Уход за лицом: полезные советы

Международный опыт борьбы с терроризмом. Эффективность международного и отечественного опыта законодательной борьбы с терроризмом в аспектах его предупреждения. Роль России в мировом сообществе

Международный опыт борьбы с терроризмом. Эффективность международного и отечественного опыта законодательной борьбы с терроризмом в аспектах его предупреждения. Роль России в мировом сообществе

Международный терроризм по содержанию и основным формам проявления является столь же сложным социально-политическим явлением, как и терроризм в целом, причем его опасность для мирового сообщества на протяжении последних десятилетий неуклонно возрастает. Отражением сложности этого вида терроризма является большое количество определений международного терроризма и сама их противоречивость. Это в достаточной степени осознается международной общественностью, политическими деятелями, учёными и, конечно же, сотрудниками специальных служб и правоохранительных органов различных государств независимо от их политического, общественного и экономического устройства.

С точки зрения формальной логики «международный терроризм» представляет собой видовое понятие по отношению к понятию «терроризм» и должен иметь все его признаки. В связи с этим необходимо отметить, что понятие «терроризм» чаще всего употребляется в собирательном смысле, поэтому выработка точного определения этой категории, установление её признаков и содержания затруднены. Тем не менее, очевидно, что терроризм - это идеологическая, социальная и моральная сила. В повседневной деятельности террористических организаций террор является не средством, а самодостаточной целью.

Международный терроризм в начале ХХI в. Относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. В настоящее время, по мнению ряда экспертов, в мире действует около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние десять лет ими совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 5 тыс. Человек и 11,5 тыс. Пострадало. Террористический акт 11 сентября 2001 г. В США превзошёл все предыдущие террористические акты по объёму действий и наступившим последствиям, что заставило ученых и общественность по-новому посмотреть на это явление.

Как социально-политическое явление международный терроризм отражает конфликтное взаимодействие различных сил, в основе которого, как правило, лежит борьба за власть или обладание материальными и духовными ценностями. Как и терроризм в целом, так и международный терроризм никогда не развивался непрерывно и последовательно. Он расцветал там и тогда, где и когда появлялась благоприятная для его возникновения почва. Мировой опыт свидетельствует, что вспышками терроризма отмечены те исторические периоды, для которых характерны обострение противоречий в социально-политической сфере, ломка общественных отношений, изменение государственного устройства, отсутствие стабильности, проявления национализма и сепаратизма, разгул преступности.

Терроризм имеет разнообразные связи с другими социальными явлениями внутренней жизни России, представляющими собой угрозу для ее безопасности.

Комплекс угроз внутренней безопасности России порожден системным кризисом общества, развывшимся с первых лет существования Российской Федерации и имевшим корни еще в советском обществе. Длительное действие кризиса и последующее сохранение многих кризисных явлений в различных областях общественной жизни обусловлено глубокими и многообразными социальными противоречиями, которые накапливались и обострялись годами, не находя адекватного разрешения.

Системный характер комплекса угроз внутренней безопасности России находит выражение в их существовании во всех сферах общественной жизни страны, наличии взаимосвязи между этими угрозами, в общем деструктивном их воздействии на безопасность Российской Федерации при специфическом негативном влиянии каждой из них Об угрозах внутренней безопасности см.: Возжеников А.В. Национальная безо-пасность России: методология комплексного исслед. и политика обеспечения. М., 2002. С. 214-257; Проблемы внутренней безопасности России в XXI: мат. научно-практ. конф. 15-16 февраля 2001 г. РАГС при Президенте Российской Федерации / Под. ред. А.В. Возженикова. М., 2001. С. 51, 74, 88 и др..

Современные тенденции развития терроризма усиливают его опасность для мира и человечества См.: Авдеев Ю.И. Основные тенденции современного терроризма // Современ-ный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.Й. Степанова М., 2000. С. 157 и сл.; Лунеев В.В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним// Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом / Под ред. В.Н. Кудрявцева; сост. JI.B. Брятова. М.: Наука, 2002. С. 93 и др.. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г., № 24, отнесла терроризм в числе ряда других негативных социальных явлений к наиболее серьезным опасностям для жизненно важных интересов личности, общества и государства, а защиту их от терроризма характеризует как важнейшую составляющую национальных интересов России, сравнимую с борьбой с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также с опасностями, возникающими в военное время при ведении военных действий.

Целый ряд существующих в России негативных явлений и процессов, различающихся по содержанию, но представляющих угрозу безопасности страны, находятся с терроризмом в различных причинно-следственных отношениях. Одни из этих явлений действуют как факторы, в той или иной форме порождающие терроризм, другие - как благоприятствующие его распространению, способствующие усилению его деструктивного действия. Степень воздействия этих факторов на терроризм и характер их влияния на него (прямое или опосредованное), естественно, различны. По своей природе упомянутые выше факторы относятся к различным областям общественной жизни России. Многие авторы включают в первую группу этих факторов следующие долговременные явления:

ѕ Кризисные процессы в экономике;

ѕ Деструктивные изменения в социальной структуре общества;

ѕ Резкое падение качества жизни населения;

ѕ Утрата социальных ориентиров и активности частью общества, криминализация всех сфер общественной жизни;

ѕ Обострение социальных противоречий на этнонациональной и религиозной основах;

ѕ Острая скрытая и явная борьба различных социально-политических сил, бюрократических кланов, этнонациональных элит за доступ к власти, к ресурсам на разных общественных уровнях при активном использовании антиобщественных форм и методов в реализации своих притязаний.

Все это в целом выражает резкое обострение различных по характеру социальных противоречий, оставшихся от советского общества либо сформировавшихся в условиях перестройки и демократических реформ, и не получивших своевременного разрешения.

Ко второй группе факторов, взаимосвязанных с терроризмом и благоприятствующих его развитию, относят широкий комплекс негативных условий, различных по времени возникновения и протяженности действия, но всегда способствующих усилению или распространению террористических процессов. К их числу многие авторы относят такие факторы, как:

ѕ Низкий уровень политической и правовой культуры значительной части населения, в том числе активно участвующего в социально-политической жизни страны;

ѕ Сохранение в обыденном сознании рудиментов силового решения межгрупповых и иных общественных конфликтов;

ѕ Отсутствие системы многоуровневой профилактики преступности;

ѕ Несовершенство деятельности правоохранительных органов;

ѕ Недостаточное доверие большой части населения к правоохранительным органам и многое др. О роли различных социальных и психологических факторов в возникновении и распространении терроризма см.: Антонян Ю.М. Терроризм: криминол. и уголовно-правовое исслед. М., 1998. С. 177 и сл.; Дробижева Л.М., Наин Э.А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным террориз-мом. С. 39; Петрищев В.Е. Терроризм как общегосударственная проблема // Духовность. Правопорядок. Преступность. М., 1996. С. 78 и др.

