Уход за телом

Всегда ли женщина может молиться в синагоге? Правила поведения в синагоге Почему в синагогу входить с покрытой головой

Всегда ли женщина может молиться в синагоге? Правила поведения в синагоге Почему в синагогу входить с покрытой головой
В чем пойти в синагогу?

Уважаемый раввин... у меня есть к Вам вопрос - в какой одежде должны входить в синагогу женщины?

Вообще мне 15 лет - хочу пойти в синагогу (в первый раз) и даже не знаю, что делать. Можете ли Вы мне что-нибудь посоветовать?

Julijew
Киргизия

Никаких специальных одежд для посещения синагоги не существует. Есть лишь несколько непременных условий, которые еврейская женщина должна выполнять всегда и везде: чистота , аккуратность и скромность .

В шаббат (в субботу) и в праздники принято надевать что-то более нарядное. Но - не слишком яркое, не «вызывающее».

Еврейская женщина не носит брюки (см. на сайте ответ «Пиджак и дамские брюки - в чем разница? » ), не носит платья и блузки с большими вырезами. Юбки и рукава должны быть не короче определенной длины. Об этом мы уже писали на сайте (см. ответ «О женской одежде » ).

И еще: голову, согласно еврейской традиции (дома, на работе, на улице, в синагоге и т.д.), в любую погоду покрывают только замужние женщины (см. на сайте ответ «Женщины покрывают голову » ). Девушкам, если того не требуют погодные условия, не надо надевать головной убор (см. на сайте ответ «Девочки голову не покрывают » ).

Обычно в синагогу приходят (и мужчины и женщины), чтобы молиться вместе с общиной. На всякий случай (если Вы еще не знаете этого) отметим, что, согласно еврейской традиции, мужчины и женщины молятся отдельно. Скажем, мужчины - на первом этаже, женщины - на втором. Или для женщин, к примеру, в общем молитвенном зале выделяется некая «территория».

Для того, чтобы молиться с общиной, нужен определенный опыт. Понятно, что у Вас его пока еще нет. Но бояться или стесняться этого - не следует. Опыт постепенно накапливается, главное - начать. Перед тем, как пойти в синагогу в первый раз, возьмите сидур (сборник еврейских молитв) с русским переводов и дома внимательно просмотрите его содержание. Вы увидите, какие молитвы читают утром, днем и вечером (евреи читают молитвы три раза в день). А дальше… В любой синагоге найдутся люди, которые помогут Вам сориентироваться.

Вы, наверняка, обратили внимание на то, что все ответы на сайте (а их у нас уже более тысячи) распределены по темам (разделам). К примеру - «Мировоззрение», «История», «Ѓалаха и быт » и т.д.

Выберите и прочтите, прежде всего, те, которые разъяснят самые насущные для Вас на данный момент вопросы.

Советуем чаще заглядывать на наш сайт. Вы найдете здесь много интересного и полезного. Кроме того, полагаем, что его посещение (не только раздела «Спроси у раввина», но и - других) положит начало серьезному изучению еврейской традиции. А Вы, как нам представляется, хотите вернуться к своим «корням». Ведь не случайно у Вас появилось желание пойти в синагогу…

Текст составлен творческой группой сайта


Всегда ли женщина может молиться в синагоге?

Евгений Левин

Еще в поколении наших бабушек немало религиозных женщин бывало в синагоге довольно редко. А в некоторых хасидских и восточных общинах представительницы прекрасного пола и вовсе не переступали порог дома молитвы. Однако с тех пор ситуация радикально изменилась. Во-первых, бытовая техника и прочие достижения научно-технического прогресса позволили женщинам тратить гораздо меньше сил на домашнее хозяйство, и в том числе – на подготовку к субботе и праздникам. А во-вторых, почти все религиозные женщины получают сегодня полноценное религиозное образование, что, несомненно, усиливает их мотивацию полноценно участвовать в жизни общины. Поэтому во многих общинах никого не удивляет, что женское отделение переполнено не только в Йом Кипур, но и в обычную субботу.

