Разные разности

Сценарий зимнего развлечения в старшей группе. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы

Сценарий зимнего развлечения в старшей группе. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы

Времена года в природе сменяются друг за другом, меняя окружающий мир. Вслед за осенью приходит зима. Она идет к нам с морозами, ветрами, снегом. Дети любят зиму, ждут ее, любят зимние развлечения, забавы, праздники.

Что можно рассказать детям о зиме?

1. Детям о зиме, о зимних месяцах:

  • загадки о зимних месяцах
  • первый месяц зимы-декабрь

2.Природа в декабре:

  • деревья,
  • снег,
  • птицы,
  • животные.

3. Какие праздники в декабре

4. Загадки и стихи про декабрь.

5.Пословицы и поговорки про декабрь.

Рассказываем детям о зиме и зимних месяцах

Зимой люди надевают теплые шапки, шарфы, теплую одежду, потому что на улице становится очень холодно. В народе зиму еще называют: Зима, Зимушка, Седая Чародейка.

Зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.

Загадки про зимние месяцы

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

Запрягает Дед Мороз

Трех коней в тяжелый воз.

Как зовут их, вспоминай!-

…Март, Апрель иль теплый Май?

( Декабрь, Январь и Февраль )

Декабрь-первый зимний месяц и последний месяц года. В декабре солнце-редкий гость, погода пасмурная: ведь декабрь-самый темный месяц в году. Декабрь еще называют в народе Студень, Стужайло. В декабре ударят настоящие морозы. Ночи длинные, дни короткие. Выпадает снег, который покрывает деревья, дорожки, крыши домов.

Люди любят русскую зиму, радостно ее встречают. Очень красивые стихи написали русские поэты о зиме. (Чуть позже я их опубликую)

В парке, в лесу становится тихо, уютно. После снегопада на снегу можно увидеть следы. Чьи они? Вот прошли люди, а вот пробежала собачка. Поиграйте с малышами в следопытов. Можно ли узнать, в какую строну шел человек? Детям такая игра нравится. Они ищут следы животных, птиц на снегу, угадывают, чьи они.

Деревья зимой

Во время прогулок с детьми обратите внимание на деревья. Дети часто спрашивают: не холодно ли зимой деревья, ведь они стоят совсем голые, раздетые.

Вспомните с детьми, что происходит с деревьями весной, летом, осенью и скажите, что деревьям нужен отдых, чтобы набраться сил к весне и они как бы погружаются в глубокий сон. Летом деревья откладывают под кору особую ткань-пробковую. она не пропускает из деревьев ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще этот слой, поэтому старые деревья легче переносят зимние холода и морозы. И еще у деревьев есть зимой защита-одеяло из снега.

После такого рассказа спросите, понимают ли дети пословицу: »Спасибо, мороз, что снегу нанес.»

Снег в декабре

Обратите внимание, как падает снег. Рассмотрите хлопья снега. Это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между ними находится воздух, поэтому снег пушистый и легкий.

Рассмотрите отдельные снежинки. Они такие красивые, по форме напоминают звездочки, цветы, иголочки. чаще у снежинок бывает шесть лучей. А на морозе снег скрипит, это ломаются снежинки.

Вечером с детками нарисуйте снежинки, вырежьте их из бумаги, загадайте загадки про снежинки.

В морозную погоду на окнах появляются красивые узоры. Говорят, что Дед Мороз их рисует. Полюбуйтесь таким зрелищем, рассмотрите узоры на своем окне.

В парке, возле домов можно увидеть много птичек-синиц, воробьев, сороку, ворон. птицы стараются зимой прилетать ближе к людям. семена засыпало снегом, птицам становится трудно искать корм. Поэтому им необходимо зимой подкармливать. За окном часто можно увидеть синичек. Им вешают кусочек сала, они с удовольствием его клюют. Сделайте птичкам кормушки, повесьте их возле дома и наблюдайте, какие птицы прилетят к вам в гости. По клювику птиц можно угадать, чем они питаются.

Мы возле своих домов часто наблюдаем за синичками-веселыми и подвижными птичками, прилетает дятел, долбит кору деревьев, сорока бывает частой гостьей, иногда прилетают вороны, они очень крикливые. Сорока на снегу оставляет очень интересные следы-следы ног и полоски-отпечатки длинных крыльев и хвоста.

Что делают в лесу зимой звери?

Медведь спит в своей берлоге. Белочки прыгают по деревьям, ищут семена в шишках. А в сильный мороз они прячутся в дупло. Зайцы обдирают кору деревьев. Волки бродят злые и голодные. Им трудно зимой отыскать пищу, мелкие грызуны спрятались в норки. У зверей зимой тоже теплая одежда-густая шерсть у лисы, волка, у белочки хвост становится пушистым, а зайчик меняет серую шубку на белую. на снегу его трудно заметить.

На речке вода замерзает, покрывается льдом, если мороз очень сильный.Рыбам в воде становится тяжело дышать под водой. Рыбаки часто делают окошки на льду, проруби.

Самый главный праздник декабря

Какой праздник мы празднуем в декабре? Новый год! Самый веселый и долгожданный праздник. Люди готовятся к нему, делают украшения для елки, готовят подарки своим родным и близким.

Дети ожидают чуда. Пишут Деду Морозу письма и ждут его с нетерпением. На Новый год наряжают елочку, украшают ее красивыми игрушками, гирляндами, дождиком. Дети водят хороводы, поют новогодние песни, читают стихи и отгадывают загадки. Новый год- веселый и красивый праздник.

