Я самая красивая

Провал баллистической ракеты Trident II D5 (5 фото). Провал баллистической ракеты Trident II D5 (5 фото) Ракетной системой трайдент 2

Провал баллистической ракеты Trident II D5 (5 фото). Провал баллистической ракеты Trident II D5 (5 фото) Ракетной системой трайдент 2

Сделано Русскими

Русская «Синева» против американского «Трезубца»

Баллистическая ракета подводного базирования «Синева» по ряду характеристик превосходит американский аналог «Трайдент-2»

ВКонтакте

Одноклассники

Владимир Лактанов


Ракетный подводный крейсер «Верхотурье» произвел успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Синева» из подводного положения в акватории Баренцева моря. Фото: Министерство обороны РФ/РИА Новости

Успешный, уже 27-й по счету пуск 12 декабря баллистической ракеты «Синева» с борта атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения (РПК СН) «Верхотурье» подтвердил: у России есть оружие возмездия. Ракета преодолела около 6 тысяч км и поразила условную цель на камчатском полигоне Кура. К слову, подлодка «Верхотурье» является глубоко модернизированным вариантом атомных субмарин проекта 667БДРМ класса «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО), которые составляют сегодня основу морских сил стратегического ядерного сдерживания.

Для тех, кто ревностно следит за состоянием наших оборонительных возможностей, это уже не первое и достаточно привычное сообщение об успешных пусках «Синевы». В нынешней достаточно тревожной международной обстановке многих интересует вопрос возможностей нашей ракеты в сравнении с ближайшим зарубежным аналогом - американской ракетой UGM-133A Trident-II D5 («Трезубец-2»), в обиходе - «Трайдент-2».

Ледяная «Синева»

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» предназначена для поражения стратегически важных объектов противника на межконтинентальных дальностях. Она является основным вооружением стратегических ракетных крейсеров проекта 667БДРМ и создана на базе МБР Р-29РМ. По классификации НАТО - SS-N-23 Skiff, по договору СНВ - РСМ-54. Представляет собой жидкостную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) морского подводного базирования третьего поколения. После принятия на вооружение в 2007 году планировалось выпустить около 100 ракет «Синева».

Стартовая масса (полезная нагрузка) «Синевы» не превышает 40,3 тонны. Разделяющаяся головная часть МБР (2,8 тонны) на дальность до 11 500 км может доставить в зависимости от мощности от 4 до 10 боевых блоков индивидуального наведения.

Максимальное отклонение от цели при старте с глубины до 55 м не превышает 500 м, что обеспечивает эффективная бортовая система управления с использованием астрокоррекции и спутниковой навигации. Для преодоления противоракетной обороны противника «Синева» может оснащаться специальными средствами и использовать настильную траекторию полета.


Межконтинентальная баллистическая трехступенчатая ракета Р-29РМУ2 «Синева». Фото: topwar.ru

Американский «Трезубец» - «Трайдент-2»

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского подводного базирования «Трайдент-2» принята на вооружение в 1990 году. Имеет более легкую модификацию - «Трайдент-1» - и предназначена для поражения стратегически важных целей на территории противника; по решаемым задачам аналогична российской «Синеве». Ракетой оснащаются американские субмарины SSBN-726 класса «Огайо». В 2007 году ее серийное производство прекращено.

При стартовой массе 59 тонн МБР «Трайдент-2» способна доставить полезную нагрузку весом 2,8 тонны на удаление 7800 км от места старта. Максимальная дальность полета в 11 300 км может быть достигнута за счет снижения веса и количества боевых блоков. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 8 и 14 боевых блоков индивидуального наведения средней (W88, 475 кт) и малой (W76, 100 кт) мощности соответственно. Круговое вероятное отклонение этих блоков от цели составляет 90–120 м.

Сравнение характеристик ракет «Синева» и «Трайдент-2»

В целом «Синева» по основным характеристикам не уступает, а по ряду превосходит американскую МБР «Трайдент-2». При этом наша ракета, в отличие от заокеанского аналога, обладает большим потенциалом модернизации. В 2011 году был испытан и в 2014-м принят на вооружение новый вариант ракеты - Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Кроме того, модификация Р-29РМУ3 при необходимости может заменить твердотопливную МБР «Булава».

Наша «Синева» является лучшей в мире по энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки к стартовой массе ракеты, приведенное к одной дальности полета). Этот показатель в 46 единиц заметно превышает аналогичный показатель МБР «Трайдент-1» (33) и «Трайдент-2» (37,5), что непосредственно сказывается на максимальной дальности полета.

«Синева», запущенная в октябре 2008 года из Баренцева моря атомной субмариной «Тула» из подводного положения, пролетела 11 547 км и доставила макет головной части в экваториальную часть Тихого океана. Это на 200 км превышает аналогичный показатель «Трайдента-2». Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире.

По сути, российские ракетные подводные крейсера стратегического назначения способны обстрелять центральные штаты США с позиций непосредственно у своих берегов под защитой надводного флота. Можно сказать, не покидая причала. Но есть примеры и того, как подводный ракетоносец осуществлял скрытный, «подледный» пуск «Синевы» из арктических широт при толщине льда до двух метров в районе Северного полюса.

Российская межконтинентальная баллистическая ракета может быть запущена носителем, который движется со скоростью до пяти узлов, с глубины до 55 м и волнении моря до 7 баллов в любом направлении по курсу движения корабля. МБР «Трайдент-2» при той же скорости движения носителя может быть запущена с глубины до 30 м и волнении до 6 баллов. Немаловажно и то, что сразу после старта «Синева» устойчиво выходит на заданную траекторию, чем не может похвастаться «Трайдент». Это обусловлено тем, что «Трайдент» стартует за счет аккумулятора давления, и командир субмарины, думая о безопасности, всегда будет делать выбор между подводным или надводным стартом.

Важным показателем для такого оружия является скорострельность и возможность залповой стрельбы при подготовке и проведении ответно-встречного удара. Это значительно увеличивает вероятность прорыва системы ПРО противника и нанесения ему гарантированного поражения. При максимальном интервале пуска между МБР «Синева» до 10 секунд этот показатель у «Трайдента-2» в два раза (20 с) больше. А в августе 1991 года был произведен залповый пуск боекомплекта из 16 МБР «Синева» субмариной «Новомосковск», что до настоящего времени не имеет аналогов в мире.

Не уступает американской ракете наша «Синева» и в точности поражения цели при оснащении новым блоком средней мощности. Она может быть использована и в неядерном конфликте с высокоточной осколочно-фугасной боевой частью массой около 2 тонн. Для преодоления системы ПРО противника, кроме специального оснащения, «Синева» может лететь к цели и по настильной траектории. Это значительно снижает вероятность ее своевременного обнаружения, а значит, и вероятного поражения.

И еще один немаловажный в наше время фактор. При всех своих положительных показателях МБР типа «Трайдент», повторимся, с трудом поддается модернизации. За более чем 25-летний срок службы значительно изменилась электронная база, что не позволяет осуществить локальную модернизацию современных систем в конструкции ракеты на программном и аппаратном уровне.

Наконец, еще один плюс нашей «Синевы» - возможность ее применения в мирных целях. В свое время были созданы носители «Волна» и «Штиль» для вывода космических аппаратов на низкую околоземную орбиту. В 1991–1993 годах было проведено три таких пуска, а конверсионная «Синева» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая «почта». В июне 1995-го этой ракетой на дальность 9000 км, на Камчатку, был доставлен комплект научной аппаратуры и почтовая корреспонденция в специальной капсуле.

В качестве итога: вышеуказанные и другие показатели стали основанием для немецких специалистов считать «Синеву» шедевром морского ракетостроения.

БР подводных лодок Trident II D-5

Trident II D-5 - шестое поколение баллистических ракет ВМФ США со времени начала программы в 1956 году. Предшествующими ракетными системами были: Polaris (A1), Polaris (A2), Polaris (A3), Poseidon (C3) и Trident I (C4). Впервые Trident II были развернуты в 1990 на ПЛ USS Tenessee (SSBN 734). В то время как Trident I проектировался с теми же габаритами, как и у заменяемых им Poseidon"ов, Trident II немного больше.
Trident II D-5 - трехступенчатая твердотопливная ракета, с инерциальной системой наведения и дальностью действия до 6 000 морских миль (до 10 800 км). Trident II более сложная ракета, со значительным увеличением массы полезного груза. Все три ступени Trident II сделаны из легких, прочных и жестких композитных графито-эпоксидных материалов, чье широкое применение позволило сначительно снизить вес. Дальность действия ракеты увеличивается аэроиглой, телеспопически выдвигающимся штырем (см. описание Trident I C-4), позволяющим снизить лобовое сопротивление на 50%. Trident II выстреливается благодаря давлению газов в транспортно-пусковом контейнере. Когда ракета достигает безопасного расстояния от субмарины, включается двигатель первой ступени, выдвигается аэроигла и начинается фаза разгона. По прошествию двух минут, после выработки двигателя третьей ступени, скорость ракеты превышает 6 км/с.
Первоначально ракетами D-5 Trident II были снабжены 10 ПЛ в атлантике. Восемь ПЛ, действующих в Тихом океане, несли C-4 Trident I. В 1996 году ВМФ начал перевооружение 8 тихоокеанских субмарин под ракеты D-5.

