разных национальностей, неприятии взглядов и позиций других людей и др.

Парциальная перцепция - защитный механизм, характеризующийся тем, что субъект склонен воспринимать только то, что ему хочется, нравится, выгодно, ценностно или значимо. Остальная информация индивидом не фиксируется, формируя тем самым своеобразные ограниченные представления об окружающем мире и о себе, основанные преимущественно на "нужном" материале, "вырезая" все остальное из своего восприятия.

Двигательная активность - понижение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины. Двигательная активность включает непроизвольные, иррелевантные действия для снятия напряжения. Двигательная активность – защитный механизм, который предполагает и противодействие. Оно возникает в тех ситуациях и при тех защитах, когда другим людям не только приписываются собственные мотивы (проекция), но и следуют нападения. Этот механизм часто проявляется у людей с асоциальной активностью – хулиганов, насильников, бандитов и др.

Оглушение - механизм устранения конфликтов, страхов, фрустрации, связанных с психотравмой и достижения ощущения силы и спокойствия благодаря воздействию фармакологических веществ (алкоголь, наркотики и др.). Это обусловлено тем, что алкоголь и наркотики изменяют состояние сознания, вызывают приятные эмоции, успокоение и при больших дозах сигналы неблагополучия перестают доходить до сознания. Отрицательная сторона этого защитного механизма – формирование алкоголизации и наркомании, как свойства личности и организма. Человек с защитным механизмом оглушения воспринимает алкоголь или наркотики как средства, изменяющие его психическое состояние в желаемом ему направлении.

Защитные механизмы в гештальттерапии.

ЗМЛ рассматриваются как амбивалентные: и препятствия, и источники личностного роста. Проблема субъекта как личности - пережить включенным себя в социум, как часть поля, но и дифференцироваться в этом поле.

1. Патологическое слияние Я с Мы - контакт и уход с окружением невозможен или затруднен, т.к. не дифференцирует себя как целое, себя и других. Субъект не совсем осознает причины своего поведения, не ставит вопрос о причинах происходящего, говорит не “я”, а “мы”.

2. Ретрофлексия - обращение на себя - человек делает себя субъектом и объектом собственных действий, путает причины пведения, свои и чужие, обращая все на себя (напр., вину за все). Делает себе то, что на самом деле хотел бы делать другим. «Я отвечаю за все».

3. Интроекция - “проглатывание непережеванным” - это присвоение / усвоение без понимания стандартов, норм, установок, способов мышления и поведения, которые не становятся собственными, не перевариваются. Здесь есть контакт с миром, но не подлинный.

4. Проекция - разделение личности на части. Это тенденция переложить на других ответственность за то, что происходит от себя (импульсов, желаний и т.д.), стремление поместить вовне то, что принадлежит самому себе. Терапевтические возможности: групповая терапия, экстериоризировать внутренние части, а затем вновь собраться в целое. Проективная работа является условием контакта объекта с миром.

В гештальттерапии - направленность на настоящий момент, в психоанализе - анализ в прошлом, объяснение симптома.

Стрессовые и угрожающие переживания часто вызывают тре­вожность. Как же мы можем справиться с этим неприятным состоянием? Психологи, придерживающиеся психодинамиче­ского подхода, идентифицировали различные защитные меха­низмы, защищающие нас от тревожности. Возможно, вы не все­гда осознаете это, но, вероятно, используете некоторые из опи­санных далее защитных механизмов

В угрожающей ситуации у человека возникает не­приятное чувство, а именно тревога. Человек, испы­тывающий тревогу, ощущает напряжение, нелов­кость, беспокойство, он легко раним. Все это может привести человека к методу сосредоточенности на эмоциях, который по своей природе является ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ защитой. Так как тревога неприятна я неудобна для нас, мы обычно стараемся на­бегать ее. Механизмы психологической защиты по­зволяют нам снизить тревогу, вызванную стрессовой ситуацией или нашими промахами.

Какие защитные механизмы снижают тревогу?

Защитные механизмы - это любой процесс, с помо­щью которого можно избежать, отрицать или иска­зить источник угрозы или тревоги. Защитные меха­низмы также помогают нам наладить идеализирован­ный образ нашего Я, так чтобы нам было комфортно жить с самими собой. Зигмунд Фрейд впервые иден­тифицировал многие виды зашиты и предположил, что эти механизмы действуют бессознательно. Зача­стую защитные механизмы формируют пробелы в нашем осознании ситуации. Например, я знаю очень скупого человека, который совершенно не осознает, что он скуп.

