Мода сегодня

Молитва от очес призора паисий. Молитва от сглаза и порчи: сильная православная молитва. Неправда причиняет страдания и потомкам

Молитва от очес призора паисий. Молитва от сглаза и порчи: сильная православная молитва. Неправда причиняет страдания и потомкам

Если на человека навели порчу, то вся жизнь его рушится. Испытывая сильнейший душевный дискомфорт, он совершает неадекватные поступки, а от внутренних подсознательных переживаний постепенно разрушается его здоровье. Любая порча способна навредить, но самой опасной считается негативное магическое воздействие, которое наводит профессиональный маг.

Молитва священномученика Киприана от порчи использовалась с древних времен. И в современном мире она считается самым сильным средством от внешнего негатива.

Осознав и прочувствовав всю силу святого слова многие интересуются, кто такой Киприан, и как он стал Святым. Это реальный человек, который родился и жил в III веке нашей эры. И он не был праведным христианином, так как родился в обществе язычников, не признававших новую веру. С юных лет его он изучал черную магию в самых известных школах чернокнижников и искренне верил в то, что она помогает управлять жизнью и решать все жизненные проблемы.

Киприан стремился познавать темную сторону жизни и обучался магии в разных странах, впитывая древнюю культуру и знания греческого и египетского народа. Ему удалось побывать на Олимпе и заключить соглашение с древними богами. Считалось, что они, не признав новую веру, превратились в демонов.

К тридцати годам Киприан достиг своего величия. Он умел многое и стал известным на весь мир колдуном. Имеется предание, что Киприану даже удалось подписать соглашение с Князем Тьмы кровью. Считалось, что одним словом он мог навести сильнейшую порчу, которую никто и ничто не могло снять. К нему шли многие, кто стремился заплатить любые деньги лишь бы решить собственные проблемы с помощью его сильной магии. Киприан демонстрировал свою силу с удовольствием и редко кому отказывал. Он карал, влюблял, убивал одним только словом, абсолютно, не задумываясь о последствиях.

Но однажды к нему обратился человек, который захотел приворожить к себе монахиню Иустинью. Он полюбил девушку, которая искренне служила Богу и, посвятив себя вере, сохраняла девственность. Несмотря на все предпринимаемые меры, юноше не удалось добиться взаимной любви, и он принял решение обратиться за помощью к Киприану.

Но выполнить заказ великому колдуну так и не удалось. Все его действа были бесполезными, девица молитвами и постом отгоняла от себя все козни самого дьявола. Чтобы не предпринимал Киприан, ничто не смогло искусить Иустинью, огражденной твердой христианской верой.

Киприан был удивлен и озадачен. Он решил познать христианскую веру, чтобы понять, в чем ее сила. Он принял решение полностью разорвать связи с темным миром. Киприан сжег свои книги, продал свой дом и ушел служить в церковь. Он принял крещение и покаялся в своих грехах. Прошло немного лет и Киприан превратился в настолько набожного человека, что его избрали епископом. Он стал автором большого количества христианских трудов, в которых повествовал о силе христианской веры. Многие его работы были включены в знаменитую книгу средневековья. Но когда начались гонения на христиан, Святой Киприан был схвачен и казнен. Впоследствии он был канонизирован церковью и стал Святым Мучеником.

Молитва Киприана от порчи не только позволяет снять самый сильный негатив, но и выполнить установку защиты от энергетического удара. Оригинал молитвы очень длинный и довольно сложный для понимания. А ведь осмысленное произношение слов молитвы очень важно. В конце статьи можно посмотреть видео молитвы Киприана от порчи, что позволит предварительно правильно настроиться.

Очень важно понимать, как правильно читать действенную молитву от порчи. Перед тем, как молится святому Киприану от порчи, необходимо посетить церковь. В храме следует поставить свечи возле иконы Святых Покровителей, Пресвятой Богородицы, Иисуса Христа и Пантелеймона Целителя. До начала отчитки необходимо три дня соблюдать строгий пост. Необходимо полностью отказаться от мясных продуктов и алкогольных напитков, сигарет и сладостей. Следует в подготовительные дни поддерживать себя в спокойном расположении духа. Не следует ни на кого злиться и нужно постараться внутренне простить недругов, которые наслали порчу.