Особенности.
Система Trident II была дальнейшим развитием Trident I. Однако, возвратимся назад к усовершенствованной технологии ракет (Trident I C4) с радиусом действия 4000 миль и в то же время несущих сходную боевую нагрузку с Poseidon"ами (C3) - могущими достигать расстояний лишь в 2000 миль. Trident I C4 был ограничен размерами пусковой шахты подводной лодки в которой раннее находилась C3. Соответственно, новые ракеты C4 могли применяться на уже существующих субмаринах (с шахтой 1.8 x 10 м). Дополнительно, точность новых ракетных систем C4 на 4000 миль эквивалентна точности Poseidon"ов на 2000 милях. Для удовлетворения этих требований по дальности, в C4 была добавлена третья ступень совместно с изменениями в двигателях и снижением инертной массы. Разработки системы наведения внесли главный вклад в сохранении точности.
Теперь новые, большие субмарины, специально сконструированые под Trident II имеют дополнительное пространство для ракеты. Таким образом, при увеличении подводной лодки, оружейная система Trident II стала развитием Trident I (C4) с усовершенствованиями, касающихся всех подсистем: самой ракеты (управляющей системы и боевой части), управлением тягой, навигации, пусковой подсистемы и испытательного оборудования, получая ракету с увеличенной дальностью, улучшенной точностью и большей полезной нагрузкой.
Trident II (D5) - эволюция Trident I (C4). Вообще говоря, Trident II выглядит похоже на Trident I, только больше. D5 имеет диаметр 206 см, против 185 см у C4; длину - 13.35 м против 10.2 м. Обе ракеты перед двигателем второй ступени сужаются до 202.5 см и 180 см соответственно.

Ракета состоит из сегмента первой ступени, переходной секции, сегмента второй ступени, аппаратной секции, секций носового обтекателя и носовой крышки с аэроиглой. На ней отсутствует переходная секция, как на C4. Аппаратная секция D5 вместе со всей вмещенной электроникой и управляющей системой, производит те же функции, как и аппаратно-переходной отсек в C4 (например, связь между нижней частью носового обтекателя и верхней частью двигателя второй ступени).
Ракетные двигатели первой и второй ступеней, основные структурные компоненты ракеты, так же соединены переходной секцией. Перед второй ступенью, находившаяся в C4 переходная секция исключена в D5, и аппаратная секция выполняет еще и функции переходной. Двигатель третьей ступени примонтирован изнутри к аппаратной секции, аналогично C4. Кронштейны на передней части аппаратной секции модернизированы по сравнению с C4, для соответствия большей боевой части Mk 5 или, с добавлением креплений, Mk 4.

Сегмент первой ступени включает в себя ракетный двигатель первой ступени, систему TVC и узел зажигания двигателя. Первую и вторую ступени соединяет переходной отсек, содержащий электрическое оборудование. Вторая ступень содержит двигатель второй ступени, систему TVC и узел зажигания двигателя второй ступени.
При сравнении с C4, для достижения D5 большего расстояния с большей и более тяжелой полезной нагрузкой, модификация ракетных двигателей дополнительно потребовала и снижения веса компонент ракеты. Для улучшения характеристик двигателя, было изменено твердое ракетной топливо. Горючие для C4 называлось XLDB-70, двухкомпонентное 70-процентное ракетное топливо с поперечной связью. Оно содержит HMX, алюминий и перхлорат аммония. Связующим этих твердых (нелетучих) компонент выступают адипиат полигликоля (PGA), нитроцеллюлоза (NC), нитроглицерин (NO) и гексадиизокрианат (HDI). Такое топливо называют PGA/NG; теперь рассмотим топливо D5, его название - полиэтиленгликоль (PEG)/NG. Горючие D5 называется так из-за главного своего отличия - применения PEG вместо PGA в связующем. PEG сделал смесь более гибкой, более реологичной, чем смесь C4 с PGA. Таким образом, более пластичная смесь D5, позволяет увеличить массу твердых компонент топлива; увеличенная до 75% их доля привела к улучшению рабочих характеристик. Соответственно, топливо D5 - PEG/NG75. Субподрятчики двигательной установки (Hercules и Thiokol) дали горючему торговое название NEPE-75.

Материал корпуса двигателей первой и второй ступеней D5 стал графитоэпоксидным, против кевлароэпоксидного у C4, уменьшив инертную массу. Двигатель третьей ступени первоначально был по-прежнему кевлароэпоксидным, но, на середине программы разработок (1988), стал графитоэпоксидным. Изменения увеличили дальность (уменьшив инертную массу), плюс устранили любой электростатичкеский потенциал, связанный с кевларом или графитом. Так же изменился материал горловин сопел всех двигателей D5 от сегментированных колец из пирографита во входе и горловине сопла C4 на монолитную горловину из цельного куска карбон-карбона. Эти изменения были сделаны по соображениям надежности.
Аппаратная секция помещает в себя основные электронные модули наведения и управления полетом. Двигатель третьей ступени и его TVC система прикреплены к выдвигающемуся из аппаратной секции цилиндру и простираются впереди секции. Небольшой отделяемый двигатель третьей ступени утоплен в полости двигательного кожуха. Когда третья ступень отключается, двигатель выталкивается назад, из аппаратной секции, для осуществления отделения третьей ступени. Аппаратная секция была объединена с переходной, используя графитоэпоксидные конструкции вместо алюминиево-композитных у C4. Переходная секция не изменилась, обычный алюминий. Место крепления двигателя третьей ступени на аппаратной секции сходно для C4 и D5, со взрывной (разрывной) трубкой, используемой для разделения, двигатель третьей ступени имеет подобный выбрасывающий реактивный двигатель на своем переднем конце.
Носовой обтекатель укрывает собой компоненты возвращаемой подсистемы и переднюю часть двигателя третьей ступени. Секция состоит из собственно обтекателя, двух отделяющих его зарядов и соединяющего механизма. Носовая крышка примонтирована на верхушке обтекателя и содержит в себе выдвигающуюся аэроиглу.
Ракета D5 способна нести в качестве полезной нагрузки БЧ Mk 4 или Mk 5. БЧ закрепляется четырьмя невыпадающими болтами к устройству отделения и устанавливается на аппаратной секции. Сигналы STAS и предварительной готовности передаются каждой боеголовке вскоре после развертывания через блок задатчика последовательности (секвенсора) разделения. После отделения, боевая часть с боеголовкой внутри продолжает полет до цели по баллистической траектории, где происходит ее взрыв в соответствии с выбранным типом детонации.

БЧ содержит AF&F блок, ядерный блок и электронику. AF&F обеспечивает обеспечивает защиту от детонации боеголовки во время хранения и запрещает детонацию БЧ пока все авторизующие входы готовности не будут установлены. Ядерный блок - поставляемый министерством энергетики (Department of Energy) неразборный агрегат.
PBCS аппаратных секций в C4 и D5 сходны, но C4 имеет только два одновременно сгорающих газогенератора TVC, тогда как D5 - четыре газогенератора TVC. Есть два генератора "A", которые первоначально поджигаются для обеспечения тяги для аппаратной секции, управляемой при помощи интегрированных клапанных сборок. Когда давление газа в генераторах "A" падает, в следствие их выгорания, поджигаются газогенераторы "B" для маневров в дальнейшем полете.
Пост-разгонный полет аппаратных секций C4 и D5 и их боевых частей различен. На C4, по выгоранию и отделению двигателя третьей ступени, PBCS позиционирует аппаратную секцию, которая маневрирует в космосе для возможности системы наведения провести визирование по звездам. Затем, система управления определяет погрешности траектории и вырабатывает сигналы коррекции пути полета аппаратной секции для подготовки к отделению боевых частей. После чего секция переходит в режим сильной тяги, PBCS ведет ее к нужной позиции в пространстве и корректирует скорость для развертывания БЧ. В течении режима сильной тяги аппаратная секция летит задом наперед (боеголовки направлены лицевой стороной против траектории). Когда совершается корректировка скорости, аппаратная часть C4 переходит в верньерный режим (секция настраивается таким образом, что боевая часть будет отделена на должной высоте, скорости и пространственном положении).

