Уход за телом

Река Ганг: За гранью европейской морали

 Река Ганг: За гранью европейской морали

Эмма МАМИНЕВА

Я всегда знала, что за каждым ЧУДОМ прячется неизвестное нам пока явление физики...Вот и святость вод индийской Ганги тоже объясняется наукой.

Многие ученые, сделав анализ вод Ганги, подтверждают ее невероятную очистительную силу. Так, например, выяснено, что вода Ганги не портится даже при длительном хранении, более того, она даже становится чище. Хранить ее можно практически бесконечно, - качество, которое не найти даже в дистиллированной воде. Ученые не понимают духовной силы вод Ганги, и потому не в состоянии дать этому феномену хоть какое-то удовлетворительное объяснение. Здесь я привожу имена четырех ученых и результаты их опытов.

Священный Ганг, называемый в Индии Ганга, – не просто река. Это сплав географии, религии и легенды. Каждая речка имеет исток и устье. Но не совсем так дела обстоят с Гангой. Дело в том, что, считают индусы, Ганга сначала плавно течет по небу и видна как Млечный путь отсюда. И только там, где Ганга спускается с неба, начинает свое течение Земная Ганга. Географически это совпадает и правда с очень высокой точкой – Багиратхи-Ганга, один из двух истоков большой Ганги, выходит из-под снега среди Гималайских пиков на высоте 4495 метров над уровнем моря.

В верхнем течении Ганга совсем не похожа на спокойную грязновато-желтую реку, какой она известна на равнине. Здесь это бурные ледяные потоки, которые схожи с благой разрушительной силой бога Вишну.

Согласно мифу, омывающая берега рая Ганга спустилась на Землю, чтобы помочь человеку смыть грехи. Но так мощны ее воды, что, обрушившись вниз, Ганга могла разрушить Землю. И тогда, чтобы спасти людей, бог Шива подставил голову под ледяную воду. Запутавшись в его волосах, Ганга распалась на семь потоков, и теперь люди могут совершать омовения в священной реке.

Омовения в Ганге – и обряд, и ежедневное действо. Правда, оно становится возможным только возле священного города Харидвара, где воды Ганги еще так же холодны, течение быстро, но уже не опасно. В Харидваре, считается, долина встречает Гангу, здесь же находится главный гат – место ритуальных омовений и цель многочисленных паломничеств. В Харидваре же каждый вечер совершается пуджа – ритуал, посвященный Ганге. Со священными песнопениями нарядные люди спускаются к Ганге, предлагают ей молоко, хлеб. Особенно красива финальная часть пуджи, когда в воду спускают сотни фонариков, украшенных цветами.

Сливаясь и расходясь с притоками Хугли, Махананду, Йамуна, меняя по пути названья, разливаясь в ширину до полутора километров, равнинная Ганга плавно следует до своей дельты, самой большой в мире. На этом гигантском треугольнике площадью 105 640 км² разлито более чем 240 рек. Составленная из рукавов рек, наносных островов и озер, дельта Ганги постоянно меняет очертания.

В жаркой Индии Ганга – средоточие жизни. Европейца шокирует, что в воде, почитаемой священной, и купаются, и стирают. У воды проводят обряды приветствия реки, и похоронные обряды, спуская все в ту же воду пепел. Но для индусов гармонично и понятно общение с их самой большой рекой и самой большой святыней.

Индусы называют Ганг «Дасахарой», что обозначает «смывающая десять грехов».

1. Английский физик С.Е.Нельсон сделал доклад, в котором указывается, что пробы вод Ганги из очень загрязненного устья Гугли в течение всего пути на корабле в Англию оставались свежими.

2. Английский физик Е.Ханбэри Хэнкин описывает в своей статье в журнале «Annales de l"Institut Pasteur» результаты опыта, при котором холерные палочки погибали в воде Ганги в течение 6 часов, тогда как в дистиллированной воде они даже через 48 часов продолжали размножаться. Даже когда он переливал зараженную воду в воду Ганги, они и после этого погибали через 6 часов.

