Уход за телом

Волшебная гора краткое содержание. Томас Манн. Волшебная гора. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Волшебная гора краткое содержание. Томас Манн. Волшебная гора. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

На написание романа автора вдохновило посещение одного из давосских санаториев. Томас Манн приехал в Давос, чтобы навестить свою жену, проходившую лечение в горах. Писатель уже был хорошо знаком с повседневной жизнью обитателей санатория благодаря письмам фрау Манн.

Работа над романом началась в 1912 году. Ради нового произведения Томас Манн вынужден был прервать работу над другим романом – «Признания авантюриста Феликса Круля». Из-за Первой мировой войны Манну пришлось временно приостановить написание «Волшебной горы». И только в 1920 году писатель снова смог вернуться к работе.

Томас Манн хотел написать о людях, которые не стремятся к лечению своих болезней и «прячутся» за стенами санатория от суровой реальности. Первоначально «Волшебная гора» должна была быть небольшой повестью. В итоге получился роман, увидевший свет в 1924 году. Сюжет «Волшебной горы» во многом перекликается с сюжетом рассказа «Тристан», написанного Манном в 1903 году. Главный герой рассказа привозит в горный санаторий свою возлюбленную, страдающую туберкулёзом.

Ганс Касторп, молодой инженер, приезжает в санаторий для больных туберкулёзом, чтобы навестить своего кузена. Санаторий находится высоко в Альпах, вдали от мирской суеты. Главный герой очарован атмосферой медицинского учреждения. В санатории существуют свои маленькие «ритуалы», например, молитва перед едой.

Касторп знакомится с несколькими пациентами, с каждым из которых у Ганса завязывается тесная дружба. Главный герой планировал оставаться в санатории в течение трёх недель. Вместо этого Касторп пробыл в лечебном учреждении 7 лет. А тем временем началась Первая мировая война. Пациенты санатория не интересуются военными действиями. Они продолжают жить так, как будто ничего не происходит: мужчины и женщины флиртуют друг с другом, устраивают спиритические сеансы и спорят между собой на отвлечённые темы.

Характеристика персонажей

Пациенты санатория, с которыми знакомится главный герой романа, воплощают собой те или иные черты характера современного автору общества.

Гедонист Пепперкорн

Барон Пепперкорн считает удовольствия главной целью своей жизни. Барон флиртует с русской пациенткой по имени Клавдия. Пепперкорн не ищет ни настоящей любви, ни глубоких чувств, ни привязанности. В отношениях с женщинами его интересует только физиологический аспект.

Консерватор Нафта

Иезуит Нафта является приверженцем традиции. Он воплощает собой человека, сопротивляющегося любым изменениям в обществе. Нафта выступает против всех современных тенденций.

Либерал Сеттембрини

Адвокат Сеттембрини ратует за просвещение и является сторонником прогресса. По мнению Сеттембрини, общество должно развиваться. Каждый человек обязан идти в ногу со временем.

Ганс Касторп

Главный герой романа также заслуживает внимания. Касторп объединяет в себе черты всех предыдущих персонажей. С одной стороны, Ганс хочет быть активным членом общества, в котором живёт. С другой стороны, Касторп боится перемен, что и побуждает его остаться в санатории на 7 лет. Как и барон Пепперкорн, Касторп стремится к удовольствиям.

Литературная критика с восторгом встретила «Волшебную гору». В горном санатории нетрудно узнать европейское общество в канун Первой мировой войны. Манн рассматривает современных ему европейцев, как больных туберкулёзом (под туберкулёзом следует понимать человеческие пороки). По мнению Сьюзан Зонтаг, болезнь человечества начала ХХ века – это декадентское сознание. Сам автор называл «Волшебную гору» романом о времени. Манн не ставит себя судьёй над своими современниками. Он пытается их понять и, может быть, даже оправдать. Автор не навязывает своё мнение, предоставляя только факты. Читателю предстоит сделать самостоятельный вывод обо всём происходящем.