Многих интересует, в каких случаях можно читать молитву Святому Киприану. Пожалуй, не следует ждать, когда вы почувствуете, что порча начала разрушать ваш организм. Ведь такое воздействие может стать причиной неизлечимых онкологических заболеваний и других серьезных болезней. Поэтому, почувствовав, что вы находитесь в окружении недругов, которые стремятся навредить вам, следует начинать читать действенную молитву, которая не только очищает поврежденное негативом энергетическое поле, но и ставит надежную защиту от него. Главное условие успешности заключается в том, что нужно быть искренне верующим человеком.

    Когда вы понимаете, что кто-то пытается навредить вам;Когда разгневанный человек сказал вам плохие слова и пожелал всяких несчастий, в том числе и смерти;Когда кто-либо угрожает вашему ребенку.

Особенно быстро нужно действовать, когда вы поняли, что порча наложена на ребенка. Это связано с тем, что дети имеют очень слабую защиту и стороннее негативное воздействие может им серьезно навредить. В этом случае молитву Святому Киприану нужно читать над ребенком, положив одну руку ему на голову, а в другой держа свечу. Если ребенок совсем маленький, то отец должен держать его на руках, а мать читать над ним молитву.

И, конечно же, если вы поняли, что вы попали в сложную ситуацию и на вас наведена порча на смерть профессионалом, то нужно немедленно молиться. В этом случае нужно читать молитву сорок раз, не останавливаясь перед иконой Святого Великомученика. Следует настроиться на то, что это займет не менее четырех часов.

Важно понимать, что сочетать чтение молитвы Киприану нельзя ни с какими другими магическими обрядами, направленными на снятие порчи. Это сделает ее бесполезной. Важна только искренняя вера в то, что Бог милостив и услышит вас.

Текст молитвы Святому Киприану

Молитва Святому Киприану от порчи в оригинале в полном объеме используется только в случае, когда наведена сильная порча профессионалом. Причем предварительно ее текст нужно переписать на лист бумаги своей рукой и осознать каждое слово. Допускается также читать ее в переводе в полном объеме. Данную молитву следует читать перед зажженной церковной свечой в собственном доме.В качестве защитного средства молитва Киприана от порчи может произноситься своими словами в произвольном виде, главное, чтобы все фразы звучали искренне и от души.К примеру, она может звучать следующим образом:

«И днем, и ночью, с молитвой Священномученика Киприана, искренне верю, что все злые наветы от прославления Всевышнего уйдут от меня. Этот Священномученик обращается к Господу с просьбой услышать его молитву.

Благослови меня Господи, и пусть простят меня все служители твои небесные. Просвети, Господи, Раба Твоего грешного, и отведи любое земное зло и колдовство, направленное на погибель мою. Светом своим осени меня, Господи. Меня заблудшего поддержи в искренней вере да укрепи дух мой! В отчаянии моем меня не оставляй, а вразуми и направь на путь истинный!

Поклоняюсь тебе Господи, с мольбой к тебе обращаюсь, и взываю к Всевышнему: защити жилище мое от колдовства, злости и лукавства. Пусть помогут мне эти светлые молитвенные слова избавиться от зависти недругов и их плохих намерений. Да не буду знать я ревности, ненависти и клеветы, да минует меня убийство умышленное.

Господи Всемогущий, прошу, прикажи силам нечестивым и опасным покинуть мое жилище навсегда. Благослови Господи, мой дом в котором произношу я молитву светлую. Услышь меня, Раба Твоего (собственное имя). Пусть по приказу твоему, подобно воску, расплавятся все злые ухищрения и дьявольское колдовство недругов. Вразуми заблудших зло творящих и призови их к себе, Господи, как меня к себе призвал. Верую я, Раб Твой, иного Бога не знаю и поклоняюсь тебе. Прошу одного заступись, защити и сохрани в трудный час. Никто не остановит реки течение, так зло не сможет устоять супротив этой светлой молитвы. Ее слова низведут все дьявольские козни, и злую силу направленную на Раба Твоего.

Прошу Тебя, Господи Всемогущий, мне произносящему молитву светлую добавить сил. Возношу молитву и раскаиваюсь во всех своих ведомых и неведомых грехах, да отпустить их прошу. Именем Бога прогоняю силы злые и лукавые от себя, все наговоры и другие бесовские ухищрения.

Спасусь я, Раб Твой Божий (собственное имя) молитвой светлой в пути от ядовитых насекомых и змей, а также всех их жалящих сородичей. Не будет мне хвори или другой беды от злого слова и недоброго взгляда.

Верую искренне, всей душой в светлую молитву святого Киприана, и прошу Богородицу оградить меня, Раба Божьего (собственное имя) от соблазнов и наваждений бесовских. Аминь».