Загадки про декабрь

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц тот пройдет-

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь )

»Году конец и начало зиме!»

Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

И снег на дворе.

К нам в гости приходит зима…

(В декабре )

Ну, когда же Новый год

К нам с подарками придет?-

Пусть пришел бы к детворе

Он пораньше, …( в декабре )

Стихи про декабрь

Декабрь

В декабре, в декабре.

Все деревья в серебре.

Нашу речку словно в сказке.

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенке, по елке,

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки

Серебром звезду зажег,

Добежавший до макушки,

Самый главный огонек.

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы кремлевской башни

Свой салют двенадцать раз.

(С. Маршак)

Декабрь

Дверь распахнула и вошла,

Укутав белым покрывалом,

Деревья, улицы, дома…

Декабрь-и зима настала!

Мелькнут листки календаря

Вон Новый год уже стучится…

От января до декабря

Все это снова повторится.

Заколдованный декабрь

Снежинки медленно летят,

Крупные, тяжелые.

Я не узнала старый сад,

Когда пришла со школы.

Он стал, как сказочный ларец,

Весь белый и резной.

Как заколдованный дворец

Царевны ледяной.

Пословицы и поговорки про декабрь

Декабрь-ветрозим, студень.

В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.

Декабрь месяц старое горе кончает, новому году счастьем дорожку стелет.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь-шапка зимы.

Декабрь-стужайло, на всю зиму землю студит.

Декабрь- месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Декабрь спросит, что летом припас.

Мы рассказали детям о первом месяце зимы-декабре. Наблюдайте за природой зимой, задайте детям вопросы:

1. Какая погода в декабре?

2. Что делают звери и птицы зимой?

3. Какой праздник мы отмечаем в декабре?

И в конце предлагаю вам картинки -разукрашки для детей. Дети любят раскрашивать.

Тем, кто дочитал статью до конца-мультфильм -старый и добрый.

Готовьтесь с вашими детками к Новому году, учите новогодние стихи, отгадывайте загадки, делайте подарки и украшения на елочку.

Пишите ваши комментарии, делитесь информацией с друзьями.

Материал подготовила Нестерова М.Н.

воспитатель I кв.категории

Дошкольникам о зиме.

Зимушка-зима…. Это самое холодное время года.

Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.

Декабрь год заканчивает и зиму начинает

Январь - начало года и зимы середина.

Февраль – самый короткий месяц в году. Февральские дни – солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель, оставляя после себя заносы и сугробы.

Растения зимой

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.

Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.

Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве - всего 10° мороза. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.

Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.

Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях - клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.

Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но, несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена. Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.

Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.

Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой.

Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.

Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.

Не просыпается только медведь - ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.

К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.

Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.

Объекты и явления живой и неживой природы осенью, зимой, весной и летом: описание.

Осень – это золотое время года, которое приходит сразу после жаркого и солнечного лета. Маленькие детки замечают кардинальные изменения, как в погоде, так и в отношении к себе. С наступлением осени палящие лучи солнца заменяют дождливые дни, деревья начинают скидывать листья, а трава желтеет. Таким образом, природа готовиться к наступлению холодов и зимы.

Осенние признаки осени в живой и неживой природе: список

Для многих школьников осень ассоциируется с началом нового учебного года, в это время ребятишки встречаются со своими друзьями и одноклассниками, и одевшись в школьную форму идут получать новые знания.

Существуют такие признаки наступления осени:

  • Наверняка детишки заметили при наступлении осени, куда-то делось солнышко, а небо затянули тучки. Даже при солнечной погоде, уже не так тепло на улице (можно понять по том, как начинают одеваться люди). Легкие футболки и платья сменяются на жакеты и джинсы, а с наступлением октября-декабря многие одевают пальто и курточки.
  • Несмотря на то что лето жаркое, конечно, бывает ветреная погода. Но она больше радует, ведь когда дует тепленький ветерок — он освежает. А вот сильные порывы ветра в осеннее время, уже не такие приятные, ведь дует холодный ветер с такой силой, что срывает листья с деревьев.
  • Осень характерна частыми туманами, и мамы начинают следить за переменами погоды, ведь осенью часто меняется погода, а правильно одеваться очень важно в такое время, т.к. заболеть очень легко. Кстати, с переменой климата многие детки начинают болеть простудными заболеваниями, чего редко встретишь летом.
  • Наступившую осень можно увидеть по растениям, например, как краснеет виноград или смородина, желтеет каштан и многие другие деревья и кустарники. В сентябре уже можно собирать опавшие листья клена. Часто из них делают аппликацию или различные букеты. А вот по хвойном деревьям определить наступление осеннего период невозможно, Ведь такие деревья зеленые и летом и зимой.
  • Определить перемену погоды можно наблюдая за животными. Например, большинство птиц прячутся от холодов, улетая теплые края. Конечно, есть и такие, которым не страшен холод – это голуби, вороны и воробьи. А вот теплолюбивые птицы, учуяв наступления дождливой осени сразу же со своими птенцами улетают далеко на юг.
  • Есть звери, которые впадают в спячку, такие как – медведь, енот, барсук, еж и многие другие, особенно те, которые живут в норках. Заяц, лисица и белочки меняют свой окрас, таким образом им легче маскироваться от хищников. Как известно, белочки очень запасливы – поэтому на зиму подготавливают много орешков и желудей, чем будут кормиться на протяжении всех холодов. А собирают еду именно осенью, когда поспевают орехи и желуди. Это также можно наблюдать.
  • Надоедливые мухи, комары и многие насекомые также прячутся с наступлением малейших холодов.
  • А почему стал денек короче? Это также характеризует осень. Если солнышко садиться раньше обычного, то стоит ожидать наступление холодных деньков. Это признак осени в неживой природе.
  • Все ближе к зиме можно по утрам наблюдать иней. Это маленькие частички росы, которая замерзла на листьях и поверхности неровным колючим слоем.
  • Встречается осенью даже гололед, это бывает зачастую в конце ноября, когда температура воздуха показывает минусовые значения. К этому времени люди уже носят шапки, перчатки и шарфики. Погода сулит о том что зима уже «на носу».