Согласно произведению Томаса Манна, европейское общество разделилось. Одна его часть изолировалась в «санатории». Эти люди не намерены избавляться от своих проблем. Болезнь для них – как повод уйти от действительности. Они живут в искусственном мире, куда запрещён доступ всему неприятному, портящему настроение. Пациенты закрывают глаза на всё, что происходит «там, внизу». Между тем, обитатели санатория далеко не так наивны, как думает читатель. Они прекрасно понимают, что благополучие в их маленьком уютном мире может закончиться в любой момент. Предчувствуя гибель, декаденты хотят получить максимальное удовольствие от жизни. Они даже не пытаются предотвратить эту гибель. Намного легче потратить последние мгновения своего существования на запретные радости. Смерть позволит избежать ответственности за полученное удовольствие.

Декадентское общество постоянно пополняется новыми «последователями». В романе «Волшебная гора» таким «последователем» стал Ганс Касторп. Обитатели лечебного учреждения кажутся главному герою более человечными и душевными, чем люди, которых он привык видеть вне санатория. Наличие обслуживающего персонала позволяет не заботиться о решении бытовых проблем и всецело предаваться декадентской философии, крайней формой проявления которой автор считает декадентский романтизм, представленный в лице русской женщины Клавдии Шоша.

Клавдия впадает в крайность романтической анархии и желает полнейшей вседозволенности. На первый взгляд, кажется, что главный герой принял точку зрения Шоша. Однако в ходе развития сюжета читателю становится понятно, что Ганс не согласен с Клавдией. Полнейшая вседозволенность и анархия – это не свобода, а своеобразное начало конца. Когда нет определённых правил или норм поведения, общество постепенно приходит к гибели, значительно её ускоряя.

Есть и другая часть европейского общества, оставшаяся за пределами «санатория». Это люди, стремящиеся к хаосу. Поднимая в своём романе вопросы психоанализа, Томас Манн, вслед за Фрейдом, хочет понять непреодолимое влечение людей к смерти. Европейцы вне «санатория» стремятся к разрушениям и насилию, в глубине души понимая, что и сами пострадают от хаоса войны. Автор не видит будущего Европы ни за гедонистами-декадентами, ни за поклонниками хаоса.

Современному читателю «Волшебная гора» может показаться не слишком актуальной. В романе описаны люди, жившие в начале прошлого столетия, имевшие другие вкусы. Нельзя отрицать, что разница между поколениями ощутима. Однако есть между европейцами современными и теми, что жили в начале ХХ века, много общего, объединяющего. Исцеление, на которое, возможно, рассчитывал Томас Манн, так и не наступило.

Общество начала нового XXI века не смогло излечиться от своих болезней. Люди по-прежнему делятся на тех, кто стремится к захватническим войнам и насилию, и тех, кто прячется от жестокой реальности среди себе подобных, создавая всевозможные искусственные миры.

Доказательством этой точки зрения можно считать роман популярного в наши дни писателя Пауло Коэльо «Вероника решает умереть». Как и в романе Томаса Манна, в произведении Коэльо представлено медицинское учреждение – психиатрическая лечебница Виллете, где находят свой приют уставшие от жизни люди. Как и обитатели горного санатория, пациенты Виллете живут в стенах лечебницы беззаботной, оторванной от реальности жизнью. Они спорят о бесполезном, любят или ненавидят. Далеко не все пациенты психиатрической клиники действительно больны. Болезненно лишь их отношение к той жизни, от которой они спасаются в стенах Виллете.

Начало века

Действия романа Томаса Манна "Волшебная гора" разворачиваются в Германии в начале XX века. Все начинается за несколько лет до начала Первой мировой войны. Неподалеку от швейцарского Давоса стоит туберкулезный санаторий. Название всего произведения отсылает читателя к горе Герзельберг, известной также как Волшебная или Греховная. Там, согласно старинной легенде, миннезингер Тангейзер провел 7 лет, находясь в плену у богини Венеры.

Главный герой романа Манна "Волшебная гора" - молодой немец, которого зовут Ганс Кастроп. В санаторий под названием "Берггоф" он приезжает из Гамбурга, чтобы навестить своего кузена Иоахима Цимсена. Ганс рассчитывает провести в санатории несколько недель, но вскоре начинает чувствовать сам недомогание, его состояние ухудшается из-за высокой температуры. Врачи находят у него симптомы туберкулеза. Доктор Беренс настаивает, чтобы тот остался в санатории на более длительный срок.