Истинность слов данной молитвы подтверждается всей жизнью Святого Киприана. Этот человек многие годы провел в услужении Дьявола и пользовался возможностями нечистой силы для решения многих жизненно важных проблем. Но, столкнувшись с искренней верой, сумел понять, что в мире земном только одна истина — Иисус Христос. Молитва Киприану напитана пониманием величия Всевышнего Господа нашего и понятием доброты Его.Молитва Священномученика Киприана от порчи сложена из волшебных слов. Они усиливаются искренней верой и изгонят зло, а также ставят надежную защиту на будущее. Добрые молитвенные фразы преобразовывают тонкий энергетический мир и гармонизируют окружающее пространство, поэтому душа наполняется спокойствием и добром.

Слова: Том I. С болью и любовью о современном человеке Старец Паисий Святогорец

Сглаз

Зависть, имеющая в себе злобу, может повредить другим. Это и есть сглаз - действие бесовское.

Геронда, разве Церковь признает сглаз?

Да, есть даже особая молитва "от презорства очес". "Дурной глаз" вредит другим тогда, когда человек говорит что-то с завистью.

Геронда, многие просят у нас ладанки от сглаза для младенцев. Можно ли такие ладанки носить?

Нет, нельзя. Говорите мамам, чтобы надевали на малышей крестики.

Геронда, а если кто-то сделает какую-нибудь прекрасную вещь, другой ее похвалит, первый примет похвалу с гордым помыслом и затем эта вещь каким-либо образом повредится, это сглаз?

Нет, это не сглаз. В этом случае вступают в действие духовные законы. Бог забирает от человека Свою Благодать, и поэтому происходит вред. Сглаз имеет место в редких случаях. Особенно люди, имеющие зависть со злобой, - а таких немного, - могут сглазить других. Например, завистливая женщина видит маму с очаровательным малышом и со злобой говорит: "А почему у меня нет такого ребенка? Почему Бог дал его ей?" В этом случае малыш может пострадать: будет не спать, начнет плакать, мучиться, потому что она сказала это со злобой. И если бы этот ребенок заболел и умер, то такая злобная и завистливая женщина радовалась бы. Другой, к примеру, видит чужого теленка, страстно хочет, чтобы он принадлежал ему, и животное вскоре околевает.

Однако часто сама мать виновата в том, что мучается ее ребенок. К примеру, мать видит чужого худенького малыша и говорит: "Ну и худоба! Просто кожа да кости!". Своим полюбовалась, а к чужому отнеслась свысока. Но слова, со злобой сказанные о чужом ребенке, бьют по ее собственному чаду. И чадо, не будучи виновато, страдает из-за матери. Несчастный малыш тает на глазах - в наказание матери, чтобы она осознала свою вину. Но, конечно, сам ребенок в этом случае причисляется к мученикам. Суды Божии - это бездна.

ПОУЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА. ПРОКЛЯТИЕ И СГЛАЗ.

Проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если одна женщина поднимет на смех другую – страдающую – или сделает ей какое-то зло и пострадавшая её проклянет, то прерывается род той, что поступила несправедливо. То есть если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Бог попускает проклятиям иметь силу, подобно тому как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад – к тому, от кого оно изошло.

– А как можно освободиться от проклятия?

– Покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чём-то были виновны, покаялись, поисповедовались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня!» – и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его, ведь Он – Бог.

– А наказание постигает только того человека, на которого направлено проклятие, или же и того, от кого оно исходит?

– Тот, на кого направлено проклятие, мучается в этой жизни. Однако тот, от кого исходит проклятие, мучается в этой жизни и будет мучиться в жизни иной, потому что если он не покается и не поисповедуется, то там будет наказан Богом как преступник. Ну ладно, может быть, кто-то действительно тебя чем-то обидел. Но, проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берёшь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы тебе ни сделал твой обидчик – убивать его ты не имеешь права. Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нём есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла.