Осень – это очень яркое и красивое время года, дороги укрыты золотым «одеялом», можно наблюдать прекрасные пейзажи и над тем как птицы ключом улетают в теплые края. Несмотря на то, что осенью царит дождливая погода, это дает нам возможность наблюдать за красотой природы.

Объекты и явления живой и неживой природы осенью: описание наблюдений

На территории нашей страны можно часто наблюдать перемены погода и природы, которая «подстраивается» под грядущие перемены. Многие явления которые мы наблюдаем, связанны именно с временами года и поэтому называются сезонными. Одна из самых прекрасных времен года – это осень.

В это период природа окрашена золотыми красками, все животные и растения готовятся к холодной зиме и можно наблюдать удивительнее перемены и явления. Для осени характерны такие основные изменения:

  • Туманы. Такое явление можно объяснить тем, что земля днем нагревается, а ночью уже минусовая температура, поэтому с восходом солнца наблюдается туман, роса и даже иней
  • Ливень. Осень ассоциируется именно дождливой погодой, а именно в этот период наблюдаются сильные дожди – другими словами, ливень
  • Ветер. Именно осенью можно столкнуться, выйдя на улицу, с сильными порывами ветра, которые часто сопровождается с дождем или даже градом
  • Темнеет раньше
  • Облачная погода
  • На водоемах и лужах можно наблюдать тонкий лед, но становиться, и тем более играть на нем очень опасно, лучше подождать зимы
  • Наступление зимы можно также характеризовать «бабьем» летом. В этот период на землю опускается тяжелый молочный туман, который наполняет воздух сыростью
  • В конце осени дождливую погоду разбавляет небольшой снегопад, после которого часто бывает гололед


Это характеристика неживой природы, которую можно наблюдать осенью, а вот к переменам в живой природе можно отнести:

  • Животные, например, лисица, белка и заяц меняют свой окрас
  • Многие животные впадают в спячку в конце осени
  • Птицы улетают в теплые края
  • Насекомые также прячутся от холодной погоды, уже не встретишь бабочек и божьих коровок, свист кузнечиков не услышать, пчелы не жужжат и не опыляют растения, комары и мухи также встречаются все реже
  • Листопад. Это первый признак того, что наступает золотая осень. Литья желтеют, а сильным порывом ветра деревья и кустарники освобождаются от них. Все дороги укрыты красивым золотым ковром

Осень – это чудесное время года, которое подготавливает природу и людей к холодной морозной зиме. Это время дает нам отдохнуть от жарких и душных летних дней. А вот первые, кто начинает реагировать на перемены климате – это растения. Ягоды и овощи полностью поспевают, а деревья одеваются в золотистую листву.

Зимние признаки зимы в живой и неживой природе: список

В ожидании Нового Года, многие детки знают, что наступила роскошное время года – зима. Подарки, праздник и Дед Мороз со Снегурочкой — это далеко не все показатели того что пришла зима. Конечно наступает она на месяц раньше – 1-го декабря. Это сказочное время, когда можно играть в снежки и лепить Снеговую бабу, на окнах мы встречаем потрясающие рисунки, а на улице красивая снежная погода.

В предвкушении наступления зимы, мы все в ожидании сказки, исполнения желаний и волшебства. Именно так у нас ассоциируется холодная зима. Но это далеко не все показатели, по которым можно определить наступление такого чудесного периода:

  • Во-первых, все одеваются достаточно тепло. В качестве верхней одежды служит пуховик или шуба, люди надевают теплые перчатки и шапки, а совсем уже в «лютую» погоду – огромные шарфы и термобелье. Очень важно одеваться как можно теплее в такую холодную погоду, ведь с легкостью можно простудиться и пропустить все зимние каникулы
  • Снегопады – это также основная характеристика зимнего периода времени
  • Зимнее небо достаточно тяжелое и как будто повисает, прямо над головой. В воздухе парит влага и морозная свежесть
  • Гололед. Ходить зимой или ездить очень опасно, для удобства многие люди одевают снегоступы, а автомобили «переобувают» в зимнюю резину. Ведь поскользнуться очень легко, а хуже — повредить ногу или руку


  • Если дует сильный ветер и падает снег, то получается метель. Наблюдать из окна за такой погодой очень увлекательно, а вот если попасть под сильный ветер со снегом, достаточно неприятно
  • В детстве мы все очень любили сосульки. И это еще один признак зимы. Другими словами, сосулька – это конусообразный кусок люда, которые чаще всего можно встретить на крышах домой или деревьях.
  • Животных, птиц и насекомых, к сожалению, можно встретить очень редко, ведь птицы улетают в более теплые края, животные уходят в спячку, а насекомые прячутся от суровых морозов, которые характерны для зимы
  • Дни значительно короче ночей

Несмотря, на холодные температуры и метелицы, зима – это чудесное время, во многие игры можно играть только благодаря снегу, который выпадает только зимой. Кататься на лыжах, санках, сноуборде, играть в снежки или лепить различные фигур из снега – это очень увлекательные и развивающие занятии возможны только зимой. Поэтому зимние каникулы не стоит проводить сидя у монитора компьютера, а лучше отлично провести свободное время с друзьями или в кругу семьи.