Однако с полноценным участием женщин в общинной жизни есть определенная проблема. Согласно распространенным представлениям, запрещено заходить в синагогу во время менструации. Соответственно, как минимум, одну, а то и две субботы в месяц женщина вынуждена оставаться дома.

Насколько серьезен этот запрет и каково происхождение этого обычая?

Как нетрудно догадаться, ни в Торе, ни в других библейских книгах такого запрета нет и быть не может. Просто потому, что первые синагоги появились только в эпоху В торого храма. Соответственно, ни Моше, ни другим пророкам незачем было устанавливать законы и правила, как можно и как нельзя вести себя в этом месте.

В эпоху В торого храма, и особенно после его разрушения, синагога постепенно превратилась в главный центр еврейской религиозной жизни. Евреи собирались в синагогах для обязательных молитв и чтения Торы, там читали проповеди, проводили уроки Торы…

Согласно многочисленным свидетельствам, синагоги регулярно посещали не только мужчины, но и женщины. Одни приходили послушать известного проповедника, другие – чтобы участвовать в молитве (Ваикра Раба, 9, Вавилонский Талмуд, Сота, 22а). Согласно Мишне, женщин даже вызывали к Торе, хотя мудрецы и полагали, что это позорит общину (Мегила, 4:6), про которую могут подумать, что в ней нет семи грамотных мужчин (в те времена каждый из вызванных должен был читать сам).

Согласно Торе, менструальная кровь – один из источников ритуальной нечистоты. Мудрецы Талмуда относились к законам о чистом и нечистом весьма серьезно. Многие из них были хаверим, то есть придерживались ритуальной чистоты и в повседневной жизни (Алаха требует соблюдений этих правил только в Храме). Тем не менее во всей талмудической литературе нет даже намека на то, что женщина не может заходить в синагогу во время месячных.

Подобной позиции придерживались в этом вопросе вавилонские гаоны, а также алахические авторитеты средневекового сефардского еврейства. К примеру, Рамбам прямым текстом разрешил всем, кто находится в состоянии ритуальной нечистоты, и в том числе женщинам во время месячных, касаться свитка Торы и даже читать по нему. Впоследствии с этим мнением согласился «Шульхан арух» (Мишне Тора, Законы свитка Торы, 10:8; Йоре деа, 282:9).

Однако в Германии и Северной Франции сложилась иная ситуация. Не позднее XII века (а возможно, и раньше) возникло мнение, что в период менструации женщина не должна заходить в синагогу. Этой точки зрения придерживалось немало выдающихся раввинов: рав Элиэзер Рокеах из Вормса (А-Рокеах, 1165–1238), рав Элиэзер бен Йоэль Галеви (Раавия, 1140–1225), рав Ицхак бен Моше из Вены (Ор Заруа, 1180–1250) и др.

Логика введения подобной строгости вполне очевидна. Талмуд называет синагогу «малым святилищем» (Вавилонский Талмуд, Мегила, 29а), то есть малым подобием Иерусалимского Храма, куда нельзя было зайти в состоянии ритуальной нечистоты. Поэтому вполне логично, что некоторые запреты, относившиеся к Храму, впоследствии были распространены и на синагоги.

Однако сефардские евреи тоже читали трактат Мегила. Почему же этот запрет возник именно в ашкеназских общинах? По мнению исследовательниц Дианы Вила и Моники Зискинд-Гольдберг, это было связано с тем, что сефардские общины в целом следовали вавилонской традиции, тогда как еврейство Германии и Италии находилось под сильным влиянием палестинской традиции. В Палестине же в VI–VII векax существовали общины, придерживавшиеся более строгих, чем это предписывалось Алахой, запретов в области ритуальной нечистоты. В этих кругах запрет входить в синагогу касался не только женщин во время месячных, но даже мужчин, на которых случайно капнула слюна нечистой женщины!