Многие болезни, причины которых не могут найти врачи, возможно, произошли от проклятия. А врачи что – разве они найдут проклятие? Как-то раз ко мне в каливу принесли одного парализованного. Вымахал здоровенный дядя, а не мог сидеть! Его туловище не гнулось, было как деревянное. Один человек нёс его на спине, а другой поддерживал сзади. Я поставил несчастному два пенька, и он кое-как на них устроился. Его спутники сказали мне, что он находится в таком состоянии с пятнадцатилетнего возраста и мучается вот уже восемнадцать лет. «Но разве такое может случиться ни с того ни с сего? – подумал я. – Быть такого не может, здесь скрыта какая-то причина». Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На одной остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и встали возле него. «Встань, – сказал ему кто-то, – уступи место старшим». А он, не обращая ни на кого внимания, развалился ещё больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: «Вот таким вытянутым и останешься навсегда – не сможешь сидеть». И это проклятие подействовало. Видишь как: юноша-то был с наглецой. «А чего я, – говорит, буду вставать? Я за своё место заплатил». Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты – пятнадцатилетний юноша – расселся. «Вот от этого-то всё и произошло, – сказал я ему. – Чтобы стать здоровым постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние». И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров. А сколько нынешних бед происходит от проклятия, от негодования! Знайте: если в какой-то семье многие умирают или гибнет вся семья, то причина этого или в несправедливости, или в колдовстве, или в проклятии. Проклятие и даже просто негодование родителей действует очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь – одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю свою земную жизнь. Конечно, в жизни иной им легче, потому что своими страданиями они погашают некоторые здешние долги. Но и те родители, что словами «посылают» своих детей к диаволу, «посвящают» их ему. Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, – родительское благословение. Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Она была вдовой, её дети – сиротами. Мне стало за них больно. Молился я, молился, но безрезультатно. «Что-то здесь не то», – подумал я. «На нас, – говорили её дети, – навели порчу». – «Да нет, – говорю, – это не от порчи, порчу видно.. А может быть, ваша мать проклинала вас?» «Верно, отче, – отвечают, – в детстве мы очень шалили, и она постоянно с утра до вечера твердила нам: «Да чтоб вам обрубками быть!» – «Идите, – говорю, – к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности, чтоб она пришла в чувство. Скажите, чтобы она покаялась, поисповедовалась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас». И за полтора года все четверо создали семьи! По всей видимости, эта несчастная, мало того что была вдовой, но ещё и легко впадала в состояние раздражения и уныния. Озорники выводили её из себя, и за это она их проклинала.

– И меня, геронда, когда я уходила в монастырь, проклинали мои родители…

– Такие проклятия – единственные из всех – становятся благословением.

– А если родители проклянут своих детей и потом умрут, то как дети могут избавиться от родительского проклятия?

– Приглядевшись к себе, они, скорее всего, признают, что в своё время бедокурили, мучили родителей и поэтому те их прокляли. Если они осознают свою вину, искренне покаются и исповедают свои грехи, то всё у них наладится. Преуспевая духовно, они помогут и своим усопшим родителям.

– Геронда, разве Церковь признает сглаз?

– Да, есть даже особая молитва «От презорства очес». «Дурной глаз» вредит другим тогда, когда человек говорит что-то с завистью. Зависть, имеющая в себе злобу, может повредить другим. Это и есть сглаз – действие бесовское. Сглаз имеет место в редких случаях. Особенно люди, имеющие зависть со злобой, – а таких немного – могут сглазить других. Например, завистливая женщина видит маму с очаровательным малышом и со злобой говорит: «А почему у меня нет такого ребёнка? Почему Бог дал его ей?» в этом случае малыш может пострадать: будет не спать, начнёт плакать, мучиться, потому что она сказала это со злобой. Другой, к примеру, видит чужого телёнка, страстно хочет, чтобы он принадлежал ему, и животное вскоре околевает.

– Многие просят у нас ладанки от сглаза для младенцев. Можно ли их носить?

– Нет, нельзя. Говорите мамам, чтобы надевали на малышей крестики.

– Геронда, а правильно ли когда обижают, говорить про обидчика: «Бог ему воздаст за его зло»?

– Тот, кто так говорит, делает себя посмешищем лукавого. Такой человек не понимает, что, говоря так, он «благородно» проклинает других. Некоторые говорят о себе, что они люди чуткие, имеют любовь и душевную тонкость и терпят несправедливости, которые делают им другие. Но вместе с тем они говорят о тех, кто их обижает: «Да воздаст им Бог за их зло». В этой жизни все люди сдают экзамены, чтобы перейти в иную, вечную жизнь – в Рай. Помысл говорит мне, что такое «благородное проклятие» находится ниже духовного проходного балла и христианину оно непозволительно. Ведь Христос не учил нас любви такого рода. «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34) – вот какой любви учит Он. А кроме того, лучшее благословение из всех, это когда нас незаслуженно проклинают, и мы молча, с добротой это принимаем. Если люди поверхностные или лукавые – те, кто имеют злобу и извращают истину, – оклевещут нас или поступят с нами несправедливо, постараемся, если можем, не искать себе оправдания в том случае, когда несправедливость касается лично нас. Хорошо, если мы от всего сердца простим наших обидчиков, попросим Бога укрепить нас понести тяжесть клеветы и будем, насколько возможно незаметно, продолжать духовную жизнь. И пусть те, чьим типиконом является суждение и осуждение других, поступают с нами несправедливо – ведь таким образом они без устали готовят нам золотые венцы для истинной жизни. Конечно, люди, живущие с Богом, никогда не проклинают других, потому что в них нет злобы, но лишь доброта. Зло, которым бросают в этих освящённых людей другие, освящается – каким бы оно ни было. А живущие с Богом при этом переживают великую, невидимую другим радость.

