Уход за лицом

Однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные определения: примеры Основные признаки однородности

Однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные определения: примеры Основные признаки однородности

Несколько согласованных определений, не связанных между собою союзами, могут быть как однородными, так и неоднородными. Между однородными определениями ставится запятая, между неоднородными определениями запятая не ставится.

Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и ).

Пример: Синие , зелёные шары. - Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары.

Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и . Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения:

Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение - товарный . Определение длинный связано со всем словосочетанием - товарный поезд . (Товарный поезд является длинным ).

Для разграничения однородных и неоднородных определений необходимо учитывать целый комплекс признаков. При разборе и расстановке знаков препинания обращайте внимание на значение, способ выражения и порядок расположения определений в предложении.

Определения являются ОДНОРОДНЫМИ, если:

    обозначают отличительные признаки разных предметов;

    Красные , зелёные шары - красные и зелёные шары; шары были красными; шары были зелёными.

    обозначают различные признаки одного предмета, характеризуя его с одной стороны;

    Разорённый , сожжённый город - разорённый и сожжённый город; город был разорённым; город был сожжённым.

    характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются каким-то общим признаком;

    Лунный , ясный вечер - «лунный, а потому и ясный»; тяжёлые , мрачные времена - «тяжёлые, а потому и мрачные».

    в условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения;

    Тупая , давящая боль в груди - в данном контексте формы тупая и давящая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению.

    представляют собой художественные определения - эпитеты;

    Круглые , рыбьи глаза.

    образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает выражаемый им признак;

    Радостное , праздничное , лучезарное настроение.

    за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то есть причастием с зависимым словом;

    Чёрные , гладко причёсанные волосы.

    Обратите внимание!

    а) это должно быть не одиночное причастие, а причастие с зависимым словом (ср.: чёрные причёсанные волосы );

    б) причастный оборот должен стоять на втором месте (ср.: гладко причёсанные чёрные волосы ); в) запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится (!);

    стоят после определяемого слова;

    Волосы чёрные , причёсанные .

    второе определение поясняет первое - между определениями можно поставить союз то есть или а именно .

Однородные и неоднородные определения Урок изучения нового материала в 8 классе Старикова Т.В.,учитель МБОУ «Украинская СОШ» Косихинского района Алтайского края Блиц – опрос:

  • Однородные члены – это члены предложения, которые
  • отвечают на вопрос одной и той же части речи (хотя могут быть разными частями речи).
  • Синтаксически однородные члены являются
  • одним членом предложения.
  • Однородные члены предложения относятся
  • к одному и тому же члену предложения.
  • Однородные члены предложения образуют
  • сочинительные словосочетания.
  • В предложении однородных членов может быть
  • сколько угодно.
  • Однородные члены предложения соединяются
  • интонацией и сочинительными союзами.

Признаки однородных членов

Отвечают на один и тот же вопрос.

Относятся к одному и тому же слову.

Равноправны и независимы друг от друга. т. е. связаны сочинительной связью, между ними можно поставить союз и.

Характеризуются перечислительной интонацией.

На письме однородные члены разделяются запятой

улыбалось в ясном небе.

2) Весеннее ласковое солнце

улыбалось в ясном небе.

Почему в предложениях под № 1 стоят запятые, а в предложениях под № 2 – нет.

1) Великолепное, ласковое солнце

улыбалось в ясном небе.

2) Весеннее ласковое солнце

улыбалось в ясном небе.

1) За рекой росли дубовые, пихтовые леса. 2) За рекой росли густые пихтовые леса.

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  • Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.
  • Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом.
  • Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и ).
  • Относятся к одному и тому же определяемому существительному, не зависят друг от друга.
  • Произносятся с перечислительной интонацией.
  • Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения).
  • Определений три и больше.
НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  • Характеризуют предмет с разных сторон.
  • Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным).
  • 3 . Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.
  • Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и ).
  • Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое - прилагательным.