3. Французский ученый Герелль очень удивился, когда обнаружил, что в воде Ганги в том месте, где на берегу лежали трупы людей, умерших от дизентерии или холеры, не было никаких возбудителей болезней, которые должны были там находиться в миллионных количествах, по научным представлениям.

4. Совсем недавно один индийский специалист по защите окружающей среды Д.С.Бхаргабе исследовал уникальную способность вод Ганги самоочищаться. По результатам своих опытов, он утверждает, что ее воды намного быстрее, чем воды других рек, уменьшают биохимическую потребность в кислороде и разлагают нечистоты быстрее в 15-20 раз.

А все объясняется очень просто - под поверхностью дна реки пролегает богатейшее месторождение меди. Очистительные свойства меди известны не только науке, а и нам. простым смертным...

Говорят, кто не был в Агре и не видел Тадж-Махал, тот не был в Индии, мое мнение с этим расходится. Я бы сказал, кто не был в Варанаси, тот не видел настоящей Индии. Трудно увидеть Варанаси по картинкам, его надо прочувствовать эту грязь и хаос, пронюхать эту вонь аммиака, который выедает глаза вперемешку с благовоньем, и жаркий, очень влажный воздух, увидеть ритуалы, цвета и краски, толпы паломников той настоящей Индии.


Ганага — индуистская богиня, воплощение священной реки Ганг, в индуистской мифологии — небесная река, которая спустилась на землю и стала рекой Ганг.

Паломники стекаются сюда не только со всей Индии, едут со всего мира, особенно к её истокам и городам Харидвар, Аллахабад и Варанаси (самое колоритное место, для нас любопытных).

Вдоль городской набережной взгляду открываются ряды каменных ступеней (Гхаты). Гхаты - каменные ступени, служащие для ритуального омовения индуистов и как места кремации, раскинувшиеся вдоль берега на несколько километров. По ним паломники спускаются к воде. Тут же они и отдыхают.

Священный Варанаси как магнит притягивает к себе индусов.

Спустившись к реке, глаза и нос выедал резкий запах аммиака, влажность настолько повышена, что уже минут через 30 можно было выжимать одежду.

На берегу полно цирюльников, которые делают свою работу, но о модельной стрижке можно даже не думать, сбривают опасной бритвой под ноль, оставляя только маленький чуб на затылке.

Жизнь и смерть в Варанси — неотделимы друг от друга. Место, где сжигают усопших — расположено ниже по течению от священных набережных.

Много маленьких детей

Поразило, как маленькие детки сидят голыми попками в этой грязи.

Этот малыш спит, прям на каменной набережной, весь в мухах.

Народ кишит, идти по набережной вдоль реки нужно очень аккуратно, смотря внимательно под ноги, чтобы не вступить, во

что-нибудь.

В конце дня, специальный человек запускает помпу и большим напором воды смывает собравшуюся за день грязь со ступеней набережной в реку.

По уступам зданий бегают дикие обезьяны (вверху фотографии)

Местный рынок, который находится вдоль улицы.

Туалет, непонятно почему разная высота кабинок, прекрасно и гармонично вписывается в общий вид торговых прилавков.

Выпечка смотрится красиво и аппетитно, но уличный фастфуд есть не рискнул.

Уличное кафе.

Ремонт обуви

Прилавок с браслетами

На фоне остальных магазинов и прилавков этот бросается в глаза.

Тарелочка из листьев какого-то растения.

Полицейский попросил меня подождать, не фотографировать, принял вертикальное положение и разрешил сфотать.

На рассвете сотни, нет тысячи индусов собираются на берегу реки, чтобы совершить ритуальное омовение в священных очищающих водах.

Вдоль набережной много храмов.

Люди в одеждах и без входят в реку и совершают омовение. Одни бормочут мантры, зачерпывают воду в ладони и поливают свою голову. Другие, зажав нос, окунаются в воду. Третьи, присев на корточки, пьют священную воду из реки. Каждый думает только о своем ритуале, не замечая никого вокруг.

