Уход за лицом: полезные советы

Никита столпник в чем помогает. Преподобный никита столпник, переславский чудотворец

Никита столпник в чем помогает. Преподобный никита столпник, переславский чудотворец

НИКИТА СТОЛПНИК

Икона св. Никиты Столпника

Когда Ростово-Суздальская земля досталась в удел одному из сыновей Владимира Мономаха великому князю Георгию (Юрию) Долгорукому, то с особой силой засветилась в той земле свет Христовой веры. Первой и главной заботой сего князя было построение городов и храмов Божиих.
Великий князь, поселив жителей у Клещина озера (Плещеево озеро), нашёл на одном из возвышений иноческую обитель и близ неё городок, обнесённый высоким земляным валом. Он возымел желание обостроить его и заложил в нём каменную церковь во славу Преображения Господня. Но потом, с течением времени, по расчётам экономическим Георгий повелел перенести городок и, заложенную в нём церковь, на берег небольшого речки, названной Трубежом.
Внезапная гибель князя приостановила как устройство города, так и окончательное возведение белокаменной Преображенской церкви. Только при сыне его великом князе владимирском Андрее Боголюбском, она окончательно была отстроена и украшена "в Переяславле новом".
На покрытие издержек князя требовался усиленный сбор податей. Всё это тяжёлым бременем легло на плечи жителей Переславля. Этими сборами руководил уроженец Переславля Никита, с молодых лет отличавшийся жестоким характером. Он нещадно грабил жителей, причинял много зла, собирая огромные суммы денег для князя и для себя. По своей ловкости и умению ладить с властителями города он не боялся ни доносов, ни наказаний за неправду. Роскошные пиры, устраиваемые Никитой для властей города, и ценные подарки, делаемые им, давали Никите полную возможность проводить время весело и беззаботно, не обращая внимания на то, что многие от его корыстолюбия, алчности и притеснений проливали горькие слёзы. Таких же, подобных себе он имел друзей. Так длилось много лет. Но милосердный Господь, желающий спасти всех грешников, и Никиту привёл к покаянию.


Никита Столпник

Однажды, окончив свои занятия, он во время вечернего богослужения пришёл в церковь и услышал следующие прочтённые там слова пророка Исайи: "Тако глаголет Господь: измыйтеся и чисты будете, отымите лукавства от душ ваших... Научитеся добро творити... избавите обидимаго, суде сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу" (Ис. 1, 16-17). Эти слова проникли в глубину сердца грешника и потрясли его. В этих словах послышался Никите голос Божий, обращённый прямо к нему, и вот теперь мгновенно предстали перед ним все его неправды и беззакония. Он с ужасом видел теперь перед собою не иконы святых, а скорбные лица обиженных им, слышал уже не чтение и пение, но вопли и стоны тех, которым он причинял страдания. С сердечным трепетом Никита выскочил из храма и глубоко озабоченный возвратился в свой дом.
Всю ночь Никита провёл без сна, волнуемый мыслями о своей грешной жизни. На другой день по своей привычке он отправился к своим друзьям, развеселился в их обществе и просил их отобедать у него. За вкусным обедом с дорогими напитками, в обществе весёлой компании Никита думал окончательно забыть слышанные в церкви слова Пророка, столь сильно взволновавшие его душу, и совсем заглушить мрачные мысли.
Когда его жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела, что в кипящем котле пенится кровь, и всплывают на поверхность то человеческие головы, то рука, то ступни ног. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое Внезапно в нём пробудилась уснувшая совесть, и он ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. И, "великим страхом обдержим быв", оставил жену, детей, несправедливо приобретённое богатство и ушёл из дома.
В трёх верстах от Переяславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты (в настоящее время Никитский монастырь), туда и пришёл потрясённый страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: "Спаси погибающую душу!" Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния, дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем приходящим грехи свои. С глубоким смирением и искренним раскаянием Никита исполнял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нём и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот, но инок не нашёл Никиты на прежнем месте, а обнаружил его лежащем в болоте: он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришёл к добровольному страдальцу и спросил: "Сын мой! Что ты делаешь с собой?" "Отче! Спаси погибающую душу!",- отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввёл в монастырь и постриг в монашество.


Св.прп. Никита Столпник Переяславский и св.вмч. Никита.

В ознаменование тяжести беззаконий прошлой жизни, возложил он на себя тяжёлые железные вериги (цепи) и каменную шапку, без сна проводил дни и ночи, пребывая в молитве и посте. На местах своих монашеских подвигов преподобный Никита выкопал два глубоких колодца (до сих пор сохранились), но, желая больших подвигов покаяния, он устроил для себя столп. Это была круглая столпообразная яма или просто пещера, так что столпничество святого Никиты было, в сущности, затворничеством. И вошёл на него для умерщвления в своей плоти земных желаний и страстей, и для возвышения духа к Богу.


Надкладезная часовня и купальня на источнике Никиты Столпника.

Господь принял от Никиты жертву чистую и благоволил прославить его здесь, на земле, ниспослав ему дар исцелений.
Молва о великих подвигах Никиты и о благодатных дарах его достигла и далёкого Черниговского княжества, где тяжело страдал в это время параличом всех конечностей Великий Князь Михаил Всеволодович. Этот Князь, приснопамятный на Руси по своей мученической кончине от татар за имя Христово, болел почти с юных лет. Поэтому он, как только узнал о преподобном Никите, немедленно собрался, вместе со своим боярином Феодором, в путь к Переславлю.
За несколько километров до Переславля Михаил Всеволодович приказал своим слугам разбить походную палатку, чтобы отдохнуть от усталости, а потом явиться к подвижнику. Но лишь только шатры были раскинуты, как Князь приметил одного инока, направлявшегося к нему.
- Откуда и куда держишь путь, честный отче,- спросил инока князь.
- Из обители, сын мой, из обители той самой, в которой живёт Никита, что на столпе; иду за покупкой для обители; а ты, чадо, откуда и куда идёшь? - спросил в свою очередь инок. Князь сказал кто он, куда и зачем едет.
- Напрасно, княже, ты предпринял такой дальний и трудный путь,- возразил инок,- не может Никита исцелить твоей болезни; он не более, как льстец, только обольщает и обманывает народ,- сказал с уверенностью инок и, поклонившись князю, пошёл далее своей дорогой.
Такой отзыв инока о преподобном Никите не мог не поразить сердца Князя глубокою печалью. Через некоторое время перед Князем появился другой инок и повёл о Никите те же речи. После долгих размышлений и сомнений, князь послушавшись своего боярина, приказал снять свою палатку и двинулся вперёд.
Вот показалась святая обитель, к которой держал свой путь Князь. Немного не доехав до этой обители, князь, видя её на небольшом возвышении приказал снова разбить походную палатку, чтобы отсюда послать своего верного боярина к преподобному Никите и известить его о своём прибытии. Но прежде, чем боярин отправился к преподобному, к палатке князя опять подошёл инок, на вид уже не молодой, с железной лопатой на плече. Князь спросил инока откуда он, куда и зачем идёт. Отвечая на эти вопросы, инок к великому удивлению князя, сообщил, что преподобный Никита умер, и как бы для уверения князя в этом указал на свою лопату, которой будто бы сейчас засыпана была могила преподобного. Боярин Феодор, чтобы рассеять все сомнения, поспешил отправиться в обитель.
По прибытии в обитель, боярин обрёл великого подвижника на его столпе, в каменной шапке, в железных веригах, в непрестанном молитвенном труде, в постоянной работе над собой. Внимательно выслушав боярина6 Никита преподал ему некоторые наставления и вручил ему свой посох для передачи больному князю, чтобы тот, опираясь на этот посох, сам пришёл в обитель. Боярин поспешил возвратиться к князю, и лишь только князь принял от него посох, как тотчас же почувствовал в себе много сил, и без помощи других, опираясь только на посох, к удивлению и радости всех, сам пошёл в обитель к Никите. Дойдя до святой обители, князь в трепете приблизился к чудотворцу и высказал свою благодарность перед ним за исцеление от недуга. Это было 16 мая 1186 года.


