Уход за лицом

Скрытые фигуры кэтрин джонсон. Настоящая история "скрытых фигур". Краткая биография главных героев

Скрытые фигуры кэтрин джонсон. Настоящая история

25 декабря выходит в прокат фильм "Скрытые фигуры" - драма о команде женщин-математиков, которые готовят к запуску первую космическую миссию США. Лайф поговорил с Жанель Моне - исполнительницей роли математика Мэри Джексон.

- Я слышала , что вы очень просили дать вам роль Мэри Джексон и что вы глубоко взволнованы этой работой?

Это моя первая работа с большой студией, но я ничего не просила. Видимо, моя работа в кино сама за себя говорит. Когда я прочитала сценарий "Скрытых фигур", то сразу же увидела себя в этой роли. Мэри Джексон с большим вдохновением борется за свои права и за справедливость. Она добивается уважения и права на реализацию своей мечты, права, которое имеют все люди. Когда я прочитала сценарий, то сразу посочувствовала ей и как женщине, и как представителю меньшинства… Она - это я.

- Расскажите о Мэри Джексон - какая она?

Мэри - неравнодушный человек. Она реалист, но она не готова мириться с несправедливостью. Она знает себе цену и не соглашается на меньшее, и она полна решимости добиваться справедливости для себя, для женщин, для своей семьи и для меньшинств.

- Кто был для вас предметом для подражания , когда вы были маленькой? И кому вы стремитесь подражать сейчас?

Сейчас я стремлюсь подражать этим трём замечательным женщинам - Кэтрин Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон. Раньше я ничего о них не знала. Я не понимаю, как это могло случиться. Когда я изучала историю в школе, историю чернокожих в Америке, их имена ни разу не упоминались. Эти женщины в буквальном смысле изменили мир. Если бы не их ум, если бы не их труд, история Америки была бы другой. Когда я прочитала сценарий, то пришла в восторг от того, что после выхода этого фильма о них узнает гораздо больше людей.

- Мэри, должно быть, была невероятно целеустремленной , раз она смогла получить степень магистра. Я думаю , мы увидим это в фильме . Какой же стойкостью и упорством она обладал а?!

Она бесстрашная. Она стала первой женщиной-инженером в НАСА, и это не считая того, что она была чёрной. В то время в штате Вирджиния чёрным было очень трудно получить образование. Чтобы чернокожая училась в школе вместе с белыми - это было неслыханно. И тем не менее она шла вперед. Однажды мистер Зелинский по результатам теста сказал ей, что у неё данные инженера, что ей нужно не искать работу, а учиться на инженера. Он сказал ей, что у неё слишком хорошие способности, чтобы ими пренебречь.

Ей пришлось преодолеть множество преград. Её муж был против того, чтобы она получала образование. В то время женщины не зарабатывали больше своих мужей. Они сидели дома, готовили, растили детей. Ей пришлось преодолеть сопротивление мужа, который говорил ей, что она никогда не станет инженером, что это невозможно. Он убеждал её перестать быть иррациональной, он это делал из любви к ней, из хороших побуждений. Но она решила прислушаться к зову сердца. Я лично думаю, что она могла унаследовать это бесстрашие у своих предков.

Кроме того, она была частью протестного движения, в котором, в частности, участвовали и "Чёрные Пантеры". Они боролись за свои гражданские права, которые должны были быть адекватными с правами белых. И Мэри горела желанием изменить привычное положение вещей. И она добилась этого. Она пошла в суд и в конце концов добилась того, что ей разрешили учиться, правда, при условии, что она будет посещать только вечерние занятия. И так она стала инженером. Она работала в НАСА на протяжении 30 лет, где она, кроме всего прочего, сумела создать более равные условия для женщин и представителей меньшинств. Она задавала начальству детские вопросы: "Я вижу, что этой женщине платят меньше, чем другим. Мне хотелось бы знать почему?" Она действительно делала всё от себя зависящее, чтобы помогать женщинам и представителям меньшинств.

- Женщина , которую вы играете , гений . Как вы готовились к тому , чтобы играть эту роль?