Зубную щетку им заменяют специальные палочки для чистки зубов.

Тут же на берегу можно и купить зубную палочку.

Индианка продает ритуальные свечи, которые зажигают и пускают по течению священной реки, читая молитвы.

Некоторые заходят полностью, некоторые по пояс, а кто и по щиколотки.

Молятся, купаются, стирают, стригут, сжигают мертвых, чистят зубы, моют посуду, а кто и просто после очередной процедуры - "задний туалет" подмывается — чего только не делают на берегу и в реке Ганг! И это все в одном месте и одновременно и все уверены, что никакой заразы не подцепят, а наоборот, от всех болячек исцелит священная Ганга.

Некоторые паломники надеются на подаяния туристов, те которые самые колоритные, в большинстве случаев, если увидели, отворачиваются от камер, показывая, что надо дать для начала денег. Некоторые, увидев камеру, наоборот останавливаются, позируют, прося глазами хоть что-то, рады даже копейкам.

Спустившись ниже вдоль реки, я наткнулся на прачечную.

Стирка проходит следующим образом: намоченное и натертое мылом белье, размахнувшись со всей силы, ударяется несколько раз по каменной плите. После этого уже чистое, постиранное белье прополаскивают в священных водах реки Ганг и вывешивают для сушки.

Там же чуть выше, купали коров.

Вот здесь народа становилось меньше, но вероятность вступить в каку увеличивалась.

Приготовились к приему пищи.

Лодочники предлагают экскурсию по реке на лодке за небольшое вознаграждение, в пределах 100 рупии (примерно 2 доллара США).

Люди в Индии дружелюбные и приветливые, но это не мешает быть им очень и очень ленивыми.

В Индии я был два раза с промежутком в два месяца и с удовольствием попутешествовал бы еще разок - другой. Остались только положительные эмоции.

Ганг — одна из самых полноводных рек в мире, после Амазонки и Конго, длинной 2700 км, и самая большая из рек в Южной Азии. Берет начало река из грота под названием «Коровья морда», который находится в Больших Гималаях, и после многих витков и поворотов впадает в Бенгальский залив.

О реке Ганг

Общая протяженность Ганга составляет 2500 км, и буквально каждая травинка у берегов жива лишь благодаря речной воде. В Ганге обитает множество редких растений и животных, в том числе и гангский гавиал - единственный сохранившийся на Земле вид этих узкомордых крокодилов. Также в Ганге водятся крайне редкие речные дельфины и даже пресноводные акулы.

В чисто практическом плане Ганг абсолютно незаменим - для большинства людей и животных, живущих у его потоков, река является единственным источником воды. Ганг активно используется при орошении плодородных земель местными фермерами. Однако почитаема река далеко не из-за функций водоснабжения.

Нирвана на реке

Воды Ганга считаются священными для каждого индуиста, независимо от школы - каждая использует Ганг в своих ритуальных целях. Согласно легендам, река Ганга в древние времена текла на небе, омывая берега рая. Каждый бог черпал из нее силы, молодость и бессмертие. Для человека же испить воды из небесной Ганги было наивысшей милостью в этой жизни - ведь Ганга смывала с души все грехи и разрушала Колесо Сансары, избавляя человека от перерождений после смерти, позволяя войти в Нирвану.

Так, раджа Бхагиратха, увидев, что народ погряз во грехе, призвал богов с просьбой покарать грешников и воздать праведникам. Шива поступил не в пример мудрее Яхве - он не стал уничтожать Индию, как тот - Содом и Гоморру, а излил священные воды Ганги на землю. Так в мире смертных появилась река Ганг. С тех пор люди, ведущие праведный образ жизни, могут смывать с себя грехи в водах священной реки, получая шанс войти в рай.

Место ритуалов не для слабонервных

Самым популярным местом для гангских ритуалов является Варанаси. В этом городе несколько километров гангского берега вымощены гхатами - ступенями, уходящими под воду. По преданию, гхаты строили сами боги, указывая людям лучший путь к очищению. На этих ступенях люди совершают омовения, спускают на воду специальные лампадки со свечами, прося у божеств помощи и…трупы.

