Уход за ногами

Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста. Символдрама или «сновидения наяву» как направление современной психотерапии Мотив цветок растущий на встречу солнцу

Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста. Символдрама или «сновидения наяву» как направление современной психотерапии Мотив цветок растущий на встречу солнцу

Личное появление в ходе сеанса неприятных нам людей, а также проявление наших страхов и травм во плоти, всегда вызывает сопротивление. Поэтому символдрама учит работать с ними в образе символов, метафор. Так естественно работает физиологический сон, «показывая» нам переведённые на язык правого полушария события нашей жизни.

Однако, для того чтобы научиться глубокой релаксации и визуализации, необходимой для символдрамы, нужно начинать с малого. В предыдущей статье, посвящённой символдраме, мы говорили о том, что любой сеанс начинается с небольшой разминки - вхождения в образ луга. Но прежде чем приступить к полноценной визуализации, нужно проработать самый простой мотив - мотив «ЦВЕТОК». Не бойтесь экспериментировать, представить себе цветок в состоянии даже пациенты с тяжёлыми нарушениями.

Мотив «Цветок»: Пошаговая инструкция визуализации

  1. Представьте себе тот цвет, который в данный момент соответствует Вашему эмоциональному состоянию.
  2. Представьте себе, как этот цвет начинает пульсировать, то сжимаясь, то увеличиваясь в размерах, высвобождая пространство для фона другого цвета.
  3. Представьте себе цвет фона, на котором пульсирует и переливается первоначальный цвет. Какой он? В конце этого этапа у Вас уже есть предварительный размытый образ «цветка» на некоем фоне.
  4. Пульсирующий цвет начинает менять очертания и приобретает форму - это и будет форма Вашего цветка. Обратите внимание на центр этого пульсирующего цветового сгустка - он должен иметь другой цвет. Какой он? От этого центра во все стороны разбегаются лучи, разделяя Ваш цветок на лепестки. В конце этапа у Вас уже появляется сформированный цветок, у которого есть сердцевина и лепестки.
  5. Образ цветка, созданный Вами, формируется дальше, он приобретает глубину, трёхмерность, так создаётся - чашечка. Загляните вглубь чашечки цветка. Что Вы там видите? Каков запах? Что чувствует Ваш нос?
  6. Отойдите от цветка далеко-далеко, увидьте его маленьким, на придуманном Вами фоне. Как выглядит цветок издалека? На что он похож? Есть ли у него название?
  7. Где растёт Ваш цветок? Есть ли у него стебель, листья, корни? В какой почве Вы его разместили? Цветок может вполне как бы «зависать в воздухе», будучи совершенно абстрактным и не иметь связи с почвой.
  8. Что Вы видите рядом с образом цветком? Что его окружает? Есть ли вокруг него животные, насекомые, люди? Не угрожает ли что-нибудь цветку? Если да, то как Вы его защитите? Вы можете пересадить его в более безопасное место, можете окружить защитой в виде забора или садовой ограды...

Итак, любое препятствие, которое возникает в ходе визуализации, это проблема, вытащенная на поверхность из подсознания. Начинайте «работать» с препятствием и устранять его, пока Вы «там» - это будет иметь сильнейший терапевтический эффект «здесь».

Сеанс символдрамы всегда заканчивается так:

  1. Вы с силой сжимаете и разжимаете кулаки и пальцы ног.
  2. Делаете несколько энергичных движений руками и ногами.
  3. Хлопаете в ладоши.
  4. С силой зажмуриваетесь и широко раскрываете глаза.

В конце сеанса символдрамы нарисуйте (подробно или схематично, но быстро!) тот цветок, который у Вас получился и отложите рисунок в сторону. Вы вернётесь к этому рисунку на следующем сеансе, через несколько дней, когда будете работать с цветком во второй раз. Оцените тогда своё предыдущее состояние и начинайте новый сеанс визуализации. Скорее всего Вы начнёте представлять себе уже совсем другой цветок. После окончания второго сеанса так же зарисуйте то, что у Вас получилось. А через несколько дней сравните рисунки. Вы должны увидеть положительную динамику.