Вы думаете, я не гений? (смеется) . Такие женщины, как Мэри, есть и сейчас. Но наши героини были такими, несмотря на очень трудные условия, в которых они жили. Женщин, представителей меньшинств пытались очернить, выдумывали конспирологические теории об афроамериканцах. Я думаю, что и сегодня у нас есть невероятно умные математики, инженеры и др., но просто мы о них не говорим, точно так же, как мы не рассказывали об этих трёх женщинах. Кроме того, были другие женщины помимо Кэтрин, Мэри и Дороти, которых в то время называли компьютерами. "Компьютеры" были белыми и чёрными, причём белые женщины и афроамериканки не работали вместе. Я говорю это к тому, что все эти женщины были умными, но к чёрным относились как к роботам.

- Как вы готовились к съёмкам?

Я не считаю себя глупым человеком, поэтому всегда, когда я готовлюсь к съёмкам, я стремлюсь найти нечто общее между мною и персонажем. За что она боролась? Как это относится к моей жизни? За что борюсь я? Это далось мне легко. Говорю вам, в 1961 я была бы Мэри, я бы никому не позволила сказать мне, что я недостаточно умна, чтобы стать инженером, что мне нельзя посещать школу для белых. Я бы добивалась своего любыми способами, я бы боролась. Именно так я и поступаю, когда речь идёт о музыке, о моем искусстве. Так я готовилась к роли.

- Несомненно , вы очень талантливая и волевая, но всегда ли вы были уверены в том , что стоите на правильном пути?

Да, конечно. Чем больше препятствий встречалось на моем пути, тем решительнее я становилась. Моя бабушка жила в Миссисипи. Когда я думаю о том, с чем приходилось иметь дело ей в 30-х, 40-х, а потом сравниваю со своими проблемами, то я понимаю, что у меня нет выбора, кроме как преодолеть всё, что на моей пути. Бабушкино поколение проложило мне дорогу, они открыли для меня двери, и я стою на их плечах, и я чувствую в себе их дух и иду вперед. Даже сейчас в киноиндустрии женщинам платят меньше, чем мужчинам. Хотим мы обсуждать это или нет, что мы всё ещё считаемся меньшинством и большинство смотрит на нас косо, и мне не предоставляются те возможности, которые открыты для представителей большинства, поэтому моё происхождение обязывает меня продолжать борьбу и держать дверь открытой, как это делали мои предшественники.

- На Мэри возлагается большая ответственность , потому что она является представ ителем ново го поколени я , призванного объединить людей разных национальностей и цвета кожи . Как вы к этому относитесь?

Это совершенно верно. Мэри уважает Дороти, уважает Кэтрин, но она не примет того, на что согласились в своё время эти женщины, к чему они уже успели привыкнуть. Она участница революции, и её муж - борец за свободу, который принимает участие в уличных демонстрациях. На ней действительно большая ответственность, потому что она принадлежит к тому поколению, которое пришло на смену Кэтрин и Дороти. Именно это поколение изменило положение вещей, как мы уже знаем это.

- Что для вас значит этот фильм и работа с другими замечательными афроамериканскими актрисами ?

Это потрясающе. Я люблю Тараджи, я люблю Октавию, между нами сестринские отношения. Именно за это я и люблю фильм - в нём присутствуют добрые родственные отношения. Эти три потрясающие женщины переживают друг за друга, советуются друг с другом и защищают друг друга. Они настоящие живые люди, а не просто "компьютеры", работающие на НАСА. Чем ты живёшь, когда возвращаешься домой? Кэтрин - вдова, и подруги подбадривали её, когда она не решалась идти на свидание. У Дороти шестеро детей, и подруги поддерживали её, когда у них с мужем возникали проблемы с детьми. У моей героини с мужем периодически возникало противоборство, и её тоже выручала дружба. Словом, это настоящие сестринские отношения. В реальной жизни мы тоже любим друг друга. Они - потрясающие актрисы, и в свободное время мы чудесно проводим время. Нам очень уютно вместе, мы - реальная троица.

- Мэри - это настоящий фейерверк . Наверное , вам доставляет большое удовольствие играть её?

Да. Это так. Она - это я. Когда я разговаривала с Тедом и он сказал, что я - суть этого персонажа, я подумала, что я сама чувствовала это, когда читала сценарий, но как здорово, когда это отмечает режиссёр. Я очень его люблю, он нам доверяет. Он прислушивается к нам и одобряет наши решения, как сыграть ту или иную сцену. И это неудивительно - мы сами чёрные женщины, поэтому то, что мы играем - для нас не какая-то абстракция: нам понятно, как думают и что переживают такие, как мы.