Черниговская часовня на кладбище Переславля-Залесского.

Черниговскую часовню возвели в 1702 году на месте, где получил исцеление благодаря молитвенному подвигу переславского святого Никиты Столпника один из черниговских князей Михаил Всеволодович.

Часовня Столп прп. Никиты Столпника



Часовня Столп прп. Никиты Столпника




Икона Никиты Столпника в часовне

В обитель к преподобному, к чудному столпу его, стали стекаться разные люди. Великий сподвижник всем подавал просимое, никто не отходил от него без тех или иных милостей. Ночью пришли к нему некоторые из его родственников с просьбой помолиться за них и, увидев на нём тяжёлые вериги, которые от долгого трения о тело вычистились и блестели, подумали, что они серебряные. Они задумали убить святого. И в ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули его в грубую холстину и скрылись.
Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешили к столпу преподобного и увидели убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Торжественно с пением и свечами было погребено честное тело подвижника у церкви святого великомученика Никиты, с правой стороны алтаря. При этом все болеющие получили исцеление. Убийцы Никиты со своей добычей бежали всё дальше и дальше от Никитского монастыря. Никем не преследуемые, они, тем не менее, не смели остановиться, хотя бы для того, чтобы осмотреть свою добычу. Страх погони за ними гнал их всё дальше и дальше. Измученные страхом, убийцы наконец достигли берегов реки Волги и тут, ещё не переправляясь на другой берег реки, на одном из её возвышений, они решились осмотреть свою добычу. Но, развернув её, к удивлению и ужасу своему, увидели, что вместо серебра они добыли железо. С досадой убийцы бросили свою добычу в волны реки.
В ту же ночь Симеон, старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, собравшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». После этого, с молитвой и с торжеством, извлечены были эти чудесные предметы из реки и перенесены в Петропавловскую обитель. Внесение в обитель этих вериг и крестов сопровождалось многими чудотворениями. С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены у гроба Никиты. При этом произошли новые исцеления.
Около 1420-1425 годов святитель Фотий Митрополит Московский благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыл бересту, которой было обёрнуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землёй, и мощи остались под спудом. Над людьми внезапно разразилась страшная буря и выбросила из могилы всех, копавших её, земля, бывшая наверху могилы, мгновенно посыпалась снова в неё и совершенно сокрыла мощи преподобного. От этой бури многие падали и получали повреждение на теле, а некоторые от великого страха лишались даже рассудка.
Так до 2000 года мощи преподобного Никиты пребывали в земле.
В 2000 году были обретены мощи преподобного Никиты Столпника по благословению Патриарха Алексия II. Теперь они находятся в Благовещенском храме и, вместе с веригами Никиты, доступны для поклонения верующим.


Рака с мощами Никиты Столпника в Никитском монастыре Переславля.

Ковчег с мощами преподобного Никиты Столпника. Вознесенская Давидова Пустынь.

Теперь мощи Никиты столпника почивают в Благовещенском храме, при раке находятся и вериги преподобного. А в сентябре 2004 года трудами и молитвами насельников, прихожан и благотворителей обители были восстановлены обрушившиеся в период атеистического безвременья купола храма и над собором великомученика Никиты вновь засияли золотые кресты.


Благовещенский храм Никитского монастыря.

Сегодня в монастыре подвизается около десяти человек братии. Ежедневно совершается весь суточный круг богослужений, возносится молитва, на которой стоит весь мир. Насельники обители ведут активную духовно-просветительную работу в школах Переславля. Кроме того, много внимания уделяется социальному служению, заботе о бездомных и обездоленных людях.



Вериги преподобного Никиты Столпника в Благовещенском храме


Вериги и ковчег с мощами Никиты Столпника в Благовещенском храме


Малые вериги и крест Прп. Никиты

Сохранностью вериг преподобного Никиты столпника (больших и малых) мы обязаны отцу Феофану – последнему настоятелю находящегося поблизости от Никитской обители храма Живоначальной Троицы. Он жил со слепой женой Клавдией и больным от рождения сыном Борисом в Борисоглебской слободе. Из-за трудных семейных обстоятельств новая власть его некоторое время щадила – не арестовывала. Троицкий храм был закрыт последним. Но в октябре 1939 года отец Феофан был арестован, несмотря на свой преклонный возраст – ему тогда было далеко за восемьдесят. После ареста настоятеля его сын Борис был отправлен в интернат для психически больных, а жена через три месяца умерла.

Незадолго до ареста отец Феофан, зная, что после закрытия Никитского монастыря вериги преподобного Никиты хранятся у сторожа, попросил двух знакомых монахинь, Алфею и Глафиру, взять вериги к себе, и они с риском для жизни берегли эти святыни. Монахиням приходилось скитаться, скрываясь днем у разных знакомых, а ночевать в маленькой келлии под колокольней Троицкого храма. Вериги, тщательно завернутые, благоговейно хранились в особом, плетеном из ивняка коробе, запиравшемся на замок. Верующие люди, тайно приходившие к монахиням, имели возможность приложиться к этим святыням. Скромные приношения этих людей были основным источником пропитания монахинь.

