Разные разности

Старое интервью сати спиваковой. Самые интересные факты о владимире спивакове

Старое интервью сати спиваковой. Самые интересные факты о владимире спивакове

Советская и российская телеведущая, актриса. Частый гость светских мероприятий, супруга музыканта Владимира Спивакова .

Биография Сати Спиваковой

Сатеник Зарэевна Спивакова (урожденная Саакянц) появилась на свет 7 января 1962 года в Ереване Армянской ССР, в семье знаменитых музыкантов – скрипача Зарэ Саакянца и пианистки Аиды Аветисовой . С раннего детства Сати не представляла жизни без камерного оркестра и исправно посещала Ереванскую среднюю специальную музыкальную школу имени П. И. Чайковского, занимаясь в стенах учреждения по классу фортепиано. Но повторять путь родителей ей не хотелось – она собиралась стать актрисой. В россйиской столице Сати поступила в ГИТИС, который окончила с отличием в 1984 году.

Сати Спивакова: У меня же была нацфактура! Помню, как один преподаватель из «Щуки» бросил мне: «Деточка, у вас мелодика». У меня, естественно, была поющая южная речь, густые брови и черные волосы. А в ГИТИСе к таким вещам относились иначе – у них была специальная квота под союзные республики.

В 1992 году Сати, уже будучи замужней женщиной, окончила Парижский университет Сорбонна, где изучала языкознание и историю Франции.

Творческий путь Сати Спиваковой

Саакянц, дебютировавшая в кинематографе в 1980-м - в ленте «Лирический марш », сыграла главную роль в таких картинах «Арменфильма», как «Ануш » (1983), повествующей о любви молодой крестьянской девушки к простому парню Саро, и «Чужие игры » (1986) с Арменом Джигарханяном , не оставляла мечты стать второй Сарой Бернар , но знакомство с великим музыкантом и дирижером Владимиром Спиваковым изменило всю ее жизнь.

В 2000 году телеканал «Культура» предложил Сати записать истории о встречах с популярными музыкантами, и вскоре появился цикл передач «Мои истории ». Затем Спивакова стала телеведущей программы «Сати » на ОРТ (Первый канал), а потом вернулась на канал «Культура» с проектом «Камертон ». В 2002 году она выпустила книгу под названием «Не всё». В 2010 году Спивакова приняла решение поработать в более свободном жанре. В итоге появилась ее новая передача «Сати. Нескучная классика» . В 2011 году ведущая удостоилась телевизионной премии «ТЭФИ» в номинации «Музыкальная программа. Классика».

Сати Спивакова: Музыка – это язык. Сначала надо выучить азбуку, потом начать читать Самуила Маршака и сказки Бажова, и только потом Платонова или Достоевского. Причем букв все-таки тридцать три, а нот всего семь. Но сколько написано из этих семи нот! Не поняв азов, невозможно проникнуть вглубь. Если заинтересовать этими азами, потихоньку становится интересно. Мне кажется, сверхзадача такая.

Летом 2010 года телеведущая снялась в довольно откровенной фотосессии для глянцевого журнала Elle, чем вызвала всеобщее восхищение, продемонстрировав свой прекрасный внешний вид. Спивакова, к слову, считает абсолютным маразмом скрывать свой истинный возраст.

Сати Спивакова: Я понимаю, если ты полностью меняешь личность, имя, страну, начинаешь жизнь с нуля… А мы живем в узком кругу и перемещаемся по жизни соцветиями. Все равно найдется хоть один человек из тысячи, который будет знать, что ты шельмуешь. Хотела бы я вернуться обратно, когда мне было 30 лет? У моего хорошего друга была бабушка, которая говорила: «Снова дурой? Ни за что!» Я бы только хотела, чтобы не возникало чувство усталости на долгом забеге. Ужасно хочется невыносимой легкости бытия.

В 2012 году Сати вернулась к актерской профессии - снялась в фантасмагорической мелодраматической ленте с Татьяной Друбич «Последняя сказка Риты » от режиссера Ренаты Литвиновой . У нее же в 2013-м поработала на съемочной площадке короткометражных проектов «Письмо Сальмы », повествующей о девочке-сироте, превратившейся в сильную женщину, и «Девушка с коробкой », где снялись также Ингеборга Дапкунайте , Александр Терехов , Оксана Лаврентьева , др. В том же году артистке вручили орден Дружбы за большие заслуги в развитии отечественного телерадиовещания, культуры и многолетнюю плодотворную работу.

В 2014-м известный театральный режиссер Роман Виктюк поставил для Сати Спиваковой и пианистки Басинии Шульман музыкально-драматический спектакль «Нежность» по одноименной новелле Анри Барбюса, спустя год в Театральном зале Дома музыки прошла премьера действа от Василия Бархатова по пьесе «Фетишист», где в главных ролях предстали Сати Спивакова и Андрей Фомин . Весной 2016-го актриса появилась в спектакле «Машина Мюллер». В тоже время Сати наряду с театральным и оперным режиссером Андрейсом Жагарсом стала ведущей четвертого сезона проекта «Большая опера » на канале «Культура».

В 2017 году в этом же амплуа она приняла участие в Международном конкурсе молодых оперных режиссеров «Нано-опера», а также в пятом сезоне телеконкурса профессиональных оперных исполнителей «Большая опера », появившись на сцене вновь в дуэте с Андрейсом Жагарсом .