- В фильме , наверное , много юмора?

Да, конечно, ведь главные героини фильма очень забавные и весёлые. Каждая по-своему. Они по-разному решают проблемы, но у них прекрасное чувство юмора. Так что неудивительно, что в фильме много прикольных моментов.

- Я слышала , вы любите музыку 60-х ?

Да, я обожаю эту музыку. Социальный и политических климат были угнетающими, но музыка была потрясающая. Мне нравится Майлс Девис и другие джазовые музыканты. Для Мэри музыка была как лекарство.

- Расскажите о том , как ваша героиня одевалась?

Мэри любит экспериментировать со своей внешностью, поэтому у меня была возможность поиграть с модой, правда, в пределах бюджета, потому что и сама Мэри была ограничена в средствах. К счастью, я работала с прекрасной командой дизайнеров. Когда они предлагали мне примерить новый наряд, то оказывалось, что он сидит на мне так хорошо, что не надо было ничего менять. Это высокий уровень профессионализма!

- Какое влияние может оказать этот фильм на тех , кто ищет для себя образец для подражания ?

Эти женщины изменили мир, и я думаю, что они окажутся источником вдохновения для многих, особенно для тех, кто мечтает стать инженерами, учёными и осваивать космическое пространство. Я думаю, очень важно, чтобы больше женщин работали в этих областях, особенно представители меньшинств. Это история , в которой каждый найдёт для себя поддержку.

Картина повествует о том, как накануне триумфа советских конкурентов работники американской космической отрасли лихорадочно старались нагнать и перегнать рвущиеся вперед и вверх Советы. Да только вот, как пел в свое время один чрезвычайно популярный ныне российский поп-певец, что-то все не то, а и непонятно что.

Это, впрочем, совсем не удивительно: принимая во внимание общий интеллектуальный уровень сотрудников агентства, находящихся под руководством справедливого, но тоже недалекого Эла Харрисона (Кевин Костнер), им запуск не то что ракет в космос - трамвая по маршруту из двух остановок нельзя доверить. Особенно ярко это иллюстрирует персонаж Джима Парсонса - научный сотрудник, который в основном сидит с таким видом, будто ждет привычного закадрового смеха, а в остальное время просто тупит или сосредоточенно хмурится.

Но, как говорится, все меняется, когда приходят они - три бойкие негритянки (Тараджи П. Хенсон, Жанель Монэ, Октавия Спенсер), занимающие скромные технические должности. Только эта веселая, энергичная и очень-очень умная троица способна спасти несчастную шарашку от полного фиаско. Они и нужную цифру со скоростью калькулятора высчитают, и со сложным новейшим суперкомпьютером поладят (стащив нужный учебник из библиотеки - просто так негритянкам книги не выдают, даже очень-очень умным и работающим в NASA), и вообще весь зашедший в тупик звездный проект на своих хрупких спинах вытащат.

Они, скорее всего, и СССР бы обскакать смогли - да расизм, на шовинизм помноженный, помешал. Сами посудите - ну какое первенство в космосе, когда единственному сотруднику в отделе, способному думать, приходится бегать под бодрую музычку в туалет на другой конец города? То-то и оно.

Под стать карикатурному отображению в фильме весьма мрачной темы сегрегации в США - и его кульминация. Ей становится торжественное уничтожение "расистской" таблички на двери туалета, ставшее результатом внезапного осознания Харрисона, что КПД одной чернокожей сотрудницы выше производительности всех его белых подчиненных вместе взятых. И орудующий ломом начальник в этот момент выглядит - и явно ощущает себя - Авраамом Линкольном, ни больше ни меньше. Все это делается с такой убийственно серьезной миной, что комический эффект моментально утраивается.

Фильм, как заявлено, основан на реальных событиях, и дисклеймеры перед финальными титрами служат тому подтверждением. Понятно, что дыма без огня не бывает, и вклад талантливых, но угнетаемых несправедливым обществом дам в развитие американской астронавтики наверняка достоин всеобщего восхищения. А позорная для США страница истории (которую до конца перевернуть так и не удалось), вне всяких сомнений, требует всестороннего изучения.