В 1942 году монахиня Алфея была убита, и святыню продолжала хранить монахиня Глафира. Но вскоре вериги были переданы на хранение в Покровский храм, по благословению его настоятеля, отца Алексия Громова, так как он посчитал, что здесь вериги будут сохраннее. Монахиня Глафира вскоре также была убита при невыясненных обстоятельствах и похоронена рядом с монахиней Алфеей возле Троицкого храма. В ее келлии поселилась монахиня Мисаила, возвратившаяся из ссылки. В 1945 году возле могилок монахинь Алфеи и Глафиры появился третий холмик: монахиня Мисаила упокоилась рядом со своими предшественницами.

В Покровском храме вериги преподобного Никиты хранила монахиня Антония. Покровский храм никогда не закрывался, все же остальные храмы города и в его окрестностях были закрыты и многие из них уничтожены (за годы советской власти в Переславле из сорока храмов было взорвано более двадцати, остальные приведены в «нецерковный вид».).

Покровский храм уцелел, видимо, потому, что его настоятель, отец Алексий, присоединился к обновленческой церкви, в то время поощряемой советской властью. Он был прислан из города Владимира, у него была большая семья (матушка Антонида и трое сыновей), и, вероятно, ради спасения своей семьи он проявил малодушие и присоединился к «живой» лжецеркви. Служил священник Алексий Громов практически в пустом храме: православные жители Переславля не признавали обновленческой церкви. Монахиня Антония, профессиональный регент, ради святых вериг согласилась служить с отцом Алексием. Со временем весть о веригах преподобного Никиты стала привлекать в Покровский храм богомольцев, ищущих духовного укрепления по молитвам преподобного Никиты.

Постепенно богослужебная жизнь в Покровском храме становилась все более интенсивной, но это было вызвано прискорбными обстоятельствами: все чаще стали приходить жителям города «похоронки» с фронта, и люди шли отпевать своих погибших родственников в единственный действовавший тогда Покровский храм.

В 1949 году отец Алексий принес публично церковное покаяние, был прощен и уехал с семьей во Владимир. Впоследствии все его трое сыновей – Павел, Борис и Олег стали православными священниками. После него в Покровском храме служили священники, которых присылала Троице-Сергиева Лавра из числа молодых людей, окончивших семинарию.

В 1953 году в течение нескольких месяцев настоятелем Покровского храма был архимандрит Таврион (Батозский). К тому времени большие вериги преподобного Никиты уже были переданы в Переславский музей: тогдашний его директор, хотя и был человеком неверующим, сумел заполучить в музей вериги, понимая, что они имеют большую историко-культурную ценность. Малые вериги оставались в Покровском храме, но хранить их там было рискованно. Вскоре отец Таврион был переведен в Елгаву под Ригой, в Спасо-Преображенскую пустынь. Перед его отъездом из Переславля к нему приехал из Риги знакомый летчик, который увез малые вериги в Елгаву. Многие верующие люди знали об этом и ездили в Спасо-Преображенскую пустынь приложиться к веригам.

К отцу Тавриону приезжал из Ярославля его духовный сын, иеромонах Севастиан, который был секретарем епархии при архиепископе Ярославском и Ростовском Сергии (Ларине, † 1967). Впоследствии отец Севастиан по состоянию здоровья покинул Ярославскую епархию и обосновался в Спасо-Преображенской пустыни возле своего духовного отца. Когда Никитский монастырь был возвращен Церкви, отец Севастиан позаботился о том, чтобы вериги были возвращены на свое исконное место, и святыня была привезена в Никитский монастырь.

Большие вериги хранились в запасниках музея и были недоступны для верующих. После возобновления богослужений в Никитском монастыре тогдашний директор музея Михаил Михайлович Семенов, верующий, благородный человек, передал вериги в обитель.

Так Никитский монастырь вновь обрел одну из своих главных святынь.

Дни памяти: - 5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых);
- 6 июня.

Младенцев мужского пола, рождённых 6 июня и в ближайшие дни, по церковной традиции называют в честь преподобного Никиты Столпника.
Никиту просят о прогнании лукавых духов, об исцелении в расслаблении тела с бессонницей, потерей аппетита и лишением каких-либо членов .

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Никите, столпнику Переславльскому. Тропарь, глас 4 .
Православным смыслом юношская возжеления возненавидев и доблественныя нравы восприим, врага победил еси, и во благоразумии Богу угодил еси, и свыше от Него прием дар чудес, бесы прогоняти, недуги исцеляти, Никито преславне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4 .
Христову мученику тезоименит был еси, преподобне, многи подвиги и труды претерпел еси Христа ради, Егоже ради вериги носил еси, блаженне, Того ныне о нас моли, Никито преподобне, душевныя наша и телесныя страсти уврачевати, верою и любовию почитающих присно память твою.

КОНДАК, ГЛАС 8 .
Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси, и венец нетления от Него восприял еси, приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы, о Никито преподобне, молитвенниче о душах наших.


Преподобный Никита Столпник Переяславский и Преподобный Макарий Унженский.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Святой Никита в молодости служил сборщиком податей и налогов у князя Долгорукого в Переславле-Залесском. Он был беспощаден, причинил много зла, угнетая бедняков, которые были не в силах платить подати, занимался поборами и бесчинствовал с такими же, как и он, друзьями. Как-то он проходил мимо церкви во время вечерни и услышал слова пророка Исайи: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис 1, 16) . Ужаснувшись, он пришел к себе домой и не сомкнул глаз всю ночь. На следующий день, как обычно, он пригласил друзей на обед и попросил супругу приготовить угощенье. Жена начала резать мясо и увидела, что кровь течет как-то необычно, а когда стала варить его в котле, кровь вскипела, а на поверхность всплыли части человеческого тела. Испугавшись, она позвала супруга, а тот, увидев то же самое, в ужасе воскликнул: «Увы мне, много я согрешил!»

Он со слезами выскочил из дома и бросился в монастырь Великомученика Никиты, расположенный в трех верстах от города. Пав в ноги игумену, он взмолился: «Спаси погибающую душу!» Чтобы испытать искренность покаяния, игумен дал Никите послушание стоять на пороге монастыря и исповедовать свои грехи всем входящим и выходящим, что тот и делал некоторое время. Затем, приметив неподалеку болото, заросшее камышом, над которым летали тучи мошек и комаров, он разделся, лег нагим в камыши и стал молиться. Посланные игуменом иноки не нашли его у ворот монастыря, бросились искать и обнаружили в камышах, всего искусанного и окровавленного. Игумен сам пришел на болото и спросил, почему он подвергает себя такому истязанию. Никита ответил: «Отче, спаси погибающую душу!»