Страх

В болезни вашей, думаю, прежде всего нужно вам по-заботиться о том, чтобы избавиться от отягощающей вас тоски и страха. А этого можете достигнуть, во-первых, если найдете в вашей стороне для себя такого духовника, пред которым бы вы могли с полной верою и с совершенной искренностью смиренно исповедовать все тяготящее со-весть вашу, начиная с шести лет и до сего дня, а во-вторых, если твердо решитесь не возвращаться к таким поступкам, которые причиняют страх и тоску, как Сам Господь ска-зал в Евангелии грешнице: «иди и ктому не согрешай» (Ин. 8, 11). — Если так поступите и вперед твердо реши-тесь хранить себя и свою совесть, то можно надеяться, что не только избавитесь от отягощающей вас тоски и страха, но и в самой телесной болезни, милостью и помощью Божиею, можете получить такое облегчение, какое будет вам полезно... (преп. Амвросий).

С таким крепким упованием христианским и верою не надобно иметь страха. Страх причиняет больший вред: тело расслабляется от упадка духа и лишения спокойствия, и без болезни болезнь приключается (преп. Макарий).

Иные боятся всякой всячины — и лягушек, и мышей, и тараканов, т. е. всего боятся, кроме Бога. А диавол, не-примиримый враг наш... «яко лев рыкая, ходит всюду, иский кого поглотити» (1 Пет. 5, 8), но и тот без попущения Божия никакого зла человеку сделать не может, даже и над свиньями власти не имеет, т. е. кто свински живет, а кто со страхом Божиим жизнь свою проводит, около тех ополчается Ангел Господень (преп. Антоний).

Мужественные души никого и ничего не боятся, кроме Единого Бога, а вы, по малодушию своему, всего боитесь, как и святой Давид сказал: «тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс.13, 5) (преп. Антоний).

Святой Давид говорит: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его» (Пс.33, 8). А посему не опасайтесь подозрительных людей, ибо кто боится Бога, тот не боится ни воров, ни мошенников. А для успокоения своего про-читывайте вы девяностый псалом, в коем Дух Святый го-ворит: не приидет к тебе зло, и беда не приблизится селению твоему, и прочее (преп. Антоний).

Должно бояться не холеры, а тяжких грехов, ибо смертная коса скосит человека, как траву, и без холеры. А посему все упование свое возложите на Господа Бога, без воли Коего и птицы не умирают, кольми паче человек (преп. Антоний).

Страх — как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество — как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь (преп. Никон).

Судя по тоске и страху, которые с вами бывают, ду-маю, что началом и первой причиною болезни вашей были детские грехи, которые, должно быть, вы не умели или сты-дились исповедать вовремя, как должно, а это следовало вам сделать, особенно пред посвящением вас во диакона. Второй причиною то, что, может быть, вы не всегда хранили свою совесть при совмещении диаконского служения и супружеской жизни, так как от лица, посвященного на это служение, требуется особенное хранение совести, чему редко препятствует или излишнее употребление горячих напитков, или невоздержание относительно раздражитель-ности и гнева. Каждая из этих немощей и одна имеет силу приносить великий вред душевный, кольми паче могут вре-дить, если совмещаются в одно время. Такое же положе-ние и состояние бывает, когда человек, несмотря на свои немощи и неисправности, не смиряется, а возносится и уни-чижает других (преп. Амвросий).

Страхи твои не что иное суть, как последствия пре-лести. Когда познаешь свою немощь и смиришься, то и они исчезнут (преп. Макарий).

Страх Божий

Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием, и потом, в свое время, исповедать это и духовному отцу (преп. Амвро-сий).

Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы делать все по совести (преп. Амвросий).