Только "прогрессивная общественность", очертя голову

После космических запусков Спутника, собак и манекена Ивана Ивановича NASA, словно заправский зомби, потянулось к своим цветным женщинам с утробным стоном: «Мозги, нам нужны мозги-и-и!» Потому что возникла категорически острая нужда в интеллектуальных ресурсах, ну а мозг у разных людей окрашен одинаково (а если вдруг у кого-то в голове вместо белого вещества коричневое, так это от цвета кожи не зависит).

Почти два века назад первым в мире программистом стала Ада Лавлейс - одарённый математик, дочь поэта Джорджа Байрона; аналитическая машина Чарльза Бэббиджа ещё не была построена (даже действующую модель сконструировали лишь через полвека после смерти леди Лавлейс), а графиня уже написала программу для неё. Во времена Второй мировой войны женщины, работавшие на дешифровальных машинах Алана Тьюринга «Бомба» и «Колосс», по сути, были частью компьютера. Спустя ещё десяток лет в NACA, впоследствии превратившемся в NASA, трудились «живые компьютеры» - одну из героинь биографических «Скрытых фигур» прозвали так за скорость и точность вычислений. А другая героиня, когда на замену её математическому отделу привезли настоящие компьютеры - монструозные IBM - переучилась на программиста, причём самостоятельно, тайно и полулегально, с элементами воровства и несанкционированного проникновения. Отчаянные времена требуют отчаянных мер! Одни люди оказались вынуждены кооперироваться с теми, с кем им мучительно было сидеть рядом и пить из одного кофейника; другие - бежать не простой карьерный забег, а с постоянно добавляемыми препятствиями и отодвигаемым финишем. Внутри космической гонки велась ещё одна - карьерно-социальная.

Несмотря на все препоны, через которые протагонисткам пришлось перепрыгивать и перелезать на пути к цели, фильм получился не слёзовыжимательным и даже не особо-то морализаторским. Напротив, он приободряет, побуждает активно болеть за героинь и самому не опускать руки, а также даёт немало поводов для веселья: чего стоят только афористичные реплики или советский плакат с Никитой Хрущёвым «За работу, товарищи!», висящий в главном математическом отделе NASA. Универсальность тоже в наличии, авторы снимали киноленту не для двух групп американского населения, приговаривая: «Вам мы сочувствуем - а вот вам пусть будет стыдно, стыдно, стыдно!», а для всего мира. Примерить проблемы героинь на себя может почти любой новичок, устраивающийся работать в не шибко дружелюбный коллектив. А для пущей понятности авторы ввели сортирную (в прямом смысле) шутку - точнее, полушутливое, полусерьёзное раскрытие сегрегации на примере сортира. Ибо математическую проблему соотнести с собой может отнюдь не каждый, а туалетную - кто угодно. Шутка изрядно затянулась, да и метод не ахти какой тонкий - но сработало же.

Что ещё близко людям по всему земному шару? Романтические истории. Фильм про женщин без любовной линии снять было никак нельзя. В угоду нежным чувствам сюжет перекроил факты и завязал их узлом. Проблема даже не в слащавости, а в том, что фильм, рассказывающий помимо прочего о важности точных расчётов, шулерски мухлюет с числами - датами и возрастами. Причём делает это с грациозностью сводничающих подруг - то есть рьяно и почти неприкрыто. В реальности карьерные и матримониальные успехи были достигнуты за годы до полёта Джона Гленна; в фильме именно этот первый для американских астронавтов орбитальный полёт выступает осью вращения, к которой подтянуто всё остальное, да и сам сорокалетний Гленн сыгран двадцатисемилетним симпатягой. Омоложены и дети героинь: вместо здоровых лбов показаны милые крошки. Помимо умиления искусственно нагнетён саспенс: да, астронавты не очень-то доверяли компьютерным расчётам, ибо те ещё были в новинку, да и глюки с багами порой случались, так что Гленн действительно попросил женщину-математика всё перепроверить по старинке - но не перед самым стартом.

Словом, авторы не поскупились на сюжетные уплотнители и художественные украшения реальности. Поимка их на горячем подрывает доверие к истории в целом - а ведь она всё-таки правдива: Дороти Воган, Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон существовали на самом деле, Джонсон жива до сих пор. Каждая из них по-своему стала первой - причём не отказавшись ради этого от «классических» ценностей вроде замужества и материнства, а с ловкостью циркового жонглёра всё совместив. Одну такую героиню ещё можно было бы счесть редким исключением - но вместе они образуют систему. Цветное созвездие не в дискриминационном, а в прямом смысле слова: недаром разноцветные наряды, тёплые тона и даже бело-бирюзовый автомобиль героинь выделяются на приглушённом серо-металлическом фоне «белой» части NASA. А по-настоящему яркое не скроешь.