Эта гипотеза выглядит довольно обоснованно, поскольку труды некоторых ашкеназских раввинов явно свидетельствуют о том, что они были знакомы с наследием этих палестинских общин. Однако возможно и другое объяснение. В средневековой Европе женщин-христианок также не пускали в церковь и не допускали к причастию . Евреи же никогда не были отделены от соседей непреодолимым барьером. Поэтому нельзя исключить, что еврейский запрет мог возникнуть, в частности, под влиянием нееврейского окружения.

Во многих ашкеназских общинах женщинам во время месячных не разрешалось не только заходить в синагогу, но даже прикасаться к священным книгам. О том, с какой серьезностью относились к этому запрету, свидетельствует следующий случай: будучи нечистой, жена рабби Йеуды-Хасида из Шпеера случайно дотронулась до шкафа, где хранились священные книги ее мужа. Узнав об этом, рабби Йеуда покинул родной город и переселился в Регенсбург, оставив в старом доме всю свою библиотеку с очень редкими и дорогими книгами (Шут Мааршаль, 29).

Русскоязычные евреи в большинстве своем – потомки ашкеназских евреев Центральной и Восточной Европы. Алаха же, как известно, рекомендует придерживаться обычаев предков. Поэтому на первый взгляд нынешним русским еврейкам следует вести себя так же, как вели себя их прапрабабки в Германии, Австрии и Польше, – то есть воздерживаться от посещения синагоги во время месячных. Однако не будем спешить с выводами.

Прежде всего, не стоит утвер­ждать, что все ашкеназские раввины были единодушны в том, что во время месячных нельзя заходить в синагогу. B числе несогласных с этим оказался, среди прочих, рабби Шломо бен Ицхак (Раши), величайший комментатор и алахист средневековой Европы. Ему было известно, что некоторые женщины не заходят в синагогу во время месячных, полагая, что в отношении «малого святилища» следует вести себя так же, как в отношении Ие русалимского Храма. Раши, однако, полагал, что эта аналогия в данном случае неуместна. А потому считал, что женщина может заходить в синагогу независимо от своего физического состояния (Махзор Витри, 60б).

Во-вторых, даже в тех общинах, где этот обычай укоренился прочно и глубоко, раввины полагали, что в определенных случаях им можно и даже нужно пренебречь. К примеру, известный австрийский раввин Исраэль Иссерлин (1380–1460) разрешил всем женщинам, независимо от физиологического состояния, молиться в синагоге в Дни трепета. По его мнению, невозможность находиться в это время вместе с общиной была бы для женщин слишком сильным ударом (Трумат а-дешен, 132).

С мнением рава Иссерлина согласился через сто лет и рав Моше Иссерлес (Рама), живший в Кракове. По его словам, даже в тех общинах, где этот запрет соблюдался очень строго, в Дни трепета пускали в синагогу всех женщин, не выясняя, нет ли у кого-то из них менструации.

Втретьих, далеко не все ашкеназские женщины придерживались запрета посещать синагогу в дни отлучения. К примеру, рав Яаков-Йеуда Ланда, живший в XV веке в Германии и Италии, пишет, что в его общинах женщины молились в синагоге в любое время. По его словам, единственная строгость, которой они придерживались во время месячных, – не смотреть на того, кто читал Тору.

Наконец, даже после того, как запрет получил широкое распространение, некоторые крупные алахисты с ним не считались. Среди них был величайший талмудист XVIII века рав Элияу из Вильно (А-Гра). По его мнению, женщине разрешено молиться в синагоге даже непосредственно в дни менструального кровотечения.

Таким образом, говорить о един­стве ашкеназской традиции в данном случае не приходится. Напротив, перед нами – весь спектр возможных мнений, от тотального запрета до полного разрешения.

Так как же должна себя вести современная ашкеназская жен­щина? Разумеется, самый простой (и, возможно, самый правильный) в данном случае ответ: спросить своего раввина. Однако, поскольку это далеко не всегда возможно – в частности, не у всех евреев есть сегодня действительно свой раввин, – позволим себе высказать несколько общих соображений.