Личная жизнь Сати Спиваковой

Будучи студенткой, Сати гостила у родителей в Армении и познакомилась на званом ужине с известным дирижером Владимиром Теодоровичем Спиваковым . Роман развивался очень долго и неторопливо – музыкант был старше юной актрисы на семнадцать лет, а все свободное время посвящал любимому делу.

Сати Спивакова: У меня до Володи не было настоящей, сильной любви, только какие-то девические воспоминания – легкие, кружевные, которые веса не имели. Я боялась вступать в серьезные отношения. Боялась, что они меня ранят, и я останусь опустошенной. Это была первая в моей жизни история, которая могла плохо кончиться.

В 1984 году влюбленные поженились и с тех пор не расставались. У Спиваковых выросли три дочери: сценарист-кинорежиссер Екатерина, актриса Татьяна, а также Анна.

Сати Спивакова: Все мои близкие давно смирились с мыслью, что человек номер один для меня – это муж. Поэтому я проводила с детьми совсем не так много времени, как хотела бы. Другое дело, что всегда держала руку на пульсе, но физически была рядом с ними непостоянно. Они привыкли справляться со всеми вопросами, которые ставит перед ними жизнь, самостоятельно.

Фильмография Сати Спиваковой

  • Актриса
  • Девушка с коробкой (2013, короткометражка)
    Письмо Сальмы (2013, короткометражка)
    Последняя сказка Риты (2012)
    Чужие игры (1986) (Ашхен)
    Ануш (1983) (Ануш)
    Лирический марш (1980) (Мариам)
26 июля 2013, 23:28

Телеведущая Сати Спивакова, жена знаменитого музыканта Владимира Спивакова, встретилась с Еленой Сотниковой, чтобы откровенно поговорить о возрасте, сексе, физической наготе и душевном обнажении

Елена Сотникова Я вот вчера зашла,чтобы проверить, все ли у вас хорошо, и увидела, что все не просто хорошо, а ОЧЕНЬ хорошо. Сати, вот это да! У меня куча подруг, которым нет еще и 30 лет, а им до тебя далеко. Я бы в твоем случае не только не скрывала возраст, а, напротив, афишировала бы его.

Сати Спивакова Это маразм - скрывать свой возраст. Я понимаю, если ты полностью меняешь личность, имя, страну, начинаешь жизнь с нуля… Уезжаешь, например, в Австралию. Для меня нет ничего более удаленного, наверное потому, что мы туда все никак не доберемся. Вот тогда точно никто не узнает, сколько тебе лет. А мы живем в узком кругу и перемещаемся по жизни соцветиями. Все равно найдется хоть один человек из тысячи, который будет знать, что ты шельмуешь.

Е.С. Ты хочешь сказать, что не скрываешь свой возраст только по этой причине?

Сати Спивакова Конечно нет. Я просто привыкла всегда и везде быть самой младшей. Когда я вышла замуж, мне был 21 год, а мужу - 38. Будучи младше мужа на 17 с половиной лет, я никогда не чувствовала с ним разницы в возрасте, настолько по своим генетическим данным и своему физическому и духовному состоянию он всегда был мальчиком. Войдя в окружение мужа - а среди этих людей были в основном люди старше Володи, - я оказалась такой «дочерью полка».Это было логичным продолжением моего детства. В нашей большой армянской семье, где у меня было много двоюродных, троюродных братьев и сестер и других родственников, я всегда почему-то была самой маленькой. Меня всегда пихали и пинали, не брали в игры, не открывали секретов. Я только и слышала: «Не лезь, ты еще маленькая!» Я была самой юной на курсе, потому что поступила в институт в 17 лет. И я совсем не уловила тот момент, когда, оглянувшись вокруг и проанализировав свое нынешнее окружение, я поняла, что перешла в категорию самой старшей. Среди этого молодняка я самая старая. Слово «старая» я, разумеется, ставлю в большие жирные кавычки.

Е.С. Мне понятно твое состояние. Я до сих пор автоматически строю из себя девочку, маленькую Леночку, которая тоненьким голоском разговаривает с «тетенькой», если мне приходится общаться с солидной дамой. Потом оказывается,что тетеньке 35 лет, а мне 42.

Сати Спивакова Это идет не от ощущения возраста. Я, например, постоянно испытываю чувство вины. Мне кажется, что я всем всюду должна. Это следствие нашего воспитания, когда в нас развивали гиперответственность. Отсюда ощущение себя вечной школьницей. Мама мне всегда говорила: «Ты еще девочка, тебе рано краситься и носить каблуки». Выйдя замуж, я тоже попала в такую среду, когда думала, что для каких-то вещей я еще совсем не доросла. И вдруг ты понимаешь, что многое уже невозможно, потому что уже поздно. И вот он стоит, твой последний вагон. А по инерции продолжаешь думать, что все впереди. Привычка.

Е.С. Я часто думаю, что все рассуждения о молодости и старости просто смешны, потому что от одной возрастной категории до другой нас отделяют какие-то несчастные 10–15 лет. Я понимаю, если бы между молодой и взрослой женшиной был бы разрыв лет в 200, как у черепах, например. Тогда можно было бы воспринимать переход в другой возраст как эпохальное событие. Но что такое 10 и даже 20 лет? Это миг. Мне близок подход к этому вопросу Шарлотты Рэмплинг, которая смеется над пластической хирургией, говоря, что это одна из самых тщетных вещей на свете.