Мотив «Цветок»: Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации

Отклонения от нормы:

  1. Искусственные цветы, особенно ярких, вызывающих окрасок
  2. Цветы из железа, стали, чёрные цветы и тому подобные фантастические сюжеты.
  3. Цветы, вызывающие страх, отвращение и гадливость у самого же пациента.
  4. Невозможность сосредоточиться на одном цветке, постоянное изменение его формы, быстрая смена образов нескольких цветов.
  5. Быстрое увядание представленного цветка, опадание листьев и лепестков.
  6. Цветок как бы висит в воздухе, не имея почвы.

У многих, кто работает с образом цветка, может возникнуть одна из распространённых проблем: сознание не в силах сконцентрироваться на одном цветке, образы постоянно сменяют друг друга. Тогда нужно мысленно дотронуться пальцем до выбранного цветка и начать тактильно его обследовать. Как правило, после этого фиксируется один выбранный образ.

Признаки нормы:

Яркие, естественных тонов, настоящие цветы, которые легко узнаются - ромашка, роза, колокольчик и т.д. Признаком нормы и очень богатого воображения также считается цветок-гибрид, смесь двух настоящих цветов. Признаком нормы считается цветок, который вызывает радость у того, кто его воображает, находящийся в заполненном ландшафте, не зависающий в «пустоте».

После того, как у Вас, наконец, получится полноценная визуализация по мотиву «Цветок», Вы можете заметить, что некоторые проблемы, давившие на Вас подспудно, вышли наружу и перестали Вам досаждать.

Однако, Цветок - это всего лишь тренировка способности вашего воображения к визуализации. Настоящее решение проблем обусловлено столкновением Вас с самыми близкими Вам архетипическими сюжетами. Для кого-то это будет подъём на гору и панорама, открывающаяся с горы, для кого-то встреча с Существом на опушке леса, а для кого-то - обследование дома.

Образ цветка заменяет в символдраме традиционную медитацию на пламя свечи, которую, в отличие от символдрамы проводят в реальности и с открытыми глазами.

Если Вам трудно сосредоточиться, начните с этой классической медитации - медитируйте на свечу, и вскоре из её пламени к Вам будут приходить образы. А первым из них, вероятней всего, окажется образ цветка.

Запомните, без развитого навыка визуализации, любая практика позитивного мышления остаётся словами, написанными на бумаге.

Так называемый "тест цветок" показывает способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы.
Цветок следует обрисовать во всех подробностях
- описать его цвет,
- размер,
- форму,
- описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п.
- эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка.
- попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения.

Цвет розы может отражать степень сексуальной зрелости. Считается, что самые сильные эмоции вызывает у человека красный цвет. Сочетание красного, желтого и оранжевого цветов считается самым сексуальным. Розовые цветы могут символизировать инфантильность, «розовые мечты», желание, чтобы окружающие относились к тебе как к ребенку; желтые розы могут быть связаны с ревностью; белые розы могут символизировать целомудренность, платонические, духовные отношения, идеализацию; оранжевые розы – символ силы личности и возможного подавления окружающих. Листья на стебле символизируют витальную силу, стебель без листьев - ее отсутствие. Сам стебель символизирует фаллическое начало, опору, стержень личности. Шипы на стебле розы символизируют опасность, сопровождающую страсть. Если в воображении пациента их слишком много, то такой человек находится во власти страха и утрирует опасности. Если шипов нет или их очень мало, то такой человек пренебрегает опасностью, связанной с сексуальными отношениями, не замечает эту опасность, излишне легкомыслен.

Невротическая проблематика проявляется в том, что уже при первом представлении цветка появляется экстремальный или ненормальный образ.
Ярко выраженным признаком нарушения считаются случаи, когда возникает черная роза или цветок из стали, или если цветок через короткое время уже увядает, а листья обвисают.

Об особо ярко выраженной способности к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов в один.

Истерическую структуру личности также характеризуют нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской.

Своеобразная, не так уж редко встречающаяся форма нарушения заключается в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько. Они могут сменять друг друга в поле зрения, так что трудно решить, на каком из цветков остановиться. Часто предложение дотронуться в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из цветов. Если и после этого не удается остановится на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и на чем-то сосредоточиться, что, в свою очередь, может быть следствием нарушения по типу невротического развития личности с преобладанием полевого поведения.

Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, "зависшим" на каком-то неопределенном фоне. При этом вопрос должен быть выражен в открытой форме - не "где стоит" или "где растет цветок?", что уже предполагает некоторое внушение, а "где находится цветок?"

Отсутствие "почвы под ногами" может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни.

При пассивном, креативном раскрытии образа есть возможность исследовать механизмы регрессии и фиксации либидо в системном его понимании. Классический пример подобной фиксации - невозможность выбора конкретного цветка (вариант полевого поведения, нарушения еще на стадии понятийно-эротической фазы), либо – невозможность сорвать понравившийся цветок из-за боли, причиняемой ему (фиксация на платонически-эротической фазе, боязнь сексуальных отношений, идеализация партнерши).

2. 3. 7. 6. Наблюдение опушки леса Цель этого мотива - вызвать представление образа значимого лица или символического существа, воплощающих бессознательные страхи или проблемы. задание мотива опушки леса направлено на ожидание существа, которое выйдет из темноты леса на опушку.

Лес символизирует бессознательное. Это темная область на земле, которую нельзя увидеть насквозь, в которой может скрываться все или ничего. В лесу свободно и безмятежно живут дикие звери. Из сказок мы также знаем, что лес населяют злые и добрые существа, такие как гномы, великаны, феи, разбойники или даже злые ведьмы. Нередко пациенты боятся входить в лес, вселяющих в них какой - то неопределенный страх, или вообще слишком близко приближаться к нему. Если сравнить мотив леса с другими мотивами, символизирующими бессознательное, как, например, с морем, пещерой и отверстием на болоте, то опушка леса отличается как раз тем, что здесь не спускаются в глубину. В мотиве опушки леса не затрагиваются области, лежащие ниже поверхности земли. В этом мотиве прорабатываются не очень глубокие области бессознательного, которые в образе символически находятся непосредственно на земле, т. е. поблизости от сознания. В работе со взрослыми пациентами не рекомендуется входить в лес. Пациента просят остановиться на некотором расстоянии от леса, оставаясь тем самым в пограничной области и избегая вызывать страх и сопротивление. На опушку из темноты леса должны приходить символические образы, как бы выходя из бессознательного на свет сознания.

В отличие от работы со взрослыми пациентами, у детей символ леса еще относительно многогранен. С одной стороны, он символизирует бессознательное, что - то сокровенное и таинственное. Из леса может выйти образ, символизирующий вытесненный бессознательный материал. С другой стороны, дети относятся к образу леса как к чему - то прячущему, скрывающему, спасающему, дающему защиту. На лугу же они, напротив, могут чувствовать себя как бы выставленными на растерзание". Дети могут испытывать поэтому желание спрятаться в лесу, который выступает для них в этом случае в аспекте материнского начала.

После того, как пациент представит себе и опишет сидящему рядом психотерапевту луг или опушку леса, его просят подойти поближе к краю леса и остановиться на расстоянии 10 - 20 мот него. Пациента просят вглядеться в темноту леса. При этом пациенту говорят: "Вполне вероятно, из леса выйдет какое - то существо, животное или человек".

