Правила макияжа

Мир природы в лирике тютчева кратко. Сочинение на тему природа в творчестве тютчева

Мир природы в лирике тютчева кратко. Сочинение на тему природа в творчестве тютчева

Тарасенко Виктория

Разбор стихотворений Тютчева

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева» Выполнила ученица 6 «Б»класса Иванова Дарья

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Отец - Иван Николаевич Тютчев служил смотрителем в «экспедиции Кремлёвского строения». Мать - Екатерина Львовна Толстая. Детство поэта прошло в Овстуге, юношеские годы в Москве. Воспитанием и обучением Тютчева занимался молодой поэт-переводчик С. E. Раич. Он обучал Федора Ивановича латыни и древнеримской поэзии, поощрял первый стихотворный опыт Тютчева.

«Природа для Тютчева» Все творчество Тютчева - это обязательно что-то светлое, доброе, простое и неизменно свое - русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви. Любви к природе, к родине, к жизни наконец. Его тематика многообразна, и тем не менее почти все так или иначе связаны с темой природы. А во многих стихотворениях это главный предмет изображения. Природа, воспетая Тютчевым, близка и понятна каждому русскому человеку, она неразрывно связывается в его сознании с образом Родины.

Мастерство Тютчева всегда поражает. Он подмечает в самых обыкновенных природных явлениях что-то такое, что при всей своей невзрачности служит точнейшим, просто зеркальным, отображением неземной красоты. И выражено это «что-то» не в витиеватых фразах, а в простых и обычных словах, но идущих от самого сердца поэта. У Тютчева нет «мертвой природы» - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, существует человек. Не загромождая описания обилием подробностей, Тютчев выбирает самое необходимое, благодаря чему достигает большой художественной выразительности. Поэту удавалось улавливать, как сказал Некрасов, «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Такое под силу только человеку, увидевшему в природе «душу», осознавшему, что «в ней есть свобода, в ней есть любовь».

Стихотворения Тютчева

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все - простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...

Анализ стихотворения Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода - мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием. Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко.

Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон - И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу.

Анализ стихотворения После прочтения стихотворения «Зима недаром злится» вдруг возникает беспричинная радость. Может быть, оттого, что Весна "хохочет" и "шумит"? Или оттого, что она "румяней стала", ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления и желание поцеловать в разрумяненную щеку "прелестное дитя". Безусловно, и автор симпатизирует Весне. Хотя она "гонит со двора" старушку-зиму, но делает это, как говорится, на законных основаниях, ведь "пришла ее пора". А вот Зима ведет себя очень грубо. Сначала злится, ворчит по-стариковски, но потом переходит к решительным действиям: "взбесилась" да еще и снег бросила на прощанье в свою молодую соперницу. Поэтому и не звучит здесь традиционного философского элегического мотива: дескать, мне время тлеть, тебе - цвести. Нет, звучит только радость и торжество победы.

Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!.."

Анализ стихотворения Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью.

Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный - Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила

Анализ стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.

Спасибо за внимание!

Крутяк! 1

Тема природы в стихах Тютчева очень красиво описана. Он использует много изобразительно-выразительных средств, чтобы передать все оттенки. И читая его стихи, представляешь природу, как живое существо. А все это потому что видно поэту небезразличная природа, он любит ее и хорошо понимает и с помощью своего таланта хочет, чтобы мы тоже смогли приблизиться к природе, полюбить ее.

Судя по творчеству Тютчева, он обожал природу весной и осенью. Эти два сезона в году говорят о воскрешении и увядании матушки-природы. Всем известны созданные им образы – гроза, весенние воды, ночное море.

Красивый стих «Осенний вечер» стимулирует нас к размышлению. Ведь природа увядает, но не теряет своей красоты, а это не должно пройти незамеченным. Мы куда-то спешим и не хватает времени полюбоваться листиком, который сорвался и летит медленно вниз.