Сати Спивакова Я встречалась с Шарлоттой несколько раз. В ней действительно есть невероятное естество, некий английский пофигизм в отношении к собственной внешности. «Я вам уже все показала, что еще надо?» Ты не увидишь у нее наманикюренных ногтей и залаченных волос. Мы как-то сидели с ней за одним столом в кругу общих знакомых. Володя даже ее не узнал и говорит тихонько: «Боже мой, какая сексуальная женщина!» При том, что веки у нее висят, и грудь висит, плюс этот трагический рот с опущенными уголками, и вся эта неровная пигментация… Но! Она бросает один взгляд, и этого достаточно.

Е.С. Мне кажется, что все бывшие красавицы делятся на две категории: те, которые начинают сходить с ума, когда былая красота начинает уходить, и те, которые могут перейти в другое культурное качество жизни. Женщина не может всю жизнь скакать среди комплиментов и рукоплесканий. Как пережить эту ситуацию? Ведь мир не может состоять только из молодых женщин. Это глупо, однако по-прежнему общество, особенно наша тусовка, воспринимает старение либо как болезнь, либо как позор. Ведь что обычно пытаются скрыть? Нечто постыдное.

Сати Спивакова У этого вопроса есть два полюса. Безусловно, в последние годы нам навязывают культ молодости. Но в этом я вижу и плюс. Во времена наших родителей осознание своей оболочки было чем-то второстепенным; важным считался «богатый духовный мир», то, как ты воспитан, какое у тебя образование, сколько книжек ты прочитал, какая у тебя семья. А там уж, что природа дала - неважно. Если не дала, то и ладно. Моя мама была очень красивой женщиной, и я это хорошо помню. Но, когда я думаю о ней и своих тетках, мне не хочется быть на них похожей. В их поколении все, что было связано с культом тела, напрочь отсутствовало. Было очень мало женщин, которые осознавали свою женственность. Сейчас же все это хлынуло на нас мощным потоком, и все стали яростно за собой ухаживать.

Е.С. А зачем?

С.С. Для того чтобы в свой платиновый период жизни хоть себе нравиться. Быть в ладу прежде всего с самой собой. Ведь и правда, невозможно всегда скакать и быть вечной «зажигалкой». Молодым девочкам неплохо иногда пытаться вместе с массажем, термажем и спортзалом то же самое проделывать с душой и мозгом. Заниматься фитнесом для ума. Только тогда к определенному возрасту ты можешь прийти к балансу. Если я задам тебе вопрос о женщине, которая служит для тебя эталоном, ты никогда не назовешь никого младше себя лет на 10. Быть красоткой в 20 лет - это несложно. Помнишь это прекрасное высказывание: «В 20 лет у тебя то лицо, которое тебе дала природа, в 30 - лицо, которое ты сама себе сделала, а после 40 - то лицо, которое ты заслуживаешь».

Для меня, человека, воспитанного в музыкальной среде, слово «гармония» занимает особое место, хотя я иногда люблю и диссонансы. Я стараюсь достичь этой гармонии, хотя это сложно и получается редко, но для меня безумно важны эти короткие перебежечки, маленькие временные отрывки, когда я довольна собой и могу сама себе поставить высокие оценки. Как сказал мне один известный пианист, «Сати, нужно работать над своей вечностью».

Е.С. Для него это, скорее всего, имело отношение к профессии, хотя мне очень нравится это определение. А что такое «работа над вечностью» для тебя?

С.С. Я вдруг поняла, что наступило время смены приоритетов. Дети выросли, но я по-прежнему живу на два города (мои дочери живут в Париже), потому что страдаю от того, что не могу быть полноценной матерью. Совсем недавно я поняла, что хватит чувствовать себя виноватой и входить в положение всех и вся. Мой главный приоритет сейчас - это я сама. Самое страшное для женщины – прореха между «быть» и «казаться». Когда эти вещи находятся в равновесии и одно не заваливает другое, тогда можно достойно стареть и идти по жизни не спотыкаясь, не вихляя задом и не хромая.

Е.С. Почему ты согласилась сниматься для журнала в таком виде? Это же, мягко скажем, не психологический портрет? Ты хотела показать себя другим женщинам?

С.С. Я хотела показать себя самой себе. Почувствовать, что я это могу. Мне так понравилась атмосфера вчерашней съемки, я просто порхала… У меня в голове сейчас такая установка: если не я, то кто, и если не сейчас, то когда? Мне давно хотелось сделать нечто подобное с хорошим фотографом, с хорошим светом, с осознанием своего женского естества. Я обожаю фотографии, которые отмечают какой-то новый этап в жизни. Считайте, что сейчас это произошло. Прекрасно, когда все это иногда совпадает - твой биологический и фактический возраст… Хотя я до сих пор не разобралась в том, что это такое. Когда я познакомилась с Борисом Акуниным, он меня расспрашивал: «Скажите, а какие из моих произведений вам нравятся? А какие нет?» Я долго объясняла, что считаю удачным, а что, по моему мнению, ему вообще не стоило писать. Он, раскуривая свою японскую трубку, задумчиво изрек: «М-да. У меня есть свой тест, я только что на вас его провел. Ментальный возраст - 16 лет». Жена Акунина меня успокоила: «В его случае это комплимент».