Возможно, пациенту придется терпеливо подождать, прежде чем из леса кто - нибудь выйдет. Не исключено, что на протяжении всего сеанса или даже нескольких сеансов из леса вообще никто не выйдет. Это может говорить о мощной защите и сопротивлении со стороны Сверх - Я . Может быть, сначала пациент увидит только что - то неопределенное или призрачное. Если ему станет страшно, то поблизости следовало бы найти куст или что - то подобное, за которыми пациент мог бы спрятаться. Вызывая образ выходящего из леса существа, пациент получает возможность стимулировать развитие бессознательного материала в форме символических образов, которые свободно поднимаются и развертываются из его бессознательного. Из леса могут выйти обычные звери, такие как белка, заяц, лиса, маленькая мышка или крот. Тем не менее, эти животные имеют символическое значение, воплощая актуальные для пациента проблемы, страхи, объектные отношения. У молоденьких девушек часто появляется пугливая косуля, у мужчин - олень, лось или больший медведь. Но появляются также и человеческие фигуры: охотник с большим ружьем, опустившийся бродяга или несколько бродяг, старушка, собирающая ягоды, ведьма и многое другое. Для более младших детей характерно появление из леса сказочных персонажей. В этом случае имеет смысл продолжать психотерапию "на уровне сказки". Однако в более старшем возрасте подобные инфантильно - регрес - сивные черты считаются уже защитой от реальности и склонностью к иллюзорному осуществлению желаний. <. .=""> При интерпретации появляющихся из леса символических существ необходимо учитывать два дополняющих друг друга аспекта. С одной стороны, образ можно рассматривать в контексте объектных отношений, т. е. как символическое воплощение близких людей, оказавших особо важное влияние на пациента. В условиях невроза определенные объекты могут оказаться недооцененными, непризнанными или появиться в образе в искаженной форме, т. е. так, как они эмоционально переживались ребенком. Если же из леса появляются Реальные образы, например, отец, учитель и т. д. , то интерпретация заметно облегчается.

С другой стороны, образ можно рассматривать с позиции субъекта, т. е. как воплощение бессознательных Установок и тенденций поведения, как отражение аффективных и инстинктивных желаний пациента, которые он как бы отщепляет от своего реального поведения. Часто пациенты как бы воплощают тем самым кусочек "непрожитой жизни".

Символическое значение появляющегося из темноты леса существа можно рассматривать в контексте психической структуры, которую К.

Г. Юнг называл "тенью". "Тень" занимает промежуточное положение между сознанием и верхними, наиболее поверхностными слоями бессознательного, включая в себя обычно непривлекательные, негативные стороны психики .

Цель психотерапии заключается в этом случае в том, чтобы довести до сознания эти отщепленные и вытесненные пациентом тенденции путем выведения из леса на луг символизирующих их существ. Вступая с ними в контакт, пациент принимает и признает их. Он описывает их, приближается к ним, позднее, возможно, даже дотрагивается и гладит их. Однако часто пациенты вначале к этому не готовы. Появляющееся из темноты леса символическое существо часто настроено враждебно по отношению к пациенту или, по меньшей мере, недружелюбно. Лев, например, может, выйдя из леса, раскрыть пасть, или змея, высунув жало, может надвигаться на пациента. Враждебные человеческие образы со свирепым взглядом, как, например, ведьма, охотник или кто - то другой, также могут завладеть сценой. В одном из образов на луг выбежал огромный великан с ножом и стал гоняться за пациентом. Или же, наоборот, само существо боится приблизиться к пациенту, например, пугливая косуля, ежик или птичка.

Учитывая, что появляющиеся образы символически выражают отщепленные тенденции побуждений и желаний, т е. некоторые внутренние комплексы, которые, как правило, находятся в конфликте друг с другом и с личностью в целом, обуславливая тем сам враждебность или страх, которое проявляет по отношению к пациенту появляющееся из леса существо, следует избегать бегства от этого существа или враждебных действий против него. Целью психотерапии должна быть постепенная интеграция изолированных, оторванных, находящихся в конфликте комплексов в целостную личность.

В некоторых случаях пациенты склонны стремительно нападать на враждебное символическое существо. Эта тенденция отражает склонность к аутоагрессии. когда агрессия направляется против самого пациента, точнее против затрагиваемой при этом части его личности. Такое подавление собственных напирающих импульсов при помощи аутоагрессии пациент уже достаточно долго вырабатывал в своем невротическом поведении.

Психотерапевт оказывается в сложной ситуации. В наихудшем случае он может посоветовать пациенту убежать от вызывающего страх существа. С психотерапевтической точки зрения этот совет явно не самое лучшее, если принять во внимание, что эти образы символически представляют определенную часть личности пациента, его проблемы, и, убегая от них, пациент как бы остается с теми же самыми неразрешенными проблемами. Для конструктивного разрешения создавшейся ситуации Х. Лёйнер предлагает использовать режиссерский принцип активного ведения сновидения наяву, который он называет принципом кормления, перекармливания, нежного поглаживания, объятия и примирения. Интеграция конфликтного материала в целостную личность происходит по аналогии с действиями укротителя, приручающего диких животных. Как известно, агрессивное противодействие и избиение животных не приводит к их приручению. Укротитель пытается расположить и привязать к себе животных путем кормления и нежного обращения.