В чем состоит главное средство, чтобы проводить жизнь свято? Сам Господь чрез того же апостола Петра указывает на это средство, глаголя: «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (Ср.: 1Пет. 1, 17). Слова сии показывают, что главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божием и страхе будущего Суда и вечных мук. Только при содей-ствии этого страха, с помощью Божиею, и бывает соблюде-ние заповедей, как сказано в псалмах: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» (Пс.111, 1).

А без страха, если бы кто и на небеси жительствовал, по слову преподобного Петра Дамаскина, не воспользуется, имея гордыню, еюже сатана, и Адам, и мнози падоша. Ежели и святым всем в слове Божием предписывается иметь страх Божий, по сказанному: «Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его» (Пс.33, 10), то кольми паче нам, грешным и неисправным, необходимо иметь страх Божий, и страх смерти, и Страшного Суда Бо-жия, и вечных мук во аде, растворяя страх сей надеждою наследовать Царствие Небесное, если будем елико возможно понуждаться на покаяние и исправление. Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопа-дений, по сказанному: «Помни последняя твоя, и во веки не согрешишь» (Сир. 7, 39) (преп. Амвросий).

Сказано еще в Ветхом Завете, что «начало премудрости есть страх Господень, разум же благ всем творящим его» (Притч. 1, 7), т. е. всем живущим по страху Божию дается благой разум духовный... Когда кто начинает забывать страх Божий, не подражая святому Давиду, глаголющему: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8), тогда такой человек помрачается и начинает устами празднословить, судить и осуждать, злословить и уничижать ближних, и сердцем поучаться в помыслах плотских, не-чистых. И если он скоро не опомнится, то дойдет и до худых дел, называемых диавольскими, потому что, по слову Апосто-ла, «исперва диавол согрешает» (1 Ин. 3, 8), внушая грешное человеку-христианину (преп. Амвросий).

Святой Исаак Сирин пишет: если человек придержится страха Божия, как должно, то в немногие дни обрящется во вратех Царствия. Придержаться страха Божия, как должно, значит взяться за свое дело прилежно и со смире-нием и хранением совести, в хождении пред Богом и людь-ми (преп. Амвросий).

Что значит — «работать Господеви со страхом» (Пс.2, 11) — объяснил преподобный Агафон Великий пред своею смертью, когда спрашивали его: «Неужели и ты боишь-ся, отче?» На что он отвечал: «Я старался всякую заповедь Божию исполнять по своей силе, но я человек, — почему могу знать, угодно ли мое дело Богу, или нет. Ин суд человече-ский, и ин суд Божий». Сими словами святой Агаофон явно показал, что работающему Господеви должно иметь и сми-рение, и осторожность, чтобы как-нибудь не сделать какой-либо ошибки, которая в будущем веке не может быть уже поправлена (преп. Амвросий).

Бога и своей совести нужно бояться, а не м. Игуменьи. Страх Божий есть начало очищения совести (преп. Амвро-сий).

Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог (преп. Амвросий).

Вопрос: «Как стяжать страх Божий?» Ответ: «Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну» (преп. Амвросий).

Страх смерти

Что смерти боишься — это очень правильно и полезно. У кого есть хоть немножко грехов, не может не бояться смерти (преп. Анатолий).

В вашей местности холера уносит много жертв, но в тебе, говоришь, нет страха смерти. И не следует смерти бояться, а должно положиться на волю Божию, да будет с нами по Его о нас смотрению. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс. 22, 4) (преп. Иларион).

Ты боишься смерти — какая ты бестолковая! Боишь-ся, чего нет на свете. Да разве ты не понимаешь и не знаешь, что знает весь белый свет. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех жи-вот даровав! Смерть Иисусом Христом умерщвлена, и бо-яться ее — мертвой — нечего! (преп. Анатолий).

Пятнадцатилетняя девочка боится смерти!.. Что ж нам-то, старикам, делать? Остается просто выть, в голос выть! Глупенькая, да мы же поем в эти дни Святой Пасхи: «Ныне смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго!» А ты в такие еще дни вздумала плакать из боязни смерти! Ну, с чем это сообразно! А христианка! (преп. Анатолий).

Страхования

Что вам начал стужать страх, но и на сию брань пренужно понуждаться со всяким смирением и уповать на Господа, что хотя за тщеславие и гордость нашу попусти-лось, — не токмо страхованиями, но и мечтаниями враг диавол стужает и устрашает, но мы твердо да помним пророческие <стихи> псалма: «Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю» (Пс. 26, 3) (преп. Лев).