Е.С. Скажи, как тебе дается публичность? Особенно в последнее время, с развитием Интернета, когда любой неудачный ракурс, неправильный шаг может вызвать массу негативных комментариев? Я вот всегда читаю и болею.

С.С. Девушка, а зачем вы туда лазите, позвольте вас спросить? Если читаешь, то не болей. Мне важно, что про меня скажут люди, мнение которых для меня ценно, но не кто-то с ником «кошечка», «пусечка» или «аватар-26».

Объясню на примере мужа. У нас в стране был период травли музыкантов. Знаешь, когда дворовые псы несутся по улице, со всеми этими колючками и репейниками, страшными мордами и слюнями? Вот такая у нас была орава музыкальных критиков в Москве, которые облаивали всех, включая самого Ростроповича. Они хватали только лакомые куски - кого прокусят. Кого они точно достать не сумели, так это Валерия Абисаловича Гергиева. Пару раз тронули и тут же получили по полной программе. А остальные страдали. Как страдал бедный Ростропович! Он же перестал играть в России и вернулся только как дирижер. И Спиваков страдал ужасно, все грыз ногти. Тогда я запретила секретарям, директорам оркестров, ему и себе самой все это читать. Залы все равно полные. Отдача от публики абсолютная. Зачем тратить себя, думая, кто там чего пишет? Как только он от этого абстрагировался, статьи для нас исчезли. Как будто их и не было.

Е.С. Являешься ли ты заложницей популярности своего мужа?

С.С. Конечно. Для меня очень важно его мнение. Он дает мне возможность в жизни поразвлекаться, потому что знает, какая я. Это очень важно - ощущение контролируемой свободы. Полной свободы в отношениях быть не может.

Когда я только стала ассоциироваться с Владимиром Спиваковым, я уже была довольно известным человеком в Армении, а ведь мне было всего 20 лет. Когда я впервые по­явилась с ним в Большом зале консерватории, я шла с посылом: «Пожалуйста, любите меня! За что меня не любить? Я молодая, я его обожаю, я знаю, чем он занимается, и понимаю его лучше, чем кто-либо, потому что я знаю эту музыку с младенчества!» Моя мама была пианисткой, папа играл на скрипке. Я была уверена, что все меня будут любить. Но публичность Володи приложила меня, как говорится, мордой об стол. Меня долго и тупо били мордой об стол. Я входила в зал и чувствовала, что моя аура, оболочка вокруг меня становится решетом от взглядов-выстрелов. «Кто такая? Из какой деревни? С гор сошла! Выскочка!» И так далее. Я сейчас смотрю на свои фотографии тех лет. Может, я не умела одеваться и причесываться, но я была свежа и прекрасна, как роза, которую ты сейчас теребишь (я сижу и разбираю на лепестки огромную красную розу. – Е.С.), у меня была идеальная фигура, формы, глаза… И вместо того чтобы чувствовать это и наслаждаться, я постоянно боролась за свое место. Это сейчас, когда я прихожу в консерваторию, все бегут приложиться к ручке. Слава богу, я умею все это фильтровать.

Е.С. Сати, как ты относишься к современному раскрученному типажу модели?

С.С. Я видела немало красивых девочек с идеальными формами, на которых просто очень приятно смотреть. Эстетически. Издали. Пока они рот не раскроют. Когда вот такая летом томно выходит на пляж загорать, со всеми этими распущенными волосами, идеальными гребенками и педикюрами, это красиво. Но это ничего общего не имеет ни с эротикой, ни с сексуальностью, ни с чувственностью.

Е.С. Но эти девушки все равно являются ролевыми моделями для миллионов женщин. Они представляют определенный типаж, они востребованы очень богатыми мужчинами и получают то, чего ни одна просто хорошенькая медсестра или школьная учительница получить не может.

С.С. Я уверена, что у по-настоящему богатого мужчины красивая жена все равно будет женщиной, а не трофеем. Кстати, у большинства этих, как ты говоришь, востребованных девушек так ничего и нет. Замуж зовут нечасто, а борьба за все это богатство - это очень и очень тяжелый, изматывающий труд.

У меня была одна приятельница, которая была вечно недовольна собой и все время что-то переделывала. То просила с коленок чуть-чуть убрать, то сиську подкачать, то нос подрезать. Она была иностранка, не русская. Ее первое появление в свете всегда сопровождалось всеобщим «ах!», и все затихали. Рядом с ней ходил ее муж, испанец, который был гораздо старше ее, ценил, любил, носил на руках. Это был его второй поздний брак. Как-то раз мы с ним сидели у них дома, он провожал ее взглядом. Женщина ходила по дому в красивом спортивном костюме из тончайшего кашемира, в тапочках, которые подходили под костюм; причесанная хоть и по-домашнему, но идеально уложенная. Я говорю ему: «Красивая у тебя жена!» И тут он роняет фразу, которую я никогда не забуду: «Да, но… Какая же у нее грустная жопа!»

Е.С. Ты дружишь со многими молодыми людьми, в том числе геями. Как ты к ним относишься?

