Уход за волосами

Конспект урока в классе "Особый ребенок" на тему "Зима. Признаки зимы". Зима. Зимние месяцы. Зимние явления природы. Зимние приметы о погоде

Конспект урока в классе

ЧТО НУЖНО РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ЗИМЕ
растения, звери, снег, труд, природа

Зимушка-зима… Это самое холодное время года. Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи. Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель, оставляя после себя заносы и сугробы. Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.

Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель - теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков.

Белая, узорная
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку!
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Верхний слой воды в водоемах - речках, озерах, прудах и ручьях - промерзает и покрывается толстым слоем льда.

В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки. В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.

Каким бывает снег и лед?

Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью - пушистым снегом.
Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду.
Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег.

Растения зимой

В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать. За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст - плотная ледяная корка. Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь. Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться. Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве - всего 10° мороза. Даже если толщина снега небольшая, всего 10 сантиметров, температура на почве будет на 15-20° выше, чем над снегом. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.

Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. В основном, это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей тоже занесены снегом, который сохраняет в них тепло.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы. Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.

Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях - клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.

Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Уже в конце января на вербе почки увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком. Вот почему вербы к концу зимы стоят словно покрытые серебром. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена.

Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.

Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть. Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах. Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу.

Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый го,
На высокой тонкой ножке
Чудо-елочка встает.

Это елка не простая,
И она не для ребят.
Возле елочки летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири, и воробей –
Все хотят повеселиться
Возле елочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи
К нам на елку в зимний сад,
И в саду не умолкая
Колокольчики звенят.
З.Александрова

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть. Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.
Не просыпается только медведь - ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.
К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.
Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.
Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц - мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей.
Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников. Это не такая питательная пища, как трава, поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины, ивы и солью.
Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых.
Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны. Особенно ей нравятся семена из шишек ели: в них больше жира, чем в сосновых, и они намного питательней.
Маленький зверек полевка в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и складывает их в отдельные норки.
Но некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается рыбой, лягушками, раками и водяными крысами. Рыбы зимой без труда находят корм, но они могут погибнуть от недостатка воздуха: через лед воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби. Чтобы вода вновь не замерзала, в прорубь кладут солому и посыпают ее снегом.

Домашние животные зимой
Домашние животные не ищут себе корм, об этом заботятся люди. Еще с лета фермеры готовят запасы силоса, сена, соломы, зерна. Зимой коров, коз, овец, свиней держат в теплых помещениях, в которых следят за чистотой и здоровьем животных.
В это время у коров рождаются телята, у овец - ягнята, у свиней - поросята. Детеныши питаются материнским молоком до тех пор, пока их не переводят на заготовленный корм.

Зима в городе
Зима в городе отличается от зимы в лесу или в поле. Теплые здания, постройки, обилие транспорта, большое количество людей и ночное освещение повышают температуру воздуха в городе. Поэтому, кроме привычных для города воробьев, ворон и сорок, сейчас можно встретить оставшихся зимовать скворцов, галок, дроздов, дятлов, щеглов. Ягоды на деревьях и кустарниках служат им прекрасным кормом, а чердаки становятся хорошими убежищами на всю зиму. Кроме того, птицы находят себе корм на городских свалках.
Зимой мелкие грызуны начинают перебираться поближе к жилью людей. В подвалах и тоннелях им тепло и всегда находится корм. А за мышами переселяются и их враги - хорьки, ласки, горностаи.

Труд людей зимой

Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса.

На покрытых снегом полях работа не прекращается - идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды - весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.

В сельских мастерских готовят к весенним работам сеялки, трактора, культиваторы, бороны, плуги. Их надо проверить и отремонтировать.

В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши.

Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.

В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.
В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.

Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.

Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.

Надолго и надежно
В реке скрепила лед.
Ходить по речке можно –
Иди к нам, Новый год!
О. Высотская.

Конспект по непосредственной образовательной области по формированию целостной картины мира

в старшей группе по лексической теме «Зима. Признаки зимы»

Воспитатель

первой

квалификационной

Киреева

Елена

Викторовна

2014

Тема: «Зима. Признаки зимы

Цель: Уточнять и расширять представления детей о зиме, снеге, о характерных признаках зимы.

Задачи:

    Расширять кругозор детей, закреплять знания о состоянии живой и неживой природы.

    Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.

    Формировать основы безопасности к природе и собственной жизнедеятельности.

Ход

1. Оргмомент.

Ребята, послушайте загадку.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал реветь медведь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

Молодцы! Правильно отгадали.

2.Основная часть.