Томас Манн в "Волшебной горе" отмечает, что Ганс с самого начала заметил, что в горах время течет совершенно иначе. Из-за этого становится совершенно невозможно установить, сколько дней и недель проходит между какими-то происшествиями. Так и читатель не понимает, какой срок охватывает действие всего романа. Правда, в финале упоминается, что всего Ганс провел в санатории семь лет, но даже эту цифру исследователи склонны считать определенной художественной условностью.

Сюжет как повод

Рассказывая краткое содержание романа Манна "Волшебная гора", стоит отметить, что все происходящие в нем события практически не важны для понимания смысла произведения. Сюжет становится только поводом, который помогает автору обозначить жизненные принципы персонажей, высказаться по серьезным проблемам - о смерти, жизни, любви, болезнях, политике и судьбе цивилизации, оказавшейся на пороге XX века.

Персонажи, которые встречаются в "Волшебной горе" Манна, - пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория. Кто-то из них умирает, кто-то, выздоровев, уезжает домой, на их место постоянно приезжают новые постояльцы.

Знакомые Ганса

В первые же дни пребывания в санатории Ганс знакомится с масоном и потомком карбонариев Лодовико Сеттембрини. Он характеризует себя как ярого сторонника прогресса и гуманиста. При этом, будучи итальянцем по национальности, он ненавидит Австро-Венгрию. Лодовико в язвительной форме постоянно высказывает парадоксальные идеи, которые оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения Ганса. Со временем он начинает искренне считать Сеттембрини своим наставником.

Большую роль играют и его чувства к русской пациентке по имени Клавдия Шоша. Ганс влюбляется в нее, но из-за строгого религиозного воспитания поначалу пытается унять в себе эти чувства. В "Волшебной горе" Т. Манн уточняет, что прошло много месяцев, прежде чем Ганс решился с ней заговорить. Происходит это перед великим постом во время карнавала, когда Клавдия собирается уже уезжать из санатория.

Увлечение философскими идеями

Годы, проведенные в санатории, не проходят зря для молодого человека. Он увлекается разнообразными естественнонаучными и философскими идеями. Читает литературу по медицине, ходит на лекции по психоанализу, его привлекает современная музыка, вопросы жизни и смерти. Со временем он совершенно забывает про свою жизнь на равнине, где его ждут родственники и работа. Он практически разрывает со всеми ними любые отношения. Жизнь в санатории кажется ему единственно возможной формой существования.

В другом положении оказывается его кузен Иоахим, который давно готовит себя к карьере военного. Поэтому каждый лишний месяц, проведенный в горах, он воспринимает как препятствие на пути к своей мечте. Однажды он даже покидает санаторий, игнорируя советы врачей, поступает на службу и получает чин офицера. Но через какое-то время его болезнь обостряется, ему приходится вернуться в горы. Его состояние ухудшилось настолько за это время, что лечение не помогает, он умирает.

Иезуит Нафта

В "Волшебной горе" Томас Манн отмечает, что у Ганса появляется новый знакомый - оппонент Сеттембрини иезуит Нафта. Он превозносит средневековую Европу, осуждает прогресс и буржуазную цивилизацию. Слушая их споры, Ганс не может решить, чью сторону выбрать. По очереди соглашается с каждым, а потом находит у них противоречия.

В это время в санаторий возвращается мадам Шоша в сопровождении состоятельного голландца Пеперкорна. Он покоряет практически всех постояльцев санатория своей мощной, загадочной и в тоже время косноязычной личностью. Ганс и вовсе чувствует с ним родство, ведь их объединяет любовь к одной женщине.

Жизнь Пеперкорна обрывается трагически. Будучи уже смертельно больным, он отправляется на прогулку к водопаду, развлекая по дороге своих спутников. Вечером он пьет с Гансом на брудершафт, начинают общаться на "ты", несмотря на разницу в возрасте. Глубокой ночью голландец принимает яд и умирает. Через несколько дней после этой трагедии мадам Шоша уезжает из санатория, теперь уже, по всей видимости, навсегда.

Беспокойная датчанка

В книге Т. Манна "Волшебная гора" читатель ощущает беспокойство, которое тревожит всех постояльцев санатория, когда среди них появляется новая пациентка - датчанка Элли Бранд. Она обладает сверхъестественными способностями, например, умеет вызывать духов и читать мысли на расстоянии.