По завершению сброса каждой боеголовки, аппаратная секция отодвигается, освобождая траекторию и двигается к следующей позиции для последовательного их отделения. В течении каждого отлета, газовая струя от PBCS немного воздействует на уже отделившуюся БЧ, причиняя ей некую погрешность в скорости.

В случае же с D5, аппаратная секция использует свою PBCS для маневров при астроориентировании; это позволяет управляющей системе обновлять первоначальное инерциальное наведение с подводной лодки. Система управления полетом отвечает за управление переориентацией аппаратной части D5 и переход в режим сильной тяги. Однако, тут полет аппаратной секции осуществляется в прямом направлении (боеголовки направлены вдоль траектории). Как и в C4, аппаратная секция D5 (когда достигает соответствующей высоты, скорости и пространственного положения) переходит в верньерный режим для развода боевых частей. Чтобы избежать изменений в полете БЧ после отделения от газовой струи PBCS, аппаратная секция производит маневр избегания помех от факела выбрасываемых ею газов. Если БЧ, предназначенная к отделению, попадет под струю газов какого-либо сопла, это сопло отключается до удаления БЧ из зоны его действия. С отключением сопла, аппаратная секция будет управляться остальными тремя автоматически. Это приводит к вращению секции, когда она движется в обратном направлении от только что отделившейся боевой части. За очень короткое время, БЧ выходит из-под влияния потока газов и работоспособность сопла восстанавливается. Маневр используется только если работа сопла непосредственно затрагивает пространство вокруг БЧ. Маневр избегания - одно из изменений в D5 для увеличения его точности.

Еще одно изменение в проекте, помогающее улучшить точность - наконечник БЧ Mk 5. В ракете Trident I, при возвращении в атмосферу, в некоторых случаях имели место сбойные ситуации, когда охлаждение носового обтекателя шло неравномерно. Это служило причиной дрейфа боевой части. Еще при разработке БЧ Mk 5, были приняты меры по изменению формы стабилизационного носового обтекателя. Передняя часть БЧ Mk 4 была графитовым материалом с покрытием из карбида бора. Нос Mk 5 имеет металлизированное центральное ядро с карбон-карбоновым материалом, формируя основу обтекателя. Покрытый металлом центр начинает испаряться раньше карбон-карбонового основного материала на внешней части носа. В результате, происходят более симметричные изменения формы с меньшей тенденцией к дрейфу и, следовательно, к более точному полету. Предварительные испытания такого носового обтекателя во время полетов ракет C4 подтвердили разрабатываемую идею.

В Trident I, подсистема управления полетом преобразовывала информационные сигналы от системы наведения в рулевые сигналы и команды клапанам (команды TVC), сообразуясь с реакциями ракеты от блока скоростных гироскопов. В Trident II блок гироскопов был исключен. Компьютер управления полетом D5 получает эти ускорения от инерциального измерительного блока системы наведения, переданные через сборку управляющей электроники.

В 1990 году были завершены испытания новой баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) Trident-2 и она была принята на вооружение. Эта БРПЛ, как и предшествующая ей Trident-1 , входит в состав стратегического ракетного комплекса Trident, носителем которого являются атомные ракетные подводные лодки (ПЛАРБ) типов "Огайо" и "Лафайет". Комплекс систем этого ракетоносца обеспечивает выполнение боевых задач в любой точке мирового океана, в том числе и в высоких арктических широтах, а точность стрельбы в сочетании с мощными боеголовками позволяет ракетам эффективно поражать малоразмерные защищенные цели, такие как шахтные пусковые установки МБР, командные центры и другие военные объекты. Заложенные при разработке ракетной системы Trident-2 модернизационные возможности, по мнению американских специалистов, позволяют сохранить ракету на вооружении морских СЯС значительное время.

Комплекс Trident-2 значительно превосходит Trident-1 по мощности ядерных зарядов и их количеству, точности и дальности стрельбы. Увеличение мощности ядерных боезарядов и повышение точности стрельбы обеспечивают БРПЛ Trident-2 возможность эффективно поражать сильно защищенные малоразмерные цели, в том числе шахтные пусковые установки МБР.

Основные фирмы, участвующие в разработке БРПЛ Trident-2:

  • Lockheed Missiles and Space(г.Саннивейл, штат Калифорния) - головной разработчик;
  • Hercules u Morton Thiokol (г.Магна, штат Юта) - РДТТ 1-ой и 2-ой ступеней;
  • Chemical Sistems (отделение фирмы United Technologies, г. Сан-Хосе, штат Калифорния) - РДТТ 3-ей ступени;
  • Ford Aerospace (г. Ньюпорт Бич, штат Калифорния) - клапанный блок двигателей;
  • Atlantic Research (г. Гейнсвилл, штат Вирджиния) - газогенераторы ступеней разведения;
  • General Electric (г. Филадельфия, штат Пенсильвания) - головная часть;
  • Лаборатория Дрейпера (г. Кембридж, штат Массачусетс) - cистема наведения.

Программа летно-конструкторских испытаний была завершена в феврале 1990 года и предусматривавала проведение 20 пусков с наземной ПУ и пять с борта ПЛАРБ:

  • 21 мара 1989 Спустя 4 секунды после начала полета, находясь на высоте68 м (225 футов), произошел подрыв ракеты. Неудача произошла из-за механической или электронной неполадки в карданном подвесе сопла, управляющим ракетой. Причиной самоуничтожения ракеты были высокие угловые скорости и перегрузки.
  • 02.08.89 Испытание прошло успешно
  • 15.08.89 РДТТ 1-ой ступени нормально воспламенился, но на 8 с после старта и на 4 с после выхода ракеты из-под воды сработала система автоматического подрыва ракеты. Причиной подрыва ракеты явилось повреждение системы управления вектором тяги РДТТ и, вследствие этого, отклонение от расчетной траектории полета. Повреждение получили так же эл. кабели первой ступени, что инициировало бортовую систему самоликвидации.
  • 04.12.89 Испытание прошло успешно
  • 13.12.89 Испытание прошло успешно
  • 13.12.89 Испытание прошло успешно. Пуск ракеты был произведен с глубины 37,5 м. Подводная лодка двигалась со скоростью относительно воды в 3-4 узла. Абсолютная скорость была равна нулю. Курс ПЛ составлял 175 градусов, азимут пуска 97 градусов.
  • 15.12.90 Четвертый успешный запуск подряд из подводного положения.
  • 16.01.90 Испытание прошло успешно.

Испытательные пуски с подводной лодки выявили необходимость внесения изменений в конструкцию первой ступени ракеты и пусковой шахты, что, в конечном счете, повлекло задержку сроков принятия ракеты на вооружение и снижение ее дальности полета. Конструкторам пришлось решить проблему защиты соплового блока от воздействия водяного столба, возникающего при выходе БРПЛ из-под воды. После завершения испытаний «Трайдент-D5» поступила на вооружение в 1990 году. Trident-2 входит в состав стратегического ракетного комплекса "Trident", носителем которого являются атомные ракетные подводные лодки (ПЛАРБ) типов "Огайо" и "Лафайет".

Командование ВМС США рассчитывает, что ракетный комплекс Trident-2, созданный с использованием новейших технологий и материалов, будет оставаться на вооружении в последующие 20-30 лет при постоянном его совершенствовании. В частности, для ракет Trident проводилась разработка маневрирующих боеголовок, с которыми связываются большие надежды по повышению эффективности преодоления системы ПРО противника и поражения глубокоукрытых под землей точечных объектов. В частности, БРПЛ Trident-2 планируется оснастить маневрирующими боеголовками МАРВ (MARV - Maneouverable Re-entry Vehicle) с радиолокационными датчиками или инерциальными системами наведения на лазерном гироскопе. Точность наведения (КВО), по расчетам американских специалистов, может составить 45 и 90 м соответственно. Для этой боеголовки разрабатывается ядерный боеприпас проникающего типа. По заявлению специалистов из Ливерморской лаборатории радиации (штат Калифорния), технологические трудности при конструировании такой боеголовки уже преодолены и проведены испытания опытных образцов. После отделения от ГЧ боеголовка совершает маневрирование для уклонения от средств ПРО противника. При подлете к земной поверхности ее траектория меняется, а скорость снижается, что обеспечивает проникновение в грунт под соответствующим углом входа. При проникновении в земную поверхность на глубину несколько метров она взрывается. Этот вид оружия предназначен для уничтожения различных объектов, в том числе высокозащищенных подземных командных центров военно-политического руководства, командных пунктов стратегических сил, ракетно-ядерных средств и других объектов.