Объекты и явления живой и неживой природы зимой: описание наблюдений

Природа это все что на окружает и создано руками человека. Условно природу можно поделить на живую и неживую. К первой группе относятся растения, животные, грибы, человек, микробы. А вот к неживой природе: солнце, воздух, звезды, почва, осадки и др.

Зимой, летом, осенью и весной все явления плавно меняются, этим мы и можем определить сезоны времен года. Зима – это самое холодное время в году, но этим и самое прекрасное. Зимой открывается сезон веселых игр в снежки, дети катаются на горках и на санках, лепят снеговую бабу, и самое главное, каждый в ожидании сказочного Нового Года. Такое время можно определить по таким признакам:

  • В виде осадков чаще наблюдается снег. Снежинки падают на землю как и самостоятельно, так и хлопьями. А также только зимой можно увидеть снегопад – это обильное выпадение снега
  • Метель и пурга
  • Гололед. Конечно, все детишки любят кататься на коньках, но такое занятие достаточно опасное, поэтому можно играть на льду только в сопровождении взрослых
  • На крышах домов и ветвях деревьев можно найти сосульки. Поэтому нужно быть внимательным, и лучше не ходить под домами, ведь если температура станет выше — сосулька может легко растаять и упасть
  • Дед Мороз украшает красивыми узорами окна
  • Все реки и озера покрываются толстым слоем льда, что называется ледостав


В живой природе можно найти такие изменения:

  • Многие животные меняют свой окрас, например, заяц, белка и лиса
  • Медведи и ежи ложатся в спячку
  • Прилетают снегири и синицы, которые сменяют основную часть птиц
  • Люди одеваются в теплую одежду

Когда снег начинает таять, а узоры с окон исчезать, солнце начинает греть теплее, а день становиться длиннее – тогда зима начинает постепенно переходить в другое время года – весна. Какие еще есть признаки весеннего сезона, описано в следующем пункте.

Весенние признаки весны в живой и неживой природе: список

Весна ассоциируется с новой жизнью, ведь в этот период земля просыпается от зимней спячки, природа начинает расцветать, появляются первые еще совсем зеленые лепесточки и пучки. Это самое прекрасное время, яснее солнышко и небо чистое, а в воздухе парит свежесть.

Понять когда именно начинается весна, можно очень легко, есть большое количество явлений и процессов которые характеризуют такой сезон, например:

  • Появляются первые зеленые цветочки
  • Животные просыпаются от зимней спячки
  • Зайчики, белочки и лисички снова меняю окрас шубки, таким образом они маскируются под окружающую среду. Многие животные начинают линять
  • Появляются почки, а из них — цветочки
  • Слышно пение птиц, которые возвращаются с теплых краев
  • Весна – это время для рождения нового поколения у животных
  • Птицы начинают вить гнезда


Из неживой природы:

  • Первое – это таяние снега
  • Начинают журчать ручейки
  • Зимой грозы практически не бывает, а вот весной можно столкнуться с таким явлением
  • Ледоход – это явление происходит, потому что лед начинает таять и плавно перемещается по реках

Если проследить за тем что люди делают, то также можно увидеть изменения. Весна считается временем уборки, ведь после зимы стоит очистить свой дом. Также, идет подготовке к посадке огорода, особенно если человек живет в сельской местности.

Объекты и явления живой и неживой природы весной: описание наблюдений

После холодной зимы, все с нетерпением ждут тепленьких деньков. Буквально с первых же дней весны, начинают пригревать солнечные лучи, а вместе с тем и появляются цветочки, трава зеленеет, деревья распускают пучки, начинают петь птички. Другими словами Земля снова оживает и просыпается.

  • Первый признак – это тает снег. Сосульки тают и понемногу исчезают красивые узоры с окон.
  • День становится дольше.
  • Если зимой часто бывают свинцовые тучи, а небо серое и тусклое, то весной небо уже становится светлее, тучи расходятся и небо становится чистым и ясным.
  • Растения также реагируют на приход весны и демонстрируют это появлением зеленых листиков, почек, ели и ольхи распускают молодые шишки. Постепенно распускаются цветочки, появляются пчелы и другие насекомые.


  • Также весна ассоциируется с пушистыми «котиками» вербы, их несут в церковь на Вербное Воскресенье. Также, одним из самых важных праздников весны является 8 марта. Это международный женский день, а символом считаются такие цветы, как тюльпаны.
  • Птицы прилетают снова домой, и это слышно по прекрасному пению. Ласточки начинают вить гнезда и заводить потомство.
  • Животные меняют свой теплый наряд на более легкий. Вместе с тем, и окрас самой шерсти.
  • Люди также, меняют свой гардероб, шубы, теплые шапки и сапоги прячут до следующей зимы.