С ее подачи все пациенты начинают увлекаться спиритизмом, начинают проводить таинственные сеансы, на которые приходит и Ганс. Он туда решает отправиться, не обращая внимания даже на предостережения и откровенно язвительные насмешки со стороны Сеттембрини.

Как раз после одного из таких сеансов размеренный и привычный ход времени в санатории оказывается нарушен. Пациенты постоянно ссорятся и ругаются между собой, самое удивительное, что конфликты возникают практически по любому, даже самому ничтожному поводу.

Дуэль

Все более ожесточенными становятся споры между Сеттембрини и Нафтой. Во время одного из них Лодовико заявляет, что иезуит своими рассуждениями развращает молодежь и юношество. Конфликт перерастает в словесную перепалку, которая заканчивается вызовом на дуэль. Сеттембрини категорически против того, чтобы стреляться, тогда Нафта пускает пулю себе в голову.

На этом фоне всех еще больше поражают новости о начавшейся Первой мировой войне. Пациенты в срочном порядке разъезжаются по своим домам. Ганс тоже отправляется на равнину. При прощании Сеттембрини его напутствует, советуя сражаться там, где он найдет близких себе по крови людей. При этом сам Лодовико, по всей видимости, собирается принять противоположную сторону.

Финал романа

В последней сцене романа "Волшебная гора" Томаса Манна (по отзывам, она становится одной из кульминационных), Ганс изображен на передовой. Он бежит, падает, ползает вместе с другими молодыми людьми, которые волей случая оказались в солдатских шинелях в самой мясорубке жуткой войны.

«Волшебная гора» («Der Zauberberg») — роман Томаса Манна. Написан в 1924 г. Это произведение положило начало традиции «интеллектуального романа».

Действие произведения разворачивается непосредственно перед Первой мировой войной, завершаясь с ее началом. События происходят в высокогорном санатории для легочных больных, куда приезжает навестить своего неизлечимо больного кузена молодой человек из Гамбурга Ганс Касторп. На заключительных страницах книги Ганс, в санатории переживший своего рода инициацию, подразумевая и его страстную влюбленность в пациентку русского происхождения Клавдию Шоша, и непосредственное знакомство с доминирующими идейными веяниями времени, показан бегущим с винтовкой наперевес через изрытое снарядами поле. «Безобидный простак», «простодушное, но трудное дитя нашей жизни», он превращается в персонажа, чья судьба олицетворяет трагический путь европейского сознания, влекомого к катастрофе, которой уже невозможно избежать.

Аналогия с Тангейзером, проведшим семь лет в гроте Венеры, подсказана самим автором, широко использующим в романе мотивы магии и волшебства, которым придается и иносказательный смысл. За душу Касторпа ведут борьбу антагонистические силы, и «несложное по составу вещество», каким изначально является этот герой, на глазах читателя начинает меняться, так что само повествование все менее воспринимается как жизненно достоверное, — оно становится притчей, «давая возможность заглянуть... в сферу духовного, в сферу идей» (из авторского «Введения к «Волшебной горе»).

Вместе с тем, роман тщательно воссоздает обстановку лечебницы, пациенты которой в своем большинстве обречены на гибель. Мотив неотвратимо приближающейся смерти во многом определяет основную тональность повествования. Коллизии развертываются перед лицом вечности, и этим резко усилен их обобщающий, философский смысл. Но в то же время они показываются как трагические конфликты личного существования персонажей, тщетно старающихся отыскать смысл и оправдание своей жизни, которая стремительно движется к концу, или же пытающихся себя обмануть беспочвенными надеждами на отсрочку и на краю могилы лихорадочно предающихся радостям жизнелюбия.