Каждый из нас в то или иное время использовал защитные механизмы . Давайте рассмотрим некото­рые наиболее распространенные из них.

Отрицание .

Один из самых основных видов за­щиты - это отрицание (когда человек защищает себя от неприятной действительности или отказыва­ется принять все так, как есть, и поверить в это). Отрицание непосредственно возникает в случае смерти, болезни и аналогичных болезненных и угро­жающих событий. Например, если вам вдруг скажут, что вам осталось жить три месяца, как вы отреаги­руете? Ваша первая мысль скорее всего будет такая; « Ну, кто-то, наверное, перепутал рентгеновские снимки», или: «Врач, должно быть, ошибается», или просто: «Это не может быть правдой!» Точно так же отрицание и неверие - самые распространенные ре­акции на неожиданную смерть друга или родствен­ника: «Этого просто не может быть. Я не верю в это. Я просто в это не верю!»

Вытеснение .

Фрейд заметил, что его пациенты испытывали сильные трудности, когда вспоминали о шокирующих или травмирующих событиях дет­ства. Казалось, что мощные силы мешали осознанию этих болезненных воспоминаний. Фрейд называл это вытеснением. Он верил, что мы защищаем самих себя, подавляя угрожающие мысли и импульсы. Ощущение враждебности по отношению к члену се­мьи, имена людей, которые нам не нравятся, и прошлые неудачи - наиболее распространенные объек­ты вытеснения.

Формирование реакции .

Мри этом механизме защиты импульсы не просто вытесняются; но пре­увеличенно противоположное поведение сдержива­ет проявление таких эмоций. Например, мать, бессознательно отвергающая детей, в процессе форми­рования реакции может стать до абсурдного забот­ливой и всепрощающей. А ее подлинные мысли «я их ненавижу» и «как бы я хотела, чтобы они ушли» замещаются на такие «я люблю их» и «я не знаю, что бы я без них делала». Враждебные импульсы обме­ниваются на «избыток любви», так что ей и не при­дется допускать мысль о том, что она ненавидит сво­их детей. Таким образом, основная идея в формиро­вании реакции состоит в том, что человек действует противоположным образом, чтобы блокировать уг­рожающие импульсы или чувства.

Регрессия .

В самом широком смысле регрес­сия - это возвращение к более ранним и менее слож­ным ситуациям и привычкам. Большинству родите­лей, у которых появился второй ребенок, приходит­ся примириться с некоторой регрессией у старшего ребенка. Ребенок постарше, когда чувствует угрозу первого соперника и борется за любовь родителей, может специально изменить свою речь на более дет­скую, начинает мочиться в кровать или ведет себя слишком инфантильно после того, как появляется второй ребенок. Если вы когда-либо видели, как ре­бенок скучал по дому в летнем лагере или на кани­кулах, то вы наблюдали регрессию. Взрослый, охва­ченный вспышкой гнева, или человек, состоящий в браке, который «едет домой к матери», также демон­стрирует регрессию.

Проекция

Это бессознательный процесс, защища­ющий нас от тревоги, которую мы бы почувствова­ли, если бы увидели собственные ошибки. Человек в процессе проекции, как правило, склонен припи­сывать свои чувства, промахи или неприемлемое поведение другим людям. Проекция снижает трево­гу, преувеличивая негативные черты других людей. Это оправдывает действия человека и отвлекает его внимание от личных неудач.

Автор однажды работал у одного жадного вла­дельца магазина, обманывавшего большое число по­купателей. Этот человек считал себя опорой обще­ства и добрым христианином. Как он оправдывал свою жадность и бесчестность? Он считал, что вся­кий, кто входил в его магазин, собирался обмануть его самого, как только мог. На самом деле маю у кого из покупателей были те же мотивы, что и у него, но он проецировал на них свою собственную жад­ность и бесчестность.

Рационализация .