Состав

Ракета UGM-96A Trident-2 (см. схему ) выполнена по трехступенчатой схеме. При этом третья ступень размещается в центральном проеме приборного отсека и головной части. Ракетные твердотопливные двигатели (РДТТ) всех трех ступеней Trident-2 изготовлены из материалов с улучшенными характеристиками (арамидное волокно, кевлар-49, в качестве связующего вещества применяется эпоксидная смола) и имеют качающееся сопло облегченной конструкции. Кевлар-49 имеет более высокие удельную прочность и модуль упругости по сравнению со стекловолокном. Выбор арамидного волокна дал выигрыш в массе, а также прирост в дальности стрельбы. Двигатели снаряжаются высокоэнергетическим твердым топливом - нитролан, имеющим плотность 1.85 г/см3 и удельный импульс 281 кг-с/кг. В качестве пластификатора применен полиуретановый каучук. На ракете Trident-2 на каждой ступени имеется по одному качающемуся соплу, обеспечивающему управление по тангажу и рысканию.

Сопло изготовлено из композиционных материалов (на основе графита), имеющих меньшую массу и большую стойкость к эрозии. Управление вектором тяги (УВТ) на активном участке траектории по тангажу и рысканию осуществляется за счет отклонения сопел, а управление по крену на участке работы маршевых двигателей не производится. Накапливающееся за время работы РДТТ отклонение по крену компенсируется в процессе работы двигательной установки головной части. Углы поворота сопел УВТ являются небольшими и не превышают 6-7°. Максимальный угол поворота сопла определен исходя из величины возможных случайных отклонений, вызванных подводным запуском и разворотом ракеты. Угол поворота сопла при разделении ступеней (для коррекции траектории) обычно составляет 2-3°, а во время остального полета - 0,5°. Первая и вторая ступени ракеты имеют одинаковую конструкцию системы УВТ, а в третьей ступени она значительно меньших размеров. Они включают три главных элемента: пороховой аккумулятор давления, обеспечивающий газом (температура 1200°С) гидравлический блок; турбину, которая приводит в действие центробежный насос и гидравлический силовой привод с трубопроводами. Рабочая скорость вращения турбины и жестко связанного с ней центробежного насоса 100-130 тыс. об/мин. Система УВТ ракеты Trident-2 в отличие от Poseidon-СЗ не имеет зубчатого редуктора, соединяющего турбину с насосом и снижающего скорость вращения наcoca (до 6000 об/мин). Это привело к уменьшению их массы и повышению надежности. Кроме того, в системе УВТ стальные гидравлические трубопроводы, применявшиеся на ракете Poseidon-СЗ , заменены тефлоновыми. Гидравлическая жидкость в центробежном насосе имеет рабочую температуру 200-260°С. РДТТ всех ступеней БРПЛ Trident-2 работают до полного выгорания топлива. Применение на БРПЛ Trident-2 новых достижений в области микроэлектроники позволило снизить массу блока электронного оборудования в системе наведения и управления попетом на 50% по сравнению с аналогичным блоком на ракете Poseidon-СЗ . В частности, показатель интеграции электронного оборудования на ракетах Polaris-AЗ составил 0,25 условных элементов в 1 см3, на Poseidon-СЗ - 1, на Trident-2 в - 30 (благодаря использованию тонкопленочных гибридных схем).

Головная часть (ГЧ) включает приборный отсек, боевой отсек, двигательную установку и головной обтекатель с носовой аэродинамической иглой. В боевом отсеке Trident-2 размещается до восьми боеголовок марки W-88 мощностью 475 кт каждая, или до 14 боеголовок марки W-76 мощностью по 100 кт, расположенных по окружности. Их масса 2,2 - 2,5 т. Двигательная установка ГЧ состоит из твердотопливных газогенераторов и управляющих сопел, с помощью которых регулируется скорость головной части, ее ориентация и стабилизация. На Trident-1 она включает два газогенератора (пороховой аккумулятор давления - рабочая температура 1650° С, удельный импульс 236 с, высокое давление 33 кгс/см2, низкое давление 12 кге/см2) и 16 сопел (четыре передних, четыре задних и восемь стабилизации по крену). Масса топлива двигательной установки 193 кг, максимальное время работы после отделения третьей ступени 7 мин. В двигательной установке ГЧ ракеты Trident-2 используется четыре твердотопливных газогенератора, разработанные фирмой Atlantic research.

Последний этап модернизации ракеты заключается в оснащении ББ W76-1/Mk4 новыми взрывателями МС4700 ("Проникающая агрессия"). Новый взрыватель позволяет компенсировать промах относительно цели при перелете за счет более раннего подрыва над целью. Величина промаха оценивается на высоте 60-80 километров после анализа реального положения боеголовки и траектории ее полета относительно назначенного места подрыва. По оценкам вероятность поражения шахтных пусковых установок с защищенностью 10000 фунтов на кв.дюйм увеличивается с 0.5 до 0.86.

Головной обтекатель предназначен для защиты головной части ракеты при ее движения в воде и плотных слоях атмосферы. Сброс обтекателя производится на участке работы двигателя второй ступени. Носовая аэродинамическая игла применена на ракетах Trident-2 в целях снижения аэродинамического сопротивления и увеличения дальности стрельбы при существующих формах их головных обтекателей. Она утоплена в обтекателе и выдвигается телескопически под воздействием порохового аккумулятор давления. На ракете Trident-1 игла имеет шесть составных частей, выдвигается на высоте 600м в течение 100 мс и уменьшает аэродинамическое сопротивление на 50 проц. Аэродинамическая игла на БРПЛ Trident-2 имеет семь выдвижных частей.

В приборном отсеке размещены различные системы (управления и наведения, ввода данных на подрыв боеголовок, разведения боеголовок), источники электропитания и другое оборудование. Система управления и наведения управляет полетом ракеты на этапах работы ее маршевых двигателей и разведения боеголовок. Она вырабатывает команды на включение, выключение, отделение РДТТ всех трех ступеней, включение двигательной установки ГЧ, проведение маневров коррекции траектории полета БРПЛ и нацеливание боеголовок. Система управления и наведения БРПЛ Trident-2 типа Мк5 включает два электронных блока, установленных в нижней (задней) части приборного отсека. В первом блоке (размером 0,42X0,43X0,23 м, массой 30 кг) размещены ЭВМ, формирующая управляющие сигналы, и управляющие цепи. Во втором блоке (диаметр 0,355 м, масса 38,5 кг) размещена гиростабилизированная платформа, на которой установлены два гироскопа, три акселерометра, астродатчик, а также оборудование термостатирования. Система разведения боеголовок обеспечивает выработку команд на маневрирование ГЧ при нацеливании боеголовок и их отделение. Она установлена в верхней (передней) части приборного отсека. Система ввода данных на подрыв боеголовок записывает необходимую информацию в ходе предстартовой подготовки и вырабатывает данные высоты подрыва каждой боеголовки.

Бортовые и наземные вычислительные комплексы

Система управления ракетной стрельбой предназначена для расчета данных стрельбы и ввода их в ракету, осуществления предстартовой проверки готовности ракетного комплекса к функционированию, контроля процесса пуска ракет и последующих операций.

Она решает следующие задачи:

  • расчет данных стрельбы и ввод их в ракету;
  • обеспечение данными системы хранения и пуска БРПЛ для решения пред- и послепусковых операций;
  • подключение БРПЛ к корабельным источникам электропитания до момента непосредственного пуска;
  • проверка всех систем ракетного комплекса и общекорабельных систем, задействованных в предпусковых, пусковых и послепусковых операциях;
  • контроль соблюдения временной последовательности действий при подготовке и пуске ракет;
  • автоматическое обнаружение и поиск неисправностей в комплексе;
  • обеспечение возможности обучения боевого расчета по проведению ракетной стрельбы (режим тренажера);
  • обеспечение постоянной регистрации данных, характеризующих состояние ракетного комплекса.

Система управления ракетной стрельбой Мк98 мод. О включает две основные ЭВМ, сеть периферийных ЭВМ, пульт управления ракетной стрельбой, линии передачи данных и вспомогательное оборудование. Основные элементы СУРС расположены на посту управления ракетной стрельбой, а пульт управления - в центральном посту ПЛАРБ. Основные ЭВМ AN/UYK-7 обеспечивают координацию системы управления стрельбой при различных вариантах действия и ее централизованное компьютерное обслуживание. Каждая ЭВМ размещена в трех стойках и включает до 12 блоков (размер 1X0,8 м). Каждый из них содержит несколько сот стандартных электронных модулей SEM военного назначения. ЭВМ имеет два центральных процессора, два адаптера и два контроллера ввода-вывода, запоминающее устройство и комплект интерфейсов. Любой из процессоров каждой ЭВМ имеет доступ ко всем хранящимся в машине данным. Это повышает надежность решения задач по составлению программ полета ракет и управлению ракетным комплексом. ЭВМ имеет общий объем памяти 245 кбайт (32-разрядных слов) и быстродействие 660 тыс.опер./с.