С.С. Один из моих друзей как-то сказал: «Дорогая, ты у нас королева:)асов». И подарил мне золотую корону на цепочке. А если серьезно, эти люди дают мне то понимание женщины, которое не способен дать ни один гетеросексуальный мужчина. Мои вкусы сначала формировали родители, потом муж, который заново открыл для меня музыку и живопись, но узенькую эстетику восприятия моды, стиля жизни мне показал именно гомосексуалист, с которым я познакомилась в 1988 году во время первой выставки Ива Сен-Лорана в Москве. Он был моим братом, моим зеркалом… Он давал мне ощущение комфорта самовыражения и очень правильно выстроил мои представления по отношению к разным сексуальным векторам. Например, объяснил, что два человека могут друг друга любить, даже если между ними нет секса. Это иная близость, и такие союзы могут быть просто невероятными. Геи, как и женщины, могут быть счастливы только тогда, когда они с собой в ладу. Я недавно читала дневники Чайковского - как же он страдал! Но сколько мировая культура получила от этого страдания! А Микеланджело? Сколько эти люди дали миру! Во многом это мужчины с мозгами и восприятием женщины - а это очень тонкая конструкция.

Е.С. Геи тянутся далеко не ко всем женщинам… Почему они выбирают, например, тебя?

С.С. Они ненавидят самок. Они не любят женщин, у которых инстинкты довлеют над биением сердца.

Е.С. Тебе не кажется, что потребность людей в сексе сегодня очень преувеличена прессой?

С.С. Она не преувеличена. Она трансформирована. Люди пытаются повторить в жизни то, что они видят в фильмах и журналах. Вообще, эти ванны, ароматические свечи и сексуальное белье - это штучки для импотентов. Однажды мы с Владимиром Теодоровичем были в глухой американской тьмутаракани. В один из дней он пошел на репетицию, а я сидела и маялась от скуки. Решив наконец прогуляться, я набрела на магазин Victoria’s Secret. В какой-то американской дыре! Что-то меня дернуло, и я набрала всяких сложных бельевых штучек с сердечками, бантиками и дырочками, приволокла в гостиницу и во всем этом вышла вечером к мужу. Он очень удивился и говорит: «Сачок, что с тобой?»

Мы оба весь вечер хохотали, потому что понимали, насколько все это не нужно для той цели, на которую это рас­cчитано. Ведь существуют ситуации, при которых втирай-не втирай масла, принимай-не принимай позы, зажигай-не зажигай свечи все равно ничего не выйдет.

Е.С. Ты хотела бы вернуться в 30 лет?

С.С. У моего хорошего друга была бабушка, которая говорила: «Снова дурой? Ни за что!» Я бы только хотела, чтобы не возникало чувство усталости на долгом забеге. Ужасно хочется невыносимой легкости бытия.

Дата: лето 2010 года

В Уфе. Вскоре семья переехала в Ленинград (Санкт-Петербург). Его отец Теодор Спиваков работал как инженер и как врач-диетолог, поскольку у него было две специальности. Мать, Екатерина Вайнтрауб, была пианисткой, преподавала в музыкальной школе.

С семи лет Владимир занимался музыкой, учился в музыкальной школе у педагога Бориса Крюгера. В 1955 году он был зачислен в музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории.

В 1963 году он поступил в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по классу скрипки к Янкелевичу, одновременно приходил в класс к Давиду Ойстраху, чтобы перенять некоторые технические приемы его игры.

К моменту завершения обучения в Московской консерватории в 1967 году Спиваков стал многообещающим солистом-скрипачом, мастерство которого было отмечено рядом премий и почетных званий на международных конкурсах. В 13 лет он получил первую премию на конкурсе "Белые ночи" в Ленинграде и дебютировал в качестве солиста-скрипача на сцене Большого зала Ленинградской консерватории. Будостоен наград престижных международных конкурсов — имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1965), имени Паганини в Генуе (1967), первой премии конкурса в Монреале (1969) и второй премии конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (1970).

С 1975 года, после триумфальных сольных выступлений в США, Спиваков выступал в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Вены, Лондона и Нью-Йорка, оркестр "Концертгебау", симфонические оркестры Парижа, Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда под управлением известных дирижеров Евгения Мравинского, Евгения Светланова, Юрия Темирканова, Мстислава Ростроповича, Леонарда Бернстайна, Риккардо Мути, Клаудио Аббадо и других.

Маэстро Спиваков 12 сентября 70-летие отмечает российский дирижёр, скрипач, педагог Владимир Спиваков, сумевший стать настоящей легендой в своей профессии. Вместе с "Виртуозами Москвы" он давал концерты в Армении после страшного землетрясения 1988 года, выступал в Киеве через три дня после Чернобыльской катастрофы.

До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года маэстро играет на инструменте работы Антонио Страдивари, переданным ему в пожизненное пользование меценатами — поклонниками его таланта.

— украинский орден "За заслуги" III степени, киргизский орден "Данакер" и армянский орден Святого Месропа Маштоца, французские ордена Искусств и Литературы (офицер) и Почетного Легиона (кавалер — 2000, офицер — 2010), орден Звезды Италии (командор, 2012).

В феврале 2014 года президент Белоруссии Александр Лукашенко наградил Спивакова орденом Франциска Скорины.