Принцип кормления появляющегося в образе символического существа - это, по сути, удовлетворение Фрустрированной оральной потребности той внутренней психической структуры личности, которую представляет символическое существо. В техническом плане психотерапевт предлагает пациенту покормить вышедшее на опушку леса существо, говоря: "Мне кажется. Вам сейчас не стоит делать этому животному (человеку и т. п.) что - то плохое. Мне кажется, что это животное просто очень голодное и его нужно как следует покормить". После этого психотерапевт либо предлагает подходящую для данного существа пищу, либо, еще лучше, обсуждает с пациентом, что можно было бы лучше всего предложить животному. Например, змее можно предложить блюдце молока, а льву - большую миску свеженарезанного мяса. Психотерапевт продолжает далее примерно так: "Представьте себе, пожалуйста, что я приготовил (в случае, если пациент представил себе, например, льва) большую миску свежего мяса, которая теперь стоит рядом с Вами. Покидайте льву мясо, кусочек за кусочком, и внимательно понаблюдайте, станет ли он есть и как он будет реагировать дальше". При этом важно как можно больше накормить и даже перекормить символическое существо.

Как правило, символическое существо начинают брать пищу сначала неохотно, но иногда и с большой жадностью. Попробовав первые куски пищи, символическое существо начинает есть все более охотно. Психотерапевт должен так воздействовать на течение образов пациента, чтобы не просто "кормить" символическое существо, а, прежде всего, чтобы предложить ему избыток пищи, которой должно быть значительно больше, чем невротический пациент может представить себе в своей вызванной оральной фрустрацией зажатости. Важное значение имеет при этом момент наступления "пресыщения", когда животное "перекормят". Насколько это получается, зависит от характера предлагаемой пищи. Психотерапевту следует всякий раз подбирать именно ту пищу, которая подходит данному конкретному существу. Однако что делать, если, например, появляется злая ведьма, которая "питается" маленькими мальчиками? В этом случае ей можно предложить торт или другие кондитерские изделия. После того, как символическое существо становится по - настоящему сытым, оно, как правило, ложится отдохнуть. Его настроение и поведение коренным образом изменяется. Символическое существо перестает казаться пациенту опасным, становится приветливым и доброжелательным. Пациент может теперь приблизиться к нему, прикоснуться и погладить его. Возможно, здесь пациенту еще придется при помощи психотерапевта преодолеть остатки некоторого страха. В этом и заключается упомянутый выше режиссерский принцип нежного поглаживания, объятия и примирения.

Х. Лейнер. СИМВОЛДРАМА Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М., 1997.

Символдрама – это эффективный метод психотерапии, базирующийся на анализе образов, работе воображения, включающий арт-терапевтические элементы. Символдрама является проективным методом и обращается к подсознанию напрямую. На сеансе клиент расслабляется, представляет определенный образ, обрабатывает который с психологом, что позволяет мягко и нетравматично проработать травмы детства и глубокие противоречия. Данный метод позволяет проработать травмы, не вынося их на осознание, не вскрывая болезненные переживания. Человек в результате получает более устойчивую позитивную самооценку, которая дает ему шанс по жизни двигаться более успешно. Символдраму сравнивают с психоанализом, однако ее отличительное преимущество – отсутствие необходимости работать с психологом годами.

Символдрама в психологии

Фрейд говорил о своей мечте, чтобы психоанализ использовался на практике повсеместно. При жизни его это оказалось невозможно, оставался закрытым методом терапии. После же появилось много направлений, использующих принципы психоанализа для оказания широкой помощи населению. Одним из подобных направлений является символдрама, которая сегодня широко распространена на всем постсоветском пространстве.

Другое название символдрамы – кататимно-имагинативная психотерапия, обозначающая эмоционально-обусловленное проживание образов, идущих из души. Цель психотерапевта в этом методе – помочь обрести клиенту, обратившемуся за руководством, целостность, интегрировать различные отдельные амбивалентные части личности клиента через его познание себя.