Упорство в неприятии своего жестокого удела и непоколебимая верность идее жизни особенно наглядно проявлены в характере Клавдии, покорившей героя и своей независимостью от бюргерского ригористического морализма, и небоязнью самых рискованных поступков, если они вознаграждаются ощущением своей человеческой полноценности, пусть мимолетным. Другие персонажи лишь доверяют самообманам, говорящим об их беззащитности перед лицом неизбежного. Наблюдая эту безнадежную борьбу, Ганс приходит к выводу, что «человек — хозяин противоречий»: ему ведомы самые разные побуждения и душевные состояния. Четкость разграничений этичного и аморального, праведности и греховности, сам строй мышления, отличавший эпоху, более уверенную в перспективах, которые открыты перед человечеством, должен уступить место иному, более изощренному пониманию мотивов, стоящих за чувствами и поведением людей, тем более в экстремальной ситуации, создаваемой неотвязными напоминаниями об эфемерности земных упований и ощущением богооставленности, особенно обострившимся в изображаемые годы «канунов».

Героя, все более ясно распознающего в себе это умонастроение, которым была, на взгляд Т. Манна, отмечена целая эпоха европейской общественной и духовной истории, искушает соблазн «высей и далей», на поверку оказывающийся соблазном одиночества. Оно видится как зашита от непомерного напряжения, которое Касторп должен выносить просто как личность, принадлежащая своему неблагополучному времени. Подчеркнуто заурядный в первых главах романа, Ганс за время своего пребывания в «Бергхофе» преображается, становясь репрезентативной фигурой, в которой по-своему воплотился болезненный кризис культуры, составлявший, согласно Т. Манну, основное содержание описываемого периода резких исторических переломов. Комментируя роман в посвященной ему лекции, которая была прочитана американским студентам почти через двадцать лет после выхода «Волшебной горы», автор особо подчеркнул, что каждый из его персонажей «представляет собой нечто большее, нежели то, чем он кажется на первый взгляд: все они — гонцы и посланцы, представляющие духовные сферы, принципы и миры».

Помимо Касторпа, это высказывание прежде всего подразумевает двух непримиримых идейных противников, которые пытаются, каждый в согласии со своими убеждениями, «активизировать» сознание благовоспитанного юноши из буржуазной среды. Литератор Сеттембрини и латинист Нафта, оба давние и пожизненные пациенты «Бергхофа», в большей мере, чем все иные персонажи, подтверждают, что роман действительно был для Манна «попыткой пересмотреть всю совокупность проблем, волновавших Европу на заре нового века». Доминанты европейского самосознания той поры воплощены в них обоих, а полярность защищаемых ими идей подчеркивается тем, что постоянные споры и стычки, провоцируемые желанием взять верх в споре за Касторпа, увенчиваются сценой дуэли и самоубийства Нафты. Иезуит, родом из глухого местечка на Украине, безоговорочный приверженец тенденциозно им осмысленного Ницше и непримиримый враг либерального прекраснодушия, он несовместим с потомком карбонариев, пламенным гуманистом Сеттембрини, выражающим заветные верования поколения, еще не догадывавшегося о близких социальных потрясениях и катаклизмах.

Сеттембрини убежден, что в мире противоборствуют «сила и право, тирания и свобода, суеверие и знание, принцип косности и принцип кипучего движения вперед, прогресса», который неоценим и необратим. Он верит, что новое столетие увенчает окончательным триумфом «бунт против всего, что пачкает и унижает идею человека», навсегда высвободит достоинство из тенет суеверия и довершит вековечные устремления людского рода. Этот желанный миг Сеттембрини желал бы приблизить учреждением «Лиги содействия прогрессу» и подготовкой многотомной «Социологии страданий», где будут предложены методы полного искоренения всех бедствий.

Безошибочно улавливая наивность этих упований, Нафта говорит о том, что подобная патетика увенчивается лишь стремлением «к оскоплению и обескровливанию жизни». Позитивизм, покоривший его оппонента, оказался, на взгляд Нафты, жалким суррогатом действительно жизненосных идей, порождая «трусость и пошлую изнеженность». В итоге наступила полоса «радикального скепсиса... повального хаоса», время «гуманистической дряблости», которая должна уступить место «священному террору», пока что лишь в сфере мысли, но в дальнейшем, возможно, и за ее пределами, поскольку «тайну и потребность» современности составляет требование жесткой дисциплины, самоотречения, духовной собранности и готовности навсегда покончить с беспочвенными иллюзиями, предполагающими непререкаемость абстрактных моральных заповедей.