После веков рабства и дискриминации маятник качнулся к другой крайности, это отражается и в кинематографе: не просто стало больше цветных, женских и нетрадиционно ориентированных персонажей - нередко смену цвета, пола, ориентации претерпевают уже сложившиеся образы. Такие операции вместо увеличения толерантности рискуют вызвать эффект «от противного». А «Скрытые фигуры» идут другим путём и показывают не замену одного вытеснения другим, а объединение: связи взаимопонимания и сотрудничества устанавливаются между белым астронавтом и цветной математиком, белым шефом и цветной подчинённой, белым судьёй и цветной истицей, белыми женщинами-математиками и цветными женщинами-математиками, и так далее. Фильм напоминает о том, что забеги бывают не индивидуальными, а командными и смешанными. И что стремление видеть невидимое, смотреть за пределы, быть первым не зависит от пола и цвета кожи.

Ну и бонус для любителей советской космонавтики: конечно же, показаны и первые из «красной» команды - неоднократно и с документальными кадрами. Ведь что лучше мотивирует победить самого себя и прыгнуть выше головы, чем соревнование с сильным соперником? Вполне справедливо, что в истории о космических и околокосмических первых фигурируют не только Дороти Воган, Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон, Джон Гленн, Алан Шепард, но и Юрий Гагарин, Иван Иванович и Чернушка. А кто не согласен, тот злостный кинофоб и попиратель прав манекенов, так-то.

В 1960-е годы первые американские астронавты Алан Шепард, Гас Гриссом, Джон Гленн отправились в космос. Книга Марго Ли Шеттерли "Невидимые цифры. История афроамериканских женщин, которые помогли выиграть космическую гонку" и фильм “Скрытые фигуры”, снятый по мотивам книги, отдают дань сотрудницам, чьи заслуги оставались по сей день в тени. За кулисами громких побед остался труд “людей- компьютеров”, которые вручную производили вычисления орбитальных траекторий в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

В 1935 году НАСА впервые наняло 5 женщин в качестве “компьютеров”. Необходимо было решать задачи и вручную производить вычисления, без использования калькуляторов или компьютеров, которые в то время казались . Во время Второй Мировой Войны появился большой спрос на летательные аппараты, в то же время не хватало мужчин из-за того, что многие отправились на фронт. Были нужны .

В это время общественный деятель А. Филип Рэндольф боролся за предоставление рабочих мест евреям, афроамериканцам, мексиканцам, полякам - группам, подвергавшимся дискриминации. В 1941 году Президент США Франклин Рузвельт подписал Исполнительное Распоряжение 8802 (Executive Order 8802), которое запрещало дискриминацию работников в оборонной отрасли или на государственной службе на основе их цвета кожи, расы, вероисповедания, национального происхождения (хотя в нем не указан пол). И спустя полгода НАСА начало нанимать афроамериканок с университетской степенью.

Люди-компьютеры вовсе не были нововведением. В 19 веке женщины трудились в качестве компьютеров в Университете Гарварда и анализировали изображения звезд. Они внесли огромный вклад в историю астрономии - Вильямина Флеминг участвовала в разработке единой системы обозначения звёзд и каталогизировала 10 000 звёзд и других объектов. Энни Джамп Кэннон изобрела спектральную классификацию, которую мы используем и по сей день (от холодных к горячим телам: O, B, A, F, G, K, M). Дава Собель в книге “Стеклянная вселенная” писала о том, что эти женщины ничем не уступали мужчинам в умственных способностях, при этом условия работы у них были хуже.

“Компьютеры” работали в лаборатории аэронавтики им. Лэнгли (Langley Memorial Aeronautical Laboratory) в Вирджинии. Несмотря на то, что афроамериканки выполняли ту же работу, что и белые женщины и мужчины, они находились в сегрегированном Западном крыле. “Эти женщины были дотошными и аккуратными, и им можно было мало платить” - говорил историк НАСА Билл Барри . Этим женщинам часто приходилось пересдавать курсы, которые они уже проходили в колледже, а также их не рассматривали на повышение по службе в НАСА.