Его привели в монастырь, постригли в монахи, после чего он удалился в крохотную келью, где жил в непрестанной молитве, всегда соблюдая пост. По ночам вместо отдыха он тайком отправлялся трудиться на пользу обители: так он вырыл два глубоких колодца в окрестностях монастыря. Его осаждали бесы, но он оборонялся от них крестным знамением и призыванием святого великомученика Никиты, однако никому не рассказывал о своих борениях. Потом подвижник устроил недалеко от церкви столп-колодец, в котором находился постоянно, подражая столпникам древности.

За трудные подвиги он был награжден даром чудотворения и исцеления тех, кто просил его заступничества. Боголюбивый князь Михаил Черниговский был тогда парализован. Наслышанный о святом Никите, он приказал боярам доставить себя в Переславль. По дороге бес, принявший обличье инока, сказал князю, что он из монастыря, где подвизается Никита, и что столпник - самозванец и лжец. Сильно опечаленный, князь, тем не менее, продолжил путь и, остановившись недалеко от монастыря, послал одного из бояр предупредить святого о своем прибытии. Бес, на этот раз принявший облик одноглазого инока с лопатой, подозвал посланца и сообщил ему, что Никита умер и что он только что похоронил его. Заподозрив обман, боярин прогнал беса именем святого, а затем подошел к столпу, где подвизался Никита. Подвижник передал ему свой посох. Как только боярин вложил посох в руки князю, тот исцелился и на своих ногах отправился к святому поблагодарить и получить благословение (1186).

Однажды ночью дальние родственники Никиты, приходившие просить его молитв, прельстились веригами и крестами святого, приняв их из-за блеска за серебряные. По диавольскому наущению они убили человека Божия и завладели веригами. Ранним утром пономарь, пришедший к святому за благословением начать службу, обнаружил его бездыханное тело, источавшее сладостное благоухание. Иноки похоронили его в храме Великомученика Никиты около алтаря. Во время погребения произошло много чудесных исцелений (1186 или 1189).

Что касается безбожников-злодеев, они, увидев, что похищенные цепи были железными, бросили их в Волгу недалеко от Ярославского Петровского монастыря. По откровению они были обнаружены иноками этой обители и явили много чудес. Впоследствии святой Никита предстал перед монахом, нашедшим цепи, и велел отнести их в Переславль на свою могилу. С тех пор эти святые реликвии исцеляют всех, кто поклоняется им с верой.

В XV веке митрополит Фотий благословил открыть мощи святого. Они оказались нетленными, и почитание прп. Никиты Столпника стало стихийно распространяться по всей Руси .


Он был официально канонизирован Церковным Собором в Москве в 1549 г.

Подвизаясь в строгом посте и непрерывной молитве, преподобный Никита Столпник, желая еще более ужесточить свою и без того подвижническую жизнь, возложил на себя тяжелые железные вериги и каменную шапку в ознаменование всей тяжести беззаконий своей прошлой жизни. К великому пустыннику, столпнику и аскету стекались самые разные люди и среди них однажды ночью к нему пришли его родственники с просьбой помолиться о них. Но когда они увидели на нём тяжёлые вериги, которые от долгого трения о тело подвижника отполировались так, что блестели, подумали, что они серебряные. В этот момент они задумали убить святого и украсть вериги. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули его в грубую холстину и скрылись.
Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешили к столпу преподобного и увидели убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Торжественно с пением и свечами было погребено честное тело подвижника у церкви святого великомученика Никиты, с правой стороны алтаря. При этом все болеющие получили исцеление.

Убийцы Никиты со своей добычей бежали всё дальше и дальше от Никитского монастыря. Никем не преследуемые, они, тем не менее, не смели остановиться, хотя бы для того, чтобы осмотреть свою добычу. Страх погони за ними гнал их всё дальше и дальше. Измученные страхом, убийцы наконец достигли берегов реки Волги и тут они решились осмотреть свою добычу. Но, развернув её, к удивлению и ужасу своему, увидели, что вместо серебра они добыли железо. С досадой убийцы бросили свою добычу в волны реки. В ту же ночь Симеон, старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, собравшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». После этого, с молитвой и с торжеством, извлечены были эти чудесные предметы из реки и перенесены в Петропавловскую обитель. Внесение в обитель вериг и крестов сопровождалось многими чудотворениями. С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены у гроба святого Никиты. При этом произошли новые исцеления.

Около 1420-1425 годов святитель Фотий Митрополит Московский благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыл бересту, которой было обёрнуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землёй, и мощи остались под спудом.
Так до 2000 года мощи преподобного Никиты пребывали в земле. В 2000 году были обретены мощи преподобного Никиты Столпника по благословению Патриарха Алексия II. Теперь они находятся в Благовещенском храме и, вместе с веригами Никиты, доступны для поклонения верующим.

Сохранностью вериг преподобного Никиты столпника мы обязаны отцу Феофану – настоятелю находящегося поблизости от Никитской обители храма Живоначальной Троицы. Незадолго до ареста отец Феофан, зная, что после закрытия Никитского монастыря вериги преподобного Никиты хранятся у сторожа, попросил двух знакомых монахинь, Алфею и Глафиру, взять вериги к себе, и они с риском для жизни берегли эти святыни. Но вскоре вериги были переданы на хранение в Покровский храм, по благословению его настоятеля, протоиерея Алексия Громова, так как он посчитал, что здесь вериги будут сохраннее. В Покровском храме вериги преподобного Никиты хранила монахиня Антония. Покровский храм никогда не закрывался, все же остальные храмы города и в его окрестностях были закрыты и многие из них уничтожены.

Впоследствии, вериги преподобного Никиты Столпника были переданы на хранение в Переславский музей и несколько десятков лет были недоступны для верующих.

После возобновления богослужений в Никитском монастыре директор музея Михаил Михайлович Семенов, верующий, благородный человек, передал вериги в обитель. Так Никитский монастырь вновь обрел одну из своих главных святынь. В настоящее время тысячи паломников со всех концов России и со всего Православного мира ежегодно приезжают в Никитский мужской монастырь, чтобы поклониться великой святыне.