Оба эти героя-идеолога обрисованы как олицетворения позиций, оказавшихся в непримиримом противоречии друг с другом. Конфликт стоящих за ними мировоззренческих принципов составляет, по Т. Манну, истинную подоплеку тех катастрофических испытаний, которые стали уделом Европы в первые десятилетия XX века. Касторп, занимающий положение между двумя полемистами (хотя и склоняющийся скорее разделить пафос Сеттембрини) находится перед необходимостью трудного выбора, поскольку и ему, едва ли догадывающемуся о философских истоках доктрин, защищаемых в этих спорах каждой из сторон, ясна небеспочвенность аргументов, предъявленных как той, так и другой из них. Участь Кастропа, обыкновенного человека, втянутого в мировую бойню неслыханных масштабов, подтверждает, что за отвлеченными диспутами в «Бергхофе» стояла проблематика, обладающая непосредственной актуальностью для всего европейского общества и много раз возникавшая уже после того, как им был пройден тяжелый «перевал, разделяющий два столетия». Спор о реальности или эфемерности свободы, которым почти неизменно увенчивались столкновения протагонистов «Волшебной горы», оказался одной из «вечных» тем XX столетия, отозвавшейся и в последующем творчестве Т. Манна.

События произведения начинают разворачиваться перед войной. Ганс Касторп – молодой инженер, он едет в санаторий для больных туберкулезом, где проходит лечение его кузен Иоахим Цимсен. Главный герой собирался пробыть в этом месте не более месяца, но со временем стал плохо себя чувствовать. Врачи обнаруживают у него признаки туберкулеза и предлагают остаться в санатории.

Жизнь среди гор совсем другая и время здесь течет совсем по-другому. Здесь свои порядки, свои ритуалы, нет никакой суеты. Не замечая дней и месяцев, Ганс прожил в санатории семь лет. Он знакомится с обитателями санатория, все они очень разные. Например, итальянец Сеттембрини любит язвить, восторгается прогрессом и идеей развития общества, чем заслуживает уважение главного героя.

Лечение в санатории проходила Клавдия Шоша, в которую Ганс влюбился, но боялся признаться в этом чувстве не только русской пациентке, но и самому себе. Спустя несколько месяцев он осмелился заговорить с ней.

Пребывание в санатории и его обитатели сильно повлияли на мировоззрение Ганса. Он начал изучать медицину и философию, много размышлял о смысле бытия и о смерти. Здесь на горе он отрезан от внешнего мира и со временем больше не представляет себе возвращение обратно. Он не стремиться вернуться на свою работу или повидаться со старыми друзьями и родственниками.

Иоахим совсем не похож на своего двоюродного брата. Он считает дни и месяцы в надежде покинуть санаторий. Его мечта – это военная карьера, но врачи не рекомендуют ему уезжать из лечебницы. Все же Иоахим делает это, он становится офицером. Но болезнь скоро дает знать о себе и ему приходится вернуться в ненавистное место. Туберкулез не отступает даже в горах и Иоахим умирает.

Тем временем в санатории появляется новый пациент – полная противоположность Сеттембрини. Это иезуит Нафта, который ненавидит прогресс и вообще любые перемены, выступает за сохранение и верность традициям, поэтому оба обитателя санатория постоянно спорят на эту тему. Ганс больше поддерживает Сеттембрини, считая его своим наставником.

Возвращается на лечение и Клавдия Шоша. Но теперь она не одна, ее сопровождает обеспеченный голландец Пеперкон. Вместо ревности Ганс испытывает чувство родства к Пеперкону из-за их любви к одной женщине, тем более что голландец сумел очаровать и заинтриговать всех обитателей санатория. Во время прогулок он веселит всех, с Гансом они пьют вино и общаются как приятели. Неожиданно для окружающих Пеперкон выпивает яд, спасти его не удается. Он был неизлечимо болен и не хотел страдать. После этого события Клавдия навсегда уезжает из санатория.

Еще один интересный персонаж в отдаленном месте – это Элли Бранд, обладающая сверхъестественными способностями. Обитатели санатория, а вместе с ними и Ганс, проводят спиритические сеансы и вызывают духов. Одновременно с этим привычный образ жизни в лечебнице нарушается, в нем поселяется беспокойство. Тем более что еще один пациент погибает.