Также мы находим такие чудесные и неповторимые образы природы, как осеннее небо, ветер, тихий вечер, листья, деревья. От поэзии становится тихо и спокойно на душе. Мир наполняет гармония. Но все-таки есть вестники поздней осени, которая не настолько милая и спокойная – это холодный резкий ветер и яркие краски деревьев. Очень часто Тютчев в своих стихотворениях использует олицетворение природы и разные метафоры.

Противоположным спокойному стиху об осени является поэзия «Весенняя гроза». Тут поэт изобразил всю силу весны и первой майской грозы. Читаешь и прям чувствуешь запах грозы в воздухе.

Также характерным для лирики Тютчева есть использование человеческих чувств для описания природы. Например, настоящая счастливая любовь – это северное лето или же веяние весны среди осени. Поэт чувствовал то, что мы люди – часть природы и можем брать силу и энергию от нее. Она большой клад нашего вдохновения и источник счастливой жизни.

  1. Пейзажная лирика поэта.

Лирика Тютчева – явление вневременное

По духу, по отношению к жизни – Федор Тютчев поэт современный, так пронзительно и своевременно звучат сегодня вопросы вечности мира, размышления о месте человека во Вселенной, о радости и счастье, даруемых любовью и природой, о переживаниях и страданиях человеческих, которых не избежать в жизни. Человек и природа в лирике Тютчева занимают особое место: они всегда как будто вне эпохи, вне конкретного времени. Важен и интересен для него внутренний мир и развитие, ведь в представлении Тютчева природа и человек – части единого целого.

Тема человека и природы в лирике Тютчева

Пейзажная лирика поэта.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа для поэта всегда живая, мыслящая и чувствующая, и поэтически это выражается разноплановыми метафорами: «лазурь небесная смеется», «солнце … взглянуло исподлобья на поля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом».

Всегда разнообразны и точны, а иногда и неожиданны эпитеты: «усыпительно-безмолвны» нивы, вечер то «…младенчески-беспечный», то «бешено-игривый», осенних вечеров «умильная, таинственная прелесть», «беспредельная мгла» осени.

Сравнения, употребляемые Тютчевым, часто нетрадиционны, и потому придают стихотворениям особую художественную прелесть: сияние Белой горы, «как откровенье неземное», звезды горят, «как в первый день созданья», а хмурая ночь, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста».

Пейзажи и описания натуры так емки, многогранны и глубоки, что рисуют в воображении читателя полноценные, будто им самим увиденные картины. Стоит только прочесть, например, строки:

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила,

или с детства знакомое:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит

И вот уже из разряда читателей мы незаметно и как-то мгновенно становимся участниками, благодарными созерцателями происходящего в природе

Но каким бы точным и ярким не было описание у Тютчева, в нем всегда есть еще что-то, заставляющее задуматься об услышанном, некий более глубокий смысл.

Природа в лирике Тютчева как часть мироздания

Для такого мастера, как Тютчев, простое описание, констатация факта существования живой природы, ее красоты были бы слишком просты. Да, поэт всегда любуется, восхищается и благоговеет перед природой, но самое важное, начиная с ранних стихотворений – раздумья о мире, возможность проникновения в тайны бытия.
Поэт мыслит и чувствует значительно объемнее, глубже, мир природы и человека в лирике Тютчева – часть мироздания, Космоса, вечность которого несомненна. Именно поэтому в стихотворениях его всегда есть философский смысл. «Все во мне, и я во всем!

» – так чувствует поэт и говорит об этом во всеуслышание.

Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Былое – было ли когда?
Что ныне – будет ли всегда?..
Оно пройдет –
Пройдет оно, как всё прошло,
И канет в темное жерло –
За годом год.
За годом год, за веком век…
…Но с новым летом – новый злак
И лист иной.
И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож…

Мир природы и человека в лирике Тютчева – единое целое

Мир природы и человека в лирике Тютчева растворяются друг в друге. Переживания, душевное состояние лирического героя, сложный и противоречивый внутренний мир человека поэт передает, используя образы природы, и история человека в творчестве Тютчева рассматривается именно через призму его связи с природой, через понимание быстротечности земной жизни и вечности жизни вселенской.
Природа всегда беспристрастна – это убеждение поэта, из которого появляются строки:

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

Поэтому и на течение истории сам поэт, как правило, взирает бесстрастно, отстраненно, понимая, что они не могут изменить равновесия природы и всего мироздания.
Обращаясь, например, к декабристам, говорит:

Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не осталось и следов.

С другой стороны, стать свидетелем исторических коллизий значит для человека ищущего, знающего о вечности Вселенной приобщение к процессу миротворчества. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»

Так, как показывает Тютчев изменчивый мир природы: не стоящий на месте, с его бурями и штилями, упорядоченностью и хаосом, – так видит и стремится передать мятущийся мир человеческой души. Поэт отдает должное ценности жизни человека, его способности мыслить, творить, но отчетливо видит беспомощность перед стихиями в его собственной душе.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

В поэзии Тютчева присутствует множество контрастов, противоборствующих сил: хаос – гармония, день – ночь, земля – небо, но эти понятия не отождествляются с добром – злом. Они противопоставлены и взаимосвязаны одновременно, перетекают одно в другое, отражаются друг в друге, не существуя обособленно. Так, например, «певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах».

Находящиеся в вечной борьбе светлые и темные стороны души для Тютчева равноценны, как день и ночь, они – проявление природы человеческой, но именно в борьбе человек может найти свой путь. «Два голоса» всегда звучат внутри нас, и выбрать, просто плыть по течению, или в борьбе преодолевать обстоятельства и совершенствоваться, не стремясь к покою, искать смысл существования на Земле удел только лишь человека.

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
Как бой ни жесток, ни упорна борьба!
Над вами безмолвные звездные круги,
Под вами немые, глухие гроба.
Пускай олимпийцы завистливым оком
Глядят на борьбу непреклонных сердец.
Кто ратуя пал, побежденный лишь Роком,
Тот вырвал из рук их победный венец.

Отнюдь не всегда поэт оптимистичен, философские раздумья о тайнах мирозданья тревожат его, а с течением времени и угнетают. Порой в поисках смысла жизни, в минуты отчаяния он начинает сомневаться в нужности исканий.

Бесследно всё – и так легко не быть!
При мне иль без меня – что нужды в том?
Всё будет то ж – и вьюга так же выть,
И тот же мрак, и та же степь кругом.

Но даже в эти мгновения, предположив, что в действительности загадок не существует, Тютчев все равно считает природу сфинксом, к чьей тайне можно приблизиться, но не постичь.

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

И все-таки желание познать истинные тайны существования мира, уверенность в целостности мира, в том, что человек един с природой, острота чувств и восприятия окружающего не оставляют Тютчева:

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!

Жизненные уроки лирики Тютчева

Наследие Федора Тютчева невелико по объему, но еще современники оценили его по достоинству. В одном из писем И. Тургенев искренне делился отношением к творчеству поэта с А.Фетом: «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эмоционально обращался в письме к учителю своих детей Л. Толстой «Так не забудьте же достать Тютчева. Без него нельзя жить». А философ П. Флоренский писал следующее: «Пора, наконец, понять, что похвала Тютчеву не есть слово, ни к чему не обязывающее, а, будучи сказано искренне, оно подразумевает неисчислимые, мирового порядка, последствия». Проникновенно писал о стихотворениях Тютчева и А. Фет: «Каждое из них - солнце, т. е. самобытный, светящий мир…».