Веной также, есть увлекательнее занятия, например, ближе к майским праздникам, многие отравляются на рыбалку, за грибами, начинают жарить шашлыки и много отдыхать на природе, наслаждаясь прекрасной природой.

Летние признаки лета в живой и неживой природе: список

Конечно, все детки знают когда начинается лето, т.к. после тяжелого учебного года, наступают долгожданные летние каникулы. Именно поэтому лето самое любимое время в году. Многие уезжают в гости к бабушкам или на курорт с родителями. Море, пляж и много веселья – ожидает каждый ребенок. Но это не единственный показатель того, что наступило лето, существуют и такие изменения в живой и неживой природе, например:

  • Погодные условия. Ветер сухой, температура высокая, поэтому даже ночи летом достаточно теплые. Но если день очень жаркий, а небо чистое как слеза, в один момент может пуститься дождь с грозой, после которого часто можно увидеть радугу
  • По утрам на листьях и траве можно найти росу
  • Ветер может быть сильным с переменными порывами и частой сменой направления


Жаркие дни лета разбавляет и дождливая погода, а летний дождь делиться на несколько типов:

  1. Обыкновенный
  2. Кратковременный. Его называют еще слепым или грибным, сопровождается солнечной погодой
  3. Ливневый. Начинается внезапно. За очень короткое время выпадает большое количество воды. Сопровождается ветром и громом
  4. Градообразный. Вместе с каплями воды выпадают и частички града. Протекают мощно и быстро, что в следствии негативно влияет на сельское хозяйство
  • Трава имеет ярко-зеленый окрас
  • Летом поспевают ягоды и фрукты, распускаются цветы
  • Уже в начале лета можно собирать грибочки после дождя

Летом люди одеваются достаточно легко, носят солнцезащитные очки и шляпы, которые защищают от жарких солнечных лучей. В сельском хозяйстве лето – это очень важный период, агрономы и землевладельцы занимаются обработкой почвы, следят за своим огородом, собирают ягоды и занимаются консервацией на зиму.

Объекты и явления живой и неживой природы летом: описание наблюдений

По учебнику «Окружающий мир» детки начиная уже со второго класса, могут ознакомиться с различными аномалиями и изменениями окружающей среды. Все эти перемены плавно меняются вместе с сезонами года, поэтому их часто называют сезонными.

Основными из объектов и явлений, которые можно встретить летом это:

  • Жаркая погода
  • Сильные порывы теплого ветра
  • Дожди, после которых можно собирать грибочки
  • Гром – звуковое явление, которое часто сопровождается молнией
  • После дождя появляется радуга
  • По утрам можно наблюдать такое явление как роса
  • Растения одеты в зеленые лепестки, пахнет цветами, а плоды поспевают
  • Слышно пение птиц, жужжание пчел и звон сверчков
  • День длиннее ночи, и можно наблюдать за прекрасными звездами сквозь прозрачное и чистое небо.


Каждый сезон года по своему уникален и прекрасен:

  • Осенью вся природа, растения, животные и люди готовятся к холодам. Деревья желтеют и скидывают листья, животные делают запасы на зиму, меняют окрас, а некоторые готовятся к зимней спячке. Птицы улетают в более теплые края, а насекомые прячутся. Люди достают теплую одежду и зонты, собирают поспевшие плоды и ждут заморозков.
  • Зима же – это пора белоснежной сказки, и веселых игр на снегу. Вся поверхность земли покрыта толстым слоем снега и льда. Детишки и взрослые с началом зимы с нетерпением ждут новогодних праздников.
  • Весной земля просыпается от зимнего сна, все вокруг расцветает, а в воздухе парит свежий аромат. Птицы возвращаются, животные также меняют свои шубки и выползают со своих норок и продолжают свое потомство. Уже можно встретить насекомых, птиц и мошек. А люди потихоньку сажают огороды, сады и подготавливаются к жаркому лету.
  • Лето – любимое время года, т.к. начинаются долгожданные каникулы. Наконец-то, можно насладиться теплыми деньками, понежиться на солнце и покупаться на море. Уже в начале лета можно посмаковать вкусными ягодками и плодами. Летом можно собирать грибочки, ездить в лес за цветами и отдыхать на свежем воздухе.

Видео: Живая и неживая природа — объекты и явления, познавательное для детей

Регламентированная деятельность с детьми 3-4 лет

"Зима и ее признаки".

Совместная деятельность воспитателя с детьмии с использованием современных образовательных технологий, в процессе которой, расширяется кругозор детей, совершенствуются представления детей о зиме. как времени года; развиваются психические процессы: внимание. восприятие, память мышление. речь; соверщенствуются конструктивные умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №85.

Фрунзенский район,

Санкт – Петербург

Воспитатель высшей квалификационной категории

Генералова Ирина Александровна.

Регламентированная деятельность

С детьми младшей группы(3-4года)

«Зима, её признаки».

Цель: познакомить с признаками зимы, развивать воображение, запоминание 1 слова из пары названных, развитие внимания, конструирование из палочек, счёт до 3-х, составление мнемотаблицы по сюжету, развивать умение запоминать сюжет.

Игровая обучающая ситуация . Воспитатель держит в руках картину с зимним лесом и предлагает сегодня совершить путешествие в лес. Дети должны тепло одеться. По взмаху «волшебной палочки» дети выполняют воображаемое одевание: кофта, рейтузы, носки, сапоги, шапка, шуба. Дети сами говорят педагогу, что нужно «надеть». Воспитатель предлагает теперь присесть на «ковёр-самолёт», который унесёт всех в зимний лес. Закрыли на минутку глазки, открыли - мы в лесу. Дети сидят слушают.

Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Но иногда выскочит на полянку белый пушистый зайчик. Выскочит, встанет столбиком, послушает, всё ли спокойно кругом, посмотрит - да и дальше в лес убежит.

Но вот с севера подул студёный ветер, с неба посыпались снежинки из серой тучки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой. Вот и я поймала снежинку. Дети, давайте будем передавать её друг другу. Воспитатель передаёт воображаемую снежинку одному ребенку, тот подставляет ладошки и передаёт воображаемую снежинку другому и т. д. В итоге воображаемая снежинка попадает опять к воспитателю, который опускает её на землю. Это упражнение на воображение. Педагог напоминает о том, что в лесу холодно и, видит домик. Предлагает детям «зайти» в дом, обогреться. В домике топится печь. Представим себе, как в домике тепло, подставляем ручки к печке. Тепло от ручек разливается по всему телу, у нас покраснели щёчки, ушки, нос. Глазки увидели зайчика (новая игрушка). Зайчик очень рад гостям, хочет поиграть. Воспитатель объясняет, что будет произносить слова парами. Уточнить у детей: пара - это сколько?

Игра: Из двух слов нужно запомнить оба, но если педагог говорит одно слово - нужно произнести второе из пары слов при ответе.

Слова парами: Например: зима – снег. воспитатель говорит зима , дети должны вспомнить слово снег.

  1. улица - холод
  2. дети - шубы
  3. белый - чёрный
  4. санки-горка
  5. ветер - метель
  6. туча - снежинки
  7. сугробы - сапоги
  8. лёд – коньки
  9. снеговик - снегурочка

Ну, вот, мы и обогрелись, давайте пойдём на нашу полянку, да и зайчика возьмём. Дети, пока мы были в доме, смотрите, кто появился на полянке. Воспитатель показывает картину - коллаж, где нарисован зимний лес, снеговик под елью, на ветке сидит снегирь, а на стволе - дятел, вдалеке видны 4 ёлочки. (Беседа по картине «Времена года»№ 1)

Дети молча рассматривают картину. Затем воспитатель задаёт вопросы:

Какое время года нарисовал художник?

Почему вы так решили?

Какого цвета больше всего на картинке?

Почему больше всего белого?

Вам нравится, когда зимой выпадает много снега?

Хорошо, когда зима снежная? А почему?

Каких птиц вы видите? (снегирь, дятел)

А может это воробей? Что у них разное?

А может это ворона? Какого цвета дятел?

Как можно сказать о его цвете одним словом (пестрый) что делает дятел? (обратить внимание детей на длинный клюв и объяснить, что так он добывает пищу из-под коры дерева)

Как стучит дятел? А как чирикает воробей? Как каркает ворона?

Как воет вьюга?

А на каком дереве сидят птицы?

Какое дерево мы украшаем на Новый год?

А кто ещё изображён на этой картине? (снеговик) А из чего он сделан? Сколько комков снега пошло на этого снеговика? -А что ещё понадобилось? -А комки разные или одинаковые по величине?

А из какого снега можно слепить снеговика? Подсказать, что липкий снег - это сырой. А если не слипается, рассыпается в руках - значит сухой снег, -а зачем мы лепим снеговика? Вы любите это делать? Какое у нас настроение, когда мы слепим снеговика? (хорошее, у нас появляется улыбка). Давайте все улыбнёмся.

А что ещё можно слепить из снега? (крепость, домик, кролика)

Давайте и мы с вами «слепим кролика». Дети встают в кружок (физкультминутка).

Стихи имитируют движениями. Все вместе произносят стихотворение. Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз -

Угольки нашлись у нас

Кролик вышел как живой:

Он с хвостом и головой

За усы не тяни

Из соломинок они.

Ребята, смотрите, какие игрушки спрятались под ёлочкой.

Дети сидят на ковре, перед ними на стол выставляются игрушки (они лежат

накрытые «снегом» под ёлочкой).

Игрушки:

  1. собачка (синий цвет)
  2. ёлочка (большая) деревянная
  3. зелёная прямоугольная призма - «ёлочка» (дети называют зелёный кирпичик) по высоте меньше ёлочки
  4. зайчик резиновый
  5. «морковка» (красная треугольная призма)
  6. жёлтый кубик (пенёк)
  7. рыжий бельчонок (белочка)
  8. гриб большой
  9. гриб маленький 10.чёрная ворона

Давайте рассмотрим эти игрушки.

Воспитатель просит детей назвать каждую игрушку, её цвет, величину, на что похожи (прямоугольная и треугольная призма, кубик - ассоциативный метод запоминания). Педагог рассказывает детям сказку (предлагает сюжет для запоминания игрушек).

Собачка пошла гулять в лес. В лесу она увидела большую ёлочку и маленькую. Под маленькой - сидел зайчик и ел морковку. А за пеньком сидела белочка и ела большой грибок и маленький. Вдруг, прилетела ворона и всех испугала.

А теперь проверим, как вы запомнили сказку. Я буду прятать игрушки, изменять их расположение пока ваши глазки будут закрыты. А когда откроете глазки, будете давать ответ.

Воспитатель убирает, например, белочку. Дети дают ответ, что пропало. Педагог спрашивает, где место игрушки?