Во время очередного спора между Нафтой и Сеттембрини мужчины не ограничиваются обидными фразами, а решают выяснить отношения на дуэли. В последний момент итальянец отказывается стрелять, а иезуит стреляет сам в себя. Спокойствие покидает не только санаторий на вершине горы, но и на равнине: началась война. Обитатели лечебницы в спешке покидают ее.

Гансу приходится распрощаться со спокойной жизнью. Теперь он – солдат среди сотен таких же в одинаковых шинелях с единственной надеждой - выжить.

Произведение учит тому, что нельзя жить в "уютном" искусственном мире, нельзя в нем укрыться от глобальных проблем и делать вид, что ничего не происходит.

Картинка или рисунок Волшебная гора

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Житие Феодосия Печерского Нестора Летописца

    В житие описана жизнь Феодосия Печерского от самого рождения до его смерти. О том, какой путь прошел Феодосий, от простого пекаря до игумена монастыря.Студент приходит на экзамен по русской литературе опоздавшим. Он объясняет, что опоздал из-за срочной работы. Он тянет билет, а в нем вопрос о Слове о полку Игореве.

На написание романа автора вдохновило посещение одного из давосских санаториев. Томас Манн приехал в Давос, чтобы навестить свою жену, проходившую лечение в горах. Писатель уже был хорошо знаком с повседневной жизнью обитателей санатория благодаря письмам фрау Манн.

Работа над романом началась в 1912 году. Ради нового произведения Томас Манн вынужден был прервать работу над другим романом – «Признания авантюриста Феликса Круля». Из-за Первой мировой войны Манну пришлось временно приостановить написание «Волшебной горы». И только в 1920 году писатель снова смог вернуться к работе.

Томас Манн хотел написать о людях, которые не стремятся к лечению своих болезней и «прячутся» за стенами санатория от суровой реальности. Первоначально «Волшебная гора» должна была быть небольшой повестью. В итоге получился роман, увидевший свет в 1924 году. Сюжет «Волшебной горы» во многом перекликается с сюжетом рассказа «Тристан», написанного Манном в 1903 году. Главный герой рассказа привозит в горный санаторий свою возлюбленную, страдающую туберкулёзом.

Ганс Касторп, молодой инженер, приезжает в санаторий для больных туберкулёзом, чтобы навестить своего кузена. Санаторий находится высоко в Альпах, вдали от мирской суеты. Главный герой очарован атмосферой медицинского учреждения. В санатории существуют свои маленькие «ритуалы», например, молитва перед едой.

Касторп знакомится с несколькими пациентами, с каждым из которых у Ганса завязывается тесная дружба. Главный герой планировал оставаться в санатории в течение трёх недель. Вместо этого Касторп пробыл в лечебном учреждении 7 лет. А тем временем началась Первая мировая война. Пациенты санатория не интересуются военными действиями. Они продолжают жить так, как будто ничего не происходит: мужчины и женщины флиртуют друг с другом, устраивают спиритические сеансы и спорят между собой на отвлечённые темы.

Характеристика персонажей

Пациенты санатория, с которыми знакомится главный герой романа, воплощают собой те или иные черты характера современного автору общества.

Гедонист Пепперкорн

Барон Пепперкорн считает удовольствия главной целью своей жизни. Барон флиртует с русской пациенткой по имени Клавдия. Пепперкорн не ищет ни настоящей любви, ни глубоких чувств, ни привязанности. В отношениях с женщинами его интересует только физиологический аспект.

Консерватор Нафта

Иезуит Нафта является приверженцем традиции. Он воплощает собой человека, сопротивляющегося любым изменениям в обществе. Нафта выступает против всех современных тенденций.

Либерал Сеттембрини

Адвокат Сеттембрини ратует за просвещение и является сторонником прогресса. По мнению Сеттембрини, общество должно развиваться. Каждый человек обязан идти в ногу со временем.

Ганс Касторп

Главный герой романа также заслуживает внимания. Касторп объединяет в себе черты всех предыдущих персонажей. С одной стороны, Ганс хочет быть активным членом общества, в котором живёт. С другой стороны, Касторп боится перемен, что и побуждает его остаться в санатории на 7 лет. Как и барон Пепперкорн, Касторп стремится к удовольствиям.