Послушайте еще загадки:

1. Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь – ручеек. (Снег)

2. Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

3.Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (Мороз)

4.И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет (Иней)

Физкультминутка «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь

С ним я крепко подружусь!

Подойдет ко мне мороз.

Тронет руку, тронет нос

Значит, надо не зевать:

Бегать, прыгать и скакать.

Грозят пальцем

Ладоши скреплены

Ходьба на месте

Показывают

Прыжки на месте

Ребята, какие признаки зимы вы знаете?

Дети: небо серое, солнце светит мало. Если светит, то не греет.

Все вокруг покрыто белым покрывалом – снегом. Люди надевают теплую одежду – на улице стало холодно. Животные сменили свои шубки. Залегли в спячку (еж, медведь). Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Скажите, как называют кучи снега на земле?

Дети: сугробы.

Как называется ветер со снегом?

Дети: метель.

Метель – это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что вокруг ничего не видно.

Иней бывает тогда, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания. Он образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели.

Ребята, а что происходит с реками?

Дети: они покрываются льдом.

Как называется явление, когда зимой падает снег?

Дети: снегопад.

Какой бывает снег?

Дети: Белый, пушистый, холодный.

Из чего состоит снег?

Дети: снег состоит из снежинок.

Пальчиковая гимнастика «Пирог»

Падал снег на порог

Кот слепил себе пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог потек

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

2 раза ладони опускают на стол.

Ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.

«Бегут пальчиками обеих рук по столу.

Показывают как пекут пирог.

Игра «Какой? Какая?»

    Зима какая? (холодная, морозная, снежная и т.д.).

    Снег какой? (белый, пушистый, легкий и т.д.).

    Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый).

    Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый).

Игра «Скажи ласково»

Санки – саночки.

Сосулька – сосулечка.

Горка – горочка.

Льдина – льдинка.

Зима – зимушка.

Снег – снежок.

Снежинка – снежиночка.

Давайте посчитаем снежинку (1 снежинка, 2 снежинки, 3 снежинки, 4 снежинки, 5 снежинок), сосульку, сугроб, снеговика).

Игра «Закончи предложение»

Составление сложных предложений со значением противопоставления.

    Зимой бывает снегопад, а осенью…..(листопад).

    Зимой снег падает, а весной….(тает).

    Зимой катаются на санках, а летом….(на велосипеде).

    Зимой бывает холодно, а летом… (тепло).

    Зимой деревья белые, а осенью…(желтые).

    Зимой растут сугробы, а летом растут …(деревья).

Молодцы! Сегодня вы хорошо играли, отвечали на вопросы, и вам от зимы большой привет! И шлет вам раскраски снеговиков.

Раздаю детям раскраски.

3.Итог.

Скажите, что вы нового узнали о весне?

Что бывает весной?

Что вам понравилось?

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ: «ЗИМА. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ.»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Тема «Зима. Признаки зимы».

Программные задачи:

1. Уточнить и обобщить знания детей об изменении в погоде и природе зимой.

2 .Обогатить словарь детей эпитетами: белый, пушистый, блестящий, холодный, рассыпчатый

Закрепить творительный падеж существительных.

3. Формирование направленной воздушной струи.

4. Учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями.

5. Отработать предложный падеж существительных с предлогом -на.

6. Развитие зрительного внимания и восприятия. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: Картинки к данной теме, схема предложения с предлогом -на;

материал для аппликации.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед приглашает детей в группу. В группе тихо звучит запись музыки «Метель».

Дети здороваются и проходят на ковер.

2.Введение в тему «Зима».

Загадывание загадки:

К нам сегодня пришла гостья-

Белоснежная красавица

Всем нам очень нравится.

Как она появляется

Сразу чудеса начинаются:

Земля белым одеялом укрывается,

Деревья в белые шубы одеваются,

А речка ледяным ковром покрывается.

Как же эта красавица называется? (зима)

(показ картинок зимы).

3. Рассматривание картинок по теме, составление по ним предложений.

Логопед: Наступила зимушка зима. Волшебница зима все покрасила, какой

краской? Что это за белая краска?

Дети: Снег

Логопед: Какой снег?

Дети: Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, рассыпчатый.

Логопед: Давайте составим предложение. Выпал белый, блестящий снег.

Появились, какие сугробы?

Дети: Большие, глубокие, мягкие, огромные, пушистые.

Логопед: Давайте составим предложение. Появились глубокие, мягкие сугробы.

Деревья покрыты чем?

Дети: Инеем

Логопед: Каким инеем?

Дети: Белым, пушистым, серебристым, искристым, холодным, колючим.