Зарядка для глаз

Главным признаком однородных определений является их равноправие в предложении

  • Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам.
  • (Предмет характеризуется с одной стороны – по цвету. Обобщенно его определения могут быть выражены словом - разноцветные)
Другим признаком однородных определений является их одинаковая характеризующая роль, т.е. такая совокупность определений, которая характеризует предмет, лицо или явление с одной стороны
  • Темный, дремучий, мрачный лес встал перед нами.
  • (В этом предложении каждое определение, выражая свой смысл, служит для характеристики «страшного, жуткого леса». В таких случаях возможна замена нескольких определений одним без изменения смысла предложения = страшный)
Серое, дождливое, хмурое Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами Дом был Дом был красивый, высокий, каменный. Однородными считаются одиночное определение и следующий за ним причастный оборот
  • То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия.
  • Небольшая, местами пересыхающая речушка была живописна.
  • НО :
  • Местами пересыхающая небольшая речушка была живописна.
Нивы печальные, снегом Нивы печальные, снегом покрытые. (И. Тургенев.) Однородные определения.
  • Купил широкий, удобный стол.
  • Купил широкий и удобный стол.
  • Вывод:
  • Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией, допускают вставку союза «и».
Если в перечислении встречается эпитет, то перечисляемые определения будут однородными.
  • Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи.
  • Эпитет – художественное определение, не только указывающее на какое-то качество, но и вызывающее зримый образ предмета, человека, явления и формирующее у читателя определенное эмоциональное отношение. Выступая в роли эпитета, прилагательное часто употребляется в переносном смысле.
Если определения стоят после определяемого слова, то их тоже следует разделять запятыми
  • По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит.
  • Он, преданный, покинутый, почти безоружный, был все еще страшен.
Неоднородные определения.
  • Купил удобный письменный стол.
  • Упорный осенний дождь.
  • Тихое летнее утро.
  • Вывод:
  • определения произносятся без перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз «и»
Сравните примеры: На прилавке лежали шерстяные, шелковые, ситцевые платки. Белая шерстяная кофта висела на спинке стула. Неоднородные определения не имеют признаков однородных членов предложения. Они:
  • Характеризуют предмет с разных сторон, например по цвету и размеру (большой красный бант). Между ними нельзя поставить союз И; выбрасывание любого из них ведет к сужению информации предложения.
  • Поясняют друг друга, т.е одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое существительное и другое определение (красный бант какой? большой).
  • Лишены перечислительной интонации (Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Составьте 5 словосочетаний с неоднородными определениями Составьте 5 словосочетаний с однородными определениями Схемы соединения и разделения однородных членов предложения
  • О и О.
  • О а О. (могут употребляться союзы но, да)
  • 4. и О и О и О и О. 5. О и О О и О.
Сочинительные союзы

Соединительные

Противительные

Разделительные

и, да, ни - ни,

не только - но и

так - как и

тоже, также

а, но, да(но), зато,

хотя, однако

или, либо,

то - то

не то - не то

или - или

то ли - то ли

Союзы при однородных членах

Запятая ставится между однородными членами

Запятая не ставится между однородными членами

Где же ставить запятые?

Вот вам правила простые.

Коль союзы повторяем,

Иль союзов вовсе нет,

То поставьте запятые!

Это правильный совет!

Союз зато, а, но, да

В тексте сыщешь без труда,

Можешь ставить запятую

Перед ними ты всегда.

Но, дружок, не торопись:

В значенье «да» ты убедись!

Двойной союз заметил ты

И оробел впервой?

Не бойся, запятую ставь

Пред частью ты второй.

1.Перед одиночными соединительными или разделительными союзами: и, или.

2.Перед союзом, которой объединяет однородные члены в пары:

[ O и O, O и O ].

3. Если два однородных члена предложения, соединенные повторяющимися союзами и или ни – ни, образуют устойчивое сочетание (и день и ночь).

1. ДАННЫЙ ПРИЗНАК

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРНЫМ

ДЛЯ ОДНОРОДНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ:

1. Характеризуют предмет с одной стороны.

2.Произносятся с перечислительной интонацией.

3.Можно поставить союз И, если определения соединены

бессоюзной связью.

4. Характеризуют предмет с разных сторон.

3. УКАЖИТЕ

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Царственный дубовый лес

2. Красивые стройные деревья

3. Широкая липовая аллея

4. Узкая багровая полоса

4. УКАЖИТЕ

НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Мрачная угрюмая зима

2. Глиняная деревянная посуда

3. Старый господский дом

4. Красные жёлтые флажки

Вывод: В нашей речи встречаются предложения с несколькими членами, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся, как правило, к одной и той же части речи. В предложении они играют одну и ту же роль. Такие члены предложения называются однородными.