Сеть периферийных ЭВМ обеспечивает дополнительную обработку данных, их хранение, отображение и ввод в основные ЭВМ. Она включает малогабаритные (масса до 100 кг) ЭВМ AN/UYK-20 (16-разрядная машина с быстродействием 1330 опер./с и объемом оперативной памяти 64 кбайт), две регистрирующие подсистемы, дисплей, два дисковода и магнитофон. Пульт управления ракетной стрельбой предназначен для контроля всех этапов подготовки и степеней готовности ракетного комплекса к пуску ракет, подачи команды на пуск и контроля послепусковых операций. Он оснащен контрольно-сигнальным табло, органами управления и блокировки систем ракетного комплекса, средствами внутрикорабельной связи. СУРС в ракетном комплексе Trident-2 имеет определенные технические отличия от предыдущей системы Мк98 мод. О (в ней, в частности, применяются более современные ЭВМ AN/UYK-43), но решает аналогичные задачи и имеет ту же логику функционирования. Она обеспечивает последовательный пуск БРПЛ как в автоматическом, так и в ручном режимах сериями или одиночными ракетами.

Общекорабельные системы, обеспечивающие функционирование ракетного комплекса Trident, снабжают его электроэнергией с номиналами 450 В и 60 Гц, 120 В и 400 Гц, 120 В и 60 Гц переменного тока, а также гидравлической с давлением 250 кг/см2 и сжатым воздухом.

Удержание заданных глубины, крена и дифферента ПЛАРБ в ходе пусков ракет обеспечивается с помощью общекорабельной системы стабилизации стартовой платформы и сохранения заданной глубины пуска, которая включает системы осушения и замещения массы ракет, а также специальные автоматы. Управление ею осуществляется с пульта управления общекорабельными системами.

Общекорабельная система поддержания микроклимата и контроля окружающей среды обеспечивает необходимые температуру воздуха, относительную влажность, давление, радиационный контроль, состав воздуха и другие характеристики как в ПУ БРПЛ, так и во всех служебных и жилых помещениях лодки. Контроль параметров микроклимата осуществляется при помощи табло, установленных в каждом отсеке.

Навигационный комплекс ПЛАРБ обеспечивает постоянную выдачу в ракетный комплекс точных данных о местоположении, глубине и скорости подводной лодки. Он включает автономную инерциальную систему, средства оптической и визуальной обсервации, приемно-вычислительную аппаратуру спутниковых систем навигации, приемоиндикаторы радионавигационных систем и другое оборудование. Навигационный комплекс ПЛАРБ типа «Огайо» с ракетами Trident-1 включает две инерциальные системы СИНС Мк2 мод.7, высокоточный блок внутренней коррекции ESGM, приемоиндикатор РНС ЛОРАН-C AN/BRN-5, приемно-вычиелительную аппаратуру СНС НАВСТАР и РНС «Омега» МХ-1105, навигационный гидролокатор AN/BQN-31, генератор эталонных частот, ЭВМ, пульт контроля и вспомогательное оборудование. Комплекс обеспечивает выполнение заданных характеристик точности стрельбы БРПЛ Trident-1 (КВО 300-450 м) в течение 100 ч без коррекции по внешним навигационным системам. Навигационный комплекс ПЛАРБ типа «Огайо» с ракетами Trident-2 обеспечивает более высокие точностные характеристики стрельбы ракетами (КВО 120 м) и поддерживает их в течение увеличенного времени между коррекциями по внешним источникам навигации. Это было достигнуто за счет совершенствования существующих и внедрения новых систем. Так, были установлены более совершенные ЭВМ, цифровые интерфейсы, навигационный гидролокатор и применены другие новшества. Были внедрены навигационная инерциальная система ESGN, аппаратура для определения местоположения и скорости хода ПЛАРБ по подводным гидроакустическим маякам-ответчикам, магнитометрическая система.

Система хранения и пуска (см. схему ) предназначена для хранения и обслуживания, защиты от перегрузок и ударов, аварийного выброса и запуска ракет с ПЛАРБ, находящейся в подводном или надводном положении. На подводных лодках типа "Огайо" такая система имеет наименование Мк35 мод. О (на кораблях с комплексом Trident-1 ) и Мк35 мод. 1 (для комплекса Trident-2), а на переоборудованных ПЛАРБ типа "Лафайет" - Мк24. В состав систем Мк35 мод.О входят 24 шахтные пусковые установки (ПУ), подсистема выброса БРПЛ, подсистема контроля и управления пуском и погрузочное оборудование ракет. ПУ состоит из шахты, крышки с гидравлическим приводом, уплотнения и блокировки крышки, пускового стакана, мембраны, двух штеккерных разъемов, оборудования подачи парогазовой смеси, четырех контрольно-наладочных люков, 11 электрических, пневматических и оптических датчиков.

Пусковые установки являются важнейшей составной частью комплекса и предназначены для хранения, обслуживания и запуска ракеты. Основными элементами каждой ПУ являются: шахта, пусковой стакан, гидропневмосистема, мембрана, клапаны, штекерный разъем, подсистема подачи пара, подсистема контроля и проверки всех узлов пусковой установки. Шахта представляет собой стальную конструкцию цилиндрической формы и является неотъемлемой частью корпуса ПЛАРБ. Сверху она закрывается крышкой гидравлическим приводом, которая обеспечивает герметизацию от воды и выдерживает такое же давление, что и прочный корпус лодки. Между крышкой и горловиной шахты имеетея уплотнение. Для предотвращения несанкционированного открывания крышка оснащена блокирующим устройством, которое также обеспечивает блокировку уплотнительно-зажимного кольца крышки ПУ с механизмами открытия контрольио-наладочных люков. Это предотвращает одновременное открытие крышки ПУ и контрольно-наладочных люков, за исключением этапа погрузки-выгрузки ракет.

Внутри шахты установлен стальной пусковой стакан. Кольцевой зазор между стенками шахты и стакана имеет уплотнение из эластомерного полимера, выполняющее роль амортизаторов. В зазоре между внутренней поверхностью стакана и ракетой размещены амортизирующие и обтюрирующие пояса. В пусковом стакане БРПЛ устанавливается на опорное кольцо, которое обеспечивает ее азимутальную выставку. Кольцо закреплено на амортизационных устройствах и центрирующих цилиндрах. Сверху пусковой стакан перекрыт мембраной, которая предотвращает попадание забортной воды в шахту при открывании крышки. Жесткая оболочка мембраны толщиной 6,3 мм имеет куполообразную форму диаметром 2,02 м и высотой 0,7 м. Она изготовлена из фенольной смолы, армированной асбестом. К внутренней поверхности мембраны приклеивается пенополиуретан низкой плотности с открытыми ячейками и сотовый материал, сделанный по форме носовой части ракеты. Это обеспечивает защиту ракеты от силовых и тепловых нагрузок при вскрытии мембраны с помощью профилированных зарядов взрывчатого вещества, установленных на внутренней поверхности оболочки. При вскрытии оболочка разрушается на несколько частей.

Пусковой стакан ПУ ракетного комплекса Trident-2, изготовленный фирмой «Вестингауз электрик», выполнен из того же сорта стали, что и стакан для БРПЛ Trident-1. Однако ввиду больших размеров ракеты его диаметр на 15% и высота на 30% больше. В качестве материала уплотнения между стенками шахты и стакана наряду с неопреном использован и уретан. Состав композиционного уретанового материала и конфигурация уплотнения подобраны из расчета более высоких ударных и вибряционных нагрузок, возникающих при пуске БРПЛ Trident-2.

ПУ оснащена двумя штекерными разъемами нового типа (пуповичного), автоматически отстегивающимися в момент пуска ракеты. Разъемы служат для подачи в приборный отсек ракеты электропитания и ввода необходимых данных стрельбы. Оборудование подачи парогазовой смеси ПУ входит в состав подсистемы выброса БРПЛ. Непосредственно в ПУ смонтирован патрубок Подачи парогазовой смеси и подракетная камера, в которую поступает парогаз.Это оборудование расположено практически в основании шахты. ПУ имеет четыре контрольно-наладочных люка, обеспечивающих доступ к оборудованию и узлам ракеты и пускового оборудования с целью их проверок и технического обслуживания. Один люк расположен на уровне первой палубы ракетного отсека ПЛАРБ, два - на уровне второй палубы (обеспечивают доступ к приборному отсеку БРПЛ и разъему), один - ниже уровня четвертой палубы (доступ к подракетной камере). Механизм открывания люков сблокирован с механизмом открывания крышки ПУ.