Воздействие значительной части указанных факторов на терроризм не носит одностороннего характера. Терроризм как сложное по содержанию явление, включающее не только собственно насильственный аспект, но также организационную и идеологическую стороны, и предполагающее по сути своей оказание широкого психологического устрашающего влияния на население, отдельные его группы, сам выступает как серьезный фактор активного воздействия на различные сферы общественной жизни. В том числе и на те относящиеся к ним негативные социальные явления и процессы, которые рассматриваются в качестве угроз внутренней безопасности России.

В силу собственной социально-политической направленности, ближайших последствий террористической деятельности данный феномен прежде всего оказывает воздействие на сферу социально-политических отношений, деформируя позитивные процессы в этой области и усиливая отрицательное влияние на общество негативных процессов. Недавняя история терроризма в России показывает, сколь значительным и многоплановым при определенных условиях может быть это воздействие. Так, террористическая деятельность в 1990-х годах на территории Северного Кавказа до определенного времени резко обостряла межнациональные и межрелигиозные противоречия, способствовала усилению правового нигилизма в обществе, дестабилизировала социально-политическую обстановку, способствовала обострению критического отношения части населения и за пределами Северного Кавказа к власти, серьезно осложняла отношения России с рядом иностранных государств.

Характер, глубина и механизм взаимосвязи терроризма с другими угрозами внутренней безопасности России в значительной мере зависят от природы этих угроз, масштабов и форм их проявления.

Значительную группу угроз внутренней безопасности России составляют так называемые угрозы-состояния, т.е. Относительно устойчивые и продолжительные по времени состояния общественных отношений в тех или иных сферах жизни общества, которые являются результатом взаимодействия различных объективных и субъективных факторов, в значительной степени - ошибок и просчетов в политике государства, предпринимательских кругов, других социальных сил в недавние и более отдаленные периоды времени в истории России и Советского Союза. Данная группа угроз безопасности России весьма различна по характеру составляющих их явлений, однако все они трудно устранимы в силу значительности их собственного негативного потенциала, оказываемого ими деструктивного воздействия на общество, а также ограниченности возможностей, которые необходимы последнему для их преодоления.

В число угроз безопасности России, относящихся к данной группе, входят, в частности, высокий уровень поляризации общества, глубокий разрыв в уровне доходов основных слоев населения, прежде всего наиболее богатых и бедных, маргинализация целого ряда социальных групп общества, наличие межэтнической, межрелигиозной и в целом социальной напряженности в обществе, правовой нигилизм значительной части населения и др. Для данной группы угроз безопасности характерны преимущественно стихийный характер их формирования и, в силу их специфического характера, отсутствие, как правило, какого-либо организованного носителя (субъекта) этих угроз. Влияние указанных выше факторов на терроризм носит в основном опосредованный характер -- через формирование конфликтности в обществе, продуцирование на этой основе различных видов асоциального поведения, в том числе террористического характера.

Терроризм уже давно представляет собой глобальную угрозу и, следовательно, борьба с ним автоматически обретает общемировое измерение. Только в 1996 г. этой проблеме были посвящены две международные встречи на высшем уровне в марте в Шарм-аш-Шейхе (Египет) и в июле - в Париже. Россия, вероятно, может многое позаимствовать у правоохранительных органов тех стран, для которых терроризм является бичом уже на протяжении нескольких десятков лет, и которые накопили солидный багаж в области его предупреждения. В этом смысле наибольший интерес, видимо, представляет опыт США, ФРГ, Великобритании, Франции и Израиля. Для США на протяжении последних тридцати лет была и остается главной проблема насильственных актов против различных представительств, военных баз и граждан за пределами государства. Западную Германию в 70 - 80-е годы захлестнула волна левого терроризма, прежде всего в лице РАФ, а сейчас актуальной стала угроза правого, неофашистского экстремизма. В Великобритании с конца 60-х годов ИРА ведет по сути настоящую террористическую войну против правительства, а для Франции уже длительное время остается нерешенной проблема исламского терроризма и деятельность экстремистской «Аксьон директ».

Анализ зарубежного опыта борьбы с терроризмом и выделение в нем элементов, применимых для российских правоохранительных органов, целесообразно проводить в трех плоскостях: 1) общие принципы антитеррористической деятельности; 2) создание антитеррористических систем, специальных структур и спецподразделений; 3) межведомственная и межгосударственная координация в данной сфере.

Еще по теме 3.3. Международный опыт борьбы с терроризмом и его использование в Российской Федерации:

  1. Верховенство Конституции Российской Федерации в ее соотношении с нормами международного права и международных договоров.
  2. 3.3. Международный опыт борьбы с терроризмом и его использование в Российской Федерации
  3. §1. Исторический опыт борьбы с налоговой преступностью. 1.1. Возникновение налогообложения
  4. § 2.2. Правовые основы международного сотрудничества Европейской полицейской организации и Российской Федерации
  5. Пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
  6. 1.3. Исторический опыт правового регулирования организационных форм корпоративных отношений в Российской Федерации

Филипп ЗОНОВ

В статье рассматриваются концептуальные, идеологические и политические аспекты понятия международного терроризма. В работе представлен анализ различных форм противодействия терроризму — от превентивных подходов до силовых действий.

Conceptual, ideological and political characteristics of the conception of international terrorism are considered in the article. The analysis of various forms of counterterrorist activity, from the preventive approaches to force actions, is submitted.

В XXI в. новой глобальной реальностью, вызовом и угрозой безопасности мирового сообщества стал международный терроризм. Поэтому не случайным представляется тот факт, что с начала 90 -х гг. в деятельности, решениях и документах ООН тема борьбы с международным терроризмом занимает все более заметное место. После террористической атаки 11 сентября 2001 г. на США произошло институционально -управленческое оформление этого направления в рамках ООН. Начиная с этого времени, была принята концептуальная Глобальная контртеррористическая стратегия в деле предотвращения терроризма и борьбы с ним во всех его формах и проявлениях и соблюдения государствами - членами ООН обязательств по международному праву, включая, в частности, нормы в области прав человека, прав беженцев и международного гуманитарного права. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН на 64 сессии (2010 г.) настойчиво призвала все государства приложить свои усилия для заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме1.

Вопрос о корнях, эволюции международного терроризма имеет принципиальное значение, и ответ на него далеко не однозначен. В тексте Глобальной контртеррористической стратегии ООН (60/288) справедливо отмечается, что «терроризм не может и не должен ассоциироваться с какой -либо религией, национальностью, цивилизацией или этнической группой»2.