В 1994 году в связи с 50-летием музыканта российский Центр космических исследований назвал одну из малых планет его именем.

В 2002 году Владимиру Спивакову было присвоено звание почетного доктора МГУ имени М.В. Ломоносова.

В 2005 году Владимиру Спивакову присуждена Национальная премия общественного признания "Россиянин года".

В 2006 году Владимир Спиваков был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. Он является Послом культуры Всемирного экономического форума в Давосе.

Владимиру Спивакову были посвящены произведения — "Зеркало в зеркале" для скрипки и фортепиано Арво Пярта (1978), "Пять фрагментов по картинам Иеронимуса Босха" для тенора, скрипки, тромбона, клавесина, ударных и струнного оркестра Альфреда Шнитке (1994), концерт для оркестра "Желтые звезды" (памяти Рауля Валленберга) Исаака Шварца (2000), симфония "Тихое веянье" (2 редакция) из тетралогии "Симфония пути" Вячеслава Артемова (2008).

Маэстро женат на актрисе и телеведущей Сати Спиваковой. У них три дочери: Екатерина, Татьяна и Анна. От брака с пианисткой Викторией Постниковой у Владимира Спивакова есть сын Александр Рождественский. В семье Спиваковых живет его племянница Саша, дочь умершей младшей сестры.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Владимир Теодорович Спиваков — знаменитый музыкант, известный как своим гениальным исполнительским, так и виртуозным дирижерским искусством, лауреат многочисленных премий и наград, обладатель всевозможных титулов и званий, основатель и художественный руководитель оркестров, кумир любителей игры на скрипке, общественный деятель.

Появился на свет 12 сентября 1944 года в Сталинском районе административного центра Башкирской автономной республики города Уфы.

Детство

Он родился в еврейской семье выходцев из Одессы. Отец, Теодор Владимирович, инженер по специальности, успел повоевать, призвавшись в ряды Вооруженных Сил из Южной Пальмиры, был тяжело ранен и после лечения демобилизовался, устроился технологом на одном из уфимских заводов.

Мама, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, женщина с нелегкой судьбой, родом из Кишинева, жила в Одессе, училась в консерватории Ленинграда, где пережила блокаду, а после возвращения мужа с фронта эвакуировалась с ним вглубь России.

Владимир в детстве

После Победы семья снова возвратилась в город на Неве, где мальчик учился в общеобразовательной и музыкальной школах. К слову, мать приучала сына к музыке еще в младенчестве. Девятимесячного ребенка она садила к себе на руки и начинала музицировать на фортепиано — Володя радостно подпрыгивал в такт веселой музыке или качался влево-вправо под грустную мелодию.

В шестилетнем возрасте мальчик поступает учиться в музыкальную школу по классу виолончель, но он растет слабым и хилым, поэтому этот инструмент для него оказался неподъемным, и родители решают перевести его на скрипку, о чем впоследствии ни разу не пожалели. Часто детей, идущих на занятия или с них, в подворотне встречала толпа хулиганов, избивала, ломала скрипки.

Поэтому Вова решает пойти в секцию бокса, и уже через два месяца он смог постоять за себя и своих товарищей, после чего к ним уже никто не приставал. Немного позже он даже получил второй разряд в этом виде спорта.

Дважды это ему помогало в жизни, когда он давал достойный отпор — сначала пьяному пассажиру в самолете на Рио-де-Жанейро, а затем на улице Парижа, когда к нему с Растроповичем подошли вооруженные ножом преступники.

Начало музыкальной карьеры

С 11 лет мальчик учится в спецшколе при Ленинградской консерватории, а уже через два года становится лауреатом конкурса «Белые ночи» и получает приглашение в столицу. В Москве, кроме музыкальной школы при государственной консерватории, Владимир учится и живописи, демонстрируя талант в обоих направлениях. Но все-таки ему пришлось делать выбор — он остановился на музыке.

С первых же лет обучения в Москве Спиваков начинает выступать на сценах международных конкурсов, и везде члены жюри с восхищением отмечают игру молодого скрипача. Париж и Генуя аплодируют ему стоя. Музыкальные критики отмечают вдохновенную натуру молодого человека, интеллигентность и эмоциональность, богатство звучания инструмента и артистизм.

Известный профессор Янкелевич лично дарит юному таланту скрипку работы Франческо Гобетти. Кстати, на ней Спиваков играл до 1997 года, пока поклонники его таланта, посчитавшие нужным остаться неизвестными, не ангажировали ему инструмент работы знаменитого Антонио Страдивари.

Апофеозом признания достижений музыканта стало его приглашение для выступления в нью-йоркском Линкольн-центре, а также на других сценах США. После этого к нему навсегда прикрепилась репутация звезды классической сцены. Хотя в те годы «железный занавес» был крепок, музыканта все же выпускают за границу, где его гастроли приносят ему ошеломляющий успех.

На сольной карьере Спиваков не останавливается, участвует в разнообразных камерных коллективах — струнных дуэтах, трио или квартетах, где с таким маэстро считают за честь выступить мировые звезды.

Кроме концертной деятельности Владимир Теодорович занимается преподаванием, получив звание профессора музыкально-педагогического института имена Гнесиных. В 1979 году он впервые становится за дирижерский пульт, с чего начинается новая веха в его жизни.