Логопед: Давайте составим предложение. Деревья покрылись серебристым, холодным инеем.

Что происходит с реками и озерами?

Дети: Они покрываются льдом. Логопед: Какой лёд?

Дети: Толстый, прозрачный, крепкий, гладкий, холодный, скользкий, сверкающий.

Логопед: Давайте составим предложение. На реках и озерах крепкий, скользкий

лёд. Каково зимующим птицам зимой?

Дети: Холодно, голодно, грустно, невесело, трудно, зябко.

Логопед: Давайте составим предложение. Зимующим птицам зимой голодно,

4.Упражнение «ВЬЮГА» (Формирование направленной воздушной струи).
Загадывание загадки:

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отварил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Дети: Вьюга.

Логопед: Хотите устроить вьюгу в бутылочках? (логопед раздаёт детям маленькие пластиковые бутылочки, наполненные мелкой бумага, в крышке бутылочки закреплена соломинка для коктейля). Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой рукой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк. Вот так {логопед показывает, как правильно выполнить упражнение, оно выполняется детьми 3-4 раза).

5.Физкультминутка « СНЕГ». (Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

Снег сегодня шел с утра. Дети поднимают руки вверх и медленно

опускают их, быстро пошевеливая паль­цами.

Рада снегу детвора. Хлопают в ладоши.

Снег на ветках, на дорожках, Поднимают руки вверх, затем опускают

на плечи, и вниз.

На носах и на ладошках. Дотрагиваются до носа. Показывают ладошки

6.Дидактическая игра с мячом « ТАК БЫВАЕТ ЗИМОЙ?». (Учить детей отвечать на вопросы

распространенными предложениями.)

Дети встают полукругом. Логопед встает лицом к детям, задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен дать правильный ответ.

Логопед: Зима наступает после весны?

Ребёнок: Нет. Зима наступает после осени.

Логопед: Зимой падает пушистый, белый снег-это листопад?

Ребёнок: Нет. Это снегопад.

Логопед: Зима все окрашивает в желтый цвет?

Ребёнок: Нет. Зима окрашивает все в белый цвет.

Логопед: Зимой можно носить легкую одежду?

Ребёнок: Нет. Зимой носят теплую одежду.

Логопед: Лед пушистый, теплый?

Ребёнок: Нет. Лед скользкий, холодный, гладкий, тяжелый.

7. Отработка предложного падежа существительного с предлогом- на.

Логопед предлагает детям пройти за столы, и по опорным схемам составить предложение с предлогом -на. (Снег лежит на земле, на елке, на сосне, на крыше, на кустах и т.д.)За правильное составление предложения ребёнок получает фишку.

8. Упражнение « УЗНАЙ ПО ЧАСТЯМ». (Развитие зрительного внимания и восприятия, развитие мелкой моторики.)

Логопед помещает на наборное полотно карточку с изображением частей снеговика.

Логопед: Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?

Дети: Снеговик

Логопед: Почему вы так думаете?

Дети дают пояснение.

Логопед предлагает детям сделать своего снеговика. Раздаёт материал для аппликации. Звучит спокойная музыка. Дети выполняют задание.

9. Итог занятия. Что понравилось на занятии?

Времена года в природе сменяются друг за другом, меняя окружающий мир. Вслед за осенью приходит зима. Она идет к нам с морозами, ветрами, снегом. Дети любят зиму, ждут ее, любят зимние развлечения, забавы, праздники.

Что можно рассказать детям о зиме?

1. Детям о зиме, о зимних месяцах:

  • загадки о зимних месяцах
  • первый месяц зимы-декабрь

2.Природа в декабре:

  • деревья,
  • снег,
  • птицы,
  • животные.

3. Какие праздники в декабре

4. Загадки и стихи про декабрь.

5.Пословицы и поговорки про декабрь.

Рассказываем детям о зиме и зимних месяцах

Зимой люди надевают теплые шапки, шарфы, теплую одежду, потому что на улице становится очень холодно. В народе зиму еще называют: Зима, Зимушка, Седая Чародейка.

Зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.

Загадки про зимние месяцы

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

Запрягает Дед Мороз

Трех коней в тяжелый воз.

Как зовут их, вспоминай!-

…Март, Апрель иль теплый Май?

( Декабрь, Январь и Февраль )

Декабрь-первый зимний месяц и последний месяц года. В декабре солнце-редкий гость, погода пасмурная: ведь декабрь-самый темный месяц в году. Декабрь еще называют в народе Студень, Стужайло. В декабре ударят настоящие морозы. Ночи длинные, дни короткие. Выпадает снег, который покрывает деревья, дорожки, крыши домов.