Каждая ПУ имеет подсистему аварийного водяного охлаждения БРИЛ и оборудована 11 датчиками, обеспечивающими контроль температуры, влажности воздуха, количества влаги и давления. Для контроля необходимой температуры (примерно 29°С) в ПУ установлены термодатчики, которые в случае недопустимого отклонения температуры выдают сигналы в о бщекорабельную систему терморегулирования. Относительная влажность воздуха (30% и менее) контролируется тремя датчиками, расположенными в подракетной камере, в нижней части и в районе приборного отсека пускового стакана. С повышением влажности датчики дают сигнал на пульт контроля, установленный в ракетном отсеке, и на пост управления ракетной стрельбой. По команде с поста относительная влажность снижается путем прогона через ПУ сухого воздуха под давлением. Наличие влаги в ПУ обнаруживается при помощи щупов, установленных в подракетной камере и патрубке подачи парогазовой смеси. При соприкосновении щупа с водой вырабатывается соответствующий сигнал тревоги. Каление воды производится таким же образом, как и влажного воздуха.

Подсистема выброса ракеты состоит из 24 независимых друг от друга установок. Каждая установка включает газогенератор (пороховой аккумулятор давления), запальное устройство, охладительную камеру, патрубок подачи парогазовой смеси, подракетную камеру, защитное покрытие, а также контрольное к вспомогательное оборудование. Генерируемые пороховым аккумулятором давления газы проходят через камеру с водой (охладительную камеру), смешиваются с ней в определенных пропорциях и образуют низкотемпературный пар. Эта парогазовая смесь поступает через патрубок в подракетную камеру с равномерным ускорением и при достижении определенного давления выталкивает ракету из пускового стакана с силой, достаточной для выброса тела массой 32 т с заданной глубины (30-40 м) на высоту более 10м над поверхностью воды. Подсистема выброса БРПЛ Trident-2 создает практически вдвое большую величину давления парогазовой смеси, что позволяет выбрасывать даже ракету массой 57,5 т с такой же глубины на ту же высоту. Подсистема контроля и управления пуском предназначена для контроля за предстартовой подготовкой ПУ, подачи сигнала на включение подсистемы выброса БРПЛ, контроля процесса пуска и послепусковых операций. Она включает пульт управления пуском, оборудование обеспечения безопасности пуска и контрольно-проверочную аппаратуру. Пульт управления пуском служит для отображения сигналов, позволяющих контролировать приведение в действие и функционирование системы пуска, а также формирования необходимых сигналов для изменения режима работы подсистем и оборудования системы хранения и пуска БРПЛ. Он расположен на посту управления ракетной стрельбой. Оборудование обеспечения безопасности пуска контролирует и выдает сигналы для подсистемы выброса БРПЛ и системы управления ракетной стрельбой (СУРС). Оно дает разрешающий сигнал для СУРС на предстартовую подготовку, пуск и послепусковые операции одновременно пяти пусковых установок БРПЛ. В состав оборудования входят блок с 24 модулями безопасности пуска, панель переключения подсистемы выброса БРПЛ в проверочный режим и переключатели режимов функционирования системы хранения и пуска БРПЛ.

Контрольно-проверочная аппаратура включает три блока, каждый из которые контролирует состояние и функционирование восьми ПУ, а также пять блоков, контролирующих решение логических, сигнальных и тестовых функций электронной аппаратуры системы хранения и пуска БРПЛ. Все блоки установлены в ракетном отсеке ПЛАРБ.

С получением сигнала-приказа на пуск ракет командир лодки объявляет боевую тревогу. После проверки подлинности приказа командир дает команду на приведение подводной лодки в техническую готовность ISy, которая является высшей степенью готовности. По этой команде уточняются координаты корабля, скорость снижается до значений, обеспечивающих пуск ракет, лодка подвсплывает на глубину около 30 м. По готовности навигационного поста, а также поста подсистемы контроля и выброса ракет из шахт командир ПЛАРБ вставляет пусковой ключ в соответствующее отверстие пульта управления стрельбой и переключает его. Этим действием он подает команду в ракетный отсек лодки на непосредственную предстартовую подготовку ракетного комплекса. Перед пуском ракеты давление в пусковой шахте выравнивается с забортным, затем открывается прочная крышка шахты. Доступ забортной воде после этого преграждает лишь расположенная под ней сравнительно тонкая мембрана.

Непосредственный пуск ракеты осуществляет командир боевой части оружия (ракетно-торпедной) с помощью пускового механизма с рукояткой красного цвета (для учебных пусков - черного), который подключается к ЭВМ с помощью специального кабеля. Затем включается пороховой аккумулятор давления. Генерируемые им газы проходят через камеру с водой и частично охлаждаются. Образовавшийся при этом низкотемпературный пар поступает в нижнюю часть пускового стакана и выталкивает ракету из шахты. В ракетном комплексе Polaris-AЗ применялся воздух высокого давления, который подавался под обтюратор ракеты через систему клапанов по строго определенному графику, точно выдерживаемому специальной автоматической аппаратурой. Это обеспечивало заданный режим движения ракеты в пусковом стакане и разгон ее с ускорением до 10g при скорости выхода из шахты 45-50 м/с. При движении вверх ракета разрывает мембрану, и забортная вода свободно поступает в шахту. После выхода ракеты крышка шахты автоматически закрывается, а находящаяся в шахте забортная вода сливается в специальную заместительную цистерну внутри прочного корпуса лодки. ПЛАРБ при движении ракеты в пусковом стакане подвергается воздействию значительной реактивной силы, а после ее выхода из шахты давлению поступающей забортной воды. Рулевой с помощью специальных автоматов, управляющих работой гироскопических стабилизирующих устройств и перекачкой водного балласта, удерживает лодку от провала на глубину. После неуправляемого движения в толще воды ракета выходит на поверхность. Двигатель первой ступени БРПЛ включается на высоте 10-30 м над уровнем моря по сигналу датчика ускорений. Вместе с ракетой на поверхность воды выбрасываются куски уплотнения пускового стакана.

Затем ракета поднимается вертикально и по достижении определенной скорости начинает отрабатывать заданную программу полета. По окончании работы двигателя первой ступени на высоте примерно 20 км происходит ее отделение и включение двигателя второй ступени, а корпус первой ступени отстреливается. При движении ракеты на активном участке траектории управление ее полетом осуществляется за счет отклонения сопел двигателей ступеней. После отделения третьей ступени начинается этап разведения боеголовок. Головная часть с приборным отсеком продолжает полет по баллистической траектории. Производятся коррекция траектории полета двигателем головной части, нацеливание и отстрел боеголовок. В головной части типа МИРВ используется так называемый "принцип автобуса": ГЧ, проведя коррекцию своего местоположения, нацеливается на первую цель и выстреливает боеголовку, которая по баллистической траектории летит к цели, после этого ГЧ ("автобус"), проведя коррекцию своего местоположения двигательной установкой системы разведения боеголовок, нацеливается на вторую цель и выстреливает следующую боеголовку. Подобная процедура повторяется для каждой боеголовки. Если необходимо поразить одну цель, то в ГЧ закладывается программа, которая позволяет нанести удар с разносом во времени (в ГЧ типа МРВ после проведения нацеливания двигателем второй ступени производится одновременный отстрел всех боеголовок). Через 15-40 мин после пуска ракеты боеголовки достигают объектов поражения. Подлетное время зависит от удаления района огневой позиции ПЛАРБ от цели и траектории полета ракеты.

Тактико-технические характеристики

Общие характеристики
Максимальная дальность стрельбы, км 11000
Круговое вероятное отклонение, м 120
Диаметр ракеты, м 2,11
Длина ракеты в сборе, м 13,42
Масса снаряженной ракеты, т 57,5
Мощность заряда, кт 100 Кт (W76) или 475 Кт (W88)
Число боеголовок 14 W76 или 8 W88
I ступень
0,616
2,48
Масса, кг:
- ступени полная
- конструкции ДУ

- снаряженной ДУ

37918
2414
35505
37918
Габариты, мм:
- длина
- диаметр максимальный

6720
2110
563,5
115
Полное время работы ДУ, с 63
286,8
II ступень
Относительная масса топлива, м 0,258
Стартовая тяговооруженность ступени 3,22
Масса, кг:
- ступени полная
- конструкции ДУ
- топлива (заряда) с бронировкой
- снаряженной ДУ

16103
1248
14885
16103
Габариты, мм:
- длина
- диаметр максимальный

3200
2110
Среднемассовый расход, кг/с 323
Среднее давление в камере сгорания, кгс/м2 97
Полное время работы ДУ, с 64
Удельный импульс тяги в пустоте, кгс 299,1
III ступень
Относительная масса топлива, м 0,054
Стартовая тяговооруженность ступени 5,98
Масса, кг:
- ступени полная
- конструкции ДУ
- топлива (заряда) с бронировкой
- снаряженной ДУ

3432
281
3153
3432
Габариты, мм:
- длина
- диаметр максимальный

3480
1110
Среднемассовый расход, кг/с 70
Среднее давление в камере сгорания, кгс/м2 73
Полное время работы ДУ, с 45
Удельный импульс тяги в пустоте, кгс 306,3
Скорость(приблизительно на высоте 30 м над уровнем моря), миль/ч 15000

22 января 1934 года родился ученый, работавший в области систем управления, Игорь Иванович Величко. При его непосредственном участии были созданы баллистические ракеты морского базирования, поступившие на вооружение ВМФ СССР. По точности стрельбы они могли соперничать с аналогичными американскими «Трайдентами». Их модификациями и поныне вооружены российские стратегические подводные лодки.