Дирижерская деятельность

Его дебют на этом поприще состоялся, когда он дирижировал Чикагским симфоническим оркестром. Восторженная пресса отмечала, что Спиваков так же бесподобен в качестве дирижера, как и скрипача. Вдохновленный своим успехом, в этом же году маэстро создает свой коллектив, который получает название «Виртуозы Москвы».

Первое его выступление датируется 20 июня 1979 года и проходит в городе Горький. В составе оркестра выдающиеся исполнители, лауреаты международных конкурсов, которые вместе создали прекрасный ансамбль. Стоит отметить, что в его составе только представители сильного пола.

Изначально Спиваков так это и задумывал, чтобы никогда репетициям и гастролям не мешали домашние дела, дети и т.п., то есть все, что касается женских проблем.

Профессионализм «Виртуозов» стремительно возрастает, и их приглашают дать концерты на многих сценах мира и везде их ждет успех. Молодые таланты в сочетании с уже известными исполнителями создали необычно слитный коллектив, обладающий присущей только ему выразительностью.

Все концерты оркестра превращаются в театрализованное представление, не дающее скучать даже самым отъявленным скептикам. В 1982 году за все признанные заслуги коллектив получает официальный статус Государственного камерного оркестра.

Спиваков и его детище постоянно занимаются благотворительностью. На третий день после Чернобыльской катастрофы «Виртуозы Москвы» в полном составе дают бесплатный концерт для ликвидаторов аварии на ЧАЭС.

В 1988 году после ужасного землетрясения в Спитаке оркестр участвует в днях поминовения его жертв. Были также организованы выступления, все гонорары от которых передаются в больницы для лечения детей, больных раком.

В 1990 году, когда в родной стране возникают экономические проблемы, и угроза развала коллектива становится необратимой, Спиваков при поддержке испанской королевской семьи переезжает вместе с музыкантами оркестра и их семьями в Овьедо.

Все финансирование проживания берет на себя принц Астурийский Филипп, единственным условием которого является 10 концертов на территории Испании в год. Всего же «Виртуозы» дают до 100 концертов во всех уголках Земли.

Но Спивакова тянет домой, и вскоре оркестр, хотя и не в полном составе, возвращается в Россию. Происходит набор новых исполнителей, и «Виртуозы Москвы» продолжают дарить радость истинным ценителям камерной музыки, что делают и по сей день.

Личная жизнь

Первой супругой маэстро стала Светла Борисовна Безродная (Левина), дочь личного врача И.В.Сталина, которая была старше Владимира на 10 лет. Она — его «коллега по цеху», скрипачка и дирижер, помогала мужу создавать оркестр. Совместная жизнь не сложилась, и союз оказался непрочным.

Второй женой была Виктория Валентиновна Постникова, лауреат международных конкурсов пианистов. Казалось, что молодожены были безумно влюблены друг в друга, и вскоре у них родился сын Александр. Но, увы, влюбленность развеялась, и паре также пришлось расстаться.

Виктория вышла замуж во второй раз за Геннадия Рождественского, и тот усыновил мальчика, который взял его фамилию. Александр — талантливый музыкант, скрипач.

После второго развода Спиваков долго не мог найти свою половинку. Однажды после концерта к нему за кулисы зашел его армянский друг Зарэ Саакянц со своей дочерью Сатеник. Несмотря на разницу в возрасте в 17 лет, девушка очень понравилась маэстро, они полночи бродили по городу, затем, расставшись, еще полночи говорили по телефону, и очень скоро Владимир Теодорович предложил своей возлюбленной руку и сердце.

С женой Сати

Сати Спивакова снимается в фильмах, ведет телепередачи, пишет книги, всегда выглядит стильной и импозантной. Музыкант называет свою жену самым большим везением в жизни. У них трое родных дочерей. Старшая, Екатерина, поэт, пишет стихи и песни, играет на фортепиано, хотя по профессии режиссер. Татьяна, средняя, флейтистка, актриса, служит в театре.

Владимир Спиваков родился 12 сентября 1944 года в г. Уфе (Башкирия). Его отец - Теодор Владимирович (1919-1977) - участник Великой Отечественной войны, имел две специальности: работал инженером на авиационном предприятии, врачом-диетологом. Мать - Екатерина Осиповна (Вайнтрауб, 1913-2002) - выпускница Ленинградской консерватории, пианистка, преподавала в музыкальной школе. В 1945 г. семья переехала в Ленинград (ныне Санкт-Петербург).

В 1951-1956 гг. одновременно учился в средней и музыкальной школах Ленинграда. В 1956 г. продолжил учебу в Центральной музыкальной школе при Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (педагоги Любовь Сигал и Вениамин Шер), но не закончил ее. В 1961 г. был зачислен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. С 1963 г. по 1967 г. учился в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу профессора Юрия Янкелевича. Одновременно посещал как вольнослушатель класс профессора Давида Ойстраха. В 1970 г. окончил аспирантуру консерватории. С этого же года - солист Московской филармонии.