Исследуя условия, которые способствуют распространению международного терроризма в различных регионах, следует обратить внимание на такие конфликтогенные факторы, как неустойчивость экономики, нестабильность политической власти, маргинализация и нищенское существование значительной части населения, зашкаливающий уровень безработицы, нарушение прав и свобод человека, конфессиональные и/или этнические разногласия, неуважение к религиозным ценностям и др. Наглядное представление об обоснованности этого тезиса можно получить на примере массовых выступлений в Тунисе, Марокко, Египте, Сирии в первой половине 2011 г., вызвавших своеобразную цепную реакцию политических и социальных протестов в Бахрейне, Ливии, Ираке, Турции, Иордании, Йемене.

Ситуация политической дискретности, мозаичности и нестабильности существует в настоящее время по всему миру, в т.ч. и в России, прежде всего на Северном Кавказе. Известный политолог К.С. Гаджиев отмечает: «Здесь множество реальных и потенциальных этнонациональных, территориальных и конфессиональных противоречий и конфликтов проявляются в наиболее запутанной форме, что чревато далеко идущими непредсказуемыми негативными последствиями для всех стран и народов региона. В сложный узел сплетены весьма острые и трудноразрешимые социально экономические, национально территориальные, конфессиональные, геополитические и иные проблемы. Дополнительную лепту в дестабилизацию обстановки в регионе вносит активизация политического ислама, а также радикальных движений, в том числе исповедующих терроризм» .

Дело в том, что Россия в начале 90 х гг. оказалась неподготовленной к проблемам правовой квалификации насильственных мер разрешения конфликта, к проблемам организационно — функциональных сложностей борьбы с терроризмом. Не были исключением и преднамеренные провокации противостоящей стороны, поддерживаемые не только иностранными наемниками, консультантами, но и поставками оружия, финансовыми и другими средствами.

На рубеже XXI в. эта новая дилемма современности начинает материализоваться в необходимость мобилизации ресурсов для международного сотрудничества, дальнейшего совершенствования глобальной стратегии борьбы с между народным терроризмом, разработки и использования новых форм и средств защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления демократических устоев общества.

На основе анализа таких громких террористических актов, как атака на небоскребы ВТЦ в США в сентябре 2001 г., взрывы в Испании в марте 2004 г. и Великобритании - в 2005 г., а также многочисленные акты в России, можно выде лить следующие составляющие современного международного терроризма:

Политическая ориентированность;

Угроза безопасности миропорядка;

Идеология, имеющая, во- первых, связь с экстремизмом и сепаратизмом, во вторых, причинно-следственные связи с радикальным исламизмом;

Циничное отношение к общепринятым нормам морали и права;

Использование специфических методов для совершения терактов - авиационные атаки, взрывы в метро, на транспорте и т.д.;

Огромная массовая гибель людей;

Морально — психологическая деструктивность терактов, вызывающих шок у всего цивилизованного человечества;

Нанесение ущерба экономике, уничтожение материальных ценностей;

Порождение хаоса и страха (социально — экономического, психологического и др.), приводящего к общественному недовольству;

Совершение терактов отдельными террористами, группировками, отрядами и т.д.;

Структурированное оформление террористических групп, ячеек в гибкие международные сети;

Дисперсное расположение баз террористов в нескольких странах;

Координирование и финансирование организаций, преимущественно из за рубежа.

Зачастую при анализе конкретных терактов приходится говорить не обо всем наборе признаков, а о том или ином вари — анте действий международных террористических группировок. В таком контексте отличительным признаком участия международных террористических организаций становится определение их роли, степени влияния и участия, объекта воз — действия не только в западных странах, но и в ряде мусульманских стран.

Действия террористов в контексте территориального охвата можно рассматривать с точки зрения двух специфических типов. Первый тип - теракты в пределах одной страны, второй - за пределами одной страны или в нескольких странах. При этом места «гнездования» террористов при обоих типах (убежища, базы, схроны, центры подготовки, места отдыха) могут являться ареалами на территории одной или нескольких стран, среди жите лей которых бандформирования набирают себе пополнение.

За последние четверть века распространение терроризма приняло размеры и характер транснационального масштаба. Терроризм оформился в разветвленную международную «паутину», имеющую общую экстремистскую идеологию и транснациональные финансовые поступления. Эта сеть представлена как отдельными личностями, ячейками, так и группами, формированиями, движениями террористов в разных странах. Важно обратить внимание, что изменилась, как мы считаем, специфика их размещения. Если ранее базы сосредоточивались на территории одной страны, то теперь базы самого разного предназначения, использования, размеров рассредоточены по территориям многих стран.

Политика противодействия терроризму любым государством имеет, как правило, два взаимосвязанных и взаимодополняющих аспекта - превентивный, т.е. меры по несиловому предотвращению террористической деятельности, и, при необходимости, вооруженный отпор.

Превентивные действия направлены на то, чтобы лишить террористов их социальной базы. Важно достигнуть того, чтобы они стали отверженными в своей этнической среде. Для этого важно создать такие моральные и социальные условия, чтобы народ, поставляющий рекрутов для террористов, отвернулся от них, порвал с ними контакты. В мировой практике для превентивных целей используются, в частности, экономические и иные санкции в отношении стран - нарушителей прав человека и гражданина. Другим вариантом являются так называемые «мягкие» методы, которые позволяют противодействовать терроризму без обращения к оружию или репрессиям. К ним относятся реформы, призванные нейтрализовать экономические и социальные причины, породившие терроризм, или своевременные оперативные хозяйственно административные действия, способные эффективно разрешить возникающие социальные проблемы, переговоры с террористами для приемлемого мирного раз решения конфликта.

Несомненно, ключевую роль в современных условиях в демократическом государстве играют правовые методы противодействия терроризму. Особое значение имеет контртеррористическое законодательство, которое призвано обеспечить защиту общества, интересов государства и ввести систему уголовного преследования действий террористов, позиционирующих себя не как преступников, а как борцов за свободу и справедливость.

Что касается России, то, признавая приоритет ранних профилактических мер, тем не менее, как представляется, и в концепции, и в законодательстве необходимо четкое закрепление всех регламентаций, касающихся понятий «война» и «боевая обстановка», чтобы действовать в рамках закона и не вызывать поток нареканий от зачастую двустандартных правозащитных организаций Запада. Поскольку стратегия и форма противодействия терроризму должны базироваться на выявлении всех реальных причин, различных конфессиональных, социальных и иных корней, разноречивой идеологической и политической базы, методы борьбы с терроризмом могут быть самыми разными, вплоть до самых жестких. При этом использование вооруженных сил и структур специального назначения может ранжироваться от периодического нанесения точечных ударов и ликвидации членов террористических организаций до систематического массированного уничтожения баз, дислокаций и т.п. Несомненно, одним из основных путей профилактики международного терроризма в любой стране является лишение его поддержки местного населения и блокирование источников финансирования.