Разработана символдрама в послевоенные годы немецким психотерапевтом Лейнером, первая публикация по символдраме датируется 1954 годом. До Лейнера исследования в направленном фантазировании проводил французский психотерапевт Дезолье.

Символдрама метод психотерапии, какой ориентирован на современный психоанализ, развитие идей Фрейда в работах психоаналитиков сегодня, а также и на аналитическую психологию Юнга. По сути метод символдрамы есть психотерапия через образы. Образ, который представляет человек, диагностирует многие его характеристики, эмоциональные проблемы, трудности отношений.

Одно из ключевых направлений символдрамы – работа с физической болью, психосоматическими заболеваниями. Выход через на бессознательные процессы позволяет мобилизовать ресурсы человека так, дабы справиться с недугом. Быстрый эффект наступает практически сразу, однако чтобы он закрепился, может затратиться около 2 лет. Притом когда клиент видит, что работа с психотерапевтом помогает ему, он мотивирован на долгую работу.

Символдрама позволяет также улучшить общее состояние организма, добавить сил, поднять общий тонус. Ряд исследований показывает, что наш иммунитет зависит от , человек заболевает, когда он теряет веру в будущее. Здесь помогут ресурсные образы, архаические мотивы, которые помогут подпитаться архаической энергией.

Символдрама метод психотерапии, зачастую использующий ландшафтные образы, среди них луг, ручей, цветы, гора. Все это подпитывает на уровне глубинных основ бессознательного. Представление образов – путь, по которому мы можем достаточно быстро выйти к природным ресурсами энергии в нас.

Сеанс символдрамы обычно включает 4 этапа. Сначала проводится предварительная беседа, клиент рассказывает, как себя чувствует, о событиях в жизни в последнее его время, повествует о своих проблемах, обязательно обсуждается биография человека, проговариваются сновидения, интимные моменты, запросы к психотерапии. Далее проводится упражнение , затем представление образа и обсуждение.

Можно ли трактовать символы самостоятельно? Символдрама работает с ночными сновидениями и так называемыми сновидениями наяву. Принципиально важно, что в символдраме используется диалог, именно через который вполне раскрывается . Психика диалогична, и в психотерапевтической работе частично функции контроля и вопрошающая функция делегируется психотерапевту. У клиента появляется возможность отдаться процессу, психотерапевт сопровождает, направляет, отражает его. Метод символдрамы применим от раннего до самого позднего возраста.

Сеансы психотерапии по методу символдрамы

Символдрама по обыкновению проводится в трех формах. Это индивидуальная психотерапия, какая проводится отдельными сессиями по 50 минут, как и стандартные психоаналитические сессии. Обязательной частью в символдраме является работа с дневником и рисунками клиента. Применяется также терапия пар, при ней образ одновременно воображают два человека. Даже за одно занятие можно снизить напряжение в паре супругов или, например, между подростком и родителем. Благодаря образу даже можно понять, успешным ли будет партнерство, продуктивно ли общение в нем. Работает также и групповая терапия с количеством обычно от 4 до 12 человек, которые совместно воображают, сидя или даже лежа в кругу головами к центру.

Лейнером предлагает специальные упражнения. Клиент расположился на кушетке или же в кресле, с ним проводится упражнение релаксации, дальше психотерапевт предлагает ему представить на заданную тему образ. Клиент рассказывает психотерапевту, что именно он представляет, продолжается это примерно минут 20.

Лейнер разделил символдраму на основную, затем среднюю и за ней высшую ступени. Мотивами для представления образов на основной ступени Лейнер дает следующие сюжеты: представить, что вы находитесь на лугу, идете вдоль ручья, поднимаетесь в гору, видите панораму, осматриваете дом или находитесь на опушке, где из темноты выходит существо, и с ним происходит взаимодействие. Эти техники очень простые, но они оказались эффективными для излечения самых различных нарушений. Это и невротические депрессии, фобии, вплоть до , психосоматические заболевания. Спектр применения этих техник широк, вплоть до сопровождения психотерапии тяжелобольных с онкологическими заболеваниями.