Но с годами компьютеры стали инженерами, руководителями, и с помощью их работы стало возможным отправить Джона Гленна в орбитальный космический полет в 1962 году.

Фильм “Скрытые фигуры” основан на реальных событиях и рассказывает о судьбе трех девушек Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон и Дороти Вогэн - афроамериканках, которые работали компьютерами в Западном крыле Лэнгли.

Кэтрин Джонсон

(родилась в 1918 г.)

С детства Кэтрин демонстрировала незаурядные умственные способности - в 14 лет она окончила среднюю школу, а в 18 лет получила высшее образование. В 1938 году она стала одной из трех афроамериканских студентов (и единственной женщиной), которые поступили в Государственный Колледж Западной Виргинии. В 1953 году она приступила к работе в НАСА, где впоследствии проработала 33 года. Ее первым большим заданием было произведение расчетов для ставшего историческим полета Алана Шепарда в 1961 году.

Джонсон и ее команда работали над тем, чтобы детально проследить путь Freedom 7 с момента взлета до посадки. Он был разработан как баллистический полет - в этом был похож на пулю из пушки с капсулой, поднимающейся и падающей по большой параболе. Несмотря на то, что полет считался относительно несложным, это был огромный успех, и НАСА немедленно начало подготовку к первой орбитальной миссии Америки.

Фильм в основном фокусируется на орбитальном полете Джона Гленна, и многие детали, несмотря на голливудский сценарий, исторически верны. Например, Гленн не совсем доверял вычислительным машинам, и просил, чтобы Джонсон перепроверила и подтвердила траекторию и точки входа: “Пусть девушка проверит цифры. Если она скажет, что с цифрами все в порядке, я готов лететь!”

В 2015 году в возрасте 97 лет Кэтрин получила Президентскую медаль за свободу, самую высокую гражданскую награду в США.

Мэри Джексон

(1921-2005)

Получив образование по двум специальностям - математике и , Мэри работала учительницей, и в то время это считалось достойной карьерой для многих женщин с высшим образованием. Потому что большинство женщин сидели дома с детьми или выполняли низкооплачиваемую работу. В 1951 году ее приняли в НАСА. В обязанности входило извлечение соответствующих данных из экспериментов и летных испытаний.

Через несколько лет Мэри стала ассистентом старшего инженера по аэронавтике Казимира Чернецки , который впоследствии уговорил ее стать инженером. Чтобы получить квалификацию, Мэри пришлось ходить на вечерние курсы в сегрегированной школе Hampton High School. Ей пришлось подать прошение в городской совет, чтобы получить право обучаться наравне с белыми студентами. В 1955 году Джексон стала первой женщиной- инженером НАСА.

Помимо выполнения должностных обязанностей, Кэтрин поддерживала своих коллег в стремлении к успеху в карьере, ведь иногда женщинам не хватало уверенности в себе либо требовалось дополнительное образование. Согласно биографии на сайте НАСА, Мэри вдохновила многих продвинуться по службе.

Дороти Вогэн

(1910-2008)

В НАСА Дороти была уважаемым математиком, программистом FORTRAN и первым руководителем афроамериканкой. Ее карьера началась в качестве учительницы математики, а в 1943 году во время Второй Мировой Войны Дороти присоединилась к лаборатории Лэнгли на временную должность. Но благодаря Исполнительному Распоряжению 8802 о запрете на дискриминацию, Дороти посчастливилось остаться к НАСА, так как был высокий спрос на специалистов, которые могли обрабатывать информацию. Но цветные женщины работали отдельно от своих белых коллег, первыми руководителями тоже были белые женщины. После того, когда Дороти стала руководителем, она оценивала карьерный рост и прибавку к зарплате своих подчиненных на основе заслуг. Вогэн стала экспертом по программированию FORTRAN, внесла вклад в запуск ракеты-носителя для запуска спутника Scout, совмещая работу с воспитанием шестерых детей.

По словам писательницы Марго Ли Шеттерли, эти женщины проделывали такую работу, которую до них не делала не то что ни одна афроамериканка, а вообще, никто на этой планете. Отец Шэттерли работал в НАСА, поэтому для нее не было ничего необычного в том, что женщины внесли большой вклад в развитие покорения космоса. Для написания книги Марго Ли брала интервью у Кэтрин Джонсон и других сотрудниц. Они были очень удивлены желанием писательницы рассказать эту историю, потому что не считали, что кому-то это будет интересно. Книга и фильм вдохновляют на то, чтобы как можно больше женщин не боялись следовать за своими мечтами и помнили: у гениальности нет расы, у силы нет пола, у мужества нет границ.