Другой важной мерой пресечения является контроль за продажей и распространением оружия, взрывчатых веществ. Все чаще во время терактов применяются самодельные взрывные устройства. С одной стороны, практически во всех странах произошло ужесточение контроля за находящимися в свободной продаже всеми видами вооружений и взрывчатых веществ. С другой стороны, в Интернете существуют сайты, которые позволяют свободно получить рекомендации по изготовлению различных взрывных устройств.

Как отмечает известный юрист В.В. Устинов, комплекс мер по противодействию терроризму должен быть расширен и включить идеологические, информационные, организационные меры, которые призваны формировать у граждан антитеррористические установки, укреплять в обществе устойчивое мнение о недопустимости террористических методов борьбы и исключать какие либо уступки террористам. Таким образом, меры по противодействию терроризму могут быть комплексными: правовыми, административными и оперативными и должны стать заслоном на пути создания террористических (экстремистских) групп и организаций, их финансовых потоков, приобретения ими оружия и иных средств противоправных действий.

Как представляется, оптимальным путем борьбы с радикальным исламом могут стать соответствующие программы поддержки тех направлений религий, которые ориентированы на толерантное сосуществование различных этносов, уважение достоинства и соседскую доброжелательность. При этом, памятуя об афганском сценарии 80 х гг., не стоит забывать о том периоде, когда некоторые страны (к примеру, США), поддерживали экстремизм извне, решая тем самым свои геополитические задачи, в т.ч. за счет России.

Современное международное право предусматривает как достаточно эффективные меры контроля, воздействия, применение норм и стандартов в отношении государств или организаций, не соблюдающих общепризнанные международно-правовые принципы, так и меры защиты и борьбы государств для ликвидации террористической опасности, чтобы сохранить устои общества и жизни своих граждан, обеспечить их права и свободы.

Исходя из практики вооруженных конфликтов, международное право различает формы мотивированного насилия со стороны организаций или движений, такие как антиправительственные выступления, путчи, движения национально освободительного характера, партизанские войны, при которых соблюдаются международно-правовые нормы. В подобных случаях организации, ведущие вооруженную борьбу, классифицируются как политические противники, а не как террористы. Но как только эти принципы нарушаются и вооруженные действия превращаются в массовые атаки против гражданского населения или в тактику устрашения людей, эти действия квалифицируются как терроризм. Их участники рассматриваются как военные преступники международного характера, подпадающие под действие статей Уголовного кодекса, с которыми не ведутся никакие политические переговоры.

Однако в реальной действительности применение теми или иными государствами двойных стандартов при оценке характера и действий конкретных радикальных и экстремистских движений, групп, организаций создает более или менее серьезные трудности на пути формирования единых позиций, форм и механизмов борьбы с терроризмом и урегулирования конфликтов и миротворчества для таких разноплановых групп конфликтов, как между республиками бывшей Югославии, между Афганистаном и Пакистаном, Великобританией и Северной Ирландией, Израилем и Палестиной, США и Колумбией, Чеченской республикой и остальной Россией и др. Насущным делом становится выстраивание новой системы международных отношений между государствами и институтами гражданского общества в реализации глобальной анти террористической политики. В этой связи, как представляется, требуется корректировка принципов международного права с упором на суверенность государств и одновременно в сторону совершенствования международных правовых стандартов и гарантий соблюдения прав человека, признания легитимности введения равных для всех санкций против нарушителей этих прав, формирования транснациональных юридических норм против, к примеру, глобальной угрозы кибертерроризма.

Дифференциация отдельных граней конфликтов требует более тесного диалога так называемых великих держав, более налаженного переговорного процесса по разделению и взаимодополнению действий касательно урегулирования конфликтов между региональными, международными организациями, выполняющими разные функции в сфере безопасности, - такими как ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО, ОДКБ, ШОС и др. Приоритетным направлением в антитеррористической борьбе становится соединение концептуально- стратегических разработок и усилий под эгидой ООН, тесного регионального сотрудничества и межстранового взаимодействия антитеррористических структур.

Журнал Власть, №12, 2012

Этнический, религиозный и политический терроризм страшен именно тем, что целится не в генералов и полицейских, не в политиков и священослужителей иной конфессии, а в само общество. Естественной реакцией обычного человека является перенос ответственности с виновного на всех представителей некоторой национальности, вероисповедания или политического течения.

Российское общество сегодня обвиняет чеченцев в терроризме. Естественно, публично называют конкретные имена - Хаттаб, Басаев, Гелаев. Однако при этом 95% населения страны считают, что каждый чеченец - Хаттаб или его агент. Хотя логика подсказывает, что так быть не может, ради собственной и общественной безопасности граждане готовы поддержать любые античеченские и антикавказские меры.

Российская законодательная и идеологическая практика (за некоторыми исключениями) не разделяет терроризм на составляющие - каковы бы ни были мотивы теракта, он считается преступным. Между тем интернациональные организации, борющиеся с терроризмом, выделяют несколько видов террористической деятельности. Соответственно, оценка последствий и отношение к террористам различаются. Институт борьбы с терроризмом (Израиль) выделяет три вида терроризма:

Международный терроризм - место совершения терактов не имеет значения; террористическая группа состоит из лиц разной национальности и (или) вероисповедания; объектом борьбы являются либо политические и религиозные взгляды, либо международные организации, соглашения, институты; террористическая деятельность спонсируется иностранным (по отношению к территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами, организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности группы.

Внутренний терроризм - место совершения террористических акций - страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из граждан одной страны, национальности, вероисповедания; объектом борьбы являются внутренние проблемы страны пребывания.

Объектный терроризм - террористические акты совершаются в отношении определенных объектов жизнедеятельности, которые террористические группы считают вредными или опасными (анти-атомный терроризм, экологический терроризм).

Выделяют также такой вид терроризма, как вооруженная борьба за независимость, принимающая формы терроризма. К ней относится террористическая деятельность повстанцев против военных и полицейских объектов колониальной стороны. В случае нанесения ущерба гражданским лицам или применения силы в отношении "невиновных", такая форма борьбы может также расцениваться как терроризм.