Цели урока:

  • повторить обобщающие слова при однородных членах и постановку знаков препинания при них;
  • формировать умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их;
  • развивать умение работать в группах, давать оценку ответам одноклассников.

Ход работы:

1. Организационный этап.

Приветствие;

Определение отсутствующих;

Проверка готовности к уроку;

Организация внимания.

2. Этап проверки домашнего задания.

Консультанты сообщают о выполнении домашней работы (выявление факта выполнения домашнего задания всем классом).

Проверка домашнего задания (задание было дифференцированным: первый вариант выполнял упражнение, второй вариант - по данным схемам составлял предложения).

3. Этап всесторонней проверки знаний.

Фронтальный опрос:

Какие члены предложения называются однородными?

Какое слово в предложении называется обобщающим? Чем оно может быть выражено? Каким членом предложения может быть обобщающее слово?

После каждого ответа учитель спрашивает мнение учащихся, согласны ли они с ответами одноклассников, а также просит привести примеры из текста домашнего упражнения.

Во время фронтального опроса один ученик у доски составляет опорную таблицу: “Признаки однородных членов”.

Проверочная работа с выборочным ответом (со взаимопроверкой).

Найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:

Спорт, музыка,чтение книг всегда увлекали меня.

А звёзды неожиданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

В лесу и на полях всё было занесено снегом

Посаженные заботливыми руками деревья тополь, акация, а также дикорастущий клён зеленели приветливо и свежо.

По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

Во время работы класса два ученика выполняют индивидуальное задание по карточкам: расставляют знаки препинания, подчёркивают однородные члены, составляют схемы.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сообщение темы.

Постановка перед учащимися учебной проблемы - решить, почему в первом предложении поставлена запятая между определениями, а во втором - нет:

Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Весеннее ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Обратить внимание учащихся к “Словарю урока” :

Исследователь, исследовать - подвергнуть научному изучению.

Теоретик - человек, занимающийся вопросами теории.

Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

5. Этап усвоения новых знаний.

Группы получают задания:

“Теоретики” - составить план в виде вопросов к п. 189.

“Исследователи” - прочитать п. 189, подобрать прилагательные, которые характеризуют предмет по цвету, размеру, вкусу, составить с этими прилагательными таблицу, сделать вывод, как характеризуют предмет прилагательные каждой колонки. Какие это будут определения? А если в предложении использовать прилагательные из разных колонок, то какие тогда будут определения? Чем однородные определения отличаются от неоднородных?

После групповой работы заслушать ответы ребят. Снова вернуться к предложениям, записанным на доске, объяснить постановку запятой.

Вывод по теме делает учитель.

6. Этап закрепления новых знаний.

Объяснительный диктант.

Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь.

Тонкий, прозрачный луч рассекает засыпанный звёздами купол.

Подчеркнуть грамматические основы, определения, сделать вывод, однородные они или нет.

Творческая работа.

Распространить данные предложения сначала однородными, затем неоднородными определениями. При затруднении можно обратиться к карточке-ключу.

Мы встретили… зиму.(русская, снежная, мрачная, грустная)

По обеим сторонам дороги стояли … деревья.(старые, печальные, жёлтые, багряные)

Раздался … удар грома.(страшный, оглушительный, первый, весенний)

7. Этап информации учащихся о домашнем задании.

П.- упр. 229 (провести инструктаж по его выполнению) – первый вариант.

Для второго варианта – подобрать из произведений художественной литературы предложения с однородными и неоднородными определениями.

Подвести итоги урока.


Главным признаком однородных определений является их равноправие в предложении Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам. (Предмет характеризуется с одной стороны – по цвету. Обобщенно его определения могут быть выражены словом - разноцветные)


Другим признаком однородных определений является их одинаковая характеризующая роль, т.е. такая совокупность определений, которая характеризует предмет, лицо или явление с одной стороны Темный, дремучий, мрачный лес встал перед нами. (В этом предложении каждое определение, выражая свой смысл, служит для характеристики «страшного, жуткого леса». В таких случаях возможна замена нескольких определений одним без изменения смысла предложения, = страшный)


Иногда предмет характеризуется с разных сторон, но определения объединяются каким-либо общим признаком (внешним видом, сходством производимого ими впечатления, отнесением к отдаленному общему понятию, причинно- следственной связью). Это тоже однородные определения Крупные, дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой, худой шеи…


Однородными считаются одиночное определение и следующий за ним причастный оборот То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия. Небольшая, местами пересыхающая речушка была живописна. НО: Местами пересыхающая небольшая речушка была живописна.