Ты жалуешься на страх вражеский, который у тебя бывал в некоторые дни, начиная с самого вечера, а в продолжение ночи оканчивался нелепыми и неприятными весьма для тебя мечтаниями. Когда будешь ощущать такой страх и вражеское нападение, то полезно тебе, по примеру древ-них отцов, произносить (так, чтобы твои только уши слыша-ли) устами псаломские приличные к тому слова, например: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся», и весь 26-й псалом. Также: «обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их» (Пс.117, 11—12). Еще: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною» и прочее (Пс. 34, 1). Еще: «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69, 2) и подобное. На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прого-няют врагов мысленных, как пламень (преп. Амвросий).

Пишешь о своих заботах, и страхах, и предположениях относительно будущего. — Положись на волю Божию, тверди себе, что будет то, что Богу угодно будет, и что Всеблагой Господь Божественным Своим Промыслом вся-чески устрояет о нас все благое, полезное и спаситель-ное. — Страху же вражию старайся не поддаваться, а когда усилятся тревожные помыслы, отвечай им так, — с нами Бог, и прочее. «Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог. Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог. — Господа же Бога нашего, Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог. — И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог. И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог» (преп. Амвросий).

Покойников не бойся, ведь ни один не встал. Этот страх от врага душевного; твори молитву постоянно Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную, и не бойся, преодолевай свой страх, и Бог тебе поможет (преп. Амвросий).

Стыд

Описываемые тобою действия твоего устроения тре-буют Божией помощи, которая ниспосылается по мере тво-его смирения, когда себя понудишь к откровению. Сама видишь пользу от сего, то и должна неотложно исполнять то. Враг наносит тебе стыд и тяжесть, но это ведь ему стыдно, — потому он тебя этим и смущает, ведь он горд, а ты смирись, и победишь его. Когда тебе нанесется стыд, а ты себя вмени землю и прах и хуже всех сочти, то и стыд отойдет; и вспомни оный стыд всенародный, которого из-бежать изобличением себя здесь постарайся (преп. Макарий).

Стяжение Святого Духа

Исполняйтесь Духом... Что это значит? Ведь мы сподо-бились получить дары Святого Духа при крещении. А мно-гие ли помнят об этом? Мало того, чтобы получить, надо сохранить, усовершить, умножить. Для этого надо возгревать ревность. Как? 1. Читать Священное Писание, которое написано Свя-тым Духом. От Священного Писания и веет Он. Никакое светское удовольствие не может дать того мира, той радо-сти, которая дается Святым Духом. 2. Внимать себе. 3. Часто участвовать в Святых Таинствах. Через них Святой Дух сообщается человеку. 4. Часто посещать святой храм, ибо это — место особо-го присутствия Святого Духа. 5. Молитва. Особенно молитва «Царю Небесный». Ее с особенным благоговением надо выслушивать не только в церкви, но и во время работы произносить, испрашивая помощи Святого Духа (преп. Никон).

Суд Божий

Почаще надобно нам читать «Судии седящу и Ангелам стоящим, трубе гласящей, пламени горящу, что сотвориши душе моя, ведома на суд? Тогда бо лютая твоя предста-нут и тайная обличатся согрешения: темже прежде кон-ца возопий Судии: Боже, очисти мя и спаси мя!» (преп. Моисей).

Кто склонен более ко внутренней жизни, тому пре-имущественно следует заботиться более всего о том, что-бы всех и все оставлять на суд Божий, а особенно остере-гаться двоедушия, чтобы не сбылось на нас слово святого апостола Иакова, брата Божия, что «муж», или человек, «двоедушный не устроен во всех путех своих» (Иак.1, 8) (преп. Амвросий).

Суеверия

Верить приметам не должно. Нет никаких примет. Господь управляет нами Своим Промыслом, и я не завишу от какой-либо птицы, или дня, или другого чего-либо. Кто верит предрассудкам, у того тяжело на душе. А кто счита-ет себя в зависимости только от Промысла Божия, у того, наоборот, на душе радостно (преп. Никон).

От очес призора, от ревности и зависти и от невиди-мых духов молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе не-льзя. Но употреблять воду, в которую опускают горячие угли с молитвою, и кропить этой водой суеверно и грешно. У нас есть на то крещенская вода. Также грешно и суеверно располагать занятия по месяцу или луне (преп. Амвросий).

Суждение о людях

Спрашиваешь, если спросят твоего мнения о чьем-нибудь характере, то как тебе отвечать: правду ли или придумать еще какой ответ. Ежели правду, то не будет ли это осуждением? — Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Один Бог — Сердцеведец, мы же о людях безошибочно судить не можем (преп. Иларион).