Строго говоря, до подписания Хасавюртских соглашений все акты чеченских боевиков против России попадали в разряд "вооруженной борьбы за независимость, принимающей формы терроризма", а боевики проходили по категории "повстанцы". Ни акта Басаева в Буденновске, ни рейда Радуева в Кизляр нет в международных базах данных по терактам. Соответственно, документированные участники этих преступлений не считаются террористами и не находятся в мировом списке WANTED.



Четыре взрыва в России привели к гибели 271 человека. Сейчас многим москвичам кажется, что их дом беззащитен, что каждый кавказец несет бомбу, что кошмар не закончится...

За тридцать лет террористической войны (1969-1999) в Соединенном Королевстве погиб 3401 человек. Исследователи выделяют не менее трех "волн" террора Ирландской Республиканской Армии, каждая из которых состояла из пяти-семи инцидентов. Можно представить себе психологическое состояние британского общества в первые годы террора, когда сомнению подверглась едва ли не главная истина национального самосознания - "Мой дом - моя крепость". Общественная безопасность Соединенного Королевства, казавшаяся незыблемой, сумевшая удержать спокойствие и в годы кризисов, и в годы распада колониальной империи, - в первое время ничего не могла противопоставить ирландцам. Каждый человек с ирландским акцентом, казался, наверное, боевиком ИРА... Точно такая же ситуация была и в Испании, где экстремисты баскской организации ЭТА вели настоящую войну - и против государства, и против граждан. Однако, кроме психологических последствий для отдельных людей, террористические "волны" способны спровоцировать и социальные последствия.

В середине ХХ века стало очевидно, что мировое сообщество не располагает технологиями "управления конфликтами". Ни природа возникновения внутриобщественных конфликтов, ни их внутренние механизмы не были изучены социологами и управленцами. Академическим ответом на этот вызов меняющейся цивилизации стала конфликтология. Она, впрочем, изучает не только гражданские войны и революции - в сферу интересов конфликтологов входит и терроризм. Наиболее авторитетные конфликтологические центры мира находятся в Белфасте, Мадриде, Брюсселе.

Когда террористическое насилие становится массовым и безадресным, общество реагирует на него в соответствии с собственной исторической традицией. Самое страшное, что может случиться - это публичное использование страха политиками или масс-медиа.

Ошибки в интерпретации, излишняя подробность в описании трагедии, персонализация жертв и де-персонализация врага - это токсичная взрывчатая смесь, которая легко может привести общество к систематическим убийствам по национальному или религиозному признаку.

Антикавказские настроения, и без того вполне ощутимые, после терактов в Москве стали повсеместными. Уже не только политические экстремисты призывают к "очищению" России от, - теперь уже - кавказских террористов; даже те, кто в свое время испытывал определенные симпатии к чеченцам, требуют акций возмездия и жесткой внутренней политики. Телевидение демонстрирует кадры насилия боевиков над заложниками; в эфире открыто обсуждается вопрос о том, кого выселять из Москвы - только чеченцев или всех "лиц кавказской национальности".

никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить терроризм в рамках закона и демократического процесса;

никаких сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом серьезнейшей угрозы или шантажа;

должны быть приложены максимальные усилия для того, чтобы дела по обвинению террористов дошли до суда и был вынесен законный приговор;

должны быть приняты жесткие меры наказания в отношении государств-спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и дипломатическую поддержку;

государство должно решительно пресекать попытки террористов блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по разрешению важнейших политических кризисов.Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности и его подавление, таким образом, является общим делом всего международного сообщества.

Нет более страшной ошибки, чем вовлечение "всех и каждого" в борьбу с терроризмом. На самом деле, именно этого террористы и добиваются - практически животной реакции на свои действия. "Мне угрожают - я вооружаюсь - я вооружен - мое ружье не должно простаивать - ..." Одно насилие порождает, как болезнетворный вирус, сотни других очагов болезни, угрожая целостности и, собственно, жизни всего общественного организма.

Важнейшим инструментом антитеррористической политики является осведомленность, то есть - знание и готовность к действиям в чрезвычайной ситуации. Уж коли политические ошибки довели общество до террористической войны, его граждане должны быть подготовлены к выживанию. Они должны быть уверены, что делается все необходимое для обеспечения безопасности; все взрослые должны владеть (на минимальном уровне) приемами скорой помощи и действий в чрезвычайных ситуациях.

Но главное – сдерживать общественные эмоции. Политики и масс-медиа обязаны сдерживать свои эмоции. Террор - ужасен; жертвы мирного населения - трагедия; террористы - преступники. Но, во-первых, террор навязан конкретными людьми, а не той или иной национальностью или конфессией. Во-вторых, это не война, а особый вид преступности. В-третьих, чем больше общество будет обсуждать акты террора, тем сильнее оно "заведется".

И, наконец, общая рекомендация всех специалистов по антитеррору и разрешению конфликтов - государство в своей борьбе с терроризмом должно, по крайней мере публично, делать все в рамках собственных законов. Если единственной возможностью подорвать или прекратить терроризм является очевидно незаконная операция, такая, как убийство лидера террористов на чужой территории или крупная операция, подразумевающая очевидное нарушение прав человека - такая деятельность должна осуществляться в обстановке строжайшей секретности; о причастности государства к таким акциям общество если и может узнать, то лишь некоторое время спустя, когда успокоятся естественные эмоции и боль.


Заключение

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.

Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения – это путь ведущий к катастрофе.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданской общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти, исключили настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.

Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.

Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гушер А.И., Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества //

http://www.e-journal.ru/p_euro-st3-3.html

2 Федеральный Закон РФ о борьбе с терроризмом //

http://www.fsb.ru/under/terror.html

3 Авдеев Ю. И., Особенности современного международного терроризма и некоторые правовые проблемы борьбы с ним // http://www.waaf.ru/3x.htm

2. //Дипломатический вестник//,1996, №2

7. //Эхо планеты, 1995, №10.

8. Московские новости, 1997

Терроризм уже давно представляет собой глобальную угрозу, и, следовательно, борьба с ним автоматически обретает общемировое измерение. Объединение уси­лий правоохранительных органов и служб безопасности заин­тересованных государств, в свою очередь, предполагает обмен опытом такой борьбы, выявление наиболее эффективных ее форм. Существенным подспорьем является использование ОВД приемлемых стратегических решений, тактических приемов, конкретных методик, выработанных и апробированных зарубежными коллегами, отвечающими за безопасность. Российские органы внутренних дел могут многое позаимствовать у правоохранительных органов тех стран, для которых терроризм является бичом на протяжении нескольких десятков лет и которые нако­пили солидный опыт в области его предупреждения.