Если в перечислении встречается эпитет, то перечисляемые определения будут однородными. Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи. Эпитет – художественное определение, не только указывающее на какое-то качество, но и вызывающее зримый образ предмета, человека, явления и формирующее у читателя определенное эмоциональное отношение. Выступая в роли эпитета, прилагательное часто употребляется в переносном смысле.


Неоднородные определения не имеют признаков однородных членов предложения. Они: Характеризуют предмет с разных сторон, например по цвету и размеру (большой красный бант). Между ними нельзя поставить союз И; выбрасывание любого из них ведет к сужению информации предложения. Поясняют друг друга, т.е одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое существительное и другое определение (красный бант какой? большой). Лишены перечислительной интонации (Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце).

Без определений, объясняющих свойство и качество предмета, человеческая речь была бы «сухой» и неинтересной. Все, что имеет признак, в предложениях передается с помощью определений. Именно описание предметов создает наше знание о нем и отношение к нему: вкусный плод, горький опыт, красивый человек, белый и пушистый кролик и т. д. Подобные пояснения, характеризующие предметы помогают лучше их понять.

Понятие однородных членов

Для большего раскрытия содержания предложения или усиления какой-либо его части часто используют предложений. Они отвечают на один вопрос и поясняют один и тот же член предложения или относятся к нему. Однородные члены абсолютно самостоятельные и связываются в предложении либо перечислительной интонацией, либо Редко их могут связывать передающие смысл уступки или причины происходящего.

Например:

Однородными одинаково могут быть все члены предложения как второстепенные, так и главные. Трудности при расстановке знаков препинания часто вызывают сомнения в их однородности. Чтобы знать, когда запятые нужны, а когда нет, следует понять, что различает однородные и неоднородные определения.

Определения неоднородные и однородные

Однородными считаются определения, относящиеся к одному члену предложения или которые характеризуют его, и отвечают на один вопрос. Между однородными определениями ставятся запятые, так как они описывают предмет с какой-либо стороны либо перечисляют его разновидности, например:


Неоднородные определения дают описание предмета с разных сторон, характеризуя по различным его качествам.

Этим и отличаются однородные и неоднородные определения. Примеры показали, что однородные разделяются по признакам и условиям, которые они характеризуют. Также им свойственна перечислительная интонация.

Неоднородные определения

По способу выражения признаков и по месту в предложении можно разделить однородные и неоднородные определения.

К неоднородным относятся:

  • Определения, которые характеризуют или раскрывают свойства предмета с разных сторон. При этом могут перечисляться различные его качества - форма, цвет, ширина, высота, материал и т. д. Например: длинный черный шарф был несколько раз обернут вокруг шеи (определения указывают на длину и цвет предмета).
  • Определения, состоящие из сочетания качественного и относительного прилагательных. Например: девочка сняла с руки красную шерстяную варежку и погладила котенка («красную» - качественное прилагательное, характеризующее цвет, «шерстяную» - относительное, указывающее на материал).
  • Определения, представленные качественными прилагательными, входящими в разные смысловые группы. Например: его веселые зеленые глаза прищурились (два качественных прилагательных характеризуют определяемое слово с разных сторон).

Еще одним признаком, различающим однородные и неоднородные определения (примеры это наглядно демонстрируют), является отсутствие перечисляющей интонации, когда они раскрывают в предметах их различные свойства.