Каждому учителю знаком этот странный феномен: в день экзамена сильная волна несчастий прокатывается по городу. Матери, отцы, сестры, братья, тети, дяди, бабушки, дедушки, дру­зья, родственники и домашние животные заболева­ют или умирают, У автомобилей внезапно глохнут моторы. Книги теряются или их крадут, будильни­ки останавливаются навеки и отказываются звонить.

Придумывание предлогов возникает из есте­ственной тенденции объяснить наше поведение. Ра­ционализация возникает, когда мы оправдываем соб­ственное поведение и создаем «рациональные», но ложные основания для него. Когда вам удается при­думать разумное и убедительное объяснение соб­ственного поведения - но не настоящую причину, - вы занимаетесь рационализацией. Например, Тейло­ру не удалось сдать задание, которое он получил еще в начале семестра. Вот какое объяснение он предста­вил профессору:

Моя машина сломалась два дня назад, и я смог только вчера до­браться до библиотеки. Затем я не мог достать все книги, кото­рые мне были нужны, потому что некоторых из них не было на месте, однако я написал сколько смог. А вчера вечером последняя капля, - у меня кончился картридж в принтере, и так как все ма­газины были закрыты, я не смог сдать задание вовремя.

Когда его спросили, почему он откладывал зада­ние на последний день (настоящая причина состоя­ла в том, что он сдал его слишком поздно), Тейлор предложил еще целый ряд обоснований.

Все описанные здесь защитные механизмы представ­ляются совершенно нежелательными. Есть ли у них положительная сторона?

Люди, стишком часто прибегающие к защитным ме­ханизмам, становятся менее приспособленными, так как они тратят большое количество эмоциональной энергии на то, чтобы контролировать тревогу и под­держивать нереалистическое представление о себе. В защитных механизмах все же есть польза. Зачас­тую они помогают нам стойко перенести непосред­ственную угрозу. У нас появляется время, чтобы справиться с угрозой эффективнее и сосредоточить­ся на проблеме. Если вы в поведении, описанном нами, узнали и свое собственное, то это не означает, что вы стали безнадежно защищать себя. Как отме­чалось раньше, большинство людей время от време­ни прибегают к защитным механизмам.

Позитивные способы защиты


Компенсация .

Компенсаторные реакции - это виды защиты от чувства неполноценности. Человек, у которого есть дефект или слабость, может многое сделать, чтобы пре­одолеть собственную слабость или компенсировать ее, отличившись и других сферах. Одним из пионе­ров «железной воли» в Америке был Джек Лалэнн, который сделал успешную карьеру в бодибилдинге, несмотря на то что был необычайно худой и болез­ненный молодой человек. Или, точнее, это было из-за того, что он был худой и болезненный. Есть мно­го способов увидеть компенсацию в действии. Ребе­нок-заика может стать превосходным участником в школьных дебатах. Достижения Франклина Д. Руз­вельта начались после того, как его разбил паралич. С детства Хелен Келлер не могла ни видеть, ни слышать, однако она стала выдающимся мыслителем и писательницей. Док Уотсон, Рей Чарльз, Стиви Уандер и многие другие выдающиеся музыканты были слепыми.

Сублимация .

Стратегия защиты, называющаяся сублимацией, определяется как вымещение фрустрированных желаний (в особенности сексуальных) при помощи социально приемлемой деятельности. Фрейд считал, что искусство, музыка, танцы, поэзия, научные исследования и другие виды творчества служат переводу сексуальной Энергии в продуктив­ное поведение. В действительности почти любое сильное желание можно сублимировать. Например, очень агрессивный человек окажется социально при­емлемым, если станет профессиональным солдатом, боксером или футболистом. Жадность можно преоб­разовать в успешную деловую карьеру. Ложь можно сублимировать в умение рассказывать истории, ли­тературное творчество или политику.

Представляется, что сексуальные мотивы чаще всего сублимируются. Фрейд весело бы проводил время, если бы занялся такими современными вида­ми развлечений, как серфинг, езда на мотоцикле, спортивные гонки, танцы, или бы стал играть рок - и это лишь малая часть подобных видов развлече­ний. Люди получают удовольствие от каждой подоб­ной деятельности по разным причинам, однако труд­но не заметить сексуальную символику каждого за­нятия такого рода.