Люди любят русскую зиму, радостно ее встречают. Очень красивые стихи написали русские поэты о зиме. (Чуть позже я их опубликую)

В парке, в лесу становится тихо, уютно. После снегопада на снегу можно увидеть следы. Чьи они? Вот прошли люди, а вот пробежала собачка. Поиграйте с малышами в следопытов. Можно ли узнать, в какую строну шел человек? Детям такая игра нравится. Они ищут следы животных, птиц на снегу, угадывают, чьи они.

Деревья зимой

Во время прогулок с детьми обратите внимание на деревья. Дети часто спрашивают: не холодно ли зимой деревья, ведь они стоят совсем голые, раздетые.

Вспомните с детьми, что происходит с деревьями весной, летом, осенью и скажите, что деревьям нужен отдых, чтобы набраться сил к весне и они как бы погружаются в глубокий сон. Летом деревья откладывают под кору особую ткань-пробковую. она не пропускает из деревьев ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще этот слой, поэтому старые деревья легче переносят зимние холода и морозы. И еще у деревьев есть зимой защита-одеяло из снега.

После такого рассказа спросите, понимают ли дети пословицу: »Спасибо, мороз, что снегу нанес.»

Снег в декабре

Обратите внимание, как падает снег. Рассмотрите хлопья снега. Это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между ними находится воздух, поэтому снег пушистый и легкий.

Рассмотрите отдельные снежинки. Они такие красивые, по форме напоминают звездочки, цветы, иголочки. чаще у снежинок бывает шесть лучей. А на морозе снег скрипит, это ломаются снежинки.

Вечером с детками нарисуйте снежинки, вырежьте их из бумаги, загадайте загадки про снежинки.

В морозную погоду на окнах появляются красивые узоры. Говорят, что Дед Мороз их рисует. Полюбуйтесь таким зрелищем, рассмотрите узоры на своем окне.

В парке, возле домов можно увидеть много птичек-синиц, воробьев, сороку, ворон. птицы стараются зимой прилетать ближе к людям. семена засыпало снегом, птицам становится трудно искать корм. Поэтому им необходимо зимой подкармливать. За окном часто можно увидеть синичек. Им вешают кусочек сала, они с удовольствием его клюют. Сделайте птичкам кормушки, повесьте их возле дома и наблюдайте, какие птицы прилетят к вам в гости. По клювику птиц можно угадать, чем они питаются.

Мы возле своих домов часто наблюдаем за синичками-веселыми и подвижными птичками, прилетает дятел, долбит кору деревьев, сорока бывает частой гостьей, иногда прилетают вороны, они очень крикливые. Сорока на снегу оставляет очень интересные следы-следы ног и полоски-отпечатки длинных крыльев и хвоста.

Что делают в лесу зимой звери?

Медведь спит в своей берлоге. Белочки прыгают по деревьям, ищут семена в шишках. А в сильный мороз они прячутся в дупло. Зайцы обдирают кору деревьев. Волки бродят злые и голодные. Им трудно зимой отыскать пищу, мелкие грызуны спрятались в норки. У зверей зимой тоже теплая одежда-густая шерсть у лисы, волка, у белочки хвост становится пушистым, а зайчик меняет серую шубку на белую. на снегу его трудно заметить.

На речке вода замерзает, покрывается льдом, если мороз очень сильный.Рыбам в воде становится тяжело дышать под водой. Рыбаки часто делают окошки на льду, проруби.

Самый главный праздник декабря

Какой праздник мы празднуем в декабре? Новый год! Самый веселый и долгожданный праздник. Люди готовятся к нему, делают украшения для елки, готовят подарки своим родным и близким.

Дети ожидают чуда. Пишут Деду Морозу письма и ждут его с нетерпением. На Новый год наряжают елочку, украшают ее красивыми игрушками, гирляндами, дождиком. Дети водят хороводы, поют новогодние песни, читают стихи и отгадывают загадки. Новый год- веселый и красивый праздник.

Загадки про декабрь

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц тот пройдет-

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь )

»Году конец и начало зиме!»

Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

И снег на дворе.

К нам в гости приходит зима…

(В декабре )

Ну, когда же Новый год

К нам с подарками придет?-

Пусть пришел бы к детворе

Он пораньше, …( в декабре )

Стихи про декабрь

Декабрь

В декабре, в декабре.

Все деревья в серебре.

Нашу речку словно в сказке.

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенке, по елке,

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки

Серебром звезду зажег,

Добежавший до макушки,

Самый главный огонек.

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы кремлевской башни

Свой салют двенадцать раз.