Супружество

О вступлении вам в супружество я с вами довольно говорил лично: ежели не имеете сил к перенесению бра-ка и находится в опасности чистота ваша, а также и к поддержанию домашнего порядка, в присмотре за детьми и хозяйству вам нужно хозяйку, то можете приступить, помо-лясь Господу и Пречистой Деве Богородице послать вам по сердцу супругу благонравную и чадам вашим матерь, пеку-щуюся об их воспитании, и буде находиться к которой мир в сердце вашем, то и можете делать предложение из на-значенных вам девиц, кроме первой, которая находится вам в близком родстве, по правилам святых отцов; нынче, может быть, и позволят, но счастья не может быть от сего брака, а ищите, чтобы было Божие благословение на <сие> (преп. Лев).

...<Кои> с благословением родительским приступают к сему священному таинству, тех всячески Премилостивый Господь устраивает их судьбу по Своей воле: бракосочета-ние и бывает благоприятно не токмо сочетающимся, но и семейству, и всем... (преп. Лев).

Маменька ваша приготовляет вас к поприщу новой жизни, желает вас выдать в замужество, но, как мне изве-стно, что ваши родители ошибки едва ли могут сделать в сочетании вам избрать супруга, то и советую вам располо-житься на их волю по заповеди сей: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли» (Исх. 20, 12). Сия заповедь явно доказывает небесную славу получить и земное блаженство тем, кои чтут своих родителей в благом деле, что они вам стараются доставить. И при оказании вашего послушания родителям, я надеждою питаю себя, что вы утешать будете родителей благонравным образом жизни (преп. Лев).

Вы, находясь в двоедушии и смущаясь помыслами, спра-шиваете, писать ли вам к вашему мужу, или нет? На сие ответствую: прежде всего вникните хорошо во глубину вашего сердца и рассмотрите себя, в каком отношении к нему находитесь: мирны или нет, не подали ли вы причин к разрыву супружеских уз ваших и прочее? И если что из сих найдете, кроющееся внутри вас, то употребите все сред-ства к примирению, — сие угодно пред Богом, даже и тогда, когда вы были бы и правы, но смирением вашим можете с ним примириться и приобрести его, если уже не для себя, но для Бога, то, не отлагая время, приступите к сему, и Гос-подь вас не оставит (преп. Лев).

Счастье

На вопрос ваш, в чем состоит счастливая жизнь: в блеске ли, славе и богатстве или в тихой, мирной семейной жизни, скажу, что я согласен с последним, да еще прибав-лю: жизнь, проходимая с неукоризненною совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное сча-стье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство неред-ко бывают причиною многих грехов, и ненадежно это счас-тье. Притом мы видим в Евангельском учении Господнем, что богатый, наслаждавшийся в сей жизни всеми благами, по отшествии в будущий век желал прохладиться в своем страдании хотя каплею воды, но услышал ответ: «чадо, по-мяни, яко восприял еси благая в животе твоем...» (Лк. 16, 25). И еще: здешнее блестящее, роскошное и мнимо счастливое житие Господь называет «пространными путем, вводящим в пагубу, и многие суть ходящии по нем, а узкий и прискорбный путь — вводящим в живот вечный, и мало ходящих по нем» (Ср.: Мф.7, 14) (преп. Макарий).

Талант

Под талантом надо подразумевать не только богатство, ученость, знатность. Таланты — это благоприятные усло-вия для спасения души. Каждому из нас даны таланты. Бедность, болезни, различного рода скорби — это все талан-ты. Если человек данный ему талант употребляет духовно, для спасения своей души, — они приносят плод. «В терпе-нии вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). А тот, кото-рый зарыл в землю данный ему талант, означает человека, который по нерадению о спасении своей души употребил земную жизнь только на достижение земного благополу-чия, — зарыл талант в землю (преп. Никон).

Как смотреть на таланты, которые с мирской точки зрения считаются талантами, и как быть, когда выражает-ся сожаление, что они зарываются? Например: ум, ученость, музыкальные способности, медицинское искусство и т. д.? Хорошо, когда можно такую способность совместить с работой для Бога, чтобы все это не мешало бы спасению души. Но если какая-либо из подобных специальностей мешает жить для Бога и спасаться, то надо все бросить, лучше быть поглупее, но спастись. Что пользы тебе, если ты приобретешь весь мир, а душе своей повредишь? (Мф.16, 26) (преп. Никон).