Литературная критика с восторгом встретила «Волшебную гору». В горном санатории нетрудно узнать европейское общество в канун Первой мировой войны. Манн рассматривает современных ему европейцев, как больных туберкулёзом (под туберкулёзом следует понимать человеческие пороки). По мнению Сьюзан Зонтаг, болезнь человечества начала ХХ века – это декадентское сознание. Сам автор называл «Волшебную гору» романом о времени. Манн не ставит себя судьёй над своими современниками. Он пытается их понять и, может быть, даже оправдать. Автор не навязывает своё мнение, предоставляя только факты. Читателю предстоит сделать самостоятельный вывод обо всём происходящем.

Согласно произведению Томаса Манна, европейское общество разделилось. Одна его часть изолировалась в «санатории». Эти люди не намерены избавляться от своих проблем. Болезнь для них – как повод уйти от действительности. Они живут в искусственном мире, куда запрещён доступ всему неприятному, портящему настроение. Пациенты закрывают глаза на всё, что происходит «там, внизу». Между тем, обитатели санатория далеко не так наивны, как думает читатель. Они прекрасно понимают, что благополучие в их маленьком уютном мире может закончиться в любой момент. Предчувствуя гибель, декаденты хотят получить максимальное удовольствие от жизни. Они даже не пытаются предотвратить эту гибель. Намного легче потратить последние мгновения своего существования на запретные радости. Смерть позволит избежать ответственности за полученное удовольствие.

Декадентское общество постоянно пополняется новыми «последователями». В романе «Волшебная гора» таким «последователем» стал Ганс Касторп. Обитатели лечебного учреждения кажутся главному герою более человечными и душевными, чем люди, которых он привык видеть вне санатория. Наличие обслуживающего персонала позволяет не заботиться о решении бытовых проблем и всецело предаваться декадентской философии, крайней формой проявления которой автор считает декадентский романтизм, представленный в лице русской женщины Клавдии Шоша.

Клавдия впадает в крайность романтической анархии и желает полнейшей вседозволенности. На первый взгляд, кажется, что главный герой принял точку зрения Шоша. Однако в ходе развития сюжета читателю становится понятно, что Ганс не согласен с Клавдией. Полнейшая вседозволенность и анархия – это не свобода, а своеобразное начало конца. Когда нет определённых правил или норм поведения, общество постепенно приходит к гибели, значительно её ускоряя.

Есть и другая часть европейского общества, оставшаяся за пределами «санатория». Это люди, стремящиеся к хаосу. Поднимая в своём романе вопросы психоанализа, Томас Манн, вслед за Фрейдом, хочет понять непреодолимое влечение людей к смерти. Европейцы вне «санатория» стремятся к разрушениям и насилию, в глубине души понимая, что и сами пострадают от хаоса войны. Автор не видит будущего Европы ни за гедонистами-декадентами, ни за поклонниками хаоса.

Современному читателю «Волшебная гора» может показаться не слишком актуальной. В романе описаны люди, жившие в начале прошлого столетия, имевшие другие вкусы. Нельзя отрицать, что разница между поколениями ощутима. Однако есть между европейцами современными и теми, что жили в начале ХХ века, много общего, объединяющего. Исцеление, на которое, возможно, рассчитывал Томас Манн, так и не наступило.

Общество начала нового XXI века не смогло излечиться от своих болезней. Люди по-прежнему делятся на тех, кто стремится к захватническим войнам и насилию, и тех, кто прячется от жестокой реальности среди себе подобных, создавая всевозможные искусственные миры.

Доказательством этой точки зрения можно считать роман популярного в наши дни писателя Пауло Коэльо «Вероника решает умереть». Как и в романе Томаса Манна, в произведении Коэльо представлено медицинское учреждение – психиатрическая лечебница Виллете, где находят свой приют уставшие от жизни люди. Как и обитатели горного санатория, пациенты Виллете живут в стенах лечебницы беззаботной, оторванной от реальности жизнью. Они спорят о бесполезном, любят или ненавидят. Далеко не все пациенты психиатрической клиники действительно больны. Болезненно лишь их отношение к той жизни, от которой они спасаются в стенах Виллете.