На протяжении почти всей истории человечества женщин отговаривали, разубеждали и даже запрещали им заниматься научной деятельностью, а особенно математикой. Однако некоторые упорно продолжали заниматься самообучением наперекор традициям.

Изменившие мир достижения этих 15 известных женщин-математиков дали нам более чистые и эффективные больницы, статистические графики, основы для компьютерного программирования и подготовку первого космического полета.

Гипатия Александрийская была первой известной нам женщиной, преподававшей математику. Ее отец Теон Александрийский был знаменитым математиком в Александрии, он известен комментариями относительно работ Евклида и Птолемея. Теон сначала преподавал математику и астрономию своей дочери сам, а затем послал ее в Афины изучать работы Платона и Аристотеля. Гипатия сотрудничала с отцом, писала собственные комментарии и читала лекции по математике, астрономии и философии.

Эмили дю Шатле (1706-1749)

Эмили дю Шатле родилась в Париже. Мать думала, что интерес дочери к математике неприличен, отец же поддерживал любовь дочери к наукам. Девушка первоначально использовала математические навыки и таланты, чтобы играть в карты на деньги, которые затем тратила на покупку книг по математике и лабораторного оборудования.

Ее муж часто путешествовал, что предоставляло Эмили достаточно времени на изучение математики и написание научных статей (а также на интрижку с Вольтером). С 1745 года и до самой своей смерти дю Шатле работала над переводом работ Исаака Ньютона. Она даже добавила к ним свои собственные комментарии.

Софи Жермен (1776-1831)

Ей было только 13, когда она развила активный интерес к математике; ответственность за это можно возложить на Французскую революцию. Поскольку вокруг ее дома бушевала борьба, Жермен не могла исследовать улицы Парижа, вместо этого она исследовала библиотеку своего отца, самостоятельно изучая латинский и греческий, а также читала уважаемые математические труды.

Так как возможности получения образования у женщин были ограничены, Жермен тайно училась в Политехнической школе, используя имя зарегистрированного студента. Это работало до тех пор, пока учителя не заметили необъяснимое улучшение математических навыков студента.

Жермен известна, прежде всего, своей работой над Последней теоремой Ферма, которая, как полагали в то время, была одной из самых сложных математических задач.

Мэри Сомервилль (1780-1872)

Когда в 16 лет Мэри Сомервилль столкнулась с алгебраическим символом в случайной загадке, она начала бредить математикой и стала самостоятельно изучать ее. Ее родители страшно переживали из-за склонностей дочери, ведь в то время была популярна теория о том, что изучение сложных предметов могло повредить психическому здоровью женщины. Но Сомервилль продолжала учиться.

Она переписывалась с Уильямом Уоллесом, преподавателем математики в Эдинбургском университете, и решала математические задачи на различных конкурсах, завоевав серебряный приз в 1811 году. Ее перевод и комментарии к Астрономической механике сделали ее почетным членом Королевского астрономического общества.

Ада Лавлейс (1815-1852)

Лавлейс родилась во время короткого брака поэта Джорджа Гордона Байрона и Анабеллы Уэнтуорт. Ее мать не хотела, чтобы девочка выросла поэтессой, как ее отец, и поощряла ее интерес к математике и музыке. В подростковом возрасте Ада начала переписываться с Чарльзом Беббиджем, преподавателем математики в Кембридже. В то время Беббидж работал над своими идеями для создания вычислительной машины, предшественника компьютера.

Примечания и советы Ады Лавлейс включают алгоритм вычисления последовательности чисел, которая формирует основание для работы современного компьютера. Это был первый алгоритм, созданный исключительно для машины. Именно поэтому Лавлейс принято считать первым в мире программистом.

Флоренс Найтингейл (1820-1910)

Флоренс Найтингейл известна прежде всего как медсестра и социальный реформатор, но ее менее известный вклад в науку продолжает спасать жизни. Стараясь изучить и повысить коэффициенты выживаемости пациентов больниц и военных госпиталей, Найтингейл стала статистиком.