(С. Маршак)

Декабрь

Дверь распахнула и вошла,

Укутав белым покрывалом,

Деревья, улицы, дома…

Декабрь-и зима настала!

Мелькнут листки календаря

Вон Новый год уже стучится…

От января до декабря

Все это снова повторится.

Заколдованный декабрь

Снежинки медленно летят,

Крупные, тяжелые.

Я не узнала старый сад,

Когда пришла со школы.

Он стал, как сказочный ларец,

Весь белый и резной.

Как заколдованный дворец

Царевны ледяной.

Пословицы и поговорки про декабрь

Декабрь-ветрозим, студень.

В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.

Декабрь месяц старое горе кончает, новому году счастьем дорожку стелет.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь-шапка зимы.

Декабрь-стужайло, на всю зиму землю студит.

Декабрь- месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Декабрь спросит, что летом припас.

Мы рассказали детям о первом месяце зимы-декабре. Наблюдайте за природой зимой, задайте детям вопросы:

1. Какая погода в декабре?

2. Что делают звери и птицы зимой?

3. Какой праздник мы отмечаем в декабре?

И в конце предлагаю вам картинки -разукрашки для детей. Дети любят раскрашивать.

Тем, кто дочитал статью до конца-мультфильм -старый и добрый.

Готовьтесь с вашими детками к Новому году, учите новогодние стихи, отгадывайте загадки, делайте подарки и украшения на елочку.

Пишите ваши комментарии, делитесь информацией с друзьями.

Развитие речи Тема: «Зима» Цель: Формировать представления детей о признаках зимы; учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его с выражением. Развивать умение подбирать нужные по смыслу прилагательные. Воспитывать бережное отношение к природе. Дата:


Какой сегодня день недели? Какой сейчас месяц? Какая погода на улице? Послушайте внимательно загадку: О каком времени года говориться? Посмотрите в окно, какое сейчас время года? Зима пришла после, какого времени года? Снег на полях, Лед на реках, Веер гуляет, Когда это бывает? (Зимой)


Наступила зимушка – зима. Земля, деревья, кусты покрылись белым пушистым снегом. Вода в реках и озерах замерзла и превратилась в лед. Часто дуют холодные ветра, метут метели. Солнце светит редко, небо серое и пасмурное. Птицы держатся ближе к дому людей. Люди надели теплую одежду: зимние шапки и шубы или пальто.


Рассмотрение картинки с изображением зимы: Какое небо? (Серое, хмурое). Солнце яркое или тусклое? Греет солнце зимой? Если на деревьях листья? Когда они опали? Если зеленая трава на земле? Что мы видим на земле и на деревьях? Снег зимой какой? (Белый, пушистый, холодный). Дни зимой длинные или короткие? Что стало с реками?




А теперь внимательно прочитайте ребенку стихотворение: Тихо-тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лет Во дворе лопатой. От калитки мы с трудом К нам дорожку проведем. Выйдет мама на порог, Скажет: «Кто бы это мог Провести дорожку К нашему порожку? (М. Познанская) О чем говорится в стихотворении? Как описывается автор снег? Что делали дети во дворе? Что сказала мама? Педагог еще раз читает стихотворение, затем поэтапно разучивает его с ребенком.


Физкультминутка А теперь отдохнем. Зимой холодно? Что происходит с человеком, ели он долго находится на холоде? Мы замерзли с вами (хлопают в ладоши) И стучим зубами, (похлопывают себя по плечам) Хлопаем руками, (похлопывают по коленям) Топают ногами. (топают ногами)


Снег (что делает?)… (идет, летит, ложится, метет, кружится) Солнце (что делает?)… (светит, но не греет, прячется за тучи) Вода (что делает?)… (замерзает, прощается в лед) Ветер (что делает?)… (дует, воет) Мороз (что делает?)… (морозит, кусает, щиплет). Упражнение «Подбери слова-действия»


Упражнение «Какой, какое, какая?» Снег (какой?)…(мокрый, рыхлый, глубокий, пушистый) Лед (какой?)… (холодный, скользкий, прозрачный, толстый, тонкий) Небо (какое?)…(серое, ячное, безоблачное) Солнце (какое?)… (холодное, тусклое, яркое) Снежинки (какие?)… (нежные, легкие, красивые).




Упражнение «Нет чего?» Называет слова во множественном числе и просит ответить на вопрос: «Нет чего?», используя названное слово: Морозы – нет …(морозов), ветры – нет…(ветров), метели - нет… (метелей), снега – нет …(снегов), снежинки – нет …(снежинок), льды – нет …(льдов), сугробы – нет …(сугробов), облака – нет …(облаков)