Во-первых, следует помнить, что речь идет об очень личной, интимной сфере. Следовательно, принимая то или иное решение, женщина в первую очередь должна руководствоваться личными ощущениями. Чувствуя, что в состоянии ритуальной нечистоты ей в синагоге не место, она, безусловно, вправе следовать мнению средневековых пиетистов, налагающему запрет. При этом она может руководствоваться постановлением бывшего главного раввина Израиля Овадьи Йосефа, который разрешил «устрожаться» даже восточным женщинам, чьи матери и бабушки не придерживались этого запрета и заходили в синагогу в любое время (Ихаве Даат, 3:8).

Если же женщина считает, что физиологическое состояние для нее не так важно, как молитва в синагоге, то она вполне может следовать разрешающему мнению Раши и гаона из Вильно. Тем более, вполне вероятно, что именно таков был обычай их благочестивых и праведных прабабок.

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

К аждый человек, пришедший в синагогу, является желанным гостем. Если не знаете как поступить в том или ином случае, не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

О дежда при посещении синагоги должна быть опрятной и достойной. Посещать синагогу в спортивном костюме, шортах, или рабочей одежде запрещено.

Ж енщины. По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть платок или любой другой головной убор. Руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По еврейской традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках. Поэтому синагогу лучше посещать в юбке или в платье.

М ужчинам в синагоге можно находиться только с покрытой головой. Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

Во время молитвы мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях. Обычно в синагогах делается специальное отделение, балкон или галерея для женщин. По еврейскому закону не возбраняется взять с собой в молитвенное помещение ребенка противоположного пола, если ему не больше 9 лет. Эти правила распространяются только на время самой молитвы. В любой другой ситуации, например, во время праздничной трапезы или концерта, мужчины и женщины могут находится где угодно: мужчины - заходить на женскую галерею, женщины – в молитвенный зал.

М езуза (ивр. מְזוּזָה‎, букв. `дверной косяк`)
Переступая порог синагоги, вы должны дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы. Мезуза – это футляр, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Однако в некоторых синагогах мезузы может и не быть, поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения.

П оведение . В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно и прилично, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву. По еврейскому закону мужчина может прикасаться к женщине только случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена. Поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято здороваться за руку, тем более обниматься и целоваться.

С ложившийся в течение многих веков порядок богослужения предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календаря. Любой взрослый мужчина(еврей) , может руководить богослужением. В некоторых больших еврейских общинах для чтения молитв, обычно по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек (хаззан), которому иногда сопутствует мужской хор. Некоторые части литургии поются всеми прихожанами в синагоге.

Переступила порог синагоги. Что дальше?
1

Здравствуйте!

Я являюсь еврейкой по Галахе, но не хожу в синагогу. Какие правила в синагоге, кроме – платка, закрывающего волосы, соответствующей одежды.

Юлия
Украина

В синагогу люди приходят, главным образом, на молитвы. Такие общественные службы проходят ежедневно, три раза в день: утром (молитва шахарит ), днем (послеполуденная, а чаще всего - предвечерняя молитва минха ) и вечером (аравит или маарив - эту молитву читают после выхода звезд).

Поэтому Вам, перед тем, как пойти в синагогу, прежде всего, надо найти Сидур (молитвенник) с русским переводом, где даны тексты еврейских молитв и обозначен порядок их прочтения. И, пусть для начала - бегло, ознакомиться с его содержанием. Чтобы понимать, что происходит в синагоге.

Сидуры, как правило, есть в большинстве синагог. Но ведь Вы, придя на молитву впервые, не будете знать, где они лежат. Поэтому я и советую запастись Сидуром заранее - чтобы поисками не помешать молящимся.

Для первого раза лучше всего прийти в синагогу в шаббат , на утреннюю молитву (шахарит ). В разных синагогах время субботнего шахарита назначают по-разному: как правило - от семи до девяти часов утра. Но это необходимо уточнить еще до шаббата - в фойе синагоги обычно вывешивается расписание молитв. Продолжительность утренней субботней молитвы - в среднем от двух до трех часов.

Итак, субботним утром Вы «переступаете порог» синагоги. И Вам следует знать, что мужчины и женщины молятся отдельно. Поэтому, в первую очередь, надо сориентироваться, где находится женский зал (или специально выгороженное для женщин пространство в общем молельном зале).