Наибольший интерес представляет опыт полиции и спец­служб ряда стран Западной Европы. Они и другие граждане в тех или иных формах и в разное время испытали на себе кровавые акции террористов и были вынуждены принимать экстраординарные меры. Характерной чертой борьбы с терроризмом последних лет является активное использование специальных силовых подразделений, включая армейские. К этому прибегают почти все государства, где по­добная проблема актуальна. В России эта практика стала ре­альной после принятия 25 июля 1998 г. Федерального закона "О борьбе с терроризмом".

Все ведущие государства контролируют основные мероп­риятия по борьбе с терроризмом и пресекают любые попытки пропаганды террористической деятельности. В последние годы борьба с терроризмом обрела широкие масштабы. Разработаны, в частности, методы распознавания террористов, нахождения и обезвреживания взрывных устройств, различных видов оружия террористов, способы получения информации о террористах, необходимой для полиции и органов безопасности. Начат по­иск новых, более эффективных средств борьбы с терроризмом. Анализ террористических акций, совершенных за рубежом, и опыт борьбы с терроризмом позво­ляют выделить наиболее характерные их виды. Это - угон самолетов с заложниками; захват заложников в административных зданиях; похищение людей (политичес­ких деятелей, дипломатов, представителей имущих классов, партийных руководителей, членов различных организаций); убийства; взрывы бомб в зданиях, транспортных средствах; закладка взрывных устройств в местах наибольшего скопления людей; шантаж и угрозы совершения террористического акта.

Предпринимаемые правительствами разных стран меры по борьбе с терроризмом также носят разнообразный характер, дик­туемый различными формами и методами выполнения террористических акций.

Так, страны договариваются о выдаче зах­ваченных или сдавшихся им террористов, об отказе в приеме угнанных транспортных средств и прежде всего самолетов, со­здают специальные подразделения для борьбы с террористами, оснащая их современной техникой, оружием и транспортом. Они применяют в своей работе и разведывательно-поисковые методы. Существуют два вида подраз­делений для борьбы с терроризмом: подразделения, непосредственно подчиненные спецслужбам и формированные из числа сотрудников этих служб, и подразде­ления типа "командос", которые комплектуются из военнослужащих войск специального назначения и поступают в оперативное подчинение спецслужб на период проведения конкретной операции. Примерами такого рода спецподразделений могут служить британская SАS, германская GSG, итальянский отряд R, австрийская “Кобра”, израильское подразделение общей разведки 269 и др. Руководство действиями особых подразделений возлагается на государственные органы (министерства, специально созданные комитеты, штабы и т.п.).

Непрерывно совершенствуется правовое и организационное обеспечение государственной системы борьбы с терроризмом.

Так,в США принят пакет законов, которые составляют проч­ную правовую основу деятельности администрации, правоохра­нительных органов и спецслужб в борьбе с терроризмом. Раз­работана национальная программа борьбы с террористически­ми акциями, определена структура органов, занимающихся этой борьбой под эгидой Совета национальной безопасности, обеспечено финансирование данной программы (в начале 90-х гг. было выделено 10 млрд. долларов.). В 1974 г. был создан Ис­полнительный комитет, в состав которого вошли представите­ли только тех организаций, обязанности которых по борьбе с терроризмом определены законом, а именно: государственного департамента, министерства обороны, юстиции, ФБР, финансов и энергетики, ЦРУ, федерального управления авиации, объеди­ненного комитета начальников штабов.

В США для раскрытия криминальных взрывов создано бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию (АТФ).

В структуру АТФ входят Национальный лабораторный центр и две региональные лаборатории, одной из задач которых является исследование вещественных доказательств, связанных с пожарами и взрывами, и 4 национальные группы быстрого реагирования, действующие на всей территории США.

Раскрытие рассматриваемых преступлений, проведенных террористической группой или совершенных в высших учебных заведениях, а также при обнаружении ВВ на территории правительственных зданий и в случаях, когда совершенное преступление затрагивает дипломатические отношения с другими государствами, отнесено к компетенции ФБР. В структуре ФБР функционируют отдел по уголовным расследованиям и отдел физико-химических экспертиз ВВ. В специальных подразделениях полиции США важное значение придается подготовке плана осмотра места происшествия, в котором четко определяются действия руководителя оперативной группы и ее членов.

В плане находят отражение следующие вопросы:

Распределение обязанностей между членами группы;

Разработка схемы осмотра места происшествия и последовательность его проведения, первичный осмотр места происшествия, оценка собранных вещественных доказательств, организация доставки технико-криминалистических и иных средств, необходимых для осмотра места происшествия;

Организация работы членов оперативной группы на месте происшествия в соответствии с их опытом и знаниями;

Обеспечение контроля за доступом на место происшествия лиц, не входящих в состав оперативной группы.

Особо важное значение придается организации координирующего звена по обмену информацией между сотрудниками, осуществляющими следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. На эту группу возлагается также информирование представителей соответствующих инстанций о ходе раскрытия преступления; совместных действиях, проводимых оперативными группами на месте происшествия и за его пределами, организация обмена сведениями между оперативными работниками и группами, организация деловых встреч представителей оперативных групп, организаций.

Планом предусматривается также задействование других лиц:

Фотографа,

Составителя схем места преступления,

Конкретных лиц, ответственных за изъятие вещественных доказательств и их сохранность.

В раскрытии преступлений, связанных с применением ВУ, хищением огнестрельного оружия, широко используются специалисты в различных областях науки и техники, которые оказывают экспертную помощь оперативным работникам.

После принятия всех мер безопасности, по согласованию с сотрудниками подразделения, занимающегося обезвреживанием ВУ, начинается так называемый "осторожный" осмотр местности, на территории которой сработало ВУ, а также на подходах к нему. По мнению сотрудников ФБР, членам оперативных групп, задействованных на месте происшествия и за его пределами, следует избегать поспешных выводов, которые в перспективе могут свести к нулевому варианту их работу, а также сосредоточения внимания только на поиске вещественных доказательств, относящихся непосредственно к ВУ или к огнестрельному оружию. Такой поиск может привести к тому, что будут упущены другие важные доказательства вещественного или информативного характера.

Члены оперативной группы при осмотре места происшествия исходят из следующей предпосылки: все, что находилось на участке местности до взрыва или после взрыва объекта, остается там и после взрыва. Цель такого осмотра - получение общего представления о характерных особенностях места происшествия, сбор максимума вещественных доказательств с принятием мер предосторожности. В отдельных случаях для получения общей картины места происшествия, связанного с использованием ВУ, целесообразно применять и аэрофотосъемку.