Художническая судьба Тютчева необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе слиты у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, показана в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Природа в стихах Тютчева одухотворена, очеловечена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно для поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством; это не просто описания природы, а драматические эпизоды одного сплошного действия.
Одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста является стихотворение «Осенний вечер». Стихотворение явно порождено конкретными впечатлениями, вызванной ими грустью, но в то же время пронизано трагическими раздумьями о скрытых бурях хаоса:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - это не столько описание своеобразия осеннего вечера, сколько обобщенное философское раздумье о времени. Нужно отметить, что ни одна точка не прерывает движение мысли и наблюдения, все стихотворение прочитывается в молитвенном преклонении перед великим таинством природы
Поэт видит на всем «кроткую улыбку увяданья». Таинственная прелесть природы вбирает в себя и зловещий блеск дерев, и предсмертную багряность осенней листвы; земля грустно сиротеет, но лазурь над нею туманная и тихая, словно предчувствие бурь, проносится холодный ветер.
За видимыми явлениями природы незримо «хаос шевелится» - таинственная, непостижимая, прекрасная глубина первозданного. И в этом едином дыхании природы лишь человек осознает «божественность» ее красоты и боль ее «стыдливого страданья».
За год до написания «Осеннего вечера» Тютчевым был создан «Летний вечер». Эти стихотворения тесно связаны, хотя и написаны в разных тональностях:
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли,
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
Можно сравнить эти два стихотворения. Надо отметить, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не упоминается небо. Напротив, в нем говорится о земле и обо всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но «туманной и тихой». Она будто вот-вот упадет на «сиротеющую» землю. В стихотворении же «Летний вечер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Все стремится вверх, пытаясь оторваться От земли. Звезды «приподнимают» небесный свод. Все стихотворение «Летний вечер» написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении отсутствуют резкие движения, все плавно, медленно. В «Осеннем вечере» все наоборот: порывы ветра, бури. Поэта томят предчувствия и тревоги, между тем как в «Летнем вечере» все мирно, «грудь дышит легче и вольней». В этом стихотворении преобладают светлые, спокойные краски, а в «Осеннем вечере» - темные, размытые, мрачные.
Противопоставления вообще характерны для творчества Тютчева. Он нередко создавал произведения противоположные по настроению и мысли, что свойственно и стихотворениям «Осенний вечер» и «Летний вечер». В них можно наметить несколько направлений антитезы: верх - низ; свет - тьма; жизнь - смерть; покой - буря. В этих стихотворениях Тютчев прекрасно изобразил разные состояния природы и через них - изменчивость состояний человека.

Человек и Вселенная, смысл жизни, взаимоотношения человека и природы, хаос и Космос, жизнь, любовь... Вечные темы, волновавшие писателей и поэтов во все времена. Волновали они и Ф.И. Тютчева. Но образы, которые выбирал поэт для воплощения своих мыслей, стиль изложения, глубина и значительность смысла, вкладываемого им в каждую строку, отличают его от всех других авторов. Многие стихотворения Тютчева - это минутные впечатления. В мгновенных ощущениях он старался выразить всего себя, свои мысли и чувства, свои переживания и тревоги, свое восприятие мира, которое часто строится на параллелях, сравнениях жизни человека и мира природы.

Очарование русской природы вошло в сердце поэта еще в юные, годы, когда он жил в своем родовом имении - селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Позже это чувство укрепилось, когда молодой дипломат приезжал из чинного Мюнхена в Россию, когда он окончательно вернулся на родину. Природа навсегда вошла в поэзию Тютчева и стала основным объектом его воспроизведения. Он не уставал любоваться лесом в осеннюю непогоду или ширью нолей, встречающих раннюю весну...

В русской лирике трудно найти художника, в творчестве которого мир природы занимал бы такое значительное место, но в своих стихах Тютчев стремился не столько к изображению пейзажа, сколько выражал свое переживание в связи с ним, свое неравнодушное отношение к нему. Он постоянно переосмыслял увиденные картины природы.