Основные признаки однородности

Чтобы определить, к какому виду относятся определения в предложении, следует знать, какие именно признаки предмета они могут характеризовать. В разделе «Однородные и неоднородные определения» (8 класс) даются основные признаки, указывающие на однородность:

  • перечисление качеств различных предметов: осины украсились желтой, пурпурной и красной листвой, березы - золотой (определения характеризуют различную по цвету листву);

  • раскрытие признаков предмета, с одной стороны, или состояния: по листве зашуршал теплый, тихий, неспешный дождик (однородные определения передают состояние дождя);
  • каждое следующее определение раскрывает или дополняет значение предыдущего: каждый сентябрь лес ненадолго преображается, приобретая особенный, яркий, неповторимый вид (последующее определение раскрывает смысл предыдущего);
  • между определениями можно подставить союз и: на столе лежали карандашные, чернильные наброски (карандашные и чернильные наброски);
  • когда они передают разные признаки предмета, объединенных в общем контексте единым свойством: воспаленные красные глаза (красные из-за воспаления);
  • когда они стоят после определяемого слова: мы сразу присмотрели себе елку пушистую, высокую, стройную (определяемое слово «елку», после которого идут описывающие его определения);
  • когда этот второстепенный член предложения является прилагательным и идущим за ним из печи достали ароматный, подрумяненный каравай.
  • Еще отличают однородные и неоднородные определения знаки препинания в предложении. При однородных второстепенных членах они ставятся всегда.

    Знаки препинания при однородных определениях

    Важно правильно определять ставить или нет знаки препинания, когда в предложении есть однородные и неоднородные определения. Урок (8 класс), посвященный этой теме, дает следующие примеры расстановки запятых:

    • Когда однородные определения выражены одиночным прилагательным и идущим за ним причастным оборотом, то между ними ставится запятая: сын протянул маме большой, собранный им букет из полевых цветов.

    • Когда они перечисляют признаки различных предметов, например: красные, желтые, оранжевые, синие цветы, нарисованные детьми на сером заборе, сделали его праздничным.
    • Когда перечисляются разные свойства одного предмета, указывая на одно из его свойств: холодные, твердые шарики мороженого были разного цвета.
    • Когда все однородные определения относятся к одному слову и между ними можно поставить союз и: он ответил честным, спокойным взглядом (честным и спокойным взглядом).
    • Когда они расположены непосредственно после определяемого слова: он увидел девушку изящную, хрупкую, нежную.
    • Когда перечисляют синонимичные свойства предмета в едином контексте: разразился бурный, ревущий, оглушительный шторм.
    • Когда есть признаки, обусловленные взаимной зависимостью: сильный, затяжной ливень (затяжной из-за того, что сильный).
    • Запятые не ставятся, если однородные и неоднородные определения разделены сочинительным союзом и. Например: красные и желтые шары (однородные определения); дом был большой и каменный (неоднородные определения).

      Дополнительные признаки однородности и неоднородности

      Кроме основных, есть дополнительные признаки, указывающие на то, что определения однородные. либо стихотворным формам, связанным требованиями рифмы, либо терминологии. В подобных речевых конструкциях определения, даже стоявшие после определяемого ими предмета, могут быть неопределяемыми. Например:


      Однородные и неоднородные определения (упражнения это подтверждают) могут переходить из одного качества в другое. Например, когда одно определение стоит перед другим, составляющим с предметом единое словосочетание: длинный железнодорожный состав.

      Особая разновидность определений

      К особой разновидности относятся определения, которые связывают пояснительные отношения. В этом случае легко определить, где однородные и неоднородные определения. Тест для их различия заключается в подстановке союзов «а именно» и «то есть».

      • Совсем другое, интересное наступило время (другое, а именно интересное).
      • Пьеса получила новое, самобытное звучание (новое, то есть самобытное).

      Между однородными определениями, связанными пояснительными условиями, ставится запятая.

      Примечание

      Как показывает правила, у них могут быть исключения или примечания, что и подтверждает изучение темы «однородные и неоднородные определения». Урок в 11 классе знакомит учащихся с примечанием на эту тему. Как однородным, так и неоднородным определениям свойственно менять смысл предложения, например:

      • На улицах города появились новые, желтые такси (прежние не были желтыми).
      • На улицах города появились новые желтые такси (увеличилось количество желтых такси).

      В первом примере акцент на то, что такси в городе стали желтыми. Во втором, что среди желтых такси появились новые машины.

      Двоякая пунктуация

      В зависимости от того, какую интонацию применяет говорящий, в некоторых словосочетаниях определение, следующее за первым, может стать не однородным, а пояснительным. Например:

      • К результату привели новые проверенные методы (до этого этих методов не было).
      • К результату привели новые, проверенные методы (предыдущие методы не были проверенными).

      Во втором примере можно подставить союзы «то есть» и «а именно», поэтому ставится запятая и меняется интонация.