По завершении "осторожного" осмотра места происшествия проводится детальный осмотр всей территории, цель которого обнаружение частиц ВВ, механизма инициирования взрыва, упаковки устройства.

В ФРГ после острых дебатов бундестаг утвердил новое зако­нодательство по борьбе с терроризмом (Аnti-Terror Gesetz). В уголовном кодексе ФРГ значительно расширена формулировка параграфов, касающихся "создания и участия в террористичес­ких организациях": опасными признаны действия, направлен­ные на разрушение железнодорожных и портовых механизмов, сооружений аэропортов и промышленных предприятий и преж­де всего атомных; под статью "о подстрекательстве к общественно опасным деяниям" подпадают теперь лица, печатающие и распространяющие различные листовки и прокламации (инст­рукции по изготовлению самодельных взрывных устройств или способов по выведению из строя мачт высоковольтных линий и т.д.); введена новая статья, расширяющая прерогативы генераль­ного прокурора ФРГ, которому вменяется в обязанность прямое участие в разбирательстве дел, связанных с деятельностью на территории ФРГ иностранных террористических организаций и их судебным преследованием. Министерства и ведомства обяза­ны сообщать в Федеральное ведомство по охране конституции обо всех известных случаях и фактах возможного нанесения ущерба государственной безопасности и, в частности, о террорис­тических акциях.

Для организации контртеррористических мероприятий сформированы специальные подраз­деления.

Во Франции нет громоздкой узкоспециализированной служ­бы, занимающейся исключительно борьбой с терроризмом. Вместо этого осуществляется мобилизация и координация действий подразделений министерства внутренних дел, армии и всех заинтере­сованных служб, способных внести свой вклад как в профилактику, так и в подавление терроризма. Под непосредственным руковод­ством генерального директора национальной полиции создано под­разделение по координации борьбы против терроризма (U.C.L.A.T.). В нем образован специальный "отдел по расследованию, содействию, вмешательству и устранению". Последний оказывает свое содействие по запросу служб во время проведения контртеррористических акций, когда требуется высокое профессиональное мастерство, либо осуществляет специальные миссии в виде наблюдения и слежки на национальной территории. Руководитель U.C.L.A.T. при необходимости в кризисных ситуациях собирает своих представителей из служб, занимающихся борьбой с терроризмом.

Помимо этого, существует подразделение, которое координи­рует во Франции работу немецких, испанских, итальянских, бри­танских служб, занимающихся борьбой с терроризмом, и деятель­ность отрядов французских полицейских в странах, объединенных двусторонними соглашениями о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом, включая ФРГ, Италию, Испанию, Великобрита­нию. Координация обеспечивается межминистерским комитетом до борьбе с терроризмом, объединяющим под председательством министра внутренних дел министров юстиции, иностранных дел, обороны и других высокопоставленных чиновников.

Проблемы недопущения террористических акций обсуждаются и по ним принимаются решения в рамках Национального совета по безопасности под руководством премьер-министра.

Информационным обеспечением занимаются главным об­разом два управления национальной полиции, одно из которых ведает общей информацией по всем вопросам, касающимся внут­реннего терроризма и его возможных последствий в междуна­родном плане, а второе - отслеживает действия на территории страны иностранных террористических групп. Тем не менее, сбор информации по своим каналам осуществляют и другие службы, в частности контрразведка и военная разведка. Все прочие образования национальной полиции, особенно воздушная, пограничная и городская полиция, национальная жандармерия носят свой вклад в профилактику и пресечение терроризма. При этом активно используются традиционные оперативно-розыскные мероприятия.

Действуют также отряды по борьбе с терроризмом, которые используют опыт, накопленный формированиями по борьбе с бан­дитизмом, функционировавшими в течение последних десятиле­тий при крупных подразделениях национальной полиции в Па­риже, Лионе, Марселе и других городах. В столице, особенно в районах расположения аэропортов, железнодорожных и морс­ких вокзалов, борьбу с терроризмом и бандитизмом ведет бри­гада по борьбе с бандитизмом парижской префектуры полиции, из состава которой выделена бригада розыска и проведения акций. Их задачей является главным образом патрулирование в целях поддержания общественного порядка в местах наиболь­шего скопления людей, пресечения проявлений паники и оказа­ния психологического давления на террористов, что немаловаж­но и может предотвратить некоторые кровавые акции.

В обеспечении безопасности большое значение придается внедрению и применению современных технических средств, использованию специально обученных собак для обнаружения взрывных устройств и нейтрализации дей­ствий опасных преступников.

Одним из важнейших направлений французской системы борьбы с терроризмом является программа действий специальных сил при захвате террористами заложников. В этих случаях помимо сил правопорядка предусматривается участие членов се­мей пострадавших или террористов, врачей, психологов, психиат­ров, инженерно-технических работников, спасателей, пожарных и др. Руководитель полицейского подразделения при этом отвеча­ет за подготовку и организацию деятельности соответствующих структур, обеспечение их разведывательной и оперативно-розыск­ной информацией, работу штабов, взаимодействие с другими сила­ми, анализ обстановки, выработку проектов решений и т.д.

Огромный опыт борьбы с разного рода экстремистскими проявлениями накоп­ленв Израиле. Контртеррористическая деятельность израиль­ских служб безопасности базируется на принципе "никаких уступок террористам", ибо давно уже доказано, что уступки тер­рористам только порождают новый террор. Деятельность из­раильских спецслужб - яркий пример именно такого бескомп­ромиссного подхода. Хотя, безусловно, такая позиция, сопря­женная с огромными трудностями, а зачастую и жертвами, тре­бует от властей исключительной выдержки и огромной ответ­ственности перед гражданами.

Израильские власти пошли на создание спецподразделений, но борьбе с терроризмом. Этим в 60-70-е гг. занималась контртеррористическая бригада, которая провела ряд успеш­ных операций, в частности сопровождение 90 пассажиров само­лета компании "Sabena", захваченных террористами в аэропорту Лод в 1972 г. Позднее на ее базе было создано подразделение общей разведки 269.

Израильский опыт борьбы с терроризмом представляется ценным не только с технической точки зрения, но прежде всего в плане исключительной последовательности проведения бескомпромиссной, жес­ткой линии в отношении преступников, исключающей их уход от ответственности. Израильтяне стали массировано применять в борьбе с террористами вооруженные силы, де-факто, придав преступникам статус воюющей стороны.

Израильский опыт убедительно демонстрирует, что основную роль в борьбе с терроризмом должно играть специально предназначенные для этого службы и подразделения, исполь­зуя гибкую тактику, все многообразие находящихся в их арсе­нале способов и средств. Привлечение вооруженных сил не дол­жно, однако, при этом полностью исключаться, но они могут выполнять лишь вспомогательные функции (охрана важных объектов, поддержка контртеррористических операций, обеспе­чение психологического эффекта присутствия в наиболее веро­ятных местах проведения акций и пр.).