Сей преподобный отец наш родился и получил воспитание в городе Переяславле Залесском. С молодых лет он отличался жестоким и обидчивым характером, устраивал возмущения и причинял людям много зла, привлекая их к суду и производя грабежи. Таких же, подобных себе, он имел и друзей. Однажды, окончив свои занятия, он во время вечернего богослужения пришел в церковь и услышал следующие прочтенные там слова пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» (Ис.I:16), и проч. От этих слов он тотчас же пришел в ужас и, возвратившись домой, всю ночь провел без сна, размышляя об этих словах. На другой день по своей привычке он отправился к друзьям своим, развеселился в их обществе и просил их обедать у него в этот день. После сего он пошел на рынок купить провизии и, принесши ее домой, велел жене, чтобы она приготовила обед. И когда жена стала мыть мясо, то заметила, что из него необычно течёт кровь, а потом, когда она положила его в горшок и стала варить, то увидела, что в горшке пенится кровь и выплывает на поверхность то человечья голова, то рука, то ступни ног. От этого она пришла в ужас и рассказала мужу. Когда же он пришел и сам увидел то, о чем рассказала ему жена, то на долгое время его объял ужас, а потом, пришедши в себя, он с глубоким сердечным вздохом сказал:

Увы мне! много я согрешил.

После этих слов, молясь и заливаясь слезами, он вышел из дома и, отшедши на одно поприще от города, пришел в монастырь святого великомученика Никиты. Здесь он упал к ногам игумена сего монастыря и сказал:

Спаси погибающую душу.

Изумленный такою необыкновенною переменою Никиты, игумен сказал ему на это:

Испытай себя: пробудь три дня у монастырских ворот, плачь и исповедуй грехи свои пред всеми, кто будет входит в монастырь и выходить из него.

Никита так и сделал. Три дня он плакал и молился, исповедуя пред всеми грехи свои. После сего он увидел вблизи монастыря болотистое место, поросшее тростником, и множество летающих над ним мошек и комаров. Он пришел к этому месту снял с себя одежду и, вошедши совершенно нагим в болото, сел в тростник и стал молиться Богу. По прошествии трех дней игумен послал инока посмотреть, что делает Никита. Инок пришел и, не найдя его у монастырских ворот, после недолгих поисков нашел его лежащим в тростнике. Мошки и комары огромным облаком кружились над ним. Вернувшись в монастырь, инок рассказал об этом игумену. Тогда игумен вместе с братиею монастыря пришел к Никите и, увидев его в таком положении, что и тела его нельзя было разглядеть (так обильно текла из него кровь) сказал ему:

Сын мой! что это ты делаешь с собою!

Никита же ничего другого не отвечал, а только говорил игумену:

Отец! спаси погибающую душу.

После сего игумен ввел его в монастырь, постриг в иночество и поместил в тесную келлию, где он стал пребывать в постоянных молитвах и посте, проводя без сна дни и ночи. В это время злокозненный враг стал наводить на него страх различными видениями, но он ограждал себя от этих видений крестным знамением, призывая на помощь святого великомученика Никиту, и никому об этом не говорил. Вскоре Никита устроил себе близ церкви столп и выкопал узкую тропинку под церковную стену, которою и приходил в церковь на молитву. За такие подвиги он получил от Бога дар чудотворений, так как многие, одержимые различными недугами, приходя к нему, получали от него исцеление.

В это время благоверный князь черниговский Михаил заболел недугом расслабления. Услышав о святом Никите, он велел боярам своим свезти себя в город Переяславль к преподобному для исцеления. Когда он был уже в пути, то встретил его демон в образе монаха и сказал о себе, что он из того же монастыря, где подвизался и святой Никита. Князь спросил его о преподобном, и демон сказал, что он - обманщик. Это сильно опечалило князя. Через несколько времени тот же демон уже в другом образе снова встретил князя на пути и сказал ему:

Напрасно ты, князь, утруждаешь себя, совершая такой длинный путь.

Когда же князь подошел на расстояние одного поприща к монастырю, где пребывал преподобный, то повелел поставить себе шатёр, чтобы отдохнуть от пути, и послал в монастырь одного из своих бояр известить преподобного о своем прибытии. Тогда тот же демон встретил посланного в образе слепого на один глаз монаха с лопатою в руках и сообщил ему, что преподобный умер и что он уже похоронил его.

Поняв обман, боярин возбранил демону молитвою святого, и демон остался совершенно недвижимым на том месте, где стоял. Боярин тогда пришел к столпу святого Никиты и сообщил ему о прибытии князя и о тяжком недуге его, после чего святой послал князю жезл свой. Благоверный князь Михаил взял этот жезл в руку свою и стал на ноги совершенно здоровым, так что пришел пешком к столпу преподобного, принял от него благословение и рассказал ему всё о демонском искушении, случившемся с ним во время путешествия. Тогда преподобный возбранил демону именем Божиим и повелел ему явно пред всеми в течение трех часов стоять неподвижно у своего столпа, после чего демон дал святому клятву никогда более не делать зла людям и немедленно исчез. Получив исцеление, благоверный князь Михаил усердно возблагодарил Бога и святого старца и, дав богатый дар монастырю, возвратился в свой город.

Так святой отец наш Никита, пребывая в столпе своем и вознося постоянные молитвы Богу, подавал исцеление всем, кто приходил к нему для получения врачевства от недугов.

В одну ночь пришли к преподобному некоторые из его родственников, с просьбою помолиться за них и, увидев на нем тяжелые вериги, которые от долгого трения о тело вычистились и блестели, подумали, что они серебряные. Омраченные диавольским наущением, они задумали убить святого и, пришедши к столпу, разобрали бывший на нем покров, вошли в него и насильственно разлучили душу святого от тела его.

Взяв затем вериги, они завернули их в грубую холстину и убежали. Перед утренним богослужением параэкклисиарх по обычаю пришел к столпу святого, чтобы получить от него благословение, и, увидев, что покров столпа разобран, пошел к игумену и сообщил ему об этом. Тогда пришли к столпу и нашли тело преподобного еще тёплым, при чем от него исходило благоухание. Благоговейно взяв его из столпа, с каждением и пением псалмов торжественно похоронили его у церкви святого мученика Никиты с правой стороны вблизи алтаря. При этом все недужные, какие случились в то время, получили исцеление.