Войдя в молитвенное помещение, сядьте рядом с другими женщинами и внимательно присмотритесь, как ведут себя окружающие. И постарайтесь вести себя так же. Попробуйте присоединиться к общей молитве. Но не ставьте перед собой непосильные задачи. И не смущайтесь, если Вам не удастся прочесть вместе со всеми хотя бы короткий отрывок - чтение молитв требует серьезной подготовки и тренировок.

Вначале Вам вовсе не обязательно присутствовать в синагоге на всей молитве, до самого конца. Главное - чтобы Вы ощущали себя комфортно. Если, скажем, через 15-20 минут Вы почувствуете, что утомились, встаньте и тихо, так, чтобы никому не помешать, покиньте синагогу. В этом не будет ничего предосудительного.

Теперь - немного о внешнем виде, подходящем для синагоги.

Надеть нужно, как Вы и сами понимаете, скромную, не яркую, но достаточно нарядную (для шаббата ) одежду (см. на сайте, к примеру, ответ «О женской одежде» ). Если Вы - не замужем, головной убор, в том числе - и платок, надевать в синагогу не нужно. Ибо голову покрывают только замужние еврейские женщины - и дома, и на улице, и в синагоге (см. на сайте, к примеру, ответы

Если в России или в путешествии вам доведется посетить иудейский храм - синагогу, необходимо помнить о следующем.

В настоящее время в иудаизме сосуществуют различные течения - от ультраортодоксальных до ультралиберальных. Древние традиции в наибольшей степени сохранились в ортодоксальном иудаизме.

В ортодоксальной синагоге места для женщин либо отделяются от мест для мужчин перегородкой, либо женщины занимают места на галерее.

При входе в синагогу и чтении некоторых молитв принято склонять голову.

Мужчинам запрещено находиться в синагоге с непокрытой головой. Ортодоксальные верующие во время утренней молитвы надевают на голову особое молитвенное покрывало (талит), представляющее собой четырехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам (цицит).

В будние дни во время утренней молитвы мужчины надевают тфилин - кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с отрывками Священного Писания. С помощью длинных ремешков эти коробочки привязываются ко лбу и левой руке молящихся.

Большинство молитв читается на иврите, а часть - на арамейском языке.

В общинах, принадлежащих к другим направлениям иудаизма - консервативному, реформистскому, либеральному, - традиции могут значительно отличаться. Так, в реформистских общинах мужчины и женщины сидят вместе.

Правила поведения в синагоге. Мужчины могут не надевать талит и тфилин и ограничиваются только небольшой специальной шапочкой (кипой).

В синагогальный хор в реформистских и многих консервативных синагогах входят женщины.

Во многих странах часть богослужения может вестись на языке этой страны, причем соотношение количества молитв на иврите и молитв на другом языке различно в разных общинах.

В отличие от других религий, где существуют определенные правила этикета в общении со священнослужителями разного ранга, в иудаизме в целом таких правил нет. Единственное повсеместно соблюдаемое правило состоит в том, что при обращении к раввину по имени добавляют слово «рабби».

Если вы оказались в мечети, независимо от вашего вероисповедания соблюдайте правила, принятые у мусульман.

Мечеть не является храмом в полном смысле это -го слова. (Исключение составляет только Масджид аль-харам - «Запретная мечеть», которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит Кааба - главная святыня мусульман). В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

Посетители мечети ведут себя довольно свободно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан - призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет мих-раб - специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар - трибуна для проповедника.

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом - предстоятелем на молитве. Молящиеся читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Те, кто по каким-то причинам не принимают участия в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Женщины в мечети должны находиться либо на втором этаже, либр в отгороженной части первого этажа.

Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду.

У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт - облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.

Пол в мечети устлан коврами. При входе следует разуваться. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон.

Наиболее универсальным обращением к имаму является «сайд» (по-арабски «господин»), а также «хаджи», то есть «совершивший хадж».