Изучение и обобщение зарубежного опыта является важ­ным условием выработки эффективных мер борьбы с терро­ризмом, обеспечения безопасности личности и общества в Российской Федерации.

Контрольные задания:

1. Изложите основы проведения контртеррористической операции.

2. Раскройте тактику действий ОВД по пресечению террористической акции в форме взрыва.

3. Изложите тактику действий ОВД по освобождению заложников.

4. Расскажите о тактике действий ОВД по ликвидации незаконных вооруженных формирований.

5. Раскройте основы тактики действий ОВД по пресечению захвата воздушного судна.

6. Осветите зарубежный опыт борьбы с терроризмом.


Заключение

Предупреждение и пресечение терроризма представляют собой исключительно сложные задачи, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, экономическими, религиозными и историческими причинам, а также неадекватностью мер правового, организационного, профессионального характера, направленных на борьбу с этой глобальной угрозой человечеству.

Настоящим изданием автор не претендует на всестороннее и полное изложение этой проблемы, а также выработку готовых решений на все случаи жизни, учитывая великое многообразие форм, методов и проявлений терроризма. Многие рекомендации - это "штучные" решения, основанные на всестороннем анализе конкретных ситуаций.

Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с терроризмом принадлежит координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла. Поэтому подход к решению этой проблемы должен отражать данное обстоятельство. Это относится к согласованному и однозначному пониманию терроризма, созданию более эффективных международных правовых актов и особенно комплексных программ борьбы с ним, совместному планированию и осуществлению предупредительных, оперативно-розыскных, экономических, силовых и иных мероприятий, задержанию и преданию суду террористов.

Защита от террористов может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется на профессиональном уровне компетентными специалистами, в том числе специалистами органов внутренних дел.


Библиографический список использованной литературы:

Часть 1

Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М.: Щит-М, 1998.- 306 с.

Артамошкин М.Н. На повестке дня - борьба с терроризмом// Общественная безопасность. 2000.- Сб.4.- С.4-13.

Афанасьев Н.Н., Кипятков Г.М., Спичек А.А. Современный терроризм: идеология и практика.- М.: ВНИИ МВД СССР, 1982.

Вестник МВД России. 2000. N 1. С.5-7, 32, 43, 56, 90.

Дзыбов М., Пучков В. Оценка опасности чрезвычайных ситуаций. // Гражданская защита 1998.- N 7.- С. 74-75.

Дэвис Л. Терроризм и насилие. Террор и катастрофы. Перевод с англ. - А. Марченко, И. Соколова. Смоленск: Русич, 1998. – 496 с., ил. ("Omnibus Rebus").

Киреев М.П. Терроризм - проблема общая.// Вестник МВД РФ, 1994, N 6, с. 141.

Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений /Под общ. ред. А.Е. Тараса.- Мн.: Харвест, 2000. С - 448. ("Коммандос").

Костюк М.Ф. Терроризм: уголовно-правовой аспект// Проблемы борьбы с терроризмом и организованной преступностью: Материалы науч.-практ. конф./Под общ. ред. Л.В.Сердюка. - Уфа: УЮИ МВД РФ,1999, с. 67.

Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века/Под общ. ред. А.И. Гурова.- М.: ВНИИ МВД России, 2000.- с. 96.

Ларин А.М. Чрезвычайные ситуации и деятельность правоохранительных органов//В кн.: Право и чрезвычайные ситуации. - М., 1992.- С.109-110.

Малая война (Организация и тактика боевых действий малых подразделений): хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас.- Мн.: Харвест, 2000.- 512 с.- "Коммандос".

Манацков И.В. Политический терроризм (Региональный аспект)//Автореф. канд. философ. наук. Ростов-на-Дону, 1998, 22 с.

Миньковский Г.М., Ревин В.П. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним//Государство и право.- 1997.- N 8.- С.84-91.

Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. - М.: Щит-М, 1999. 216 с.

Ситковский А.Л., Разинков Б.И., Хмель А.П. Преступления, совершаемые с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств. Их влияние на криминальную ситуацию в стране.// Вестник МВД РФ, 1998, N 2-3, с. 98.

Террор и антитеррор: Покушения, взрывы, убийства / Автор-составитель Т.И. Ревяко.- Минск: Литература, 1997.- 608 с.- (Энциклопедия преступлений и катастроф).

Часть 2

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в ред. Законов Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N 5304-1, Федеральных законов от 15 июля 1996 г. N 73-ФЗ, от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ, от 6 декабря 1999 г. N 209-ФЗ 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ)//Собрание законодательства Российской (СЗ РФ). 1999. N 14. Ст. 1666.

Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (ВСНД РФ и ВС РФ). 1992. N 15. Ст. 769; 1993. N 2. Ст. 77.

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"// ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации"// СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"// СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране"//СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"// СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711.

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом"// СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3808.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"// СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 338 "О мерах по усилению борьбы с терроризмом"//Российская газета. 1996. 12 марта.

Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации"// СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170.

Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706. "О Военной доктрине Российской Федерации"//СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1852.

Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. N 1225 "О мерах по повышению эффективности контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 61 и от 27 марта 2001 N 346)//Российская газета. 2001. 23 января.

Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 61 "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 27 марта 2001 г. N 346)//Российская газета. 2001. 23 января.

Указ Президента Российской Федерации от10 января 2002 года N 6 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 года"//Российская газета. 2002. 12 января.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола"//СЗ РФ. 1996. N 43. Ст. 4916.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1302 "О Федеральной антитеррористической комиссии"//СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5697.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. N 660 "Об утверждении Перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1025)//СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3363; N 38. Ст. 4538.

Постановление Правительства Российской Федерации 15 сентября 1999 г. N 1040 "О мерах по противодействию терроризму"//СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4550.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года//СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

Конвенция (международная) о борьбе с бомбовым терроризмом//СЗ РФ. 2001. N 35. Ст. 3513.

Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г.// Сборник документов МВД РФ "Сотрудничество государств в борьбе с преступностью", - М., 1993. С. 15-20.

Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с терроризмом от 8 сентября 2000 г.// Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативных правовых актов: в 3-х томах. Том 1/Отв. ред. Васильев В.А., составители Москалькова Т.Н., Черников В.В.,- М.: МСС, 2001, с. 726-732 (816 с.).

Приказ МВД РФ от 28 февраля 2000 г. N 221 "О мерах по совершенствованию сотрудничества по линии Интерпола".