Произведения Тютчева отличаются особой глубиной, неповторимыми интонациями и оттенками чувств. У него редки зорко увиденные тонкие пейзажные детали вроде "паутины тонкого волоса", который "блестит на праздной борозде", - поэтической подробности, восхищавшей Л.Н. Толстого, но всегда присутствует "осердеченная" мысль, глубокая и сильная.

Одна из таких глубоких и сильных мыслей - суждение о хаосе, заключенном в природе. Этот хаос предстает перед взглядом поэта в виде непостижимой тайны и обнаруживается в бурных природных стихиях.

Например, в раннем стихотворении "О чем ты воешь, ветр ночной?.." поэт, вслушиваясь в звуки этой стихии, стремится разгадать тайну, скрытую в хаосе природного мира:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?

То глухо жалобный, то шумный?

Поэт хочет слиться со "страшными песнями", с тем "беспредельным", что в них ощущается, хочет познать "древний хаос", и в то же время ночное завывание пугает его, обнаруживая страшные силы и бездны:

О! бурь заснувших не буди -

Под ними хаос шевелится!..

От этого неистового ветра, воющего ночью, и в человеческой душе рождается подобная буря, хаос, мятежные мысли и страсти.

Все в этом стихотворении соткано из противоречий. Голос ветра "странный", но говорит "понятным сердцу языком"; песни его "страшны", но повесть его "любимая"; хаос ужасен, но он же и "родимый". Но такие противоречия - характерная черта поэзии Тютчева - художественно оправданны: навстречу "ночному ветру" рвется родственная ему "ночная душа" человека.

Поэт обращается к "беспредельному", возвышенному в природе, и язык стихотворения обретает высокое звучание: появляются книжные слова- "хаос", "ветр", "сетуешь", становятся частыми повторы. Эмоциональный подъем отражается в употреблении междометия "о" вопросов, восклицаний, повторяющихся союзов, недоговоренностей...

Тютчеву удается мастерски соединить сжатость своих стихотворений и силу чувства, которая мгновенно охватывает каждого, кто прочитает его строки. Вероятно, в этом и заключается особенность мироощущения автора, который не просто писал стихи, он мыслил поэтическим языком. И поэтому его мысли выливались в такие стройные мелодичные строки:

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров, она свила,

Покров, накинутый над бездной.

Не случайно, говоря о поэзии Тютчева, И.С. Тургенев отмечал "неподдельность его вдохновения", "поэтическое дуновение, которым веет от его страниц".

В природе Тютчева привлекает ее постоянное обновление. Он способен искренне радоваться появлению на кустах и деревьях первых листочков, освещенных лучами солнца, чувствовать, как весною "воздух дышит", слышать, как ветер "в поле стебль колышет" и "елей ветви шевелит". Ярким выражением обновления жизни представляется поэту гроза, когда свет сменяется тьмой, сверканиями молний и потом снова светом, когда жар чередуется со свежестью, а тишина с громовыми раскатами.

Природная стихия в стихотворении "Весенняя гроза" представлена во всей ее слуховой, осязательной и зрительной ощутимости. Мы видим, как "повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит", осязаем брызнувший дождик и летящую пыль; слышим "шум нагорный" молодых раскатов, птичий не умолкающий "гам лесной".

Яркие образы в стихотворениях поэта не только сверкают и блестят, они словно поют, проникая не столько словами, сколько настоящей музыкой в наши сердца:

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя.

Грохочет в небе голубом...

Все фонетические средства языка поэт подчиняет передаче музыки майской грозы: повторяется слог "гро-": грозу, гром, грохочет; рокочет звук "р": первый, резвяся, играя; шумит громкое "г", эхом отдаются певучие "о" и "а", которые, по наблюдению поэта Вс. А. Рождественского, передают чувство простора и легкости. Перед нами не просто картина грозы, восхитившая и поразившая тонкую душу, - это передача радостного обновления в природе, победное утверждение весны, торжество молодости и красоты.