Нечестивые же убийцы преподобного, думая, что они приобрели драгоценное сокровище, продолжали бежать и скоро достигли реки Волги. Тут они развернули холстину и, увидев, что три честные креста и тяжелые вериги - железные, что от долгого трения они вычистились и от того блестели, бросили их в реку у города Ярославля близ монастыря святого Апостола Петра. В первую же ночь после этого один инок этого монастыря, по имени Симеон, увидел на том месте недалеко от берега три ярко светящиеся столпа. Они поднимались от земли к небу и испускали лучи света. Инок рассказал об этом архимандриту своего монастыря, а тот сообщил начальнику города и, сопровождаемые множеством народа, они отправились на это место и нашли честные вериги преподобного, которые подобно сухому дереву чудесно плавали поверх воды. Благоговейно взяв их, с пением псалмов понесли в город и, встретив на пути хромого, который ползал на ногах по земле, осенили его крестами, бывшими на веригах, после чего укрепились ступни ног и колени его, и он стал на ноги, совершенно здоровый. Кроме сего много других больных, страдавших различными недугами, получили исцеление от вериг преподобного. Спустя некоторое время преподобный Никита явился вышеупомянутому иноку Симеону и сказал ему:

Пусть сей честной знак моих подвигов в скором времени перенесен будет отсюда и положен на гробе моем.

После сего вериги преподобного с почестями были перенесены из города Ярославля в город Переяславль и положены на честном гробе его. Всем, приходящим с верою, они подают многие исцеления во славу Христа Бога.

Тропарь преподобного Никиты

Православным смыслом юношеская возжеления возненавидев/ и доблественныя нравы восприим, врага победил еси,/ и во благоразумии Богу угодил еси,/ и свыше от Него прием дар чудес,/ бесы прогоняти, недуги исцеляти,/ Никито преславне,// моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Никиты

Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси,/ приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы,/ о Никито преподобне,// молитвинниче о душах наших.

НИКИТА СТОЛПНИК

Икона св. Никиты Столпника

Когда Ростово-Суздальская земля досталась в удел одному из сыновей Владимира Мономаха великому князю Георгию (Юрию) Долгорукому, то с особой силой засветилась в той земле свет Христовой веры. Первой и главной заботой сего князя было построение городов и храмов Божиих.
Великий князь, поселив жителей у Клещина озера (Плещеево озеро), нашёл на одном из возвышений иноческую обитель и близ неё городок, обнесённый высоким земляным валом. Он возымел желание обостроить его и заложил в нём каменную церковь во славу Преображения Господня. Но потом, с течением времени, по расчётам экономическим Георгий повелел перенести городок и, заложенную в нём церковь, на берег небольшого речки, названной Трубежом.
Внезапная гибель князя приостановила как устройство города, так и окончательное возведение белокаменной Преображенской церкви. Только при сыне его великом князе владимирском Андрее Боголюбском, она окончательно была отстроена и украшена "в Переяславле новом".
На покрытие издержек князя требовался усиленный сбор податей. Всё это тяжёлым бременем легло на плечи жителей Переславля. Этими сборами руководил уроженец Переславля Никита, с молодых лет отличавшийся жестоким характером. Он нещадно грабил жителей, причинял много зла, собирая огромные суммы денег для князя и для себя. По своей ловкости и умению ладить с властителями города он не боялся ни доносов, ни наказаний за неправду. Роскошные пиры, устраиваемые Никитой для властей города, и ценные подарки, делаемые им, давали Никите полную возможность проводить время весело и беззаботно, не обращая внимания на то, что многие от его корыстолюбия, алчности и притеснений проливали горькие слёзы. Таких же, подобных себе он имел друзей. Так длилось много лет. Но милосердный Господь, желающий спасти всех грешников, и Никиту привёл к покаянию.


Никита Столпник

Однажды, окончив свои занятия, он во время вечернего богослужения пришёл в церковь и услышал следующие прочтённые там слова пророка Исайи: "Тако глаголет Господь: измыйтеся и чисты будете, отымите лукавства от душ ваших... Научитеся добро творити... избавите обидимаго, суде сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу" (Ис. 1, 16-17). Эти слова проникли в глубину сердца грешника и потрясли его. В этих словах послышался Никите голос Божий, обращённый прямо к нему, и вот теперь мгновенно предстали перед ним все его неправды и беззакония. Он с ужасом видел теперь перед собою не иконы святых, а скорбные лица обиженных им, слышал уже не чтение и пение, но вопли и стоны тех, которым он причинял страдания. С сердечным трепетом Никита выскочил из храма и глубоко озабоченный возвратился в свой дом.
Всю ночь Никита провёл без сна, волнуемый мыслями о своей грешной жизни. На другой день по своей привычке он отправился к своим друзьям, развеселился в их обществе и просил их отобедать у него. За вкусным обедом с дорогими напитками, в обществе весёлой компании Никита думал окончательно забыть слышанные в церкви слова Пророка, столь сильно взволновавшие его душу, и совсем заглушить мрачные мысли.
Когда его жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела, что в кипящем котле пенится кровь, и всплывают на поверхность то человеческие головы, то рука, то ступни ног. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое Внезапно в нём пробудилась уснувшая совесть, и он ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. И, "великим страхом обдержим быв", оставил жену, детей, несправедливо приобретённое богатство и ушёл из дома.
В трёх верстах от Переяславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты (в настоящее время Никитский монастырь), туда и пришёл потрясённый страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: "Спаси погибающую душу!" Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния, дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем приходящим грехи свои. С глубоким смирением и искренним раскаянием Никита исполнял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нём и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот, но инок не нашёл Никиты на прежнем месте, а обнаружил его лежащем в болоте: он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришёл к добровольному страдальцу и спросил: "Сын мой! Что ты делаешь с собой?" "Отче! Спаси погибающую душу!",- отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввёл в монастырь и постриг в монашество.


Св.прп. Никита Столпник Переяславский и св.вмч. Никита.

В ознаменование тяжести беззаконий прошлой жизни, возложил он на себя тяжёлые железные вериги (цепи) и каменную шапку, без сна проводил дни и ночи, пребывая в молитве и посте. На местах своих монашеских подвигов преподобный Никита выкопал два глубоких колодца (до сих пор сохранились), но, желая больших подвигов покаяния, он устроил для себя столп. Это была круглая столпообразная яма или просто пещера, так что столпничество святого Никиты было, в сущности, затворничеством. И вошёл на него для умерщвления в своей плоти земных желаний и страстей, и для возвышения духа к Богу.


Надкладезная часовня и купальня на источнике Никиты Столпника.