Числа и показания, которые она собрала, продемонстрировали, что отсутствие санитарии было основной причиной высокого уровня смертности. Были приняты соответствующие меры, и больницы стали безопаснее.

Флоренс Найтингейл также проектировала диаграммы, которые просто и доступно представляли собранную статистику. Работа Флоренс Найтингейл помогла обозначить область возможного использования прикладной статистики.

Мэри Картрайт (1900-1998)

Она была первой женщиной, получившей Медаль Сильвестра за математическое исследование, и была первой женщиной, ставшей президентом Лондонского математического общества.

В 1919 году она была одной из пяти женщин, изучающих математику в Оксфордском университете. Позже Картрайт получила докторскую степень в области философии и опубликовала свое исследование в «Математическом журнале».

Дороти Джонсон Вон (1910-2008)

Возможность космического полета изучалась в НАСА группой математически одаренных женщин, которых называли «компьютерами в юбках». Дороти Джонсон Вон была одной из них.

После работы учителем математики Вон устроилась на работу в НАСА в 1943 году. В 1949-м она получила повышение и стала руководителем особой группы, работающей в области компьютерных вычислений. Эта группа полностью состояла из чернокожих женщин - выдающихся математиков.

Марджори Ли Браун (1914-1979)

Она стала одной из первых чернокожих женщин, которые получили звание доктора философских и математических наук. На пути к званию уважаемого педагога и выдающегося математика Браун не единожды преодолевала расовую и половую дискриминацию ХХ века.

Браун преподавала математику в Колледже Северной Каролины, где в 1951 году ее назначили деканом математического факультета. Частично благодаря ее работе колледж стал домом Института национального научного фонда среднего математического образования.

Джулия Робинсон (1919-1985)

Робинсон окончила среднуюю школу с отличием и поступила в Беркли, где вышла замуж за доцента по имени Рафаэль Робинсон.

Из-за болезни у нее не могло быть детей, и она посвятила свою жизнь математике, получив докторскую степень в 1948 году. В 1975 году Робинсон стала первой женщиной-математиком, избранной в Национальную академию наук. Она также стала первой женщиной-президентом Американского математического общества.

Кэтрин Джонсон (род. в 1918)

Когда Кэтрин Джонсон захотела изучать математику, она столкнулась с большим препятствием. Город Уайт-Сульфур-Спрингс в Западной Вирджинии, где она жила, не позволял темнокожим студентам получать образование после восьми классов школы. Ее отец перевез свою семью за 120 миль, чтобы она могла учиться в средней школе в другом городе. Будучи уникально одаренной, Джонсон окончила школу в возрасте 14 лет.

Она устроилась на работу в НАСА и стала одним из «компьютеров в юбках». Ее знание аналитической геометрии привело к ее назначению в группу, состоящую исключительно из мужчин, где она помогла вычислить траекторию первого полета Алана Шепарда в космос.

Мэри Джексон (1921-2005)

Мэри Джексон окончила с отличием среднюю школу и получила научную степень в области математики и физики в Хэмптонском институте. Она была принята в НАСА в качестве математика и со временем получила работу космического инженера, специализирующегося на аэродинамике.

Она работала с бортинженерами НАСА и неоднократно получала повышения. После трех десятилетий работы в НАСА Джексон достигла звания главного инженера. После этого она приняла решение сосредоточиться на усилиях по продвижению карьерного роста женщин и представителей меньшинств.

Кристин Дарден (род. в 1942)

Кристин Дарден является математиком, аналитиком и аэронавигационным инженером с 25-летней карьерой в НАСА. Дарден исследовала звуковые удары и связанные с ними ударные волны.

Она стала одной из первых женщин, получивших звание космических инженеров в Лэнгли. Дарден является автором компьютерной программы, измеряющей силу звуковых ударов. После получения докторской степени в машиностроении она стала лидером Sonic Boom Group в НАСА.

Марьям Мирзахани (род. в 1977)

Марьям является весьма уважаемым математиком. В 2014 году она стала первой женщиной, удостоенной престижной Филдсовской медали и премии, и первым лауреатом из Ирана. Она специализируется в симплектической геометрии - неэвклидовой геометрии, которая раньше исследовала понятия пространства и времени. Марьям Мирзахани в настоящее время преподает математику в Стэнфордском университете.