На средней ступени, к какой относится работа с отдельными сферами жизни, Лейнер предлагает представить себе значимое лицо, если это мать, то в образе коровы, если отец – слона. Проводился ряд исследований, которые доказали корреляцию между образом значимого человека и реальными с ним отношениями. При работе с интимными проблемами предлагаются, например, образы автостопа, куста розы, плодового дерева. Замечено, что если у человека есть интимные затруднения, то в образе человек не чувствует запаха. Происходит блокировка запахов, которые имеют вес в половой жизни, выборе партнера. При работе с агрессией предлагается образ дикой кошки, с идентичностью – идеал себя. На высшей же ступени предлагаются мотивы пещеры, вулкана, дыры на болоте.

Техники символдрамы

Клиенту предлагается расслабиться на кушетке, почувствовать опору над собой, закрыть глаза, снять накопившееся напряжение так, как если бы хотелось немного вздремнуть. Далее психотерапевт просит представить, например, куст розы, попробовать дотронуться до ее листков, стеблей. Спрашивает, насколько раскрылись бутоны, просит выбрать один понравившийся цветок и сорвать его.

Клиент сообщает, что куст у него находится в большом вазоне, цветы на нем – традиционные, розовые и красные, при этом замечает, что растение как будто подсохло, нуждается в поливе. Бутоны раскрыты, при этом,чем дольше клиент представляет образ, тем больше роза оживает, появляются и белые цветы. Однако на просьбу сорвать у него возникает явное нежелание, сообщает, что хочется прикасаться, понюхать, но не отрывать от стебля. Клиент рассказывает в течение 15-20 минут, терапевт, если нужно, задает наводящие вопросы, а затем трактует услышанное.

Данный образ отражает отношения клиента с противоположным полом и сценарий его полового поведения. В нашей культуре розы символизируют любовь, ее разные проявления. Здесь важно, какого цвета розы, есть ли бутоны или все цветы раскрылись, есть ли шипы и листья. Белые розы – символ чистоты, платонических отношений, гармонии. Красные розы – символ целомудрия. Терапевт обращает внимание клиента, что тот выбрал именно белую розу, которая появилась последней среди красных и розовых, хотя изначально не была видна. Степень раскрытия цветков отражает, насколько человек готов к интимным отношениям. Люди закомплексованные или не имеющие опыта в интиме представляют цветы в бутонах. Если цветок уже раскрылся, то можно говорить о том, что человек уже созрел к половым отношениям. Важно, есть ли на стеблях шипы – они отражают опасности, которые человек ожидает от интимных отношений. Если шипов очень много – это большое количество страхов, возможные предрассудки. Полное отсутствие шипов же означает игнорирование опасностей, связанных с половой жизнью. Рассматривая разные стадии во взаимодействии с цветком, мы можем видеть сценарий полового поведения мужчины, может он сорвать цветов или нет. Сорвать цветок собственно и означает половой акт.

Когда человек работает с образами – включаются глубинные бессознательные процессы, позволяющие выйти непосредственно на причину боли. Человек, который использовал разные способы, чтобы прекратить боль, и безуспешно, в течение 15-20 минут представляет образ и в этот момент боль проходит, приводя к осознанию ее психологической природы. Это мотивирует человека на дальнейшее прохождение психотерапии. Образы притом достаточно просты – клиенту предлагается представить то место, где ему хорошо, источник силы, ресурс. Для кого-то это картины природы, для другого, например, обычная квартира. Также, как показывает практика, человеку нужны контрасты – он может представить сначала гейзер, а потом спокойную воду. Или представить луг, мысленно лежать на нем, а затем почувствовать желание прыгать по нему.

Важным элементом здесь является следование психотерапевта на полшага за клиентом. Он не должен вести клиента, опережая его образы, а лишь сопровождать его, максимально полно давать возможность раскрыть себя в представлении образов. Следует быть предельно осторожным, чтобы не навязать клиенту свои образы. Любой вопрос должен быть открытым, не содержать в себе элемент ответа. Например, нельзя спрашивать, большое ли это дерево, правильным будет спросить, какого размера это дерево.