Господь принял от Никиты жертву чистую и благоволил прославить его здесь, на земле, ниспослав ему дар исцелений.
Молва о великих подвигах Никиты и о благодатных дарах его достигла и далёкого Черниговского княжества, где тяжело страдал в это время параличом всех конечностей Великий Князь Михаил Всеволодович. Этот Князь, приснопамятный на Руси по своей мученической кончине от татар за имя Христово, болел почти с юных лет. Поэтому он, как только узнал о преподобном Никите, немедленно собрался, вместе со своим боярином Феодором, в путь к Переславлю.
За несколько километров до Переславля Михаил Всеволодович приказал своим слугам разбить походную палатку, чтобы отдохнуть от усталости, а потом явиться к подвижнику. Но лишь только шатры были раскинуты, как Князь приметил одного инока, направлявшегося к нему.
- Откуда и куда держишь путь, честный отче,- спросил инока князь.
- Из обители, сын мой, из обители той самой, в которой живёт Никита, что на столпе; иду за покупкой для обители; а ты, чадо, откуда и куда идёшь? - спросил в свою очередь инок. Князь сказал кто он, куда и зачем едет.
- Напрасно, княже, ты предпринял такой дальний и трудный путь,- возразил инок,- не может Никита исцелить твоей болезни; он не более, как льстец, только обольщает и обманывает народ,- сказал с уверенностью инок и, поклонившись князю, пошёл далее своей дорогой.
Такой отзыв инока о преподобном Никите не мог не поразить сердца Князя глубокою печалью. Через некоторое время перед Князем появился другой инок и повёл о Никите те же речи. После долгих размышлений и сомнений, князь послушавшись своего боярина, приказал снять свою палатку и двинулся вперёд.
Вот показалась святая обитель, к которой держал свой путь Князь. Немного не доехав до этой обители, князь, видя её на небольшом возвышении приказал снова разбить походную палатку, чтобы отсюда послать своего верного боярина к преподобному Никите и известить его о своём прибытии. Но прежде, чем боярин отправился к преподобному, к палатке князя опять подошёл инок, на вид уже не молодой, с железной лопатой на плече. Князь спросил инока откуда он, куда и зачем идёт. Отвечая на эти вопросы, инок к великому удивлению князя, сообщил, что преподобный Никита умер, и как бы для уверения князя в этом указал на свою лопату, которой будто бы сейчас засыпана была могила преподобного. Боярин Феодор, чтобы рассеять все сомнения, поспешил отправиться в обитель.
По прибытии в обитель, боярин обрёл великого подвижника на его столпе, в каменной шапке, в железных веригах, в непрестанном молитвенном труде, в постоянной работе над собой. Внимательно выслушав боярина6 Никита преподал ему некоторые наставления и вручил ему свой посох для передачи больному князю, чтобы тот, опираясь на этот посох, сам пришёл в обитель. Боярин поспешил возвратиться к князю, и лишь только князь принял от него посох, как тотчас же почувствовал в себе много сил, и без помощи других, опираясь только на посох, к удивлению и радости всех, сам пошёл в обитель к Никите. Дойдя до святой обители, князь в трепете приблизился к чудотворцу и высказал свою благодарность перед ним за исцеление от недуга. Это было 16 мая 1186 г.


на кладбище Переславля-Залесского.

Черниговскую часовню возвели в 1702 г. на месте, где получил исцеление благодаря молитвенному подвигу переславского святого Никиты Столпника один из черниговских князей Михаил Всеволодович.

Часовня Столп прп. Никиты Столпника


Часовня Столп прп. Никиты Столпника


Икона Никиты Столпника в часовне

В обитель к преподобному, к чудному столпу его, стали стекаться разные люди. Великий сподвижник всем подавал просимое, никто не отходил от него без тех или иных милостей.
Ночью пришли к нему некоторые из его родственников с просьбой помолиться за них и, увидев на нём тяжёлые вериги, которые от долгого трения о тело вычистились и блестели, подумали, что они серебряные. Они задумали убить святого. И в ночь на 24 мая 1186 г. они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули его в грубую холстину и скрылись.
Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешили к столпу преподобного и увидели убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Торжественно с пением и свечами было погребено честное тело подвижника у церкви святого великомученика Никиты, с правой стороны алтаря. При этом все болеющие получили исцеление.
Убийцы Никиты со своей добычей бежали всё дальше и дальше от Никитского монастыря. Никем не преследуемые, они, тем не менее, не смели остановиться, хотя бы для того, чтобы осмотреть свою добычу. Страх погони за ними гнал их всё дальше и дальше. Измученные страхом, убийцы наконец достигли берегов реки Волги и тут, ещё не переправляясь на другой берег реки, на одном из её возвышений, они решились осмотреть свою добычу. Но, развернув её, к удивлению и ужасу своему, увидели, что вместо серебра они добыли железо. С досадой убийцы бросили свою добычу в волны реки.
В ту же ночь Симеон, старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, собравшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». После этого, с молитвой и с торжеством, извлечены были эти чудесные предметы из реки и перенесены в Петропавловскую обитель. Внесение в обитель этих вериг и крестов сопровождалось многими чудотворениями.
С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены у гроба Никиты. При этом произошли новые исцеления.
Около 1420-1425 годов святитель Фотий Митрополит Московский благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыл бересту, которой было обёрнуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землёй, и мощи остались под спудом. Над людьми внезапно разразилась страшная буря и выбросила из могилы всех, копавших её, земля, бывшая наверху могилы, мгновенно посыпалась снова в неё и совершенно сокрыла мощи преподобного. От этой бури многие падали и получали повреждение на теле, а некоторые от великого страха лишались даже рассудка.
Так до 2000 г. мощи преподобного Никиты пребывали в земле.
В 2000 г. были обретены мощи преподобного Никиты Столпника по благословению Патриарха Алексия II. Теперь они находятся в Благовещенском храме и, вместе с веригами Никиты, доступны для поклонения верующим.


Рака с мощами Никиты Столпника в Никитском монастыре Переславля.

Ковчег с мощами преподобного Никиты Столпника. Вознесенская Давидова Пустынь.

Теперь мощи Никиты столпника почивают в Благовещенском храме, при раке находятся и вериги преподобного. А в сентябре 2004 г. трудами и молитвами насельников, прихожан и благотворителей обители были восстановлены обрушившиеся в период атеистического безвременья купола храма и над собором великомученика Никиты вновь засияли золотые кресты.


Благовещенский храм Никитского монастыря.

Сегодня в монастыре подвизается около десяти человек братии. Ежедневно совершается весь суточный круг богослужений, возносится молитва, на которой стоит весь мир. Насельники обители ведут активную духовно-просветительную работу в школах Переславля. Кроме того, много внимания уделяется социальному служению, заботе о бездомных и обездоленных людях.