Дети должны дать точный ответ: между пеньком и большим грибком. Слова: рядом и около не дают точного ответа. Можно, например, поменять местами зайчика и бельчонка.

Дети должны дать точный ответ: они поменялись местами. Можно маленький грибок поставить перед (за) белочкой. Дети должны сказать, что маленький грибок встал перед (за) белочкой.

Педагог делает 3 раза пропажи игрушек, 2 перестановки местами и по 1 разу изменяет расположение перед(за) другой игрушкой.

Наступает момент вспомнить про нашего зайчика. Он захотел съесть морковку. Воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать (сконструировать) из палочек морковку. Перед каждым ребёнком лежит по три палочки. На фланелеграфе представлена картинка - конструкция морковки Воспитатель вместе с детьми считает по картинке сколько нужно палочек? Дети считают, один, два, три. А сколько у вас палочек? Дети считают один, два, три, значит одинаково количество. Можем сделать для зайчика морковку. Обратите внимание, носик должен смотреть на вас - поясняет воспитатель. Молодцы, вот сколько морковок у нас получилось. Давайте расскажем стихотворение про зайчика, (сопровождение движениями - физкультминутка)

Дети выходят из-за столов. В это время палочки убираются помощником воспитателя и перед каждым ребёнком раскладывается полоска из 5 клеточек и 5 карточек-вариант мнемотаблицы.

Физкультминутка:

Жил-был зайчик - серые ушки

Отморозил зайчик носик на опушке

Отморозил щёчки, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и сухо,

Волка -нет,

И дают морковку на обед.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Обращает их внимание на новое задание. Начинает объяснять, разбирать символы - значки на мнемотаблице (висит фланелеграфе) Дети могут и сами догадаться, что обозначает каждый рисунок. Как они думают: что здесь нарисовано?

Заготовка на каждого ребёнка, каждую картинку нужно положить на своё место, начинать раскладывать нужно с жёлтой клетки.

После разбора картинок воспитатель рассказывает сказку. Снежинка упала на ёлочку, под которой сидел зайчик и ел морковку. Зайчик испугался и убежал. Затем мнемотаблица убирается. Дети раскладывают картинки, воспитатель помогает, напоминая сказки После выполнения, сверить работы с показанной мнемотаблицей. Дети, настало время прощаться с нашим зайчиком. По взмаху волшебной палочки мы оказались опять в детском саду. Занятие можно закончить сюрпризным моментом, например, зайчик угостил детей конфетами, которые лежат в мешке и т. д.


Один сезон сменяет другой - так устроена природа. Каждый год начинается с зимы, потом обязательно наступит весна, которая сменится летом, а за ним непременно придет осень. Круговорот сезонов сопровождается признаками, которые присущи каждому из них. В статье мы разберем основные признаки зимы. Маленьким детям иногда сложно понять, почему сезон называется "осенью" (например, в конце ноября), но вокруг все белым-бело от снега. Ученикам начальной школы уже можно объяснить, что есть такие понятия, как "календарный" сезон и "климатический".

Родителям на заметку

Все познается в сравнении. Это истинное выражение нужно учитывать мамам и папам, когда они рассказывают своим малышам о природе и ее явлениях. Например, объясняя ребенку признаки зимы и лета, нужно приводить яркие примеры.

  • Летом мы купаемся в речке, вода в ней теплая, солнышко ее прогревает. А зимой оно греет плохо, вода замерзает и покрывается толстой коркой льда.
  • Летом деревья стоят зеленые, вокруг благоухают цветы, летают бабочки, весело щебечут птички. А зимой опавшие листья деревьев покрывает снег, насекомые прячутся в свои норки до весны, а птички улетают в дальние страны, где тепло.
  • Летом мы можем гулять долго, потому что день длинный, а ночь короткая. Солнышко просыпается рано и будит все вокруг. Зимой рано становится темно, потому что день стал коротким, а ночь - длинной. Утром солнце нужно ждать долго, пока оно "проснется" и осветит землю.

Занятие "Признаки зимы" для детей дошкольного возраста

Здесь важно учитывать возраст ребенка - малышу будет скучно и неинтересно слушать ваш долгий рассказ. Занятие необходимо проводить в игровой форме, а нудное повествование заменить несложными вопросами. Ребенок, отвечая на них, обязательно будет вовлечен в происходящее.

Не нужно просить назвать признаки зимы (какая она), вместо этого задавайте наводящие вопросы:

  • Какая погода зимой?
  • Что происходит с деревьями?
  • Какие звери впадают зимой в спячку?
  • Что появляется на реках и озерах?
  • Какой праздник бывает зимой?
  • Какие сказки про зиму вы знаете?

На что следует обратить внимание

Помните, что дети в возрасте 4-5 лет - это маленькие "почемучки". Им обязательно нужно разъяснять, по какой причине происходит то или иное явление. Поэтому дальше занятие нужно строить на вопросах, которые подразумевают не только ответы деток, но и ваши объяснения-дополнения.

  • Почему зимой стало холодно? Солнышко стало дальше от нашей планеты, поэтому оно ее теперь прогревает меньше.
  • Почему снег лежит на земле и не тает? Температура стала очень низкой - "минусовой", земля промерзла, не хватает тепла - снег лежит и не тает.
  • Почему птички улетают в теплые края? Насекомые впали в спячку, растения тоже "замерли" от холода - птичкам не хватает пропитания, поэтому они стремятся в теплые края, где нет зимы.
  • Зачем зайчики и белочки меняют окраску? Они стараются быть похожими на окружающую их природу (снежную и белую), чтобы не попасться в лапы хищникам. Например, зайчика, который поменял серую шкурку на белую, волку среди снежной поляны заметить сложнее.