В 1957 г., в возрасте тринадцати лет, получил свою первую премию на конкурсе "Белые ночи" в Ленинграде и дебютировал в качестве солиста-скрипача на сцене Большого зала Ленинградской консерватории. Затем в течении нескольких лет завоевал ряд наград на престижных международных конкурсах: имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже (1965), имени Паганини в Генуе (1967), в канадском Монреале (1969, первая премия), на конкурсе имени Чайковского в Москве (1970, вторая премия).

С 1975 г., после сольных выступлений в США, началась его международная карьера. Выступал в качестве солиста с лучшими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Ленинграда, Берлина, Вены и др., симфонические оркестры Парижа, Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда. Ему дирижировали Евгений Мравинский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Мстислав Ростропович, Леонард Бернстайн, Сэйдзи Озава, Лорин Маазель и др.

В 1979 г. Спиваков дебютировал как дирижер с симфоническим Чикагским оркестром (США). Этому предшествовало обучение дирижерскому мастерству у профессора Израиля Гусмана в России и дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США (в 1984 г. Бернстайн подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой музыкант не расстается).

В том же 1979 г. с группой единомышленников Владимир Спиваков создал камерный оркестр "Виртуозы Москвы" (15 июня 1982 г. получил официальный статус - Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР "Виртуозы Москвы") и стал его художественным руководителем, главным дирижером и солистом. Коллектив побывал с гастролями почти во всех крупных городах бывшего СССР, Европы, США и Японии, принимал участие в международных фестивалях. Считается одним из лучших камерных оркестров мира.

С 1989 г. проживает в Москве, Испании и Франции.

С 1999 г. по 2002 г. одновременно с работой с оркестром "Виртуозы Москвы" Владимир Спиваков был художественным руководителем и главным дирижером Российского Национального оркестра (РНО). Покинул свой пост досрочно, но до 2003 г. продолжал вести гастрольно-концертную деятельность с РНО.

В январе 2003 г. стал художественным руководителем и главным дирижером Национального филармонического оркестра России.

С 2003 г. - президент Московского Международного Дома Музыки.

Около 20 лет преподавал в Музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), имеет звание профессора. Проводил мастер-классы в Цюрихе (с 1994 г.).

До 1997 г. Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти (Италия, XVIII век), подаренной его педагогом Юрием Янкелевичем. С 1997 г. выступает со скрипкой работы Антонио Страдивари 1712 г., переданной ему в пожизненное пользование меценатами.

Дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает в себя более 40 компакт-дисков. Большинство записей осуществлены на фирмах BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие из них были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or ("Золотой камертон"). Немецкая газета Sddeutsche Zeitung неоднократно называла альбомы Владимира Спивакова "Лучшими записями года".

Создатель и руководитель Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (1989, Франция). В 2001 г. организовал Московский международный фестиваль "Владимир Спиваков приглашает...".

Много лет занимается гуманитарной деятельностью. Так, после Чернобыльской катастрофы 1986 г. "Виртуозы Москвы" оказались единственным составом, приехавшим на фестиваль "Киевская весна". Вместе с оркестром маэстро давал концерты в Армении после землетрясения 1988 г. В 1994 г. организовал Международный благотворительный фонд, который оказывает детям.

Член Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Член жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале), председатель жюри международного конкурса "Мастера скрипки" в Монте-Карло и международного конкурса скрипачей имени Пабло Сарасате в Испании. Возглавлял жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (2002, 2007). Является Послом культуры Всемирного экономического форума в Давосе.

Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1989 г.), Государственной премии РФ (2011), премии Ленинского комсомола (1982), премии правительства РФ в области культуры (2010, за деятельность Международного благотворительного фонда). Награжден орденом Дружбы народов, орденами "За заслуги перед Отечеством" II и III степеней, а также высшими государственными наградами ряда стран: французским Орденом Почетного легиона (с 2000 г. - кавалер, с 2011 г. - офицер), итальянским орденом Звезды в степени командора, орденами "Данакер" (Кыргызстан), Святого Месропа Маштоца (Армения), Ярослава Мудрого 5-й степени и "За заслуги" III степени (Украина), Франциска Скорины (Белоруссия) и др. В 2006 г. был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 г. награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО.

В его честь одна из малых планет получила название "Спиваков" (1994, № 5410, открыта 16 февраля 1967 г. советским астрономом Тамарой Смирновой).

От первого брака с Викторией Постниковой (1944 г.р., пианистка, лауреат нескольких международных конкурсов) имеет сына Александра (Рождественский). Вторая жена Сатеник (Сати) Саакянц (1962 г.р.) - драматическая актриса, автор и ведущая программ на телевидении. Дочери: Екатерина, Татьяна, Анна. В семье Спиваковых живет его племянница Александра, дочь умершей младшей сестры Елизаветы.

О жизни и творчестве Владимира Спивакова написаны книги. В частности: Сати Спивакова "Не всё"; Валентина Холопова "Путь артиста. Владимир Спиваков"; Габриэль Бройнер "Годы Спивакова. Хроника Международного музыкального фестиваля в Кольмаре 1989-2003 (G. Braeuner. Les annees Spivakov. Strasbourg, La Nuee Bleue, 2004), Соломон Волков "Диалоги со Спиваковым" и др. Ему посвящено несколько музыкальных произведений, в том числе "Пять фрагментов к картинам Иеронима Босха" Альфреда Шнитке, "Желтые звезды" Исаака Шварца, симфония "Тихое веяние" Вячеслава Артемова.