Согласно индуистским канонам, лучшим способом погребения является сожжение тела с последующим развеянием праха в святых местах. Однако, с учетом того, что сожжение должно проводиться исключительно на натуральных дровах, все меняется.

Дрова в Индии ужасно дорогие, и полунищие индусы не могут позволить себе такую роскошь, как сожжение на дровах, кроме, беременных, детей и святых. Поэтому ритуал часто ограничивается символическим поджиганием кучи хвороста, на которую водружают тело усопшего. После того, как хворост сгорает, полуобгоревший окоченелый труп просто спускают на воду. Поэтому человек, неспешно плывущий по Гангу вниз лицом - далеко не редкое явление. Этот фактор, а также технический прогресс и перенаселение территории обусловили сильное загрязнение Ганга, однако выбора у местных жителей нет.

Впрочем, в местах, популярных среди западных туристов, установлены мощные водоочистители, и потому вероятность наткнуться на останки существенно снижается. Однако последователей культа Шивы - бога разрушения и смерти, которому и посвящен Ганг, это не смущает. Как, впрочем, и большинство индуистов - вера в святость реки затмевает состояние оной.

Напоследок

Большинство туристов, посещающих Индию, омываются в Ганге - ведь без такого завершения паломничество считается неполным и даже кощунственным. После омовения и подношения фруктов богам многие возвращаются в родные края наполненными блаженства и божественного присутствия, уверенными в том, что просьба исполнится. Оказавшись у Ганга, не стоит упускать свой шанс бесплатно получить вечную индульгенцию.

Фотографии

Эти две реки находятся в Индии и являются по сути такими же близнецами, как и Тигр и Евфрат в Месопотамии, и Янцзы и Хуанхэ в Китае. Имея огромное значение для жизни всего живого в своих долинах, Инд и Ганг обожествляются в Индии и почитаются за священные реки Индо­стана. Всё это вполне обосновано. Ганг - первая по значению река Индии и одна из полноводных рек Азии. Область бассейна Ганга исключительно благоприятна для формирования мощной речной системы. Река начинается в богатых дождевыми осадками и снегами высокогорных районах Гималаев, а затем выходит на обширную низменность, также обильно увлажняется. Длина Ганга - 2700 километров, а плошадь бассейна - 1125 тысяч квадратных километров. Средний расход реки превышает Хуанхэ в пять раз. Ганг начи­нается двумя истоками (Бхагиратхи и Алакнанда) на высоте 4500 метров. Она прорезает узкими ущельями северные хребты Гималайских гор и вырывается на равнину. Там уже её течение медлен­ное и спокойное.