Дополнительно малышам нужно рассказать, что бывает три месяца зимы: декабрь, январь и февраль. Еще одним из первых признаков зимы является то, что дни становятся короче, а ночи - длиннее.

На уроке "Окружающего мира"

Во время занятия с детками более старшего возраста следует акцентировать внимание на том, что зима бывает "календарной" и "климатической". В первом случае длительность сезона определяется месяцами: декабрем (31 день), январем (31 день) и февралем (28 или 29 дней). Но это относится лишь к Северному полушарию Земли, на Южном зима длится с июня по август.

Главным признаком климатической зимы является стойкое понижение температуры (ниже 0 о С). Важно учитывать, что в некоторых регионах (например, рядом с экватором) климатические признаки зимы могут отсутствовать. Там не выпадает снег, не замерзают водоемы, но продолжительность дней уменьшается, а ночей - увеличивается.

Знания, которые должны быть сформированы

На уроке детей следует попросить рассказать о признаках зимы в их местности. Они могут быть разными: ученики Краснодарского края скажут, что устойчивый снежный покров может совсем не установиться; дети из школ Мурманской области отметят - в ноябре появляются первые признаки зимы. День, когда подуют холодные ветра, может наступить и в октябре, и в декабре, и в январе (в зависимости от региона).

На подобном уроке обязательно объясняют следующие понятия:

  • метель, вьюга, буран;
  • гололедица;
  • оттепель;
  • изморозь.

Период, который начинается с дня зимнего солнцестояния и заканчивается днем весеннего равноденствия, называется астрономической зимой. Жители Северного полушария считают время от 22 декабря до 21 марта, а Южного - от 22 июня до 21 сентября. Астрономическая зима почти совпадает по времени с периодом, который считался зимним в давние времена на Руси - от Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) до Благовещения (25 марта по старому стилю).

Занятие на свежем воздухе

Самое хорошее закрепление материала можно получить на уроке-экскурсии. Учитель с классом, одевшись по погоде, выходит в пришкольный двор.

Здесь можно увидеть признаки зимы в живой и неживой природе. Рассмотрите поближе деревья: они не только стоят обнаженные, но покрыты изморозью, земля вокруг ствола уплотнена, чтобы дополнительно уберечь корень от морозов и лютой стужи.

К ребятам можно обратиться с вопросами:

  • Почему зиму сравнивают с волшебством?
  • Какие птички остались зимовать в городе?
  • Чем мы можем им помочь?
  • Боятся ли животные, которые не впадают в спячку, морозов?
  • Что защищает птиц от холода и стужи?
  • Какие радости приносит зима детям и взрослым?

Человек тоже изменяет свое поведение зимой. Мы покупаем теплую одежду, не выходим на улицу без варежек, шарфов, шапок и теплых курток. Многие делают зимние заготовки: варенья, соленья, морозят ягоды и овощи. Мы меньше гуляем, чтобы не замерзнуть; раньше ложимся спать, а встаем позднее и с неохотой. Жители деревень запасаются дровами.

Дети должны внимательно рассмотреть все, что их окружает. Увиденное можно оформить в форме небольшого сочинения или устного рассказа. Рефлексия здесь имеет очень большое значение - ребенок должен научиться "пропускать через себя" новую информацию, дополнять ее, анализировать, додумывать, делать выводы.

Признаки зимы в сказках и стихах

Описания этого волшебного и сказочного времени года можно встретить в классической литературе, русских народных сказках. Больше всего воспевали зиму в своих стихах великие русские поэты: А. С. Пушкин, Сергей Есенин, А. Фет, Ф. Тютчев, М. Ю. Лермонтов. Тютчев, например, очеловечивал зиму, приписывая ей людские эмоции: "Зима недаром злится, прошла ее пора...". Михаил Исаковский рисовал образу такую картину: "За окошком в белом поле - сумрак, ветер, снеговей...". У Николая Некрасова "...превратились лужицы в холодное стекло...". Стоит ознакомить деток с такими замечательными стихотворениями, как "Зимняя дорога" Пушкина, "Зима" Есенина, "Чародейкою зимою" Тютчева, "Чудная картина..." Фета и др.

Самые популярные детские сказки про зиму: "Морозко", "Снежная королева", "Рукавичка", "Двенадцать месяцев" и многие другие.

Подводим итог

Итак, можно перечислить следующие признаки зимы:

  1. Понижение температуры воздуха до отметки ниже 0 о С по Цельсию.
  2. Образование устойчивого снежного покрова.
  3. Низкие, тяжелые серо-свинцовые облака на небе.
  4. Осадки в виде снега; метель, вьюга, буран.
  5. Изморозь на обнаженных деревьях.
  6. Явление гололедицы.
  7. Птицы улетают в теплые края, а те, что остаются, стараются держаться в поисках пропитания ближе к человеческому жилищу.
  8. Животные ложатся в спячку (медведи, ежи и пр.), а другие линяют и наращивают теплый подшерсток.
  9. Рыбы подо льдом замерзших водоемов ведут малоактивный образ жизни, прячутся в ямах или под корягами.
  10. Люди приобретают теплые вещи, делают заготовки, мечтают о лете.