Статья подготовлена по материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека» для сайта

Представление о механизмах психологической защиты сформировалось в рамках психоаналитического направления в психологии. Психологическую защиту составляет ряд специфических приемов переработки переживаний, нейтрализующих патогенное влияние, которое эти переживания могут оказывать. Представление о психологической защите было введено Фрейдом и разрабатывалось его дочерью А. Фрейд. Наиболее распространено определение Ташлыкова: защитные механизмы - это «адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений». Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они, как правило, бессознательны, 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют реальность. Механизмы психологической защиты различаются по степени зрелости. Наиболее инфантильными, незрелыми механизмами считают вытеснение и отрицание - они характерны для маленьких детей, а также для самого социально незрелого типа личности - истероидного. Подростковому возрасту более свойственны механизмы, занимающие промежуточное положение по степени зрелости: идентификация и изоляция. К наиболее зрелым защитным механизмам относятся сублимация, рационализация, интеллектуализация. Чаще описывают следующие механизмы психологической защиты.

1. Вытеснение. Механизм вытеснения был описан еще Фрейдом, который считал его центральным в формировании невротических расстройств. Вытеснение - это механизм психологической защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы (желания, мысли, чувства), вызывающие тревогу, становятся бессознательными. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. При вытеснении содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, а вызванное ею эмоциональное напряжение воспринимается как немотивированная тревога.

2. Отрицание - механизм психологической защиты, который заключается в отрицании, неосознавании (отсутствии восприятия) какого-либо психотравмирующего обстоятельства. Как процесс, направленный вовне, «отрицание» часто противопоставляется «вытеснению» как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. В качестве механизма психологической защиты отрицание реализуется при любых внешних конфликтах и характеризуется выраженным искажением восприятия действительности, когда индивид не воспринимает информацию, противоречащую его основным установкам, представлению о мире и самом себе.

3. Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляется с гиперкомпенсацией. К реактивным образованиям относится замена «Эго» - неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть преобразованием социально недопустимого чувства ненависти к нему. Жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

4. Регрессия - возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления. Например, истерические реакции типа рвоты, сосания пальцев, детского лепета, излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений у взрослого человека идут в ход, когда «Эго» не в состоянии принять реальность такой, какая она есть. Регрессия, как и реактивные образования, характеризует инфантильную и невротическую личность.

5. Изоляция - отделение аффекта от интеллектуальных функций. Неприятные эмоции блокируются таким образом, что связь между определенным событием и его эмоциональным переживанием в сознании не выступает. По своей феноменологии этот механизм психологической защиты напоминает синдром отчуждения в психиатрии, для которого характерно переживание утраты эмоциональной связи с другими людьми.

6. Идентификация - защита от угрожающего объекта путем отождествления себя с ним. Так, маленький мальчик бессознательно старается походить на отца, которого боится, и тем самым заслужить его любовь и уважение. Благодаря механизму идентификации достигается также символическое обладание недостижимым, но желаемым объектом. Идентификация может происходить практически с любым объектом - другим человеком, животным, неодушевленным предметом, идеей и пр.

7. Проекция. В основе механизма проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Агрессивный человек склонен, оценивая самого себя как личность сенситивную, ранимую и чувствительную, приписывать окружающим агрессивные черты, проецируя на них ответственность за социально неодобряемые агрессивные тенденции. Хорошо известны примеры ханжества, когда индивид постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

8. Замещение (смещение). Действие этого защитного механизма проявляется в своеобразной «разрядке» подавленных эмоций, обычно враждебности и гнева, направленных на более слабых, беззащитных (животных, детей, подчиненных). При этом субъектом могут совершаться неожиданные, в ряде случаев бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

9. Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Наиболее яркие проявления механизма рационализации получили название «кислый виноград» и «сладкий лимон». Защита по типу «кислого винограда» заключается в обесценивании недостижимого, снижении ценности того, что субъект получить не может. Защита по типу «сладкого лимона» имеет своей целью не столько дискредитацию недосягаемого объекта, сколько преувеличение ценности того, чем человек реально обладает. Механизмы рационализации наиболее часто используются в ситуациях потери, защищая от депрессивных переживаний.

10. Сублимация - психологическая защита посредством десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы активности. Агрессивность может сублимироваться в спорте, эротизм - в дружбе, эксгибиционизм - в привычке носить яркую броскую одежду.