С Гималаев Ганг собирает мно­жество полноводных притоков, в том числе и свой самый крупный приток реку Джанкой. Значительно меньше притоков Ганг получает с плоскогорья Декан. При впадении в Бенгальский залив Ганг вместе с Брахмапутрой образует обширную дельту. Начинается эта дельта за 500 километров до моря. В пределах дельты нижний Ганг распадается на множе­ство рукавов. Самыми крупными из них являются Мегхна на востоке (в него впадает Брахмапутра) и Хугли на западе. Расстояние между ними по прямой составляет 300 километров.
Рукава Ганга и Брахмапутры изменяют своё направление, блуждая в пределах дельтовой рав­нины. Обычно эти изменения происходят во время сильных наводнений, от которых почти ежегодно страдает население бассейна Ганга.
Питание Ганга осуществляется за счёт таяния снегов и льдов в Гималаях и главным образом - летних муссонных дождей. Поэтому подъём уровня воды наступает в мае, постепенно нарастает и достигает максимума в июле - сентябре в связи с муссонными дождями. В этот период ширина и глубина русла Ганга на отдельных участках вдвое превышает ширину и глубину после половодья.
Наводнение в пределах дельты случаются также в связи с нагонными ураганными ветрами с моря. Такие наводнения бывают не часто, но они особенно сильны и причиняют катастрофические бедствия.
В иных условиях сформировалась третья после Ганга и Брахмапутры крупная река южной Азии - Инд. По длине Инд несколько превосходит Ганг и Брахмапутру, но по площади бассейна значитель­но уступает. Его длина - 3180 километров. Подоб­но Брахмапутре, Инд берёт своё начало на юге Тибета на высоте 5300 метров над уровнем моря. Прорываясь через хребты Гималаев, Инд образует систему глубоких ущелий на несколько десятков километров длиной, с почти отвесными склонами и узким руслом, в котором бурлит река, образуя пороги и быстрины. Выйдя на равнину, Инд распадается на рукава, которые частично пересыхают во время сухого сезона. Но во время дождей они снова сливаются, достигая общей ширины 22 кило­метра.
В пределах равнины Инд принимает свой глав­ный приток - Паджнад, который образуется из пя­ти истоков. Поэтому и вся местность называется Пенджаб, что в переводе означает Пятиречье. Дельта Инда при впадении в Аравийское море значительно уступает по площади дельтам других рек Южной Азии. Землетрясения, часто случаю­щиеся в бассейне Инда, иногда существенным об­разом влияют на изменение направления течения реки. Например, в середине 19 века в результате землетрясения в среднем течении- Инда произошёл обвал. Он запрудил большой участок реки и пре­вратил его в озеро. Спустя несколько месяцев река прорвала запруду и озеро было спущено за одни сутки, вызвав при этом сильное наводнение.



Подобно другим рекам Азии, Инд получает пи­тание от таяния снегов и льдов в горах и от летних муссонных дождей. Но количество осадков в бас­сейне Инда значительно меньше, чем в бассейне Ганга - Брахмапутры, а испарение гораздо боль­ше. Поэтому Инд менее полноводен, чем эти реки. Между периодом весеннего половодья, связанного с таянием снегов, и периодом муссонного паводка наступает время значительного спада воды и лет­ний подъём не бывает столь велик, как на Ганге или Брахмапутре. В связи с засушливостью боль­шей части территории бассейна возрастает значе­ние Инда как источника орошения.

Информация

  • Длина : 3180 км
  • Бассейн : 960 800 км²
  • Расход воды : 6600 м³/с

Февраль 3, 2014

Ганг – река, священная для каждого жителя Индии. Это – настоящий символ индийской нации. Ганг для Индии значит так же много, как и Хуанхэ для Китая, и Нил для Египта.

Легенда о происхождении Ганга

Считается, что Ганг берет свое начало не на Земле, а на небе. Люди видят его в виде Млечного пути, плавно текущего по небу.

Легенда гласит, что ранее удивительная река текла в раю. После она опустилась на Землю, чтобы люди в ее водах смогли смыть свои грехи. Но поток был настолько силен, что мог разрушить Землю, пролившись сильно и мощно на ее просторы.

Жителей планеты спас от гибели Бог Шива, подставив под ледяную воду свою голову. Река запуталась в его волосах и разделилась на семь меньших потоков.

С тех пор люди могут проходить обряд омовения в водах Ганга.

Многоликость божественного Ганга

Исток реки лежит, с географической точки зрения, высоко в Гималаях, на высоте около 5000 метров. Текущий по равнинам Ганг очень отличается от той части реки, которая проходит через горы.

С Гималаев спускаются настолько бурные потоки ледяной воды, что совершать ежедневные омовения в них просто невозможно. Смыть грехи с помощью воды можно лишь тогда, когда река пройдет город Харидвара. Течение здесь – быстрое, вода – холодная, но опасности почти не представляет.

Полноводный Ганг – священная река, на берегах которой проживает более 145 миллионов жителей Индии. Жители страны в ней купаются, моются, совершают обряды и, даже, пускают по реке в последний путь прах покойников. Все вращается и бурлит вокруг вод этой многоликой реки, несмотря на то, что наводнения уносят сотни тысяч жизней.

Река Ганг фото