Всю свою жизнь поэт не переставал восхищаться окружающей красотой и стремился передать все величие, все великолепие окружающего мира, донести эту красоту до читателей с помощью неповторимых интонаций, мелодичных, поющих и звенящих звуков, тонов и полутонов. Тютчев любил весну - как выражение красоты и полноты жизни, как торжество нового, сильного, светлого. Такой же идеей пробуждения и обновления в природе пронизано и с детства знакомое нам стихотворение - "Весенние воды" (Весна идет, весна идет!..), при чтении которого мы невольно проникаемся теми же чувствами, которые испытывает автор.

Тютчев не дает полного и точного описания событий и явлений. Он лишь наводит нас на определенное восприятие происходящего. Его стихотворения заставляют не только задумываться, размышлять, но и чувствовать, переживать, ощущать, погружаясь в волшебный мир звуков, запахов, красок и эмоций. Тонким переплетением образов, намеков, интонаций Тютчев как талантливый художник слова вводит нас в особый мир скрытого, незримого внутреннего понимания сути. Именно это плавное, незаметное погружение читателя в глубины мира, глубины явлений, иногда даже - самого себя и является одной из важнейших черт поэзии Тютчева. Вслушаемся в чудесные строки стихотворения "Утро в горах":

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Как тонко подобраны здесь слова, характеристики, как умело с помощью лишь нескольких штрихов поэт погружает нас в необъятные просторы горных долин и в глубину небесной лазури.

Но стихотворения Тютчева о природе не всегда несут в себе легкий восторг, веселье, беззаботность и умиротворенность. Творчество поэта вобрало в себя глубокие философские рассуждения о сущности человека, о смысле жизни, о таинстве мира, Вселенной. И часто чувство тревоги, тоски, страха перед неизвестностью врывается в произведения поэта совершенно иными интонациями, как, например, в стихотворении "День и ночь":

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами -

Вот отчего нам ночь страшна.

Трагическое мироощущение так же характерно для Тютчева, как и упоение жаждой жизни. И это сближает его творчество с творчеством великих композиторов, которые могли в одном произведении отразить и радость весенней капели, и тревоги предчувствия и ожидания чего-то страшного, неотвратимого.

Эмоциональный мир лирики природы Тютчева так же богат, разнообразен и насыщен, как сама душа человека. Природа близка и родственна человеку потому, что она и сама одухотворена: она для поэта чувствующее и мыслящее существо, способное не только рождаться, обновляться и умирать, но и переживать, говорить, кричать, негодовать, смеяться и восторгаться. Этому посвящено стихотворение "Не то, что мните вы, природа...", в котором поэт говорит о полноте бытия в природном мире и богатстве переживаний этого бытия:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тютчев вступает в полемику со скептиками, которые не признают этой полноты природной жизни. А поэт, в отличие от них, способен не только любоваться природой, но и живо ощущать ее тайны, ее негодующие бури, ее демонические "жесты", голоса, "поступки", "чувства". За внешней назидательностью строк проступает глубокое поэтическое содержание. Художник видит лучи, проникающие в самую душу, ощущает цветение весны, созревание плода, слышит говор леса, беседу звезд, совещание грозы, неземные языки рек. Пантеизм Тютчева отражается во многих его произведениях о природе и оттого его природа так многоголоса, насыщена красками, звуками, благоуханиями.

Изображение природы неотделимо у Тютчева от философского размышления о ней. Миниатюра "Природа - сфинкс. И тем она сильней..." исполнена мудрого раздумья о сути природы: загадка она, сфинкс, губящий человека, или же "Загадки нет и не было у ней". В таинственности природы кроется ее поэтическая прелесть. Она и загадочна, и ясна в своей одушевленности, она хаотична и гармонична одновременно. Снова перед нами "осердеченная" мысль, глубокая и сильная, согретая чувством" любви. Прав был В. Брюсов, подметивший, что "любование многообразными проявлениями жизни природы" представляется Тютчеву "высшим блаженством, доступным человеку".