Учебный пуск «Трайдент-2»

Выпускник УПИ становится директором ОКБ

Карьерная история Игоря Ивановича Величко (1934 – 2014) незамысловата. После окончания в 1947 году Уральского политехнического института он поступил на должность инженера в НИИ-529 (ныне НПО Автоматики, город Екатеринбург). Вскоре работал уже старшим инженером, затем ведущим, начальником отдела. И в 1983 году возглавил НИИ.

В 1985 году он перешел в расположенное в Миассе Челябинской области СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр им. Макеева) — директором предприятия и генеральным конструктором.

Переход этот был психологически непростым. Потому что Величко пришел на место скоропостижно скончавшегося Виктора Петровича Макеева. Корифея, основателя отечественной школы морского стратегического ракетостроения. Обладателя Ленинской и трех Государственных премий СССР.

Учебный пуск ракеты «Булава»

Правда, и Величко к тому моменту имел Государственную и Ленинскую премии. И получены они были за работы в той же самой военно-технической области. Потому что НИИ-529 тесно связан с СКБ-385, создавая системы управления для ракет морского базирования, которые разрабатывал Макеев.

Величко начал заниматься ракетами для атомных подводных лодок в начале 70-х годов. Тогда же он и обрел должную степень административного влияния на ход разработок.

Выход на межконтинентальный уровень

Необходимо сказать, что на первом этапе своего существования советские ракеты подводного базирования не были самым слабым звеном в подводном стратегическом флоте СССР. Они вполне «гармонично» вписывались в существовавший на тот момент тактико-технический уровень атомных субмарин. Лодки проигрывали американским по ряду параметров: были более шумными, обладали меньшей скоростью и дальностью. И с аварийностью было далеко не все в порядке. А ракеты имели меньшую дальность и точность. Хоть по «начинке» ракет, то есть по мощности, исчисляемой в килотоннах, наблюдалось примерное равенство.

Так что конструкторские бюро, работавшие на ВМФ, догоняли американских подводников почти во всех категориях разработок. К середине 70-х, когда ВМС США почивали на лаврах, не опасаясь, что «Советы» догонят их в ХХ веке, мы достигли равенства – как количественного, так и качественного. И неумолимо двинулись вперед.

Ситуация выровнялась в связи с появлением лодок проекта 667БДР «Кальмар», начавших поступать на вооружение в начале 70-х годов. Они обладали малой шумностью, имели прекрасное навигационное и акустическое оборудование. Были улучшены условия обитания экипажа.

Их главным оружием стала пусковая установка Д-9 разработки СКБ-385, вооруженная ракетой Р-29 с ЖРД. Она была принята на вооружение в 1974 году. А спустя три года появилась более продвинутая модификация – Д-9Р с шестнадцатью ракетами Р-29Р в боекомплекте.

Это было уже абсолютно современное оружие, позволявшее решать абсолютно все задачи, возлагавшиеся на стратегические атомные подводные крейсеры. Была обеспечена межконтинентальная дальность стрельбы при одновременном увеличении веса боевой нагрузки, повышена точность стрельбы за счет астрокоррекции, применены разделяющиеся головные части (Д-9Р), реализована автономность боевого использования и всепогодность боевого применения ракет с многоракетных атомных подводных лодок из любого района Мирового океана.

Комплекс Д-9Р позволял осуществлять запуск, причем залповый, 16-и ракет Р-29Р. Их дальность в зависимости от полезной нагрузки лежала в диапазоне от 6500 до 9000 км. Вероятное круговое отклонение – 900 м при инерциальной системе наведения на цель с полной астрокоррекцией. Существенное повышение точности (у предыдущих ракет КВО составляло 1500 метров) было достигнуто за счет совершенствования системы управления ракетой. Определенный вклад в новую разработку внес и Игорь Величко.

Головная часть ракеты имела 3 модификации. Мощность моноблочной головки составляла 450 кт. В случае разделяющейся ГЧ устанавливались 3 боевых блока по 200 кт каждый или 7 по 100 кт. И вот здесь Макеев уже опередил конкурентов из «Локхид» на целых три года – именно через три года у подводников США появились первые ракеты с разделяющейся головной частью. Это были уже не «Полярис», а «Трайдент».

Р-29Р до сих пор находятся на вооружении подводного флота России. Регулярно проводятся их пуски, которые все оказываются удачными. Их коэффициент технической надежности равен 0,95.

Продолжая дело Макеева

СКБ-385, работая в тандеме с НИИ-529, создавало новые комплексы под новые ракеты и параллельно проводило глубокую модернизацию уже имеющихся. Да так, что получалось, по сути, новое вооружение, обладающее оригинальным качеством.

Так, в 1983 году на вооружение поступил комплекс Д-19 с первой морской трехступенчатой твердотопливной ракетой Р-39. Она оснащена разделяющейся головной частью с десятью блоками, имеет межконтинентальную дальность стрельбы и размещена на атомной подводной лодке проекта 941 «Щука» рекордного водоизмещения, которое равно 48000 тонн.

А в 1987 году был создан модифицированный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ с десятью боевыми блоками для лодки третьего поколения проекта . Эту работу уже доводил Игорь Величко, возглавивший ГРЦ им. Макеева. И как непосредственный разработчик системы управлений ракетой, и как новоиспеченный генеральный конструктор СКБ-385.

До 2007 года Р-29РМ имела лучшие тактико-технические характеристики среди российских баллистических ракет подводных лодок. Затем появилась Р-29РМУ2 «Синева», у которой на 200 метров уменьшилось КВО и улучшились средства противодействия ПРО. Но один из главных параметров – энергетическая характеристика – остался прежним. И он является лучшим среди всех баллистических морских ракет мира. Это отношение величины забрасываемого веса к стартовому весу ракеты.

И у Р-29РМ, и у «Синевы» этот показатель равен 46. У «Трайдент-1» — 33, у «Трайдент-2» — 37,5. Это важнейший показатель боевых возможностей ракеты, он определяет динамику ее полета. А это в свою очередь влияет на преодоление системы неприятельской ПРО. В связи с чем «Синеву» даже называют «шедевром морского ракетостроения».

Высокий полет «Лайнера»

Р-29РМУ2 – трехступенчатая жидкостная ракета, дальность которой на 3,5 тыс. км больше, чем у «Трайдент-2», который стоит на вооружении последнего поколения американских подводных ракетных крейсеров. Ракета может нести от 4 до 10 головок индивидуального наведения.

«Синева» обладает повышенной устойчивостью к воздействию электромагнитного импульса. На ней установлен современный комплекс средств преодоления ПРО. Наведение на цель осуществляется комплексно: при помощи инерциальной системы, аппаратуры астрокоррекции и навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, благодаря чему максимальное отклонение от цели удалось снизить до 250 м.

ГРЦ Макеева могло бы стать и законодателем моды в области создания твердотопливных ракет морского базирования. Однако этого не произошло в силу как объективных, так и субъективных обстоятельств. С 1983 по 2004 год на вооружении находились твердотопливные ракеты Р-39 макеевской разработки. Они уступали жидкотопливным Р-29Р и по дальности (на 25%), и по отклонению от цели (вдвое), а их стартовая масса была больше чем в 2 раза.

Но к началу 90-х годов появилось более эффективное топливо, новые электронные компоненты. Да и опыт у миассцев по части создания данного типа ракет уже имелся. И РКЦ приступил к разработке ракеты Р-39УТТХ «Барк», которой должны были вооружаться лодки четвертого поколения . Однако эта разработка пошла наперекосяк и из-за скудного финансирования, и в связи с развалом СССР. Производство части компонентов оказалось на территориях независимых государств, и им пришлось подыскивать замену. В частности, пришлось менять прекрасное топливо, ставшее «чужим», топливом худшего качества. Удалось провести испытательные пуски лишь трех ракет. И все они оказались неудачными.