Вериги преподобного Никиты Столпника в Благовещенском храме


Вериги и ковчег с мощами Никиты Столпника в Благовещенском храме


Малые вериги и крест Прп. Никиты

Сохранностью вериг преподобного Никиты столпника (больших и малых) мы обязаны отцу Феофану – последнему настоятелю находящегося поблизости от Никитской обители храма Живоначальной Троицы. Он жил со слепой женой Клавдией и больным от рождения сыном Борисом в Борисоглебской слободе. Из-за трудных семейных обстоятельств новая власть его некоторое время щадила – не арестовывала. Троицкий храм был закрыт последним. Но в октябре 1939 г. отец Феофан был арестован, несмотря на свой преклонный возраст – ему тогда было далеко за восемьдесят. После ареста настоятеля его сын Борис был отправлен в интернат для психически больных, а жена через три месяца умерла.

Незадолго до ареста отец Феофан, зная, что после закрытия Никитского монастыря вериги преподобного Никиты хранятся у сторожа, попросил двух знакомых монахинь, Алфею и Глафиру, взять вериги к себе, и они с риском для жизни берегли эти святыни. Монахиням приходилось скитаться, скрываясь днем у разных знакомых, а ночевать в маленькой келлии под колокольней Троицкого храма. Вериги, тщательно завернутые, благоговейно хранились в особом, плетеном из ивняка коробе, запиравшемся на замок. Верующие люди, тайно приходившие к монахиням, имели возможность приложиться к этим святыням. Скромные приношения этих людей были основным источником пропитания монахинь.

В 1942 г. монахиня Алфея была убита, и святыню продолжала хранить монахиня Глафира. Но вскоре вериги были переданы на хранение в Покровский храм, по благословению его настоятеля, отца Алексия Громова, так как он посчитал, что здесь вериги будут сохраннее. Монахиня Глафира вскоре также была убита при невыясненных обстоятельствах и похоронена рядом с монахиней Алфеей возле Троицкого храма. В ее келлии поселилась монахиня Мисаила, возвратившаяся из ссылки. В 1945 г. возле могилок монахинь Алфеи и Глафиры появился третий холмик: монахиня Мисаила упокоилась рядом со своими предшественницами.

В Покровском храме вериги преподобного Никиты хранила монахиня Антония. Покровский храм никогда не закрывался, все же остальные храмы города и в его окрестностях были закрыты и многие из них уничтожены (за годы советской власти в Переславле из сорока храмов было взорвано более двадцати, остальные приведены в «нецерковный вид».).

Покровский храм уцелел, видимо, потому, что его настоятель, отец Алексий, присоединился к обновленческой церкви, в то время поощряемой советской властью. Он был прислан из города Владимира, у него была большая семья (матушка Антонида и трое сыновей), и, вероятно, ради спасения своей семьи он проявил малодушие и присоединился к «живой» лжецеркви. Служил священник Алексий Громов практически в пустом храме: православные жители Переславля не признавали обновленческой церкви. Монахиня Антония, профессиональный регент, ради святых вериг согласилась служить с отцом Алексием. Со временем весть о веригах преподобного Никиты стала привлекать в Покровский храм богомольцев, ищущих духовного укрепления по молитвам преподобного Никиты.

Постепенно богослужебная жизнь в Покровском храме становилась все более интенсивной, но это было вызвано прискорбными обстоятельствами: все чаще стали приходить жителям города «похоронки» с фронта, и люди шли отпевать своих погибших родственников в единственный действовавший тогда Покровский храм.

В 1949 г. отец Алексий принес публично церковное покаяние, был прощен и уехал с семьей во Владимир. Впоследствии все его трое сыновей – Павел, Борис и Олег стали православными священниками. После него в Покровском храме служили священники, которых присылала Троице-Сергиева Лавра из числа молодых людей, окончивших семинарию.

В 1953 г. в течение нескольких месяцев настоятелем Покровского храма был архимандрит Таврион (Батозский). К тому времени большие вериги преподобного Никиты уже были переданы в Переславский музей: тогдашний его директор, хотя и был человеком неверующим, сумел заполучить в музей вериги, понимая, что они имеют большую историко-культурную ценность. Малые вериги оставались в Покровском храме, но хранить их там было рискованно. Вскоре отец Таврион был переведен в Елгаву под Ригой, в Спасо-Преображенскую пустынь. Перед его отъездом из Переславля к нему приехал из Риги знакомый летчик, который увез малые вериги в Елгаву. Многие верующие люди знали об этом и ездили в Спасо-Преображенскую пустынь приложиться к веригам.

К отцу Тавриону приезжал из Ярославля его духовный сын, иеромонах Севастиан, который был секретарем епархии при архиепископе Ярославском и Ростовском Сергии (Ларине, † 1967). Впоследствии отец Севастиан по состоянию здоровья покинул Ярославскую епархию и обосновался в Спасо-Преображенской пустыни возле своего духовного отца. Когда Никитский монастырь был возвращен Церкви, отец Севастиан позаботился о том, чтобы вериги были возвращены на свое исконное место, и святыня была привезена в Никитский монастырь.

Большие вериги хранились в запасниках музея и были недоступны для верующих. После возобновления богослужений в Никитском монастыре тогдашний директор музея Михаил Михайлович Семенов, верующий, благородный человек, передал вериги в обитель.

Так Никитский монастырь вновь обрел одну из своих главных святынь.

Дни памяти: - 5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых);
- 6 июня;
- 23 июня/6 июля в

Младенцев мужского пола, рождённых 6 июня и в ближайшие дни, по церковной традиции называют в честь преподобного Никиты Столпника.
Никиту просят о прогнании лукавых духов, об исцелении в расслаблении тела с бессонницей, потерей аппетита и лишением каких-либо членов .

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Никите, столпнику Переславльскому. Тропарь, глас 4 .
Православным смыслом юношская возжеления возненавидев и доблественныя нравы восприим, врага победил еси, и во благоразумии Богу угодил еси, и свыше от Него прием дар чудес, бесы прогоняти, недуги исцеляти, Никито преславне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4 .
Христову мученику тезоименит был еси, преподобне, многи подвиги и труды претерпел еси Христа ради, Егоже ради вериги носил еси, блаженне, Того ныне о нас моли, Никито преподобне, душевныя наша и телесныя страсти уврачевати, верою и любовию почитающих присно память твою.

КОНДАК, ГЛАС 8 .
Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси, и венец нетления от Него восприял еси, приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы, о Никито преподобне, молитвенниче о душах наших.


Преподобный Никита Столпник Переяславский и Преподобный Макарий Унженский.