В 1998 году проект закрыли. А ракету для «Бореев» отдали Московскому институту теплотехники, прекрасно себя зарекомендовавшему в качестве создателя мобильных комплексов и . Но во внимание не было принято то обстоятельство, что МИТ никогда не имел дело с ракетами морского базирования. В результате разработка идет крайне непросто и медленно. «Булаву», несомненно, доведут до ума. Но уже сейчас видно, что по дальности и суммарной мощности разделяющихся боезарядов она несколько проигрывает «Синеве».

Однако у «теплотехнической» ракеты есть существенное преимущество – большая живучесть: стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и к лазерному оружию. Противодействие средствам ПРО обеспечено также за счет низкого активного участка и его малой продолжительности. Он, по утверждению главного конструктора ракеты Юрия Соломонова, в 3-4 раза меньше по сравнению с отечественными и иностранными ракетами. То есть все достоинства «Тополя-М» были перенесены и на «Булаву».

В конце нулевых годов была создана новая модификация ракеты «Синева», получившая название «Лайнер». Она способна нести до 12 боеголовок по 100 кт каждая. Причем, как утверждают разработчики, это боеголовки нового типа – «интеллектуальные». Их отклонение от цели составляет 250 метров.

ТТХ ракет Р-29РМУ2.1 «Лайнер» и UGM-133A «Трайдент-2»

Количество ступеней: 3 – 3
Тип двигателя: жидкостной – твердотопливный
Длина: 14,8 м – 13,4 м
Диаметр: 1,9 м – 2,1 м
Стартовая масса: 40 т – 60 т
Забрасываемый вес: 2,8 т – 2,8 т
КВО: 250 м – 120 м
Дальность: 11500 км – 7800 км
Мощность боезаряда: 12х100 кт или 4х250 кт – 4х475 кт или 14х100 кт

По данным Sunday Times, проведённый Великобританией запуск межконтинентальной баллистической ракеты Trident II D5 провалился. Но важно не это. Учения проходили в июне прошлого года, а провал был скрыт даже от британского парламента. Кому и зачем потребовалось засекречивать эту информацию

В июле прошлого года премьер Великобритании Тереза Мэй посетила Братиславу. Довольно рядовой визит с столицу Словакии оказался в центре внимания всех мировых СМИ.
Журналист словацкого телеканала задал на пресс-конференции Терезе Мэй вопрос: «Готова ли премьер Великобритании использовать ядерное оружие против России?»
Ответ Мэй был однозначным.
- Действительно, на минувшей неделе прошло весьма важное голосование в парламенте о продолжении нашей ядерной программы, - сказала Мэй. - Во время дебатов был поставлен вопрос о том, была бы я готова использовать ядерное оружие как устрашающую силу. И мой ответ был: «Да!».
Именно воодушевляющая речь нового премьера Великобритании убедила английских парламентариев увеличить расходы на обновление ядерной программы Trident.
- Некоторые люди предлагают нам избавиться от сил ядерного сдерживания. Оно было важной частью нашей национальной безопасности и защиты на протяжении полувека, и было бы неправильно для нас сойти с этого направления, - заявила перед слушаниями в парламенте Мэй, не забыв отметить угрозы со стороны России и Северной Кореи.
Выступая перед парламентариями, Мэй уже знала о провале запуска межконтинентальной баллистической ракеты Trident II D5. Запуск был произведён с британской подлодки около американского штата Флорида в июне. Ракета отклонилась от заданного курса и полетела в сторону побережья Соединённых Штатов.

Ядерный щит устарел

В итоге депутаты проголосовали за модернизацию ядерного щита страны. Обновление текущего морского ядерного щита Великобритании, состоящего из подлодок класса Vanguard, обойдётся налогоплательщикам в 31 млрд фунтов (порядка $41 млрд), и сверх этой суммы 10 млрд фунтов (порядка $13,2 млрд) - резерв на случай непредвиденных расходов.
Сегодня стратегические ядерные силы Великобритании состоят из одной эскадры подводных лодок, в составе которой имеется четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения (ПЛАРБ) типа Vanguard, оснащённые баллистическими ракетами для подводных лодок Trident-2 (16 ракет с разделяющейся головной частью с блоками индивидуального наведения). Максимальная дальность стрельбы ракеты - до 11 500 км.
Головная лодка Vanguard введена в строй в 1994 году, вторая, «Викториас», - в 1995 году, третья, «Виджилент», - в 1998 году, четвёртая, «Вендженс», - в 2001 году. Срок их службы составляет 30 лет.
Три из четырёх субмарин в мирное время находятся в полной боеготовности. Одна из них осуществляет боевое патрулирование в северо-восточной Атлантике, а две другие несут боевое дежурство в пункте базирования Фаслейн. Четвёртая лодка находится на капитальном ремонте или модернизации.
Баллистические ракеты Trident-2 загружаются на лодки на американском арсенале в Кингс-Бей (штат Джорджия). Причём американцы осуществляют полный надзор за эксплуатацией этих ракет, а также занимаются их техобслуживанием.
Британцы приобрели у американцев в общей сложности 58 ракет Trident-2, но для оперативного развёртывания выделяется боекомплект из 48 штук. На каждую ракету устанавливается не более трёх боеголовок, а ракеты, предназначенные для нанесения субстратегического удара, оснащаются одной боеголовкой.
На вооружении морских стратегических ядерных сил Великобритании всего находится порядка 500 единиц ядерных боеголовок. В это количество входят активный (225 единиц) и неактивный (до 275 единиц) боезапас.
Непосредственное управление действиями стратегических подводных крейсеров осуществляет командующий флотом ВМС Великобритании.

На что пойдут деньги?

В нынешнем виде английский щит просуществует до 2020 года, однако продление сроков эксплуатации подлодок в дальнейшем признано нецелесообразным. Новая программа предусматривает замену четырёх ракетных подводных крейсеров Vanguard на новые - класса Successor.
В мае 2012 года в СМИ Соединенного Королевства появилась информация о том, что министерство обороны Великобритании заключило с компаниями BAE Systems, Babcock и Rolls-Royce контракты общей стоимостью 347 млн фунтов стерлингов на проектирование ПЛАРБ нового поколения. Предполагается строительство четырёх лодок типа Successor с вводом в строй головной ПЛАРБ в 2028 году.
Каждая новая британская ПЛАРБ будет иметь 16 ракет класса Trident-2 D-5 Life Extension. Проект ПЛАРБ основывается на разработках так называемой Derived Submarine - полностью нового проекта атомной подводной лодки. Подлодка будет оснащена водоводяным реактором нового поколения. Отличительными чертами архитектуры новой ПЛАРБ будет использование Х-образных рулей, а также ограждение выдвижных устройств новой обтекаемой формы.

Корона в заложниках Дяди Сэма

Самое важное, на что следует обратить внимание в новой ядерной программе Великобритании, - это ракеты, которыми будет оснащаться обновляющийся подводный флот короны. Британцы, отказавшиеся от собственных разработок ядерного оружия в пользу американских ракет, вынуждены разрабатывать новые атомные подводные крейсера с учётом того, что им придётся использовать старые американские ракеты.
Дело не в том, что Trident-2 D-5 Life Extension - плохая ракета. Trident-2 вообще является одним из лучших образцов ракет, созданных для подлодок и уступает он только нашим самым современным ядерным ракетам, о чём мы подробно рассказывали в материале «Супероружие ядерной эры. Как Россия и США борются под водой». Однако якобы новые ракеты, которые получат новые британские субмарины, на деле являются всё теми же старыми «Трайдентами», которым принудительно продлят срок жизни.
Причём продлевать срок жизни ракет будут американцы, а платить за эти «новые» ракеты придётся британскому налогоплательщику. Россия, к примеру, подобной проблемы не имеет и способна самостоятельно разрабатывать как новые типы ПЛАРБ, так и современное ракетное оружие к ним. Поскольку британская ядерная программа вооружений намертво привязана к американской промышленности, они не имеют возможности к маневрированию различными типами ракет и обречены плестись в хвосте программы американского перевооружения, покорно оплачивая старые «Трайденты» и смиренно ожидая, когда военная промышленность США изволит разработать новый тип ракет для подводных ядерных крейсеров.

Собственно само замалчивание провального пуска, который, как оказалось, произошёл ещё летом, демонстрирует то, насколько британская корона зависит от американского оружия. Возможно, если бы о катастрофе стало известно раньше, лейбористы или консерваторы могли бы взбунтоваться и потребовать перенаправления финансирования на разработку собственного современного ядерного оружия. Однако в настоящее время как старые, так и ещё только проектируемые ПЛАРБ Великобритании заранее обречены на «Трайдент», знаменитая надёжность которого, вполне актуальная в 70-е годы прошлого века, в современных реалиях уже начинает подводить.
Виктор Логинов